-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110387
Комментариев: 6802
Написано: 118860


27 июля родились...

Суббота, 27 Июля 2024 г. 07:42 + в цитатник
Fatimah_Calligraphy (700x700, 363Kb)
604
Умм аль-Хасан Фатима бинт Мухаммад аль-Кураши (арабское имя — فاطمة بنت محمد‎;)
младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Родилась в Мекке. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Имя Фатима (арабское имя — فاطمة‎) означает «отнимающая [ребёнка] от груди». У Фатимы было несколько куний: Умм Абиха («Мать её отца»), Умм аль-Хасанайн («Мать двух Хасанов [Хасана и Хусейна]»), Умм аль-Хасан («Мать Хасана»), Умм аль-Хусейн («Мать Хусейна»), Умм аль-Аимма («Мать имамов»). Также в отношении неё используются множество прозвищ и титулов: аз-Захра (الزهراء‎ — «Освещающая»), Сидди́ка (صديقة‎ — «Правдивая») и др. «Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой. Фатима была первой, кого пророк Мухаммад приветствовал, вернувшись с похода, и последней, с кем он прощался, выходя в него. Кроме Фатимы я не видел такого человека, чтобы его вид, серьёзность, манера вставать и садиться были так сильно похожи на пророка. Каждый раз, когда Фатима заходила в помещение, посланник Аллаха шёл к ней навстречу, целовал её и сажал на своё место, когда же Посланник Аллаха входил в помещение, Фатима подымалась со своего места, подходила к нему, целовала его и уступала ему своё место» — Сахих Тирмизи, том 2, страница 319. Фатима родилась в пятом, по некоторым источникам в первом, году после начала пророческой миссии пророка Мухаммада в Мекке. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её и отказали ей в помощи, и рожать ей пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди оседлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму же Хадиджа с рождения воспитывала сама. Первые годы жизни Фатимы совпали с экономической блокадой курайшитов против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб, после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия, предпринимаемых против её отца и его последователей. После того, как Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи. Среди них были такие сподвижники, как Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году. Махр, данный Фатиме, составил 480 (в некоторых источниках 500) динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе. Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы в Медине 28 августа 632 года. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али так и не взял второй жены при жизни Фатимы.
Funeral_of_Fatima,_Folio_from_a_Falnama_(Book_of_Divination)_mid-1550s–early_1560s_Iran,_Tabriz._Metropolitan_Mus._N-Y (537x700, 542Kb)
Похороны Фатимы. Миниатюра из Фальнаме (Книги гаданий). Тебриз, 1550-60е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Множество хадисов рассказывают о трудолюбии и усердии дочери пророка: «…Фатима сама размалывала зерно, отчего на её руках появились костные мозоли. Она сама носила домой воду в кожаных бурдюках, которые оставляли следы на её груди. Она сама убиралась по дому, и её одежда становилась пыльной, она так много разжигала огонь в печи, что её одежда становилась чёрной от сажи…» — Сахих Абу Дауд, том 33, раздел «О тасбихах перед сном» Однако больше всего времени Фатима посвящала поклонению Аллаху, многие ночи она проводила в молитвах намазах. Дети Фатимы: Хасан ибн Али (родился в 624); Хусейн ибн Али (родился в 626); Зайнаб бинт Али; Умм Кульсум бинт Али; Мухсин. Фатима умерла через несколько месяцев после своего отца, как он и поведал ей перед смертью, в 11 году хиджры. Она завещала, чтобы её тело омыл Али. Из политических соображений Али тайно похоронил Фатиму, место её могилы до сих пор неизвестно. Мусульмане-шииты рассматривают гибель Фатимы как акт мученичества и почитают её память 20-дневным трауром в месяце Джумада аль-уля. С Фатимой связан амулет хамса, имеющий в исламе также название «Рука Фатимы». По легенде, однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился. Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. Литература: Али-заде, А.А.Фатима бинт Мухаммад (архив ) // Исламский энциклопедический словарь. — Москва: Ансар, 2007.

Ursmer1 (483x700, 327Kb)
644
Урсмар (Ursmar)
святой, странствующий епископ, первый настоятель монастыря Лобб. День памяти — 19 апреля. Святой Урсмар был странствующим епископом, возможно, родом из Ирландии. Около 680 года майордомом франков Пиппином II он был поставлен первым настоятелем монастыря Лобб. С его именем также связывают создание бенедиктинского монастыря Оне и аббатства в Валлере. Житие святого было написано Херигером Лоббским. Святой Урсмар умер в Бельгии 18 апреля 713 года. Его преемником на посту настоятеля монастыря Лобб стал святой Эрмин.

Kukai (618x700, 648Kb)
774
Кукай (японское имя — 空海; «море пустоты»)
крупный религиозный и общественный деятель Японии эпохи Хэйан, японский проповедник, самый почитаемый буддистский святой в Японии. Основатель буддийской школы Сингон. В 804 г. отправился на учёбу в танский Китай, где приобрёл широкие познания, был принят при дворе и прославился как выдающийся каллиграф. По возвращении в Японию в 806 г. завоевал доверие императора Сага, а в 810 был даже назначен на пост настоятеля центрального храма Тодай-дзи в Нара. Главным делом в жизни Кукая стало основание монастыря Конгобу-дзи на горе Коя-сан (современная префектура Вакаяма). Монастырь по сей день является одним из главных духовных центров Японии, привлекающим множество паломников и туристов. Кроме того, Кукай основал первые в Японии общественные школы, принимавшие учеников вне зависимости от их сословия. Кукай учился в Китае в то же время, что и Сайтё, основатель школы Тэндай, они долгое время дружили. Сайтё многократно обращался к Кукаю за помощью, брал у него тантрические тексты, получал также наставления и инициации. Однако Кукай, дав Сайтё начальную инициацию и инициацию второго уровня, отказался дать ему высшую передачу, которая сделала бы Сайтё полноценным мастером тантрической школы, так как не были выполнены предварительные условия, а потом отказался давать ему некоторые тексты, это привело к окончанию их дружбы в 812. После смерти Кукай получил титул-псевдоним Кобо Дайси (японское название — 弘法大師 — «Великий учитель — распространитель Дхармы»). Японские предания приписывают ему заслуги в самых различных областях: строительство дамб, медицина, изобретение слоговой азбуки и т. д. Авторитет Кукая был так велик, что даже правители средневековой Японии впоследствии ссылались на его имя для оправдания своих нововведений. В возрасте 61 года Кукай отказался от еды и воды и погрузился в медитацию. На 21 день третьей луны в (835) его дыхание остановилось. Император Ниммё послал соболезнование, но неудачное время года делало невозможным сообщение с горой Коя-сан, и нельзя было организовать кремацию. В соответствии с волей Кукая, он был помещён на восточной вершине горы Коя-сан. Кукай похоронен в мавзолее храма Окуно-ин (японское название — 奥の院) на горе Коя-сан. По легенде Кукай не умер, а вошёл в глубокое самадхи в ожидании пришествия будды Майтреи. Кукай признан бодхисаттвой, пришедшим к людям в мрачное время упадка между буддами Сакьямуни и Майтреей. Считается, что Кукай установил практику паломничества по 88 храмам Сикоку, которые посетил сам. Однако, по его собственным записям, он посетил только 2 из них. Сочинения: 十住心論, окончено в 830 г; 文鏡秘府論 — важный источник по литературному китайскому языку.

Tangxuanzong (553x700, 247Kb)
810
Сюань-цзун (китайское имя — 宣宗)
19-й император династии Тан в 846—859 годах. Родился в Чанъане. Был 13-м сыном императора Сянь-цзуна. При рождении получил имя Ли И. При следующих императорах не проявлял какой-либо политической активности. В 821 году император Му-цзун присвоил ему титул князя Гуань. После начала болезни У-цзуна евнухи в 846 году сделали Ли И наследником трона, желая сделать его марионеткой в своих руках. Ли И тогда же сменил имя на Ли Чэнь. В том же году после смерти императора У-цзуна Ли Че стал новым правителем империи под именем Сюань-цзун. С самого начала Сюань-цзун решил восстановить своё влияние на дела в государстве. Сначала он наказал чиновников, которых считал причастными к смерти своего отца. Впоследствии в 847 году отстранил и отправил в ссылку влиятельного чэнсяна (канцлера) Ли Дэюя. После этого прекратил длительную вражду между родами Ню и Ли. В 848 году начал войну против Тибета, воспользовавшись смутой в этом государстве после смерти императора Дармы. Война продолжалась до 851 года, когда ранее захваченные тибетцами земли были возвращены в состав империи. В то же время Сюань-цзун смягчил имперскую политику в отношении тангутов, чем обеспечил мир на западных землях. Одновременно была подавлена попытка части тангутских племён восстать в Ордосе, тогда же он заключил новый союз с киргизами, что позволило окончательно избавиться от опасности вторжения уйгуров. Вместе с тем ввёл политику экономии, уменьшение расходов на императорский двор, членов своей семьи, чиновников. При этом осторожно пытался уменьшить влияние евнухов, но без особого успеха. Со временем всё больше стал углубляться в мистицизм, что негативно отразилось на управлении страной. Начался рост преступности, снова подняли голову речные пираты. В конце 850-х годов вдоль Большого канала и в нижнем течении Янцзы вспыхнуло большое восстание во главе с Ши Фу. Его удалось подавить с большим трудом. В Сычуань стали вторгаться бирманские племена, которые впоследствии доходили даже до Кантона. Ухудшение экономической ситуации, наводнения на Большой равнине, нашествия саранчи, голод вызвали многочисленные восстания. Одно из самых мощных возглавил Бан Сюань, который с армией в 8000 человек дошёл до Лояна, но был разбит правительственными войсками. Умер 10 сентября 859 года, отравившись одним из «эликсиров бессмертия», что давали ему даосские монахи. Дети: И-цзун, Li Mei, Ли Цзин, Li Zi, Ли И, Li Ze, Ли Жунь, Ли Ця, Ли Жуй, Li Men, Ли Юн, Li Guan, Wanshou, Юнфу, Сигогун, Guangde, Princess Heyi, Жаоань, Шэнтан, Пин Юань, Тан Ян, Сюйчан Чжуан Су и Фэн Ян. Библиография: Rainer Hoffmann, Qiuhua Hu: China. Seine Geschichte von den Anfängen bis zum Ende der Kaiserzeit. Freiburg 2007. ISBN 978-3-7930-9499-9.

992
Хёнджон (корейское имя — 현종, 顯宗)
8-й правитель корейского государства Корё, правивший в 1009—1031 годах. Имя — Сун (корейское имя — 순, 詢, Sun). Второе имя — Ансе (корейское имя — 안세, 安世, Anse). Посмертные титулы — Тэхё тогви тальса Вонмун-тэван. Умер 11 июня 1031 года. Литература: Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература Российская Академия Наук, 2010. — 806 страниц — ISBN 978-5-02-036350-2; Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература, 2011. — Т. Addenda. — 687 страниц — ISBN ISBN 978-5-02-036479-0; Восточная Азия // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 томах / Автор-составитель В.В.Эрлихман. — Том 3. — Страницы 346—353.

 (433x699, 104Kb)
1082
Чжао Цзи (Хуэйцзун; китайское имя — 宋徽宗)
восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии. Все свое свободное время посвящал искусству, что привело его к небрежению государственными делами и катастрофе: империя потеряла свои северные владения, Кайфэн, одна из величайших столиц мира, была разграблена. Пленение императорского дома положило конец истории Северной Сун. Хуэйцзун. Император Хуэйцзун стал восьмым императором одной из самых знаменитых династий Китая – Сунн. Вся его жизнь прошла в обстановки роскоши, изысканности и искусства, но закончилась трагедией. Чжао Цзи был 11-м сыном императора Шенсонга. В феврале 1100 года старший брат императора умер, не оставив после себя наследника. По воле судьбы Чжао Цзи занял место императора. Он царствовал с 1100 по 1126. Запретил буддизм и покровительствовал развитию даосизма. Хуэйцзун был известен как опытный поэт, художник, каллиграф и музыкант. Он собрал коллекцию из более чем 6000 тысяч известных картин. Он также увлекался игрой на Цисяньцинь, о чем свидетельствует его знаменитая картина «Слушая Цинь». Хуэйцзун проводил большую часть своего времени, восхищаясь искусством. Он был коллекционером живописи, каллиграфии и антиквариата предыдущих эпох китайской культуры. Он сам писал стихи, рисовал картины, создавая свой собственный стиль каллиграфии, интересовался архитектурой и ландшафтным дизайном и даже писал трактат по медицине. Хуэйцзун прилагал огромные усилия для поиска лучших мастеров искусства. Он создал императорский дом живописи «Хан Лин Хуа Юань», где выставлялись лучшие работы мастеров со всей страны. Главными действующими лицами его картин являются птицы и цветы. Он изобрел стиль «Тонкого Золота» в каллиграфии. Такое название связанно с тем фактом, что письмо Хуэйцзуна напоминало золотые нити, крученые и гнутые. Умер в 1135 году.

 (455x698, 135Kb)
1443
Альберт III Мужественный (немецкое имя — Albrecht der Beherzte, «Animosus»)
герцог Саксонии, губернатор Фризии и основател альбертинской линии Веттинов. Как маркграф мейсенский его также называют Альбрехт III. Младший сын курфюрста Фридриха II родился в замке в Гримме. В возрасте 12 лет он вместе с братом Эрнстом рыцарем Кунц фон Кауфунген был похищен (так называемое «Саксонское похищение принцев») из замка Альтенбург (1455 год). Часть молодости он провёл на дворе императора Фридрих III в Вене. 1464 году он женился на Зденке, дочь чешского короля Йиржи из Подебрада. Когда в 1464 году умер его отец, братья Эрнст и Альбрехт приступили к совместному правлению. В 1471 году они вместе начали строительство новой резиденции в Мейсене, которая с 1676 года была названа в честь Альбрехта Альбрехтсбург. В 1459 году женился на Сидонии Богемской (1449—1510), дети: Катарина Саксонская (1468—1524), 1 брак — с 1484 замужем за Сигизмундом Тирольским, 2 брак — с 1497 замужем за герцогом Эрихом I Брауншвейг-Каленбергским; Георг Бородатый (1471—1539); Генрих V Благочестивый (1473—1541), герцог Саксонский с 1539 г.; Фридрих (1474—1510), гроссмейстер Тевтонского ордена в Пруссии с 1498 г.; Анна (1478—1479); Людвиг (1481); Иоганн (1484); Иоганн (1489). Умер в Эмдене 12 сентября 1500 года. Литература: Hans von Mergenthal: Gründliche und wahrhafftige Beschreibung Der löblichen und Ritterlichen Reise und Meerfahrt in das heilige Land nach Jerusalem/ Des Durchlauchtigen/ Hochgebornen […]. Darbey ein kurtzer Auszug der Pilgramschafft ins gelobte Land/ Hertzog Wilhelms zu Sachsen/ Auch andere Fürsten auß diesem Hochlöblichen Stammen ... / Jetzo in Rheimen verfasset durch Johann Steurlein den Eltern […], Jena, 1611; Langenn, Herzog Albrecht der Beherzte, Leipzig, 1838; André Thieme (Hrsg.): Herzog Albrecht der Beherzte. Ein sächsischer Fürst im Reich und in Europa (Quellen und Materialien zur Geschichte der Wettiner, Bd. 2), Köln, Weimar, Wien 2002; Enno Bünz, Christoph Volkmar: Die albertinischen Herzöge bis zur Übernahme der Kurwürde, in: Frank-Lothar Kroll: Die Herrscher Sachsens. Markgrafen, Kurfürsten, Könige 1089—1918, München 2007.

1450
Якоб Вимпфелинг (немецкое имя — Jakob Wimpfeling)
немецкий гуманист, крупнейший представитель страсбургского кружка гуманистов. Родился в Шлеттштадте. С 1471 года — профессор в Гейдельберге, с 1501 года жил в Страсбурге. Писал гуманистические сочинения и вёл педагогическую деятельность. С 1515 года работал в Шлеттштадте. Автор сочинений «Путеводитель по Германии» (1497), «Юность» (1500), «Обузы» (1520), комедии «Стильфон» (1480), а также исторических трудов «Германия» и «Очерк немецкой истории» (1505) — первого значительного произведения немецкой историографии. Умер в Шлеттштадте 17 ноября 1528 года.

 (524x699, 67Kb)
1452
Лодовико Мария Сфорца, Лодовико Моро («Мавр») (итальянское иям - Ludovico Sforza, Lodovico il Moro)
герцог Бари, регент, а затем (с 1494 года) герцог Милана из династии Сфорца, талантливый ренессансный деятель. Традиционно считается, что своё прозвище (итал. Il Moro — мавр) Лодовико получил за тёмный цвет лица. По некоторым версиям — это ошибка, и «Моро» в его прозвище, полученном от отца Франческо I Сфорца, происходит от лат. Morus «шелковица, или тутовое дерево», которое считалось символом благоразумия и добродетели. Историк династии Сфорца пишет: «При крещении его назвали Людовико Маурус, но еще в детстве, когда он тяжело болел, его мать, в соответствии с традицией Висконти, изменила его второе имя на Мария, отдавая тем самым его под защиту Пресвятой Девы, подобно себе самой. Но прежнее имя запомнилось: он стал известен как Моро. Ему понравилось это прозвище, и в Милане его встречали приветственными возгласами: „Моро! Моро!“ К этому же имени отсылают некоторые из используемых им эмблем: голова негра и шелковица. Кроме того, придя к власти, Людовико, подобно многим аристократам того времени, принял к себе на службу личного слугу-мавра. Говорили, что этим прозвищем он обязан темному цвету своего лица, однако видевший его Паоло Джовио уверяет нас, что он вовсе не был смуглым, добавляя, что это имя подразумевает шелковичное дерево — самое мудрое из деревьев, поскольку оно покрывается листвой последним, но плодоносит первым. Несомненно, Моро был доволен таким толкованием своей эмблемы, ибо более всего он гордился своей прозорливостью в государственных делах».
Pala_Sforzesca_-_detail_01 (537x700, 483Kb)
В период его правления (1480—1499) был завершён ряд культурных и художественных проектов, что подчеркнуло политические и экономические успехи Миланского герцогства. Добившись, благодаря своим дипломатическим усилиям, политического равновесия с Флоренцией, Венецией и папским Римом, Лодовико оказался после смерти Лоренцо Великолепного самым влиятельным государственным деятелем Италии. В конце XV века Милан инвестировал значительные капиталы в освоение земель и строительство каналов, а также выделил большие площади под выращивание шелковицы, льна и риса, которые вывозили за границу наравне с оружием, стеклом, тканями и сельскохозяйственными продуктами. Кроме того, Лодовико уделял внимание и проблемам культуры: пригласил к своему двору таких просветителей, как Лука Пачоли, Филельфо, Калькондила и Фацио, а также способствовал развитию печати, оказав поддержку Панфило Кастальди из Фельтре и Антонио Царото из Пармы. В отличие от Флоренции, при дворе Сфорца большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского и Болонского университетов. В 1482 году герцог Лодовико пригласил к себе в Милан на службу в коллегию герцогских инженеров великого Леонардо да Винчи, прежде всего в качестве архитектора, гидротехника, инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Леонардо предложил правителю Милана свои проекты «очень лёгких и прочных мостов», «пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных».
27 мая 1508 года умер — Лодовико Сфорцаpost-13108-130644723344 (700x417, 314Kb)
В 1490 году женился на Беатриче д’Эсте, герцогине де Бари (1475—1497), которая родила ему сыновей — Массимилиано Сфорца, герцога Милана в 1512—1515 годах, и Франческо Сфорца, герцога Милана в 1522—1535 годах. Брат Беатриче Альфонсо д’Эсте в том же году женился на внучке Франческо Сфорца Анне Сфорца. В 1493 году Моро с почетом принял посольство из Москвы. Русские дипломаты прибыли для найма мастеров. Для развлечения московских гостей была устроена придворная охота. Осенью 1499 года Милан был захвачен войсками французского короля Людовика XII. Лодовико Моро попытался восстановить свою власть, вначале сумел выбить французов из Милана, но весной 1500 года был разбит под Новарой. Потерпев неудачу, швейцарские наёмники в обмен на свободный возврат домой выдали Лодовико французам. Свергнутый герцог был увезен во Францию, где и умер в заключении в замке Лош 27 мая 1508 года. Похоронен рядом с предками в Чертозе. Любовницей Лодовико была Чечилия Галлерани, родившая ему сына Чезаре. Её портрет — «Дама с горностаем» — был написан Леонардо да Винчи. Горностай стал личным геральдическим животным Лодовико Моро после вступления в 1488 году в Орден Горностая, «белый горностай» — прозвище Лодовико среди приближённых. Историки отмечают очень близкие отношения, связывавшие Леонардо и Чечилию. Другой фавориткой герцога и матерью его бастарда Джованни Паоло I Сфорца была Лукреция Кривелли — предполагаемая модель портрета «Прекрасная Ферроньера» кисти Леонардо да Винчи. Литература: Коллинсон-Морлей, Леси. История династии Сфорца = Lacy Collinson-Morley. The story of the Sforzas. London, George Routledge & sons, 1933. / Перевод с английского Чулкова О.А.. — Санкт-Петербург: Евразия, 2005. — 352 страницы — 2000 экземпляров. — ISBN 5-8071-067-7.

1502
Франческо Кортечча (итальянское имя — Francesco Corteccia)
итальянский композитор и органист. Родился во Флоренции. Капеллан домашней церкви семьи Медичи Сан Лоренцо. Умер во Флоренции 7 июня 1571 года.

1516_Emilia (492x700, 417Kb)
1516
Эмилия Саксонская (немецкое имя — Aemilia von Sachsen)
принцесса из альбертинской линии Веттинов. Родилась во Фрайберге. Дочь Генриха V, герцога Саксонии, и Катарины Мекленбургской. Супруга Георга, маркграфа Бранденбург-Ансбахского (1484—1543). Свадьба Эмилии и маркграфа Георга состоялась 25 августа 1533 года. Жених был более чем на тридцать лет старше невесты, и для него это был уже третий брак, принёсший ему долгожданного наследника — Георга Фридриха. После смерти мужа в 1543 году Эмилия стала опекуном своего малолетнего сына вплоть до 1556 года. Благодаря ей, Георг Фридрих получил превосходное образование. Несмотря на это, регентство в Бранденбург-Ансбахе осуществлялось совместно с курфюрстами Саксонским и Бранденбургским и ландграфом Гессенским. Эмилия слыла мудрой, добродетельной и благочестивой. Будучи ярой лютеранкой, она активно выступала против распространения католицизма на территории своего государства. Позднее она удалилась в поместье, выделенное ей в качестве вдовьей доли. Умерла в Ансбахе 9 апреля 1591 года. В браке с Георгом Эмилия родила четырёх детей: София (1535—1587), была замужем за Генрихом XI Легницким; Барбара (1536—1591); Доротея Екатерина (1538—1604), была замужем за Генрихом V, бургграфом Плауэнским и Мейсенским; Георг Фридрих (1539—1603), в первом браке был женат на Елизавете Бранденбург-Кюстринской, во втором — на Софии Брауншвейг-Люнебургской.

Юн Сон До  (466x700, 172Kb)
1587
Юн Сон До (корейское имя — 윤선도, 尹善道)
корейский поэт, государственный деятель и конфуцианский учёный. Литературные имена — Косан («одинокая гора») и Хэон («старик моря»). Родился в Сеуле, в семье чиновника третьего ранга Юн Юсима династии Чосон. Его усыновил и воспитывал бездетный дядя Хон Чун, чиновник первого ранга. В возрасте 11 лет он начал обучение в буддийском храме. Однако, формально у него не было наставника, кроме отца, и любимым местом учёбы для него был храм в горах. В 17 лет он женился на дочери Юн Тона и продолжил изучение классики, в особенности «Малое Учение» (сяо сюэ; китайское название — 小學) философа Чжу Си. Впоследствии он приказал в обязательном порядке своим детям читать «Малое Учение» ради процветания семьи Юн. В 1612 году Юн Сон До сдал экзамен на государственную степень «коси» и рано достиг успеха в карьере государственного чиновника, но, обладая прямым и честным нравом, обвинил в коррупции министра Ли Ичома в 1616 году и был изгнан из дворца до самой смерти министра. Отправился на Чеджудо, но переехал на остров Погильдо в Хэнаме, где по сей день находится его родовое поместье. В 1618 году написал первые сиджо — «Песни Уныния» (Кёнхоё). Через 13 лет вернулся в качестве наставника детей диктатора Кванхэгуна, среди которых был будущий король Хёджон. В результате придворных интриг в 1635 году опять был выслан в Хэнам. Вскоре в 1638 году ему предложили новую должность, но он отказался и ещё раз был сослан в Йондок. Уехав в долину Кумсо, в 1642 году написал цикл поэм «Новые песни в горах», куда входит цикл «Песни пяти друзей». Когда на престол взошёл его ученик, король Хёджон, Юн не был приглашён ко двору, поскольку принадлежал к противному клану южан — «Намин». В 1655 году Юн Сон До написал самый известный свой цикл из 40 стихов «Времена года рыбака». Вскоре ему предоставили высокую должность, которую, однако, ему не позволили в полной мере реализовать сторонники «западного клана». К тому же болезнь заставила его снять с себя полномочия и уехать. Затем его назначили третьим министром церемоний. Эту последнюю должность он так и не получил — внутриклановая борьба снова отправила его в ссылку. В одном из подобных споров сгорела его рукопись. Юн Сон До умер в Сеуле 11 июня 1671 года, вскоре после отмены его последней ссылки, проведя в итоге в изгнании 14 лет. Большую часть своей 85 летней жизни провёл в деревне, размышляя о жизни и посвятив себя поэзии и обучению ей. Автор поэзии «рек и озёр», непревзойденный мастер пейзажа в жанре сиджо. В его творчестве органически слились тенденции древней корейской поэзии (хянга) и живого народного песенного творчества, китайская классическая образованность и веяния нового времени. Продолжатель традиции корейской культуры, которая подразумевала особую роль поэта и поэтического текста на родном языке и связывала с пейзажной поэзией специфическое воздействие на мир с целью восстановить и поддержать в нём нарушенную гармонию. После Чон Чхоля является вторым автором сиджо в корейской литературе. Оставил 6 томов сочинений на ханмуне и корейском языке. «Косан юго» (издано посмертно), в том числе несколько циклов сиджо. Общее количество поэтических произведений — 75. Круг тем Юн Сон До не выходит за рамки пейзажной лирики («поэзии рек и озёр»). Однако его творчество явилось своего рода рубежом в истории жанра сиджо и корейской поэзии в целом. Юн Сон До обращался к народной песенной традиции, в ряде случаев заменил китайскую лексику корейской, повысил роль корейского образа. В отличие от большинства поэтов того времени, который писали свои стихи на «ханмуне», Юн Сон До писал свои стихи на «хангыле», который тогдашние конфуцианцы презирали. Лучшим его творением считается цикл из сорока сиджо «Времена года рыбака», который объединяется по временному принципу. В нём подчеркивается слияние ритма жизни человека с равномерным ходом времени. В них поэт размышлял о жизни в удалении от политической борьбы. Рыбак — это старинный образ мудреца живущего в простоте среди природы. Некоторые его стихотворения переведены Анной Ахматовой. В одном из интервью она говорила о нём так («Культура и жизнь», 1957, № 1): «В сборник вошла поэма Юн Сон До „Времена года рыбака“, сюжет и общее настроение которой неожиданно напоминают повесть Эрнеста Хемингуэя „Старик и море“».

Пример поэзии:
Солнце жарко льет полдневный луч,
И вода в реке, как будто масло.
Ты греби, греби туда, рыбак!
Что на месте мне одном стоять,
Рыбу я ловить повсюду стану.
Ты плещи, весло мое, плещи!
Но «Чиста Цанланская вода»
Вспомнил — и совсем забыл про рыбу.
(Перевод А. Ахматовой)

Литература: Большая Советская Энциклопедия; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. Редакторы: В.Санович и М.Ваксмахер. Библиотека всемирной литературы. Том16., страницы 454—458; Косан сига. Пак Сон Ый чусон, Сеул, 1957; в русском переводе, в книге: Корейская классическая поэзия, Москва, 1958; Чхве Си Хак, Косан Юн Сон До-ва кыый мунхак, в сборнике: Коджон чаккарон, том 2, Пхеньян, 1959; Lee, Peter, trans. and ed. (1991) Pine River and Lone Peak. Honolulu: University of Hawaii Press; O’Rourke, Kevin. (2001) The Fisherman’s Calendar. Seoul: Eastward; O’Rourke, Kevin, trans. and ed. (1993) Tilting the Jar, Spilling the Moon. Dublin, Ireland: Daedalus; Cho Dong-il and Daniel Bouchez (2002). Histoire de la littératuyre coréenne de origins à 1919. Paris: Fayard.

Albrecht_von_Sachsen-Eisenach (432x700, 364Kb)
1599
Альбрехт Саксен-Эйзенахский (немецкое имя — Albrecht von Sachsen-Eisenach)
герцог Саксен-Эйзенахский. Родился в Альтенбурге. Альбрехт был сыном герцога Саксен-Веймарского Иоганна III и Доротеи Марии Ангальтской. Как и его старшие братья, он получил образование в Йенском университете. В 1619 году вступил в Плодоносное общество. В 1619—1621 годах вместе с братом Иоганном Фридрихом совершил путешествие по Швейцарии и Франции. По возвращении работал в правительстве герцогства, замещая отсутствующих братьев. В 1633 году женился на Доротее Саксен-Веймарской (дочери Фридриха Вильгельма I); детей у них не было. Когда в 1640 году братья разделили герцогство, Альбрехту досталась часть с городом Эйзенах. Умер в Айзенахе 20 декабря 1644 года, не оставив наследников, герцогство Саксен-Эйзенах было разделено между его братьями.

Sultan_Murat_IV (581x700, 398Kb)
1612
Мурад IV (османское имя — مراد رابع‎ — Murâd-ı râbi‘; турецкое имя — Dördüncü Murat)
17-й султан Османской империи c 1623 по 1640 гг. Мурад IV по прозвищу Кровавый вступил на престол в возрасте 11 лет в результате устроенного, возможно, Кёсем Султан дворцового переворота, в ходе которого был свергнут его дядя Мустафа I Блаженный. Фактически власть оказалась в руках его матери Кёсем Султан и её же доверенных лиц, среди которых первоначально выделялся великий визирь Гюрджю Хадым Мехмед-паша. Причем молодой правитель Османского государства после вступления на престол однажды прошел в имперскую казну, где, по записям турецкого писателя и путешественника Эвлии Челеби, «…не было видно никаких сосудов из золота и, кроме ненужного хлама, обнаружилось лишь 6 мешков монет, сумка с кораллами и сундук с китайским фарфором. Увидев это, султан Мурад наполнил казну своими слезами и, дважды склонившись в молитве, сказал: „Иншалла, я заполню эту казну богатствами тех, кто их украл, и наполню еще пятьдесят хранилищ в дополнение к этому“». В это время Османская империя находилась в очень затруднительном положении. Начавшаяся в 1623 г. война с иранским шахом Аббасом I протекала неудачно. Уже на первом году войны персидские войска взяли Багдад, а в следующем году под власть Сефевидов перешел весь Арабский Ирак с Мосулом, Басрой и священными для шиитов городами Неджеф и Кербела. Одновременно не прекращались удачные морские походы казаков против Османской империи. Внешние неудачи не могли не сказаться на внутренней жизни государства. Война пожирала огромные средства. Денег катастрофически не хватало. Вдобавок в 1625 г. началась эпидемия чумы, которая в одном Стамбуле в течение трех месяцев унесла десятки тысяч жизней. Казну удавалось пополнять лишь путём взимания чрезвычайных налогов, порчей монеты и конфискациями имущества казненных богачей. Старая ленная система формирования войска находилась в глубоком кризисе. Чтобы восполнить убыль конного ополчения, правительство было вынуждено увеличивать количество янычар. При Мураде их число достигло 100 тысяч. Содержание такого большого войска становилось непосильным для казны. Кроме того, янычары, чувствуя свою силу, все чаще проявляли своеволие и прямую непокорность.
27 июля 1612 года родился — Мурад IV (700x349, 284Kb)
Участились янычарские бунты. Одновременно на окраинах Османского государства и в самой Анатолии была взрывоопасная обстановка. Так, в Ливане эмир Фахр ад-дин II Маан покровительствовал маронитам и, подчинив часть Палестины и получив экономическую помощь от итальянских купцов, хотел дать Леванту независимость от Стамбула. В Крыму новый хан Мехмед III Герай при помощи своего брата калги Шахина Гирея ввел единовластное правление по султанскому образцу и, отказавшись помогать Стамбулу в войне с Ираном, заключил антитурецкий союз с украинскими казаками. Самая большая опасность исходила от бейлербея Эрзурумского эйялета Мехмеда Абазы-паши, который в 1623 году не признал свержения Османа II и тем самым поднял восстание, завершившееся лишь в 1629 году. В конце 1631 года восстали сипахи и янычары и потребовали от султана Мурада выдачи его друга великого визиря и зятя Кёсем Султан Хафиза Ахмед-паши. Султан был вынужден выполнить это требование по совету ставшего новым великим визирем Реджеба — паши. Однако последний 18 мая 1632 года был казнен по приказу отличавшегося исключительной физической силой и воинственным характером султана, что вселило ужас в сердца мятежников. После казни Реджеба-паши Мурад собрал на берегу Босфора открытый Диван, на котором потребовал от янычар и сипахов принести клятву на верность, что те и сделали. Затем он говорил с судьями о восстановлении законности. Судьи жаловались ему на насилие и произвол армии. Один из них сказал: «Мой падишах, единственным лекарством против всех этих злоупотреблений является ятаган!» Мурад согласился, что стало началом массовых репрессий и одновременно самостоятельного правления самого султана и удаление Кесем Султан от власти. Султан Мурад десятками тысяч казнил бунтарей и участников крестьянских восстаний, водворяя таким образом «мир». Однако большей частью жертвами его жестокости делались неправедные чиновники, губернаторы и судьи, повинные в насилиях, злоупотреблениях и взяточничестве. Эти пороки турецкой государственной системы приняли в предыдущие царствования поистине чудовищные размеры, и требовались чрезвычайные меры, чтобы хотя бы отчасти положить им конец. Как отмечают историки, Мурад IV был наиболее кровавым из всех османских султанов.
IV_Murat (358x700, 311Kb)
В частности, Мурад стал первым турецким султаном, по приказу которого был казнен шейх-уль-ислам. Погрязнув в кровавой вакханалии убийств, он полностью утратил уважение к человеческой жизни. В 1635—1638 гг. султан даже казнил своих братьев шехзаде Баязида, Касыма и Сулеймана. Тем не менее тирания Мурада спасла Империю от гибели. Султан укрепил армию, закрыл кофейни, провел реформу суда, издал указ о запрете курения табака и опиума. Одновременно он увеличил доходы Империи, устранил лазейки для злоупотреблений в землевладении, тем самым защитив крестьянство. В 1635 г. Мурад двинулся в поход против Ирана. В короткий срок турки овладели Тебризом, Ереваном, Нахичеванью. Однако эти военные успехи были сведены на нет действиями самой турецкой армии, которая до того опустошила захваченные земли, что не могла доставать провиант. Мурад отступил, но в 1638 г. ведомая султаном армия турок вновь захватила Багдад, что вынудило шаха Ирана заключить с Турцией Зухабский мир 1639 года. Договор положил конец длительному противоборству Османской империи и Сефевидской державы, начавшемуся с Чалдыранской битвы в начале XVI века, и стал одним из величайших достижений турецкого султана Мурада IV. По условиям договора Сефевиды сохранили за собой Ереван и прилегающие к нему территории на Кавказе, а турки удержали Басру и Багдад. Тем самым в целом была восстановлена линия границы, установленная Амасьинским договором. Границы, установленные Зухабским миром, оставались без изменения в течение почти ста лет, пока держава Сефевидов не пала под нашествием афганцев. В мирные дни султан Мурад поощрял строительство мечетей и школ, покровительствовал ученым. Сообщают, что при поддержке Мурада изобретатель Ахмед Челеби первым совершил полет на крыльях. Султан взялся за модернизацию флота, так как его раздражала Венеция со своим мощным флотом в Эгейском и Средиземном морях и большими доходами от торговли. Да и северные соседи доставляли неприятности. 18 июня 1637 г. донские казаки без ведома царя Михаила Федоровича, при поддержке 4-тысячного отряда запорожцев штурмом взяли Азов. Момент был выбран удачно. Мурад готовился к войне с Персией и пришел в ярость от этого известия. Он послал в Москву посла с жалобой. Михаил Федорович был полностью согласен с султаном: «Мы за них не стоим, хотя их воров всех в один час велите побить». Казакам же, приславшим послов с известием о победе, царь попенял за горячность, но велел прислать опись трофеев. Царь, состоявший в мире с турками, официально отмежевывался от данных событий, но неофициально посылал казакам деньги и порох. 7 июня 1641 года турецкая армия осадила Азов и казаки были вынуждены оставить крепость после соответствующего решения Земского собора летом 1642 года. В начале 1640 года султан забросил все государственные дела и ударился в пьяные пиршества, что стало причиной лихорадки у Мурада IV. Сам султан и его брат шехзаде Ибрагим на тот момент были единственными представителями династии Османов в мужском колене. Перед смертью султан думал передать османский престол крымскому хану Бахадыру I Гераю, так как династия Османов и династия Гиреев состояли между собою в родственных связях, благодаря династическим бракам. В итоге Мурад отдал приказ об казни своего брата Ибрагима, но в самый последний момент Кёсем Султан спасла своего безумного сына от смерти. Мурад IV умер 8 февраля 1640 года, ему наследовал его брат Ибрагим I. Известно по крайней мере об одной фаворитке султана — Айше Султан, родившей ему 11 детей: Шехзаде Ахмед; Шехзаде Сулейман; Шехзаде Мехмед; Шехзаде Алааддин; Гевхерхан Султан; Ханзаде Султан; Сафие Султан; Рукие Султан; Сахра Султан; Зейнеп Султан; Исмихан Кая Султан (1633—1659). Киновоплощения: В фильме «Махпейкер» (2010 г.) роль султана Мурада исполнил Тарык Байрак; В турецком телесериале «Великолепный век: Кёсем Султан» роль взрослого Мурада исполнил Метин Акдюльгер.

1629_Louise (458x700, 178Kb)
1629
Луиза Кристина Савойская (итальянское имя — Luisa Cristina di Savoia)
принцесса Савойская . Родилась в Турине. Луиза Кристина была вторым ребёнком и старшей дочерью савойского герцога Виктора Амадея I и его жены, принцессы Кристины Французской. По линии отца — внучка герцога Карла Эммануила I и Каталины Микаэлы Австрийской, по материнской линии — короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи. Отец Луизы Кристины умер в 1637 году, когда принцессе было восемь лет. Её мать стала регентом при малолетнем брате Луизы Кристины — герцоге Франце Гиацинте и таким образом правила Савойей. Но братья отца, кардинал Маурицио Савойский и герцог Томас Савойский-Кариньян, оспаривали у герцогини регентство, что привело к длительной гражданской войне. При помощи Франции Кристина вышла победительницей из этого конфликта. Одним из пунктов в мирном договоре 1642 года была свадьба Маурицио и Луизы Кристины. Маурицио Савойский имел возможность вернуться к светской жизни, так как был назначен кардиналом папой Павлом V без осуществления какого-либо религиозного обряда. Свадьба между 13-летней Луизой Кристиной и её 49-летним дядей состоялась 18 августа 1642 год в Турине. Пара переехала в Ниццу, где Маурицио стал губернатором . Он умер 3 октября 1657 год а в Турине, оставив огромные долги. Детей в этом браке не было. Его вдова, Луиза Кристина, скончалась в Турине 14 мая 1692 года, пережив супруга на тридцать пять лет.

Christian_Ernst_Brandenburg-Bayreuth_um_1685_001 (564x700, 359Kb)
1644
Кристиан Эрнст Бранденбург-Байрейтский (немецкое имя — Christian Ernst von Brandenburg-Bayreuth)
маркграф княжества Байрейт в 1655—1712 годах. Представитель династии Гогенцоллернов. Имперский фельдмаршал (16 августа 1691). Родился в Байройте. Кристиан Эрнст — сын Эрдмана Августа Бранденбург-Байрейтского и Софии Бранденбург-Ансбахской, внук Кристиана Бранденбург-Байрейтского. Отец Кристиана Эрнста умер раньше своего отца, поэтому Кристиан Эрнст наследовал в Байрейте своему деду. Маркграф зарекомендовал себя верным сторонником императора Священной Римской империи Леопольда I и поддерживал его в военных походах, участвовал в военных действиях в Голландии, Лотарингии и освобождении Вены от турок и показал себя талантливым военачальником. 11 марта 1701 года император по согласованию с рейхстагом назначил его рейхсгенерал-фельдмаршалом (генералиссимусом). Кристиан Эрнст увлекался искусством, оказывал поддержку развитию образования в Байрейте и обустраивал свой город-резиденцию. Умер в Эрлангене 10 мая 1712 года. Кристиан Эрнст похоронен в городской церкви Байройта. 29 октября 1662 года в Дрездене Кристиан Эрнст женился на своей кузине Эрдмуте Софии Саксонской, дочери саксонского курфюрста Иоганна Георга II. Эрдмута София умерла в 1670 году. В браке детей не было. Спустя восемь месяцев после её смерти Кристиан Эрнст женился во второй раз. 8 февраля 1671 года в Штутгарте он сочетался браком с Софией Луизой Вюртембергской, дочерью герцога Эберхарда III Вюртембергского. София Луиза умерла в 1702 году. В браке родилось шестеро детей: Кристиана Эбергардина (1671—1727), замужем за королём Польши и Саксонии Августом II; Элеонора Магдалена (1673—1711), замужем за Германом Фридрихом Гогенцоллерн-Гехингенским; Клаудия Элеонора София (1675—1676); Шарлотта Эмилия (1677—1678); Георг Вильгельм (1678—1726), маркграф Бранденбург-Байрейтский; Карл Людвиг (1679—1680). Через пять месяцев после смерти Софии Луизы Кристиан Эрнст женился в третий раз. Свадьба с Елизаветой Софией Бранденбургской, дочерью курфюрста Бранденбурга Фридриха Вильгельма, состоялась в Потсдаме 30 марта 1703 года. В браке детей не было. Литература: Christian Ernst von Brandenburg-Bayreuth; Sigmund von Birken (Hrsg.): Kunst-Rede des Durchleuchtig: Hochgebornen Fürsten und Herrn / H. Christian Ernst Marggrafens zu Brandenburg / etc. von Rechten Fürstlichen Regir-Künsten. Gebhardt, Bayreuth 1660 (Digitalisat der HAB Wolfenbüttel); Sigmund von Birken: HochFürstlicher Brandenburgischer Ulysses: oder Verlauf der LänderReise / Welche Der … Fürst und Herr Herr Christian Ernst / Marggraf zu Brandenburg / … … Durch Teutschland / Frankreich / Italien und die Niederlande / Auch nach den Spanischen Frontieren / hochlöblichst verrichtet. 1668; Heinz Polster: Der Markgraf Christian Ernst von Brandenburg-Bayreuth und seine Rolle in den Reichskriegen (1689—1707). Palm & Enke, Erlangen 1935; Gustav Schmid: Die Bayreuther Markgrafen. Eine Zusammenschau, in: Heimatbeilage zum Oberfränkischen Schulanzeiger; Nr. 273. Bayreuth 2000, S. 13-17; Max Spindler (Begr.), Andreas Kraus (Hrsg.): Geschichte Frankens bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts. Beck, München 1997, ISBN 3-406-39451-5.

Johann_Patkul (545x700, 356Kb)
1660
Иоганн Рейнгольд фон Паткуль
лифляндский дворянин, ландрат, дипломат, с 1702 года состоял на русской службе, с 1704 года генерал-поручик, участник Северной войны. Родоначальником фамилии Паткуль геральдисты называют вассала ордена меченосцев Андреаса Паткуль, жившего в Риге в 1385 году. Род Паткуль был внесён в Лифляндский и Эстляндский (в 1746 году) матрикулы. Иоганн фон Паткуль родился в Стокгольме в тюрьме, куда мать его сопровождала своего мужа, осужденного за сдачу полякам города Вольмар (позднее он был оправдан). Иоганн фон Паткуль состоял на шведской военной службе дослужился до чина капитана, в 1689 году был членом лифляндской депутации, которая просила у Карла XI о восстановлении прав и привилегий лифляндского дворянства. Паткуль действовал при этом с такой прямотой и настойчивостью, что возбудил ненависть короля Карла XI. В 1692 году он вновь потребовал от правительства в Риге прекратить злоупотребления, и за резкое осуждение действий правительства был отослан в Стокгольм, где приговорён в 1694 году к отсечению правой руки и конфискации имущества, но успел бежать в Курляндию. Заочно его приговорили к смерти за покушение на восстание в Лифляндии, нарушение воинской дисциплины и дезертирство. Он удалился в Швейцарию под именем Фишеринга и там попробовал посвятить себя наукам. После этого ездил в Италию и Францию. После того, как ходатайства перед новым шведским королём Карлом XII об отмене приговора остались тщетными, Паткуль поступил в 1698 году на службу к курфюрсту саксонскому и королю Польши Августу Сильному и в 1698 году был посвящён в тайные советники. Будучи послан в Москву, способствовал заключению Преображенского союзного договора между Саксонией, Польшей и Россией против Швеции. В 1700 году, будучи генерал-майором , участвовал в осаде Риги и при приближении небольшого шведского корпуса бежал. Не поладив с приближёнными курфюрста, Паткуль в 1702 году перешёл на службу к Петру I. Весь поглощённый мыслью о мести шведскому королю, о пользе России он вовсе не думал и во многом шёл вразрез с намерениями Петра. Царь, например, призывал на службу иностранцев для того, чтобы русские от них научились военному или дипломатическому искусству. Паткуль находил, что русские не приготовлены ни к чему и поэтому их следует заменять иностранцами. Отсюда целый ряд жалоб Паткуля на русских офицеров и солдат и их жалоб на самого Паткуля. Много вредил Паткулю и его характер — жёсткость, резкость, высокое мнение о себе и низкое о других. В 1702 году он выпросил себе командование русскими корпусом при саксонско-польской армии. В 1704 году Паткуль был послан Петром I в Варшаву в качестве русского министра и вслед за тем был назначен начальником русского отряда, посланного на помощь Августу. При содействии этого отряда Август вернул себе Варшаву, которая была занята шведами; затем Паткуль бесплодно простояв целый месяц под Познанью, также занятой шведами, 24 октября, так и не решившись на штурм, снял осаду и отвёл войска на зимние квартиры в Саксонию. В своих донесениях оттуда Паткуль постоянно жалуется на недостаток денег, на дороговизну всех припасов, грозит покинуть царскую службу, упрекает Петра в том, что тот не пришёл в Польшу. В то же время Паткуль с обычной своей резкостью неоднократно высказывал своё мнение о неспособности самого короля Августа и его министров, которые и воспользовались первым удобным случаем, чтобы погубить Паткуля. Пётр приказал Паткулю или вывести войска из Саксонии в Россию через Речь Посполитую, или, если это окажется невозможным, передать их временно на службу австрийскому императору и затем вернуться через Венгрию. Паткуль решился на последнее. В 1705 году в Дрездене, Паткуль решился жениться на богатой вдове датского посланника в Саксонии и удалиться в своё купленное в Швейцарии имение, когда в день свадьбы был арестован и отвезен в крепость Зонненштейн. Саксонский тайный совет, управлявший государством, потребовал, чтобы Паткуль оставил войска в Саксонии. Когда Паткуль на это не согласился так как он должен был передать войска австрийскому императору, министры решили арестовать его (20 декабря 1705), ссылаясь на то, что Паткуль действует самовольно, без ведома царя и тайных сношениях со Швецией. Истинной причиной ареста было недоверие к нему со всех сторон и знание им политических тайн. Около двух лет Пётр I многократно протестовал против такого нарушения международного права, но внимание его было отвлечено опасностью, угрожавшей в то время России со стороны Швеции. По Альтранштедтскому миру между Швецией и Саксонией (1706) Паткуля решено было выдать Карлу XII. Август II тайно приказал коменданту крепости Кёнигштайн дать Паткулю возможность бежать; но вследствие жадности коменданта, который непременно хотел получить с Паткуля выкуп, дело затянулось до тех пор, пока в крепость вступил шведский отряд, и 7 апреля 1707 года Паткуль был закован в цепи. 10 октября он был, как изменник, колесован живым, а затем четвертован. Несчастная судьба Паткуля вдохновила многих поэтов, в том числе Ивана Тургенева, Гуцкова. Его вывел на сцену и И.И.Лажечников в романе «Последний Новик». Литература: Wernich (Берлин, 1849) и Sjögren (на шведском языке, Стокгольм, 1882); Buchholtz, «Beitr ä ge zur Lebensgeschichte J. R. Patkuls» (Лейпциг, 1893); Jarochowski, «P’s Ausgang» (в «Neues Archiv für sächs. Geschichte», том 3, Дрезден, 1882—83); von Brüningk, «Patkuliana aus dem livlä nd. Hofgerichtsarchiv» (в «Mitteilungen aus der livlä nd. Geschichte», том 14, Рига, 1686); Herrmann, «Job.-Reinh. Patkul» (в «Neue Jahrb. der Geschichte und Politik», 1848); Военный энциклопедический лексикон (в 14 томах). Второе исправленное издание под общим руководством М.И.Богдановича. Санкт-Петербург, 1852—1858. Том 10; Patkul J.R. Joh. Reinhold von Patkul’s, ehmalingen Zaarischen General. Berichte an das Zaarische Cabinet in Moscau, von seinem Gesandtschafts-Posten bey August II. Konige von Polen nebst Erklarung der chiffrirten Briefe, erlauternden Anmerkungen, Nachrichten von seinem Leben und andern heiher. Band 1. Berlin. 1792; Band 2. Berlin. 1797; Паткуль, Иоганн Рейнгольд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Паткуль И. Письма нещастнаго графа Ивана Рейнольда Паткуля, полководца и посланника российскаго императора Петра Великаго (перевод с французского). Части 1-2. Москва, 1806; Савинков. Б. Паткуль, Иоганн-Рейнгольд // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург— Москва, 1896—1918; Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Том 4. Часть I. Санкт-Петербург. 1863.

 (523x698, 102Kb)
1667
Иоганн Бернулли (Johann Bernoulli)
один из величайших математиков своего времени. Родился в Базеле. Самый знаменитый представитель семейства Бернулли, младший брат Якоба Бернулли, отец Даниила Бернулли. Иоганн стал магистром (искусств) в 18 лет, перешёл на изучение медицины, но одновременно увлёкся математикой (хотя медицину не бросил). Вместе с братом Якобом изучает первые статьи Лейбница о методах дифференциального и интегрального исчисления, начинает собственные глубокие исследования. 1691: будучи во Франции, пропагандирует новое исчисление, создав первую парижскую школу анализа. По возвращении в Швейцарию переписывается со своим учеником маркизом де Лопиталем, которому оставил содержательный конспект нового учения из двух частей: исчисление бесконечно малых и интегральное исчисление. В качестве концептуальной основы действий с бесконечно малыми Иоганн сформулировал в начале лекций три постулата (первая попытка обоснования анализа):
1. Величина, уменьшенная или увеличенная на бесконечно малую величину, не уменьшается и не увеличивается.
2. Всякая кривая линия состоит из бесконечно многих прямых, которые сами бесконечно малы.
3. Фигура, заключенная между двумя ординатами, разностью абсцисс и бесконечно малым куском любой кривой, рассматривается как параллелограмм.
Позже Лопиталь при издании своего учебника отбросил 3-й постулат как излишний, вытекающий из первых. В этом же 1691 г. появился первый печатный труд Иоганна в Acta Eruditorum: он нашёл уравнение «цепной линии» (из-за отсутствия в то время показательной функции построение выполнялось через логарифмическую функцию). Одновременно подробное исследование кривой дали Лейбниц и Гюйгенс. 1692: получено классическое выражение для радиуса кривизны кривой. 1693: подключился к переписке брата с Лейбницем. 1694: женился; защитил докторскую диссертацию по медицине. В ответ на письмо Лопиталя сообщает ему метод раскрытия неопределённостей, известный сейчас как «правило Лопиталя».Печатает в Acta Eruditorum статью «Общий способ построения всех дифференциальных уравнений первого порядка». Здесь появились выражения «порядок уравнения» и «разделение переменных» — последним термином Иоганн пользовался еще в своих парижских лекциях. Выражая сомнение в сводимости любого уравнения к виду с разделяющимися переменными, Иоганн предлагает для уравнений первого порядка общий прием построения всех интегральных кривых при помощи изоклин в определяемом уравнением поле направлений. 1695: По рекомендации Гюйгенса становится профессором математики в Гронингене. 1696: Лопиталь выпускает в Париже под своим именем первый в истории учебник по математическому анализу: «Анализ бесконечно малых для исследования кривых линий» (на французском языке), в основу которого была положена первая часть конспекта Бернулли. Значение этой книги для распространения нового учения трудно переоценить — не только потому, что она была первой, но и благодаря ясному изложению, прекрасному слогу, обилию примеров. Как и конспект Бернулли, учебник Лопиталя содержал множество приложений; собственно, они занимали львиную долю книги — 95 %.Практически весь изложенный Лопиталем материал был почерпнут из работ Лейбница и Иоганна Бернулли (авторство которых в общей форме было признано в предисловии). Кое-что, впрочем, Лопиталь добавил и из своих собственных находок в области решения дифференциальных уравнений. Объяснение этой необычной ситуации — в материальных затруднениях Иоганна после женитьбы. Двумя годами ранее, в письме от 17 марта 1694 г. Лопиталь предложил Иоганну ежегодную пенсию в 300 ливров, с обещанием затем ее повысить, при условии, что Иоганн возьмет на себя разработку интересующих его вопросов и будет сообщать ему, и только ему, свои новые открытия, а также никому не пошлет копии своих сочинений, оставленных в свое время у Лопиталя. Этот необычный контракт пунктуально соблюдался 2 года, до издания книги Лопиталя. Позднее Иоганн Бернулли — сначала в письмах к друзьям, а после смерти Лопиталя (1704) и в печати — стал защищать свои авторские права. Книга Бернулли-Лопиталя имела оглушительный успех у самой широкой публики, выдержала четыре издания (последнее — в 1781 году), обросла комментариями, была даже (1730) переведена на английский, с заменой терминологии на ньютоновскую (дифференциалов на флюксии и т. п.). В Англии первый общий учебник по анализу вышел только в 1706 г. (Диттон). 1696: Иоганн публикует задачу о брахистохроне: найти форму кривой, по которой материальная точка быстрее всего скатится из одной заданной точки в другую. Ещё Галилей размышлял на эту тему, но ошибочно полагал, что брахистохрона — дуга окружности. Это была первая в истории вариационная задача, и математики с ней блестяще справились. Иоганн сформулировал задачу в письме Лейбницу, который тотчас её решил и посоветовал выставить на конкурс. Тогда Иоганн опубликовал её в «Acta Eruditorum». На конкурс пришли три решения, все верные: от Лопиталя, Якова Бернулли и (анонимно опубликовано в Лондоне без доказательства) от Ньютона. Кривая оказалась циклоидой. Своё собственное решение Иоганн тоже опубликовал. 1699: вместе с Якобом избран иностранным членом Парижской Академии наук. 1702: совместно с Лейбницем открыл приём разложения рациональных дробей на сумму простейших. 1705: вернулся в Базельский университет, профессором греческого языка. 1708 После смерти брата Якоба (1705) приглашается на его кафедру в Базеле и занимает её до самой смерти (1748). Умер в Базеле 1 января 1748 года. Другие научные заслуги: Иоганн Бернулли поставил классическую задачу о геодезических линиях и нашел характерное геометрическое свойство этих линий, а позднее вывел их дифференциальное уравнение. Необходимо также отметить, что он воспитал множество учеников, среди которых — Эйлер и Даниил Бернулли. К его портрету Вольтер написал четверостишие:
Его ум видел истину,
Его сердце познало справедливость.
Он — гордость Швейцарии
И всего человечества.
В честь Якоба и Иоганна Бернулли назван кратер на Луне. Литература: История математики под редакцией А.П.Юшкевича в трёх томах, Москва, Наука: Том 1 С древнейших времен до начала Нового времени. (1970), Том 2 Математика XVII столетия. (1970), Том 3 Математика XVIII столетия. (1972); Белл Э.Т. Творцы математики. М.: Просвещение, 1979; Никифоровский В.А. Великие математики Бернулли. — Москва.: Наука, 1984; Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Бернулли, Иоганн в архиве MacTutor; Golba, Paul, «Bernoulli, Johan'».

1692
Георг-Якоб (Георгий Яковлевич) Кер (немецкое имя — George Kehr)
немецкий востоковед, работал в России. Родился в Шлойзингене. Обучался в Галльском университете. В 1722 году защитил магистерскую диссертацию в Лейпцигском университете. Специалист по арабскому, персидскому и турецкому языкам. Приглашён на работу в Россию по инициативе вице-канцлера А.И.Остермана русским послом в Берлине М.П.Бестужевым-Рюминым. В январе 1732 года он прибыл в Петербург, в марте с ним подписан контракт о работе переводчиком в Коллегии иностранных дел. В контракт было включены и обязательства по обучению местных специалистов. В июне 1732 года в Петербург были переведены шесть учеников из Московской Славяно-греко-латинской академии, но учёба шла плохо и в 1737 году была прекращена. Переводил дипломатические документы. Переводы восточных авторов предоставлял в Академию наук. Составил несколько трактатов по историческим и юридическим вопросам, которые хранятся а Архиве иностранных дел. Собрал коллекцию из 137 алфавитов. Принимал участие в картографических работах. Умер в Санкт-Петербурге 5 мая 1740 года. В 1735 г. приглашен в Академию наук для разбора, описания и составления каталога 4000 древних «татарских» монет из коллекции Кунсткамеры. Материалы к каталогу хранятся в РГАДА, переводы и другие бумаги ориенталиста — в Архиве востоковедов Институте восточных рукописей Российской Академии Наук (фонд 26). Нумизматические рукописи изучались и публиковались А.В.Пачкаловым. Литература: И.В.Зайцев. Астраханское ханство. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» Российской Академии Наук, 2006; А.В.Пачкалов. Георг Якоб Кер (1692-1740), первый исследователь нумизматики Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. Казань: Издательство «Фэн» Академии Наук Республики Татарстан, 2009. Страницы 199-208; Кер, Георг Яков // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

Sophia_Charlotte_of_Brandenburg-Bayreuth,_duchess_of_Saxe-Eisenach_and_Saxe-Weimar (563x700, 322Kb)
1713
София Шарлотта Альбертина Бранденбург-Байрейтская (немецкое имя — Sophie Charlotte Albertine von Brandenburg-Bayreuth)
принцесса Бранденбург-Байрейтская, в замужестве герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская. Родилась в Веферлингене. София Шарлотта — четвёртый ребёнок в семье маркграфа Георга Фридриха Карла Бранденбург-Байрейтского и его супруги Доротеи Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Бекской, дочери герцога Фридриха Людвига. 7 апреля 1734 года София Шарлотта вышла замуж в Байрейте за герцога Эрнста Августа Саксен-Веймарского, став его второй супругой. Умерла в Ильменау 2 марта 1747 года. Похоронена в церкви Святого Якова в Ильменау. В браке с герцогом Эрнстом Августом родилось четверо детей: Карл Август Евгений (1735—1736); Эрнст Август II Саксен-Веймар-Эйзенахский (1737—1758); Эрнестина Августа София (1740—1786), замужем за Эрнстом Фридрихом III Саксен-Гильдбурггаузенским; Эрнст Адольф Феликс (1741 или 1742—1743).

1714
Элия Чарли Тоби
создатель первой в мире стиральной машины (в 1750 её называли механизмом для стирки).

1734
Jakob Frančišek Zupan
словацкий композитор педагог. Умер 11 апреля 1810 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку