-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110810
Комментариев: 6802
Написано: 119283


12 августа родились...

Понедельник, 12 Августа 2024 г. 03:28 + в цитатник
Muhammad_Ahmad (546x700, 421Kb)
1844
Махди Суданский (Мухаммед Ахмед)
мусульманский религиозный лидер, провозгласивший себя наследником Мухаммеда. Возглавлял движение против англо-египетского правления в Судане. Мухаммад бен Ахмад ибн Сайид Абдалла родился на острове Лебаб на Ниле в провинции Донгала (Египетский Судан). Его семья вела свою родословную от пророка Мухаммеда. По завершении религиозного образования Мухаммад бен Ахмад присоединился к ордену ас-самманийа, в 1870 отправился на остров Абба на Белом Ниле и посвятил себя размышлениям и молитве. Около 1880 Мухаммад бен Ахмад впервые заговорил о себе как о "махди" - "ведомом верным путем". С самого начала его поддерживал друг Абдалла ат-Таиша (Халифа) из арабской этнической группы баггара. Абдалла побудил его двинуться в Кордофан, где он мог бы расположить к себе воинственный народ и поднять его на восстание. В мае 1881 египетские власти вызвали Мухаммада бен Ахмада в Хартум для объяснений, но он отказался подчиниться. Провозгласив себя махди, он призвал к джихаду против неверных. Чтобы уничтожить махди и его последователей, египетский наместник Рауф-паша послал вооруженный отряд в 200 человек. 11 августа отряд высадился на остров Абба и атаковал махдистов. Не имея огнестрельного оружия, махдисты скрывались до наступления темноты, а затем окружили противника и разбили его наголову. Одержав победу, махди выступил в Кордофан, район более обособленный и защищенный от нападения. В Джебель-Гедире Мухаммад бен Ахмад одержал верх над сторонниками Юсеф-паши, мудира (правителя) Фашоды (Кодока). В мае 1882 египетское правительство бросило против махди армию численностью 6000 человек, которая была также разбита. Эта победа значительно укрепила позиции махди. В начале ноября 1882 он напал на Эль-Обейд, а 18 января 1883 вынудил египетский гарнизон капитулировать. После этого Махди сделал Эль-Обейд своей резиденцией. Попытки подавить восстание махди были продолжены. Во главе десятитысячной египетской армии в Судан был послан Уильям Хикс (Хикс-паша). 3 ноября 1883 махди нанес поражение египтянам в Кашгиле. После этого почти весь Судан оказался под его контролем. В декабре 1883 капитулировал Слатин-паша, бывший австрийский офицер, ответственный за оборону Дарджура. Англичане направили генерала Чарлза Джорджа Гордона в Хартум для эвакуации в Египет живших в Судане европейцев. Предполагалось, что Гордон, популярный генерал-губернатор Судана, вступит в переговоры с махди. По прибытии в Хартум Гордон 18 февраля 1884 предложил махди признать его правителем Кордофана, разрешить работорговлю и установить с ним торговые сношения при условии, что махди освободит пленников. Махди не принял это предложение и 22 августа двинул войска на Хартум, а в октябре осадил город. Вскоре запасы в городе истощились, положение стало критическим и в ночь с 25 на 26 января 1885 махди взял город штурмом. Генерал Гордон был убит на ступенях своего дворца.
Muhammad_AhmadGeneral_Gordon' (512x700, 374Kb)
Гибель генерала Гордона во время падения Хартума. Картина Дж.У.Роя
Окрыленный успехом, махди перенес свою резиденцию в Хартум, изолировал страну от внешнего мира и даже запретил паломничество в Мекку. Умер Мухаммад Ахмад в Омдурмане, близ Хартума, от тифа 22 июня 1885. Его тело было захоронено в мавзолее в Омдурмане.
Muhammad_AhmadМавзолей ' (525x700, 416Kb)
Мавзолей Мухаммада Ахмада в Омдурмане
После острой борьбы за власть между заместителями Мухаммада Ахмада государство возглавил Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша, который принял титул халифа. Халиф отстранил многих учеников Махди и членов его семьи, завершив создание режима, опирающегося на новую феодальную знать. Прежние лозунги равенства всех «перед лицом Аллаха» были забыты. Абдуллах ибн Мухаммад продолжал начатый Махди джихад; в 1885 году он вступил в неудачную войну с Эфиопией. Атаки против бельгийцев в Конго и итальянцев в Эритрее также не принесли ему успеха. В 1896 году англо-египетские войска под командованием Г.Китченера начали наступление на махдистский Судан. В начале сентября 1898 года в битве под Омдурманом они разбили махдистов и уничтожили половину их армии. Государство, созданное Мухаммадом Ахмадом, было уничтожено, его прах был извлечен из мавзолея в Омдурмане и сожжен в топке парохода. Отрубленную голову Махди лорд привез в Англию в ёмкости с керосином. Бернард Шоу сравнивал это с надругательством над останками Кромвеля при Стюартах. Отступивший с остатками войска Абдуллах ибн Мухаммад продолжал сражаться до 1900 года. Литература: Смирнов С.Р. Восстание махдистов в Судане. 1881—1899. Москва, 1950; Смирнов С.Р. История Судана (1821—1956). Москва, 1968; История Судана в новое и новейшее время. Москва, 1992; Махди Суданский // Маниковский — Меотида. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2012. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.

Golitsyn_Lev_Sergeevich (467x700, 101Kb)
1845
Лев Сергеевич Голицын
князь, основоположник русского виноделия в Крыму, промышленного производства шампанских вин высокого качества в России. Родился в имении Стара Весь Люблинской губернии. Изучал во Франции опыт приготовления виноградных вин. В 1878 купил имение Новый Свет на Черноморском побережье Крыма, близ города Судак, культивировал до 500 сортов винограда, в 1880—1890-х гг. первым в России наладил производство высококачественных шампанских, шипучих и других виноградных вин, собрал единственную в мире коллекцию вин XVII—XX вв. Создал винодельческое хозяйство Абрау-Дюрсо. В 1891-1898 гг. занимал пост главного винодела Удельного ведомства. В 1912 г. в связи с ухудшением здоровья, затруднительным финансовым положением и желая сохранить уникальное хозяйство, принес в дар Николаю II часть своего имения Новый свет с землей (113 га), коллекцией вин, заводом шампанских вин и подвалами. 8-9 сентября 1903 г. русская общественность широко отмечала праздник русского виноделия – 25-летие деятельности Л.С.Голицына в Новом Свете. Умер 26 декабря 1915 года.

Abbott_thayer (533x700, 245Kb)
1849
Эббот Хэндерсон Тейер (Abbott Handerson Thayer)
американский художник. Известен как первооткрыватель принципов военного камуфляжа. Родился в Бостоне, штат Массачусетс, США. После окончания школы Тейер приезжает в Нью-Йорк, где учится в бруклинской Школе искусств, а затем в Национальной академии дизайна. В 1875 году он отправляется в Париж и поступает в Школу изящных искусств, его преподавателями были Анри Леман и Жером. В 1879 году Тейер возвращается на родину; живёт и работает в Нью-Йорке. В этот период художник пишет в стиле барбизонцев преимущественно сценки из жизни животных и пейзажи. Со временем тематика его творчества меняется и Тейер становится известным портретистом. С 1889 года он — член-корреспондент Национальной Академии дизайна, с 1901 года — действительный член Академии. Был также членом-корреспондентом Академии Святого Луки в Риме. С 1901 года Тейер живёт в сельской местности Нью-Гэмпшира. Эббот некоторое время провёл в городе Даблин, штат Нью-Гэмпшир, где была колония художников. Здесь он заинтересовался защитной окраской в природе. Умер в городе Даблин (штат Нью-Гэмпшир, США) 29 мая 1921 года. Был кремирован и прах развеян.
Abbott_thayerПример использования противотеней  (700x471, 298Kb)
Пример использования противотеней в работе Тейера
Теория камуфляжа
Тейер внес заметный вклад в теорию и практику военного камуфляжа. Используя наблюдения над маскировочной окраской животных и птиц, разработал принцип камуфляжа, названный Countershading («противотени», другое название Thayer's Law). Метод Тейера был основан на открытом им механизме работы мозга при восприятии визуальных образов. Тейер понял, что мозг в первую очередь реагирует на контрасты, контуры и узор. На основе этого анализа формируется предварительная версия о природе образа, которая и становится основой для дальнейшего осмысления увиденного. Понимание этого механизма позволило Тейеру понять принципы мимикрии в живой природе (на илл.), и разработать на этой основе способы камуфляжа. Тейлор первым в истории предложил военным использовать противотивотеневые эффекты и маскировочные рисунки. В 1898 году совместно с художником Джорджем де Форест Брашем запатентовал принцип маскировочой окраски кораблей (патент США № 715013 — «Process of Treating the Outside of Ships, etc., For Making Them Less Visible».). Семья: Сестра: Эллен Фишер (1847—1911) — американская художница. Был дважды женат: Catherine Bloede Thayer (1846—1891); Emeline Buckingham Beach Thayer (1849—1924) — также была художником-анималистом. Дети: William Henry Thayer (1878—1880); Mary Bloede Thayer Birch (1878—?); Ralph Waldo Thayer (1881—1881); Gerald Handerson Thayer (1883—1935); Gladys Thayer Reasoner (1886—1945).
Галерея
Abbott_thayer01 (495x700, 491Kb)
Мои дети (1897)
Abbott_thayer02 (570x700, 488Kb)
Дублин Понд, Нью-Гэмпшир (1894)
Abbott_thayer03 (507x700, 360Kb)
Крылатая фигура (1889)
Abbott_thayer04 (700x606, 510Kb)
Розовые фламинго (1905—1909)
Abbott_thayer05 (542x700, 445Kb)
Ангел
Abbott_thayer06 (567x700, 289Kb)
Пёс Чедвика
Abbott_thayer07 (586x700, 529Kb)
Лес Фонтенбло
Abbott_thayer08 (590x700, 425Kb)
Невеста (1895)
Abbott_thayer09 (546x700, 523Kb)
Дева
Abbott_thayer10 (700x537, 454Kb)
Мыс Корниш (1898)
Abbott_thayer11 (516x700, 340Kb)
Памяти Стивенсон (1903)
Abbott_thayer12 (700x664, 466Kb)
Э.Х.Тейер и Дж.Х.Тейер Кролик в сухой траве (1909)
Литература: Бор Стенвик. Все мы врём: Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми = Bar Stenvik. Bloff - hvordan juks og selvbedrag gjшr oss til ekte mennesker. — Москва: Альпина Паблишер, 2016. — 503 p. — ISBN 978-5-9614-5855-8.

1849
Карл Георг Вильгельм Фатке (немецкое имя — Carl Georg Wilhelm Vatke)
немецкий ботаник. Вильгельм Фатке родился в Берлине, в семье профессорм теологии Вильгельма Фатке. Учился в Берлинском университете, где посещал лекции профессора Александра Брауна. С 1876 по 1879 работал ассистентом в Берлинском ботанической саду. После 1879 года занимался частным преподаванием. В 1883—1884 посетил Париж, Лондон и Санкт-Петербург. Вильгельм Фатке скончался в родном городк 6 апреля 1889 года. Некоторые научные работы: Vatke, W. Labiatae abyssinicae // Linnaea. — 1872. — Том 37, № 3. — Стоаницы 313—332; Vatke, W. Plantas in itinere africano ab J.M. Hildebrandt collectas // Linnaea : journal. — 1881—1882. — Vol. 43. — P. 83—100, 305—334, 507—521. Роды, названные в честь В. Фатке: Vatkea O.Hoffm., 1880 [= Martynia L., 1753]. Литература: Hoffmann, O. W. Vatke // Berichte der Deutschen Botanischen Gesellschaft : journal. — 1889. — Vol. 7. — P. (21)—(24); Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1986. — Vol. VI: Sti—Vuy. — P. 679—680. — 926 p. — ISBN 90-313-0714-9. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

Andrea_Carlo_Ferrari_-_Photo (584x700, 291Kb)
1850
Андреа Карло Феррари (итальянское имя — Andrea Carlo Ferrari)
блаженный Римско-католической Церкви, итальянский кардинал. Родился в Паланцано, Пармское герцогство. Епископ Гуасталлы с 29 мая 1890 по 29 мая 1891. Епископ Комо с 29 мая 1891 по 21 мая 1894. Архиепископ Милана с 21 мая 1894 по 2 февраля 1921. Кардинал-священник с 18 мая 1894, с титулом церкви Сант-Анастазия с 21 мая 1894. Закончил духовную семинарию в Парме. 20 декабря 1873 года был рукоположён в священника, после чего преподавал в семинарии физику и математику, одновременно исполняя обязанности ректора семинарии. Позднее преподавал фундаментальную теологию и историю Церкви. 29 мая 1890 года был рукоположён в епископа города Комо (Como). 18 мая 1894 года был назначен кардиналом и 22 мая 1894 года назначен архиепископом Милана. Принимал участие в Конклавах 1903 года и 1914 годов. Умер в Милане 2 февраля 1921 года. Его преемником на миланской кафедре стал Акилле Ратти — будущий римский папа Пий XI. 10 мая 1987 года Андреа Карло Феррари был причислен к лику блаженных римским папой Иоанном Павлом II.

McGivney_300 (484x700, 460Kb)
1852
Майкл Джей Мак-Гивни (Michael J. McGivney)
католический священник, основатель католического движения «Рыцари Колумба», кандидат на беатификацию. Майкл Мак-Гвини родился в семье ирландского эмигранта. В 1868 году Майкл Мак-Гивни поступил в Духовную семинарию в Квебеке, Канада. С 1871—1872 гг. Майкл Мак-Гивни одновременно обучался в Ниагарском университете и семинарии в Балтиморе, Мэриленд, США. В 1873 году после смерти отца Майкл Мак-Гивни был вынужден оставить своё обучение и вернуться домой, чтобы поддерживать своих братьев и сестёр. Позже он вернулся в семинарию и после её окончания 22 декабря 1877 года был рукоположен в священника в Балтиморе. 2 февраля 1882 года, будучи викарием в церкви Пресвятой Марии в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут, Майкл Мак-Гивни вместе с несколькими прихожанами основал благотворительную организацию «Рыцари Колумба», которая в дальнейшем приобрела широкое распространение в США. Майкл Мак-Гивни умер в Томастое, штат Коннектикут, США, от пневмонии 14 августа 1890 года. В 2008 году американский кинорежиссёр Фредерик Хобрич снял художественный фильм «Father McGivney» о жизни священника.
Прославление
В 1996 году архиепископ Хартфорда начал процесс расследования жизни Майкла Мак-Гивни с целью дальнейшей его беатификации. В 2000 году епархиальное исследование было закрыто, и дело о беатификации было передано в Ватикан в Конгрегацию по канонизации святых. 15 марта 2008 года Римский папа Бенедикт XVI подтвердил героические добродетели Майкла Мак-Гивни и начал процесс беатификации, причислив Майклу Мак-Гивни статус «Досточтимый слуга Божий». Источники: Brinkley, Douglas; Julie M. Fenster (2006-01-10). Parish Priest: Father Michael McGivney and American Catholicism. William Morrow Publishers. ISBN 978-0-06-077684-8.

1853
Николай Владимирович Щербачёв
русский композитор и пианист. Родился в Санкт-Петербурге. Несмотря на одинаковое отчество, не брат, а лишь отдалённый родственник композиторов Владимира и Андрея Щербачёвых. Учился в Риме у Франца Листа. В 1870-х гг. был близок к композиторам «Могучей кучки». Известен, главным образом, фортепианными пьесами, среди которых сборник «Феерии и пантомимы» (французское название — Féeries et Pantomimes, 16 пьес), прелюдии, этюды, мазурки и др. (многие из этих пьес изданы в 1880-1890-е гг. в Лейпциге). Написал также ряд романсов на стихи Гейне, Алексея Толстого и др. Умер в Пантене, близ Парижа, 1 октября 1922 года. Сочинения: Фортепианные пьесы Николая Щербачёва Литература: Щербачев, Николай Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

herrmann-ignat-1 (507x700, 222Kb)
1854
Игнат Херрманн (чешское имя — Ignát Herrmann; псевдонимы – Войта Махаты, Шванда, Vojta Machatý, Švanda)
чешский писатель, юморист, журналист и редактор. Родился в селении Горни Млин у Хотебори (ныне Чехия) тринадцатым ребёнком в семье адвокатного писаря. Учёбу начинал в реальной школе в городе Градец Кралове, но так как не проявлял особого усердия к учёбе, был послан в Прагу, где выучился на купца. Его старший брат, который учился на юриста, ввёл его в общество писателей и журналистов, однако Игнату стоило ещё много усилий, прежде оставил прилавок купца и вошёл в ряд знаменитых беллетристов и журналистов. Вся деятельность Херрманна связана с журналами и газетами – Юмористические листы, Палечек, Шванда дудак (чешское название — Humoristické listy, Paleček, Švanda dudák) – в которых ориентировался прежде всего на типические фигуры пражской среды, также сотрудничал и с газетой «Народни листы» (чешское название — Národní listy), в ней вёл судебную рубрику и также писал в воскресном приложении под псевдонимом Ипсилон (чешское название – Ypsilon). Избранные «воскресные рассказы» позже издал в сборнике в книгах «Вперемешку» (чешское название — Páté přes deváté) и Мужчина без тринадцати (чешское название — Muž bez třináctky). В «Народных листах» начал выходить с 1896 г. его самый читаемый роман «Отец Конделик и жених Вейвара», а также вторая часть «Свёкр Конделик и зять Вейвара». Хотя его критиковали за то, что он восхваляет пражское мещанство, однако признавали, что в главном гнрое он создал литературный тип – бодрого и трудолюбивого частника, который в восторге своего благосостояния и комфорта и мерою всего своего починания и границами своего мировоззрения создаёт семейный круг.
herrmann-ignat-3 (525x700, 70Kb)
Памятник Игнату Херрманну.
Пражское «дно», преступный мир и средний класс описаны Херрманном с присущим ему чувством иронии и гротеска в произведениях «Пражские фигурки» (чешское название — Pražské figurky), «Людишки» (чешское название — Drobní lidé), «Из пражских закуточков» (чешское название — Z pražských zákoutí). Однако сильнейшим образом оказал влияние на развитие чешской прозы романом «У съестной лавки» (1890; чешское название — U snědeného krámu), который в своё время был хорошо принят как первая книга так называемого «пражского романа». Ряд его рассказов и романов была успешно экранизирована. С 1888 г. Был председателем сообщества Майе (чешское название – spolek Máje). Умер 8 июля 1935 года. Братья: Вратислав Херрманн; Эмиль Херрманн.

Dato (487x700, 128Kb)
1856
Эдуардо Дато-и-Ирадиер (испанское имя — Eduardo Dato e Iradier)
государственный и политический деятель Испании, юрист. Трижды назначался премьер-министром (1913—1915, с июня по ноябрь 1917, и в 1920—1921). С 22 марта до 9 ноября 1918 года — министр иностранных дел. В разное время также занимал посты министра иностранных дел, юстиции (дважды), флота, внутренних дел, а также был президентом кортесов. 8 марта 1921 года убит в Мадриде. Родился в Ла-Корунье, Испания. Отец Эдуардо — Карлос Дато-и-Гранадос, родителями которого в свою очередь были: отец — Карлос Дато Камачо-и-Марин, и мать — Кайетана Руперта Гранадос-и-Гарсия де Виванкос-и-Акоста. Мать Эдуардо — Роза Лоренца Ирадиер-и-Арсе, родом из Галисии. В юном возрасте Эдуардо со своей семьёй переехал в Мадрид. Проявил интерес к политике, вступил в Либерально-консервативную партию. Получив в 1875 году степень юриста, через два года открыл адвокатское бюро. Впервые избран в испанский парламент в 1883 году. В 1892 году стал заместителем под-секретаря Министерства внутренних дел. На протяжении следующих пятнадцати лет занимал должность министра внутренних дел и министра юстиции. В 1899—1900 гг. — министр внутренних дел. В 1902—1903 гг. — министр юстиции (исп. Ministro de Gracia y Justicia de España). В 1907 г. баллотировался на должность алькальда Мадрида и выиграл эти выборы. 13 мая 1907 года по 14 апреля 1910 года — председатель Конгресса депутатов, нижней палаты испанских кортесов. В 1910 году избран в Академию моральных и политических наук. В 1913 г. — впервые стал премьер-министром Испании. В 1915 году вышел в отставку, но спустя год, в 1917 году, возглавил новый кабинет. В 1914—1915 гг. — министр юстиции. В 1920—1921 гг. — министр флота. С 22 марта по 9 ноября 1918 года был министром иностранных дел Испании. Затем он перешёл на должность государственного министра, где оставался вплоть до 1920 года, прежде чем получил в третий раз предложение возглавить правительство.
Убийство и убийцы
Последний срок пребывания Дато на посту премьера был отмечен кровавыми репрессиями против профсоюзов, которые сопровождались призывами «проявить твёрдую руку». Из практики Мексиканской революции 1910—1920 годов испанские правоохранительные органы заимствовали т. н. «Ley de fugas» — внесудебные казни, имитирующие стрельбу на поражение при якобы попытке к бегству при перевозке из одного места заключения в другое. С использованием этого приёма (в дальнейшем широко практиковавшегося при Франко, а также немецкими фашистами) в Барселоне власти уничтожили без суда более ста профсоюзных активистов.
DatoВорота Алькалá в Мадрид (700x525, 421Kb)
Ворота Алькалá в Мадриде — место убийства Эдуарда Дато
В качестве ответной акции на продолжающийся террор и внесудебные казни испанские анархисты подготовили террористический акт. 8 марта 1921 года в Мадриде, перед Ворота Алькала (нынешняя Площадь независимости), автомобиль, в котором ехал Дато, догнал мотоцикл с коляской. В нём находилось трое каталонских анархистов: Педро Матеу исп. Pedro Mateu, и сопровождавшие его Рамон Касанеллас (исп. Ramón Casanellas) и Луис Николау (исп. Lluís Nicolau). Открыв огонь по автомобилю, они произвели 22 выстрела, в основном, в голову жертвы. За девять лет до этого 12 ноября 1912 года анархисты на площади Пуэрта дель Соль убили другого главу правительства Испании — Хосе Каналехаса. Главный убийца Педро Матеу остался в Мадриде, и был через несколько дней арестован по показаниям свидетелей. Луис Николау бежал в Берлин, но был оттуда экстрадирован в Испанию. Суд приговорил убийц к смертной казни, но в 1924 году диктатор Мигель Примо де Ривера заменил смертный приговор пожизненным заключением. В 1931 году Матеу выпущен из тюрьмы по амнистии, объявленной Второй республикой. Во время Гражданской войны Педро Матеу сражался на стороне Буэнавентуры Дуррути — ключевой фигуры испанских анархистов. Организатор многих террористических актов по всему миру, в 1920-х годах Дуррути встречался в Париже с анархистом Нестором Махно. После окончания войны Педро Матеу бежал во Францию, где продолжил политическую деятельность. Он умер своей смертью во французском городе Cordes-sur-Ciel в 1982 году в возрасте 87 лет.
Дато был членом постоянной палаты Международного третейского суда в Гааге (в 1913 году он стал его вице-президентом), членом Международного института права, администратором банковской фирмы «Banco Hipotecario», президентом Национального института социального обеспечения, членом Совета народного образования и Академия юриспруденции и законодательства. По смерти Эдуардо Дато-и-Ирадиера король Испании Альфонс XIII возвёл в герцогское достоинство его вдову, ставшей 1-й герцогиней Дато.
DatoСаркофаг (525x700, 285Kb)
Саркофаг Эдуарда Дато в мадридском Пантеоне
Награды: Орден Карлоса III с цепью (один из 25 человек, получивших эту высшую степень ордена); Большой рыцарский крест Ордена Святого Григория Великого; Большого креста португальского ордена Христа; 340-й кавалер Большого креста португальского ордена Христа. Был женат на Марии дель Кармен де Барренечеа-и-Монтеги (исп. María del Carmen de Barrenechea y Montegui), родившейся в Стране басков. Отец Марии дель Кармен — Хуан Хосе де Барренечеа-и-Урдампиета, родители которого, в свою очередь, были: отец Педро де Барренекеа-и-Субеа и мать Мария Игнасия де Урдампиета-и-Лагарто. Мать Марии дель Кармен — Микаэла Монтеги-и-Меркаиде, родители которой, в свою очередь, были: отец — Хосе Мануэль Монтеги и мать — Мария де ла Консепсьон Меркаиде. Мария дель Кармен была кавалерственной дамой Ордена королевы Марии-Луизы испанской и Большого креста. Умерла в Мадриде в 1926 году.
DatoПамятник Эдуарду Дато (525x700, 505Kb)
Памятник Эдуарду Дато
Дети У Эдуардо Дато-и-Ирадиер и Марии дель Кармен де Барренекеа-и-Монтеги, 1-й герцогини Дато, было три дочери: Исабель Дато-и-Барренекеа, 2-я герцогиня Дато, унаследовала свой титул от матери, скончавшейся и 1926 году. Замужем не была, потомства не оставила. Мария дель Кармен Дато-и-Барренекеа, 3-я герцогиня Дато (Мадрид, 6 декабря 1885 года — 1954), унаследовала титул 3-й герцогини Дато по смерти сестры Исабели. Была замужем за Эухенио Эспиноса-де-лос-Монтерос-и-Бермехилло, и родила двух сыновей: Эдуардо Эспиноса де лос Монтерос-и-Дато (4-й герцог Дато). Был женат на Марии Долорес Испанской-и-Велес-Ладрон де Гевара (графиня Гевары). У них родилось четыре сына и две дочери: Эдуардо, Хосе Луис, Карлос, Мария Тереса, Хавье и Палома; Эухенио Эспиноса де лос Монтерос-и-Дато. Был женат на Марии де ла Пиедад Росильо-и-Мартос-о’Нейл. Их дочь, Мария де ла Пиедад Эспиноса де лос Монтерос-и-Росильо (род. в Мадриде 17 июня 1953 года) 22 апреля 1986 года сочеталась браком в Сан Лоренцо де Эль Эскориал с Андреасом Сальватором, архиепископом австрийским. Имеют детей. Мария де ла Консепсьон Дато-и-Барренекеа (Мадрид, 2 мая 1890 года — Мадрид, 16 сентября 1973 года). 25 апреля 1922 года вышла замуж в Париже за испанского дипломата Эрнесто де Сулуэта-и-Исаси, из рода маркизов Алавы и виконтов Касабланки (Бильбао, 26 апреля 1892 года — Мадрид, 9 сентября 1969 года). Имела детей. Источники: Ribera, José António Moya. Eduardo Dato // Enciclopedia de Historia de España. Vol IV (Diccionario biográfico) (исп.). — Madrid: Alianza Editorial, 1991. — Страница 910 pp; Dato Iradier, Eduardo. El gobierno y la cuestión económica. Discursos pronunciados por… en el Senado. — Madrid: Senado, Sig. F.A. Caja 243-22, 1915. — С. 41 pp; Dato Iradier, Eduardo. Las Reformas Militares en el Congreso. Discurso pronunciado por el Excmo. Sr. D.… Presidente del Consejo de Ministros en el Congreso de los Diputados el día 24 de noviembre de 1915 — Madrid: Fortanet, 1915. — Страница 21 x 13’5 cm, 16 pp; Giorgi, Jorge. Teoría de las Obligaciones en el Derecho Moderno. Trad. de la séptima ed. Italiana y anotada con arreglo a las legislaciones española y americana / Introducción de Eduardo Dato Iradier. — Madrid: Reus, 1980; Homenaje a D. Eduardo Dato Iradier (неопр.). — Madrid: Anales de la Academia, RACMYD, nº 30, 3º cuad., 1956. — Страницы 205—271; Torres, Alfonso. A la memoria del Excmo. Sr. D. Eduardo Dato e Iradier, Presidente del Consejo de Ministros. Oración fúnebre pronunciada por… En la Iglesia de San Francisco el Grande, de esta Corte (исп.). — Madrid: Instituto Geográfico y Estadístico, 1921. — Страница 26 × 19 cm, retrato — 39 pp.

Storozhenko (493x700, 203Kb)
1857
Андрей Владимирович Стороженко (украинское имя — Андрій Володимирович Стороженко)
русский историк, славист, археограф, публицист, литературовед, меценат, земский общественный и политический деятель. Эмигрант. Считается одним из крупнейших специалистов начала XX века по истории Украины XVI—XVII веков. Основные научные интересы распространялись на украинско-польские отношения и деятельность малорусских казаков в Польском государстве в XVI—XVII веках. Выражал консервативный взгляд на историю России. Исследователь и критик украинства и украинского национализма, противник украинофильства. Украинской историографией причисляется также к украинским историкам. Андрей Стороженко происходил из старинного казацко-старшинского рода Стороженко, основателем которого считается Иван Фёдорович Стороженко (?—1693), переселившийся после Андрусовского перемирия (1667 год) на Левобережную Украину и ставший ичнянским сотником (1670—1687 годы), а позднее прилуцким полковником (1687—1692 годы). Род Стороженко занесён в родословные книги Екатеринославской, Курской, Полтавской и Черниговской губерний. Дедом будущего историка был Андрей Яковлевич Стороженко (1790—1858), а известный литературовед Николай Ильич Стороженко (1836—1906) приходился ему дальним родственником. Андрей Стороженко как старший в роду с конца XIX века владел имениями в Полтавской губернии: при селе Кучаков Переяславского уезда со 1171 десятиной земли и при селе Повстине Пирятинского уезда с 409 десятинами земли, а также майоратными имениями в Келецкой губернии Царства Польского: в Старо-Хенцины Келецкого уезда и Злотники Енджейо́вского уезда. Также он владел домом в Киеве на Печерске, расположенном по адресу: улица Московская, 11.
StorozhenkoГерб (533x700, 327Kb)
Герб рода Стороженко
Первые годы
Андрей Стороженко родился в селе Великая Круча Пирятинского уезда Полтавской губернии, в семье крупного землевладельца, инспектора Харьковского университета, подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка в отставке Владимира Андреевича Стороженко (1820—1895) и Варвары Ананьевны Стороженко (урождённой Александрович) (1829—1895). В семье он был первым, позже родились сестра Мария Владимировна (1859—?) и брат Николай Владимирович Стороженко (1862—1942/1944), ставший впоследствии также известным историком и педагогом. Его няней-воспитательницей была Ульяна Артёмовна Дуб, прожившая в доме семьи Стороженко 45 лет, и именно от неё Андрей получил начальное образование. В гостях у Стороженко бывал близкий родственник, композитор Николай Лысенко, и в доме часто звучала классическая музыка, иногда в его исполнении, а также в исполнении других музыкантов. Также дом Стороженко часто посещала соседская помещица Мария Александровна Кулачка, увлекавшаяся народными песнями. Благодаря такой атмосфере родители привили Андрею интерес к музыке. Стороженко имели в доме большую библиотеку, в которой было также достаточно исторических материалов, что сделало Андрея библиофилом.
Отец намеревался дать Андрею хорошее образование, и после известия об открытии в Москве классического Императорского лицея Цесаревича Николая (Катковского лицея), принял решение отдать сына в это заведение. В 1867 году семья купила в Москве дом и переехала туда на постоянное жительство.
Storozhenkoдед (523x700, 223Kb)
Дед, Андрей Яковлевич Стороженко (1790—1858)
Storozhenkoотец (571x700, 202Kb)
Отец, Владимир Андреевич Стороженко (1820—1895)
Учёба
В 1867 году Стороженко поступил в Катковский лицей. В июне 1875 года окончил его. В Москве частым гостем семьи был родственник и известный литературовед Николай Ильич Стороженко, который познакомил Андрея с лучшими образцами русской литературы. Семья планировала оставаться в Москве на время университетской учёбы Андрея, но плохое состояние здоровья младшего сына Николая вынудило её вернуться в Великую Кручу. В результате Андрей в 1875 году поступил в Университет Святого Владимира в Киеве на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
StorozhenkoКатковский лицей (700x420, 394Kb)
Здание, в котором в XIX веке располагался Катковский лицей
Учился на одном курсе с русским историком Иваном Линниченко. Здесь сформировались научные интересы Стороженко — история Украины (в тогдашнем понимании — Малороссии) и Польши. В 1879 году окончил университет с золотой медалью. Во время университетского обучения активно занялся научной работой и включился в изучение литературной истории Зеленогорской и Краледворской рукописей. Данная тема ему была предложена к работе профессором Александром Котляревским, который стал его научным руководителем. Впоследствии Стороженко назвал своего учителя Котляревского фактическим соавтором своей научной работы «Очерки истории чешской литературы. Зеленогорская и Краледворская рукописи. Очерк литературной истории рукописей 1817—1877. Историко-библиографическое исследование».
StorozhenkoИмператорский университет святого Владимира (700x470, 234Kb)
Императорский университет святого Владимира, начало XX века
Эта работа была опубликована в «Университетских известиях» и предоставила возможность Стороженко получить 9 июня 1879 года ученую степень кандидата университета и продолжить обучение в университете в качестве профессорского стипендиата. Котляревский всячески содействовал и активно продвигал своего талантливого ученика, он готовил его к защите магистерской диссертации по теме «Польско-латинский поэт второй половины XIX века С.Ф.Кленович» с дальнейшим началом преподавательской деятельности на кафедре историко-филологического факультета, и даже уже будучи болен и находясь на лечении в Италии, хлопотал за Стороженко перед руководством университета. Но кончина Котляревского осенью 1881 года не дала реализоваться этим планам. В итоге магистерская диссертация Стороженко оказалась им не защищена, а на вакантное место профессора кафедры был избран магистр славянской филологии Тимофей Флоринский. Тем не менее, незащищённая диссертация все равно была опубликована в «Университетских известиях».
Научная деятельность
На собранном 4 октября 1881 года экстренном заседании Исторического общества Нестора летописца, в связи с кончиной Котляревского, который состоял его председателем, Стороженко оказался избран действительным членом этого общества. Как член общества выступил с критикой монографии Петра Мрочек-Дроздовского «Опыт исследования источников по вопросу о деньгах Русской Правды», участвовал в научном обсуждении докладов Дмитрия Багалея на тему «Займанщина в левобережной Украйне XVII и XVIII стол.» и Алексея Соболевского «О языке печатных изданий Феола и Скорины». Длительное время состоял членом редакционного комитета общества, а также заместителем председателя. По состоянию на март 1900 года был членом Комиссии по изданию Древностей Украины. Состоял также в других научных организациях, в частности, в Киевской комиссии для разбора древних актов, Черниговской и Витебской учёных архивных комиссиях, Московском историко-родословном обществе и др. Продолжил начинания Котляревского, в частности, в работе Киевского славянского благотворительного общества.
StorozhenkoАлександр Котляревский, научный руководитель (525x700, 163Kb)
Александр Котляревский, научный руководитель Андрея Стороженко
В 1882 году выступил редактором 5-го выпуска «Славянского ежегодника», научного журнала по славяноведению, который издал за собственные средства. В этом альманахе им были опубликованы рассказы сербского писателя Милана Миличевича «Зимние вечера» и «Неизвестные апостолы» (представленные как образцовые труды народного писателя, который любил и умел изобразить свою родину), собственноручно переведённые на русский язык, и материалы к биографии скоропостижно умершего русского слависта Николая Задерацкого. 26 апреля 1882 года женился на Марии Патрикеевне Ильяшенко (1873 — ?), дочери действительного статского советника, помещика Радомысльского уезда Киевской губернии. Семейная жизнь складывалась удачно, у них родились трое сыновей — Владимир (22 мая 1896 года), Яков (26 марта 1898 года) и Андрей (19 октября 1900 года). Двое первых учились в Киевской первой гимназии, и закончили её оба с серебряными медалями в 1913 и 1914 гг., причем в период их учёбы его брат Николай являлся директором этой гимназии. Третий сын поступил во Владимирский Киевский кадетский корпус.
Общественная и политическая деятельность
Неудачная попытка начать преподавательскую деятельность в киевском университете привела к тому, что Стороженко принял решение переехать в Полтавскую губернию и заняться общественно-политической деятельностью. Он включился в работу земского движения губернии. С 18 июня 1884 года по 31 августа 1892 года выполнял обязанности почётного мирового судьи Переяславского уезда. С 13 августа 1886 года по июль 1892 года был председателем Переяславской земской управы, с 1892 года по 1913 год с перерывами — гласным Переяславского и Пирятинского земских собраний, а с июля 1912 года — предводителем дворянства Переяславского уезда, 28 сентября 1913 года был переизбран предводителем на следующее трёхлетие. В начале XX века работал директором Киевской первой гимназии. За время службы на различных земских должностях дослужился до гражданского чина коллежского асессора, который получил 5 мая 1894 года за выслугу лет. В 1908 году вступил в организованный в Киеве Клуб русских националистов. В Клубе читал доклады, один из которых «Происхождение и сущность украинофильства», прочитанный на собрании от 17 ноября 1911 года, был издан в 1912 году отдельной книгой в Киеве. Состоял также в Киевском русском собрании (монархической организации, выделившейся из Киевского отдела Русского собрания) и в киевском отделе Всероссийского национального союза.
StorozhenkoТитульная страница (498x700, 64Kb)
Титульная страница третьего тома издания «Стороженки. Фамильный архив»
Научная работа после ухода из киевского университета
Оставление университета в первой половине 1880-х гг. не вынудило Стороженко завершить научную деятельность. Он неоднократно публиковался на страницах журнала «Киевская старина». Основными тематиками работы древней истории Украины и украинско-польских отношенй. С 1882 года по 1899 год им было опубликовано здесь около 30 статей и заметок, среди которых работы по истории Киева, Борисполя, универсале Мазепы 1691 года, герое фольклора Дмитрие Вишневецком, киевском католическом епископе Иосифе (Верещинском) и др. Уже находясь в эмиграции, Стороженко дал высокую оценку журналу: «…ряд томов «Киевской старины» является величественным памятником горячей любви к родине маленькой группы малорусских патриотов, выполнивших бескорыстно громадную работу по выяснению в подробностях прошлых судеб родной земли, которые освободили её от «папского», «лядского» ига и привели к единству с православным русским миром. Кто в будущем возымеет намерение приступить к изучению истории Малороссии, прежде всего обязан будет перечитать семьдесят с лишком томов «Киевской старины», потому что только в них он найдет точки отправления для дальнейших изысканий.»
Storozhenkoна торжествах в честь 15-летия журнала (700x419, 191Kb)
Андрей Стороженко (сидит второй справа) на торжествах в честь 15-летия журнала «Киевская старина», весна 1898 года
Однако в 1899 году Стороженко прекратил своё сотрудничество с журналом. Исследователи мотивируют это тем, что в 1893 году главным редактором журнала становится писатель и общественный деятель Владимир Науменко и после его прихода начала усиливаться украинофильская направленность журнала, связанная с общей политизацией украинского движения, а это противоречило идейно-политическим взглядам Стороженко. Среди других причин называются также частные (в 1898 году у Стороженко рождается первый сын, и он начинает уделять больше времени личной жизни). В 1904 году Стороженко издал фундаментальную монографию «Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки». Эта книга принесла автору в 1909 году престижную Уваровскую премию Петербургской академии наук, присвоенную за вклад в историографию и доказательство несостоятельности версии казацко-старшинских и дворянских историков XVII—XIX вв. о даровании польским королём шляхетских привилегий запорожским казакам. С 1902 по 1910 год совместно с братом Николаем занимался редакцией и изданием многотомного фамильного архива «Стороженки», содержащего историю рода Стороженко за несколько веков. В богатой отделке и на высоком уровне научной обработки тиражом 200 экземпляров было издано 7 томов фамильного архива, экземпляры которых в настоящее время являются большой библиографической редкостью. Всего было запланировано 8 томов, но 5-й том, в котором планировалось издать письма Николая Ильича Стороженко и Василия Горленко, ввиду недостатка финансовых средств опубликован не был. Археографическая ценность данного архива высоко оценена специалистами, в частности, Дмитрием Багалеем, Александром Оглоблиным, Дмитрием Дорошенко, Вадимом Модзалевским, и в настоящее время он также представляет большое научное значение. Братья Андрей и Николай Стороженко также спонсировали издание «Малороссийского родословника» Модзалевского, изданного 4 томами и содержащего росписи 240 малороссийских казацко-старшинских родов, а также археографического сборника «Очерки Переяславской старины».
StorozhenkoБрат, Николай Стороженко, (546x700, 133Kb)
Брат, Николай Стороженко, 1909 год
В революционные годы
В 1917 году состоял председателем Союза приходских советов Киева, который под его руководством препятствовал расколу православной церкви в условиях революционных событий и выдвинул на Церковной раде 24 ноября 1917 года протест против создания украинской автокефальной церкви. 29 мая 1918 года, по результатам заседания Союза, Стороженко (председатель) и Скрынченко (заместитель) подписали письмо к правящему митрополиту Антонию с требованием привлечения к ответственности некоторых членов церковной рады, выступавших за создание Украинской автокефальной церкви. Согласно воспоминаниям профессора Василия Зеньковского, кандидатура Стороженко, занимавшего в это время пост председателя Союза, была выдвинута от русских церковных групп в мае 1918 года на пост Министра Исповеданий при формировании правительственного кабинета гетмана Павла Скоропадского, но была отклонена ввиду протеста украинских групп. В 1918 году написал и издал в киевском журнале «Малая Русь» статью «Малая Россия или Украина?», посвященую разбору вопросов о генезисе названия «Украина» и его соотношения с историческими понятиями «Русь» и «Малороссия» и существовании единого русского народа как объединения трёх народностей и рассматриваемую в качестве наиболее подробно исследующуей этимологию слова «Украина» как в русском, так и польском языках. В статье Стороженко впервые в научной среде выдвинул теорию о значении «Малой» Руси как «исконной», «первоначальной», в противовес «Великой» Руси как вторичной, присоединённой позднее колониальной территории. Статья в 1919 году была повторно была издана в Одессе при участии Василия Шульгина в малорусском отделе Подготовительной по национальным делам комиссии и отдельной брошюрой в Ростове-на-Дону, в дальнейшем за много лет выдержала ряд переизданий и длительное время является предметом научного и политического обсуждения и критики.
В эмиграции
По предположениям Сергея Копылова, исследователя научного и публицистического наследия Стороженко, Андрей Владимирович был вынужден эмигрировать после прихода в Киев большевиков в начале 1919 года, в руки которых попал список членов Киевского Клуба русских националистов с адресами, и все, кого Киевской ЧК удалось по данному списку задержать, были расстреляны. Согласно информации работника отдела украинской историографии и специальных исторических дисциплин Института истории Украины НАНУ Натальи Пазюра, Стороженко в дальнейшем перебрался в Одессу, а в 1922 году оказался в эмиграции в Польше. После эмиграции дальнейшая судьба Стороженко исследователям остаётся неизвестной. Его перу приписывается исторический очерк, вышедший под псевдонимом «А.Царинный»: «Украинское движение». Псевдоним «Царинный» использовал дед Андрея Стороженко, и, кроме того, в этом исследовании затрагиваются темы, в которых А.В.Стороженко являлся экспертом. По данным, содержащимся в работе, книга, приписываемая перу Стороженко, была завершена в ноябре 1924 года, и оказалась написана в условиях беженства «в одной из славянских стран». Книга была издана в 1925 году в Берлине по инициативе князя Александра Волконского, причём Волконский в предисловии к этой книге пишет об Андрее Царинном как о «неизвестном» авторе. В работе Стороженко пытается дать собственное определение «украинца»: «Украинцы» — это особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом — кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, русский, Россия, российский — действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит: «Ганьба!» («Позор!» От польск. hańba). Это объясняется тем, что многие из «украинцев» по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России.» — Андрей Царинный (Стороженко А.В.). Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. Сборник / Вступительная статья и комментарии М.Б.Смолина. — Москва: Москва, 1998. — Страницы 250—251. — 432 страницы. — (Пути русского имперского сознания). — 5000 экземпляров. — ISBN 5-89097-010-0. В 1926 году украинский учёный Сергей Ефремов был свидетелем распродажи бывшей библиотеки из киевского дома Андрея Стороженко и выразил мнение, что даже её остаточная часть, которую он увидел, свидетельствует о том, что её хозяин имел очень хороший вкус. Украинский историк Василий Ульяновский в комментариях к мемуарам Николая Стороженко, младшего брата Андрея, приводит информацию, что Андрей отправлял брату в Югославию из Польши письмо, датированное 1 января 1926 года. Сам же Андрей Стороженко, по словам исследователя, в это время вёл в Польше борьбу за остатки майоратных имений своего деда. Дата и место смерти Андрея Стороженко исследователям неизвестны.
Оценки научной и общественной деятельности
Общие
Заслужил репутацию одного из крупнейших специалистов по малорусскому периоду истории Украины. Основные научные интересы историка распространялись на деятельность малорусских казаков в Польском государстве XVI— — XVII вв. В своих сочинениях Стороженко выражал консервативный взгляд на историю России, отстаивал единство русского народа в трёх его ветвях — великорусской, малорусской и белорусской. Он рьяно критиковал украинских сепаратистов, считая, что их деятельность несёт лишь разруху и вред.
Частные
Историк Дмитрий Дорошенко в начале 1920-х годов отметил Стороженко как историка, исследовавшего казаччину периода до восстания Хмельницкого, при этом он отмечает сильное влияние польской историографии на его работы. Советский и украинский историк Владимир Сарбей в 1970-е годы обратил внимание на заинтересованность Стороженко «проблемами политической и культурной истории Польши, которые он разрабатывал в связи с изучением истории Украины». Современный американо-украинский историк Любомир Винар назвал монографию Стороженко «Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки» одним из самых «заметных трудов» начала XX века в отрасли истории украинско-польских отношений. Николай Жевахов, товарищ обер-прокурора Священного Синода в годы революции писал о Стороженко: «Один только мудрейший А.С. (sіс), глубокий ученый и мыслитель, автор произведений, ставших пророческими, занимал среди киевлян особое место». Американский историк Александр Оглоблин в «Энциклопедии украиноведения» (украинское название — «Енциклопедія українознавства») написал: «Как общественно-политический деятель Стороженко стоял на позициях украинского дворянского консерватизма. Смолоду либерал и украинофил, он со временем (особенно под влиянием левых течений новейшего украинского движения), перешёл на платформу русского национализма с его антиукраинской направленностью и стал одним из лидеров киевских „малоросов“». Исследователь биографии Стороженко Сергей Копылов отметил в 2009 году, что недостаток фактического материала и его тенденциозная интерпретация стали причиной появления в историографии стереотипных подходов и поверхностной оценки гражданского мировоззрения и научной деятельности известного украинского историка-слависта и археографа. Между тем Копылов отмечает, вклад Стороженко в изучение начального этапа развития украинского казачества и украинско-польских отношений представляет заметное явление в исторической литературе, что определяется и новизной материалов, привелечённых учёным, и качеством их обработки и характером интерпретации.
КРИТИКА
В советский период
В советское время исследователями было принято относить научную деятельность Стороженко к «буржуазно-помещичьей, великодержавной» историографии, и эта принадлежность, по их мнению, проявлялась большими расхождениями во взглядах автора и издателей относительно содержания материалов, форм распространения и их социального предназначения.
На Украине после 1991 года
Современная украинская историография представляет достаточно обширную критику научной и общественно-политической деятельности Андрея Стороженко, как общую, так и критику его отдельных работ. Украинский историк, доктор исторических наук Виталий Тельвак пишет, что украинская публицистика подвергла Стороженко критике за «безоглядное антиукраинство», проявившееся в его работе «Украинское движение». Тельвак подчеркнул, что этот потомок знатного старшинско-казацкого рода в традиционных для русских приверженцев правомонархической идеологии тёмными красками изображал украинское национальное движение. По мнению украинского историка Олега Березовского, труды Стороженко стали ярким примером в исторической науке работ шовинистической, реакционной, антиукраинской направленности. Украинский историк, доктор исторических наук Виталий Масненко видит причины неприятия украинских идей у Стороженко в том, что он как типичный представитель левобережно-украинского дворянства, не нашёл отклика своим статусным интересам в украинском движении. «Социальное у него взяло верх над национальным» — пишет автор. В результате Стороженко от умеренного украинофильства эволюционизировал в сторону откровенного русского национализма и в конечном счёте занял ярко выраженную антиукраинскую позицию. Награды и достижения: 48-я Уваровская премия Петербургской академии наук (1909).
ПУБЛИКАЦИИ
Список важнейших работ: 1900 — «Очерки переяславской старины». Киев, Российская империя, книга, историческая монография; 1904 — «Стефан Баторий и днепровские козаки»ю Киев, Российская империя, книга, историческая монография. Удостоена Уваровской премии (1909); 1902-1910 — «Стороженки. Фамильный архив»ю Киев, Российская империя, многотомное издание, археографический сборник; 1912 — «Происхождение и сущность украинофильства». Киев, Российская империя, книга, политическая публицистика; 1918 — «Малая Россия или Украина?» Киев, Украинская держава, статья, затем брошюра, научная работа, 1919 (Одесса, Ростов-на-Дону), 1998 (Москва), 2004 (Луганск); 1925 — «Украинское движение» Берлин, Веймарская республика, Германия, книга, политическая публицистика, 1998 (Москва) Издана под псевдонимом Андрей Царинный. Полный список: Стороженко А.В. Очерки из истории чешской литературы. Рукописи Зеленогорская и Краледворская. Очерк литературной истории рукописей 1817—1877. Историко-библиографическое исследование. // Университетские известия. — Киев, 1879. — № 12; 1880. — № 1-3, 5, 10-12; Стороженко А.В. Польско-латинский поэт второй половины XVI в. С.Ф.Кленович. // Университетские известия. — Киев, 1881. — № 8. — Страницы 267—284; № 9. — Страницы 331—372; 1882. — № 1. — Страницы 18-30; Стороженко А.В. Николай Петрович Задерацкий. Материалы для биографии. // Славянский ежегодник. Альманах и сборник статей по славяноведению, издаваемый Киевским славянским обществом. / Под редакцией А.В.Стороженко. — Выпуск 5. — Киев, 1882. — Страницы I-XXXIII; Стороженко А.В. К сведениям о козацком гетмане Иване Куцкевиче. // Киевская старина. — 1883. — Том 6. — № 6 июнь. — Страницы 379—381; Стороженко А.В. Леонард Совинский. (Опыт посмертной характеристики). // Киевская старина. — 1888. — Том 21. — № 6 июнь. — Страницы 284—313; Стороженко А. А.Пыпину 16 февраля 1890 г. // Отдел рукописей Института русской литературы Российской Академии Наук. — Фонд 250. — Опись 3. — Архивованных единиц 377. — Листы 1-2; Стороженко А.В. А.Котляревский: Очерк (Корректура журнала «Вестник Европы» (июль 1890). // Отдел рукописей Института русской литературы Российской Академии Наук — Фонд 250. — Опись 1. — Архивованных единиц 281. — Лист 4; Стороженко А.В. Михайловская и Покровская церкви в городе Переяславе. (К рисункам Т.Гр.Шевченка). // Киевская старина. — 1891. — Том 32. — № 2 февраль. — Страницы 337—357; Стороженко А.В. Земская деятельность в Переяславском уезде, Полтавской губ. в 1886—1892 гг.: Очерк А.В.Стороженко. — Киев: Типография К. Н. Милевского, 1892. — 40 страниц; Стороженко А.В. Очерки Переяславщины. // Киевская старина. — 1891. — Том 35. — № 11 ноябрь. — Страницы 195—215; Стороженко А.В. Замечательный универсал гетмана Мазепы. // Киевская старина. — 1892. — Том 36. — № 1 январь. — Страницы 138—141 (д.); Стороженко А.В. Старинное поучение переяславскому семинаристу при вступлении его в Киевскую академию. // Киевская старина. — 1892. — Том 36. — № 1 январь. — Страницы 141—144 (д.)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку