-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111704
Комментариев: 6803
Написано: 120178


12 сентября родились...

Четверг, 12 Сентября 2024 г. 03:36 + в цитатник
Shulyak_Yevgeny_Aleksandrovich (457x700, 100Kb)
1939
Евгений Александрович Шуляк
кузнец-штамповщик Минского автомобильного завода Белорусского объединения по производству большегрузных автомобилей имени 60-летия Великого Октября Министерства автомобильной промышленности СССР, Белорусская ССР. Родился в деревне Жирблевичи Коренского сельсовета Логойского района Минской области Белорусской ССР, ныне в составе (с 1960 года) Гайненского сельсовета Логойского района Минской области Белоруссии. Белорус. Отец, Александр Андреевич Шуляк, работал в Логойском райкоме Компартии (большевиков) Белорусси. С началом Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, где погиб в первые же дни, а его семья осталась на территории района, оккупированного с июля 1941 по июль 1944 года немецкими захватчиками. Вместе с односельчанами она стойко пережила все ужасы и невзгоды военного времени. Особенно тяжёлые испытания на их долю выпали в период проведения карательных операций на территории Логойщины в 1942—1944 годах, когда мирным жителем приходилось скрываться в лесах и на болотах. После войны Евгений пошёл в местную семилетнюю школу, но закончить учёбу в последнем классе не дала тяжёлая болезнь (ревматизм как последствие нахождения в холодной болотной воде), которая на два долгих года приковала подростка к постели. После выздоровления он в 1955 году вступил в местный колхоз «Чирвоная Логойщина» («Красная Логойщина»; центральная усадьба — в деревне Михалковичи Коренского сельсовета; ныне не существует). Сперва трудился рядовым колхозником. В каждодневном труде восстановил здоровье, подорванное войной, и окреп физически. Проявил способности и большое тяготение к технике, потому в 1959 году был направлен колхозным правлением на учёбу в училище механизации сельского хозяйства №204 в городском посёлке Смолевичи Минской области. Через год окончил училище (ныне — Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей), где приобрёл специальность тракториста-машиниста, и поступил по ней работать в новообразованный совхоз «Гайна» (ныне — сельскохозяйственный цех «Гайна» ОАО «Минский тракторный завод») в одноимённой деревне Гайненского сельсовета Логойского района. С 1960 по 1963 год проходил срочную службу в Советской Армии в рядах 7-й танковой Краснознамённой армии из состава Белорусского военного округа (город Борисов, Минская область). На второй год службы вступил в КПСС. После увольнения в запас приехал в город Минск, где устроился работать на Минский автомобильный завод (МАЗ) [Минский (в 1966 году награждён орденом Ленина, в 1974 году – орденом Октябрьской Революции) автомобильный завод входил в структуру Главного управления по производству большегрузных автомобилей Министерства автомобильной промышленности (с 1988 года – Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения) СССР. С октября 1974 года МАЗ (в 1977 году награждён вторым орденом Ленина) – головное предприятие производственного объединения «АвтоМАЗ», в сентябре 1975 года преобразованного в Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ; с октября 1977 года носило имя шестидесятилетия Великого Октября) в том же подчинении.] подручным кузнеца. Эта профессия была связана с тяжёлым физическим трудом на специальных штамповочных молотах, но армейская закалка и увлечённость спортом (ещё во время учёбы в училище Евгений Шуляк получил второй спортивный разряд по лыжным гонкам) позволили молодому рабочему успешно освоить основы кузнечного дела и остаться работать на предприятии до самого выхода на пенсию. Стремясь постигнуть тонкости кузнечного мастерства, сущность технологического процесса в цехе, он быстро и в совершенстве овладел профессией, в короткий срок зарекомендовал себя как талантливый рационализатор, ответственный и инициативный специалист высокой квалификации. Став одним из лучших кузнецов завода, выделялся не только целеустремлённостью, умением трудиться с полной отдачей, но и постоянным творческим поиском, стремлением сделать как можно больше и лучше, а также смекалкой рабочего человека, который к каждому заданию мастера, к каждой производственной операции относился с привычной обдуманнотью. С каждым новым заданием стремился как можно быстрее находить решение, как можно лучше сделать новую поковку. В совершенстве освоил три смежные специальности (наладчик, слесарь-ремонтник, электросварщик) и успешно совмещал основную работу с операциями наладки, зачистки и наварки кузнечных штампов, что позволяло существенно экономить рабочее время на отдельных этапах кузнечного производства и гарантировало высокое качество продукции. Несмотря на особенности работы, успешно перевыполнял сменные задания, одним из первых в цехе стал работать с личным клеймом качества. Делал поковки сложные, многооперационные. Неоднократно выходил победителем социалистического соревнования и был удостоен почётного звания ударника коммунистического труда. Из года в год совершенствовал своё мастерство, повышал производительность труда. Неустанным трудом экономя часы, дни, месяцы, он досрочно выполнял плановые задания пятилеток. В числе других новаторов производства Евгений Александрович вносил весомый вклад в трудовые свершения коллектива кузнечного цеха, который работал слаженно, ритмично и неоднократно занимал первые и другие призовые места в социалистическом соревновании на заводе. Именно он был одним из тех рабочих, которые задавали тон в заводском соревновании и которым принадлежала ведущая роль в выполнениии производственных заданий коллективом этого большого предприятия, одного из флагманов белорусского машиностроения. Активно участвовал в наладке и пуске новой механизированной линии штамповки, что позволило облегчить труд рабочих кузнечного цеха, улучшить качество работы и на 12 процентов уменьшить расходование материалов. Производительность труда в результате модернизации возросла в полтора раза. Возглавив бригаду из 42 человек, Е.А.Шуляк проявил себя волевым, энергичным организатором кузнечного производства, сумев создать сплочённый коллектив единомышленников, который отличали крепкая дисциплина, трудовой энтузиазм и неустанное творчество. В умелой организации социалистического соревнования он воспитывал у рабочих бережливое отношение к материальным и энергетическим ресурсам производства. Каждый из членов бригады трудился самоотверженно, настойчиво повышая производительность труда за счёт профессионального мастерства, рационального использования каждой рабочей минуты при правильной организации рабочего места. С началом девятой пятилетки (1971—1975) Е.А.Шуляк выступил одним из инициаторов движения новаторов и передовиков за высокую производительность труда на каждом рабочем месте, активно включился в движение наставничества. Будучи сторонником изыскания и использования резервов в технологическом процессе, он перешёл на расширенную зону обслуживания оборудования. Так, при поковке тяги запора стал использовать не один штамп, а два. Это технологическое новшество было внедрено в цехе и позволило в два раза увеличить производительность труда, более чем на половину снизить трудоёмкость работ и сэкономить только за год 8 тонн металла. Вместе со старшим мастером А.Кашлачом передовой кузнец-штамповщик усовершенствовал процесс изготовления поковок мотошатуна, в результате чего значительно улучшилось заполнение формы в штампе, а это дало возможность сделать заготовку более короткой на 8 миллиметров и тем самым сэкономить за год 10 тонн металла. Возглавляемая им бригада уже в период девятой пятилетки показала образцы высокопроизводительного труда, была удостоена почётного звания «коллектив коммунистического труда», неоднократно занимала классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании, добиваясь наилучших производственных показателей на предприятии. Её работу отличали высокая культура производства, чёткое соблюдение производственных графиков, безукоризненная технологическая и трудовая дисциплина. Личное задание девятой пятилетки и принятые социалистические обязательства бригадир выполнил досрочно, при высоком качестве выпущенных изделий, за что был награждён в 1976 году орденом Ленина. Ещё более высоких производственных показателей Евгений Александрович добился в период выполнения плановых заданий десятой пятилетки (1976—1980) и выполнил их за четыре года. За этот период он успешно внедрил в производство 20 рационализаторских предложений, что позволило сэкономить 120 тонн металла. За выдающиеся успехи в труде, достигнутые на основе совершенствования производственных процессов, внедрения передовых методов труда и инициативу в развитии социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работы был удостоен Государственной премии Белорусской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Шуляку Евгению Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Высокое рабочее мастерство, настойчивость, активная рационализаторская деятельность привели передовика Шуляка к тем трудовым свершениям, которые получили известность на заводе, в городе, в республике. Ведомая им бригада, которая тесно сотрудничала с инженерами, продолжила выполнять и перевыполнять плановые задания при отличном качестве продукции и строгом соблюдении технологических требований. Так, на трудовой вахте новой, одиннадцатой пятилетки (1981—1985) они внесли весомый вклад в новые достижения многотысячного коллектива автозаводцев. Только за три первых года пятилетки бригадир нашёл возможность сэкономить на поковках 75 тонн металла (а до конца пятилетки — ещё почти 15 тонн), в результате чего производительность труда в цехе возросла на 1,1 процента. Он же внёс значительное усовершенствование в процесс подачи заготовок из нагревательной печи к молоту. Благодаря очередному новшеству удалось значительно увеличить скорость транспортировки заготовок и лучше организовать труд кузнеца.
Shulyak01 (700x437, 194Kb)
Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Шуляк с членами своей бригады.
Всего же на его счету — более ста рационализаторских предложений, успешно внедрённых в производство. Как рационализатор и новатор производства Евгений Александрович несколько раз принимал участие в работе Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, был отмечен серебряной медалью и дипломами Главного выставочного комитета. Перейдя по состоянию здоровья в 1990 году работать наладчиком кузнечно-прессового оборудования, он продолжал трудиться так же добросовестно и самоотверженно ещё 11 лет. Много и охотно занимался общественной работой, популяризацией физической культуры, выступал перед молодёжью в воинских частях и различных учебных заведениях, шефствовал над одним из школьных классов, устраивал в строительные отряды трудных подростков, проводил экскурсии и «дни открытых дверей» на заводе.
Shulyak02 (650x700, 375Kb)
Полный кавалер ордена Трудовой Славы Валентина Николаевна Гулидова и Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Шуляк.
На МАЗе (ныне имеет статус открытого акционерного общества) работали жена Героя — Мария Иосифовна (в покрасочном цехе), дочь (на конвейере) и сын Александр (один из его учеников, в кузнечном цехе). Избирался членом бюро Минского горкома Компартии Белоруссии, членом парткома завода, партгруппоргом участка, депутатом Совета Национальностей (член Комиссии по промышленности) Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984—1989), депутатом Заводского районного (город Минск) Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов). Делегат XXVII съезда КПСС (1986). Живёт в Минске, столице Белоруссии. Награждён 2 орденами Ленина (18 марта 1976; 31 марта 1981), орденом «Знак Почёта» (5 апреля 1971), медалями, в том числе серебряной медалью ВДНХ СССР. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978) за выдающиеся достижения в труде.

 (557x699, 99Kb)
1940
Роджер Кейт Крауч (Roger Keith Crouch)
американский ученый-астронавт. Получил степень бакалавра в Политехническом институте Теннеси (1962). Магистр, доктор философских и физических наук Политехнического института Виргинии (1968-1971). С 1979 по 1980 гг. работал ученым в Массачусетском институте технологий. С 1985 г. работал главным ученым центра Микрогравитации НАСА. Нес ответственность за то, что эксперименты в программе полета достигли высочайшего уровня возможных научных результатов. Издал свыше 40 технических работ и более чем 40 технических отчетов в различных областях. Исследовал, начиная с 1978 г., влияние гравитационных сил на свойства материалов. Количество полетов: 2 (1997). Общее время полетов: 19,66. Космические аппараты: «STS-83», «STS-94».

wayne-mclaren-wallpapers (700x549, 568Kb)
1940
Уэйн Макларен (Wayne McLaren)
американский каскадёр, модель, актёр и участник родео. Родился в городе Лейк-Чарльз, Луизиана, США. Перед своим появлением в рекламе Мальборо Макларен работал каскадёром и всадником родео. В 1976 году он сделал рекламные работы для знаменитой рекламной кампании сигарет «Мальборо» в качестве Человека Мальборо. Он курил по полторы пачки в день, но после того, как в 1990 году у него развился рак лёгких, Макларен стал участником общественного движения по борьбе с курением, ссылаясь на свой 30-летний стаж курения в качестве причины своего рака. Во время деятельности Макларена по борьбе с курением, „Philip Morris International“ отрицала, что Макларен когда-либо появлялся в рекламе «Мальборо». В ответ на это Макларен подготовил письменное показание под присягой от агентства, которое представляло его, утверждая, что ему было заплачено за работу в «Мальборо». Незадолго до его смерти был снят телевизионный ролик, показывающий изображения его появления как ковбоя, которые сопоставляются с тем им на больничной койке; его брат, Чарльз Макларен говорил закадровым голосом о вреде курения, и отметил, что табачная промышленность способствовала «независимому образу жизни», после чего подводил неутешительный итог: «Лёжа со всеми этими трубами в тебе, как действительно Вы можете быть независимы?». Химиотерапия и удаление одного лёгкого не помогли остановить рак, потому что болезнь рассеялась и метастазы нанесли ущерб головному мозгу. Через два года после установления диагноза, незадолго до своего 52-летия, он скончался в Ньюпорт-Биче, Калифорния, США, 22 июля 1992 года. Утверждается, будто за несколько минут до смерти он сказал дочери: «Я заканчиваю свою жизнь в кислородной палатке. Я говорю вам, что курение того не стоит». Одна из его дочерей является наиболее известной антитабачной активисткой в США и утверждает, что её отец не умер напрасно, так как он открыл глаза миру. В американском фильме «Здесь курят» 2005 года фигура Лорни Луч (Сэм Эллиотт) списана с Уэйна Макларена.

1941
Виктор Алексеевич Епанешников
российский исполнитель на ударных инструментах. Стал известен в 1970-е гг. как участник ансамбля «Аллегро». В 1961-1962 гг. учился в Саратовском музыкальном училище, в 1964-1967 гг. работал в эстрадном ансамбле местного театра миниатюр (театр «Микро» Льва Горелика). С 1968 г. постоянно сотрудничал с Николаем Левиновским, выступал с ним на многих фестивалях, в 1972 г. переехал в Москву, работал в ансамблях и оркестрах радио, а также в Государственном эстрадно-симфоническом оркестре Азербайджана (1975-1978). Вошел в первый состав созданного Левиновским ансамбля «Аллегро», выступал на крупнейших отечественных фестивалях (Москва, Ленинград, Тбилиси, Донецк) и за рубежом (София, Будапешт, Сибиу, Пори, Братислава). После ухода из «Аллегро» играл в трио с Тамазом Курашвили и Михаилом Окунем (1986-1993). В 1995-1998 гг. был барабанщиком в оркестре Олега Лундстрема, в то же время собирал ансамбли с молодыми московскими музыкантами (Алексеем Николаевым, Дмитрием Мосьпаном, Виталием Головневым и др.). В 2000 г. вошел в квартет «Четверо» (с Давидом Голощекиным, Гасаном Багировым и контрабасистом Сергем Хутосом).

1941
Константин Васильевич Краснобаев
профессор кафедры аэромеханики и газовой динамики механико-математического факультета, лауреат премии имени С.А.Чаплыгина (1982 г.), лауреат 1-ой премии имени М.В.Ломоносова за работу "Сверхзвуковое обтекание тел при наличии внешних источников энерговыделения" (совместно) 1991 г.

1942
Виталий Васильевич Чайников
вальцовщик Кемеровского научно-производственного объединения «Карболит» Министерства химической промышленности СССР, город Кемерово. Родился в деревне Золотухино Галичского района Костромской области. Окончил 9 классов средней школы в 1957 году. Трудовую деятельность начал плотником Костромской сплавконторы треста «Костромалесосплав» в городе Кострома. В 1961-1964 годах служил в Советской Армии. С 1964 года – аппаратчик, а затем вальцовщик цеха высокопрочных прессматериалов Кемеровского научно-производственного объединения «Карболит» Минхимпрома СССР в городе Кемерово. В 1985 году вступил в КПСС. Указами Президиума Верховного Совета СССР награжден орденами Трудовой Славы III и II степеней . Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1986 года Чайников Виталий Васильевич награжден орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. Сведения о дальнейшей судьбе отсутствуют. Награжден орденами Трудовой Славы I (3 июня 1986 – № 293), II и III степеней, медалями.

1943
Светлана Ивановна Коркошко
российская артистка театра и кино, актриса МХАТ имени Горького, народная артистка РСФСР (1988). Родилась в Харькове. Окончила Харьковский театральный институт (1964). В 1964-1967 гг. играла на сцене Киевского академического театра имени И.Франко, театра "Современник", Областного драматического театра имени Островского. С 1967 года - актриса МХАТ. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Снималась в фильмах "Гибель эскадры", "Софья Перовская", "Братья Карамазовы", "Мертвый сезон", "Почтовый роман", "Укрощение огня", "Последнее дело комиссара Берлаха", "Круг", "Пароль "Отель Регина", "Странная женщина" и др.

1943
Мария Малдер
ветеранша блюза со времен jug-бэндов конца 1950-х. Затем в 1970-х ей даже удалось засветиться, пусть даже одним, но зато суперхитом “Midnight At The Oasis”. С тех пор вплоть до наших дней Мария остается очень желанной вокалисткой на любой клубной сцене Европы и Америки. В гастролях по клубам в основном и проходит ее творческая жизнь. Вот и в этом альбоме атмосфера вполне клубная. Иногда кажется, что такой блюз исполняли где-нибудь в “Коттон-клубе” еще в 1930-х, во времена первой волны блюзового бума, когда раскаты свингующей меди на заднем плане придавали вокалу яркости и усиливали впечатление. И хотя здесь все аранжировки во многом современны, все же — это слегка стилизованный блюз времен Эль Каппоне. Мария Малдер поет нарочито черным, хрипловатым, слегка сдавленным переизбытком эмоций голосом. Часто, впрочем, она переходит на умеренный темп. Медь заднего плана исчезает, и в аккомпанементе лишь лирично поют гитара и фортепиано. Возникает камерная атмосфера более современного клуба. Аранжировки сработаны по-джазовому очень изысканно. И вообще, джаза здесь, возможно, больше, чем блюза. В целом это легкий, развлекательный альбом. Отличный аудиофон для вечернего отдыха. Приверженцам сурового капреализма Мадди Уотерса он, конечно, удовольствия не доставит. Зато понравится утонченному любителю комфорта, ценителю сверкающих бокалов и прочей “голливудщины”. Здесь гораздо больше блеска, чем в реальной жизни. На это ведь оно и искусство.

 (471x699, 85Kb)
1943
Майкл Ондатжи (Michael Ondaatje)
канадский писатель и поэт. Его стихи и проза отличаются музыкальностью, насыщенным, экспериментальным языком, в них переплетены мифология, история, джазовые мотивы, личные воспоминания. Ондатжи начал писать стихи раньше прозы, и в его творчестве проза сближается с поэзией, их границы размываются. «Переходя от воображаемого пейзажа к портрету, к документальному повествованию, анекдоту или легенде, Ондатжи творит одновременно для слуха и для глаз», – писала Диана Ваковски в журнале «Контемпорари Поэтс». Филип Майкл Ондатжи родился в Коломбо на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка). Недовольный британской системой высшего образования, он иммигрировал в Канаду в 1962. В 1965 он окончил университет Торонто со степенью бакалавра английского языка, а в 1967 получил магистерскую степень в Королевском университете Кингстона, Онтарио. Он преподавал английский язык в университете Западного Онтарио с 1967 по 1971, а с 1971 в университете Йорка в Торонто. Первой публикацией Ондатжи стал поэтический сборник «Изящные чудовища» (The Dainty Monsters, 1967), название которому дали слова из стихотворения Шарля Бодлера. В первой его части воспеваются фантастические звери и другие потусторонние существа, например, мантикоры (голова человека, тело льва, хвост дракона), обитающие, как утверждается в одном из стихотворений, в канализационной системе Торонто. Вторая часть, «Троя» (Troy Town), состоит из нескольких взаимосвязанных стихотворений на античные сюжеты. Изящные чудовища, первая книга неизвестного поэта, вышедшая малым тиражом, была тут же замечена и сделала Ондатжи заметной фигурой в новом поколении молодых канадских поэтов. Книга пользуется спросом и регулярно переиздается. Увлечение Ондатжи культурой американского Запада отразилось в его прославленной стилизации Избранные сочинения Крошки Билли: «Стихи, написанные левой пяткой» (The Collected Works of Billy the Kid: Left Handed Poems, 1970). Это произведение, в котором автор воссоздает легендарный образ Дикого Запада, граничит с прозой, сохраняя, однако, сильную поэтическую интонацию. Его часто называют притчей о писателе вне закона, в нем сочетаются элементы повествования, истории, мифа, сюда же включены фотографии, интервью и даже комиксы. Все художественные средства (графика, поэзия и проза) направлены на то, чтобы заставить читателя задуматься над природой героизма и жестокости. За эту книгу Ондатжи был удостоен одной из высших канадских наград в области поэзии – Премии Генерал-губернатора за 1971. Свой прототип был и у первого романа Ондатжи – «Пришествие посреди резни» (Coming Through Slaughter, 1976). В нем рассказывается о джазовом музыканте из Нового Орлеана Бадди Болдене, которого считают создателем джазового стиля диксиленд, впоследствии потерявшем рассудок. Так как записей Болден не оставил, и о нем мало что известно, Ондатжи в 1973 отправился в Новый Орлеан, чтобы работать над книгой. Рассказ в ней ведется не в хронологическом порядке, описание событий перемежается внутренними монологами. «Ондатжи удается донести до читателя болденовскую манеру игры, – писал Рой МакСкимминг – Сама ткань его текста имеет ту же полнокровную, волнующую, импровизационную природу, обогащенную дополнительными возможностями, которые дает литература, а именно красотой языка и изображением сложной человеческой природы». Следующая значительная работа Ондатжи – «Я учусь орудовать ножом. Стихотворения 1963–1978» (There's a Trick with a Knife I'm Learning to Do: Poems 1963–1978). Сборник был опубликован в 1979 и в 1980 принес автору вторую Премию Генерал-губернатора. В мемуарах «Навстречу семье» (Running in the Family, 1983), написанных после поездки в Шри-Ланку к родственникам, Ондатжи пытается проследить, как история его семьи связана с прошлым острова, бывшего под властью британской короны. В этот же период распадается брак Ондатжи, и в его «канадской» семье происходят изменения. Стихотворения сборника «Вечная любовь» (Secular Love, 1984) отражают эти перемены, отмечая, как постепенно нарастает отчуждение, сводящее на нет годы совместной жизни. В который раз поэзия Ондатжи снискала похвалу литературной элиты. Ондатжи снова обращается к романной форме, и в 1987 выходит его новое произведение, «В шкуре льва» (In the Skin of Lion). За основу истории о живущем в Торонто молодом человеке, чье взросление приходится на 1920–1930 гг., Ондатжи берет реальный случай того времени – таинственное исчезновение знаменитого миллионера. Роман в не меньшей степени, чем поискам пропавшего магната, посвящен иммигрантским общинам и их роли в строительстве Торонто. По роману была написана пьеса, поставленная в том же году. Критик Литературного приложения к «Таймс», Майкл Халс, сравнил картину растущего города, созданную Ондатжи, с панорамой ирландской столицы в Дублинцах Джеймса Джойса. Однако всеобщую известность Ондатжи принесла экранизация его романа 1992 «Английский пациент» (The English Patient). Ондатжи понадобилось восемь лет, чтобы закончить этот роман, действие которого происходит в Италии времен Второй мировой войны. Он начинается рассказом о канадской медсестре по имени Хана (позже читатель узнает, что она дочь главного героя романа В шкуре льва), покинутой в разрушенном бомбежкой монастыре, где располагался военный госпиталь. Хана задержалась там из-за тяжело раненного пациента, доживающего последние дни. Его самолет разбился в пустыне Северной Африки, сам он едва спасся, и теперь никто не знает его имени, полагают только, что он англичанин. Хана читает ему вслух, дает ему морфий, лечит его ожоги. Ондатжи вводит в роман еще двух персонажей. Один из них искалеченный вор, другой – индус-сикх, служащий сапером. В романе прослеживается, как пересекаются судьбы четырех героев, повествующих о своем прошлом. В 1992 Английский пациент получил Букеровскую премию и собрал множество восторженных рецензий. Сценарий для киноверсии романа был написан режиссером фильма Энтони Мингеллой. Фильм получил премию «Оскар» за лучшую картину в 1996. Среди других стихотворных сборников Ондатжи: «Нож для чистки корицы» (The Cinnamon Peeler, 1989) и «Почерк» (Handwriting, 1998). Им также написана книга «Леонард Коэн» (Leonard Cohen, 1970), исследование, посвященное творчеству канадского поэта и певца, оказавшего на Ондатжи большое влияние. Роман «Дух Энила» (Anil's Ghost, 2000) получил канадскую премию Гиллера 2000.

 (700x600, 122Kb)
1944
Леонард Пелтиер
американский борец за права коренного населения Северной Америки, политзаключенный. В 1976 году он был приговорен к двум пожизненным срокам заключения по обвинению в убийстве годом ранее двух агентов ФБР во время перестрелки в индейской резервации Пайн-Ридж. Правозащитники считают, что все обвинения против Пелтиера от начала и до конца были сфабрикованы, но американское правосудие ни в ходе судебного процесса, ни впоследствии не приняло во внимание ни одного опровергающего выдвинутое обвинение факта. Пелтиер продолжает оставаться за решеткой. Он по-прежнему видная общественная фигура, его поддерживают соратники, международные правозащитные организации. В СССР была развернута мощная кампания в поддержку Пелтиера, телевидение, пресса постоянно сообщали о нем, вы могли отправить письмо президенту США с требование освободить лидера Движения американских индейцев. Где сегодня инициаторы и проводники той кампании, кто вообще здесь знает имя вот уже почти 30 лет находящегося в заключении за свои убеждения человека? Можно по разному относиться к проводившимся тогда подобным акциям в Советском Союзе, на самом деле во многом носившим пропагандистский характер, но несомненно, что смена ориентиров сегодня привела к предательству тех, кого называли друзьями. И что-то совсем не слышно о поддержке ни в собственных пределах, ни за рубежом (что в некотором роде проще) тех, кто не может профинансировать избирательную кампанию, выход периодических изданий, сам не обладает (пусть хотя бы в прошлом) какой-либо властью.

 (699x597, 192Kb)
1944
Владимир Теодорович Спиваков
скрипач, народный артист СССР, создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Родился в столице Башкирии Уфе. В 1945 году семья переехала в Ленинград, где с шести лет Владимир Спиваков учился игре на скрипке в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 13 лет получил первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде. В 1961 году поступил в Московскую консерваторию (класс профессора Ю.Янкелевича), одновременно был вольным слушателем в классе Давида Ойстраха. Концертирует с 1965 года. В 1970 году окончил аспирантуру. Международная сольная карьера Спивакова началась в 1975 году. В 1979 году дебютировал в качестве дирижера с Чикагским филармоническим оркестром на фестивале в Равинии. В России он прошел курс дирижирования у И.Гусмана, а в США - у дирижеров Л.Маазеля и Л.Бернстайна. После совместного выступления в Зальцбурге в 1984 году Бернастайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой он не расстается и сегодня. В 1979 году Владимир Спиваков создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы», и с тех пор он - бессменный художественный руководитель и дирижер этого музыкального ансамбля. В 1983 году оркестр получил официальное название — Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы». В 1990 году оркестр подписал пятилетний контракт с Фондом принца Филиппа Астурийского и стал «оркестром, постоянно проживающим» в Испании. В июле 1989 года Владимир Спиваков впервые организовал Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени, а в 2001 году в Москве - фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Ежегодно Спиваков дает около 120 концертов по всему миру, в том числе благотворительных, как солист, с оркестром «Виртуозы Москвы», а также как приглашенный дирижер. В 1997 году Владимиру Спивакову, игравшему тогда на скрипке работы Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), меценаты предоставили в пожизненное пользование скрипку работы Антонио Страдивари (Кремона, 1712 год), на которой он играет по сей день.

1944
Барри Уайт
американский соул-певец. Его завораживающий баритон был хорошо знаком миллионам поклонников по всему миру. На протяжении 30 лет его по праву считали королем стиля «соул». Пик славы музыканта пришелся на 1970-е гг., хотя и в последующие десятилетия он занимал далеко не последние места на мировом музыкальном Олимпе. Так, в 2000 г. он получил две премии «Грэмми» как лучший исполнитель-мужчина и в номинации «традиционный R and B вокал» за песню «Staying Power». Среди его наиболее ярких хитов – «Can`t Get Enough of Your Love, Babe», «You`re the First, the Last, My Everything», «It`s Ecstasy When You Lay Down Next To Me», «Love Serenade».

1945
Борис Ильич Цейтлин
русский театральный режиссер. Родился в Ленинграде, в семье медиков. По окончании школы учился в ленинградских Политехническом и Педагогическом институтах. Работал в средней школе учителем. В 1968 поступил в ЛГИТМиК, учился два года на кафедре театра кукол у М.М.Королева, потом перешел на кафедру драматического искусства (курс Т.Г.Сойниковой и Д.И.Карасика). Окончил институт в 1973. Дипломный спектакль, Мэри Поппинс П.Трэверс, поставил в Красноярском ТЮЗе. В театрах Самары, Вологды, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Орла, Брянска поставил более 50 спектаклей, в том числе Женитьба Н.В.Гоголя, Двенадцатая ночь, Антоний и Клеопатра и Как вам это понравится У.Шекспира, Карьера Артуро Уи Б.Брехта, Завтра была война Б.Л.Васильева, Стеклянный зверинец Т.Уильямса, Обыкновенное чудо и Дракон Е.Л.Шварца и др. С 1987 работал главным режиссером Казанского молодежного театра (бывший ТЮЗ). Его спектакль Буря Шекспира в этом театре в 1995 был удостоен национальной премии «Золотая маска». В 1999 стал главным режиссером Томского драматического театра. Спектакль Ангел приходит в Вавилон Ф.Дюрренматта в постановке Цейтлина в 2001 номинировался на «Золотую Маску», а его спектакль И вновь цветет акация… И.Дунаевского (пьеса М.Бартенева и Б.Цейтлина, стихи Вл.Масса, М.Червинского и М.Бартенева), поставленный в Музыкальном театре Краснодара, стал в том же году лауреатом премии «Золотая маска».

1946
Михаил Михайлович Опарин
заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат военных наук, генерал-лейтенант, командующий Дальней авиацией (1997-2003)

1947
Александр Яковлевич Чутко
актёр. Родился да в Москве. В 1972 г. окончил Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер". С 1972 по 1974 годы - артист команды Театра Армии. По окончании службы зачислен в труппу театра. В настоящее время занят в спектаклях ЦАТРА: "Много шума из ничего", "Скупой", "Гамлет".

1948
Вячеслав Иванович Брагин
бывший генеральный директор телекомпании "Останкино".

1948
Александр Павлович Брагинский
ученый-физик, доктор физико-математических наук, один из руководителей Движения демократических реформ.

1949
Геннадий Эдуардович Кузьмицкий
директор ФГУП "Пермский завод имени С.М.Кирова".

Molodtsova_Ekaterina (700x468, 408Kb)
1949
Екатерина Михайловна Молодцова (имя при рождении -Ходаче Балбекова)
российская певица, народный артист Российской Федерации (1996). В 1975 году окончила Воронежское музыкальное училище. В 1966—1993 году — солистка Воронежского государственного русского народного хора. Ученица Марии Мордасовой. С 1993 года выступает с ансамблем «Русская гармонь» (руководитель — М.В.Ефименко). С 2001 года также преподаёт сольное народное пение в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей. Награждена медалью Ордена «За Заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «Честь и достоинство». Автор нескольких сборников песен и частушек. Источники: Имена Воронежа - 425. История продолжается / М.Г.Шаталов. — Воронеж: Воронежская облтипография, 2012. — Страница 234. — 464 страницы — ISBN 978-5-4420-0097-9; Воронежская энциклопедия / В.Д.Карпачёв. — Воронеж: ЦДВЧК, 2008.

 (609x699, 102Kb)
1949
Ирина Константиновна Роднина
заслуженный мастер спорта, неоднократная чемпионка Олимпийских игр, мира, Европы и СССР в парном фигурном катании на коньках. Родилась в Москве. Из детской школы по конкурсу поступила в секцию фигуристов ЦСКА. С 1962 года Ирину Роднину в паре с Олегом Власовым тренировали супруги Соня и Милан Валун, приехавшие из Чехословакии. В 1963 году пара заняла 3-е место на всесоюзных юношеских соревнованиях. В возрасте 13 лет Роднина уже имела первый спортивный разряд. Чехословацкие тренеры вскоре уехали, и с фигуристской начал заниматься известный армейский тренер Станислав Жук. В 19 лет Ирина дебютировала вместе Алексеем Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Их стали называть достойными преемниками знаменитых олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. В 1969 году Роднина выиграла свой первый титул чемпионки мира.
 (430x698, 64Kb)
В 1972 году вместе с Улановым выиграла золотые медали Олимпийских игр в Саппоро. Впервые выступила в паре с Александром Зайцевым на чемпионате мира-1973, где в течение нескольких минут им пришлось кататься без музыкального сопровождения, но они не прервали своей программы и закончили ее под овации зрителей. Их постоянный творческий поиск привел к созданию сложнейшей и красивейшей программы под всемирно известную русскую мелодию «Калинка», ставшей их своеобразным фирменным знаком. В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке стала двукратной олимпийской чемпионкой в паре с Александром Зайцевым. В 1978 году стала десятикратной чемпионкой мира. В 1980 году завоевала третье олимпийское «золото» на Играх в Лейк-Плесиде.
В 1975 году Роднина и Зайцев поженились, но вскоре развелись. В 1980 году Ирина ушла из большого спорта. Работала в ЦК ВЛКСМ, затем старшим тренером в «Динамо», преподавала в Институте физкультуры. В 1990-1999 годах Ирина Роднина жила в США, работала тренером в Американском международном центре по фигурному катанию в Лейк-Эрроухед. В 1995 году воспитанники Родниной - чешская пара Радка Коваржикова и Рене Новотны стали чемпионами мира.
 (700x620, 79Kb)
После этого успеха Ирине была вручена персональная грамота от президента Чехии Вацлава Гавела; она приобрела статус почетного гражданина Чехии. В 1999 году Роднина вернулась в Москву, где должна была возглавить новый центр фигурного катания - «Ледовый дом Ирины Родниной», который по инициативе мэра города Юрия Лужкова планировалось построить на Дербеневской набережной. Сейчас Ирина Роднина - заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни, председатель Центрального совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия». За спортивные успехи награждена орденами Трудового Красного Знамени, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» III степени «за выдающийся вклад в развитие физической культуры и спорта». Автор книги «Негладкий лед».

Алексей Сигуткин (700x673, 284Kb)
1949
Алексей Алексеевич Сигуткин
генерал-лейтенант, заместитель командующего ВДВ России, активный участник событий в зоне грузино-абхазского конфликта 1992—1993, военный миротворец, депутат Государственной Думы РФ в 2004—2007. По списку партии «Единая Россия» избран депутатом Госдумы РФ пятого созыва (2007—2011), однако в связи с последующим назначением руководителем думского аппарата отказался от депутатского мандата. С декабря 2007 по 2011 год возглавлял аппарат Госдумы Российской Федерации. Родился в селе Мызовка Епифановского района Тульской области. Окончил Рязанское ВВДКУ, Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Участвовал в боевых действиях в Афганистане, в зоне грузино-абхазского конфликта, в Чечне (в 1994—1995), в миротворческих операциях на территории Югославии. Уволился из Вооруженных Сил в связи с проводимым сокращением с должности заместителя командующего Воздушно-десантными войсками по боевой подготовке. В апреле 2001 назначен советником министра внутренних дел РФ. 7 декабря 2003 избран депутатом Государственной Думы по Псковскому одномандатному округу № 141. Первый заместитель председателя Комитета ГД по обороне в 2004—2007, в 2007—2011 — руководитель аппарата Госдумы Российской Федерации. Миссия в Абхазии — вершина деятельности Сигуткина как военачальника и миротворца. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 группировка ВДВ Российской Федерации (которой наряду с Сигуткиным посменно командовали два других замкомандующего ВДВ Александр Чиндаров и Виктор Сорокин), имела задачи максимально обезопасить мирное население, не допустить разрастания конфликта, взять под охрану особо важные объекты Российской Федерации в Абхазии: 24-ю спецлабораторию Минобороны Российской Федерации, которая вела сейсмическую разведку, мониторинг испытательных ядерных взрывов в других государствах. Кроме того — взять под охрану в районе Пицунды — два научно-исследовательских центра оборонного назначения. В Сухуме группировка взяла под охрану военные санатории Российской Федерации и филиал Института приматологии, частью которого был обезьяний питомник на горе Трапеция. Группировка под командованием Сигуткина не допускала вертолётной атаки грузинских войск на Гудауту и бомбардировок города, где находилось руководство Абхазии во главе с Владиславом Ардзинбой. Это имело огромное значение для обороноспособности Республики Абхазии и живучести органов её военного управления. Деятельность Сигуткина в Абхазии объективно способствовала успеху сил абхазского сопротивления. Награждён 4 орденами и 10 медалями, в том числе орденом «За личное мужество» и орденом Мужества. Женат, имеет двоих детей — сына и дочь.

1950
Альберто Бустаманте
нынешний премьер-министр Перу (с 1999).

1950
Евгений Петрович Дорохин
врач-гинеколог, принявший первые в нашей стране роды у ВИЧ-инфицированной женщины.

 (515x698, 35Kb)
1951
Берти Ахерн (Bertie Ahern)
премьер-министр Ирландии. Родился в Дублине, в семье фермера. Окончил Юниверсити-колледж в Дублине по специальности бухгалтерский учет. В 1977 был избран в нижнюю палату парламента от дублинского округа Финглас по списку правоцентристской партии Фианна файл. В 1982 получил пост парламентского организатора партии. В 1987 вошел в кабинет в качестве министра труда, а в 1991 был назначен министром финансов. В ноябре 1994 был избран лидером Фианна файл после отставки Алберта Рейнолдса. В мае 1997 Фианна файл получила большинство мест в парламенте, а 26 июня 1997 Ахерн стал премьер-министром. Начиная с апреля 1998 участвовал в заключении ряда соглашений о прекращении насилия и мире, а также о большей степени самоуправления Северной Ирландии, в том числе совместно с Блэром принял участие в разработке плана «Путь вперед». В начале 2001 участвовал в переговорах о разоружении Ирландской республиканской армии (ИРА).

Neil Peart (700x447, 151Kb)
1952
Нил Пиэт
барабанщик канадской рок-группы «Rush».

Gerry Beckley, (700x700, 220Kb)
1952
Джерри Бекли
гитара, вокал (America).

1952
Сергей Александрович Караганов
политолог. Работал заместителем директора Института Европы Российской Академии Наук. С 1995 - член Международной консультативной коллегии Президентского Совета по международным отношениям. С 1996 - сопредседатель попечительского совета Фонда развития парламентаризма в России. Член консультативных комитетов нескольких других государственных органов. С 1994 - председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике - неправительственной организации, объединяющей ныне 100 видных представителей деловых кругов и средств массовой информации, крупных политиков, руководителей силовых структур.

 (461x699, 125Kb)
1952
Зелимхан Абдумуслимович Яндарбиев
чеченский политический и духовный деятель, исполнявший обязанности президента непризнанной Чеченской Республики Ичкерия между 1996 и 1997. Родился в селе Выдрика Казахской ССР, чеченец. В 1969-1970 работал разнорабочим, каменщиком. В 1981 г. окончил Чечено-Ингушский государственный университет. Трудовую деятельность начал в 1969 году в Казахской ССР. Был разнорабочим, каменщиком, помощником бурильщика, корректором, начальником производственного отдела Чечено-ингушского книжного издательства. С 1989 г. литературный консультант в Союзе писателей ЧИАССР, председатель политической организации - чеченского общества "Барт" ("Согласие"). В мае 1990 года организовал и возглавил Вайнахскую демократическую партию, основной программный целью которой было "создание независимого демократического государства". С ноября 1990 года - после образования Общенационального конгресса чеченского народа - был заместителем председателя исполкома (председатель ОКЧН - Дудаев, его первый заместитель - Юсуп Сосламбеков). В первом чеченском парламенте (1991 год) Яндарбиев возглавлял комитет по средствам массовой информации и свободе слова (до 1993 года). 23 июля 1993 года в Грозном Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев подписали с руководителями Ингушетии Русланом Аушевым и Борисом Агаповым договор "О принципах определения границ Чеченской и Ингушской республик". 11 октября Яндарбиев, выступая по чеченскому телевидению, заявил о том, что Чечня не намерена участвовать в выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации. В мае 1993 года Яндарбиев возглавил делегацию правительства Дудаева на переговорах с оппозицией. В апреле 1993 года поддержал решения президента Джохара Дудаева о роспуске парламента, Конституционного суда Чечни и Грозненского городского собрания. 17 апреля 1993 года указом Джохара Дудаева назначен и.о.вице-президента Чечни, занимался в основном идеологическими вопросами. Возглавлял Государственную комиссию по расследованию преступлений оппозиции и комиссию по перезахоронению тела Звиада Гамсахурдиа (по некоторым данным, после этого получил прозвище "главный похоронщик"). 14 марта 1995 года исполняющий обязанности прокурора Чеченской Республики Б.Басханов подписал постановление о возбуждении уголовных дел и санкцию на арест Яндарбиева (вместе с другими 6-тью чеченскими лидерами - Асланом Масхадовым , Султаном Гелисхановым, Таймазом Абубакировым, Шамилем Басаевым и т.д.) Яндарбиеву вменялись статьи 170 (злоупотребление властью или служебным положением), 64 (измена Родине) и 77 (бандитизм). В середине января 1995 года Яндарбиев руководил обороной центра Грозного, его штаб располагался в подвале президентского дворца. 22 апреля 1996 г.в связи со смертью Дудаева Госсоветом обороны ЧРИ объявлен президентом. 27 мая 1996 г. в Москве подписал Соглашение о прекращении военных действий. Сформировал 28 сентября 1996 г. правительство ЧРИ. 3 октября 1996 г. в Москве прошли переговоры между делегациями Чечни и России. Делегации возглавляли Зелимхан Яндарбиев и председатель правительства России Виктор Черномырдин. 27 января 1997 г. проиграл выборы президента Чеченской Республики, заняв третье рейтинговое место по итогам голосования. 12 февраля 1997 г. передал президентские полномочия Масхадову. Затем отказался сотрудничать с администрацией Масхадова и перешел в оппозицию. В октябре 1999 г. назначен личным посланником президента Чеченской Республики - полномочным представителем в мусульманских странах. В январе 2000 г. стал представителем Ичкерии в Афганистане. Яндарбиев находится в федеральном и международном розыске. 31 октября 2002 года в отношении него возбуждено уголовное дело по трем статьям - участие в вооруженном мятеже, участие в незаконном вооруженном формировании и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Убит в результате взрыва бомбы 13 февраля 2004 года.

1953
Николай Васильевич Денисов
актер МТЮЗа. Режисер и преподаватель ГИТИСа. Заслуженный артист России.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку