-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111399
Комментариев: 6803
Написано: 119873


28 июля родились...

Воскресенье, 28 Июля 2024 г. 07:43 + в цитатник
Федор Федорович Достоевский  (557x700, 151Kb)
1871
Федор Федорович Достоевский
коневод, сын Федора Михайловича Достоевского. Федор Федорович Достоевский окончил юридический и естественный факультеты Дерптского университета, стал крупным коннозаводчиком. Любовь к лошадям у него была с детства. Отец писал о маленьком Феде: «Фечка просится тоже гулять, но и подумать нельзя. Тоскует и плачет. Я ему показываю лошадок в окно, когда едут, ужасно интересуется и любит лошадей, кричит тпру». Федор Федорович, видимо, перенял тщеславие и стремление первенствовать от деда, Михаила Андреевича. При этом попытки проявить себя на литературном поприще скоро разочаровали его. Впрочем, по мнению некоторых современников, у него были способности, но именно ярлык «сына писателя Достоевского» помешали ему их раскрыть. В 1918 году, после смерти матери, выгнанной с собственной дачи сторожем и последние свои дни проведшей в ялтинском отеле, Федор Федорович приехал в Крым и, рискуя жизнью (его едва не расстреляли чекисты, решив, что он занимается контрабандой), вывез в Москву архив отца. Умер Федор Федорович 22 декабря 1921 года. Его сын, Андрей Федорович Достоевский, стал единственный продолжателем прямой линии потомков великого писателя.

Ralph Nelson Elliott (700x566, 111Kb)
1871
Ральф Нельсон Эллиотт (Ralph Nelson Elliott)
американский финансист, создатель Теории волн Эллиотта. Родился в городе Мерисвилл, штат Канзас, США. К концу 1880-х семья Эллиоттов переехала в Сан-Антонио (Техас). С 1891 года он начинает работать на различных должностях в железнодорожных фирмах Мексики. В 1896 году его работа уже напрямую связана с бухгалтерским учетом. Так как он знал работу на железной дороге с самых низов, то это позволило ему усовершенствовать бухгалтерский учет для железнодорожных компаний, и в течение последующих 25 лет он занимал руководящие должности главным образом на предприятиях Мексики и Центральной Америки, связанных с железной дорогой. Избавив несколько крупных фирм от финансовых затруднений своими рекомендациями, Эллиотт приобрел репутацию высококвалифицированного специалиста. Наконец, в начале 1920 года он переезжает в Нью-Йорк. Специальность Эллиотта предоставила ему замечательную возможность принять участие в одном из международных проектов правительства США. В 1924 году Государственный департамент США предложил ему должность министра финансов Никарагуа (в то время эта страна контролировалась США). В феврале 1925 года Эллиотт начал применять свой опыт реорганизатора для перестройки финансовой системы целой страны. После ухода США из Никарагуа Эллиотт переезжает в город Гватемала, чтобы вступить в новую должность Генерального Ревизора Международных железных дорог Центральной Америки. За этот период Эллиотт публикует две книги. Первая была напечатана в 1926 году и явилась следствием его участия в редакционной коллегии ежемесячного делового журнала «Tea Room and Gift Shop» и называлась «Организация работы чайных и кафетериев» (Tea Room and Cafeteria Management). Вторая называлась «Будущее Латинской Америки» (The Future of Latin America), она содержала анализ экономических и социальных проблем Латинской Америки с предложениями по урегулированию этих проблем. Продав первую книгу и обдумывая вторую, Эллиотт решает вернуться в США и создать независимую консалтинговую фирму. Приблизительно в это время он начинает ощущать первые признаки болезни, которой заразился в Центральной Америке. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 15 января 1948 года.
Создание Теории волн Эллиотта
Репутация Эллиотта, основанная на его выдающейся карьере, а также его первые книги, заслужившие благоприятные отзывы, способствовали развитию его консалтингового бизнеса. Тем не менее, именно тогда, когда будущее казалось безоблачным, его здоровье резко ухудшилось. К 1929 году болезнь приобрела изнуряющую форму злокачественной анемии, приковав его к постели. Деятельный Эллиотт был вынужден отойти от дел в возрасте 58 лет. Ему необходимо было чем-то занять свой мозг в перерывах между приступами болезни. Именно в это время он направляет все своё внимание на изучение поведения фондового рынка. Исследуя особенности ценовых моделей на рынке, Эллиотт изучал годовые, месячные, недельные, дневные, часовые и получасовые графики различных фондовых индексов, охватывающих 75-летнюю историю поведения рынка. Поступая таким образом, он исполнял миссию, которую сам же провозгласил в своем манускрипте по Латинской Америке: «Всему есть причина, и долг каждого попытаться раскрыть её». В мае 1934 года результаты наблюдений Эллиотта за поведением фондового рынка начали складываться в общую совокупность принципов, которым подчинялись движения волн ценовых значений фондовых индексов на всех таймфреймах. В настоящее время можно сказать, что результаты наблюдения Эллиотта за рынками являются «фрактальными», но этот термин пришел позже из теории хаоса, хотя сам Эллиотт значительно опередил данную теорию в фактическом описании составных частей волновых моделей и их взаимосвязи. Опытный организатор бизнес-процессов в результате тщательного изучения поведения рынка открыл организационный принцип, стоящий за рыночными движениями. По мере того, как он набирался опыта в применении открытых им закономерностей и корректировал их первоначальные формулировки, их точность начала поражать его. К ноябрю 1934 года уверенность Р.Н.Эллиотта в своей концепции достигла такого уровня, что он решает представить её на суд, по крайней мере, одного представителя финансового мира — Чарльзу Коллинзу (Charles J. Collins), члену Инвестиционного Совета. От многочисленных корреспондентов, которые предлагали ему (Чарльзу Коллинзу) торговые системы для работы на рынке, Коллинз традиционно избавлялся, попросив их прогнозировать движение рынка в течение некоторого времени, справедливо полагая, что любая, на самом деле стоящая система, проявит себя на реальном рынке. Не удивительно, что подавляющее большинство подобных систем доказали свою печальную несостоятельность. Однако, закономерности, открытые Эллиоттом, были совсем другим делом. Через пару месяцев прогнозов и под впечатлением от их точности Коллинз согласился принять участие в работе над книгой для широкой публики о волновых закономерностях фондового рынка. Книга «Закон волн» (The Wave Principle) увидела свет 31 августа 1938 года. А в первой её главе было сделано следующее заявление: Никакая истина не нашла большего повсеместного признания, чем та, что вселенной правит закон. Очевидно, что без закона был бы хаос, а там, где хаос, нет ничего… Весьма далеко идущее исследование в области… человеческой деятельности показало, что практически весь ход развития, который является результатом нашей социально-экономической жизнедеятельности, следует некому закону, который заставляет результаты повторяться в виде схожих и неизменно рекуррентных последовательностей определенного набора волн или импульсов установленной формы… Фондовый рынок демонстрирует общие волновые принципы с социально-экономической деятельностью… Он имеет свой закон, так же, как и любая другая сущность во вселенной. 10 ноября 1938 года Эллиотт опубликовал первое из длинной серии «Пояснительное письмо», в котором проводился анализ состояния рынка и давался прогноз его движения. В начале 1939 года Эллиотт получает заказ на 12 статей по Закону волн для журнала Financial World. Эти статьи способствовали росту репутации Эллиотта в инвестиционных кругах и привели к публикации ряда его «Образовательных бюллетеней» (Educational Bulletins). Один из таких выдающихся бюллетеней поднял статус «Закона волн» от полного каталога моделей поведения рынка до обширной теории поведения человеческого общества, что явилось новым для таких областей науки, как экономика и социология. К началу 1940-х годов Ральф Эллиотт завершил разработку концепции, в которой взлеты и падения человеческих эмоций и результаты человеческой деятельности следуют естественной последовательности событий, управляемой законом природы. Он соединил модели поведения человеческого общества с соотношением Фибоначчи или «золотой» пропорцией — математическим явлением, известным в течение тысячелетий математикам, естествоиспытателям, художникам, зодчим и философам в качестве вездесущего закона природы, которому подчиняется форма и движение. Затем Эллиотт объединил все свои работы в своем последнем труде «Закон природы — секрет вселенной (Nature’s Law — The Secret of the Universe)». В эту монографию с немного высокопарным названием, которую Эллиотт опубликовал в возрасте 75 лет, он включил все свои наработки, касающиеся Теории волн Эллиота. Эта книга была опубликована 10 июня 1946 года и явилась венцом творения Ральфа Нельсона Эллиотта. Изданная литература: Tea Room and Cafeteria Management (1926); The Future of Latin America; The Wave Principle (1938); The Financial World articles (1939); Nature’s Law — The Secret of the Universe (1946).

Васмундт1923 (490x700, 163Kb)
1872
Владимир Георгиевич Васмундт
военачальник Русской императорской армии, генерал-лейтенант, участник Белого движения. Дворянин. Сын начальника штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа генерал-лейтенанта Георгия Робертовича Васмундта. 13 сентября 1890 — Вступил в службу. 1892 — Окончил Пажеский корпус. Выпущен в лейб-гвардии Егерский полк подпоручиком гвардии. 16 августа 1896 — Поручик. 1899 — Окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. 14 июня 1899 — Штабс-капитан гвардии с переименованием в капитаны Генерального штаба. 18 ноября 1900 — Состоял при Кавказском и Петербургском военных округах, старший адъютант штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 29 июля 1901 — Обер-офицер для особых поручений при штабе Гвардейского корпуса. 29 ноября 1901-21 февраля 1902 — Цензовое командование ротой в лейб-гвардии Егерском полку. 17 июля 1902 — Обер-офицер для поручений при штабе войск Гвардии и Петербургского военного округа. 28 марта 1903 — Штаб-офицер для поручений при штабе войск Гвардии и Петербургского военного округа. 29 декабря 1903 — Подполковник. 30 мая 1904 — Старший адъютант штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа. 20 октября 1905 — Штаб-офицер при управлении 50-й пехотной резервной бригады. 29 мая-29 сентября 1907 — Цензовое командование батальоном в лейб-гвардии Егерском полку. 29 декабря 1912 — Полковник. 6 июля-5 августа 1908 — Прикомандирован к кавалерии. 15 августа 1910 — Начальник штаба 50-й пехотной дивизии. 14 мая-14 июля 1912 — Прикомандирован к артиллерии. 6 января 1914-12 сентября 1914 — Командир 145-го пехотного Новочеркасского полка. 15 сентября 1914 — Генерал-майор. 4 февраля 1915 — 1-й обер-квартирмейстер ГУГШ. 18 января 1917 — Генерал-лейтенант с увольнением от службы за болезнью. Числился во ВСЮР и Русской армии до эвакуации Крыма. Эвакуирован из Севастополя на транспорте «Корнилов». В эмиграции во Франции работал инженером. Запатентовал проект многоцилиндрового бензинового двигателя. Был председателем объединения лейб-гвардии 2-го стрелкового полка. С 1930 года — почетный член Союза царскосельских стрелков и председатель его парижской группы. Был председателем парижской группы и членом суда чести парижской группы объединения лейб-гвардии Егерского полка. Умер в Париже 13 января 1941 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1900); Орден Святой Анны III степени (1903); Орден Святого Станислава II степени (1905); Орден Святой Анны II степени (19 декабря 1910); Орден Святого Владимира IV степени (19 декабря 1913); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 14 июня 1915); Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (25 января 1915); Мечи к ордену Святой Анны II степени (4 марта 1915); Орден Святого Станислава I степени (12 августа 1915).

Lebedev_Dimitri_Kapitonovitch_1912 (422x700, 270Kb)
1872
Дмитрий Капитонович Лебедев
генерал-майор Русской императорской армии и Эстонской армии, военный специалист РККА. Дмитрий Луйк (эстонская фамилия — Luik) родился в посёлке Удувере, Перновский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, в семье православного священника. В 1890 году окончил гимназию в Пернове и поступил в Рижскую духовную семинарию. 1 февраля 1891 года добровольно поступил на военную службу вольноопределяющимся в Юрьевский резервный батальон. После поступления на военную службу сменил фамилию Луйк на Лебедев. В 1893 году принят в Виленское пехотное юнкерское училище, из которого выпущен в 1895 году подпрапорщиком в 178-й пехотный резервный Изборский полк. 29 мая 1896 года произведён в подпоручики (со старшинством с 13 сентября 1895 года) с переводом в 131-й пехотный Тираспольский полк. В 1904 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду и 13 июня 1904 года, «за успехи в науках», произведён в штабс-капитаны. По окончании академии был причислен к Генеральному штабу и направлен в распоряжение наместника на Дальнем Востоке для ознакомления со службой Генерального штаба при войсках действующей армии. Выполнял различные обязанности офицера Генерального штаба в штабе Приамурского военного округа и штабе обороны Приморской области. 17 июня 1905 года переведён в Генеральный штаб и назначен помощником старшего адъютанта штаба Приамурского военного округа. 19 декабря 1905 года произведён в капитаны. 23 мая 1906 года назначен старшим адъютантом штаба 18-й пехотной дивизии. Одновременно, с 29 декабря 1905 года по 29 декабря 1906 года, отбывал цензовое командование ротой в 168-м пехотном Миргородском полку. 20 мая 1908 года назначен на должность обер-офицера для поручений при штабе Варшавского военного округа. Несколько раз командировался представителем на Императорские манёвры в Германию и Австро-Венгрию. Занимался переводами немецких военных авторов. Редактировал военно-научный журнал «Военное дело заграницей». 21 октября 1911 года назначен штатным преподавателем военных наук Императорской Николаевской военной академии (кафедра тактики). Также читал лекции в Николаевской инженерной академии и училище, в Николаевском кавалерийском училище и Пажеском корпусе. 19 декабря 1911 года произведён в подполковники. 7 апреля 1912 года произведён в полковники. После начала Первой мировой войны назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 2-й армии. После разбития и окружения частей 2-й армии в ходе Восточно-Прусской операции, вышел из окружения с группой чинов штаба армии. 21 ноября 1914 года назначен начальником штаба 59-й пехотной дивизии. 20 сентября 1915 года назначен командиром 26-го пехотного Могилёвского полка. Во время проведения Нарочской операции в марте 1916 года командовал ударной группой в составе 25-го Смоленского и 26-го Могилёвского пехотных полков, 30-го Сибирского стрелкового полка и 5-й батареи 7-й артиллерийской бригады. 3 февраля 1917 года назначен штаб-офицером — заведующим обучающимися в Императорской Николаевской военной академии офицерами. 10 апреля 1917 года назначен исправляющим должность главного редактора журнала «Военный сборник» и газеты «Русский инвалид». 2 апреля 1917 года произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности главного редактора. 22 июня 1917 года, за участие в прорыве у озера Нарочь в марте 1916 года, награждён Георгиевским оружием. В начале 1918 года добровольно вступил в РККА. 12 марта 1918 года назначен делопроизводителем Главного управления Генерального штаба. Состоял учёным секретарём Военно-исторической комиссии по описанию событий Первой мировой войны и преподавателем на академических курсах РККА и в школе штабной службы. В 1921 году подал прошение на выезд в Эстонию, как местный уроженец. 1 апреля 1921 года зачислен в эстонскую армию с сохранением чина генерал-майора. С 12 сентября 1921 года преподавал военные науки на Курсах Генерального штаба и в Военном училище эстонской армии. В сентябре 1923 года назначен профессором. Сотрудничал с журналом «Sõdur» («Воин»), в 1922 году выпустил книгу «Газовые средства на войне». Вышел в отставку 1 апреля 1927 года. В отставке состоял командиром особой роты Северного отряда Таллинской Самозащиты (эстонское назание — Tallinna Omakaitse) и председателем Общества филистров при студенческой корпорации «Fraternitas Ergonia». После отставки занялся коммерческой деятельностью (торговля вооружением). С 5 июня 1933 года состоял представителем гамбургской фирмы «Bing&Co». В январе 1934 года задержан политической полицией по обвинению в участии в качестве посредника в продаже кораблей эстонского военно-морского флота «Леннук» (эстонское назание — Lennuk) и «Вамбола» (эстонское назание — Wambola). После продолжительных допросов освобождён без предъявления официального обвинения. В марте 1934 года постановлением правительства лишён права ношения мундира эстонской армии. Скончался в Таллине, Эстония, 8 января 1935 года от сердечной недостаточности после перенесённой операции. Похоронен в Таллине на Александро-Невском кладбище.
«Генерал Лебедев был разносторонне способен, талантлив, просвещён и храбр. Много лет честно, добросовестно и от всего сердца он служил в русской армии и, будучи русским человеком до мозга костей, оставался всегда и русским офицером, гордясь своей принадлежностью к Великой Русской Армии и теми отличиями, которые он получил в её рядах» — Генерал-лейтенант А.Баиов. Некролог.
Семья: Был женат на Евгении (Пиотровской), дочери генерала. Детей не имели. Евгения Лебедева во время русско-японской и Первой мировой войн работала сестрой милосердия в госпиталях Российского Общества Красного Креста. 27 июня 1941 года была арестована по обвинению в шпионаже в пользу Германии и приговорена к 5 годам исправительных работ в лагерях. Умерла 16 августа 1942 года в лагере в Горьковской области. Чины: Подпоручик — 29 мая 1896 года (старшинство 13 сентября 1895 года); Поручик — 1900 (старшинство 13 сентября 1899 года); Штабс-капитан — 13 июня 1904 года (старшинство 14 сентября 1903 года); Штабс-капитан Генерального штаба — 17 июня 1905 года; Капитан Генерального штаба — 19 декабря 1905 года (старшинство 13 июня 1904 года); Подполковник Генерального штаба — 19 декабря 1911 года (старшинство 11 апреля 1909 года); Полковник Генерального штаба — 7 апреля 1912 года (старшинство 7 апреля 1912 года, в 1916—1917 изменено на 7 апреля 1909 года); Генерал-майор Генерального штаба — 15 апреля 1917 года (старшинство 15 апреля 1917 года). Награды: Георгиевское оружие (Приказ по Армии и флоту от 22 июня 1917 года). «За то, что, будучи командиром 26 пехотного Могилевского полка в чине Полковника, в бою 21 марта 1916 г. в районе деревни Близники близ озера Нарочь, командуя тремя полками и 1 батареей (25 пехотный Смоленский полк, 30 Сибирский стрелковый полк и 5 батарея 7 артиллерийской бригады), подвергая свою жизнь явной опасности, захватил с боя две линии германских окопов, распространив успех до дороги господского двора Августово-Мокрицы и овладел укрепленной полосой с важным Близниковским узлом и прилегающими лесистыми высотами, взявши в плен до 1000 человек при 15 офицерах и захвативши 13 действующих пулеметов и много снаряжения». Орден Святого Владимира III степени с мечами (16 апреля 1915 года); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (16 апреля 1915 года); Орден Святой Анны II степени с мечами (7 июня 1916 года); Орден Святой Анны III степени (19 декабря 1909 года), мечи и бант к ордену (1914—1915); Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (8 июня 1915); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Станислава II степени (19 декабря 1913 года), мечи к ордену (1914—1915); Орден Почётного легиона, кавалерский крест. Библиография: D. Lebedew. Gaasiasjandus sõjas. — Tallinn: Sõdur, 1922. — 41 p. Страница 133. Источники: Mati Õun. Eesti Vabariigi kindralid ja admiralid. — Tallinn: Tammiskilp, 2001. — P. 56—57. — 136 p. — ISBN 9985-78-198-8; Роман Абисогомян. Роль русских военных деятелей в общественной и культурной жизни Эстонской Республики 1920—1930 гг. и их литературное наследие. — Тарту, 2007; А.Баиов. Генерал-майор Д.К.Лебедев (некролог) // Часовой : журнал. — 1935. — № 144. — Страница 20; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1914 года. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 21139; Список полковникам по старшинству. — Петроград, 1916. — Страница 140; Список Генерального штаба. Исправлен на 1 июня 1914 года. — Петроград, 1914. — Страница 2492.

Gustavus Adolphus Pfeiffer (460x700, 172Kb)
1872
Густаввус Адольфус Пфайфер (Gustavus Adolphus Pfeiffer)
американский шахматный коллекционер, филантроп. Собирал изучал шахматные фигуры и материалы, связанные с шахматами. Умер 22 августа 1953 года.

Albert_Sarraut (556x700, 222Kb)
1872
Альбер-Пьер Сарро (французское имя — Albert-Pierre Sarraut)
французский политический деятель, радикал. Премьер-министр Франции в период Третьей Республики с 26 октября по 26 ноября 1933 и с 24 января по 4 июня 1936. Сарро родился в Бордо, департамент Жиронда, Франция. Он был генерал-губернатором Французского Индокитая, с 1912 по 1919. Сарро удалился из политики после того, как Петен распустил Национальное Собрание в июле 1940. Он взял под свой контроль семейную газету, La Depeche de Toulouse, после того как его брат Морис, редактор газеты, был убит французской милицией в 1943. Альбер Сарро скончался в Париже 26 ноября 1962 года. Первое министерство Сарро (26 октября — 26 ноября 1933) : Альбер Сарро — председатель Совета Министров и морской министр; Альбер Далимье — вице-председатель Совета Министров Совета и министр юстиции; Жозеф Поль-Бонкур — министр иностранных дел; Эдуард Даладье — военный министр; Камиль Шотан — министр внутренних дел; Жорж Бонне — министр финансов; Абель Гардей — министр бюджета; Эжен Фрот — министр труда и условий социального обеспечения; Жак Штерн — министр торгового флота; Пьер Кот — министр авиации; Анатоль де Монзе — министр национального образования; Ипполит Дюко — министр пенсий; Анри Кей — министр сельского хозяйства; Франсуа Пьетри — министр колоний; Жозеф Паганон — министр общественных работ; Эмиль Лисбон — министр здравоохранения; Жан Митле — министр почт, телеграфов и телефонов; Лоран Эйнак — министр торговли и промышленности. Второе министерство Сарро (24 января — 4 июня 1936): Альбер Сарро — председатель Совета Министров и министр внутренних дел; Пьер-Этьен Фланден — министр иностранных дел; Луи Морен — военный министр; Марсель Ренье — министр финансов; Людовик-Оскар Фроссар — министр труда; Леон Берар — министр юстиции; Франсуа Пьетри — морской министр; Луи де Шаппеделэн — министр торгового флота; Марсел Деа — министр авиации; Анри Гуэрню — министр национального образования; Рене Бесс — министр пенсий; Поль Телье — министр сельского хозяйства; Жак Штерн — министр колоний; Камиль Шотан — министр общественных работ; Луи Николь — министр здравоохранения и физкультуры; Жорж Мандель — министр почт, телеграфов и телефонов; Жорж Бонне — министр торговли и промышленности; Жозеф Поль-Бонкур — государственный министр и постоянный делегат Лиги Наций.

Koulbakin (533x700, 325Kb)
1873
Степан Михайлович Кульбакин
русский филолог-славист, палеограф, профессор Харьковского и Белградского университетов, член Сербской Академии Наук. Родился в городе Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1896), был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В это время работал в архивах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. С 1900 года — приват-доцент Новороссийского университета. В 1901—1903 годах находился в научной командировке по славянским странам, исследовал памятники письменности, а также современные славянские языки и их диалекты. С 1904 — доцент, затем профессор (1908—1919) по кафедре славянской филологии Харьковского университета и Высших женских курсов в Харькове. В 1911—1919 — ректор Высших женских курсов. В 1917 году стал читать лекции ещё и в Народном университете, недавно учрежденном Харьковской городской думой. За магистерскую диссертацию «К истории и диалектологии польского языка» (1903) и докторскую диссертацию «Охридская рукопись Апостола конца XII века» (1908) получил академические премии: имени А.А.Котляревского и имени М.Н.Ахматова. В 1911—1912 годах в Харькове вышел его фундаментальный труд «Древнецерковнославянский язык», в трех выпусках: фонетика (выпуск 1), реконструкция форм праславянских и форм древнецерковнославянского языка (выпуск 2), тексты с кратким словарем (выпуск 3). Придерживался либерально-демократических взглядов, но до революции политической деятельностью не занимался. В июне 1919 в составе городской делегации приветствовал генерала Деникина, освободившего город от красных. В октябре того же года был избран гласным восстановленной Харьковской городской думы от беспартийных. Однако уже в декабре покинул город вслед за отступавшими деникинцами. В 1920 эмигрировал в Югославию, преподавал в университете Скопье. В 1924 году перешёл в Белградский университет, где работал его старый знакомый Александр Белич, и стал профессором богословского факультета. В 1921 вошёл в состав государственной комиссии по делам русских беженцев в качестве представителя Министерства народного просвещения. Был представителем русских педагогических организаций Югославии. В 1922 году составил учебник «Краткая сербская грамматика для русских» для эмигрантов в Югославии. В предисловии грамматики писал: «Настоящая книжка имеет в виду ввести русского, волею судеб лишенного на время родины и живущего в Сербии, в изучение сербского языка». Член-корреспондент Российской Академии Наук (1919), член-корреспондент (1921), действительный член (1925) Сербской Королевской академии наук. Скончался в Белграде 21 декабря 1941 года.
Koulbakinгроб (525x700, 355Kb)
Похоронен на Новом кладбище в Белграде..
В СССР работы Кульбакина не издавались. Работы: Хиландарские листки. Отрывок кирилловской письменности XI века. — Санкт-Петербург, 1900; К истории и диалектологии польского языка, 1903; Охридская рукопись Апостола конца XII века, 1907; Древнецерковнославянский язык: I. Введение. Фонетика. — Харьков, 1911; Грамматика церковно-славянского языка по древнейшим памятникам, Петроград, 1915. (Переиздания: Москва: УРСС, 2005; Москва: ЛИБРОКОМ, 2013); Сербский язык (2-е изд., 1917); Украинский язык. Краткий очерк фонетики и морфологии, 1918; Акцентска питаньа. — Београд, 1921; Краткая сербская грамматика для русских, 2-е издание, 1922; О типе средней школы и учебном плане, 1924; Du classement des manuscrits dits moyen-bulgares. — Skopje, 1923; Палеографска и jезичка испитивања о Мирослављевом jеванђељу. — Сремски Карловици, 1925; Mluvnice jazyka staroslavenskeho. Z rukopisu prelozil B.Havranek. — Praha, 1928; Le vieux slave. — Paris, 1929; Славянская палеография. — Белград: Институт за српски jезик САНУ, 2008.

MartinusLørdah (529x700, 389Kb)
1873
Мартинус Лёрдахл (норвежское имя — Martinus Lørdahl)
норвежский спортсмен и спортивный деятель. Родился в коммуне Хуф, губерния Вестфолл, Норвегия. Участник чемпионатов мира (1895, 1897, 1901 и 1905 года) и Европы (1894) по конькобежному спорту. На чемпионате мира-1905 он уверенно занял второе место в общем зачёте, выиграв спринтерскую дистанцию 500 метров. Мартинус Лёрдахл также активно занимался фигурным катанием, велоспортом, плаванием и лёгкой атлетикой. В 1917 году он стал чемпионом Норвегии в фигурном катании. Более всего Мартинус Лёрдахл известен как "отец стадиона «Бислетт». В 1916 году он возглавил недавно созданный Департамент спорта в Осло, который в частности занимался планированием и строительством нового спортивного комплекса «Бислетт». Первые международные соревнования на «Бислетте» были проведены 28 — 29 января 1922 года. Одна из площадей вне стадиона названа в его честь. Мартинус Лёрдахл был президентом норвежской Федерации лёгкой атлетике (1903—1906 года) и Федерации плавания (1920—1923 и 1928—1930 года). В 1932 году из-за гангрены ему ампутировали одну ногу. Мартинус Лёрдахл умер в Осло, предположительно, от осложнений после ампутации 2 апреля 1933 года.
Достижения в конькобежном спорте
MartinusLørdah01 (700x273, 186Kb)

1874
Алексей Николаевич Игнатьев
русский офицер, дипломат и государственный деятель. Последний киевский губернатор. Происходил из графского рода Игнатьевых. Родился в городе Константинополь, Османская империя, в семье дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева и княжны Екатерины Леонидовны Голицыной (1842—1917). Старшие братья: Павел — министр народного просвещения, и Николай — генерал, командир лейб-гвардии Преображенского полка. Окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1893) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1897). Поступил на службу в Министерство иностранных дел, состоял атташе посольства в Константинополе. В 1898—1902 годах проходил службу в лейб-гвардии Преображенском полку, был произведен в прапорщики. В 1901 году состоял атташе русского посольства в Риме. В 1903 был пожалован в церемониймейстеры. Состоял Уманским уездным предводителем дворянства. Занимал посты Рязанского вице-губернатора (1908—1909), Подольского вице-губернатора (1909—1911), Подольского (1911—1915) и Киевского (1915—1917) губернатора. В 1917 состоял представителем Красного Креста в Румынии. Участвовал в Белом движении, находился при армии генерала Юденича. После поражения Белых армий эмигрировал во Францию. В своем доме организовал православную церковь и русский культурный центр. Скончался в городе Ванв, департамент О-де-Сен, Франция, 17 января 1948 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Семья
В 1900 году женился на фрейлине княжне Марии Юлиевне Урусовой (29 ноября 1876—17 февраля 1959, Касабланка), дочери князя Юлия Дмитриевича Урусова (1841—1919). Их дети: Николай (18 ноября 1902—2 февраля 1985). В браке с Александрой Николаевной Остен-Сакен (1909—1989). Родились сын Николай (1937) и дочь София (1939); Владимир 18 марта 1904—27 августа 1969, Рабат), многолетний председатель приходского общества «Русская Православная Церковь в Марокко», староста храма Воскресения Христова в Рабате. Жена — Екатерина Андреевна Балашова (родилась 1 января 1905); имели трёх сыновей: Алексея (1938—?), Андрея (1932) и умершего младенцем Николая (1933—1934); Алексей, по прозвищу «чуб» (9 октября 1905—8 апреля 1993). Проживал в Касабланке. Жена — Мария-Луиза Герман (1917—1980); Ольга (2 сентября 1907—8 декабря 1986). Была замужем за Владимиром Николаевичем Кожиным (29 марта 1890—18 мая 1980); Павел (23 января 1909—18 апреля 1909); Леонид (10 сентября 1911—18 января 1974). Священник с 1947 года, служил в церкви в Бад Гомбурге (Германия). Получил образование во Франции, жил в Германии. Жена — Алла Владимировна Ионова (22 апреля 1908—13 января 1984); их дети: сын Дмитрий (9 февраля 1934) также стал священником (митрофорный протоиерей), у которого две дочери; дочь Екатерина (7 февраля 1942, в замужестве Цурикова); сын Фёдор (16 августа 1944). Литература: Российское зарубежье во Франции 1919—2000 / Л.Мнухин, М.Авриль, В.Лосская; Дом-музей Марины Цветаевой. — Москва: Наука, 2008.

Ernst Cassirer (512x700, 246Kb)
1874
Эрнст Кассирер (немецкое имя — Ernst Cassirer)
немецкий философ и культуролог. Развивая идеи Марбургской школы неокантианства, пришел к созданию оригинальной теории символической функции сознания и философии культуры. Самая известная книга «Философия символических форм» (1923–1929). Кассирер начинает свой путь в философию под руководством Германа Когена (1842–1918) с исследований в области истории науки и философии Нового времени. Кассирер обосновывает «функциональную концепцию» образования понятий и научных теорий. По мнению Кассирера, теории основываются на принципах конструирующего и оформляющего, а не отражающего «представления» реальности. После смерти Когена Кассирер разрабатывает теорию символических функций и использует ее для распространения феноменологического подхода к научному знанию на сферу человеческого опыта в целом. Научное познание, по Кассиреру, – это одна из возможных форм организации опыта, среди других равноценных и законных форм. Каждая область человеческой культуры имеет свою собственную «внутреннюю форму», свой собственный способ соединения чувственных деталей в символическом порядке. Выступая продолжателем традиции немецкого идеализма, Кассирер считает идеалом философской системы философию духа. Однако, в отличие от философов, строивших свои системы на основе интроспективной саморефлексии субъекта, Кассирер опирается на анализ средств выражения субъекта вовне, т. е. на сферу символического. Сфера символического, согласно Кассиреру, является единственной сферой, в которой субъективность сперва проявляет себя, а затем познает себя в своих объективированных проявлениях. Философия форм объективации духа Кассирера покоится на представлении о человеке как о творящем и смыслополагающем коллективном субъекте, «символическом животном» (animal symbolicum), а также на непосредственно следующем отсюда желании понять человека через его культурные свершения. По Кассиреру, человек имеет доступ к «действительности» только через упорядоченные совокупности символов. Понятийный анализ «жизни духа», т. е. процесса творческой человеческой деятельности, всегда происходит внутри некой «символической формы». При этом вопрос о вещах самих по себе, существующих за пределами символических форм, снимался Кассирером как «иллюзия мышления», не имеющая смысла. Философия Кассирера занимает уникальное место в философии XX века. В его работах одинаковое внимание уделяется как фундаментальным эпистемологическим вопросам философии математики и «наук о природе» (Naturwissenschaften), так и эстетике, истории философии, антропологии и другим вопросам «наук о культуре» (Geisteswissenschaften). Благодаря чему фигура Кассирера превращается в фигуру посредника между «двумя культурами» Ч.П.Сноу. Фигуру Кассирера также можно расположить между двумя основными традициями академической философии XX века — «аналитической» и «континентальной». Несмотря на раскол, вызванный взаимоисключающими взглядами сторонников двух направлений, Кассирер имел плодотворные философские отношения с ведущими представителями обеих традиций. С одной стороны, Кассирер имел творческие отношения с Морицем Шликом — основателем и вдохновителем Венского кружка логических позитивистов, чьи работы в области логики и философии науки оказали решающее влияние на развитие философии науки в Соединенных Штатах, а с другой — с Мартином Хайдеггером, создателем радикальной «экзистенциально-герменевтической» версии гуссерлианской феноменологии, которая быстро стала доминирующей в континентальной Европе второй половины XX века. Эрнст Кассирер родился в Бреслау, ныне Вроцлав, был первым из трех сыновей и вторым из семи детей Женни, урожденной Зигфрид, и бизнесмена Эдуарда Кассирера (1843—1916), представителя известного в Бреслау еврейского купеческого семейства. Его дед — Маркус Кассирер (1801—1880) — основал в Буякове торговый дом по продаже тканей и производству ткацкого оборудования, и впоследствии перевёл своё дело в Бреславль; другой дед, Зигфрид Кассирер (1812—1897), держал в Бреславле винокурню и был крупным производителем шнапса. Отец и мать, Евгения (Женни) Кассирер (1848—1904), приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Двоюродные братья — невролог Рихард Кассирер, дирижёр Фридрих Леопольд Кассирер, издатели и галеристы Пауль Кассирер и Бруно Кассирер, психиатр Курт Гольдштейн, фабрикант Хьюго Кассирер (в честь которого названа Hugo-Cassirer-Straße в Берлине); двоюродная сестра — педагог Эдит Гехееб (1885—1982), жена теоретика прогрессивной педагогики Пауль Гехееб.
Дети
Хайнц (Генрих) Кассирер (1903—1979) — философ-неокантианец, переводчик Нового завета на английский язык.
Георг Эуген Кассирер (1904—1958) — театральный фотограф. Внук — шведский филолог Питер Кассирер (1933—2020), автор книг по риторике и стилистике литературного произведения. Анна Элизабет Кассирер Эппелбаум (1908—1998) — психотерапевт, автор «Observations on the disintegration of the self», жена американского пианиста Курта Эппелбаума (1906—1990).
Годы обучения
В марте 1892 года Кассирер окончил Йоханнесскую гимназию в Бреслау и в том же году, по настоянию родителей, начал изучать право в Берлинском университете, однако проучился здесь всего один семестр (летний семестр 1892). Кассирер провел несколько последующих лет в поисках призвания. Посещал лекции в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Мюнхена, Марбурга. Изучал немецкий язык, философию, математику, биологию, химию и физику. В письмах родным этого периода Кассирер с горечью сообщал о распространенности в немецких университетах антисемитских настроений, о своем внешнем и внутреннем одиночестве, об одолевавших его меланхолии и депрессии. Хотя Кассирер тяжело переживал постоянную смену университетов, это позволило ему познакомиться с идеями немецких интеллектуалов, которых впоследствии он относил к числу своих учителей. Кассирер, в частности, слушал лекции философа В. Дильтея (1833–1911), психолога М. Дессуара (1867–1947), историка философии К. Фишера (1824–1907), литературоведов Г.Ф.Гримма (1828–1901), Э.Шмидта (1853–1913) и др. Переломным моментом для Кассирера стало посещение им в 1894 г. в Берлине лекций философа и культуролога Г. Зиммеля (1858–1918), рассматривавшего различные философские системы Нового времени в их взаимосвязи. Заметив значительный интерес Кассирера к учению Канта, Зиммель рекомендовал ему познакомиться со взглядами Г.Когена (1842–1918), признанного специалиста по кантовской философии, опубликовавшего в 70-90-х гг. XIX в. философские комментарии ко всем трем «Критикам» Канта и творчески развивавшего кантовские идеи в собственных трактатах. После знакомства с идеями Когена он принял решение изучать философию под его руководством. Готовясь к личной встрече с Когеном, он прочел все его сочинения, а также ряд научных книг по математике, физике и биологии, полагая, что знание этих наук необходимо для работы над философской интерпретацией научных достижений, на которую был ориентирован Коген с его школой. Одновременно Кассирер продолжал слушать общие лекции по философии, на этот раз в Мюнхенском университете, где преподавал философ и психолог Т. Липпс (1851–1914). В Мюнхене Кассирер проучился до осени 1896 г. В конце 1896 г. Кассирер начал обучение в Марбургском университете, где Коген занимал кафедру профессора философии. К тому времени в Марбурге вокруг Когена и его ближайшего ученика П. Наторпа (1854–1924) сложилась устойчивая группа единомышленников-неокантианцев. В начале 1897 г. Кассирер лично познакомился с Когеном и стал постоянным участником его семинаров. В письмах родным Кассирер с удовлетворением сообщал, что между ними сложились доверительные и дружеские отношения. Наряду с общностью философских интересов, Когена и Кассирера сближало их еврейское происхождение. Как и Кассирер, Коген болезненно переживал нападки на него как на еврейского профессора, занимавшего престижную кафедру в немецком университете; Коген активно участвовал в дискуссиях по еврейскому вопросу, защищая идею творческого сотрудничества еврейской и немецкой интеллигенции и одновременно отстаивая право евреев на сохранение культурного своеобразия. В Марбургском университете Кассирер был известен как блестящий студент и эрудит; в значительной мере этому способствовала его хорошая память. По свидетельству друга Кассирера Д.О.Гавронского (1883-1949), выходца из России, также учившегося в Марбурге у Когена, Кассирер мог наизусть приводить целые страницы философских трактатов и «часами» читать по памяти стихи классических и современных поэтов. Руководствуясь рекомендациями Когена, Кассирер в качестве докторского исследования занялся изучением взглядов Декарта и Лейбница, намереваясь выявить особенности их представлений о научном познании и показать взаимосвязь этих представлений с основными частями их философских систем. Результатом работы стали два тематически взаимосвязанных сочинения: «Критика Декартом математического и естественнонаучного познания» (Descartes' Kritik der mathematischen und naturwissenschaftlichen Erkenntnis) и «Система Лейбница в ее научных основоположениях» (Leibniz' System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen). Первое сочинение было представлено Кассирером летом 1899 г. ученому совету университета как докторская диссертация и получило высшую оценку.
Берлинский период
16 сентября 1902 года Кассирер женился на Тони Бонди (1883—1961), дочери Отто Бонди (1844-1928). В октябре 1903 года они переехали в Берлин, где Кассирер оставался до 1919 года. Здесь выросло трое его детей: Генрих, Георг и Анна. В эти годы Кассирер зависел от финансовой поддержки своих богатых родителей. Его попытки пройти хабилитацию в Берлине или за границей потерпели неудачу, Кассиреру мешало его происхождение. В 1902 году, после из неудачной поездки в Страсбург, Кассирер пишет: «Здесь они прямо сказали, что они отвергают евреев» (Гёрланду, 13 января 1902). В Берлине Кассирер написал свой большой труд «Проблема познания в философии и науке Нового времени», первый том которого вышел в 1906 году (второй том годом позже) и прошел хабилитацию. В 1910 году выходит его книга «Понятие субстанции и понятие функции» (Substanzbegriff und Funktionsbegriff), в которой Кассирер излагается основы своего оригинального философского подхода. В 1913 году Кассирер получил приглашение прочитать курс лекций в Гарвардском университете, но отклонил его. В июле 1914 года Гейдельбергским университетом Кассиреру была присуждена премия имени Куно Фишера за книгу «Проблема познания…». С конца 1916 года Кассирер работал в пресс-службе германского министерства обороны в Берлине. Он проводил там свое утро в течение нескольких месяцев, даже по воскресеньям, изучая и реферируя публикации французской прессы. За это он был награжден «Крестом за военные заслуги» в августе 1918 года. В это же время разворачивается «Дело Бауха». Бруно Баух (1877—1942), профессор философии в Йене, был редактором журнала «Кантоведение» (Kant-Studien), престижного философского журнала Германии того времени. В 1916 году Баух опубликовал длинное «письмо редактору» в популистском журнале «Der Panther» (том 4, выпуск 6: июнь 1916 года), в котором он отказал учителю Кассирера Герману Когену в способности понимать Канта, потому что Коген как еврей и «иностранец» не может это правильно сделать. Это нападение сочетало интеллектуальную клевету с сомнением в национальной лояльности, что было крайне болезненным во время войны. Это письмо от редактора журнала кантовских исследований, привело к кризису в обществе кантоведов. Кассирер, чей учитель работал в Институте науки иудаизма в Берлине с момента его выхода на пенсию в 1912 году, не был готов принять замечания Бауха и написал возражение в журнал Kant-Studien. В ответ Баух вышел из редакции журнала кантовских исследований, не отказываясь от своих заявлений. После ухода Бауха ответ Кассирера не был опубликован в кантовских исследованиях. Но это отнюдь не устранило проблему. В марте 1929 года венский философ Отмар Шпанн (1878—1950) в своей лекции в Мюнхенском университете так же принизил исследования Когена о Канте, добавив к списку «чужаков» непонимающих Канта еще и Кассирера.
Гамбургский период
В октябре 1919 года Кассирер, по приглашению руководства недавно основанного Гамбургского университета, согласился возглавить там кафедру. Философский семинар университета был размещен вместе с институтом психологии в здании на Борнплац, напротив главной синагоги. Кассирер делил помещение с психологами Уильямом Штерном (1871—1938) и Хайнцем Вернером (1890—1964). Эта близость оказалась продуктивной. Кассирер включил психологические исследования (и особенно лингвистическую психологию, которую Штерн разработал в своей книге «Язык ребенка»), в свою философию языка. Кассирер помог Уильяму Штерну организовать 12-й Конгресс Немецкого общества психологов, который проходил с 12 по 16 апреля 1931 года в Гамбурге. Годом ранее Кассирер выступил одним из организаторов 4-го конгресса по эстетике, который проходил в Гамбурге с 7 по 9 октября 1930 года. Как штатный профессор Кассирер руководил работой докторантов. Среди них был Лео Штраус, получивший известность во время американской эмиграции. В 1921 году Штраус, под руководством Кассирера, успешно защитил диссертацию по теории познания Якоби и получил докторскую степень. В том же 1921 году Гертруда Бинг, впоследствии директор Института Варбурга в Лондоне, защитила у Кассирера диссертацию о концепции необходимого в философии Лессинга. Другими учениками Кассирера, ставшими впоследствии известными, были историк культуры Эдгар Винд (защитился в 1922 году), Иоахим Риттер, написавший диссертацию о Н.Кузанском в 1925 году, и Эрих Вайль, который получил докторскую степень в 1928 году, защитив диссертацию о Пьетро Помпонацци. Кассирер находился в тесном контакте с исследователями из круга своего друга, классического филолога и исследователя творчества Николая Кузанского Эрнста Хоффмана (1880—1952), особенно с Раймондом Клибански и Паулем Оскаром Кристеллером. Большое влияние на развитие оригинальной философии Кассирера оказало знакомство с Аби Варбургом и его огромной библиотекой (переросшей в Институт Варбурга). Кассирер пришел к своим культурологическим исследованиям в библиотеке Варбурга после длительного изучения теории относительности Эйнштейна, которое сопровождалось личными и письменными контактами с этим выдающимся физиком. Библиотека Аби Варбурга стала центром творчества Кассирера. Наиболее оригинальные и характерные для него произведения Кассирера, такие как «Концептуальная форма в мифическом мышлении» (1922), «Язык и миф» (1925) и его трехтомная «Философия символических форм», возникли либо из лекций, прочитанных в библиотеке Варбурга, либо вдохновлены ее собранием или написаны в ее помещениях. Кассирер тесно сотрудничал с Куртом Гольдштейном с начала 1920-х годов. Он изучал работу Гольдштейна по афазии, написанную в соавторстве с Адемаром Гельбом (1887—1936), и наблюдал пациентов в клинике Гольдштейна во Франкфурте-на-Майне. В Гамбурге он также наблюдал случаи афазии у в больнице Бармбек, под руководством профессора Генриха Эмбдена. В клиническом различии поведения здоровых людей и больных афазией Кассирер увидел иллюстрацию и подтверждение своего взгляда на роль различных символических функций в человеческом поведении. Результаты этого исследования были включены в главу «Патология символического осознания» третьего тома «Философии символических форм». Исследования Кассирера по патологии совпадают по времени с его интересом к биологии Якоба фон Икскюля (Jakob Johann von Uexküll, 1864—1944). Икскюлль был профессором Гамбургского университета и руководителем Института экологических исследований (Institut für Umweltforschung). Беседы с Икскюлем по поводу концепции умвельта натолкнули Кассирера на развитие его собственной философской антропологии. Кассирер был на пике своей академической карьеры и международного признания в конце 1920-х и начале 1930-х годов. В 1927 году он был приглашен на гостевые лекции в Королевский колледж Лондонского университета. 17 декабря 1929 года он был избран членом парижского «Société française de psychologie». С 1930 по 1933 годы Кассирер исполнял обязанности ректора Гамбургского университета. 28 мая 1931 года он стал почетным членом конференции Общества Канта в Галле. В 1932 году он был приглашен в Париж для чтения лекций в «Institut d’Etudes Germaniques» в Сорбонне. 17-26 марта 1929 г. Кассирер читал лекции на 2-х университетских курсах в Давосе и принял участие в публичной дискуссии с Мартином Хайдеггером. Университетские курсы в Давосе были созданы для содействия франко-германскому примирению, они привлекли многих известных университетских профессоров и студентов из разных европейских стран. Кульминацией курсов 1929 года стал диспут между Кассирером и Хайдеггером о кантианстве, проблеме человеческой конечности и смерти. Кассирер дискутировал с Хайдеггером еще в декабре 1923 года по случаю лекции Хайдеггера в гамбургском отделении Кантовского общества, и, согласно Хайдеггеру, они смогли определить свое «согласие в требовании экзистенциального анализа». Тот факт, что конфронтации в Давосе не было, не мог скрыть и того, что у обоих были очень разные взгляды, а также разные пути. У Кассирера и Хайдеггера потом были и другие контакты, но после публикации в 1929 году Хайдеггером труда «Кант и проблема метафизики» наступил поворотный момент. Рецензия Кассирера на эту книгу в «Кантовских исследованиях» (36: 1, 1931), хотя и сбалансированной, но ее тон больше не был примирительным: Кассирер заявил о недопустимой деформации и искажении Хайдеггером учения Канта. Они окончательно разошлись не позднее 27 мая 1933 года, когда Хайдеггер в своей инаугурационной речи, вступая в должность ректора Фрайбургского университета, похвалил «самоутверждение немецкого университета». Кассирера уже сняли с должности ректора гамбургского университета на основании «Закона о восстановлении профессионального чиновничества»[27], в соответствии с которым было предписано уволить всех неарийских госслужащих.
Период вынужденной эмиграции
Англия
12 марта 1933 года Кассирер с семьей уехал из Германии. С 1 октября 1933 года по июль 1935 года Кассирер читал лекции в Колледже всех душ Оксфордского университета. Их посещали его коллеги Альфред Жюль Айер и Исайя Берлин. Американский философ Уилфред Селларс, который тогда учился в Оксфорде, также слушал его лекции. Кассирер, виртуозно владевший родным немецким, испытывал трудности в передаче своей философии на английском: он был вынужден записывать и постоянно корректировать свои лекции.
Швеция
Кассирер был профессором Высшей школы Гётеборга с 1 октября 1935 года по 1 сентября 1940 года. В Швеции Кассирер написал «Детерминизм и индетерминизм в современной физике» (1937) и свой основной труд по философии гуманитарных наук «Логика наук о культуре» (1942). В июне 1936 года Кассиреры совершили поездку в Шотландию, где 17-го числа он стал почетным доктором Университета Глазго. В Швеции Кассирер вел активную творческую жизнь, читал лекции в Гётеборге, Лунде, Уппсале и Стокгольме, контактировал практически со всеми шведскими философами, особенно с Оке Петцелллом (1901—1957), основателем и редактором шведского журнала «Theoria». До переезда Петцелла в Лунд в 1939 году, он был коллегой Кассирера в Гетеборге. Кассирер обсуждал с Петцаллом философию Венского кружка, идеи которого в то время распространялись по Скандинавии. Кассирер также изучал работы финского философа Эйно Кайла (1890—1958) и шведского философа Акселя Хэгерстрёма (1868—1939). 2 июня 1939 года Кассирер получил шведское гражданство, отказался от немецкого гражданства и пенсионных прав. Согласно шведскому законодательству, Кассирер достиг предельного возраста университетского преподавателя, и в октябре 1940 года он завершил преподавательскую карьеру. В 1941 году Кассирер был избран членом Королевской академии истории науки и классических исследований (Königliche Akademie für die Geschichte der Wissenschaft und Altertumswissenschaft) в Стокгольме. В начале 1941 года Кассирер получил приглашение от Йельского университета в США занять должность приглашенного профессора сроком на два года (1941—1943). 20 мая 1941 года Кассирер и его жена покинули Швецию, намереваясь ещё вернуться. Тони Кассирер описала в своих мемуарах путешествие в Нью-Йорк на пароходе «Ремаррен» как приключенческую историю. Во время поездки Кассирер имел возможность обсуждать философию языка с лингвистом Романом Якобсоном (в этой поездке Якобсон написал работу «Записки о Гиляке»). Тем не менее, корабль находился под постоянной угрозой стать жертвой атаки подводной лодки, и при выходе из Швеции его остановили немцы. Кассиреры опасались за жизнь Якобсона, не имевшего тогда еще гражданства. Чтобы не попасться живыми в руки нацистов, Кассиреры везли с собой яд, но добрались до Нью-Йорка невредимыми.
США
Многие из бывших друзей и знакомых Кассирера к 1941 году уже были в США: историк искусства Эрвин Панофски работал, как и Эйнштейн, в Принстоне; Эдгар Винд был профессором в Чикаго; ученик Кассирера Уолтер Солмитц был научным сотрудником в Гарварде; гештальт-психолог Макс Вертгеймер работал в Новой школе социальных исследований; филолог-классик и бывший коллега из Гамбурга Эрнст Капп, исследователь эпохи Возрождения Пауль Оскар Кристеллер, а также Курт Рицлер и Пауль Тиллих из Франкурта преподавали в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Кассиреру было приятно снова встретиться со многими старыми коллегами. В 1941 году в Йельском университете Кассирер разработал план книги «Миф о государстве», опубликованной в Шпандау в 1946 году. В этой книге Кассирер пишет о создании и использовании тоталитарными государствами нового средства управления обществом: технологии формирования современных политических мифов. Колумбийский университет в Нью-Йорке предложил Кассиреру стать приглашенным профессором философии на 1944—1945 учебный год. Вместе со старыми и новыми коллегами он начал проект книги с аннотированными переводами текстов философов Возрождения. Кассирер обсуждал компиляцию текстов для этой книги — «Философия человека эпохи Возрождения» — с другими редакторами, Паулем Оскаром Кристеллером и Джоном Германом Рэндаллом-младшим[en] (1899—1980), и должен был написать введение к задуманной книге, но не успел. 13 апреля 1945 года Кассирер скончался от внезапной сердечной недостаточности. Артур Герцберг, молодой раввин и студент Кассирера, организовал похороны учителя. Могила Кассирера находится недалеко от Нью-Йорка, в Вествуде, штат Нью-Джерси, на кладбище Cedar Park Beth-El Cemeteries, на участке «Конгрегация Хабоним».
CassirerErnst_Cassirer (434x700, 191Kb)
Эрнст Кассирер
Исследовательская деятельность
Ранние историко-философские работы
Ранние произведения Кассирера носили в основном историко-философский характер, не исключая и исследование философии Лейбница в её научном контексте („Leibniz' System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen“, 1902), и крупномасштабную работу по истории современной мысли от Эпохи Возрождения до Канта (Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Berlin: Bruno Cassirer, 1906 и 1907). Последняя работа является важным вкладом как в историю философии, так и в историю науки. Фактически, это первая работа, в которой подробно рассматривается научная революция в целом, рассматривается как процесс реализации идеи о том, что всестороннее применение математики к природе (так называемая «математизация природы») является центральным и всеобъемлющим достижение этой революции. Кассирер, интерпретирует историю философии Нового времени как развитие и, в конечном итоге, триумф того, что он называет «современным философским идеализмом». Эта традиция, согласно Кассиреру, черпает вдохновение в «платоновском идеализме», в признании фундаментальной значимости «идеальных» формальных структур, в признании важности систематического применения таких структур в математическом и естественнонаучном познании. Эмпирически заданное познание природы в современной математической физике — это прогрессивный и синтетический процесс, в котором математические модели природы последовательно уточняются и корректируются. По мнению Кассирера, именно Галилей (противостоящий как стерильной аристотелево-схоластической формальной логике, так и стерильной эмпирической индукции), первым уловил сущностную структуру этого синтетического процесса; а развитие «современного философского идеализма» такими мыслителями, как Декарт, Спиноза, Гассенди, Гоббс, Лейбниц и Кант, состояло во все более осознанной философской артикуляции и разработке этого процесса. Таким образом, как и в книге о Лейбнице, так и в «Проблема познания в философии и науке Нового времени» Кассирер интерпретирует развитие современной мысли в целом исходя из принципов марбургского неокантианства: идеи о том, что философия как критическая теория познания (Erkenntniskritik) имеет своей задачей формулировку и разработку структуры современного математического естествознания; убежденности в том, что философия должна брать «научный факт» в качестве отправной точки; философия исходит из т. н. «генетической» концепции научного знания как непрерывного, незавершенного синтетического процесса. Кассирер тщательно и подробно исследует разнообразные текстовые источники (включая труды как главных, так и второстепенных персонажей) и, нисколько не игнорируя противоположные тенденции в рамках скептических и эмпирических традиций, создает убедительное изображение эволюции «современного философского идеализма». Таким образом, Кассирера можно причислить к одному из важных исследователей начала 20 века, который начал работать в русле интеллектуальной истории — и, по сути, к одному из основателей этой дисциплины в том виде, в каком она развивалась в 20 веке. Кассирер является автором историко-философских и философско-монографических работ о Г. Лейбнице („Leibniz' System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen“, 1902), И. Канте („Kants Leben und Lehre“, 1918), Р. Декарте, философии Возрождения („Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance“, 1927), Просвещении („Die Philosophie der Aufklärung“, 1932), работ о Гёте, Шиллере, Гёльдерлине, Клейсте.
Философия математики и естествознания
Как уже было сказано, ранние исторические работы Кассирера интерпретируют развитие мысли Нового времени в целом (охватывая как философию, так и науку) с точки зрения философских принципов марбургского неокантианства. Первоначально эти принципы были сформулированы учителем Кассирера Германом Когеном. В «генетической» концепции научного знания, в частности, априорная синтетическая деятельность мышления, делающая опыт возможным — деятельность, которую сам Кант назвал «продуктивным синтезом» — понимается как временной и исторический процесс развития, в котором объект науки есть нечто постепенно развивающееся, но никогда не завершающееся. Для Когена этот процесс моделируется методами исчисления бесконечно малых. Начиная с идеи непрерывного ряда или функции, задача исследователя состоит в том, чтобы увидеть, как такой ряд может быть создан априори шаг за шагом. Математическая концепция дифференциала показывает нам, как это может быть сделано, поскольку дифференциал в точке области определения данной функции указывает, как он должен быть продолжен в последующих точках. Следовательно, дифференциал бесконечно малых выражает правило образования ряда в целом и, таким образом, выражает в любой данный момент общую форму ряда, действительную во все времена. В работе «Понятие субстанции и понятие функции» Кассирер делает существенный философский шаг за пределы теории Когена, внося свой вклад в разработку основ математики и математической логики. Кассирер начинает с обсуждения проблемы формирования понятий и, в частности, с критики теории образования понятий, характерной для философского эмпиризма, согласно которой общие понятия достигаются путем индуктивного восхода от чувственно воспринимаемых частей. Эта теория для Кассирера является артефактом традиционной аристотелевской логики. Основной посыл Кассирера состоит в том, что развитие современной формальной логики (математической теории отношений) позволяет со всей определенностью отвергнуть такой «абстракционизм» (и, следовательно, философский эмпиризм) в пользу генетической концепции знания. В частности, современная аксиоматическая концепция математики, проиллюстрированная в работах Рихарда Дедекинда об основах арифметики и Давида Гильберта об основах геометрии, показала, что сама математика имеет чисто формальный и идеальный, а потому совершенно беспредметный характер. Чисто математические, абстрактные «системы порядка» — то, что мы теперь назвали бы реляционными структурами, — образования, которые никоим образом не могут быть объяснены исходя из философского эмпиризма. Затем Кассирер использует эту «формалистическую» концепцию математики, характерную для конца девятнадцатого века, для создания новой, более широкой версии генетической концепции знания. Кассирер представляет рассматриваемый процесс развития знания как серию или последовательность абстрактных формальных структур («систем порядка»), которые сами по себе упорядочены «абстрактным математическим соотношением соответствия обратного включения» (например, когда новая неевклидова геометрия содержит в себе старую геометрию Евклида как предельный случай). Таким образом, можно представить себе все структуры в нашей последовательности как непрерывно сходящиеся к конечной или предельной структуре, так что все предыдущие структуры в последовательности являются частными или предельными случаями этой конечной структуры. Идея такой конечной точки последовательности является лишь регулирующим идеалом в кантовском смысле — к ней можно только постепенно приближаться, но на самом деле она никогда не будет достигнута. Тем не менее, она по-прежнему составляет априорную «общую последовательную форму» нашего собственно эмпирического математического теоретизирования и в то же время придает этому теоретизированию характерную форму объективности. В своем анализе работ конца девятнадцатого века по основам математики, Кассирер вплотную приближается к аналитической философии начала двадцатого века. В самом деле, Кассирер использует современную математическую логику, имплицитно заложенную в работы Дедекинда и Гильберта и эксплицитно изложенную в работах Готлоба Фреге и раннего Бертрана Рассела, в качестве основного инструмента для выхода за пределы эмпирической теории понятия. Современная «теория понятия», в свою очередь, основана на фундаментальных понятиях функции, ряда и порядка (реляционных структурах) — понятиях, которые с точки зрения чистой математики и логики, являются полностью формальными и абстрактными, не имеющими эмпирического содержания. Тем не менее, и именно здесь Кассирер расходится с большей частью аналитической традиции потому, что теория Кассирера предоставляет нам подлинную альтернативу философскому эмпиризму только тогда, когда реляционные структуры встроены в генетическую концепцию знания. Основой является порождающий их исторический процесс, в ходе которого математическое естествознание последовательно развивается или эволюционирует, а чистая математика и логика имеют философское значение только как элементы более фундаментального процесса развития «продуктивного синтеза», направленного на применение таких формальных структур в эмпирическом знании). Следующий важный вклад Кассирера в эпистемологию исследует взаимосвязь между общей теорией относительности Эйнштейна и «критической» (марбургской неокантианской) теорией познания. Кассирер утверждает, что теория Эйнштейна на самом деле является блестящим подтверждением этой концепции.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку