1835
Эмиль-Жюстен-Луи Комб (французское имя — Émile Justin Louis Combes)
французский государственный и политический деятель; масон, председатель Совета Министров Франции (1902—1905). Родился в коммуне Роккурб, департамент Тарн, Франция, в семье портного, был шестым из десяти детей. Выучил латынь у государственного учителя, а затем у своего крестного отца Жана Гобера, который был священником и его двоюродным братом. Затем изучал богословие в школе кармелитов и главной семинарии Альби; получил посвящение в викарии, доктор теологии (1860). Был профессором риторики в епархиальном учреждении Понса в епархии Ла-Рошель. После удачной женитьбы поступил на медицинский факультет в Париже; долго был практикующим врачом в разных городах. В 1869 году вступил в масонскую ложу Великий Восток Les Arts Réunis de Barbezieux.
Политическая карьера
В 1876 году избран мэром города Понс и членом генерального совета департамента Нижней Шаранты. Занимал пост мэра в течение 43 лет, до 1919 года. В 1885 году избран, а в 1894 и 1903 годах переизбран в сенат, входил в группу радикалов-социалистов. В сенате он выступал преимущественно по вопросам народного просвещения. В 1893—1894 годах занимал пост вице-президента Сената. В 1894 году возглавил группу под названием «Левые демократы». В 1895—1896 годах был министром просвещения в кабинете Буржуа.
Правительство Луи Комба
После выхода в отставку кабинета Вальдека-Руссо, в 1902 году сформировал кабинет из различных членов левых до радикалов-социалистов включительно, но без социалистов. Одновременно занимал пост министра внутренних дел. Опирался на «блок» из всех левых партий, включая социалистов. Проводя последовательную антиклерикальную политику, названную "комбизмом" (разделение государства и церкви), кабинет Комба прервал дипломатические отношения Франции с Ватиканом, провёл закон о конгрегациях и подготовил Закон о разделении церквей и государства. Были закрыты 2500 частных церковных школ. В 1903 году были распущены сначала все мужские, а затем женские церковные ордена. Членам Орденов больше не разрешалось работать учителями, а распятия и религиозные символы убирали из общественных зданий, таких как школы или суды. В 1904 году был установлен запрет на восстановление церковных орденов. Также последовательно боролся с практикой использования региональных языков в церквях. Успешно реализовав жесткую антиклерикальную программу, он решает начать социальные реформы, в первую очередь ввести подоходный налог, чего не решился сделать его предшественник. Однако в это же время он теряет поддержку Демократического альянса. Ситуация усугубляется скандалом вокруг «дела о карточках», когда выясняется, что военный министр пытался создать альтернативную систему иерархии, выстроенную по принципу лояльности республиканской политике. В январе 1905 года коалиция правых с некоторыми социалистами и радикалами (в том числе будущими президентами Мильераном, Думером и др.) вынудила его уйти в отставку, уступив место кабинету Рувье.
Завершение политической карьеры
С 1905 года был членом исполнительного комитета Республиканской радикальной и радикально-социалистической партии, в 1911-1912 годах являлся ее президентом. В 1915—1916 годах занимал пост государственного министра в правительстве Национального союза. В составе Сената Франции оставался до конца жизни. Умер в городе Понс (департамент Приморская Шаранта, Франция) 25 мая 1921 года.
Похоронен на кладбище в городе Понс.
Награды и звания: Награжден Королевским Викторианским орденом.
Сочинения: «Psychologie de St. Thomas d’Aquin»; «Virgile consid éré comme poète didactique et comme poète médecin»; «Philosophie de St. Augustin».
Литература: Н.Кудрин, «Комб» (в «Русском Богатстве», 1904 г., № 5); Водовозов В.В. Комб, Луи Эмиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1836
Джон Эткинсон Гримшоу (обычно просто Эткинсон Гримшоу; John Atkinson Grimshaw)
живописец Викторианской эпохи, наиболее известный своими городскими пейзажами, передающими туман и сумерки. Эткинсон Гримшоу родился в Лидсе. В 1856 году женился на своей двоюродной сестре Фрэнсис Хаббард (1835–1917). В 1861 году, вопреки желанию родителей, бросил работу клерка в железнодорожной компании и занялся живописью. Он начал выставляться с 1862 года под эгидой Философского и Литературного общества Лидса, изображая в основном птиц, а также натюрморты с цветами и фруктами. В 1870-е годы он стал известным художником и смог арендовать дом в Скарборо, графство Северный Йоркшир.
«Сумерки на Темзе», 1880
На творчество Гримшоу главным образом оказали влияние прерафаэлиты. Он начал писать пейзажи, проработанные до малейших деталей, с тщательным выбором освещения и цвета. Часто он писал пейзажи, типичные для определённого времени года или для определённых погодных условий. Очень характерны для него виды улиц и предместий, а также лунные пейзажи доков в Лондоне, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. Ему удавалось удачно передавать эффекты освещения, и часто тем самым картины передавали настроение. Исследователи отмечали, что изображения освещённых газом улиц и туманных набережных несут в себе как теплоту, так и отчуждение городского пейзажа. В более поздних работах он изображал воображаемые древнегреческие и древнеримские сцены, а также персонажей произведений Лонгфелло и Теннисона. Теннисон оказал на него столь сильное влияние, что Гримшоу дал всем своим детям имена персонажей стихотворений Теннисона. В 1880-е годы Гримшоу работал в своей лондонской студии в Челси, недалеко от студии Уистлера. Последний, ознакомившись с творчеством Гримшоу, написал, что он изобрёл ноктюрн в живописи раньше самого Уистлера. Однако реалистические, почти фотореалистические пейзажи Гримшоу существенно отличались от символических ноктюрнов Уистлера. Отмечалось, что в его творчестве старая традиция сельских лунных пейзажей была перенесена в городскую среду и зафиксировала городской дождь и туман, создав образ викторианского города. Умер в родном городе 13 октября 1893 года.
«Корабли на Клайде», 1881
Гримшоу не оставил после себя никакого письменного наследия: ни писем, ни статей, ни книг. Он умер 13 октября 1893 года в Лидсе. Его творчество было забыто, и интерес к нему появился лишь во второй половине XX века, когда прошли несколько его крупных выставок. Крупнейшее собрание работ Гримшоу находится в городской галерее Лидса.
Литература: Isabella Steer. The History of British Art. — Parragon, 2001. — 256 p. — ISBN 0752553488; Philip J. Waller. Town, City, and Nation. — Oxford University Press, 1983. — 339 p. — ISBN 0192891634; Lionel Lambourne. Victorian painting. — Phaidon, 1999. — 512 p. — ISBN 0714837768; Christopher Wood. Victorian painting. — W&N, 1999. — 384 p. — ISBN 0714837768.
1836
Станислав Станиславович Окрейц
русский писатель, журналист, публицист, литературный критик, издатель журналов «Дешёвая библиотека», «Луч», «Всемирный труд» и др. Родился в Повенеце Олонецкой губернии, в семье окружного начальника государственных имуществ. Родители ― католики. Детство прошло в Петербурге, готовился к поступлению в Морской кадетский корпус, но после смерти отца вынужден был уехать к тётке в Витебскую губернию. В 1856 году окончил Витебскую гимназию, учился в Горы-Горецком земледельческом институте. В 1859—1862 гг. служил в могилёвской палате государственных имуществ. В 1863—1868 гг. ― второй библиотекарь виленской публичной библиотеки. В 1868 году, переехав в Петербург, по рекомендации А.К.Киркора поступает секретарём редакции в газету «Новое время». В 1870 году С. С. Окрейц приобрёл журнал «Дешёвая библиотека», с целью превратить этот журнал переводной литературы в солидное литературное издание. Ему удалось привлечь к сотрудничеству видных литераторов Г.И.Успенского, Ф.М.Решетникова, Д.Д.Минаева, А. К. Шеллера-Михайлова, А.И.Левитова. Но из-за цензуры пришлось в 1874 году отказаться от журнала. Так же не удалось Окрейцу издание журналов «Всемирный труд» (вышло три номера), «Ваза», «Женские работы». Уехав из Петербурга, Окрейц несколько лет жил в своих наследственных имениях в Витебской, затем в Волынской губерниях. С новыми демократическими веяниями М.Т.Лорис-Меликова, С. Окрейц, вернувшись в Петербург, начал выпускать журнал «Луч» (с 1880), а затем с 1890 года и одноимённую газету. По замыслу Окрейца, издания должны были, наряду с образцами лучшей отечественной беллетристики, давать беспристрастное освещение происходящих в империи событий: «мы не аристократы и не демократы; мы только народники и националисты и государственники». Однако, в своих изданиях Окрейц чётко указывал угрозу обществу: «нигилизм и революция». Обличая «лживо-широкие мировые идеи социалистов-космополитов», он предлагал проекты по обустройству «тех маленьких уголков земли русской, из которых слагается само государство» ― это вопросы местного самоуправления, народного образования, поддержку крестьянского хозяйства как противопоставления его люмпен-пролетаризации. У многих либеральных журналистов это, а также явный антисемитизм Окрейца, видевшего в революционерах «жидовство», вызвало саркастический протест. Журналист А.Кауфман называл в печати Окрейца «присяжным юдофобом», человеком, «в течение многих лет то под собственной фамилией, то под псевдонимом Орлицкого выливавшего в специально создаваемых им органах печати помои на еврейский народ». А.П.Чехов прозвал Окрейца «Юдофоб Юдофобович», высмеивая в рассказах «Завещание старого 1883 года», «Елка», «Прощание», «Визитные карточки», «Письма», а в шуточной «Литературной табели о рангах» поставил его единолично на последнее место среди всех живущих русских литераторов («Не имеющий чина»). В 1880—1890-х гг. С.Окрейц сотрудничал в журнале А.П.Пятковского «Наблюдатель», редактировал его газету «Гласность». В начале 1990-х редактировал московский «Журнал общества счетоводов», служил сидельцем в винной лавке В 1903—1904 гг. году Окрейц издавал журнал «Речь». В 1905 году жил в одесском приюте для неимущих литераторов. В 1911—1915 гг. по рекомендации П.А.Столыпина редактировал газету «Орловская жизнь». Летом 1917 года Окрейц уехал в Витебск, в 1919 году поселился на хуторе Касьяново под городом Борзна Черниговской губернии. Впоследствии жил в борзненской богадельне, называя себя «неразумным несчастливцем, которые так усердно добивались переворота». Умер в городе Борзна Черниговской губернии 22 августа 1922 года. «История революции в очерках и рассказах» в трёх томах, написанная Окрейцем, пропала.
Творчество
Писал под псевдонимом С.Орлицкий. Первые литературные опыты С.Окрейца относятся ко времени его службы в Могилёве ― публикации в «Искре» и «Экономическом указателе». На польско-белорусском материале был написан роман «Последние язычники. Роман из предрассветной эпохи 1840—1850 гг.» ― о Западном крае накануне польского восстания 1863 года. Роман приняли в «Отечественных записках», но Н.А.Некрасов, усмотря в нём симпатии автора к мятежным полякам, в публикации отказал. Позднее Окрейц не раз возвращался к теме восстания («Воспоминания инсургента», «Как я избег виселицы», «Старосветские помещики. Очерки Западного края» и др.), глубоко сочувствуя судьбе белорусского крестьянина ― «нашего запуганного, но по сердцу мне близкого народа». С.Окрейц, занявшись литературной критикой, анализирует исторические сочинения Н.И.Костомарова, Д.Л.Мордовцева («Отживающие Вальтер-Скотты» и др.). Он рассматривает характеры «людей 1840-х годов» в романах И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Ф.Писемского. В дальнейшем Окрейцем написано более 10 романов разного художественного уровня ― от откровенно бульварных («Преступник», «Крах») до остропублицистических («Кто виноват?», «Мыканье»). Он ― автор исторических романов («Драма 11 марта 1801 года», «Воскресшая Россия» (о Смутном времени), «Страшное время» (о 1812 годе). В петербургских и московских журналах С. Окрейцем опубликован ряд воспоминаний, являющихся ныне ценными историческими источниками.
Литература: Скроботов Н.А. «Петербургский листок» за тридцать пять лет. 1864—1899. ― Санкт-Петербург, 1914. — Страницы 28, 30; Кузняева С.А. Издательская деятельность Окрейца и «Белорусский вестник» // История книги, книжного дела и библиографии в Белоруссии. ― Мн., 1986. — С. 85-97.
1836
Майрон Уильям Уитни (Myron William Whitney)
американский певец (бас). Родился в Эшби, Мидлсекс, штат Массачусетс, США. Отец Уитни, сперва башмачник, потом фермер, был старостой церковного хора. С 1854 г. учился пению в Бостоне. В Рождество 1858 г. дебютировал как солист с хором Тремонтской церкви в оратории Генделя «Мессия» и получил весьма одобрительные отзывы городской прессы; в дальнейшем выступал как солист уже с бостонским городским хором Общества Генделя и Гайдна. В 1868 г. отправился для повышения профессионального уровня в Италию, где учился во Флоренции у Луиджи Ваннуччини. В 1872 г. выступал в Англии, преимущественно в театре Ковент-Гарден, пел в оратории Мендельсона «Илия» на Бирмингемском музыкальном фестивале. Затем вернулся в США, выступал по всей стране, в том числе на открытии Всемирной выставки в Филадельфии (1876). Первый исполнитель ряда произведений американских композиторов (в частности, «Светской кантаты» Дадли Бака, 1873). Сыновья Уитни Уильям Линкольн Уитни и Майрон Уильям Уитни младший также стали певцами и музыкальными педагогами. Умер в Сануидже (Дувр, Кент, Кент, Англия, Великобритания) 19 сентября 1910 года.
1837
Шарль-Жозеф Бушар (французское имя — Charles Joseph Bouchard)
французский врач, патолог. Родился в Монтье-ан-Дер, Сен-Дизье, департамент Верхняя Марна, Шампань — Арденны, Франция. Медицину изучал в Лионе и Париже. В 1879 г. получил профессуру на мед. факультете, в 1886 г. избран членом Медицинской академии, а в 1887 г.— членом Академии Наук (на место Поля Вера). Научная деятельность Бушара охватывает многочисленные отделы медицины — анатомию, физиологию, химию и особенно патологию, в которой имя Бушара связано с разработкой ряда важных научных вопросов . Так, например, Бушаром и его учениками много труда было положено на выяснение происхождения воспалительной гиперемии, которая, по мнению Бушара, представляет собой активное изменение циркуляции под влиянием воспалительно действующих агентов, раздражающих центральную или периферическую вазомоторную систему. С именем Бушара связано также и оригинальное учение о происхождении ряда заболеваний, обусловленных ненормальным (замедленным) обменом. Бушар (совместно с Шово) основал «Journal de physiologie et de pathologie generale», а также издал капитальный труд по общей патологии. Умер в городе Сент-Фуа-ле-Лион (департамент Рона, Франция) 28 октября 1915 года.
Награды: Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона.
1838
Махараджа Далип Сингх (восточно-панджвбское имя — ਦਲੀਪ ਸਿੰਘ)
последний правитель сикхского государства, сын махараджи Ранджит Сингха. Изначально Далип Сингх не рассматривался среди основных наследников своего отца, но после смерти Ранджит Сингха началась ожесточённая борьба за власть, повлекшая смерть сводных братьев Далипа — Кхарак Сингха и Шер Сингха. После убийства последнего малолетний Далип Сингх был возведён на престол частью сикхской знати. Его мать стала главой регентского совета. На момент восшествия на престол Далип Сингха сикхское государство находилось в состоянии глубочайшего кризиса и всё более подпадало под влияние британской Ост-Индской Компании. В 1845 году началась первая англо-сикхская война, после поражения в которой сикхское государство вынуждено было признать английский протекторат. В 1848 году в Мултане началось восстание против англичан, вскоре охватившее весь Пенджаб. Британцы подавляли восстание действуя от имени пенджабского правительства однако, после окончательной победы над мятежниками, объявили об аннексии Пенджаба. 29 марта 1849 года 11-летний Далип Сингх отрёкся от престола в пользу Ост-Индской Компании. Далип Сингх также передал англичанам главную драгоценность британской короны — алмаз Кохинур.
Жизнь в Британской империи
После подписания договора Далип Сингх был перевезён англичанами в крепость Фатехгарх (совр. индийский штат Уттар-Прадеш). 8 марта 1853 года четырнадцатилетний Далип Сингх был крещен в Фаттегхпуре. Крещение не было чисто формальным актом, мальчика довольно хорошо подготовили к нему. Архидиакон Бретт, проводивший церемонию, задал ему много вопросов, на которые, как он свидетельствовал, Далип Сингх ответил ясно и полно. Генерал-губернатор Индии лорд Дальхузи назвал крещение «очень примечательным событием в истории и во всех отношениях похвальным». Действительно, это был первый случай, когда видный индийский князь такого высокого ранга, хотя и несовершеннолетний, принимал веру завоевателей. Следующим естественным шагом юного махараджи была просьба отправить его в Англию для завершения образования. Естественно, что ему хотелось пересечь океан, что запрещалось строгими кастовыми правилами, познакомиться с европейским миром. Совет директоров Ост-Индийской компании по совету Дальхузи одобрил эту поездку, поскольку это вполне отвечало поставленной цели перевоспитания махараджи: теперь его можно было окончательно оторвать от родины и оградить от любых возможных контактов с соотечественниками. В середине лета 1854 года Далип Сингх прибыл в Лондон и 1 июля встретился с королевой Викторией за завтраком. В 1870-х гг. Далип Сингх стал добиваться возвращения конфискованного в 1849 году, а позднее — отмены аннексии Пенджаба. В 1886 он попытался вернуться в Индию, но был задержан в Адене британскими властями. Далип написал несколько воззваний, обращенных к сикхской общине и к индийским князьям. В них он объявлял о «возврате к вере предков», призывал к вооружённому восстанию против англичан. После открытого разрыва с британской властью Далип Сингх не стал возвращаться в Англию, а переехал в Париж.
Связь с Россией
Летом 1886 года бывший правитель Пенджаба обратился в российское посольство в Париже с предложением организовать вторжение в Пенджаб русской армии. Далип Сингх утверждал, что сикхи при первой возможности поднимут восстание против англичан. Изначально российские дипломаты скептически отнеслись к этим заявлениям. Однако идеи Далип Сингха вызвали интерес у редактора газеты «Московские ведомости» Михаила Каткова. По его приглашению Далип Сингх в апреле 1887 года прибыл в Москву. Он обратился с письмом к императору Александру III, в котором называл себя «признанным правителем» Пенджаба и гарантировал «лёгкий захват Индии» Россией. Бывший пенджабский махараджа сильно преувеличивал своё влияние на родине. Его немногочисленные сторонники были быстро выявлены англичанами. Несостоятельность притязаний Далипа понимали и российские официальные лица, которые к тому же не хотели обострения отношений с Великобританией.
Последние годы
Осенью 1888 года, не добившись поддержки российского правительства, Далип Сингх вернулся в Париж. У него практически не осталось средств к существованию, а в 1890 году его разбил инсульт. 1 августа 1890 года Далип Синкх был извещен, что прощен королевой «по совету её министров». Уже в начале 1891 года он съездил в Англию, где навестил своих детей. К этому времени его жены Бамбы уже не было в живых. А в марте того же года произошло последнее значительное событие в жизни махараджи — встреча с королевой Викторией. Она путешествовала инкогнито по югу Франции и прибыла в Грасс. Все было превосходно организованно для того, чтобы поставить последнюю точку в политической истории жизни Далипа Сингха. Махараджа «оказался» в том же городе проездом из Ниццы, и 31 марта была устроена его встреча с королевой в «Гранд-отеле» этого города. Встреча проходила в присутствии сына махараджи, который должен был видеть, чем кончается бунт против империи и на всю жизнь воспринять этот урок. Дни Далипа Сингха уже были сочтены. 22 октября 1893 года с ним случился второй удар, и он скончался в Париже, не приходя в сознание. Его прах был доставлен в Англию и похоронен в его имении Эльвиден. Королева и принц Уэльский прислали венки на его могилу.
В массовой культуре
Далип Сингх появляется в игре «Assassin’s Creed Syndicate», где протагонисты помогают ему вернуть ряд индийских ценностей, а затем титул махараджи, также он просит помощи в вербовке сторонников для освобождения Пенджаба. В игре отражены его переживания за судьбу родины и чувства непризнанного правителя.
Литература: Фурсов К.А. Львы Пятиречья. Сикхи — великие воины Азии. — М., 2011. — ISBN 978-5-87317-721-9; Райков А.В. Мятежный Махараджа. — Липецк: ЛГПУ, 2004. — ISBN 5-88526-139-3.
1842
Эдмунд Мария Радзивилл (польское иимя — Edmund Radziwiłł)
польский аристократ, священник, депутат германского рейхстага, публицист. Родился в Теплице. Представитель польского княжеского рода Радзивиллов герба «Трубы». Четвертый сын прусского генерала, князя Богуслава Фредерика Радзивилла (1809—1873), и чешской княгини Леонтины Габриэлы Клари-Альдринген (1811—1890). Младший брат князя Фердинанда Радзивилла. В 1867 году князь был рукоположен в священники. В 1871—1873 годах учился религии в Королевской Католической Гимназии в Оструве-Велькопольском. Был отправлен в ссылку за отказ преподавать на немецком языке. В 1881—1886 годах — настоятель острувского прихода Святого Станислава. Представлял поляков в немецком рейхстаге. Принадлежал к католической партии Центра. Носил титулы почётного кавалера Мальтийского ордена и домашнего прелата понтифика. Эдмунд Радзивилл доставил заключенному в острувскую тюрьму архиепископу Мечиславу Ледуховскому назначение на должность кардинала. Опубликовал «Die kirchliche Autoritat und das Moderne Bewusstsein» («Церковный авторитет и современное сознание») (1872), работы об отношениях между церковью и государством, Культуркампф. Умер в коммуне Бойрон (земля Баден-Вюртемберг, Германия) 9 августа 1895 года.
1843
Карел Тума (чешское имя — Karel Tůma)
австро-венгерский чешский писатель, драматург и журналист, автор произведений в жанре юморесок и политической сатиры, редактор, политик. Родился в Праге. Среднее образование получил в гимназиях в Рихнове-над-Кнежноу, Градец-Кралове и Писеке, затем поступил в пражский Политехнимум, но ушёл из него до завершения курса, решив заняться литературой и журналистикой. В 1862 году стал редактором в газете «Národní listy» и проработал в ней всю свою жизнь. В скором времени получил известность как политический обозреватель, размещая в газете ироничные статьи на злободневные темы. Неоднократно подвергался преследованиям со стороны австрийских властей и в период с 1868 по 1873 год провёл в тюремном заключении в общей сложности 17 месяцев. Помимо основной работы сотрудничал также в чешскоязычных журналах «Svoboda», «Květy», «Hlas», «Osvěta», «Humoristické listy», нередко писал о политических событиях в зарубежных странах. С 1883 по 1893 год был заместителем председателя главы Национально-либеральной партии (так называемых младочехов) и активно участвовал в партийном противостоянии со старочехами. Умер в родном городе 9 мая 1917 года. Творческое наследие Тумы достаточно обширно и разнообразно: он писал как рассказы юмористического характера и комедии («Zlaté péro», 1897 и другие), так и историко-политические работы (например, «O boji národa amerického za samostatnost», 1872; «Obraz osudův lidu irského pod cizovládou britskou», 1882).
Библиография: O boji národa amerického za samostatnost, 1871; O Jiřím Washingtonu, zakladateli svobody americké, 1872; Apoštol svobody, 1873; Ze života malého národa, 1874; Dějinné charaktery, 1881; Potlačený národ. Obraz osudův lidu irského pod cizovládou britskou, 1882; Karel Havlíček Borovský, 1883; León Gambetta. Obraz života i povahy jeho, 1885; Z českých mlýnů, 1885; Život Dr. Julia Grégra, slavného obránce svobody české, 1896; Bojovníci za svobodu, 1901; Josef Garibaldi, bohatýr svobody, 1908.
Переводы: Básně A. Petöfiho, 1871.
Литература: D. Panýrek in Máj 1911–12; J. Král: ČsF, 1937; I. Herrmann: O živých a mrtvýchIII, 1940; J. Neruda: Podobizny II, 1952; J. Křížek: TGM a česká politika, 1959. Тума, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1843
Александр Викторович Фок
русский генерал. В 1864 окончил Константиновское военное училище. В 1871—1876 годах служил в Отдельном корпусе жандармов. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов. В 1890-х командовал 16-м Стрелковым Его Величества полком. С 1900 командовал 4-й Восточно-Сибирской стрелковой бригадой, участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания. Во время русско-японской войны начальник 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, находившейся в Порт-Артуре. 6 ноября 1904 был награждён орденом Святого Георгия III степени. В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в делах против японцев в период бомбардировок и блокады Порт-Артура. В декабре 1904 после гибели генерала Р.И.Кондратенко назначен генералом А.М.Стесселем начальником сухопутной обороны крепости. После сдачи Порт-Артура был отдан под суд, но оправдан. В 1908 уволен со службы. В 1912—1913 принимал участие в Балканских войнах в составе болгарской армии. После 1917 года эмигрировал в Болгарию. Скончался 2 декабря 1926 года. Похоронен в братской могиле вблизи города Свиштова.
Награды: Орден Святого Георгия III степени; Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Владимира II степени; Орден Святой Анны I степени I степени; Орден Святого Станислава I степени.
Сочинения: Фок А.В. Киньчжоуский бой // Русская старина, 1910. – Том 141. - № 3. – Страницы 701-712.
Источники: Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 томах / Российская государственная библиотека. Отдел литературы русского зарубежья ; составитель В.Н.Чуваков ; под редакцией Е.В.Макаревич. — Москва : Пашков дом, 2006. — Том 6, книга 2: Скр—Ф. — Страница 667. — 723 страницы — 1000 экземпляров. — ISBN 5-7510-0345-4 (том 6).
1844
Александр (в миру - Александр Митрофанович Головин)
епископ Русской православной церкви; с 13 января 1911 года Калужский и Боровский (уволен на покой 8 июля 1912). Родился в селе Мясоедова Крапивинского уезда Тульской губернии (ныне Щёкинский район Тульской области), в семье священника. В 1866 году, по окончании курса в Тульской духовной семинарии, рукоположён во священника к Успенской церкви села Петровского-Нарышкина Крапивинского уезда. Состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведён в Тулу. 9 декабря 1890 года принял монашеский постриг. В 1892 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия. В том же году был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калязина монастыря с возведением в сан архимандрита. 27 декабря 1898 года архимандрит Александр был вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповедания слова Божия, а 29 мая 1899 года определением Святейшего Синода назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1900 году избран действительным членом Императорского православного палестинского общества. 9 августа 1903 года в Тверском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. В хиротонии принимали участие: архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин), епископ Сухумский Арсений (Изотов) и епископы Нафанаил и Антоний, пребывающие в Москве на покое. 25 декабря 1904 года избран почётным членом ИППО. С 13 ноября 1908 года — епископ Орловский и Севский. С 13 января 1911 года — епископ Калужский и Боровский. 8 июля 1912 года по слабости здоровья уволен на покой, с назначением на должность настоятеля ставропигиального Воскресенского монастыря (Московская губерния). Скончался в городе Воскресенск Московской губернии 17 февраля 1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе Святой Марии Магдалины.
Литература: «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 27 февраля 1916, № 9, Прибавленія, страницы 262—266 (некролог и фотография).
1848
Александр Александрович Шепетковский
российский военный, генерал-лейтенант. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Гвардеец Измайловского полка. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворян Санкт-Петербургской губернии, православный. Окончил курс наук в 1-й Санкт-Петербургской военной гимназии (1866) и 1-м военном Павловском училище по 1-му разряду. 24 июля 1868 года определён подпоручиком в 9-й пехотный Староингерманландский полк. 9 февраля 1870 — делопроизводитель полкового суда. 18 мая 1870 года назначен исполняющим должность адъютанта 2 батальона. 6 июля 1871 года прикомандирован к лейб-гвардейскому Измайловскому полку, а 2 марта 1872 переведён в него. 17 августа 1872 года назначен командиром 5-й роты полка. С 28 марта 1873 года полковой квартирмейстер, а 12 июля 1873 года назначен исполняющим должность заведующего в полку хозяйством. Принимал участие в русско-турецкой войне. За бой под Правцем награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (24 июня 1878), за переход через Балканы — орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом (7 июля 1878). 17 сентября 1879 года назначен членом комиссии по упрощению в мирное время отчётности полкового, ротного, эскадронного и батарейного хозяйства. С 18 сентября 1882 — заведующий в полку хозяйством. 13 февраля 1888 года — командир 14-й роты. 16 июня 1888 — член полкового суда, а 1 января 1889 — исполняющий должность штаб-офицера. 21 апреля 1889 произведён в полковники. 26 марта 1890 года стал председателем полкового суда, а 7 июня 1890 года назначен командующим 1-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. 11 марта 1891 года — командир батальона. 22 мая 1895 года — чиновник особых поручений сверх штата при военном министре с зачислением по гвардейской пехоте. 23 марта 1897 года переименован в штаб-офицеры для особых поручений, сверх штата, при военном министре. 18 декабря 1899 года произведён в генерал-майоры. 17 мая 1904 года произведён в генерал-лейтенанты, с увольнением со службы с мундиром и пенсией. Умер после 16 мая 1904 года.
Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за дело под Правцем, 24 июня 1878); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы, 7 июля 1878); Орден Святого Станислава II степени (18 мая 1884); Орден Святой Анны II степени (11 сентября 1887); Орден Святого Владимира IV степени (11 сентября 1892); Орден Святого Владимира III степени (18 декабря 1897); Орден Святого Станислава I степени (19 декабря 1902); Светло-бронзовая медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878»; Медаль «В память царствования императора Александра III» (9 марта 1896); Монаршье благоволение (20 мая 1891); Командорский крест греческого ордена Спасителя (11 февраля 1895); Орден Благородной Бухары (Золотая Звезда) II степени (26 сентября 1898); Румынский крест «За переход через Дунай».
Семья: Сын полковника А.К.Шепетковского, отставного архангельского полицмейстера и красноярского золотопромышленника. Брат Н.А.Шепетковского (городского головы Красноярска в 1898—1905 гг.), Н.А.Кубе (1851 — после 1908), А.А.Шнейдер (1854—1901), М.А.Бутиной (1855—1933), Е.А.Рачковской (1857—1900); Жена — Екатерина Ивановна, дочь Зинаида Александровна (в замужестве — Кутепова, около. 1883 — до апреля 1955); сын — Шепетковский Иван Александрович (около 1888—1964, полковник лейб-гвардии Казачьего полка, белоэмигрант); Племянник — Е.Р.Шнейдер, первый исследователь удэгейского языка.
Источники: Затворницкий Н.М. Указатель биографических сведений, архивных и литературных материалов, касающихся чинов общего состава по канцелярии Военного министерства с 1802 до 1902 г. включительно. (Столетие военного министерства 1802—1902. Том 03. Отдел 5.) — 1909. — Книга 2. — Страница 700.
1849
Димитрие Цинцар-Маркович (сербское имя — Димитрије Цинцар-Марковић)
сербский государственный и политический деятель, премьер-министр Сербии в 1902—1903 годах. Родился в Шабаце, Княжество Сербия. Там же окончил школу и 4 курса гимназии. Пятый курс он закончил уже в Белграде. 21 октября 1865 года поступает в Артиллерийскую школу, которую заканчивает с отличием 13 января 1870 года в ранге подпоручика. С 1872 по 1873 год Цинцар-Маркович пребывает с армией в Пруссии, где служит в 13-м уланском полку. 24 февраля 1874 года назначается адъютантом князя Милана, а 13 апреля 1875 года — командиром Гардийского эскадрона. Во время первой сербско-турецкой войны служил капитаном конницы, участвуя в важнейших сражениях. Во время второй сербско-турецкой войны он командовал Моравской дивизией. Вплоть до 28 марта 1885 года он стремительно поднимался по служебной лестнице. В тот день Цинцар-Маркович был назначен главой Оперативного отделения Главного генштаба. Участвует в сербско-болгарской войне 1885 года. 18 декабря 1897 года король Александр Обренович возводит Цинцара-Марковича в чин генерала, а спустя неделю назначает командующим Активных войск. 20 ноября 1902 года заступает на пост премьер-министра Сербии, на котором работает вплоть до самой своей смерти, последовавшей спустя полгода. 11 июня 1903 года Димитрие Цинцар-Маркович был убит в Белграде на пороге своего дома по приказу полковника Александра Машина во время Майского переворота. В тот же день в королевском дворце был убит его зять, поручик Йован Милькович.
Награды: Орден Милоша Великого; Большой крест ордена Белого орла; Офицер ордена Белого орла; Орден Таковского креста I степени; Орден Таковского креста II степени; Орден Таковского креста III степени; Орден Таковского креста V степени с мечами; Кавалер Большого креста ордена Франца Иосифа; Орден Железной короны III степени; Орден Османие I степени с бриллиантами; Орден Меджидие I степени; Командор ордена Почётного легиона; Офицер ордена Почётного легиона.
1850
Альфред Зейферт (или Зайферт; немецкое имя — Alfred Seifert)
чешско-немецкий живописец, известный своими женскими портретами. Он родился в Прасколесах, Богемия, но через несколько месяцев его семья переехала в Горжовице. В детстве тяжело болел и до четырёх лет не мог ходить, два года провёл в ортопедической лечебнице. Вместо детских игр, занимал себя рисованием, что вскоре пробудило в нём художественное дарование. В числе его первых учителей были Карел Вюрбс и пейзажист Алоис Кирниг. После двух лет учёбы в Малостранской гимназии в 1869 году был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Один из молодого поколения немецких художников, обучавшихся и поселившихся в Мюнхене. В 1876 году открыл собственную мастерскую. Бо́льшую часть жизни провёл в Германии. Его картины пользуются большой популярностью в Германии и широко известны благодаря многочисленным репродукциям. В Чехии был почти неизвестен, хотя у него и были выставки в Праге. Умер в Мюнхене 6 февраля 1901 года. Альфред Зейферт — мастер
женского портрета, особенно, сентиментально настроенных девушек, так называемого, «зейфертовского типа».
Галерея
«Променад»
«Красавица в дверях»
«Мечтательница» (около 1901)
«Гипатия» (около 1901)
«Задумчивость»
«Женский портрет»
1852
Шалк Виллем Бургер (Schalk Willem Burger)
южноафриканский политический деятель. Шалк Виллем Бургер родился в городе Машишинг, Эхланзени, Мпумаланга, ЮАР. Сперва был фермером; с 1887 года стал членом Фольксрада Южно-Африканской республики, а в 1895 году избран его президентом. С 1896 года Бургер являлся членом исполнительного совета. В 1899 году Бургер принял деятельное участие в Англо-бурской войне в звании генерала. После отъезда президента Пауля Крюгера из Африки с целью добиться выступления великих держав за скорейшее заключение мира и сохранение независимости бурских республик (10 сентября 1900 года), он был заместителем президента Южно-Африканской республики, но в то же время продолжал активное участие в боевых действиях. 31 мая 1902 года он согласился на подписание мирного договора в местечке Феринихинг под Преторией, по которому буры признали аннексию Трансвааля и Оранжевой Республики Британией. Согласно его положениям буры признавали власть британской Короны, но взамен правительство объявляло амнистию участникам боевых действий, обещало предоставить бурам в будущем самоуправление, давало разрешение на использование голландского языка в школьном преподавании и в судах, обязалось возместить убытки, нанесенные фермерам действиями британских войск. Шалк Виллем Бургер умер в местечке Кругерспос, Тхаба Чвеу, Эхланзени, Мпумаланга, ЮАР, 5 декабря 1918 года.
1854
Макс Владимир фон Бек (немецкое имя — Max Wladimir Freiherr von Beck)
австро-венгерский государственный деятель, министр-президент Цислейтании в 1906—1908. Барон. Происходил из семьи Антон фон Бека (1812—1895), державшего трактир в Южной Моравии. Во время революции 1848 отец принимал участие в работе Кремзирского рейхстага, затем работал директором придворной и государственной типографии (K. u k. Hof- und Staatsdruckerei). Идентифицировал себя как чеха. У Макса Владимира было четыре сестры. В детстве будущий руководитель правительства учился в Академической гимназии в Вене вместе с Томашем Масариком. Продолжил обучение на юридическом факультете Венского университета. Государственную службу начал в министерстве финансов, затем долгое время работал в министерстве земледелия. С 1898 по 1906 шеф секции в министерстве земледелия Цислейтании, занимался подготовкой аграрной реформы. В результате Венгерского кризиса 1905—1906, после отставки Конрада цу Гогенлоэ-Шиллингфюрста, Бек был назначен министр-президентом. Выступая в Рейхстаге 7 июня 1906, Бек так описывал ситуацию, в которой он возглавил правительство: «Перед нами стоят такие проблемы, как ни перед одним другим государством Европы. 8 национальностей, 17 земель, 20 парламентских объединений, 27 парламентских партий, 2 различных мировоззрения (вероисповедания), сложные отношения с Венгрией, кроме того, 8,5 градусов широты и, примерно, столько же градусов долготы — объединить все в одну точку, затем двигаться к следующей — все это необходимо, чтобы руководить Австрией». Бек считался одним из самых способных руководителей правительства Цислейтании. Воспользовавшись благоприятной экономической конъюнктурой, он смог создать дееспособное парламентское большинство из либеральных партий, представлявших различные национальности. Правительство получило возможность отказаться от практики введения законодательных актов посредством чрезвычайных постановлений и позиционирования кабинета как нейтрального и технического. Глава правительства широко практиковал неформальные встречи с немецкими, чешскими и польскими депутатами, называя свой кабинет «постоянной конференцией по поиску компромисса» (Ausgleichskonferenz in Permanenz). Хотя правительство действовало лишь несколько более двух лет, Бек смог провести несколько крупных реформ. Вопреки мнению императора Франца Иосифа кабинет смог ввести всеобщее избирательное право для мужчин. Под влиянием Русской революции 1905—1907, вызвавшей воодушевление в среде социал-демократов и славянских партий, приняты законы о страховании рабочих на случай инвалидности и страховании пенсий. Был введен новый коэффициент распределения государственных доходов — 63,6 % стали поступать в Цислейтанию, 36,4 % — в Транслейтанию. В своей деятельности Бек сталкивался с сопротивлением консервативных партий и министра иностранных дел Алоиза фон Эренталя. После успешного для Австро-Венгрии разрешения Боснийского кризиса, под влиянием консерваторов глава правительства был вынужден покинуть свой пост. В 1907 — 1918 Бек являлся членом Палаты господ (Heerenhaus) Рейхсрата. С 1915 по 1934 занимал пост президента Высшей счетной палаты, с 1919 по 1938 — президент Австрийского общества Красного креста. Умер 20 января 1943 года. В 1949 именем Бека назван переулок в венском районе Хитцинг.
Литература: Der Kaiser und die Wahlreform. In: Eduard Ritter von Steinitz (Hrsg.): Erinnerungen an Franz Joseph I. Kaiser von Österreich, apostolischer König von Ungarn. Verlag für Kulturpolitik, Berlin 1931, S. 197—225; Beck Max Wladimir von. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). Band 1, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1957; Johann Christoph Allmayer-Beck: Ministerpräsident Baron Beck. Ein Staatsmann des alten Österreich. Verlag für Geschichte und Politik, Wien 1956; Alfred Ableitinger: Max Vladimir Freiherr von Beck. In: Walter Pollak (Hrsg.): Tausend Jahre Österreich. Eine Biographische Chronik. Band 3: Der Parlamentarismus und die beiden Republiken. Verlag Jugend und Volk, Wien 1974, ISBN 3-7141-6523-1; Eduard Winkler: Wahlrechtsreformen und Wahlen in Triest 1905—1909. Eine Analyse der politischen Partizipation in einer multinationalen Stadtregion der Habsburgermonarchie. Verlag Oldenbourg, München 2000, ISBN 3-486-56486-2; Johann Christoph Allmayer-Beck: Ministerpräsident Baron Beck. Ein Staatsmann des alten Österreich. Verlag für Geschichte u. Politik, Wien 1956; Jan Křen: Die Konfliktgemeinschaft. Tschechen und Deutsche. 1780—1918. Verlag Oldenbourg, München 1996, ISBN 3-486-56017-4; Alfred Ableitinger: Max Vladimir Freiherr von Beck. In: Walter Pollak (Hrsg.): Tausend Jahre Österreich. Eine Biographische Chronik. Band 3: Der Parlamentarismus und die beiden Republiken. Verlag Jugend und Volk, Wien 1974, ISBN 3-7141-6523-1; Peter Schöffer: Der Wahlrechtskampf der österreichischen Sozialdemokratie 1888/89-1897. Vom Hainfelder Einigungsparteitag bis zur Wahlreform Badenis und zum Einzug der ersten Sozialdemokraten in den Reichsrat. Verlag Steiner, Stuttgart 1986, ISBN 3-515-04622-4; Hellmuth Rößler: Beck, Max Wladimir Freiherr von. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 1, Duncker & Humblot, Berlin 1953; Eduard Winkler: Wahlrechtsreformen und Wahlen in Triest 1905—1909. Eine Analyse der politischen Partizipation in einer multinationalen Stadtregion der Habsburgermonarchie. Verlag Oldenbourg, München 2000, ISBN 3-486-56486-2; Rudolf Sieghart: Die letzten Jahrzehnte einer Großmacht. Menschen, Völker, Probleme des Habsburger-Reichs. Verlag Ullstein, Berlin 1932; Alfred Ableitinger: Max Vladimir Freiherr von Beck. In: Walter Pollak (Hrsg.): Tausend Jahre Österreich. Eine Biographische Chronik. Band 3: Der Parlamentarismus und die beiden Republiken. Verlag Jugend u. Volk, Wien 1974, ISBN 3-7141-6523-1.
1854
Жан Моншаблон (французское имя — Jan Monchablon; полное имя — Jean Baptiste Ferdinand Monchablon)
французский художник-пейзажист. Родился в лотарингском городке Шатийон-сюр-Сон департамента Вогезы, в семье чиновника местного отдела здравоохранения. Своё образование начал в коллеже Нотр-Дам в Нанте. В 1875 году работал в качестве частного репетитора в городе Кемпер. Шесть лет спустя стал учиться в парижской Школе изящных искусств под руководством Жана-Поля Лорана. С 1883 по 1884 годы он брал дополнительные уроки в студии Александра Кабанеля. Увлекшись работами фламандских мастеров, Моншаблон совершил в 1886 году поездку в Нидерланды, после чего начал подписывать свои работы «Jan» (вместо французского Jean). По возвращении во Францию женился на Фанни Жюльен (французское имя — Fanny Julien), пианистке, с которой он познакомился во время учёбы в Школе искусств. Они обосновались в родном городе Моншаблона, где сняли дом и посадили небольшой виноградник, покрывавший часть их расходов. Несмотря на относительно уединённое место жительства, художник продолжал регулярно выставляться в Парижском салоне. За свои работы был удостоен серебряных медалей на Всемирных выставках 1889 года и 1900 года в Париже, а также медали на своей последней выставке в Парижском салоне в 1904 году. Умер в родном городе 2 октября 1904 года. Посмертно был удостоен звания кавалера ордена Почётного легиона в 1905 году.
Труды
Многие картины Жана Моншаблона находятся в небольших музеях Соединённых Штатов, в частности в музее Haggin Museum, Стоктон, Калифорния.
«Пастбище»
«Весна в Амьене»
«Маленькая мельница у Жонвиля, Верхняя Сона»
«Юный пастух на фоне панорамного пейзажа»
«Поля в Криньон-Куре»
«Жнецы на фоне панорамного пейзажа»
1854
Мари-Жорж Пикар (французское имя — Marie-Georges Picquart)
французский военный и государственный деятель, военный министр Французской республики (1906—1909), дивизионный генерал; главный участник разоблачения дела Дрейфуса. Родился в Страсбурге. Выпускник военной школы Сен-Сир (1872). Преподавал в парижской Высшей военной школе (École supérieure de guerre), где одним из его курсантов был капитан Альфред Дрейфус (1890). Назначенный начальником военной контрразведки, полковник Пикар обнаружил и доказал, что автором инкриминируемого Дрейфусу так называемого «бордеро» (перечня секретных документов, предлагаемых к передаче германскому посольству) был не он, а некий майор Фердинанд Эстерхази, и уличил своего сотрудника полковника Юбера Анри в фабрикации подложных доказательств вины Дрейфуса. Пикар упорно настаивал на пересмотре дела Дрейфуса и виновности Эстерхази, именно он снабдил Эмиля Золя необходимыми фактами для написания знаменитой статьи «J'accuse!», положившей начало борьбе за оправдание Дрейфуса, за что был сначала снят с должности и переведен в Тунис, а затем обвинён в измене, лишён воинского звания и арестован. После помилования Дрейфуса Пикар был с почётом восстановлен на службе, время увольнения из армии и тюремного заключения было зачтено ему в выслугу лет для получения очередного воинского звания. Впоследствии стал дивизионным генералом; в 1906 году вошёл в состав правительства Клемансо, заняв пост военного министра. Дивизионный генерал Мари-Жорж Пикар погиб 18 января 1914 года в результате несчастного случая — падения с лошади, когда находился в Пикардии. В своём втором кабинете (1917-1920), сформированном уже после гибели генерала Пикара, премьер-министр Клемансо никем не стал его заменять, оставив пост военного министра за собой. Мари-Жорж Пикар стал главным героем романа Роберта Харриса «Офицер и шпион», посвящённого делу Дрейфуса; от его имени ведётся повествование. В одноименной экранизации Романа Полански образ полковника Пикара воплотил на экране Жан Дюжарден.
1855
Александр Александрович Орлов-Соколовский
русский дирижёр, композитор, музыкально-общественный деятель, внесший заметный вклад в развитие музыкальной культуры Казани. Родился в Москве, в семье ремесленника А.Орлова. Двойная фамилия связана со вторым браком его матери с актёром Н.В.Соколовским, который в 1867 году поместил пасынка в московскую консерваторию. Музыкальное образование получал у профессоров В.К.Гута и К.Ф.Циммермана. Окончил консерваторию в 1875 году по классу кларнета. Талант начинающего музыканта обратил на себя внимание Н.Г.Рубинштейна, по рекомендации которого Орлов-Соколовский занял должность капельмейстера в частной труппе П.М.Медведева, сначала в Астрахани, а затем в Казани. В 1878 году он поступил на службу в Дирекцию Императорских театров капельмейстером Московского Малого театра, для оркестра которого им были написаны увертюры и антракты к драмам «Каширская Старина» и «Жизнь пережить не поле перейти», а также антракты к комедии «Бедность не порок». С 1880 года, оставив Малый театр, Орлов в течение двух лет дирижировал оркестром Московского Кружка любителей музыки; открыл при Кружке музыкальную школу. С 1884 года служит капельмейстером в Казанском оперном театре. В 1886 году на собственные средства открыл в Казани музыкальное училище. В 1887 году, по инициативе Орлова-Соколовского, в Казани было открыто отделение Русского музыкального общества, первым директором которого он стал. Стремясь централизовать все музыкальное дело в Казани, Орлов-Соколовский в сезоне 1888—1889 годов принял на себя антрепризу городского оперного театра, но вследствие его хозяйственной неопытности это предприятие окончилось полной неудачей. Оказавшись в тяжелом материальном положении, с расстроенным здоровьем, Орлов-Соколовский был вынужден покинуть Казань и снова ненадолго занять должность капельмейстера в Московском Малом театре. Умер в родном городе от паралича сердца 24 сентября 1892 года и был похоронен на Лазаревском кладбище.
Литература: Орлов-Соколовский, Александр Александрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Орлов-Соколовский // Музыкальный словарь : в 3 томах / составил Х.Риман; дополнено русским отделом при сотрудничестве П.Веймарна и другие; перевод и все дополнения под редакцией Ю.Д.Энгеля. — перевод с 5-го немецкого издания — Москва—Лейпциг : издательство Б.П.Юргенсона, 1904; Орлов-Соколовский, Александр Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1855
Юлиус Леблан Стюарт (Julius LeBlanc Stewart)
американский художник, бо́льшую часть жизни проживший во Франции. В творческой среде того времени получил прозвище «Парижанин из Филадельфии». В конце XIX — начале XX веков, Юлиус Стюарт и Джон Сарджент были самыми известными американскими художниками-экспатриантами во Франции. Юлиус Стюарт родился в семье Уильяма Худа Стюарта (William Hood Stewart) — американского миллионера, разбогатевшего на ниве торговли сахаром, а кроме того, увлечённого коллекционера живописи и мецената. В 1865 году Уильям Худ Стюарт переехал вместе с семьей в Париж, где продолжил коллекционирование картин и стал меценатом для многих художников Барбизонской школы. Юлиус Стюарт, с детства проявивший наклонности к изобразительному искусству, с 10 лет начал обучаться у французского живописца Жана-Леона Жерома, затем его образованием занимались испанские мастера Eduardo Zamacois и Раймундо де Мадрасо. Благодаря своему богатому происхождению художник оказался вхож в лучшие дома парижских аристократов и буржуа. Он стал достаточно широко популярен после выставки своих работ на Парижском салоне в 1878 году. Первую известность ему принесли жанровые рисунки представителей своего сословия. В период творческого становления художника его работы представляли собой: портреты и групповые портреты в быту, на природе, сцены отдыха, путешествий и т. п. Например, картина «После свадьбы» (1880 год) (After the Wedding) изображала брата Юлиуса Стюарта — Чарльза вместе с молодой женой Меей — дочкой американского финансиста Энтони Джозефа Дрекселя в период «медового месяца». Благосостояние семьи Стюартов позволяло Юлиусу жить на широкую ногу. Он вращался в сфере парижской элиты, героями его новых и новых картин (групповых портретов, сцен) становились его друзья, знакомые, в том числе популярные артисты и артистки, различные знаменитости того времени, богачи, аристократы, зачастую Юлиус изображал и себя в группе людей на заднем плане. В 1892 году художник создал картину «Крещение» (англ. The Baptism), на которой предположительно было изображено это таинство в семействе Вандербильтов. Картина демонстрировалась на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Картина получила благоприятные отзывы на Берлинской международной выставке. Юлиус Леблан Стюарт участвовал в выставках Парижского салона вплоть до начала XX века. Более того, он активно содействовал созданию секции американских художников на выставке 1894 года. Художник дружил с ещё одним знаменитым американцем в Париже Джеймсом Гордоном Беннетом младшим — издателем «New York Herald», богачом и любителем шикарной жизни. Именно его яхту «Намуна» и её пассажиров запечатлел художник на нескольких своих картинах. Так на полотне «На яхте „Намуна“, Венеция» 1890 года (On the Yacht «Namouna, Venice»), была изображена популярная актриса того времени Лилли Лэнгтри. Другая картина, «Яхтинг на Средиземном море», написанная в 1896 году (Yachting on the Mediterranean), стала самым дорогостоящим произведением художника. Она была продана на аукционе Кристиc за $2 312 000 в 2005 году. Юлиус Стюарт рисовал много картин, в полной мере передающих атмосферу наступавшей Belle Epoque. Помимо картин посвящённых бытописанию «богатых и знаменитых» или просто состоятельных европейцев, им было создано немало чувственных полотен в стиле «Ню», а также рисунков собак, так как Юлиус всю жизнь был страстным «собачником». В 1905 году художник пережил духовно-религиозный кризис и заметно переключил своё внимание в творчестве на изображение пейзажей Венеции и создание картин на религиозную тематику. К этому времени (конец XIX — начало XX века), интерес к работам Юлиуса стал падать. С началом Первой мировой войны Юлиус Стюарт добровольно вступил в санитарный отряд общества Красного Креста (Red Cross ambulance corps), но ужасы войны вызвали у художника нервный срыв, отразившийся на его здоровье. Юлиус Леблан Стюард вёл холостой образ жизни. Скончался художник в Париже 4 января 1919 года. Перед смертью намеревался навсегда вернуться в Америку. Интерес к творчеству художника со всеми, присущему ему сильными и слабыми сторонами, на несколько десятилетий утих, и как о значимом или, как минимум, заметном американском творце о Юлиусе Стюарте художественные критики стали говорить примерно с середины XX века.
Избранные картины
«Цветочница» (Flower Girl), 1890 год
«Крещение» (The Baptism), 1892 год
«Elegante au sofa or Woman in an Interior», 1895 год
«Yachting in the Mediterranean», 1896 год
«Les Dames Goldsmith au bois de Boulogne en 1897 sur une voiturette», 1901 год
«A Supper Party», 1903 год
«Sunlight», до 1919 года
«Rio della Maddalena (Venice)», 1908 год