-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112293
Комментариев: 6804
Написано: 120768


3 октября родились

Четверг, 03 Октября 2024 г. 03:37 + в цитатник
Esenin_Moscow_1922 (570x700, 134Kb)
1895
Сергей Александрович Есенин
русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма. Родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). Сестры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С.А.Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И.Д.Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Литератор
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А.А.Блоку, С.М.Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе. В 1915—1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв». В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд. Осенью 1921 года в мастерской Г.Б.Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново. В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска. В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А.Б.Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях. Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В.Д.Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог». В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П.Б.Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н.А.Клюевым, Г.Ф.Устиновым, Иваном Приблудным, В.И.Эрлихом, И.И.Садофьевым, Н.Н.Никитиным и другими литераторами.
Личная жизнь
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И.Д.Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году). В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой режиссёра В.Э.Мейерхольда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист.



В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1920 году Есенин живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. На протяжении всей жизни неоднократно с ней встречался, иногда жил у Бениславской дома, вплоть до женитьбы на С.А.Толстой осенью 1925 года. В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова — ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте. Осенью 1921 года в мастерской Г.Б.Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества. Тем не менее, их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихов из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?» Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась. 12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения, единственный ныне живущий ребёнок Есенина. 18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л.Н.Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём. Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем. 28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью. Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного.
Есенин1930 (507x700, 429Kb)
Могила поэта Сергея Есенина в 1930-х гг.
Есенин1983 (700x481, 502Kb)
Могила Сергея Есенина в 1983 г.
Есенин2015 (525x700, 580Kb)
Надгробие С.А.Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы в 2015 г. Рядом могила матери поэта.
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Ни сразу после гибели Есенина, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий его смерти, кроме самоубийства, не выдвигалось. В 1970—1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю.Л.Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б.С.Свадковского на запрос председателя комиссии Ю.Л.Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.
Поэзия
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Тематика произведений
Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.). С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы». В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса». Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М.Горький писал Р.Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники». В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики. Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза…
Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну. И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:
Не в моего ты бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был, как пасынок твой, я.
Издания: Есенин С.А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1916. — 62 страницы; Есенин С.А. Иисус-младенец. — Петроград: Сегодня, 1918. — 6 страниц; Есенин С.А. Голубень. — Москва: Революционный социализм, 1918; Есенин С.А. Радуница. — 2-е издание — Москва:Московская трудовая артель художников слова, 1918. — ??? страниц; Есенин С.А. Сельский часослов. — Москва: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 страниц; Есенин С.А. Преображение. — Москва: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 страниц; Есенин С.А. Голубень. — 2-е изд. — Москва:Московская трудовая артель художников слова, 1920. — ??? страниц; Есенин С.А. Ключи Марии. — Москва: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 страницы; Есенин С.А. Руссеянь. - Москва:Альциона, 1920; Есенин С.А. Трерядница. - Москва: Злак, 1920; Есенин С.А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 страниц; Есенин С.А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — ??? страниц; Есенин С.А. Иисус-младенец. — Чита, 1921; Есенин С.А. Исповедь хулигана. — Москва:1921. — 14 страницы; Есенин С.А. Ржаные кони. - Москва: Альциона, 1921; Есенин С.А. Преображение. — 2-е издание — Москва: Имажинисты, 1921. — ??? страниц; Есенин С.А. Трерядница. — 2-е издание — Москва: Имажинисты, 1921. — ??? страниц; Есенин С.А. Радуница. — 3-е издание — Москва: Имажинисты, 1921. — ??? страниц; Есенин С.А. Пугачев. — Москва: Имажинисты, 1922. — 54 страницы (год издания указан ошибочно); Есенин С.А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь). — Петроград: Издательство «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России); Есенин С.А. Пугачев. — 2-е издание — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 страницы; Есенин С.А. Пугачев. — 3-е издание — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — ??? страниц; Есенин С.А. Избранное. — Москва: Госиздат, 1922. — 116 страниц; Есенин С.А. Собрание стихов и поэм. — Том 1. — Берлин: Издательство З.И.Гржебина, 1922. — 178 страниц. (Второй том не выходил.); Esenin S. Confession d’un voyou. — Paris, 1922. — ??? (переводы на французский язык Франца Элленса и Марии Милославской); Есенин С.А. Стихи скандалиста. — Берлин: Издательство И.Т. Благова, 1923. — 232 страницы; Есенин С.А. Москва кабацкая. — Ленинград, 1924. — 44 страницы (издательство не обозначено); Есенин С.А. Стихи (1920-1924). — Москва:Круг, 1924. — 86 страниц; Есенин С.А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 страниц; Есенин С.А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 страницы; Есенин С.А. Песнь о великом походе. — Москва: Госиздат, 1925. — 32 страницы; Есенин С.А. О России и революции. — Москва: Современная Россия, 1925. — 96 страниц; Есенин С.А. Березовый ситец. — Москва: Госиздат, 1925. — 100 страниц; Есенин С.А. Избранные стихи. — Москва: Огонек, 1925. — 44 страницы (Библиотека «Огонька» № 40); Есенин С.А. Персидские мотивы. — Москва: Современная Россия, 1925. — 48 страниц. Основные издания: Есенин С.А. Собрание стихотворений в 3-х томах. — Москва: Госиздат, 1926; Есенин С.А. Стихи и проза / СоставительИ.В.Евдокимов, 1927. — ??? страниц; Есенин С.А. Стихотворения. — Ленинград: Советский писатель, 1953. — 392 страницы. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.); Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. — Ленинград: Советский писатель, 1956. — 438 страниц. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.); Есенин С.А. Собрание сочинений в 5-ти томах. — Москва:ГИХЛ, 1961—1962, 500 000 экземпляров; Есенин С.А. Собрание сочинений в 5-ти томах. — 2-е издание — Москва: ГИХЛ, 1966—1968; Есенин С.А. Собрание сочинений в 3-х томах. — Москва: "Правда", Библиотека „Огонёк“, 1970, 1 940 000 экземпляров; Есенин С.А. Собрание сочинений в 6-ти томах. — Москва: Художественная литература, 1978; Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Составитель и подготовка текста И.С.Эвентова и И.В.Алексахиной, примечания И.В.Алексахиной. — Ленинград: Советский писатель, 1986. — 464 страницы. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.); Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю.Л.Прокушев. — Москва: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы имени А.М.Горького) (Том 1.: Стихотворения; Том 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Том 3.: Поэмы; Том 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Том 5.: Проза; Том 6.: Письма; Том 7: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С.А.Есенина, справочные материалы) ISBN 5-02-011245-3. Международные проекты: Есенин С.А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (русском, английском, болгарском, венгерском, итальянском, немецком, румынском, сербском, словенском, словацком, хорватском, чешском). — Москва: Центр книги ВГБИЛ имени М.И.Рудомино, 2010. — ??? страниц. ISBN 978-5-7380-0336-3. О поэте: Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — Москва: Советская Россия, 1969. — 303 страницы; Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925). — Москва: Советская Россия, 1970. — 446 страниц; Бухарин Н. Злые заметки. — Москва, ГИЗ, 1927. — 20 страниц; Виноградская Н. Как жил Есенин. — Ленинград: Огонек, 1926. — 36 страниц; Воспоминания о Сергее Есенине. - Москва: Московский рабочий, 1965. - 520 страниц, 100 000 экземпляров; Епифанов П. Поединок при свете луны. Ещё раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина // Крылья голубиные : Альманах. — 2007. — № 1. — Страницы 50—79; Есенин и современность. Сборник. — Москва: Современник, 1975. — 406 страниц; Есенина А.А. Родное и близкое. – Москва : Советская Россия, 1968. - 88 страниц, 100 000 экземпляров; 2-е издание, дополненное. Москва: Советская Россия, 1979 - 96 страниц, 100 000 экземпляров; Куняев Ст.Ю., Куняев С.C. Сергей Есенин. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 593 (13) cтраниц.: иллюстрации. (Жизнь Замечательных Людей; выпуск 922) 5000 кземпляров. ISBN 5-235-02758-2; Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — Москва: Астрель, Corpus, 2011. — 608 страниц. 5000 экземпляров.ISBN 978-5-271-34953-9; Мариенгоф А. Роман без вранья. - Ленинград: 1928; Марченко А.М. Есенин: Путь и беспутье. — Москва: Астрель, 2012. — 606 страниц. 5000 экземпляров. ISBN 978-5-271-39257-3; Сергей Александрович Есенин / Составитель С.С.Куняев. Москва: Русскiй Мiръ, Жизнь и мысль, 2013. — 736 страниц, иллюстрации. — (Русскiй Мiръ в лицах). — 5000 экземпляров, ISBN 978-5-8455-0136-3; Юсов Н.Г. Известный и неизвестный Есенин. — Москва: Новый индекс, 2012. — 640 страниц, иллюстрации, 3000 экземпляров, ISBN 978-5-94268-033-6. Строки стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» (опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь») произвели впечатление и на молодого композитора Василия Липатова (1897—1965). С тех пор романс на музыку Липатова звучал в исполнении Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Александра Малинина, других исполнителей. Эту песню Липатов написал всего за один день. Липатову также принадлежит авторство первой музыкальной версии на стихотворение «Клён ты мой опавший». Лирика Есенина превращалась в романсы благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Пономаренко (1921—1996). Его произведения «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» входили в репертуар Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Аркадия Северного, ансамбля «Радуница», ВИА «Орэра» и других. К творчеству Есенина обращался Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский («Ты поила коня», «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья друг мой, до свиданья»), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки «Сиротка»). Песни на стихи Есенина входили в репертуар заслуженной артистки России Клавдии Хабаровой. С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят — прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно — глупое счастье» и другие. Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насопил», «До свиданья друг мой, до свиданья» и другие. На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо» и многие другие песни. Композитор Сергей Сарычев и группа «Альфа» превратили во всесоюзный хит песню «Я московский озорной гуляка», а тандем композитора Сергея Беляева и исполнителя Александра Малинина сделала популярной песню «Забава». Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других. Стихи Сергея Есенина тесно переплетены с кинематографом. Романсы входили в творческие вечера актёров («Я зажёг свой костер» на музыку Юрия Эриконы в исполнении Николая Караченцова, «Королева» в телевизионном бенефисе Ларисы Голубкиной). Песни вплетались в сюжет фильма («Клён ты мой опавший» под гитару исполняет учителя пения Андрей Попов в одноименном фильме). Оригинальное прочтение известных песен предлагается для художественного кино («Под окошком месяц» на музыку Яна Френкеля для фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Клён ты мой опавший» в исполнении группы «Чайф» для фильма «По ту сторону волков» и другие). Стихотворения Есенина звучат и в переводе. Итальянский певец и композитор Анджело Брандуарди в свой альбом 1975 года «La luna» включает песню по мотивам «Исповеди хулигана». Польский эстрадный певец и композитор Кшиштоф Кравчик записал в 1977 году году пластинку, где стихи Есенина звучат в переводе Владислава Броневского. В 1979 году пластинку на стихи Есенина записал болгарский исполнитель Николай Любенов. Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными: песни на его стихи исполняются Олегом Погудиным, Павлом Пикаловым, Стасом Михайловым, Викой Цыгановой, Александром Новиковым, Валерием Власовым, Земфирой, Еленой Ваенгой, Никитой Джигурдой, Женей Максимовой, Прохором Шаляпиным, трио «Реликт», трио «Соловушко», группой «Монгол Шуудан» и многими другими. Саундтреком к сериалу «Есенин» вышел альбом Сергея Безрукова под названием «Хулиган», в котором артист впервые выступил автором музыки. Стихи Есенина звучат в жанре рэп — «Письмо к женщине» (Миша Маваши) и «Письмо к женщине» в исполнении ST, пэган-метал — «Я обманывать себя не стану» (группа «Невидь»), инди-фолк — «Заметался пожар голубой» (группа The Retuses), дэткор — «До свидания, друг мой, до свидания» (группа «Bring Me the Horizon»), рок-сюиту «Есенин Сергей» выпустила «Мастерская Игоря Ковалева». 10 января 2012 на телеканале СТС вышло в эфир концертное шоу «Поэзия Бита» где рэперы читали стихи классиков-поэтов под свои минуса. Рэпер ST там прочитал стихотворение «Письмо к женщине» под минус Nel'a, ST там вызвал бурные авации. Дискография на стихи Сергея Есенина: 1977 — Кшиштоф Кравчик — «Piesni, piesni…» (LP, Muza, 1977); 1978 — Аркадий Северный с ансамблем «Черноморская чайка» № 9 — «Снова в Одессе»; 1979 — Николай Любенов — «Песни от съветски композитори по стихове на Сергей Есенин и стари руски романси» (България — Студио Балкантон); 1980 — Евгений Чумаченко — «Песни на стихи Сергея Есенина»; 1980 — сборник «Песни и романсы на стихи Сергея Есенина» (Мелодия); 1990 — Иосиф Кобзон — «Сыпь, тальянка» («Иосиф Кобзон поёт песни Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина»); 1997 — Иосиф Кобзон — «Вы помните» («Песни Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина»); 1997 — сборник «Я Московский озорной гуляка»; 1997 — Александр Новиков «Сергей Есенин»; 1999 — Александр Подболотов и Виталий Соломин — «Клён ты мой опавший»; 2000 — Владимир Трошин — «Песни на стихи С.Есенина»; 2000 — вокальное трио «Реликт» — «Я люблю тебя, Родина кроткая»; 2002 — студия Андрея Даниленко «Кореш» — «Памяти Сергея Есенина»; 2004 — Мастерская Игоря Ковалёва — рок-сюита «Есенин Сергей»; 2005 — Анатолий Тукиш — «Песни на стихи Сергея Есенина»; 2005 — Ансамбль «Радуница» — «Откроем томик Есенина»; 2005 — Валерий Власов — «Серёга Есенин»; 2006 — Александр Новиков — «Сергей Есенин. 110 лет» (2 CD), концертный альбом, записанный в ГЦКЗ «Россия» 31 октября 2005 года; 2006 — Никита Джигурда — «Золотая сорвиголова» («Песни на стихи С.Есенина»); 2006 — Никита Джигурда — «Хулиган я хулиган» («Песни на стихи С.Есенина»); 2008 — Александр Новиков — «Я помню, любимая, помню»; 2008 — Алексей Верный — «Мой край, задумчивый и нежный»; 2008 — Сергей Безруков — «Хулиган»; 2008 — сборник «Песни на Стихи Есенина» — «…Клён Ты Мой Опавший»; 2010 — Сергей Зыков — «Есть одна хорошая песня у соловушки»; 2012 — Алексей Горшенёв — «Душа поэта»; 2013 — Алексей Горшенёв — «Смерть поэта». Документальные фильмы: Сергей Есенин (1965); Константиново (1981); Есенину посвящается. Альманах «Поэзия» (1986); Земля Сергея Есенина (1990); Сергей Есенин. Ночь в «Англетере» (2004); Дети Есенина (2005); Дорогие мои! Хорошие! (2005); Сергей Есенин (2005); Сергей Есенин. 1925 — 2010 (2011). Память; Улица Сергея Есенина в Мардакяне (Баку, Азербайджан); Государственный музей-заповедник С.А.Есенина в Константиново (Рязанская область); ГБУК города Москвы «Московский государственный музей С.А.Есенина»; Музей Есенина в Спас-Клепиках (филиал ГМЗЕ); Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга; Народный музей Есенина С.А. в Воронеже (открытие 3 октября 2011 г.); Рязанский Государственный Университет имени С.А.Есенина; Международная литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», учреждена Союзом писателей России и Национальным Фондом развития культуры и туризма; Экспресс Москва — Рязань «Сергей Есенин»; Дом-музей Сергея Есенина и улица в посёлке Мардакян (Баку, Азербайджан); Дом-музей Сергея Есенина в городе Ташкент (улица Кары-Ниязова, 20, остановка «Дархан»); На 2013 год имя Есенина носят 610 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России. Памятники: Памятник в Белгороде, на улице имени С.Есенина; Памятник на Тверском бульваре в Москве; Памятный знак, повествующий о выступлении Есенина в 1920 году в здании, находящемся на Большой Садовой в Ростове-на-Дону; Памятник в Рязани на кремлевской набережной; Памятник в Константиново (Рязанская область) на территории усадьбы Есениных; Памятник в Воронеже; Памятник на Есенинском бульваре в Москве; Барельеф в Москве; Памятник на улице Есенина в Санкт-Петербурге; Памятник в Таврическом саду в Санкт-Петербурге; Памятник в парке Есенина в Санкт-Петербурге; Памятник в Краснодаре; Памятник в селе Константиново; Памятник в Ташкенте; Памятник в Черкесске; Памятник в ЦПКиО имени П.П.Белоусова в Туле; Бюст на проспекте Фридриха Энгельса в Иваново; Бюст в Спас-Клепиках на улице Просвящения и у здания школы (ныне музей), в которой учился поэт; Памятный знак, повествующий о венчании с Зинаидой Райх в церкви святых Кирика и Иулитты близ Вологды; Бюст на Комсомольской улице в Орле. В его честь названы гора в Антарктиде (Земля Королевы Мод, горы Вольтат), пик на юге Кабардино-Балкарии.
Памятник_Есенину_Воронеж (465x700, 313Kb)
Памятник Есенину в Воронеже.
Мемориальная доска Сергея Есенина на Большой Садовой (угол Ворошиловского) Ростов-на-Дону (525x700, 394Kb)
Памятник Есенину на Большой Садовой в Ростове-на-Дону.
Памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве_2 (525x700, 506Kb)
Памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве.
Барельеф Есенина на доме, в котором он жил с 1918 по 1923 год, Петровский переулок, Москва. (540x700, 466Kb)
Барельеф Есенина на доме, в котором он жил с 1918 по 1923 год, Петровский переулок, Москва.
Памятник Сергею Есенину на пересечении улицы Есенина и Северного проспекта в Санкт-Петербурге.r (525x700, 376Kb)
Памятник Сергею Есенину на пересечении улицы Есенина и Северного проспекта в Санкт-Петербурге.
Yesenin_monument_(Ivanovo) (525x700, 437Kb)
Памятник Сергею Есенину на проспекте Фридриха Энгельса в Иваново.
Esenin_Ryazan (700x466, 339Kb)
Памятник Сергею Есенину на Кремлевской набережной в Рязани.
Бюст_Есенина_в_Краснодаре (700x525, 463Kb)
Бюст Сергея Есенина в парке "Солнечный остров" в Краснодаре
Памятник на Есенинском бульваре в Москве (525x700, 493Kb)
Памятник на Есенинском бульваре в Москве.
Памятник_Сергею_Есенину_в_городе_Спас-Клепики (466x700, 321Kb)
Бюст в городе Спас-Клепики
Бюст в парке Есенина, Санкт-Петербург (525x700, 507Kb)
Бюст в парке Есенина, Санкт-Петербург.
С.А.Есенин изображен на почтовой марке Албании 1995 года.
Stamp_of_USSR_2261 (498x700, 576Kb)
Выдающийся русский поэт, 1958 год, 40 копеек
1975_CPA_4505 (700x501, 382Kb)
Марка, посвящённая С.А.Есенину, 1975, 6 копеек (ЦФА 4505, Скотт 4369)
В 1975 году Министерством связи СССР был выпущен конверт с портретом С.А.Есенина (художник А. Яр-Кравченко). Цена 5 коп.
3 октября  1895 года родился Сергей Александрович ЕСЕНИНpost-154-128603441882 (700x385, 219Kb)
В 1995 году Центральный банк РФ выпустил памятную монету (2 рубля, серебро, пруф) в серии «Выдающиеся личности России», посвящённую 100-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литература: Акт о самоубийстве Есенина 1925 год; Акт патологоанатомического вскрытия тела Есенина 1925 год; Справка о смерти Есенина Ленинградского ЗАГСа 1926 год; Заключение об обоснованности прекращения 23 января 1926 г. дознания по факту самоубийства С.А.Есенина 1993 год; Эдуард Хлысталов. Как убили Сергея Есенина 1991 год; Ойцевич Г., Влодарчик Р. Криминалистические эксперименты и дело о смерти поэта Сергея Есенина // G. Ojcewicz, R. Włodarczyk, D. Zajdel. Zabójstwo Sergiusza Jesienina. Studium kryminalistyczno-historycznoliterackie. — Szczytno, 2009).

1895
Джордж Эндру Ландберг (Lundberg)
американский социолог-неопозитивист. Родился в Фэрдейле, штат Северная Дакота. Профессор социологии и статистики Вашингтонского университета (1945-1953). Президент Американского социологического общества (1943). С субъективно-идеалистических позиций отвергал объективное значение закона, причинности и выдвигал операционалистический метод определения понятий социологии. Следуя бихевиоризму, отказывался признать сознательные мотивы поведения людей. Стимул и мотив тождественны сумме их последствий, поэтому задача социологии, по Ландбергу, сводится к упорядочению признаков и характеристик внешнего поведения. Сторонник количественных методов в социологии, перенесения методов и моделей естественных наук (в частности физики) в социологию. Умер в Сиэтле, штат Вашингтон, 14 апреля 1966 года. Сочинения: Trends in American sociology, N.Y. — L., 1929 (совместно c R.Bain, N.Anderson); Leisure, N.Y., 1934 (совместно с М.Komarovsky, М.Y.Melnerny); Foundations of sociology, N.Y., 1939; Social research, [2 ed.], N.Y. — L., 1942; Can science save us?, N.Y. — L., 1947; Sociology, N.Y., [1954] (совместно с С.Schrag, O.N.Larsen).

1895
Георги Цанев (Георги Цанев Ценов)
болгарский критик, литературовед, народный деятель культуры Болгарии (с 1971), академик Болгарской Академии Наук (с 1974). Член Болгарской коммунистической партии с 1944. Родился в городе Ворован, Врачанский округ. Окончил Софийский университет; с 1949 — профессор там же. Директор института литературы Болгарской Академии Наук (1957—1963). Как критик выступил в начале 1920-х гг. В книгах "Писатели и творчество" (1932), "Литературные очерки" (1938) отстаивал принципы реалистического искусства. Внимание Цанева сосредоточено на развитии отечественной революционной литературы, на проблемах реалистического метода, литературных течениях и советско-болгарских литературных отношениях: "Путь Яворова" (1947), "Страницы истории болгарской литературы" (1953, 3-е дополненное издание, 1958), "По пути реализма" (1960), "Традиция и новаторство" (1965), "Писатели и проблемы" (1965). Сочинения: Избрани съчинения, т. 1—3, София, 1975; Страници от историята на българската литература, т. 1—4, София, 1967—1975. Литература: Динеков П., Георги Ц, "Известия на Института за литература", 1966, книги 18—19; Дудевски Х., Г.Цанев и руската литература, там же, 1972, книга 21; Авджиев Ж., Забележително литературно дело, "Литературна мисъл", 1975, № 5.

1896
Иван Сергеевич Спицын
директор Соломенского лесозавода (1935–1941), заместитель министра лесной промышленности Карело-Финской ССР. Участник Великой Отечественной войны. Почетный гражданин города Петрозаводска (1975). Умер в 1976 году.

 (513x699, 129Kb)
1897
Луи Арагон (французское имя — Louis Aragon; урождённый - Луи-Мари Андриё, Louis-Marie Andrieux)
французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Родился в Париже. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сборник стихов "Фейерверк", 1920), позднее - к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество Арагонa развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма "Красный фронт" (1931, русский перевод 1931), сборник стихов "Ура, Урал!" (1934). В цикле романов "Реальный мир" (1934-1951) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации Арагон, один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940-1944), сотрудничает в подпольной газете "Летр франсез". В сборниках стихов "Нож в сердце" (1941), "Глаза Эльзы" (1942), "Паноптикум" (1943), "Французская заря" (1945), в сборнике рассказов "Падение и величие французов" (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946-1953 вышли 2 книги документальной прозы "Человек-коммунист". В сборнике стихов "Снова нож в сердце" (1948) Арагон резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл "Реальный мир" в 1949-1951 завершен романом "Коммунисты" (русский перевод 1953, новое доработанное французское издание 1967). Поэма "Глаза и память" (1954) - опыт поэтического осмысления путей развития человечества. Арагон много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу "Советские литературы" (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма "Неоконченный роман" (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе "Страстная неделя" (1958, русский перевод 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. Арагон - автор поэмы "Поэты" (1960), экспериментально-лирических романов "Гибель всерьёз" (1965) и "Бланш, или Забвение" (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли. Арагон - член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов. Скончался в Париже 24 декабря 1982 года.

 (476x699, 52Kb)
1897
Иван Дмитриевич Васильев
командир 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта, генерал-лейтенант танковых войск. Родился в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Русский. Окончил неполную среднюю школу. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Член ВКП(б)/КПСС с 1918 года. Окончил курсы «Выстрел», в 1928 году – Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1932 году – оперативный факультет этой же академии. Последовательно командовал ротой, батальоном, с 1932 года - 2-й механизированной бригадой. В 1936 году был назначен на должность командующего автобронетанковыми войсками подвижной группы войск Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии. Затем командовал 24-й лёгкой танковой бригадой, а с 11 марта 1941 года - 46-й танковой дивизией. На этом посту встретил начало Великой Отечественной войны. С 23 июня по 29 августа 1941 года полковник Васильев И.Д. - командир 14-й танковой дивизии. После чего он – начальник Соликамского аэросанного училища (ныне Пермский край), а затем до 1942 года - начальник штаба 2-го механизированного корпуса. С 19 декабря 1942 года по 27 января 1943 года гвардии генерал-майор Васильев И.Д. - командир 19-й гвардейской стрелковой дивизии. 3 февраля 1943 года генерал-майор Васильев И.Д. назначен командиром 19-го танкового корпуса, который он возглавлял до Дня Победы над гитлеровской Германией. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 27 октября 1943 года Васильеву И.Д. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант танковых войск». Соединения и части 19-го танкового корпуса (4-й Украинский фронт) под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Васильева И.Д. в конце октября 1943 года вели ожесточённые бои с гитлеровскими войсками в Северной Таврии, разгромив и отбросив врага к городу Каховка Херсонской области Украины. В районе села Перекоп, ныне Автономной Республики Крым (Украина), воины-танкисты вверенного И.Д.Васильеву танкового корпуса расширили фронт прорыва, создав надёжный плацдарм для дальнейшего наступления советских войск. В ходе этих боёв комкор Васильев И.Д. был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1943 года за умелое командование танковым корпусом, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, генерал-лейтенанту танковых войск Васильеву Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1243). В апреле 1944 года 19-й Краснознамённый Перекопский танкового корпус (4-й Украинский фронт) под командованием Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта танковых войск Васильева И.Д. принял активное участие в Крымской наступательной операции и, в частности, в освобождении от гитлеровских оккупантов крымских городов: Джанкоя, Симферополя, Бахчисарая, Алушты. После Победы над германским фашизмом, война для комкора И.Д.Васильева не завершилась. 5 июля 1945 года он назначен командиром 10-го механизированного корпуса, который в срочном порядке, и в режиме строгой секретности, был переброшен на Дальний Восток, где участвовал в советско-японской войне 1945 года, завершившейся 3 сентября полным разгромом Квантунской армии Японии. После войны И.Д.Васильев продолжал службу в армии. С 1963 года генерал-полковник танковых войск Васильев И.Д. - в отставке. Жил в Москве. Скончался 24 февраля 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 6, ряд 4, могила 4). Награждён 3-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, 2-я орденами Кутузова I степени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
VasilevIvanDmitr_PZ_Armyansk (700x437, 55Kb)
Его именем назван микрорайон в городе Армянск.

Lisavenko2 (499x700, 207Kb)
1897
Михаил Афанасьевич Лисавенко
директор Алтайской опытной станции садоводства Министерства сельского хозяйства РСФСР, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина. Родился в селе Боготол ныне город Боготольского района Красноярского края, в семье лесобъездчика. После окончания гимназии в Красноярске в 1917 году поступил на юридический факультет Томского университета и одновременно вольнослушателем на историко-философский факультет. В 1919 году по семейным обстоятельствам (в 1918 году у него родился сын) прекратил учебу и отправился в город Ачинск (ныне – Красноярский край), где в 1919-1932 годах работал инструктором, заведующим Ачинским отделением пушно-сырьевой конторы Сибторга Енисейского губернского союза кооперативов, управляющим и техноруком опытно-показательного кролиководческого совхоза. Одновременно на своем приусадебном участке начинает любительские опыты по селекции растений. В 1929-1931 годах учился на заочном отделении Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. В 1932 году участвует в первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников в Москве. Здесь ему предложили возглавить опорный пункт Мичуринского НИИ садоводства в городе Ойрот-Тура (с 1948 года – Горно-Алтайск). С июля 1933 года – садовод-опытник, а с осени этого же года – заведующий опорным пунктом НИИС в городе Ойрот-Тура. К 1943 году опорный пункт был преобразован в плодово-ягодную станцию, а в 1950 году она переместилась в город Барнаул и получила статус Алтайской опытной станции садоводства, которая к середине 1960-х годов под его руководством располагала несколькими опорными пунктами, четырьмя питомниками и дендрарием. Площадь насаждений превысила 600 гектаров, в год выращивалось до 2,5 миллионов саженцев. В 1959 году вступил в КПСС (после реабилитации отца, который был необоснованно репрессирован в 1938 году). Возглавлял научно-исследовательскую работу по селекции и изучению плодовых и ягодных культур. На основе гибридизации им были созданы новые улучшенные сорта с высокой урожайностью, приспособленные к сибирским условиям. Всего было выведено 128 сортов, в том числе 4 сорта яблони, 4 – вишни, 48 – чёрной смородины, 2 – красной смородины, 20 – крыжовника, 7 – малины, 1 – земляники. Являлся инициатором введения в культуру черноплодной рябины и облепихи. Автор более 300 опубликованных научных работ, в том числе «Садоводство», «Сибирский сад», «Плодоводство Сибири». По его инициативе в 1950 году в Алтайском сельскохозяйственном институте была создана кафедра плодоводства и овощеводства, которой он заведовал до 1952 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок картофеля, овощей, плодов и винограда, Лисавенко Михаилу Афанасьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Барнауле. Умер 27 августа 1967 года. Похоронен на Власихинском кладбище Барнаула. Лауреат Сталинской (1946) и Государственной СССР (1981, посмертно) премий. Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (1956). Доктор сельскохозяйственных наук (1949). Профессор (1951).
Lisavenko1 (462x700, 242Kb)
Делегат XXIII съезда КПСС (1966). Неоднократно избирался депутатом Алтайского краевого и Барнаульского городского Советов. Являлся членом Всесоюзного и председателем Алтайского краевого комитета защиты мира (с 1952 года). Награжден 2 орденами Ленина (11 ноября 1957, 30 апреля 1966), орденом Трудового Красного Знамени (10 сентября 1945), 2 орденами «Знак Почёта» (14 июня 1947, 11 января 1957), медалями, а также 11 медалями ВСХВ – ВДНХ СССР, Золотой медалью имени И.В. Мичурина. Бюст учёному установлен перед зданием Алтайского государственного аграрного университета в Барнауле. Имя М.А. Лисавенко в 1967 году присвоено Алтайской опытной станции садоводства, а в 1973 году – созданному на её базе НИИ садоводства Сибири, перед зданием которого установлен памятник Герою.

1898
Лео Мак-Кери
американский режиссер, сценарист и продюсер. В кино с 1918 г. как ассистент режиссера. Дебютировал в режиссуре полнометражным фильмом «Секреты общества» (1921), но впоследствии, до 1929 г., ставил только короткометражные комедии, в том числе несколько с участием С.Лаурела и О.Харди. Один из ведущих комедийных режиссеров США 1930-х гг., с успехом снимавший эксцентрические («Утиный суп», 1933), психологические («Рагглз из Ред Гэп», 1935; «Ужасная правда», 1937, премия «Оскар») и музыкальные («Иду своим путем», 1944, премия «Оскар») комедии. Автор сценариев и продюсер большинства своих фильмов. В русле политики «холодной войны» в 1950 – 1960-е гг. ставил ленты антикоммунистического направления.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку