реконструкция амазонок |
Амазонки- не просто красивая эллинская легенда и не те дамы в леопардовых бикини, что мы так часто видим во всякого рода кинце, а целый социальный институт дев-воительниц, распространенный у скифских, сарматских и северокавказских племен. Скифы и сарматы, увы, не оставили после себя письменных источников, так что о них мы узнаем больше со слов греческих историков и... захоронений. На Украине известно более 112 захоронений амазонок. Поначалу ученые не обращали внимания на то, что рядом с женскими останками лежат колчаны стрел, дротики, топоры, кинжалы (дескать, они имеют ритуальное значение, мало ли в мире ином пригодятся). Ну а то что женские кости имели следы явно боевых ранений никого не смущало до определенного момента. Что же делали амазонки у скифов.
"Как известно, основу скифского войска составляла царская дружина, набранная из лучших воинов, вне зависимости от их родового происхождения. Скифские женские отряды входили в состав широкого народного ополчения, созывавшегося на случай войны. Вероятнее всего, во время боя они выполняли вспомогательные функции и, осыпав противника градом стрел и каменных ядер, поспешно отступали, уступив место мужчинам, готовым сразиться с врагами в открытом бою, так сказать, лицом к лицу. Подобные подразделения могли также использоваться для прикрытия тыла и охраны путей возможного отступления.
Проанализировав состав оружия из скифских женских захоронений на территории Никопольщины, можно придти к выводу, что воительницы отдавали предпочтение луку со стрелами, копью и дротику. Отсутствие в подобных погребениях останков мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя наводит на мысль о том, что скифские воительницы подобным вооружением не пользовались. инжалы служили не только для самозащиты - зачастую они использовались и в ритуальных целях. Возможно также, что во время походов некоторые женщины-воины исполняли ещё и функцию жриц. Найденные в погребениях скифских воительниц ядра от пращи свидетельствуют о том, что это метательное оружие им было хорошо известно. Возможно, головные уборы знатных скифянок обшивались защитными металлическими пластинами. Для подвешивания оружия служил широкий кожаный пояс. Единственным защитным вооружением женщин-вионов, похоже, являлись щиты (судя по всему, почти квадратной формы) - деревянные и обшитые кожей. Нанесенные на них в определенной последовательности полоски (обычно красные и зеленые) имели магическое значение."
(С) Торопин. http://bizslovo.org/content/index.php/ru/istoriya-nikopolya/134-davnya-istoriya/376-skifski-voitelnyci.html
Скорее всего, существовали даже целые женские подразделения, участвовавшие в крупномасштабных кампаниях.
реконструкция скифянок по Торопину:
реконструкция по Горелику:
У сарматов женщины-наездницы вообще занимали довольно высокое социальное положение, были хорошо вооружены и выполняли функции жриц. Более того, у савроматов наличествовала матрилинейность родства (то есть, наследование по женской линии). К сожалению, это касалось только периода родового строя... Но все равно исследователи отмечают широкое участие женщин в военных действиях. «их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей... та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход» (с) гиппократ. Я кстати встречала немного другую вариацию это славной традиции: девушки должны были сами добыть себе приданое в бою т.е. привести трех пленных в стан. В Древнем Вавилоне и Финикии также была распространен самостоятельный заработок приданого. Гостевой и храмовой проституцией, например.
Сарматская девушка с арканом
и просто подборка реконструкций: (я точно не определилась сарматы это или скифы, похоже больше все же на скифов)
непосредственно реконструкция
самая моя любимая! я просто влюблена в эту картинку!
просто вольная картинка на эту же тему, но не лишенная историчности:
Интересные факты, подчерпнутые из античной литературы, с собственными выводами: Посмотрела тут в Вики списки имен амазонок, встречавшихся в античной мифологии и с удивлением обнаружила, что чуть ли не половина этих воительниц была убита...кхм... Гераклом. Молодец мужик, что еще скажешь! ББПЕ по-гречески, одним словом. А чего стоит один из подвигов Геракла, когда он был послан к Иполлите, чтобы отобрать у нее пояс? По некоторым источникам, сын Зевса всего лишь победил Ипполиту в бою, а в некоторых описывается куда более печальный и кровавый исход...
Обратимся к Гомеру (начнем со списка кораблей, ага). Амазонки выступили на стороне Трои (молодцы, я тоже всегда была за Трою!), дрались очень отважно, а их предводительница померялась силами (ну не пиписьками же) с самим Ахиллесом, Пелеевым сыном. С опять же печальным итогом. Но надо сказать, Ахиллес осознал свою вину и долго убивался по поводу смерти Пенфесилеи. К слову, сия брутальная дама утащила с собой в погребальный костер аж семерых героических мужей, в том числе Махаона и Подарка. Так то!
Геродот приписывал амазонкам отсутствующую грудь и крайне дурной нрав. Откровенный сексизм, между прочим. Что еще хорошего Геродот говорил об амазонках можно прочитать тут:
Но вообще, благодаря ему мы об этих женщинах и знаем. Вообще амазонки бравым эллинам никак не давали покоя, в большинстве мифов они представлены как прекрасные, но очень свирепые женщины, которые в буквальном смысле "наезжают" на Элладу. Мифы об амазонках всегда заканчиваются посрамлением этого славного племени. Ну и после этого, разве древние греки не сексисты?
А в нартском (это Осетия) эпосе девы-воительницы без труда наваляли не только супостамам, убившим их мужей и братьев, но и мифическим великанам-авсаронам.
«Стрела и меч знакомы девам стали,
Из лука все без промаха стреляли,
Готовились без устали к сраженью,
Их вдохновляло будущее мщенье»
«Дочь Даргавсара на скале стояла
И к девичьему полчищу взывала:
«Кто уклонится от святого боя,
Позором тот навек себя покроет.
Смотря, как нарты истекают кровью,
Ужели мы не поведем и бровью.
Скорей вперед! Здесь робким места нет,
От храбрых дев я жду один ответ»
А вот одна из южно-русских былин:
Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Как пером-то лебединым ею поигрывает...
Хорошая, на минуточку, картина предстает... Так что образ женщины Великой степи всегда величественен и прекрасен!
Рубрики: | Степь да степь кругомНад нами Вечного Синего неба флаг! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |