1803
Доминго Ньето, Доминго Ньето и Маркес (испанское имя — Domingo Nieto y Márquez)
перуанский военный и политический деятель, Великий Маршал Перу (1828), маршал (17 октября 1842). Был главой государства незначительное время с 3 сентября 1843 по 17 февраля 1844. Родился в городе Лима, Перу. В 18 лет вступил в ряды сторонников независимости Перу и сражался в Войне за независимость Перу под руководством Боливара и других военачальников того времени. 22 мая 1821 года отличился в сражении при Мираве, за что 5 июня был произведён в лейтенанты. В звании подполковника командовал полком гусар и участвовал в войне против Великой Колумбии (1828—1829). В звании полковника под предводительством Августина Гамарры участвовал в кампании против Боливии в 1831 году. 6 июля 1833 года, в возрасте 29 лет, получил звание дивизионного генерала. Воевал против Перу-боливийской конфедерации, пытался отделит республику Верхнего Перу от конфедерации, но потерпел поражение и был вынужден искать убежище в Эквадоре. Вернулся в Перу и поддержал президента Франсиско де Видаля, в 1842 году, в возрасте 39 лет, получил звание маршала. Вместе с Рамоном Кастильей воевал против Мануэля де Виванко. После смещения де Виванко Доминго Ньето был провозглашён Президентом Временной Верховной правящей Хунты «Свободных департаментов» (Верховный диктатор Перу — самопровозглашение), и пробыл им до своей смерти в городе Куско, Перу, 17 февраля 1844 года. За всю свою политическую карьеру Доминго Ньето поддерживал только легитимных и законно избранных правителей, чем завоевал уважение среди простого народа Перу.
1809
Александер Уильям Кинглек (Alexander William Kinglake)
английский военный историк, политический деятель; сторонник Либеральной партии. Родился в Участвовал в Крымской войне 1853-1856. 8-томная работа Кинглека "Вторжение в Крым", написанная на основе английских, французских и русских источников, а также личных наблюдений автора, содержит обильный фактический материал о войне; однако ее научная значимость снижается доведенным до абсурда восхвалением английской армии. Умер в Лондоне 2 января 1891 года.
Сочинения: The invasion of the Crimea, v. 1-8 Edinburgh - L., 1863-1887.
Литература: Энгельс Ф., Кинглек о сражении на Альме, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 15.
1809
Борис Герасимович Кутневич
генерал-лейтенант, комендант Динамюндской крепости. Происходил из дворян Могилевской губернии. В военную службу вступил 18 декабря 1826 года в полевую конную артиллерию. В 1831 году принимал участие в подавлении восстания в Польше и был награждён орденом святой Анны IV степени и польским знаком отличия за военное достоинство (Virtuti Militari) IV степени. В 1845 году произведён в подполковники и 15 июля 1849 года — в полковники. В том же 1849 году награждён орденом святой Анны II степени (императорская корона к этому ордену пожалована в 1851 году). 8 декабря 1850 года Кутневич за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах был награждён орденом святого Георгия IV степени (№ 8394 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В 1853—1856 годах Кутневич принимал участие в Крымской войне. В 1854 году за боевые отличия был награждён орденом святого Владимира III степени с мечами, а 22 ноября того же года получил золотую саблю с надписью «За храбрость». 11 сентября 1866 года Кутневич был произведён в генерал-майоры и назначен Полтавским губернским воинским начальником, с 1868 года был помощником начальника местных войск Казанского военного округа. В начале 1871 года получил должность помощника начальника 17-й пехотной дивизии. С 1873 года командовал 1-й бригадой 26-й пехотной дивизии. В конце 1875 года был назначен комендантом Динамюндской крепости. 11 сентября 1878 года произведён в генерал-лейтенанты. В 1882 году Кутневич был зачислен в запасные войска и в 1884 году окончательно вышел в отставку. Скончался в Санкт-Петербурге 27 марта 1890 года, похоронен на Смоленском православном кладбище. Среди прочих наград он имел ордена святого Станислава I степени (1870 год), святой Анны I степени (1875 год) и святого Владимира II степени (1881 год). Его сын Николай за отличие на Шипке был награждён орденом святого Георгия IV степени и впоследствии также был генерал-лейтенантом (вышел в отставку в чине генерала от инфантерии).
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009. — Страница 749. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. Москва, 2007. — Страницы 235, 487. — ISBN 978-5-903473-05-2; Список генералам по старшинству. Исправлено по 13 июня. — Санкт-Петербург, 1882. — Страница 398
1810
Владимир Петрович Бурнашев (псевдоним «В.Бурьянов»)
русский писатель и агроном-любитель. Родился в Орле, в семье орловского вице-губернатора. Получил домашнее образование. Как отмечал сам Бурнашев, оно не было ни правильным, ни систематическим. Литературную деятельность начал в 1828 году. С 1828 по 1849 год Бурнашев служил в министерстве финансов, военном министерстве, министерствах уделов, государственных имуществ и внутренних дел и в канцелярии обер-прокурора святейшего Синода. В 1849 году он вышел в отставку с чином надворного советника. До 1864 года он посвятил себя исключительно литературным занятиям. В 1864 году он снова поступил на службу (в Юго-Западном крае), в 1867 году вышел опять в отставку и затем уже до самой смерти занимался исключительно писательской деятельностью. Скончался в Санкт-Петербурге 12 февраля 1888 года. Бурнашев много писал в «Северной Пчеле», «Отечественных Записках» и других изданиях 1830-х и 1840-х годов. В 1850-х годах Бурнашев редактировал «Труды Императорского Вольного Экономического Общества». Ему принадлежат несколько очерков отдельных отраслей сельскохозяйственной промышленности в России. Он же первый пытался составить русский сельскохозяйственный словарь: «Опыт терминологического словаря сельского хозяйства» (Санкт-Петербург, 1844). Также его перу принадлежат «Воспоминания петербургского старожила» (в «Русском Вестнике», 1872 г.). Последний труд его — «Рассказы о народной войне 1812 г.» (издание журнала «Досуг и Дело»).
1810
Жорж-Пьер Морис де Герен (французское имя — Georges-Pierre Maurice de Guérin)
французский поэт. Родился в замке Кела, Андийак, Тарн, в обедневшей дворянской семье, в 1832 году сошёлся с христианско-социалистическим кружком аббата Ламенне, впоследствии сотрудничал в католических изданиях «Revue Européenne» и «La France Catholique», переселился из провинции в Париж. Скончался в родном замке от туберкулёза 19 июля 1839 года. В 1836 году уничтожил почти всё написанное прежде. Кроме стихотворений и дневника, Герену принадлежат несколько стихотворений в прозе. Лучшие из них — «Кентавр» и «Вакханка». В образе кентавра — обитателя высоких гор, презирающего жителей «долины», с тщетными поисками смысла бытия, приводящими его к полному пессимизму, Герен изобразил самого себя, потомка старой дворянской семьи, сознавшего свою неприспособленность к деятельности в новом обществе. Произведения Герена опубликованы после его смерти Жорж Санд в «Revue des Deux Mondes». Ближайшей помощницей Герена в работе являлась его сестра Эжени де Герен; их переписка опубликована в 1862 году Жюлем Барбе д’Оревильи. Эссе об Эжени и Морисе де Герен принадлежит английскому поэту и литературному критику М.Арнолду, оно вошло в его «Критические очерки» (1861). В XX веке на Герена обратили внимание символисты (Реми де Гурмон, Гюисманс и др.), как на непосредственного предшественника и учителя Бодлера и символизма, особенно в жанровой области. «Кентавр» считается одним из лучших образцов романтической «поэмы в прозе». В XX в. творчество поэта оценено заново, к его наследию обращаются Рильке (он перевел «Кентавра» на немецкий язык), Ф.Мориак, Х.Р.Хименес, Ф.Жакоте и др. С 1968 года во Франции существует Общество друзей Эжени и Мориса де Герен, под его эгидой публикуются их сочинения и труды об их творчестве.
Библиография: Le Centaure. 1838; La Bacchante. 1838; Œuvres complètes de Maurice et d’Eugénie de Guérin (3 vv.), 1869 et 1922. Публикации на русском языке: Вакханка (отрывки)// Поэзия Франции. Век XIX. Москва: Художественная литература, 1985, страницы158-160.
Литература: Barbano O.M. Giacomo Leopardi e Maurice de Guerin. Torino: Clausen, 1904; Zyromski E. Maurice de Guerin. Paris: A. Colin, 1921; Gourmont R.de. Promenades littéraires, V-e série. Paris: Mercure de France, 1923; Jaloux Ed. L’esprit des livres, 1-e série. Paris: Plon, 1925; Harcourt B. d'. En marge du romantisme. Maurice de Guérin et le poème en prose. Paris: Société d'éditions «Les belles lettres», 1932; Decahors E. Maurice de Guérin; essai de biographie psychologique. Paris: Bloud & Gay, 1932; Brooks V.W. The malady of the ideal; Obermann, Maurice de Guérin and Amiel. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1947; Renker A. La cité intérieure: Maurice de Guérin und Friedrich Hölderlin. Munchen: H. Post Presse, 1960; Moreau P. Maurice de Guérin; ou, Les métamorphoses d’un centaure. Paris: Lettres modernes, 1965; Huet-Brichard M.-C. Maurice de Guérin: imaginaire et écriture. Paris: Lettres modernes, 1993; Peyrade J. La vie au Cayla et dans la région au temps des Guérin, 1805—1848. Andillac: Amitié guérinienne, 1996.
1811
Шарль Луи Амбруаз Тома (французское имя — Charles Louis Ambroise Thomas)
французский композитор, преимущественно оперный, член Института Франции, на протяжении 25 лет директор Парижской консерватории. Родился в Меце, Лотарингия, Франция. С четырёхлетнего возраста Тома, обнаружив музыкальные способности, стал заниматься под руководством своего отца, известного в Меце учителя музыки. В Парижской консерватории был учеником Дурлена по гармонии, Лесюэра по теории композиции и Калькбреннера по фортепиано, почти каждый год получая премии по окончании курса и, наконец, Большую Римскую премию. Вслед за тем (как полагалось всем лауреатам) Тома прожил три года в Италии, где всерьёз увлёкся современным ему оперным искусством. Прожив ещё год в Вене, затем молодой композитор вернулся в Париж. В 1837 году была поставлена первая комическая опера Амбруаза Тома «Двойная лестница», затем одна за другой последовали ещё девять небольших опер, имевших хотя и рядовой, но вполне благожелательный приём у парижской публики. Первый крупный успех Амбруазу Тома принесла одноактная опера «Кади́» (1849 год) — яркая и лёгкая, чисто-французская по тону пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, вызвавшая, в своё время, восхищение Жоржа Бизе. Затем последовали лучшие оперы Амбруаза Тома: «Миньон» (1866, по либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре) и «Гамлет» (1868), которые обошли все первоклассные сцены Европы. Написал также балеты «Цыганка» (1839), «Бетти» (1846) и «Буря» (1889), оперы «Раймон», «Песня летней ночи», «Франческа да Римини», кантаты, марши, мотеты, квинтеты, квартеты, ноктюрны, хоры и пр.
С 1852 года Амбруаз Тома преподавал в Парижской консерватории, вскоре получив звание профессора, а с 1871 года на двадцать пять лет (по день смерти) занял пост её директора. Полностью и со всей серьёзностью отдавшись педагогической деятельности, он почти перестал сочинять. В последние годы жизни из-под его пера вышли только единичные произведения. В 1871 году Амбруаз Тома возглавлял комиссию, по рекомендации которой государственным гимном Франции была объявлена «Марсельеза». Среди учеников Тома — Жюль Массне. Умер в Париже 12 февраля 1896 года. В коллекции Гостелерадиофонда около 80-ти записей оперных фрагментов и опер Амбруаза Тома ("Гамлет", "Кади", "Миньон", "Раймонд, или Секрет королевы"). Среди исполнителей можно услышать А.Патти, Т.Руффо, Н.Гедда, Д.Сазерленд, Л.Собинова, А.Нежданову, Н.Казанцеву. Некоторые записи хотелось отметить особо. Это запись 1955 г. (С.Лемешев в партии Вильгельма из оперы "Миньон" в сопровождении оркестра Большого театра, дирижер Б.Хайкин), запись исполнения М.Каллас (Офелия из оперы "Гамлет") с оркестром Итальянского радио, дирижер А.Симонетто (1954 г.), запись И.Архиповой (Миньон из оперы "Миньон") в сопровождении оркестра Большого театра, дирижер Б.Хайкин, запись 1961 г.).
Литература: Curzon Н. de, A.Thomas, P., 1921.
1813
Ивар Андреас Осен (норвежское имя — Ivar Andreas Aasen, редко встречается устаревшая передача Аасен)
норвежский филолог, лексикограф и поэт. Известен в первую очередь как создатель одной из письменных форм норвежского языка — нюношка (нюнорска), или новонорвежского языка. Имел также известность как поэт, является, в частности, автором известного стихотворения «Норвежец» (Nordmannen). Ивар Осен родился на хуторе Осен возле Ховдебюгды в регионе Суннмёре на западе Норвегии (сегодня фюльке Мёре-ог-Ромсдал). Он был сыном мелкого крестьянина Ивара Йонссона. Хутор Осен находился вдалеке от других поселений, и в детстве у Ивара не было товарищей по играм, так что мальчик много читал, в том числе Библию. Отец Ивара умер в 1826 году. В семье было восемь детей, но оба родителя рано умерли, и главой семьи стал старший брат. Тот заставлял Ивара работать в поле и не разрешал ему следовать своим наклонностям, однако сохранилась запись в приходской книге о том, что Ивар прекрасно зарекомендовал себя при подготовке к конфирмации. В 1831 году он начал работать учителем в разных сельских школах, и в конце концов стал гувернёром в доме приходского священника Ханса-Конрада Туресена. Тогда же Ивар начал изучение местной флоры и диалекта Суннмёре. Осен отправился со своими работами в Берген, и тамошний епископ Якоб Нойманн остался настолько доволен результатами его диалектологической работы, что они были опубликованы в двух номерах епархиального журнала «Bergens Stiftstidende» за 1841 год. После публикации этих статей и благодаря поддержке Нойманна Осен получил стипендию от Норвежского королевского научного общества в Тронхейме для изучения норвежских диалектов. Осен совершил свои экспедиции в 1843—1847 годах, записывая различные слова, выражения и грамматические формы. В его записях встречаются также и пословицы, но Осен не занимался целенаправленным сбором фольклора; не был он и социологом. В первую очередь Осена интересовали диалекты Вестланна (Западной Норвегии), где, как он полагал, встречались наилучшие (то есть наименее затронутые влиянием датского языка) диалекты, однако в конечном счёте он посетил большую часть страны. За четыре года Осен проехал более 4000 км, добравшись на севере до Хельгеланда. После истечения стипендии в 1847 году Осен поселился в Христиании, где и прожил остаток жизни. При этом он регулярно отправлялся в экспедиции, обычно летом, в течение ещё 20 лет. Всего он посетил более половины всех муниципалитетов Норвегии в границах 1995 года. Пройдя путь от крестьянского сына до получателя государственной стипендии, Осен отказался от предложенного ему профессорского поста и продолжил свои путешествия, несмотря на все трудности, с которыми они были тогда связаны, и на сопротивление, которое ему было оказано. При этом в его жизни не происходило действительно значительных внешних событий. О личной жизни Осена известно мало, в частности из-за небольшого числа источников. У него было немного друзей, обычно он сидел дома и работал. Осен получал неплохой доход, но тратил немного и всю жизнь провёл очень скромно. С 1830 года Осен вёл дневник, однако он состоит главным образом из заметок о погоде, о его болезнях, записок о встречах и прочитанных книгах, а также кратких изложений виденных им спектаклей. Ивар Осен не оставил и значительного эпистолярного наследия: большинство его писем были ответами на чужие вопросы. Свои другу Морицу Орфлуту он писал одно письмо в год, а брату Йуну — раз в три года. Он также почти не переписывался с деятелями набиравшего силу движения за распространение созданного им лансмола — Хенрик Крун получил от него одно письмо, Георг Григ — лишь несколько, а Ян Прал — ни одного. В дневнике и письмах Осен лишь изредка сбивался на «свой» язык, лансмол, сохранилось несколько писем на этом языке, но обычно он писал на более привычном датском. Дневники и письма Осена были изданы в 1957—1960 годах. Помимо лингвистических работ Осен выпустил ещё несколько книг, в частности, «Малую хрестоматию по древненорвежскому языку» (En liden Læsebog i Gammel Norsk, 1854), оперетту «Наследник» (Ervingen, 1855), «Норвежские пословицы» (Norske Ordsprog, 1856, второе издание 1881) и сборник стихов «Symra» (1863, второе издание 1875). Самым длинным из связных текстов Осена на лансмоле была книга (96 страниц) «Осмотр нового дома: краткий обзор творения и человека для юношества» (Heimsyn: ei snøgg Umsjaaing yver Skapningen og Menneskja: tilmaatad fyre Ungdomen, 1875). Эта книга никогда не пользовалась большой популярностью, в то время как несколько песен из «Наследника» и «Symra» стали очень популярны. Ивар Осен очень критически относился к своим произведениям: большинство из них существуют в двух версиях — первоначальной и лучше проработанной окончательной. Кроме того, Осен много писал «в стол» — как стихи, так и публицистические и научные статьи. Многое из его наследия было издано посмертно, кое-что до сих пор готовится к изданию. Традиционные представления об Осене во многом окрашены информацией, которую можно извлечь из наиболее легкодоступных источников, относящихся к последним годам его жизни. В качестве характерного примера можно назвать биографию Андерса Ховдена «Ивар Осен в повседневной жизни» (Ivar Aasen i Kvardagslaget). Ховден, знавший Осена уже стариком, изображает его как больного одинокого человека, ходящего по дому в дырявых носках. Современный биограф Осена Стивен Уолтон полагает эту картину несправедливой и считает, что в более молодые годы Осен лучше следил за собой и вел более активную социальную жизнь, однако те, кто знали его в 1840-е и 1850-е годы, не оставили об Осене воспоминаний. Существует всего несколько фотографий Осена. Изображений из времен его молодости не сохранилось: одна картина была создана, когда ему было более 50 лет, а остальные сделаны тогда, когда он уже был глубоким стариком. Умер в Кристиании, Объединенные королевства Швеция и Норвегия, 23 сентября 1896 года.
Могила Осена в Осло
Качество лингвистических работ Осена можно считать крайне высоким, если учесть, что он не имел формального образования и не вращался в академических кругах, работая даже без секретаря. В 1850-е годы Осен работал очень быстро, выпуская по новой книге почти каждый год, притом что он успевал и печататься в газетах. В 1860-е годы работа несколько замедлилась: так, «Словарь норвежского народного языка» (1850) был подготовлен всего за год, а второе издание «Норвежского словаря» (1873) — за девять лет. В 1848 году Осен издал книгу «Грамматика норвежского народного языка» (Det norske Folkesprogs Grammatikk). Через два года вышел «Словарь норвежского народного языка» (Ordbog over det norske Folkesprog), куда входило более 25 000 слов. П.А.Мунк назвал словарь «национальным шедевром». Первые тексты на лансмоле были изданы в книге «Образцы деревенского языка в Норвегии» (Prøver af Landsmaalet i Norge, 1853). Вначале работу Осена в Норвегии восприняли с энтузиазмом: он получил пожизненную стипендию в размере профессорского жалованья, рецензенты вовсю хвалили его книги, а дела с продажами шли хорошо. Мунк и другие учёные поддерживали его проект, а Бьёрнстьерне Бьёрнсон даже попытался выучить новый язык, познакомившись с такими бергенцами, как Хенрик Крун. Первый эксперимент Осена по созданию новой письменной формы, «Разговор двух крестьян» (Samtale mellem to bønder, 1849) был напечатан в консервативной газете «Моргенбладет». Первыми, кто попытался использовать новый письменный норвежский язык, были так называемые «бергенские языковеды» (в первую очередь Ян Прал, Георг Григ и Хенрик Крун), Эрик Соммер из Трёнделага, издавший в 1857 году брошюры «Сказочные песни» (Soge-Visor) и О.У.Винье. Никто из них не рассматривал лансмол Осена как нечто большее, чем всего лишь основа. В 1858 году тексты на лансмоле издали Осен, Винье и Прал. У каждого из них был, в сущности, свой язык, который был непонятен без хотя бы элементарных познаний в древнескандинавском. Поскольку сам Осен так и не написал большой программной статьи, разные его высказывания использовались сторонниками разных точек зрения. Одни рассматривают его как представителя буржуазного национально-романтического движения, в то время как другие подчёркивают педагогический аспект его работы и видят в нём предшественника социалистов. Наиболее распространённым является мнение, что Осен в какой-то мере занимал обе позиции. Для Осена наибольшую ценность и аутентичность имели архаичные языковые формы, однако некоторые публицисты из-за этого считали, что лансмол «отстаёт» в своём развитии и что на нём нельзя выразить современные мысли. В 1858 году Осен перевёл для газеты «Друг народа» (Folkevennen) исландскую «Сагу о Фритьофе».
«Грамматика норвежского народного языка», 1848
Этот текст представляет собой наиболее яркий образец архаизирующих тенденций в языке Осена. Позже он несколько модернизировал норму, но его уже никогда не просили написать текст на лансмоле для издания с таким большим тиражом. Одна из тем, к которым Осен постоянно возвращался, — «полнозвучие» норвежских диалектов, где в безударных позициях используются нередуцированные гласные по сравнению с датским «вечным e» (в датском языке все гласные в безударных суффиксах редуцировались до шва, которое на письме передаётся как e). Формы, которые использовал Осен, называются «i-формами», так как в определённой форме сильных (оканчивающихся на согласный) имён женского рода в единственном числе и в неопределенных формах множественного числа среднего рода использовался гласный i (sol-i 'солнце + определённый артикль', tre-i 'деревья'). В современном нюношке обычны «a-формы» (sola, trea), но формы с i до сих пор включаются в орфографические словари и были вполне обычны еще в середине XX века. Осен также проводил различие между сильными (ei sol 'неопределённый артикль + солнце', soli 'солнце + определённый артикль', soler 'солнца', solerne 'солнца (определённая форма)') и слабыми формами (ei gjenta 'девочка', gjenta 'девочка (определённая форма)', gjentor 'девочки', gjentorne 'девочки (определённая форма)') в женском роде (встречаются иногда также solerna, gjentorna). Формы именительного и винительного падежей совпали во всех диалектах, однако в некоторых сохранялся датив, и полная древнескандинавская форма датива множественного числа на -om (uppi dalom 'в долинах') вошла в норму и получила значительное распространение, особенно в стихах. С другой стороны, почти никто не следовал за Осеном в различении мужского и женского рода в слабой форме прилагательного (den kaute guten 'гордый юноша', но den kauta gjenta 'гордая девушка'). В спряжении Осен последовательно различал единственное и множественное число глагола, хотя как раз во время жизни его поколения это различие выходило из употребления в датском языке. У Осена, таким образом, употребляются формы eg er 'аз есмь', но me ero 'мы есмы'; eg hev 'я имею', но me hava 'мы имеем'; так же и в прошедшем времени сильных глаголов: eg fekk 'я получил', eg gjekk 'я пошёл', но me fingo 'мы получили', me gingo 'мы пошли'. У Осена имеются также формы конъюнктива настоящего и прошедшего времени, но они не получили распространения. Ивар Осен построил своеобразную иерархию диалектов по близости к древнескандинавнскому состоянию. В предисловии к «Образцам деревенского языка» он объясняет, что лучшими являются диалекты районов Хардангер, Согн и Восс, в то время как «диалекты северных гор относятся к худшим и более повреждённым». Осен также не извлёк большой пользы из поездок в Северную Норвегию, так как морфология там «крайне бедна и проста». Не интересовали его и говоры Хедмарка, где произошла монофтонгизация древних дифтонгов.
«Норвежская грамматика», 1864
Сегодня нюношк имеет наибольшее распространение как раз в тех районах, где распространены «одобренные» Осеном диалекты. Во времена Осена считалось, что в эпоху викингов в Норвегии был распространён единый национальный язык, однако сейчас лингвисты (М.Хэгстад, Д.А.Сейп) установили, что и тогда уже существовали диалектные различия и многие черты, которые Осен приписывал датскому влиянию и «загрязнению», являются собственно норвежскими. Когда Ивар Осен начал свою работу по сбору норвежских диалектов, национальный романтизм в Норвегии достиг своего расцвета. Концепции Гердера, согласно которым каждый народ имел собственный «народный дух» (немецкое название — Volksgeist), находивший выражение в языке, литературе, искусстве и других элементах культуры, в 1840-е годы были популярны по всей Европе. В этом смысле существование собственного письменного языка могло подчеркнуть самостоятельность норвежской нации, независимой от датчан. Примерно с 1860 года эта концепция утрачивает популярность. Несмотря на то что попыток прекратить выплату Осену стипендии не предпринималось, его работа была во многом проигнорирована, рецензенты не обращали внимания на его книги, а дела с продажами пошли значительно хуже. В литературе существует несколько мнений относительного того, почему так произошло. Одной из причиной можно назвать то, что Осен начал свою работу слишком поздно: в 1842 году, когда он представил свой проект, национальный романтизм находился на пике расцвета, который был пройден в 1849 году. С 1850-х годов «более норвежский» характер лансмола уже не был само собой разумеющимся преимуществом. Нормированная форма лансмола в «Норвежский грамматике» 1864 года и «Норвежском словаре» 1873 года отличается значительным архаизмом, сложной грамматической системой и крайне пуристическими тенденциями в отборе словарного запаса (в частности, исключались все нижненемецкие заимствования с приставками be'- и an-). Таким образом, в противостоянии «педагогических» и «национальных» соображений победили последние. В 1858 году Осен издал перевод «Саги о Фритьофе» на лансмол, вышедший в приложении к журналу «Друг народа» (Folkevennen). В связи с этим изданием Э.Сундт издал очерк «О норвежском языке», где он писал следующее: [«Друг народа»] предал бы свое предназначение, если бы не понимал, что ближайшее будущее имеет огромное значение для нашего языка и что его судьба значит бесконечно много для народного просвещения и полного духовного развития». Сундт подчеркивает, что многие норвежцы постараются разобраться в «крестьянском» языке и потому рекомендует читателям вникнуть в перевод Осена. Он также пишет: «Он основан на наименее загрязненных сельских диалектах, но при этом с постоянным учетом других крестьянских говоров и древнего норвежскогоо письменно языка. Все это сделано с таким искусством, что мы с уверенностью можем назвать этот язык образцом общего норвежского национального (Landsmaal) или народного (Folkesprog) языка». При этом, хотя Сундт поддерживал проект Осена в принципе, сам он придерживался нормы, разработанной К.Кнудсеном. Бьёрнстьерне Бьёрнсон, который в молодости пытался писать стихи на лансмоле, также стал приверженцем варианта Кнудсена, так как для него лансмол оказался слишком труден. В конце концов Бьёрнсон разочаровался в самом проекте Осена и стал поддерживать Норвежский союз риксмола. Для других деятелей языкового движения, так как П.А.Мунк и Я.Прал, язык Осена был, напротив, недостаточно архаичен: Осен не хотел вводить в норму древние формы, не сохранившиеся ни в одном диалекте. Так, если Осен писал форму личного местоимения множественного числа третьего лица ('они') как dei, то Мунк выбрал форму deir. Более поздние авторы, писавшие на лансмоле, такие как О.Фьёртофт и А.Гарборг, также обращались с языком Осена очень вольно, что вызывало его недовольство. Одним из последних трудов Осена стала до сих пор неопубликованная книга «Языковой обман», в которой он критикует писавших на лансмоле авторов за использование «датских» форм, таких как upp-yver 'вверх по чему-либо' вместо upp-etter. Осену также не нравились многие из введенных Гарборгом новообразований, таких как norskdom 'норвежскость'. Он критиковал использование сельских и разговорных городских форм. Ивар Осен сам никогда не занимался организацией и агитацией, и «языковое движение» развивалось без его участия. Организацией его занялся Арне Гарборг лишь в 1870-е годы. Сам Осен не хотел «борьбы» двух вариантов и редко реагировал на критику, а после 1860 года вовсе прекратил публицистическую деятельность. В более позднее время много говорилось о том, что письменный язык, основанный на диалектах, более лёгок для усвоения детьми в школе. Не совсем ясно, насколько это было важно для Осена: сам он происходил из крестьянской среды, где при этом умение читать и писать по-датски было широко распространено. Сам Осен также выучил немецкий и английский языки. Осена много критиковали за слишком архаичную орфографию, которая помешала лансмолу стать действительно общераспространённым в Норвегии письменным языком. В XX веке был проведён ряд орфографических реформ, в ходе которых многие пуристические и этимологические элементы лансмола были отброшены, а орфография была приближена к произношению букмола и восточнонорвежских диалектов, на которых говорит большее число носителей. К этому времени романтические идеи Гердера были полностью оставлены, а главным стимулом развития лансмола (нюнорска) стала социалистическая идеология освобождения народа через просвещение. Подобные идеи стали появляться уже при жизни Осена, но полное выражение они нашли в первом официальном стандарте нюнорска (1901 год). В язык также были введены многие слова, которые Осен считал «ненорвежскими», хотя запрет на приставки be- и an- в целом сохранился.
Сочинения: «Грамматика норвежского народного языка», 1848; «Норвежская грамматика», 1864. Труды Ивара Осена: Fem Viser i søndre Søndmørs Almuesprog (1842); Det norske Folkesprogs Grammatik (1848); Ordbog over det norske Folkesprog (1850). Электронный вариант в Google Books; Søndmørsk Grammatik (1851); Prøver af Landsmaalet i Norge (1853); En liden Læsebog i gammel Norsk (1854); Ervingen (syngespel, 1855, ny versjon 1873); Norske Ordsprog (1856, 1881); Symra (1863, 1875) Электронный вариант; Norsk Grammatik (1864) (пересмотренное издание Det norske Folkesprogs Grammatik); Norsk Ordbog (1873) (пересмотренное изданиек Ordbog over det norske Folkesprog); Heimsyn (1875); Norsk Maalbunad (1876, издано 1925) (словарь синонимов по модели Тезауруса Роже); Norsk navnebog eller Samling af Mandsnavne og Kvindenavne (1878); Bidrag til vort folkesprogs historie (издано в 1951). Собрания сочинений: Norske Minnestykke (1923) — посмертное издание фольклорных материалов, собранных Осеном; Brev og Dagbøker (1957—1960) Издание писем, дневников и других текстов; Skrifter i samling. (3 тома, 1911-1912);.Reise-Erindringer og Reise-Indberetninger 1842—1847 (издано в 1917). Издание материалов: Sunnmørsgrammatikkane (1992) Содержит: Det søndmørske Almuesprogs grammatikalske Indretning ; Tillæg til Undersøgelserne af det søndmørske Almuesprogs grammatikalske Bygning ; Den søndmørske Dialekt ; Søndmørsk Grammatik ISBN 82-90186-82-7 / ISBN 82-90186-83-5; Målsamlingar frå Sunnmøre (1994) ISBN 82-90186-93-2; Målsamlingar frå Bergens Stift (1995) ISBN 82-7834-002-1; Målsamlingar frå Christiansands og Agershuus Stifter (1997) ISBN 82-7834-007-2; Målsamlingar frå Trondhjems og Tromsø Stifter (1998) ISBN 82-7834-009-9; Målsamlingar 1851—1854 (1999) ISBN 82-7834-014-5; Målsamlingar 1855—1861 (2001) ISBN 82-7834-021-8; Målsamlingar 1862—1883 (2002) ISBN 82-7834-025-0; Dansk-norsk Ordbog (2000) ISBN 82-7834-016-1.
Литература: Garborg, Arne, Anders Hovden og Halvdan Koht 1913: Ivar Aasen : granskaren, maalreisaren, diktaren : ei minneskrift um livsverket hans. utgjevi av Sunnmøre frilynde ungdomssamlag. Kristiania : Norli Hjorthol, Geir 1997: Forteljingar om Ivar Aasen : Aasen-resepsjonen i fortid og notid. Skrifter frå Ivar Aasen-instituttet. nr 2. Volda : Høgskulen i Volda; Hovden, Anders 1913: Ivar Aasen i kvardagslaget. Trondheim. ISBN 82-521-4642-2; Krokvik, Jostein 1996: — Ivar Aasen : diktar og granskar, sosial frigjerar og nasjonal målreisar. Bergen, 1996. ISBN 82-7834-005-6; Krokvik, Jostein 1996: Ivar Aasen : diktar og granskar, sosial frigjerar og nasjonal målreisar [Bergen] : Norsk bokreidingslag; Munch, P.A. 1873: Anmeldelse : Det Norske folkesprogs grammatik af Ivar Aasen. 1831-Marts 1849 Samlede Afhandlinger s. 360—374; Myhren, Magne 1975: Ei Bok om Ivar Aasen : språkgranskaren og målreisaren. Orion-bøkene 170. Oslo : Det norske Samlaget; Venås, Kjell 1996: Då tida var fullkomen. Oslo, 1996. ISBN 82-7099-251-8; Venås, Kjell 200. Ivar Aasen og universitetet. Oslo, 2000 ISBN 82-90954-12-3; Walton, Stephen J. 1987: Farewell the spirit craven : Ivar Aasen and national romanticism. Oslo : Samlaget; Walton, Stephen J. 1991: Ivar Aasens nedre halvdel. Oslo : Samlaget; Walton, Stephen J. 1996: Ivar Aasens kropp. Oslo : Samlaget. ISBN 82-521-4531-0.
1815
Герман Август Теодор Кёхли (немецкое имя — Hermann August Theodor Köchly)
немецкий филолог. Родился в Лейпциге. В 1849 году Кёхли был вынужден оставить родину по политическим причинам и стал профессором классической литературы в Цюрихе и Гейдельберге. Вернувшись в Саксонию, Кёхли был избран в 1871 году депутатом и примкнул к прогрессистской партии. Кёхли редактировал несколько научных изданий классических авторов (Гесиода, Нонна и др.), написал несколько диссертаций: «De Iliadis carminibus», «De Odysseae carminibus» и т. д., издал сборник: «Griechische Kriegsschriftsteller», с немецким переводом (1853—1855), «Einleitung in Cäsars Kommentarien über den Gallischen Krieg» (1857), биографию своего учителя Г.Германна и другое. Умер в Триесте 3 декабря 1876 года.
Литература: Кехли, Герман-Август-Теодор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1815
Эдуард Джон Эйр (Edward John Eyre)
английский исследователь Австралии, губернатор Ямайки. Родился в местечке Уипснейд (Бедфордшир), однако вскоре его родители переехали в Хорнси (Йоркшир), где Эдвард Джон Эйр был крещён. В 1833 году переселился в Австралию и занялся овцеводством, которое, впрочем, ему скоро наскучило, и он посвятил себя изучению природного мира страны и походами вглубь континента. В 1839 году Эйр совершил своё первое большое путешествие. Начав путь из Аделаиды, он поднялся по берегу залива Спенсер до северной его оконечности и углубился внутрь континента, где открыл горный хребет Флиндерс и озеро Торренс. Далее он ещё немного прошёл на север и повернул на юго-восток к Муррею, по которому проследовал до устья. В 1840 году Эйр предпринял новое путешествие, задачей которого было проведение разведки пути к Перту на западном побережье континента. Во время следования он обнаружил, что озеро Торренс, за год до того, весьма многоводное, практически полностью высохло. Пройдя на север ещё дальше, чем в предыдущий раз, Эйр нашёл ещё одно озеро, впоследствии названное его именем.
Путешествия Эйра
Вернувшись к заливу Спенсер, по пути осмотрев систему озёр Эверард—Грегори, Эйр пересёк полуостров (который также был назван его именем), на котором обнаружил невысокий хребет Голер, и вышел к Большому Австралийскому заливу в районе бухты Стрики. Оттуда Эйр двинулся вдоль побережья на запад. После трудного путешествия, осложнённого крайним недостатком пресной воды, он 30 июня 1841 года вышел к посёлку Олбани в бухте Кинг-Джордж на южной оконечности Западной Австралии, откуда морем вернулся в Аделаиду. По итогам своих путешествий Эйр в 1845 году издал в двух томах «Journal of expedition of discovery into Central Australia». Впоследствии Эйр перешёл на государственную службу. С 1848 по 1853 год Эйр был помощником губернатора Нового Мюнстера в Новой Зеландии, а с 1854 года губернатором некоторых британских колоний на островах Карибского моря, с 1862 по 1865 год он был и.о. губернатором, а затем губернатором Ямайки. Скончался в Валреддон-Маноре (Йоркшир, Англия).30 ноября 1901 года. Именем Эйра в Австралии кроме полуострова и озера названы река и шоссе, соединяющее Перт и Аделаиду.
Сочинения: Journals of expeditions of discovery into central Australia, v. 1—2, Adelaide, 1964.
Литература: Свет Я.М., История открытия и исследования Австралии и Океании, Москва, 1966.
1820
Майер Карл фон Ротшильд (немецкое имя — Mayer Carl von Rothschild)
немецкий банкир и политик из семейства Ротшильдов, барон. Родился во Франкфурте-на-Майне. Майер Карл — старший из четырёх сыновей Карла Майера Ротшильда, четвёртого из пяти сыновей основателя династии Ротшильдов Майера Амшеля, и его супруги Аделаиды. Получил образование в нескольких филиалах Дома Ротшильдов в Европе, также изучал юриспруденцию в Гёттингенском и Берлинском университетах. С 1843 года служил в главном отделении банка во Франкфурте, а после смерти отца и дяди возглавил его в 1855 году вместе с младшим братом Вильгельмом Карлом. в 1842 году Майер Карл Ротшильд женился на Луизе Ротшильд (1820—1894), дочери его лондонского дяди Натана Майера Ротшильда. У супругов родилось семеро дочерей, три из которых вышли замуж за членов семьи Ротшильд, а две — за дворян-христиан. Майер Карл Ротшильд входил в состав Франкфуртской торговой палаты и стал одним из учредителей Франкфуртского банка, занимал должность консула Пармы и Баварии и генерального консула Австрийской империи. В 1866 году Ротшильд входил в состав делегации на переговорах с Отто фон Бисмарком относительно льготных условий для присоединения Франкфурта к Пруссии. В 1867—1871 годах Майер Карл фон Ротшильд являлся депутатом франкфуртского городского собрания и одновременно рейхстага Северогерманского союза. В 1871 году Ротшильд стал первым евреем, вошедшим в состав Прусской палаты господ. Ротшильд и его супруга занимались коллекционированием и благотворительностью. Их обширная библиотека на вилле Гюнтерсбург по завещанию была передана в городской библиотечный фонд. В 1843 году Майер Карл фон Ротшильд приобрёл и перестроил здание, которое известно ныне как дворец Ротшильдов. В настоящее время в нём размещается Франкфуртский еврейский музей. Умер в родном городе 16 октября 1886 года.
Литература: Hilmar Hoffmann: Die großen Frankfurter: Ehrenwürdige Bürger und Ehrenbürger. Societäts-Verlag, Frankfurt am Main 2004, ISBN 3-7973-0928-7, S. 65-68; Katharina Medici-Mall: «Lass den Anfang mit dem Ende sich in Eins zusammenziehn!»; Zum Wettbewerbsprojekt für den Frankfurter Günthersburgpark; Ausführliche, auch historische Darstellung einschl. Plänen. In: Brigitt Sigel: Der Garten — ein Ort des Wandels: Perspektiven für die Denkmalpflege. Band 26 von Veröffentlichungen des Instituts für Denkmalpflege an der Eidgenössischen Technischen Hochschule Zürich. Verlag vdf Hochschulverlag, 2006.
1821
Александр Агеевич Абаза
государственный деятель Российской империи, государственный контролёр (1871—1874), министр финансов (1880—1881), действительный тайный советник. Из молдавского дворянского рода. Родился в Боровинском винокуренном заводе в Вышневолоцком уезде Тверской губернии, в семье крупного помещика и сахарозаводчика Аггея Васильевича Абаза (1782—1852). В 1839 году окончил юридический факультет Петербургского университета. С 25 декабря 1839 года — в военной службе: в конно-пионерском эскадроне и Лейб-Гвардии гусарском полку; участвовал в боевых действиях на Кавказе (1843, награждён орденом Святого Владимира IV степени с бантом), но 29 июля 1847 года в чине майора вышел в отставку. В 1847—1857 годах жил в своём имении, занимаясь сельским хозяйством и изучением финансового права. В 1857 году поступил на гражданскую службу в чине коллежского асессора. Присоединился к просвещённому кружку, который группировался вокруг великой княгини Елены Павловны и был одним из защитников реформ 1860-х годов. Также входил в группу «либеральных бюрократов». В 1865—1868 годах был членом Совета министра финансов, являлся членом первого совета Главного общества российских железных дорог (принимал деятельное участие в сооружении Харьковско-Кременчугской железной дороги); был награждён орденами Святого Станислава I степени (1865) и Святой Анны I степени (1868), а также орденом Адольфа Нассауского командорского креста I степени со звездой. С 1871 года состоял членом Государственного совета Российской империи. В 1871—1874 годах был государственным контролёром, а в 1874—1880 годах — председателем департамента экономии Государственного совета; 6 июня 1879 года назначен членом Верховного уголовного суда, учреждённого над революционером А.К.Соловьёвым, покушавшемся на императора Александра II. В 1872 году получил орден Святого Владимира II степени; в 1876 году — орден Белого орла; в 1878 году — орден Святого Александра Невского (в 1883 — бриллиантовые знаки к ордену); в 1880 году — орден Святого Владимира I степени. В октябре 1880 — мае 1881 года был министром финансов России, был инициатором отмены соляного акциза, выкупа частных железных дорог; осуществил повышение таможенных пошлин. Вместе с М.Т.Лорис-Меликовым и Николаем Христиановичем Бунге разработал программу социально-экономических преобразований в области податного дела, денежного обращения, железнодорожного строительства, финансового управления. Активно поддерживал проект конституции Лорис-Меликова. Подал в отставку после данного новым императором Александром III манифеста «О незыблемости самодержавия»; уволен 18 мая 1881 года. В 1884—1892 годах вновь — председатель департамента экономии государственного совета. В 1890—1892 годах — председатель Комитета финансов. В 1876 году был избран почётным членом Петербургской Академии наук. В 1889 году удостоен ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Был пожалован придворными званиями «в должности церемониймейстера» (1857), камергера (1859) и «в должности гофмейстера» (1861); чинами действительного статского советника (1863), гофмейстера и тайного советника (1867), действительного тайного советника (1874). В 1892 году, используя конфиденциальную информацию, провёл биржевую операцию на понижение курса рубля, заработав около 1 млн. рублей после огласки дела был вынужден подать в отставку. 22 марта 1893 года уволен от всех занимаемых должностей в бессрочный отпуск с оставлением членом Госсовета. Занимал особняк на набережной Фонтанки, 23.Умер в Ницце 5 февраля 1895 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (надгробие утрачено).
Награды: Орден Святого Александра Невского с алмазами; Орден Белого орла; Орден Святого Владимира I степени; Орден Святого Владимира II степени; Орден Святого Владимира IV степени с бантом; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Адольфа Нассау. Женат был дважды. Первая жена Александра Дмитриевна Бенардаки (1832—1856), а вторая жена Юлия Фёдоровна Штуббе (1830—1915). От первого брака была рождена дочь Прасковья. Его потомки проживают в Санкт-Петербурге.
Литература: Абаза Александр Аггеевич // Список гражданским чинам первых III-х классов. Исправлен по 1-е октября 1868 г. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1868. — Страница 384; Абаза Александр Аггеевич // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е октября 1894 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1894. — Страница 5; Федорченко В.И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. — Красноярск: БОНУС, 2003. — Том 1. — 672 страницы — ISBN 5-7867-0046-1; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. — Санкт-Петербург, 2002; Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е октября 1893 года. — Санкт-Петербург, 1893. — Страница 5.
1822
Иоганн Георг Херцог (немецкое имя — Johann Georg Herzog)
немецкий органист и музыкальный педагог. Родился в Хуммендорфе, ныне в составе коммуны Вайсенбрунн. С 1843 г. органист и с 1848 г. кантор церкви Святого Матфея в Мюнхене. В 1850—1854 гг. вёл класс органа в Мюнхенской консерватории. В 1854—1888 гг. в Эрлангене: преподавал музыку и пение в университете, возглавлял созданный в городе Институт церковной музыки. В 1866 г. удостоен степени доктора музыковедения honoris causa. С 1888 г. вновь в Мюнхене. Автор органных сочинений и церковной музыки, составитель ряда сборников духовных песен. Среди учеников Херцога, в частности, Йозеф Райнбергер. Умер в Мюнхене 3 февраля 1909 года.
1824
Роберт Вебер (немецкое имя — Robert Weber)
швейцарский писатель-германист, журналист и публицист. Родился в Рапперсвиле. В течение 12 лет (1848—1860) был пастором в Риферсвиле и Цюрихе, но затем оставил духовное звание, занялся журналистикой и в течение 1860—1864 г. редактировал «Berner Zeitung». В следующие два года Вебер издал: (с критическими и биографическими комментариями) большой труд «Die poetische Nationallitteratur der deutschen Schweiz von Haller bis zur Gegenwart» (вместе с Фогелем, 1866); «Die Schweiz im Spiegel d. Dichtung» (1882); «Schweizerische Nationalbibliothek» (с 1884 и следующие, 28 томов). С 1878 года он редактирует историко-литературный журнал «Helvetia». Кроме того, им издано несколько сборников стихотворений и повестей: «Gedichte» (1848; 5-е издание, 1882); «Neue Gedichte» (1861); «Wolken» (1871); «Novellen, Erzählungen etc.» (4 тома, 1882) и др. Умер в Базеле 7 декабря 1896 года.
Источники: Вебер, Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1826
Андреас Огесен (датское имя — Andreas Aagesen)
датский юрист. Родился в Копенгагене. Огесен изучал право в Кристиании и Копенгагене, в 1848 году он вынужден был приостановить обучение из-за участия в первой войне за Шлезвиг, во время которой он командовал резервным батальоном. В 1855 году Огесен стал профессором юриспруденции в Университете Копенгагена. В 1870 году он был членом комиссии, работавшей над созданием новых морского и коммерческого кодексов, а также был основным автором принятого в 1882 году закона о навигации. В 1879 году Огесен был избран членом Ландстинга (одной из палат парламента Дании). В Университете Копенгагена Огесен сменил Карла Кристиана Халля в качестве преподавателя римского права. Его работы в этой области принесли ему известность в юридических кругах. Среди множества его юридических трудов следует отметить «Bidrag til Læren om Overdragelse af Ejendomsret, Bemærkinger om Rettigheder over Ting» (Копенгаген, 1866, 1871-1872) и «Fortegnelse over Retssamlinger, Retslitteratur i Danmark, Norge, Sverige» (Копенгаген, 1876). Умер в родном городе 26 октября 1879 года.
Источники: Aagesen, Andrew // Encyclopædia Britannica Eleventh Edition. — New York: Encyclopædia Britannica, Inc., 1911. — Том 1.
1826
Ибрахим Шинаси (Шинази; турецкое имя — İbrahim Şinasi)
османский писатель, переводчик, публицист, общественный деятель. Основатель турецкой драматургии и новой турецкой литературы. Один из первых авторов Танзимата, участник революции 1848 г. во Франции. По этническому происхождению был рутулец, родом из села Шиназ (Россия). Родился в Стамбуле, в семье османского армейского офицера. С трех лет рос без отца. Шинаси рос в нужде, но был очень способным и на это качество юноши обратил внимание один из французских офицеров — граф Шатонеф, который впоследствии принял Ислам и жил с именем Мустафа Решид-паша. По протекции Решид-паши Шинаси оказался в Париже, где занимался политэкономией и финансовыми науками, изучил французский язык и литературу. За границей он пробыл 5 лет. По возвращении в Константинополь устроился в финансовом комитете, где работал до 1858 г. К этому времени он завоевал расположение и покровительство крупного государственного деятеля — Юсуфа Кемаль-паши. В 1859 впервые перевел на турецкий язык произведения Ж.Расина, А.Ламартина, Ж.Лафонтена, опубликованные в книге «Переводы» (Tercüme-i Manzume). В 1860 был одним из редакторов издавашейся в Константинополе первой частной турецкой газеты Tercüm-i ahval («Толкователь событий»). В 1862-65 Шинаси издавал собственную газету Tasvir-i Efkâr («Изображение мыслей») — самая знаменитая газета в истории турецкой журналистики, которая стала трибуной западнических идей турецких писателей-просветилей. Шинаси привлек к сотрудничеству с газетой молодых талантливых писателей, среди которых был и Намык Кемаль. Увлекся идеей распространения в народе европейских наук, реформой турецкого языка. Этими реформами Шинази добивался, чтобы книги писали не для избранных, а для всего народа. Кроме того, Шинаси с Намык Кемалем занялись и другой идеей — коренной реорганизация государственного устройства Османской империи. Эти идеи после его смерти были забыты и вспомнили о них накануне младотурецкой революции под руководством Кемаля Ататюрка. Таким образом, Шинаси становится основателем танзимата. Принадлежал к обществу Новых османов. В 1865 году отправился в эмиграцию в Париж и возвратился в Константинополь незадолго до смерти. Эпиграфом его жизни были слова: «Моя нация — человечество, земной шар — мое отечество». Умер в родном городе 13 сентября1871 года.
Работы: Tercüme-i Manzume (1859, Перевод стихов французов Ж.Лафонтена, А.Ламартина, Гильберта и Ж.Расина); Şairin evlenmesi (1860, Пьеса); Durub-i Emsal-i Osmaniye (1863, Пословицы (Басни)); Müntahabat-i eş'ar (1863).
1827
Мариан Лангевич (польское имя — Marian Langiewicz)
польский революционер, генерал. Родился в Кротошине, в семье врача. Учился в познани, Бреслау и Праге. Некоторое время служил в прусском ландвере, затем в прусской гвардейской артиллерии. Вышел в отставку и уехал в Париж, где преподавал в военной школе, созданной Людвиком Мерославским. В 1860 участвовал в экспедиции Гарибальди против Неаполя. Преподавал в военном училище в Кунео, основанной для подготовки офицеров будущего польского восстания из молодых поляков. Во время польского восстания 1863 Лангевич, назначенный начальником Сандомирского воеводства, принял командование над бродившими в южной Польше повстанцами, и в марте того же года был провозглашен диктатором. Скрывшись в лесах у Вонхоцка, Лангевич собрал и организовал отряд численностью более 3 тыс. человек с 5 пушками. После нескольких стычек с русскими войсками он был окончательно разбит при Хробрже и Буске. Бежал в Австрию, где был заключён в крепость Иозефштадт. В 1865 был выпущен на свободу и поселился в Золотурне. В 1867 поехал в Турцию, где служил в турецкой армии под именем Ланги-бей, пытался организовать при турецкой армии польский легион. Умер в Стамбуле 11 мая 1887 года, похоронен на кладбище Гейдар-паши рядом со своей английской женой Сюзанной (1837—1906).
1827
Мануэль Деодоро да Фонсека (португальское имя — Manuel Deodoro da Fonseca)
первый президент Бразилии. Родился в Алагоасе. В 1843 поступил в военную школу в Рио-де-Жанейро, которую окончил в 1847. В армии быстро продвигался по службе, в 1856 получил звание капитана и в том же году был назначен начальником военной школы. Во время войны с Парагваем (1865–1870) был ранен, получил несколько очередных званий. В 1885 стал фельдмаршалом. Был вице-президентом штата Риу-Гранди-ду-Сул, когда армия, вступившая в конфликт с правительством по вопросу о праве офицеров участвовать в политических дискуссиях, обратилась к нему с просьбой представлять ее интересы.
В результате был уволен из армии. Пользуясь высоким авторитетом в армии, Фонсека возглавил государственный переворот. 15 ноября 1889 восставшие захватили правительственные здания в Рио-де-Жанейро и провозгласили республику. Несколько дней спустя император Педру II покинул Бразилию. 25 февраля 1891 Фонсека был официально провозглашен президентом страны. После нескольких столкновений с Конгрессом Фонсека распустил его 3 ноября того же года, а 23 ноября подал в отставку. Умер Фонсека в Рио-де-Жанейро 23 апреля 1892.
1827
Мануэл Деодору да Фонсека (португальское имя — Manuel Deodoro da Fonseca)
бразильский военный и государственный деятель, первый президент Бразилии (1891). Одна из центральных фигур провозглашения республики в стране. Деодору да Фонсека родился в Марешал-Деодору, Алагоас, Бразильская империя, в семье военных и в молодости начал военную карьеру. Окончив в 1847 году военное училище в Рио-де-Жанейро, он быстро продвигался по службе, и уже в 1856 был произведён в капитаны. Фонсека принимал участие в подавлении Прайэйрской революции в Пернамбуку в 1848—1852 годах и в Парагвайской войне 1864—1870 годов, которую закончил полковником. К 1884 году Фонсека дослужился до фельдмаршала, а вскоре до полного маршала. Возглавив в 1886 году провинцию Риу-Гранди-ду-Сул, Фонсека сблизился с республиканцами и возглавил аболиционистское движение в армии и в 1889 году встал во главе военного переворота, свергнувшего монархию. Так Фонсека стал главой временного правительства Бразилии.
Портрет Деодору да Фонсеки
На посту президента
Возглавив временное правительство, маршал Фонсека в первую очередь созвал Конституционную ассамблею, которая разработала Конституцию Объединённых штатов Бразилии. Фонсека, человек по-военному прямой и бескомпромиссный, вступил в конфликт с гражданскими лидерами республиканцев, поэтому его избрание президентом состоялось только после военного давления на Конгресс. В итоге, 26 февраля 1891 года, Фонсека всё-таки был избран первым президентом Бразилии. Фонсека не имел конкретной программы развития страны, из-за чего владельцы крупных кофейных плантаций и другие деловые круги начали критиковать его правительство. Особое неудовольствие республиканцев на юге страны вызвал декрет Фонсеки о передаче порта Торрис в руки частной компании. В итоге, такое недовольство политикой Фонсеки вынудило его ограничить свободу слова и сделать ряд шагов для укрепления военного диктаторского режима. Однако Конгресс Бразилии, находившийся в конфликте с правительством Фонсеки, отказался утвердить закон об увеличении армии и принял решение о процедуре импичмента. В ответ на это 3 ноября 1891 года Фонсека распустил Конгресс и объявил чрезвычайное положение. В результате, Конгресс, объединившись с командованием флота, оказал Фонсеке сопротивление, и последний, во избежание кровопролития и гражданской войны, был вынужден уйти в отставку, передав свои полномочия вице-президенту Флориану Пейшоту. 23 августа 1892 года, ровно через девять месяцев после своей отставки, Фонсека умер в Барра-Манса, Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Память: Родной город Фонсеки, Алагоас да Лагоа-ду-Сул, после его смерти был переименован в его честь — Марешал-Деодору.
1828
Принцесса Луиза Нидерландская (нидерландское имя — Wilhelmina Frederika Alexandrine Anna Louisa, шведское имя — Vilhelmina Fredrika Alexandra Anne Lovisa)
жена Карла XV Шведского, королева Швеции. Внучка короля Нидерландов Вильгельма I. Принцесса Луиза родилась в Гааге. Её отцом был принц Фредерик Нидерландский, второй ребёнок короля Нидерландов Вильгельма I и Вильгельмины Прусской (1774—1837). Её мать — принцесса Луиза Прусская (1808—1870) — была восьмым ребёнком короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбургской. Принцесса Луиза вышла замуж в Стокгольме 19 июня, 1850 за кронпринца Швеции и Норвегии Карла XV, сына короля Швеции и Норвегии Оскара I и Жозефины Лейхтенбергской. Брак был организован с расчетом на новых наследников и большое приданое. Хотя, на самом деле, приданое оказалось не таким уж большим. Вдобавок, наследный принц счел Луизу непривлекательной, и стал заводить романы на стороне. В первое десятилетие брака особенно прочной была его связь с Жозефиной Спарр. Потом были известны его увлечения актирисами Ханной Стирелл и Элизой Уоссер. Луиза же, наоборот, без памяти влюбилась в мужа. В 1859 году Луиза стала королевой. Она была коронована как в Швеции, так и в Норвегии. Следует заметить, что две предыдущие королевы в Норвегии коронованы не были по причине другого вероисповедания. Так Луиза стала первой королевой, коронованной в Норвегии со времён Средневековья. Во время своего визита в Норвегию она была очень популярна. Луиза была не слишком успешной кронпринцессой. Говорили, что она недостаточно умеет общаться. Но вместо вмешательства в политику, она основала целый ряд благотворительных учреждений. Доходы она получала за перевод религиозных текстов. Умерла 30 марта 1871 года. Похоронена в Церкви Риддархольмен, Стокгольм. От брака с Карлом XV имела 2 детей: Ловиза (Луиза) (1851—1926) — супруга короля Дании Фредерика VIII; Карл Оскар (1852—1854).
1829
Николай Дмитриевич Дмитриев
русский музыкант, композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Родился в Москве, в мещанской семье. Получил хорошее домашнее образование, в том числе музыкальное; владел несколькими иностранными языками. В пятнадцатилетнем возрасте экстерном сдал экзамены в Тамбовской гимназии и получил место домашнего учителя. Игре на фортепиано учился у А.И.Виллуана. В 1840-х годах концертировал в Москве, в 1850-х годах — в различных городах России. Неоднократно выступал на благотворительных концертах в качестве пианиста и дирижёра в различных русских городах (Вятка, Таганрог, Мариуполь, Казань, Рязань). Со второй половины 1850-х годов служил сначала , затем в судебном ведомстве. С 1857 года жил в Харькове, где одновременно выступал и преподавал игру на фортепиано; среди учеников — Н.В.Лысенко; в 1861 году организовал квартетные вечера. С 1863 года служил в канцелярии рязанского губернатора. В начале 1870-х годов состоял на службе в судебном ведомстве; сначала — в Казани. В 1874 году был назначен чиновником Вятского окружного суда; проработал здесь 11 лет. Был одним из инициаторов вятского музыкального кружка, организованного в 1882 году. В 1885 году из-за болезни был переведён в Таганрог, где прожил до конца своей жизни. Умер в Таганроге 27 июля 1893 года. Автор одной симфонии (не завершена), около 100 романсов (издано около половины), фортепианных пьес. Романс «Сосна» («На севере диком…») на стихи М.Ю.Лермонтова посвящённый певцу А.М.Додонову, не утратил популярности до настоящего времени. Другой известный романс Дмитриева — «Под душистою веткой сирени».
Литература: Дмитриев, Николай Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Музалевский В. Русское фортепианное искусство XVIII - 1-й половины XIX столетия. — Ленинград, 1961.