-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111426
Комментариев: 6803
Написано: 119900


23 июля родились...

Вторник, 23 Июля 2024 г. 03:27 + в цитатник
 (480x699, 89Kb)
1888
Рэймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler)
американский писатель-реалист и критик, автор детективных романов, повестей и рассказов. Один из основателей, наряду с Д.Хэмметом и Д.М.Кейном, жанра «крутого детектива». На его сюжеты или по его сценарию снято несколько эталонных фильмов нуар («Глубокий сон», «Двойная страховка» — по роману Кейна). Главный герой многих романов Чандлера — калифорнийский частный детектив Филип Марлоу. Чандлер родился в Чикаго, но переехал в Англию в 1895 со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем-алкоголиком, инженером из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 Чандлер получает классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 он принимает английское гражданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступает на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравится профессия госслужащего, Чандлер увольняется и работает журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добивается особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии). В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками — собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую мировую войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании «Dabney Oil», и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства. Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо — но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. Первый рассказ, «Шантажисты не стреляют», опубликован в журнале «Чёрная маска» в 1933; первый роман, «Глубокий сон», увидел свет в 1939. После этого выходят романы «Прощай, любимая» (1940), «Высокое окно» (1942), «Девушка в озере» (1943). На волне успеха Чандлера приглашают сценаристом в Голливуд, где он в соавторстве с Билли Уайлдером создаёт сценарий для фильма «Двойная страховка» (1944). Позже он, уже самостоятельно, пишет сценарий для фильма «Синий георгин» (1946). Чандлер также принимал участие в создании сценария к фильму «Незнакомцы в поезде» (1951) Альфреда Хичкока. В эти годы он переезжает в район Ла-Хойя. В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет роман «Долгое прощание» (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в Ла-Джолле (штат Калифорния) в госпитале 26 марта 1959 года. Похоронен на кладбище Сан-Диего. Библиография: 1939 — Глубокий сон / The Big Sleep (Другие названия: Вечный сон; Великий сон; Большая спячка) [роман]; 1940 — Прощай, любимая / Farewell, My Lovely (Другие названия: Прощай, моя красотка; Прощай, моя крошка; Прощай, моя прелесть; Прощай, красавица; Прощай красотка; Западня) [роман]; 1942 — Высокое окно / The High Window (Другие названия: Окно в вышине; Окно на тот свет; Золотой дублон Брашера; История Брэшерского дублона) [роман]; 1943 — Женщина в озере / The Lady in the Lake (Другие названия: Девушка в озере; Блондинка в озере; Дама в озере; Леди в озере; Труп в озере) [роман]; 1949 — Маленькая сестрёнка / The Little Sister (Другие названия: Сестрёнка; Сестричка; Младшая сестра; Роковая женщина; Азартные игры в Бэй-Сити) [роман]; 1950 — Свидетель / Finger Man (Другие названия: Наводчик; Свидетель обвинения; Свидетель преступления; Нечестная игра) [повесть]; 1950 — Золотые рыбки / Goldfish (Другие названия: Золотая рыбка; Две жемчужины) [повесть]; 1950 — Горячий ветер / Red Wind (Другие названия: Красный ветер; Рыжий ветер; Знойный ветер; Кровавый ветер) [повесть]; 1950 — Опасность — моя профессия / Trouble Is My Business (Другое название: Неприятности — моё ремесло) [повесть]; 1954 — Долгое прощание / The Long Goodbye (Другое название: Долгое «Прощай») [роман]; 1958 — Обратный ход / Playback (Другие названия: На том стою…; Повторение пройденного; Привычный круг; Бесконечный поворот; Бесконечный повтор; Двойной шантаж) [роман]; 1959 — Марлоу разбирается с Синдикатом / Marlowe Takes On the Syndicate // Неправильный голубь / Wrong Pigeon (1960) // Последнее дело Марлоу / Philip Marlowe’s Last Case (1962) // Карандаш / The Pencil (1965) [повесть] (опубликовано посмертно); 1989 — Пудл Спрингс / Poodle Springs [роман]; 1935 — Убийство во время дождя / Killer in the Rain (Другое название: Убийца приходит в дождь; Убийство под дождем; Убийца в дождь; Убийство в дождь); 1937 — Китайский жадеит / Mandarin’s Jade (Другое название: Китайский нефрит); 1938 — Горячий ветер / Red Wind (Другие названия: Красный ветер; Рыжий ветер, Знойный ветер, Кровавый ветер); 1938 — Бей-Сити блюз / Bay City Blues (Другое название: Блюзы Бей-Сити); 1939 — Женщина в озере / The Lady in the Lake (Другие названия: Девушка в озере; Дама в озере; Блондинка в озере); 1939 — Опасность — моя профессия / «Trouble is My Business» (Другое название: Неприятности — моё ремесло); 1950 — Наглое убийство / Smart-Aleck Kill (Другие названия: Чистая работа; Удар в спину; Хитрое дело; Убийство хлыща); 1934 — Свидетель / Finger Man (Другие названия: Наводчик; Свидетель обвинения; Свидетель преступления; Нечестная игра); 1936 — Человек, который любил собак / The Man Who Liked Dogs; 1936 — Золотые рыбки / Goldfish (Другие названия: Золотая рыбка; Две жемчужины); 1936 — Исчезновение / The Curtain (Другое название: Мишень в шляпе, Занавес; Завеса; Цена молчания); 1937 — Найти девушку / Try the Girl (Другое название: Проверь эту девчонку; Судите девочку); 1950 — Пушки Сирано / Guns at Cyrano’s (Другие названия: Выстрелы у «Сирано»; Выстрелы в ресторане Сирано; Стрельба у Сирано); Примечания: 1. В повести «Свидетель» [Finger Man] имя детектива не упоминается, но в повести «Золотые рыбки» упоминаются события из этого произведения. 2. Повесть «Пушки Сирано» [Guns at Cyrano’s] первоначально была написана с главным героем Малверном, но в сборнике «Простое искусство убивать» (1950) главным героем стал Кармади Мэллори / Mallory [повести]; 1933 — Шантажисты не стреляют / Blackmailers Don’t Shoot; 1934 — Наглое убийство / Smart-Aleck Kill (Другие названия: Чистая работа; Удар в спину; Хитрое дело; Убийство хлыща); Джонни де Розе / Johnny DeRuse [повесть]; 1935 — Газ из Невады / Nevada Gas (Другое название: Невадский газ); Сэм Делагерра / Sam Delaguerra [повесть]; 1935 — Испанская кровь / Spanish Blood; Тед Малверн / Ted Malvern [повесть]; 1936 — Пушки Сирано / Guns at Cyrano’s (Другие названия: Выстрелы у «Сирано»; Выстрелы в ресторане Сирано; Стрельба у Сирано); Пит Энглих / Pete Anglich [повесть]1936 — Возмездие Нун-стрит / «Noon Street Nemesis» // Засада на Ноон-стрит (Другое название: Засада на Полуденной улице) / «Pick Up on Noon Street» (1944); Стив Грейс / Steve Grayce [повесть]; 1938 — Король в жёлтом / «The King in Yellow» (Другие названия: Происшествие в отеле «Карлтон»; Происшествие в «Карлтоне»); Уолтер Гейдж / Walter Gage [повесть]; 1939 — Суета с жемчугом / «Pearls Are a Nuisance» (Другие названия: Неприятности с жемчугом; Суета вокруг жемчуга); Тони Резек / Tony Reseck [повесть]; 1939 — Я буду ждать / «I’ll Be Waiting» (Другие названия: В ожидании; Я дождусь; Долгое ожидание); Джон Эванс / John Evans [повесть]; 1941 — В горах преступлений не бывает / «No Crime in the Mountains» (Другие названия: В горах не бывает преступлений; В горах народ спокойный). Эссе: 1944 — Простое искусство убивать. Некриминальные / фантастические повести: 1939 — Бронзовая дверь / «The Bronze Door»; 1951 — Порошок профессора Бинго / «Professor Bingo’s Snuff» (Другое название: Нюхательный табак профессора Бинго); 1976 — Английское лето / «English Summer» (опубликовано посмертно). Экранизации: 1944 — Двойная страховка; 1944 — Убийство, моя милая; 1946 — Глубокий сон; 1947 — Леди в озере; 1969 — Марлоу; 1973 — Долгое прощание; 1975 — Прощай, моя красавица; 1978 — Большой сон; 1998 — Большой Лебовски (вольная экранизация романа Большой сон); 1998 — Частный детектив Марлоу; 1984—1986 — Филип Марлоу: Частный детектив (сериал). В фильме Марлоу снялся Брюс Ли. В фильме Долгое прощание в эпизоде снялся Арнольд Шварценеггер (в титрах не указан). В фильме Прощай, моя красавица в небольшой роли снялся Сильвестр Сталлоне Во время работы над сценарием к фильму Двойная страховка Рэймонд Чандлер случайно попал в кадр. Это единственный фильм, где Чандлер, пусть и случайно, снят в фильме. В компьютерной игре Ведьмак главному герою во время первого появления в Храмовом квартале Вызимы попадается сюжетный персонаж, детектив, имя которого Реймонд Марлоу. Реймонд Чандлер - создатель Филипа Марлоу

Юрий Анненков (700x677, 356Kb)
1889
Юрий Павлович Анненков
русский художник, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным – в казахстанском Петропавловске), в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Санкт-Петербург. Посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–1910); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–1911) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона. С 1913 – снова в Санкт-Петербурге. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи (Адам и Ева, 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Вошел в число видных деятелей нового русского театра – прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова Театр для себя, 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли (Гимн освобожденному труду и Взятие Зимнего дворца; оба – 1920). Опубликовал статьи Ритмические декорации (1919) и Театр до конца (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, – и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле Газ Г.Кайзера, 1922; и Бунт машин А.Н.Толстого, 1924). Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А.Ахматова, М.Горький, Е.И.Замятин, Б.Л.Пастернак, В.Ф.Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. В 1917–1922 году зарисовал с натуры А.Ф.Керенского, В.И.Ленина, Г.Е.Зиновьева и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы Портреты (1922) и 17 портретов (1926); почти весь тираж последнего был – из-за наличия в нем «врагов народа» – уничтожен. Его живописный портрет Л.Д.Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески»-героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к Двенадцати А.А.Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы. Массу переизданий выдержал украшенный им Мойдодыр К.И.Чуковского (1923). Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж.Баланчиным, Н.Ф.Балиевым, Ф.Ф.Комиссаржевским, С.М.Лифарем, Л.Ф.Мясиным, Б.Ф.Нижинской, М.А.Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А.Оцепа, Кристиан-Жака, М.Офюльса, Р.Сьодмака. За фильм Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А.Модильяни – Монпарнас, 19 Ж.Беккера (1957). В 1945–1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г.Хильперта по А.П.Чехову, 1959, и др.). Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера – Ленинград, 1991), – пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером. Умер Анненков в Париже 12 июля 1974 года. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой А.А., Бенуа А.Н. , Горького А.М., Гржебина З.И., Евреинова Н.Н., Замятина Е.И., Зиновьева Г.Е., Кузмина М.А., Луначарского А.В., Пастернака Б.Л., Ремизова А.М., Сологуба Ф.К., Склянского Э.М.,Троцкого Л.Д., Ходасевича В.Ф. В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина. В 1919 — иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н.Венгерова и «Искусственная жизнь» А.Э.Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий). Оформил приказ Реввоенсовета от 5 ноября 1923 года по случаю 5-летия Красной Армии и многое другое. Пожалуй, самая известная его работа в этом жанре — иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» (1918). Галерея: Портрет Анненкова П.С. (1908? пастель, Третьяковская галерея; Вечер (1913?); Пейзаж (1913?); Иллюстрация к поэме А.А.Блока «Двенадцать». (перо, 1918); Портрет Гржебина З. И. (1919), Театральные работы: 1914—1919 — сотрудничество с Театром имени В.Ф.Комиссаржевской. Оформил пять спектаклей: «Гимн Рождеству» (инсценировка одноименного святочного рассказа Ч.Диккенса, 1914), «Скверный анекдот» (по рассказу Ф.Достоевского, 1914), «Ночные пляски» Ф.Сологуба (1915), «Лулу» Ф.Ведекинда (1918) и «Красные капли» С.Обстфельдера (1919); 1920 — с М.В.Добужинским и В.А.Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду», на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед фондовой Биржей в Петрограде; 1921 — поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади; 1921—1924 — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A.Н.Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф.М.Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр. В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922). Книги: Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисловие А.В.Луначарского. Ленинград, Государственное издательство, 1926. 4 страницы + 17 отдельных листов. 2 000 экземпляров; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — Ленинград: Искусство, 1991. Том 1. ISBN 5-210-02156-4; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 томах — Ленинград: Искусство, 1991. Том 2. ISBN 5-210-02157-2; Анненков Ю. Дневник моих встреч. — Москва: Захаров, 2001. — 512 страниц — ISBN 5-8159-0121-0; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей редакцией профессора Р.Герра. — Москва: Вагриус, 2005. — 732 страницы. ISBN 5-9697-0115-7; «Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю.Анненков. Театр до конца /Републикация, вступительный текст и примечания Е.И.Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: «УРСС», 2000. Страницы 23-51; Анненков Юрий. Макс Офюльс / Перевод с французского И.Обуховой-Зелиньской и Д.Поляковой. — Москва: МИК, 2008. — 400 страниц — ISBN 978-5-87902-170-7. Будучи за рубежом, опубликовал несколько книг воспоминаний («Дневник моих встреч. Цикл трагедий»; Нью-Йорк, 1966; Ленинград, 1991; Москва, 2001). Писал также статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках» (под псевдонимом Б.Темирязев). Под псевдонимом Б. Темирязев издал в Берлине в 1934 роман «Повесть о пустяках». Выставки: 1922 «Мир искусства» (показал серию «Портреты»); 1925 Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж); 1927 «Искусство книги» (Лейпциг); 1927 «Мир искусства» (Париж); 1927 персональная в галерее Биллер (Париж); 1928 персональная в галерее Катр Шмэн (Париж); 1928 «Современное французское искусство» (Москва); 1929 персональная в галерее Бинг (Париж); 1932 «Современное русское искусство» (Филадельфия); 1934 персональная в галерее Бешер (Париж); 1934 персональная в галерее Криллон (Париж) и др. Библиография: Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Ленинград, 1927; Бабенчиков М.В. Ю.П.Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — Москва—Ленинград, 1928; Герра Р. Юрий Анненков -уникальное явление русской культуры XX века // Невский библиофил.Альманах. Выпуск двадцатый. Санкт-Петербург. 2015. Страницы 55-89. ISBN 978-5-905042-31-7.

Georges_Bonnet_1937 (555x700, 235Kb)
1889
Жорж-Этьен Бонне (французское имя — Georges-Étienne Bonnet)
французский политический деятель, правый радикал. Родился в Бассияк, Дордонь. Сын адвоката, он окончил частную школу политических наук и Сорбонну. Не раз занимая в 1925—1940 гг. министерские посты, Бонне представлял в правительстве интересы финансовых кругов. Сын адвоката, во время Первой мировой войны Бонне служил во французской армии, за отвагу под огнём противника был награждён медалью. В качестве министра финансов Франции летом 1937 девальвировал франк с 111 до 147 франков за фунт стерлингов, проводил жёсткую бюджетную политику: пытался сокращать военные и социальные расходы. Накануне Второй мировой войны как министр иностранных дел (апрель 1938 — сентябрь 1939) проводил политику сговора с государствами оси, был одним из инициаторов Мюнхенского соглашения 1938 года. 25 февраля 1939 признал законность правительства Ф.Франко, чем обеспечил нейтралитет Испании в случае войны Германии и Франции. С 1941 — член правительства Виши. В 1944 исключен из Радикальной партии. После освобождения Франции он эмигрировал в Швейцарию, чтобы избежать судебного преследования за сотрудничество с нацистами, где и проживал до марта 1950. В 1946—1948 Бонне опубликовал свои мемуары, в которых пытался оправдать провал своей довоенной политики и сотрудничество с оккупантами. В 1953, после амнистии всех тех, кто был объявлен виновным в «национальном позоре», Бонне вернулся во Францию и продолжил политическую деятельность, и даже был восстановлен в Радикальной партии в 1952, однако в 1955 он отказался поддерживать Пьера Мендес-Франса, за что был повторно исключён. В 1956 избран мэром Брантома и депутатом от Дордони. Умер в Париже 18 июня 1973 года.

1889
Луи Сегюра (французское имя — Louis Ségura)
французский гимнаст, призёр летних Олимпийских игр. Родился в Сиди-Бель-Аббесе, Алжир. На Играх 1908 в Лондоне Сегюра участвовал в личном первенстве, в котором он занял третье место место с результатом 297,00 очков. На Олимпиаде 1912 в Стокгольме он снова соревновался в этой дисциплине, и на этот раз занял вторую позицию. Умер в 1963 году.

1890Tomasyan_Avedis_Yegievich (497x700, 121Kb)
1890
Аведис Егиевич Томасян
бригадир колхоза имени Сталина Сухумского района Абхазской АССР, Грузинская ССР. Родился в 1890 году на территории Османской империи, ныне – Турции. Армянин. В дальнейшем его семья перебралась в Россию. После Великой Отечественной войны Аведис Егиевич работал бригадиром колхоза имени Сталина (село Ахали Сопели) Сухумского района Абхазской АССР в составе Грузинской ССР (ныне – Абхазия). По итогам работы в 1948 году труженики его бригады получили урожай табака сорта «Самсун» №27 по 16,3 центнера с гектара на площади 6,4 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1949 года за получение высоких урожаев кукурузы и табака в 1948 году Томасяну Аведису Егиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены передовой звеньевой его бригады А.А.Карагозян и председатель ахалсопельского колхоза имени Сталина Е.А.Ашкарян. В последующие годы труженики бригады Аведиса Томасяна продолжали получать высокие урожаи кукурузы, табака и чайного листа. Проживал в селе Ахали Сопели (Ахалсопели). Дата кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (3 мая 1949), медалями.

Screenshot 2024-07-10 at 19-04-14 Harry cohn hi-res stock photography and images - Alamy (591x700, 235Kb)
1891
Гарри Кон (Harry Cohn)
основатель, президент и продюсер компании «Columbia Pictures». Кон родился в простой еврейской семье в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Его отец, Джозеф Коэн, был портным из Германии, а мать, Белла Джозеф, была родом из черты оседлости в Российской империи. После того, как Гарри некоторое время проработал кондуктором трамвая, а затем рекламщиком, он получил работу в «Universal Pictures», где уже работал его брат, Джек Кон. В 1919 году Гарри присоединился к своему брату и Джо Брандту, чтобы основать компанию «CBC Film Sales Corporation». Гарри Кон руководил кинопроизводством компании в Голливуде, а его брат управлял финансами из Нью-Йорка. Братья часто конфликтовали, и Брандт, находя партнерство напряженным, в конце концов продал свою треть компании Гарри Кону, который занял пост президента, к тому времени фирма уже была закрыта. В первых фильмах «Columbia Pictures» снимался актер Джек Холт. Компания долго не могла избавиться от клейма «бедности жанра» до 1934 года, пока комедия режиссера Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» не получила премию Оскар. Заказчики, которые раньше не желали работать с «Columbia Pictures», теперь стали ее постоянными клиентами. Будучи горизонтально интегрированной компанией, которая контролировала только производство и дистрибуцию, «Columbia» оказалась во власти владельцев кинотеатров. Она расширила свои горизонты, чтобы предложить кинозрителям широкий ассортимент сериалов, травелогов и мультфильмов. Columbia каждый год выпускала несколько видов жанров («Потерянный горизонт», «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Гильда», «Вся королевская рать»), но зависел от своих популярных кассовых картин. Во время пребывания Кона в должности студия всегда приносила прибыль. Кон не создавал свой костяк кинозвезд, как другие студии. Вместо этого он предпочитал подписывать контракты с актерами, которые обычно работали на более высокооплачиваемые студии, это были Уилер и Вулси, Кэри Грант, Кэтрин Хепберн, Мэй Уэст, Хамфри Богарт, Дороти Ламур, Микки Руни, Честер Моррис, Уоррен Уильям, Уорнер Бакстер, Сабу, Глория Джин, Маргарет О'Брайен и т. д. для привлечения аудитории. Звезды «Columbia Pictures», как правило, выходили из рядов актеров, играющих небольшие роли (Джин Артур, Рита Хейворт, Ларри Паркс, Джули Бишоп, Ллойд Бриджес, Брюс Беннет, Джок Махони и др. Некоторые из продюсеров и режиссеров компании также получили более скромные должности актеров, сценаристов, музыкантов и ассистентов режиссера. Гарри был известен своим авторитарным и пугающим стилем руководства. Когда он занял пост президента, он также оставался и руководителем производства, сосредоточив огромную власть в своих руках. Он уважал талант независимо от личных качеств актера, но следил за тем, чтобы его подчиненные знали, кто здесь главный. Писатель Бен Хект прозвал его «Белый клык». Служащий «Columbia Pictures» назвал его «самым властным монархом, которого когда-либо знал Голливуд». Говорили, что у него есть подслушивающие устройства на всех сценах, и он может настроиться на любой разговор на съемочной площадке, а затем крикнуть через громкоговоритель, если услышит что-то, что его не устраивает. На протяжении всего срока его пребывания в должности самым популярным его прозвищем было «Король Кон». Актер Мо Ховард из трио Три балбеса вспоминал, что Кон был парнем типа Джекила и Хайда... в обществе он мог быть очень обаятельным. Кон был известен тем, что весь день кричал и ругался на актеров и режиссеров в своем кабинете, а вечером сердечно приветствовал их на званом обеде. Есть некоторые предположения, что он намеренно культивировал свою репутацию тирана, чтобы мотивировать своих сотрудников, либо просто потому, что это увеличивало его контроль над студией. Говорят, что до начала Второй мировой войны Кон хранил на своем письменном столе фотографию Бенито Муссолини с автографом, с которым он познакомился в Италии в 1933 году. «Columbia Pictures» выпустила документальный фильм «Муссолини говорит» в 1933 году. Кон также имел ряд связей с организованной преступностью. У него была давняя дружба с чикагским гангстером Джоном Розелли, а босс Нью-Джерси Абнер Цвиллман был источником кредита, который позволил Кону выкупить своего партнера Брандта. Дерзкий, громкий, пугающий стиль Кона стал голливудской легендой. Прототипом персонажей, сыгранных Бродериком Кроуфордом в фильмах «Вся королевская рать» и «Рождённая вчера», предположительно был Кон, как и Джек Вольц, киномагнат, который появляется в «Крестном отце». По словам биографа, Майкла Флеминга, Кон вынудил актера, Кудрявого Говарда продолжать сниматься после перенесенной серии инсультов, которые, вероятно, способствовали дальнейшему ухудшению здоровья Говарда, его возможной отставке и ранней смерти.
Личная жизнь
Известно, что Кон принуждал актрис спать с ним в обмен на роли, подобные истории были связаны со многими продюсерами в Голливуде в то время. Гарри Кон испытывал чувства к актрисе Рите Хейворт, но она отказалась от его предложения, что его сильно задело. В книге Хейворт, «If This Was Happiness», описывается, как она отказалась спать с Коном и как его это разозлило. Но, поскольку Хейворт была ценной актрисой, Кон продолжил работать с ней, так как фильмы с ее участием приносили ему кассу. В течение многих лет они работали вместе, каждый из них делал все возможное, чтобы разозлить другого, однако, сотрудничество дало хорошие результаты. Когда Джоан Кроуфорд подверглась приставаниям Кона после подписания контракта на три картины с Columbia Pictures, она быстро остановила его, сказав: «Держи это в штанах, Гарри. Завтра я обедаю с Джоан и мальчиками (женой и детьми Кона).»
По словам писателя Джозефа Макбрайда, актриса Джин Артур бросила карьеру, потому что Кон домогался актрис. Кон был женат на Розе Баркер с 1923 по 1941 год, а также на актрисе Джоан Перри с июля 1941 года до самой смерти в 1958 году. Его племянницей была Леонора Кон Анненберг, жена миллиардера, издательского магната Уолтера Анненберга из Филадельфии.
Смерть
Кон был последним голливудским киномагнатом эпохи, сохранившим власть после ухода Дэррила Занука и Луиса Майера. В феврале 1958 года он перенес инфаркт миокарда в отеле Аризона Билтмор в городе Финикс, штат Аризона, США, вскоре после окончания ужина и скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу Святого Иосифа. Он похоронен на кладбище Hollywood Forever в Голливуде.

Karl_Eibl (449x700, 209Kb)
1891
Карл Айбль (немецкое имя — Karl Eibl)
немецкий военачальник, генерал-лейтенант (посмертно — генерал пехоты), кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами. Родился в коммуне Бад-Гойзерн, Австро-Венгрия, (ныне — в земле Верхняя Австрия, Австрия), в семье чиновника по строительству государственных дорог. Окончил Терезианскую академию. С 1 августа 1914 года на фронте. Служил в 21-м ландверном полку. В звании лейтенанта австро-венгерской армии командовал взводом, с 1915 года — старший лейтенант, командир роты. За время войны награждён 4 австро-венгерскими орденами и 4 медалями. После войны продолжил службу в армии Австрии. Командовал ротой, с 1928 года — майор, с 1937 года — командир батальона. 15 марта 1938 года, после аншлюса — на службе в вермахте в том же звании и должности (с апреля 1939 года — подполковник). В качестве командира батальона участвовал в Польской кампании. Награждён Железными крестами обеих степеней. С января 1940 года — командир 132-го пехотного полка 44-й пехотной дивизии. Участвовал во Французской кампании, в августе 1940 года награждён Рыцарским крестом (№ 184). С февраля 1941 года — полковник. С 22 июня 1941 года — на Восточном фронте (Житомир — Киев — Харьков). В декабре 1941 года награждён Дубовыми листьями (№ 50) к Рыцарскому кресту. С января 1942 — командир 385-й пехотной дивизии на южном участке Восточного фронта, с февраля 1942 — генерал-майор. В декабре 1942 года награждён Мечами (№ 21) к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями, произведён в генерал-лейтенанты и 20 января 1943 года назначен командиром 24-го танкового корпуса. 21 января 1943 года в хуторе Ново-Георгиевский, СССР, штабной автомобиль генерал-лейтенанта Айбля был подорван ручными гранатами из засады, устроенной итальянскими солдатами — они ошибочно приняли немецкую машину за советскую. Посмертно генерал-лейтенанту Айблю было присвоено звание генерала пехоты. Награды: Крест «За военные заслуги» 3-го класса с воинским отличием и мечами (Австро-Венгрия); Медаль «За военные заслуги» в бронзе на ленте Креста «За военные заслуги» с мечами (Австро-Венгрия); Медаль «За военные заслуги» в серебре на ленте Креста «За военные заслуги» с мечами (Австро-Венгрия); Войсковой крест Карла (Австро-Венгрия); Медаль «За ранение» с двумя полосками (за два ранения) (Австро-Венгрия); Орден Железной короны III класса с воинским отличием и мечами (Австро-Венгрия); Памятная военная медаль (Австрия) с мечами; Памятная военная медаль (Венгрия) с мечами; Крест «За выслугу лет» (Австрия) II класса для офицеров (25 лет); Медаль «За выслугу лет в вермахте» IV, III, II и I классов (25 лет); Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Железный крест II класса (23 сентября 1939); Железный крест I класса (5 ноября 1939); Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами; рыцарский крест (15 августа 1940); дубовые листья (№50; 31 декабря 1941); мечи (№21; 19 декабря 1942); Нагрудный знак «За ранение» в серебре; Нагрудный штурмовой пехотный знак в серебре; Почётная пряжка на ленте для сухопутных войск (8 сентября 1941); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942» (15 августа 1942). Литература: Berger, Florian. Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. — Selbstverlag Florian Berger, 2000. — ISBN 3-9501307-0-5

Koshlyakov (598x700, 116Kb)
1891
Николай Сергеевич Кошляков
советский учёный-математик и педагог. Член-корреспондент Академии Наук СССР. Р Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье крупного чиновника, главного инспектора почт и телеграфов России Сергея Александровича Кошлякова. Ещё в гимназии проявил склонность к занятиям математикой и самостоятельно овладел дифференциальным и интегральным исчислениями. В 1914 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, во время учёбы в университете заинтересовался вопросами аналитической теории чисел и в связи с этим трудами Г.Ф.Вороного, что оказало значительное влияние на всю его дальнейшую научную деятельность. После успешной сдачи магистерских экзаменов в Петербургском университете получил место приват-доцента в Пермском университете, где проработал до 1919 года. В 1918—1925 годах преподавал в Таврическом университете, доцент, с 1922 года — профессор. Преподавал в Ленинградском государственном университете (1925—1941), где заведовал кафедрой общей математики, и в Ленинградском электротехническом институте (1926—1941), заведующий кафедрой высшей математики. В 1933—1936 годах работал в Математическом отделе Физико-математического института имени В.А.Стеклова Академии Наук СССР, затем математическом институте Академии Наук СССР. Избран в Академию Наук СССР по Отделению математических и естественных наук (математика) 1 февраля 1933. Был исключён из Академии в связи с арестом, восстановлен в звании члена-корреспондента Указом Президиума Академии Наук 13 ноября 1953 № 68. Арестован в блокадном Ленинграде в конце 1941 года по делу «Союза старой русской интеллигенции» (обвиняемыми по этому делу проходили также математик А.М.Журавский, профессор Н.В.Розе, член-корреспондент В.С.Игнатовский) 13 января 1942 года военным трибуналом Ленинградского фронта приговорён к расстрелу, заменённому Президиумом Верховного Совета СССР на 10 лет заключения. Находился в лагере, но по состоянию здоровья был освобождён от общих работ (на лесоповале). Сын Н.С.Кошлякова сумел передать ему вместе с личными вещами оттиски ранее опубликованных им работ, а также второй том «Курса современного анализа» Уиттекера и Ватсона, что позволило ему заниматься математическими исследованиями, находясь в заключении. Писал выкладки на листе фанеры, периодически соскрёбывая написанное куском стекла. Выполненная им работа «Исследование одного класса трансцендентных функций, определяемых обобщённым уравнением Римана» поступила без указания имени автора на отзыв в Математический институт Академии Наук СССР, и была издана в 1949 году в виде монографии под псевдонимом Н.С.Сергеев. Одна его работа, считавшаяся им очень важной, пропала при пересылке, и впоследствии сам Н.С. не смог восстановить «содержавшихся в ней тонких рассуждений». Опубликованная работа получила высокую оценку со стороны И.М.Виноградова, С.Н.Бернштейна и Ю.В.Линника, что способствовало изменению условий жизни Н.С.Кошлякова. В конце 1944 года он был переведён в Москву, где стал работать в теоретическом отделе конструкторского бюро СБ-1 (ныне — ОАО «НПО „Алмаз“ имени А.А.Расплетина») по оборонной тематике. Освобождён от заключения на полгода раньше срока в 1951 году с последующей полной реабилитацией. В 1951—1955 годах продолжал работать в там же в должности начальника лаборатории, а после выхода на пенсию оставался научным консультантом и членом Учёного совета предприятия. Сыновья — океанолог М.Н.Кошляков (1930—2021) и математик, механик и физик В.Н.Кошляков (1922—2009). Скончался вгороде Москва, РСФСР, СССР, от кровоизлияния в мозг, 23 сентября 1958 года.
Koshlyakovгроб (525x700, 471Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Основные работы по теории высших трансцендентных функций и дифференциальным уравнениям математической физики.
Библиография: Основные дифференциальные уравнения математической физики. 1936. 505 страниц; Уравнения в частных производных математической физики. (Соавторы Глинер Э.Б., Смирнов М.М.) Москва: Высшая школа. 1970. 710 страниц. Награды и звания: Сталинская премия СССР (1953); орден Ленина (1953); Член Лондонского математического общества (с 1936 года, по представлению Годфри Харольда Харди). Литература: Боголюбов Н.Н. и другие. Кошляков Н.С. (к столетию со дня рождения) // Успехи математических наук. 1990. Том 45. Выпуск 4; Члены Российской академии наук в Математическом институте имени В.А.Стеклова Российской Академии Наук. К 75-летнему юбилею математическом институте Академии Наук СССР Академии Наук. Биографический словарь-справочник / под общей редакцией В.В.Козлова; автор-составитель Э.П.Зимин, С.В.Кисляков, Г.С.Монахтина, В.П.Павлов. Москва: Янус-К, 2009; Н.Н.Боголюбов, А.Ю.Ишлинский, В.Н.Кошляков, Ю.А.Митропольский, Л.Д.Фаддеев Кошляков Николай Сергеевич (к столетию со дня рождения) // Успехи математических наук, 1990, том 45, выпуск 4 (274), 173—176.

1891
Владимир Никитич Ратомский (настоящая фамилия - Лаптев)
российский актер. Народный артист РСФСР (1951). Родился в Барнауле. Владимир Ратомский - участник первого сквозного плавания 1914-1915 гг. Владивосток-Архангельск по Ледовитому океану на кораблях "Таймыр" и "Вайгач". Почётный полярник. Прежде чем ступить на профессиональную сцену, Владимир Ратомский участвовал в любительских спектаклях. Профессиональную артистическую деятельность начал в 1918 г. на сцене Архангельского театра. Работал в Новороссийске, Иркутске и др. С 1937 г. – актер Центрального театра Советской Армии. В 1951 г. сыграл первую большую роль в кино – Рагулин («Кавалер Золотой звезды»; Сталинская премия, 1952). В острых психологических характеристиках раскрывал внутреннюю сущность образа: архивариус Демушкин («Колыбельная», 1960), Дровосекин («Родная кровь», 1964), Терентий Петрович («Земля и люди», 1956), Иван Ермолаевич («Авария», 1965). Сталинская премия (1950) за работу в театре.

Tashkentbaev_Murabek (518x700, 129Kb)
1891
Муратбек Ташкентбаев
старший чабан колхоза имени Амангельды Таласского района Джамбулской области, Казахской ССР. Родился на территории Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне — Таласского района Жамбылской области Казахстана. Казах. С началом коллективизации сельского хозяйства Муратбек Ташкентбаев в 1929 году вступил в местную сельскохозяйственную артель имени Амангельды, работал чабаном по выпасу овец. Он досконально изучил все колхозные пастбища, почти круглый год овцы его отары содержались на подножном корму, а после отбивки ягнят часто использовал ночную пастьбу. На протяжении многих лет он сохранял поголовье отары без потерь, у него были самые высокие в колхозе показатели по сбору каракуля и настригу шерсти. По итогам работы в 1948 году М.Ташкентбаев вырастил от 400 курдючных овцематок по 130 ягнят на каждую сотню маток, при среднем живом весе ягнят к отбивке 41 килограмм. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Ташкентбаеву Муратбеку присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены председатель колхоза имени Амангельды Ж.Аманбаев и другой передовой овцевод А.Туткышбаев. В последующие годы М.Ташкентбаев продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве, в 1958 году был награждён орденом Красного Знамени. После реорганизации в 1957 году колхоза имени Амангельды в овцесовхоз «Уюк» он продолжал работать старшим чабаном до выхода на пенсию в 1959 году. Жил в Жамбылской области. Дата смерти не установлена. Мастер социалистического животноводства Казахской ССР (1957). Награждён орденами Ленина (12 июля 1949), Трудового Красного Знамени (29 марта 1958), медалями.

1891
Альберт Фишер (Albert Fisher)
датский биолог, первым получил длительно существовавшие опухолевые ткани животных и человека из саркомы. Умер в 1956 году.

Вальтер_Хартманн (510x700, 166Kb)
1891
Вальтер Хартман (немецкое имя — Walter Hartmann)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал артиллерии, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами. Родился в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур, Дюссельдорф, Рейнская провинция, королевство Пруссия, Германская империя.
Начало военной карьеры
В октябре 1910 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в артиллерийский полк. С мая 1912 — лейтенант.
Первая мировая война
С 4 августа 1914 года — на фронте. С марта 1916 года — старший лейтенант. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней и ещё двумя орденами.
Между мировыми войнами
Продолжил службу в рейхсвере. В октябре 1932 года произведён в звание майор и уволен из армии, направлен военным советником в армию Китая. С марта 1934 года — вновь на военной службе в Германии. К началу Второй мировой войны — командир артиллерийского полка, полковник.
Вторая мировая война
Участвовал в Польской и Французской кампаниях, награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение).
С ноября 1940 года — начальник артиллерии 52-го армейского корпуса. С 22 июня 1941 года — участвовал в германо-советской войне. 15 июля 1941 года — тяжело ранен, ампутированы левая рука и левая нога. В госпитале, затем в командном резерве. Награждён Рыцарским крестом (№ 409), с октября 1941 — генерал-майор. С мая 1942 года — командир 407-й дивизии, с сентября 1942 года — командир 390-й полевой учебной дивизии. С февраля 1943 года — генерал-лейтенант. С апреля 1943 года — командир 87-й пехотной дивизии (на Восточном фронте, в районе Невеля). В ноябре 1943 года — награждён Дубовыми листьями (№ 340) к Рыцарскому кресту. В феврале-марте 1944 года — командующий 1-м армейским корпусом (в районе Невеля, Полоцка). В апреле 1944 года — в штабе группы армий «Север». С мая 1944 года — в звании генерал артиллерии, командующий 49-м горным корпусом (эвакуированным из Крыма в Румынию). С сентября 1944 года — командующий 8-м армейским корпусом (в районе Варшавы). В марте 1945 года награждён Мечами (№ 139) к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями. С 18 апреля 1945 года — командующий 24-м танковым корпусом (в Моравии). После капитуляции Германии 8 мая 1945 года — взят в американский плен. Отпущен из плена в июне 1947 года. Умер в городе Хамельн, Нижняя Саксония, ФРГ, 11 марта 1977 года. Литература: Berger, Florian. Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. Selbstverlag Florian Berger, 2000. ISBN 3-9501307-0-5.

Erik_Adlerz (335x700, 174Kb)
1892
Эрик Вильгельм Адлерз (шведское имя — Erik Wilhelm Adlerz)
шведский прыгун в воду, призёр летних Олимпийских игр. Родился в городе Стокгольм, Швеция. Участвовал на четырёх Летних Олимпийских играх: 1908, 1912, 1920 и 1924 годов. В 1908 году Адлерз выбыл в первом раунде в дисциплине вышка (10 метров). Четыре года спустя он выиграл две золотые медали в дисциплинах вышка (10 метров) и простой прыжок. В 1920 году он выиграл серебряную медаль в дисциплине вышка (10 метров); в простом прыжке он занял четвёртое место после трех шведских товарищей. В 1924 году он занял четвёртое место в дисциплине вышка (10 метров). Он был старшим братом Марты Адлерз, которая также участвовала на летних Олимпийских игр 1912. Умер в городе Гётеборг, Швеция, 8 сентября 1975 года. В 1986 году Эрик был введен в Международный зал славы плавания.

1892
Владимир Григорьевич Калягин
советский художник-постановщик. В.Г.Калягин родился в городе Саратов, Российская империя. Работал художник-постановщиком на киностудии «Ленфильм». Ушёл из жизни в городе Ленинград, РСФСР, СССР, ныне Санкт-Петербург, 3 июля 1970 года.
Фильмография: 1935 — Три товарища (совместно с Николаем Суворовым) (Режиссёр-постановщик: Семён Тимошенко); 1936 — Вратарь (совместно с Петром Якимовым) (Режиссёр-постановщик: Семён Тимошенко); 1936 — Депутат Балтики (совместно с Николаем Суворовым) (Режиссёры-постановщики: Александр Зархи, Иосиф Хейфиц); 1937—1938 — Пётр Первый (Режиссёр-постановщик: Владимир Петров), соРежиссёр Сергей Бартенев) (2-я серия); 1938 — Детство маршала (совместно с Ольгой Пчельниковой) (Режиссёр-постановщик: Николай Лебедев, соРежиссёр Фёдор Барбухатти); 1939 — Член правительства (совместно с Ольгой Пчельниковой) (Режиссёры-постановщики: Александр Зархи, Иосиф Хейфиц); 1941 — Маскарад; 1959 — Театр зовёт (документальный) (короткометражный) (Режиссёр-постановщик: Мария Клигман); 1965 — А крепость была неприступная (новая редакция фильма «Детство маршала» 1938 год) (совместно с Ольгой Пчельниковой) (Режиссёр-постановщик: Николай Лебедев).

1892
Стефан Ян Кемписты (польское имя — Stefan Jan Kempisty
польский математик. Учился в Сорбонне (1911). Окончил Краковский университет (1919). В 1919-1924 гг. работал в Варшавском политехническом институте, с 1925 г. - профессор Виленского университета. Замучен гитлеровцами в период оккупации Польши. Основные исследования относятся к теории функций действительного переменного и теории приближения функций. Умер 5 августа 1940 года.

1892Klimov_Vladimir_Yak (536x700, 115Kb)
1892
Владимир Яковлевич Климов
генеральный конструктор авиационных двигателей, академик Академии Наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Родился в Москве, в семье рабочего-строителя. Учился в техническом училище, готовившее строителей в Москве. Окончил Московское высшее техническое училище в 1918 году. Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е.Жуковского. Работал в Высшем Совете народного хозяйства РСФСР в отделе авиационных двигателей с 1918 по 1924 годы. В 1924, 1929–1930, 1934 годах был председателем комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели в Берлине и Париже. С 1920 по 1933 годы преподавал в МВТУ имени Баумана, в Академии Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского (затем Военно-воздушная инженерная академия), в Московском авиационном институте. Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения «М-12», «М-23» (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения «М-13» (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил). С 1931 по 1935 годы В.Я.Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения и одновременно заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института. С 1935 года - главный конструктор авиационного завода № 26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя «М-103» для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. В конце 1930-х - начале 1940-х годов под руководством В.Я.Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели «М-105», «ВК-105ПФ», «ВК-107», «ВК-108», оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках «Пе-2» и многих истребителях конструкции А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся заслуги в области создания новых типов вооружения, поднявших оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, в Уфу также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я.Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года.
Климовpost-13108-13114281414 (404x700, 264Kb)
Клммов руководил на Уфимском моторном заводе № 28, как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигетелей на новые типы самолетов. Член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Постановлением Совета народных Комиссаров он 19 августа 1944 года № 1134 Клмиову В.Я. присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы. В годы войны В.Я.Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолетов для фронта. С 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 117 в Ленинграде (с 1947 года – самостоятельное ОКБ № 117). Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор ОКБ-45 в Москве. Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я.Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 был создан «ВК-1Ф» — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиац. двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях «МиГ-15» имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе «МиГ-17» с двигателем Климова «ВК-1Ф» впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета. С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения.
 (464x699, 58Kb)
Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов. Академик Академии Наук СССР (1953). За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1957 года Владимир Яковлевич Климов награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».Депутат Верховного Совета СССР второго созыва (1946 – 1950). В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19 августа 1944). Награждён 5 орденами Ленина (29 декабря 1936, 28 октября 1940, 30 декабря 1943, 2 июля 1945, 23 июля .1952), орденами Суворова I (16 сентября 1945) и II (19 августа 1944) степеней, Отечественной войны I степени (10 июня 1945), Трудового Красного Знамени (5 марта 1939), медалью «За боевые заслуги» (5 ноября 1954), другими медалями. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Бронзовый бюст В.Я.Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял, установлена мемориальная доска. Его имя носит площадь в Санкт-Петербурге.

 (548x699, 35Kb)
1892
Петрос Петридис (Petros Petridis, Petro Petridis)
греческий композитор, дирижёр, музыкальный критик. Действительный член Афинской Академии Наук (1959), член-корреспондент Французской академии изящных искусств. Выступал как симфонический дирижёр, с 1915 также как музыкальный критик. Среди сочинений: опера "Зефира" (1964); балет "Коробейник" (1944, Афины); оратория "Святой Павел" (1950); 5 симфоний (1929-1951), драматическая симфония "Дигенис Акритас" (1939), симфонические сюиты "Греческая" (1930) и "Ионическая" (около 1935); концерты с оркестром - для 2 фортепиано и для скрипки (оба - 1972); песни. Умер 17 августа 1977 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку