-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112583
Комментариев: 6804
Написано: 121058


6 августа родились...

Вторник, 06 Августа 2024 г. 04:00 + в цитатник
Alfred_Lord_Tennyson,_autographed_portrait_by_Elliott_&_Fry (486x700, 237Kb)
1809
Альфред Теннисон (Alfred Tennyson)
английский поэт, наиболее отчетливо выразивший воззрения и надежды викторианской эпохи. Родился в семье Джорджа Клэйтона Теннисона, приходского священника в Сомерсби (графство Линкольншир), был четвертым ребенком в многодетной семье. Отец Теннисона обладал незаурядным литературным талантом, но отличался вспыльчивым нравом, что несомненно наложило отпечаток на характер поэта, всю жизнь болезненно стеснительного и обидчивого. Очень рано проявив необычайные способности, Теннисон провел четыре года в начальной школе близлежащего городка Лаута, но основу его образования составили домашние занятия с отцом. Еще не достигнув пятнадцати лет, Теннисон написал поэму в духе В.Скотта и две пьесы в стихах (одна из них, «Черт и дама» – «The Devil and the Lady» – увидела свет лишь в 1930), он легко сочинял рифмованные двустишия, разнообразил метрику. В 1827 вместе с братьями выпустил сборник «Стихи двух братьев» («Poems by Two Brothers»), бóльшая часть стихотворений в нем принадлежала Алфреду. В том же году неожиданная щедрость тетки позволила Теннисону поступить в Тринити-колледж Кембриджского университета, где, несмотря на природную застенчивость и необщительный характер, он вскоре выделился благодаря своим дарованиям. Став членом студенческого Кембриджского литературного общества, он близко сошелся со многими талантливыми людьми. В 1829 получил университетскую Канцлерскую медаль за стихотворение «Тимбукту» («Timbuctoo»), написанное на довольно неблагодарном материале. В декабре следующего года Теннисон выпустил книжку под названием «Стихотворения, главным образом лирические» («Poems Chiefly Lyrical», 1829), которая, впрочем, осталась почти незамеченной. Летом 1830 с другом А.Хэлламом Теннисон через Францию провез деньги для испанских повстанцев, однако вернулся в Англию убежденным противником революции. Смерть отца в феврале 1831 вынудила его оставить университет и вернуться домой помогать матери. В декабре 1832 Теннисон выпустил сборник Стихотворения (Poems), включавший ранние редакции таких прославленных его произведений, как «Пожиратели лотоса» («The Lotos Eaters») и «Владычица Шалотт» («The Lady of Shalott»), принятый тем не менее довольно холодно. В конце 1837 семья переехала из Сомерсби в городок Хай-Бич под Лондоном; в начале следующего года состоялась помолвка поэта с Эмили Селвуд, сестрой жены его брата Чарлза. Через два года семья Селвуд, разуверившись в материальной состоятельности Теннисона, расторгла помолвку. В 1842 угроза пиратских изданий побудила поэта издать две книги стихов; в первую вошли переработанные версии его ранних стихотворений, во вторую – новые стихи, в том числе знаменитая «Смерть Артура» («Morte d'Arthur»). Это издание было благожелательно встречено критикой, но расходилось медленно. В 1845 друзья Теннисона выхлопотали ему государственное пособие. Воодушевленный таким поворотом событий, Теннисон в 1847 выпустил в свет свою первую зрелую поэму «Принцесса» («The Princess») – фантазию на тему женского равноправия; в мае 1850 вышла In Memoriam. В поэме, оплакивающей кончину в 1833 Хэллама, запечатлелись также плоды многолетних раздумий поэта над великими вопросами любви, жизни и смерти. Успех In Memoriam был полным и стремительным. В считанные дни он женился на Эмили Селвуд, а еще через четыре месяца королева Виктория пожаловала ему звание поэта-лауреата. В 1853 Теннисон переехал на остров Уайт, где сочинил кипящую страстями драму «Мод» («Maud», 1855). Он вновь обратился к сюжетам Артуровских легенд. Холодный прием, оказанный его стихотворению Смерть Артура, заставил поэта в 1842 отказаться от большой эпической формы. Теперь он начал цикл более или менее самостоятельных «Идиллий», вместе составлявших эпическое полотно.
Alfred_Lord_Tennyson_1869 (430x700, 222Kb)
Первые четыре поэмы под общим названием «Королевские идиллии» («Idylls of the King», 1859) завоевали популярность. Последние сомнения Теннисона развеял успех сборника «Энох Арден и другие стихотворения» («Enoch Arden and Other Poems», 1864), и в 1869 вышел «Святой Грааль и другие стихотворения» («The Holy Grail and Other Poems») – три новых стихотворения Артуровского цикла и переработанный текст «Смерти Артура». Цикл «Королевских идиллий» завершили стихотворения «Гарет и Линетт» («Gareth and Lynette», 1872) и «Балин и Балан» («Balin and Balan», опубликованы в 1885). В этот же период Теннисон обратился к поэтической драматургии, следующие десять лет определявшей его творческий поиск, хотя в 1880 поэт и выпустил благожелательно встреченный сборник стихов «Баллады и другие стихотворения» («Ballads and Other Poems»). Первая его пьеса, «Королева Мария» («Queen Mary», 1875), явно не предназначенная для сцены, в изуродованном виде была все же поставлена театром «Лицеум». Неудача постановки, продержавшейся на сцене всего пять недель, не обескуражила Теннисона: он решил в дальнейшем больше считаться с законами сцены. Следующая его пьеса, «Гарольд» («Harold», 1876), действие которой отнесено ко времени завоевания Англии норманнами, не была поставлена при жизни поэта, хотя в большей степени, чем «Королева Мария», подходила для сцены. Некоторым его пьесам повезло больше. Так, в 1879 его пьеса «Сокол» («The Falcon») выдержала 67 представлений, долго шла пьеса «Чаша» («The Cup», 1881). Комедия «Лесные жители» («The Foresters»), написанная на материале легенд о Робин Гуде, пользовалась успехом в Америке и Австралии, хотя в Англии не ставилась; драма «Бекет» («Becket», 1884), завершившая историческую трилогию Теннисона, была любимой постановкой позднего Г.Ирвинга (1838–1905). Карьера Теннисона-драматурга окончилась провалом в 1882 его пьесы «Обещание весны» («Promise of May»), в которой поэт пытался совместить апологию сельской жизни с нападками на позитивизм, набиравший силу в Англии. Эта неудача не повлияла на активность Теннисона-поэта. В 1884 писателю был пожалован титул барона, и он занял свое место в палате лордов. В 1885 он выпустил сборник «Тиресий и другие стихотворения» («Tiresias and Other Poems»), через год – книгу стихов «Локсли-Холл шестьдесят лет спустя» («Locksley Hall Sixty Years After», 1886). В 1886 умер его младший сын, Лайонел, а зимой 1888–1889 сам поэт перенес тяжелейший приступ подагры, едва не сведший его в могилу. Тем не менее в 1889 он издал сборник «Деметра и другие стихотворения» («Demeter and Other Poems»). Помещенные в нем стихи, среди которых и знаменитое «Уходя с берега» («Crossing the Bar»), почти не несут следов старческой усталости. Умер Теннисон 6 октября 1892 года. Теннисон всю жизнь оставался верен избранной поэтической форме, из опубликованного им только некоторые диалоги в пьесах написаны прозой. Между его первым юношеским сборником и последней книгой стихов, «Смерть Эноны и другие стихотворения» («The Death of Oenone and Other Poems», 1892), корректуру которой он успел просмотреть, прошло шестьдесят пять лет. Все это время он издавал поэтические сборники в среднем каждые три года. Неудивительно, что его литературное наследие много разнообразнее, чем у большинства других поэтов. После 1833 (особенно после 1842) Теннисон, постепенно уходя от малых лирических жанров, расширял свой поэтический кругозор и обращался к нравственным и философским проблемам. Слова «Бороться, искать, найти и не сдаваться» (To strive, to seek, to find, and not to yield) — это заключительная строка из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс». Она высечена на памятном кресте, установленном в честь полярного исследователя Роберта Скотта и членов его экспедиции, погибших в 1912 году на обратном пути с Южного полюса. Впоследствии она стала девизом героев романа Вениамина Каверина «Два капитана», а в 2011 году была выбрана девизом Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Теннисон написал стихотворение по случаю перезахоронения останков американского писателя Эдгара Аллана По в 1875 году, которое было зачитано на церемонии. Сочинения: Poetical works, including the plays, L.- . .- Oxf., (1953); в русском переводе - Королевские идиллии, тома 1-2, Санкт-Петербург, 1903-1904. Литература: История английской литературы, том 2, выпуск 2, Москва, 1955; L eavis . R., New bearings in English poetry, Harmondsworth, 1972; Benson A., Alfred Tennyson, . ., 1969; Ricks Chr., Tennyson, (. ., 1972); Tennyson. Ed. by D. J. Palmer, L., 1973.

Ferdinand_Barbedienne_by_Thomas_Couture (535x700, 376Kb)
1810
Фердинанд Барбедиенн (французское имя — Ferdinand Barbedienne)
французский литейщик и промышленник, известный также своим изобретением машины для создания из бронзы точных миниатюрных копий скульптурных изображений (совм. с Ашилем Колла). Родился в коммуне Лизьё, депаритамент Кальвадос, Франция, в семье фермера. Был отдан в учение в 1822 году к парижскому бумагозаводчику. К 1834 году Барбедиенн уже был успешным изготовителем обоев. Знаменитую машину для создания из бронзы точных миниатюрных копий скульптурных изображений изобрёл совместно со своим компаньоном Ашилем Колла (1795—1859). Умер в Париже 21 марта 1892 года.
Ferdinand_Barbedienne_-_Père-Lachaise_06 (700x466, 262Kb)
Памятник на могиле Фердинанда Барбедиена (Париж, кладбище Пер-Лашез)
Источники: Барбедиенн, Фердинанд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Giorgio_Ronconi (550x700, 135Kb)
1810
Джорджо Ронкони (итальянское имя — Giorgio Ronconi)
итальянский певец (баритон) и музыкальный педагог. Родился в Милане. Сын и ученик Доменико Ронкони, брат Феличе Ронкони. Дебютировал в 1831 г. в Павии в партии барона Вальдебурго в опере Винченцо Беллини «Чужестранка». В 1830-1840-е гг. Ронкони считался одним из ведущих певцов Италии. Он был первым исполнителем заглавной партии в опере Джузеппе Верди «Набукко» (1843), ключевых партий в семи операх Гаэтано Доницетти. В 1842 г. с большим успехом пел в Англии. В поздние годы преподавал в Мадридской консерватории и в собственной школе пения в Гранаде. Энциклопедия «Britannica» (1911) полагает, что ограниченный диапазон и невыдающиеся вокальные данные Ронкони с лихвой компенсировались его выдающимся артистическим талантом и харизмой. П.В.Анненков в своих «Письмах из-за границы» описывает его выступление так: Ронкони, привыкший вывозить на плечах нищенские произведения новых итальянских композиторов, блистал на первом плане, развертывая перед публикой, взамен пустоты сочинения, всю силу и гибкость своего голоса. Умер в Мадриде 8 января 1890 года.

Judah.P.Benjamin_Photo (570x700, 143Kb)
1811
Джуда Филип Бенджамин (Judah Philip Benjamin)
американский политический деятель и адвокат, занимал руководящие посты в правительстве Конфедеративных Штатов Америки: Государственного секретаря КША, Военного министра КША, Генерального прокурора КША. До образования Конфедеративных Штатов Америки в 1853—1861 годах — сенатор США от Луизианы. Джуда Бенджамин родился британским подданным в Вест-Индии. После переезда семьи в США он стал гражданином США и участвовал в политической деятельности. После образования Конфедеративных Штатов Америки он считал себя гражданином КША. За свою политическую карьеру в США, Джуда Бенджамин был членом Палаты представителей Луизианы, в 1852 году он был избран в Сенат США от законодательного собрания Луизианы. Он был вторым еврейским сенатором в истории США (после Дэвида Леви-Юли. После создания Конфедеративных Штатов Америки в 1861 году, он занимал три различных должности в Кабинете администрации президента Джефферсона Дэвиса. Бенджамин был первым евреем в правительстве государства Северной Америки, и первым евреем, чья кандидатура была серьезно рассмотрена на должности в Верховный суд США (он дважды отказался от предложений). Джуда Филип Бенджамин родился британским подданным на острове Санта-Крус (Виргинские острова). Отец Филип Бенджамин и его жена, Ребекка де Мендес — сефардские евреи. Это было в период британской оккупации Датской Вест-Индии (в настоящее время — Американские Виргинские острова). Его отец был двоюродным братом и деловым партнёром Моисея Элиаса Леви, отца будущего сенатор США от Флориды Дэвида Леви Юли. Джуда Бенджамин эмигрировал с родителями в США в 1813 году, семья сначала поселилась в Уилмингтоне (штат Северная Каролина). В 1822 году они переехали в Чарлстон (штат Южная Каролина), где его отец основал вместе с Исааком Херби одно из первых обществ за реформу собраний в Соединенных Штатах — «Реформаторское общество израильтян по содействию истинным принципам иудаизма за его чистоту Духа». Собрания общества вызывали такой интерес, что освещались North American Review, национальным журналом того времени. В возрасте четырнадцати лет Джуда Бенджамин поступил в Йельский колледж, но обучения не закончил. По одной из версий, Бенджамин был исключён из Йельского университета, хотя причина не была официально раскрыта. В 1828 году он переехал в Новый Орлеан (штат Луизиана), где начал работу сотрудником канцелярии в юридической фирме в качестве альтернативного пути в карьере адвоката. Он изучал право и французский язык, чтобы претендовать на практику в штате Луизиана. Он был принят в коллегию адвокатов в 1833 году в возрасте 21 года и занялся частной практикой в качестве адвоката по коммерческим делам. 16 февраля 1833 года 22-летний Джуда Бенджамин женился на Натали Боше де Сен-Мартен, 16-летней дочери богатой и известной в Новом Орлеане креольской французской семьи. Они были повенчаны католическим обрядом в новоорлеанском Соборе Святого Людовика. Он стал рабовладельцем и управляющим плантациями сахарного тростника в Бел-Чэйсе (Луизиана). Его плантации и юридическая практика приносили доход. В 1842 году родилась дочь Нинетта. Она была крещена и воспитана в католической вере. В 1847 году Натали Бенджамин с дочерью переехала в Париж, где она оставалась в течение большей части остальной её жизни. Джуда Бенджамин каждое лето ездил во Францию, чтобы повидаться с женой и дочерью. В 1842 году Джуда Бенджамин был избран в нижнюю палату законодательного собрания штата Луизиана от партии вигов. В 1845 году он служил в качестве члена государственной Конституционной Конвенции. Он продал свою плантацию и 150 рабов в 1850 году. К 1852 году репутация Джуды Бенджамина как красноречивого оратора с тонким адвокатским умом была на достаточном уровне, чтобы завоевать победу в законодательном собрании штата на выборах в Сенат США. Он был вторым еврейским сенатором после Давида Леви Юли из Флориды, который был избран в сенат США на законодательном собрании штата в 1845 году.
JPBenjamin1856 (499x700, 209Kb)
Джуда Бенджамин в 1856 году
Уходящий президент, Миллард Филлмор из партии вигов, предложил назначить Джуду Бенджамина, южанина, для заполнения вакансий в Верховном суде после того, как сенаторы-демократы победили в Филлморе других кандидатов на этот пост. 15 февраля 1853 года Нью-Йорк Таймс сообщила, что «если президент назначит Бенджамина, демократы намерены утвердить его». Он был первым евреем-американцем, которому было официально предложено место в Верховном суде. Бенджамин отказался. Он вступил в должность сенатора 4 марта 1853 года. В это время, работая в сенате, он вызвал на дуэль другого молодого сенатора Джефферсона Дэвиса из штата Миссисипи за оскорбление в Сенате. Дэвис извинился, и между ними завязалась дружба. Джуда Бенджамин быстро приобрёл репутацию великого оратора. В 1854 году президент Франклин Пирс предложил его кандидатуру на место в Верховном суде, от которого он отказался во второй раз. Если бы он принял предложение, то стал бы первым еврейским судьёй в Верховном суде Соединенных Штатов. Только через 62 года, в 1916 году, Луи Брэндайс стал первым еврейским членом Верховного суда после его выдвижения президентом Вудро Вильсоном. Бенджамина отмечали как защитника интересов Юга. Согласно Карлу Сэндбергу, аболиционист Бенджамин Уэйд из Огайо в споре за отмену работорговли назвал Джуду Бенджамина, представлявшего рабовладельцев, «евреем с египетскими принципами». Джуда Бенджамин ответил: «Это правда, что я еврей, и когда мои предки, среди грома и молнии на горе Синай, получали свои Десять заповедей напрямую от бога, предки моего оппонента пасли свиней в лесах Великобритании». К следующим выборам, на фоне усиления напряженности в регионе и разногласия среди вигов по вопросу о рабстве, Джуда Бенджамин присоединился к Демократической партии, на юге в партии доминировала элита рабовладельческого плантатора. Он был избран в законодательное собрание штата в 1858 году в качестве сенатора США. Во время 34-го и 36-го конгрессов, он был председателем сенатского комитета по вопросу земельных претензий. Джуда Бенджамин оставил своё место 4 февраля 1861 года после выхода Луизианы из состава Союза 26 января 1861 года.
ConfederateCabinet (700x458, 256Kb)
Правительство Конфедерации, слева направо: Джуда Филип Бенджамин, Стивен Меллори, Кристофер Меммингер, Александр Стивенс, Лерой Поуп Уолкер, Джефферсон Дэвис, Джон Хеннингер Риган и Роберт Тумбс.
Заступив на пост президента Конфедеративных штатов Америки, Джефферсон Дэвис назначил Джуду Бенджамина на должность Генерального прокурора Конфедерации 25 февраля 1861 года, заметив позже, что он выбрал Бенджамина, поскольку тот «имел очень высокую репутацию в качестве адвоката, и моё знакомство с ним в сенате произвело на меня впечатление ясностью его интеллекта, его систематических привычках, и способностью к труду». Джуда Бенджамин был назван «мозгом Конфедерации». В сентябре 1861 года он стал исполняющим обязанности Военного министра, и был подтверждён в должности в ноябре. Он стал громоотводом для народного недовольства по военной ситуации Конфедерации, и поссорился с генералами Конфедерации Борегаром и Джексоном. У него были серьёзные разногласия с Дэвисом о том, как вести войну. Обеспокоенный обороной Конфедерации на Западе, Вениамин призвал иностранных консулов в Новый Орлеан, чтобы защитить город, когда тот подвергнется нападению. Он был не в силах вызвать их на военную службу в Конфедерации. Он организовал захват четырнадцати частных пароходов в Новом Орлеане. Суда были усилены железом в носовой части корпуса для увеличения пробивной силы при таранах. Корабли держали гражданские экипажи. На судах не было ни одного тяжелого орудия, которые могли бы использоваться в случае, если он подвергнется нападению со стороны Союза. Конфедерация выделила 300 000 долларов для дооснащения этих судов.
Judah_Benjamin1860 (521x700, 154Kb)
Джуда Бенджамин, 1860—1865 годы
Военным провалом назвали поражение Конфедерации при острове Роанок в феврале 1862 года. Бригадный генерал Генри Уайз, который командовал вооруженными силами юга во время сражения, отчаянно требовал подкрепление, когда он был проинформирован о предстоящей атаке федералов. Он просил перебросить ему часть из 13000 воинов под управлением генерал-майора Бенджамина Hьюга в ближайшем Норфолке (штат Виргиния), но его мольбы о помощи остались без внимания. Наступающие силы намного превосходили силы Конфедерации и около 2500 человек сдались и были взяты в плен, потеряв около сотни убитыми на острове Роанок. Джуда Бенджамин был ответственным за потери (хотя он выполнял приоритеты Джефферсона Дэвиса) и это возмутило общественность. Вместо того, чтобы выявить насущные нехватки военных сил, которые привели к решению уступить Роанок, Конгресс осудил Джуду Бенджамина, и тот без протеста подал в отставку. В качестве награды за лояльность Бенджамина Дэвис назначил его государственным секретарем с марта 1862 года. Бенджамин договорился о выдаче Конфедерации кредита от банка в Париже в 1863 году, который был единственным значительным европейским кредитом во время войны. В туре «вторичных дипломатов», он послал торговых агентов в Карибском бассейне вести переговоры об открытии портов на Бермудских островах, Вест-Индии и на Кубе. Надвигалась блокада Конфедерации и это было необходимо для поддержания поставок, что Север пытался не допустить. После середины 1863 система была создана и «принесла богатые плоды для инвесторов, судовладельцев и армии конфедератов». Джуда Бенджамин хотел привлечь Соединенное Королевство в войну на стороне Конфедерации, но оно отменило рабство год назад, и общественное мнение сильно разделились во взглядах на войну. В 1864 году военное положение на Юге становилось всё более отчаянным, и Джуда Бенджамин публично озвучил план по освобождению, из которого следовало, что нужно вводить в курс военного дела всех рабов, готовых нести оружие для пользы Конфедерации. Такая политика будет иметь двойное влияние на позицию Британии, как самое большое препятствие в британском общественном мнении на союз с Конфедерацией для ослабления нехватки солдат, которая стала ещё более острой после сокрушительных военных поражений Юга. С одобрения Дэвиса Бенджамин провозгласил: «Давайте скажем каждому негру, желающему вступить в наши ряды: „Иди и сражайся — ты свободен“». Роберт Эдвард Ли поддержал его точку зрения, но она столкнулась с жёсткой оппозицией со стороны консерваторов. Конгресс Конфедерации не пошёл на эти меры вплоть до марта 1865 года, но к тому времени было уже слишком поздно, чтобы спасти Юг от краха. После распада КША Джуда Бенджамин переехал в Великобританию, где работал юристом. Он стал выдающимся британским адвокатом и в 1872 году был назначен членом Королевского суда. В 1883 году он вышел в отставку и переехал в Париж, где его жена и дочь жили в течение многих лет. Джуда Бенджамин умер в Париже 6 мая 1884 года. Бенджамин изображен на банкнотах КША достоинством 2 доллара (4, 5, 6, и 7-й выпуски).
Confederate_2_dollars_(1864) (700x308, 249Kb)
2 доллара КША образца 1864 г. с портретом Бенджамина
Confederate_2_dollars_(1862) (700x315, 303Kb)
2 доллара КША образца 1862 г. с портретом Бенджамина
Confederate_2_dollars_(1863) (700x306, 199Kb)
2 доллара КША образца 1863 г. с портретом Бенджамина
Источники: Бенджамин, Джуда в Биографическом справочнике Конгресса США; «Judah P. Benjamin», Jewish Virtual Library; «Judah P. Benjamin Home», State historical marker at site of boyhood home in Wilmington, North Carolina, Historical Markers.

Benjamin_Babbage (566x700, 171Kb)
1815
Бенджамин Гершель Бэббидж (Benjamin Herschel Babbage)
австралийский инженер и путешественник. Бенджамин Гершель Бэббидж родился в семье знаменитого математика Чарльза Бэббиджа; получил второе имя в честь друга и сподвижника своего отца Джона Гершеля. Изучал инженерное дело под руководством Уильяма Чадуэлла Милна, затем на протяжении нескольких лет занимался в Италии строительством железных дорог. В ноябре 1851 года покинул Старый Свет и отправился на юг Австралии, где через пять лет закончил постройку первой железной дороги в колонии Аделаиды от города до порта Аделаиды. В 1858 году предпринял экспедицию для исследования австралийского континента между озёрами Торренс, Гарднер и Эйр. С 1870 по 1871 год принимал деятельное участие в работах по соединению австралийских колоний телеграфными линиями. Скончался 22 октября 1878 года неподалёку от Аделаиды.

LordStrathcona (552x700, 51Kb)
1820
Дональд Александр Смит, первый барон Страткона-и-Маунт-Ройял (Donald Alexander Smith, 1st Baron Strathcona and Mount Royal
канадский предприниматель, глава Торговой компании Гудзонова залива, барон, видный финансист, политический и государственный деятель Канады и Великобритании. Умер 21 января 1914 года.

William_palmer (554x700, 213Kb)
1824
Уильям Палмер (William Palmer)
британский серийный убийца. Совершил целый ряд убийств с помощью отравлений, целью которых было обогащение. Уильям Палмер родился в Стаффордшире. Обучался в университете на медика, где запятнал свою репутацию обвинением в краже. Также его подозревали в отравлении знакомого. Палмер был заядлым игроком, в результате чего влез в долги. Вернувшись в родной город, он продолжил медицинскую практику. Он женился на Энн Тортон, бракосочетание прошло 7 октября 1847 года. В 1848 или 1850 году родился их сын Уильям Брук (умер 29 апреля 1926 года). 18 января 1849 года умерла тёща Палмера, которая в тот день была в гостях у дочки. 10 мая 1850 года умер при схожих обстоятельствах Леонард Бладен, знакомый Палмера, давший ему в долг. Вскоре умерли все рождавшиеся у четы Палмеров дети: девочка, а потом 3 мальчика. Им всем было не больше пары месяцев. А в скором времени умерли дядя и жена Палмера. Палмер в это время завёл любовницу, которая работала служанкой (позже она, так и не выйдя за него замуж, родит от Палмера сына). От всех смертей Палмер получил неплохой страховой доход. Шло время, а убийства продолжались. Палмер, который и был ответствен за все произошедшие вокруг него смерти, продолжал отравления. Он погряз в долгах и поэтому убил своего брата, но страховая компания отказалась платить. В скором времени Палмер убил своего друга и незаконнорождённого сына. После этого было начато дело об убийстве. Палмер пытался замять дело и даже попытался подкупить вовлечённых в него людей, но в скором времени был арестован по обвинению в убийстве. После ряда эксгумаций список обвинений Палмеру заметно вырос. Адвокат Палмера незадолго до суда бежал во Францию, так как сам много задолжал кредиторам. Новым защитником Палмера стал известный адвокат Уильям Ши. Обвинение возглавили не менее известные юристы своего времени Александр Кокберн и Джон Уолтер Хаддлстон. Суд закончился смертным приговором Палмеру. 4 июня 1856 года Уильям Палмер был повешен. Перед смертью он закричал: «Вы уверены, что это безопасно?». Шерлок Холмс упоминает Палмера в рассказе Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него крепкие нервы и большие знания. Палмер и Причард были лучшими специалистами в своей области. Этот человек очень хитер, но я надеюсь, Ватсон, что нам удастся перехитрить его. Сегодня ночью нам предстоит пережить немало страшного, и потому, прошу вас, давайте пока спокойно закурим трубки и проведем эти несколько часов, разговаривая о чем-нибудь более весёлом.»

JosГ©_Manuel_MarroquГ­n (510x700, 89Kb)
1827
Хосе Мануэль Маррокин (испанское имя — José Manuel Marroquín)
колумбийский государственный и политический деятель, президент Колумбии (1900-1904). Умер 19 сентября 1908 года.

Andrew_Taylor_Still_1914 (519x700, 177Kb)
1828
Эндрю Тейлор Стилл (Andrew Taylor Still)
американский врач-хирург, считается основоположником остеопатии. Основатель первой в мире остеопатической школы в Кирксвилле в США (сейчас — университет имени Э.Т.Стилла). Родился в округе Ли штат Вирджиния, в семье методистского священника и врача. В раннем возрасте решил последовать своему отцу и стать врачом. После обучения медицине и стажировки под руководством отца, участвовал в гражданской войне в качестве санитара, о чём впоследствии утверждал, что выступал «фактически в роли хирурга». После гражданской войны и последующей смерти его жены, трёх его детей и одного усыновленного ребенка от менингита в 1864 году, решил, что ортодоксальная медицина того времени часто была неэффективна, а зачастую и вредна. Последующие 30 лет жизни посвятил изучению строения человеческого тела и поиску альтернативных путей лечения болезней. В этот период (1870 год) прошел короткий курс медицины во врачебно-хирургическом колледже в Канзас-Сити, штат Миссури. Умер в городе Кирксвилл, штат Миссури, США, 12 декабря 1917 года.
ATStill (467x700, 94Kb)
Остеопатия
Во второй половине XIX века была развита и широко распространилась по всему миру инфекционная теория заболеваний. Стилл отвергал такой подход и был противником применения лекарств и вакцин, утверждая, что «болезнь является результатом анатомических отклонений с последующим физиологическим разладом». Стилл верил, что путём коррекции анатомических сдвигов и восстановления нормального кровотока с помощью остеопатических техник, можно вернуть телу способность нормального функционирования и самоисцеления от любых болезней. Был также сторонником идеи профилактической медицины и приверженцем целостного лечения всего человека, а не только отдельной болезни. Стилл приобрел такое мастерство в манипуляционном устранении дисфункций скелетно-мышечной системы, что получил прозвище «Костоправ-Молния» (lightning bone setter). Впоследствии он употреблял это прозвище в рекламных целях, размещая его на своих визитках. Все эти воззрения сформировали к тому времени базу для нового подхода в медицине, известного как остеопатия. Основываясь на этой философии, в 1892 году Стилл организовал Американскую школу остеопатии (ныне университет имени Э.Т.Стилла) в Кирксвилле, штат Миссури, США.

Francis_Bicknell_Carpenter01 (521x700, 171Kb)
1830
Фрэнсис Карпентер (Francis Bicknell Carpenter)
американский художник. Родился в городе Хомер, штат Нью-Йорк, США; происходил из знатного рода Rehoboth Carpenter из Новой Англии. Отец — Асаф Хармон (англ. Asaph Harmon), мать — Альмира Кларк (англ. Almira Clark ), Фрэнсис был одним из девяти детей их семьи. В 1844 году Фрэнсис, показав родителям стремление к живописи, был отпущен для обучения в город Сиракьюс, штат Нью-Йорк, на полгода для учёбы под руководством Сэнфорда Тайера (Sanford Thayer). В 1848 году он был удостоен премии American Art-Union. В возрасте двадцати одного года Карпентер создал собственную студию в Нью-Йорке. В 1852 году он был избран членом Национальной академии дизайна в качестве ассоциированного члена. К концу 1870-х годов Карпентер заинтересовался и углубился в религию и духовность. Умер в Нью-Йорке от водянки (отёка)23 мая 1900 года. Был похоронен на кладбище Гленвуд родного города Хомера. Семья: 6 января 1853 Фрэнсис Карпентер женился на Огасте Прентисс (Augusta Herrick Prentiss, 1831—1926). У них родились дети: Дочь — Флоренс (англ. Florence Trumbell Carpenter; 10 марта 1854, Хомер, штат Нью-Йорк — 30 декабря 1899), была замужем за Альбертом Ивом (Albert Chester Ives; ок. 1854, Буффало, штат Нью-Йорк — ?); Сын — Сэнфорд (Sanford Carpenter; 22 мая 1862, Хомер, штат Нью-Йорк — ?). Был женат на Коре Андерсон (Cora Anderson; 3 апреля 1860, Луисвилль, штат Кентукки — 1923, похоронена в Хомере).
Francis Bicknell CarpenterEmancipation_proclamation (700x427, 343Kb)
«Первое чтение Прокламации об освобождении президентом Линкольном»; 1864 год; масло, холст; 274,3 × 457,2 см.
Труды
Фрэнсис Карпентер создал много портретов выдающихся людей своего времени. Наиболее известным его произведением является полотно «Первое чтение Прокламации об освобождении президентом Линкольном» (First Reading of the Emancipation Proclamation of President Lincoln), которое находится в Капитолии, Вашингтон. Интересно, что после вступления в силу Прокламации об освобождении рабов, Френсис Карпентер добился аудиенции у президента и предложил ему создать картину на эту тему. 6 февраля 1864 года на второй встрече президент Линкольн дал согласие на создание произведения. Вскоре художник переехал в Белый дом, где оставался в течение шести месяцев, чтобы создать в 1864 году полотно, на котором были представлены многие члены Кабинета министров. В 1866 году Карпентер опубликовал свои мемуары о проживании в Белом доме — Six Months at the White House with Abraham Lincoln.

Natavan (514x700, 276Kb)
1832
Хуршидбану (литературный псевдоним - Натаван, персидское имя — خورشیدبانو ناتوان; азербайджанское имя — Xurşidbanu Natəvan, известная также как «Хан кызы», ханская дочь)
азербайджанская поэтесса, дочь последнего карабахского хана Мехтикули-хана, внучка Ибрагим Халил-хана. Хуршидбану Натаван родилась в Шуше, в семье последнего карабахского хана, генерал-майора Мехти Кули Хана Карабахского и внучки последнего гянджинского хана Джавад-хана — Бядирджахан-беим (1802-1863). О её детстве и юности известно мало. Среди её близких родственников поэтами с отцовской стороны были тётя Агабаджи и дядя Нава, а с материнской дядя Мусахиби и Хали. Её вырастила и воспитала другая тётя — Говхар-ханум. Она же и пробудила в Натаван любовь к музыке, поэзии и рисованию. Натаван получила домашнее образование, выучила восточные языки, прочла классические произведения Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Навои, Физули и др. Путешествовала по Дагестану, была в Тифлисе, в Баку. В 1858 году встретилась в Баку с Александром Дюма, подарила ему свои ручные работы. Дюма же подарил поэтессе шахматы с изящными фигурами. Об этой встрече А. Дюма писал: «Мы не могли быть на первом обеде, на который были приглашены две татарские (то есть азербайджанские) княгини, мать и дочь. По религиозному и общественному обычаю магометанских женщин, они не могли поднять своё покрывало перед иностранцами... Одна из княгинь была жена, а другая — дочь Мехти Кулихана, последнего карабахского хана. Матери можно было дать не более 40 лет, а дочери — 20. Обе они были в национальных костюмах. Дочь была очаровательна в этом костюме, впрочем, более богатом, нежели грациозном». В 1872 году она организовала в Шуше и возглавляла литературный кружок «Меджлиси-Унс» («Собрание друзей»), имевший творческие связи с аналогичными кружками в других городах Азербайджана. Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823—1883). Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия в месяц «мухаррам», здесь обучались искусству мугамата. После завершения траурных представлений, к которым готовились несколько месяцев, ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств.
NatavanШушинский ханский дворец (700x432, 476Kb)
«Шушинский ханский дворец дочери бывшего владетельного хана». Открытка имперских годов
Натаван была уважаема и почитаема в народе. При ней в Шуше были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, здания летнего и зимнего клубов, реального училища и многое другое. В 1872 году Хуршидбану с целью обеспечения городского населения водой и благоустройства Шуши проводит из родника Исы в местности Сарыбаба, находящейся на расстоянии 10 километров от Шуши, водопроводную линию. На этот проект Натаван пожертвовала сто тысяч рублей. Этот водопровод до сих пор известен как «Хан гызы сую». Натаван была хорошо образована, знала восточные языки, была знакома с творчеством Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Физули и других поэтов Востока. Большую роль в развитии духовного мира Натаван сыграл М.Ф.Ахундов, соединивший в своем творчестве гуманистические идеи предшествующей азербайджанской литературы с новыми веяниями своего времени, с поисками путей борьбы за народное счастье. Личное знакомство с Ахундовым способствовало широкому интересу Хуршид-бану к общественным вопросам и полезной деятельности. Хуршидбану Натаван скончалась в сентябре — 8 октября 1897 года (раби ус-сани 1314 года) в Шуше. Похоронена в Агдаме, на кладбище «Имарет».
NatavanХуршидбану Натаван, её сын (521x700, 347Kb)
Хуршидбану Натаван, её сын Мехдикули-хан Вяфа и дочь Ханбике
Частная жизнь
Натаван принадлежала к бывшей правящей семье Карабахского ханства — джеванширам, которые являлись мусульманами-шиитами. В начале 1870-х годов ей принадлежали земли 53 селений (1,778 дыма) Варандинского, Джеванширского, Зангезурского, Кебирлинского и Челябюрдского участков Шушинского уезда, а после смерти матери в 1861 году Натаван отошли земли ещё 9 селений (186 дыма) В первый раз она вышла замуж за кумыкского князя, генерал-майора Хасай-хана Уцмиева, от брака с которым родилось двое детей — сын Мехти Кули-хан (1855-1900) и дочь Хан-Бике (1856-1921). По сведениям Салмана Мумтаза этот брак стал политическим ходом Кавказского наместника М.С.Воронцова: «В то время кавказским правителем был фельдмаршал Воронцов, он использовал всевозможные приёмы и принимал всевозможные меры, чтобы в Азербайджане не возникали восстания; везде ставил наблюдателей. Поэтому он и заставил Натаван выйти замуж за одного из своих ставленников („подручных“ в источнике) — дагестанского князя генерала Хасай-хана..., но Натаван вовсе не любила его. Много лет прожила с ним насильственно.» Во второй раз она вышла замуж за жителя Шуши, „простолюдина“ Сейида Гусейна Агамирова. От этого брака у неё было пятеро детей — трое сыновей Мир Аббас-ага (1868-1885), Мир Гасан-ага (1870-1903) и Мир Джафар-ага (?-1914?), а также две дочери Сара-бегум и Хаджар-бике.
NatavanРисунок, сделанный Натаван (700x600, 391Kb)
Рисунок, сделанный Натаван
Творчество
Полный диван Натаван не сохранился, но мы в основном имеем её художественно оформленный альбом с 13 стихами на азербайджанском языке. Автографы Натаван написаны каллиграфическим смешанным почерком насталик-шикастэ. Она также написала несколько газелей на персидском языке. Первый сборник стихов поэтессы был издан Салманом Мумтазом в 1928 году, а в 1982 году были издан первый сборник стихов на русском языке. Натаван начала свой творческий путь в 1850-х годах. Написанные ранние стихи под подписью «Xurşid» она потеряла, только очень малая часть сохранилась до наших времен. С 1870 года взяла псевдоним «Natəvan». Ещё при Натаван её стихи передавались из уст в уста и распространилась в виде живописи. По содержанию стихи Хуршидбану делились на 4 части: любовные стихи, стихи, посвященные природной красоте, рифмы которые написала современникам и грустные стихи. Натаван — автор лирических стихов, в большинстве навеянных грустью по рано умершему сыну («Я плачу», «Ушел», «Сыну моему» и др.), в которых, однако, проскальзывают и социальные мотивы, — главным образом жалобы на бесправие женщин в обществе. Основные мотивы поэзии Хуршидбану Натаван — любовь к жизни, мечты о счастье, горе матери, потерявшей любимого сына. Кроме стихотворного творчества, Натаван также занималась живописью. Она создавала пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства. Память: В Агдаме, где была похоронена поэтесса, был установлен надгробный памятник; В 1960 году в центре Баку установлен памятник (скульптор Омар Эльдаров); На родине, в Шуше, был установлен бюст Хуршидбану Натаван. После занятия Шуши армянами в мае 1992 года, бронзовые бюсты Натаван, Узеира Гаджибекова, и Бюль-Бюля были демонтированы и вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями. В настоящий момент бюст со следами пуль и отбитым большим пальцем находится в экспозиции под открытым небом Музея искусств в Баку; В феврале 2016 года памятник Натаван был установлен в центральном парке города Ватерлоо (Бельгия) скульптором Имраном Мехдиевым под руководством Таира Салахова; В 2017 году в французском городе Эвьян-ле-Бен был открыт памятник поэтессе..
NatavanДом Хуршидбану Натаван в Шуше (700x525, 434Kb)
Дом Хуршидбану Натаван в Шуше
NatavanПамятник Натаван в Баку (700x525, 317Kb)
Памятник Натаван в Баку
NatavanБюст Хуршидбану Натаван (495x700, 261Kb)
Бюст Хуршидбану Натаван, доставленный из города Шуша в Баку. Экспозиция под открытым небом Музея искусств Азербайджана
NatavanПамятник Натаван в Губе (700x525, 388Kb)
Памятник Натаван в Губе
NatavanПочтовая марка  (700x492, 314Kb)
Почтовая марка Азербайджана, 2014
Литература: Джафарзаде А. Хуршид Бану Натаван — поэтесса и художница Азербайджана XIX века // Труды республиканского рукописного фонда. — Баку, 1961. — Том I.

Arthur_Pougin_par_Henri_Evenepoel (614x700, 124Kb)
1834
Артюр Пужен (французское имя — Arthur Pougin; настоящее имя — Артюр Паруас-Пужен, Arthur Paroisse-Pougin)
французский музыкальный писатель и критик, автор многочисленных биографий композиторов и «Исторического очерка развития музыки в России». Использовал различные псевдонимы: Octave d’Avril, Fanfan Benoîton, Paul Dax, Maurice Gray и Auguste Hornor. Родился в Шатору, департамент Эндр, Франция. С детских лет учился игре на скрипке. С 1846 некоторое время занимался в Парижской консерватории у Ж.Д.Алара, позднее изучал гармонию под руководством Н.А.Ребера. С 1847 скрипач, выступал первым скрипачом на концертах Мюссара, затем капельмейстер в различных оркестрах, в том числе театров "Фоли нувель" (1856-1859), "Опера комик" (1860-1863); писал музыку. С 1859 сотрудничал в журнале "Revue et Gazette musical de Paris", где напечатаны его статьи о музыке и 6 биографических очерков, посвящённых забытым или мало известным французским оперным композиторам 18 в. - А.Кампра, А.Ф.Гренику, А.Дезеду, Ж.П.Э.Мартини, Э.Флоке, Ф.Девьенну; они были переизданы в виде брошюр, затем - отдельной книгой под названием "Французские музыканты 18 века" ("Musiciens franзais du XVIII-e siиcle", P., 1864). Пробыв три года в оркестре театра Опера-Комик первым скрипачом, Пужен оставил это место и окончательно посвятил себя критической деятельности. Работал в изданиях «Le Ménestrel» (с 1885 г. и до конца жизни — редактор), «La France musicale», «L’Art musical»; написал много статей о деятельности разных композиторов, из которых в особенности интересны статьи об английском композиторе Валласе, Галеви, Мейербере, Россини; некоторые статьи появились отдельным изданием. Писал музыкальную колонку в «Soir», где знакомил публику с молодой французской школой. Редактировал «Biographie universelle des musiciens». Написал для «Revue de la musique» (1896—97) статью «Исторический очерк развития музыки в России». Как музыкальный, а также литературный критик выступал во многих периодических изданиях. Наиболее крупные из многочисленных музыковедческих работ Пужена посвящены национальной французской опере и истории французского скрипичного искусства. Ему принадлежит также одна из первых зарубежных работ о русской музыке. Не отличаясь глубиной, его труды содержат большой фактологический материал, не утративший ценности. В 1876 основал журнал "Revue de la musique" (просуществовал полгода). В 1885-1914 был редактором журнала "Le Mйnestrel", редактировал основные музыковедческие труды Ф.Фетиса, в 1878-1880 издал 2 дополнительных тома к его 5-томной "Всеобщей биографии музыкантов" ("Biographie universelle des musiciens", v. 1-5, P., 1869-1876). Автор музыкальных произведений (главным образом для скрипки). Умер в Париже 8 августа 1921 года. Сочинения: Meyerbeer, Р., 1864; F. Halйvy, йcrivain, P., 1865; Bellini, sa vie ses oeuvres, P., 1868; Rossini, P., 1871; Notice sur Rode, violoniste franзais, P., 1874; Boieldieu; sa vie, ses oeuvres, son caractиre, sa correspondance, P., 1875; Boieldieu, P., 1875; Rameau, P., 1876; A. Adam, P., 1877; Les vrais crйateurs de l'opйra franзais: Perrin et Cambert, P., 1881; Verdi, P., 1881, 1887; Moliиre et l'opйra-comique, P., 1882; Viotti et l'йcole moderne de violon, P., 1888; Mйhul, sa vie, son gйnie, son caractиre, P.. 1889, 1893; L'opйra-comique pendant la Rйvolution de 1788 а 1801, P., 1891; J.-J. Rousseau musicien, P., 1901; La comйdie-franзaise et la rйvolution, P., (1902); Essai historique sur la musique en Russie, P., 1904; Hйrold, P., (1908); Le violon, les violonistes et la musique de violon du XVII-e au XVIII-e siиcle, P., 1920, 1924, и др. Литература: Eckardt-Bдcker U., Frankreichs Musik zwischen Romantik und Moderne, Regensburg, 1965.

1835
Яльмар Фредерик Кри́стиан Кьерсков (датское имя — Hjalmar Frederik Christian Kjærskov)
датский ботаник. Родился в Копенгагене, в семье художника-пейзажиста Фредерика Кристиана Якобсена Кьерскова (1805—1891). Учился в Кристиансхавне, в 1862 году получил степень магистра наук. С 1861 года работал ассистентом в ботаническом саду Копенгагена, в 1875 году стал хранителем библиотеки. С 1869 по 1883 год Кьерсков был главным редактором журнала Botanisk Tidsskrift. С 1883 года Кьерсков работал инспектором Копенгагенского ботанического музея. В 1873 году женился на Маргрете Оливии Гиндруп. Скончался 18 марта 1900 года. Основными направлениями научной деятельности Кьерскова были изучение представителей дербенниковых Испании, миртовых Бразилии, а также культурных форм горчицы, капусты, свёклы. Основной гербарий Кьерскова хранится в гербарии Ботанического сада Копенгагенского университета (C). Ряд образцов хранился в Берлинском ботаническом музее (B). Некоторые научные работы: Kiaerskou, Hj. Enumeratio myrtacearum brasiliensium. — Hauniae, 1893. — 199 p. . Некоторые виды, названные в честь Я.Кьерскова: Calyptranthes kiaerskovii Krug & Urb., 1898; Paramitranthes kiaerskoviana Burret, 1941 ≡ Siphoneugena kiaerskoviana (Burret) Kausel, 1967. Литература: E. Warming Dansk biografisk Lexikon. — Bind IX. — 1887—1905. — P. 206—207; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 533—534. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

Friedrich_zu_Limburg-Stirum,_German_diplomat_(1835-1912) (481x700, 317Kb)
1835
Фридрих Вильгельм Лимбург-Штирум (немецкое имя — Friedrich zu Limburg-Stirum)
германский политический деятель из рода Лимбург-Штирумов. Родился в Гааге. Занимал различные должности в посольствах в разных странах Европы; в 1892 г. должен был выйти в отставку вследствие предпринятой им агитации против либеральной торговой политики правительства (графа Каприви). В 1871—1905 гг. был депутатом в прусском ландтаге; в рейхстаг избран в 1893 г., переизбран в 1898 и 1903 г. Долго был президентом консервативной партии прусского ландтага. В 1880-1881 гг. возглавлял министерство иностранных дел. Умер в Гросс-Петервице 27 октября 1912 года. Литература: Лимбург-Штирум, Фридрих Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Поленов_К_П(ИУI) (519x700, 111Kb)
1835
Константин Павлович Поленов
русский металлург. Родился в Синешенском уезде Костромской губернии, в семье губернского секретаря. Окончил Московский университет (1856), геодезическое отделение Академии Генерального Штаба (1858). Кандидат математических наук. В 1958-1859 гг. – в Пулковской обсерватории. С 1859 г. – заведующий и преподаватель Выйского училища в Нижнем Тагиле, с 1862 г. – управитель Висимо-Шайтанского завода, с 1864 г. – управитель Нижне-Салдинского завода. После ухода в отставку около 40 лет проработал на уральских металлургических заводах — Висимо-Шайтанском (1862-1864) и Нижне-салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 г. осуществил производство упрочнённых железных рельсов (вместо рельсов со стальной головкой). В 1875-1876 гг. разработал и внедрил способ бессемерования малокремнистых чугунов с предварительным подогревом их в отражательной печи (т. н. "русское бессемерование"). Впервые в России внедрил кауперовские воздухонагревательные аппараты (1882), а также резку горячих рельсов "в меру" по фотометру и отливку прокатных валков из бессемеровского чугуна с присадкой 40% рельсовых концов. В 1882 г. установил первые в России воздухонагревательные аппараты системы Каупера, что позволило получать самую дешевую сталь в России. Осуществил ряд мероприятий по переоборудованию завода: поднял уровень плотин, заменил водяные колеса гидравлическими турбинами, построил отражательные печи, перестроил доменные печи. Участник общественной жизни Верхотурского уезда Пермской губернии: состоял гласным Верхотурского уездного земства и почетным мировым судьей. Изобретательство К.П.Поленова не ограничивалось заводской сферой. Он много работал над практическим применением электричества. Задолго до Яблочкова он придумал электрическое освещение, и в Салдинской конторе еще в семидесятых годах по вечерам зажигался электрический фонарь. Изобрел особый музыкальный инструмент - "мелодром", приводимый в действие электрическим током. В качестве источника электрической энергии применял гальваническую батарею. По воспоминаниям старожилов-салдинцев, К.П.Поленов заботился о рабочих. "Уважение к личности рабочего и особенно к мастерству было у Поленова не на словах, а на деле", - так вспоминал В.Е.Грум-Гржимайло. Он помогал им в домостроительстве, приучал к земледелию и огородничеству. По его инициативе в Н.Салде было открыто народное двухклассное училище, организованы ссудно-сберегательное товарищество, общество потребителей, ставились любительские спектакли. Обладая необычайной энергией, уже в возрасте 70 лет он самостоятельно изучил английский язык. Умер в Екатеринбурге 26 января 1908 года. Литература: Грум-Гржимайло В.Е., Константин Павлович Поленов. [Некролог], «Горный журнал», 1908, том 3, № 8; его же, Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе, в его книге: Сборник трудов, Москва — Ленинград, 1949.

1835
Элеру Мевхибе Кадын Эфенди (турецкое имя — Eleru Mevhibe Kadın Efendi)
первая жена османского султана Мурада V. Мевхибе родилась в городе Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), в знатной грузинской семье Ахмеда-бея Тарканишвили и его жены. Семья эмигрировала в Стамбул, где брат Мевхибе, Халиль-бей, поступил на службу в султанские конюшни, а сама Мевхибе попала в гарем, где получила имя «Элеру». Здесь ещё в молодости с ней сблизился будущий султан Мурад V. 2 января 1857 года Мурад и Мевхибе поженились во дворце Долмабахче. Два года Мевхибе тщетно пыталась забеременеть и в 1859 году Мурад взял вторую жену — Рефтарыдиль Кадын Эфенди, которая через два года родила сына Мехмеда Селахаддина, за которого впоследствии вышла замуж племянница Мевхибе, Гюльтер Ханым. Попытки забеременеть и в дальнейшем не увенчались успехом в то время, как у Мурада родилось ещё шестеро детей. Несмотря на отсутствие детей Мурад всё также был привязан к Элеру и вопреки традициям по восшествии на престол назвал её Баш-кадын (главной женой). И когда посыпались упрёки, Мурад настоял на своём, сказав, что влюблён в Элеру с детства и она, как никто другой, достойна этого титула. Элеру и в самом деле обладала талантами и навыками, необходимыми первой жене: она была необыкновенно красива, умна, рассудительна и проницательна. Давным-давно примирившись сама с собой, Элеру сохранила тёплые отношения с мужем даже в заключении во дворце Чыраган после свержения Мурада. После смерти мужа Элеру Мевхибе приобрела дом в Шишли, где жила в уединении. Она не была депортирована из страны в 1924 году, поскольку являлась побочным членом Династии. Элеру умерла в Стамбуле 21 февраля 1936 года. Литература: Fanny Davis. The Ottoman Lady: A Social History from 1718 to 1918. — Greenwood Publishing Group, 1986. — ISBN 978-0-313-24811-5; Yavuz Bahadıroğlu. Resimli Osmanlı Tarihi. — Nesil Yayınları, 2009. — ISBN 978-975-269-299-2; The Concubine, the Princess, and the Teacher: Voices from the Ottoman Harem / Douglas Scott Brookes. — Texas: University of Texas Press, 2010. — ISBN 0292783353, 9780292783355.

Vladimir_Hlebnikov (490x700, 144Kb)
1836
Владимир Николаевич Хлебников
военачальник русской императорской армии, генерал от артиллерии, начальник артиллерии Московского военного округа, почётный опекун. Родился в дворянской семье. Окончил Московский дворянский институт и 1-й Московский кадетский корпус. 29 июня 1854 в чине прапорщика вступил в службу в 16-ю легкую конно-артиллерийскую батарею. С апреля 1861 года подпоручик. С апреля 1862 года поручик. В 1865—1868 гг. назначен адъютантом конно-артиллерийской гвардии. С апреля 1867 года штабс-капитан. В 1867 году произведён в капитаны. 16 июля 1872 года назначен командиром 1-й батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады. С 11 сентября 1872 года полковник. 8 декабря 1872 года со штабс-капитаном Э.К.Квитницким, которого Хлебников и несколько прочих офицеров хотели выжить из бригады, произошёл конфликт: Квитницкий ранил Хлебникова саблей. Из-за этого конфликта Хлебникова 31 марта 1873 года уволили со службы, но 19 декабря 1874 года приняли обратно. А в конце 1877 года зачислили в 15-й Тверской драгунский полк. Хлебников участвует в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. В 1884 году произведён в генерал-майоры. С декабря 1885 по октябрь 1893 года командир 3-й резервной артиллерийской бригады. Затем становится начальником артиллерии 6-го армейского корпуса, в чине генерал-лейтенанта начальником артиллерии Московского Военного Округа. С 1901 года и до конца жизни почётный опекун Санкт-Петербургского (с 1914 года — Петроградского) присутствия Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии. 11 февраля 1906 года произведён в генералы от артиллерии. Умер 22 февраля 1915 года. От брака с Евдокией Сергеевной Комовской (8 апреля 1847—7 февраля 1940), внучкой графа Е.Ф.Комаровского, имел двух сыновей, Николая (26 апреля 1880) и Сергея (1882), и троих дочерей, Софью (1871—1957; вторая жена полковника А.С.Гендрикова), Юлию (5 августа 1873) и Александру (замужем (с 11 мая 1898) за С.К.Гартингом, владельцем Дукора). Воинские звания: В службу вступил (29 июня 1854); Прапорщик (29 июня 1854); Подпоручик (5 мая 1861); Поручик (29 апреля 1862); Штабс-капитан (28 апреля 1867); Капитан (12 апреля.1868); Подполковник (11 сентября 1872); Полковник (18 августа 1892); Генерал-майор (14 июля 1885); Генерал-лейтенант (26 ноября 1894); Генерал от артиллерии (11 февраля 1906); Награды: Орден Святого Станислава III степени (1864); Орден Святой Анны III степени (1866); Орден Святого Станислава II степени (1868); Императорская корона к Ордену Святого Станислава II степени (1870); Орден Святой Анны II степени (1872); Золотая сабля «За храбрость» (Высочайший Приказ 9 апреля 1878); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1880); Орден Святого Владимира III степени (1883); Орден Святого Станислава I степени (1888); Орден Святой Анны I степени (1891); Орден Святого Владимира II степени (1902); Знак отличия за 40 лет беспорочной службы (1903); Орден Белого Орла (1905); Орден Святого Александра Невского (1 мая 1910).

Tsuda_Sen (485x700, 174Kb)
1837
Цуда Сэн (японское имя — 津田仙)
японский научный и образовательный деятель периода Мэйдзи. Один из основоположников новейшей школы агрономии в Японии. Сторонник вестернизации, пропагандист здорового образа жизни. Соучредитель Университета Аояма Гакуин. Цуда Сэн родился в восточнояпонском уделе Сакура-хан провинции Симоса, в самурайской семье Кодзима. В 1851 году его отдали приёмным сыном в род Сакураи. В 1857 году Цуда уехал в Эдо, где изучал голландские науки, а также английский язык и литературу. В 1861 году Сэн женился на дочери Цуды Дайтаро, чиновника сегуната Токугава. При содействии тестя он был принят на работу переводчиком правительственного чиновника, работавшего при ведомстве иностранных дел. Одновременно с этим Сэн стал приёмным сыном дома Цуда, который не имел наследника мужского рода. В 1867 году Сэн вместе с Фукудзавой Юкити посетил США в составе группы инспектора финансового ведомства сегуната Оно Томогоро. Он был потрясён достижениями западной агрономии, планируя внедрить методы новейшего сельского хозяйства у себя на родине. В 1869 году Сэн работал в Токийском отеле Цукидзи, а с 1871 года стал временным сотрудником Отдела освоения Севера при Императорском правительстве Японии. В 1873 году он принял участие в Международной выставке в Вене, где познакомился с голландским агрономом Даниэлем Хойбренком. В 1874 году Сэн перевел на японский его труд «Метод выращивания, объяснённый тремя различными процессами», предлагая повысить урожаи японского риса и других злаков. Он широко популяризировал свои идеи, но однозначной поддержки в среде агрономов и лиц, занятых сельским хозяйством, они не нашли. В 1875 году Сэн основал Общество изучения сельского хозяйства (японское название — 学農社), а в следующем году открыл Товарищеские школу и журнал «Сельское хозяйство» японское название — 農業雑誌). В 1880 году он начал издавать журнал «Освоение Хоккайдо» (японское название — 北海道開拓雑誌), в котором пропагандировал методы западной агрономии. В это же время Сэн принял христианство протестантского направления и принял участие в создании школы, которая стала предшественницей Университета Аояма Гакуин. После 1897 года Сэн оставил все дела, связанные с государственной службой, занявшись общественным движением за запрещение алкогольных напитков и табакокурения. Он умер в Токио от кровоизлияния в мозг 24 апреля 1908 года. Церемония прощания с покойным состоялась в лекционном зале Аояма Гакуин. Цуда Умэко, дочь Сэна, стала основательницей частной английской школы для девочек, которая развилась в Университет Цуда. Источники и Литература: Цуда Сен / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 томах. 2-е издание. — Токио: Сьогаккан, 1994—1997; Рубель В.А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. — Киев: «Аквилон-Пресс», 1997; Рубель В.А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учебное пособие. — Киев: Лыбидь, 1997.

Jose_Maria_de_Cos_y_Macho (565x700, 256Kb)
1838
Хосе Мария Хусто Кос-и-Мачо (испанское имя — José María Justo Cos y Macho)
испанский кардинал. Родился в городке Теран, Кабуэрнига, Испания Епископ Мондоньедо с 10 июня 1886 по 14 февраля 1889. Архиепископ Сантьяго-де-Кубы с 14 февраля 1889 по 11 июня 1892. Епископ-архиепископ Мадрида-Алькалы с 11 июня 1892 по 18 апреля 1901. Архиепископ Вальядолида с 18 апреля 1901 по 17 декабря 1919. Кардинал-священник с 27 ноября 1911, с титулом церкви Санта-Мария дель Пополо с 2 декабря 1912. Умер в городе Вальядолид, Испания, 17 декабря 1919 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку