-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110333
Комментариев: 6802
Написано: 118806


24 июля родились...

Среда, 24 Июля 2024 г. 03:57 + в цитатник
Jakub_Ignacy_Łaszczyński (568x700, 171Kb)
1791
Якуб Игнаций Лащинский (польское имя — Jakub Ignacy Łaszczyński)
русский и польский государственный деятель. Губернатор, тайный советник Государственного Совета Царства Польского Российской империи. Президент (городской голова) столичного города Варшава (1831-1837). Родился в Познани. Сын богатого шляхтича, владельца Повонзок (ныне один из районов Варшавы). Учился в школе пиаристов в Жолибоже. С 1807 — чиновника Министерства внутренних дел Варшавского герцогства. В 1816 назначен секретарем правительственной комиссии по внутренним делам Царства Польского, затем начальником отдела промышленности и ремесел (1822) и Генеральным инспектором Департамента дорог и транспорта гражданской правительственной комиссии внутренних дел, Департамента полиции (1829). Во время польского восстания 1830 года не участвовал в политических делах, что, положительно повлияло на его будущую карьеру. В ноябре 1831, в соответствии с постановлением Временного правительства Царства Польского, был назначен президентом столицы. В марте 1841 года назначен гражданским губернатором мазовецкой губернии. После объединения мазовецкой и Калишской губерний в 1845 году стал гражданским губернатором варшавской губернии и занимал эту должность до 12 января 1864 года. В 1845 году он получил звание действительный статский советник, а в 1849 году — тайного советника. Лащинский уделял большое внимание проблемам аграрной политики, отстаивая позиции крупных собственников. По его инициативе, и против мнения правительственного Комитета, в 1846 году были приняты указы о подавлении любых крестьянских выступлений в Польше. Пользовался доверием наместника Царства Польского князя М.Д.Горчакова. Умер в Варшаве 18 сентября 1865 года. Награды: Орден Святого Станислава; Орден Святого Владимира; Орден Святой Анны; многие медали. Литература: Encyklopedia Warszawy z 1994.

Friedrich_Lücke (601x700, 422Kb)
1791
Готфрид Христиан Фридрих Люкке (немецкое имя — Gottfried Christian Friedrich Lücke)
германский протестантский богослов и церковный историк, преподаватель, духовный и научный писатель, настоятель Бурсфельдского аббатства (расположено в районе города Ганноверш-Мюндена). Родился в Эгельне. Отец Фридриха был купцом и пивоваром в Энгельне. Фридрих учился в школе в Магдебурге, а затем изучал богословие в Галле-Виттенбергском университете и в Гёттингенском университете. С 1813 по 1816 он работал в качестве репетента в Гёттингене и получил в 1814 году звание доктора философии в Галле-Виттенбергском университете. С 1816 году Фридрих Люкке стал профессором Боннского университета, в 1819 году Фридрих стал доктором богословия. В Боннском университете коллегами Фридриха были Людвиг Гизелер, Иоганн Аугусти, Карл Иммануэль Нитцш. Люкке сблизился с Фридрихом Шлейермахером и де Ветте, и вместе с ними участвовал в издании с 1819 года «Theologische Zeitschrift». В 1827 году, уже после смерти Карла Штейдлина, Фридрих получил профессуру в Гёттингенском университете, здесь он преподавал экзегезетику, догматическое богословие и этику. В 1839 году Люкке был назначен в консисторию в Ганновер, в 1843 году Фридрих получил должность настоятеля Бурсфельдского аббатства. В конце жизни Люкке был очень слаб здоровьем, ранняя смерть шести из семи детей потрясла его, он оставил профессору, а также должность настоятеля незадолго до своей смерти. Умер в Гёттингене 14 февраля 1855 года. Люкке писал отдельные сочинения в соавторстве. Например, «Синопсис», составлен в сотрудничестве с де Ветте. С Людвигом Гизелером Люкке издавал: «Zeitschrift für gebildete Christen der evangelischen Kirche.» Люкке участвовал в диалоге для создания унии между лютеранами и реформаторами. Люкке сторонник так называемого посредствующего направления в богословии. Труды: Theses theologicae VII, Berlin 1806; Commentatio de ecclesia Christianorum apostolica, Göttingen 1813; Ueber den neutestamentlichen Kanon des Eusebius von Caesarea, Berlin 1816; Apologia Augustanae confessionis latine et germanice, Berlin 1817; с Людвигом Гизелером: Zeitschrift für gebildete Christen der evangelischen Kirche. 4 Hefte. Elberfeld 1823–1824; Kommentar über die Schriften des Evangelisten Johannes (4 Bände), Bonn 1820–1832 Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung Johannis Bonn 1832; Quaestiones ac vindiciae Didymianae..., Göttingen 1829; с де Ветте: W. M. L., Hamburg 1850; Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung Johannes und die gesamte apokalyptische Litteratur, Bonn 1852. Литература: Ferdinand Sander: D. Friedrich Lücke. Abt zu Bursfelde und Professor der Theologie zu Göttingen (1791–1855). Lebens- und Zeitbild aus der ersten Hälfte des Jahrhunderts, Hannover 1891

 (532x699, 140Kb)
1794
Кристиан Пандер (Христиан Генрих Пандер; Heinz Christian Pander или как часто упоминается в ссылках - Christian Heinrich Pander)
русский эмбриолог, палеонтолог, геолог, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1823). Образование получил в Дерптском (Тартуском) университете (1812-1814) и университетах Германии. В 1816-1818 гг. работал в Вюрцбурге, в 1821-1827 гг. — в Санкт-Петербургской Академии Наук, с 1842 г. — в Горном департаменте. Изучая развитие куриных яиц, исследовал формирование зародышевых листков (называл их оболочками) более подробно, чем К.Ф.Вольф. Труды ученого послужили основой исследований К.М.Бэра и других эмбриологов. Сопоставляя строение скелетов млекопитающих и птиц, вскрыл новые факты единства организации ископаемых и современных форм животных (например, мегатерий — прототип южноамериканских ленивцев) и их исторической преемственность. Поэтому Ч.Дарвин относил его к своим предшественникам. Изучая древнепалеозойские отложения в России, составил сводку по беспозвоночным и позвоночным силура. Находки ископаемых остатков силурийских и девонских рыб позволили ученому реконструировать примитивную форму древнего бесчелюстного позвоночного, близкого современным миногам. Знание соотносительного положения пластов осадочных пород, в частности пермской и каменно-угольных систем, дало возможность ему правильно выбирать места для заложения разведочных буровых скважин. Умер 22 сентября 1876 года.

Johan_Georg_Forchhammer_large (561x700, 349Kb)
1794
Иоганн Георг Форхгаммер (немецкое имя — Johann Georg Forchhammer)
датский химик и геолог, фактический пионер крупных исследований по обеим этим наукам на территории Дании. Родился в Хузуме (Шлезвиг), в семье учителя. В 1810—1815 годах работал помощником аптекаря, позже поступил в университет в Киле, где изучал физику, химию и фармацевтику, а также интересовался математикой и минералогией. В 1818 году окончил университет и познакомился в Киле с Иоахимом Дитрихом Брандисом, мечтавшим основать в Копенгагене газовый завод. Форхгаммер заинтересовался этим проектом и переехал в Копенгаген, однако поездка Брандиса в Англию, где тот должен был изучить основы газового освещения, сорвалась и предприятие не состоялось. Несмотря на это и то, что родным языком для него был немецкий, Форхгаммер решил остаться в Дании. Уже в конце 1818 года он познакомился с датским физиком и химиком Эрстедом, став его ассистентом и вместе с ним и Лаурицем Эсмархом отправившись в минералогическую экспедицию на остров Борнхольм. В 1820 году благодаря поддержке Эрстеда смог защитить в Копенгагенском университете диссертацию на соискание учёной степени доктора философии в области химии. В 1820 году отправился в длительное путешествие в Великобританию, посетив Англию и Шотландию, а затем, в 1821 году, — на Фарерские острова, везде изучая магматические породы. В 1823 году, вернувшись с полевых исследований, получил должность лектора химии и минералогии в Копенгагенском университете, в 1829 году занял ту же должность в недавно основанной политехнической школе, возглавив одновременно химическую лабораторию там; в 1831 году был назначен экстраординарным, в 1850 году — ординарным профессором минералогии в Копенгагенском университете. В 1848 году стал куратором геологического музея, с 1835 по 1837 год проводил большое количество работ для геологической службы Дании. После смерти Эрстеда в 1851 году стал ректором политехнической школы и секретарём датской Академии наук. С 1850 года интересовался также антропологией. В 1857 году внёс решающий вклад в создание в Копенгагене системы газового освещения, в чём планировал принять участие ещё в начале XIX века. Работал главным образом по геогнозии Дании, однако занимался и множеством других вещей — от создания пожарной команды в Розенберге до организации работ по устройству артезианской скважин. Считался одним из крупнейших учёных Дании своего времени. На протяжении своей жизни несколько раз посещал Англию, по его инициативе состоялось два конгресса натуралистов из скандинавских стран. Умер в Копенгагене 14 декабря 1865 года. Главные труды: «Krystallographie» (Копенгаген, 1833); «Danmarks geognostiske Forhold» (Копенгаген, 1835); «Bidrag til Skildringen af Danmarks geographiske Forhold» (там же, 1837) и «On the composition of seawater indifferent parts of the ocean» (1864).

GeorgPrinceofSaxe-Altenburgportrait (515x700, 189Kb)
1796
Георг Карл Фридрих Франц Саксен-Альтенбургский (немецкое имя — Georg Karl Friedrich Franz von Sachsen-Altenburg)
герцог Саксен-Альтенбургский. Родился в Хильдбургхаузене. Георг был сыном саксен-гильдбурггаузенского герцога Фридриха и Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. С 1804 года находился на австрийской службе, в составе 3-го уланского полка в 1813 году участвовал в «Битве народов» под Лейпцигом, в составе войск фельдмаршала Шварценберга вошёл в Париж. В 1814 году в Италии был ранен в левое бедро, после чего ему пришлось оставить военную службу. Вернувшись в Гильдбурггаузен, Георг жил вместе с братом Иосифом в замке Шарлоттенбург. С 1816 по 1820 годы учился в Гейдельбергском университете, в 1822 году король Баварии Максимилиан I наградил Георга орденом Святого Губерта. Поселившись в Гильдбурггаузене, Георг основал там молодёжную милицию, а в 1824 году — муниципальный сберегательный банк. В 1826 году была проведена реорганизация эрнестинских герцогств. Герцогство Саксен-Гильдбурггаузен было присоединено к Саксен-Мейнинген, а Фридрих Саксен-Гильдбурггаузенский стал главой герцогства Саксен-Альтенбург. Георг до 1829 года продолжал жить в Гильдбурггаузене, после чего переехал в замок Кристиансбург в Эйзенберге. В 1848 году Георг унаследовал герцогство Саксен-Альтенбург после отречения брата Иосифа. Став герцогом, он оказывал большое покровительство искусствам. В 1853 году Георг из-за проблем со здоровьем был вынужден передать управление герцогством сыну Эрнсту. Вскоре после этого он скончался в Хуммельсхайне 3 августа 1853 года. 7 октября 1825 года Георг женился в Людвигслюсте на Марии Луизе Мекленбург-Шверинской. У них было трое детей: Эрнст (1826—1908); Альбрехт Фридрих Август Бернхард Людвиг Антон Карл Густав Эдуард (1827—1835); Мориц (1829—1907).

John_Clayton (574x700, 216Kb)
1796
Джон Миддлтон Клейтон (John Middleton Clayton)
североамериканский государственный деятель. Родился в Дагсборо, графство Сассекс, штат Делавэр, США. Окончил Йельский университет и занимал юридической практикой с 1819 года. C 1824 года депутат Палаты представителей штата Делавэр, в 1826—1828 годах государственный секретарь штата. В 1829 году избран в Сенат США; был сенатором до 1836 года, а затем также в 1845—1849 и с 1853 года до смерти. В 1837—1839 годах занимал пост Верховного судьи штата Делавэр. Пик политической карьеры Клейтона пришелся на 1849—1850 годы, когда президент Закари Тейлор назначил его Государственным секретарём США. Наиболее значительным действием Клейтона на этом посту было подписание 18 апреля 1850 года так называемого «Договора Клейтона—Бульвера» между США и Великобританией (назван по именам Клейтона и британского министра иностранных дел Генри Бульвер-Литтона); согласно этому договору обе державы обязались не колонизировать независимые республики Центральной Америки и гарантировать доступность судам всех стран канала между Атлантическим и Тихим океанами, который когда-либо будет проложен по территории какой-либо из этих республик. Умер в Довере (штат Дэлавер, США) 9 ноября 1856 года.

JADix-Sarony (465x700, 244Kb)
1798
Джон Адамс Дикс (John Adams Dix)
американский государственный деятель. Джон Адамс Дикс родился в городе Боскоене, Нью-Гэмпшир. Во время войны 1812 года стал кадетом, принимал участие в операциях на канадской границе. В 1828 году Дикс достиг звание капитана. Изучив законодательство, он начал практиковать закон. С 1831 по 1833 год Дикс был генерал-адъютантом. В 1842 году принимал участие в законодательном собрании. Затем Дикс был избран сенатором от партии демократов. В 1861 году после отправления обязанностей начальника почты Нью-Йорка, назначен министром финансов президентом Джеймсом Бьюкененом. В 1873—1875 года — губернатор Нью-Йорка. Дикс скончался в Нью-Йорке 21 апреля 1879 года.

1799
Евстафий (Густав Иоганн Себастьян) Евстафьевич Нирод
генерал от кавалерии. Сын майора Густава-Рейнгольда, происходил из дворян Эстляндской губернии и указом Правительствующего Сената от 15 августа 1849 года ему было дозволено именоваться в России графом, с показанием, что роду его принадлежит графский титул Шведского королевства. Его братья: Александр (1805—1881, генерал от кавалерии, участник Крымской войны); Михаил (1815—1871, генерал-лейтенант); Николай (1806—1864, генерал-майор). Евстафий Евстафьевич Нирод с 19 августа 1835 года был женат на дочери генерал-майора Ф.А.Штенгера Паулине, их сыновья: Николай (1836—1888, генерал-майор); Александр (1839—1882, полковник); Максимилиан (1846—1914, егермейстер, член Государственного совета Российской империи).
Военная служба
В службу вступил 28 марта 1815 года юнкером в лейб-гвардии в Кирасирский Его Величества полк, 8 марта 1816 года произведён в корнеты. Продолжая службу в полку Нирод последовательно получил чины поручика (16 июля 1818 года), штабс-ротмистра (25 марта 1821 года), ротмистра (25 марта 1823 года), подполковника (6 августа 1831 года) и полковника (3 сентября 1832 года). С 31 декабря 1827 года командовал 4-м эскадроном, с 19 сентября 1832 года был командиром 2-го дивизиона и с 5 сентября 1833 года находился на той же должности в 1-м дивизионе. Произведённый 28 апреля 1841 года в генерал-майоры Нирод тогда же был назначен состоять по кавалерии генералом для особых поручений при Гвардейской кирасирской дивизии и с 21 ноября того же года командовал лейб-гвардии Уланским Её Величества полком (утверждён в должности 21 августа 1842 года). 18 декабря 1851 года Нирод был произведён в генерал-лейтенанты и назначен командиром 1-й бригады 1-й лёгкой гвардейской кавалерийской дивизии а 13 февраля 1852 года получил в командование 4-ю лёгкую кавалерийскую дивизию. Во главе этой дивизии Нирод принял участие в начавшейся войне с турками на Дунае, был ранен и 8 декабря 1854 года был награждён орденом Святого Георгия IV класса (№ 9333 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В отставку вышел 31 октября 1856 года с производством в генералы от кавалерии и скончался в январе 1881 года, похоронен на Казанском иноверческом кладбище в Царском Селе. Награды: Орден Святого Владимира IV степени (3 июля 1833 года); Орден Святого Станислава II степени (18 декабря 1837 года); Орден Святого Владимира III степени (28 ноября 1844 года); Орден Святого Станислава I степени 18 декабря 1847 года); Орден Святого Георгия IV класса (8 декабря 1854). Источники: Бобровский П.О. История лейб-гвардии Уланского Её Величества полка. Приложения ко 2 тому. Санкт-Петербург, 1903; Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869

Henry_Shaw (528x700, 207Kb)
1809
Генри Шоу (Henry Shaw)
американский ботаник-любитель и филантроп, известен как основатель Ботанического сада Миссури. Родился в городе Шеффилд, графство Саут-Йоркшир, Англия, где у его отца — Джозефа Шоу (Joseph Shaw) — была собственная фирма металлических изделий. Генри был старшим из четырех детей в семье, у него было две сестры — Сара и Каролина, и брат, который умер в младенчестве. Шоу получил начальное образование в деревне Thone, что была рядом с его домом в Шеффилде. После того, как ему исполнилось десять лет, он продолжил образование в школе-интернате Mill Hill School недалеко от Лондона, где оставался примерно шесть лет, вернувшись в 1817 году в Шеффилд. В Mill Hill School он получил хорошее образование, изучал там классиков, латынь, греческий и французский языки. Здесь же изучал математику и естественные науки, что весьма пригодилось в жизни в США. По возвращении в Шеффилд, Генри начал помогать отцу в бизнесе. В поисках новых рынков сбыта его отец обратил внимание на развивающиеся рынки Северной и Южной Америки. В 1818 году Генри сопровождал своего отца во время первой поездки через Атлантический океан, где они создавали свой бизнес в Квебеке, Канада. Отца поразила хватка сына и в следующем году он был отправлен в Новый Орлеан самостоятельно, невзирая на молодой возраст. В это время Новый Орлеан стал воротами в огромные внутренние рынки Америки, когда по Миссисипи стали ходить первые пароходы. В 1819 году он начал собственный бизнес в Сент-Луисе, оставаясь в нем в течение двадцати лет. К 1840 году Генри Шоу был одним из крупных землевладельцев в городе и отошел от дел, что дало ему свободу путешествовать и интересоваться ботаникой. Много путешествуя, он вернулся в Сент-Луис в 1851 году. Здесь по его просьбе архитектор Джордж Ингем Барнетт (George Ingham Barnett) спроектировал и построил специальный дом-башню, где работал Шоу. Вокруг неё начал развиваться сад, который превратился к 1859 году в ботанический сад и был открыт для широкой публики. В настоящее время его площадь составляет 32 гектара и он известен как крупный международный исследовательский и образовательный ботанический центр. Умер Генри Шоу в городе Сент-Луис, штат Миссури, США, 25 августа 1889 года.
Henry_Shaw03 (700x525, 698Kb)
Похоронен в мавзолее в окружении деревьев на территории основанного им сада. Автором мавзолея был тоже Джордж Ингем Барнетт. Шоу был введен в Сент-Луисскую «Аллею славы».
Фотогалерея
Henry_Shaw01 (700x525, 371Kb)
Дом на территории сада
Henry_Shaw02 (700x525, 542Kb)
Лабиринт из кустарника в саду

 (651x699, 54Kb)
1802
Александр Дюма-отец (французское имя — Alexandre Dumas; полное имя — Александр Дюма Дави де Ла Пайетри, Alexandre Dumas Davy de la Pailleterie)
французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Поскольку его сын также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение «-отец».Александр Дюма родился в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю. Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез. Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма. Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственнен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адел д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“». Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы. В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди инсургентов, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал: Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью. С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии. 5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833). В 1840 году женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. Издавал журналы и создал свой театр — и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 года, бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов, где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинством не уступают его лучшим беллетристическим сочинением. Провёл два года в России (1858—1859), посетил Санкт-Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Москву, Царицын, Закавказье. Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев. В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.
Paris-dumas-monument02 (455x700, 127Kb)
Памятник Александру Дюма работы Густава Доре установлен в 17-м округе Парижа на площади генерала Катру (Catroux).
Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789—1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения. В начале 1820-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации. Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор». «Генрих III» — историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал: Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного — бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «в картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых». Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни». Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, признанных стать подлинной историей страны. Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков. В 1830-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта. Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон». В конце 30-х годов XIX века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с Огюстом Маке. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва». Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ля Пресс», скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами, резко возразил Эмиль де Жирарден: в его глазах книгу обесценивало имя Маке, — читатель желал видеть только романы Дюма. «Шевалье…» вышел за подписью одного Дюма, Маке получил большие отступные — восемь тысяч франков и впоследствии продолжил сотрудничество. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где автор не только обвинял Дюма в том, что он эксплуатирует других писателей, но и нападал на его частную жизнь. Дюма подал на Мерикура в суд и выиграл процесс. В связи с выходом памфлета, он просил написать Маке письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал: Доброй дружбы и честного слова нам всегда было достаточно; так что мы, написав почти полмиллиона строк о делах других людей, ни разу не подумали о том, чтобы написать хоть одну строчку о наших делах. Но однажды вы нарушили молчание. Вы поступили так, чтобы оградить нас от низкой и нелепой клеветы … вы поступили так, чтобы публично объявить, что я написал в сотрудничестве с вами ряд произведений. Вы были даже слишком великодушны, дорогой друг, вы могли трижды отречься от меня, но вы этого не сделали — и прославили меня. Разве вы уже не расплатились со мной сполна за все те книги, что мы написали вместе? Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счетах» между ним и Маке. Расточая с невиданной щедростью огромные суммы, Дюма умер почти в полной нищете в Пюи близ Дьепа 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров. Похоронен в семейном склепе Дюма в деревне Вилле-Коттер. В ноябре 2002 года в Париже прошла торжественная церемония перезахоронения останков великого французского писателя в национальном Пантеоне, месте, где покоятся наиболее выдающиеся деятели Франции. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счетов» не было: В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества. Сочинения: Œuvres complètes, v. 1-301, ., (1846-1868); éâtre complet, v. 1-15, ., 1863-1874; в русском переводе - Полное собрание романов, тома 1-24 (в 84 книгах), Санкт-Петербург, 1912-1913; Избранные сочинения, тома 1-8, Ленинград, 1928-29; Двадцать лет спустя, Москва, 1956; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя, тома 1-3, Москва, 1957; Шевалье д"Арманталь, Москва, 1962; Асканио, Москва, 1962; Пьесы, Ленинград-Москва, 1965. Литература: Дурылин С., Александр Дюма-отец и Россия, в книге: Литературное наследство, тома 31-32, Москва, 1937; Андреев К., Хозяин замка. Монте-Кристо, "Мир приключений", книга 4, Москва, 1959; Куприн А., Дюма-отец, "Дон", 1961, №3; Моруа А., Три Дюма. Перевод с французского. Послесловие К.Андреева, Москва, 1962; Craig Bell A., A. Dumas. A biography and study, L., (1950); Clouard ., A. Dumas, ., 1955; Alexandre Dumas père, "Europe", 1970, № 490-491 (специальный №); Talvart . et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue française (1801-1934), t. 5, ., 1935, p. 1-65.

Adolphe_Adam (544x700, 279Kb)
1803
Адольф Шарль Адан (Адам; французское имя — Adolphe Charles Adam)
французский композитор, автор опер и балетов. Родился в Париже. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Института Франции с 1844 года. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере учёного. Учился в парижской Императорской консерватории музыки и декламации по классу органа у Франсуа Буальдьё. Успехи молодого композитора были столь значительны, что в 1825 году он получил Римскую премию. Помогал своему учителю в работе над оперой «Белая дама», написав к ней увертюру, писал музыку к водевилям. В 1829 году сочинил первую одноактную оперу «Пётр и Екатерина» (французское название — Pierre et Catherine) на русский сюжет. Тесно сотрудничал с балетмейстером Филиппо Тальони. В 1833 состоялась премьера его балета «Фауст». В конце 1830-х гг. работал в Санкт-Петербурге — сперва над постановкой своего балета «Дева Дуная» (1838), а потом над написанным специально для российской премьеры балетом «Морской разбойник» (1840). По возвращении в Париж создал балет «Жизель» (1841) на либретто Теофиля Готье, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. Среди многих других балетов Адана наибольшее значение имеет одна из его последних работ — «Корсар» (1856). Из многочисленных опер Адана наибольшей популярностью пользовались «Хижина» (французское название — Le Chalet; 1834); «Почтальон из Лонжюмо» (1836); «Король из Ивето» (французское название — Le Roi d'Yvetôt,; 1842); «Калиостро» (французское название — Cagliostro,; 1844); «Жиральда, или Новая Психея» (французское название — Giralda ou La nouvelle Psychée; 1850), «Если бы я был королём» (1852), «Катерина», «Фальстаф», «Нюрнбергская кукла».
24 июля 1803 года родился — Адольф Аданpost-13108-131146089432 (700x358, 177Kb)
В 1846 году Адан, разругавшись с директором парижской Оперы, решил открыть собственный лирический театр (французское название — Théâtre-Lyrique), для чего арендовал здание Олимпиского цирка. Свою «Национальную оперу» (французское название — Opéra-National) композитор, а теперь и театральный директор, намеревался посвятить новейшему французскому репертуару, однако в результате Революции 1848 года театр закрылся, и Адан на долгие годы оказался в долгах. С 1 октября 1848 года Адольф Адан стал профессором композиции и Контрапункта в своей альма-матер — Императорской консерватории музыки и декламации. В 1847 году Адан написал на слова Пласида Каппо рождественскую песню Minuit, chrétiens («O Святая Ночь»). Впервые она прозвучала в Рокморе, во время полуночной мессы в ночь на Рождество в исполнении оперной певицы Эмили Лоре (французское имя — Emily Laurey). «Рождественскую песнь» охотно приняли в католической церкви, и она быстро вошла в рождественские богослужения. Однако, когда церковные власти узнали, что музыку написал еврей, песня, которая уже стала излюбленным рождественским гимном, была единогласно отвергнута католической церковью Франции. Тем не менее, её продолжали исполнять, а несколько лет спустя она появилась в Америке, где стала чрезвычайно популярной.
Longjumeau_Postillon_425 (466x700, 407Kb)
«Почтальон из Лонжюмо». Памятник А.Адану в Лонжюмо.
В 1853 году композитор вдохнул вторую жизнь во французскую песню XV века «В Авиньоне на мосту», использовав её в своей опере «Глухой» (Le Sourd ou L’Auberge pleine). Адан обладал литературным талантом. В печати появлялись его фельетоны и статьи. Умер в Париже 3 мая 1856 года. В 1859 году в Санкт-Петербурге на страницах «Театрального и музыкального вестника» были опубликованы фрагменты из воспоминаний композитора.

AJDavis_000 (570x700, 62Kb)
1803
Александр Джексон Дэвис (Alexander Jackson Davis, или A.J.Davis)
американский архитектор, проектировщик, чертежник и иллюстратор. Прославился благодаря новому, нестандартному подходу к дизайну живописных загородных поместий. Ему удалось осуществить утилитарное применение элементов готического, итальянского и некоторых других архитектурных стилей. Он содействовал изменению представлений о традиционном американском доме. В молодости хотел заниматься живописью, но ему посоветовали специализироваться в архитектуре. Благодаря своим архитектурным наброскам он познакомился с признанным архитектором того времени Итиэлом Тауном, а позже стал его партнером (1829). Их фирма работала в различных архитектурных стилях (хотя Таун считался признанным мастером греческого и неоготического стилей), ею было создано множество известных зданий, включая Капитолий в Индиане (1831-1835), штат Индиана, и Западную пресвитерианскую церковь (1831-1832) в Нью-Йорке. Достаточно сложно четко определить творческий вклад самого Дэвиса в проекты фирмы, но многие отличительные черты проектов того периода явно прослеживаются и в более поздних его работах. Одним из таких оригинальных элементов, которые приписываются ему, является форма окна, позже названная «окном Дэвиса», - вертикально цельное окно, охватывающее сразу несколько этажей и зачастую углубленное внутрь здания. После 6 лет успешного партнерства с Тауном начал собственное дело. В то время он находился под влиянием английской теории живописности в архитектуре и поэтому начал сотрудничать с Эндрю Джексоном Даунингом, дизайнером приусадебных участков и архитектором. Сначала он иллюстрировал его книги («Коттеджи» 1842 г. и «Архитектура загородных домов», 1850), а затем разрабатывал проекты домов для созданного Даунингом пригородного парка (Левелин-парк, Уэст-Оранж, Нью-Джерси, 1852-1869). Благодаря сотрудничеству с Даунингом и возрастающему интересу к более смелому архитектурному дизайну жилых домов он стал лидером неоготического стиля и одним из наиболее популярных архитекторов живописных загородных поместий. Известно что более ста его проектов вилл и загородных поместий было реализовано. Один из таких домов - дом, спроектированный для Уильяма Дж.Ротча, Нью-Бедфорд, штат Массачусетс. Кроме домов, вилл, разнообразных зданий общественного пользования Дэвис разрабатывал дизайн для беседок, мостов, ворот и даже мебели. Когда в 1960 г. мода изменилась, его популярность значительно снизилась. Он удалился на покой задолго до своей смерти. Умер 14 января 1892 года.

1803
Георг Фридрих Теофил Штерн (немецкое имя — Georg Friedrich Theophil Stern)
эльзасский органист. Родился в Страсбурге. Учился игре на фортепиано у К.М.Берга, в качестве органиста был практически самоучкой. В 1820 г. впервые выступил как органист, заменив заболевшего титулярного органиста страсбургской церкви Сент-Орели, затем работал в церкви Сен-Пьер-ле-Вьё, с 1825 г. в церкви Святого Николая, с 1835 г. в церкви Святого Фомы, и наконец с 1841 г. и до конца жизни — титулярным органистом в Новом соборе. Опубликовал семь основательных сборников лёгкой органной музыки, включавших и его собственные сочинения. Выступал также как педагог (среди его учеников, в частности, Теодор Пармантье). Умер в родном городе 1 декабря 1886 года. Литература: Myriam Geyer. La vie musicale à Strasbourg sous l’Empire allemand, 1871—1918. — Librairie Droz, 1999. — P. 238—245.

Ira_Aldridge,_by_Taras_Shevchenko_(1858) (554x700, 304Kb)
1807
Айра Фредерик Олдридж (Ira Frederick Aldridge)
американский актёр-трагик. Родился свободным в семье проповедника, в Нью-Йорке, (США). В начале 1820-х гг. дебютировал в небольшом негритянском театре «Африканская труппа» (Нью-Йорк) в роли Ролли («Пизарро» Р.Шеридана); сыграл роли Ромео и Гамлета («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» У.Шекспира). Вскоре театр был разгромлен расистами, и Олдридж выехал в Англию, где выступал с Эдмундом Кином во время его гастролей. Учился в университете в Глазго. В 1826 году выступил в небольшом лондонском театре «Роялти» в ролях Отелло и Аарона («Отелло» и «Тит Андроник» У. Шекспира). В 1831 году он успешно играл в Дублине, южной Ирландии, Бати и Эдинбурге.
Aldridge_as_Mungo (542x700, 170Kb)
Айра Олдридж в роли Мунго в опере Ч.Дибдина «Замо́к». 1820—1830-е годы
Работал в театрах «Ковент-Гарден», «Лицеум» и др. Преследования расистов вынудили Айру Олдриджа в 1830-х гг. выехать из Англии.
Лишённый возможности выступать в США, в 1850-х гг. совершил длительную гастрольную поездку по странам континентальной Европы. В 1852 году с успехами выступал в Германии перед герцогиней Сакс-Кобург-Готской и прусским королём Фридрихом-Вильгельмом IV и в Будапеште. В 1858 году гастролировал в Сербии и в Российской империи, где он познакомился с Фёдором Толстым, Михаилом Щепкиным и Тарасом Шевченко. После Гражданской войны в США, актёр хотел вернуться на родину, однако этому помешала внезапная смерть 7 августа 1867 года в Польше, по дороге на гастроли в Санкт-Петербург.
Aldridgetomb (525x700, 506Kb)
Похоронен на Старом евангелическом кладбище в Лодзи.
Айра Олдридж — один из наиболее выдающийся интерпретаторов Шекспира (роли Макбета, короля Лира, Ричарда III и др.). Он был первым американским актёром, завоевавшим всемирную славу исполнением шекспировских ролей. Актёр глубоко раскрывал в своём творчестве гуманистический смысл его трагедий. В Отелло, по мнению многих, наилучшей роли Олдриджа, он показывал внутреннюю эволюцию своего героя; спокойствие, пластичность, мягкость сменялась в его игре бурной, неукротимой эмоциональностью; этот образ олицетворял собой негритянский народ, отстаивавший своё человеческое достоинство. Олдридж владел исключительной способностью перевоплощения (при этом он использовал сложный грим, что изменяло цвет его кожи). Пламенный темперамент и живая эмоциональность сочетались у Олдриджа с точным самоконтролем исполнения. Считается, что Олдридж выступил моделью для картины Пленный раб английского художника Джона Симпсона. Айра Олдридж обладал бешеным темпераментом. Его коронной ролью был Отелло. В финальной сцене он так «накалялся», что изо рта у него шла пена, а глаза наливались кровью. Исполнительницы роли Дездемоны панически боялись играть с ним. Известный театрал А.А.Стахович однажды зашёл за кулисы и спросил Олдриджа, как прошли его гастроли в Москве с Л.П.Никулиной-Косицкой — Дездемоной. Олдридж ответил, что она очень нервничала, и добавил: «Все эти слухи сильно преувеличены. Я сыграл Отелло более трехсот раз. За это время задушил всего трех актрис, зарезал, кажется, одну. Согласитесь, что процент небольшой. Не из чего было так волноваться вашей московской Дездемоне.» Литература: Дурылин С.Н. Айра Олдридж (Ira Aldridge). Москва—Ленинград: Искусство, 1940; А.Ф.Кони По поводу драматических произведений Толстого; М.О.Микешин. Воспоминания о Шевченко; Юнге Е.Ф. Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843-1911, издательство “Кучково Поле”, Москва, 2017.

1812
Кристофер Эдмунд Брум (Christopher Edmund Broome)
английский миколог. Кристофер Брум родился в городе Беркемстед, в семье английского солиситора. Учился в частной школе в Кенсингтоне. Женился на Шарлотте Хорман, с которой жил сначала неподалёку от Бокса, затем в Бристоле и в Батистоне. Брум собирал образцы грибов в Кембриджшире и Бристоле, затем отсылал многие из них Майлзу Беркли. Затем на протяжении 37 лет издавалась серия книг «Notices of British Fungi», написанных Беркли и Брумом. В ней было описано около 550 новых видов грибов. Затем Брум и Беркли описывали виды грибов по образцам, собранным Джорджом Твейтсом в Азии, а также хранившимся в гербарии в австралийском городе Брисбене. В одиночку Брум издал небольшое количество публикаций, большинство из которых посвящены трюфелевым грибам Англии. В гербарии Брума находилось более 40 000 экземпляров грибов, теперь хранящихся в Королевских ботанических садах Кью. Умер 15 ноября 1886 года. Роды грибов, названные в честь К.Брума: Broomeia Berk. 1844; Broomella Sacc. 1883; Broomeola Kuntze 1891. Научные работы: Berkeley, M.J. & Broome, C.E. (1850). Notices of British fungi. Annals and Magazine of Natural History Ser. 2, 5: 455-466; Berkeley, M.J. & Broome, C.E. (1871). The fungi of Ceylon. Journal of the Linnean Society Botany 11: 469-572; Berkeley, M.J. & Broome, C.E. (1880). List of fungi from Brisbane, Queensland with descriptions of new species. Transactions of the Linnean Society of London Ser. 2, 1; Broome, C.E. (1864). The fungi of Wiltshire. The Wiltshire archaeological and natural history magazine 8: 170-198; Broome, C.E. (1870). Remarks on some of the fungi met with in the neighbourhood of Bath. Proceedings of the Bath Natural History and Antiquarian Field Club 2: 55-98. Литература: Broome, Christopher Edmund in Venn, J. & J. A., Alumni Cantabrigienses, Cambridge University Press, 10 vols, 1922–1958; Murray, G. (1887). Christopher Edmund Broome. Journal of Botany 25: 148-150.

Edward_Cardwell,_Viscount_Cardwell_by_George_Richmond (565x700, 295Kb)
1813
Эдвард Кардуэлл, 1-й виконт Кардуэлл (Edward Cardwell, 1st Viscount Cardwell)
английский государственный деятель. Родился в Ливерпуле, Ланкашир, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии, в семье крупного негоцианта. Учился в Оксфорде. Став адвокатом, обратил на себя внимание Роберта Пиля. В 1842 году избран в палату общин; в 1845 году назначен секретарём казначейства и сохранял это место до падения кабинета Пиля. После смерти Пиля издал согласно его завещанию оставшиеся после него записки по различным политическим вопросам. В министерстве Абердина Кардуэлл заведовал департаментом торговли, в министерстве Палмерстона занимал сначала пост секретаря по ирландским делам, затем канцлера герцогства Ланкастерского, наконец, статс-секретаря колоний. В первом кабинете Гладстона (1868) Кардуэлл был статс-секретарём по военным делам и внёс в 1871 году в палату общин ускоренный тревожными событиями на континенте билль о реорганизации английских войск. Этот законопроект представлял собой компромисс из требований партий; он уничтожал систему продажи офицерских должностей, но оставлял в общем прежнюю организацию армии и систему её пополнения. В 1874 году возведён в звание пэра. Умер в Торки (Великобритания) 15 февраля 1886 года. Источники: Кардвелль, Эдвард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Arnauld_d'Abbadie (535x700, 179Kb)
1815
Арно Мишель д’Аббади (французское имя — Arnaud Michel d'Abbadie)
французский исследователь Эфиопского нагорья в 1838—1848 годах, брат Антуана Томсона д’Аббади. Антуан Томсон и Арно Мишель, сыновья французского эмигранта, родились в Дублине в 1811 и 1815 гг. В 1818 году родители переехали во Францию. Перед началом путешествия в Эфиопию в 1837 году Арно д’Аббади находился в Алжире. В феврале 1838 года братья прибыли в Массаву. С 1838 по 1848 год в Эфиопии Арно вместе с братом собрали много ценных сведений по географии и этнографии, которые опубликовали в описаниях своих путешествий. В 1850 году братья были удостоены большой медали Парижского географического общества. Арно д’Аббади в 1853 году осуществил ещё одну поездку в Эфиопию. Умер в городе Сибур (департамент Атлантические Пиренеи, Франция) 8 ноября 1893 года. Литература: Кублицкий Г.И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — Москва: Детгиз, 1957. — 326 страниц. Публикации: Arnaud d’Abbadie, Douze ans de sejour dans la Haute Ethiopie (Abyssinie), t. 1, Paris, 1868.

Adolfluxembourg1817-6 (506x700, 61Kb)
1817
Адольф Нассау-Люксембургский
последний герцог Нассауский 1839—1866, четвёртый великий герцог Люксембургский с 23 ноября 1890 года. Сын Вильгельма, герцога Нассауского и его первой жены Луизы Саксен-Альтенбургской. Адольф стал герцогом Нассауским 30 августа 1839 года, после смерти своего отца. Он поддержал Австрийскую империю в Австро-прусской войне 1866 года. После поражения Австрии, Нассау было аннексировано Пруссией. 20 сентября 1839 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного.
24 июля 1860 года родился — Адольф Нассау-Люксембургскийpost-13108-131146111964 (700x345, 274Kb)
В 1890 году, после того как Вильгельмина, королева Нидерландская, унаследовав голландскую корону от отца Виллема III, была лишена права наследования в Люксембурге из-за салического закона, Великое герцогство было передано 73-летнему герцогу Адольфу. Великие герцоги Люксембурга и сегодня являются потомками Адольфа, правда, по женским линиям. 31 января 1844 года Адольф женился на Елизавете Михайловне (1826—1845), русской великой княжне, племяннице Николая I, которая скончалась меньше года спустя. 23 апреля 1851 года он женился на Адельгейде Марии Анхальт-Дессауской, дочери Фридриха Августа фон Ангальт-Дессау.
24 июля 1860 года родился — Адольф Нассау-Люксембургскийpost-13108-131146112184 (700x340, 228Kb)
У них родилось пять детей, из которых выжило только двое, ставшие принцем и принцессой Люксембургскими: Вильгельм IV (1852—1912), стал следующим великим герцогом после смерти отца в 1905 году; Фридрих Пауль Вильгельм (1854—1855); Мария (1857—1857); Франц Йозеф Вильгельм (1859—1875); Хильда Шарлота Вильгельмина (1864—1952) — вышла замуж за Фридриха II, великого герцога Баденского. Умер Адольф I 17 ноября 1905 года.

FГ©lix_Godefroid_by_Marie-Alexandre_Alophe (569x700, 73Kb)
1818
Феликс Годфруа (французское имя — Felix Godefroid)
бельгийский арфист-виртуоз и композитор. Родился в Намюре. Брат Жюля Жозефа Годфруа (1811 – 27 февраля 1897). Жил сначала в Париже, а под конец в Брюсселе, написал разные произведения для арфы, салонные пьесы для фортепиано (танец сильфид), а также две оперы ("La harpe d’or", "La dernière bataille") и ораторию "La fille de Saül".Умер в Villers sur mer 12 июля 1897 года.

Josiah_Gilbert_Holland_001 (498x700, 185Kb)
1819
Джозайя Гилберт Холланд (Josiah Gilbert Holland)
американский поэт, писатель, редактор журнала «Scribner's Monthly» (англ.) позднее переименованный в «The Century Magazine». Джозайя Гилберт Холланд родился в небольшом городке (Belchertown) в штате Массачусетс. Вырос в очень бедной семье, едва сводившей концы с концами. С юных лет он был вынужден работать на заводе, чтобы помочь семье. Некоторое время учился в средней школе в Нортгемптоне, но покинул её по состоянию здоровья.
Josiah_Gilbert_Holland_1816-1881 (606x700, 306Kb)
Джозайя Гилберт Холланд
Позже он изучал медицину в медицинском колледже (Berkshire Medical College), где в 1844 году получил степень. Надеясь стать успешным врачом, он начал медицинскую практику с одноклассником доктором Бейли в городе Спрингфилде. Одновременно с этим писал статьи для периодических изданий, таких как «Knickerbocker Magazine» и даже попытался издавать собственную газету «The Bay State Weekly Courier», но эта попытка оказалась неудачной, как и его медицинская практика. В 1845 году Джозайя Гилберт Холланд женился на Элизабет Луне Чапин. В 1848 году, отказавшись от карьеры медика, он покинул Массачусетс и занял должность преподавателя в Ричмонде (штат Вирджиния), а в 1849 году переехал в штат Миссисипи. В 1850 году он вернулся в родной штат и стал редактором республиканской газеты «The Republican», а затем перешел на ту же должность в журнал «Scribner's Monthly». Здесь он впервые опубликовал в нём свои романы «Arthur Bonnicastle», «The Story of Sevenoaks» и «Nicholas Minturn». Джозайя Гилберт Холланд умер в городе Нью-Йорке 12 октября 1881 года. Одна из самых популярных из написанных им книг — «Plain talks on familiar subjects»; кроме того Холланд, писал книги дидактического характера под псевдонимом «Timothy Titcomb» («T.Titcomb’s letters to young people, married and single etc.»), стихотворения («Garnered Sheaves», 1873) и исторические сочинения («History of Western Massachusetts», «Life of Abraham Lincoln» и другие). В настоящее время его литературные труды читают довольно редко, но в конце девятнадцатого века они были чрезвычайно популярны, было продано более полумиллиона книг Холанда (гигантская цифра для XIX века). Литература: Holland, Josiah Gilbert // Nordisk familjebok.

Adolf_Overweg (611x700, 319Kb)
1822
Адольф Овервег или Офервег (немецкое имя — Adolf Overweg)
немецкий астроном, геолог, путешественник, исследователь. Родился в Гамбурге. В 1849 году британское правительство поручило «Африканскому обществу содействия открытию внутренних областей Африки» организовать экспедицию через пустыню Сахара в район озера Чад для разведки древних караванных путей и установления торговых отношений со странами Судана. Руководителем «Объединенной научно-коммерческой экспедиции» был назначен опытный английский путешественник Джеймс Ричардсон. В состав экспедиции вошли два немецких ученых — Генрих Барт и Адольф Овервег. В декабре 1849 г. немецкие участники экспедиции прибыли в Тунис, затем добрались до порта Триполи, где присоединились к Ричардсону и 23 марта 1850 г. отправились на юг. Еще по пути из Триполи в Мурзук путешественники решили двигаться по почти безжизненной каменистой пустыне Хамада-эль-Хамра. После короткого отдыха в Мурзуке 13 июня 1850 г. члены экспедиции направились на запад и достигли одного из центров транссахарской торговли ливийского города Гат у восточных склонов плато Тассилин-Адджер. Оттуда путешественники повернули южнее и в октябре 1850 достигли плато Аира к югу от района Агадес. Продолжая двигаться на юг к границам средневекового африканского государства Борну в Сахарской зоне Сахель, лежавшего на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада, Ричардсон принял решение достичь города Кукава (Куки), бывшей столицы Борну, но 4 марта 1851 г. внезапно умер от тропической малярии. Заменивший его Адольф Овервег выбрал маршрут движения экспедиции из Зиндера на восток и 5 мая 1851 года они добрались до Кукавы. А. Овервег — первым из европейцев посетил языческие страны Гобер и Мариади, объехал озеро Чад (1851) на лодке, которую для этого взял из Триполи. Совершив с Бартом путешествие в Канем-Борно и центрально-чадскую местность Мусгу, он один отправился из Кукава (Куки) в Фику и исследовал Комадугу-Йобе, реку, впадающую с западной стороны в озеро Чад, от Ио до Дучи. Умер в Мадуари, у западной части озера Чад 27 сентября 1852 года. Во время экспедиции внутрь Африки, Адольф Овервег производил определения широт, делал метеорологические и геологические наблюдения, измерял высоту местности, благодаря чему выяснилось, что Сахара — не низменная равнина, как думали раньше, а довольно высокое плоскогорье. Литература: Овервег, Адольф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Горнунг М.Б., Липец Ю.Г., Олейников И.Н. История открытия и исследования Африки. Москва. 1973.

Edmond_de_la_Fontaine (419x700, 254Kb)
1823
Эдмон де ла Фонтен (люксембургское имя — Edmond de la Fontaine, более известный под псевдонимом Дикс / Dicks)
люксембургский юрист, поэт и автор песен и этнографических записок, известный литературным творчеством на люксембургском языке; считается национальным поэтом Люксембурга. Вместе с Мишелем Ленцем (Michel Lentz) и Мишелем Роданжем (Michel Rodange) Эдмон де ла Фонтен является важнейшей фигурой в истории люксембургской литературы. К тому же, этнографическая работа Дикса «Люксембургские места и обычаи» (Luxemburger Sitten und Bräuche) является одним из первых научных описаний этнографии люксембуржцев. Родился в Люксембурге. Эдмон де ла Фонтен был третьим сыном Гаспара-Теодора-Игнаса де ла Фонтена (Gaspard-Théodore-Ignace de la Fontaine), который был назначен губернатором Люксембурга в 1841 году, и впоследствии стал первым премьер-министром страны в 1848 году. Фонтен учился в университете Льежа и Гейдельбергском университете с 1844 по 1847 год, прежде чем стать юристом в 1850 году. С 1867 по 1870 год Эдмон де ла Фонтен занимал должность мэра Штадтбредимуса (Stadtbredimus) в долине Мозеля на востоке Люксембурга. В 1881 году он стал мировым судьей в Виандене, где он жил и творил последнее десятилетие своей жизни. Умер в Виандене (Дикирх, Люксембург) 24 июня 1891 года.
Edmond_de_la_Fontaine_grave_01_Stadtbredimus_Luxembourg (525x700, 492Kb)
Похоронен на кладбище города Штадтбредимюс, Люксембург.
Эдмон де ла Фонтен создал большое творческое наследие — поэтические сборники, песни, драматургия, этнографические записки. песни: Liss, du bass mäi Caprice; Den Hexemeeschter; пьесы: Scholdschäin (первая пьеса, написанная на люксембургском языке); De Koséng; Mumm Séiss; Kiirmesgäscht; Op der Juecht: поэзия: De Wëllefchen a de Fiischen; D’Vulleparlament am Gréngewald; Am Wanter; этнографические работы: Luxemburger Sitten und Bräuche, Luxemburg: Brück 1883 (на немецком языке); Die luxemburger Kinderreime, Luxemburg: Bück 1877.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку