-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112396
Комментариев: 6804
Написано: 120871


1 сентября родились...

Воскресенье, 01 Сентября 2024 г. 08:11 + в цитатник
Blaise-Cendrars-by-Robert-Doisneau (488x700, 227Kb)
1887
Блез Сандрар (французское имя — Blaise Cendrars; настоящее имя — Фредерик-Луи Созе, Frédéric-Louis Sauser)
швейцарский и французский писатель. Родился в Ла-Шо-де-Фон (катон Нёвшатель, Швейцария), в семье коммерсанта, выходца из Берна, в доме говорили по-французски. Сначала много ездил по свету с родителями, потом всю жизнь переезжал с места на место, бывал в Китае, Монголии, Африке, Бразилии, США и других местах, сменил несколько профессий. В 1905—1907 годах оказался в Санкт-Петербурге, стал свидетелем Первой русской революции. В 1912 году опубликовал за свой счёт новаторский сборник стихов «Пасха в Нью-Йорке», близких к кубизму в пластике и глубоко повлиявших на современников. Сблизился в Париже с Аполлинером, Шагалом, Леже, Модильяни (художник написал портрет Сандрара), Архипенко, Соней и Робером Делоне. Соня Делоне иллюстрировала авангардистскую поэму-коллаж Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913), в этом жанре своего рода киномонтажа работали потом Аполлинер (стихотворение «Зона»), Уидобро (поэма «С экватора»). Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, лишился правой руки. В 1916 году стал гражданином Франции. Всегда живо интересуясь всем новым, Сандрар увлекся кино, снимался у Абеля Ганса, а потом работал у него ассистентом.
1 сентября 1887Блез Сандрар  (700x347, 276Kb)
Сотрудничал с труппой «Шведского балета» в Париже, в частности, с композитором Дариюсом Мийо, на основе африканских мифов написал для него либретто балета «Сотворение мира» (1921, пост. 1923, с декорациями Фернана Леже). Был также первоначальным автором либретто последнего нашумевшего балета Эрика Сати, поставленного «Шведским балетом» (декабрь 1924) в сильно переработанной версии Франсиса Пикабиа под дадаистским названием «Спектакль отменяется». После 1925 года Сандрар больше не писал стихов. Автор новелл и романов, репортерских очерков. Написал несколько киносценариев (по одному из них, «Золото Зутера», написанному на основе сандраровского романа «Золото», собирался ставить в Голливуде фильм С.Эйзенштейн). В начале Второй мировой войны работал военным корреспондентом, после вторжения гитлеровских войск во Францию укрылся в Экс-ан-Прованс и три года ничего не писал. Вернулся к литературе, создав автобиографическую тетралогию (1945—1949). Сблизился с Робером Дуано, писал о его работах, Дуано оставил серию фотопортретов Сандрара. Писатель умер в Париже 21 января 1961 года. Похоронен на кладбище Батиньоль.
Le_Tremblay-sur-Mauldre_Tombe_Cendrars (525x700, 439Kb)
В 1994 году его прах был перезахоронен на кладбище городка Трамбле-сюр-Модр в департаменте Ивелин, где Сандрар имел дом.
Кавалер Ордена Почётного легиона (1960), лауреат Большой литературной премии Парижа (1961). В 1978 создана Международная ассоциация Блеза Сандрара. Стихи: La Légende de Novgorode (1907, опубликовано в 1996); Séquences (1912); Les Pâques à New York (1912); La Prose du transsibérien et de la petite Jehanne de France (1913); La Guerre au Luxembourg (1916); Le Panama ou les aventures de mes sept oncles (1918); 19 Poèmes élastiques (1919); Feuilles de route (1924); Kodak. Documentaires (1924). Романы и рассказы: J’ai tué (1918, с иллюстрациями Ф.Леже); L’Or (1925, роман об американском авантюристе-золотоискателе); Moravagine (1926, роман); Petits contes nègres pour les enfants des blancs (1926, по мотивам африканских мифов); Les Confessions de Dan Yack (1929, роман, номинирован на премию Гонкуровская премия); Rhum — L’aventure de Jean Galmot (1930, роман-репортаж); Hollywood, la Mecque du cinéma (1936, роман-репортаж); L’Homme foudroyé (1945, первая книга автобиографической тетралогии); La Main coupée (1946, вторая книга); Bourlinguer (1948, третья книга); Le Lotissement du ciel (1949, четвёртая книга); Emmène-moi au bout du monde! (1953, роман). Публикации на русском языке: Золото. — Москва, 1926; Дурной судья // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. — Москва.: Художественная литература, 1973. — Страницы 432—436; По всему миру и вглубь мира / Перевод М.П.Кудинова. — Москва.: Наука, 1974. — 228 стрпниц. (Литературные памятники); Азбука кино. Интервью о кино // Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. — Москва.: Искусство, 1988. — Страницы 37—45; Сандрар, Б. Маленькие негритянские сказки для белых детей / Блез Сандрар; художник Жаклин Дюэм; перевод с французского О.А.Каменевой. — Москва.: Рудомино, 1993. — 88 страниц + 8 страниц : иллюстрации; Стихотворения / Перевод В.Парнаха // Семь веков французской поэзии в русских переводах. — Санкт-Петербург: Евразия, 1999. — Страницы 561—562; Принц-потрошитель, или Женомор. — Москва: Текст, 2005; Золото. — Москва: Текст, 2008; Ром. Тайная жизнь Жана. — Москва: Текст, 2010. Литература: Bochner J. Blaise Cendrars: discovery and re-creation. — Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1978; Chefdor M. Blaise Cendrars. — Boston: Twayne Publishers, 1980; Cendrars M. Blaise Cendrars. — P.: Balland, 1984. (биография, написанная дочерью писателя); Debenedetti J.-M. Blaise Cendrars. — P.: H. Veyrier, 1985; L’Encrier de Cendrars: actes du colloque du centenaire. — Boudry-Neuchâtel: Baconnière, 1989. (материалы коллоквиума к 100-летию писателя); Blaise Cendrars: je suis l’autre. — P.: Champion, 2004; Doisneau rencontre Cendrars. — P.: Buchet-Chastel, 2006.

Яков Штейнберг (505x700, 200Kb)
1887
Яаков Штейнберг (имя на иврите — ‏יעקב שטיינברג‎‏‎‎)
еврейский поэт, прозаик, эссеист эпохи «литературы национального возрождения». Яков Штейнберг родился в городе Белая Церковь под Киевом, в еврейской семье, получил традиционное образование в хедере и иешиве. В 1901 году приехал в Одессу, где был принят в кругу еврейских литераторов, собиравшихся у Х.Н.Бялика. В 1903 году уехал в Варшаву, бывшую в то время крупнейшим еврейским литературным центром, где работал в редакциях различных еврейских газет, оказавшись в кругу таких знаменитых еврейских деятелей искусства, как Ицхок-Лейбуш Перец и Давид Фришман. В 1908 году поехал в Швейцарию, желая получить медицинское образование, но не доучился и в 1909 году вернулся в Варшаву, где до 1914 года работал в еврейских редакциях и публиковал стихи и прозу на идиш и иврите. В 1914 году переехал в Палестину, жил литературным трудом, публиковал стихи на иврите, занимался творческим переводом. В 1921 году посетил Берлин, где познакомился с будущей женой — Лизой Арлозоровой, сестрой известного писателя и лидера сионистского движения Хаима Арлозорова. Первая публикация — стихи для детей в еженедельнике «Олам катан» (1901, 1903). С 1903 г. публиковал стихи в «Ха-Шиллоах» и других периодических изданиях на иврите. В Варшаве выпустил два поэтических сборника: «Бдидут» («Одиночество», 1906) и «Сефер ха-сатирот» («Книга сатир», 1910). Одновременно публиковал стихи и рассказы на идиш, которые были собраны в книгу «Гезамлте шрифтн» («Избранное», Варшава,1909). После переезда в Израиль из идейных соображений перестал писать на идиш. Единственная поэма на иврите — «Маса Авшалом» («Путешествие Авессалома», 1914-15), во многом автобиографична. В ранних произведениях Штейнберга явно ощущается влияние Бялика и русского романтизма, в поздних прослеживаются черты русского и французского символизма. Поначалу был двуязычным писателем, но после отказался по идеологическим соображениям от идиш и писал только на иврите. Постоянный мотив его рассказов — неутомимая страсть, подавляемая строгими запретами, часто поднимаются проблемы брака в традиционных еврейских семьях, значительны женские образы. Наиболее известные из работ — рассказы «Слепая» (1913) и «Дочь раввина» (1914). Рассказ «Слепая» написан в 1913 году на идиш, в 1923 году впервые опубликован на иврите. В центре сюжета — слепая девушка из традиционной еврейской семьи, выходящая замуж за неизвестного ей мужчину. Семья врет героине о её будущем муже, описывая его как молодого вдовца и торговца табаком — на деле он оказывается престарелым раввином, грубым и жестоким человеком. Вскоре после рождения ребёнка девушка узнает о страшной эпидемии, бушующей в округе, а после понимает, что её ребёнок болен. Старый раввин не обращает внимания на мольбы девушки о помощи, и ребёнок умирает. Рассказ «Дочь раввина» написан в 1914 году. Главная героиня произведения — дочь раввина Сара, для которой семья выбирает подходящего жениха — владельца табачной лавки Берла. Между юношей и девушкой сразу вспыхивают бурные чувства, и они вступают в связь задолго до свадьбы. Сара пытается уговорить родителей перенести свадьбу на более ранний срок, а затем рассказывает о своем позоре бездетной крестьянке Ульяне, которая предлагает Саре прийти к ней домой днем в субботу. Сара просит Берла сопроводить её через квартал гоев к дому Ульяны, но тот под надуманным предлогом уезжает из города. Боясь идти одна через полный недружелюбных мальчишек и злых собак квартал, Ульяна решается покончить с собой. После переезда в Палестину занялся написание эссе, посвященным Библии и Талмуду, в годы Второй Мировой Войны писал о тяжелой судьбе еврейского народа. Переводил на иврит произведения классиков мировой литературы. С 1942 года и до конца жизни работал в редакции органа союза ивритских писателей ишува, ежемесячного журнала «Весы». Умерт в Тель-Авиве 22 июня 1947 года. Избранные произведения: «Бдидут» («Одиночество», Варшава, 1906) — сборник стихотворений; «Гезамлте шрифтн» («Избранное», Варшава,1909) — сборник стихотворений и рассказов на идиш; «Сефер ха-сатирот» («Книга сатир», Варшава, 1910) — сборник стихотворений; «Русланд» («Россия», 1914) — поэма; «Бат ха-рав» («Дочь раввина», 1914) — рассказ (на русском языке); «Маса Авшалом» («Путешествие Авессалома», 1914-15) — поэма; «Мот ха-зкена» («Смерть старухи», 1918) — рассказ; «Бейн ливней ха-кесеф» («Среди серебристых берез», 1919) — рассказ; «Мисхаким» («Игры», 1919) — рассказ; «Ха-ца‘иф ха-адом» («Красный шарф», 1919) — рассказ; «Ха-‘иверет» («Слепая», 1913, идиш, в сборнике 1923 — на иврите) — рассказ (на русском языке).

JayGouldII_01 (556x700, 115Kb)
1888
Джей Гулд второй (Jay Gould II)
американский игрок в жё-де-пом, чемпион летних Олимпийских игр 1908, трёхкратный чемпион мира, внук Джея Гулда. Родился в Мамаронеке (Нью-Йорк, США). На Играх 1908 в Лондоне Гулд занял первое место в единственном турнире по жё-де-пому среди отдельных спортсменов. Умер в Маргаретвилле (Делавэр, Нью-Йорк, США) 26 января 1935 года.

gabriel-thorstensen (530x700, 225Kb)
1888
Габриэль Турстенсен (норвежское имя — Gabriel Thorstensen)
норвежский гимнаст. Родился в Ставангере. Чемпион летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер в Ставангере 14 июня 1974 года.

Basarab_Olga (330x700, 114Kb)
1889
Ольга Михайловна Басараб (до замужества — Левицкая) (украинское имя — Ольга Михайлівна Басараб)
активистка украинского национального движения. Родилась в селе Подгородье, (ныне Рогатинский район, Ивано-Франковская область Украины), в семье известного общественного деятеля, украинского греко-католического священника о. Михайла Левицкого. Мать — Савина, до замужества Стрельбицкая. Старшая сестра — Иванна, младший брат — Северин. Училась в частном пансионе для девочек в Вайсвассери (Силезия), затем в 1902—1909 — в лицее Украинского женского института в Перемышле. Окончила одногодичные курсы Венской торговой академии. Во время учёбы в лицее включилась в украинское движение за независимость. Стала организатором первого женского скаутского отряда «Пласт». С 1910 учительствовала в Бориславе, работала в страховом обществе «Днестр», Земельном ипотечном банке. В канун первой мировой войны вышла замуж за студента «Львовской Политехники» Дмитрия Басараба, который возглавлял студенческое общество «Основа» и был призван в австро-венгерскую армию. В июне 1915 Дмитрий погиб на итальянском фронте в первом же бою. О. Басараб — организатор 1-й женской четы (взвода) УСС во Львове. После объединения ЗУНР с УНР в 1918—1923 работала бухгалтером украинского посольства в Вене. Одновременно выполняла разведывательные задания в интересах УНР. С целью сбора военно-стратегической и политической информации посещала Данию, Германию, Норвегию, другие государства. После ликвидации дипломатических представительств УНР в 1923 переехала во Львов, где стала членом Главной управы филиала Союза Украинок во Львове, активно сотрудничала с Украинской войсковой организацией (подпольной военной организацией, позднее преобразованной в ОУН), стала связной руководителя УВО полковника Евгения Коновальца. В феврале 1924 в ходе обыска дома, в котором проживала Басараб, были обнаружены собранные разведывательные сведения. За принадлежность к УВО она была арестована польской полицией и подвергнута пыткам во Львовской тюрьме. Следствие рассчитывало выйти через О.Басараб на всю подпольную организацию. Через несколько дней 12 февраля 1924 года она, однако, была обнаружена повешенной в своей камере. Смерть О.Басараб вызвала в обществе широкий резонанс, многочисленные обращения в полицию и публикации в украинских и европейских газетах. Следствие по факту смерти было через некоторое время прекращено «за отсутствием состава преступления». Похоронена на львовском Яновском кладбище. Имя О.Басараб носят улицы во Львове, Ивано-Франковске, Стрые и ряде других городов Западной Украины. В городе Бурштын установлен памятник О.Басараб.
Basarab_LVIV_Vyshenskogo34_Desk (700x525, 426Kb)
Памятная табличка на доме № 34 по улице Вишенского, где жила Ольга Басараб (Львов)

Чудаков_Евгений_Алексеевич (509x700, 170Kb)
1890
Евгений Алексеевич Чудаков
русский советский учёный, специалист в области машиноведения и автомобильной техники, академик Академии Наук СССР (1939, член-корреспондент, 1933). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1943, 1951). Е.А.Чудаков родился в селе Сергиевское, Тульская губерния, Российская империя (ныне город Плавск, Тульская область). Первое начальное образование получил в селе. Окончил четырехклассное училище. Сдав за среднюю школу экзамены экстерном, он поступает на механическое отделение Московского высшего технического училища. Он хорошо учится и работает на заводе механиком, окончив училище по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», после окончания был отправлен в Англию для приемки автомобилей и мотоциклов. Шла Первая мировая война и России нужна была техника и поэтому он там пробыл два года. Вернулся специалистом по автомобильной технике и с этих пор до самой смерти занимался развитием автомобилизма. В то время в России был всего один автомобильный завод, который собирал их из импортных деталей. Он внёс предложение в ВСНХ РСФСР создать научно-исследовательскую базу по автомобилестроению. Предложение было принято, вскоре он со своими учениками создал теорию автомобиля, а затем они разработали теорию устойчивости и управляемости автомобиля. Е.А.Чудаков внёс большой вклад в разработку расчета автомобиля: механизм сцепления на нагрев, расчёт тормозов на нагрев, расчёт карданного механизма и зубчатого зацепления, обеспечивающего минимальный износ шестерён. Е.А.Чудаков стал критически рассматривать состояние всего машиностроения в государстве и просил создать институт, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теория машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчёт деталей машин, технологию машиностроения. С 1918 года он стал преподавать (читал лекции по автомобильным дисциплинам) и при этом обращал большое внимание на практические знания и навыки. Он ввёл звуковой кинокурс по автомобилю, который открывал огромные возможности наглядного пособия тепловых и механических процессов. Был председателем всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ, председателем редакционного совета энциклопедического справочника «Машиностроение», членом главной редакции БСЭ, депутатом Моссовета. Участвовал в комиссиях, осуществлявших экспертизу конкретных вопросов автомобилестроения, например автомобиля ЗИС-101. С 1936 по 1938 год — заведующий кафедрой «Автомобили» (после реорганизации — «Автомобили и тракторы») Московского автотракторного института имени М.В.Ломоносова. В 1939 году был избран действительным членом Академии Наук СССР. Вице-президент Академии Наук СССР в 1939—1942 годах. Один из создателей и первый директор Института машиноведения Академии Наук СССР (1938). Умер в Москве 19 сентября 1953 года.
Могила_академика_Евгения_Чудакова (525x700, 491Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1). Сын Е.А.Чудакова — известный физик Чудаков, Александр Евгеньевич. Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1943) — за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники; Сталинская премия второй степени (1951) — за научный труд «Теория автомобиля» (1950); два ордена Ленина; орден Трудового Красного Знамени (1940); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны:

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Сердечно благодарю Правительство за высокую оценку моей работы и присуждение мне премии Вашего имени. Буду и впредь отдавать все свои силы на развитие советской науки и на борьбу с немецким фашизмом.
Присуждённую мне премию в сумме 100 000 рублей прошу передать на строительство танковой колонны «За передовую науку»
Желаю Вам крепкого здоровья и бодрости на многие годы.
Преданный Вам академик Е.А.ЧУДАКОВ

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Евгений Алексеевич, за заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
И.СТАЛИН
Газета «Известия», 2 апреля 1943 года

Библиография: Испытание автомобиля и его механизмов. Москва, 1935; Автомобиль. Москва, 1935; Влияние боковой эластичности колес на движение автомобиля. Москва-Ленинрад, 1947; Влияние тангенциальной эластичности колес на боковую устойчивость автомобиля. Москва, 1947; Расчет автомобиля. Москва, 1947; Влияние боковой эластичности колес на устойчивость автомобиля против заноса. Москва, 1948; Качение автомобильного колеса. Москва-Ленинрад, 1948; Теория автомобиля. Москва, 1950; Циркуляция паразитной мощности в механизмах бездифференциального автомобиля. Москва, 1950; Боковая устойчивость автомобиля при торможении. Москва, 1952; Советский автомобиль. Москва, 1952. (совместно с Я.Э.Малаховским); Атлас конструкций советских автомобилей. части 1-5. Москва, 1948—1954; Транспортный газовый двигатель с внутренним смесеобразованием. Москва, 1954; Избранные труды. Тома 1-2. Москва, 1961. Литература о нём: Евгений Алексеевич Чудаков (К 50-летию со дня рождения). «Известия Академии Наук СССР». ОТН № 9, 1940; Клименко Л. Борец за прогресс советского автостроения. (К 50-летию со дня рождения и 25-летию научно-педагогической деятельности академика Е.А.Чудакова.) «Машиностроение», № 208. 1940; Зимелев Г.В. и Хрущов М. М. Краткая характеристика научной, педагогической, инженерной и общественной деятельности (Е.А.Чудакова). В книге «Евгений Алексеевич Чудаков (Материалы и библиографии ученых СССР).» Москва, 1947; Одинг И.А., Зимелев Г.В., Хрущов М.М., Гольд Б.В. Евгений Алексеевич Чудаков. В книге «Вопросы машиноведения. Сборник статей, посвященный шестидесятилетию академика Е.А.Чудакова». Москва, 1950; Гольд Б.В., Петров В.А. Академик Евгений Алексеевич Чудаков. В книге: Е.А.Чудаков. «Избранные труды». Том 1. Москва, 1961; Алексеев Ю.Г. Евгений Чудаков. — Москва:Московский рабочий, 1983

Herbert Asbury (700x528, 482Kb)
1891
Герберт Эсбери (Herbert Asbury)
американский журналист и писатель, наиболее известный своими книгами, подробно описывающими преступность 19-го и начала 20-го веков, такими как «Жемчужина прерий»: неофициальная история преступного мира Чикаго, «Побережье Берберийских островов»: неофициальная история преступного мира Сан-Франциско, «Прогресс сосунка»: неформальная история азартных игр в Америке и «Банды Нью-Йорка». «Банды Нью-Йорка» позже были адаптированы для фильма Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка" (2002). Однако экранизация "Банд Нью-Йорка" была настолько свободной, что "Банды" была номинирована на "Лучший оригинальный сценарий", а не как сценарий, адаптированный по другому произведению.
Ранняя жизнь
Родился в городе Фармингтон, штат Миссури, США, вырос в высокорелигиозной семье, в которую входило несколько поколений набожных методистских проповедников. Его пра-пра-дядей был Фрэнсис Эсбери, первый епископ Методистской церкви, рукоположенный в Соединенных Штатах. Когда он был ранним подростком, он и его братья и сестры Мэри, Эммет и Фред Эсбери разочаровались в местной Южной методистской церкви. Во время Первой мировой войны Эсбери поступил на службу рядовым в армию Соединенных Штатов. Позже он был повышен до сержанта, а затем до второго лейтенанта. Он служил во Франции, пока его легкие не были серьезно повреждены в результате газовой атаки (в результате у него были проблемы со здоровьем на протяжении всей жизни). Он получил почетное увольнение в январе 1919 года.
Х.Л.Менкен и «Американский Меркурий»
Эсбери получил первую известность благодаря рассказу, который Х.Л.Менкен опубликовал в своем журнале The American Mercury в 1926 году. В рассказе рассказывалось о проститутке из родного города Эсбери Фармингтона, штат Миссури. Проститутка водила своих протестантских клиентов на католическое кладбище, чтобы вести дела, и водила своих клиентов-католиков на протестантское кладбище; некоторые в Фармингтоне считали эту женщину безнадежной. Статья вызвала сенсацию: Бостонское общество охраны и попечительства запретило журнал. Затем Менкен отправился в Бостон, продал экземпляр своего журнала на Boston Common и был арестован. Продажи недавно основанной компании Mercury резко выросли, и Эсбери стал знаменитостью. Затем Эсбери сосредоточил свое внимание на серии статей, разоблачающих умеренную крестоноску Кэрри Нэйшн. В следующем году он написал биографию Фрэнсиса Эсбери.
Более поздняя карьера
Герберт продолжал работать репортером в различных газетах, включая «The Atlanta Georgian», «New York Sun», «New York Herald» и «New York Tribune». В 1928 году он решил посвятить свое время исключительно писательской деятельности. За это время он написал множество книг и журнальных статей о настоящих преступлениях. Он также занимался сценаристикой и написал несколько пьес, которые ставились на Бродвее. Ни одна из них не имела успеха. Эсбери женился на Эдит Эванс Эсбери в 1945 году, журналистке, в конечном итоге работавшей в «New York Times», где она проработала большую часть своей карьеры репортера. После выхода своей последней книги "Великая иллюзия: неофициальная история сухого закона" в 1950 году он отошел от писательства. Эсбери умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, от хронического заболевания легких, 24 февраля 1963 года.
Последние годы
Фильм 2002 года "Банды Нью-Йорка" режиссера Мартина Скорсезе о преступном мире и гражданских беспорядках среди групп иммигрантов с 1840-х годов до эпохи Гражданской войны возродил интерес к Эсбери, и многие работы Эсбери, в основном повествующие о во многом скрытой истории изнанки американской популярной культуры, были переизданы. В 2008 году Американская библиотека выбрала отрывок из "Банд Нью-Йорка" для включения в свою двухвековую ретроспективу "Настоящих преступлений Америки". Хотя его книги уже давно популярны в жанре настоящего криминала, такие комментаторы, как Люси Санте, Тайлер Энбиндер и Трейси Мелтон предположили, что Эсбери позволил себе журналистские вольности в отношении своих материалов. Однако книги Эсбери, как правило, содержат обширную библиографию, в которой упоминаются газеты, книги, брошюры, полицейские отчеты и личные интервью, которые он использовал для своих работ. Большинство из них снабжены сносками, ссылающимися на исходный материал по названию публикации, дате и странице.
В 2005 году Трейси Мелтон утверждал в своей книге "Повешение Генри Гамбрилла: Насильственная карьера балтиморских "Вставных уродцев", 1854-1860, что "Вставные уродцы" на самом деле были бандой из Балтимора. Нью-Йоркские газеты сравнили "Мертвых кроликов" с "Балтиморскими безобразниками" после беспорядков 4 июля 1857 года, которые произошли всего через месяц после участия «Plug Ugly» в "Бунте незнаек" в Вашингтоне, округ Колумбия. Библиография: Отказ от методизма (1926); Методистский святой: жизнь епископа Эсбери (1927). Биография преподобного Фрэнсиса Эсбери; Дьявол Пей-линга (1927). Роман; Тиканье часов (1928). Роман; Банды Нью-Йорка: неофициальная история преступного мира (1928). Перепечатано в оригинальном формате в 1989 году издательством «Dorset Press2; 0-88029-429-9 ISBN. Переиздано в 2001 году с материалом, посмертно опубликованным в качестве предисловия Хорхе Луиса Борхеса; Не ночью: Сборник странных сказок Нью-Йорк: Мэйси-Мациус, (1928). В этом томе утверждалось, что в нем перепечатаны рассказы из британского издания журнала Weird Tales, но на самом деле это было пиратское издание рассказов из серии антологий Кристин Кэмпбелл Томсон "Не ночью". Какое-то время Weird Tales (из которых взято большинство историй) угрожал подать в суд на издателя, но издатель в конце концов изъял книгу из обращения; Спутник бонвивана, Или Как смешивать напитки (1928). Автор: Джерри Томас, переиздание отредактировано Эсбери; [Жизнь] Нации Керри (1928); Старые пожарные Альфред А.Кнопф, Нью-Йорк (1930). Неофициальная история тушения пожаров в Нью-Йорке; Берберийское побережье: неофициальная история преступного мира Сан-Франциско Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк (1933). 1-56025-408-4 ISBN; По всему городу: убийства, скандалы, беспорядки и погром в Старом Нью-Йорке (1934). (переиздано как "Продолжение" Банд Нью-Йорка); Момент затаения дыхания (с Филипом Ван Дореном Стерном) (1935); Французский квартал: неофициальная история преступного мира Нового Орлеана (1936). 1-56025-494-7 ISBN; Прогресс лоха: неофициальная история азартных игр в Америке (1938); Жемчужина прерий: неофициальная история преступного мира Чикаго (1940). Переиздано в 1986 году издательством Университета Северного Иллинойса с предисловием Перри Р.Дуиса; снова переиздано как Банды Чикаго 1-56025-454-8 ISBN; Золотой потоп: неофициальная история первого нефтяного месторождения Америки Альфред А.Кнопф, Нью-Йорк, (1941) (часто датируется 1942 годом); Великая иллюзия: неофициальная история сухого закона (1950).
Фильмография
Эсбери приписывают несколько сценариев криминальных триллеров для «Columbia Pictures», которые он написал в соавторстве с Фредом Нибло-младшим (1903-1973): Банды Нью-Йорка (1938); Назови женщину (1934); Среди пропавших без вести (1934); Беглая леди (1934).

PauloGruppe (700x686, 317Kb)
1891
Пауло Месдах Группе (нидерландское имя — Paulo Mesdag Gruppe)
американский виолончелист. Родился в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, США. Сын художника Чарльза Пола Группе, остальные дети которого также стали художниками (наибольшей известности добился Эмиль Альберт Группе). Среднее имя получил в честь художника Х.В.Месдаха, одного из учителей своего отца. Вырос в Нидерландах. В семилетнем возрасте начал играть на скрипке, годом позже перешёл на виолончель. Учился в Гаагской консерватории у Шарля ван Истердала, затем в Берлине у Иосифа Малкина, в Париже частным образом у Жозефа Сальмона и Гильермины Суджа и в Парижской консерватории у Пабло Казальса, окончив занятия в 1907 году. В том же году дебютировал сольным концертом в Гааге. Выступал в разных странах Европы, в 1912 году участвовал в коллективе музыкантов, сопровождавших британские выступления балерины Анны Павловой. В 1909 году впервые гастролировал в США, затем возвращался туда с концертными турне каждый год, пока в 1913 году вместе со всей семьёй Группе не обосновался в США окончательно. Широко гастролировал по американской провинции как солист и в составе фортепианного трио Карла Толлефсена. Позднее выступал и как оркестровый музыкант: в 1937—1938 гг. — концертмейстер виолончелей в Индианаполисском симфоническом оркестре, в 1947—1949 гг. — в Симфоническом оркестре штата Юта (спорадически выступал с ними же как солист — в частности, с Симфоническим оркестром Юты исполнял концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана). Оставил несколько записей, в том числе первую запись Рондо для виолончели и фортепиано Антонина Дворжака (1913, фортепиано Чарльз Гилберт Спросс) и «Вито» Давида Поппера (из цикла «Испанские танцы», 1918, фортепиано Филип Хаузер). Опубликовал учебное пособие «Разумный и практичный подход к виолончели» (A Reasonable and Practical Approach to the Cello; 1964). Умер в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США, 17 августа 1979 года. Был женат на скрипачке бельгийского происхождения Камилле Плассхарт (французское имя — Camille Louise; нидерландское имя — Plasschaert; 1892—1975), в молодые годы выступал с ней вместе. Архив Группе хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Zarizky (700x628, 267Kb)
1891
Иосиф Зарицкий (имя на иврите — יוסף זריצקי‎)
израильский художник, один из самых известных художников — сподвижников модернизма в Эрец-Исраэль, а затем в государстве Израиль. В 1948 году Зарицкий основал группу художников «Новые горизонты», создавших свои произведения на основе уникального израильского стиля абстрактного искусства. В 1959 году группа «Новые горизонты» стала лауреатом Премии Израиля в области живописи.
Украина, 1891—1923 гг.
Иосиф Зарицкий родился в городе Борисполь, Полтавская губерния, Российская империя (ныне Киевская область, Украина), в еврейской многодетной семье, соблюдающей традиции. Его родители, Голда и Иосиф, занимались сельскохозяйственным трудом и были сторонниками национальных идей сионизма. Для изучения иврита в их доме были отведены две специальные комнаты. В возрасте 7 — 8 лет Зарицкий был выслан (не известно, куда) родителями из дома. В 1910—1914 гг.
Zeriztkyи его семья (483x700, 240Kb)
Иосиф Зарицкий и его семья, 1923 год.
Зарицкий учился живописи в Киевской академии художеств. Среди художников, оказавших заметное влияние на его творчество, был русский символист Михаил Врубель. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Зарицкий был завербован в русскую армию и служил до 1917 года. Зарицкий рассказывал в одном из интервью, что в Первую мировую войну он был направлен на фронт в качестве офицера, но почти сразу вернулся домой, поскольку между Россией и Германией состоялось подписание мирного соглашения. В 1918 году он женился на Саре (Соне), выпускнице факультета стоматологии и дочери киевского раввина Исроэля Дова Зебина. В следующем году родилась их дочь, Этья. После волны погромов 1919 года семья бежала в местечко Калараш в Бессарабии, в результате чего все его художественные произведения остались «в прошлом». B Калараше Зарицкий жил в доме свата и там им были созданы относительно небольшие работы — акварели, из которых сохранились только пять: три портрета его жены и два сельских пейзажа. В этих работах, выполненных в технике нанесения тёмных пятен, отражено влияние русского модернизма. Картина «Жена уличного художника» (1920), например, разделена Зарицким на две части: задний план, на котором изображён город, и фронтальный — с изображением сидящей фигуры. Ракурс заднего плана подчёркивает характер образа. Несмотря на это разделение Зарицкий отменил иллюзию пространства с помощью того же материала и цвета. Даже пейзажи этого периода разделены Зарицким на небольшие мозаичные поверхности, размывающие иллюзию пространства.
ZarizkyЭфиопские ворота (580x700, 350Kb)
«Иерусалим, Эфиопские ворота» (1923). Карандаш и акварель на бумаге. 20x16.5 см (частная коллекция)
Иерусалим, 1923—1925 гг.
В 1923 году Зарицкий прибыл в подмандатную Палестину и поселился в Иерусалиме, а через год к нему присоединилась семья. Он писал много акварельных пейзажей Иерусалима, используя светлые тона. Постепенно художественное творчество становилось более свободным. В такой работе, как «Иерусалим, Эфиопские ворота» (1923), заметно стремление точно описать природу, однако, в более поздних работах прослеживается тенденция создания выразительных композиций. Примером этому стали картины «Хайфа, Технион» (1924) и работа под названием «Иерусалим, Нахлат Шева» (1924), в которых Зарицкий использовал изображения деревьев как выразительное средство для разделения формата на отдельные поверхности. Использование линий как средства выражения при создании ландшафтных произведений, таких как пейзажи Иерусалима и Цфата, также характерно для творчества Зарицкого этого периода. В 1924 году Зарицкий представил свою первую персональную выставку в клубе «Менора» в Иерусалиме. Другая персональная выставка была представлена в том же году в Технионе в Хайфе. В критических статьях и отзывах того периода была отмечена лиричная поэтика этих работ и тот факт, что «форма (изображения) создана абстрактными брызгами краски, когда объект становится аллегорией цвета и света, а не приключенческой истории» Кроме того, Зарицкий и Авраам Мельников, с 1927 года занимавший пост председателя комитета художников и скульпторов Израиля, были инициаторами первой выставки художников Эрец-Исраэль в Башне Давида.
Тель-Авив, 1925—1948 гг.
ZarizkyТель-Авив1940 (700x508, 361Kb)
«Тель-Авив, художник рисует красками на крыше» (1940). Карандаш и акварель на бумаге. 66x48 см (частная коллекция)
ZarizkyПортрет жены художника (528x700, 513Kb)
«Портрет жены художника» (1929). Холст, масло. 116x89 (частная коллекция)
С середины 20-х годов XX века Зарицкий жил в Тель-Авиве, где продолжал работу над серией пейзажей, начатой в Иерусалиме. Пейзажи и портреты, созданные в эти годы, свидетельствуют о попытке формирования соответствующего художественного языка для создания образов. В 1927 году Зарицкий оставил свою семью и уехал на несколько месяцев в Париж. Там он увлёкся западным модернистским искусством, которое процветало в Париже в начале XX века. Позднее Зарицкий делился своими впечатлениями о выставке в музее азиатского искусства Гиме. В 1929 году Зарицкий участвовал в групповой выставке кооператива «Эгед», состоявшейся в квартире в улице Алленби в Тель-Авиве, и представил художников, таких как Циона Тагир, Арье Любин, Пинхас Литвиновский и другие. Работы группы в эти годы отражали влияние поздней постимпрессионистской французской живописи (в основном «парижской школы»), которая была популярна среди художников Эрец-Исраэль. Работы Зарицкого, написанные с использованием техники свободного движения кисти, также отражали тенденцию создания обширных цветных поверхностей. В работе «Портрет жены художника», написанной масляными красками в 1929 году, Зарицкий использовал изображение букета цветов, расположенного перпендикулярно фигуре. Выразительные мазки размывают разницу между фронтальной плоскостью и фоном картины. Выставка в доме инвалидов школы «Бецалель», состоявшаяся в 1930 году, определила характер творчества Зарицкого как художника-модерниста. Критики писали в тот период, что в творчестве Зарицкого, представленном на выставке, отражены тенденции европейского искусства. Ури Цви Гринберг отмечал после посещения выставки, что творчество Зарицкого представляет собой особый вид живописи, а не «буквальную литературную художественную иллюстрацию экзотического образа Израиля, когда на холсте изображены арабы с рынка и ослиные уши». Гринберг писал, что атмосфера на выставке вызывала «молчание красок» и «остановку дыхания». «Даже красный занавес, — писал Гринберг, — секретарь абстрактной живописи Кандинского, даже он приглушил свой цвет, как рубин после захода зимнего солнца». В период 1932—1933 гг. Зарицкий открыл художественную «студию» в подвале дома, где он жил, на улице Мапу, 18. Среди художников, посещавших студию, были Йехиэль Криза, Арье Арох и другие. Тем не менее, студия просуществовала недолго, и Зарицкому пришлось зарабатывать на жизнь посредством продажи принадлежавшей ему недвижимости. Темой его работ в эти годы был мотив цветов, как например, в серии акварелей, объединённых названием «Цветы на подоконнике», созданной в Тель-Авиве в 1937—1944 гг., и в работах, созданных во время визитов Зарицкого в «Бейт Даниэль» в Зихрон-Яакове, периода 1939 и 1940-х годов. В то время как в ранних произведениях серии цветы использовались в качестве элементов, предназначенных для наблюдения за реальностью, более поздние работы представили цветы как формальное средство выражения эмоций. В 1935 году Зарицкий переехал в новый дом, построенный на углу улиц Бен-Иегуда и Мапу. Большую серию работ 1930-х и 1940-х годов с пейзажами города Зарицкий создавал на крыше своего дома, однако, он не создавал пейзажей побережья, занимавших его современников, таких, как Нахум Гутман, Реувен Рубин и другие, а стремился показать новый современный город, распространившийся на восток и север. В ранних работах Зарицкого ощущение пространства создавала равнина. В некоторых картинах серии появлялся образ художника, работающего над созданием пейзажа. В поздних работах рисунок служит размытию и нарушению уровней поверхности. Это размытие воспринимается как воздух пейзажа, изображённого на картине. Искусствовед Йона Фишер отмечал, что в картинах, написанных с крыши, есть опыт интеграции и унификации светлого и тёмного пейзажа. Мордехай Омер, описывая использование света в картинах Зарицкого, утверждал, что в этих работах свет не воспринимается как проблема тональности. «В самом деле, — писал Омер, — Зарицкий оставлял объекты в живописи, лишёнными нюансов». В 1941 году в честь 50-летия Зарицкого была представлена его персональная выставка в здании театра «Габима». В 1942 году Зарицкий стал лауреатом Премии Дизенгофа в области живописи.
ZarizkyЙехиам (700x640, 616Kb)
«Йехиам (современность в кибуце)» (1951). Масло на холсте, 228x208 см. Собрание Тель-Авивского музея изобразительных искусств)
Новые горизонты 1948—1963 гг.
Создание «Новых горизонтов»
Непосредственным толчком к созданию альтернативной группы для Генеральной ассоциации послужило приглашение в 1948 году представить выставку израильских художников в итальянском павильоне на Венецианской биеннале. Зарицкий, который исполнял в то время обязанности председателя ассоциации, решил составить список участников по своему усмотрению, опасаясь, однако, возможной субъективности своих предпочтений. Это вызвало скандал на Генеральной ассамблее ассоциации, проходившей в доме Хаима Гликсберга. Участники совещания приняли решение об исключении Зарицкого из ассоциации. В ответ на обвинения несколько художников, в том числе Моше Кастель, Иезекииль Штрайхман и Йоханан Саймон, объявили о своём немедленном выходе из ассоциации и предложили Зарицкому создать независимую группу. Первоначально сформировалась группа из 15 художников, захватившая Генеральную выставку художников Эрец-Исраэль в новом Доме Художника в Тель-Авиве. 2 июля 1948 года диссиденты выступили с заявлением в газете «Ха-Арец», в котором они утверждали, что Ассоциация должна выделять достижения еврейской живописи, а не погружаться в посредственность. 9 ноября 1948 года в Тель-Авиве была представлена выставка новой группы из 18 членов, под названием «Новые горизонты»[14]. В отличие от работ таких художников, как Марк Кастель или Марсель Янко, посвящённых сионистско-еврейской символике, Зарицкий выбрал для выставки абстрактные натюрморты художников, вдохновлённые кубизмом Жоржа Брака. В каталоге выставки Зарицкий подчеркнул важное значение формирования молодого искусства в традициях модернизма: «Мы требуем искусства, которое будет приковано к народу […] и готовы объяснить зрителям пути и формы нового творчества, привить им настоящие ценности, так чтобы они могли переваривать и двигаться вперёд вместе с нами. Так мы сможем развивать подлинное искусство в нашей молодой стране». Работы, представленные на выставке, не показали эстетического единства стилей, но сама выставка была воспринята как желание изменить природу локального искусства и привлечь тысячи людей, которые пришли, чтобы познакомиться с модернистским «сенсационным» искусством. Сразу же после формирования «Новые горизонты» были восприняты общественностью как группа с институциональным значением. Примером этому послужили комментарии к общей выставке ассоциации художников и скульпторов, состоявшейся в ноябре 1952 года в честь 20-летия Тель-Авивского музея; в этих комментариях подчёркивалось, что группа «заняла» главный зал.
ZarizkyХудожник и модель (561x700, 436Kb)
«Художник и модель» (1952). Холст, масло. 130x162 см (коллекция Музея Израиля)
От природы к абстракции
В 1956 году Янко, Симон и Аарон Кахана решили отделиться от «Новых горизонтов». В письме, направленном в ассоциацию, они обвиняли демократическое руководство в отсутствии управления и содействии лишь собственным интересам. В дополнение, эти трое не могли работать в абстракционистской группе под руководством Зарицкого. Доказательства давления группы можно найти в комментарии Стеймацкого, где он описывает свой путь к абстрактной живописи: «Если вы спросите меня, почему я создаю абстрактные картины, я не знаю. Кроме того, Авраам Натун сказал мне, что если бы я не был бы абстракционистом, то не смог бы принимать участие в выставке. Мне было страшно и я создавал абстракцию». В конце 1940-х годов Зарицкий сформулировал модернистский стиль своей живописи как концепцию, напоминающую восприятие произведений Василия Кандинского: «Картина сосредотачивает внимание на цвете, линии и художественном образе. Не абстракция объектов, но музыкальная импрессия, поэтическая, свободная от оков реализма, привязанная к природе объектов». Кроме того, группа, возглавляемая Зарицким, была признана обладающей универсальным желанием, оторванным от израильской действительности. В 1949 году выставка Зарицкого была представлена в доме инвалидов школы «Бецалель». В период 1949—1951 годов он преподавал на семинарах, организованных Национальным союзом кибуцов в Йехиаме и Наане. Открытый пейзаж Йехиама и идеал молодого кибуца произвели сильное впечатление на Зарицкого, и он создал серию акварельных рисунков, в которых отражены встречи с природой, находящейся в промежуточном состоянии — когда часть её представляет собой целостную систему, в то время как другая часть остаётся незавершенной. Зарицкий делал также эскизы для картин масляной живописи, крупнейшей из которых является картина «Йехиам (современность в кибуце)» (1951). Картина отражает отношение Зарицкого к абстракции, определяемой им как «лирическая абстракция». Серия «Йехиам» получила положительную оценку израильской критики. В 1992 году искусствовед Меир Агаси писал, что в серии «Йехиам» Зарицкий лаконично, в тонких линиях детализировал и собрал воедино результаты предыдущих процессов исследования — природу и элементы ландшафта, придав им необходимую лёгкость в атмосфере целого пейзажа.
Zarizkyи Ицхака Данцигера (700x367, 241Kb)
Работы Иосифа Зарицкого и Ицхака Данцигера. 9-я выставка «Новых горизонтов». Тель-Авивский музей изобразительных искусств, апрель 1959 года
В ноябре 1951 года в Тель-Авивском музее искусств состоялась ретроспективная выставка работ Зарицкого, приуроченная к его шестидесятилетию. На выставке, была представлена серия абстрактных произведений, получивших положительную оценку критики. В 1953 году выставка была показана также в доме инвалидов школы «Бецалель» в Иерусалиме. Искусствовед Гила Балас утверждала в своём исследовании, посвящённом группе «Новые горизонты», что работы Зарицкого, созданные в эти годы, в дополнение к его доминирующей личности, составляют значительную часть силы группы, призывающей к абстракции. Весной 1954 года Израиль посетил Виллем Сандберг, директор Городского музея в Амстердаме. В ходе визита Сандберг встретился с Зарицким в доме одного из первых коллекционеров его работ — Авраама Равни. После встречи Сандберг приобрёл для коллекции своего музея семь акварелей и большую картину, написанную масляными красками на «цветочную» тему. Это событие способствовало укреплению авторитета Зарицкого, как основной фигуры в среде современных художников Израиля. Летом того же года, Зарицкий уехал в Европу и прожил там два года. После этого в газете «Едиот Ахронот» появился его рассказ под названием «Осиротевшие художники». Одним из мест, где жил Зарицкий в эти годы, был Париж. Он создал там яркие красочные картины, которые, в отличие от иллюзорно-образных, он называл двумерными. В 1955 году он провел время в Амстердаме, где в музее «Стедлийк» состоялась выставка его парижских работ. В 1956 году во «Двореце изящных искусств» в Брюсселе состоялась его следующая выставка.
ZarizkyМогущество (592x700, 530Kb)
«Могущество» (1958). Масло, фанера. 500x600 см (фото Вернера Брауна)
«Могущество»
В Феврале 1957 года правительство Израиля организовало большую национальную выставку в честь десятилетия создания государства Израиль. Для демонстрации на «Выставке десятилетия», которая открылась 5 июня 1958 года в Биньяней-ха-Ума в Иерусалиме, было выбрано несколько произведений монументального искусства «Новых горизонтов». Это был один из первых случаев, когда абстрактные работы группы были представлены публике не в музее. Среди работ были большие металлические статуи Йехиэля Шеми, скульптура «Десятилетие» Ицхака Данцигера, фреска Якова Векслера и многие другие. Одной из заметных работ стала картина Зарицкого «Могущество», написанная по заказу Авраама Исского, дизайнера отдела «экономических достижений». Картина, написанная масляными красками, была создана Зарицким на основе непрерывного потока многих тем, сопровождавших его творчество начиная с «йехиамского периода». Вечером, накануне выставки Давид Бен-Гурион посетил павильоны и выставочные залы, где он ознакомился с представленными произведениями искусства, в том числе, и с картиной Зарицкого. Согласно одной из версий, после комментария Бен-Гуриона: «Ну, современное искусство… Можно с ним, а можно и без него…», — картина была удалена со своего центрального места и размещена в экономическом отделе выставки. Принятие этого решения вызвало протест некоторых журналистов, а также широкой общественности против вмешательства государства в искусство. Йона Фишер написал в журнале «Пространство», что оскорбление, нанесённое известному художнику Зарицкому, показало, как мы понимаем слово «культура», а также отметил, что, возможно, выбор для этой массовой выставки картины художника-абстракциониста Зарицкого, был ошибкой. После закрытия выставки, находясь в угнетённом состоянии, Зарицкий уничтожил картину. Другой монументальной работой, совместной с Ицхаком Данцигером, был заказ на оформление фасада здания, проектируемого архитектором Зеэвом Рихтером. Художники планировали создать стекловолоконный барельеф с геометрическими мотивами, использованными ранее в «йехиамской серии» Зарицкого. Однако, эта работа не была реализована, поскольку для оформления фасада был утверждён другой проект.
Zarizkyна фотографии Исраэля Цафрира (525x700, 224Kb)
Зарицкий на фотографии Исраэля Цафрира, Музей Израиля
Последние годы
2 января 1968 года Зарицкий стал первым лауреатом Премии Сандберга, вручённой ему Музеем Израиля из фонда пожертвований американского филантропа. Среди членов комитета по присуждению премии были Сандберг и Йона Фишер. Эта премия была присуждена за масштабное произведение «Картина», созданное в 1964 году, в котором была отображена одна из работ кисти художника Яна Вермеера. Во многих интервью, которые дал Зарицкий по случаю получения награды, он подчёркивал, что его восприятие окружающего мира является независимым. «Не возможно увидеть более того, что изображено на картине, — пояснял Зарицкий, — то, что видно, то и существует. Изображение — не мечта».
ZarizkyМемориальная доска (700x525, 308Kb)
Мемориальная доска на доме, где жил Иосиф Зарицкий, улица Абрахама Мапу 18 (Тель-Авив)
В период 1968—1970 гг. Зарицкий написал образный портрет коллекционера Аялы Закс Абрамовой. Для этой необычной картины им были созданы некоторые подготовительные этюды и картины на холсте. Полный портрет Закс Абрамовой создан в зелёных тонах. Закс Абрамова запечатлена в углу холста, её руки лежат на коленях. В то время, как её руки — абстракция, лицо образа реалистично. Большую часть композиции занимает занавес, являясь доминирующей формой пространства. Эта тональная особенность картины характерна и для многих других картин, написанных в период 1964—1974 гг. В сериях таких работ как «Штрихи зелёного», «Из окон Тель-Авива» или серии «Красное пятно» выражено отдаление художника от описания природы в пользу абстрактного обсуждения композиции и структуры картины. С начала 70-х годов Зарицкий каждое лето работал в студии, отведённой ему в кибуце Цоба. В Цобе он писал акварели, в том числе абстрактные пейзажи с натуры. Летом 1983 года Зарицкий создал в студии серию работ, в тематике которых он вернулся к «мотиву окна», использованному в прошлом. Кроме того, в 1980-е годы он создал серию картин, некоторые из которых были монументальных размеров, написанных по произведениям таких художников, как Гойя, Пикассо, Шагал и другие. В 1980 году на аукционе галереи Гордон была продана за 79 тысяч долларов акварель, написанная Зарицким в 1924 году. Кроме того, экономическому успеху Зарицкого, которого он был удостоен в последние годы, сопутствовали также различные общественные жесты. В 1979 году он участвовал в первом телевизионном интервью в программе Гидона Эфрата «Вкус и веяние». В 1981 году филателистическая служба выпустила почтовую марку с изображением его картины «Иерусалим, Яффские ворота» (1927). В 1981 году, по инициативе Марка Шепса, директора Тель-Авивского музея искусств, Зарицкому было присвоено звание Почётного жителя Тель-Авива; 26 мая 1982 года мэром Шломо Лахатом Зарицкому была присвоена учёная степень. В январе 1982 года в Тель-Авивском музее состоялся гала-показ документального фильма «Портрет художника — Иосиф Зарицкий» (1981, 32 минуты) режиссёра Яхина Хирша (производство Министерства образования и Службы кинематографии Израиля). В 1984—1985 гг. в Тель-Авивском музее искусств была представлена полная ретроспективная выставка из 340 работ Зарицкого. 26 марта 1985 года умерла жена Зарицкого, Сара. Зарицкий пережил её на несколько месяцев и умер 30 ноября в больнице Асута в городе Тель-Авив, Израиль. Гроб с его телом установили в холле Тель-Авивского музея, а затем доставили в Цобу, где Зарицкий был похоронен. Награды: 1942 — Премия Дизенгофа; 1959 — Премия Израиля; 1968 — Премия Сандберга, Музей Израиля; 1982 — Почётный гражданин Тель-Авива — Яффо.
Живопись Зарицкого
В 1920-х годах Зарицкий реализовал современный подход в живописи, в отличие от стиля «Эрец-Исраэль» работ художников, представленных на выставках в Башне Давида. В отличие от их картин, в его работах отсутствовали локальные символы, такие как деятели страны, верблюды и ослы. Хотя его ранние работы были созданы под влиянием русского модернистского искусства, тем не менее, последующие произведения уже свидетельствовали об отдалении от этого влияния. Зарицкий разработал новый стиль живописи — «лирический абстракционизм». В пределах этого стиля он применял особую технику владения кистью и создавал в своих композициях красочные всплески, отдаляясь от реального оригинала и раскрывая душу художника посредством выразительного языка, который только совершенствовался со временем. Искусствовед Ран Шахори утверждал, что «лирический абстракционизм» Зарицкого является оригинальной версией французской неформальной живописи и американской живописи действия. Гидон Эфрат в своей статье «Новые горизонты: грехи» утверждал, что формулировка «лиричного рисунка» была введена Зарицким, чтобы выделить поверхность посредством поэтической линии и пятна. Эта тенденция была заимствована художниками, представителями стиля «скудости материала», применительно к минимализму в израильском концептуальном искусстве. Кроме того, Эфрат утверждал, что «массовое присутствие „Новых горизонтов“ предотвратило развитие локальной впечатлительности» и, среди прочего, отсрочило влияние сюрреализм и символизма, начавших появляться в Израиле в те годы. Акварели Иосифа Зарицкого, представившие уникальную интерпретацию акварелей Сезанна и русской живописи символизма (Врубеля), завоевали признание ещё со времени иммиграции художника в Израиль в 1923 году. Активная позиция художника и крититическое отношение к искусству с самого начала способствовали его творческому росту в качестве художника-авангардиста. Противостояние между «универсальным» и «восточным» заметно уже в его ранних работах. Акварели Зарицкого, при всём уважении к ним, в своё время рассматривались как сионистские, и только в ретроспективном значении, поскольку он был лидером группы художников «Новые горизонты». Натюрморты и портреты Иосифа Зарицкого конца 1920 — 1930 гг. отражают влияние французской интимной живописи, а иногда и влияние работ Матисса. В середине 1930 — 1940 гг. Зарицкий был сосредоточен на создании определённых городских пейзажей, написанных с крыши своего дома в Тель-Авиве или увиденных из окна своей студии. В процессе этой деятельности были созданы сотни акварелей, в которых присутствует противостояние художника фундаментальной проблеме живописи: отражению реальности природы в элементах картины. К концу этого периода творчества в работах Зарицкого появилась растущая тенденция к плоскостности и абстракции. Работа становилась самостоятельным объектом, реальные объекты придавали внутреннюю законность живописи и становились мотивами композиции. Эти произведения Зарицкого стали образцами в истории израильского искусства из-за очень высокого качества, так как они были важным шагом на пути художника к абстрактной живописи. В них заметно влияние французского искусства 30-х годов XX века. Они также являются модернистскими произведениями, показавшими современную архитектуру Тель-Авива. Уровень сложности и глубина практики являются аспектами выражения внутреннего мира художника. Эти картины представляют большую ценность с точки зрения интереса к израильской акварельной живописи тех лет (в том числе и по финансово-бюджетным причинам — и особенно потому, что эта среда даёт возможность показать прозрачность и обеспечивает световые эффекты). Пинкас Абрамович, Йехиэль Криза, Арье Арох и Шимшон Хольцман в те годы были учениками Зарицкого. Кроме них, он оказал большое влияние на творчество многих других художников.
Галерея
Zarizky01 (666x700, 472Kb)
Цфат, 1924 Бумага, акварель, 63,3 х 62,1 см Коллекция Музея Израиля
Zarizky02 (700x540, 65Kb)
Париж, 1954 Холст, масло, 114 х 146 см Коллекция Музея Израиля
Zarizky03 (700x698, 327Kb)
Без названия, 1964 Холст, масло, 130 х 130 см Коллекция Музея Израиля Zarizky04 (700x465, 339Kb)
Картина, 1964 Холст, масло, 136 х 270 см Коллекция Музея Израиля
Zarizky05 (561x700, 436Kb)
Художник и модель, 1949 Коллекция Музея Израиля B74.0036
Литература: גדעון עפרת, «יוסף (זריצקי) ואחיו», ביקורי אמנות, 2005; ישעיהו יריב (עורך), אקוורלים / זריצקי, תל אביב: גלריה גורדון, 1992; ישעיהו יריב (עורך), בארץ האור הוא כהה, יוסף זריצקי, תל אביב: גלריה גורדון, 2000; מרדכי עומר, זריצקי, גבעתיים: מסדה, 1987; יונה פישר, מחווה לזריצקי, ירושלים: מוזיאון ישראל, 1981.

Georg Baumann (327x700, 149Kb)
1892
Георг Бауманн (эстонское имя — Georg Baumann; также известен как Георгий Иванович Бауман)
российский борец эстонского происхождения, выступавший в греко-римском стиле. Первый российский чемпион мира по борьбе среди любителей. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Первые профессиональные выступления спортсмена состоялись в Санкт-Петербурге. В 1912 году принимал участие в летних Олимпийских играх в Стокгольме, где выступал от Российской империи в качестве борца в категории 67,5 кг (лёгкий вес). Призового места не занял. Выбыл во втором раунде соревнований проиграв обе свои схватки. По свидетельству Людвига Чаплинского, судившего соревнования борцов на Олимпиаде, при предварительном взвешивании борцов вес Баумана, планировшего выступать в наилегчайшей категории (до 60 кг), на фунт превысил необходимый вес, и он был вынужден выступать в более тяжелой категории. В 1913 г. Бауман был награждён призом за исключитель­ную технику, показанную им в соревнованиях на первенство Ев­ропы, которое он не смог закончить из-за повреждения руки. Стал обладателем золотой медали чемпионата мира по борьбе 1913 года в Бреслау. В 1913 году стал чемпионом Первой российской олимпиады в лёгком весе. Годом спустя не сумел защитить завоёванный титул проиграв в финале лёгкой весовой категории борцовского турнира Второй российской олимпиады петербуржцу Захарову. В 1914 году был признан лучшим борцом легкого веса Прибалтики. В 1915 году стал чемпионом России в полутяжёлом весе. Выступал за петербургский спортивный клуб "Санитас". В годы Первой мировой войны поручик русской армии, военный летчик (окончил Гатчинскую школу), полный георгиевский кавалер. В годы Гражданской войны в составе труппы Ивана Заикина гастролировал по городам Дальнего Востока России. После установления Советской власти на Дальнем Востоке в 1922 году перебрался в Харбин, где присоединился к цирковой труппе Алексея Кельцева. Как спортсмен продолжил свои выступления в 1924 и 1926 годах. Скончался до 19 февраля 1934 года в городе Шанхай, Китайская республика, оставив после себя жену и дочь.

Voort_van_Zijp (518x700, 193Kb)
1892
Адольф ван дер Ворт ван Зейп (нидерландское имя — Adolph Dirk Coenraad van der Voort van Zijp)
выдающейся голландский спортсмен, конник, трёхкратный олимпийский чемпион, участник 2-х Олимпийских игр 1924 и 1928 годов. Родился в провинции Северная Суматра, Индонезия. Как и большинство членов Олимпийской сборной Нидерландов в конном спорте, являлся военным в офицерском звании. На играх 1924 года в Париже выиграл золотые награды в индивидуальном и командном первенстве троеборцев. В 1928 году в составе сборной стал обладателем золотой медали в командном первенстве. В 1940 году принимал участие в обороне Нидерландов при вторжении войск фашистской Германии, был взят в плен и заключен в тюрьму, после окончания войны освобожден. Умер в Монако 8 марта 1978 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку