-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112293
Комментариев: 6804
Написано: 120768


22 июля родились...

Понедельник, 22 Июля 2024 г. 03:46 + в цитатник
Birukov_VP (488x700, 86Kb)
1888
Владимир Павлович Бирюков
ураловед, краевед, лексикограф, музеевед, архивовед, археолог, историк, фольклорист, автор более 30 книг и брошюр, член Союза писателей СССР (1955). Владимир Бирюков родился в селе Першинском Першинской волости Шадринского уезда Пермской губернии (ныне центр Першинского сельсовета Далматовского района Курганской области), в семье секретаря-счетовода ссудно-сберегательного товарищества. Брат Аркадия Павловича Бирюкова. Учился в Пермской духовной семинарии (1908), но священником стать не захотел. Окончил Казанский ветеринарный институт (1912). После окончания Московского археологического института (1915) получил звание учёного-археолога и действительного члена института. Два года учился в Московском сельскохозяйственном институте. С конца 1919 года — вольнослушатель историко-филологического факультета Томского университета. За конкурсную работу по местным наречиям Томский университет присуждает ему серебряную медаль. В 1910 году организовал в с. Першинском первый в Зауралье сельский музей. 8 января 1918 музей в составе учреждения, именуемого Научным хранилищем, переведён в городе Шадринск (сейчас — Шадринский краеведческий музей имени В.П.Бирюкова и Государственный архив в городе Шадринске). В 1920 году историко-филологический факультет Пермского университета избирает его на должность заведующего музеем древностей. В 1923 году Бирюков был избран сначала членом-корреспондентом, а потом действительным членом Центрального бюро краеведения при Академии наук СССР, активно участвовал в работе конференций, пленумов Центрального бюро краеведения. В сентябре 1925 года В.П.Бирюков был участником торжеств, посвященных 200-летию Академии наук СССР, был избран членом Президиума торжественного заседания в Большом театре 13 сентября 1925 года. В начале 20-х годов Академия наук возобновляет издание «Словаря русского языка». Бирюков принимает в его издании непосредственное участие, ему вплоть до 1933 года присылали гранки для правки. В предисловии к 14 выпускам словаря имя В.П.Бирюкова помещено в числе лиц, содействующих полноте выпуска. С 1930 по 1938 годы работал в Свердловске, в областном бюро краеведения. В 1940—1950 годах работает в Шадринске. В 1962 году вывозит из Шадринска своё собрание документов в Свердловск, где оно становится основой УралЦГАЛИ (Уральского отделения Центрального государственного архива литературы и искусства) (сейчас Фонд Государственного архива Свердловской области). По решению Свердловского облисполкома из большого собрания рукописей и книг краеведа в 1964 году был организован Уральский архив литературы и искусства, директором которого на общественных началах был В.П.Бирюков. В январе 1954 года Свердловским отделением Союза писателей СССР Бирюков был рекомендован в Союз писателей, а 10 февраля 1955 года Владимир Павлович принят в члены Союза писателей СССР. Поддерживал отношения с ровесниками-земляками — скульптором И.Д.Шадром (1887—1941), классиком отечественной библиографии Н.В.Здобновым (1888—1942). Владимир Павлович Бирюков умер в Свердловске (ныне Екатеринбург) 18 июня 1971 года, похоронен на Нижне-Исетском кладбище. С 1973 года в память о Бирюкове проводятся Бирюковские чтения (преимущественно в Челябинске, отдельные чтения проходили в Шадринске (1994) и Кургане), присваивается звание лауреата премии имени В.П.Бирюкова.
Бирюков,_Владимир_Павлович,_почтовый_конверт (700x501, 220Kb)
26 февраля 1988 года, к 100-летию со дня рождения Владимира Павловича Бирюкова, выпущен почтовый художественный маркированный конверт тиражом 500 тысяч экземпляров. Художник Л.Кузьмов.
Первая заметка краеведческого характера, В.П.Бирюкова, была опубликована в «Пермских губернских ведомостях» в 1905 году, последняя прижизненная заметка вышла в «Тюменской правде» в 1971 году. Между этими датами — более 700 публикаций. Библиография: Организация Народного научного музея в городе Хороле Полтавской губернии. Типография Л.Р.Затуренского. 1917; Шадринское научное хранилище. Шадринск, 1917; Шадринский уезд — житница Урала, и город Шадринск — место для Уральского сельскохозяйственного института. Шадринск, 1920; Изучение родного края в связи с переписью 1920 года. Екатеринбург, «Коммунистическое просвещение», 1921, № 1; Кладбище как предмет изучения и место для экскурсий. Издание Наркомата просвещения Украинской ССР, 1922; Очерки краеведческой работы. Шадринск, Государственная типография, 1923; Краевой словарь говора Исетского Зауралья. Шадринский и частью Екатеринбургский и Камышловский уезды Екатеринбургской губернии. Шадринск, 1923; Природа и население Шадринского округа Уральской области. Издание Шадринского окружного исполнительного комитета. Шадринск, Типография Коммунотреста, 1926; Краеведческий вопросник. Пермь, 1929; Историческая справка по краеведению. Сборник краеведческих статей. Шадринск, 1930; Нужды музейного краеведческого дела. Журнал «Научный работник», 1930, № 6; Из истории фарфорово-фаянсового дела в Приисетье. Сборник краеведческих статей. Шадринск, 1930; Для чего, где и как искать полезные ископаемые (краткое руководство). Свердловск, 1932; О поисках на Урале новых месторождений нефти и газа. Свердловск, 1933; Река Исеть. Свердловск, 1936, 1939; Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловское областное издательство, 1936; Поэты второй половины XIX века. Избранные произведения. Свердловское областное издательство, 1937; Сказы, песни, частушки. Челябгиз, 1937; Советская частушка на Урале. «Уральский современник» № 1, Свердловск, 1938; Борис Александрович Тимофеев. Стихи и проза. Литературный альманах писателей Челябинской области № 6. Челябинск, 1940; Уральские сказки. Челябинское областное издательство, 1940; Фольклор Урала. Исторические сказы и песни. Челябинское областное государственное издательство, 1949; Путь собирателя (автобиографический очерк). Литературно-художественный альманах № 6. Челябинск, 1951; Методика записывания произведений устного народного творчества. Фольклорно-диалектологический сборник (Материалы и методические указания). Челябинск, 1953; Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор. Свердловское книжное издательство, 1953; Устами народа. Газета «Красный Курган» за 22 сентября 1957; Урал советский. Народные рассказы и устное поэтическое творчество. Издательство газеты «Красный Курган», 1958; Как я стал собирателем живого слова. Газета «Красный Курган» за 18 мая 1958; Первые шаги социал-демократического движения в Шадринске. Курган, издательство «Советское Зауралье», 1960; Крылатые слова на Урале. Свердловское книжное издательство. 1960; Далёкое — близкое. Павел Бажов. Воспоминания о писателе. Москва, издательство «Советский писатель», 1961; Уральская копилка. Свердловск, 1964; Бирюков В.П. Записки уральского краеведа. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1964. — 144 страницы; Устно-поэтическое творчество времени Великой Отечественной войны на Урале. Русский фольклор Великой Отечественной войны. Москва, журнал «Наука», 1964; Уральская копилка. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1969; Владимир Павлович Бирюков. Библиографический указатель. / Составитнль Е.А.Брякова; Ответственный редактор С.Б.Борисов. — Шадринск, 2003. — 152 страницы; Избранные труды. / Составитель С.Б.Борисов. — Шадринск, 2008—612 страниц. Литература: Панов Д. Уральский краевед Владимир Павлович Бирюков. — Шадринск, 1958; Одиннадцатые Бирюковские чтения. — Шадринск, 1994; Виноградов Н.Б. В.П.Бирюков и археология Урала и Зауралья // Российская археология. — 2016. — № 1. — Страницы 156—159.

Selman_Abraham_Waksman (570x700, 286Kb)
1888
Зельман Абрахам Ваксман (Selman Abraham Waksman)
американский микробиолог и биохимик. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1952) за «открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулёза». При вручении ему Нобелевской премии Арвид Волгрен из Каролинского института приветствовал Ваксмана как одного из величайших благодетелей человечества. Родился в местечке Новая Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урождённой Лондон). Окончил местный хедер и гимназию № 5 в Одессе. В 1910 году эмигрирует в США. Там, какое-то время жил у сестёр на ферме в штате Нью-Джерси. Поступил в сельскохозяйственный колледж, в котором изучал микробиологию почвы. Магистр естественных наук (1915). В 1918 году, изучая химию ферментов в Калифорнийском университете в Беркли, получает степень доктора. Дальнейшая его карьера связана с Ратгерским университетом в штате Нью-Джерси. В 1925 году назначен адъюнкт-профессором, в 1931 году — профессором. В 1932 году Американская ассоциация по борьбе с туберкулёзом обратилась к Зельману Ваксману с просьбой изучить процесс разрушения палочки туберкулёза в почве. Учёный дал заключение, что за этот процесс ответственны микробы-антагонисты. В конце 1930-х годов Зельман Ваксман разрабатывает новую программу, касающуюся использования результатов, полученных исследований в области микробиологии для лечения болезней. В течение четырёх лет Ваксман и его коллеги исследовали около десяти тысяч различных микроорганизмов почвенного покрова в поисках антибиотиков, способных воздействовать на бактерии. В 1940 году учёные выделили актиномицин, оказавшийся довольно токсичным. Спустя два года они открыли стрептотрицин, антибиотик оказавшийся эффективным в отношении возбудителей туберкулёза. В 1943 году работавшим под началом Ваксмана Альбертом Шацем обнаружен стрептомицин. После нескольких лет тестирования и доработки, в 1946 году стрептомицин начинает широко использоваться для борьбы с туберкулёзом и проказой. Стрептомицин оказался весьма ценным, так как был эффективен в отношении бактерий, устойчивых к сульфаниламидным препаратам и пенициллину. Получение стрептомицина побудило других учёных к поиску новых антибиотиков. Развитие этого направления лекарственных средств — безусловная заслуга работ Зельмана Ваксмана. Однако, распределение прибыли от продажи стрептомицина фармацевтической компанией привело к конфликту и судебному процессу между Шацем, непосредственно открывшим стрептомицин, и Ваксманом, разработавшим методику для нахождения антибиотика. При этом, статья в научном журнале и патент, описывающие открытие, имеют основными авторами обоих. В итоге Шац получил часть прибыли, но расстроил свои отношения с Ваксманом. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1952) за «открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулёза». Шац награждён не был. Награждён орденом Почётного легиона (1950), почётный доктор университетов Льежа и Ратгера. Член Американской национальной академии наук, Национального исследовательского общества американских биологов, Американского научного почвоведческого общества, Американского химического общества и Общества экспериментальной биологии и медицины. Умер Ваксман в Хайаннисе (штат Массачусетс) 16 августа 1973 года. Среди его многочисленных трудов – «Ферменты» (Enzymes, 1926, совместно с У.Дэвисоном), «Почва и микроб» (The Soil and the Microbe, 1931, совместно с Р.Старки), «Антагонизм микробов и антибиотические вещества» (Microbial Antagonisms and Antibiotic Substances, 1945; 2-е издание, 1947) и «Моя жизнь с микробами» (My Life with the Microbes, 1954). Литература: Лауреаты Нобелевской премии, энциклопедия, тома1—2, Москва, Прогресс, 1992; Российская еврейская энциклопедия, Тома 1—3, Издательство «Эпос», Москва, 1994—1997; Краткая еврейская энциклопедия, тома 1—11, Иерусалим, 1976—2005; Alan Symons. The jewish contribution to the 20-th century, Polo Publishing, London, 1997; Всемирный биографический энциклопедический словарь, Москва, БРЭ, 1998; С.А.Фридман, Евреи-лауреаты Нобелевской премии, Краткий биографический словарь, Дограф, Москва, 2000, ISBN 5-93431-011-9.

Tykkozov_Azimbay (544x700, 139Kb)
1888
Азимбай Тыккозов
старший чабан колхоза «Бырлестык» Джезказганского района Карагандинской области, Казахская ССР. Родился в ауле Жетыконур Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства, в советское время – Джездинского, ныне – Улытауского района Карагандинской области Казахстана, в семье скотовода-кочевника. Казах. С детства трудился по найму – пас байский скот (батрачил). Азимбай Тыккозов одним из первых вступил в образовавшееся в 1925 году в их селении товарищество по совместной обработке земли, ставшее позже колхозом «Бырлестык», работал чабаном по выпасу овец, затем – старшим чабаном. На протяжении многих лет он сохранял поголовье отары без потерь, добивался высоких показателей по выходу молодняка. По итогам работы в 1947 году вырастил от 430 курдючных овцематок 525 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке 45 килограммов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Тыккозову Азимбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены заведующий колхозной овцефермы К.Туржанбаев и другой передовой чабан А.Жумурткинов. В последующие годы продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве до выхода на пенсию в 1959 году. Проживал в родном селении Жетыконур. Скончался в 1976 году. Награждён орденами Ленина (23 июля 1948), Трудового Красного Знамени (1959), медалями.

Friedrich Weller 1889 (465x700, 177Kb)
1889
Фридрих Веллер (немецкое имя — Friedrich Weller)
немецкий индолог и буддолог. Родился в Маркнёйкирхене. В 1938-1958 профессор и заведующий кафедрой санскрита (индологии), а также руководитель Индийского института Лейпцигского университета (с 1953 - университета имени Карла Маркса). Автор многих исследовательских работ в области индологии, истории и культуры Центральной Азии (а также тибетологии), Веллер внёс значительный вклад в исследование индийских, тибетских, китайских, монгольских и согдийских письменных источников, важных для изучения буддизма. Издал и перевёл ряд буддийских памятников (тибетский текст "Буддхачариты" Ашвагхоши, тибетские и монгольские тексты "Брахмаджаласутры", перевод "Кашьяпа-париварты" и др.). Национальная премия ГДР (1955). Умер 19 ноября 1980 года.
GrabstaätteFriedrichWeller (521x700, 500Kb)
Погребён на кладбище Südfriedhof в Лейпциге.
Сочинения: Библиографию работ Веллера до 1954 года в книге Asiatica. Fest-schrift Friedrich Weller zum 65. Geburtsta..., Lpz., 1954. Работы В. после 1954 Tibetisch-sanskriti-. scher Index zum Bodhicaryavatara, H. 1—2, В.,.1952—55; Versuch einer Kritik der Kathopanisad, B., 1953; Die Fragmente der Jatakamala in der Turfansammiung der Berliner Akademie, B., 1955; Die Legende von Sunalisepp im Aitareyabrahmana und Sankhayanas rautasutra, B., 1956; Zum Kasyapaparivarta, H. 2, B., 1965.

1889
Жорж Жюльен Жиро (французское имя — Georges Julien Giraud)
французский математик, входил в состав группы Н Бурбаки, член-корреспондент Парижской Академии Наук (с 1936). Родился в Сент-Этьене (департамент Лаура). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1914). Работал в основном в Клермон-Ферране. В 1915-1931 гг. - профессор факультета наук в Клермон-Ферране. Затем ушел в преподавательской работы по состоянию здоровья и занялся исключительно научной работой. Один из создателей теории псевдодифференциальных операторов. Многие работы посвящены эллиптическим операторам и соответствующим граничным задачам. Изучил (1940) фигуры равновесия вращающейся жидкости с твердым ядром. Трижды лауреат премий Парижской Академии Наук. Умер 16 марта 1943 года. Источники: А.Н.Боголюбов. Математики Механики. - Киев, Наукова думка, 1983; А.И.Бородин. Биографический словарь деятелей в области математики. - Киев, Радянська школа, 1979.

James-whale (577x700, 167Kb)
1889
Джеймс Уэйл (James Whale)
кинорежиссёр, один из основателей жанра фильма ужасов в звуковом кино. Джеймс Уэйл родился в маленьком горняцком городке Дадли в графстве Вустершир в Англии. Он был шестым ребёнком в многодетной семье; отец его был рабочим-металлургом, мать — медсестрой. Джеймс оказался слишком слабым и болезненным, чтобы работать на заводе, и некоторое время работал сапожником. Благодаря хорошему почерку он сумел заработать на обучение в местной художественной школе. В октябре 1915 года Уэйл был призван в действующую армию в чине лейтенанта. В августе 1917 года он попал в плен и был помещён в лагерь для военнопленных, где внезапно увлёкся постановкой любительских пьес. После окончания войны он вернулся в Бирмингем и начал работать в театре, сначала художником-декоратором, затем занявшись режиссурой. В 1928 году впервые проявил себя как режиссёр при постановке пьесы Р.С.Шеррифа «Конец пути», в которой главную роль сыграл молодой Лоуренс Оливье. Постановка пользовалась большим успехом и вскоре была перенесена в лондонский Вест-эндский театр, где выдержала 600 представлений. Уэйл вскоре получил предложение поставить версию спектакля на Бродвее и сделать его экранизацию в Голливуде (Journey’s End, 1930). Затем Уэйл работал постановщиком диалогов на съёмках фильма Говарда Хьюза «Ангелы ада» (Hell’s Angels, 1930), поставил известнейший фильм «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge, 1931), после чего принял предложение стать режиссёром «Франкенштейна» (Frankenstein, 1931). Работа Уэйла над этим фильмом и его продолжением «Невеста Франкенштейна» (Bride of Frankenstein, 1935) давно обросла легендами, которые лишь частично правдивы. Можно считать точно установленным, что именно Уэйл предложил малоизвестному актёру Борису Карлоффу роль Чудовища и тем самым изменил и его жизнь, и весь жанр фильмов ужасов. На волне грандиозного успеха «Франкенштейна» Джеймс Уэйл ставит фильмы «Старый тёмный дом» (1932) по роману Джона Бойнтона Пристли и «Человек-невидимка» (1932), экранизацию одноимённого фантастического романа Герберта Уэллса. В последнем он отдаёт главную роль малоизвестному театральному актёру Клоду Рейнсу, тем самым запустив ещё одну «звёздную» голливудскую карьеру. «Невеста Франкенштейна» становится последним фильмом ужасов Уэйла, и вместе с тем, последним его большим успехом в кино. В 1937 году Уэйл поставил фильм по роману Ремарка "Возвращение", однако вмешательство студии из-за опасений потерять рынок проката в Германии привело к искажению режиссерской версии фильма и закономерно - к его критическому и коммерческому провалу. Эта неудача бросила тень на репутацию режиссера, и без того не нравившаяся студийным боссам. До ухода на покой в 1949 году он поставил как режиссёр еще несколько фильмов других жанров, однако ни один из них не приблизился к успеху его работ 1930-х годов. Самой известной из его последующих работ считается фильм «Человек в железной маске» (The Man in the Iron Mask, 1939) по мотивам произведений Александра Дюма. Постановочная манера Уэйла сочетала театральную выверенность и редкое в те времена умение работать с движущейся камерой (в этом на него сильно повлияли работы Мурнау), он тонко умел соединять в одном кадре метафоричность и реализм. Многие съёмочные и постановочные приёмы, использованные им при работе над «Франкенштейном», признаны классикой кинематографа. Особой его заслугой является привнесение в фильм ужасов элементов комедии — этот приём проявился в «Человеке-невидимке» и особенно выразителен в «Невесте Франкенштейна», где в роли истеричной служанки сыграла ирландская острохарактерная актриса Уна О'Коннор. Так же элементами режиссёрского почерка Уэйла были, как правило, хорошая литературная основа, почти экспрессионистской визуальная атмосфера, внимание к деталям, выразительные движения камеры, великолепная актёрская игра, придирчивый побор актёров-исполнителей и основательной работой с ними. Уйдя на покой, Джеймс Уэйл вёл относительно уединённый образ жизни, особенно после того, как перенёс несколько серьёзных сердечных приступов. Из-за сердечно-сосудистых болезней у него развились хронические боли, начались серьезные провалы в памяти. Покончил жизнь самоубийством в Голливуде (штат, Калифорния, США), утопившись в собственном бассейне 29 мая 1957 года. В его предсмертной записке было сказано: «Дальнейшее — только старость, болезни и мучения… Я хочу покоя, и другого способа обрести его я не знаю.» Фильмография: 1930 - «Конец пути», оригинальное название – «Journey’s End», Режиссёр; 1930 - «Ангелы ада», оригинальное название – «Hell’s Angels», Сорежиссёр (постановщик диалогов); 1931 - «Мост Ватерлоо», оригинальное название – «Waterloo Bridge», Режиссёр; 1931 - «Франкенштейн», оригинальное название – «Frankenstein», Режиссёр; 1932 - «Impatient Maiden», Режиссёр; 1932 - «Старый мрачный дом», оригинальное название – «The Old Dark House», Режиссёр; 1933 - «Поцелуй перед зеркалом», оригинальное название – «The Kiss Before the Mirror», Режиссёр; 1933 - «Человек-невидимка», оригинальное название – «The Invisible Man», Режиссёр; 1933 - «By Candlelight», Режиссёр; 1934 - «One More River», Режиссёр; 1935 - «Невеста Франкенштейна», оригинальное название – «Bride of Frankenstein», Режиссёр; 1935 - «Помнишь прошлую ночь? », оригинальное название – «Remember Last Night? », Режиссёр; 1936 - «You May Be Next», Сценарист; 1936 - «Плавучий театр», оригинальное название – «Show Boat», Режиссёр; 1937 - «Дорога назад», оригинальное название – «The Road Back», Режиссёр; 1937 - «Великий Гаррик», оригинальное название – «The Great Garrick», Режиссёр; 1938 - «Sinners in Paradise», Режиссёр; 1938 - «Wives Under Suspicion», Режиссёр, продюсер; 1938 - «Порт семи морей», оригинальное название – «Port of Seven Seas», Режиссёр; 1939 - «Человек в железной маске», оригинальное название – «The Man in the Iron Mask», Режиссёр; 1940 - «Зелёный ад», оригинальное название – «Green Hell», Режиссёр; 1941 - «They Dare Not Love», Режиссёр; 1949 - «Hello Out There», Режиссёр. Джеймс Уэйл стал героем романа Кристофера Брама «Отец Франкенштейна» (Father of Frankenstein), по мотивам которого был снят художественный фильм «Боги и монстры» (Gods and Monsters, 1998). Роль Уэйла в фильме исполнил Иэн Маккеллен. Сюжет романа и фильма охватывает последние месяцы жизни режиссёра перед самоубийством и даёт интересную версию того, как его гомосексуальная ориентация и участие в войне повлияли на его мироощущение и творчество. В некоторых его фильмах писалось «A James Whale Production», хотя продюсированием он никогда не занимался. Джеймс Уэйл был открытым геем, что было довольно смелым для 1920-1930-х годов особенно для человека в среде Голливуда. Он жил вместе с продюсером Дэвидом Льюисом; устраивал вечеринки «у бассейна» только для мужчин, хотя сам панически боялся воды. Возможно, именно эти обстоятельства его личной жизни привели к постепенному выдавливанию режиссера из американского кино к началу 1940-х, поскольку кодекс Хейза накладывал суровые ограничения на "аморальное поведение" как персонажей на экране, так и на неформальные отношения среди кинематографистов. После самоубийства Уэйла его партнер Дэвид Льюис скрыл его предсмертную записку. Это обстоятельство дало почву для бытовавших долгое время слухов о возможном убийстве и не совсем естественных причинах смерти режиссера (от психического нездоровья до сверхъестественных), хотя полиция заключила, что случившееся несчастный случай.

Varsonofeva-206x292 (546x700, 198Kb)
1890
Вера Александровна Варсанофьева
советский геолог, геоморфолог. Доктор геолого-минералогических наук (1935), член-корреспондент Академии Педагогических Наук СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1950). Первая женщина, получившая учёную степень доктора геолого-минералогических наук. Родилась в Москве, в семье военного. Первоначальное образование она получила дома под руководством своей матери, француженки, Юлии Львовны, которая передала дочери знания иностранных языков и пробудила в ней интерес к научным занятиям. Бо́льшую часть детства Вера Александровна провела в Рязани, по месту службы её отца. В 13 лет она поступила в Мариинскую женскую гимназию в Рязани; в 1906 году окончила её с золотой медалью. Уже в 14 лет Вера Александровна сказала родителям, что будет геологом. В гимназии одноклассницей и приятельницей Веры Александровны стала сестра будущего профессора-геолога А.Д.Архангельского. Для пополнения образования по математике и истории стала посещать 8-й класс частной гимназии В.П.Екимецкой. В 1907 году она поступила на физико-математическое отделение Высших женских курсов в Москве. Летом 1911 года профессор А.А.Чернов организовал для студенток первую экскурсию на Северный Урал, и таким образом В.А.Варсанофьева впервые попала в район, который позднее стал местом её многолетних геологических исследований. В 1915 году Варсанофьева сдала государственные экзамены в первой Государственной испытательной комиссии при Московских высших женских курсах и была оставлена на кафедре геологии этих курсов «для подготовки к профессорскому званию». В 1916—1919 годах преподавала на московских Пречистенских рабочих курсах; в 1918 году в качестве ассистента читала лекции по геологии и полезным ископаемым на Московских высших женских курсах, а затем в — 1-м МГУ на кафедре А.П.Павлова. С 1920 года в качестве доцента читала в 1-м МГУ первый в Москве специальный курс тектоники; в 1919—1924 годах преподавала в Тверском педагогическом, в Иваново-Вознесенских педагогическом и политехническом институтах. В 1921—1924 годах проводила исследования, преимущественно в горной полосе Северного Урала. В 1925 году была на короткое время арестована. В 1925—1956 годах преподавала во 2-м МГУ (с 1930 — МГПИ имени В.И.Ленина), где читала свой оригинальный курс минералогии и геологии, включавший основы палеонтологии и лекции по динамической и исторической геологии. В 1934—1935 годах под руководством Варсанофьевой был разработан курс методики преподавания геологии.
Varsanofieva-post-1990 (521x700, 303Kb)
Академик Вера Александровна Варсанофьева.
В 1935 году за совокупность опубликованных к тому времени работ В.А.Варсанофьева — первая из женщин — получила без защиты диссертации учёную степень доктора геолого-минералогических наук. Академик В.А.Обручев рекомендовал в 1941 году к печати её книгу «Происхождение и строение земли» такими словами: «Книга читается с большим интересом и даже я узнал из неё не мало нового по менее близким мне отделам знания.» В 1945 году избрана Членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. С 1954 года, проживая в Москве, одновременно работала старшим научным сотрудником и заведующей лабораторией (1961—1964) в Институте геологии Коми филиала Академии Наук СССР. В 1970 году вышла на пенсию. Скончалась в Москве 29 июня 1976 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Членство в организациях: с 1916 года — член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; с 1923 — член Московского общества испытателей природы. Вице-президент общества с 1942 года; с 1927 — член Географического общества Союза ССР. Награды: 1944 — Медаль «За оборону Москвы»; 1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; 1945 — Орден Трудового Красного Знамени; 1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»; 1950 — Золотая медаль имени А.П.Карпинского Академии Наук СССР (За совокупность геологических работ); 1953 — Орден Ленина; 1957 — Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР; 1960 — Заслуженный деятель науки РСФСР; 1970 — Орден «Знак Почета» В 1934 году вышла её книга «Происхождение Урала и его горных богатств» с 22 картами и 68 рисунками (Варсанофьева В.А. Москва: Центральное бюро краеведения РСФСР. — 296 страниц), в которой была обобщена история геологического развития Урала. Когда в среднюю школу вводились уроки геологии она пишет статьи: О преподавании геологии и минералогии в средней школе // Землеведение. — 1940. — Том 1 (51)., Преподавание геологических дисциплин в русской школе до Октябрьской революции // Естествознание в школе. — 1946. — № 2., Преподавание минералогии и геологии в советской школе. — 1946. — № 3. В книге «Происхождение и строение Земли» (1945) впервые в научно-популярной форме изложены основные идеи А.Е.Ферсмана и В.И.Вернадского в области геохимии и космохимии. Автор книги о своём учителе академике А.П.Павлове (Варсанофьева В.А.Алексей Петрович Павлов и его роль в развитии геологии. — Издание 2-е. — Москва: Б. и., 1947. — 392 страницы) и биографических очерков о современниках — геологах В.А.Обручеве, А.Е.Ферсмане, А.Д.Архангельском, А.А.Чернове и др. В 1947 году вышло 2-м изданием книга об учителе: А.П.Павлов и его роль в развитии геологии Москва, 1947. В 1948 году была издана её книга «Жизнь гор». В 1949 году под её руководством было подготовлено пособие для учителей «Геологические экскурсии» (автор Г.Г.Астрова), появляются книги: Как люди узнали, что было на Земле миллион лет назад. Москва, 1949; Жизнь города Mосквы, 1950; Московское общество испытателей природы и его значение в развитии отечественной науки, Москва, 1955. Полная библиография — 148 трудов В.А.Варсанофьевой, 25 работ о ней. Составитель Т.А.Афанасьева Информационная система «История геологии и горного дела», 2014. Именем Варсанофьевой названы гора и ледник на Приполярном Урале, мыс на острове Новая Земля. Литература: Варсанофьева, Вера Александровна // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва: Советская энциклопедия, 1969—1978; Богданов А.А. К юбилею В.А.Варсанофьевой // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отделение геологии. — 1970. — Том 45; Яншин А.Л. В.А.Варсанофьева // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отд. геологии. — 1970. — Том 45; Калашников Н.В. Юшкин Н.П. Боринцева Н.А. Вера Александровна Варсанофьева. — Коми научный центр Уральскогог отделения Академии Наук СССР, 1990. — 186 страниц; Наливкин Д.В. Наши первые женщины-геологи. — Ленинград: Наука, 1979. — 215 страниц; Фонд в РГА —фонд 3, 660 дело, 1846—1976 гг.

1890
Юрий (Георгий) Николаевич Зубовский
русский поэт и прозаик. Родился в Тобольске. Из дворян. Окончил в 1910 г. 5-ю Киево-Печерскую гимназию. Первое стихотворение "Весною" было напечатано 20 июня 1908 в "Заре жизни" (иллюстрированное приложение к газете "Уральский край"). В дальнейшем его стихи и прозаические зарисовки, короткие рассказы появлялись в "Тверской газете" (1911, 9 августа, 25 декабря), "Иллюстрированной неделе "Киевской почты"" (1911, 3, 17 ноября, 25 декабря, и др.), киевском журнале "Огни" (1911 --1913; в том числе рассказ "Чучело" -- 1913, No 12), а также в "Народном журнале", "Свободном журнале", "Живом слове", "Сатириконе" (1916), "Киевской неделе", "Южном слове" и ряде других журналов и газет. В 1911 в киевском издательстве "Лукоморье" вышел сборник стихов Зубовского. "Из городского окна", предваренный прозаическим предисловием автора: сквозь грязное окно кабака "бескрайняя любимая Русь" предстает в фантастическом виде -- старинные замки, матросы, цирковые танцовщицы, гномы; окно разбито -- и начинается странствие по истинной Руси (лучшее в книге стих, на эту тему -- "Теперь нас двое: Я и Русь"). В тематическом и стилевом отношении сборник весьма разнообразен: сказочные и экзотические сюжеты соседствуют с подчеркнуто реалистическими, "кабацкие" мотивы -- с тонко выписанными картинами природы. Стихотворение "Было зимно... Пели вьюги..." до сих пор ошибочно приписывается А.Н.Вертинскому ("Пикколо Бамбино"), который на самом деле вставил туда лишь несколько строк. Книга вызвала споры, но в одном рецензенты сходились: Зубовский находится "в плену у декаданса" (Л.В(ойтоловский) -- "Киевская мысль", 1911, 15 ноября); ср.: "...это не его дорога. По истинному характеру своего дарования он не декадент ... поэт современных переживаний, близкий и понятный молодому поколению. его язык ярок и смел..." (О.Н.-- "Тверская газ.", 1911, 18 декабря). Общим оказалось мнение о подражательности стихов, но в отличие от тех же Войтоловского Эмиля ("Путь", 1911, Nо 2, декабрь) или В.Львова-Рогачевского (СМ. 1912, Nо 1) с их резкими нападками на "перепевы и перезвоны", для Н.С.Гумилёва ("Аполлон", 1911, Nо 10), видящего тоже зависимость Зубовского ("пока еще вассал Блока"), главное -- во "внутреннем горении автора". Указывая на свойственную стиху Зубовского вычурность, критики отмечали и особую музыкальность стиха, мягкость лирические интонации, определенность и выразительность настроений. С.Тарин называл Зубовского певцом города "с его обманами и одиночеством, с пестротой и шумом улиц" ("Уральский край, 1911. 4 декабря). В 1913--1917 Зубовский был связан с журналом "Пробуждение", среди напечатанных там стих, выделяются произведения о войне (1916: "На поле брани", No 13; "Солдаты", No 14; "Нынче молятся скорбно и строго", No 19; "Воины", No 22; "Молитва", No 24), в которых сильнее, чем прежде, звучат свойственные Зубовскому и раньше христианские мотивы, "скрытый молитвенный пафос", замеченный еще Войтоловским (среди стихотворений, опубликованных в 1915 в журнале "Весь мир" -- почти в каждом номере), там же в 1915 опубликован ряд рассказов Зубовского, в том числе "Тайна профессора Кострицына" (Nо 25), тема которого -- наука н этика, мысль и безумие. Зубовский принимал участие в альманахах, выходивших в Киеве ("Сборник молодых писателей. Рассказы и стих.", 1911) и Петербурге (сборник "Энергия", [книга] 3, 1914), в который А.В.Амфитеатров принял стихи Зубовского по рекомендации М.Горького ("... стихи... Ваши показались мне... интересными, в них есть своя дума о жизни, о смерти" -- из письма Горького к Зубовскому, 1913; Архив Горького, ПГ-рл). Наиболее прочно Зубовский был связан с киевским сборником "Аргонавты" (книги 1--2, 1914), где опубликовал несколько романтических и фантастических стихотворений и рассказы "Чудовище" (книга 1) и "Страница жизни" (книга 2). В 1914 под его редакцией выходит 1-я книга литературно-художественного альманаха "Отзвуки войны" (Киев), в которой помещены его стихи и два рассказа. Усиление военной темы в поэзии Зубовского, вероятно, связано и с тем, что сам он во время 1-й мировой войны был призван на военную службу. В 1918 стихи Зубовского печатались в петроградской газете "Наши дни"), одесских журналах "Жизнь", "Огоньки", "Объединение", донской ("Донская волна") периодике, в 1919 -- в киевской. Умер Зубовский в Киеве 3 ноября 1919 года. Другие произведения: "Гримасы революции" (Киев, 1917). Литература: Ушаков Н. Клев и его окрестности.-- В книге: Ветер Украины, книга 1, Киев, 1929, страница 120; Зубовский Ю., (Письмо в редакцию!.-- "Новая всемирная иллюстрация", 1916. №39, страница 15; Альманахи и сборники (1, 2); Масанов; Архивы: ЦГАЛИ, фонд 66 (И.А.Белоусов), onись 1, № 1274, листы 4-5; фонд 1068 (П.Я.Заволокин), опись 1. Nо 66 (анкета Зубовского); ИРЛИ, фонд 145, № 41 (2 письма Б.А.Лазаревскому), № 57 (анкета).

Rose_Kennedy_1967 (543x700, 202Kb)
1890
Роза (Роуз) Элизабет Фицджеральд Кеннеди (Rose Elizabeth Fitzgerald Kennedy)
американский филантроп, жена Джозефа Патрика Кеннеди (1888—1969), фактический матриарх клана Кеннеди, мать девяти детей, среди которых Президент США Джон Ф.Кеннеди, Сенатор США Роберт Фрэнсис Кеннеди и Сенатор США Эдвард Мур Кеннеди. Роза Фицджеральд Кеннеди родилась в городе Бостон, штат Массачусетс, США. Она была старшим ребёнком в семье Джона Ф.Фицджеральда, и его жены, Мэри Джозефин Хэннон, бывших представителями влиятельного бостонского демократического клана Фицджеральдов. Её отец был выдающейся фигурой в политике Бостона, дважды занимавший пост мэра этого города и впоследствии ставший депутатом Конгресса США. Начальное образование Роза получала в голландской монастырской школе Кастил Блюмедаал, расположенной в городе Вээлс, после чего продолжила образование в Дорчестерской средней школе, которую она закончила в 1906 г. Кроме того, она также посещала бостонскую музыкальную консерваторию New England Conservatory, где училась игре на фортепиано. После окончания средней школы поступила в частный нью-йоркский колледж Manhattanville College of the Sacred Heart. После семи лет ухаживаний 8 октября 1914 г. она вышла замуж за Джозефа Патрика Кеннеди. У Розы и Джозефа было девять детей. После смерти мужа в ноябре 1969 г. Роза Кеннеди стала вдовой. Она пережила четырёх из своих девяти детей. Супруг содержал её и семью в достатке, но был неверен в браке. Будучи на восьмом месяце беременности своим третьим ребёнком (Розмари Кеннеди), Роза вернулась к своим родителям. Представ перед отцом, она услышала напоминание, что он католик и не признаёт развод, и что она продолжит жить с пожизненно выбранным мужем. Роза вернулась обратно и стоически переносила все любовные увлечения мужа, среди которых оказалась кинозвезда Глория Свенсон. Последняя однажды высказалась по этому поводу: «эта Роза должна быть святой, дурой или является лучшей актрисой, чем я». Роза считала, что смысл секса в продолжении рода и предпочитала не обращать внимание на любовные увлечения мужа, хотя знала о них. Она подвергалась лечению транквилизаторами для снятия её нервозности и стресса, нарушенной функции желудка. Строгое следование католической доктрине часто являлось причиной конфликтов Розы с её детьми, особенно с дочерью Кэтлин. Роза отказалась присутствовать на свадьбе дочери, ставшей женой Вильяма Кавендиша, старшего сына 10-го герцога Девоншира, известного как Маркиз Хартингтон, поскольку он принадлежал к англиканской церкви. Она восстановила нормальные отношения после гибели Вильяма Кавендиша во Второй мировой войне. Когда её дочь Кэтлин Кавендиш, маркиза Хартингтон, известная как леди Хартингтон, сама погибла в авиакатастрофе в 1948 г. (в которой также погиб её новый жених Peter Wentworth-Fitzwilliam, 8-й Граф Фицвильям 8th Earl FitzWilliam, разведённый англиканец) на церковной церемонии и погребении в Девоншире присутствовал только её отец. Умерла Роза Фицджеральд Кеннеди в Барнстэбле (штат Массачусетс, США) 22 января 1995 года. Дети: Джозеф П.Кеннеди-младший (родился 25 июля 1915; умер 12 августа 1944; ВВС США лётчик; причина смерти - самолёт военно-морской авиации взорвался над Ла Маншем; Джон Ф.Кеннеди (родился 29 мая 1917; умер 22 ноября 1963; палата Представителей Конгресса США (1947—1953), сенатор США (1953—1960), президент США (1961—1963); застрелен в результате покушения 22 ноября 1963 в Далласе, штат Техас; Розмари Кеннеди (родилась 13 сентября 1918; умерла 7 января 2005; перенесла лоботомию в 1941 г., которая сделала её инвалидом, содержалась в лечебных учреждениях с 1949 г. до момента её смерти; Кэтлин Кавендиш, маркиза Хартингтон (родилась 20 февраля 1920; умерла 13 мая 1948; маркиза Хартингтон с 6 мая 1944 г. замужем, муж Вильям Кавендиш, маркиз Хартингтон; причина смерти - погибла в авиакатастрофе в 1948 г, Франция; Юнис Мэри Кеннеди (родилась 10 июля 1921; умерла 11 августа 2009; международная поборница за права лиц с нарушением развития. Основала Специальные Олимпийские Игры; причина смерти - естественные причины; Патриция Кеннеди Лоуфорд (родилась 6 мая 1924; умерла 17 сентября 2006; причина смерти - осложнения от перенесённой пневмонии; Роберт Фрэнсис Кеннеди (родился 20 ноября 1925; умер 6 июня 1968; генеральный прокурор США (1961—1964); сенатор США (1965—1968); причина смерти - погиб в результате покушения в 1968 г. в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США; Джин Кеннеди Смит (родился 20 февраля 1928; посол США в Ирландии 1993—1998); Эдвард Мур Кеннеди (родился 22 февраля 1932; умер 25 августа 2009; сенатор США (1962—2009); причина смерти - рак мозга.
President_Kennedy_with_his_mother_crop (621x700, 218Kb)
Роза Кеннеди и её сын президент США Джон Ф.Кеннеди в 1962 г.
В 1951 г. Папа Римский Пий XII присвоил Розе Кеннеди титул «графини» в качестве признание её «примерного материнства и многих благотворительных работ». Будучи широко известной за свои филантропические усилия, она в возрасте 90 лет возглавляла Парад Прародителей на Специальной Олимпиаде. Её жизнь и достижения отражены в коротком документальном фильме, получившем Премию Оскара «Rose Kennedy: A Life to Remember».

1890
Пьер Паскаль (французское имя — Pierre Pascal; в российских источниках упоминается как Пётр Карлович Паскаль)
французский филолог-славист, преподаватель, историк, переводчик. Создатель школы славистов-русистов во Франции. Родился в Иссуаре, в семье профессора греческого и латинского языков Карла Паскаля. Во время учёбы в парижском лицее Пьер открыл для себя русский язык и когда курс языка в лицее был упразднен он продолжил занятия русским языком с помощью пожилой революционерки-эмигрантки Вяльцевой. Хорошее знание русского языка помогло ему поступить в престижное учебное заведение — «Эколь Нормаль Сюперьер». Впервые он побывал в России в 1911 году, — в это время он готовил кандидатское сочинение «Жозеф де Местр и Россия». Участвовал в мировой войне на франко-турецком фронте. После двух ранений на фронте 1916 году он был послан во Французскую военную миссию в России — при могилевской Ставке, затем стал работать в шифровальном бюро французского посольства. На почве любви к русскому крестьянству, ученик лазариста аббата Фернана Порталя, увидел в октябрьской революции 1917 года путь к осуществлению религиозных обетований и чаяний народа. При отзыве военной миссии 1918 году он отказался вернуться на родину и остался в СССР, жил в Москве вплоть до 1933 года. Вступил в коммунистическую партию. Сблизился с большевиками, участвовал в создании французской коммунистической ячейки. Жил в доме в Денежном переулке вместе с Марселем Води (простым солдатом), Жаком Садулем (капитаном) и Робером Пети, по прозвищу Боб. Работал в Наркомате иностранных дел, некоторое время был секретарем наркома Г.В.Чичерина. Вместе с Чичериным приезжал на конференции в Генуе и Рапалло. Любопытный портрет Паскаля этого периода составил писатель Евгений Лундберг: «Паскаль, француз, дипломат, приват-доцент Лионского университета… Говорит по-русски, превосходно знает русскую литературу, наивно-печален, как это бывает у хороших французов. Был членом французской военной миссии. Теперь большевик, хотя и правоверный католик. У Паскаля — страсть к централизации, создаваемой на почве духовных отличий. Во главе — орден, каста, церковь. Паскаль находит эти черты в новой российской государственности, говорит о «католическом начале» в советской власти» — Лундберг Е. Записки писателя. — Берлин, 1922. — Страницы 184—185. Работал в Институте Маркса и Энгельса. Увлёкся старообрядческим протопопом Аввакумом, которого в то время представляли как исторического предшественника большевиков. Паскаль не только досконально изучил доступные ему письменные источники по расколу, но и объездил «по следам Аввакума» раскольнические скиты Заволжья. В 1919 году присутствовал на Первом (учредительном) конгрессе Коминтерна. Выступал по советскому радио с обращениями на французском языке, которые писал сам или под диктовку Чичерина. Писал просоветские статьи для крайне левой французской прессы. В 1921 году женился на Женни Русаковой (Иоселевич), дочери еврейского эмигранта из Ростова, сестре композитора Поля Марселя. Разочаровавшись в НЭПе, осознав крах большевистской утопии, увидев репрессии новой власти, исключение из партии и изгнание с поста директора института Д.Б.Рязанова-Гольдендаха, он пересмотрел своё отношение к большевизму. В 1934 году Паскаль вернулся во Францию, где начал преподавать русский язык и литературу в Лилльском университете (1936—1937); затем — в Школе восточных языков в Париже (1937—1950). В 1939 году на славянском отделении в Сорбонне защитил докторскую диссертацию о протопопе Аввакуме: «Avvakum et les débuts du Raskol» («Аввакум и начало раскола») и стал заведовать кафедрой русского языка. Выступал с докладами в Религиозно-философской академии, в Обществе друзей русской книги и др. П.Паскаль — член Совета Сорбонны по защите докторских диссертаций, почётный профессор Сорбонны. Входил в аттестационные комиссии в Русской гимназии в Париже, в Русском высшем техническом институте. В 1950—1960 годах преподавал на славянском факультете Парижского университета. С 1964 года — член Комитета в защиту гонимой русской церкви. Автор ряда трудов по истории русской церкви, о пугачёвском бунте; переводчик на французский язык произведений Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского. В 1975 году, в Женеве был напечатан «Mon journal de Russie» («Мой русский дневник. Во французской военной миссии в 1916—1918 гг.»). Умер в Париже 1 июля 1983 года; похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен. Награждён орденом Почётного легиона. Сочинения: En Russie rouge, Librairie de l’Humanité, 1921; Avvakum et les débuts du Raskol: La crise religieuse au XVIIe siècle en Russie, 1938; Histoire de la Russie des origines à 1917, PUF, 1946; Dostoïevski et Dieu, Desclée de Brouwer, 1969; La Religion du peuple russe, L'Âge d’Homme, 1969—1973; Civilisation paysanne en Russie, L'Âge d’Homme, 1969; La Révolte de Pougatchëv, Gallimard, 1973; Mon journal de Russie, Éditions L'Âge d’Homme, 1975—1977 (4 volumes : I 1916—1918, II En communisme, III Mon État d'âme, IV Russie 1927). Русские переводы: Пугачевский бунт; Протопоп Аввакум и начало раскола / Перевод с французского С.С.Толстого; предисловие Е.М.Юхименко. Москва: Знак, 2010. 680 страниц. Литература: Русакова В.А., Ржеуцкий В.С. Пьер Паскаль: христианин или большевик // Российская интеллигенция на историческом переломе (первая треть XX века): Тезисы докладов и сообщений научной конференции 19-20 марта 1996 г. — Санкт-Петербург, 1996. — Страницы 233—239.

Pattison (423x700, 115Kb)
1890
Ли Марион Паттисон (Lee Marion Pattison)
американский пианист. Родился в Гранд-Рапидсе. Окончил Консерваторию Новой Англии (1913) у Карла Бермана (фортепиано) и Джорджа Чедуика (композиция), затем совершенствовал своё мастерство в Берлине у Артура Шнабеля. Наибольшей известностью пользовался как участник фортепианного дуэта с Гаем Майером, концертировавшего в 1916—1931 гг. — по мнению журнала «Time», лучшего в то время фортепианного дуэта в мире; как отмечал Сильвио Шонти, с успеха дуэта Майера и Паттисона начался бурный всплеск интереса к этой форме музицирования. В дальнейшем занимал ряд административных должностей: в 1935 г. был назначен региональным директором Федерального музыкального проекта по Новой Англии, в сезоне 1936/1937 был директором Метрополитен опера и др. В 1941—1962 гг. преподавал в Калифорнии. Умер в Клермонте (штат Калифорния, США) 22 декабря 1966 года. Источники: Friendly Split // Time, March 02, 1931; Silvio Scionti. Essays on Artistic Piano Playing — University of North Texas Press, 1998. — P. 124.

Гегелло (453x700, 107Kb)
1891
Александр Иванович Гегелло
советский архитектор. Родился в городе Екатеринослав, Российская империя, ныне Днепр, Украина. Отец — титулярный советник Иван Григорьевич Гегелло, служил земским врачом в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии, умер ещё до рождения сына. Мать — Елена Константиновна (Лашкова), была учительницей. С 1902 года учился в Екатеринославской классической гимназии, после окончания которой, вместе с матерью и старшим братом Михаилом (впоследствии ставшим врачом), переехал в Санкт-Петербург. В 1910 году поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, после окончания первого курса перевелся в Институт гражданских инженеров. Во время учёбы работал на стройках архитектора Ивана Фомина. В 1921 году поступил на архитектурное отделение Академии художеств, которое успешно окончил в 1923 году. В течение следующих тридцати лет он вместе с помощниками выполнил более 300 проектов, из которых осуществлено более ста. Во время Великой Отечественной войны требовалась разнообразная маскировка отдельных важнейших объектов Ленинграда, которая препятствовала бы прицельному бомбометанию, меняла облик той или иной городской территории. Эскизный проект такой маскировки разработали сотрудники Архитектурного управления Ленгорисполкома, архитекторы Н.В.Баранов, М.Д.Морозов, А.И.Наумов. Смольный маскировали архитекторы А.И.Гегелло и И.А.Вакс. Вскоре площадь с пропилеями, включая здания Смольного и собора, закрыли огромными сетями. Габариты Смольного как бы разделили на мелкие жилые здания. Весь район выглядел с воздуха группой садов и скверов. Генерал-лейтенант А.В.Сухомлин, приехавший в эти дни в Смольный, позднее вспоминала «Я вышел из машины, показываю пропуск, спрашиваю! я у Смольного? — Да, у Смольного, — отвечали мне. Я много знал и сам работал в области маскировки, но маскировка Смольного меня изумила». Умер Гегелло в городе Москва, РСФСР, СССР, 11 августа 1965 года.
Главные вехи творческой жизни
1916—1924 годы — помощник в мастерской И.А.Фомина. С 1924 года — проектное бюро Стройкома (с 1926 г. Стройкомхоз). 1929—1933 годы — преподавал в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС)е. 1936 год — поездка в Англию, Францию и Швецию. 1934—1948 годы — руководитель мастерской № 62"Ленпроекта". 1948—1950 годы — возглавлял Ленинградский филиал Академии архитектуры СССР. В годы Великой Отечественной войны жил и работал в Новосибирске. 1950 год — избран вице-президентом Академии архитектуры. 1950 год — переезд в Москву. Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР. Ленинград. Проекты и постройки: Дом культуры Московско-Нарвского района (1925 г.; соавтор Д. Л. Кричевский, конкурс; осуществлён в 1927 г.; ныне ДК им. Горького); Памятник В.И.Ленину — «Шалаш» в Разливе (1926—1927 гг.); Жилой квартал рабочих Путиловского завода на Тракторной улице (1925—1927 гг., соавторы: А.С.Никольский, Г.А.Симонов); Дворец культуры «Выборгский» 1925—1929 гг.; соавтор Д.Л.Кричевский); Крематорий в Александро-Невской лавре (1927 г.); Больница имени Боткина (1927—1930 гг., соавторы: Д.Л.Кричевский, Г.А.Симонов, конкурс открытый ОАХ); Больница им. Эрисмана (1927—1930 гг., соавтор: М.Д.Фельгер); Дворец культуры имени И.И.Газа (1930—1935 гг.); Дом технической учёбы (1931—1932 гг.); «Большой дом» — НКВД (1931—1933 гг., соавторы: Н.Е.Лансере, А.А.Оль, Н.А.Троцкий); Жилые дома Ленсовета, Московский проспект, дома 206а и 208а (1937—1940 гг., совместно с Сергеем Васильковским); Дворец кино (кинотеатр «Гигант») (1933—1935 гг., соавтор: Д.Л.Кричевский); Крематорий (1929 г. — на Волковом кладбище; 1933 г. — в Александро-Невской лавре); Школа на Моховой улице, дом 19 (1935 г., соавторы: Д.Л.Кричевский, Е.Г.Груздева); Баня на улице Чайковского, дом 1 (1935 г.; инженер Е.М.Ефраимович; построена в 1939 г.); Баня на Чкаловском проспекте; Школа на набережной Робеспьера (1936 г., соавтор: Н.В.Дроздов); Дом Советов (1936 г., конкурс закрытый, соавтор: Л.С.Косвен, Б.С.Ребортович, С.Т.Деженков); Дворец пионеров — новые корпуса (1936—1937 гг., соавтор: Д.Л.Кричевский); Баня на Ярославском проспекте — Ярославские бани (1936—1939); Универмаг Московского района (1938 г.); Временная Арка Победы, была установлена на Средней Рогатке (1945 г.).
ГегеллоМатроський_клуб (675x700, 348Kb)
Матросский клуб, Севастополь
Проекты для других городов: Больница в Вышнем Волочке (1926 г., соавтор Г.А.Симонов); Театр в Ташкенте;
Театр в Полоцке (1929—1931 гг.); Рабочий посёлок на железнодорожной станции Иня (1942 г.); Матросский клуб и жилые дома на площади Коммуны (современная площадь Ушакова) в Севастополе (1948—1951 гг., соавторы Н.И.Богданов, Л.И.Киреев, Военпроект-30); Дом Советов в Орле (1952 г.). Не реализован; Памятник В.И.Ленину в Казани (1953 г., скульптор П.П.Яцыно); Комплекс зданий на Центральной площади города Колпино (1955 г.; соавторы: М.А.Шепилевский и М.Я.Климентов).
Адреса в Ленинграде: Улица Лизы Чайкиной, дом 28.
Семья
Жена Гегелло Нина Васильевна (1895—1972) театральный и книжный художник. В феврале 1937 году основала театр кукол Ленинградского дворца пионеров имени А.А.Жданова. Возможно, брат бригврача Михаила Гегелло начальника отделения санитарной службы Военной электротехнической академии связи РККА имени С.М.Будённого, который погиб 30 ноября 1941 года во время эвакуации из Ленинграда в Томск. Транспортный самолёт с преподавателями академии и их семьями, среди которых находился Гегелло, был сбит немецким истребителем над Ладожским озером.
Воинские звания: Инженер-майор. Награды: 2 ордена Трудового Красного Знамени (2 ноября 1944; 1956); Медаль «За оборону Ленинграда». Статьи А.И.Гегелло: Вклад зодчих города Ленина в советскую архитектуру // Архитектура и строительство. — 1948. — № 1. — Страницы 4—7. Источники: Наука и научные работники СССР: Справочник / Академия наук СССР; составлен Комиссией «Наука и научные работники СССР» под наблюдением и непосредственным руководством С.Ф.Ольденбурга, Е.Ф.Карского. — Ленинград : Наука и научные работники СССР: Справочник (1925—1934), 1934. — Том 5 «Научные работники Ленинграда»: с приложением перечня научных учреждений Ленинграда. — Страница 81. — 723 страницы; Гегелло А.И. Из творческого опыта : Возникновение и развитие архитектурного замысла. — Ленинград: Институт теории и истории архитектуры АСиА СССР. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1962. — 376 страниц; Вопросы коммунального хозяйства. — 1929; Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1—2 (XV—XVI). — Ленинград, 1940. — Страницы 78—91, 144, 148, 177; Гегелло А.И.. Архитектурная графика в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выпуск 13 / Составитель Кирикова Л.А. — Санкт-Петербург, 2006. — Страницы 127—170; Исаченко В.Г. Александр Гегелло // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / Составитель Исаченко В.Г. — Санкт-Петербург: Лениздат, 2000. — Страницы 86—99; Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. Санкт-Петербург : ГМИСПб. 2006; ЦГИА Санкт-Петербург. Фонд 478, опись 3, дело 1461; Berkovich, Gary. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917—1933. — Weimar und Rostock: Grunberg Verlag, 2021. — P. 93. — ISBN 978-3-933713-63-6.

culbertson (463x700, 259Kb)
1891
Илай Калбертсон (Ely Culbertson)
самый авторитетный американский мастер карточной игры бридж. Родился в коммуне Пояна, Румыния. Его отец был разведчиком нефтяных месторождений и большую часть своей жизни провел в поисках нефти в Европе. Детские и юношеские годы Калбертсона поэтому прошли в России. Он учился в Женеве и Париже, юношей принимал активное участие в революционных событиях на Кавказе, в Мексике и Испании. Когда отец потерял все свое состояние во время русской революции, Калбертсон перебрался в Америку, где раньше учился в Йельском университете. Перебрав ряд профессий, он стал профессиональным игроком в бридж, основал журнал Bridge World, с успехом выступал в турнирах в паре с женой, читал лекции и выпускал книги по бриджу. Когда в конце 1930-х гг. стала очевидной угроза новой войны, он бросил карты и вернулся к политической деятельности. Калбертсон стал основателем Всемирной федерации, а в 1946 — Комитета граждан за реформы в ООН, в которых ратовал за поддержание мира на планете с помощью международных миротворческих сил. Он автор книг "Всеобщий мир" и "Должны ли мы воевать с Россией?". Умер в городе Братлборо, округ Уиндем, штат Вермонт, США, 27 декабря 1955 года.

Kirill Zdanevich (311x700, 108Kb)
1892
Кирилл Михайлович Зданевич (грузинское имя — კირილ ზდანევიჩი)
художник-авангардист; один из первооткрывателей, коллекционер, пропагандист и исследователь творчества знаменитого грузинского художника Нико Пиросманашвили. Родился в Коджори близ города Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия). В 1911 окончил 1-ю Тифлисскую гимназию и Курсы живописи и рисования Н.В.Склифосовского в Тифлисе; затем студент Академии Художеств в Санкт-Петербурге. В 1912 "открыл" Н.Пиросмани. В 1917-1920 жил в независимой Грузии, в 1920-1921 в Константинополе и Париже. В марте 1921 вернулся в Тифлис, затем жил в Москве. Член Московского товарищества художников. Арестован; 30 июля 1949 ОСО при МГБ СССР осужден на 15 лет ИТЛ (статья 58-1а); отбывал срок в ДубравЛаге (Мордовия). Освобожден 25 феврале 1957, в марте того же года реабилитирован. Умер в Тбилиси 17 февраля 1969 года. Похоронен Тбилиси в Дидубийском пантеоне общественных деятелей. Литература: Le Gris-Bergmann F. Kirill Zdanevich and cubo-futurism, Tiflis 1918-1920. New York: Rachel Adler Gallery, 1987; Kirill Zdanevich (1892-1969). San Francisco: Modernism, 1989; კირილ ზდანევიჩისა და ილია ზდანევიჩის გამოფენის კატალოგი. თბილისი; პარიზი 1989; Никольская Т. «Фантастический город»: Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917—1921). Москва: Пятая страна, 2000.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку