-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111453
Комментариев: 6803
Написано: 119927


4 сентября родились...

Среда, 04 Сентября 2024 г. 03:18 + в цитатник
Rola-Żymierski_Michał (469x700, 156Kb)
1890
Михал Жимерский (польское имя — Michał Żymierski, настоящая фамилия — Лыжвинский, Łyżwiński, псевдоним — Роля, Rola)
польский военачальник, маршал Польши, кавалер советского ордена «Победа». Родился в Кракове. В 1910 году поступил на юридический факультет Ягеллонского университета. В 1911—1912 — проходил службу в Австро-Венгерской армии в качестве вольноопределяющегося, сдал экзамен на офицера резерва. В 1914 году, с началом 1-й мировой войны, вступил в Польский легион в составе Австро-Венгерской армии. Воевал на Восточном фронте, дослужился до подполковника, был командиром полка. В 1918 году, с образованием независимой Польши, вступил в польскую армию. В чине полковника командовал пехотной бригадой, затем дивизией. Участвовал в Советско-польской войне. После войны учился в военной академии во Франции. По возвращении из Франции был произведён в генералы. Служил в генштабе польской армии. В 1926 году не поддержал военный переворот маршала Ю.Пилсудского и даже участвовал в военных действиях против сторонников маршала, за что военным трибуналом был приговорён к 5 годам тюрьмы и разжалован в рядовые. После освобождения в 1931 г. стал тайным членом Коммунистической партии Польши. В 1938 г. эмигрировал во Францию. После оккупации Германией территории Польши вернулся в Польшу по заданию коммунистической партии, активно участвовал в движении Сопротивления. С мая 1943 года военный советник в Главном штабе Гвардии Людовой (в том же году ему вновь присвоено генеральское звание). Был известен под псевдонимом Роля; кроме того, использовал псевдонимы Завиша (Zawisza), Морский (Morski), Липский (Lipski). В январе 1944 в стал главнокомандующим Армии людовой, одновременно являлся руководителем ведомства национальной обороны в Польском комитете национального освобождения. Декретом Крайовой Рады Народовой от 21 июля 1944 1-я польская армия и Армия людова были объединены в Войско Польское, а Михал Жимерский назначен его главнокомандующим. В 1944 — военный министр т. н. Люблинского комитета — фактически полностью подконтрольного СССР польского правительства. 3 мая 1945 года ему было присвоено звание маршала Польши. 9 июня 1945 года маршал Жимерский был награждён высшим советским полководческим орденом «Победа». В 1945—1949 гг. — министр обороны Польши. В 1946—1948 — председатель Государственной комиссии безопасности. В 1949—1952 — член Государственного совета. 14 мая 1953 года арестован по ложному обвинению и брошен в тюрьму. В 1955 году освобождён. В 1955—1967 гг. занимал пост вице-президента Польского народного банка. С 1971 года — почётный президент Союза борцов за свободу и демократию. В 1981—1986 гг. член ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). Михал Жимерский скончался в Варшаве 15 октября 1989 года.
Michał ŻymierskiPowazki_zymierski_Barry_Kent (700x525, 403Kb)
Похоронен на кладбище Воинское Повонзки.
Награды: Орден Строителей Народной Польши (1970); Кавалер Большого креста ордена «Virtuti Militari»; Серебряный крест ордена «Virtuti Militari»; Кавалер Большого креста ордена Возрождения Польши; Командор ордена Возрождения Польши; Орден «Крест Грюнвальда» I степени; Крест Храбрых (четырежды); Партизанский крест (1946); Орден «Победа» (СССР, № 17 — 9 августа 1945); Орден Ленина (СССР); Орден Дружбы народов (СССР, 1973); Орден «Легион Почёта» степени командующего (США) (Legion of Merit) (награду вручал генерал Эйзенхауэр, Франкфурт, 1945); Орден Белого льва I степени (ЧССР); Орден Народного героя (Югославия). Псевдонимом Завиша (Zawisza) во время пребывания в подполье во время немецкой оккупации пользовался и маршал Эдвард Рыдз-Смиглы.

00Закупнев_Захар_Александрович (476x700, 39Kb)
1890
Захар Александрович Закупнев
советский военно-морской деятель, в 1933—1935 годах первый командир Северной военной флотилии, из которой был сформирован Северный флот СССР. Родился в селе Терновке Россошанской волости Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне — Россошанского района Воронежской области), в семье крестьян. Отец — Александр Васильевич Закупнев, 1862 года рождения, батрак. Мать — Полина Ефимовна. Кроме Захара в семье была старшая сестра Евдокия и четыре младших брата. В 1904 году окончил сельскую школу, батрачил, работал в бригаде путейцев на станции Евстратовка Юго-Восточной железной дороги, в артеле каменщиков, мостивших улицы Воронежа. В ноябре 1911 призван матросом на Балтийский флот в 1-й флотский экипаж. С марта 1912 по март 1914 проходил обучение в Артиллерийской школе Учебного артиллерийского отряда. Получил специальность комендора и чин унтер-офицера. После обучения продолжил службу указателем (инструктором) на броненосце «Император Александр II» (в будущем «Заря Свободы»).
00Закупнев_Сладков (447x700, 22Kb)
З.А.Закупнев (слева) и И.Д.Сладков (справа) на борту броненосца «Император Александр II», входящего в состав Учебного артиллерийского отряда. 1915 год
Во время службы на этом учебном броненосце был помощником видного в будущем революционера Ивана Давыдовича Сладкова. В декабре 1915 арестован за революционную деятельность, 9 месяцев провёл в заключении. В августе 1916 за недостаточностью улик освобождён, но разжалован в матросы, и направлен во 2-ю батарею Або-Аландской укрепленной позиции, где служил комендором. В 1917 году член артиллерийского комитета, комиссар (военком) Або-Аландской укрепленной позиции, избирался членом Совета Або (ныне городТурку, Финляндия). С января по апрель 1918 года командир сводного отряда моряков в Або (250 человек, канонерская лодка «Бобр», 2 ледокола). С июня 1918 года комиссар Артиллерийского управления Петроградской трудовой коммуны, затем Петроградского военного округа. В феврале 1919 года вступил в ВКП(б). Весной 1919 года женился на Ольге Дитш. С сентября 1919 года помощник командира башенной батареи форта «Краснофлотский» («Красная Горка»). В 1920 году на Черноморском флоте (тогда — Морские силы Чёрного и Азовского морей). С июня 1920 года помощник начальника, временно исполняющий должность начальника артиллерии, комиссар крепости Очаков. С июня 1921 года комиссар крейсера «Адмирал Нахимов» (в будущем «Червона Украина»). В 1921 году комиссар Училища командного состава флота (Учкомсостфлота, позже ВВМУ имени М.В.Фрунзе) и Соединенных классов. 7 марта 1922 года зачислен слушателем Военно-морской академии. В 1924 году, с 12 июня по 20 ноября, в ходе обучения участвует в походе сторожевого корабля «Воровский» (бывшее посыльное судно «Ярославна») из Архангельска во Владивосток. 4 июля 1927 года заканчивает академию. В период с 1927 по 1930 годы — помощник командира (с июля 1927) учебного корабля «9 января» (бывший минзаг «Волга»), помощник командира минного заградителя «25 октября» (бывший минзаг «Нарова», ещё раньше крейсер «Генерал-Адмирал»), помощник командира (с марта 1928), командир (с октября 1928) эсминца «Сталин» (бывший «Самсон»). В ноябре 1927 года был исключён из партии за троцкизм, но в том же месяце восстановлен. С августа 1930 года — исполняющий обязанности командира 3-го дивизиона эсминцев. С 13 января 1931 по 1933 год — командир бригады эсминцев МСБМ. В 1933 году руководил Экспедицией особого назначения (ЭОН-1) по проводке кораблей из Балтийского моря Мурманск. С августа 1933 года командующий Северной флотилии, которая впоследствии (с 1937 года) станет Северным флотом. 23 февраля 1934 года награждён орденом Красной Звезды. В августе 1935 года переведён в Каспийскую военную флотилию командиром 2-й группы (дивизиона) канонерских лодок. В тот период проживал в Баку, по адресу 7-й Баиловский переулок, дом 4, квартира 9. 15 марта 1936 года присвоено звание капитана 1-го ранга. 21 января 1937 года окружной парткомиссией Закавказского военного округа вновь исключен из партии. 10 марта 1937 уволен по статье 43б. 19 марта 1937 года арестован в Москве по обвинению в контрреволюционной троцкистской деятельности. 4 сентября 1937 года ВКВС СССР приговорён к высшей мере наказания. В тот же день приговор приведён в исполнение — Захар Александрович Закупнев был расстрелян в подвале Лефортовской тюрьмы. Похоронен в Москве на Новом Донском кладбище. Реабилитирован 2 марта 1958 года. Восстановлен в партии 16 мая 1989 года. В разных источниках указываются звания капитан 1-го ранга, флагман 2-го ранга (соответствует нынешнему званию контр-адмирал), флагман 1-го ранга (соответствует нынешнему званию вице-адмирал). Такие разночтения связаны с не совсем корректными попытками интерпретировать должность военнослужащего до введения званий в РККА в сентябре 1935 года. До этого момента, с 1918 по 1935 год, военнослужащие назначались на должности (комбриг, начдив, комкор и т. п.), которым соответствовали категории — от 0-й, то есть отсутствия категории (красноармеец, то есть в нынешнем понимании — рядовой) до 14-й (командующий округом, армией, фронтом). В 1931 году Закупнев был назначен командиром бригады эскадренных миноносцев Балтийского флота (тогда МСБМ — Морские силы Балтийского моря) с досрочным присвоением 11-й воинской категории (должность комбрига в армии и командира бригады кораблей соответствовала 10-й воинской категории, а 11-я соответствовала уже командующему эскадрой или комдиву в армии). 11-й воинской категории — уровень комдива — в табеле о рангах 1935 года соответствовало звание флагмана 2-го ранга. В августе 1933 года Закупнев становится командующим флотилией, а это уже уровень 12-й категории или звание флагман 1-го ранга в период 1935—1940 годов или звание вице-адмирала в современном табеле о рангах. В августе 1935 года Закупнева переводят на Каспий командиром дивизиона канонерских лодок — это явное понижение по должности. А с введением званий, в 1936 году, ему присваивают звание капитана 1-го ранга, соответствующее новой должности. А сменивший в августе 1935 года Закупнева на посту командира Северной флотилии, Душенов в ноябре 1935 года получил звание флагмана 1-го ранга, что также соответствовало должности. Жена — Ольга Фёдоровна (Фридриховна), до замужества — Дитш, дочь обрусевшего немца, капельмейстера судового оркестра броненосца «Князь Суворов», Фридриха Дитша, погибшего в Цусимском сражении. Вступили в брак в 1919 году. Дети — Владимир и Ирина. На родине, в селе Терновке, в 1990 году установлен мемориал. Литература: Закупнев В., Руденко Г. Флагман из Терновки. Документальная повесть. — 2-е издание, переработанное — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004 (1999). — 190 страниц; Закупнев Захар Александрович // Командующие Северным флотом : Библиографический справочник / под редакцией М.А.Березюка. — Североморск, 2013. — Страницы 4-5; Закупнев Захар Александрович // Кольская энциклопедия. В 5-и томах. Том 2. Е — К / Главный редактор А.Н.Виноградов. — Санкт-Петербург : ИС ; Апатиты : Карельский Научный Центр Российской академии Наук, 2009. — 496 страниц : иллюстрации, портрет; Закупнев Захар Александрович // Книга Памяти Мурманской области; Казанов В. Флотоводец из Терновки // Коммуна : газета. — Воронеж, 2010; Расторгуев В.И. Захар Александрович Закупнев // Колыбель русского флота : альманах. — Воронеж, 1997. — № 1. — Страницы 36-37. — ISBN 5-86937-012-5.

Pierre Hentges (497x700, 116Kb)
1890
Пьер Энтж (французское имя — Pierre Hentges)
люксембургский гимнаст. Родился в Боннвуа, Люксембург. Участник летних Олимпийских игр 1912 года (4-е место в основном командном первенстве, 5-е место в командном первенстве по произвольной системе и 18-е место в личном первенстве). Брат гимнаста Франсуа Энтжа. Умер в Люксембурге 24 декабря 1975 года.

Fridolin (466x700, 204Kb)
1891
Фридолин Рудольф Теодор риттер унд эдлер фон Зенгер унд Эттерлинг (немецкое имя — Fridolin Rudolf Theodor Ritter und Edler von Senger und Etterlin)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал танковых войск, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. Родился в городе Вальдсхут-Тинген, Баден-Вюртемберг, Германская империя.
Начало военной карьеры
В октябре 1910 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в артиллерийский полк. В 1912—1914 годах — учился в Оксфордском университете.
Первая мировая война
С начала войны — вернулся на военную службу, произведён в лейтенанты и отправлен на фронт командиром артиллерийского взвода. С июня 1918 года — старший лейтенант. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней.
Между мировыми войнами
Продолжил службу в рейхсвере, в кавалерии. К началу Второй мировой войны — командир кавалерийского полка, полковник.
Fridolin_v._Senger_und_Etterlin (443x700, 161Kb)
Вторая мировая война
В сентябре-октябре 1939 года — участвовал в Польской кампании. С февраля 1940 — командир кавалерийской бригады. В мае-июне 1940 года — участвовал во Французской кампании, награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение). С сентября 1941 — генерал-майор. С октября 1942 года — участвовал в германо-советской войне, командир 17-й танковой дивизии. Бои на южном участке Восточного фронта. В феврале 1943 года — награждён Рыцарским крестом. С мая 1943 — генерал-лейтенант. С июня 1943 — командующий немецкими войсками на острове Сицилия. С октября 1943 — командующий 14-м танковым корпусом (на юге Италии). Награждён Золотым немецким крестом. С января 1944 года — в звании генерал танковых войск. Бои в районе Монте-Кассино. В апреле 1944 — награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. 2 мая 1945 года — взят в американский плен. Умер в городе Фрайбург-им-Брайсгау, ФРГ, 9 января 1963 года. Награды: Железный крест (1914) II и I классов (Королевство Пруссия); Нагрудный знак «За ранение» (1918) чёрный; Орден Церингенского льва рыцарский крест II класса с мечами (Великое герцогство Баден); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами; Пряжка к Железному кресту II и I классов; Медаль «За выслугу лет в вермахте» с IV по I классы; Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями; рыцарский крест (8 февраля 1943); дубовые листья (№ 439) (5 апреля 1944); Немецкий крест в золоте (11 октября 1943); Упоминание в Вермахтберихт 5 октября 1943. Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5; Зенгер Ф. фон. Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940—1945. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 479 страниц. (За линией фронта. Мемуары) — ISBN 5-9524-0471-5.

Fritz_Todt (528x700, 156Kb)
1891
Фриц Тодт (немецкое имя — Fritz Todt)
государственный и политический деятель Германии, рейхсминистр вооружения и боеприпасов (1940—1942), обергруппенфюрер СА, генерал-майор Люфтваффе. Родился в городе Пфорцхайм, Великое герцогство Баден, Германская империя. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене и в Карлсруэ. Участвовал в Первой мировой войне. Член НСДАП с 1923 года. 5 июля 1933 года был назначен генеральным инспектором немецких дорог (Generalinspektor für das deutsche Straßenwesen), затем ему было поручено организовать новую строительную компанию для автобанов. В 1934—1942 годах редактировал журнал своего агентства Die Strasse. В 1938 году получил новоучрежденную (1937) Немецкую национальную премию в области искусства и науки (наряду с Эрнстом Хейнкелем, Фердинандом Порше и Вилли Мессершмиттом), учрежденную взамен Нобелевской премии, которую немцам с 1936 года было запрещено принимать. В мае 1938 года возглавил организацию Тодта, занимавшуюся строительством важных военных объектов, железных дорог и автомагистралей. В начале Второй мировой войны стал генерал-майором Люфтваффе. 17 марта 1940 года назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. В этом качестве принимал участие в проведении операций прикрытия подготовки нападения на СССР, например, в Ауфбау Ост.
Fritz_TodtРудольф Гесс (700x474, 158Kb)
Рудольф Гесс, Генрих Гиммлер, Филипп Боулер, рейхсминистр Тодт и Рейнхард Гейдрих (слева направо) на выставке «Планирование и построение нового порядка на Востоке». Берлин, 20 марта 1941 года
В ноябре 1941 года рекомендовал Гитлеру войну против Советского Союза прекратить. Тодт считал, что «в военном и экономическом отношении Германия войну уже проиграла». Тодт был женат, имел трех дочерей и сына. По случаю своего 50-летия в 1941 году он основал Фонд доктора Фрица Тодта, субсидирующий обучение молодых технических специалистов, особенно из бедных семей. Погиб 8 февраля 1942 года в авиационной катастрофе вскоре после взлета с аэродрома Волчье логово недалеко от Растенбурга (Восточная Пруссия). Высказывалось предположение, никогда не подтвержденное, что Тодт стал жертвой убийства, организованного Гитлером, так как, возможно, прилетел в «Волчье логово», чтобы рекомендовать Гитлеру начать мирные переговоры с Россией. Тодт занимал сразу посты трех министров. В ранге министра он был начальником всего дорожного строительства, начальником всех водных путей рек и мелиоративных сооружений, а также всех электростанций и кроме того — личным уполномоченным Гитлера, министром по производству вооружений и боеприпасов. В рамках четырехлетнего плана Геринга он возглавлял строительную отрасль и сверх того создал Организацию Тодт, которая возвела Западный вал, строила на побережье Атлантики базы-бункеры для подводных лодок, да еще — и дороги в оккупированных странах — от Северной Норвегии до Южной Франции и России. Таким образом Тодт сосредоточил в последние годы жизни в своих руках важнейшие технические программы. Поначалу еще сохраняя видимость различных ведомств, его создание представляло собой будущее министерство по делам техники, тем более, что в партии он возглавлял главный отдел техники и одновременно еще и председательствовал в головном объединении всех технических объединений и союзов.
Fritz_TodtАдольф Гитлер (700x474, 184Kb)
Адольф Гитлер выступает на похоронах Фрица Тодта
Преемником Тодта на посту рейхсминистра вооружения неожиданно стал архитектор Альберт Шпеер. Награды: Железный крест 2-го и 1-го класса (Королевство Пруссия); Орден «За военные заслуги» 4-го класса с мечами (Королевство Бавария); Орден Церингенского льва рыцарский крест 2-го класса с мечами (Великое герцогство Баден); Королевский орден Дома Гогенцоллернов рыцарский крест с мечами (7 мая 1918) (Королевство Пруссия); Нагрудный знак «За ранение» (1918) чёрный; Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Золотой партийный знак НСДАП (1934); Немецкий Олимпийский почётный знак 1-го класса (1936); Кольцо Вернера фон Сименса (13 декабря 1937); Премия Вернера фон Сименса (12 декабря 1938); Медаль «В память 13 марта 1938 года»; Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Немецкая национальная премия в области искусства и науки (30 января 1939); Данцигский крест 1-го класса (24 октября 1939); Медаль «За сооружение Атлантического вала» (23 ноября 1939); Медаль «За выслугу лет в НСДАП» в серебре (20 апреля 1940); Золотой партийный знак гитлерюгенда с дубовыми листьями (20 апреля 1940); Германский орден 1 степени с золотыми дубовыми листьями и мечами (12 февраля 1942, посмертно). Иностранные награды: Орден «Святой Александр» 1 степени (Царство Болгария); Орден Святого Саввы 1 класса (22 сентября 1938) (Королевство Югославия); Орден Короны Италии большой крест (1939) (Королевство Италия); Орден Данеброг большой крест (1941, в 1946 году награждение отменено) (Королевство Дания); Орден Звезды Румынии большой крест (Королевство Румыния).
Могила
В настоящее время могила Фрица Тодта остается без опознавательного знака из-за распоряжения властей Германии. На изображениях ниже ясно видно месторасположение захоронения на Инвалиденфридхоф в Берлине, Германия, в зоне захоронений С (немецкое название — Berlin Invalidenfriedhof, Grabfeld C).
Fritz_Todt_Grabstein (525x700, 646Kb)
9 октября 2004 г. Могильный камень на месте захоронения Фрица Тодта.
Fritz_Todt_Grabstein02 (486x700, 500Kb)
2 декабря 2007 г. Могильный камень удален. Виден лишь могильный цоколь

1892
Павел Иосифович Герага
российский актер, народный артист РСФСР (1947). Дебютировал в 1909 г. в Красноярске, играл в театрах других городов. Среди ролей, отмеченных остротой характеристик, богатством жизненных наблюдений: Кошкин («Любовь Яровая» К.А.Тренева), Годун («Разлом» Б.А.Лавренева), Глеб Чумалов («Цемент» по Ф.В.Гладкову), Дикой («Гроза» А.Н.Островского) и др. С 1932 г. в Центральном театре Красной Армии (Лосенко – «Князь Мстислав Удалой» И.Л.Прута, Тетерев – «Мещане» М.Горького, и др.). С 1939 г. в Театре имени Моссовета. Среди ролей: Глоба («Русские люди» К.М.Симонова), Лотохин («Красавец-мужчина» Островского), Ратников («В одном городе» А.В.Софронова), Рябинин («Мужество» Г.С.Березко), Боков («Большие хлопоты» Л.С.Ленча), Старкуэтер («Кража» по Дж.Лондону), Сергей Сергеевич («Первая весна» Г.Е.Николаевой и С.А.Радзинского), Сторожев («Три камня веры» Н.Е.Вирты), Литвинов («На диком бреге» Радзинского по Б.Н.Полевому) и др.

GOETHART (434x700, 362Kb)
1892
Герхардус Хендрик Гётхард (нидерландское имя — Gerhardus Hendrik Goethart)
нидерландский шахматный композитор. 24 его задачи были собраны Максом Нимейером в книге "Шахматные задачи Г.Х. Гетхарта" (1962). Умер 17 мая 1969 года.

langammer (504x700, 333Kb)
1892
Леонид Иванович Лангаммер
русский и советский учёный-инженер и педагог, автор ряда работ по теории и практике землеустройства и дорожного строительства. Родился в деревне Хмелевая, Орловская губерния, Российская империя. Выходец из прибалтийско-немецкого дворянского рода. Прадед — Георг Кристиан (Егор Христианович) фон Лангаммер (1742—1806), до переезда в Россию был учителем при дворе саксонского курфюрста. Дед — Пауль Бенедикт (Павел Егорович) фон Лангаммер (1788—1856), участник четырёх войн, дослужился от рядового до полковника, отличился при Бородине, Лейпциге и взятии Парижа. После ухода из армии — городничий в Нолинске. Троюродный брат — Николай Николаевич фон-Лангаммер (1876-?), полковник армии Врангеля, руководитель Пловдивского отделения III Отдела РОВС.
Ранние годы
Родился в имении Хмелевая Кромского уезда Орловской губернии в семье местного помещика, отставного поручика Ивана Павловича Лангаммера (1834/35-1909/10). Первоначально получил домашнее образование под руководством отца, а затем в местном сельском училище. В 1894—1898 гг. продолжал образование в Кромском городском училище, а в 1898—1901 гг. — в Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения. После окончания училища два года по распределению проработал практикантом на 2-й шоссейной дистанции Карсского отделения Кавказского округа путей сообщения в Ардагане. В этой должности участвовал в строительстве шоссе Карс — Олту. Параллельно экстерном учился в Эриванской мужской гимназии, где 7 июня 1903 г. получил аттестат зрелости. В 1903—1908 гг. — студент Константиновского межевого института, который окончил со званием межевого инженера и старшего землемерного помощника с правом на чин коллежского секретаря и на ношение уставного знака по званию межевого инженера. Во время учёбы в институте работал техником путей сообщения Управления Московско-Казанской железной дороги.
Столыпинская реформа
После окончания института поступил на государственную службу землемером землеустроительной комиссии Симбирской губернии (25 сентября 1908), а через год стал непременным членом Сызранской уездной землеустроительной комиссии Симбирской губернии (18 декабря 1909). В этих должностях активно участвовал в проведении столыпинской реформы. Изучая на практике сложные случаи выделения наделов и отрубов, подготовил брошюру «Упрощенный способ таксации и оценки при выделе земли к одним местам по закону 14 июня 1910 г.» (1910), а затем «Практическое руководство для непременных членов, землеустроителей и землемеров землеустроительных комиссий при выделе надельной земли к одним местам по закону 14 июня 1910 г.» (1911), ставшее своего рода учебником для землеустроителей. В своей деятельности Л.Лангаммер тесно сотрудничал с чиновником по особым поручениям при Главноуправляющем управлением землеустройства и земледелия Андреем Кофодом, будучи его ассистентом. В мае 1911 г. они вместе участвовали в Съезде непременных членов землеустроительных комиссий для выработки Наказа по применению Положения о землеустройстве в Санкт-Петербурге. Вскоре Л.Лангаммер стал чиновником особых поручений V класса Главного управления землеустройства и земледелия (19 июня 1911) и был принят в Общества русских землемеров (3 февраля 1912, по Вологодскому отделению). Впоследствии был непременным членом Вологодской губернской землеустроительной комиссии (1 сентября 1912) и помощником непременного члена Екатеринославской губернской землеустроительной комиссии (1914).
Общественная и педагогическая деятельность
Оказавшись в Екатеринославе, Л.Лангаммер начал преподавать математику и геодезию в Екатеринославском землемерном училище (впоследствии Днепропетровском землеустроительном техникуме), а также подготовил сборник задач по землеустройству (из-за начавшейся войны вышла только первая часть). В связи с началом боевых действий Л.Лангаммер вошёл в состав Екатеринославского губернского отделения Комитета Её императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий, затем стал управляющим делами отделения.
После революции
В июне 1917 г. землеустроительные комиссии были ликвидированы. Некоторое время Л.Лангаммер продолжал работать в земельной области — в 1917—1919 гг. в качестве члена, в 1919—1929 гг. заведующего отделом землеустройства и мелиорации Екатеринославской губернской (Днепропетровской областной) земельной комиссии, а затем вернулся к своей предыдущей специальности, связанной с дорожным строительством. 1929—1930 — начальник Южного района изысканий дорожного треста Украинского государственного института проектирования дорог; 1931—1934 — руководитель научно-исследовательского сектора рационализации и стандартизации, инженер-инспектор Управления капитального строительства Главдортранса Украинской ССР, член Президиума и учёный секретарь научно-технического совета там же; 1933—1934 — заведующий дорожной секцией Укравтодора. одновременно: 1926—1928 — член президиума Общества культурной смычки города с селом; 1927—1928 — депутат Днепропетровского горсовета. Оставив профессуру в Днепропетровском землеустроительном техникуме, Л.Лангаммер переехал в Харьков, где начал работать в недавно основанном Автодорожном институте. 1931—1937 — доцент, одновременно с 1932 г. технический заведующий Бюро производственных зданий, с 1934 г. помощник декана факультета дорожного дела Харьковского Автодорожного института. Также в 1935—1937 гг. по совместительству — профессор Харьковского Института коммунального хозяйства. По совокупности заслуг Л.Лангаммеру была присвоена ученая степень кандидата технических наук (без защиты диссертации), а 23 мая 1939 г. он был утвержден в звании доцента по кафедре изыскания и проектирования дорог. В это время Л.Лангаммер опубликовал ряд статей, посвященных скоростному строительству дорог, и рукопись монографии по соответствующей тематике (утеряна в годы Великой Отечественной войны).
Великая Отечественная война
После начала Великой Отечественной войны Л.Лангаммер был назначен уполномоченным по шоссейным дорогам УШОСДОРа Украинской ССР, однако проработал в этой должности всего месяц, оказавшись на оккупированной территории. Погиб в сентябре 1943 года в городе Мариуполь, Рейхскомиссариат Украина, при невыясненных обстоятельствах незадолго до освобождения города советскими войсками.
Память
При жизни был внесён в энциклопедический словарь Венгерова (Критико-биографический словарь русских писателей и учёных. Петроград, 1918. Том 2. Страница 15). Работы Л.Лангаммера использовались в профильных изысканиях в советские времена.
Семья
31 августа 1905 г. в Москве женился на Агриппине Григорьевне Аристовой, дочери саратовского дворянина, присяжного поверенного. В браке родилось четверо детей. Чины: коллежский секретарь (25 сентября 1908); титулярный советник (23 декабря 1911); коллежский асессор (1916).
Сочинения: Упрощенный способ таксации и оценки при выделе земли к одним местам по закону 14 июня 1910 г. Сызрань: типография Г.К.Васильева, 1910. Практическое руководство для непременных членов, землеустроителей и землемеров землеустроительных комиссий при выделе надельной земли к одним местам по закону 14 июня 1910 г. Вологда: тип. Гудкова-Белякова, 1911; Положение о землеустройстве. Схемы движения дел. Вологда: типография Гудкова-Белякова, 1913; Сборник задач по землеустройству. Часть 1-я. Екатеринослав: электро-художественная типо-литография Г.А.Подземского, 1914; К организации скоростного строительства дорог // Строительство дорог. 1939 — № 7. Страницы 6-8; Проектирование организации работ при скоростном строительстве автомобильных дорог // Строительство дорог. 1940 — № 2-3. Страницы 25-29; Опыт организации строительства дорог ферганским методом на Украине // Строительство дорог. 1940 — № 11. Страницы 45-48. Литература: Баринов И.И. Лангаммеры: история одного немецкого рода. Биографический лексикон. — Москва, 2012. — Страницы 67—72. — 152 страницы. — ISBN 978-5-94542-280-3.

 (507x699, 166Kb)
1892
Дариюс Мийо (французское имя — Darius Milhaud)
французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог, один из участников «Шестёрки». Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежат 443 опусных сочинения. Творчество композитора отмечено влиянием музыкального фольклора, джаза и современных ему музыкальных течений. Мийо родился в коммуне Экс-ан-Прованс, департамент Буш-дю-Рон, округ Экс-ан-Прованс, кантон Экс-ан-Прованс, Франция, в семье любителей музыки. Его родители — Габриэль Мийо (из семьи контаденских евреев) и Софи Аллатини (из сефардской еврейской семьи). Согласно генеалогическим изысканиям самого Мийо, его семья прослеживается вплоть до XV в., его предки уже тогда жили в Провансе. Мать обладала сильным контральто (училась пению в Париже), а отец по его словам был «музыкантом в душе и был наделён очень верным музыкальным чутьём». Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у А.Жедальжа и Ш.Видора) и дирижирования (у П. Дюка). Также Мийо частным образом занимался композицией с В. д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» — А.Онеггером и Ж.Тайфер. Онеггер позже вспоминал: «Он трудился рядом со мной, он спорил, рассуждал с такой находчивостью, дерзновенной смелостью, что просто потрясал всем своим поведением застенчивого юношу-провинциала, каким я был тогда». Любимыми композиторами Мийо в этот период были К.Дебюсси и М.П.Мусоргский. Мийо глубоко сожалел о чуждом, по его мнению, влиянии германского духа (Р.Вагнер) на французскую музыку в лице школы С.Франка (лозунг «Долой Вагнера» принадлежал именно Мийо). В австро-немецкой музыке он предпочитал венских классиков (В.А.Моцарт, Ф.Шуберт, некоторые симфонии Г.Малера). Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья, некоторое время он работал во «Франко-бельгийском обществе», оказывавшем посильную помощь беженцам. В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя — известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Дружба с поэтом началась в 1911 году, когда они познакомились в Париже: «Этот день положил начало долгому творческому содружеству (что было самым прекрасным в моей жизни музыканта) и драгоценной дружбе, которой я горжусь». Совместно с Клоделем Мийо создал около 30 сочинений. Во Франции была опубликована его переписка с поэтом, содержащая 299 писем. После смерти поэта дружеские связи композитор продолжал поддерживать с вдовой, детьми и внуками Клоделя.
Milhaud_Darius1923 (513x700, 239Kb)
Дариюс Мийо (1923)
В начале 1919 году Мийо вернулся в Париж, где стал членом «Шестёрки» и начал активную композиторскую деятельность. Регулярно по субботам в течение двух лет все собирались в квартире Мийо на бульваре Клиши, где, как вспоминает композитор, бывали многие представители творческой интеллигенции жившие в Париже (П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Брак, М. Лорансен, Ж. Кокто, Б. Сандрар, М. Жакоб и др.). Музыке композитора этого периода (конец 1910-х — начало 1920-х годов) свойственны задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет — старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариюс Мийо также отразил бразильские впечатления. В балете «Бык на крыше» (1919) он использовал около 30 бразильских мелодий, преимущественно шоро. Кокто написал к готовой музыке сценарий пантомимы балета. Мийо вспоминал о премьере:
— «Забыв, что я был уже автором „Хоэфор“, публика и критика окрестили меня музыкантом-фокусником и шутником… меня, который ненавидел комическое в музыке и стремился только, сочиняя „Быка на крыше“, создать весёлый, невзыскательный дивертисмент в память о бразильских ритмах, которые меня так покорили. И великий бог! совсем я не собирался насмехаться».
Вот что сам Дариюс Мийо спустя четверть века писал об этом:
«Сати был нашим фетишем. Он был очень популярен в нашей среде. Чистота его искусства, ненависть к уступкам ради успеха, презрение к деньгам, непримиримость к критикам — были для нас чудесным примером…» (Milhaud D. «Notes sans Musique». Paris. 1949. p.110)
В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно поддержал очередное изобретение Э. Сати «Меблировочную музыку», спустя полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов (вернее, антрактов) меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж и оставил интересные воспоминания об этом «эпатажном событии». Хотя сам Дариюс Мийо не стал сочинять меблировочную музыку, некоторые исследователи отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему «полевению» Мийо и появлению у него индустриальных и конструктивистских идей.[6] Как раз в это же время у него появился эксцентричный замысел — написать цикл песен для голоса с инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием «Сельскохозяйственные машины» в которой каждый номер носит название одной из машин («Сенокосилка», «Сноповязалка», «Плуг для запашки», «Жатка», «Почвоуглубитель», «Сеноворошилка»). В «Каталоге цветов» Мийо использовал текст каталога, но в поэтическом переложении Люсьена Доде. В 1920-е годы Мийо часто ездил с концертами в разные страны, где исполнял свою музыку (как дирижёр и пианист). В 1922 году во время гастролей в США он впервые услышал джазовую музыку и был совершенно очарован ей. Джазовому искусству Мийо посвятил статью под названием «Развитие джаза и североамериканская, негритянская музыка». Стилевые черты джаза особенно заметны в балете «Сотворение мира» (1923), оконченном через год после американской поездки, а также в некоторых позднейших сочинениях. В конце 1924 года Мийо снялся в эпизодической роли в короткометражном (немом) фильме Рене Клера «Антракт». В 1925 году Мийо женился на кузине — актрисе Мадлен Мийо (французское имя —Madeleine Milhaud), ставшей впоследствии либреттисткой его опер «Грешная мать», «Медея» и «Боливар». В качестве свидетеля был приглашен П.Клодель. Выступая позднее в различных оперных и кантатных произведениях Мийо в роли «Recitante» (чтицы), она популяризировала его творчество после его смерти, участвовала в фестивалях и мемориальных мероприятиях посвященных ему. В 1982 году опубликовала полный систематический каталог произведений мужа — более 200 страниц. Ей он посвятил фортепианную сюиту «Муза-хозяйка» (французское имя — La Muse menagère), «протоколирующую» один день их семейной жизни. В 1926 году по приглашению Б.Б.Красина гастролировал вместе со своей женой Мадлен, а также с другом пианистом и композитором Жаном Вьенером в Москве и Ленинграде. Критик Евгений Браудо в своей рецензии на московские концерты композитора писал:
«Свойства этой музыки таковы, что первоначально она производит впечатление неорганизованного хаоса звуков, о котором хочется высказаться резко отрицательно. Но, внимательно вслушиваясь в этот хаос, можно уловить в нём некие остро ритмизованные узоры и линии. Своеобразие Мило в необычайно свободном пользовании этими линиями. В средней части шестого струнного квартета, например, четыре инструмента играют сразу в четырёх тональностях!»
Вернувшись из Советского Союза, Мийо получил новое приглашение на гастроли в США и Канаде, попутно изучая негритянский фольклор. В 1930 году у супругов Мийо родился сын Даниэль, ставший впоследствии художником.
Milhaud_Dariusколледж (700x395, 311Kb)
Миллс-колледж, где преподавал Д.Мийо
В 1940 году в связи с усилившимися нацистскими настроениями во Франции Мийо с женой и сыном переехал в Лиссабон, а оттуда эмигрировал в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получил преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде (Калифорния). Среди его учеников был Дэйв Брубек. Преподавание совмещал с концертной деятельностью, выезжая на гастроли во время каникул в колледже. Его приглашали в качестве дирижера оркестры Чикаго, Бостона, Вашингтона, Нью-Йорка. Во время Второй мировой войны почти все родственники Мийо погибли в концентрационных лагерях. Памяти погибшего в фашистском концлагере своего племянника Мийо посвятил кантату «Огненный замок». После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в колледже Миллс до 1971 года. Из-за ревматизма вынужден был передвигаться в инвалидной коляске. Среди многочисленных учеников Мийо наиболее известны — Б.Бакарак, Д.Брубек, Ж.Делерю, Ф.Гласс, Б.Жолас, Я.Ксенакис, Д.Куртаг, Ж.Ами, С.Райх, К.Штокхаузен, Ж.К.Элуа. Последние годы тяжело больной композитор, прикованный к инвалидной коляске, провёл в Женеве, где продолжал сочинять и завершил свою автобиографическую книгу, получившую окончательное название «Моя счастливая жизнь». Умер Дариюс Мийо в городе Женева, Швейцария, 22 июня 1974 года. Похоронен в семейном склепе в родном Эксе на кладбище Святого Петра (фр. cimetière Saint-Pierre).
Музыка
Мийо работал в разнообразных музыкальных жанрах — его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, 13 симфоний, кантаты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро — список его работ насчитывает 443 произведения. Морис Равель не раз иронизировал над поразительной творческой плодовитостью Мийо. В частности, рассказывая Мишелю Кальвокоресси о том, что на сочинение Сонаты для скрипки и виолончели у него ушло полтора года, Равель замечает: «Мариюс — он же Дариюс — Мийо за это время написал бы 4 симфонии, 5 квартетов и множество лирических поэм на слова Поля Клоделя». В молодые годы Мийо среди композиторов «Шестёрки» слыл самым дерзким новатором-урбанистом (например, в вокальном цикле «Сельскохозяйственные машины», 1919), однако, со временем занял более умеренную творческую позицию. Радикальные авангардные техники посттональной эпохи (додекафония, сериализм, сонорика и др.), широко популярные в XX веке, не оставили какого-либо следа в музыке Мийо, до последних опусов державшегося пределов расширенной тональности с модализмами. В позднем творчестве использовал элементы алеаторики, которую он обозначал как «ограниченную», или «контролируемую». Авторские слова aléatorique и aléatoire следует понимать в том смысле, что композитор допускает в сольных разделах ансамблевых сочинений бо́льшую ритмическую свободу, чем это принято в обычной музыкальной ткани. В отличие от подлинно алеаторических сочинений, в «алеаторике» Мийо звуковысотность и ритм чётко нотированы. Среди сочинений с применением «контролируемой алеаторики» — вторая часть Струнного септета (1964), «Музыка для Граца» (1968), «Музыка для ансамбля Ars nova» (Musique pour Ars Nova pour 13 instruments avec groupe aléatoire, 1969). Из-за стилистического и жанрового многообразия творчества композитора, что роднит Мийо с его музыкальным кумиром И.Стравинским, критики зачастую обвиняли его, что он противоречив, излишне разностилен и непостоянен — «изменчив, как Протей». К.Сен-Санс в получившем известность письме из Алжира опубликованном в газете «Менестрели» с возмущением отозвался о музыке Мийо, назвав её «извращением», «кошачьим концертом». В своих произведениях Мийо нередко использовал элементы народной музыки — провансальской («Провансальская сюита»), фольклорные мотивы других французских регионов («Французская сюита»), бразильской («Бык на крыше», «Бразильские танцы»), креольской («Бал на Мартинике», «Карнавал в Новом Орлеане», «Освобождение Антильских островов»), североамериканской («Кентуккиана») и другой, а также элементы джаза (например, блюзовые ноты). По словам композитора: «В моем балете "Сотворение мира" («La Creation du Monde») я применил несколько расширенный состав джазового оркестра, претворив средства джаза в своего рода концертную симфонию» (Этюды. Французская музыка после Первой мировой войны).
Критик Б.Шлёцер, в своей статье посвященной Мийо, отмечая, что его стиль «явление ярко индивидуальное и новое», определяет его место в современной музыке и масштабы дарования композитора следующим образом: «По-моему, после Стравинского Мийо — самая богатая, самая значительная музыкальная личность нашей эпохи. Это музыкант великой расы творцов». По мнению Шлёцера «Мийо — экспрессионист, и в этом плане, нам кажется, он ближе Шёнбергу». Сам Шёнберг несмотря на различное музыкальное мировоззрение с французским композитором, «защищая» его от обвинений в «незначительности», в переписке с А. фон Цемлинским писал: «Мийо, как мне кажется, самый значительный композитор того направления, которое представлено во всех латинских странах и связано с политональностью. Нравится мне это или нет — другой вопрос. Но я его считаю очень талантливым». Мийо посвятил ему свой Пятый струнный квартет. Австрийский композитор Э. Кшенек в своей статье 1930 года дал высокую оценку творчества Мийо, анализируя его на примерах нескольких оперных произведений, как самой значительной части музыкального наследия композитора. По его мнению Мийо — провансалец, и его искусство есть порождение общей средиземноморской культуры. Отсюда его преклонение перед «гением Бизе», который, как выразился сам композитор, «принёс к нам дыхание Средиземноморья». По-видимому отсюда и интерес его к поэзии и музыке трубадуров (Бертран де Борн), к музыке французских композиторов XVII— XVIII вв, в частности, его земляка, провансальца А. Кампра, М. Корретта, Жана-Батиста Анэ (фр. Jean-Baptist Anet), мелодии которых он использовал в своих сочинениях («Провансальская сюита», «Сюита по Корретту», свободная транскрипция Десятой сонаты для скрипки и клавесина D-dur Ж.-Б. Анэ и сюита для клавесина и камерного оркестра «Апофеоз Мольера»). Мийо осуществил обработку средневекового «Действа о Робене и Марион» для голоса, флейты, кларнета, саксофона, скрипки и виолончели, op. 288 (1948). Популярная «Провансальская сюита», которая представляет собой яркий для Мийо пример взаимосвязи с народным и профессиональным искусством Франции различных эпох, музыкальных элементов нового и старого стиля — была написана на фольклорные темы, частично почерпнутые из сборника А. Кампра, который широко использовал в своём творчестве провансальский фольклор. Сюита представляет собой характерный пример совмещения неоклассической и фольклорной тенденций в музыке XX века. Мийо сформулировал своё творческое кредо следующими словами: «Характерные черты французской музыки следует искать в определенной ясности, лёгкости, непринужденности стиля, в строгости пропорций сочинений, в желании выражаться определенно, просто, лаконично». Немецкий критик Г. Штуккеншимидт отмечал: «Никто, кроме него, не имеет больше прав на титул французского музыканта… потому что никто не несёт в себе так отчетливо печать обитателя Средиземноморья, как Мийо». Б.Асафьев напрямую выводил музыкальные практики Мийо из предшествующих французских музыкальных традиций Ф.Куперена, Рамо, Бизе. Называя себя в своей автобиографической книге «Моя счастливая жизнь» — «французом из Прованса иудейской веры», Мийо (в сочинениях, написанных главным образом после Второй мировой войны) отдал дань еврейским традиционным и современным сюжетам и образам — практически во всех современных ему жанрах. Среди его опусов на «еврейскую» тему — опера «Давид» (написана по заказу С.Кусевицкого к 3000-летнему юбилею Иерусалима; премьера в форме оратории — 1954), балет («хореографическая сюита») «Сны Иакова» (1949), струнный квартет «Царица Савская» (1939), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), оркестровая пьеса «Ода Иерусалиму» (1973), сочинения для хора с оркестром «Барух ха-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945), кантаты «Бар-мицва» (1961) и «Ани маамин» (1974, последнее сочинение Мийо).
Milhaud_DariusPlaque (700x483, 283Kb)
Мемориальная доска на бульваре Клиши (Париж), где проживал композитор с 1923 по 1974 гг.
По мнению музыковеда Л.О.Акопяна: «Несомненно, Мийо обладал уверенной техникой и достаточно точным ощущением музыкального времени, однако эти качества в значительной степени обесцениваются отсутствием у него яркой и глубокой индивидуальности и интересного собственного стиля».
Milhaud_DariusConservatoire_ (700x466, 507Kb)
Консерватория имени Дариюса Мийо в XIV округе Парижа
Память
В его честь названа муниципальная консерватория в Париже. Его фамилию носит лицей в Ле-Кремлен-Бисетр. В 1972 году в его честь назвали музыкальную консерваторию в Экс-ан-Провансе.
Сочинения (выборка)
Оперы: Заблудшая овца (1910—1914); Агамемнон (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.14 (1913); Эсфирь из Карпантра (1910—1914, премьера 1925); Хоэфоры (на текст Клоделя, по Эсхилу), op.24 (1916); Протей (Клодель), op.17 (1919); Эвмениды (3-я ч. трилогии «Орестея» Эсхила, в переводе Клоделя; 1922, премьера 1949); Несчастья Орфея (1924, премьера 1926); Бедный матрос (на либретто Жана Кокто) (1926); Три мини-оперы (1927): Пробуждение Европы, Покинутая Ариадна, Освобождение Тесея (в российской музыковедческой литературе называются также «операми-минутками»); Христофор Колумб (либретто Поля Клоделя; 1928, вторая редакция — 1955); Максимилиан (1930); Опера нищих (1939); Медея (1938); Боливар (1943); Давид (постановка 1954, по заказу Министерства образования и культуры Израиля); Фиеста (сюжет Бориса Виана; 1958); Виновная мать (по одноимённой пьесе Бомарше; 1964); Людовик Святой, король Франции (либретто Поля Клоделя; 1970). Балеты: «Человек и его желание» (1918); «Бык на крыше» (1919); «Сотворение мира» (1923); «Салат» (1924); «Голубой экспресс» (1924); «Весенние игры» (1944); «Роза ветров» (1957); «Ветвь птиц» (1959). Оркестровые сочинения: Шесть симфоний для камерного оркестра; Двенадцать симфоний для большого оркестра; Симфоническая сюита «Протей» (1919); Серенада в трёх частях (1920/1921); «Похвала Бразилии» (1920/1921); «Провансальская сюита» (1937); Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; оркестровка фортепианной сюиты; 1921).
Концертные сочинения
Фортепиано с оркестром: 5 концертов (1933—1955); Пять этюдов (1920); Фантазия «Карнавал в Эксе» (1926). Другие инструменты: Три концерта для скрипки с оркестром; Два концерта для альта с оркестром; Два концерта для виолончели; Концерт для кларнета с оркестром; Концерт для ударных и малого оркестра; «Весна» для скрипки и малого оркестра; «Зимнее концертино» для тромбона с оркестром (1953); Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано (1937; редакция для кларнета с оркестром 1939): I. Vif; II. Modere; III. Brazileira. Сочинения для духового оркестра: «Французская сюита» (1944): 1. Нормандия; 2. Бретань; 3. Иль-де-Франс; 4. Эльзас-Лотарингия; 5. Прованс; Сюита «West Point» (1954); Два марша (1946); Вступление и траурный марш; «Путь короля Рене» (для духового квинтета). Сочинения для фортепиано: Тоска по Бразилии (Saudades do Brasil), op. 67 (танцевальная сюита; 1920); Две сонаты; Сонатина; Семисвечник (сюита, 1951); Многочисленные переложения оркестровых сочинений. Камерные сочинения: 18 струнных квартетов; «Посвящение Игорю Стравинскому»; Соната для альта и фортепиано; Соната для двух скрипок и фортепиано; Концертный дуэт для кларнета и фортепиано (1956); Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано; Соната для флейты и фортепиано op.76. Вокальные сочинения: Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles), для голоса и семи инструментов (1919); Каталог цветов (Catalogue de fleurs), для голоса и семи инструментов (1920). Хоровые сочинения: Барух ха-Шем (для хора с оркестром, 1944; текст на иврите); Каддиш (для хора с оркестром, 1945; текст на иврите); Кантата «Огненный замок» (1954); 121-й псалом для мужского хора a capella; Кантата «Бар-мицва» (1961 – к 13-летию провозглашения государства Израиль). Литература: Акопян Л. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — Москва : Практика, 2010; Рене Дюмениль. Современные французские композиторы группы «Шести» / Перевод с французского И.Зубкова; Редакция и вступительная статья М. Друскина. — Лениград : Музыка, 1964; Говорит Дариус Мийо. — Советская музыка, 1962, № 9; Калошина Г. Основные этапы и тенденции развития французской оперы и оратории в XX веке // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции. Ростов н/Д: Гефест, 1999. Страницы 148 –163; Кокорева Л.М. Дариус Мийо. Жизнь и творчество. — Москва : Советский композитор, 1986; Кокорева Л. Фольклор в музыке Дариуса Мийо. — В книге: Проблемы музыкальной науки. Москва, 1973, выпуск 2; Кокорева Л. Черты оперного творчества Дариуса Мийо. — Советская музыка, 1972, № 7; Кокорева Л.Шёнберг и Мийо: неизвестные страницы дружбы / Л. Кокорева // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 3–4 ноября 1999 г. / редакторы Е.Доленко, Е.Чигарёва. — Москва: МГК имени П.И.Чайковского, 2002. — Страницы 178 –185; Мийо Д. Моя счастливая жизнь. — Москва: Композитор, 1998; Мийо Д. Заметки без музыки (фрагменты). — Советская музыка, 1962, №№ 2-3; Стригина Е.В. Музыка XX века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов. — Бийск: Издательский дом «Бия», 2006; Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». Очерки. Ленинград, Музыка, 1983; Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века. — Москва : Музыка, 1964.

Frederik Willem Nanning (700x467, 415Kb)
1892
Фредерик Виллем Наннинг (нидерландское имя — Frederik Willem Nanning)
нидерландский шахматный композитор, основатель нидерландского союза проблемистов (1931). Родился в городе Утрехт, Нидерланды. Шахматный журналист. Учитель. Составитель задач ортодоксального стиля — двух-, трёх- и многоходовок. Автор первого фундаментального сборника композиций по задачной тематике (совместно с нидерландским проблемистом А.Колдейком). Умер в городе Эйдховен, Нидерланды, 12 июля 1958 года. Книги: Het oplossen van schaakproblemen, Eindhoven, 1933—1946; Thema-boek, Eindhoven, 1948 (соавтор). Литература: Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 267. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку