-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111832
Комментариев: 6804
Написано: 120307


29 июля родились...

Понедельник, 29 Июля 2024 г. 03:28 + в цитатник
Khmara (700x526, 101Kb)
1878
Григорий Михайлович Хмара (Gregori или Gregory Chmara)
украинский, русский, немецкий, французский актёр. Родился в городе Полтава. По окончании школы уехал в Киев, брал частные уроки актерского мастерства. В 1910 году был принят в Московский Художественный театр (отобран в числе пятерых из 500 экзаменовавшихся — вместе с Софьей Гиацинтовой, Алексеем Диким, Фаиной Шевченко и Лидией Дейкун). Среди ролей Хмары в МХТ — боцман, а также отец Сольвейг в «Пер Гюнте», слуга Варвары Петровны в «Николае Ставрогине», писатель Федорович в «Мысли», председатель в «Пире во время чумы». По словам Серафимы Бирман, он был признан как «актёр удивительного сценического обаяния», Софья Гиацинтова писала, что он «чудесно талантливый, то что называется герой». Параллельно с работой в МХТ в 1912 году Григорий Хмара вошел в состав актёров только что образованной Первой студии Художественного театра. Здесь он играл центральные роли и вошел в группу самых ярких артистов Студии, таких как Евгений Вахтангов, Михаил Чехов и Борис Сушкевич. Среди его острохарактерных студийных ролей — озлобленный матрос Герд в «Гибели „Надежды“», не умеющий прощать старик Шольц в «Празднике мира», утративший веру пастор в «Росмерсхольме». «Г.М.Хмара умел на сцене передать остроту мысли и мрак глубокого чувства. Гердт в „Гибели Надежды“, О’Нэйль в „Потопе“, Росмер — несли глубокие и скрытные ощущения, которые только изредка прорывались наружу. Это был актер глубокого и сосредоточенного пессимизма» — П.А.Марков. Первая студия… (1925).
Khmara01 (520x700, 483Kb)
Григорий Хмара в роли Джона Пирибингля. Спектакль «Сверчок на печи». 1-я студия Художественного театра. 1914—1918
Русской публике Григорий Хмара больше всего запомнился в роли Джона Пирибингля в популярнейшем спектакле Студии — «Сверчок на печи», поставленном в конце 1914 года (в 1915 году на экраны вышла киноверсия этого спектакля). «Сверчок», раз сыгранный и возбудивший громадный, неутолимый интерес к себе, уже не выбывал из студийского репертуара и был в нем доминирующим; до лета 1918 г. был сыгран 286 раз. Конечно, афиша исполнителей частично менялась. Только Джоном Пирибинглем всегда был Хмара" — Эфрос Н.Е. «Сверчок на печи» (1918).
Grigori_Chmara_1918 (514x700, 211Kb)
В планы Первой студии входил «Король Лир» с Хмарой в главной роли, но после того как Григорий Михайлович решился на эмиграцию, ему на замену был приглашен И.Н.Певцов. В 1915 году Григорий Хмара дебютировал в кино в фильмах Б.М.Сушкевича и А.Уральского «Сверчок на печи» и В.Туржанского «Великий Магараз». До своего отъезда за рубеж (1922) снялся почти в двадцати фильмах. Столь же успешно продолжил сниматься в Германии, сыграв заглавную роль в фильме Роберта Вине «Раскольников» (Raskolnikow, 1923). В 1923 году женился на датской актрисе и звезде немецкого кино Асте Нильсен, в дуэте с которой снялся в ряде фильмов, в частности исполнил роль Христа в фильме Вине «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I., 1923). В 1926 году поставил спектакль «Дама с камелиями» с Астой Нильсен в главной роли и гастролировал с ним в Германии и США. В 1930 году они расстались. Хмара попытался вернуться в советскую Россию, но получил отказ. С 1932 года вместе с Верой Соловьевой, Марией Крыжановской и Андреем Жилинским он работал в парижской труппе М.Чехова «Moscow Art Players». Тогда же он поселился во Франции, много работал в парижских театрах миниатюр, студиях, в том числе и собственной. В 1933 входил в организационный комитет по созданию Дома артистов в Париже. В 1937 году поставил в Русском театре спектакль по пьесе Романа Гуля «Азеф», сыграв в нём роль Бориса Савинкова. Одна из его поздних удач на сцене — трагически буффонный Шейлок в «Венецианском купце», которого он поставил в театре «Noctambules» (1953). В 1956—1960 годах Григорий Хмара — режиссёр Нового карманного театра, поставил спектакль по рассказам А.П.Чехова, пьесы А.Стриндберга «Возвращается ветер на круги своя» и «Кредиторы», спектакль по роману Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорблённые», пьесу П. Арнольда «Линия крови». С 1946 года снова регулярно снимался в кино. Последнюю роль сыграл в телефильме «Преступление и наказание» (Crime et châtiment, 1971). Автор воспоминаний, опубликованных в журналах «Иллюстрированная Россия» (1939), «Русские записки» (1938), «Новоселье» (1946, 1947). Во втором браке женат на актрисе Елизавете Кедровой (1909—2000), в третьем браке — на балерине Александре Балашовой (1887—1979), в четвертом браке — на журналистке и кинокритике Вере Вольман (1912—1995). Умер в Париже 3 февраля 1970 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Во Франции издана книга его вдовы Веры Вольман, «Григорий Хмара — экспрессивный человек». Роли в Первой студии МХТ: «Гибель „Надежды“» (1913, постановка Р.В.Болеславского по Г.Гейерманcу) — Герд; «Праздник мира» (1913, постановка Е.Б.Вахтангова по Г.Гауптману — Шольц; «Сверчок на печи» (1914, инсценировка и постановка Б.М.Сушкевича по Ч.Диккенсу) — Джон Пирибингль; «Потоп» (1915, постановка Е.Б.Вахтангова по Ю.-Х.Бергеру) — О’Нейль; «Росмерсхольм» (1918, постановка Е.Б.Вахтангова по Г.Ибсену) — пастор Росмер; «Дочь Йорио» (1918, постановка Л.И.Дейкун и С.Г.Бирман по Г.Д’Аннунцио) — отец Алиджи.
Фильмография
В России: 1915 Великий Магараз; 1915 Мара Крамская - Николай Иванович Неверов; 1915 Сверчок на печи - Джон Пирибингль; 1915 Три встречи - студент Струмилов; 1915 Шведская спичка; 1916 Мысль - доктор Керженцев; 1916 Богема - поэт Вартунин; 1916 Королева экрана - поэт Робин; 1916 Лунный свет; 1916 Невеста студента Певцова - Василий Певцов; 1916 Слава сильным… гибель слабым… - Антоний Кремлёв; 1917 Божеское и человеческое; 1917 За правду; 1917 За что?; 1917 Наше сердце - Андре Мариель; 1917 Не строй счастья своего на жене и ребёнке; 1918 Бурей жизни смятые - музыкант Оскар; 1918 Симфония горя - композитор Вадим Баргс; 1918 Подполье; 1918 Ток любви – офицер; 1920 Дети учат стариков - епископ Гаттон / крестьянин Пётр. В Германии: 1922 Листопад / Der Absturz — Петер Карстен; 1923 Раскольников / Raskolnikow — Родион Раскольников; 1923 Живые Будды / Lebende Buddhas — Джебсун; 1923 Иисус Назаретянин, Царь Иудейский / I.N.R.I. — Иисус Христос; 1924 Дом на море / Das Haus am Meer — Фишер Энрико; 1924 Гедда Габлер / Hedda Gabler — Эйлерт Левборг; 1924 Битва бабочек / Die Schmetterlingsschlacht — Макс Винкельман; 1924 Женщина в огне / Die Frau im Feuer — Станислаус; 1925 Атлеты / Athleten — доктор Кюрер; 1925 Безрадостный переулок / Die freudlose Gasse – кельнер; 1928 Похищение женщины в Марокко / Frauenraub in Marokko; 1928 Распутин / Тернистый путь княгини / Dornenweg einer Fürstin — Григорий Распутин; 1928 Дело прокурора М. / Der Fall des Staatsanwalts M. – Полярин; 1931 Человек, совершивший убийство / Der Mann, der den Mord beging - князь Цернувич; 1931 Неудачник / Der Schlemihl - князь Янищев; 1932 Петер Фосс, похититель миллионов / Peter Voß, der Millionendieb – Паша; 1932 Уголовное дело о деньгах. Вилли Фогель, король беглецов / Strafsache von Geldern. Willi Vogel, der Ausbrecherkönig; 1932 Человек без имени / Ein Mensch ohne Namen; 1932 Чёрный гусар / Der schwarze Husar - князь Потовски; 1932 Бриллиант царя / Der Diamant des Zaren/Der Orlow - фальшивый Великий князь; 1933 Вокруг одного миллиона / Rund um eine Million; 1943 Поздняя любовь / Späte Liebe. В Польше: 1929 Сильный мужчина / Mocny czlowiek — Генрик Белецкий. В Швейцарии: 1951 Четверо в джипе / Die Vier im Jeep - Бит Парт. Во Франции: 1934 Один раз в жизни / Une fois dans la vie — князь; 1946 Друг придёт сегодня вечером / Un ami viendra ce soir — немецкий офицер; 1946 Ночная тревога / Nuits d’alerte; 1948 Мадемуазель веселится / Mademoiselle s’amuse — друг Гибсона; 1949 Jo-la-Romance — Сокодиш; 1949 Миссия в Танжере / Mission à Tanger — русский певец в кабаре; 1949 Последний час, спецвыпуск / Dernière heure, édition spéciale — свидетель; 1951 Les Mémoires de la vache Yolande — Пелликулос; 1951 Счастливые пилигримы / Les Joyeux pélerins — Фред Смит; 1951 Грязные руки / Les Mains sales; 1955 Les Chiffonniers d’Emmaüs — Кринкрин; 1956 Елена и мужчины / Elena et les hommes — слуга Елены; 1956 Парижские манекены / Mannequins de Paris — Борис; 1958 Женщины словоохотливы / Les Femmes sont marrantes… — хозяин русского кафе; 1959 Мой приятель цыган / Mon pote le gitan — Пепе; 1962 Арсен Люпен против Арсена Люпена / Arsène Lupin contre Arsène Lupin — Базиль; 1963 Красивая жизнь / La Belle vie — Иосиф; 1966 Русская рулетка / La roulette russe — Аркадий; 1968 Париж, которого не существует / Paris n’existe pas — старик; 1971 Преступление и наказание / Crime et châtiment (ТВ). Литература: Эфрос Н.Е. «Сверчок на печи». Инсценированный рассказ Ч. Диккенса. Студия Московского Художественного театра. — Петербург, издание А.Э.Когана, 1918. — 86 страниц; МХАТ Второй: Опыт восстановления биографии (под редакцией И.Н.Соловьевой, А.М.Смелянского, О.В.Егошиной). — Москва, «Московский Художественный театр», 2010. — 956 страниц; Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 / Биографический словарь в 3 томах / под общей редакцией Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. — Москва, Наука: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010; Вишневский Вен. Художественные фильмы дореволюционной России. Фильмографическое описание. Москва: Госкиноиздат, 1945; Jörg Schöning (Red.): Fantaisies russes. Russische Filmemacher in Berlin und Paris 1920—1930. edition text + kritik, München 1995.

Garibaldi, (489x700, 295Kb)
1879
Джузеппе Гарибальди II или Пеппино Гарибальди (итальянское имя — Peppino Garibaldi)
итальянский революционер и бригадный генерал, внук Джузеппе Гарибальди. Родился в городе Мельбурн, Австралия. Сын итальянского революционера Риччиотти Гарибальди. Учился в технической школе в городе Фермо в Италии. В 1897 году, в возрасте 18 лет, вместе со своим отцом и другими добровольцами гарибальдийцами, принял участие в Первой греко-турецкой войне, на стороне греков. После войны уехал в Буэнос Айрес, где работал техником в электрической компании, после чего уехал в Нью-Йорк, а затем в Монтевидео. Принял участие в англо-бурской войне, на стороне англичан (его мать Гарриет Констанс Хопкрафт была англичанкой). После этого принял участие в революционных событиях в Венесуэле и Гайане. В звании лейтенант-полковника (подполковника) служил в армии Мадеро в начале Мексиканской революции. В его честь, за отличие в сражении при Нуэво-Касас-Грандес, названа площадь в Мехико. После сражения при Сьюдад-Хуаресе в 1911 году был уволен из армии Панчо Вильей.
Garibaldi,в Мексике  (455x700, 144Kb)
Пепино Гарибальди в Мексике в 1911 году
В 1912 году Пеппино снова отправился в Грецию, которая в то время участвовала в Первой Балканской войне, где его отец Риччиотти Гарибальди сформировал гарибальдийский корпус из 1200 итальянских и английских добровольцев. Командование корпусом было поручено Пеппино. Итало-английские гарибальдийцы , вместе с греческими гарибальдийцами под командованием Александроса Ромаса, 26—28 ноября 1912 года приняли бой при Дрискосе в Эпире. В бою погибло 200 гарибальдийцев, среди них Александрос Ромас и греческий поэт Лорендзос Мавилис. В 1913—1914 годах проживал в США. С началом Первой мировой войны, организовал в Париже Гарибальдийский легион, в рядах которого, вместе с молодыми легионерами воевали его соратники-ветераны по Греции. В качестве 4-го полка Иностранного легиона французской армии, гарибальдийцы участвовали в боях в Аргонском лесу, во время которых погибли два брата Пепино — Бруно (26 декабря 1914 года) и Костанте (5 января 1915 года).
GaribaldiИностранного легиона , (531x700, 125Kb)
Пепино Гарибальди в форме французского Иностранного легиона в 1915 году
После того как Италия вступила в войну на стороне Антанты, поступил на службу в итальянскую армию. В 1918 году, в составе 2-го армейского корпуса, был вновь направлен во Францию. Закончил войну в звании бригадного генерала. В июне 1919 года вышел в отставку. Оставив военную карьеру, Гарибальди осуществлял коммерческую деятельность между США и Великобританией, но без особого успеха. С 1922 года занимался политикой. Выступал против возрастающего влияния Муссолини и фашизма. Вместе с братом Санте, возглавил неудавшееся выступление группы «Свободная Италия» 4 ноября 1924 года в Риме. В 1925 году эмигрировал во Францию. Вместе с братьями Риччотти и Санте занимался организацией Гарибальдийского легиона, чтобы вторгнуться в Италию, с целью поднять восстание против Муссолини. Но вскоре Риччотти был завербован комиссаром итальянской полиции Франческо Ла Полла. Был организован план, предусматривавший и ложное покушение на Муссолини и организацию военных действий против Испании, с вовлечением, ничего не подозревавшего, лидера каталонских эмигрантов Франсеска Масия. Правительство Муссолини планировало, таким образом, дискредитировать итальянскую политическую эмиграцию в глазах французского правительства, спровоцировав напряжённость отношений между Францией и Испанией. В ходе расследования, французская полиция выясняет, что Риччотти — тайный агент и провокатор. 4 и 5 ноября 1926 года Масия и Риччотти арестованы в Ницце. После этого, Пеппино и Риччотти вынуждены были покинуть Францию. Пеппино уехал в США. Вёл скромную частную жизнь в Нью-Йорке. Женился на американке Мадлен Николс. С помощью сестры Джузеппины и брата Санте, вернулся в Италию в 1940 году, чтобы встретиться с матерью (которая умрёт 9 ноября 1941 года). Брат Энцио пытался привлечь его к поддержке движения Gruppi d'Azione Nizzarda (G.A.N.), которое требовало «возвращения» Ниццы Италии. Но Пеппино отказался. В конце 1943 года арестован немцами и заключён в тюрьму Регина-Коэли. После Второй мировой войны вёл частную жизнь. Умер в Риме 19 мая 1950 года.
Garibaldiгроб, (700x598, 291Kb)
Похоронен на кладбище Верано в Риме
Награды: Офицер Савойского военного ордена (17 мая 1919 года); Крест «За боевые заслуги»; Медаль «В память итало-австрийской войны 1915—1918», степень за 4 года кампании; Итальянская медаль Победы; Медаль «В память объединения Италии».

Ilya_Mashkov_by_Boris_Grigoriev (502x700, 229Kb)
1881
Илья Иванович Машков
русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927—1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).
Илья Машков родился в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне станица Михайловская Урюпинского района Волгоградской области). Художник пишет : «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон .. из Пронского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье. В 1889—1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве. В 1892—1899 гг. — отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М.Е.Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н.А.Евсеьева. В 1900—1905 и 1907—1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л.О.Пастернака, Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.
Как нуждающемуся ученику, ещё во время учения, Машкову был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 г. преподаёт; частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех, кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман, Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И.Клюн, В.Мухина и многие другие художники. В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари. В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.). В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества по адресу Малый Харитоньевский переулок, 4. Работал в этой мастерской до конца жизни. В 1907 г. познакомился с художником П.П.Кончаловским. В 1908 г. , с марта по август, путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение в мастерской К.А.Коровина. Пишет портреты и натюрморты. В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ). С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет многие исследователи называют «абрамцевским».
Период сезаннизма: 1910—1916
В 1910 г. принял участие в первом интернациональном «Салоне» Издебского в Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге и Риге, представив 12 работ. Участвует в «Осеннем салоне» в Париже. Натюрморт художника «Синие сливы» приобретён И.А.Морозовым. Пишет «Автопортрет и портрет П.П.Кончаловского». В 1911 г. 17 работами участвует во втором «Салоне» Издебского (Одесса, Николаев, Херсон). В том же году И.И.Машков вместе с П.П.Кончаловским участвует в создании общества «Бубновый валет». Стал секретарём общества. В 1911—1914 гг. представляет свои работы на всех выставках общества. В 1914 г. участвует в Комиссии помощи «Художники-товарищи — воинам». Делает серию «военных» лубков со стихами В.В.Маяковского .В 1915 г. вступил в брак со своей ученицей, художницей Еленой Фёдоровной Фёдоровой. В 1915 г. для собрания Третьяковых были приобретены два натюрморта Машкова. В 1916 г . вошёл в члены объединения «Мир искусства». В апреле 1916 г. экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской живописи», ставшей самой большой прижизненной экспозицией художника.
Пост-революционный период: 1917—1925
В 1917—1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе. В сентябре 1918 года художника избрали членом коллегии ИЗО Наркомпроса, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. Состоял в коллегии до июня 1919 г.
В сентябре 1918 г. начал преподавание во ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН, где оставался работать до 1929 г. как профессор живописного факультета. Работал над живописными панно для украшения Москвы в дни революционных празднеств. Среди его учеников Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля, М.Б.Вериго. А.И.Деньшин. В 1921 г. избран председателем московского отделения общества «Мир искусства». Избран членом Советской Российской Академии художественных наук. В 1922 г. создаёт ряд картин, в числе которых «Натюрморт с веером». Женился в третий раз на Марии Ивановне Даниловой. В 1923 г. принял участие в «Выставке картин», организованной художниками, прежде входившими в общество «Бубновый валет». Провёл лето на даче в Островках (Сарвела) под Петроградом. Осенью посетил Крым, работал на пленэре. Среди многочисленных крымских картин художника — «Пляж в Симеизе», «Санаторий „Красные зори“», «Солнечные ванны в Крыму», «Судак. Вид на море и мыс Ай—Тодор», серия работ «Женский пляж».
В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в Америке[9] и в Венеции, на 14 Международной выставке искусств. Пишет натюрморты: «Снедь московская. Мясо. Дичь» и «Снедь московская. Хлебы». Пишет ряд пейзажей на пленэре в Луге.
Период соцреализма: 1926—1944
В 1925 г. вступил в АХРР. Стал руководителем Центральной студии АХРР (пробыл им до сентября 1929 г.). Оставался в АХРР до её роспуска в 1932 г. Пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, портреты красных партизан, колхозные пейзажи и натюрморты, демонстрирующие изобилие жизни.[10]
В 1925 г. пишет картину «Ливадийский крестьянский курорт». В 1926 г. получает творческую командировку в Гурзуф. Написал работы о жизни пионерского лагеря Артек, виды Гузуфской военно- курортной станции. В 1927 г. получает творческую командировку в Грузию и в Армению, на Земо-Авчальскую ГЭС. Приказом Совнаркома, в 1929 году, к пятидесятилетию художника, И.И.Машкову назначена пожизненная персональная пенсия в размере 225 р. в месяц. Прекращает педагогическую деятельность. В 1930—1934 гг. живёт в станице Михайловской, с намерением превратить её в образцово показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой». Известно, что художник настоял на том, что в станице, в здании церкви, вместо иконостаса повесили портреты Ленина и Сталина, а над куполом вместо креста водрузили красный флаг; Машков написал эту церковь на одном из станичных видов. Пишет картины, отображающие лучащийся оптимизмом колхозный быт — «Колхозница с тыквами» (1930), широко воспроизводившуюся на обложках журналов и в прессе; «Девушка с табачной плантации» (1930), «Станица Михайловская», «Площадь Михайловской». В 1933 г. пишет картину «Пионерка с горном». В 1934 г. возвращается в Москву. Пишет «программную» работу — «Привет XVII съезду ВКП (б)»), c изображениями К.Маркса, В.Ленина и И.Сталина в цветочной аранжировке. В 1936 г. пишет картину «Советские хлебы», — хлебобулочные изделия, написанные на ней, пеклись особо по заказу художника. В 1936—1937 гг. декорирует серией панно банкетный зал гостиницы «Москва». В 1930-е годы работы Машкова экспонировались на многочисленных выставках в Лондоне, Париже, Вене и других городах. В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А.Е.Торшина» (1933, собрание Центрального музея Вооружённых сил), устанавливавшего в 1918 году советскую власть в Хоперском округе, куда входила станица Михайловская, и выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью. В 1939 г. был награждён Бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое искусство» как участник выставки, организованной корпорацией IBM в Нью-Йорке. На выставке демонстрировалась работа Машкова «Девушка с подсолнухами» («Портрет пионерки Зои Андреевой»), а картину приобрела корпорация IBM в США. В годы Великой Отечественной войны Машков писал портреты солдат, работников Первого Московского коммунистического госпиталя в Лефортово, эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290. Скончался на своей даче в Абрамцево 20 марта 1944 года.
Могила_художника_Ильи_Машкова (525x700, 484Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Семья
Первая жена — итальянская подданная София Аренцвари. В 1906 году у них родился сын Валентин. Работал на заводе авиахима № 1, инженером-конструктором. Арестован 15 апреля 1937 г. Вторая жена (с 1915 года) — Елена Федоровна Федорова, художник. Третья жена (с 1922 года) — Мария Ивановна Данилова, художник. С 1944 года — вдова Машкова.
Машков,_Илья_Иванович (517x700, 241Kb)
Илья Иванович Машков
Память
Имя художника носит музей изобразительных искусств в городе Волгоград. Ученики: Фальк Роберт Рафаилович; Мухина Вера Игнатьевна; Осьмеркин Александр Александрович; Загреков, Николай Александрович; Бабиков, Геннадий Федорович; Яновская Ольга Дмитриевна; Лабас, Александр Аркадьевич; Гончаров, Андрей Дмитриевич; Меркулов Юрий Александрович; Блюменфельд Генрих (Андрей) Матвеевич; Рублев Георгий Иосифович; Киркальди Евгения Ивановна. Работы: Работы Машкова находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова, Волгоград; Ярославский художественный музей, Ярославль; Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; Сочинский художественный музей, Сочи; Государственной Музей архитектуры имени А.В.Щусева, Москва.
Работы
Работы Машкова находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Волгоград; Ярославский художественный музей, Ярославль; Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; Сочинский художественный музей, Сочи;
Государственной Музей архитектуры имени А.В.Щусева, Москва. В 1913 году картина «Натюрморт с цветами» выставлялась в Стеделийк-музее в Амстердаме. Дата создания картины неизвестна, предположительно она была написана в 1912 году. В декабре 2005 года это полотно было продано на аукционе «Сотби» за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 3,5 миллионов долларов). На тот момент это была самая дорогая публично проданная картина русского художника. На первой выставке «Бубнового валета», которая прошла зимой 1910—1911 года Илья Машков среди двух десятков других работ представил картину «Натюрморт с фруктами» (1910). Мрачная и грубая картина сочетала в себе влияния Поля Сезанна и Анри Матисса, русского лубка, росписи подносов или вывесок и следы классической живописи. Эта картина стала главным лотом на трёхдневных торгах русским искусством, которые провёл аукционный дом «Кристис» в июне 2013 года. Натюрморт был продан за 4,2 миллиона фунтов стерлингов (4,766 млн с учётом комиссионных), что стало новым рекордом для произведений Машкова и вывело картину в число 10 самых дорогих картин русских художников. В ноябре 2013 года на аукционе «Кристис» была продана картина «Купальщицы» за 3,6 миллиона фунтов стерлингов (с учётом комиссии — 4,114 млн фунтов стерлингов или 6,661 млн долларов США).
Галерея
Машков01 (700x537, 423Kb)
Натюрморт с фруктами. 1910
Машков02 (434x700, 399Kb)
Купальщицы. 1911
Машков03 (700x543, 517Kb)
Пейзаж с домиком. 1911
Машков04 (511x700, 534Kb)
Натюрморт с цветами. 1912 (?)
Машков05 (700x564, 538Kb)
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913
Машков06 (700x447, 431Kb)
Город в Швейцарии. 1914
Машков07 (700x633, 464Kb)
Фрукты и ягоды. 1916
Машков08 (576x700, 427Kb)
Колхозница с тыквами. 1930
Машков09 (700x484, 456Kb)
Натюрморт. 1934-1936. Сочинский художественный музей
Литература: Перельман В.Н. Илья Машков. — Москва: Советский художник, 1957. — 106 страниц — 5 000 экземпляров; Дружинин С., И.И.Машков, Москва, 1961; Алленов М.М. Илья Иванович Машков. — Ленинград: Художник РСФСР, 1973. — 44 страницы — (Массовая библиотечка по искусству). (обложка); Арбузов Г.С., Пушкарев В.А., Илья Машков, Ленинград, (1973) (на английском, французском, немецком и русском языках); Светляков К.А. Илья Машков. — Москва: Арт-Родник, 2007. — 96 страниц — ISBN 978-5-9561-0266-4; Одинцова В.И. Певец природы // Историко-краеведческие записки. Выпуск 4. Волгоград, 1977; Поспелов Г.Г. Бубновый валет. — Москва:Советский художник, 1990. — 272 страницы — 40 000 экземпляров. — ISBN 5-269-00079-2; Устав общества художников «Бубновый валет». Творчество № 2 (386) 1989; «Бубновый валет» в русском авангарде / Авторы Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; переводчик Елена Лаванан; редактор Анна Лакс. — Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 страницы. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 92). — ISBN 5-93332-143-5, 3-935298-96-X; Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — 2-е издание. — Москва:Пинакотека, 2008. — 288 страниц. — (3000). — ISBN 978-5-903888-01-6.

borisov-trofim-mikhajjlovich_0 (476x700, 140Kb)
1882
Трофим Михайлович Борисов
русский советский ученый-рыбовод. Родился в городе Гурьеве, в семье икряного мастера. С 8 лет вместе с отцом ходил по рыбным промыслам. С конца 1903 г. он на военной службе, защищал Порт-Артур, затем попал в японский плен, где написал свое первое стихотворение "В плену", опубликованное в 1905 г. на страницах "Бугульминской газеты". В январе 1906 г. Борисов возвращается на родину и поселяется в с. Алеевка ( мыс Пронге) на Нижнем Амуре, трудится на рыбных промыслах. В 1909-1910 гг. принимал участие в этнографической экспедиции в качестве каюра. Революция застала его в Николаевске-на-Амуре, где он избирается комиссаром, а затем членом Сахалинского исполнительного революционного комитета. С июля по сентябрь 1918 г. Борисов избирается в Управление дальневосточного рыболовства, затем он инструктор Центросоюза в городе Шанхае. В этот период он пишет статьи по рыболовству, которые были опубликованы в газетах "Амурский лиман", " Восточное Поморье" и "Приамурье". С ноября 1922 г. Т.Борисов - первый начальник Дальрыбы, затем Дальгосрыбпрома, был начальником школы Рыбпромуч и ее первым преподавателем по технике лова и технике обработки рыбы. С 1930 г. он преподаватель рыбного техникума, а затем и Дальрыбвтуза, с 1935 г. он становится научным сотрудником ТИНРО. В 1939 г. уезжает в Сибирь, а затем в Ташкент. Умер в Ташкенте от рака 15 сентября 1941 года. Свыше 30 лет Т.М.Борисов изучал моря, реки, озера Дальнего Востока, он является автором многочисленных книг, специальных исследований и статей по вопросам рыбной промышленности. Его двухтомный труд "Техника лова рыбы" долгие годы был основным учебником. Большую научную работу он сочетал с литературным творчеством. Книгу Т.М.Борисова "Тайна маленькой речки" в 1927 г. заметил А.М.Горький. Его книги "По широким плесам Амура", "Морской старик", "На берегах Камчатки", "Камчатские сказки" пользовались заслуженным успехом у читателей. Особое внимание уделял писатель жизни и истории народностей Дальнего Востока, написал историческую повесть о народном герое нивхов "Сын орла", создал исторический роман " Портартурцы". В 1940 г. в Хабаровске вышел том его "Избранных произведений". Сочинения: Тайна маленькой речки, 1927; По широким плесам Амура, 1938; На берегах Камчатки, 1939; Сын орла, 1939; Портартурцы, 1940—1942.

Henry_Bowers (500x700, 185Kb)
1883
Генри Робертсон Бауэрс (Henry Robertson Bowers)
лейтенант Королевского военно-морского флота Индии, полярный путешественник. Участник второй антарктической экспедиции Роберта Фолкон Скотта на судне «Терра Нова» (1910—1913). Один из участников Полюсной партии Скотта из пяти человек, которая покорила Южный полюс 17 января 1912 года, но позже партии Руаля Амундсена на 34 дня. На обратном пути во время перехода по шельфовому леднику Росса Генри Бауэрс скончался от холода, голода и физического изнеможения вместе с оставшимися спутниками, не дойдя до ближайшего склада с продовольствием всего 11 миль. Генри Бауэрс родился в шотландском городе Гринок. Отец скончался в Янгоне, когда Генри было лишь три года. Вся ответственность за воспитание сына легла на плечи матери. Впервые в море Бауэрс вышел кадетом торгового флота на учебном судне «Worcester», а затем перешёл на судно «Loch Torridon», пять раз выходил в плавание в иностранных водах. В 1905 году поступил на службу в индийский Королевский флот, в чине младшего лейтенанта служил на Цейлоне и Бирме, являлся командиром канонерской лодки на реке Иравади. Позднее служил на корабле «Fox», предотвращая нелегальную транспортировку оружия в Персидском заливе.
Экспедиция «Терра Нова»
Бауэрс присоединился к экспедиции «Терра Нова» Роберта Скотта в 1910 году, прочтя отчёт о его первой экспедиции на «Дискавери» и экспедиции Эрнеста Шеклтона на «Нимроде». У Бауэрса не было никого полярного опыта, но он был рекомендован Скотту экс-президентом Королевского географического общества сэром Клементом Маркэмом, который являлся главным организатором первой экспедиции Скотта. Маркэм встретился с Бауэрсом на борту судна «Worcester» и был настолько им впечатлён, что Скотт пригласил Бауэрса присоединиться к экспедиции даже без собеседования. Когда состоялась их первая встреча, Скотт увидел перед собой низкорослого упитанного человека, что не произвело на него столь же положительного впечатления, как на Маркэма. Бауэрс получил отпуск для участия в экспедиции в должности каптенармуса на крайне невыгодных для него условиях. Первоначально вся его роль сводилась к заведованию судовым складом, однако Бауэрс быстро отличился своими организаторскими способностями. Когда Терра Нова покинула Новую Зеландию, Скотт назначил его участником береговой партии, отвечавшим за разгрузку, склады и наполнение промежуточных депо. Экстраординарная память Бауэрса сослужила Скотту добрую службу. В июле 1911 года, через шесть месяцев после прибытия в Антарктиду, Бауэрс вместе с Эпсли Черри-Гаррардом и доктором Эдвардом Уилсоном совершил поход к лежбищу императорских пингвинов, расположенному на мысе Крозир, чтобы собрать для научных целей несколько яиц, из которых ещё не вылупились птенцы. В разгар полярной зимы, почти в полной темноте и при температуре от −40,0 ° С до −56,7 °C, они тащили тяжёлые сани на протяжении почти ста километров от основной базы на мысе Эванс к противоположной стороне острова Росса. Замёрзшие и изнеможённые они достигли цели, но почти сразу началась сильная метель. Их палатка была порвана и унесена ветром, оставив людей в одних спальных мешках. Когда ветер стих, палатка всё же была найдена примерно за пол мили от того места. Экспедиционеры взяли три пингвиньих яйца и 1 августа вернулись на мыс Эванс, через пять недель после начала похода. Черри-Гаррард позже назовёт это предприятие «наихудшим путешествием в мире». Эта фраза легла также в название его книги, изданной в 1922 году и повествующей об экспедиции «Терра Нова». 1 ноября 1911 года начался долгий поход к Южному полюсу. Несколько вспомогательных групп было отправлено на разных средствах передвижения и передвигавшихся с разной скоростью для закладки промежуточных складов с продовольствием и топливом. По мере организации складов группы поворачивали обратно, а оставшиеся четыре человека должны были совершить рывок к полюсу. Первоначально Скотт не планировал включать Бауэрса в свою полярную партию. Он был членом санной партии под руководством помощника капитана Терры Новы лейтенанта Эванса, чьей задачей было сопровождать Полюсную партию до 87° южной широты. Но 4 января 1912 года, когда Эванс двинулся в обратный путь, Бауэрс был включён пятым участником полюсной партии. Некоторые биографы Скотта утверждают, что это было импульсивное решение, которое, вполне вероятно, сократило шансы на выживание всех членов похода (запасы продовольствия были рассчитаны на четырёх человек). Тем не менее, другие, такие как исследователь Антарктики Ранульф Файнс, указали, что это логичное решение, целью которого было увеличить скорость передвижения партии. Другие замечают, что, вероятно, Бауэрс понадобился Скотту на Южном полюсе, как ещё один опытный штурман и знаток навигации. Скотт хотел избежать всеми силами таких споров, какие разгорелись в своё время по поводу Фредерика Кука и Роберта Пири.
Henry_Bowersоследняя фотография (700x447, 189Kb)
Последняя фотография Полюсной партии. Генри Бауэрс — сидящий слева
16 января 1912 года партия Скотта приблизились к полюсу. Бауэрс первым заметил на горизонте чёрную точку, которая впоследствии оказалась чёрным флагом, привязанным на полозе от саней. 18 января экспедиционеры достигли полюса и обнаружили там пульхейм экспедиции Руаля Амундсена. Из записки, оставленной Амундсеном Скотту, стало ясно, что норвежцы опередили англичан на 34 дня. Сделав несколько снимков и набросков, воздвигнув гурий и установив английский флаг, спутники Роберта пустились в обратный путь, который, как и предполагал Скотт, превратился в отчаянную борьбу. Первым у подножия ледника Бирдмора умер Эдгар Эванс, предположительно от черепно-мозговой травмы и вследствие полученного сотрясения мозга. 16 марта на леднике Росса Лоуренс Отс, который уже не мог нормально передвигаться, вышел из палатки босиком в сорокаградусный мороз и свирепствовавшую метель, чтобы дать шанс на спасение своим товарищам. После этого оставшиеся в живых трое участников похода шли ещё три дня и преодолели около 20 миль, несмотря на обмороженные конечности и начавшуюся гангрену ног. В 11 милях от склада продовольствия «Одна тонна» 20 марта они были остановлены сильным бураном. К 29 марта ситуация не изменилась, а у людей закончилось топливо и продовольствие. Скотт со своими спутниками написали прощальные письма друзьям и знакомым. Было также записано «Послание к общественности», а последние строки дневника Скотта гласят:
«Мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё.
Ради Бога, не оставьте наших близких!»
Их тела были найдены поисковой партией 12 ноября. Казалось, что Уилсон и Бауэрс умерли во сне: спальные мешки были закрыты над их головами, как будто это сделали они сами. Палатка была опущена над телами и послужила погребальным саваном, а над ней был возведён гурий изо льда и снега, увенчанный крестом, сбитым из пары лыж.
Henry_BowersНеунывающий (700x494, 458Kb)
Неунывающий Генри Бауэрс второй слева
Характеристика и прозвища
Бауэрс был низкорослым человеком в пять футов и четыре дюйма (163 см). У него были рыжие волосы и нос, походивший на птичий клюв, из-за чего он получил прозвище Птичка. Биограф Гарри Ладлэм указывает на другую версию происхождения этого прозвища: Бауэрс упал через люк на чугунный балласт с высоты более чем 20 футов (6,1 м), но не получил никаких травм. Он был известен своей выносливостью, надежностью, и жизнерадостностью. По сведениям Ладлэма, Бауэрс пользовался репутацией самого сильного человека на «Терра Нове». Эпсли Черри-Гаррард, один из экспедиционеров, замечал, что его «работоспособность была огромной», и что «он был прозрачно простой, прямой и бескорыстный». В своем дневнике, Скотт писал о Бауэрсе:
«Бауэрс подходит мне по всем показателям; я полагаю, что он не только наиболее закаленный путешественник из всех, побывавших в полярных областях, но и один из наиболее отважных. О том, какую ценность представляет для полярной группы этот человек, я обычно говорю скорее намеками, чем прямо. Но нельзя не отметить его неутомимую энергию и поразительную выносливость, позволяющие ему продолжать работу в таких условиях, которые полностью парализуют других. Не было ещё столь крепкого, деятельного и непобедимого человека, как этот маленький Бауэрс.»
8 января Скотт дал оценку всем четверым своим спутникам, о Бауэрсе записал следующее:
«Маленький Бауэрс остается чудом — все это ему очень нравится. Я переложил на него все заботы о продовольствии, и он всегда точно знает, чем мы располагаем… Он не тяготится ничем, не существует работы, которую он счел бы слишком тяжелой»
В письме к матери Бауэрса Скотт писал:
«По мере того как росли затруднения, неустрашимый дух Бауэрса сверкал все ярче, и он оставался бодрым, полным надежды и непоколебимым до конца. Он остается не себялюбивым, самоотверженным и изумительно полным надежд до конца и верит в божие милосердие к вам.»
Последняя запись в дневнике Бауэрса, который также должен был фиксировать научные наблюдения, гласила лишь следующее: «З фев. (кажется, так)».
Henry_BowersМаяк Скотта (700x525, 359Kb)
«Маяк Скотта»
Увековечивание памяти
Участниками спасательной экспедиции над местом упокоения последних членов похода к Южному полюсу была возведена пирамида изо льда и снега, а надпись на установленном кресте содержала слова:
«Этот крест и гурий воздвигнуты над телами капитана Скотта, кав. орд. Виктории, офицера королевского флота; доктора Э.А.Уилсона, бакалавра медицины Кембриджского университета, и лейтенанта Г.Р.Боуэрса, офицера королевского индийского флота, — как слабый знак увековечения их успешной и доблестной попытки достигнуть полюса.»
Именем Бауэрса был назван ледник, открытый ещё во время первой экспедиции Скотта в Антарктиду. На Маяке Скотта в парке Роат на озере города Кардифф Южного Уэльса, имеется мемориальная доска, на которой перечислены все члены экспедиции Роберта Скотта, включая Генри Бауэрса. Множество других памятников и монументов было воздвигнуто по всему миру в память о погибших.
Бауэрсу посвящена небольшая выставка на острове Бьют в музее города Ротсей, на окраине которого и провёл большую часть своего детства Генри Бауэрс. Матери и сёстрам Бауэрса правительство Индии назначило пожизненные выплаты по 100 фунтов в год. Также мать и две дочери Бауэрса получили £ 4 500 фунтов стерлингов (330 000 фунтов по меркам 2009 года) из Мемориального фонда Скотта. Литература: Ладлэм Г. Капитан Скотт = Captain Scott / Перевод с английского: В.Голанта. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1989. — 288 страниц. — ISBN 5-286-00406-7; Fiennes, R. Captain Scott. — London: Hodder & Stoughton, 2003. — 508 p. — ISBN 0-340-82697-5. OCLC 52695234; Preston, D. A First Rate Tragedy: Captain Scott's Antarctic Expeditions Constable. — London: Constable, 1999. — 269 p. — ISBN 0-09-479530-4. OCLC 59395617; Huntford, R. The Last Place on Earth. — London: Pan Books edition, 1999. — ISBN 0-330-82697. OCLC 12976972; Скотт, Р. Экспедиция к Южному полюсу. 1910—1912 гг. Прощальные письма / Пер. с англ. В. А. Островского, Под редакцией М.Г.Деева. — Москва: Дрофа, 2007. — 559 страниц. — (Библиотека путешествий). — 5000 экз. — ISBN 978-5-358-0547; Huxley, L. Scott's Last Expedition Vols I and II Smith. — London: Elder & Co, 1913. — Том I: Being the Journals of Captain R.F. Scott, R.N., C.V.O... — ISBN 1-903464-12-9; Huxley, L. Scott's Last Expedition Vols I and II Smith. — London: Elder & Co, 1913. — Том II: Being the reports of the journeys and the scientific work undertaken by Dr. E.A. Wilson and the surviving members of the expedition.. — ISBN 1-903464-12-9. OCLC 1522514

Benito_Mussolini_(primo_piano) (518x700, 166Kb)
1883
Бенито Амилькаре Андреа Муссолини (итальянское имя — Benito Amilcare Andrea Mussolini)
итальянский политический и государственный деятель, публицист, лидер Национальной фашистской партии (НФП), диктатор, вождь («дуче»), возглавлявший Италию как премьер-министр в 1922—1943 годах. Первый маршал Империи (30 марта 1938). После 1936 года его официальным титулом стал «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи». После свержения в 1943—1945 годах возглавлял марионеточную Итальянскую социальную республику, контролировавшую при поддержке немцев часть территории Италии. Муссолини до Первой мировой войны был активным членом Итальянской социалистической партии. Разочаровавшись в социализме, по окончании войны, стал одним из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой. Пришёл к власти в октябре 1922 года в результате похода на Рим. Среди достижений внутренней политики правительства Муссолини в 1924—1939 годах были успешная реализация программы общественных работ, таких как осушение Понтинских болот, ликвидация южно-итальянской мафии, повышение уровня занятости населения, а также модернизация системы общественного транспорта. Муссолини решил также Римский вопрос путём заключения Латеранских соглашений между Итальянским королевством и Папским престолом. В период правления Муссолини была ограничена часть прав и свобод населения, а в отношении противников фашизма применялись политические репрессии. Возглавляя семь министерств (включая министерства обороны и внутренних дел) и будучи одновременно премьер-министром, он получил практически неограниченную власть, строя таким образом полицейское государство. Экспансионистская внешняя политика, обосновывавшаяся необходимостью восстановления Римской империи, первоначально увенчалась завоеванием Эфиопии и Албании. Затем Италия под руководством Муссолини вступила в военно-политический союз с нацистской Германией, известный как «Ось Берлин — Рим», и приняла участие во Второй мировой войне, напав на Францию 10 июня 1940 года. Война протекала крайне неудачно для Италии, которая в 1940—1941 годах потерпела серию тяжёлых поражений в Ливии, Египте и Греции, вынуждая Германию постоянно приходить на помощь своему союзнику. Позиции Муссолини были окончательно подорваны весной 1943 года после разгрома немецко-итальянских войск в Северной Африке и Сталинграде, в результате чего Италия лишилась всех колоний и корпуса на Восточном фронтеПерейти к разделу «#Страны «оси»». После вторжения союзников на территорию Италии летом 1943 года Муссолини был отстранён от власти Большим фашистским советом при поддержке короля Виктора Эммануила III и арестован, однако вскоре освобождён в результате немецкой спецоперации. Под давлением Гитлера Муссолини в качестве альтернативы королевскому правительству, перешедшему на сторону союзников, провозгласил Итальянскую социальную республику на севере Италии, полностью зависимую от поддержки немцев и непризнанную на международном уровне, которая продолжила войну на стороне Германии. В апреле 1945 года немецкие и лояльные Муссолини войска в Италии были окончательно разгромлены союзниками, а сам Муссолини захвачен и расстрелян итальянскими партизанами за два дня до смерти Гитлера.
Duce_Benito_MussoliniPredappio_house (700x513, 474Kb)
Место рождения Бенито Муссолини, сегодня используется в качестве музея
Ранние годы
Бенито Муссолини родился в деревне Варано-ди-Коста близ селения Довиа, что рядом с деревней Предаппио (итал. Predappio) провинции Форли-Чезена в Эмилии-Романье. Отец, не имевший образования, но активно интересовавшийся политической жизнью, дал старшему сыну имя Бенито в честь мексиканского реформатора-президента Бенито Хуареса, а также дал ему два других имени — Андреа и Амилькаре, в честь социалистов Андреа Косты и Амилькаре Чиприани. Семья Бенито Муссолини занимала три небольшие комнаты на втором этаже трёхэтажного дома. Его мать Роза Мальтони была учительницей и набожной католичкой. Отец, Алессандро Муссолини (1854—1910), зарабатывал на жизнь кузнечным и столярным ремёслами. Он — воинствующий социалист (составлял тексты воззваний и выступал на митингах), за свои идеи несколько раз попадал в тюрьму, горячий поклонник русского революционера Михаила Бакунина, был членом Второго (Социалистического) интернационала. Он познакомил сына с анархо-синдикалистскими, антиклерикальными и антимилитаристскими идеями. Будучи маленьким мальчиком, Муссолини помогал своему отцу в кузнечном деле. Под влиянием отца Бенито тоже стал социалистом. Отец был социалистом и республиканцем, но придерживался также националистических взглядов в некоторых вопросах, в частности, в отношении итальянцев, живших на территории Австро-Венгерской империи. В цикле документальных фильмов «Диктаторы. Тайны великих вождей» упоминается, что Бенито уже в 4 года научился читать, а в 5 лет играл на скрипке. Несмотря на то, что Муссолини жили небогато, они могли позволить себе оплатить учёбу старшего сына, которого определили в церковную школу в Фаэнце в 1892 году. Жизнь в школе жёстко регламентировалась различными правилами и установлениями. Первый год обучения в школе Муссолини отметил тем, что пырнул ножом старшего по возрасту мальчика. После слёз матери и вмешательства епископа Форли директор изменил решение об исключении его из школы. В 1895 году из-за буйного неуправляемого поведения его пришлось перевести в другую школу. Уже тогда будущий дуче пытался руководить товарищами, был злопамятен и жесток, часто влезал в драки. Муссолини перенял характер отца. С 1900 года Муссолини активно интересовался политикой, вступил в социалистическую партию, писал статьи для социалистических газет в Форли и Равенне. После окончания гимназии в 1901 году получил диплом преподавателя младших классов и устроился на работу в деревне Пьеве-Саличето (муниципалитет Гуальтьери), где вскоре возглавил социалистов и стал членом местного комитета трудящихся.
Политический журналист и солдат
Чтобы избежать военной службы, Муссолини в 1902 году эмигрировал в Швейцарию. Он некоторое время работал каменщиком в Женеве, однако не смог найти себе постоянную профессиональную работу и бродяжничал. Бенито быстро выделился из массы итальянских эмигрантов, так как умел читать, писать, складно говорить и сносно изъясняться по-французски. Ещё в годы учёбы Муссолини пристрастился к публичным выступлениям, полюбил аплодисменты и внимание толпы. Он пробовал себя в роли оратора уже с 18 лет, выступая перед небольшими аудиториями. В 1902 году в Лозанне познакомился с видным экономистом и социалистом профессором Вильфредо Парето, посещал его лекции. Летом 1902 года швейцарская полиция арестовала Муссолини за бродяжничество.
Муссолини после ареста швейцарской полицией в Берне в 1903 году На одном из политических собраний он познакомился с марксистами Анжеликой Балабановой и Владимиром Лениным. Балабанова происходила из богатой еврейской семьи, жившей на Украине. Благодаря ей Муссолини стал читать Фридриха Ницше, Макса Штирнера, Карла Маркса, Гракха Бабёфа, Жоржа Сореля. На Муссолини произвела большое впечатление работа Сореля, акцент в которой был сделан на потребности в свержении декадентской либеральной демократии и капитализма при помощи насилия, прямого действия и всеобщей забастовки. В 1903 году Муссолини был заочно приговорён военным трибуналом в Болонье к одному году лишения свободы за уклонение от призыва и был арестован швейцарской полицией по запросу Италии, но уже в ноябре 1904 года, после погашения судимости в результате амнистии по случаю дня рождения принца Умберто, он сам вернулся в Италию и впоследствии добровольцем записался в итальянскую армию. Он прибыл в военный округ Форли и 30 декабря 1904 года начал проходить военную службу в 10-м берсальерском полку в Вероне. 19 января 1905 года он получил разрешение отлучиться домой и оказать помощь умиравшей матери. После этого Муссолини вернулся в полк для дальнейшего прохождения военной службы, по окончании которой получил благодарность за хорошее исполнение обязанностей. После двухлетней службы в армии (с января 1905 года по сентябрь 1906 года) Муссолини 4 сентября 1906 года вернулся в Предаппио для продолжения преподавательской деятельности.
Вскоре после этого он отправился работать в Тольмеццо, где 15 ноября получил должность заместителя директора школы. У него были прекрасные отношения с учениками, но за громогласную декламацию стихов его считали чудаком. В ноябре 1907 года Муссолини получил квалификацию, позволявшую обучать французскому языку, а в марте 1908 года стал профессором французского колледжа, где обучал итальянскому языку, истории и географии. В Онелье он стал редактором социалистического еженедельника «La Lima», в котором критиковал правительство Джолитти и Ватикан, обвиняя их в защите интересов капитализма, а не пролетариата. Возвратившись в Предаппио, Муссолини организовал забастовку сельскохозяйственных рабочих, за участие в которой он был арестован 18 июля 1908 года и приговорён к трём месяцам тюрьмы. В тюрьме Муссолини приобрёл авторитет революционного лидера, с этого времени его начали называть дуче (итал. Duce — вождь). После выхода из тюрьмы Муссолини устроил несанкционированный митинг, и его вновь взяли под стражу на две недели. В ноябре он переехал в Форли, где жил в арендованной комнате со своим отцом, который после этого открыл ресторан со своим партнёром Анной Ломбарди. В это время Муссолини познакомился с дочерью Анны Ломбарди — Ракеле, которая позже стала его женой.
Политический журналист и социалист
После долгих поисков в феврале 1909 года Муссолини подыскали работу в австро-венгерском городе Тренто, населённом итальянцами. 6 февраля 1909 года он переехал в Тренто, столицу итальянского ирредентизма, где был избран секретарём Трудового центра и стал руководителем своей первой ежедневной газеты «L’avvenire del lavoratore» («Будущее рабочего»). В Тренто он познакомился с социалистическим политиком и журналистом Чезаре Баттисти и стал редактировать его газету «Il Popolo» («Народ»). Для этой газеты он написал роман «Клаудиа Партичелла, любовница кардинала» («Claudia Particella, l’amante del cardinale»), который печатался с продолжением в течение 1910 года. Роман был радикально антиклерикальным и несколько лет спустя, после перемирия Муссолини с Ватиканом, был изъят из обращения. Вернувшись в Италию, он провёл некоторое время в Милане, а затем в 1910 году вернулся в свой родной Форли, где стал редактором еженедельного журнала «Lotta di classe» («Классовая борьба»). В это время он издал эссе «Трентино глазами социалиста» («Il Trentino veduto da un Socialista») в радикальном периодическом издании «La Voce». По утверждению Анжелики Балабановой:
«Радикализм и антиклерикализм Муссолини были только отголосками его раннего окружения и отражением собственного мятежного эгоизма, нежели результатом понимания и убеждённости. Его ненависть к угнетению не была той безликой ненавистью к системе, которую разделяли все революционеры. Она возникла из его личного чувства униженности и неудовлетворённости, из его страсти к самоутверждению и из решимости взять личный реванш.» Дуче стремительно завоёвывал популярность в Итальянской социалистической партии. В этом ему помогал талант журналиста. Он писал статьи в больших количествах легко, без напряжения, используя простой, доступный массам язык, нередко переходя в своей лексике границы приличия. Он умел придумать броские заголовки, выбрать самые животрепещущие темы, больше других волнующие читателя, чувствовал настроения масс и знал наперёд, что они хотят услышать. В сентябре 1911 года Муссолини выступил против колониальной войны в Ливии, организовал забастовки и манифестации, чтобы помешать отправке войск на фронт. В ноябре за антивоенную деятельность он попал в тюрьму на пять месяцев. После освобождения он помог исключить из рядов Социалистической партии двоих «ревизионистов», поддерживающих войну, Иваноэ Бономи и Леонида Биссолати. В награду за это в апреле 1912 года Муссолини был назначен редактором газеты Социалистической партии «Avanti!» («Вперёд!»). За время его руководства газетой тираж увеличился с 20 тысяч до 80 тысяч. экземпляров, и она стала одной из самых читаемых в Италии. После назначения Муссолини переселился в Милан. В июле 1912 года он принял участие в съезде Социалистической партии в Реджо-нель-Эмилии. На съезде, говоря о неудавшемся покушении на короля, Муссолини заявил: «14 марта простой каменщик стреляет в короля. Этот случай показывает нам, социалистам, путь, по которому мы должны следовать». Зал встал и устроил ему овацию. В 1913 году Муссолини опубликовал брошюру «Праведный Ян Гус» («Giovanni Hus, il veridico») — историческую и политическую биографию, описывающую жизнь и миссию чешского церковного реформатора Яна Гуса и его воинственных последователей, гуситов. По словам итальянского художника Джерардо Доттори, посетившего Муссолини в 1933 году (уже диктатора) для написания его портрета, марксизм оказал значительное влияние на становление основателя фашизма в качестве не просто идеолога, но практика:
«Муссолини принял меня в хорошо известном большом и длинном зале, где не было никакой мебели, кроме его письменного стола. За этим письменным столом и стоял Муссолини в своей обычной позе: скрестив руки и состроив мину Цезаря. Пришлось пройти достаточно большое расстояние от дверей до письменного стола. Муссолини предложил мне сесть, но сам остался стоять. После нескольких формальных слов о моей персоне он спросил меня, как я пришёл в политику. Я ответил, что был социал-демократом, потом работал в профсоюзах и находился под сильным влиянием марксизма. Мой ответ странно подействовал на него. Его напряжённые черты лица разгладились, лицо приобрело какое-то молодое и весёлое выражение. Он быстро сел, наклонился ко мне через письменный стол и сказал: «Не правда ли, нужно пройти школу марксизма, чтобы обрести истинное понимание политических реальностей? Тот, кто не прошёл школу исторического материализма, так и останется всего лишь идеологом»»
Участие в Первой мировой войне и разрыв с социалистами
Отстаивая вначале нейтралитет Италии, он внезапно изменил свою позицию и поместил в «Аванти!» статью, где высказался за вступление в войну против Германии:
«Отказываться проводить различия между одной войной и другой войной, позволять себе выступать против всех войн вообще — это свидетельство глупости, граничащей с идиотизмом. Тут, как говорится, буква убивает разум. Победа Германии означала бы конец свободы в Европе. Необходимо, чтобы наша страна заняла позицию, выгодную Франции.»
Duce_Benito_Mussolini в военной форме (458x700, 135Kb)
Муссолини в итальянской военной форме, 1917 год
Руководство социалистической партии вызвало Муссолини и потребовало от него объяснений. 20 октября 1914 года после споров Бенито пришлось оставить пост главного редактора «Аванти!», затем в ноябре 1914 года он был исключён из партии. Муссолини оказался, по сути дела, на улице. Муссолини ездил по всей Италии с публичными выступлениями. Он обвинял социалистов в намерении задушить национальные чаяния народа, называл немцев «европейскими пиратами», а австрийцев — «палачами итальянского народа». Он утверждал, что «германский пролетариат, последовав за кайзером, уничтожил Интернационал и таким образом освободил итальянских рабочих от обязательства не вступать в войну». Муссолини провозгласил, что «нейтралитет в основе есть не что иное, как откровенный эгоизм».
После вступления Италии в войну, в августе 1915 года Муссолини призвали в армию, и он был распределён в полк берсальеров, который был направлен на участок фронта у реки Изонцо. Товарищи по оружию ценили Муссолини за отзывчивость, оптимизм, образцовую храбрость — во время атак он первым выскакивал из окопа с возгласами «Да здравствует Великая Италия!». В конце ноября Муссолини попал в госпиталь из-за заболевания тифом. 29 февраля 1916 года Муссолини получил чин капрала (в приказе о присвоении чина было указано: «за примерную службу, высокий моральный дух и храбрость истинного берсальера»). В феврале 1917 года при пристрелке миномёта мина взорвалась в стволе, и Муссолини получил тяжёлые ранения ноги, из-за чего в августе 1917 года был демобилизован.
Duce_Benito_MussoliniБруно и Бенито (700x608, 331Kb)
Бруно и Бенито Муссолини
Создание фашизма
После окончания Первой мировой войны Муссолини пришёл к выводу, что социализм как доктрина потерпел крах. В начале 1918 года Муссолини заявил, что для возрождения итальянской нации требуется «жёсткий и энергичный человек». 23 марта 1919 года в Милане Бенито Муссолини провёл учредительное собрание новой организации «Итальянский союз борьбы» (итал. «Fasci italiani di combattimento»). Он заявил присутствующим:
«Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной, и всё это в зависимости от места и обстоятельств, в которых нам придётся находиться и действовать.»
На выборах в ноябре 1919 года Муссолини и его партия потерпели сокрушительное поражение, собрав лишь несколько тысяч голосов, ни один кандидат не прошёл в парламент. Вечером 16 ноября 1919 года, после оглашения итогов голосования, противники Муссолини имитировали его похороны и пронесли по улицам Милана гроб, окружённый горящими свечами. На следующий день «Аванти!» с сарказмом писала о найденном в канале гниющем трупе: «Кажется, это Бенито Муссолини». На выборах в мае 1921 года Муссолини поддержал премьер-министра и лидера Либеральной партии Джованни Джолитти. В результате 35 депутатов от фашистов во главе с Муссолини прошли в Палату депутатов итальянского парламента. 7 ноября 1921 года «Итальянский союз борьбы» был преобразован в Национальную фашистскую партию. Муссолини и фашистам удавалось быть одновременно революционерами и традиционалистами. Это значительно отличалось от всего, что происходило в политике в то время, и иногда описывается как «Третий путь». Фашисты под руководством одного из приближённых Муссолини, Дино Гранди, сформировали вооружённые отряды ветеранов войны под названием «чернорубашечники» (или сквадристы) с целью восстановления порядка на улицах Италии сильной рукой. Между чернорубашечниками, коммунистами, социалистами и анархистами происходили столкновения, в том числе на парадах и демонстрациях. Правительство редко вмешивалось в действия чернорубашечников, отчасти из-за нависшей угрозы и широко распространённого опасения возможного экспорта коммунистической революции в Италию.
Duce_Benito_Mussoliniпохода на Рим (700x457, 249Kb)
Муссолини и чернорубашечники во время похода на Рим в 1922 году
Марш на Рим и первые годы у власти
23 октября 1922 года Муссолини встретился в Милане с бывшим премьер-министром Италии Антонио Саландрой и заявил ему, что легко сможет отправить в отставку премьер-министра Луиджи Факту и сформировать новое правительство. На следующий день Муссолини на митинге в Неаполе, где присутствовали 40 тысяч фашистов, объявил о намерении захватить власть. «Либо нас добровольно допустят к управлению, либо мы захватим власть, совершив поход на Рим», — заявил Муссолини. 27 октября 1922 года начался многотысячный поход на Рим сторонников фашистской партии. И хотя правительственных войск, на которые мог бы рассчитывать Рим, было значительно больше, король Виктор Эммануил III не подписал акт премьер-министра об объявлении чрезвычайного положения в стране для сопротивлении фашистам, испугавшись возможной гражданской войны, а по некоторым сведениям и намёков на его возможное смещение дворцовым переворотом со стороны экономической элиты.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку