-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111678
Комментариев: 6803
Написано: 120152


5 августа родились...

Понедельник, 05 Августа 2024 г. 03:34 + в цитатник
Joseph Carey Merrick3 (602x700, 70Kb)
1862
Джозеф Кэри Меррик (Joseph Carey Merrick)
британец, известный как «Человек-слон», из-за чрезвычайной деформации тела, вызванной нейрофиброматозом первого типа и синдромом Протея. В ранних биографиях имя Меррика ошибочно заменено на «Джон» (включая фильм «Человек-слон»). Та же ошибка появляется и в работе Эшли Монтэгю «Человек-слон: Этюд о человеческом достоинстве», так как информация о жизни Джозефа бралась из мемуаров Фредерика Тривза, в которых он ошибочно называет Меррика Джоном. Доктор Тривз знал настоящее имя «человека-слона», но, по неизвестным соображениям, заменил его на «Джон». В книге Монтэгю, в приложении, приводится записка доктора Карр Гомма, написанная сразу после смерти Меррика, в которой он правильно называет его «Джозеф», однако Эшли расценил это как ошибку доктора. В пьесе «Человек-слон» его также называют Джоном на протяжении всей постановки, за исключением сцены, в которой доктор Карр Гомм читает вслух документ (тот самый, который разместил в своей книге Эшли Монтэгю) и правильно называет мистера Меррика Джозефом. В пьесе доктор Тривз «поправляет» Карр Гомма, сообщая, что «его имя было Джон». В фильме «Из ада» (2001) есть эпизод, где его показывают собравшимся и представляют как Джозеф, но кто-то из толпы поправляет говорящего, сказав, что его зовут Джон, и говорящий, извиняясь, называет его Джон.
Joseph_MerrickДжозеф Меррик в 1889 году (453x700, 223Kb)
Джозеф Меррик в 1889 году. Фотография в Лондонском Королевском госпитале
Джозеф Кэри Меррик был старшим из троих детей супругов Мэри Джейн Меррик (урождённой Поттертон) и Джозефа Рокли Меррика. Он родился в городе Лестер на Ли-Стрит 5 августа 1862 года. Отец Джозеф Рокли Меррик (приблизительно 1835—1897) был сыном лондонского ткача Барнабаса Меррика, который переехал в Лестер в период 1820—1830-х годов, и его третьей жены Сары Рокли. Мать Мэри Джейн Поттертон (приб. 1834—1873) была дочерью йоркширского чернорабочего и имела небольшую степень инвалидности. Джозеф и Мэри познакомились в Лестере, где Мэри работала служанкой, а Джозеф — кучером кареты. Они поженились в 1861 году и спустя год родился Джозеф. Первое имя он получил в честь отца, второе ему дала мать в честь баптистского миссионера Уильяма Кэри. У Джозефа был младший брат Уилльям Артур (1866 — умер от скарлатины в 1870) и младшая сестра Мэрион Элиза (1867—1891), которая от рождения была инвалидом.
Joseph_MerrickФотография Меррика анфас (450x700, 217Kb)
Фотография Меррика анфас. 1889 год.
В автобиографической записке Меррик упоминает, что его уродство стало развиваться, когда ему было пять лет. 29 мая 1873 года его мать умерла в возрасте 36 лет от бронхопневмонии, а отец 3 декабря 1874 года женился на другой женщине — Эмме Вуд Антилл. К этому времени деформация тела стала действительно обширной, так что мачеха не желала, чтобы Джозеф оставался дома. Джозеф устроился на работу на табачной фабрике, но из-за прогрессирующей деформации правой руки ему не удавалось выполнить необходимую норму по производству сигар, поэтому он ушёл с этой работы в 1878 году. Ему приходилось подолгу быть на улице, и он стал подрабатывать, работая галантерейщиком, при этом Джозеф постоянно подвергался нападкам со стороны местных детей. В конце концов, устав от брани мачехи из-за того, что он не приносил пользы, Меррик покинул свой дом. 29 августа 1884 года Джозеф Меррик устроился на работу в цирковое шоу Тома Нормана, где с ним неплохо обращались и ему даже удалось скопить 50-фунтовое состояние (на один фунт семья из трёх человек могла жить неделю, если тратить экономно). Однажды в Лондоне Меррика увидел физиолог Фредерик Тривз, который дал ему свою визитную карточку, а также 2 декабря 1884 года Тривз представил «человека-слона» Лондонскому Патологическому обществу. Когда в 1886 году цирковые номера с использованием «шоу уродов» были объявлены вне закона в Англии, Том Норман был вынужден продать Джозефа некому австрийцу. Вместе с ним Меррик переехал в Бельгию в поисках работы. В Брюсселе он был обманут и покинут своим работодателем-шоуменом, который сбежал от него, похитив деньги Джозефа. Вернувшись в Лондон, Джозеф Меррик стал причиной несчастного случая на станции Ливерпуль. Из-за того, что он страдал от тяжёлой формы бронхиальной астмы, и из-за деформированного рта Меррик с трудом мог разговаривать, поэтому он достал визитную карточку Фредерика Тривза, который и был вызван. Благодаря доктору Тривзу Джозеф обрёл постоянный дом в Королевском Лондонском госпитале.
Joseph_MerrickМодель Майнцского собора (700x619, 421Kb)
Модель Майнцского собора, сделанная Мерриком.
Постепенно благодаря повышенному вниманию прессы мистер Меррик стал достопримечательностью викторианского Лондона. Принцесса Уэльская Александра проявляла интерес к персоне Джозефа, что заставляло аристократов навещать его. Джозеф Меррик был образованным и обладающим богатым внутренним миром человеком — благодаря помощи Тривза ему удавалось посещать театры, он много читал, а в поздние годы стал писать как прозу, так и поэзию, также Меррик, пользуясь только левой рукой, собирал из бумаги модели соборов, которые он дарил ухаживающим за ним медсёстрам, докторам и другим добрым к нему людям. Одна из таких моделей хранится в Королевском Лондонском Музее.
Одним из его любимейших стихотворений, строчки которого Меррик часто цитировал, было:
«Это правда, что моя внешность странная,
Но обвиняя меня, вы обвиняете Бога.
Если бы я мог сотворить себя заново,
Я бы вас не разочаровал.
Если бы я мог дотянуться от полюса до полюса
Или ухватиться за целый океан,
Меня бы оценивали качеством души;
Разум - признак Человека.» — Joseph Merrick «The life and adventures of Joseph Carey Merrick» (Джозеф Меррик «Жизнь и приключения Джозефа Кэри Меррика») При знакомстве с Джозефом доктор Тривз посчитал его слабоумным с рождения (так как из-за деформации выражение лица Меррика никогда не менялось, а речь была абсолютно неразборчива). Как писал позднее Фредерик Тривз в мемуарах: «Он довольствовался своим положением, уму непостижимо... Только поняв, что Меррик невероятно умен и обладает проницательной чувствительностью и, что хуже всего, романтическим воображением, я осознал всепоглощающую трагедию его жизни.» Летом 1887 года Меррик провёл несколько недель на природе. Были приняты специальные меры, чтобы оградить его от постороннего внимания. Ему пришлось ехать в карете с закрытыми занавесками. На протяжении своего отдыха на природе Меррик завёл новых друзей, а также собирал коллекцию диких цветов, чтобы забрать с собой в Лондон. Позже он посетил это место ещё в 1888 и 1889 годах. За Мерриком ухаживали в госпитале вплоть до самой его смерти в Лондоне 11 апреля 1890 года. Из-за деформации своего тела Меррик не мог спать горизонтально (ему приходилось спать сидя), но 11 апреля, оставшись в своей комнате один, он решил заснуть, положив голову на подушку. В 13 часов 30 минут Меррик умер от асфиксии, так как тяжёлая голова перегнула тонкую шею.
Семья
Меррик был назван в честь своего отца Джозефа Рокли Меррика (март 1838 — 30 января 1897), который родился в Лестере. Отец Джозефа-старшего Барнабас Меррик (23 августа 1792 — 12 апреля 1856) был женат трижды и его третья жена Сара Рокли стала матерью Джозефа-старшего. 29 декабря 1861 года Джозеф Рокли Меррик женился на Мэри Джейн Поттертон. Старший сын Джозеф родился 5 августа 1862 года, затем, 8 января 1866 года, родился младший сын Уильям Артур Меррик. 28 сентября 1867 года родилась Мэрион Элиза Меррик. Уильям заболел скарлатиной и умер 21 декабря 1870 года. Мэрион была увечной с рождения, но прожила до 19 марта 1891 года, когда она умерла во время припадка. В фильме 1980 года «Человек-слон» сын Мэри Джейн «Джон» Меррик отзывался о своей матери очень хорошо. У него был медальон с её изображением, который Меррик всегда носил с собой, он утверждал, что «у неё лицо ангела». Мэри Джейн Поттертон умерла от пневмонии 19 мая 1873 года. Джозеф Рокли Меррик вновь женился спустя два года на Эмме Вуд Антилл (англ. Emma Wood Anthill), которая была совсем не любезной с пасынком.
Joseph_Merrick (430x700, 181Kb)
Причины болезни
Внешность Джозефа Меррика Фредерик Тривз описывал в своих мемуарах достаточно подробно: Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его огромная, неправильной формы, голова с огромным костным наростом на лбу там, где обычно бывают брови, в то время как с задней части головы свисали складки губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты. На макушке росли несколько длинных тонких волосков. Нарост на лице почти скрыл один глаз. Из верхней челюсти рос ещё один костный нарост. Он торчал из его рта как розовый пень, верхняя губа была вывернута наружу. Нос был просто куском плоти, и понять, что это нос, можно было только по местоположению. Спина была ужасна, потому что с неё свисала до середины бедра, огромная, мешкообразная складка плоти покрытая той же кожей, напоминающей отвратительную цветную капусту.» — Фредерик Тривз «Человек-слон и другие воспоминания»
Сам Меррик описывал свою внешность в своей «Автобиографии»: «Измерение вокруг моей головы — 36 дюймов, сзади находится большой нарост размером с чайную чашку, другая часть головы покрыта, так сказать, холмами и долинами, и это всё смешано в общую кучу, в то время как лицо имеет такой вид, что никто не мог описать его. Правая рука — имеет размер и форму слоновьего хобота: 12 дюймов вокруг запястья и 5 дюймов вокруг одного из пальцев; другая рука — не больше чем рука девочки десяти лет, хотя она и вполне работоспособная. Мои ноги и ступни охвачены толстой шероховатой кожей, подобно коже слона, и имеет почти тот же самый цвет. Никто бы не поверил, что такое может существовать, пока не увидел это.» — Автобиография Джозефа Меррика.
По словам Джозефа Меррика, причиной его уродства стало то, что его мать сильно напугал слон во время беременности. В 1971 году Эшли Монтагю в своей книге предполагает, что у него был нейрофиброматоз типа I — генетическая болезнь, также известная как синдром Реклингхаузена, которая может вызывать увеличение и деформацию костей, а также рост доброкачественных образований. Однако в 1986 году было объявлено, что Меррик страдал от синдрома Протея, который, среди прочего, вызывает необычный рост головы, костей и кожи. В июле 2003 года доктор Чарис Энг сообщил, что на основе исследований пробы ДНК, взятой из волос и костей Джозефа Меррика, можно заключить, что он болел и нейрофиброматозом типа I, и синдромом Протея одновременно.
Человек-слон в искусстве
В 1978 году состоялась премьера на Бродвее пьесы американского драматурга Бернара Померанса «Человек-слон» в постановке режиссёра Джека Хофсисса. В 1979 году пьеса «Человек-слон» получила три премии «Тони» по разделу драмы: лучший спектакль, лучший режиссёр и лучшая актриса (Кароль Шелли). Роль Джона Меррика в этом спектакле исполнил Филип Энглим, а роль Фредерика Тривза — Кевин Конвей. После, в роли Джона Меррика, в этой пьесе дебютировал на Бродвее музыкант, актёр и певец Дэвид Боуи. Его участие в спектакле вызвало ошибочное мнение, что эта пьеса была мюзиклом, тогда как на самом деле это было драматическое представление. 3 октября 1980 года состоялась премьера кинофильма Дэвида Линча «Человек-слон» с Джоном Хёртом в роли Джона Меррика и Энтони Хопкинсом в роли Фредерика Тривза. Фильм был номинирован на премию Оскар в 8 категориях. 4 января 1982 года вышла 90-минутная телевизионная версия бродвейского спектакля в постановке Джека Хофсисса, в которой снялись звезды сценической версии Филип Энглим и Кевин Конвей. Кроме того, в ней приняли участие: Гленн Клоуз, сыгравшая роль принцессы Александры; Пенни Фуллер — миссис Кендал; Ричард Кларк — доктор Карр Гомм. В 2001 году вышел фильм Альберта и Аллена Хьюзов «Из Ада», в котором эпизодически фигурирует Человек-слон в момент его демонстративного показа врачам в больнице. Играет его актёр Энтони Паркер. Причём в этом сюжете оговаривается, что больного зовут то ли Джозеф Меррик, то ли Джон Меррик (сперва Меррика называют одним именем, и тут же кто-то из смотрящих поправляет, озвучивая второе имя). 29 ноября 2002 года в Оперном театре Ниццы состоялась премьера оперы французского композитора Лорана Птижирара «Джозеф Меррик, Человек-слон» на основе оригинального либретто Эрика Нонна в постановке Даниэля Месгиша. Партия Джозефа Меррика была написана для меццо-сопрано/контртенора. Её исполнила солистка Пражской оперы Яна Сикорова (меццо-сопрано). Американская прогрессив-метал группа Mastodon из Атланты трижды отсылалась к Джозефу Меррику на последних инструментальных композициях первых трёх полноформатных альбомов, в обход общим концепциям записей: Elephant Man / Человек-слон (№11 с Remission), Joseph Merrick / Джозеф Меррик (№10 с Leviathan), Pendulous Skin / Свисающая кожа (№12 с Blood Mountain). Кроме того для ремастер-переиздания Remission 2014 года, оригинальный художник группы Пол Романо дополнительно проиллюстрировал каждую композицию альбома украсив последнюю портретом Меррика на фоне Майнцского собора. В 2003 году вышел документальный телефильм «Проклятие Человека-слона», посвящённый Джозефу Меррику. В нём показаны родственники Меррика, которые ищут и находят друг друга, и боятся повторения у них страшного феномена Джозефа. Также там идёт речь о похожих случаях в жизни, хотя они, как выясняется, имеют лишь частичную схожесть, и болезнь до конца не изучена. Высказываются различные предположения, рассказывается об исследованиях болезни. Показан скелет Меррика в английском музее. В 2008 году вышел роман испанского писателя Феликс Х. Пальма — «Карта времени». В нём описывается момент встречи и посещения главным героем Человека-слона уже в Королевском Лондонском госпитале, в ходе которой Меррик рассказывает посетителю о своей жизни и вызывает у него немалое сочувствие, а в конце встречи дарит сувенир — корзину, сплетённую им самим и являющуюся впоследствии источником вдохновения для главного героя. В 2013 году во втором сезоне британского телевизионного сериала «Улица потрошителя» Джозеф Меррик и Фредерик Тривз становятся персонажами нескольких серий. Будучи обладателем комнаты в Королевском Лондонском госпитале, Человек-слон становится невольным свидетелем происшествия и подвергается из-за этого преследованиям и шантажу. А затем помогает в расследовании убийства хвостатой женщины, знакомой ему по «шоу уродов». В сериале также приводится альтернативная версия его смерти.
Джозеф Меррик в поп-культуре
Образ Джозефа Меррика используется в рекламе чипсов «Nik Naks». Ролик повторяет сцену из фильма «Человек-слон», где Джозеф привлекает внимание прохожих странной формой головы, спрятанной под мешком, неуклюжей походкой и тяжёлым дыханием. Люди начинают преследовать необычного человека, пока не прижимают к стене. Один из преследователей срывает мешок и толпа в ужасе отступает — вместо головы у него бесформенный картофельный снэк. Слышатся призывы: «Съешьте его!» и толпа набрасывается на человека. Заканчивается рекламный ролик демонстрацией упаковок продуктов «Nik Naks» и лозунгом «Eat the freak» (русское название — «Съешь урода»). В середине 1980-х многие СМИ приписывали певцу Майклу Джексону желание купить кости человека-слона. Джексон это отрицал. В 1993 году в своем интервью на ранчо Неверленд Майкл Джексон сказал Опре Уинфри, что это «ещё одна глупая выдумка журналистов. Я люблю историю человека-слона, во многом он мне напоминает меня, мне это было близко, и его история заставила меня плакать, потому что я увидел в ней себя, но я никогда не просил… куда бы я дел его кости? И зачем мне чьи-то кости?». В 1989 году в видео на песню «Leave Me Alone» (из фильма «Moonwalker») Джексон танцует рядом с пластилиновым скелетом Меррика. Неоднократно образ человека-слона упоминается в современном кинематографе в качестве феномена сверхъестественного, сверхнаучного. Так, в телесериале «Грань» (2 сезон, 12 серия) появляется клан людей, подобных человеку-слону (внешний признак — искажённые очертания головы). Сценарист связывает данные мутации человека с засекреченными военными испытаниями Пентагона. Литература: Treves, Sir Frederick The Elephant Man and Other Reminiscences. — London: Cassell and Co., 1923 OCLC 1546705; Montagu, Ashley The Elephant Man: A Study in Human Dignity. — E. P. Dutton, 1971 ISBN 0-87690-037-6; Howell, Michael; Peter Ford The True History of the Elephant Man. — Allison & Busby, 1970 ISBN 0-85031-353-8.

Etter_IS (664x700, 296Kb)
1863
Иван Севастьянович фон-Эттер (финское имя — Johan Emil von Etter)
генерал-майор русской императорской армии, герой Первой мировой войны. Его брат Николай был дипломатом, русским посланником в Персии. Сын генерал-лейтенанта Севастьяна Павловича фон Эттера, родился в Санкт-Петербурге. Образование получил в Пажеском корпусе (поступил 13 сентября 1880 г.), из которого был выпущен 24 августа 1883 г. прапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк. За время службы в полку последовательно был произведён в подпоручики (11 сентября 1884 г.), поручики (11 сентября 1887 г.), штабс-капитаны (18 декабря 1895 г.), капитаны (18 декабря 1899 г.) и полковники (10 апреля 1904 г.); на протяжении почти одиннадцати лет командовал ротой и три года — 1-м батальоном. С 27 ноября 1909 г. командовал 5-м гренадерским Киевским полком. Произведённый 5 декабря 1913 г. в генерал-майоры, Эттер был назначен командиром лейб-гвардии Семёновского полка.
Etter_Ivan01 (490x700, 315Kb)
Участвовал в Первой мировой войне, 25 февраля 1915 года был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что с отличным мужеством руководил блестящими действиями полка в боях с 22 по 27 октября 1914 г. под Ивангородом, особенно при личном руководстве боевыми частями полка при овладении многоярусной укрепленной позицией противника у форта Градобице и захождении во фланг противнику, чем сильно способствовал общему успеху.» и 16 февраля 1915 года — Георгиевским оружием «За то, что в период боев с 1 по 15 сентября 1914 г., находясь неоднократно под действительным огнём противника, лично руководил всеми этими боями, маневрируя частями полка с полным успехом и так энергично, что всюду заставлял отступать перед собой противника. 15 сентября. в бою под Кржешовым, своим обходным движением неприятельской позиции, решил бой в нашу пользу, захватив переправу через реку Сан, один неприятельский пулемет и около 200 пленных. Этот удачный маневр полка имел решительное влияние на общий исход дела, и сильно укрепленная Кржешовская позиция досталась нам легко, и неприятель не успел уничтожить мост.» В июле 1915 года сдал полк Соважу и уехал в своё имение в Финляндии, где и остался после Октябрьской революции. Умер в имении Хайко близ Порвоо: по российским источникам — 12 октября 1938 года, по информации Biografiakeskus — 22 марта 1941 года. Жена (с 10 июня 1898 года) — графиня Марии Владимировне Клейнмихель (1872—1950), фрейлина, дочь генерал-майора графа В.П.Клейнмихеля; родилась в Царском Селе, умерла в Хельсинки. Их венчание состоялось в Введенском соборе Семёновского полка в Петербурге. У них был единственный сын Владимир (1899—1978).
EtterМария Владимировна Эттер (700x658, 143Kb)
Мария Владимировна Эттер
Воспоминания современников
Ю.В.Макаров, служивший под началом Эттера вспоминал: «Высокий, с бородкой под царя, элегантный блондин, он принадлежал к самому большому Петербургскому свету, и по себе и по жене. В небольшом кругу большого Петербургского света, где все друг друга знали с детства, искони было принято сохранять на всю жизнь за людьми их детские имена и прозвища… Эттера называли „Ванечкой“. Он был скромный, воспитанный юноша, с прекрасными манерами и с хорошими средствами, что всегда ценилось в гвардии. Свободно говорил по-французски и по-английски. Даже на родном российском языке говорил с легким иностранным акцентом. И не с вульгарным немецким, с которым говорило не мало русских немцев на военной службе, а с особенным великосветским, петербургско-английским…» В качестве полкового командира Макаров характеризует Эттера как «слабого, нерешительного и совершенно не военного». Награды: Орден Святого Станислава III степени (1894); Орден Святой Анны III степени (1901); Орден Святого Станислава II степени (1904); Орден Святого Владимира IV степени (1906); Орден Святой Анны II степени (1910); Орден Святого Владимира III степени (11 марта 1912; мечи к этому ордену пожалованы 11 марта 1915 года); Орден Святого Георгия IV степени (12 февраля 1915); Георгиевское оружие (16 февраля1915); Орден Святого Станислава I степени с мечами (23 мая 1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (23 мая.1915); В 1899 году получил саксонский орден, в 1916 году — орден Почётного легиона. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том 2. — Москва, 2009. — ISBN 978-5-9524-4167-5. — Страница 805; Волков С.В. Офицеры российской гвардии. — Москва, 2002. — ISBN 5-85887-122-4. — Страница 556; Фон-Эттер Иван Севостьянович // Список генералам по старшинству. Составлен по 15 апреля 1914 года. — Петроград., 1914. — Страница 888; Макаров Ю.В. Моя служба в Старой Гвардии. 1905—1917. — Буэнос-Айрес: Доррего, 1951

Stefashin (521x700, 410Kb)
1861
Александр Кириллович Стефашин
сельский староста, депутат Государственной думы I созыва от Орловской губернии. Родился в деревнеВасильевка-Шеншино Старополевская волость Орловский уезд Орловская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Прошёл курс начального сельского училища. Был сельским старостой в течение 6 лет, являлся кандидатом в волостные старшины. 10 апреля 1906 избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Орловского губернского избирательного собрания. Входил в Трудовую группу. Выступил в прениях по аграрному вопросу. Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны. Литература: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. / Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. — Москва: РОССПЭН, 2008. — Страница 590; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. — Москва, 1906. — Страница 225; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: Возрождение, 1906. — Страница 53. // Орловский вестник. — 1906. — 27-29 марта; Колесниченко Д.А. Состав Трудовой группы в I и II Государственных думах: Сводная таблица членов фракции. — М., 1988. — Страницы 48-49; Российский государственный исторический архив. Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 141. Лист 24 оборот; Дело 143. Лист 96 оборот.

Styopin_Ivan_Fedotovich (592x700, 336Kb)
1874
Иван Федотович Стёпин
кузнец, депутат Государственной думы I созыва от Орловской губернии. Родился в селе Липовец, Кромский уезд, Орловская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Окончил начальную сельскую школу. Кузнец. Занимался отхожим промыслом. Работал шахтером в Екатеринославской губернии, был рабочим на Брянском заводе. 28 марта 1906 избран в Государственную думу I созыва от съезда уполномоченных от волостей. Входил в Трудовую группу. В думских комиссиях не состоял, в думе не выступал. Как писал сам бывший депутат после роспуска Думы, за ним был установлен строжайший надзор. «Каждый день, каждую ночь дежурил в нашей деревне урядник, так что мне нельзя было никуда пойти и поехать. Поеду в поле на работу — урядник за мной». Другая трудность сразу по приезде из Петербурга — это взаимоотношения с односельчанами: «Крестьяне чуть меня не убили. Ты, говорят, почему нам земли не достал». Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны. Литература: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. / Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. — Москва: РОССПЭН, 2008. — Страница 590; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. — Москва, 1906. — Страница 225; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: Возрождение, 1906. — Страница 53. // Орловский вестник. — 1906. — 27-29 марта; Колесниченко Д.А. Состав Трудовой группы в I и II Государственных думах: Сводная таблица членов фракции. — М., 1988. — Страницы 48-49; Российский государственный исторический архив. Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 141. Лист 24 оборот; Дело 143. Лист 96 оборот.

Chirikov (538x700, 371Kb)
1864
Евгений Николаевич Чириков
русский писатель, драматург, публицист. Родился в Казани, в небогатой дворянской семье. В связи со служебными перемещениями отца семья часто меняла местожительство в Казанской и Симбирской губерниях. Учился в Казанском университете на юридическом факультете, затем перешёл на математический факультет. За участие в беспорядках в 1887 был исключён (вместе с Лениным) и выслан в Нижний Новгород. Испытывал влияние народнических и социал-демократических воззрений. Дважды арестовывался, жил под надзором полиции в Царицыне, Астрахани, Казани, Самаре, Минске (1887—1902). Пробовал различные заработки — смотрителя керосиновой станции, счетовода на железной дорогой, ревизора в пароходном обществе и другие. Студентом начал писать в провинциальных газетах. После первых литературных успехов переехал в Москву, затем с 1907 жил в Санкт-Петербурге.
ChirikovKulikov_ (700x582, 430Kb)
На портрете кисти Ивана Куликова.
В 1918 вместе с женой, актрисой Иолшиной, выехал в Ростов-на-Дону, работал в литературном отделе ОСВАГАа. В 1920, покинув Севастополь, выбрался в Константинополь. В начале 1921 перебрался в Софию, в 1922 обосновался в Праге. Выступал с лекциями в Праге и Белграде, участвовал в деятельности русских организаций, сотрудничал в русских и чешских периодических изданиях. Умер в Праге 18 января 1932 года. В похоронах участвовали представители русских и чешских организаций, в том числе Карел Крамарж. Похоронен на Ольшанском кладбище.
ChirikovМемориальная доска (525x700, 363Kb)
Мемориальная доска Чириков в Нижнем Новгороде
Литературная деятельность
Сотрудничал в провинциальных газетах «Астраханский вестник», «Астраханский листок», казанский «Волжский вестник», «Самарский вестник». Напечатал цикл стихотворений в «Сборнике „Волжского вестника“» (1885). Первый рассказ «Рыжий» опубликован в газете «Волжский вестник» (1886). С 1893 начал сотрудничать в столичных журналах «Мир Божий», «Русское богатство», «Северный вестник», «Жизнь». С 1900 писал пьесы («Иван Мироныч», 1901; «На дворе во флигеле», 1902; «Мужики», 1905 и многие другие), которые ставились в столичных и провинциальных театрах. Большой резонанс вызвала пьеса «Евреи» (1904).
Chirikov_by_Repin (537x700, 294Kb)
Портрет работы И.Репина (1906)
Был пайщиком издательского товарищества «Знание», выпустившего его собрание сочинений в 8 томах (1903—1909). Сотрудничал в альманахе издательства «Шиповник» и сборнике «Земля». Главы автобиографической трилогии «Жизнь Тарханова» публиковались в журнале «Вестник Европы». Издал сборники рассказов «Цветы воспоминаний» (1912), «Ранние всходы» (1913), «Волжские сказки» (1916), воссоздающих атмосферу 1880-х годов. Написал «пьесы для экрана», фактически киносценарии, «Любовь статского советника» (1915) и «Девьи горы» (1918). В эмиграции участвовал в пражских русских изданиях, сотрудничал с рижской газетой «Сегодня», ковенской «Эхо». Опубликовал брошюру «Смердяков русской революции (Роль Горького в русской революции)» (1921), повесть о типе революционера «Опустошённая душа» (1922), роман о революции «Зверь из бездны» (1923), завершение автобиографической трилогии «Жизнь Тарханова» «Семья» (1925), также «Мой роман. Записки беженца» (1926), пятитомный автобиографический роман «Отчий дом» (1929—1931), издал книгу рассказов о гражданской войне «Красный паяц» (1928), книги рассказов «Девичьи слезы», «Между небом и землей» (1927), «Вечерний звон» (1932). Писал пьесы (некоторые ставились на чешском и немецком языках), сценарии для кино. Талант Чирикова всегда оставался в тени Чехова, однако его творчество свидетельствует о сочувствии, о мягкой меланхолии в отношении к людям и обстоятельствам.
ChirikovГруппа участников (700x493, 343Kb)
Группа участников «Сред» Телешова. Слева направо: С.Г.Скиталец, Л.Н.Андреев, А.М.Горький, Н.Д.Телешов, Ф.И.Шаляпин, И.А.Бунин, Е.Н.Чириков, 1902
Дети
В семье Чириковых было пятеро детей: Новелла (1894—1978) — в замужестве Ретивова, Людмила (1896—1995) — в замужестве Шнитникова, Валентина (1897—1988) — в замужестве Ульянищева, Евгений (1899—1970) и Георгий (1901—1993).
Память
7- 8 февраля 2007 года в культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» проходили культурологические чтения «Возвращение к читателю. К 120-летию литературной деятельности Е.Н.Чирикова». 22 сентября 2014 года в память 150-летию со дня рождения писателя в «Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына» состоялся вечер и открылась посвящённая ему выставка автографов, сохранённых его потомками. Издания: Собрание сочинений. Тома 1—17. Москва, 1910—1916; Повести и рассказы / Подготовка текста, вступительная статья и комментарии Е.Сахаровой. Москва, 1961; Иван Мироныч. Мужики: Картины деревенской жизни. — Драматургия «Знания»: Сборник пьес. Москва, 1964; В сахарном королевстве: (По поводу Глухов. процесса) / [Евг.Чириков]. Москва: Рок, 1907; Отчий дом. Семейная хроника. - Москва: Эллис Лак, 2010 /Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы "Культура России"/Вступительная статья, подготовка текста, комментарии М.В.Михайловой, А.В.Назаровой. Литература: М.Ю.Любимова. Чириков. — Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Часть 2: М—Я / Под редакцией Н.Н.Скатова. Москва: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6(2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.). Страницы 553—441; Чехов А.П., Письма к Чирикову. Полное собрание сочинений и писем, том 20, Москва, 1951; Горький М., Письма к Чирикову и письма о Че, в его книге: Письма к писателям и И.П.Ладыжникову, Москва, 1959 (Архив А.М.Горького, том 7); Касторский С.В., Реалистическая проза (Чириков), в книге: История русской литературы, том 10, Москва—Ленинград, 1954; Русская литература конца XIX — начала XX вв., (тома 1—3), Москва, 1968—1972; История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, Москва—Ленинград, 1963.

Esadze (511x700, 280Kb)
1864
Борис Спиридонович Эсадзе
подполковник русской армии, военный историк и кавказовед, член Русского военно-исторического общества. Борис Эсадзе происходил из дворян Кутаисской губернии. Православного вероисповедания. Сын начальника Тифлисского губернского жандармского управления генерал-майора Спиридона Осиповича Эсадзе. Образование получил в Тверском кавалерийском юнкерском училище. В 1886 году в чине корнета был определён в 7-й драгунский Новороссийский полк. После был переведён в 43-й Тверской драгунский полк. В чине штабс-ротмистра 22 марта 1900 года был назначен старшим адъютантом штаба Кавказской кавалерийской дивизии с переводом в 44-й драгунский Нижегородский полк.
Esadze_Spiridon_Osipovich (553x700, 300Kb)
Отец — Эсадзе Спиридон Осипович.
Будучи в чине ротмистра числившимся по армейской кавалерии 18 мая 1909 года был уволен от службы по домашним обстоятельствам с награждением чином подполковника, пенсией и зачислением в конное ополчение по Тифлисской губернии. 13 октября того же 1909 года Эсадзе вновь был определён на службу прежним чином ротмистра с назначением исправляющим должность штаб-офицера для особых поручений при военном губернаторе Карсской области и зачислением по армейской кавалерии. 11 марта 1911 года был произведён в подполковники и утверждён в той должности. Эсадзе был известен как военный историк и кавказовед. Издал ряд исторических трудов. Является также автором и художественных произведений. Был членом Русского военно-исторического общества. В 1907 году в Тифлисе издал и в дальнейшем был редактором-издателем еженедельной военной, общественно-литературной газеты «Кавказская армия», а также приложения для нижних чинов газеты «Кавказский ветеран» (с 1909 года ― «Скобелевский сборник»). Скончался 13 февраля 1914 года. Исключён из списков умершим 19 марта того же года. Чинопроизводство: Вступил в службу (2 августа 1882); Корнет (старшинство 27 февраля 1886); Поручик (старшинство 27 февраля 1890); Штабс-ротмистр (старшинство 27 марта 1896); Ротмистр (Высочайший приказ 8 мая 1900; старшинство 28 марта 1900); Отставка, подполковник (Высочайший приказ 18 мая 1909) — Награждён чином при отставке; Определён на службу, ротмистр (Высочайший приказ 13 октября 1909, старшинство 23 августа 1900); Подполковник (старшинство 11 марта 1911). Награды: Орден Святого Станислава III степени (1898); Орден Святой Анны III степени (19 декабря 1906). Основная библиография: Тверские драгуны на Кавказе. Восточная война 1854—1856 (Тифлис, 1898) — в соавторстве с братом С.С.Эсадзе; Памятка Тверских драгун ко дню столетнего юбилея 43 драгунского Тверского полка 1798 — 20 августа 1898 г. (Тифлис, 1898); Боевые подвиги кавказских войск (Тифлис, 1899); Очерк сношений России с единоверной Грузией и прибытие русских в Иверию (Тифлис, 1899); Краткое описание Кавказского Военно-исторического музея (Тифлис, 1899); Краткий исторический очерк боевой славы и мирной жизни 43-го Драгунского Тверского полка и празднование тверцами 200 летнего юбилея 1798 — 20/VII 1898 г. (Тифлис, 1900); Памяти скончавшегося командира 2-го Кавказского армейского корпуса генерала-от-инфантерии Э.Э.Зеземана (Тифлис, 1902); Памяти скончавшегося командующего Кавказской кавалерийской дивизией генерал-майора князя А.Г.Чавчавадзе (Тифлис, 1902); На память о 200-летнем юбилее Полтавской битвы. 1709 27 июня — 1909 гг. (Тифлис, 1909); Памятная книжка и Адрес-Календарь Карсской области на 1912 год (Тифлис, 1911); Карсская область в её прошлом и настоящем (Тифлис, 1912); Очерки Карсской области (Тифлис, 1912); Летопись Грузии: Юбилейный сборник к 300-летию Царствования Дома Романовых Державных Покровителей грузинского народа. 1613—1913 (Тифлис, 1913); Первый генерал-фельдцейхмейстер русской артиллерии при Петре Великом — царевич Имеретинский Александр Арчилович (Тифлис, 1913); Краткий исторический очерк наступательного движения России в Среднюю Азию с торговыми и военными целями с самого начала возникновения до Ахал-текинской экспедиции 1880—1881 гг.; Скобелев в Закаспие: Очерк Ахал-Текин. экспедиции 1880—1881 г. (Москва, 1914); Памятка гребенца. Очерк многовековой доблестной службы престолу и отечеству (Петроград, 1916) — посмертное изд. 2-е. Литература: Кавказская армия // Библиография периодических изданий России. 1901—1916 / Составители Л.Н.Беляева, М.К.Зиновьева, М.М.Никифоров; под общей редакцией В.М.Барашенкова, О.Д.Голубевой, Н.Я.Морачевского. — Ленинград: Типография ГПБ имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1959. — Том 2 (И—П). — Страница 113, № 3698; Эсадзе / Манджгаладзе Д.Н. // Советская историческая энциклопедия : в 16 томах / под редакцией Е.М.Жукова. — Москва : Советская энциклопедия, 1976. — Том 16 : Чжань Вэнь-Тянь — Яштух. — Столбец 594; Эсадзе Борис Спиридонович // Список ротмистрам армейской кавалерии по старшинству. — Составлен по 14 мая 1900 г. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1900. — Страница 162; Эсадзе Борис Спиридонович // Список подполковникам по старшинству. Выпуск 3. — Составлен по 28 мая 1913 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1913. — Страница 119; Эсадзе Борис и Семён // Центральный Государственный исторический архив Грузинской ССР: путеводитель. — 2-е издание. / ГАУ при СМ СССР. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1976. — Страницы 220—223.

Robert-polhill-bevan (429x700, 318Kb)
1865
Роберт Полхилл Беван (Robert Polhill Bevan)
английский художник. Роберт Беван родился в городе Хов, Восточный Суссекс, в старинной квакерской семье, ведшей своё происхождение от Иестина ап Гурганта (1045—1093), последнего короля независимого Уэльса. В 1888 году Беван поступает в вестминстерскую Школу искусств, затем учится в Париже, в Академии Жюлиана, одновременно с Полем Серюзье, Пьером Боннаром, Жаном-Эдуаром Вюйаром и Морисом Дени. В 1890 году Беван, вместе с художником Эриком Форбс-Робертсоном, едет в Бретань, в Понт-Авен, где находилась колония художников. Вторично посещает Бретань он перед своим путешествием в Марокко через Мадрид (в последнем Беван собирался «по первоисточникам» изучать живопись Веласкеса и Гойи). В 1893 году художник вновь приезжает в Понт-Авен. Здесь у него завязываются дружеские отношения с Гогеном; художник находится под влиянием живописи Ван Гога, Ренуара и зародившегося здесь синтетизма и входит в состав художников школы Понт-Авена. В 1894 году Роберт Беван возвращается а Англию и селится в Эксмуре, где занимается живописью и охотой. В 1897 году он знакомится с польской художницей Станиславой Карловской, и в конце того же года в Варшаве вступает с ней в брак. В 1900 семья Беван переезжает в Лондон. В 1901, 1903 и 1904 годах они проводят летние сезоны в Польше, где много рисуют. Под влиянием Гогена Роберт Беван в 1904 подключается к движению фовистов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1905 году; в 1908 — вторая, в Суссексе. На ней были представлены первые полотна Бевана, написанные в стилях дивизионизма и пуантилизма. В том же году Беван экспонирует 5 своих картин на выставке прогрессивных художников, близких к французскому Салону Независимых, в лондонском Альберт-Холле (во второй такой выставке в 1909 принимал участие В.Кандинский). Вместе с художниками Гарольдом Гилманом и Спенсером Гором, Роберт Беван вступает в группу Фицрой-Стрит, основанную Уолтером Сикертом. Был членом Лондонской группы художников. В 1911 году Бевин становится членом группы Кэмден Таун. Годы Первой мировой войны художник провёл в Польше и в Суссексе. В 1922 становится членом Нового английского художественного клуба (NEAC). Последние годы своей жизни художник провёл в сельской местности Девоншира. Умер в Лондоне от рака 8 июля 1925 года. Роберт Беван писал свои картины как правило летом; в первую очередь это пейзажи, портреты, изображения животных (лошадей). Многие годы он занимался также литографией.
Галерея
Bevan01 (548x700, 440Kb)
«Автопортрет» (1914)
Bevan02 (700x630, 307Kb)
«Стоянка кэбов ночью», 1909-10
Bevan03 (700x523, 562Kb)
«The Meet», 1898
Bevan04 (700x521, 551Kb)
«Found», 1898
Bevan05 (547x700, 598Kb)
«Портрет жены художника», 1898
Bevan06 (700x588, 453Kb)
«Вечер в Кульм Вэллери2, 1912
Bevan07 (700x581, 398Kb)
«Два моста», 1912
Bevan08 (700x567, 581Kb)
«Дом на Камберленд Маркет», 1914
Bevan09 (700x570, 425Kb)
«Шляпка с перьями», 1915
Bevan10 (700x475, 309Kb)
«Уличная сценка в парке Бельсиза2, 1917
Bevan11 (695x700, 570Kb)
«Сын художника», 1918
Bevan12 (559x700, 470Kb)
«Домик в Девоне», 1920
Bevan13 (700x587, 509Kb)
«Маунт Стефен», 1924
Bevan14 (700x448, 298Kb)
«Торговля лошадьми в Барбикане2, 1912
Bevan15 (700x583, 446Kb)
«Кобыла с жеребёнком», 1917

Obolensky (533x700, 180Kb)
1865
Владимир Николаевич Оболенский
русский генерал-майор, командир лейб-гвардии Преображенского полка. Из княжеского рода. Родился в Висбадене. Сын князя Н.Н.Оболенского, генерал-адъютанта и командира Гвардейского корпуса. Младший брат Александр — генерал-майор Свиты.
ObolenskyКнязь В.Н.Оболенский (366x700, 184Kb)
Князь В.Н. Оболенский, поручик лейб-гв. Преобра-женского полка. 1891 год.
Окончил Пажеский корпус (1885), откуда выпущен был подпоручиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Чины: поручик (1889), флигель-адъютант (1897), штабс-капитан (1897), капитан (1900), полковник (1904), генерал-майор с зачислением в Свиту Его Императорского Величества (1912). Служил полковым адъютантом, командиром роты, командиром полка (1912—1914) в Преображенском полку.
ObolenskyНа костюмированном балу (353x700, 104Kb)
На костюмированном балу в феврале 1903 года.
После Февральской революции 20 мая 1917 года был уволен от службы. В 1919 году эмигрировал в Финляндию (Выборг). Позднее переехал во Францию, жил в Париже, служил в торговом доме. Состоял членом Союза преображенцев. Умер скоропостижно в Париже 24 октября 1927 года. Похоронен на французском кладбище Батиньоль. С 1919 года был женат на Елизавете (1885—1955), дочери Василия Петровича Шереметева. Награды: Орден Святой Анны III степени (1902); Орден Святого Станислава II степени (1905); Орден Святой Анны II степени (1908); Орден Святого Владимира IV степени (1911); Орден Святого Владимира III степени (1913); французский орден Почётного легиона. Источники: Оболенский, Владимир Николаевич (1865). // Проект «Русская армия в Великой войне»; Биография на сайте «Русская императорская армия»; Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 томах / Российская гос. б-ка. Отдел литературы русского зарубежья ; составитель В.Н.Чуваков ; под редакцией Е.В.Макаревич. — Москва : Пашков дом, 2004. — Том 5 : Н—П. — Страница 186. — 638 страниц — 1000 экземпляров. — ISBN 5-7510-0298-9 (том 5).

ТрофимовВасилийМихайлович (490x700, 236Kb)
1865
Василий Михайлович Трофимов
русский ученый-артиллерист. «Никогда не отставать, а, напротив, всегда опережать других в деле усовершенствования обороны государства» - вот правило, которым неизменно руководствовался в своей жизни и деятельности замечательный русский артиллерист В.М.Трофимов и которое было им сформулировано в 1922 г. в докладе "О сущности проектов дивизионной пушки". Это правило в настоящее время кажется нам не вызывающим никаких сомнений, а в прошедшие времена, особенно в первые периоды работы В.М.Трофимова, такое мнение разделялось далеко не всеми. Это правило, вполне характеризующее идейную направленность деятельности В.М.Трофимова, проводилось им в жизнь со свойственными ему страстностью и темпераментом. В.М.Трофимов обладал глубокой эрудицией в области физико-математических, технических и военных наук и имел большой опыт службы в артиллерии. Он соединял в себе свойства и в высшей степени одарённого мыслителя, способного к самым широким обобщениям, и талантливого экспериментатора, умевшего блестяще организовать и провести труднейшие опыты на полигоне, и трезвого артиллериста-практика, всё время имевшего в виду непосредственное использование объектов его исследования в условиях боевых операций. Если добавить к этому уменье находить талантливых сотрудников, открывать в них наиболее сильные стороны и способности, а также уменье создавать крупные коллективы для совместной научной работы и заражать их своим энтузиазмом и своей необыкновенной трудоспособностью, то станет совершенно понятно, почему Василия Михайловича Трофимова называют крупнейшим русским артиллеристом начала XX в. Василий Михайлович Трофимов родился в городе Керчи, где его отец был командиром роты. В раннем детстве Василий Михайлович лишился отца, и с этого времени для семьи Трофимовых, состоявшей из вдовы и двух сыновей, начался тяжёлый период нужды и лишений. Оставшись без всяких средств к существованию, Трофимовы переселились в село Зайцево под Москвой, где мать В.М.Трофимова, происходившая из местных крестьян, развела небольшой огородик и на средства, выручаемые с этого огорода, стала учить и воспитывать своих детей. Старший брат Василия Михайловича был отдан в железнодорожную школу, после окончания которой сразу же поступил на работу. В.М.Трофимов очень рано обнаружил и незаурядные способности и большое желание учиться. Пяти лет он совершенно самостоятельно (мать до конца жизни была малограмотной) научился читать и писать. На него обратил внимание один московский учитель, приезжавший в Зайцево на дачу, и начал с ним систематически заниматься, причём зимой маленький Трофимов пешком ходил на уроки в Москву. Подготовившийся таким образом В.М.Трофимов был принят на казённый счет в 4-й Московский кадетский корпус. По окончании корпуса в 1883 г. он поступил в Михайловское артиллерийское училище, из которого в 1886 г. был выпущен в 1-ю артиллерийскую бригаду с производством в подпоручики. В 1889 г. поручик Трофимов выдержал экзамен и был принят в Михайловскую артиллерийскую академию, где сразу же завоевал себе репутацию талантливого, трудоспособного и знающего артиллерийского офицера. Академию В.М.Трофимов окончил в 1892 г. первым, с занесением его имени на почётную мраморную доску. Обычно первые из окончивших курс академии оставались при ней для подготовки к профессорскому званию. Однако В.М.Трофимов не пошёл по этому наиболее лёгкому для него пути. Уже тогда, имея твёрдое намерение посвятить свою жизнь научной работе и отдавая себе ясный отчёт в значении полигонской работы для развития артиллерийской науки, В.М.Трофимов отказывается от оставления при академии и выходит обер-офицером для производства опытов на Главный артиллерийский полигон. Одновременно он привлекается к работам Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления. С первых же шагов своей деятельности на полигоне В.М.Трофимов ставит перед собой задачу овладеть в совершенстве мастерством полигонской работы и проходит последовательно через все подразделения полигона. Одновременно начинается и его научная работа, причём сразу же обращает на себя внимание как широта научных интересов молодого исследователя, так и полная его самостоятельность и независимость. Первая печатная работа В.М.Трофимова "О теоретическом определении вероятных отклонений отдельных траекторий снарядов от средней", имевшая большое значение для составления таблиц стрельбы, вышла в свет в 1895 г. и была удостоена малой Михайловской премии. Далее появляется ряд статей Трофимова в "Артиллерийском журнале", из которых особое внимание обращает на себя классический труд "О зависимости горения дистанционных трубок от условий стрельбы" (1899 г.), в котором он впервые поставил и блестяще разрешил задачу, имевшую громадное практическое значение для стрельбы шрапнелью. В 1896 и 1900 гг. В.М.Трофимова командируют за границу. Занявшись разрешением вопросов, связанных со стрельбой шрапнелью, В.М.Трофимов приходит к убеждению в необходимости фундаментального исследования действия шрапнели и разрабатывает совершенно новую оригинальную методику экспериментального изучения стрельбы шрапнелью, которую и проводит в жизнь со свойственными ему изяществом и размахом. Здесь впервые проявляется одно из главнейших его убеждений о рациональной организации научно-исследовательской работы в артиллерии, сформулированное им в 1926 г. следующим образом: "Неразумная бережливость впоследствии может обойтись во много раз дороже разумной расточительности" ("О производительности стрельбы"). Чтобы оценить это в полной мере, надо вспомнить, что именно эта "неразумная бережливость" была причиной ряда неудач русской армии в 1915 г., когда, наши войска остались без боеприпасов. Результаты своей научно-исследовательской работы гвардии капитан Трофимов опубликовывает в 1903 г. в двухтомном капитальном труде "Действие шрапнели при стрельбе из 3-дюймовой полевой пушки", который удостаивается премии генерала Рассказова и большой Михайловской премии. Назначенный помощником начальника полигона по технической части, В.М.Трофимов начинает работу по рациональной организации полигонской службы, а также по воспитанию высококвалифицированных кадров, которая приобретает особенный размах со времени назначения В.М.Трофимова начальником Главного артиллерийского полигона в 1910 г. В течение этого периода В.М.Трофимов печатает весьма небольшое количество своих трудов, но именно в это время происходит особенно интенсивный его рост как учёного. Одновременно возрастает значение и возглавляемого им полигона, который превращается в первоклассное научное учреждение. В первой крупной работе, которую В.М.Трофимов провёл на полигоне, была тщательно разработана методика опытных стрельб для получения исходных данных, в результате чего значительно сократилось количество дорогостоящих выстрелов. С такой же тщательностью была разработана и методика вычислительных работ. Всё это вместе взятое позволило с наименьшими затратами провести громаднейшую работу по пересоставлению таблиц стрельбы всех артиллерийских систем как старых, так и новых. В результате этого качество стрельбы и боеспособность русской артиллерии чрезвычайно возросли. Под руководством В.М.Трофимова была разработана методика опытных стрельб при приёмке материальной части артиллерии и боеприпасов, которая во многих случаях остаётся неизменной вплоть до настоящего времени. В.М.Трофимов значительно увеличил материальную базу научной работы полигона, организовав целый ряд новых отделов и лабораторий и расширив штат полигона. Задолго до первой мировой войны 1914-1918 гг. В.М.Трофимов разработал план генеральной реконструкции полигона на базе последних достижений науки и техники. Осуществление этого проекта было начато перед войной, которая приостановила все капитальные строительные работы. Весьма знаменательным является тот факт, что В.М.Трофимов, верный своему правилу опережать всех в деле усовершенствования обороны государства, запроектировал длину главной директрисы полигона до 200 км, хотя в ту эпоху никто кроме него и не помышлял о стрельбе на сверхдальние дистанции. Из исследовательских работ, проведённых в этот период на полигоне, особого внимания заслуживает исследование влияния формы снаряда на сопротивление воздуха. Эта работа, выполненная в 1908-1915 гг. и опубликованная в 1920 г., была посвящена выяснению вопроса о рациональной конструкции головной и хвостовой части снаряда. Особо интенсивной была работа В.М.Трофимова на полигоне в период войны, когда полигону приходилось проводить испытания новой материальной части и боевых припасов в совершенно неслыханных до того времени масштабах. Административные труды и заботы отнимали у В.М.Трофимова очень много времени и не позволяли ему уделять достаточное внимание как исследовательской работе, так и, в особенности, работе по подготовке своих трудов к печати, в связи с чем многие исследования В.М.Трофимова оставались у него в портфеле. Это обстоятельство заставило В.М.Трофимова оставить в 1917 г. пост начальника полигона и перейти на службу в Артиллерийский комитет с сохранением руководства реконструкцией и научной работой полигона. После Октябрьской революции весной 1918 г. В.М.Трофимов создаёт знаменитый Косартоп (Комиссия особых артиллерийских опытов), который сыграл большую роль в развитии русской артиллерийской науки и в усовершенствовании русской артиллерии. В.М.Трофимов, всю свою жизнь боровшийся со сторонниками монополизации науки, считавшими подобно немецкому генералу фондер-Лауницу что деятельность каждого учёного должна состоять из трёх этапов: "специализация, монополизация и эксплоатация", и со сторонниками "неразумной бережливости", уже давно чувствовал необходимость создания крупного научного коллектива, состоящего из первоклассных учёных и инженеров, для решения кардинальных артиллерийских вопросов в целом. Официально назначение этой Комиссии было сформулировано следующим образом: "Косартоп является учёным учреждением Комиссариата по военным и морским делам, образованным для разрешения различных, возникающих с течением времени крупных вопросов артиллерийской техники, которые, по своей новизне, обширности и сложности, выходят за пределы текущих занятий Артиллерийского комитета, а по своей тесной взаимной связи должны быть изучаемы совокупно, без распределения между разными органами научно-технического характера" ("Косартоп и его работа", Ленинград, 1925). Для решения поставленных перед Комиссией задач В.М.Трофимов привлекает к работе крупнейших артиллерийских специалистов и целый ряд гражданских учёных. Из артиллеристов в качестве постоянных членов и учёных консультантов можно назвать Н.Ф.Дроздова, Р.А.Дурляхова, Г.А.Забудского, В.А.Пашкевича, С.Г.Петровича, А.А.Соколова и других. Из гражданских учёных в деятельности Комиссии ближайшее участие принимали А.Н.Крылов, П.П.Лазарев, Н.Е.Жуковский, С.А.Чаплыгин и другие. В числе научных учреждений, с которыми у Комиссии была установлена постоянная научная связь, можно указать: Главный артиллерийский полигон, Артиллерийскую академию, Артиллерийские курсы усовершенствования командного состава, Центральный аэро-гидродинамический институт (ЦАГИ), Геофизическую обсерваторию, Институт космической физики в Кучине, Московский физический институт имени Лебедева, Российский институт прикладной химии, Горно-металлургическую лабораторию, Экспериментальную электротехническую лабораторию и др. Особого внимания заслуживает вовлечение в работу Комиссии молодых артиллерийских инженеров и создание крепкой и яркой научной школы, которая имеет полное право называться трофимовской школой. Результаты координации научной деятельности большого количества таких учёных не замедлили сказаться через самый непродолжительный промежуток времени. "Косартопские пятницы" - день пленарных заседаний Косартопа - сделались подлинными научными праздниками, в очень большой степени способствовавшими развитию коллективной научной работы. Из числа работ, опубликованных Косартопом в годы 1919-1924, В.М.Трофимову принадлежали 23 работы. Кроме этих изданий, Василий Михайлович подготовил к печати ещё 17 открытых работ, не считая трудов секретных или не подлежащих оглашению. Охарактеризовать научную деятельность В.М.Трофимова в этот период в кратком открытом очерке не представляется возможным, настолько она была многообразна и глубока. Остановимся поэтому вкратце на отдельных циклах его работ. Здесь, в первую очередь, следует отметить правильное научное и техническое решение задачи о стрельбе на сверхдальние дистанции (больше 100 км). Далее, В.М.Трофимов первый занялся вопросом об учёте изменения метеорологических характеристик воздуха при движении снаряда и дал целый ряд очень ценных работ. Исключительно большое значение имеют его работы по применению метода численного интегрирования к решению баллистических задач. Здесь В.М.Трофимов совместно с академиком А.Н.Крыловым является основоположником всех современных численных методов, применяемых в баллистике. Громадную научную и практическую ценность имели труды В.М.Трофимова, посвящённые рациональной конструкции снаряда, которые наметили правильный путь решения задачи о значительном увеличении дальности, осуществлённого уже после смерти Василия Михайловича. Весьма большой интерес представляют и работы, содержащие исследование вращательного движения снаряда, где особое внимание уделялось вопросам устойчивости. В области внутренней баллистики следует отметить серию работ, посвящённых горению прогрессивных порохов; работы по применению к изучению пиродинамического процесса гидродинамических методов; исследование газодинамических и реактивных систем; работы по определению пороховых характеристик. Особое место занимает цикл работ, посвящённых основаниям проектирования новых артиллерийских систем. В этих работах В.М.Трофимов, исходя из принадлежащего ему учения о производительности стрельбы, разрабатывает научные основы и методику рационального выбора главнейших элементов артиллерийской системы. Разработанное им учение применяется к решению важнейших практических задач о могущественном зенитном орудии, о стрелковом орудии, о дивизионном орудии и орудиях других типов. Основной принцип всех этих работ сформулирован В.М.Трофимовым следующим образом: "При решении вопроса об установлении основных данных для проектируемых орудий мы идём не прежним интуитивным путём, т. е. основанным на личном мнении, на общем впечатлении от указаний опыта и на тому подобных шатких данных, а делаем подойти к этому вопросу путём аналитическим, путём математического расчёта" ("Сборник трудов по стрелковому орудию", Петроград, 1923). Даже из этого краткого обзора главнейших работ В.М.Трофимова видно, какой широкий диапазон имела его научная деятельность. С уверенностью можно сказать, что нет почти ни одной отрасли артиллерийского дела, которой не касался бы в той или иной мере Василий Михайлович и в которой его труды не оставили бы глубокого следа. Авторитет Василия Михайловича был одинаково высок и непререкаем для всех артиллеристов, независимо от их специализации. Умер В.М.Трофимов 20 февраля 1926 года, трагически покончив с собой в припадке острого нервного расстройства на почве сильнейшего переутомления.
Трофимовгроб (525x700, 531Kb)
Похоронен на Пороховском кладбище Ленинграда.
Значение Василия Михайловича Трофимова в деле увеличения могущества русской артиллерии и развития русской артиллерийской науки исключительно велико. Неоценимой заслугой В.М.Трофимова является создание крепкой научной школы, к которой принадлежат многие руководящие научные работники современности и которая дала большое количество научных трудов, имевших немалое значение для увеличения обороноспособности нашей страны. Все, кто работал вместе с Василием Михайловичем Трофимовым, никогда не забудут этого простого, скромного, доброго и отзывчивого человека, отличавшегося неизменной доброжелательностью к людям и пользовавшегося горячей любовью всех своих сослуживцев. Главнейшие труды В.М.Трофимова: О теоретическом определении вероятных отклонений отдельных траекторий от средней, 1895; О зависимости горения дистанционных трубок от условий стрельбы, 1899; Действие шрапнели, части 1 и 2, 1903; Стрельба шрапнелью через закрытие, 1910; О вычислении траекторий сверхдальней стрельбы, 1919; Баллистический расчёт снарядов, 1919; Баллистическая сторона стрельбы по высоколетающим целям, 1919; Опыты по определению сопротивления воздуха" 1920; Применение аэрологии к баллистике, 1920; Теория прямого выстрела, 1920; Механика порохового газа, 1920; Наше баллистическое решение задачи о дальнострельном орудии, 1921; Горение прогрессивного пороха, 1921; Современные принципы устройства полевого орудия, 1922; Основы технической баллистики, 1922; Современные основы гидродинамической пушки, 1923; О радиальном колебании полого цилиндра, 1923; О волнообразном сгорании пороха, 1923; Определение пороховых характеристик пороха, 1923; Теория отдельной каморы сгорания, 1923; О производительности стрельбы, 1924; Постановка и исследование задачи о выборе баллистических элементов, 1924; Баллистический расчёт газодинамического миномёта, 1924. Литература: Список генералам по старшинству (составлен по 10.07.1916) — Петроград, 1916; Вентцель Д.А., Остапович В.И., Развитие внешней баллистики за 120 лет. — «Известия Артиллерийской Академии Красной Армии», 1941, Том XXXI; Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. — Москва-Ленинград, 1948; Трофимов В.М.: Материалы о научной деятельности учёного. — Военная артиллерийская академия. — Ленинград, 1966; Серебряков М. Выдающийся ученый-артиллерист В.М.Трофимов. // Военно-исторический журнал. — 1967. — № 6. — Страницы110-115; О В.М.Трофимове: Вентцель Д.А. и Остапович В.И., Развитие внешней баллистики за 120 лет, "Известия Артиллерийской Академии Красной Армии", 1941, том XXXI.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку