1942
Жозе Эдуарду душ Сантуш (испанское имя — Jose Eduardo dos Satos)
политический деятель и второй президент Анголы в течение 38 лет с 21 сентября 1979 г. до 26 сентября 2017 г. Отец, Эдуарду Авелину душ Сантуш - каменщик на пенсии. Мать, Жасинта Жозе Паулину - домохозяйка. Оба родителя ныне покойные. Ж.Э.душ Сантуш окончил начальную школу в городе Луанда. Среднее образование получил в национальном лицее Сальвадор Коррея. В начале 1950-х годов, еще будучи студентом лицея, Ж.Э.душ Сантуш начинает свою политическую деятельность В этот период, с созданием партии МПЛА - Народного движения за освобождение Анголы - национальное движение в стране получило новый импульс. Ж.Э.душ Сантуш активно участвует в работе подпольных групп, создаваемых в тот период в пригородных районах Луанды. События 4 февраля 1961 года, положившие начало в вооруженной борьбе за национальную независимость, вызвали волну жестоких репрессий со стороны португальских колонизаторов в отношении африканского населения Луанды. МПЛА принимает решение о переходе к новым методам ведения борьбы. Многие молодые ангольцы уезжают из страны с тем, чтобы принять активное участие в вооруженной борьбе за независимость. 7 ноября 1961 года, в составе группы из семи человек, Ж.Э.душ Сантуш тайно покидает страну и направляется в Конго в Леопольдвиль. Благодаря исключительным личным качествам, в возрасте лет 20 лет Ж.Э.душ Сантуш одновременно выполняет функции вице-председателя молодежной организации ЖМПЛА, одним из основателей которой он является, и первого представителя МПЛА в Браззавиле. В 1962 году приходит к убеждению, что вооруженный путь является основной формой борьбы против колониального господства, и вступает в ряды EPLA (название партизанской организации МПЛА). В ноябре 1963 года, в составе группы стипендиатов МПЛА, направляется на учебу в СССР, где поступает в Бакинский институт нефти и газа. В июне 1969 года получает диплом инженера-нефтяника. Во время обучения в институте Ж.Э.душ Сантуш курирует вопросы политической работы среди ангольских студентов в СССР, а затем становится руководителем сообщества ангольских студентов в Советском Союзе. После защиты диплома был направлен в специальное военное училище в СССР, где в течение одного года проходит курс военной подготовки по специальности связиста. Полученные знания позволяют Ж.Э.душ Сантушу в период с 1970 по 1974 год занимать должность начальника узла связи Северного фронта, а позднее заместителя начальника службы связи Второго военно-политического округа МПЛА в Кабинде. В 1974 году Ж.Э.душ Сантуш назначается членом Временной комиссии по реорганизации Северного фронта и начальником финансовой службы Второго военного округа. В это же время он вновь назначается на должность представителя в МПЛА в Браззавиле, где продолжает работать до июня 1975 года. В сентябре 1975 на межрегиональной конференции МПЛА, проходившей на Восточном фронте (Мошику), по предложению Агоштиньу Нету, избирается членом Центрального Комитета и членом Политбюро МПЛА. На него возлагаются обязанности по координации политической и дипломатической деятельности в рамках Второго военно-политического округа. В июне 1975 года, в крайне сложный внутриполитический период, предшествующий провозглашению национальной независимости, Ж.Э.душ Сантуш назначается координатором Департамента иностранных дел МПЛА. Он приступает к организации различных служб дипломатического ведомства в Луанде, а также занимается активной дипломатической деятельностью, направленной на установление отношений с большинством африканских государств. В этот период он одновременно выполняет обязанности главы Департамента здравоохранения МПЛА. После провозглашения 11 ноября 1975 года независимости Народной Республики Ангола Ж.Э.душ Сантуш назначается на должность министра иностранных дел. В период нахождения Ж.Э.душ Сантуша на посту главы МИД, благодаря энергичным дипломатическим усилиям, в феврале 1976 года Ангола добилась признания в качестве полноправного члена ОАЕ, а 1 декабря 1976 года стала полноправным членом ООН. На I съезде МПЛА, состоявшемся в декабре 1977 года, Ж.Э.душ Сантуш избирается членом ЦК и членом Политбюро МПЛА – партии труда. В период с 1977 по 1979 год исполняет обязанности секретаря ЦК по вопросам образования, культуры и спорта, затем секретаря ЦК по вопросам национальной реконструкции, и позднее секретаря ЦК по вопросам экономического развития и планирования. В этот же период, вплоть до декабря 1978 года, одновременно исполняет обязанности первого заместителя председателя Совета Министров. В декабре 1978 года назначается министром планирования. После кончины первого президента Анголы Антониу Агоштиньу Нету, 20 сентября 1979 года Ж.Э.душ Сантуш избирается председателем МПЛА – Партии труда. 21 сентября 1979 года Ж.Э.душ Сантуш вступает в должность председателя МПЛА – ПТ, президента Народной Республики Ангола и главнокомандующего Народными вооруженными силами освобождения Анголы (FAPLA). В ноябре 1980 года Ж.Э.душ Сантуш избирается председателем Народной Ассамблеи – высшего органа государственной власти. 17 декабря 1980 года, на внеочередном съезде МПЛА – ПТ, были подтверждены полномочия Ж.Э.душ Сантуша по исполнению обязанностей на всех вышеперечисленных государственных постах. В первой половине 1980-х годов Ж.Э.душ Сантуш предпринял первые попытки проведения политических и экономических реформ, реализация которых крайне осложнялась состоянием войны, в котором находилась страна. В 1985 году II съезд МПЛА – ПТ вновь утвердил Ж.Э.душ Сантуша на всех государственных постах. В период с 1986 по 1992 год Ж.Э.душ Сантуш сосредоточивает усилия на активизации процесса мирного урегулирования в стране. В результате, к 1992 году был завершен вывод оккупационных войск ЮАР с национальной территории, а также был решен вопрос о возвращении на родину кубинского военного контингента. В декабре 1986 года Ж.Э.душ Сантушу присвоено звание генерала армии – высшего воинского звания Анголы. В этот период, в связи с изменениями международной обстановки в регионе и, в частности, с провозглашением независимости Намибии, было положено начало переговорам, в результате которых был подписан мирный договор в Биссе и начат процесс перехода Анголы к политическому плюрализму и принципам рыночной экономики. Подписание договора сделало возможным организацию и проведение демократических выборов на многопартийной основе. В результате выборов МПЛА получила большинство мест в высшем законодательном органе страны. За Ж.Э.душ Сантуша проголосовали 49,57 % избирателей. В связи с невозможностью проведения второго тура выборов, Ж.Э.душ Сантуш вновь назначен на пост президента Республики Ангола. Заслуги Ж.Э душ Сантуша отмечены присвоением многих наград и званий. 29 апреля 1993 года Ж.Э.душ Сантуш, в знак признания его усилий по созданию «свободной демократической и мирной Анголы», был удостоен Почетного Диплома Национального института свободы США (INS). Ж.Э.душ Сантушу был удостоен ряда высоких иностранных наград и знаков отличия, в частности, он был отмечен Почетными Дипломами «Национальной комиссии по расовой справедливости единой церкви Христа (США) и Федерального университета Бразилии, ему вручали награды президент Намибии Сэм Нуйома и президент Габона Омар Бонгу. В 1998 году на IV очередном съезде партии Ж.Э.душ Сантуш вновь переизбран председателем МПЛА. Среди наиболее значимых задач последнего времени, стоявших перед президентом Анголы, можно отметить обеспечение территориальной целостности, достижение и сохранение мира в стране. Эти задачи были решены в результате подписания в апреле 2002 года в Луанде Меморандума о взаимопонимании, явившегося дополнением к Лусакскому Протоколу. Ж.Э.душ Сантуш является соучредителем Сообщества стран официального португальского языка (CPLP).
1942
Ken Andrews
гитарист группы «Middle Of The Road» (1971 UK №1 сингл «Chirpy Chirpy Cheep Cheep».
1943
Валентина Борисовна Заворотнюк
актриса. Мать Анастасии Заворотнюк. Народная артистка Российской Федерации. Работала в Астраханском ТЮЗе.
1943
Anne "Honey" Lantreе
рок-музыкант «The Honeycombs» (1964 UK №1 сингл «Have I The Right»).
1943
David Soul (Solberg)
американский актер («Starsky & Hutch»).
1944
Александр Пашков
заслуженный мастер спорта (1978), хоккей с шайбой. Олимпийский чемпион (1972). Чемпион мира и Европы (1978).
1944
Дэниэл Серафин
барабанщик из Chicago.
1945
Бруно Нюйттен
французский кинооператор и режиссер («Camille Claudel»).
1945
Милан Княжко
словацкий актер.
1945
Ольга Александровна Мальцева
актриса, заслуженная артистка России. Выпускница Свердловского театрального училища, в Томском драматическом театре работает с 1972 года. Родилась. в Таганроге. Побеждала в театральных конкурсах. "Маска-94" - роль Войницкой в спектакле по пьесе А.П.Чехова "Дядя Ваня". "Маска-95" - роль Кручининой в спектакле по пьесе А.Н.Островского "Без вины виноватые". Ее называют наследницей по прямой" ролей Т.П.Лебедевой. Муж - Афанасьев Олег Алексеевич, поэт, посвятил ей следующие строки:
Ты приходишь с глазами блестящими,
влажною пахнешь листвой,
детским безоблачным счастьем
и земляникой лесной...
1946
Ирина Михайловна Журина
артистка
1946
Людмила Петровна Магкеева
режиссер документального кино.
1946
Кен Эндрюс
музыкант английской поп-группы «Middle of the Road».
1947
Юрий Викторович Беляев
российский актер. Артист Московского театра на Таганке. Родился в селе Полтавка Омской области. В детстве переехал с родителями в город Ступино Московской области. В 16 лет попал в «Ступинский театр-студию молодых» под руководством О.А.Ливановой. После окончания школы работал на заводе, служил в армии, работал инструктором ДОСААФ, дворником, грузчиком в постановочных мастерских МХАТ в Москве. Игру Беляева отличает жесткий рисунок роли. Среди театральных работ: Шуйский ("Борис Годунов" А.С.Пушкина), Коровьев ("Мастер и Маргарита" по М.А.Булгакову), Неизвестный ("Дом на Набережной" по Ю.В.Трифонову) и др. Снимался в фильмах: "Порох" В.Ф.Аристова, "Цареубийца" К.Г.Шахназарова, "Пьеса для пассажира", "Слуга" и В.Ю.Абдрашитова и др. Государственная премия России (1991).
1947
Петер Готар
венгерский режиссер.
1947
Alice Playton
актриса (Who Killed Mary Whats 'er Name).
1948
Наталья Георгиевна Гундарева
русская актриса. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат премии Ленинского комсомола (1978), Государственной премии СССР (1984). Родилась в Москве, в семье инженера. В 1971 закончила Высшее театральное училище имени Б.В.Щукина и в том же году поступила в Театр имени Вл.Маяковского. Первые три года играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Значительной ролью Н.Гундаревой, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки (Банкрот по пьесе А.Н.Островского Свои люди – сочтемся, 1974). Уже в этой первой работе заявил о себе яркий талант актрисы, умеющей работать не только «сочными мазками», но и использовать тончайшие психологичские мотивировки. В 1978 А.А.Гончаров поставил на сцене Театра имени Вл.Маяковского спектакль Бег М.А.Булгакова, где Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. В 1979 сыграла Катерину Измайлову в спектакле Леди Макбет Мценского уезда Н.С.Лескова. Среди значительных работ Гундаревой начального периода необходимо назвать Марфеньку в телевизионной версии романа И.А.Гончарова Обрыв (режиссер Л.Хейфец). Новыми значительными работами Гундаревой на сцене Театра имени Маяковского отмечены 1980-е годы: Лариса Садофьева (Молва А.Салынского), Мадам (Агент 00 Г.Боровика), Она (Я стою у ресторана... Э.Радзинского). Именно на этот период приходится расцвет кинодеятельности Гундаревой, и в театре она играет меньше, особенно в конце 1980-х – конце 1990-х годов. За это десятилетие актриса принимала участие и в антрепризных спектаклях, работая с такими режиссерами, как В.Саркисов, В.Ахадов, но успеха эти спектакли не принесли. Из работ на сцене Театра имени Вл.Маяковского необходимо назвать такие роли, как леди Гамильтон (Виктория?.. Т.Рэттигана), Глафира Фирсовна (Жертва века по пьесе А.Н.Островского Последняя жертва), Мария Петровна Огнева (Театральный романс по пьесе А.Н.Толстого Кукушкины слезы), Леттис (Любовный напиток С.Шеппарда). С 1973 Гундарева снималась в кино. Актриса обратила на себя внимание уже первой киноролью в фильме Здравствуй и прощай!, 1973), затем последовали такие широко известные работы, как Дуся (Осень, 1975), Аня Доброхотова (Сладкая женщина, 1977; эта роль потребовала от актрисы немалого опыта – Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой), Тася (Подранки, 1977), Катя Никанорова (Вас ожидает гражданка Никанорова, 1978), Надя Круглова (Однажды двадцать лет спустя, 1981). В 1979 Гундарева сыграла Нину в фильме Г.Данелии по сценарию А.Володина Осенний марафон. Гундарева была удостоена Государственной премии РСФСР (1981). Умерла 15 мая 2005 года.
1948
Андрей Михайлович Лукин
советский и российский шахматист; международный мастер (1982). Заслуженный тренер России. По профессии инженер. Родился в городе Ленинград, РСФСР, СССР. Совмещал выступления в шахматных турнирах с работой по основной специальности, позднее перешёл на тренерскую работу по шахматам. В 1966 году стал мастером спорта. Победитель Всесоюзного юношеского отборочного турнира 1967 г. (из-за политических осложнений не смог принять участие в первенстве мира среди юношей в Израиле). Пятикратный чемпион Ленинграда (1972, 1978, 1981, 1983, 1988). Призёр чемпионата России (1993). Лучшие результаты в международных соревнованиях: Наленчув (1981) — 1—2-е; Ленинград (1984) — 2—3-е места. В 1982 году стал международным мастером. Бронзовый призёр VI Спартакиады народов СССР 1975 г. и VIII Спартакиады народов СССР 1983 г. в составе сборной Ленинграда. Победитель командного чемпионата России 1992 г. в составе команды Санкт-Петербурга, призёр клубного чемпионата России 1995 г. в составе команды «Университет» (Санкт-Петербург). За достижения на тренерском поприще удостоен звания заслуженного тренера России. Тренировал гроссмейстеров К.Сакаева (до 1993 г.), П.Свидлера (с 1993 г.) и ряд других сильных шахматистов. Пётр Свидлер свой прорыв в элиту мировых шахмат непосредственно связывал с началом сотрудничества с А.М.Лукиным и заявлял, что ему повезло с тренером. Кроме того, по состоянию на 2014—2017 гг. А.М.Лукин являлся тренером гроссмейстеров Кирилла Алексеенко (с 2008 г.) и Анастасии Боднарук (с 2013 г.).
Книги: Иванов С.В., Ионов С.Д., Лукин А.М. Дойти до самой сути… Гроссмейстер Константин Асеев. — Санкт-Петербург.: Коста, 2008. — 208 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-91258-076-5.
Литература: Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 224. — 621 страницца. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Иванов С.В., Кентлер А.Р., Файбисович В.З., Хропов Б.М. Шахматная летопись Петербурга. 1900—2005. — 2-е, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург : Коста, 2005. — Страница 172. — 296 страниц. — 2000 экземпляров — ISBN 5-98408-032-X.
1948
Вонда Н.Макинтайр
американская писательница, автор романов "Ожидание в изгнании", "Сверхъяркий", "Змей сновидений", "Звездные странники", "Варвары", новеллизаций "Звездного пути", сборника "Огненный потоп", составительница антологии "Аврора: за чертой равенства" (с С.Дж.Андерсон).
1948
Дэнни Серафайн (Danny Seraphine)
барабанщик американской группы «Chicago» (1976 UK & US №1 сингл «If You Leave Me Now»).
1948
Лариса Ивановна Хоролец
актриса. Родилась в Киеве. Окончила Киевский государственный институт театрального искусства имени И.Карпенко-Карого (1970, мастерская И.Молостовой). В 1970-1972 г.г. - актриса литературного театра "Слово". В 1973-1991 - актриса Национального украинского драматического театра имени И.Франко.
1949
Роджер Блэндфорд (Roger David Blandford)
английский астрофизик. Родился в Грантем,е Великобритания. Труды посвящены теории чёрных дыр. Известность принесла статья про процесс Блэнфорда — Знаека, описывающий механизм возникновения излучения энергии у вращающихся чёрных дыр. Член Лондонского королевского общества (1989), Национальной академии наук США (2005), Американской академии искусств и наук (1993).
Награды: Премия Хелены Уорнер (1982); Премия Дэнни Хайнемана в области астрофизики (1998); Медаль Эддингтона (1999); Премия Гумбольдта (2011); Золотая медаль Королевского астрономического общества (2013); Премия Крафорда (2016); Лекция Карла Янского (2018.
1949
Марк Дюран (французское имя — Marc Durand)
канадский пианист. Родился в городе Сен-Самюэль, Квебек, Канада. Учился в Школе имени Венсана д’Энди у Ивонны Юбер, затем в Филадельфии и Нью-Йорке, однако наибольшее влияние на него оказал Леон Флейшер. В 1975 г. завоевал первый приз на конкурсе пианистов имени Лешетицкого в Нью-Йорке. Дюран широко концертирует как солист и как аккомпаниатор (особенно с вокалистами), а также является одним из ведущих канадских пианистов педагогов, отличаясь особым вниманием к психолого-педагогической стороне обучения исполнительскому мастерству.
1949
Сергей Евгеньевич Каледин
российский писатель, прозаик реалистического направления, один из лидеров литературы «новой волны» 1980 – начала 1990-х гг. Родился в Москве.Окончил экстерном среднюю школу (1967), в 1968 г. поступил в Московский Институт связи, но со 2-го курса ушел. В 1972 г. поступил на переводческое отделение Литературного института имени М.Горького (окончил в 1979). В 1976 г. работал могильщиком на кладбище, а в 1986-1987 гг. в деревенской церкви сторожем и кочегаром. С 1988 г. профессиональный литератор. Известность ему принесла повесть «Смиренное кладбище», написанная во 2-й половине 1970-х гг. (дипломная работа в Литературном институте), но фактически ставшая его литературным дебютом. Опубликованная только в 1987 г. в «Новом мире» (№ 5) с послесловием критика И. Виноградова, она вызвала широкий общественный резонанс, сразу сделав автора одним из лидеров прозы «новой волны». В том же году на гребне успеха издательством «Советский писатель» была выпущена первая книга Каледина «Коридор», куда вошли несколько его повестей. Принадлежа к традиционному реалистическому крылу «новой прозы», в своих произведениях писатель выступил как первооткрыватель «углов» жизни, социальных пластов и типов, малоисследованных современной словесностью. В «Смиренном кладбище» акцентирован интерес к «физиологическим» подробностям, бьющим по нервам сценам кладбищенского быта. Он выписывает их со скрупулезной натуралистической обстоятельностью, которая шокировала не очень привычного к такой жесткости читателя. «Шоковая терапия» – элемент писательского замысла, жесткость письма – художественный принцип калединской прозы. Однако доминантой повести стало авторское стремление понять героя, подсобного рабочего Лешку Воробья, фигуру сложную и неоднозначную, одного из тех, кто волею обстоятельств был отодвинут на обочину жизни и именно здесь, на кладбище, нашел не только средства к существованию, но и свою социальную нишу. Он показывает разных персонажей: среди кладбищенского люда есть и дельцы, делающие здесь свой бизнес, и бывшие интеллигенты, и те, кто окончательно выпал из колеи. Здесь бесстыдно наживаются на человеческом горе, а с нарушившими неписаные правила расправляются по жестокому уставу уголовного мира. Следуя гуманистическим традициям русской литературы, автор вглядывается в причины, формирующие судьбу человека, в те законы, согласно которым он вынужден жить. Тема искаженного, выморочного существования, когда простые нравственные нормы либо утрачиваются, либо презираются, – одна из центральных в его прозе. Следующая повесть «Стройбат», принятая к публикации журналом «Новый мир», трижды задерживалась военной цензурой и вышла только после протестов редакции и общественности в № 9 за 1991. Здесь он исследует иной жизненный пласт, близкий, однако, «Смиренному кладбищу» именно социальной маргинальностью персонажей. Перед читателями предстает казарменный быт воинского подразделения, которое, с одной стороны, армия, с другой – нечто вроде штрафного батальона, где и солдаты, и офицеры чувствуют себя второсортным материалом, париями, неудачниками. Все это накладывает свою печать на отношения между военнослужащими, на их самоощущение и весь образ жизни, делая их сознание ущербным, а быт полууголовным: деспотия, насилие, алкоголизм, наркомания, разврат. Повесть «Поп и работник. Сцены из приходской жизни» появилась также в «Новом мире» (1992, № 11). Все три произведения стали не только пиком творчества писателя, но и наиболее ярким выражением его художественной поэтики: острота коллизии, точность и натуралистичность в изображении бытовых подробностей, колоритность типажей, хорошо поставленный диалог персонажей. Существенной составляющей успеха писателя была яркая злободневность, заглядывание в такие «уголки» советской действительности, которые ранее выпадали из поля зрения литературы. В 1996 г. он опубликовал также повесть «Тахана мерказит» – о жизни российских эмигрантов в Израиле. По его произведениям поставлен ряд художественных фильмов («Смиренное кладбище», 1989, режиссер А.Итыгилов; «Гаудеамус», 1990, режиссер Л.Додин) и спектаклей.
1949
Кевин Дж. O'Коннелл (Kevin J. O'Connell)
ирландский шахматист, автор и компьютерный эксперт. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Он автор 28 книг по шахматам, сотен журнальных статей и пары тысяч газетных колонок, в основном по шахматам, но также по вычислительной технике и спортивной психологии. Хотя в начале 1993 года он возглавлял рейтинг ирландских шахматистов, участвовал в одной Олимпиаде (1998) и выиграл несколько второстепенных турниров (например, в Дублине 1993), он наиболее известен как автор, организатор и тренер. В 1998 году ему были присвоены звания международного арбитра, в 2003 году - мастера ФИДЕ, а в 2010 году - старшего тренера ФИДЕ. Он с отличием получил степень магистра спортивных наук в Эссекском университете в 1998 году. Он был делегатом Ирландии в ФИДЕ 1977-2010 годах, президентом зоны 1 ФИДЕ (1978-1994), председателем Компьютерного шахматного комитета ФИДЕ (1982-1990). Он был членом квалификационной комиссии ФИДЕ с 1978 года, был председателем (1990-1994) и председателем Комитета по титулам и рейтингам (1994-2002). Он является пожизненным почетным членом Ирландского шахматного союза 2002. Он был председателем апелляционного комитета шахматной олимпиады, Ереван 1996 и главным арбитром первого чемпионата Европейского союза по шахматам, Корк 2005. Он опытный шахматный тренер как команд (сборной Великобритании на шахматной олимпиаде для слепых, Пула 1974, женской сборной Ирландии на шахматной олимпиаде, Элиста 1998), так и отдельных игроков (включая гроссмейстера Николаса Перта, чемпиона мира до 18 лет 1998). Вместе с Дэвидом Леви он создал интеллектуальную шахматную систему отображения, которая путем автоматического считывания ходов, разыгрываемых на шахматной доске, и передачи этой информации в компьютерную систему, а затем создания графического отображения, которое может быть отображено с помощью проекции на большой экран, позволила представить сотни крупных шахматных событий в виде событий для зрителей. Эта система была введена в Лондоне в 1986 году. "Революционизирующий шахматы как вид спорта для зрителей", Гарри Каспаров.
Книги: Партии Роберта Дж.Фишера, Роберта Уэйда и О'Коннелла, Бэтсфорд 1972, 2-е изд. 1972, переиздано 1973, Первое издание 1981, переиздано 1985, 1981, 1989, Второе издание (Полное собрание партий Бобби Фишера) 1992; Les parties d'echecs de Bobby Fischer, Payot (Paris) 1974, 1993 2-228-15180-7 ISBN (том 1, 1974), 2-228-15190-4 ISBN (Том 2, 1974), 2-228-88669-6 ISBN (1993); Todas las Partidas de Fischer (desde 1955 hasta 1973), Bruguera (Barcelona) 1973 ISBN 84-02-03359-8; Как разыгрывать сицилийскую защиту Леви и О'Коннелл, Бэтсфорд 1978, 2-е издание 1987 ISBN 4-87187-806-6; Wie spielt mann Sizilianisch? Rau (Düsseldorf) 1979 ISBN 3-7919-0189-3; Comment jouer la défense Sicilienne, Grasset (Paris) 1983; Оксфордская энциклопедия шахматных игр, том 1 1485-1866, Леви и О'Коннелл, издательство Оксфордского университета 1981 ISBN 0-923891-54-4; Дебют Берда, О'Коннелл, шахматист, 1983, ISBN 0-906042-05-4.
1949
Хью Алан Корнуэлл (Hugh Alan Cornwell)
британский музыкант, гитарист, актёр, певец и автор песен, известный прежде всего участием в панк/нью-вэйв-группе The Stranglers, которую он создал в 1974 году с Жан-Жаком Бернелом и Джетом Блэком. Корнуэлл оставался фронтменом группы вплоть до 1990 года, когда вышел из состава и начал сольную карьеру. Хью Корнуэлл родился 28 августа 1949 года в Лондоне, Англия. Его детские годы прошли в районах северного Лондона Тафнелл-парк и Кентиш-таун. Корнуэлл учился в Школе Уильяма Эллиса (William Ellis School) в Хайгейте. Первым кумиром Корнуэлла был Эдди Кокрэн. В старших классах школы он в качестве бас-гитариста — вместе с Ричардом Томпсоном (позже участником Fairport Convention) и будущим журналистом и бизнесменом Ником Джонсом за ударными — образовал группу «Emil & the Detectives». Группа, исполнявшая исключительно кавер-версии (в стиле, близком «The Kinks») приобрела определённую известность в Северном Лондоне и не раз приглашалась в популярные клубы, вроде «Club 100». В конце 1960-х годов, получив степень бакалавра биохимии в Бристольском университете, Корнуэлл отправился на практику в Лундский университет, где вскоре после прибытия образовал группу «Johnny Sox» (Майк из Чикаго — ударные, Гёрт Гудвин — вокал, Ян Кнутсон — бас-гитара) С её участниками в 1974 году он вернулся в Англию, где состав почти сразу же распался (Майк и Гёрт, спасавшиеся от мобилизации, узнав об амнистии, вернулись в Америку). Вместе с Джетом Блэком, Жан-Жаком Бернелом и заменившим Кнутсона другим своим шведским знакомым, Хансом Уормлингом (который затем в свою очередь уступил место Дэйву Гринфилду) Корнуэлл образовал «The Stranglers», группу, которая сначала добилась громкого успеха в 1977 году на волне панк-рока, а потом, непрерывно развиваясь и усложняя стиль, стала одной из ведущих на нововолновой сцене. В «The Stranglers» Хью Корнуэлл, выходец из 1960-х (и носитель многих качеств «рассерженного молодого человека» 1950-х годов — NME сравнивал его с главным героем пьесы Джона Осборна), стал настоящим панк-фронтменом и большим специалистом по конфронтации с аудиторией. «Помню одно европейское турне, которое мы проводили под негласным лозунгом «Разделяй и властвуй». Например, в Эдинбурге Хью мог обратиться к зрителям со следующими словами: «Приятно выступать в вашем городе! Тут все считают себя истинными англичанами, нашими историческими союзниками. Не то, что эти шотландцы из Глазго!..» После этого в зале поднималось восстание. Народ начинал вырывать кресла и рваться на сцену: «Я убью, тебя, asshole! Я за это заплатил 15 фунтов?…» Ж.-Ж.Бернел, «Stubble Fanzine». Первый же трек первого альбома (написанный Корнуэллом) вызвал громкий скандал, из-за чего участники группы вынуждены были впоследствии давать объяснения. «Мы никогда не писали песен об избиении женщин. Хью написал одну песню, «Sometimes», о том, как он своей подруге отвесил пощечину. Несомненно, это документирует печальный момент в его отношениях, но он — об одной конкретной женщине. Ни коим образом эта песня не содержит в себе призыва к общественной деятельности того же рода». — Ж.-Ж.Бернел. Поворотным пунктом в истории «The Stranglers» стал день 1 ноября 1980 года, когда по пути группы из Кардиффа её вокалист был арестован с наркотиками. Поданная Корнуэллом апелляция была отклонена, и его приговорили к трем месяцам заключения в тюрьме Пентонвилль (по иронии судьбы приговор был вынесен в тот самый день, когда министр внутренних дел Уильям Уайтлоу заявил о необходимости тюремной реформы, призванной сократить число заключенных). По мнению Жана-Жака Бернела, рассмотрение дела в суде носило показательный характер, и аргументы защиты практически игнорировались. Судья Кроутер, обращаясь к Корнуэллу и вместе с ним арестованному промоутеру Полу Лосби, заявил: «Вы оба — интеллектуалы зрелого возраста, оказывающие огромное влияние на образ жизни молодежи. Вы не должны наносить ущерб морали и здоровью тем, кто вас боготворит. Вы оба имеете университетское образование, что делает ваше поведение ещё более недопустимым. Вы сознательно сделали свой выбор, нарушив закон.» К Корнуэллу-заключенному допускался лишь один посетитель в неделю. Известно, что регулярно навещала его в тюрьме только Хэйзел О’Коннор. Как утверждал Бёрнел (в интервью Sounds 1980 года) относительно лояльное отношение к нему тюремных властей объяснялось тем, что жесткий контроль за его делом установила организация PROP, занимавшаяся борьбой за права заключенных. За несколько лет до этого PROP выпустила книгу Брайана Стреттона «Who Guards the Guards», которую удалось выпустить лишь на средства, собранные от благотворительных концертов рок-музыкантов. Самое активное участие в этих концертах приняли The Stranglers. Почти сразу же после освобождения Корнуэлл опубликовал книгу «Inside Information» (1980), в которой подробно рассказал о своих злоключениях и об условиях, в которых содержатся заключенные в британских тюрьмах. Корнуэлл считал себя анархистом, но в это понятие вкладывал широкий смысл. По-своему трактовал он и понятие «фашизма»: «Мы пытаемся заставить людей снова начать думать. Обо всём. Мы пытаемся возродить в них желание задавать вопросы, всё подвергать сомнению. Думаю, только так и можно использовать общественную платформу: всё остальное — злоупотребление своим положением. Бог был фашистом: он использовал свою платформу для запретов… Рок-н-ролл — первобытная музыка, призванная помогать человеку вернуться к базовым чувствам, дать свободу тем областям подсознания, деятельность которых современным обществом подавляется. В этом, по-видимому, и состоит суть той анархии, которую «новая волна» объявила своей целью. В словарях понятие «анархия» толкуется однобоко. Но оно имеет и более глубокий смысл. Сам по себе тот факт, что человек способен задавать вопросы, подвергать вещи сомнению, свидетельствует о том, что стремление к анархии заложено в самой природе его разума.» Хью Корнуэлл был долгое время увлечен всевозможными «теориями заговора». Он не раз говорил о том, что Джон Кеннеди принадлежал к мафии, а одним из боссов её был Онассис. Корнуэлл верил, что поп-продукция американского рынка содержит в себе некие «коммерческие звуковые частоты», воздействующие на мозг потребителя.
Именно Корнуэллу «The Stranglers» обязаны скандальной «теорией атрофированного мозжечка», согласно которой особенности американского образа мысли определяются тем фактом, что размер мозжечка у среднего жителя североамериканского континента меньше, чем у среднего европейца. В 1978 году Хью Корнуэлл в качестве студийного продюсера записал демо «The Pop Group» (которое обеспечило им контракт с «Radar Records») и дебютный альбом «Leila and the Snakes», который был доброжелательно встречен критикой (что не удержало этот лос-анджелесский «отросток» «The Tubes» от почти немедленного распада). В 1979 году Хью Корнуэлл выпустил свой первый сольный альбом «Nosferatu» в сотрудничестве с Робертом Уильямсом, барабанщиком Кэптена Бифхарта, сыграв, помимо всего прочего, на бас-гитаре и меллотроне. В конце 1970-х — начале 1980-х годов Корнуэлл в свободные дни выходил на сцену театра Almeida в Ислингтоне (в частности, играл с Бобом Хоскинсом и Стивеном Ри). Он снялся в фильме «Bleedeing Star» французского режиссёра Бертрана Февра, где сыграл главную роль и выступил в качестве автора звуковой дорожки. Трек отсюда, «Siren Song» — взят с оборотной стороны сингла «One In A Million». В 1990—1992 годах Хью Корнуэлл в качестве продюсера работал с двумя группами из Бата: «Deep 6» (с Энди Уэстом во главе) и «Studs On Main Street». В декабре 1991 года с Уэстом и Роджером Куком (как CCW) он выпустил альбом «Cornwell, Cook & West», за которым последовал сингл «Sweet Sister» (1992). В 1990 году Хью Корнуэлл заявил, что «The Stranglers» исчерпали ресурсы развития, и вышел из состава группы. Позже (из автобиографии) стало ясно, что фронтмен постоянно конфликтовал с остальными музыкантами группы, Бернелом в первую очередь. После ухода из группы Корнуэлл выпустил ещё семь (не считая «Nosferatu») сольных альбомов и (в 2006 году) концертный альбом в двух форматах и под двумя названиями: «People Places Pieces» (тройной CD) и «Dirty Dozen». В 2001 году вышла книга Корнуэлла «Song by Song», в которой он подробно рассказал истории создания песен The Stranglers. К студийному сотрудничеству он приглашал только личных друзей: в их числе были Найджел Беннетт («The Members», XTC), Пит Фиппс («The Glitter Band»), Ник Плайтас (работавший с Анн Пигаль). В сентябре 2007 года Хью Корнуэлл провёл британское турне с барабанщиком Робертом Уильямсом, в ходе которого были исполнены три новых композиции: «Bangin' On», «Please Don’t Put Me On A Slow Boat To Trowbridge» и «Delightful Nightmare». Хью Корнуэлл, большой любитель крикета (и участник Bunbury Cricket Club), в 2001 году появился в программе «Jamie Theakston Cricket Show» на «Radio Five Live» (Би-би-си), где под акустический аккомпанемент исполнил «(Get) A Grip (On Yourself)» с Марком Бутчером, бэтсменом сборной Англии. Вопреки общепринятому представлению, сформировавшемуся под влиянием песни «No More Heroes», Корнуэлл был большим почитателем Троцкого, и в Мехико специально побывал в доме, где того настигла смерть. «Троцкий был идеальным функционером, — утверждал Корнуэлл в интервью 1979 года, — его направляли на самые трудные участки, и он повсюду справлялся». Путешествию Троцкого на знаменитом поезде посвящён трек «Big Bug» из альбома Nosferatu. Релиз альбома был приурочен к «звездному часу Троцкого» в 1919 году, когда тот (согласно трактовке автора) «предотвратил английскую морскую интервенцию в Россию». Корнуэлл не раз говорил, что не слушает современную поп- и рок- музыку, лишь «мастеров старой школы»: к их числу он относит Джина Питни, Роя Орбисона и Эннио Морриконе. Дискография: Сольные альбомы: Nosferatu (1979); Wolf (1988); Wired (1995); Guilty (1997); Black Hair Black Eyes Black Suit (1999); First Bus to Babylon (1999); Hi Fi (2001); Footprints in the Desert (2002); Mayday (2002, концертный альбом); In the Dock (2003, концертный альбом); Beyond Elysian Fields (2004); Dirty Dozen (2006); Hoover Dam (2008); Totem and Taboo (2012).
Библиография: Inside Information (1980). Рассказ о трех месяцах, проведенных в тюрьме Пентонвилль; The Stranglers — Song by Song (2001); A Multitude of Sins (2004). Автобиография; Window to the World (2008, роман).
1949
Михаил Александрович Краснов
советский и российский юрист, доктор юридических наук, профессор и заведующий кафедрой конституционного и административного права НИУ «Высшая школа экономики». Родился в Москве. С 1966 работал на заводе «Стеклоагрегат» (Москва), затем курьером в Правлении Госбанка РСФСР, рабочим в НИИ ядерной физики МГУ, лаборантом в НИИ судебной медицины Минздрава СССР. В 1973—1980 — научный редактор издательства «Юридическая литература». В 1972 окончил вечернее отделение юридического факультета Московского государственного университета (специальность — правоведение). В 1979 аспирантуру юридического факультета МГУ. В 1979 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Идеи В.И.Ленина о демократических правах и свободах граждан». В 1980—1987 — старший преподаватель, доцент Всесоюзного заочного юридического института. В 1987—1993 — старший научный сотрудник, заведующий сектором муниципального права в Институте государства и права Российской академии наук. В 1993 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук по теме «Ответственность в системе народного представительства». В сентябре 1993 — феврале 1995 — референт помощника Президента России по национальной безопасности Юрия Батурина. В феврале 1995 — мае 1998 — помощник Президента России Бориса Ельцина по правовым вопросам. С июня 1998 — вице-президент, член президиума Фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ. С 2000, одновременно, куратор Центр содействия правосудию, созданного Фондом ИНДЕМ (Россия) и Институтом юстиции Vera (США, Нью-Йорк). Один из идеологов и активных пропагандистов системной реформы власти в России. Возглавлял рабочую группу по разработке Концепции административной реформы в администрации президента России (1997—1998), а затем (2000) по разработке раздела о реформе власти в Центре стратегических разработок под руководством Германа Грефа. Научный консультант президента Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова. Член общественного комитета «Преемственность и возрождение России». Лауреат премии «Фемида»-97 «за идею административно-правовой реформы и умелое использование юридических знаний в законотворчестве».Заведующий кафедрой конституционного и административного права, ординарный профессор НИУ ВШЭ. Член редакционных коллегий ведущих юридических научных журналов: «Право. Журнал Высшей школы экономики», «Сравнительное конституционное обозрение», «Конституционный вестник», «Вопросы государственного и муниципального управления». Основные направления деятельности — конституционные проблемы, противодействие коррупции, вопросы административной и судебной реформы. Автор многих научных и научно-публицистических работ, в том числе: Краснов, М.А. Коллегиальность и персональная ответственность в работе местных Советов. — Москва, 1986; Краснов, М.А. Понятие и предмет советского строительства : Учебное пособие. — Москва, 1988 (в соавторстве); Краснов, М.А. Народный депутат: отчетность и ответственность. — Ташкент, 1991 (в соавторстве); Краснов, М.А. Введение в муниципальное право. — Москва, 1993; Краснов, М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. — 1993. — № 6; Краснов, М.А. Ответственность в системе народного представительства (Методологические подходы). 2-е издание. Москва, 1995; Краснов, М.А. Парламентская ответственность депутата // Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. — Москва, 1995; Краснов, М.А. Ответственность власти (Государство в открытом обществе). — Москва, 1997; Краснов, М.А. Клетка для власти: Книга-спор. — Москва, 1997; Краснов, М.А. Власть для открытого общества // Власть. — 2000; Краснов, М.А. Правовое государство: десятилетняя эволюция российской государственности. — Москва: Московский центр Карнеги, 2001. Июль; Краснов, М.А. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год. — Москва, 2003 (в соавторстве); Краснов, М.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. — Москва, 2004 (в соавторстве); Краснов, М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2006; Краснов, М.А. Христианское мировоззрение и права человека // Lex Russica (Русский закон). Том LXXVIII. № 5. — Москва, 2013; Краснов, М. . Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. № 1. — Москва, 2014; Краснов, М.А. Христианство и права человека: компендиум. Москва, Берлин, 2015; Краснов, М.А. Отец Небесный и «отцы нации» // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 2 (85). — Москва, 2017. Интервью: "Одиннадцать лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Судебная реформа в Российской Федерации " — 12 июня 2001; «Царецентризм» — это следствие конструкции власти, закреплённой в нашей Конституции" — 28 января 2013; «Наша конституция — памятник политической ситуации 1993-го» — 13 сентября 2013.
1949
Александр Михайлович Макаренко
российский дипломат. Окончил МГИМО МИД СССР (1972). Владеет английским и французским языками. На дипломатической работе с 1972 года. 1988—1989 гг. — советник Управления стран Африки МИД СССР. 1990—1993 гг. — советник-посланник Посольства СССР (с 1991 — России) в Гвинее. 1993—1994 гг. — заместитель, первый заместитель начальника управления Департамента Африки и Ближнего Востока МИД России. 1994—1997 гг. — первый заместитель директора Департамента Африки МИД России. 16 мая 1997 — 4 июня 2001 гг. — Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации на Мадагаскаре и Коморских островах по совместительству. Июнь 2001 — декабрь 2010 гг. — директор Департамента Африки МИД Российской Федерации. С 23 декабря 2010 по 4 июня 2001 года — Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Кении и Постоянный представитель при международных организациях в Найроби по совместительству.
Награды: Знак отличия «За безупречную службу» XXX лет (24 декабря 2007) — За большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю добросовестную дипломатическую службу Дипломатический ранг: Чрезвычайный и полномочный посланник I класса (19 января 1995); Чрезвычайный и полномочный посол (18 февраля 2002). Женат, имеет двоих детей.
1949
Лариса Леонидовна Петрик
заслуженный мастер спорта. "Динамо", Витебск (Белоруссия). Сильнейшая гимнастка 1960-х годов. Чемпионка Олимпийских игр в командном первенстве (1968) и в вольных упражнениях (1968), бронзовый призер в упражнениях на бревне (1968). Чемпионка мира в командном первенстве (1970), серебряный призер в командном первенстве (1966), бронзовый призер в упражнениях на бревне (1966, 1970). Бронзовый призер чемпионата Европы в упражнениях на бревне (1965). Абсолютная чемпионка СССР (1964). Чемпионка СССР в упражнениях на бревне (1966), серебряный призер в многоборье (1966, 1967, 1969), Кубка СССР в многоборье (1966), чемпионата СССР в опорных прыжках (1968), в упражнениях на бревне (1966, 1967, 1970) и в вольных упражнениях (1968), бронзовый призер в многоборье (1968), в упражнениях на бревне (1968) и в вольных упражнениях (1966).
1949
Светислав Пешич (сербское имя — Светислав Пешић)
сербский и югославский профессиональный баскетболист и баскетбольный тренер. Родился в городе Пирот, Югославия. В настоящее время главный тренер баскетбольного клуба «Барселона». Один из самых титулованных тренеров в Европе. Он выиграл два золота на чемпионатах Европы (1993 — с Германией, 2001 — с Югославией), золото чемпионата мира (2002 — с Сербией), титул чемпиона Евролиги (2003 — с «Барселоной»). В 2007 году вместе с клубом «Жирона» (Испания) завоевал Кубок вызова ФИБА. Достижения: Чемпион мира: 2002; Чемпион Европы: 1993, 2001; Кубок Чемпионов: 1979 (как игрок), 2003.