-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112381
Комментариев: 6804
Написано: 120856


27 июля родились...

Суббота, 27 Июля 2024 г. 07:44 + в цитатник
Yiannis_Vlahoyiannis (542x700, 219Kb)
1867
Яннис Влахояннис (греческое имя — Γιάννης Βλαχογιάννης; настоящее имя — Яннис Влахос, Γιάννης Βλάχος)
греческий историк, прозаик и журналист конца XIX - первой половины XX века. Яннис Влахояннис родился в городе Навпакт, в семье Одиссея Влахоса и Анастасии Гиони. Получил начальное образование в своём родном городе, после чего окончил гимназию в городе Патры. В 1886 году поступил на философский факультет (отдел филологии) Афинского университета, который однако никогда не закончил, поскольку был вынужден работать, чтобы обеспечить себе на жизнь. Влахояннис работал частным репетитором и корректором в газете «Эфимерис» («Εφημερίς») Димитриоса Коромиласа. Позже он стал редактором в газете «Очаг» («Эстиа». Свои первые литературные тексты - «Эмигрант», «Истории Янниса Эпахтитиса» - он издал под литературным псевдонимом "Яннис Эпахтитис", используя имя Эпахтос (Έπαχτος), которое использовали греки в Средние века, именуя таким образом Навпакт. Влахояннис иногда подписывал свои произведения также под псевдонимами Панос Калотеос, Панос Галинос, Панос Фотинос и Ликояннис. Влахояннис писал на современной разговорной форме греческого языка, но не присоединился к другим сторонникам димотики и не принимал участия в полемике по языковому вопросу. При финансовой поддержке третьих лиц, в основном Антониоса Бенакиса (1873-1954), он сумел собрать огромный архив документов периода Освободительной войны (1821-1829). Среди прочего, он обнаружил и личный архив видного военачальника Освободительной войны, Макриянниса. В 1907 году он издал под собственной редакцией рукописи героя войны знаменитые «Мемуары Макриянниса». В 1908 году он издал журнал Пропилеи («Προπύλαια»). В 1914 году он предложил премьер-министру Венизелосу создание Генеральных (здесь центральных) архивов государства (Γενικά Αρχεία του Κράτους). После создания Архивов Венизелос назначил его директором этой только что учреждённой службы, где Влахояннис оставался директором до 1937 года. Позже Влахояннис, подарил Архивам свою личную коллекцию. Согласно греческому историку Д.Фотиадису, благодаря Влахояннису, историография Освободительной войны получила 2, из 4 основных, источника, относящихся к Третьей обороне Месолонгиона (1825-1826):Γ-148: В 1926 году Влахояннис впервые опубликовал мемуары осады, написанные эпиротом Спиридоном Спиромилиосом (Σπυρομηλίου Απομνημονεύματα της δευτέρας πολιορκίας του Μεσολογγίου 1825-1826). Хотя «Мемуары» Спиромилиоса были написаны в 1827 году, они впервые увидели свет через 100 лет, благодаря Влахояннису. В 1940 году Влахояннис впервые опубликовал «Мемуары» македонянина Николаоса Касомулиса. Касомулис завершил написание своих мемуаров в 1841 году, но они также оставались неизвестными до 1929 года, пока их не обнаружил Влахояннис. Влахояннису понадобилось около 10 лет, чтобы издать «Мемуары» Касомулиса в 3-х томах, опять же через 100 лет после их написания. Описания Касомулиса, в том что касается Месолонгиона, Д.Фотиадис считает «самыми живыми из всех четырёх основных источников» о обороне Месолонгиона. Влахояннис был тесным другом Александра Пападиамантиса, и помогал своему другу, когда тот оказался на грани нищеты. В своих исторических работах Влахояннис часто был необъективным к разным лицам но он и не хотел быть объективным. Он восхищался своими героями. В силу этого некоторые его биографы считают в некоторых его исторических работах наблюдается тенденция к фольклору.
Вторая мировая война и оккупация
28 октября 1940 года началось вторжение итальянской армии в Грецию из союзной итальянцам Албании. Греческая армия отразила вторжение и через 2 недели боёв перенесла военные действия на албанскую территорию. Победы греческой армии вызвали большой резонанс, поскольку на тот момент силы Оси господствовали в Европе, только Британия и Греция продолжали сражаться, в то время как с августа 1939 года оставался в силе Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Победы греческой армии были первыми победами антифашистской коалиции во Второй мировой войне. Влахояннис был среди деятелей искусств Греции, подписавшихся под Воззванием греческих интеллектуалов к интеллигенции мира. Греческие интеллектуалы заявляли своим коллегам: «Мы, эллины, дали ответ на этот ультиматум фашистского насилия. Ответ, который подобает 3000 лет наших традиций, выгравированных глубоко в наших душах, но и написанных и в последнем углу священной земли кровью величайших героев человеческой истории. И сегодня, на заснеженных склонах Пинда и гор Македонии мы сражаемся, в большинстве случаев штыком, полные решимости победить или умереть до единого. Β этой неравной борьбе .... у нас есть ощущение, что мы защищаем не только наше дело: что мы боремся за спасение всех тех Высоких ценностей, которые составляют духовную и нравственную культуру, то ценное наследие, что завещали человечеству наши прославленные предки и которым сегодня, мы видим, угрожает волна варварства и насилия. Именно это ощущение даёт нам, греческим интеллектуалам, людям культуры и искусства, смелость обратиться к братьям во всём мире, чтобы попросить не материальную, а моральную помощь. Просим вклада душ, революцию сознаний, обращения, немедленного воздействия, везде где это возможно, бдительного слежения и действия для (подготовки) нового духовного Марафона, который избавит закабалённые нации от угрозы самого тёмного рабства, который познало человечество по сегодняшний день». Подписи: Костис Паламас, Спирос Мелас, Ангелос Сикелианос, Георгиос Дросинис, Сотирис Скипис, Димитриос Митропулос, Константин Димитриадис, Николаос Веис, Константин Партенис, Иоаннис Грипарис, Яннис Влахояннис, Стратис Миривилис, Костас Уранис Мильтиад Малакасис, Григорис Ксенопулос, Александрос Филаделфевс, Аристос Кампанис. В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, Влахояннис оставался в Афинах. В страшную зиму 1941-1942 года, когда от голода в греческой столице умерли более двухсот тысяч человек, старый и больной Влахояннис, с трудом стоя от голода на своих ногах, передвигался по улицам города, пытаясь обеспечить еду себе и своим сёстрам. В период оккупации он тесно сошёлся с Ангелосом Папакостасом, с которым тесно сотрудничал в издании архивов Теодора Колокотрониса. Влахояннис пережил оккупацию, увидел освобождение Греции силами народно-освободительной армии, но последовавшую сразу затем британскую военную интервенцию и уличные бои в Афинах в декабре 1944 года. Яннис Влахояннис умер в Афинах 23 августе 1945 года.
Работы
Архивные исследования: Афинский архив I (Αθηναϊκόν Αρχείον Α΄ (1901) - τυπ.Βλαστού); Историческая библиотека – Биография генерала Георгиоса Караискакиса написанная его личным секретарём Д. Энианом (Ιστορική Βιβλιοθήκη - Η βιογραφία του στρατηγού Γεωργίου Καραϊσκάκη υπό του ιδιαιτ.γραμματέως του Δ. Αινιάνος. (1903) - (β΄ εκδ.); Архивы новейшей греческой истории – Архивы генерала Макриянниса. ( Αρχεία νεωτέρας Ελληνικής ιστορίας - Αρχεία του στρατηγού Ιωάννου Μακρυγιάννη Α’-Β’ (1907); Хиосский архив (Χιακόν Αρχείον Α΄- Ε΄ 1910-1924); Сборник исторических документов и рукрписей (Συλλογή ιστορικών εγγραφών και χειρογράφων (1913); Анекдоты Георгиоса Караискакиса и Колокотрониса Анекдоты-Пословицы-Странности (Ανέκδοτα του Γεωργίου Καραϊσκάκη και του Κολοκοτρώνη Ανέκδοτα-Γνωμικά-Περίεργα (1922) - Καλέργης και σια; Спиромилиос Мемуары второй осады Месолонгиона (Σπυρομηλίου Απομνημονεύματα της δευτέρας πολιορκίας του Μεσολογγίου 1825-1826 (1926); Историческая антология – Анекдоты-Пословицы-Странности-Шутки из жизни известных греков 1830-1864 (Ιστορική Ανθολογία Ανέκδοτα-Γνωμικά-Περίεργα-Αστεία εκ του βίου διασήμων ελλήνων 1830-1864 (1927); Клефты Мореи (Κλέφτες του Μοριά - Μελέτη ιστορική από νέες πηγές βγαλμένη 1715-1820 (1935); Архив новейшей греческой истории – Н.Касомулиса бойца Революции 1821 года македонянина I II III тома (Αρχεία της νεωτέρας Ελληνικής ιστορίας - Νικ.Κ.Κασομούλη αγωνιστού του Εικοσιένα Μακεδόνος Α΄- Β' - Γ' (1938, 1940 και 1942 αντίστοιχα). Рассказы – Стихи: Рассказы Янниса Эпахтитиса (Ιστορίες του Γιάννου Επαχτίτη 1893); Оружие (Τ’ άρματα 1912); Сули (Το Σούλι 1912); Великие годы (Μεγάλα χρόνια (1913) - εκδ. Εκπαιδευτικού Ομίλου); Петух (Ο Πετεινός (1914) - εκδ. Ηλ.Δικαίος); Бабочка (Η πεταλούδα 1920); Обороты катушки (сказки) (Γύροι της ανέμης (Παραμύθια) (1923); Бедный мир (рассказы) (Έρμος κόσμος (Διηγήματα) (1923); Суматоха Смерти (Του Χάρου ο χαλασμός 1923); Речи и ответы (краткая проза) (Λόγοι και αντίλογοι (μικρά πεζά 1902-1914) (1925); Великие годы – Речи иответы (Μεγάλα χρόνια - Λόγοι και αντίλογοι 1930); Молодцы старые (Τα παληκάρια τα παλιά 1931); Муза и Душа (стихи) (Η Μούσα και η Ψυχή (ποιήματα) (1961) - εκδ. Εστία); Рассказы (Διηγήματα - εκδ. Εστία). Сборники: Истории Янниса Эпахтитиса и другие рассказы (Ιστορίες του Γιάννου Επαχτίτη και άλλα διηγήματα (1991) – Νεφέλη); Великие годы – Мόлодцы старые (Μεγάλα χρόνια - Τα παληκάρια τα παλιά (Φιλολογική επιμέλεια Επαμ. Μπαλούμης) (1994) - Ίδρυμα Κώστα και Ελένης Ουράνη); Собрание сочинений I-VI (Άπαντα Α΄-Ζ΄ (επιμ. Γ.Κουρνούτος) (1965-1967) - Εταιρεία Ελληνικών Εκδόσεων).

Enrique_Granados_1914_(2) (700x516, 220Kb)
1867
Энрике Гранадос (Enrique Granados; полное испанское имя — Панталеон Энрике Костанцо Гранадос-и-Кампинья, Pantaléon Enrique Costanzo Granados y Campiña)
испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца XIX — начала XX веков. Родился в Лериде (Каталония). Его отец, кубинец по рождению, был офицером испанской армии, поэтому первые уроки игры на фортепиано и теории музыки одаренному ребенку давал капельмейстер военного оркестра. В 1874 семья переехала в Барселону, где он получил первые уроки игры на фортепиано у Франсиско Хурнета и Хуана Пухоля, известного композитора и педагога, среди учеников которого были также Рикардо Виньес и Исаак Альбенис. В этот период Гранадос также изучал теорию музыки у Фелипе Педреля, активно интересовался испанским музыкальным фольклором, оказавшим впоследствии большое влияние на его композиторское творчество. В 1887 Гранадос при поддержке одного из местных предпринимателей смог поехать в Париж, где в течение двух лет посещал в качестве слушателя консерваторию по классу композиции Шарля Берио. Вернувшись в Барселону, он начал выступать как пианист, и в 1890 году в местном театре состоялся его первый сольный концерт. Через некоторое время Гранадос заявил о себе и как о композиторе, включив в программы своих выступлений Испанские танцы собственного сочинения. Они имели большой успех и вскоре были напечатаны, став первыми изданными работами Гранадоса. В 1898 появляется первое крупное произведение композитора — опера «Мария дель Кармен», которая после постановки в Мадриде приносит автору широкую известность по всей стране. Написанная на испанский сюжет и пронизанная национальным духом, она была восторженно принята публикой, а также членами королевской семьи и лично королём Альфонсом XIII. Опера была через некоторое время также поставлена в Валенсии и Барселоне, однако вскоре вышла из репертуара, так как общественность была достаточно непривычна к сочинениям в национальном духе и отдавала своё предпочтение классическим европейским операм. На рубеже веков Гранадос увлекается каталонской культурой и пишет ряд произведений для местных театров, которые, однако, практически не были известны за пределами Каталонии. В 1900 он основал в Барселоне Общество классических концертов, в котором иногда выступал как дирижёр, а год спустя, после того, как Общество распалось — музыкальную академию (получившую впоследствии его имя), в которой работал до конца жизни. Уделяя большое внимание вопросам музыкального преподавания, Гранадос написал ряд педагогических работ. Не прекращая концертной карьеры, в этот период он выступает с такими известными музыкантами, как Жак Тибо, Камиль Сен-Санс, Пабло Казальс (с последним его связывала крепкая дружба, ему посвящены несколько сочинений Гранадоса). В начале 1900-х Гранадос записал несколько произведений на Вельте-Миньоне. К 1907 году имя композитора уже известно за пределами Испании: Габриэль Форе приглашает его в жюри престижного композиторского конкурса. В это же время Гранадос приступает к сочинению самого известного своего сочинения — сюиты «Гойески». Вдохновившись картинами Франсиско Гойи, которые он увидел в музее Прадо в Мадриде, композитор сочинил две тетради фортепианных пьес, первая из которых была исполнена в 1911 году в Барселоне, затем — в Париже, а весь цикл — в 1913 в Мадриде. Сюита имела огромный успех, и Гранадос решил написать оперу, основанную на тех же музыкальных источниках. По предложению американского пианиста Эрнеста Шеллинга в качестве сюжета он выбрал произведение Фернандо Перике. Работа над оперой началась в 1913 году, премьера была намечена на 1914 в Париже, но начавшаяся Первая мировая война помешала её осуществить. На протяжении 1914—1915 годов Гранадос дорабатывал сочинение, и 28 января 1916 оно было впервые исполнено в Нью-Йорке. Некоторые критики приняли оперу весьма прохладно, отметив в ней недостаток сценического драматизма и плохую оркестровку. Первым из испанских композиторов, когда-либо посетивших США, Гранадос был приглашен президентом Томасом Вудро Вильсоном в Белый дом, где выступил как пианист. Опоздав на запланированный прямой морской рейс в Испанию, Гранадос принял решение сесть на корабль, идущий в Англию, где пересел на пароход «Sussex», направлявшийся во Францию, однако 24 марта 1916 года, во время прохода по Ла-Маншу он был атакован торпедой немецкой подводной лодки. Корабль не затонул, однако от сильного удара многие из находившихся на борту (в том числе жена Гранадоса) были выброшены в воду. Гранадос прыгнул за борт, пытаясь спасти жену, и утонул.
Творчество
Творчество Гранадоса основано на тенденциях европейского искусства своего времени, однако испытывает сильное влияние испанской и каталонской народной музыки. Многие его фортепианные сочинения написаны в духе народных танцев, причём как широко известных (например, хота), так и менее популярных (васконгада, парранда). С другой стороны, в фортепианных циклах Гранадоса («Романтические картины», «Юношеские рассказы», «Эскизы», «Часослов») заметно некоторое влияние Шумана как в гармоническом языке, так и в заявленной программности пьес. Сюита «Гойески» — самое известное сочинение Гранадоса — попытка объединить стилистические приёмы, использовавшиеся композитором в своих произведениях. Интересной чертой этих пьес является широкое употребление мелизмов в духе Доменико Скарлатти. В них Гранадос использует как настоящие народные мелодии, так и сочинённые самостоятельно их имитации. Некоторые из этих пьес изобилуют приёмами, похожими по звучанию на гитарные, благодаря чему они получили популярность в переложении для этого инструмента. Важное место в творчестве Гранадоса занимают произведения для музыкального театра. Из одиннадцати работ этого жанра четыре могут считаться настоящими операми, остальные содержат обширные разговорные фрагменты и приближаются по духу к сарсуэлам или обыкновенным театральным постановкам. Перу Гранадоса также принадлежат камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Многие произведения композитора были найдены и исполнены спустя много лет после его смерти. Ряд своих планов Гранадос не успел осуществить, некоторые рукописи утеряны. Литература: Гранадос (некролог) // «Русская музыкальная газета». — 1916. — № 20-21 (15-22 мая).

Lehmer (700x496, 171Kb)
1867
Деррик Норман Лемер (Derrick Norman Lehmer)
американский математик и специалист теории чисел. Родился в Сомерсете, Уобаш, штат Индиана, США. Получил образование в Университете Небраски, получив степень бакалавра в 1893 году и магистра в 1896 году. Получил степень доктора философии (Ph.D.) в Чикагском университете в 1900 году за диссертацию «Асимптотическая оценка отдельных тотиентных сумм» под руководством Элиакима Г. Мура. В 1900 году был назначен инструктором по математике в Калифорнийский университет в Беркли 12 июля 1900 года женился на Кларе Юнис Митчелл в Декейтер (Иллинойс). В 1918 году получил звание профессора в Беркли и продолжал преподавать там до выхода на пенсию в 1937 году. 19 декабря 1903 года на секции Американского математического общества в Сан-Франциско представил разложение на множители числа Джевонса (8,616,460,799). Опубликовал таблицы простых чисел и факторизации целых чисел до 10,017,000 в 1909 году. Разработал ряд механических и электромеханических вычислительных устройств и устройств для разложения на множители, таких как сито Лемера, построенное вместе с его сыном Дерриком Генри Лемером. Умер в Беркли, Аламида, Калифорния, США 8 сентября 1938 года. Избранные работы: Arithmetical theory of certain Hurwitzian continued fractions (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 1918. — Vol. 4, no. 8. — P. 214—218. — doi:10.1073/pnas.4.8.214; On Jacobi's extension of the continued fraction algorithm (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 1918. — Vol. 4, no. 12. — P. 360—364. — doi:10.1073/pnas.4.12.360; On a new method of factorization (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 1925. — Vol. 11, no. 1. — P. 97—98. — doi:10.1073/pnas.11.1.97; A theorem on factorization (англ.) // Bull. Amer. Math. Soc. : journal. — 1927. — Vol. 33, no. 1. — P. 35—36. — doi:10.1090/s0002-9904-1927-04299-9; Inverse ternary continued fractions (англ.) // Bull. Amer. Math. Soc. : journal. — 1931. — Vol. 37, no. 8. — P. 565—569. — doi:10.1090/s0002-9904-1931-05206-x; On the enumeration of magic cubes (англ.) // Bull. Amer. Math. Soc. : journal. — 1934. — Vol. 40, no. 12. — P. 833—837. — doi:10.1090/s0002-9904-1934-05976-7.

1867
Михаил Васильевич Луначарский
русский оперный певец (бас-баритон). Старший брат Анатолия Васильевича Луначарского и Платона Васильевича Луначарского. Родился в Чернигове. Сын судебного деятеля Полтавской губернии (начавшего службу в окружном суде в 1868 году), действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского. Среднее образование получил в Полтавской гимназии, а в 1884 году окончил юридический факультет Московского университета со званием действительного студента, после чего служил в различных министерствах, одновременно музицируя. С 1891 года обучался пению в Петербургской консерватории (преподаватели С.Габель и К.Эверарди). М.В.Луначарский стал одним из организаторов и руководителей Петербургского общества музыкальных собраний, принимая активное участие в концертах общества и участвуя в просветительных и научных музыкальных изданиях, которыми оно занималось. Много концертировал, исполняя романсы и сольные партии в ораториях («Страсти по Матфею» И.С.Баха, «Павел» и «Илия» Ф.Мендельсона, «Песнь о колоколе» М.Бруха). Композитор А.Глазунов посвятил ему романс «Если хочешь любить» (текст А.Коринфского, 1898), а Н.Римский-Корсаков — романс «Медлительно влекутся дни мои» (слова А.Пушкина, 1895). 18 апреля 1895 года в Панаевском театре (Санкт-Петербург) выступил в партии Юрия Токмакова в 3-й редакции оперы «Псковитянка» (спектакль ставился участниками Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний), став таким образом первым исполнителем партии в третьей редакции. 10 декабря 1896 года в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории выступил в партии Бориса Годунова в первом исполнении оперы «Борис Годунов» в редакции Н.А.Римского-Корсакова (дирижировал сам Римский-Корсаков), став таким образом первым исполнителем партии в этой редакции. Партнеры по сцене: Н.Забела-Врубель, Н.Кедров, Г.Морской, Ф.Стравинский, Ф.Шаляпин. Пел под управлением М.Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.А.Римского-Корсакова. Певец закончил сценическую деятельность в 1914 году. Среди исполняемых оперных партий: Онегин (Евгений Онегин); Шакловитый (Хованщина); Светлейший («Черевички»); Юрий Токмаков («Псковитянка», 3-я редакция, первый исполнитель); Борис Годунов («Борис Годунов», ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, первый исполнитель); Фадладин («Фераморс» А.Рубинштейна); Сальери («Моцарт и Сальери»); Дон Жуан («Дон Жуан»). Коллекционировал книги по искусству. По политическим взглядам — кадет. Последние годы жизни провёл главным образом в деревне Полтавской области. Скончался в Москве 15 марта 1929 года. Жена — Любовь С.Луначарская. Сын — Лев (? — 1979).
Детали
Ему приписывается авторство известной фразы: «Чтоб стать интеллигентным человеком, необходимо иметь три высших образования — какие ? — первое должно быть у деда, второе у отца и третье у тебя». Источники: Луначарский, Михаил Васильевич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — Москва: Бизнессофт, ИДДК, 2007.

Петр Павлович Маслов  (516x700, 177Kb)
1867
Пётр Павлович Маслов
советский учёный-аграрий, экономист, историк, академик Академии Наук СССР (12 января 1929). Автор работ по политической экономии социализма, аграрной теории, истории крестьянства в России. Родился в старообрядческой казачьей семье, в деревне Масловка Уйской станицы Троицкого уезда Оренбургской губернии. После окончания казачьей школы обучался в Троицкой гимназии. Поступив в Императорский Казанский университет в 1887 году, посещал марксистский кружок Н.Е.Федосеева. За организацию студенческих беспорядков был исключён с 1 курса и выслан из Казани. В 1889 году поступил на 2-й курс Харьковского ветеринарного института. В том же году был арестован по казанскому делу и пробыл в заключении 3 года. В 1892 году по ходатайству отца отправлен на жительство на родину. Затем переезжает в Самару, в 1893—1894 работал в «Самарской газете». В 1893 году познакомился с Владимиром Ульяновым. В 1894 изучал политическую экономию в Венском университете под руководством профессора О.Филипповичаrude. В 1896 вернулся в Самару, редактировал первую легальную марксистскую газету «Самарский вестник» (1896—1897). Будучи женат, пережил роман с Александрой Коллонтай. После закрытия правительством газеты в 1897 переехал в Санкт-Петербург. В 1897—1901 сотрудничал в первых марксистских журналах «Жизнь», «Начало», «Научное обозрение». В 1901 за участие в демонстрации снова арестован и выслан в Саратов на 3 года, руководил земским исследованием кустарных промыслов в Саратовской губернии. После II съезда РСДРП примкнул к меньшевикам. В 1905 переехал в Москву, где редактировал журнал «Правда» и с октября по декабрь 1905 «Московскую газету». Выдвинул меньшевистскую программу муниципализации земли, отстаивал её на IV съезде РСДРП (1906), где был докладчиком по аграрному вопросу; выступал против ленинской программы национализации земли. Съездом была принята программа муниципализации Маслова. В 1906—1907 работал в петербургских журналах и преподавал в качестве доцента в Петербургском сельскохозяйственном институте. В 1908 году эмигрировал, так как ему грозила тюрьма за редактирование «Московской газеты». После поражения Первой русской революции стоял на позициях ликвидаторства.
Maslov_PP (449x700, 358Kb)
Осуществил исследование истории народного хозяйства в рамках многотомного труда «Общественное движение в России в начале XX века» (тома I—IV. Санкт-Петербург. 1909—1914), который вышел под редакцией Л.Мартова, П.Маслова и А.Потресова. В 1910 году прочел курс лекций для рабочих во фракционной школе группы «Вперед» в Болонье. В 1913 году по амнистии вернулся в Россию, работал сначала в Петербурге, затем с 1914 в Москве. В 1916—1917 редактировал в Москве журналы «Экономическое обозрение» и «Дело». Во время Первой мировой войны занимал оборонческую позицию. В 1915 году был избран товарищем председателя Общества имени А.И.Чупрова для разработки общественных наук. После Февральской революции в составе Центрального земельного комитета принимал участие в подготовке закона о земле. Входил в состав распорядительного комитета Лиги аграрных реформ. Был членом Предпарламента. После Октябрьской революции вернулся на родину в деревню Масловка Троицкого уезда. В конце июня 1918 делегирован населением станицы на Челябинский уездный съезд крестьянских, казачьих, рабочих и мусульманских депутатов, который проходил под его председательством. Избран съездом на должность председателя нового состава исполкома Челябинского комитета Народной власти. С июля 1918 исполнял обязанности комиссара Приуралья при Временном Сибирском правительстве. Участник Государственного совещания в Уфе. Выражая несогласие с политикой сибирских властей, подал в отставку и отошёл от политической деятельности. Впоследствии отошёл от политической деятельности, вёл педагогическую и научную работу. В ноябре 1918 назначен профессором Омского сельскохозяйственного института по кафедре политической экономии и статистики. Преподавал в 1918—1919 годах Омском сельскохозяйственном институте, в 1919—1921 годах в Иркутском государственном университете, в 1921—1922 годах Читинском институте народного образования, в 1923—1926 годах в Московском университете и Московском институте народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. В 1924—1929 годах работал в Институте экономики РАНИОН. В 1929 был избран действительным членом Академии Наук СССР. Привлекался по делу Союзного бюро меньшевиков. 25 апреля 1931 был освобождён из-под стражи и выслан за пределы Москвы на три года. Дело было пересмотрено 30 апреля 1931 года, Маслову было разрешено свободное проживание на территории СССР. Умер в Москве 4 июня 1946 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища. Его сын Павел Петрович Маслов — известный учёный-статистик, заведовал кафедрой статистики Московского финансового института. Внук — Виктор Павлович Маслов, математик и физик, академик Российской Академии Наук. Основные научные труды: Условия развития сельского хозяйства в России. Опыт анализа сельскохозяйственных отношений. — Санкт-Петербург, 1903; Аграрный вопрос в России. Том 1. Условия развития крестьянского хозяйства в России. Том 2. Кризис крестьянского хозяйства и крестьянское движение. — Санкт-Петербург, 1908; Критика аграрных программ и проект программы. — Москва, 1905; Русская революция и народное хозяйство. — Санкт-Петербург, 1906; Развитие народного хозяйства и его влияние на борьбу классов в XIX веке // Общественное движение в России в начале XX века / Под редакцией Л.Мартова, П.Маслова и А.Потресова. — Том I. Предвестники и основные причины движения. Санкт-Петербург, 1909; Теория развития народного хозяйства. Введение в социологию и политическую экономию. — Санкт-Петербург, 1910; Капитализм. Часть 1. Наемный труд и заработная плата. — Санкт-Петербург, 1914; Общедоступный курс истории народного хозяйства с первобытных времен до XX столетия. — Санкт-Петербург, 1914; Экономические причины мировой войны. — Москва, 1915. (2-е издание — 1917 г.); Аграрные программы социалистических партий в Западной Европе и России. –Одесса, 1917; Итоги войны и революции. — Москва, 1918; История хозяйственного быта Западной Европы и России. — Издание 2-е. — Омск, 1920; Мировая социальная проблема. — Чита, 1921; Значение бюджетных исследований для науки о частном и народном хозяйстве. — Чита, 1922; Теория кооперации. — Чита, 1922; Проблема продукции. Еще раз о социальной проблеме. — Москва-Петроград, 1923; Наука о народном хозяйстве. 2-е издание. — Москва-Петроград, 1923. — 700 страниц; Курс истории народного хозяйства. От первобытных времен до XX столетия. — Издание 6-е. — Москва-Ленинград, 1925; Основы кооперации и условия накопления кооперативного капитала. — Издание 2-е исправленное и дополненное — Москва-Ленинград, 1925; Влияние расстояния на распределение производительных сил. Доклад и прения. РАНИОН. — Москва, 1926; Влияние естественных и социальных условий на производительность труда. — Москва, 1926; Основы экономической политики. — Москва-Ленинград, 1926. — 230 страниц.

Romanov (580x700, 144Kb)
1867
Николай Ильич Романов
российский и советский искусствовед, доктор искусствоведения, профессор (1912), директор Государственного музея изящных искусств (1923—1928, ныне — ГМИИ имени А.С.Пушкина), заслуженный деятель искусств, автор многих книг по истории западноевропейского и русского искусства. Николай Романов родился в Москве, происходил из дворянского рода. В 1889 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1900 года Николай Романов преподавал в Московском университете. Он работал на кафедре истории и теории искусств, которой в то время руководил Иван Цветаев. Изначально кафедра была частью классического отделения историко-филологического факультета, а в 1907 году, при активном участии Романова, она была преобразована в самостоятельное отделение истории и теории искусств того же факультета. В 1912 году Романов получил звание профессора Московского университета. Кроме этого, с 1901 года он параллельно читал лекции по истории искусства на Московских высших женских курсах, а с 1907 года — в только что организованном Московском археологическом институте. 31 мая 1910 года Николай Романов был назначен хранителем Отделения изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея, принимал участие в организации нового помещения для картинной галереи и гравюрного кабинета. В этой должности Романов проработал до 1923 года. С 1917 года Николай Романов продолжил свою работу в Московском университете, был профессором кафедры теории и истории искусств, которая до 1921 года оставалась частью историко-филологического факультета, а затем (в 1921—1925 годах) — факультета общественных наук (1921—1925). В ноябре 1917 года совместно с И.Э.Грабарем, Н.П.Чулковым, А.М.Эфросом и Г.В.Сергиевским возглавил Объединённый комитет по охране собраний и памятников искусства и старины. В 1923 году Николай Романов был назначен директором Государственного музея изящных искусств (ныне — ГМИИ имени А.С.Пушкина), куда вскоре была переведена значительная часть экспонатов расформированного Румянцевского музея. Он активно участвовал в создании картинной галереи ГМИИ. Романов проработал директором ГМИИ до 1928 года. В последующие годы Николай Романов продолжал преподавательскую деятельность: в 1938—1941 годах он преподавал в Московском институте философии, литературы и истории, а в 1941—1948 годах работал на кафедре общего искусствознания филологического факультета МГУ. В 1945 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В числе его наиболее известных учеников — Б.Р.Виппер, М.В.Алпатов, Н.И.Брунов, Г.В.Жидков, В.Н.Лазарев, Д.С.Недович, А.А.Сидоров, М.И.Фабрикант, В.А.Фаворский, В.М.Полевой, И.А.Антонова, М.З.Холодовская, О.Д.Никитюк и другие. Умер в родном городе 17 июня 1948 года. Похоронен на Донском кладбище. Награды: Орден Ленина (10 июня 1945). Семья: Сын — Борис Николаевич Романов, физик-ядерщик, работал с академиком И.В.Курчатовым;. Внучка — Елена Борисовна Романова, художник-монументалист, Заслуженный художник РСФСР. Сочинения Н.И.Романова: Рембрандт, Москва, 1904; А.А.Иванов и значение его творчества, Москва, 1907; История итальянского искусства (первая половина XV века), Москва, 1909; Музей изящных искусств в Москве, Москва, 1909; Введение в теорию искусства, Москва, 1915 (второе издание — Москва, 1917); Местные музеи и как их устраивать, Москва, 1919; Произведения Рафаэля в России, Москва, 1922; Искусство Бельгии. Сокровища живописи, Москва, 1923; Рафаэль, Москва—Ленинград, 1946. Источники: Романов Николай Ильич // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Романов Николай Ильич. Летопись Московского университета.

1868
Антонин Аристархович Милков
российский архитектор, работавший в Москве в стиле модерн. Родился в Ярославле. В 1889 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1902 году с Малой серебряной медалью и получил звание неклассного художника архитектуры. В 1899 году работал помощником участкового архитектора. В 1902—1905 годах имел частную архитектурную практику в Москве. Судьба зодчего после 1907 года неизвестна. Брат архитектора Г.А.Милкова. Постройки в Москве: Торговый дом «Волк и К» (1901, Садовническая набережная, 75) — снесён; Доходный дом (1901, Пречистенский переулок, 18); Фабричный корпус (1903, Садовническая набережная, 71); Доходный дом И.Д.Пигита (1908, Большая Садовая улица, 18, совместно с Э.С.Юдицким). В настоящее время здесь располагается Государственный музей имени М.А.Булгакова в Москве; Культурно-просветительский центр «Булгаковский дом»; Фонд имени М.А.Булгакова. В этом доме в «нехорошей квартире» № 50 происходило действие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Литература: Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е издание — Москва: Жираф, 2005. — 535 страниц. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страница 173. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0.

1868
Владимир Николаевич Шокоров
командир Чехословацкого корпуса в России. Окончил 3-й Московский кадетский корпус (1886), Военное Алексеевское училище (1888), Николаевскую академию Генерального штаба. Выпущен в чине поручика в 4-й пехотный Копорский полк. 28 ноября 1914 — генерал-майор, в Первую мировую войну был начальником штаба 12-й пехотной дивизии. С 15 октября 1917 года по август 1918 года — командир Чехословацкого корпуса, затем назначен инспектором чехословацких войск с производством в генерал-лейтенанты. Генерал Шокоров, используя своё новое положение, чтобы оправдать свой пост и придать ему высокий авторитет, игнорируя командование других Белых войск на Урале и в Сибире, стал издавать собственные приказы русским командующим частями, дивизиями, корпусами, армиями и фронтами, что вносило путаницу в проведении боевых операций.
Шокоров (700x525, 501Kb)
Генерал-лейтенант В.Н.Шокоров (стоит в центре)
После окончания гражданской войны эмигрировал в Чехословакию, где занимал должность генерала для особых поручений Министерства национальной обороны. С 1925 года — в отставке. Умер в муниципалитете Модржаны (ныне район Праги) 11 июля 1940 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1902); Орден Святой Анны III степени (1905); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1907); Орден Святой Анны II степени с мечами (1907); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1907); Орден Святого Владимира III степени (Высочайший приказ 3 апреля 1913); мечи к ордену Святого Владимира III степени (Высочайший приказ 2 декабря 1914); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 9 марта 1915); Высочайшее благоволение (Высочайший приказ 20 июня 1915); Орден Святого Станислава I степени (Высочайший приказ 19 мая 1916); Орден сокола (чешское название — Řád sokola) с мечами (1919).

Попов  (700x502, 164Kb)
1869
Вениамин Николаевич Попов
художник, заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР, народный художник Карельской АССР, член Союза художников СССР (1940). Родился в местечке Юговский завод Кунгурского уезда Пермской губернии, в семье дьякона. В Перми он закончил духовную семинарию, но по стопам отца не пошeл. Юношу влекло искусство, он неплохо рисовал и мечтал поступить в Санкт-Петербургскую императорскую Академию Художеств. Мечта сбылась в 1891 году. В. Попов приехал в Санкт-Петербург, вполне успешно (хоть и с некоторым опозданием) сдал вступительные экзамены и за три года обучения в Академии прошeл все классы – «головной», «фигурный», «натурный», получил серебряные медали за свои работы. В 1893 году в Академии прошла реформа образования, было учреждено высшее художественное училище, где преподавали В.Е.Маковский, И.Е.Репин и другие известные художники-передвижники. В.Н.Попов занимался в мастерской великого Репина, у него в 1897 году написал конкурсную картину «За тканьeм» (находится в Музее города Толедо, США). В те годы И.Е.Репин оказал большое влияние на молодого Попова. Об этом свидетельствует «Портрет жены», написанный в 1902 году в репинской манере, и ряд других работ раннего Санкт-Петербургского периода творчества В.Н.Попова. К сожалению, их сохранилось немного. Среди них – пленэрный этюд «Женщина на берегу моря», «Портрет учительницы К.В.Шевелeвой-Петцель», «Девочка с собачкой» (картины находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия). В 1911 году Вениамин Николаевич впервые поехал на этюды в Олонецкую губернию, и так был очарован природой этого края, что решил остаться в Карелии навсегда. В 1915 году он купил небольшой дом в Царевичах на берегу Укшозера, который служил ему и мастерской. Там В.Н.Попов в 1930-е годы создал многие свои пейзажи. Лучшие из них – «Тракторная лесовывозка» (1936), «Осень в Карелии» (1937). По признанию самого художника, в те годы он переживал свою третью творческую молодость. Работу живописца Вениамин Николаевич успешно соединял с педагогической деятельностью. В 1919 году по его инициативе и при его участии в Петрозаводске впервые открылась художественная школа (просуществовала два года). Любимым детищем В.Н.Попова стала студия изобразительного искусства, организованная в 1936 году при Доме народного творчества города Петрозаводска. Там у В.Н.Попова – а он был талантливым педагогом – первые уроки профессиональной грамоты получили М.А.Макарьевский, И.В.Черных, Л.И.Гильберт, К.Н.Осипова, С.Х.Юнтунен, К.Л.Буторов и другие художники, стоявшие у истоков образования в Карелии творческой организации Союза художников. В 1939 году В.Н.Попову присвоили звание «Заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР», а в 1940 году он был избран депутатом Верховного Совета Карельской АССР. Когда началась Великая Отечественная война, Вениамин Николаевич Попов с женой, Натальей Антоновной, эвакуировался в город Белозерск, провeл там два одиноких, голодных года. В 1943 году его друзья – художники, работавшие в годы войны в городе Беломорске (обязанности председателя Союза художников КАССР выполняла И.В.Черных) – выхлопотали разрешение на переезд больного В.Н.Попова в Беломорск. Там, в 1944 году, физически окрепший художник создал групповой портрет «Рыбаки-колхозники» (находится в Карельском государственном краеведческом музее). Это была последняя значительная работа Вениамина Николаевича Попова, его лебединая песня. В этом же году В.Н.Попову исполнилось 75 лет, ему было присвоено высокое звание «Народный художник Карельской АССР». Вениамин Николаевич Попов скончался в городе Петрозаводске 22 сентября 1945 года, похоронен на Зарецком кладбище. Обаятельный образ художника создал и сохранил для потомков в портрете Г.А.Стронк. Портрет В.Н.Попова был написан с натуры за год до смерти старого мастера. Творческое наследие народного художника КАССР бережно хранят музеи Карелии – Карельский государственный краеведческий музей и Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Библиография: Попов Вениамин Николаевич // Живопись : русскпя живопись XVIII – начала XX века, отечественная живопись XX века, живопись Карелии XX века, западноевропейская живопись XVI–XX веков : каталог. – Петрозаводск, 2005. – Страницы 128–129 : иллюстрации; Калинин, Е.С. Попов Вениамин Николаевич / Е.С.Калинин // Художники Карелии / Е.С.Калинин. – Петрозаводск, 2000. – Страница 153 : иллюстрации; Вениамин Николаевич Попов (1869–1945) // Александр Андриянов, Вениамин Попов – первые профессиональные живописцы Карелии. – Петрозаводск, 1994. – Страницы 14–23 : иллюстрации; Полякова, С. Ученик Репина, учитель Юнтунена / Серафима Полякова // ТВР-Панорама. – 1999. – 21 июля (№ 30). – Страница 22 : иллюстрации; Poljakova, S. Veniamin Popov. Tytto ja pieni koira / Serafima Poljakova // Carelia. – 2003. – № 4. – S. 160. – Текст на финском языке. Перевод заглавия: [Вениамин Попов. Девочка с собакой : из истории создания картины]; Poljakova, S. Veniamin Popov. Nainen meren rannassa / Serafima Poljakova // Carelia. – 2007. – № 8. – S. 160. – Текст на финском языке. Перевод заглавия: [Вениамин Попов. Жена художника на берегу озера : из истории создания картины]; Такала, Р. Был сорок третий год… : посвящаю В.Н.Попову : [стихи] / Рейё Такала // Комсомолец. – 1982. – 23 февраля. В.Н.Попов : к 125-летию со дня рождения // Календарь памятных дат Карелии, 1994. – Петрозаводск, 1993. – Страницы 16–18. Иллюстрации: Стронк, Г.В. Н.Попов : [портрет] / Георгий Стронк // По Карелии : воспоминания, зарисовки / Георгий Стронк. – Издание 2-е, исправленнок и дополненное. – Петрозаводск, 1979. – Страница 93.

00Hilaire Belloc-1 (490x700, 124Kb)
1870
Джозеф Хилэр Пьер Рене Беллок (Hilaire Belloc)
писатель и историк англо-французского происхождения (с 1902 года подданный Великобритании). Один из самых плодовитых английских писателей начала XX века. Был горячим приверженцем Римско-католической церкви, что оказало большое влияние на большинство его работ. Беллок родился в Сен-Клу — в пригороде Парижа. Отец его был французом, мать — англичанкой. Сестра ― Мари Беллок, также стала писательницей. Его детство прошло в Англии в деревне Слиндон в Западном Суссексе. Позднее он будет очень скучать по этим местам. Это отражено в его стихотворениях «West Sussex Drinking Song», «The South Country» и даже ещё более меланхоличном «Ha’nacker Hill». Его мать, Элизабет Рейнер Паркес (1829—1925), также была писательницей и была правнучкой английского химика Джозефа Пристли. В 1867 году она вышла замуж за поверенного Луиса Беллока, сына французского художника Жана Илера Беллока. В 1872 году, через 5 лет после свадьбы, Луис умер, что совпало с крахом на фондовом рынке, полностью разорившим семью. Молодая вдова с сыном, а также со своей сестрой Марией вернулись в Англию, где Хилэр и провел все своё детство и юность, за исключением периода военной службы во французской артиллерии. После окончания школы при Оратории Джона Генри Ньюмана в 1891 году Беллок проходил военную службу, как французский гражданин, в артиллерийской части недалеко от Туля. Он был атлетически сложён, обладал хорошей выносливостью и много ходил пешком по Англии и континентальной Европе. Когда Бэллок ухаживал за своей будущей женой Элоди, то, будучи небогатым человеком, прошёл пешком большую часть пути из Среднего Запада США до её дома в северной Калифорнии, рисуя за небольшую плату владельцев дальних ферм и ранчо и подрабатывая сочинением стихотворений. После окончания военной службы Беллок поступил в колледж Баллиоль в Оксфорде на исторический факультет. Там он получил свои первые школьные награды по истории.
Увлечения
В начале 1930-х ему подарили старый катер под названием «Джерси». На нём он плавал несколько лет в районе Англии с командой помощников. Один из молодых людей, бывших в его команде, Дермод Маккарти, написал книгу об этом периоде под названием «В плавании с мистером Беллоком» («Sailing with Mr Belloc»).
Участие в политической жизни
Выпускник 1895 года колледжа Баллиоль, Беллок был заметной фигурой Оксфордского университета, будучи президентом ораторского общества Оксфордский союз. Политикой он занялся после получения английского гражданства. Ощутимой неудачей для него был провал на собеседовании для зачисления в члены колледжа 'All Souls'. С 1906 по 1910 он был членом парламента от либеральной партии, баллотировавшись от округа Южный Салфорд. Однако он быстро разочаровался в политике партии.
Hilaire_Belloc (530x700, 257Kb)
Литературная деятельность
Беллок активно занимался литературой, притом как прозой, так и поэзией. Он работал в тесном сотрудничестве с Г.К.Честертоном и Б.Шоу. Его совместная работа с Честертоном дала жизнь термину Честербеллок. Единственным периодом работы Беллока по найму был с 1914 по 1920, когда он работал редактором журнала Земля и Вода, посвящённого анализу последствий Первой мировой войны.
Семья
Беллок был братом романистки Марии Аделаиды Беллок Лондес. В 1896 году женился на Элоди Хоган, американке по происхождению. В 1906 году купил участок с домом под названием Королевская земля в деревне Шипли, Западный Сассекс, в котором он прожил практически до самой смерти. У Элоди и Беллок было пятеро детей. В 1914 году Элоди умерла от гриппа. Его сын Луис погиб в Первую мировую войну.
Старый гром
Его образ и стиль жизни вполне соответствовал прозвищу, которое он получил в детстве — Старый Гром. Один из друзей Беллока, лорд Шеффилд, описывает его вызывающее поведение в предисловии к книге Круиз Ноны («The Cruise of the Nona»). «Время от времени я наблюдал, как придумывал какую-нибудь возмутительную теорию, для того чтобы взбудоражить всю компанию, и наслаждался спором, медленно отступая от своей непримиримой позиции… Конечно Беллок был необъективен, но из его окружения мало кто был задет его необъективностью, и кому не доставляло удовольствие наблюдать, как он борется за них, и кто бы не почитал его за честность и за его энтузиазм. Как только начиналась словесная баталия, весь арсенал средств шел в бой один за одним. Диалектика, насмешки, софизмы, эпиграммы, сарказм, исторические свидетельства, неопровержимые доказательства и моральные поучения — все средства, в применении которых он был большой мастер, шли в ход, и каждое на своём месте. Тем не менее, ему было свойственно учтивое и обходительное поведение. Глубоко чувствующий человек, он был самой доброй и самой понимающей натурой, которую я знал. Несмотря на всю его бесшабашность и напыщенность в нем не было ни капли жестокости; он был способен к самому чуткому состраданию к чувствам других людей. Как он сам любил говорить о других, довольно тихо и коротко: «Он хороший человек. Он попадёт в Рай.»
В прениях и дебатах
Беллок впервые привлёк внимание публики вскоре по прибытии в колледж Бейлиол после прохождения военной службы. Посещая свои первые дебаты Оксфордского Союза, он обратил внимание на то, как слабо и без энтузиазма защищается одна из сторон. По завершении дебатов, после призыва к голосованию, Беллок встал со своего места и экспромтом произнес решительную речь в поддержку слабой стороны. Как показал подсчет голосов, Беллоку удалось выиграть эти дебаты и заслужить репутацию прекрасного оратора. Позднее он был выдвинут в президенты Союза. На дебатах по выдвижению его противниками были Фредерик Эдвин Смит и Джон Бьюкен, последний из них был его другом. Весьма показателен его спор с Гербертом Уэллсом по поводу книги Уэллса «Очерки истории». Будучи довольно религиозным, Беллок критиковал Уэллса за излишне научный подход к эволюции как естественному отбору, который, по мнению Беллока, был совершенно невозможен. Уэллс отмечает, что «Спор с мистером Беллоком был похож на перекрикивание бури с градом». В рецензии Беллока на «Очерки истории» было отмечено, что книга Уэллса представляет собой объемный, хорошо написанный труд, «ровно до появления Человека, которое происходит в районе седьмой страницы». Уэллс ответил на это книгой «Мистер Беллок возражает». Беллок, в свою очередь, ответил книгой «Мистер Беллок по-прежнему возражает». Джордж Култон, остроумный и настойчивый оппонент, написал статью «Мистер Беллок о средневековой истории». После некоторого, довольно длительного периода враждебности, Беллок ответил брошюрой «Случай Доктора Култона», в 1938. Беллока называли одним из Большой Четверки писателей эпохи короля Эдуарда VII, наряду с Уэллсом, Бернардом Шоу и Гилбертом Честертоном. Все они постоянно устраивали дискуссии и спорили между собой до 1930-х. (Стоит упомянуть, что под Большой Четверкой иногда понимают Джона Голсуорси, Арнольда Беннета, Герберта Уэллса и Бернарда Шоу).
Ремесло писателя
Однажды, когда Хилэра Беллока спросили, почему он написал так много книг, он ответил: «Потому что мои дети вечно канючили икру и жемчуга».
Эссе и заметки путешественника
Уже с самого начала писательской деятельности Беллоку удалось достичь определённых высот. Его книга «Путь в Рим» (англ. The Path to Rome) (1902) о путешествии пилигрима, которое он совершил из центральной Франции через Альпы в Рим, постоянно переиздавалась. Являясь бо́льшим, чем просто заметки путешественника, «Путь в Рим» содержит описания людей и мест, встречавшихся по пути, художественные зарисовки, сделанные ручкой и карандашом, а также это произведение наполнено юмором, поэзией и размышлениями автора о событиях того времени. На страницах книги Беллок предстает перед читателем глубоко восхищенным и любящим Европу, причем его глубокая Вера вдохновляет его на это все сильнее и сильней по его словам. В качестве эссеиста он принадлежал к небольшой, господствующей группе популярных писателей (вместе с Честертоном, Эдвардом Лукасом и Робертом Линдом). В целом, иногда он предстает немного самоуверенным и заядлым поборником Католической церкви. В одном из абзацев книги Круиз Ноны, когда Беллок сидит в одиночестве у штурвала своей лодки под ночным звёздным небом, очень хорошо показано его отношение к католицизму и человечеству; он пишет: «Этот божественный Свет ниспослан на землю взмахами крыльев Веры.»
Поэзия
Его «нравоучительные сказки» — шутливые стихотворения с невероятной моралью, красиво иллюстрированные Базилем Блеквудом, а позднее — и Эдвардом Гореем — одни из самых известных его стихотворений. Хотя и написанные для детей, они, как и многие произведения Льюиса Кэрролла адресованы взрослым: «Про девочку Анну, которая для забавы хлопала дверью и погибла» (Rebecca, who slammed doors for fun and perished miserably). Сказка о «Матильде, которая говорила неправду и была сожжена» была положена в основу пьесы Дебби Изитт «Матильда-лгунья». В чём-то, можно считать Роальда Даля последователем Беллока. Но можно сказать, что у Беллока был более широкий, а скорее более жутковатый подход. Беллок также известен благодаря «Сонетам и куплетам» — сборник который подражает ритмичности и мелодичности его стихов для детей. Поэзия Беллока зачастую религиозна, часто — романтична. На всем протяжении «Пути в Рим» Беллок пишет бесконечную песенку. Беллок является автором строк про пулемет «Максим», которые часто приписывают Редьярду Киплингу:
«На каждый вопрос есть четкий ответ:
У нас есть «максим», у них его нет.»
Это цитата (не очень точно переведенная на русский) из стихотворения «Современный путешественник» («The Modern Traveller»): по тексту стихотворения, во время восстания туземцев герой повторяет себе под нос: «Что бы ни случилось, но у нас есть пулемет "Максим", а у них его нет».
История, политика, экономика
Самую широкую известность из публицистических работ Беллока получили книги Государство рабов (англ. The Servile State, 1912) , Европа и Вера (англ. Europe and Faith, 1920) и Евреи (англ. The Jews, 1922) (в которой он заявлял об «угрозе» которую евреи представляют для «белой расы»). С ранних лет Белок был знаком с Эдвардом Генри Маннингом, который обратил мать Беллока в католическую веру. Участие Маннинга в Лондонской портовой забастовке 1889 года произвело большое впечатление на Беллока и определило его политические взгляды, со слов биографа Беллока Роберта Спиэйта (англ. Robert Speaight). Сам Беллок описывает эти события в книге Круиз Ноны. Беллок был суровым критиком несдерживаемого капитализма и многих аспектов социализма. Вместе с Г.К.Честертоном, С. Честертоном и Артуром Пенти Хилэр Беллок занимался разработкой социоэкономической системы — дистрибутизма. В книге Государство рабов (англ. The Servile State), написанной после окончания партийной карьеры Беллока, а также в других работах он критикует современное ему экономическое устройство общества и парламентскую систему, предлагая теорию дистрибутизма в качестве альтернативы как капитализма, так и социализма. Беллок указывал, что дистрибутизм имеет глубокие исторические корни в Европе и что переход к дистрибутивизму — скорее небольшой шаг назад в историческом развитии. Он призывал к роспуску парламента и к замене его собранием представителей различных социальных групп общества (что очень напоминает идею корпоративизма). Под влиянием этих идей Беллок написал серию биографий исторических деятелей, таких как Оливер Кромвель, Яков II и Наполеон. В этих книгах можно увидеть Беллока как яркого поборника чистого католицизма и как критика многих аспектов современного мироустройства. Беллок выражал большое недовольство историей как наукой, когда она «отполирована до блеска» и превращается в «официальную трактовку событий». Биограф Беллока, Джозеф Пирс, особо отмечает недовольство Беллока на проявления секуляризма в книге Герберта Уэллса «Очерки истории». «Уэллс, по мнению Беллока, является явным противником христианства, так как в его «очерках» для Персидской кампании против греков уделено гораздо больше места, чем для описания Иисуса Христа.» Беллок также писал много на тему истории войн. В жанре альтернативной истории он принял участие в сборнике «Если бы все случилось иначе» (If It Had Happened Otherwise), 1931, под редакцией сэра Джона Сквайра.
Смерть
В 1941 году перенёс инсульт, от которого не смог оправиться до конца своих дней. Умер в Католическом госпитале в Гилдфорде, Суррей, 16 июля 1953 года. Похоронен на старом кладбище у Католического Алтаря церкви Святой Девы Мари Утешительницы и Святого Франциска в деревне Западный Гринстед, недалеко от его дома в Шипли. Беллок был постоянным прихожанином этой церкви. На поминальной службе преподобный Рональд Нокс отметил, что «ни один человек его времени не сражался так отчаянно за добрые дела».
Отношение к религии
Одним из самых известных изречений Беллока является «Вера в Бога — это Европа, и жить по-европейски — значит верить в Бога» (англ. the faith is Europe and Europe is the faith); в этом изречении сходятся воедино все его взгляды (ортодоксально-католические) и все его устремления. Такой взгляд на веру нашёл отражение во многих работах Беллока в период с 1920 по 1940 годы, многие из которых считаются образцами апологий католической церкви. В то же время они подвергаются критике, например, при сравнении с работами Кристофера Доусона того же времени. Беллок упоминает об этом обретении своей веры в одной из глав «Круиза Ноны». Беллок верил в превосходство католицизма над всеми остальными религиями, а Католическая Церковь — это центр и дом для человеческой души. Если смотреть не так серьёзно, то его отношение к католицизму можно передать его же словами: «Когда в мире светит Католическое солнце — то вокруг и смех, и любовь, и красное-красное вино». При этом у Беллока было весьма пренебрежительное отношение к Англиканской церкви и к различным еретикам в его понимании: «Heretics all, whoever you be/ …You never shall have good words from me/ Caritas non conturbat me». В его «Песне о Пелагианской Ереси» он высказывается очень резко в адрес епископа Осерского: «with his stout Episcopal staff/ So thoroughly thwacked and banged/ The heretics all, both short and tall/ They rather had been hanged».

Bertram_Boltwood (700x542, 189Kb)
1870
Бертрам Болтвуд (Bertram Borden Boltwood)
американский учёный. Родился в городе Амхерст, округ Хампшир, штат Массачусетс, США. Проходил стажировку в Англии у Эрнеста Резерфорда. Доказал, что радий является продуктом распада урана. Также в 1907 году высказал предположение, что свинец является продуктом распада урана, что позволило вычислить возраст Земли, который насчитывал 4,6 млрд лет. Открыл ионий. Покончил жизнь самоубийством в поселении Ханкок, округ Ханкок, штат Мэн, США, 15 августа 1927 года. Память: Именем учёного назван минерал болтвудит. Источники: Храмов Ю.А. Болтвуд Бертрам Борден // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва : Наука, 1983. — Страница 38. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку