-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112734
Комментариев: 6804
Написано: 121209


14 августа родились...

Среда, 14 Августа 2024 г. 03:50 + в цитатник
Малютин0 (542x700, 259Kb)
1883
Борис Евгеньевич Малютин
русский шахматист, один из основателей Санкт-Петербургского шахматного собрания и Всероссийского шахматного союза, организатор международных шахматных турниров в Санкт-Петербурге в 1909 и в 1914 годах. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Сын генерал-майора, после окончания в 1903 году с золотой медалью Александровского лицея, служил в управлении торгового мореплавания, затем — в финансовом отделе канцелярии Государственной Думы. В 1917 году имел чин коллежского советника. Состоял в Конституционно-демократической партии. Редактор шахматных отделов газет «Речь» и «Современное слово» (1908—1912). Участник многих петербургских соревнований (лучший результат: Всероссийский турнир любителей, 1909, 4-6-е место) и побочных турниров Германского шахматного союза. Инициатор проведения матча по переписке «Север—Юг» (1911—1912) — первого в истории шахмат массового (более 150 участников) состязания. В июле 1914 года был участником шахматного конгресса в Мангейме, который был прерван началом Первой мировой войны.
Малютин01 (700x437, 190Kb)
Оргкомитет турнира в Санкт-Петербурге (1914 г.). Слева направо: П.П.Сабуров, Ю.О.Сосницкий, П.А.Сабуров, Б.Е.Малютин
Малютин вместе с другими русскими участниками был интернирован, он вернулся в Россию только в августе 1916 года. После Октябрьской революции и начала Гражданской войны вместе со многими членами партии кадетов оказался на Юге России с войсками Деникина. Точная дата смерти Малютина неизвестна, Павел Долгоруков вспоминал, что когда он покидал Ростов в первые дни 1920 года, Малютин лежал в госпитале с сыпным тифом в состоянии, делавшем невозможной его эвакуацию, и, вероятно, совсем скоро умер. Литература: Словарь шахматиста / составители: М.С.Коган [и др.] ; под общей редакцией профессора А.А.Смирнова.. — Ленинград : Шахматный листок, 1929. — Страницы 272—273. — 518 страниц; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 228. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

Эрнест Эверетт Юст i (528x700, 163Kb)
1883
Эрнест Эверетт Юст (Ernest Everett Just)
биолог и педагог афро-американского происхождения. Родился в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, США. Исследовательские работы относятся ко многим областям биологии: экспериментальный партеногенез, деление клеток, влияние ультрафиолетового излучения на клетки и т.п. Умер 27 октября 1941 года.

Бахметьев_Владимир_Матвеевич (526x700, 286Kb)
1885
Владимир Матвеевич Бахметьев
русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма. Член РСДРП(б) с 1909 г. Родился в Землянске Воронежской губернии. Владимир Матвеевич Бахметьев был выходцем из семьи чиновника. До 1905 года юноша свой литературный талант никак не проявил и после окончания уездного училища работал писцом в городской управе. В это время в Землянске начала выходить газета «Красный лапоть», в которой Владимир опубликовал свои первые стихи, рассказы и повести, посвящённые жизни крестьянства. Тогда же его увлекла революционная работа, за которую в 1908 году он был арестован и сослан в Барнаул. Оттуда писатель переехал в Новониколаевск, где вступил в ряды РСДРП в 1909 году. С 1914 года он живёт и работает в Томске, где судьба сводит его с В.Шишковым. В 1915 году литератора снова арестовывают за антивоенную пропаганду. После революции Владимир Бахметьев занимается организацией народного образования. В 1921 году он переезжает в Москву, где становится членом литературной группы «Кузница». В этот период он пишет рассказы, в которых преобладают темы героизма («Одна ночь», «Железная трава») и женских судеб («Мать», «Ошибка», «Её победа»). В 1934 входил в первое правление Союза Писателей СССР. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). Творчество Бахметьева не вписалось ни в одно из зарождавшихся течений современного ему искусства. Мало того, оно вступило в противоречие с ними. В своих литературно-критических статьях писатель выступал против новых направлений в литературе, в частности, против символизма. Его произведения носили сугубо реалистичный характер. Ему нельзя отказать в знании жизни, наблюдательности, чувстве языка. В романе «Преступление Мартына» Бахметьев исследует причины, побудившие главного героя в самый ответственный момент покинуть вверенный ему эшелон с беженцами и партийной кассой. Это произведение вызвало бурную дискуссию в печати, и в 1947 роман вышел в переработанном по партийным указаниям виде. После войны, всё время оставаясь в русле реализма, писатель публикует ряд рассказов, темой которых становится героизм советских солдат на поле боя. Умер в Москве 16 октября 1963 года.
Могила_писателя_Владимира_Бахметьева (525x700, 507Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Награды: Орден Ленина (13 августа 1945); Орден Трудового Красного Знамени (31 января 1939). Книги: На земле, 1924; Преступление Мартына, 1932; Наступление, 1938, в переработанном виде под названием «У порога», 1941; Собрание сочинений. В 3-х томах, 1926-1930; Избранное, 1947, 1953; Избранные произведения. В 2-х томах, 1957. Источники: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — Москва: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница — 5000 экземпляров — ISBN 5-8334-0019-8.

Дженнет Магомедовна Далгат (499x700, 118Kb)
1938
Дженнет Магомедовна Далгат
советский и дагестанский композитор, музыкальный и общественный деятель. Первая женщина с высшим образованием и первая женщина композитор из Северного Кавказа. Основоположник музыкального образования Дагестана. Дочь государственного деятеля Магомеда Далгата. Мать дирижёра Джемала Далгата. Родилась в селе Урахи, Даргинский округ, Дагестанская область, Российская империя, в семье видного государственного деятеля, депутата Государственной думы Российской Империи IV созыва, комиссара по управлению Дагестанской областью Магомеда Далгат и дочери персидского консула в Ростове-на-Дону Ниса — Ханум Далгат. По национальности — даргинка. Ещё с детских лет она увлекалась музыкой. Затем уехала в Германию и поступила в Музыкальную консерваторию в городе Лейпциг, где с отличием закончила её в 1909 году по классу фортепиано, а в 1913 году окончила Высшую школу исполнительского мастерства. В период учёбы в консерватории её учителем был профессор Альфред Рейзанауэр. С 1913 по 1925 годы она вела активную концертную деятельность по городам России и Европы. В результате она получила широкую известность и успех. Многие журналы и газеты зарубежной Европы сообщали о её концертах, проходивших при переполненных залах. И так она становится первой женщиной горянкой и первой женщиной композитором из Северного Кавказа с высшим образованием. В тот период, когда она получала второе высшее образование в Лейпцигской консерватории, с ней был её маленький сын Джемал, родившийся в 1920 году. С детских лет он был погружен в немецкую культуру, оказался в самом центре развития и расцвета музыкального исполнительства в Германии. В дальнейшем он становится художественным руководителем Михайловского театра в Ленинграде, возглавлял Санкт-Петербург оркестр, получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста РСФСР, Дагестанкой АССР и ЧИАССР. Погиб при пожаре в 1991 году в собственном доме, пытаясь спасти архив деда Депутата Государственной думы Российской Империи IV созыва, доктора медицины Магомеда Далгата. После Октябрьской революции 1917 года наряду с музыкальным исполнительством она занималась педагогической деятельностью, работала в Дагестанской области, оказывая властям и композиторам непосредственную помощь в организации Музыкального училища в городе Махачкала. В училище она вела класс фортепиано. В 1924 году народный комиссар просвещения Дагестанской АССР Алибек Тахо-Годи выдал её командировочный лист в Лейпциг для получения навыков профессионального композиторского мастерства. После командировки она сочиняла мелодии в разных жанрах, черпая интонации и из дагестанской народной музыки. Дженнет Далгат обозначила важные вехи в развитии дагестанской музыкальной культуры: заложила начало инструментальному исполнительству, явилась основоположником жанра и формы квартета и циклической полифонической композиции, в обработке народного напева и наигрыша. Она стояла у истоков композиторской и музыкально- педагогической школ Дагестана, была музыкантом-просветителем, стремящимся поделиться своими знаниями и образованием с представителями молодого поколения. Дженнет Магомедовна умерла в 1938 году в возрасте 53 лет, похоронена в горолде Орджоникидзе, РСФСР, СССР (ныне Владикавказ). Её именем названа улицы в городах Махачкала, Дербенте, Буйнакске и в селе Сергокала. В её честь в музыкальном училище Махачкалы проходят встречи, конференции и фестивали.

Mrochkovskiy_S_I (555x700, 135Kb)
1885
Стефан Иосифович Мрочковский
советский разведчик-нелегал, корпусной комиссар (1935). Родился в семье рабочего-кожевника. Окончил реальное училище и юридический факультет Харьковского университета. Член РСДРП с 1905 года. Присяжный поверенный, кроме русского владел французским, английским и немецким языками. В 1917–1918 председатель Елисаветградского ревкома, партизан в УНР. В 1919 был схвачен деникинцами, бежал. В 1919–1921 агитатор-пропагандист и сотрудник органов народного образования в Елисаветграде, Кисловодске, Харькове и Москве. С ноября 1921 до марта 1925 член российско-украинской делегации на «смешанных СССР и Польши реэвакуационной и специальной комиссиях». В 1925–1927 юрисконсульт, член и председатель правления АО «Метахим» и «Берсоль», через которые осуществлялись некоторые из секретных программ советско-германского военного сотрудничества. В 1927–1928 (перерыв в деятельности возможно связан с побегом его помощника С.Н.Сойбельмана в одну из стран Латинской Америки, с присвоением выделенных на оперативные цели денежных средств) и в 1939–1940 возглавлял советско-германскую фирму «Востваг», имевшую филиалы во многих странах мира и входившую в мобилизационную сеть коммерческих предприятий советской военной разведки за рубежом, был начальником этой сети в 1928–1939. С приходом А.Гитлера к власти в 1933 супругам Мрочковским пришлось уехать из Германии во Францию. В 1940 арестован режимом Виши, и заключён в концлагерь, впоследствии освобождён. Потом перебрался в США, где работал под именем Базилиуса Бухгольца. Ликвидировав, в соответствии с приказом (по некоторым сведениях на основании мнения Ф.И.Голикова), «Востваг» и другие организации МСКП, по вызову Центра покинул страну 16 ноября 1942 и через Ближний Восток вернулся в СССР. Ввиду нахождения на нелегальном положении помощь в оформлении необходимых документов задним числом ему оказал посол СССР в США М.М.Литвинов имевший связи в Госдепартаменте. 18 января 1943 арестован, в апреле того же года в Советский Союз убыла его семья, однако когда они приехали в столицу, С.И.Мрочковский уже находился в заключении. Обвинялся в том, что являлся германским и французским шпионом, в участии в антисоветской троцкистской организации, в том, что «расшифровал возглавляемую им сеть перед иностранными разведками», что «возглавляемые им фирмы были засорены иностранными шпионами», в «клевете на внешнюю и внутреннюю политику ВКП)б) и Советского правительства». После допросов, на которых отверг все предъявляемые обвинения, 9 лет просидел в тюрьме под следствием в строгой изоляции, при этом не допрашивался годами. Лишь 26 августа 1952 года был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к 15 годам лишения свободы по обвинению в антисоветской деятельности.
Mrochkovskiy01 (700x531, 318Kb)
Стефан Иосифович с женой Фанни Марковной (работала связисткой) принимают официальную делегацию
23 июля 1953 приговор был отменён, 20 августа того же года освобождён из под стражи. Восстановлен в кадрах армии, но уже 26 октября вышел в отставку по болезни, персональный пенсионер с того же года. 12 августа 1954 восстановлен в рядах КПСС как её член с 1905 с перерывом в партийном стаже с января 1943 до июля 1953. Похоронен на Новодевичьем кладбище, некролог опубликован в «Красной звезде» 26 февраля 1967. Воинские звания: корпусной комиссар (16 декабря 1935) Награды: Орден Ленина (после 1953); Орден Красного Знамени (5 ноября 1954); Орден Красной Звезды; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Литература: Черушев Н.С. Удар по своим. Красная Армия: 1938—1941. — М.: Вече, 2003. — 480 страниц. — (Военные тайны XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-94538-366-X; Лурье В.М., Кочик В. Я. ГРУ: дела и люди / Составитель Колпакиди А.И. — Москва, Санкт-Петербург: «ОЛМА-Пресс», «Нева», 2003. — 640 страниц. — (Россия в лицах). — ISBN 5-7654-1499-0, ISBN 5-224-03528-7; Прудникова Е.А., Горчаков О.А., Попов А.Ю., Цветков А.И., Папоров Ю.Н. Легенды ГРУ. — Нева, 2005. — ISBN 978-5-7654-4605-8; Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки. 1918-1945 гг. — Москва, 2012. — Страницы 543-544; Болтунов М.Е. Разведчики, изменившие мир / Михаил Болтунов. - Москва : Алгоритм, 2009. - 269 страниц. ; 21 см. - (Щит и меч : к 90-летию ВЧК). - ISBN 978-5-9265-0606-5 (в переплёте); Прудникова Е.А. Колпакиди А.И. Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — ISBN 5-373-00352-2, ISBN 5-7654-4932-8; Звягинцев В.Е. Война на весах Фемиды. Война 1941-1945 гг. в материалах следственно-судебных дел. — Москва: Терра, 2006. — ISBN 5-275-01309-4.

VSiromjatnikov (610x700, 122Kb)
1885
Василий Степанович Сыромятников
русский советский художник и педагог. Один из основоположников профессионального изобразительного искусства Башкортостана. Сыромятников Василий Степанович[1] родился 14 августа 1885 года в деревне Зильдярово, Белебеевский уезд, Уфимская губерния, Российская империя, ныне Миякинский района Республика Башкортостан. В 1912 году он окончил Казанскую художественную школу (педагог — выпускник Петербургской Академии художеств П.П.Беньков). После учебы он некоторое время жил в г. Сызрани, где жили его родственники и работал учителем в гимназии. В Сызрани, он постепенно отошел от влияния своих учителей по художественной школе. С 1912 жил и работал в Уфе. В 1916—1919 годах — участник выставок Уфимимского общества любителей живописи. Один из организаторов Уфимского отделения Ассоциации художников революционной России. В 1920—1946 годах — научный сотрудник Уфимского художественного музея (Художественный музей имени М.В.Нестерова), где основное внимание уделял сбору образцов народного декоративно-прикладного искусства башкир. В начале XX века вместе с художниками К.Девлеткильдеевым, А.Тюлькиным, А.Храмовым. Ю.Блюменталем выезжал в экспедиции в отдаленные селения юго-восточных районов Башкортостана. Из экспедиций Василий Степанович привозил альбомы с зарисовками. Каждая зарисовка в альбоме — документ. Как ответственный человек, Сыромятников под каждой зарисовкой ставил свою монограмму «В». Василий Степанович старался не только зарисовать экспонат, но и по возможности приобрести его для художественного или краеведческого музеев. Сыромятников пытливо изучал башкирский орнамент. Впервые сделал попытку классифицировать обширный круг предметов материальной культуры башкир. Член Уфимского городского ССХ (ССХ БАССР, СХ СССР) с 1934 года. Член Союза художников СССР с 1937 года. В 1939 году вместе с художниками А.Лежневым, Тюлькиным, И.Урядовым участвовал в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1972). Творчество Сыромятникова как живописца непосредственно связано с художественной изучением культуры и быта башкир — свидетельствуют о многогранности и творческой цельности художника.
Сыромятников В.С. был одним из первых живописцев, увековечивших природу и быт башкир.
Картины
Основные живописные произведения Сыромятникова: этюд «Троицкий собор» 1915, «Башкирка», «Гости на женской половине» (несколько различных вариантов), «Улица в кочевье» (все — 1928), «Девушка-башкирка в праздничном наряде», «Башкирский натюрморт», натюрморты «Башкирия» и «Башкирский мотив» (1974) и альбом зарисовок образцов башкирского орнамента — все находится в Художественном музее имени М.В.Нестерова в Уфе. Картины на индустриальную тему: «Баймакский золото-медный завод», «Прокатный цех Белорецкого завода», «Доменный цех». Картины на сельскохозяйственную тему: "Тракторист — ударник совхоза «Красная Башкирия», "Первая комбайнерка в совхозе «Красная Башкирия» или «Зернохранилище в совхозе», «Электростанция в совхозе». К основным работам относятся: Татарский мотив, картон, масло, 1925. Серый день, холст, масло, 1925. Золото осени, холст, масло, 1926., Улица на кочевье, картон, масло, 1929. Вечер в кочевье, картон, масло, 1929. В этом доме жил В.И.Ленин, холст, масло, 1938., Мать-героиня, холст, масло, 1945. Кибитка, холст, масло, 1955. Старая новая Уфа, холст, масло, 1955—1975. Альбом зарисовок башкирского народного орнамента, резьба, бум. акв., 1925—1937 гг. «Свиноводство» — панно для павильона «Башкирия» на ВСХВ, 1939. Башкирский натюрморт, холст, масло, 1974. Произведения Сыромятникова находятся в Художественном музее имени М.В.Нестерова и в частных коллекциях. Выставки: С 1916 года — участник выставок уфимского «Общества любителей живописи». Сыромятников — участник республиканских (с 1937), зональных (с 1974), всероссийских и всесоюзних (с 1926), зарубежных (1929, Сан-Диего, США) выставок. Практически до 1975 года не было ни одной выставки в Уфе, где бы он не показал свои работыю Республиканские выставки Союза башкирских художников, Уфа, 1937—1954. Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, 1955. Юбилейная выставка искусства народов СССР, Москва, 1927. Всероссийская выставка «Художники старшего поколения РСФСР», Москва, 1940. Литература: История Уфы. Сборник. статей, глава 6, 10, 11. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976; Э.П.Фенина: Башкирский Государственный художественный музей имени Нестерова. Путеводитель. Башкирское книжное изд., Уфа, 1974; ГС.Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Издательство «Советский художник», Москва, 1974; Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э.П.Фенина, Башкирское книжное издательство, Уфа-1979; Башкирское народное искусство //Искусство, 1977, −1;. Янбухтина А.Я. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа. 1993.

Marjorie_Hayward (598x700, 185Kb)
1885
Марджори Хэйуорд (Marjorie Hayward; в замужестве — Лемпферт, Lempfert, но для выступлений использовала девичью фамилию)
британская скрипачка. Родилась в городе Гринвич, графство Кент, Англия, Великобритания. Училась у Эмиля Соре в Королевской академии музыки (1897—1903), а затем в Праге у Отокара Шевчика (1903—1906). Вернувшись в Англию, много выступала как солист (преимущественно с любительскими оркестрами), постоянно участвовала в променадных концертах Генри Вуда. Начиная с 1911 г. постоянно играла первую скрипку в тех или иных камерных ансамблях, среди которых выделяются Английский квартет (1915—1925, с Фрэнком Бриджем на альте) и Квартет виртуозов (1924—1939, с Седриком Шарпом на виолончели).
Marjorie_Hayward_(1926) (640x700, 223Kb)
Гастролировала в нескольких европейских странах — известно, в частности, её выступление в Берлине 19 декабря 1928 года в концерте, посвящённом творчеству Этели Смит: Хэйуорд и Обри Брейн исполнили её Концерт для скрипки и валторны с оркестром. С 1924 г. преподавала в Королевской академии музыки. Умерла в городе Лондон, Англия, Великобритания, 10 января 1953 года.

 (699x555, 74Kb)
1886
Артур Джеффри Демпстер (Arthur Jeffrey Dempster)
канадско-американский физик, член Национальной академии наук США (с 1937 года), в 1944 году избирался президентом Американского физического общества. Создатель первого современного масс-спектрометра (базирующегося на изобретении Ф.Астона), первооткрыватель нуклида урана 235U (в 1935 году). Родился в Торонто. Значительную часть карьеры посвятил поиску стабильных изотопов химических элементов и определению их распространённости. Обнаружил большее количество стабильных изотопов, чем кто-либо другой (кроме Ф.Астона, открывшего это исследовательское поле). Родился в Торонто, в состоятельной шотландско-ирландской семье. Его родителями были Джеймс и Эмили Демпстеры. Получил степени бакалавра и магистра в Торонтском университете в 1909 и 1910 годах, соответственно. В 1911 году Демпстер поехал в Германию, где пробыл три года. Два семестра он провёл в Мюнхенском и Гёттингенском университетах, и еще 2 года в университете Вюрцбурга. Профессор физики Вюрцбургского университета Вильгельм Вин занимался исследованиями, которые были связаны с отклонением пучков положительных ионов под действием электрического и магнитного полей. Этот же метод в точности подходит и для разделения изотопов, хотя Вин использовал его для изучения электрических разрядов в газах. То же делал и Демпстер в своей работе, которая должна была стать его диссертацией на соискание докторской степени.
Dempster_Mass_Spectrometer (556x700, 111Kb)
Схема масс-спектрометра, сконструированного А.Демпстером в 1918 году.
Однако в августе 1914 года, из-за начала Первой мировой войны, Демпстер был вынужден покинуть Германию. Для продолжения своей работы Демпстер выбрал Чикагский университет, куда и прибыл в начале осени 1914 года. В 1916 году университет присвоил ему степень доктора философии с высшим отличием (латинское название — summa cum laude). После периода службы в армии США во время Первой мировой войны, которая способствовала его натурализации в качестве гражданина Соединенных Штатов, в 1919 году он вернулся на работу в Чикагский университет, где и проработал до самой смерти в 1950 году. Основные работы А.Демпстера относятся к области масс-спектроскопии и изучению изотопии. В 1918 году построил первый масс-спектрограф, а в 1936 году совместно с Кеннетом Бэйнбриджем (Kenneth Tompkins Bainbridge) и Йозефом Маттаухом (Josef Heinrich Elizabeth Mattauch) сконструировал масс-спектрограф с двойной фокусировкой. Демпстер открыл ряд стабильных изотопов различных химических элементов, например, магния, кальция, платины, палладия, бария, теллура, вольфрама, гадолиния. В 1935 году открыл нуклид урана 235U. В 1928 году уточнил кривую упаковочных коэффициентов, предложенную Ф.Астоном. Умер в Стюарте (штат Флорида) 11 марта 1950 года.

Kitsikis2a (592x700, 483Kb)
1887
Никос Кицикис (греческое имя — Νίκος Κιτσίκης)
греческий инженер-строитель, сенатор, депутат парламента, профессор и ректор Афинского политехнического университета. Никос Кицикис родился в городе Нафплион, в семье судьи Димитриса Кицикиса (1850—1898) и Кассандры Хатсопулу. Род Кицикисов происходил из села Скопелос острова Лесбос, откуда семья уехала в 1865 году, чтобы обосноваться в Афинах. Димитрис Кицикис построил в Афинах в 1887 году трёхэтажный дом, где обосновалась его семья. В том же году Димитрис Кицикис получил назначение в Нафлион, где и родился Никос Кицикис. Никос Кицкис поступил в Афинский политехнический университет, на строительный факультет, который закончил в 1907 году первым (лучшим) на своём курсе. Получил после конкурса единственную стипендию «фонда Аверофф» и продолжил учёбу в берлинском Technische Hochschule, Charlottenburg. Позже он поступил в Парижский университет, где учился математике у Анри Пуанкаре, а также учился философии в Коллеж де Франс у Анри Бергсона. В 1936 году он был провозглашён doctor honoris causa в Политехническом институте Берлина, «за многочисленные отличные научные работы». По окончании учёбы Кицикис работал инженером в германской фирме (1911—1913). В 1913 году он вернулся в Грецию добровольцем, чтобы рядовым принять участие во Второй Балканской войне против болгар. В 1916 году, в возрасте 29 лет, он был избран профессором статики и позже металлических мостов и железобетонных конструкций в Политехническом университете. Инженер Элли Паппа считает его основателем научного предмета статики в сегодняшней Греции. Кицикис был назначен Генеральным директором Общественных работ в 1917—1920 годах при министре Александре Папанастасиу и содействовал возвращению в Грецию известных греческих учёных и инженеров работавших за границей, таких как Каратеодори, Константин. Вместе со своим младшим братом, архитектором Константином Кицикисом он принял участие в реконструкции македонской столицы, города Фессалоники, после Большого пожара в 1917 году. В 1921—1928 годах в качестве технического директора британской компании «Mac Alpine» (1921—1928) он построил порт Ираклиона на острове Крит. В 2003 году в его честь в порту Ираклиона был установлен бюст Кицикиса. В Ираклионе он познакомился со своей будущей женой, критянкой Беатой Петихаки (1907—1986), будущей Кицики, Беата (1907—1986). Отчимом Беаты был Аристид Стергиадис, губернатор Смирны в 1919—1922 годах, когда город и прилегающий регион был под греческим контролем. Беата позже стала известной участницей Сопротивления и членом Национально-освободительного фронта (ΕΑΜ). Во время Гражданской войны, будучи в рядах Демократической армии Греции (ΔΣΕ) и Коммунистической партии Греции (ΚΚΕ), была осуждена к смертной казни в 1948 году, но приговор не был приведен в исполнение. Беата была освобождена в конце 1951 года после окончания Гражданской войны.
Nikos_Kitsikis_2(commons) (700x525, 346Kb)
Никос Кицикис политик.
В 1931 году и вновь в 1935 году Кицкис был избран единогласно председателем Технической палаты Греции (Инженерного союза) Греции и предпринял первые шаги к индустриализации Греции при премьер-министре Э.Вениелосе. Его лекции в здании Археологического общества стали историческими, поскольку заложили основу для последующих программ развития. Эти лекции были изданы книгой в 2000 страниц, под общим заголовком «Экономическое исследование больших технических вопросов». Постоянными слушателями лекций были премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос и члены его правительства 1929 года. В тот же период он был избран единогласно сенатором от технического сообщества (1929—1935), после чего 8 лет (1937—1945) был техническим директором Порта Пирея (ΟΛΠ).. С 1937 по 1945 год был избран единогласно проректором а затем ректором Афинского политехнического университета. Его слава инженера и учёного была в межвоенные годы такой, что после его награждения в 1936 году званием доктора honoris causa Политехническим институтом Берлина, он был приглашён с женой в 1939 году, перед самым началом Второй мировой войны, германским правительством посетить Германию и увидеть технические достижения Третьего рейха, в качестве гостя Альберта Шпеера, официального архитектора Гитлера. После того как германские войска оккупировали Грецию в апреле 1941 года, оккупационные власти обратились к Кицикису, в качестве технического директора порта Пирея, построить военно-морскую базу для немецких подводных лодок. Кицикис отказался. Вместо этого, и пользуясь неприкосновенностью, данной ему германским послом в Афинах, он организовал студентов Политехнического университета, в котором он был ректором, в Национально-освободительный фронт Греции (ΕΑΜ). В годы своей учёбы в Берлине Кицикис вступил в Социал-демократическую партию Германии и в греческое движение «Обществоведов» (Κοινωνιολόγων), вместе с Александром Делмузосом, Александром Папанастасиу, Димитрисом Глиносом. Кицикис оставался верным Венизелосу и принял участие в попытке переворота сторонников Вениелоса в 1935 году. В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции примкнул к Национально-освободительному фронту (ΕΑΜ) и был дважды аррестован за свою деятельность в студенческой среде. В конце 1944 года стал членом Коммунистической партии Греции (ΚΚΕ), в силу чего, в послевоенном 1946 году, в ходе гонений на коммунистов, был изнан со своей кафедры и всех официальных постов. С 1945 по 1949 год Кицикис был президентом Греко-советского союза. В 1955 году, вместе со своей женой, основал ассоциацию Греция — Китайская народная республика. В период, когда Китайская Народная Республика не была официально признанной греческим правительством, он стал де-факто китайским послом в Афинах. Вместе со своей женой, Беатой Кицики, он внёс свой вклад в распространение идей маоизма в Афинах, где он был популярен. С 1956 по 1967 год он был депутатом парламента от Единой демократической левой партии (ΕΔΑ).
Nikos_Kitsikis_3(commons) (700x525, 335Kb)
Никос Кицикис, 1964 г.
На муниципальных выборах в Афинах, 1964 года, Кицикис занял первое место, но в силу системы выборов мэром стал Г.Плитас. После военного переворота 21 апреля 1967 года Кицикис, вместе с тысячами других политических противников режима, был выслан в концлагерь на остров Ярос. Позже ему было дозволено уехать в Париж, к своим детям. Никос Кицикис умер в Афинах 26 июля 1978 года и был похоронен на Первом афинском кладбище, в присутствии представителей греческого государства, представителей всех тенденций коммунистического движения Греции и посла Китайской народной республики. В том же году, посмертно, был награждён китайским правительством. Сын Кицикис, Димитрис, является сегодня профессором международного права в университете Оттавы. Архив и библиотека Никоса Кицикиса сегодня хранится в неоклассическом особняке Аристида Стергиадиса в Иракионе на Крите.
Statue_Nicolas_Kitsikis-Herakleion(4)-photo_Dec_2012 (700x525, 366Kb)
Бюст Никоса Кицикиса в порту Ираклиона.
Литература: Νίκος Κιτσίκης, Αφιέρωμα. Athens, Technical Chamber of Greece (TEE), 1978. («Nikos Kitsikis. Hommage»); Ελλη Παππά — Νίκος Κιτσίκης. Ο επιστήμονας, ο άνθρωπος, ο πολιτικός. Athens, Technical Chamber of Greece (TEE), 1986. («Nikos Kitsikis: The Scientist, the Man, the Politician»); Εμμανουήλ Χαλκιαδάκης — Το Τεχνικό Επιμελητήριο της Ελλάδας στο Μεσοπόλεμο. Ο ρόλος του Νίκου Κιτσίκη. Athens, Technical Chamber of Greece (TEE), 2003. («The Technical Chamber of Greece between the Two World Wars. The Role of Nikos Kitsikis»); Μπεάτα Κιτσίκη — Γνώρισα τους Κόκκινους Φρουρούς. Athens, Kedros Press, 1982. (Beata Kitsikis. «I Knew the Red Guards»); Μπεάτα Κιτσίκη — Αποστολή 1963—1964. Απ'όσα είδαμε στην Κίνα. Athens, Fexis Press, 1964. (Beata Kitsikis. «1963-1964 Mission to China»); Μπεάτα Κιτσίκη — Ματιές στην Κίνα. Athens, P. Bolaris Press, 1957. (Beata Kitsikis, «Glimpses on China»); Γιάννης Αντωνίου — Οι Έλληνες μηχανικοί. Θεσμοί και ιδέες, 1900—1940. Αθήνα, 2006.(«The Greek Engineers. Institutions and Ideas, 1900—1940»); Νίκος Κιτσίκης — Η φιλοσοφία της νεώτερης φυσικής — Athens, Gutenberg, 1989 («The Philosophy of Modern Physics»); Δημήτρης Μπάτσης — Η βαρειά βιομηχανία στην Ελλάδα. Athens, Kedros Press, 2004 («The Heavy Industry in Greece». Introduction by Nicolas Kitsikis); Γυναικείες φυλακὲς Αβέρωφ. Τραγούδι πίσω απὸ τα κάγκελα. Athens, «Rizospastis», the Official daily of the Communist Party of Greece, CD, 2009 («Averof’s Women Jails. Song behinf Bars»). Where Beata Kitsikis was detained; Ολυμπία Βασιλικής Γ. Παπαδούκα, Γυναικείες φυλακές Αβέρωφ, Αθήνα, 1981 («Averof’s Women Jails»). Источники: Γιώργος Πετρόπουλος, Νίκος Κιτσίκης, Ενας λαμπρός επιστήμονας, ένας σεμνός κομμουνιστής, Εφημ. Ριζοσπάστης, 19/02/2003; Ιστοσ. Τεχνικού Επιμελητηρίου Ελλάδος, Αρχείο Ν. Κιτσίκη, Δωρεά τμήματός του στη βιβλιοθήκη του ΤΕΕ/ΤΑΚ; Ιστοσ. Ινστιτούτου Νεοελληνικών Ερευνών-Πανδέκτης, Κιτσίκης Νίκος [Στοιχεία πίνακα]; Βιογραφία Νίκου Κιτσίκη από Έλλη Παππά, [1], Εκδόσεις Τεχνικού Επιμελητηρίου Ελλάδος, 1986.

marija-leiko (454x700, 311Kb)
1887
Мария Карловна Лейко (латышское имя — Marija Leiko)
звезда немого кино, снималась у Фридриха Мурнау, актриса Латышского государственного театра «Скатувэ» («Skatuve»). Беспартийная, латышка по национальности. Мария Лейко родилась в Риге. Отец — строительный подрядчик, мать — домохозяйка. Окончила Рижскую частную школу для девочек Б. Рейниса (1903). Работала в труппе театрального товарищества Ионатана и театре Аполло (1907—1908). Вместе со своим коллегой, актёром и режиссёром Янисом Гутером эмигрировала из страны. Жила в Дании, Австро-Венгрии и Германии. Училась в драматическом классе Венской императорской академии музыкального и драматического искусства (1909—1910). Выступала на сцене Нового театра во Франкфурте-на-Майне (1910—1911 и 1914—1916), Городского театра в Лейпциге (1912—1914), Мюнхенского камерного театра (1917). Работала в актёрской труппе под руководством М.Рейнхардта (1917—1920). В 1926 году была приглашена на роль Насти в поставленной известным немецким пролетарским режиссёром Эрвином Пискатором пьесе Максима Горького «На дне». Актриса с 1917 года начала сниматься в немом кинематографе Германии, где её фильмы пользовались большим успехом. С появлением звукового кино продолжала работать в театре. В Берлине у Марии Лейко родилась и выросла дочь, названная по имени героини Ибсена Нора. В 1930 году Нора вышла замуж за сотрудника советского посольства в Германии Сулико Чечевая, но вскоре мужа Норы отозвали и они уехали в Тбилиси, родной город мужа. В 1935 году Нора скончалась при родах и её маленькую дочь назвали в честь матери также Норой. Мария Лейко в это время жила в своей родной Риге, куда вернулась в 1933 году после прихода нацистов к власти в Германии. Узнав о смерти дочери и рождении внучки Мария Лейко едет в Тбилиси, чтобы забрать маленькую Нору к себе. На обратном пути Мария Лейко задержалась на несколько дней в Москве и здесь руководители театра «Скатуве» уговорили её сыграть несколько сезонов в этом московском театре. Это было роковое решение. В момент ареста 15 декабря 1937 года сотрудниками НКВД Мария Лейко проживала по адресу Москва, Оболенский переулок, дом 9, корпус 3, квартира 58. Мария Лейко была объявлена «агентом иностранного империализма» и по обвинению в принадлежности к «латышской контрреволюционной националистической фашистской организации» расстреляна 3 февраля 1938 года, захоронена на месте казни в Бутово. О судьбе внучки Марии Лейко, Норы, которой было менее трех лет в момент гибели актрисы, ничего неизвестно. Мария Лейко была реабилитирована за отсутствием состава преступления 12 мая 1958 года.
Роли в театре
Рижский театр Аполло: 1907 — «Фарисеи» Артура Шницлера — Жоржета; 1907 — «На дне» Максима Горького — Наташа; 1907 — «Разбойники» Фридриха Шиллера — Амалия; 1907 — «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана — Рутиня. Новый театр (Франкфурт-на-Майне): 1910 — «Одинокие» Герхарта Гауптмана — Кейт; 1910 — «Коронованная невеста» Юхана Августа Стриндберга — Терста. Городской театр (Лейпциг): 1912 — «Гамлет» Уильяма Шекспира — Офелия; 1912 — «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте — Гретхен; 1913 — «Дон Карлос» Фридриха Шиллера — Елизавета Валуа. Труппа М.Рейнхарта: 1917 — «Живой труп» Л.Н.Толстого — Саша; 1917 — «Зимняя баллада» Герхарта Гауптмана — Рутиня; 1920 — «Гамлет» Уильяма Шекспира — Гертруда. Народный театр (Берлин): 1926 — «На дне» Максима Горького — Настя. Театр Скатуве: 1936 — «В огне» Рудольфа Блауманиса — Кристина. Фильмография (на немецком): Räuberbande, Die (1928); Rothausgasse, Die (1928) играет Katherina Rezek; Am Ruedesheimer Schloss steht eine Linde (1928) играет Fritzs Mutter; Aufstieg der kleinen Lilian (1925); Dr. Wislizenus (1924);Schatz der Gesine Jakobsen, Der (1923); Frauenkönig, Der (1923); Schneiderkomteß, Die (1922) играет Die junge Komteß; Kinder der Finsternis — 2. Kämpfende Welten (1922) играет Maria Geon; Versunkene Welten (1922); Kinder der Finsternis — 1. Der Mann aus Neapel (1921) играет Maria Geone; Frau von morgen, Die (1921); Ratten, Die (1921) играет Pauline Piperkarcka; Furcht vor dem Weibe, Die (1921) играет Reederstochter; Am Webstuhl der Zeit (1921) (Marija Leyko) играет Ruth Einser, Hansens Assistentin; Opfer der Ellen Larsen, Das (1921); Brandherd (1921) играет Anna фильм также известен как Torgus (USA) и Verlogene Moral (Germany); Rote Redoute, Die (1921); Kwannon von Okadera, Die (1920) играет Ingele von Geortz; Ewiger Strom (1920) играет Marija, ein Mädchen; Satanas (1920) играет в эпизоде, фильм также известен как Satan; Frau im Käfig, Die (1919); Freie Liebe (1919); Lola Montez 2 (1919) фильм также известен как Am Hofe Ludwigs I. von Bayern; Frühlingslied, Das (1918); Diamantenstiftung, Die (1917).

Константин Степанович Сопляков  (532x700, 338Kb)
1888
Константин Степанович Сопляков (псевдонимы - Кость Буревий, Эдвард Стриха, Кость Соколовский, Варвара Жукова, Нахтенборенг и прочие)
советский украинский поэт, драматург, театровед и литературный критик, переводчик. Также революционный деятель. Участник литературной дискуссии 1925—1928 годов и автор брошюры «Европа или Россия — о путях развития современной литературы». Публиковался под псевдонимами Эдвард Стриха, Кость Соколовский, Варвара Жукова, Нахтенборенг, К.Сопляк, К.Б., Клим Буревой. Кость Буревой родился в селе Большие Меженки, Воронежская губерния, в украинской семье (Восточная Слобожанщина). Рос в русскоязычной среде. Отец Костя — Степан — имел много детей и мало земли. Поэтому Кость смог закончить только сельскую четырёхлетку. Дальнейшее образование получал самостоятельно, преимущественно в тюрьме и на каторге. К.Буревой стал членом российской Партии социалистов-революционеров и корреспондентом нелегальных российских эсеровских газет уже в 15-летнем возрасте (Воронеж был признанным центром эсеровского движения, зато информация о деятельности украинских политических организаций на эти земли почти не поступала). Во время первой ссылки за революционную деятельность товарищи К. Буревоя по неволе (преимущественно студенты), которые были в восторге от таланта простого сельского парня, помогли ему подготовиться к гимназическому экзамену на аттестат зрелости. Тогда же он выучил польский и французский языки. Всё время, что провёл в местах лишения свободы, много читал. После второй ссылки учился на Высших коммерческих курсах в Петербурге. Буревой был активным деятелем обеих революций — 1905 и 1917 годов. В 1905 году впервые арестован по обвинению в участии в аграрных беспорядках. Арест приблизил Костя к подполью и к участию в покушении на воронежского генерал-губернатора. В 1907 году Кость стал членом Острогожского уездного комитета ПСР. В 1911 году Буревоя арестовали во второй раз, на скамье подсудимых он сидел среди 300 крестьян. Приговором суда сослан в Олонецкую губернию на остров Большой Куганаволок. Из ссылки поехал не домой, а в Петербург, где сдал экзамены на аттестат зрелости и выполнял ответственную работу в полулегальной газете «Мысль». В июле 1914 года — третий арест. Сначала Петербургская тюрьма, потом ссылка на Енисее (Восточная Сибирь). Оттуда К. Буревой сбежал с помощью Григория Петровского (будущий лидер Украинской ССР). Красноярск, Москва, и снова Петербург, где он стал организатором рабочего обеспечения — больниц, страхкасс, забастовочных комитетов. В подполье Буревой постоянно менял паспорта, места жительства, фамилии. Участвовал в подготовке покушения на Кабинет министров. В то же время Буревой учился на высших коммерческих курсах. В октября 1916 года — четвёртый арест и ссылка в Сибирь на 5 лет. Длинные арестантские этапы, тот же Туруханский тракт и сибирская тайга. Подготовку нового побега «сорвала» Февральская революция 1917 года. В марте К. Буревой по амнистии вернулся домой. С весны до осени 1917 года Буревой находился в Воронеже, где выполнял обязанности председателя совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов, члена губкома ПСР, депутата Всероссийского учредительного собрания, члена бюро эсеровской фракции Собрания. Четвёртый съезд ПСР в декабре 1917 года избрал его членом Центрального комитета Партии социалистов-революционеров. Сперва боролся против большевистского режима, стал одним из руководителей восстания в Поволжье. В это время Буревой работал в самарском комитете Учредительного собрания. В борьбе с имперско-реставраторскими наклонностями антибольшевистской оппозиции Буревой с единомышленниками, считавшими Колчака и «белых» большей угрозой, чем «красные», организовал группу «меньшинство ПСР», которая просуществовала до 1922 года. В это время Буревого впервые арестовали органы ЧК. Убедившись, что демократические силы не могут противостоять режиму на границе 1922—1923 годов, Буревой прекратил активную политическую деятельность. В этот период он закончил книги «Колчаковщина», «Поэт белого знамени», «Распад». Некоторое время писатель работал редактором-экономистом в «Сельхозсоюзе», откуда вышел на пенсию по инвалидности из-за туберкулёза костей. Семью (жену Клавдию и дочь Оксану) содержал только за счёт литературных гонораров. В 1925 в «Красном пути» появился отрывок из его романа «Хамы», а также очерки о жизни многочисленной украинской колонии в Москве, об Украинском клубе, о связанной с театром «Березиль» Украинской театральной студии (в ней Кость Буревой преподавал историю театра), об организации «Село и город», в создании которой Буревой сыграл ведущую роль. К. Буревой требовал, чтобы правительство РСФСР взяло на бюджет культурные учреждения украинского меньшинства в Москве, как сделало правительство УССР для российского меньшинства. В 1925 году, далёкий от истинного понимания украинского вопроса, К. Буревой вмешался в литературную дискуссию, написав книгу «Европа или Россия», где выступил оппонентом Хвылевого, упрекая последнего в идеализации Европы и недооценке достоинств русской художественной литературы. Эта работа вызвала решительный протест Миколы Хвылевого (его памфлет «Апологеты писаризму»). Объектом бескомпромиссной сатиры Буревоя стал панфутуризм, лидером которого был Михайль Семенко. Панфутуристы тогда выступали против неоклассиков и ВАПЛИТЕ, как «буржуазных националистов», ещё с большим упорством, чем партия. В пародийной «Зозендропии» Кость Буревой вывел мифический образ Эдварда Стрихи — тип советского карьериста, который ездит дипкурьером правительства СССР по линии Москва — Париж и пишет ультралевые коммунистически футуристические стихи. Этот персонаж сочетает в себе качества беспардонного наглеца и жалкого приспособленца к требованиям компартии, «оплёвывателя» всех ценностей и мастера саморекламы. Полная пустота Э. Стрихи дополняется страшной шумностью, примитивизм — претензией на сверхсовременную «европейскость», безграничным эгоизмом и эгоцентризмом — большим желанием делать революции и улучшать общество. Формально это была пародия на «коммункультовский панфутуризм», фактически же — сатирическая пародия на большевистский строй и пропагандируемую им «пролетарскую» литературу и критику. Своё произведение автор подписал именем литературного образа — Эдвард Стриха. Примечательно, что М.Семенко поверил, будто Эдвард Стриха реальный футурист и дипкурьер, а не вымышленный герой, и на протяжении 1927—1928 годов печатал в своём журнале сокрушительные пародии на самого себя. Со временем из-под пера «Эдварда Стрихи» появились и другие острые сатирические произведения: театральные ревю для «Березоля»: «Опортуния» (1930) и «Четыре Чемберлена» (1931). Последние произведения не остались незамеченными в ЦК партии, и партийная критика начала методически развенчивать отступника от партийной линии — «Э.Стриху». Когда же выяснилось, что Э.Стрихи, как такого, собственно и не существует, К. Буревой, чтобы вывести из-под удара коллег-журналистов, был вынужден выступить с самокритичным заявлением. Оно называлось «Автоэкзекуция», и оно было подписано тем же псевдонимом — «Эдвард Стриха». Так, во времена поголовной самокритики, появляется пародия на неё. В драме «Павел Полуботок» (закончена в 1928 году) освещён трагический период в истории Украины, наступивший после выступления гетмана Мазепы против политики Московии. Гетман Полуботок, который пытался быть равноправным союзником Москвы, на глазах царя умирает в петербургской тюрьме со словами: «О! Я теперь хорошо знаю, что воля содержится на конце сабли!» Такой наглости Буревою простить не могли. Он был лишён всех заработков, а пресса активно готовила общественное мнение к аресту писателя. В 1932—1933 годах писатель тщетно пытался найти работу на Украине. Время от времени под псевдонимами «Варвара Жукова» или «Нахтенборенг» ему удалось напечатать какие-то мелкие статьи, а в ящиках накапливались новые труды о театре и драматургии, без надежды на публикацию лежали «Мёртвые петли. Тюремные мемуары». Давление власти и бедность стали слишком ощутимыми, и в сентябре 1934 года Буревой оставил семью в Харькове и поехал в Москву в поисках заработка и спасения от ареста. В октябре семья получила от него письмо, после чего несколько месяцев о его судьбе дома ничего не знали. В итоге 11 декабря в большинстве советских газет появилось правительственное сообщение об аресте украинской группы «террористов-белогвардейцев». Тех самых 28 человек, среди которых наряду с К.Буревоем были упомянуты фамилии Олексы Влызько, Григория Косынки, Дмитрия Фальковского и других. 13-15 декабря 1934 года выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в Киеве по обвинению «в организации подготовки террористических актов против работников Советской власти» К.Буревой был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 15 декабря 1934 года в Октябрьском дворце Киева. Похоронен в братской могиле на Лукьяновском кладбище. В 1949 году его семья эмигрировала в США, где его дочь Оксана Буревой-Яценко выдала отдельным сборником часть спасённого творческого наследия отца. Литература: Шерех Ю. Історія однієї літературної містифікації [Текст]: (Едвард Стріха (Кость Буревій) / Шерех Ю. // Українське слово: Хрестоматія укр.літ. та літ.критики ХХ ст.: В 4 книгах. Книга.4. — К., 2001. — Страницы 702—707; Дражевська Л. Як був урятований «Павло Полуботок» // Свобода: український щоденник. — 1992. — 8 січня. — страницы 2—3; Переписка Михайля Семенко с Эдвардом Стрихой (журнал «Новая генерация»); І. Ф. Драч. Буревій (Буровій) Кость // Українська літературна енциклопедія. Київ: Головна редакція Української радянської енциклопедії ім. М.П.Бажана, 1988, т. 1, страница 250; И.В.Чубыкин. Буревой Клим // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993, страницы 51—52; В. В. Оліфіренко, С.М.Оліфіренко. Слобожанська хвиля. Навчальний посібник-хрестоматія з української літератури Північної Слобожанщини. Донецьк: Східний видавничий дім, 2005, страницы 137—171; Буревій-Яценко О. Спогади про виставу «Опортунія» // Слово і час, 1994, № 8; З порога смерті: Письменники України — жертви сталінських репресій/Авт. кол.: Бойко Л. С. та ін.—К. Рад. письменник, 1991.—Вип.1/Упоряд. О. Г. Мусієнко. — Страницы 86—87; Буревій Кость // Енциклопедія Українознавства: Словникова частина / Голов. ред. В. Кубійович. Репринт. відтворення. — К., 1993. — Том 1. — Страница 194; Лавріненко Ю. Кость Буревій — Едвард Стріха (літературна сильвета) // Розстріляне Відродження. Антологія 1917—1933. Поезія-проза-драма-есей. — Мюнхен, 1959. — Страницы 380—386; Миронець Н. Людина трьох життів (Кость Буревій) // На тлі трагічної історії. — К.: Вид-во ім. Олени Теліги, 2003. — Страницы 77—79; Просалова В. Кость Буревій — містифікатор // Проблеми сучасного підручника середньої і вищої школи. Збірник наукових праць. — Вип. 4. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2007. — Страницы 98—103; Українська діаспора: літературні постаті, твори, біобібліографічні відомості / Упорядк. В.А.Просалової. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2012. — 516 страниц.

zimmer (459x700, 170Kb)
1888
Эмма Анна Мария Циммер (немецкое имя — Emma Anna Maria Zimmer; урождённая — Мецель, Mezel)
нацистская военная преступница. Родилась в Шлюхтерне. С 1939 по 1942 годы — старшая надзирательница в концентрационном лагере Равенсбрюк. С 1 июля 1941 — член НСДАП. В октябре 1942 года переведена в концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Получила известность из-за жестокого и даже садистского обращения с заключёнными. К окончанию войны была освобождена от всех занимаемых должностей, вероятно, в связи с возрастом или хроническим алкоголизмом. 21 июля 1948 года британский военный трибунал (2 — 21 июля 1948 года) в Гамбурге признал Эмму Анну Марию Циммер виновной по обвинению в истязаниях заключённых и отборе их для уничтожения в газовых камерах и приговорил её к смертной казни через повешение. Приговор приведён в исполнение 20 сентября 1948 года в городе Хамельн. Литература: Schäfer, Silke. Dissertation als pdf Zum Selbstverständnis von Frauen im Konzentrationslager. Das Lager Ravensbrück. — Berlin, 2002; Simone Erpel (Hrsg.): Im Gefolge der SS: Aufseherinnen des Frauen-KZ Ravensbrück. Begleitband zur Ausstellung. Berlin 2007, ISBN 978-3-938690-19-2.

krotevich (488x700, 142Kb)
1889
Антоний (в миру — Борис Николаевич Кротевич)
епископ Русской православной церкви, митрополит Тамбовский и Мичуринский. Родился в Богуславе, в семье священника. Окончил Киевскую 2-ю Классическую гимназию. В течение года учился в Киевском медицинском институте. Прервав обучение, поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил в 1914 году. В 1914 году рукоположён во священника к Воздвиженской церкви посёлка Пирогов близ Киева. В 1917 году был священником Екатерининской церкви Лукиановского кладбища Киева. В 1919 году — настоятель Байково-кладбищенской церкви Киева, был благочинным 3-го Благочинного округа. В этом же году возведён в сан протоиерея. В 1920-е годы был обновленцем и состоял членом Киевского обновленческого епархиального управления. В 1931 году — настоятель Софийской церкви на Софийской набережной реки Москвы. С 17 августа 1932 года был настоятелем Христорождественского собора Коврова и благочинным церквей Ковровского района. 1932 году награждён митрой. В ноябре 1932 года года за представленное сочинение «История страстной седмицы до образования студийского Устава» утверждён в степени кандидата богословия. В 1933 году был настоятелем Введенской церкви города Иваново. В 1934 году служил настоятелем Орехово-Зуевского собора и благочинным округа. В 1935 году разведён с женой. В 1937 году назначен настоятелем церкви города Перово Московской области и благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов. В 1937 году арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и осуждён на 5 лет лагерей, освобождён в 1942 году. В 1944 году — благочинный церквей Житомирской епархии. 10 июля 1944 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Житомирским. 11 августа 1944 года в храме Киевских пещер игуменом Кронидом (Сакуном) было совершено пострижение протоиерея Бориса Кротевича в монашество с наречением ему имени Антоний. 13 августа сего года во Владимирском Соборе Киева пред началом всенощного бдения было совершено наречение иеромонаха Антония во Епископа Житомирского. 14 августа 1944 года хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского. Хиротонию совершили Патриарший Экзарх Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров). С начала 1946 года — епископ Костромской и Галичский, временно управлял Ярославской епархией. 25 февраля 1952 года возведён в сан архиепископа. 16 ноября 1953 года, согласно прошению, уволен на покой. 9 февраля 1954 года возвратился на кафедру и назначен архиепископом Тульским и Белёвским. В сентябре 1958 года поручено временное управление Ростовской и Новочеркасской епархиями. 25 февраля 1959 года награждён крестом для ношения на клобуке. С 16 марта 1961 года — митрополит Минский и Белорусский. За кроткое время он восстановил против себя едва ли не всё духовенство и паству. По требованию властей запретил производить набор воспитанников в Минскую духовную семинарию, в результате чего она прекратила своё существование через недолгое время. 5 июля года уволен на покой. С 12 января 1962 года — митрополит Орловский и Брянский. 28 мая 1963 года уволен на покой по прошению. 30 марта 1964 года митрополит Ивановский и Кинешемский. При митрополите Антонии были сожжены епархиальная библиотека (за исключением светских книг, переданных городу) и епархиальный архив. Уполномоченный Совета по делам религий по Ивановской области характеризовал его так: «митрополит Антоний… взаимоотношения с органами власти строил правильно. Все принципиальные вопросы решал только по согласованию с уполномоченным Совета. По прибытии в Иваново, безвозмездно передал городу дом епархиального управления, библиотеку, две автомашины „Волга“. Для епархиального управления отремонтирован был другой дом, меньшего размера. Из епархиальных средств достаточно значительные суммы (до 40000 рублей) вносил в Фонд мира». 28 ноября 1966 года назначен на Тамбовскую кафедру. 8 июня 1970 года уволен на покой с предоставлением архиерейской пенсии. Деятельнось митрополита Антония (Кротевича) в 1950—1960-е годы принесла много бед Церкви. Нередко у владыки Антония складывались конфликтные отношения с епархиальными клириками и паствой. В Патриархию жаловались и на его деспотическое отношение к духовенству. Скончался в селе Малаховка (Московская область) 21 ноября 1973 года.
nt-krotevich1 (558x700, 467Kb)
Погребён в ограде, за алтарной частью, церкви Рождества Богородицы в селе Никольско-Трубецкое, ныне часть города Балашиха, Московской области.

Jaroslav_Jeremiáš_(1889-1919) (517x700, 294Kb)
1889
Ярослав Еремиаш (чешское имя — Jaroslav Jeremiáš)
чешский композитор, дирижёр и пианист. Родился в Пизеке, Австро-Венгрия (ныне Писек, Чехия). Сын композитора Богуслава Еремиаша, брат композитора и дирижёра Отакара Еремиаша. Учился в Пражской консерватории у Адольфа Микеша (фортепиано), Карла Штеккера и Витезслава Новака (композиция). Был дирижёром в 1911–1912 в Земельном оперном театре Лайбаха (ныне Любляна), Бёмиш Будвайс (ныне Ческе-Будеёвице) и Праге. Участник с Алоизом Синеком и Алоисом Райзером «Пражского фортепианного трио» (чеш. České trio). Умер в Бёмиш Будвайсе (Австро-Венгрия; ныне Ческе-Будеёвице, Чехия) 16 января 1916 года. Сочинения: опера «Старый король» / Starý král (1919, Прага); опера / Rimont (1918); оратория «Магистр Ян Гус» / Mistr Jan Hus (1915); мелодрама / Raport (на стихи Франи Шрамека, 1913); «Сестра Беатриса» / Sestra Beatrice (музыка к драме Мориса Метерлинка); «Тристан» / Tristan (музыка к драме Ярослава Марии). Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1991. — Страница 191 — ISBN 5-85270-033-9; Bělohlávek B., Jaroslav Jeremiáš, Praha, 1935.

1889
Борис Васильевич Коростелев
ученый-аэродинамик. Участвовал в постройке и испытании самолета Блерио, в создании первого геликоптера системы Б.Н.Юрьева. Работал в ЦАГИ с 1922 г. Арестован 3 мая 1937 года. 9 июля 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР за контрреволюционную деятельность приговорён к заключению в исправительный трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок 3 мая 1937 г. Умер в Магаданской области от истощения и воспаления легких 25 декабря 1941 года. Реабилитирован 9 мая 1960 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку