-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110358
Комментариев: 6802
Написано: 118831


24 июля родились...

Среда, 24 Июля 2024 г. 03:59 + в цитатник
Alfons_Mucha_LOC_3c05828u (563x699, 42Kb)
1860
Альфонс Мария Муха (чешское имя — Alfons Maria Mucha)
чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц; чешское название – Ivančice; немецкое название — Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондре Мухи, отца шестерых детей от двух браков. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Святого Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. После пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Восхищённый его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств.
24 июля 1860 года родился — Альфонс Мухаpost-13108-13114610715 (700x350, 304Kb)
Парижский период
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако в 1889 году графу надоело быть меценатом, и Муха остается без средств к существованию. Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек и т. д. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Поворот в его судьбе наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.). От заказов не было отбоя.
24 июля 1860 года родился — Альфонс Мухаpost-13108-131146106184 (700x325, 267Kb)
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — его произведения дышат спокойствием и негой. В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал «La Plume» посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Американский период
В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее — известный журналист, умер в 1991 г.). Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910 года и считался крупнейшим художником современности. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.
Возвращение на родину
Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Чешский Крумлов (чешское название — Český Krumlov; доступна для осмотра с 1963 года). К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма), и чрезмерно националистическим. Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха. После захвата Праги в марте 1939 года гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха похоронен на Вышеградском кладбище.
MuchaSlovane_v_pravlasti_81x61m (700x503, 320Kb)
Альфонс Муха. Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом.. 1912. Холст, Масло. 610 × 810 см. Пражская городская галерея, Прага
Масонская деятельность
В 1898 году, проживая в Париже, Альфонс Муха прошёл посвящение в масонской ложе. После образования Чехословакии в 1918 году он активно участвовал в создании первой чешскоговорящей ложи. В 1923 году он стал великим мастером новой Великой ложи Чехословакии, а в 1930 году — суверенным великим командором Верховного совета ДПШУ Чехословакии. Масонский символизм отражен в картинах Альфонса Мухи, особенно в сборнике «Le Pater».
Память
Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании быв. суда в Иванчице. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.
Галерея
Mucha01 (506x700, 673Kb)
Biscuits LeFevre-Utile (1896)
Mucha02 (512x700, 545Kb)
Обложка журнала «La Plume» (1898)
Mucha03 (236x700, 233Kb)
Медея (1898)
Mucha04 (466x700, 482Kb)
Витраж работы Мухи в соборе Святого Вита в Пражском Граде
Mucha05 (700x545, 240Kb)
Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей» (1920)
Mucha06 (700x602, 404Kb)
Святая Гора Афон (1926)
Mucha07 (700x594, 494Kb)
Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи (1926)
Mucha08 (567x700, 492Kb)
Ярослава (дочь художника, 1924—1925)
Mucha09 (700x663, 594Kb)
Судьба
Mucha10 (694x700, 581Kb)
Зимняя ночь (1920)
Mucha11 (461x700, 327Kb)
Автопортрет (1907)
Mucha12 (700x330, 278Kb)
Марки из первой стандартной серии Чехословакии «Градчаны» (1918)

Charlotte (520x700, 162Kb)
1860
Шарлотта Прусская (немецкое имя — Charlotte von Preußen)
прусская принцесса, старшая дочь короля Пруссии и императора Германии Фридриха III и британской принцессы Виктория Саксен-Кобург-Готской. В замужестве — последняя герцогиня Саксен-Мейнингенская. Принцесса Шарлотта была трудным ребёнком и равнодушной ученицей с тяжёлым нравом. Отношения принцессы с требовательной матерью были напряжёнными. По мере взросления Шарлотта проявляла склонность к распространению сплетен и причинению неприятностей окружающим. В возрасте шестнадцати лет Шарлотта окончательно отказалась подчиняться родителям, а уже два года спустя вышла замуж за Саксен-Мейнингенского принца Бернгарда; слабовольный муж не смог повлиять на принцессу. Известная своей эксцентричностью, Шарлотта наслаждалась Берлинским обществом, часто оставляя своего единственного ребёнка, принцессу Феодору, на попечении членов семьи, из-за чего впоследствии отношения с дочерью у принцессы были весьма напряжёнными. В 1888 году брат Шарлотты, Вильгельм, унаследовал немецкий трон; социальное влияние принцессы возросло: на протяжении почти всего правления брата она была известна своими интригами и проводила жизнь между приступами болезни и легкомысленно-экстравагантными занятиями при дворе. В 1914 году супруг Шарлотты унаследовал Саксен-Мейнингенское герцогство, однако потерял его по результатам Первой мировой войны. В 1919 году в Баден-Бадене у Шарлотты случился сердечный приступ, приведший к смерти. Всю жизнь принцесса жаловалась на плохое самочувствие; большинство историков сходятся во мнении, что Шарлотта страдала порфирией — генетическим заболеванием, которое передалось и единственной дочери принцессы.
CharlotteКронпринц Фридрих Прусский с семьёй (654x700, 240Kb)
Кронпринц Фридрих Прусский с семьёй, 1875 год.
Стоят слева-направо: Генрих, кронпринцесса Виктория, кронпринц Фридрих с Маргаритой на руках, Вильгельм и Шарлотта. Сидят слева-направо: Виктория, София и Вальдемар.
Шарлотта появилась на свет 24 июля 1860 года в Новом дворце Потсдама и была старшей дочерью и вторым ребёнком из восьми детей внука и племянника прусских королей Фридриха Прусского и британской принцессы Виктории. По отцу принцесса Шарлотта была внучкой будущего короля Пруссии и императора Германии Вильгельма I и Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской; по матери — королевы Великобритании и Ирландии и императрицы Индии Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского. Шарлотта стала первой внучкой британской королевы, и та хотела, чтобы девочку назвали в честь неё, однако прусские родственники новорождённой принцессы желали назвать её в честь российской императрицы, жены Николая I Александры Фёдоровны, в девичестве Шарлотты Прусской. В качестве компромисса первым именем принцессы стало «Виктория», однако её всегда называли Шарлоттой. Свои второе и третье имена принцесса получила в честь бабки по отцу Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской и двоюродной бабки по отцу королевы Елизаветы Людовики Баварской. Семья Шарлотты по отцу принадлежала к династии Гогенцоллернов — королевскому дому, который правил немецким королевством Пруссия с XVII века. К концу первого года Шарлотты её отец стал прусским кронпринцем, поскольку её дед Вильгельм I взошёл на прусский трон после смерти брата в 1861 году. Мать Шарлотты, в семье известная под прозвищем Викки, была старшей дочерью британской королевы Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского, а сама Шарлотта и её старший брат Вильгельм стали единственными внуками принца Альберта, рождёнными при его жизни. Шарлотта дважды виделась с дедом по отцу: Альберт и Виктория посетили свою старшую дочь и внуков, когда Шарлотте было два месяца, а Викки и Фридрих, в свою очередь, привезли Вильгельма и Шарлотту с визитом в Англию в июне 1861 года — за шесть месяцев до смерти Альберта.
Образование и воспитание
Семья Шарлотты проводила зиму в Берлине, а лето в Потсдаме, кроме того несколько раз в год детей вывозили в загородное поместье. В 1863 году родители Шарлотты приобрели обветшалый дом и перестроили его в ферму, что позволило семье периодически наслаждаться деревенской жизнью. Фридрих был любящим мужем и отцом, однако обязанности офицера прусской армии отдаляли его от семьи. Викки была весьма требовательной матерью, ожидавшей от детей проявления морального и политического лидерства, и в отсутствие мужа она тщательно контролировала образование и воспитание своего потомства. Когда Виктория только прибыла в страну своего мужа, она стала свидетелем непрерывных споров и интриг в прусской королевской семье; это укрепило её веру в превосходство английской культуры, поэтому Викки воспитывала своих детей по английскому образцу и успешно привила в них любовь к своей родной стране, благодаря некоторым аспектам английской культуры, имевшихся в её доме, и частым совместным поездкам в Великобританию.
CharlotteШарлотта с сёстрами, 1889 год (507x700, 216Kb)
Шарлотта с сёстрами, 1889 год. Сверху-вниз: Маргарита, София, Виктория и Шарлотта
Кронпринцесса была близка с дочерью, однако со временем это стало меняться: к тому времени, когда Шарлотте исполнилось два года, она стала известна как «сладкая непослушная маленькая Дитта» и оказалась самым трудным из восьми детей в семье. Будучи маленькой девочкой, Шарлотта вела себя беспокойно и часто проявляла смятение. Викки не могла справиться с привычкой дочери грызть ногти, появившейся у неё в раннем детстве: профилактические меры, такие как принудительное ношение перчаток, обеспечивали только временное отучение девочки. Королева Виктория написала дочери: «скажите Шарлотте, что я была потрясена, услышав, что она кусает вещи. Бабушка не любит непослушных маленьких девочек». В 1863 году кронпринцесса записала в своём дневнике: «маленький ум Шарлотты кажется слишком активным для её тела — она такая нервная и чувствительная и так быстра. Её сон не такой крепкий, как должен быть — и она такая худенькая». Шарлотта закатывала долгие истерики, которые её мать описывала как «вспышки ярости и упрямства, она дико вопит». Кроме психических признаков, у Шарлотты был недостаток веса и проблемы с пищеварением. К ужасу своей матери, которая высоко ценила образование, Шарлотта совершенно не интересовалась учёбой. Гувернантка принцессы заявляла, что никогда не видела «больших трудностей», чем с Шарлоттой, в то время как Викки однажды написала о Шарлотте в письме своей матери: «глупость не грех, но она делает образование тяжёлой и трудной задачей». Кронпринцесса редко скрывала свои истинные мысли о тех, кто разочаровал её, и прямо призывала своих детей поощрять свои усилия и помогала им избегать тщеславия. Королева Виктория призывала дочь действовать ободряюще, а не упрекать Шарлотту, полагая, что она не должна ожидать, что маленькая принцесса разделит вкусы самой Викки. Биограф Джеррольд Паккард считает вероятным, что «симпатичная, но нервная и угрюмая девочка с раннего возраста чувствовала разочарование [своей матери], что увеличивало пропасть между ними». Со временем испортились отношения между тремя старшими и тремя младшими детьми в семье. Смерть братьев Шарлотты Сигизмунда и Вальдемара в 1866 и 1879 годах соответственно опустошила кронпринцессу Викторию. Историк Джон Рель утверждает, что трое старших детей Викки «никогда не могли соответствовать [её] идеализированной памяти о двух мёртвых принцах». Строгого воспитания Викки, в котором росли её старшие дети — Вильгельм, Шарлотта и Генрих, избежали младшие — Виктория, София и Маргарита. Старшие дети, в свою очередь, чувствуя разочарование матери, были возмущены потаканием Викки своим младшим детям. Однако историк Джон Ван дер Кисте считает, что Викки относилась к Шарлотте с тем же уровнем одобрения, что и к младшим детям, а отношения между матерью и дочерью «были, возможно, более счастливыми. Шарлотта была любимицей деда, с которым она часто виделась. Король Вильгельм и его жена Августа баловали внучку и поощряли её бунты против родителей, а сама Шарлотта часто принимала сторону королевской четы в спорах с Викки и Фридрихом. Восстания Шарлотты против родителей также поддерживал и канцлер Германии Отто фон Бисмарк, который имел политические разногласия с либеральными кронпринцем и кронпринцессой. Наиболее близкие отношения у Шарлотты сложились со старшим братом, хотя они отдалились после брака в 1881 году Вильгельма с Августой Викторией Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбургской, принцессой, которую Шарлотта описывала как «простую, медлительную и застенчивую». Вследствие этого, отношения Шарлотты с любимым братом стали весьма сложными.
Брак
В тому моменту, когда Шарлотте исполнилось четырнадцать лет, она выглядела и вела себя словно была гораздо младше: её мать писала, что принцесса «во всём — здоровьем, внешностью и умом была как десятилетний ребёнок!» Внешне принцесса была нескладной: у неё были короткие ноги, которые в сочетании с длинной талией и руками, делали её высокой, когда она сидела, но низкой, когда стояла; кроме того, у Шарлотты было довольно простое лицо. Она страдала от серьёзных проблем со здоровьем в течение большей части своей взрослой жизни; проблемы эти сопровождались почти непрерывным состоянием психического возбуждения и дикого волнения, сбивавших с толку её врачей. Среди многочисленных проблем со здоровьем Шарлотты были ревматизм, боли в суставах, головные боли и бессонница. Когда Шарлотта стала старше, она стала флиртовать, распространять злые сплетни и учинять неприятности другим членам семьи; всё это кронпринцесса Виктория замечала в дочери и раньше, но надеялась, что принцесса перерастёт это. Викки охарактеризовала дочь как «вкрадчивого маленького котёнка [который] когда захочет, может сильно любить». Кронпринцесса считала, что «за внешностью» Шарлотты скрывались «опасные черты характера».
CharlotteШарлотта с будущим мужем Бернгардом III Саксен-Мейнингенским, 1877 год (456x700, 162Kb)
Шарлотта с будущим мужем Бернгардом III Саксен-Мейнингенским, 1877 год
В апреле 1877 года шестнадцатилетняя Шарлотта обручилась со своим троюродным братом Бернгардом, наследником немецкого княжества Саксен-Мейнинген. Согласно истории, описанной биографом кронпринцессы Виктории Ханны Пакулы, Шарлотта влюбилась в принца во время совместной поездки на автомобиле: её старший брат Вильгельм, находившийся за рулём, прибавлял скорость, чем пугал Шарлотту, которая цеплялась за руку Бернгарда в поисках поддержки. Пакула добавляет, что эта внезапная, но временная страсть, вероятно, соответствовала «изменчивой» натуре Шарлотты. Ван дер Кисте считает, что решение Шарлотты выйти замуж за Бернгарда было также связано с желанием стать независимой от своих родителей, и особенно от критиковавшей её матери. Принц Бернгард, офицер армии, служивший в Потсдамском полку, ветеран недавней франко-прусской войны, был на девять лет старше Шарлотты. Хотя он считался слабовольным, у него было много интеллектуальных интересов, в частности он увлекался археологией. Шарлотта не разделяла этих интересов, но кронпринцесса Виктория надеялась, что время, а также брак смогут изменить Шарлотту — настолько, что «по крайней мере, её злые качества не смогут причинить никакого вреда». Помолвка длилась почти год; в это время Викки готовила приданое для дочери. Свадьба состоялась в Берлине 18 февраля 1878 года; в тот же день состоялось бракосочетание родственницы Шарлотты Елизаветы Анны Прусской и Фридриха Августа Ольденбургского. На свадьбе присутствовали дяди Шарлотты по отцу Эдуард, принц Уэльский, и Артур, герцог Коннаутский, а также бельгийская королевская чета — Леопольд II и Мария Генриетта Австрийская. Молодожёны поселились близ Нового дворца на небольшой вилле, где ранее проживала Августа фон Гаррах — морганатическая супруга короля Фридриха Вильгельма III. Они также приобрели виллу в Каннах; решение это разозлило кронпринца Вильгельма, который рассматривал Францию как вражескую страну. Шарлотта же любила проводить большую часть зимы во Франции, поскольку она надеялась, что её тёплый климат поможет облегчить ей жизнь и улучшить здоровье.
CharlotteКоролева Виктория, кронпринцесса Виктория, Шарлотта и Феодора, ок. 1884 (487x700, 243Kb)
Королева Виктория, кронпринцесса Виктория, Шарлотта и Феодора, около 1884
Рождение дочери
На втором году брака Шарлотта родила дочь: принцесса Феодора появилась на свет 12 мая 1879 года. Новорождённая принцесса стала первой внучкой кронпринца и кронпринцессы, а также первой правнучкой королевы Виктории. Шарлотта ненавидела ограничения, наложенные на неё во время беременности, и решила, что Феодора будет её единственным ребёнком — к большому огорчению матери. После рождения Феодоры Шарлотта посвятила своё время развлечениям в Берлине и отправлялась в длительные поездки. Во время этих поездок Шарлотта оставляла дочь на попечении кронпринцессы Виктории, которую считала более ответственной матерью. Феодора часто посещала Фридрихсхоф — поместье, принадлежавшее кронпринцессе; в один из таких визитов Виктория заметила, что Феодора «действительно хороший маленький ребёнок, и ею гораздо легче управлять, чем её матерью». Среди королевских семей той эпохи было необычно наличие только одного ребёнка, и Феодора, вероятно, переживала очень одинокое детство. Как и её мать, Феодора страдала от болезней и различных физических заболеваний, а также от сильных мигреней. Феодоре также не хватало дисциплины в учёбе, в чём кронпринцесса Виктория обвиняла отсутствие родительского руководства, поскольку Шарлотта и Бернгард фактически отсутствовали в жизни дочери. Викки так прокомментировала это: «атмосфера в доме не самая лучшая для ребёнка её возраста… С Шарлоттой в качестве примера, что ещё можно ожидать… Её родители редко бывали дома или [были] вместе… Она вряд ли знает, что такое жизнь дома!»
CharlotteШарлотта в 1883 году (465x700, 249Kb)
Шарлотта в 1883 году
Зрелые годы
Император Вильгельм I предоставил Шарлотте и Бернхарду виллу близ Тиргартена в Берлине и перевёл Бернхарда в городской полк. Шарлотта проводила большую часть своего времени, общаясь с другими дамами, катаясь с ними на коньках, сплетничая и устраивая и посещая званые ужины. По признанию её окружения, Шарлотта имела хорошее чувство стиля, а всю свою одежду она заказывала в Париже. Шарлотта также курила и пила, и многим нравилось посещать вечеринки, которые она устраивала. Очень быстро в обществе принцесса заработала репутацию сплетницы, и многие считали её язвительной; кроме того, она была известна тем, что сходилась с кем-то, входила в их доверие, после чего распространяла их секреты. Отец Шарлотты взошёл на германский императорский трон под именем Фридриха III в марте 1888 года, но уже в июне он умер от рака гортани. В период последнего этапа болезни Фридриха Шарлотта оставалась с ним, как и большинство её братьев и сестёр. После смерти отца Шарлотты императором стал её любимый брат Вильгельм; возросло и влияние Шарлотты при дворе, где она окружила себя сумасбродной группой дворян, дипломатов и молодых чиновников. В то время как Шарлотта постепенно примирилась с матерью во время болезни отца, после восшествия на престол Вильгельма между ними снова произошёл раскол: Шарлотта встала на сторону Вильгельма, который не желал ехать в Великобританию и посещать Золотой юбилей королевы Виктории; отправка кронпринца на торжества планировалась ещё когда Фридрих III был жив, но уже тяжело болел, тогда же Вильгельм впервые высказал своё недовольство предстоящей поездкой. После восшествия Вильгельма на престол Шарлотта и Бернгард неизменно вставали на сторону нового императора, в то время как вдовствующую императрицу поддерживали младшие дочери. В одном из писем этого периода Викки охарактеризовала свою старшую дочь как «самую странную» и «едва ли в чём-то схожую со мной», а её супруга описывала как человека «дерзкого и грубого».
CharlotteШарлотта в 1890-х годах (429x700, 149Kb)
Шарлотта в 1890-х годах
Скандал вокруг анонимных писем
В начале 1891 года берлинское общество потряс скандал, разразившийся из-за серии анонимных писем, распространённых среди видных членов двора, включая и императорскую чету. Письма были написаны одним и тем же почерком и содержали непристойные сплетни, обвинения и интриги, касавшиеся самых влиятельных придворных. Некоторые письма включали также порнографические изображения, наложенные на фотографии членов императорской семьи. За четыре года было написано несколько сотен писем[. Император Вильгельм приказал провести расследование, однако автор или авторы писем найдены не были. Некоторые современники считали, что Шарлотта, известная своим острым языком и любовью к сплетням, могла быть причастна к происходящему. Историки однако предполагали, что автором писем были брат императрицы Августы Виктории Эрнст Гюнтер и его любовница, не ладившие с императрицей. Ясно было только одно: автор писем имел глубокое понимание многих личностей в королевской семье, что, вероятно, делает его или её членом семьи или приближённым к ней придворным. Во время скандала Шарлотта потеряла свой дневник, который содержал как семейные тайны, так и критические мысли о различных членах семьи; дневник был в конечном итоге передан Вильгельму, который так и не смог простить некогда любимую сестру за его содержание. В наказание Бернгард был переведён в полк в тихом городке Бреслау, что означало отлучение Шарлотты и её мужа от императорского двора. Будучи лицом, выплачивающим Шарлотте пенсион, Вильгельм также ограничил сестру и её мужа в возможности выезжать за пределы страны, если они не были готовы ехать без королевских почестей. В 1896 году императрица Августа Виктория обвинила Шарлотту в романтической связи с придворным Карлом Августом фон Дирсбургом. Шарлотта яростно отвергла все обвинения, в чём её поддержал супруг, который стал критиковать Гогенцоллернов за попытку удержать принцессу под контролем семьи. Бернгард решил уйти из армии и уехать с женой в Майнинген, однако конфликт из-за предполагаемой любовной связи Шарлотты решился сам собой, когда фон Дирсбург вернулся ко двору со своей женой. Тем не менее, скандал с письмами и возможное участие в нём Шарлотты серьёзно подорвал репутацию императорской семьи.
Отношения с дочерью
Чем старше становилась Феодора, тем чаще возникал вопрос о будущем браке принцессы. Изгнанный князь Пётр Карагеоргиевич, который был старше принцессы на тридцать шесть лет, предлагал себя в качестве жениха, хотя сделано это было, вероятно, в расчёте получить поддержку Пруссии при наследовании сербского престола. Неизвестно, что думала сама Феодора об этом союзе, однако Шарлотта заявила, «что для такого трона Феодора слишком хороша». На роль будущего мужа принцессы также рассматривался Альфред, наследный принц Саксен-Кобург-Готский — кузен Шарлотты и единственный сын герцогини Эдинбургской, которая была дружна с матерью Феодоры.
CharlotteФеодора, дочь Шарлотты, ок. 1900 (479x700, 221Kb)
Феодора, дочь Шарлотты, около 1900
В конечном итоге, в конце 1897 года Феодора обручилась с принцем Генрих XXX Рейсс-Кёстрицкий, о чём было объявлено в начале октября, и они поженились 24 сентября 1898 года на лютеранской церемонии в Бреслау. Не особенно богатый или титулованный Генрих служил капитаном 92-го брауншвейгского пехотного полка. Вдовствующая императрица Виктория была удивлена таким выбором жениха, в частности из-за его положения, но отметила, что невеста, по крайней мере, казалась счастливой. Пятнадцатилетняя разница в возрасте между новобрачными не смущала вдовствующую императрицу, и она писала: «Я очень рада, что он старше неё, и если он мудр, и надёжен, и непоколебим, он может сделать для неё много хорошего, и всё может получиться неплохо, но у неё был странный пример её матери и сама она странное маленькое существо». Феодора была без ума от своего жениха и, скорее всего, искала способ избавиться от сомнительной домашней жизни с родителями. Благодаря службе супруга, получавшего назначения в разные города, Феодора много путешествовала по Германии. Однако замужество дочери так и не улучшило отношений между Шарлоттой и Феодорой: после визита пары в 1899 году Шарлотта написала, что Феодора «непонятная» и «замыкается, когда я пытаюсь повлиять на неё, относительно её личности и здоровья». Шарлотта также не любила своего зятя и часто критиковала его внешность и неспособность контролировать своевольную жену. В отличие от своей матери, Феодора хотела иметь детей; неспособность забеременеть расстраивала Феодору, но радовала Шарлотту, у которой не было никакого желания иметь внуков. Ван дер Кисте пишет, что у Шарлотты и Феодоры были очень похожие личности: «обе были волевыми существами, которые любили сплетни и были готовы поверить в худшее друг в друге». В 1900 году Феодора посетила Виндзорский замок и в последний раз встретилась со своего прабабкой королевой Викторией, которая скончалась в следующем году. Генрих присутствовал на похоронах королевы в одиночестве, поскольку пошатнувшееся здоровье Феодоры не позволило ей покинуть дом. Феодора винила малярию в своём состоянии; Шарлотта же объявила членам семьи, что Генрих наградил жену венерическим заболеванием, что Феодора яростно отрицала. Шарлотта потребовала дочь сдать анализы её личному врачу, и когда Феодора отказалась, убедила себя, что была права. В ответ Феодора отказалась посещать дом матери и жаловалась членам семьи на «немыслимые» действия Шарлотты. Многие годы члены семьи пытались помирить мать и дочь, однако все их действия были безуспешны. Шарлотта не писала дочери почти десять лет, и возобновила переписку лишь тогда, когда Феодора перенесла опасную операцию, которая должна была помочь ей зачать. И хотя Шарлотта выразила возмущение тем, что такая операция была одобрена, она в итоге навестила дочь в санатории по просьбе самой Феодоры.
CharlotteШарлотта в 1917 году (532x700, 186Kb)
Шарлотта в 1917 году
Герцогиня Саксен-Мейнингенская
В июне 1911 года Шарлотта присутствовала на коронации своего кузена Георга V в Лондоне, однако насладиться празднованиями ей не удалось: летняя жара заставила Шарлотту большую часть времени провести в постели с опухшим лицом и болью в конечностях. 25 июня 1914 скончался свёкор Шарлотты и её супруг унаследовал герцогство Саксен-Мейнинген. 28 июля разразилась Первая мировая война; Бернгард ушёл на фронт, в то время как Шарлотта номинально осталась во главе герцогства. Во время войны Шарлотта всё чаще стала испытывала различные проблемы со здоровьем, включая хронические боли, отёки ног и проблемы с почками. Боли становились всё сильнее, и Шарлотта стала принимать опиум в качестве единственного эффективного лечения. Окончание войны в 1918 году привело к политической гибели Германской империи, а также всех её многочисленных герцогств; следовательно, Бернгард был вынужден отречься от своей власти над престолом Саксен-Майнингена. В следующем году Шарлотта отправилась в Баден-Баден, где собиралась заняться лечением проблем с сердцем; в Баден-Бадене у Шарлотты случился сердечный приступ, в результате которого она скончалась 1 октября 1919 года в возрасте 59 лет. Бернгард пережил жену на девять лет и был похоронен рядом с ней в парке замка Альтенштайн в Бад-Либенштайне, Тюрингия.
CharlotteПортрет Шарлотты кисти Филипа де Ласло, 1899 (505x700, 255Kb)
Портрет Шарлотты кисти Филипа де Ласло, 1899
Медицинский анализ
Большинство историков сходятся во мнении, что и Шарлотта, и её дочь стардали порфирией — генетическим заболеванием, которое, как полагают, затронуло некоторых членов Британской королевской семьи, прежде всего короля Георга III. В книге Purple Secret: Genes, 'Madness', and the Royal Houses of Europe историк Джон Рель и генетики Мартин Уоррен и Дэвид Хант называют Шарлотту «занима[ющей] ключевое положение [в] поиске порфирийной мутации у потомков Ганноверов». В качестве доказательств Рель приводит письма между Шарлоттой и её врачом. а также письма между ней и её родителями — переписку, длившуюся 25 лет; он обнаружил, что даже будучи маленькой девочкой, Шарлотта страдала гиперактивностью и расстройством желудка. Став молодой женщиной, Шарлотта тяжело болела тем, что её мать называла «отравлением малярией и анемией», а затем «невралгией, обмороками и тошнотой»; все описанные Релем как «список симптомов порфирии из учебника, и это за несколько десятилетий до того, как расстройства было клинически идентифицировано». Рель также отмечает дополнительные симптомы, описанные в письмах между Шарлоттой и её врачом Эрнстом Швенингером, который следил за её здоровьем более двух десятилетий начиная с начала 1890-х годов; в них Шарлотта по-разному жалуется на «зубную боль, боль в спине, бессонницу, головокружение, тошноту, запор, мучительные блуждающие боли в животе, отек кожи и зуд, частичный паралич ног и темно-красную или оранжевую мочу» — последний признак Рель называет «решающим диагностическим симптомом». В 1990-х годах команда под руководством Реля эксгумировала тела Шарлотты и Феодоры и взяла биологические образцы каждой принцессы для тестирования. Как у матери, так и у дочери исследователи обнаружили доказательства мутации, связанной с порфирией; хотя исследователи отмечают, что не могут быть «полностью уверены», что эта мутация была вызвана генетическим заболеванием, они считают, что это «бесспорно» на основании исторических и биологических доказательств. Исследователи также добавляют, что многие из тех же симптомов были обнаружены у матери Шарлотты Виктории, а также у других членов семьи, включая и саму королеву Викторию. Рель, Уоррен и Хант сделали следующий вывод: «…ибо что ещё могло вызвать их страшные приступы хромоты и боли в животе и кожные высыпания — а в случае Шарлотты темно-красную мочу?» Литература: Gelardi, Julia P. Born to Rule: Five Reigning Consorts, Granddaughters of Queen Victoria. — St. Martin's Press, 2005. — 457 p. — ISBN 0312324235, 9780312324230; Hibbert, Christopher. Queen Victoria. — Da Capo Press, 2001. — 557 p. — ISBN 0306810859, 9780306810855; King, Greg. Twilight of Splendor: The Court of Queen Victoria During Her Diamond Jubilee Year. — John Wiley & Sons, 2007. — 337 p. — ISBN 047004439X, 9780470044391; MacDonogh, Giles. The Last Kaiser: The Life of Wilhelm II. — St. Martin's Press, 2003. — 560 p. — ISBN 0312305575, 9780312305574; Packard, Jerrold M. Victoria's Daughters. — St. Martin's Press, 1999. — 384 p. — ISBN 1429964901, 9781429964906; Pakula, Hannah. An Uncommon Woman. — Simon and Schuster, 1997. — 704 p. — ISBN 0684842165, 9780684842165; Ramm, Agatha. Victoria, princess royal // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004; Röhl, John C. G.; Hunt, David; Warren, Martin. Purple secret: genes, "madness" and the Royal houses of Europe. — Bantam, 1998. — 297 p. — ISBN 0593041488, 9780593041482; Röhl, John C. G. Young Wilhelm: The Kaiser's Early Life, 1859-1888. — Cambridge University Press, 1998. — 979 p. — ISBN 0521497523, 9780521497527.; Röhl, John C. G. Wilhelm II: The Kaiser's Personal Monarchy, 1888-1900. — Cambridge University Press, 2004. — 1287 p. — ISBN 0521819202, 9780521819206; Röhl, John C. G. Kaiser Wilhelm II: A Concise Life. — Cambridge University Press, 2014. — 240 p. — ISBN 1107072255, 9781107072251; Rushton, Alan R. Royal Maladies: Inherited Diseases in the Royal Houses of Europe. — Trafford Publishing, 2008. — 261 p. — ISBN 1425168108, 9781425168100; Van der Kiste, John. Kaiser Wilhelm II: Germany's Last Emperor. — History Press, 1999. — 255 p. — ISBN 0752499289, 9780752499284; Van der Kiste, John. Dearest Vicky, Darling Fritz: The Tragic Love Story of Queen Victoria's Eldest Daughter and the German Emperor. — Sutton, 2002. — 278 p. — ISBN 0750930527, 9780750930529; Van der Kiste, John. Charlotte and Feodora: A Troubled Mother-Daughter Relationship in Imperial Germany. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. — 870 p. — ISBN 1514877376, 9781514877371; Vovk, Justin C. Imperial Requiem: Four Royal Women and the Fall of the Age of Empires. — iUniverse, 2012. — 640 p. — ISBN 147591749X, 9781475917499. Литература по теме: Van der Kiste, John. The Prussian Princesses: The Sisters of Kaiser Wilhelm II. — Fonthill Media, 2014. — 192 p. — ISBN 1781554358, 9781781554357.

00Laurencie_Lionel_Copyright (556x700, 171Kb)
1861
Мари Бертран Лионель Жюль де Ла Лоранси (французское имя — Lionel de la Laurencie)
французский музыковед и лексикограф. Родился в Нанси. Игре на скрипке учился у Л.Ренье, теории музыки у А.Вейнгартнера. В 1891-1892 изучал историю музыки под рук. Л.Бурго-Дюкудре в Парижской консерватории. После окончания в 1883 Национального института вод и лесов в Нанси находился на государстенной службе. С 1898 занялся исследованиями в области музыки, став одним из крупнейших французских музыковедов. Основатель (1917) и президент (с 1927 почётный президент) Французского общества музыковедения, в 1916-1931 редактор и издатель "Энциклопедии музыки и словаря консерватории". После смерти А.Лавиньяка продолжил издание "Музыкальной энциклопедии" (французское название — «Encyclopedie de ia musique et Dictionnaire du Conservatoire»; часть 1, тома 4-5, часть 2, тома 1-6, 1920-1931).
00Laurencie_Lionel01 (452x700, 254Kb)
Энциклопедии музыки и словаря консерватории, обложка тома 5 (1922)
Автор многих исследований и статей, посвящены главным образом музыкальному исккусству Франции 16-18 вв., а также музыкальной эстетике. Глубокий знаток старинной французской инструментальной музыки, особенно скрипичной, Лоранси написал 3-томный труд "Французская скрипичная школа от Люлли до Виотти" (1922-1924). Работы Лоранси, основаны на архивных изысканиях, отличаются точностью фактических сведений, ценными историческими и эстетическими обобщениями. Умер в Париже 21 ноября 1933 года. Сочинения: La lеgende de Parsifal et le drame musical de Richard Wagner, Nantes, 1888, 1894; Espara, P., 1890; Le gost musical en France, P., 1905; Rameau, P., 11908); Lully, P., 1911; Les crеateurs de l'opеra franзais, P., 1921, nouv. еd., P., 1930; L'еcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 1-3, P., 1922-24; Les Luthistes, P., 1928; Les dеbuts de la Musique de chambre en France, "Revue de Mysicologie", 1934, No 49-52, и др. Литература: Barren Ch. van den, Une belle figure qui disparait, Lionel de la Laurencie, "La Revue musicale Belge", 1933, dеcembre; Pincherle M., L. de la Laurencie, "Revue de musicologie", 1934, No 49 (список работ Лоранси).

1861
Николай Алексеевич Мурзанов
российский и советский историк-архивист. Родился в семье художника Алексея Платоновича Мурзанова (1833—1898) и его жены Варвары Васильевны (урождённой Могулевой, 1838—1916). В 1878 окончил Владимирское городское училище в Санкт-Петербурге. С 1878 по 1880 служил письмоводителем в канцелярии петербургского столичного мирового судьи 13-го участка. С 1880 — служащий Сенатского архива. Отсутствие высшего образования и недворянское происхождение были причиной долгого пребывания Мурзанова в низшей должности канцелярского служителя. Только в 1890 он получил первый классный чин — коллежского регистратора. Мурзанов занимал должности архивариуса, заведующего отделением. В 1899 он (уже в чине титулярного советника) был назначен секретарём Сенатского архива. Во время частых командировок инспектора (начальника) архива Мурзанов исполнял его обязанности. В 1900 получил чин коллежского асессора. В 1909 Мурзанов уже статский советник, а 3 декабря 1914 он был пожалован чином действительного статского советника (став чином выше своего начальника И.А.Блинова). Чин действительного статского советника давал право на потомственное дворянство (подтверждено Департаментом герольдии в феврале 1917). Высокая оценка деятельности Мурзанова объяснялась его активным участием в работе по раскрытию фондов Сенатского архива. Он принимал участие в подготовке изданий: Сенатский архив. — Санкт-Петербург, 1888—1913. — Том 1—15. (Сборник документов, включавший тексты указов, не вошедших в «Полное собрание законов Российской империи».) Министерство юстиции за сто лет, 1802—1902 : исторический очерк. — Санкт-Петербург, 1902. Опись документов и дел, хранящихся в Сенатском архиве. — Санкт-Петербург; Петроград, 11909—1917. Материалы для алфавитного указателя к журналам и определениям 1-го департамента Правительствующего Сената, хранящимся в Сенатском архиве, 1797 г. — 1825 г. — Санкт-Петербург; Петроград, 1910—1915. (Издание не завершено, доведено лишь до буквы В.) Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. — Петроград, 1914. Для издания «История Правительствующего Сената за двести лет» (Санкт-Петербург, 1911) Мурзановым был подготовлен список сенаторов. Работу над этим списком, дополняя его более подробными биографическими сведениями, он продолжал и в последующие годы. Издан «Словарь русских сенаторов» по материалам, хранящимся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в 2011 г. Д.Н.Шиловым. В 1917 Мурзанов руководил работой по подготовке эвакуации Сенатского архива из Петрограда, но она так и не состоялась. После Октябрьской революции была произведена реорганизация архивной службы. Мурзанов остался секретарём архива (теперь эта должность была выборной), продолжал работу по описанию документов. В 1925 на базе Сенатского архива был создан Ленинградский исторический архив — предшественник нынешнего Российского государственного исторического архива. В феврале 1927 Мурзанов был уволен из архива по сокращению штатов. По ходатайству ЛГУ (подписанному историком А.Е.Пресняковым) ему была назначена персональная пенсия. Н.А.Мурзанов умер в Ленинграде после тяжёлой болезни 28 февраля 1935 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Семья: Жена (с 1890) — Вера Ивановна (урождённая Веналейн, 1868—1942); Сын — Николай (1890—1972); Дочь — Мария (1893—1981) — архивист, библиотекарь. Основные труды: Правительствующий Сенат. (Господа сенат) : Список сенаторов. — Санкт-Петербург, 1911. — 55 страниц; Список судебных деятелей первого призыва учреждений, открытых в 1866—1876 гг. : Сенаторы, обер-прокуроры, товарищи обер-прокуроров. — Петроград, 1914. — 99 страниц; Гавриил Романович Державин : Материалы для биографии. — Казань, 1916. — 28 страниц; Словарь русских сенаторов, 1711—1917 гг. : материалы для биографий / Издание подготовил Д.Н.Шилов. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2011. — 735 страниц, лист иллюстраций — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-86007-666-2. Литература: Шилов Д.Н. Николай Алексеевич и Мария Николаевна Мурзановы: судьба и труды семьи петербургских архивистов // Мурзанов Н.А. Словарь русских сенаторов, 1711—1917 гг. — Санкт-Петербург, 2011. — Страницы 693—735.

MauriceRenaud (518x700, 186Kb)
1861
Морис Рено (французское имя — Maurice Renaud)
французский оперный певец (баритон). Морис Рено родился в Бордо. Вокальное образование получал в течение года в Парижской консерватории, а затем в Брюссельской консерватории. Рено дебютировал в Королевском оперном театре Ла Монне в Брюсселе в 1883 году. Он пел в составе труппы этого театра до 1890 года, в частности на премьерах опер Эрнеста Рейнера «Зигфрид» (1884) и «Саламбо» (1890) вместе с Розой Карон. Позже Рено вернулся туда, но уже в 1908—1914 годах.
Париж
В 1890 году он присоединился к труппе «Опера-Комик», дебютировав в опере Эдуарда Лало «Король города Ис». В следующем году он перебрался в Парижскую оперу, дебютировав в опере «Африканка» Мейербера. До 1914 года он регулярно появлялся на его сцене.
Ковент-Гарден
В 1983 году Рено впервые гастролировал в Америке, выступив в Новом Орлеане, Бостоне и Чикаго. Его концерты в Лондоне совпали с торжествами по поводу юбилея Королевского театра Ковент-Гарден. Рено пел во втором акте «Тангейзера» Вагнера с Эммой Имс и Эрнестом ван Дейком и в четвёртом акте «Гугенотов» Мейербера с Альбером Альваресом и Полем Плансоном. В том же году он появился в Ковент-Гардене ещё в одном спектакле — опере Моцарта «Дон-Жуан» с Адой Адини и Марселем Журне. С тех пор Рено часто появлялся в Лондоне. Состав исполнителей зачастую был выдающимся: «Кармен» с Эмой Кальве и Эммой Имс, «Дон-Жуан» с Лили Леманн, Лилиан Нордика или Эмми Дестинн, Сьюзен Адамс и Эдуардом де Решке, «Манон» с Мэри Гарден, «Риголетто» с Нелли Мельбой или Сельмой Курц, Энрико Карузо и Марселем Журне.
MauriceRenaud01 (650x700, 249Kb)
Морис Рено в роли Зурги, опера "Искатели жемчуга"
Рено много гастролировал в Санкт-Петербурге, Берлине, Монте-Карло, где он пел на премьерах опер Массне «Жонглёр Богоматери» (1902) и «Керубино» (1905). В 1902 году он исполнил партию Мефистофеля в драматической легенде «Осуждение Фауста» Берлиоза в Монте-Карло и Ла Скала, дирижировал Тосканини.
Нью-Йорк
Генеральный директор Метрополитен-опера подписал контракт с Рено, но многочисленные конфликтные ситуации помешали певцу дебютировать в Нью-Йорке. Вскоре был назначен новый директор, однако тот отказался от контракта. Рено обратился в суд и выиграл значительную сумму. В 1906 году Оскар Хаммерстайн I подписывает контракт с Рено на выступления в Манхэттенском оперном театре по протекции Нелли Мельба. Однако по иронии судьбы имя Рено в этой компании прочно ассоциируется с Мэри Гарден, никогда не интересовавшейся певцом. Дебют Рено состоялся в декабре 1906 года в опере «Риголетто» вместе с Мельбой и Алессандро Бончи. Затем последовали «Таис», «Дон-Жуан», «Тоска», «Травиата», «Сказки Гофмана» и «Иродиада». По окончании контракта Морис Рено перешёл в «Метрополитен-опера», дебютировав в «Риголетто» вместе с Нелли Мельба и Флоренсио Константино и проработал там два сезона.
Последние годы
Последние годы в Америке Рено провёл в Бостоне и Чикаго. В годы Первой мировой войны Морис Рено выступал с концертами на фронте. Однажды, во время выступления, он попал под бомбёжку и остался инвалидом. После войны он получил Орден почётного легиона от правительства Франции. В 1919 году Морис Рено окончательно покинул сцену. В 1920 году он появился в одном из немых фильмов. Рено скончался в Париже 16 октября 1933 года.
Наследие
Морис Рено оставил после себя 52 звукозаписи, большинство из которых, однако, дублируют друг друга. Таким образом, сохранилось 16 арий и пять песен. Все записи, за единственным исключением, на французском языке. Многие из его самых известных партий записаны не были.

Stefashin_A_K.tif (539x700, 534Kb)
1861
Александр Кириллович Стефашин
сельский староста, депутат Государственной думы I созыва от Орловской губернии. Из крестьян деревни Васильевка-Шеншино Старополевской волости Орловского уезда Орловской губернии. Прошёл курс начального сельского училища. Был сельским старостой в течение 6 лет, являлся кандидатом в волостные старшины. 28 марта 1906 избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Орловского губернского избирательного собрания. Входил в Трудовую группу. Выступил в прениях по аграрному вопросу. Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны. Литература: Стефашин Александр Кириллович // Иванов Б.Ю., Комзолова А.А., Ряховская И. С. Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва : РОССПЭН, 2008. — Cтраница 590; Стефашин Александр Кириллович // Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. — Москва, 1906. — Страница 226; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва : Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Александр Кириллович Стефашин // Государственная Дума первого призыва: Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва : Возрождение, 1906. — Cтраница 53; // Орловский вестник. — 1906. — 27-29 марта; Колесниченко Д.А. Состав Трудовой группы в I и II Государственных думах: Сводная таблица членов фракции. — Москва, 1988. — Страницы 50-51; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 24. Лист 22; Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 141. Лист 24 оборот; Дело 143. Лист 96 оборот.

1862
Вячеслав Францевич Жигардлович
русский архитектор, автор гражданских и церковных зданий в Москве и Подмосковье. Родился в Москве. В 1884 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. В 1891—1893 годах состоял канцелярским служителем Строительного отделения Московского губернского правления; в 1905—1907 годам служил там же сверхштатным техником. Работал архитектором Мещанской управы. Имел обширную архитектурно-строительную практику. Из-за строительных катастроф на возводимых зданиях Жигардлович состоял под судом в 1901—1903 и в 1905 годах. Жил в Большом Кондратьевском переулке, 9. Умер в Москве 29 октября 1909 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище; могила утрачена.
Храм_святого_преподобного_Серафима_Саровского_в_Кунцеве_(прект) (700x458, 145Kb)
Проект фасада Серафимовской церкви в Кунцеве
Постройки: Императорский павильон к коронации Александра III (1883, Москва, Ходынское поле), не сохранился; Колокольня и трапезная церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1885, село Надовражино Истринского района Московской области), не сохранилась; Доходный дом Ренквист — Глиэр (1888, Москва, Петровский бульвар, 5, строение 2), ценный градоформирующий объект; Расширение трапезной церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках (1890, Москва, Серебрянический переулок, 1а); Колокольня и трапезная церкви Троицы Живоначальной (1892, Волоколамск, улица Партизан, 34), руинирована; Доходный дом с магазином И.Е. и С.И.Сытовых (1893, Москва, Мясницкая улица, 22/5/2 — Банковский переулок, 2/5/22 — Кривоколенный переулок, 5/22/2, строение 1А), ценный градоформирующий объект; Доходные дома (1893, Третья Тверская-Ямская улица, 30/29, строение 1, 2), перестроены в 1901 году архитектором С.М.Гончаровым. Ценный градоформирующий объект; «Ксенинская» церковно-приходская школа Страстного монастыря (1894, Москва, Пушкинская площадь), не сохранилась; Церковь Антония и Феодосия Печерских в Страстном монастыре (1898—1899, Москва, Пушкинская площадь), не сохранилась; Перестройка городской усадьбы А.И.Фонвизина — В.А.Еремеева (1890, Староконюшенный переулок, 16, строение 1), объект культурного наследия регионального значения; Доходный дом (1890, Староконюшенный переулок, 16, строение 2), объект культурного наследия регионального значения; Доходный дом (около 1900, Москва, Сытинский переулок, 8/2 — Малый Палашёвский переулок, 2/8); Колокольня и трапезная церкви Рождества Христова (1901, Волоколамск, Революционная улица, 7); Доходный дом (1902, Москва, Лихов переулок, 2/3 — Малый Каретный переулок, 3/2, строение 1); Ксенинский приют (1902, Москва, Несвижский переулок, 1); Приют (1902, Москва, Переведеновский переулок, 1); Доходный дом (1903, Москва, Арбат, 49), ценный градоформирующий объект; Церковь Михаила Архангела (1903—1904, село Константиново Раменского района Московской области), не сохранилась; Приделы церкви Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни (1905, Москва, Рябиновая улица, 18); Производственный корпус кондитерской фабрики В.Ф.Тиде (1907, Москва, Электрозаводская улица, 20, 20, строение 3); Деревянная церковь Серафима Саровского в Серафимовской общине (1907—1909, Москва, улица Багрицкого, около дома 10, корпус 3), сохранились фундаменты. Литература: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва : КРАБиК, 1998. — Страница 102. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0.

1863
Ион Бакалбаша (румынское имя — Ion Bacalbaşa)
румынский театральный деятель, критик, драматург, редактор. Литературный дебют состоялся в 1886 году. Редактировал румынские газеты «Борьба», «Сегодня», «Правда», «Вперёд», «Минерва», в которых выступал со статьями по вопросам театрального искусства и рецензиями на спектакли. В 1911—1912 — генеральный директор Национального театра в Бухаресте. Содействовал подъёму румынского театра, вводил в его репертуар произведения румынских авторов, среди которых Ион Лука Караджиале, Богдан Петречейку Хашдэу, Василе Александри, Дуилиу Замфиреску и др. Умер 28 мая 1918 года.
Творчество
Ион Бакалбаша — автор ряда драматических произведений, поставленных на сцене Национального театра, в их числе — «Умерший без свечи» (1895), «Ассан» (1899) и «Со службы» (1904), а также сатирического обозрения «Пардон», представления которого были запрещены. Литература: Театральная энциклопедия (под редакцией А.П.Маркова). — Москва: Советская энциклопедия, 1961—1965.

Wedekind_(1864–1918) (437x700, 309Kb)
1864
Франк Ведекинд (немецкое имя — Frank Wedekind; полное имя — Беньямин Франклин Ведекинд, Benjamin Franklin Wedekind)
немецкий поэт и драматург, предшественник экспрессионизма. Родился в Ганновере. Сын врача и актрисы, Франк Ведекинд учился в Мюнхене и Цюрихе. С 1884 года входил в круги мюнхенского модерна. После смерти отца в 1888 году унаследовал значительное состояние. Как драматург испытал влияние Г.Бюхнера, Г.Ибсена, Ф.Ницше, А.Стриндберга, Гауптмана. С 1896 года сотрудничал с мюнхенским сатирическим журналом Симплициссимус. Писал тексты для политического кабаре. Пьеса «Ларец Пандоры», написанная в 1904 году, вызвала судебное разбирательство как оскорбляющая общественную нравственность. Шумный успех имела постановка его драмы «Пробуждение весны» Максом Рейнхардтом в 1906 году. В России пьесу в 1907 году поставил Всеволод Мейерхольд, крайне отрицательную рецензию на пьесу и постановку написал Александр Блок. Мейерхольд также перевёл в 1908 году драму Ведекинда «Дух земли». У Ведекинда была любовная связь с австрийской писательницей, бывшей женой А.Стриндберга Фридой Уль, у них родился сын. В 1906 году Ведекинд женился на актрисе Тилли Нойес (1886—1970), обе их дочери, Памела (1906—1986) и Кадидья (1911—1994), стали актрисами, актрисой стала и дочь Памелы Карола Ренье (родилась в 1946). На основе драм Ведекинда «Дух земли» и «Ларец Пандоры» Альбан Берг создал оперу «Лулу» (осталась незаконченной, её завершил в 1979 Фридрих Церха). По «Ларцу Пандоры» снял одноименный фильм Георг Вильгельм Пабст (1929, в главной роли Луиза Брукс, роль Лулу в кино исполняла также Аста Нильсен, 1923). Фильм «Лулу» снял в 1980 Валериан Боровчик. В 1999 году драму «Пробуждение весны» поставил в Москве Роман Виктюк. В 2006 мюзикл на её основе с огромным успехом шел на Бродвее в театре Юджина О’Нила (премия Тони, запись получила премию Грэмми, 2008). В 2001 году дилогию «Дух земли» и «Ларец Пандоры» под общим названием «Лулу» поставил в Театре на Малой Бронной режиссёр Андрей Житинкин. В 2008 году оперу Берга «Лулу» поставил в московской «Геликон-опере» Дмитрий Бертман. Умер в Мюнхене 9 марта 1918 года. Произведения: Kinder und Narren (1890); Frühlings Erwachen, Drama (1891); Der Liebestrank (1891); Erdgeist (1896); Die Fürstin Russalka, стихи, рассказы, пантомимы (1897); Der Kammersänger (1897); Marquis von Keith (1901); Der Tantenmörder (1902); So ist das Leben (1902); Mine-Haha, отрывок из романа (1903, по нему снят фильм французского кинорежиссёра Люсиль Хадзихалилович «Невинность», 2004, получивший ряд крупных премий); Die Büchse der Pandora (1904); Hidalla oder Sein und Habe (1904); Totentanz (1905); Die vier Jahreszeiten, стихотворения (1905); Musik (1907); Die Zensur (1907—1908); Oaha (1908); Der Stein der Weisen (1909); Franziska (1911); Simson oder Scham und Eifersucht, драма в стихах (1913); Bismarck (1914—1915); Überfürchtenichts (1915—1916); Herakles, драма в стихах (1916—1917). Публикации на русском языке: Собрание сочинений в 8 томах, Москва: 1912—1919; Избранные рассказы. — Москва.: «Редакция журнала "Пробуждение"», 1912 г. (В книгу вошли рассказы: «Агнец Божий», «Пожар на Еглисвиле», «Княгиня Русалка», «Предохранительная прививка», «Раби Эзра», «Седой жених», «Скучно».); [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. Москва: Художественная литература, 1977, страницы 168-170 (Библиотека всемирной литературы); Жестокой возлюбленной// Бог Нахтигаль. Немецкая и австрийская поэзия двух веков в переводах А.Карельского. Москва: Медиум, 1993, страница 55; [Стихи]. Перевод Игоря Болычева// Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. Москва: Полифакт, 1998, страницы 1084-1085; Драма; Пробуждение весны. Литература: Kutscher A. Frank Wedekind: sein Leben und seine Werke. München: Müller, 1922—1931; Gundolf Fr. Frank Wedekind. München: Langen-Müller, 1954; Rothe Fr. Frank Wedekinds Dramen: Jugendstil und Lebensphilosophie. Stuttgart: Metzler, 1990; Seehaus G. Frank Wedekind. Reinbek: Rowohlt, 1973 (переизд. 1981); Irmer H.-J. Der Theaterdichter Frank Wedekind. Berlin: Henschelverlag, 1975; Vinçon H. Frank Wedekind. Stuttgart: Metzler, 1987; Boa E. The Sexual Circus: Wedekind’s Theatre of Subversion. Oxford; New York: Basil Blackwell, 1987; Kieser R. Benjamin Franklin Wedekind: Biografie einer Jugend. Zürich: Verlag die Arche, 1990; Regnier A. Du auf deinem höchsten Dach: Tilly Wedekind und ihre Töchter: eine Familienbiografie. München: A. Knaus, 2003; Блок А. «Пробуждение весны» [1907]// Блок А.А. Собрание сочинений в 8 томах, Том 5. Москва-Ленинград: Государственное Издательство художественной литературы, 1962, страницы 194—196; Троцкий Л. Франк Ведекинд [1908]; Сахновский В.Г. Франк Ведекинд. К постановке «Лулу» в театре имени В.Ф.Комиссаржевской в 1918 г. и «Духа земли» в театре «Комедия» в 1924 г. // Сахновский В.Г. Театральное скитальчество. Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Редактор-составитель В.В.Иванов. — Москва: Индрик, 2009. — Выпуск 4. — Страницы 215–219.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку