-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 113357
Комментариев: 6804
Написано: 121832


6 октября родились...

Воскресенье, 06 Октября 2024 г. 05:20 + в цитатник
Maria-Dabrowska (510x700, 191Kb)
1889
Мария Домбровская (польское имя — Maria Dąbrowska; имя при рождении - Maria Szumska)
польская писательница, автор романов и новелл, драматург, литературный критик, публицист и переводчик. Творчество Домбровской - яркая страница в истории польского реализма XX в. Писательница родилась в Руссове под Калишем, в разорившейся шляхетской семье. Окончила школу в Варшаве. В 1907—1914 годах училась в Лозаннском и Брюссельском университетах. Литературную деятельность начала в 1910-е гг. Первые сборники рассказов Марии Домбровски «Дети родины» („Dzieci ojczyzny“, 1921), «Ветка черешни» („Gałąź czereśni“, 1922) носили воспитательный и патриотический характер. За ними последовали поэтичные новеллы книги «Улыбка детства» („Uśmiech dzieciństwa“, 1923), изображающие детей. Детям посвящены сборники «Дружба» („Przyjaźń“, 1927), «Мартин Козера» („Marcin Kozera“, 1927), «Чистые сердца» („Czyste serca“, 1938). Лучшие рассказы Домбровски вышли в сборники «Люди оттуда» („Ludzie stamtąd“, 1925) и «Признаки жизни» („Znaki życia“, 1938). Крупнейшее произведение писательницы — тетралогия «Ночи и дни» („Noce i dnie“; 1932—1934), в которую входят романы «Богумил и Барбара», «В вечной тревоге», «Любовь», «Ветер в лицо». Домбровска — автор исторических драм «Гений-сирота» („Geniusz sierocy“, 1939, опубликована в 1957), «Станислав и Богумил» („Stanisław i Bogumił“, 1945, опубликована в 1947). В переводах Домбровски выходили произведения английской, датской, русской (А.П.Чехова) литературы. В литературно-критических и публицистичных статьях Домбровской рассматривались личность и творчество Болеслава Пруса, Станислава Пшибышевского Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Джозефа Конрада. В 1966 году режиссёр Кшиштоф Занусси снял документальный фильм о Марии Домбровской. Вышла замуж за Мариана Домбровски, публициста и деятеля польского социалистического движения, близкого Юзефу Пилсудски. После его смерти в 1925 году спутником жизни Марии Домбровской стал Станислав Стемповски. Племянник Домбровский Тадеуш. Некоторое время работала в министерстве сельского хозяйства. Занималась публицистикой. В 1957 году стала почётным доктором Варшавского университета. Почётный гражданин Калиша.Скончалась в Варшаве 19 мая 1965 года.
Maria_Dabrowska_grob (465x700, 499Kb)
Похоронена на варшавском кладбище Повонзки. Награды и премии: Кавалер Командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши; Офицер ордена Возрождения Польши; Орден Знамя Труда I степени; Золотой крест Заслуги; Государственная премия ПНР (1955).
«Люди оттуда» (Ludzie stamtąd. 1925) — сборник рассказов, которые некоторые критики сравнивали с «Записками охотника» И.С.Тургенева. В нем Домбровская многосторонне и ярко изобразила жизнь польского деревенского пролетариата, с которой была хорошо знакома. Герои Домбровской много и тяжело работают, голодают, болеют, спиваются. И тем не менее у читателя не появляется впечатления безысходности, поскольку герои этих рассказов, несмотря ни на что, способны к добрым поступкам, к проявлениям человеческого достоинства. Писательница показывает, как глубоко у этих людей стремление к взаимной поддержке: «Как бы тебя ни скрутило, всегда еще можешь другому помочь - ради этого одного стоит жить». Позже Домбровская напишет об основной цели этих рассказов: «Показать силу и глубину переживаний человека, самого забитого, беззащитного и беспомощного. И тем самым раскрыть его достоинство и для будущих времен». «Ночи и дни» (Noce i dnie. 1932-1934) - тетралогия в которую входят романы «Богумил и Барбара», «В вечной тревоге», «Любовь», «Ветер в лицо». Домбровская работала над ней с 1926 по 1934 г. По своему характеру этот цикл примыкает к тем произведениям европейской литературы, в которых представлена жизнь ряда поколений одной семьи («Сага о Форсайтах», «Будденброки», «Семья Тибо» и т.д.). Герои «Ночей и дней» - члены семьи Нехцицев. В описании истории этой семьи, взаимоотношений старшего и молодого поколений Домбровская добивается большой психологической достоверности. Это в первую очередь справедливо в отношении центральных персонажей — Богумила и Барбары, которых связывает не только любовь, но и верность патриотической идее и которые стали фигурами по-своему символическими, обобщившими черты глубоко национальные, типичные для многих поколений польской интеллигенции. Большим художественным достижением следует признать и образ их дочери Агнешки, воспринявшей от матери ее неуспокоенность и нежелание мириться с отрицательными явлениями окружающей действительности, а от отца — основательность, любовь к труду, верность долгу. Однако семейно-психологическими проблемами не исчерпывается содержание «Ночей и дней»: сквозь призму судеб Нехцицев, так же как и других персонажей тетралогии, М.Домбровская показывает жизнь Польши от восстания до начала Первой мировой войны. Эпопея Домбровской оптимистична. Писательница верит в огромную нравственную силу, которую дает человеку труд, в конечную победу добра. В критике справедливо отмечался эпический характер тетралогии: богатство конкретных деталей окружающей жизни, органическая связь личных и исторических судеб, особая, неторопливая манера повествования, детальный анализ характеров и поступков действующих лиц. «На деревне свадьба» (Na wsi wesele. 1955) — повесть, вошедшая в сборник «Утренняя звезда». С большим мастерством показала здесь писательница переплетение старых обычаев с новыми, вторжение городской цивилизации в мир патриархальных деревенских отношений. Сюжет повести — деревенская свадьба. Разговоры людей, собравшихся за свадебным столом из разных уголков страны, касаются самых разнообразных проблем современности: города и деревни, религии и политики, кооперации и т.д. Поэтизируя «живую жизнь», повседневный человеческий труд, писательница в то же время не обходит молчанием и сложности, которые неблагоприятно сказываются на судьбах некоторых персонажей. Однако утренняя звезда, горящая над хатой Яснотов, не случайно осмысливается в повести как символ надежды на счастливое будущее. Произведения: Избранное / Сост. и предисл. Я. Станюкович. Москва: Прогресс, 1974. 526 страниц (Библиотека польской литературы); Люди оттуда / Перевод М.Е.Абкиной. Москва; Ленинград: Госиздат, 1928. 190 страниц; Рассказы. Москва, 1957; Ночи и дни: Роман: В 2 томах / Перевод Е.Усиевич; Вступительная статья Я.Станюкович. — Москва: Художественная литература, 1964; Утренняя звезда: Рассказы / Составитель и предисловие С.Соколова. Москва: Художественная литератруа, 1983. 396 страниц; Pisma wybrane: 3 t. — Warszawa: Czytelnik, 1956; Ludzie stamtąd / Posł. R. Matuszewskiego. — Wyd. 12. — Warszawa: Czytelnik, 1976. — 195 s.; Na wsi wesele. — Warszawa: Czytelnik, 1975. — 78 s.; Noce i dnie: 5 t. - Warszawa: Czytelnik, 1977. Литература: Станюкович Я.В. Реализм Марии Домбровской. — Москва: Наука, 1974. — 294 страницы; Drewnowski T. Rzecz mssowska: O pisarstwie Marii Dąbrowskiej. — Kraków: Wyd-wo lit., 1981. — 459 s.; Korzeniewska E.Maria Dąbrowska. — Warszawa: Iskry, 1976. — 83 s.

Klimohin (525x700, 193Kb)
1889
Сергей Капитонович Климохин
активный деятель рабочего движения, советский государственный деятель, ближайший соратник М.В.Фрунзе. Родился в деревне Большое Шихово Горковской волости Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Кинешемский район Ивановской области), в семье кузнеца. В 1903 году закончил двухклассную церковно-приходскую школу в Бонячках (ныне г. Вичуга), затем Седельницкую второклассную учительскую школу, получив звание учителя школы грамоты. В 1906 году поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу, которую закончил досрочно в 1907 году и сдал экзамены в Педагогическом Совете Кинешемского реального училища на звание учителя начального и двухклассного училища Министерства Народного Просвещения. До начала первой мировой войны работал учителем. При мобилизации получил по зрению белый билет. До революции работал в фирме Зингера. В Хреновской церковно-учительской школе начал активно заниматься революционной деятельностью, с 1906 года — член РСДРП (меньшевиков). С марта 1917 г. — член РСДРП(б). В мае 1917 г. участвовал в создании Ново-Вичугского рабочего кооператива и районной организации РСДРП(б). Будучи секретарём Иваново-Кинешемского профсоюза текстильщиков и членом Центрального бюро фабрично-заводских комитетов Иваново-Кинешемского района в августе-сентябре принимал активное участие в выработке требований (включая подробные тарифные ставки для рабочих всех специальностей), которые были предъявлены фабрикантам 27 октября 1917 г. Член Центростачки (Центрального стачечного комитета), которая непосредственно руководила гигантской 300-тысячной забастовкой 114-ти предприятий Иваново-Кинешемской промышленной области, длившейся с 3 ноября по 30 ноября 1917 г. Декабрь 1918 г — избирается председателем Исполнительного комитета Иваново-Вознесенского губернского Совета. 1920 г. — председатель Иваново-Вознесенского губернского Совета народного хозяйства. 1920—1927 — председатель Московского губернского совнархоза. Состоял в Рабочей оппозиции. 1925 — поездка в составе делегации Моссовета в Западную Европу для изучения коммунального хозяйства больших городов. Результатом поездки стал коллективный труд (под общ. редакцией И. Любимова) «Большие города Западной Европы. Берлин. Париж. Лондон», Издание МКХ, 1926 г. 1927—1930 — заместитель председателя Центрального Союза потребительских обществ СССР (Центросоюз). 1930—1932 — Торгпред в Польше. В 1923 г. — делегат XII съезда РКП(б) от Московской партийной организации. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Летом 1937 г. исключён из партии с формулировкой «за потерю политической бдительности». С октября 1937 г. работал на строительстве фабрики «Красная крутильщица». Последнее место работы (с 6 апреля 1941 г.) — Московский райфинотдел, инспектор коммунального хозяйства. Умер 18 ноября 1942 года в Москве, во второй Градской больнице, диагноз — миодегенерация сердечной мышцы на почве истощения. Урна с прахом в феврале 1943 г. была перевезена на малую родину — в д. Большое Шихово Кинешемского района Ивановской области. Жена — Вера Алексеевна, урождённая Нелидова (1895—1954). До переезда в Москву (в начале 1920-х) жила с детьми в Вичуге. Брат жены — преподобномученик Киприан (Нелидов) (1901—1934). Именем Климохина названа улица в городе Вичуге. Литература: «Краткая история стачки текстильщиков Иваново-Кинешемской Промышленной Области» (составитель С.К.Климохин), Кинешма, 1918 г. 87 страница; Климохин С.К. Трестированная промышленность подведомственная МСНХ в первом полугодии 1923-1924 производственного года. (Стенограмма доклада С.Климохина на открытом собрании ячейки РКП МСНХ от 9 июля 1924 г.) Москва, 5-я типо-литография «Мосполиграф», 1924; Климохин С.К., составитель. К вопросу о прогулах и простоях в промышленности МСНХ. Москва, 1925 г.

MezhinskySB (483x700, 222Kb)
1889
Семен Борисович Межинский
русский и советский драматический артист театра и кино, исполнитель характерных ролей. Народный артист РСФСР (1947). Родился в Купянске. В 1918—1919 годах учился в Харьковской школе сценического искусства. После окончания зачислен в Харьковский драматический театр которым руководил Н.Н.Синельников, также сотрудничал с театром одноактных пьес «Огни». Работал в театрах Первом Харьковском драматическом театре, московском театре «Комедия», московском Малом театре; снимался в кино. Умер в Москве 16 октября 1978 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище. Среди ролей: Пастух («Зори» Верхарна), Вурм («Коварство и любовь»); граф Меттерних («Орлёнок» Ростана) и др. С первых ролей актёра определились основные черты его творчества: темперамент, богатая фантазия, яркая характерность, разнообразие средств и приемов сценической выразительности. 1924—1933 годах состоял в труппе Московского театра «Комедия» (бывший Театр Корша). Среди ролей: Гросман («Плоды просвещения»), Остергаузен («Джентльмен» Южина-Сумбатова), Фуше («Мадам Сан-Жен» Сарду), Батов («Яд» А. В. Луначарского), Маргулиес («Время, вперёд!» В.П.Катаева), Кнуров («Бесприданница», 1932) и др. В 1933—1959 годах служил в Малом театре Москвы. Среди ролей: Феликс Гранде («Евгения Гранде» по роману Бальзака), Фаюнин («Нашествие»), Пологий («Враги»), Штруф («Скутаревский» Леонова), Тарелкин («Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина), Очерет («Слава» Гусева), Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина), Де-Сантос («Уриэль Акоста» Гуцкова), О’Фейлан («Проданная колыбельная» Лакснеса), Милорд Стайн («Ярмарка тщеславия» по роману Теккерея) и др. Его исполнению присуща сатирическая острота, завершённость пластического и интонационного рисунка, психологическая верность разработки характера. В 1938 году Межинский сыграл одну из лучших своих ролей — Феликса Гранде («Евгения Гранде» по Бальзаку). Актёр наделил сценический образ бальзаковского скупца природным живым умом хитрого и лицемерного, изворотливого человека. Большой удачей актёра было исполнение роли Фаюнина («Нашествие», 1943). Роли в кино: 1938 — Болотные солдаты — аптекарь; 1938 — Профессор Мамлок — профессор Мамлок; 1941 — Валерий Чкалов — Орджоникидзе; 1943 — Кутузов — Наполеон; 1948 — Суд чести — американский учёный Картер; 1960 — Евгения Гранде — господин Феликс Гранде. Награды и премии: народный артист РСФСР (1947); орден Трудового Красного Знамени (1 февраля 1939) — за исполнение главной роли в фильме «Профессор Мамлок» (1938); орден Красной Звезды (14 апреля 1944); орден «Знак Почёта» (1937). Литература: Вакс Л., Семён Межинский, Москва, 1939; Никитин Ф., Межинский — Гранде, «Искусство и жизнь», 1940, № 10; Альтман И., Уриель Акоста, «Театр», 1940, № 7, с. 114-33; Емельянов Б., Автор спектакля — Игорь Ильинский, «Театр», 1959, № 6, страницы 105-11.

Aotauson (501x700, 207Kb)
1889
Анастасия Оттоновна Таусон
советский учёный, гидробиолог, доктор биологических наук. Первая женщина-профессор Пермского университета, одна из первых женщин — докторов наук СССР, заведующий кафедрой гидробиологии, проректор по научной работе (1935–1938) Пермского университета, исследователь водоёмов Прикамья, основатель уральской школы гидробиологии. Сестра советского учёного микробиолога и физиолога растений Владимира Таусона. Родилась в Рязани. До 1918 года жила в Москве, окончила частную женскую гимназию, а с 1909 по 1916 год училась на естественном отделении физико-математического отделения Московских женских высших курсов. В 1916 году, будучи младшим ассистентом кафедры зоологии, написала свою первую научную работу под руководством известного русского биолога Кольцова, Николая Константиновича (1872—1940). В 1918 году была приглашена работать в Пермский университет ассистентом кафедры зоологии беспозвоночных животных. Вела преподавательскую деятельность, уделяла внимание гидробиологическим исследованиям. В 1922 году она была избрана научным сотрудником Биологического научно-исследовательского института при Пермском университете. В том же году участвовала в работе съезда зоологов, анатомов и гистологов в Петрограде, где выступила с двумя докладами, в частности, с докладом о влиянии внешних условий на пол у коловратки (червь пресных и солоноватых вод, участвует в самоочищении вод, служит кормом для рыб). Эта экспериментальная работа получила высокую оценку в научных кругах. Биологический научно-исследовательский институт позднее был преобразован в ЕНИ. В 1925 году стала доцентом кафедры зоологии беспозвоночных. До 1930 года занималась изучением влияния факторов среды на водные организмы, работы по этому направлению получили известность в нашей стране и за рубежом. После поездки в 1928 году в итальянский город Неаполь на всемирно известную Биологическую станцию, начинает проводить масштабные гидробиологические исследования на Урале. Таким образом, в 1930-е годы ей были созданы циклы работ, посвященных гидробиологическому исследованию водоёмов Западного Урала в связи с их рыбохозяйственным использованием. В 1932–1933 годах от кафедры зоологии беспозвоночных университета (под руководством профессора В.А.Захваткина) отделились кафедры этимологии (заведующий — Д.Е.Харитонов) и гидробиологии — под руководством А.О.Таусон. С 1950 года кафедра гидробиологии стала кабинетом при кафедре зоологии беспозвоночных. 1 ноября 1934 года получила должность профессора и была официально утверждена в качестве заведующей кафедрой гидробиологии. 15 октября 1935 года Высшая аттестационная комиссия присваивает ей учёную степень доктора без защиты диссертации. Таким образом, Анастасия Оттоновна Таусон — первая женщина-профессор Пермского университета и одна из первых женщин-докторов в СССР. С 19 октября 1935 по январь 1938 года — проректор по научной работе Пермского университета. Умерла в Перми 4 ноября 1953 года. Похоронена на Егошихинском кладбище. Под её руководством проводились исследо­вания по гидробиологии водоемов Урала и Сибири и по влиянию внешних условий на определение пола у водных беспозвоночных. Результатом этой научной деятельности явился ряд научных статей, имеющих теоретиче­ское и практическое значение: о водоемах Магнитогорска как ис­точниках водоснабжения, о влиянии хлора на водные организмы при хлорировании воды, о влиянии сточных вод на фауну и флору рек, изучался вопрос о происхождении фауны Аральского моря. Многие работы А.О.Таусон были перепечатаны за рубежом. Итогом научных исследований водоёмов области явилась монография «Водные ресурсы Молотовской области» (1947), имевшую огромное научное значение для учёных. Так и оформилась уральская школа гидробиологии, основательницей которой стала А.О.Таусон. Основные научные работы посвящены изучению гидробиологии Урала. А.О.Таусон — автор 34 научных работ. Избранные работы: 1923 — Влияние ионов Na, К, Са и Mg на пол и жизненные процессы у коловратки Asplanchna intermedia Huds; 1924 — Влияние водородных ионов и антагонистическое действие катионов на выживаемость животных; 1951 — Влияние сточных вод и лесосплава на донную фауну рек; 1947 — Водные ресурсы Молотовской области. Молотов: ОГИЗ «Молотовское областное издательство», 1947. 321 cтраница. За успешную научную и педагогическую работу была награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Источники: Алексевнина М.С. Таусон Анастасия Оттоновна // Профессора Пермского государственного университета: (1916—2001) / Главный редактор: В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского ун-та, 2001. 279 траниц. Страницы 176—177; Николаев С.Ф. Преданность науке //Пермский университет в воспоминаниях современников. Выпуск 1. / Составитель А.С.Стабровский. Пермь: Изд-во ТГУ. Пермское отделение, 1991. 83 страницы. Страница 79; Пермский государственный университет имени Горького: Исторический очерк. 1916–1966. / Под редакцией Ф.С.Горового. Пермь: Книжное издательство, 1966. 292 страницы; Таусон Анастасия Оттоновна // Энциклопедия "Пермский край".

Gerald_Heard (677x700, 277Kb)
1889
Генри Фицджеральд Херд (Henry FitzGerald Heard; обычно называемый Джеральд Херд, Gerald Heard)
американский историк британского происхождения, научный писатель и телеведущий, публичный лектор, педагог и философ. Он написал множество статей и более 35 книг. Херд был гидом и наставником многих известных людей с 1940-х по 1960-е годы, включая Олдоса Хаксли, Генри Люса, Клэр Бут Люс и Билла Уилсона, соучредителя Анонимных алкоголиков. Его работа была предшественницей движения за развитие сознания и оказала влияние на него, которое распространилось в западном мире с 1960-х годов.
Ранняя жизнь
Сын англо-ирландского священнослужителя, Херд родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Он вырос серьезным, дисциплинированным, решительным молодым человеком. Он изучал историю и теологию в колледже Гонвилл и Кайус в Кембридже, который окончил с отличием по истории. После работы на других должностях с 1926 по 1929 год он читал лекции по программе заочного обучения Оксфордского университета. Херд проявлял большой интерес к достижениям в области естественных наук и в 1929 году редактировал «The Realist», недолговечный ежемесячный журнал научного гуманизма, спонсорами которого были Герберт Уэллс, Арнольд Беннетт, Джулиан Хаксли и Олдос Хаксли. В 1927 году Херд начал читать лекции для Этического общества Саут-Плейс. В 1930-е годы он стал первым научным комментатором Би-би-си. В молодости он работал в сельскохозяйственном кооперативном движении Ирландии. В 1920-х и начале 1930-х годов он был личным секретарем сэра Горация Планкетта, основателя кооперативного движения, который провел свои последние годы в Уэйбридже, Суррей. Наоми Митчисон, которая восхищалась Планкеттом и была другом Херда, писала о том времени: "Эйч Пи, как мы все его называли, переживал свой расцвет и часто болел, но изо всех сил старался продолжать работу, которой он был предан. Джеральд [Херд], который довольно постоянно опекал его, однажды извинился за то, что резко покинул званый ужин, когда на Х.П. внезапно навалилась усталость". В середине 1920-х у Херда завязались романтические отношения со светским львом Кристофером Вудом, молодым наследником крупного продуктового состояния, с которым он жил в Лондоне; однако примерно к 1935 году Херд объявил о безбрачии, хотя продолжал сожительствовать с Вудом периодически вплоть до 1950-х годов. Гораций Планкетт владел недвижимостью в американских штатах Небраска и Вайоминг и оставил Херду в своем завещании некоторую собственность.
Карьера
Херд впервые начал писать книги в 1924 году, но "Восхождение человечества", опубликованная в 1929 году, ознаменовала его первый выход в свет, поскольку она получила премию Герца Британской академии. С 1930 по 1934 год он работал научным и актуальным обозревателем BBC. С 1932 по 1942 год Херд был членом совета Общества психических исследований. В 1931 году Херд создал неформальную исследовательскую группу для изучения развития группового мышления или групповых коммуникаций, которая стала известна как Исследовательская группа инженеров, потому что несколько ее членов были инженерами, которые впоследствии участвовали в ранней разработке компьютеров. Наоми Митчисон также активно участвовала в группе. После 1936 года Херд порвал с Митчисон из-за ее откровенной поддержки республиканцев в Гражданской войне в Испании и ее попытки вместе с другими членами группы поставлять оружие в Республиканскую Испанию. В своем последнем письме Митчисону Херд выразил сочувствие жертвам войны в Испании, но сравнил принятие чьей-либо стороны в войне с тем, что "родственники пациента, страдающего смертельной болезнью, верят, что он излечим у дежурного врача (...) Я убежден, что путь, по которому движется цивилизация, смертелен, а обычные средства только усугубляют болезнь". Между тем Херд сыграл второстепенную роль в развитии Союза "Залог мира". Херд стал хорошо известен как сторонник пацифизма и выступал за изменение поведения посредством медитации и "дисциплинированного ненасилия". В 1937 году он эмигрировал в Соединенные Штаты, чтобы прочитать несколько лекций в Университете Дьюка. Херда сопровождали Олдос Хаксли, жена Хаксли Мария и их сын Мэтью Хаксли. В Соединенных Штатах основными видами деятельности Херда были писательство, чтение лекций и время от времени выступления на радио или телевидении. Он развил в себе личность информированного человека, который не признавал внутреннего конфликта между историей, наукой, литературой и теологией. Хотя он читал лекции в «Duke», Херд отклонил предложение о должности там и отправился на запад, чтобы поселиться в Калифорнии. Херд был первым среди группы друзей-литераторов (несколько других из которых, включая Кристофера Ишервуда, также были британцами), кто открыл для себя Свами Прабхавананду и Веданту. Херд стал посвященным в Веданту. Как и у его друга Олдоса Хаксли (еще одного члена круга), суть зрелого мировоззрения Херда заключалась в том, что человек может эффективно осуществлять преднамеренную эволюцию сознания. В течение многих лет он регулярно практиковал медитацию, подобную йоге. Он интересовался парапсихологией и был членом Общества психических исследований. Херд пришел к выводу, что препятствием, которое необходимо устранить, является "проблема обеспечения свободного потока понимания за пределами повседневного порога опыта при сохранении ясности ума". В 1942 году он основал колледж Трабуко как учреждение, где можно было проводить исследования и практику сравнительного религиоведения. По сути, это был совместный учебный центр духовной жизни. Живя как ученый-фрилансер, Херд пользовался безопасностью в Америке благодаря тому, что он унаследовал от Горация Планкетта, а также от своей собственной семьи. Он использовал некоторые из своих унаследованных ресурсов для реализации этого самого амбициозного из проектов. Для идеалистического эксперимента требовалась земля, и Херд купил 300 акров в каньоне Трабуко, в горах Санта-Ана. Херд был путеводной звездой и полезным местным мудрецом, но по натуре он не был ни организатором, ни менеджером. Феликс Грин, племянник Кристофера Ишервуда, исполнял эти роли. Профессионально Грин в конечном итоге сделал карьеру в журналистике и кинопроизводстве, но при основании Trabuco он проявил некоторый талант в планировании архитектуры и землеустройства. Вскоре после того, как очень способный Грин покинул сообщество и женился, практическая сторона жизни в колледже Трабуко начала ухудшаться. Херд передал землю и помещения Обществу Веданты Южной Калифорнии, которое до сих пор использует объект как монастырь и обитель Рамакришны. В середине 1950-х Херд был показан в качестве лектора на семинарах Sequoia (предшественнике Эсаленского института), организованных Эмилией и Гарольдом Ратбунами, докторами философии.
Психоделики
В 1954 году Херд попробовал мескалин, а в 1955 году - ЛСД. Он чувствовал, что при правильном использовании они обладают мощным потенциалом "расширить кругозор человека", позволяя человеку заглянуть за пределы своего эго. В августе 1956 года основатель "Анонимных алкоголиков" Билл Уилсон впервые принял ЛСД — под руководством Херда и в присутствии Сидни Коэна, психиатра, работавшего в то время в больнице управления ветеранов Калифорнии. По словам Уилсона, сеанс позволил ему вновь пережить спонтанный духовный опыт, который у него был много лет назад, и который позволил ему преодолеть собственный алкоголизм. В конце 1950-х Херд также работал с психиатром Коэном, чтобы познакомить других с ЛСД, включая Джона Хьюстона и Стива Аллена. С опытом Херд пришел к разумному взгляду на ценность психоделиков, поскольку в лучшем случае озарения и экстаз, которым они способствуют, являются временными состояниями. Религиозный писатель Дон Латтин писал, что, по мнению Херда, "ЛСД может дать опыт постижения великих тайн, но не дает мгновенных ответов". Херд также был ответственен за знакомство тогда еще неизвестного Хьюстона Смита с Олдосом Хаксли. Смит стал одним из выдающихся религиоведов в Соединенных Штатах. Его книга "Религии мира" является классикой в этой области, разошлась тиражом более двух миллионов экземпляров и считается особенно полезным введением в сравнительное религиоведение. Встреча с Хаксли в конечном итоге привела к связи Смита с Тимоти Лири.
»Пять возрастов человека2
В январе 1964 года было опубликовано то, что некоторые считают великим произведением Херда, книгой под названием "Пять возрастов человека". (Опубликовано новое издание, переименованное в "Пять эпох человечества".) Согласно Херду, преобладающую стадию развития людей в современных промышленно развитых обществах (особенно на Западе) следует рассматривать как четвертую: "гуманистическую стадию" "целостного индивида", который находится под умственным доминированием, ощущая себя автономным, отделенным от других людей. Херд пишет (страница 226), что эта стадия характеризуется "базовой гуманистической концепцией человечества, которое полностью стремится к себе, потому что оно полностью индивидуализировано в виде отдельных телосложений, которые могут непосредственно осознавать только свою личную боль и удовольствие, лишь слабо догадываясь о чувствах других. Такую расу изобретательных животных, каждое из которых способно видеть и искать свою собственную выгоду, необходимо поддерживать в сочетании друг с другом, апеллируя к их отдельным интересам." В современных индустриальных обществах человек, особенно образованный, имеет возможность начать вступать в "первую зрелость" гуманистической "целостной личности" в середине подросткового возраста. Однако, по словам Херда, в процессе становления находится пятая стадия, постиндивидуальная психологическая фаза личности и, следовательно, культуры. По словам Херда, вторая зрелость может быть такой, которая выходит за рамки "личного успеха, экономического мастерства и психофизической способности наслаждаться жизнью" (страница 240).
Херд назвал эту фазу "Лептоидным человеком" (от греческого слова лепсис: "прыгать"), потому что люди все чаще сталкиваются с возможностью "совершить прыжок" в значительно расширенное сознание, в котором различные аспекты психики будут интегрированы, без того, чтобы какие-либо аспекты были подавлены или казались чуждыми. Общество, признающее этот этап развития, будет уважать и поддерживать людей, достигших "второй зрелости", которые хотят разрешить свои внутренние конфликты, растворить свои внутренние блоки и стать мудрецами современного мира. Кроме того, вместо того, чтобы просто наслаждаться биологическим и психологическим здоровьем, как предполагали Фрейд и другие важные философы-психиатры "тотально-индивидуальной" фазы, лептоидный человек не только достигнет значимой "второй зрелости", признанной его обществом, но и сможет стать человеком развитой духовности, подобным мистикам прошлого; и человеком мудрости.
Но коллективно и культурно мы все еще находимся в переходной фазе, по-настоящему не признавая идентичность за пределами сверхиндивидуалистической четвертой, "гуманистической" фазы. Взгляды Херда были предостерегающими по поводу несбалансированного развития общества, неуместных целей использования нами технологической мощи. Он писал: "мы осознаем наш опасный дисбаланс: наше постоянное и постоянно растущее производство энергии и нашу неадекватность цели; наши способности к критическому анализу и нашу творческую скудость; наше триумфально эффективное техническое образование и наше неэффективное, не имеющее отношения к ценностям, смыслу, тренировке воли, возвышению сердца и просветлению ума".
В мае 2023 года было выпущено исправленное и переименованное издание книги Херда "Пять веков человека" под названием "Пять веков человечества".
Смерть
Ближе к концу своей жизни Херд получил небольшую финансовую помощь от Генри Люса и Клэр Бут Люс. Херд умер 14 августа 1971 года в своем доме в городе Санта-Монике, штат Калифорния, США, от последствий нескольких перенесенных им ранее инсультов, начиная с 1966 года. По его просьбе поминальных служб не было, и его тело было пожертвовано программе "Тело по завещанию" в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Наследие
Общая философия Херда, а также идеи и мнения его последних лет оказали влияние на Майрона Столароффа, инженера-электрика, который в 1961 году основал Институт перспективных исследований в Менло-Парке, Калифорния. Философия и идеи колледжа Трабуко и Херда также оказали важное влияние на основание Эсаленского института. Майкл Мерфи и Дик Прайс начали организовывать семинары в Эсалене недалеко от Биг-Сура в 1962 году, причем Херд был известным ведущим. Мерфи и Прайс официально основали Эсаленский институт в 1964 году. В свою очередь, институт стал источником вдохновения и прототипом для многих других ретритов и центров роста, расширяющих движение за развитие человеческого потенциала. В популярной культуре: Бродвейский мюзикл Джеймса Лапина "Полет над закатом" включает персонажа по имени "Джеральд Херд", созданного по образцу реального Джеральда Херда. Персонажа Херда сыграл Роберт Селла в первом бродвейском показе (начинается в декабре 2021 года, хотя закрывается рано в середине периода COVID). Три других персонажа — Кэри Грант, Олдос Хаксли и Клэр Бут Люс — созданы по образцу этих широко известных общественных деятелей, каждый из которых в реальной жизни действительно неоднократно употреблял ЛСД. В пьесе (действие происходит в 1950-х годах) каждый из этих трех персонажей сталкивается с тяжелым эмоциональным испытанием, и Лапин передает суть пьесы во втором акте, когда все трое проводят совместный сеанс приема ЛСД с Хердом в качестве их гида.
Художественная литература
Херд писал художественную литературу под именем Х.Ф.Херд. В нее вошли три детективных романа о мистере Майкрофте (подразумевается, что это Шерлок Холмс после его выхода на пенсию). Мистер Майкрофт и его друг мистер Силчестер появились в трех романах: "Вкус меда", 1941 (транслировался по телевидению в 1955 году как "Жало смерти" и экранизирован как "Смертельные пчелы", 1967); "Оплаченный ответ"; и "Зазубренная шпилька". "Великий туман и другие странные истории" и "Затерянная пещера и другие фантастические рассказы" - это сборники рассказов, включающие как научную фантастику, так и истории о привидениях. Хью Лэмб описал "Великий туман" и "Затерянную пещеру" как "две великолепные книги рассказов". "Черный лис" - оккультный триллер с участием черной магии. "Двойники" - это роман-антиутопия, созданный под влиянием "Дивного нового мира" Хаксли, действие которого происходит после "Психологической революции". Энтони Буше описал "Двойников" как "по стилю и воображению самое захватывающее и провокационное произведение научной фантастики со времен расцвета М.П.Шила".
Библиография
Научно-популярный: 1924 Нарцисс: Анатомия одежды; 1929 Восхождение человечества; 1931 Появление Человека; 1931 г. Социальная сущность религии: очерк эволюции религии; 1932 г. этот удивительный мир: взгляд журналиста на науку; 1934 г. Эти торопливые годы: исторический очерк 1900-1933; 1935 Наука в процессе становления; 1935 Исток цивилизации; 1936 г. Значение нового пацифизма Опубликовано в "Новом пацифизме"); 1936 Исследование стратосферы; 1937 Третья мораль; 1937 Научный фронт, 1936; 1939 г. Боль, секс и время: новый взгляд на эволюцию и будущее человека; 1940 г. Символ веры Христа: толкование Молитвы Господней; 1941-1942 Обучение духовной жизни; 1941 г. Кодекс Христа: толкование Заповедей Блаженства; 1941 Человек – Мастер; 1942 Диалог в пустыне; 1944 Воспоминание; 1944 Предисловие к молитве; 1945 г. Евангелие от Гамалиила; 1946 Вечное Евангелие; 1948 г. Очевиден ли Бог?: Эссе по естественной теологии; 1949 г. Молитвы и медитации: ежемесячный цикл, составленный для ежедневного использования (отредактировано Джеральдом Хердом); 1950 Есть ли Бог в истории?: Исследование человеческой и дочеловеческой истории с точки зрения доктрины творения, грехопадения и искупления; 1950 Мораль с 1900 года; 1950 Смотрит ли другой мир?: Загадка летающих тарелок; 1952 Габриэль и существа (британское издание под названием Wishing Well); 1955 г. Человеческое предприятие; 1959 г. Подготовка к жизни, полной роста; 1964 Пять возрастов человека: психология истории человечества; rvsd. издан в 2023 году, как пять возрастов человечества. Художественная литература (опубликовано Х.Ф.Хердом): 1941 Вкус к меду; 1942 Убийство по размышлению; 1942 г. Оплаченный ответ: Тайна; 1944 Великий туман и другие странные истории; 1947 Двойники: эпизод четвертой, Психологической, революции; 1947 Президент Соединенных Штатов, детектив; 1948 Затерянная пещера и другие фантастические рассказы; 1949 Зазубренная шпилька: тайна Майкрофта;
1950 Черный лис: Роман семидесятых.

Hendrik_Adamson (497x700, 259Kb)
1891
Хендрик Адамсон (эстонское имя — Hendrik Adamson)
эстонский поэт и педагог. Хендрик Адамсон родился в семье портного, в подворье Патси (Pats) в деревне Метсакуру (Metsakuru), волости Kärstn (в настоящее время деревня Veisjärve, в волости Тарвасту), Феллинский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя. Его родители были бедны. Он стал лучшим учеником местной школы, а затем учился в Педагогической семинарии в Тарту. С 1911 года работал учителем в школе Torma Võtikvere. С 1919 по 1927 годы был заведующим начальной школы в эстонской деревне Kärstna. Впоследствии Адамсон стал профессиональным писателем, членом эстонского Союза писателей. Хендрик Адамсон некоторое время работал учителем в Valgamaal Lõvel (1940) и Kärstnas (1944). Язык эсперанто Адамсон изучил к концу 1929 года и уже в 1930 году начал писать оригинальные стихотворения на этом языке. В полной же мере его талант раскрылся на эстонском языке. Его первые стихи на эстонском печатались в газетах с 1913 года, свою первую книгу он написал в 1919 году. В 1934 году был издан альманах «Двенадцать поэтов», в котором было напечатано одиннадцать стихотворений Адамсона. Скончался в деревне Тухалаане, Пайсту, Эстонская ССР, СССР, 7 марта 1946 года, похоронен на эстонском кладбище в небольшом городе Хельме на юге Эстонии. Произведения писателя переведены на русский (перевёл Борис Штейн), английский и итальянский языки.
Творчество
Forpasis kure la juneco,
temp' tro revema sen prudent'-
- kaj estingiĝis purpurmeĉo
en malproksima orient'.

Min tro lacigis voj' ŝtonoza,
sur dorso sidas zorgo-ĝib',
mi iras, iras, senripoza
vagulo, sub sortbata vip'.

Min jam, post lastaj lacaj paŝoj,
atendas tombo: frosta lit',
kaj ĉirkaŭ kruco el kreskaĵoj
de l' ter volviĝos sole vit'.
Хендрик Адамсон. Стихотворение «Vesperkanto»

Адамсон писал на эстонском языке, широко используя южноэстонские диалектизмы. Некоторые его стихотворения написаны на языке эсперанто. Перу писателя принадлежат романы «Kuldblond neitsi» (Блондинка) и «Roheline sisalik» («Зеленая ящерица», Тарту, 1925). Хендрик Адамсон написал стихотворения, включая: Mulgimaa (1919); Inimen (1925); Dekdu Poetoj (1934); Auli novelaro (1934); Infera regalo и Vesperkanto (1979); Auli (1983). Литература: Сергей Довлатов. Поэты Эстонии. Литературное обозрение // Звезда : журнал. — 1975. — № 8. — Страницы 211—212; Ojalo, Jaan. Hendrik Adamson — 100 // Norda Prismo. — 1992. — № 1. — Страницы 6—8; Ojalo, Jaan. Adamson: Bardo de la hejmloko. En: Esperanto 84-a jaro 1991, n-ro 12 (1032), страница 2; Maie Torim, Karl Muru. Pilk Hendrik Adamsoni elule ja luulele (эст.) // Keel ja Kirjandus. — 1966. — Nr. 4. — L. 210—225; Hando Runnel, «Jooksu pealt suudeldud». Ilmamaa, Tartu 1998; 4 artiklit Adamsonist стр. 208—216 и 315—340

Калмыков (462x700, 269Kb)
1891
Сергей Иванович Калмыков
российский, затем советский казахстанский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. Русский художник-авангардист, единственный из мастеров Серебряного века, доживший до конца шестидесятых годов. Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. В ходе своей творческой деятельности Калмыков выработал оригинальный стиль живописи, иногда именуемый «фантастическим экспрессионизмом». Малоизвестный и непризнанный в течение жизни и практически всеми заброшенный в её конце Калмыков в настоящее время считается одним из важнейших представителей русского авангардного искусства, автором более полутора тысяч картин, рисунков, иллюстрацией, театральных декораций и литературных текстов. Сергей Калмыков родился в среднеазиатском Самарканде, не так давно вошедшем в состав Российской империи. Вскоре после его рождения семья переехала в Оренбург, где он впоследствии закончил гимназию. В 1909-1910 гг. Калмыков жил в Москве, где он посещал курсы Московской школы живописи, ваяния и зодчества (студия К.Ф.Юона), а с конца 1910 года в Санкт-Петербурге, где он становится учеником М.В.Добужинского и К.C.Петрова-Водкина. Считается, что одна из ранних работ Калмыкова, на которой он в 1911 году написал красных коней на воде, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня» (1912). Картина совместно с "Черным квадратом" Казимира Малевича (1915) стала определяющей в развитии русского авангардизма. Сам Калмыков в дневниках писал: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее». После Октябрьской революции в России Калмыков возвращается в Оренбург, где работает декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читает лекции и продолжает писать свои работы. С 1926 по 1928 гг. он был членом оренбургского отделения АХРРа (Ассоциация Художников Революционной России), участником выставок общества «Жар-Цвет». В начале 1930-х Калмыков создавал декорации для Передвижной Оперы Фёдора Вазерского, делал эскизы костюмов и афиш Оренбургского театра и цирка. В 1935 году, когда усилилась цензура и прошли чистки в рядах интеллигенции, Сергей Калмыков принимает решение переехать из Оренбурга в Алма-Ату. В 1935 году Сергей Калмыков переехал в Алма-Ату, в то время столицу Казахской Советской Социалистической Республики, по приглашению недавно открывшегося Музыкального театра Алма-Аты, который позднее стал Казахским академическим театром оперы и балета имени Абая. Он проработал в этом театре до выхода на пенсию в 1962 году, и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам. Он спасся от лютой смерти в тюрьме или лагере, играя роль городского сумасшедшего. «Широченные штаны, раскрашенные акварелью под закат, оголтело желтый сюртук, буро-седые волосы по плечам и в довершение ансамбля необъятная бескозырка без лент, но с красным верхом. Всегда сутулясь, не поднимая глаз, он брел по своим непонятным делам, придерживая у бедра холщовую суму». Таким его видели алмаатинцы, и спрос с него был минимален. Ну рисует чудак какие-то кубики и пусть себе рисует (в столицах такие кубики безнаказанно не прошли бы)… Калмыков часто рисовал на улицах и в парках города, особенно после выхода на пенсию, и со временем стал городской легендой из-за своих экстравагантных нарядов и экцентричного поведения (так, один из его нарядов был описан как «ярко-красный берет, синие штаны с золотыми лампасами и плащ с пришитыми к нему консервными банками, громыхавшими при ходьбе»).
Калмыков_Сергей_Иванович_ (511x700, 127Kb)
Он никогда не продавал своих работ и лишь изредка дарил их знакомым, а иногда и незнакомцам. По описаниям очевидцев, Калмыков не имел мебели в своей квартире и использовал вместо неё перевязанные кипы старых газет. "Когда Калмыков появлялся на улице, вокруг него происходило легкое замешательство. Движение затормаживалось. Люди останавливались и смотрели. Мимо них проплывало что-то совершенно необычайное: что-то красное, желтое, зеленое, синее - все в лампасах, махрах и лентах. Калмыков сам конструировал свои одеяния и следил, чтобы они были совершенно ни на что не похожи. У него на этот счет была своя теория. "Вот представьте-ка себе, - объяснял он, - из глубины вселенной смотрит миллион глаз, и что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса - и вдруг как выстрел - яркое красочное пятно! Это я вышел на улицу". (Юрий Домбровский, "Факультет ненужных вещей", Paris, 1978). «В азиатской Алма-Ате, где художник прожил три десятилетия с лишком, вплоть до смерти, принято считать таких людей отмеченными перстом Божьим; и по этой причине к ним следует испытывать своего рода почтенье. К Калмыкову привыкли — к его самодельным брюкам с разноцветными штанинами, к его алому берету, к его фантастической кофте с привязанными к ней порожними, бренчащими при ходьбе консервными банками. С течением времени он сделался уникальной частью алма-атинского городского пейзажа, наподобие птички-колибри в сибирской тайге» (израильский писатель Давид Маркиш, 2004). «У меня нет мании величия. Я очень скромен и беден. Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава, деньги. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений — это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто». После выхода на пенсию в 1962 году Калмыков постоянно испытывал материальные проблемы, очень плохо питался (по описаниям, будучи вегетарианцем, он ел только хлеб и молоко и месяцами не ел горячей пищи), но тем не менее непрерывно создавал всё новые и новые работы. Незадолго до своей смерти он был помещён в психиатрическую больницу в городе Алма-Ата, Казахская ССР, СССР, где вскоре умер от воспаления лёгких на фоне дистрофии 27 апреля 1967 года. Место его захоронения неизвестно. После смерти художника большинство его работ было переданы в Центральный государственный архив, а впоследствии в фонды Государственного музея искусств имени А.Кастеева. Последняя запись, найденная в его дневнике, как нельзя лучше характеризует его философию и отношение к жизни: «Что мне какой-то там театр? Или цирк? Для меня вся жизнь – театр». В течение жизни Калмыков не проходил лечения в психиатрических больницах и никогда не имел какого-либо официального психиатрического диагноза (хотя его поведение, особенно в последние годы жизни, выходило за рамки социальных норм). После его смерти (и во многом на основании анализа его творчества) некоторые психиатры (например, Виктор Каган из Санкт-Петербурга) предположили, что Калмыков страдал шизофренией с приступообразным течением (так называемый «шуб»).
Stamp_of_Kazakhstan_184 (421x700, 79Kb)
Почтовая марка Казахстана, 1997, Сергей Калмыков. "Фантастический натюрморт", 1947.
Творчество
Параллельно с деятельностью сценографа Калмыков занимался станковой живописью и графикой. Часто использовал подручные средства, рисовал на обрывках, географических картах, оберточной бумаге. Занимался офортом, монотипией. Автор живописных работ: «Деревья» (1909), «Красные кони» (1911), «В цирке» (1924), «Похищение Европы» (1928), «Железнодорожная станция» (1930), «Фантастический пейзаж с красными скалами» (1938), «В парке» (1944), «Фонари у театра» (1945), «У садовой решетки» (1946), «Ипподром» (1948), «Уличный фонарь. Вечерний пейзаж» (1949), «Водный бассейн» (1950), «На молодежной спартакиаде» (1951), «Ущелье по дороге в Медео» (1952), «Серенада» (1959), «Аллегория» (1964) и других. Выполнил графические серии «Величественные портреты», «Лунный джаз», «Прогулка в пустыне» (все — 1940-е). Он создавал абстрактные, полуфигуративные и фигуративные композиции, выработал собственный стиль, близкий сюрреализму, для которого характерны экспрессия, яркость цветов, четкий линейный рисунок. Стиль, радикально отличавшийся от норм социалистического реализма, господствовавших в в ту эпоху СССР. Некоторые из его полотен - абстрактные, экспрессионистские композиции, другие напоминают картины сюрреалистов, а многие фантасмагоричные полотна невозможно отнести к какому-то определённому стилю. Он всё время экспериментировал с различными материалами, формами полотна (например, писал неканонические для того времени треугольные или круглые работы), часто включал текст в свои работы и почти всегда писал прямо на картине дату её создания (день, месяц и год). По самым грубым подсчетам, Калмыков оставил после себя свыше полутора тысяч работ (рисунки, графика, живопись) и около десяти тысяч страниц рукописей. Сами эти рукописи представляют собою своего рода «самиздат»: сшитые, сброшюрованные и переплетенные книжки, щедро иллюстрированные. Все без исключения тексты исполнены от руки, каждая буква — рисунок, каждая страница заключает в себе законченную композицию. «Альбом Ван Гога и Дега», «Зеленая Книга», «Голубиная Книга», «Фабрика бумов», «Лунный джаз», «Тысяча композиций с атомическими отражателями». Здесь эссе и искусствоведческие сочинения, философские рассуждения и романы. Его волновало будущее и прошлое, Космос и атом, мир и война. Он писал: «Война с японцами и затем восхищение Японией. Восхищение немцами и затем война с Германией. Колебания происходили не только во мне. И сейчас Россия между Востоком и Западом — между Европой и Азией, между прошлым и будущим». С 1920 года — участник выставок (1-я государственная выставка работ оренбургских художников). Экспонировался на 1-й и 4-й государственных выставках картин (1921, 1932), выставках картин Оренбургского филиала АХРР — АХР (1926, 1931) в Оренбурге, общества «Жар-цвет» (1925) в Москве, «Художники Узбекской, Киргизской, Казахской ССР» в Москве и Ленинграде (1941), «40 лет Советского Казахстана» в Алма-Ате (1961) и других. Провел персональные выставки в Алма-Ате (1941, 1943). Официальная критика не принимала творчества С. Калмыкова: "Однако есть на выставке один уголок, вызывающий досадное недоумение. Это уголок работ Калмыкова Сергея. Бездушный схематизм его совершенно не вызывает никаких эмоций и по содержанию представляет из себя невероятную путаницу. В его "Трибуне-памятнике" с одной стороны весьма неудачно стремление создать до наивности величавый памятник трибуну, с другой - полнейшая профанация замысла художника, какие-то нелепые фигуры, одна из которых по развязности похожа на комивояжера, нелепо размахивающего огромными пустыми чемоданами. Вершина заключена в сеть каких-то реек. Что эти рейки должны изображать - и самому художнику, вероятно, невдомек. Голый, бездушный формалистический схематизм суть этой картины" ("Литературный Казахстан" № 10, 1937 г., обзорная статья А.Орлова).
6 октября 1891 года родился Сергей Иванович КАЛМЫКОВpost-154-128634150053 (700x380, 200Kb)
Памятная монета Республики Казахстан - «Безымянное» Сергея Калмыкова из серии «Художники-графики Казахстана» - 500 тенге - серебро - реверс, 2008
Наследие и памятные события
Общий объём сохранившихся работ Сергея Калмыкова оценивается в 2 000 произведений разного формата, но точное их число неизвестно и оценки его творчества широко варьируются. В Государственном музее искусств имени А.Кастеева в Алма-Ате находится более 1 100 работ - крупнейшее из известных собраний. Несколько десятков работ находятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Пушкинском музее в Москве. Довольно значительное число работ также находится в частных коллекциях, как в самом Казахстане, так и в России, США и Европе. Первая посмертная выставка работ Сергей Калмыкова была организована в 1968 году галереей имени Тараса Шевченко в Алма-Ате (впоследствии реорганизованной в Государственный музей искусств имени А.Кастеева). В 1991 году Государственный музей искусств имени А.Кастеева организовал ещё одну выставку, к открытию которой был также издан первый альбом работ Калмыкова. В 1997 году в Республике Казахстан выпущена почтовая марка достоинством в 25 тенге с изображением работы Калмыкова "Фантастический натюрморт". В 2001 году в ходе торжеств по случаю 110-ой годовщины рождения Сергея Калмыкова Государственный музей искусств имени А.Кастеева провёл самую большую на сегодняшний день выставку работ художника, пригласив к участию, как государственные учреждения, так и частных коллекционеров. В различные годы также состоялись выставки работ Калмыкова в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пушкинском музее в Москве и некоторых частных галереях. В 2002 году Алекс Орлов, коллекционер российского происхождения из США, под влиянием израильского писателя Давида Маркиша организовал Фонд Сергея Калмыкова, собрал около трёхсот картин Калмыкова, попавших на Запад, а также опубликовал первое международное издание его работ. В 2006 году в Республике Казахстан отмечалось 115-летие со дня рождения художника и был издан второй альбом работ Калмыкова в рамках президентской программы поддержки культуры. В альбом вошли 246 работ художника, издан на трех языках, содержит биографию и библиографию Калмыкова. В 2008 году была выпущена коллекционная монета достоинством 500 тенге с изображением работы Сергея Калмыкова "Безымянное". В 2012 году выпущен альбом Игоря Смекалова "Сергей Калмыков. Оренбургский период, 1981-1937" В 2014 году в рамках проекта Оренбургского благотворительного фонда "Евразия" издан двойной альбом "Сергей Калмыков. Последний из Русского Авангарда / Похвала Оренбургу" / Составитель И.В.Смекалов. - Оренбург. Оренбургское книжное издательство имени Г.П.Донковцева. ISBN 978-5-88788-191-1 (на русском и английском языках). 29 августа 2014 года в Оренбурге на доме по улице Ленинской, 5, где жил С.И.Калмыков, установлена мемориальная доска "Певцу Оренбурга"; летом-осенью 2018 года в рамках волонтерской акции «Том Сойер Фест» фасад этого дома был полностью отреставрирован.
Калмыковдоска (700x663, 384Kb)
Памятная доска в Оренбурге
В 2015 году издано литературное наследие «Сергей Калмыков. Необычайные абзацы». Составитель, вступительная статья, комментарии — И.В.Смекалов. — Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П.Донковцева», 2015. — 416 страниц. ISBN 978-5-88788-220-8; в 2017 году издано продолжение: «Сергей Калмыков. Пространство и время: рукописи 20-х — 30х- годов XX века», 2017. — 414 страниц. ISBN 978-5-88788-228-4. В 2019 году издана первая в Казахстане книга текстов Сергея Калмыкова - "Первый Том Романа в Тысячи Томах". Составитель Александра Морозова, арт-директор Сабина Куангалиева. Проект трансдисциплинарного коллектива ORTA совместно с интернет-журналом "Власть". ISBN 978 601 7333 27 0. В 2022 году на Венецианской биеннале открылся первый официальный павильон Казахстана: трансдисциплинарный коллектив ORTA создал проект павильона, вдохновившись жизнью и творчеством Сергея Калмыкова.
Упоминания в литературных произведениях
Повесть Олега Меркулова «Нечаянная встреча» написана в память друга и большого мастера и содержит своеобразные меркуловские прочтения творчества Калмыкова. Юрий Домбровский, российский писатель, отбывший 4 срока в сталинских лагерях и живший долгие годы в ссылке в Алма-Ате, описал Сергея Калмыкова в своём диссидентском романе "Факультет ненужных вещей" (Париж, 1978; в СССР — в журнале «Новый мир» в 1988 г.). Сергей Калмыков является главным героем романа "Белый круг" (2004) израильского писателя Давида Маркиша, сосланного после войны с семьей в Казахстан. - Оренбург, Издательство "Оренбургская книга", 2013. - 320 страниц. ISBN 978-5-94529-043-3. Очерк «Живописец Сергей Калмыков» помещён в книге Владимира Проскурина «Алма-атинские дворики» (84 очерка и 250 иллюстраций), 2009. На казахском языке есть пьеса «Сен» казахского драматурга Розы Мукановой, посвящённая Калмыкову. Сочинения:Калмыков, Сергей Первый том Романа в тысячи томов. Алматы, 2019.-108 страниц. ISBN 978 601 7333 27 0; Калмыков, Сергей. Пространство и время. 415 страниц. ISBN 978-5-88788-228-4, мягкий переплет; Калмыков Сергей. Часть 1. Последний из русского авангарда. Часть 2. Похвала Оренбургу.72 страницы, иллюстрации. ISBN 978-5-88788-191-1, мягкий переплет. 184 страницы. ISBN 978-5-88788-203-1, мягкий переплет. Киновоплощения:Валентин Никулин — Балкон (1988).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку