-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110230
Комментариев: 6802
Написано: 118703


21 июля родились...

Воскресенье, 21 Июля 2024 г. 08:13 + в цитатник
Renée_Jeanne_Falconetti (443x700, 204Kb)
1892
Рене Жанна Фальконетти (французское имя — Renée Jeanne Falconetti; известна как Фальконетти, Мадемуазель Фальконетти, Рене Фальконетти, Мария Фальконетти)
французская актриса, прославленная исполнением главной роли в фильме Карла-Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк». Рене Фальконетти родилась в коммуне Пантен, департамент Сена-Сен-Дени, Франция, недалеко от Парижа, в бедной семье с корсиканскими корнями и воспитывалась монашками, которые не приветствовали её актёрские наклонности. В 1912 году, вопреки воле семьи, прошла прослушивание и была принята в Национальную Консерваторию (класс Эжена Сильвэна, затем М-ль дю Менсиль). Одним из «кумиров» Фальконетти была Габриэль Режан. На театральных подмостках — с 1913 года. В 29 мая 1915 года выступила на сцене «Одеона» в чеховском «Предложении», — и получила приглашение заключить трёхгодичный контракт с театром. В конце 1920-го играла в знаменитом «экзотическом» спектакле Гастона Бати «Самум» (по пьесе Анри-Рене Ленормана, Комеди Монтень), а через два месяца стала партнёршей Люсьена Гитри в не менее знаменитом «Комедианте» (Театр Эдуарда VII, 1921), театральной оде Саша́ Гитри своему отцу. С 1924 года — Мадемуазель Фальконетти пансионер в труппе Комеди Франсез. В 1926 году произвела фурор и была причислена к иконам стиля «бурных двадцатых», исполнив главную роль в инсценировке гиперскандального романа Виктора Маргерита «Холостячка» (французское название — «La Garçonne», «Театр дё Пари», 12 июля). В следующем году имела успех в роли Лоренцо («Лоренцаччо», по пьесе Мюссе; Театр Монте-Карло; Театр Мадлен, 1927). Ещё в 1917 году снялась во второстепенных ролях в фильмах Мориса дё Фероди «Клоун» и «Графиня дё Сомрив» Жоржа Денола и Жана Кемма. В 1926-м её приметил в театре К.-Т.Дрейер и предложил заглавную роль в своём будущем фильме. По воспоминаниям актрисы режиссёр при встрече тщательно осмотрел её во всех возможных освещениях и в мельчайших деталях при этом сказав, что «...ему не нужно совершенство и что мое лицо такое живое, что у него есть свой собственный микроклимат, чтобы сыграть Жанну д'Арк». Роль Жанны оказалась последней в кинематографической карьере Фальконетти: методы, использованные Дрейером, привели актрису к тяжёлому нервному срыву. В 1929 собрала собственный театральный коллектив, выступавший на сцене «Театра дё л'Авеню» (1929—1930). Первым спектаклем её труппы стала постановка пьесы Киршона и А.Успенского «Ржавчина» («Константин Терёхин») — Мария Фальконетти (так именовала она себя с 1928 года) играла роль молодой советской женщины Нины Верганской в режиссуре известного журналиста Фернана Нозьера (французское имя — Fernand Nozière) и Николая Евреинова. Это была первая постановка советской пьесы во Франции. Синтетическая актриса, в 1930-е она с равным успехом выступала в глубоко драматических ролях (Федра, Маргарита Готье, Лоренцо, Жанна д’Арк, Андромаха) и комедийных, участвовала в музыкальных варьете. Играла в спектаклях Саша Гитри, Жоржа Питоева, Луи Жуве. Ролью Андромахи в пьесе Жироду «Троянской войны не будет» Фальконетти намеревалась завершить свою сценическую карьеру, она переехала в Швейцарию, брала уроки вокального мастерства в Риме. После германского вторжения во Францию в 1940 г., предприняла попытку перебраться с сыном в Аргентину, однако из-за проблем с визами смогла добраться до Буэнос-Айреса только в июне 1943 (через Испанию и Бразилию). В столице Аргентины, при активной дружеской поддержке Габриэлы Мистраль и финансовом содействии французских эмигрантов, она руководила любительским театром, где ставились «Залог» и «Обмен» Клоделя, «Священные чудовища» Кокто. В постановке театром «Детского карнавала», пьесы её друга Сен-Жоржа де Буэлье, с которой когда-то зачиналась её театральная слава субреток и инженю в «Одеоне», Мария Фальконетти выбрала для себя роль Матери. Скончалась в городе Буэнос-Айрес, Аргентина, утром 12 декабря 1946 года.
Renée_Jeanne_Falconettiгроб (700x497, 280Kb)
Прах её был перевезён на Кладбище Монмартр.
Оценка
Многие критики отмечают необычайную выразительность игры Фальконетти в фильме Дрейера. Режиссёр не использовал грим; в сцене перед казнью Жанны волосы актрисы действительно были острижены. Поскольку в «Страстях» режиссёр постоянно использовал крупные планы, создавалось особое, интимное взаимодействие между актрисой и зрителем; лицо Фальконетти-Жанны всё время находилось в кадре, зритель наблюдал не только страдания героини, но и самой исполнительницы, прошедшей через полтора года мучительных съёмок. «Гениальная простота игры Фальконетти потрясала зрителей. Актриса настолько вошла в свою роль, что в кадрах истязаний Жанны д’Арк впадала в обморочное состояние, представляя себе мысленно боль, причиняемую орудиями пыток. Она плакала во время съёмок допроса без всякого принуждения со стороны режиссёра — только потому, что жила внутренней жизнью своей героини». По словам кинокритика Полин Кейл, работа Фальконетти в фильме Дрейера — «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку». Роли в театре: 1915, 29 мая: Наталья Степановна — «Предложение» / «La demande en mariage», по пьесе-шутке А.П.Чехова, — «Одеон»; 1916: Сара Дункан — «Карл II и Бэкингем» / «Charles II et Buckingham», по пьесе Дюма-отца, — «Одеон»; 1916: «Гретхен» / «Gretchen», по пьесе У.Ш.Гильберта, — «Одеон»; 1916: Розина — «Севильский цирюльник» / «Le Barbier de Séville», по пьесе Бомарше, — «Одеон»; 1916: «Добрая мать» / «La Bonne Mère», по пьесе Ж.-П.Флориана, — «Одеон»; 1916: «Великие барышни» / «Les Grandes Demoiselles», по пьесе Э.Гондине, — «Одеон»; 1916: Виветта — «Арлезианка» / «L’Arlésienne», по пьесе А.Доде, — «Одеон»; 1916: Элен — «Детский карнавал» / «Le Carnaval des enfants», по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье, — «Одеон»; 1917: Луиза — «Две сироты» / «Les Deux Orphelines», по пьесе Дэннери и Кормона, — «Одеон»; 1917: Делия, — «Три султана» / «Les Trois sultanes», по комедии Фавара, — «Одеон»; 1917: «Искательница остроумия» / «La Chercheuse d’esprit», по пьесе Фавара, — «Одеон»; 1917: «Прекрасная роль» / «Le Joli Rôle», по комедии Раймона Жанти (французское имя — Raymond Genty), — «Одеон»; 1917: «Улыбка» / «La Souris», по пьесе Эдуарда Пайерона, — «Одеон»; 1917: «Дело о ядах» / «L’Affaire des poisons», по пьесе Сарду, — «Одеон»; 1917: Соланж — «Шуты» / «Les Bouffons», по пьесе Мигеля Замакоиса, — «Одеон»; 1918: «Свадьба Викторины» / «Le Mariage de Victorine», по пьесе Жорж Санд, — «Одеон»; 1918: «Анетта и Любен» / «Annette et Lubin», по комической опере Фавара, — «Одеон»; 1919, 7 февраля: Мари — «Жизнь женщины» / «La Vie d’une femme», по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье,— «Одеон»; 1919: «В садах Мурсии» / «Aux jardins de Murcie», по пьесе Хосе Фелиу, — Театр Антуана; 1920, 28 января: Клер Лезуёр — «Пленница» / «La Captive», по пьесе Шарля Мере, — Театр Антуана; 1920, 12 мая: Арлетт — «Слабая женщина» / «Une faible femme», по комедии Жака Деваля, — «Театр Фемина́»; 1920, 21 декабря: Клотильда Лоранси — «Самум» / «Simoun», по пьесе Анри-Рене Ленормана, режиссёр Гастон Бати, — Комеди Монтень; 1921, 21 января: Жаклин Майяр, — «Комедиант» / «Le Comédien», по пьесе Саша́ Гитри, режиссёр Саша́ Гитри — Театр Эдуарда VII; 1921, 9 июня: Бланш Меран — «Le feu qui reprend mal», по пьесе Жан-Жака Бернара, режиссёр Александр Аркийер — Театр Антуана; 1922, 10 февраля: Жанна Буляр — «Плоть человеческая» / «La Chair humaine», по пьесе Анри Батайя, — «Водевиль»; 1922: 22 сентября: Луиза — «Адвокат» / «L’Avocat», по комедии Эжена Бриё, режиссёр. Виктор Сильвестр (французское имя — Victor Silvestre), — «Водевиль»; 1923: Шарли — «Шарли» / «Charly», — Театр Мишеля; 1923: «Пропащая» / «La Fille perdue», по пьесе Клода Ане, — «Театр дез Ар»; 1924 2 февраля: Виветта Аргдьё — «Возлюбленный» / «Le Bien-Aimé», по пьесе Жака Деваля, — Театр «Ренессанс»; 1924, 7 апреля: «La Féerie amoureuse», по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье, — Театр «Нувель-Амбигю»; 1924: Розина — «Севильский цирюльник» / «Le Barbier de Séville», по пьесе Бомарше, — Комеди Франсез; 1924: «Мнимый рогоносец» / «Le Cocu imaginaire», по пьесе Мольера, — Комеди Франсез; 1924: «Влюблённая» / «Amoureuse», по пьесе Жоржа дё Порто-Риша, — Комеди Франсез; 1925, 12 января: Беттина — «Беттина» / «Bettine», по пьесе Мюссе, — Комеди Франсез; 1925: Шарли — «Шарли» / «Charly», — «Театр дё л'Этуаль»; 1925, 25 сентября: Аннетт — «Фальшивка» / «Simili», по пьесе Клода Роже-Маркса, режиссёр Эдмон Роз, — Театр Вьё Коломбье; 1926, 12 июля: Моника Лербье, «холостячка» — «Холостячка» / «La Garçonne», по роману Виктора Маргерита, — «Театр дё Пари»; 1927: Лоренцо — «Лоренцаччо» / «Lorenzaccio», по пьесе Мюссе, реж. Рене Блюм, — Театр Монте-Карло (французское название — Théâtre de Monte-Carlo); Театр Мадлен; 1927, 29 ноября: Мишлин — «Миш» / «Miche», по пьесе Этьена Рея (французское имя — Etienne Rey), — ? Театр Монте-Карло; 1928: Маргарита Готье — «Дама с камелиями» / «Dame aux camelias», по пьесе Дюма-сына, — Театр Сары Бернар; 1928, 28 мая: Пьеро-сын — «Блудный сын» / «L’Enfant prodigue», пантомима Мишеля Карре-сына, — «Театр Фемина́»; 1928: «Песня лесов, улиц и дальних стран» (варьете) / «Chanson des bois, des rues et d’ailleurs» (Varieté), — «Театр Фемина́»; 1929: «Эти дамы в зелёных шляпах» / «Ces dames aux chapeaux verts», по комедии Жермен Акрман, — Театр Сары Бернар; 1929, 22 ноября: Нина Верганская — «Ржавчина» («Константин Терёхин») / «La Rouille», по пьесе Владимира Киршона и Андрея Успенского (адаптация Фернана Нозьера и J.-Wladimir’а Бинштока), режиссёры Фернан Нозьер и Николай Евреинов, — «Театр дё л'Авеню»; 1929: Жюльетта — «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» / «Juliette ou la clé des songes», по пьесе Жоржа Невё, — «Театр дё л’Авеню»; 1929, февраль: Марианна — «Капризы Марианны» / «Les Caprices de Marianne», по пьесе Мюссе, — «Театр дё л’Авеню»; 1930: Федра — «Федра» / «Phèdre», по пьесе Расина, — «Театр дё л’Авеню»; 1930, апрель: «В садах Мурсии» / «Aux jardins de Murcie», по пьесе Хосе Фелиу, — «Театр дё л’Авеню»; 1930, май: «Диверисмент» (варьете) / «Divertissement» (Varieté), — «Театр дё л’Авеню»; 1931: Маргарита Готье — «Дама с камелиями» / «Dame aux camelias», по пьесе Дюма-сына, — Театр Сары Бернар; 1931: Мари — «Жизнь женщины» / «La Vie d’une femme», по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье, — «Одеон»; 1932: Лоренцо — «Лоренцаччо» / «Lorenzaccio», по пьесе Мюссе, — «Одеон»; 1934: Жанна д’Арк — «Жанна д’Арк» / «Jeanne d’Arc», по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье, — «Одеон»; 1935, 30 апреля: «Существо» / «La Créature», по пьесе Фердинанда Брукнера, реж. Жорж Питоев, — Театр Матюрен; 1935, 22 ноября: Андромаха — «Троянской войны не будет» / «La guerre de Troie n’aura pas lieu», по пьесе Жана Жироду, реж. Луи Жуве, — Театр «Атеней»; 1937: Андромаха — «Троянской войны не будет», — Театр «Атеней». Фильмография: 1917 : Клоун / Le Clown — Alice Barnave; 1917 : Графиня дё Сомрив / La Comtesse de Somerive; 1927 : Страсти Жанны д'Арк / La Passion de Jeanne d’Arc — Жанна д'Арк. Литература: Falconetti, Hélène. Falconetti. Р.: Les Éditions du Cerf, 1987. — ISBN 2-204-02845-2; Mlle Falconetti : une artiste, une femme // L'Officiel. 1929. № 100. Р.63; Luft, Herbert G. Carl Dreyer: A Master of His Craft // Quarterly of Film Radio and Television. 1956. Winter. Vol. 11. № 2. Р. 181—196.

Adolf Stender-Petersen (471x700, 369Kb)
1893
Адольф Стендер-Петерсен (Adolf Stender-Petersen)
датский славист. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. До 1916 жил в России; учился в Санкт-Петербургском университете. Один из основателей (1931) кафедры славистики в Орхусе, которую возглавлял с 1941. В 1954—1963 редактор журнала «Scando-Slavica» («Скандо-Славика»). Как лингвист известен исследованием «Славяно-германские заимствования» («Slavisch-germanische Lehnwortkunde», 1927), работами по русскому глаголу и др. Как историк Стендер-Петерсен полемизировал с крайними норманнистами, доказывая воздействие визант. и киевской культуры на скандинавов; оспаривал, однако, концепции советской науки 1940-х гг. по вопросам русско-варяжских отношений. Выделяются труды Стендер-Петерсен по польскому театру 17—18 вв., по русской классической литературе. Некоторые его статьи популяризируют творчество М.Горького. В «Истории русской литературы» («Den Rusiske litterature historie», v. 1—3, 1952; немецкий перевод в 2 томах, Мюнхен, 1957) Стендер-Петерсен стремился раскрыть закономерности лит. процесса, привлекал социологич. данные, анализровал форму и стиль (особенно главы об А.С.Пушкине и Л.Н.Толстом). Умер в городе Орхус, Дания, 16 апреля 1963 года. Литература: A bibliography of Adolf Stender-Petersen’s published writings, «Scando-Slavica», 1964, t. 10.

Nikola_Petkov (595x700, 256Kb)
1893
Никола Димитров Петков
болгарский политический деятель, один из лидеров Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС). Окончил классический отдел 1-й Софийской мужской гимназии (1910). Изучал право и политические науки в Сорбонне. В 1912 вернулся в Болгарию для участия в 1-й Балканской войне, поступил на службу в гвардейский полк. Также воевал в рядах Болгарской армии во время 2-й Балканской войны и Первой мировой войны, после окончания которой вернулся в Париж, завершив обучение на юридическом факультете Сорбонны с отличием в 1922 г. Под влиянием своего брата Петко стал сторонником БЗНС. Работал в болгарской миссии в Париже, но после переворота 9 июня 1923 г. вышел в отставку и остался во Франции, где занимался журналистикой.
Политик
В 1929 г. Никола вернулся в Болгарию, был редактором газет «Земя» (1931—1932) и «Земеделско знаме», органа БЗНС «Александр Стамболийский» — левого крыла БЗНС (1932—1933). Автор книги об Александре Стамболийском, в которой дал политический анализ и характеристику жизни и деятельности лидера «земледельцев». Член постоянного присутствия БЗНС «Александр Стамболийский» (1932—1933). После переворота 19 мая 1934 г. сотрудничал с широким спектром оппозиционных партий, включая и Рабочую партию (под названием которой действовала нелегальная Коммунистическая партия). В 1938 г. был избран депутатом 24-го Обыкновенного Народного собрания, но его выборы были кассированы властями, а сам Петков был интернирован в Ивайлограде. После эмиграции лидера БЗНС «Александр Стамболийский» доктора Г.М.Димитрова (Гемето) в 1941 г., стал его преемником. В том же году был заключён в лагерь «Гонда вода». Вёл переговоры с другими оппозиционными партиями о создании Отечественного фронта (ОФ), с 1943-го был представителем БЗНС в его Национальном совете. В конце 1943 года был интернирован в Свищеве, где продолжил политическую деятельность в составе Отечественного фронта вместе с социал-демократом Костой Лулчевым и другими политиками. В 1944 г. вернулся в Софию.
Министр
После переворота 9 сентября 1944 г. стал министром без портфеля в первом правительстве Отечественного фронта (премьер-министр — Кимон Георгиев). Был министром с 9 сентября 1944 до августа 1945 гг., когда вышел в отставку в знак протеста против политики коммунистов, игравших ключевую роль в системе государственной власти. 28 октября 1944 г. участвовал в подписании в Москве перемирия Болгарии с державами-победительницами. Критично относился к репрессивным действиям новой власти, осуждал деятельность так называемого Народного суда, перед которым предстали видные деятели прежних правительств: «Будут судить регентов, министров, депутатов, военных и полицейских, объявленных фашистами. Это расправа с болгарской государственностью, а не с гитлеровскими агентами». В то же время осенью 1944 — весной 1945 Петков не выступал открыто против репрессий, оставаясь в составе правительства.
Лидер оппозиции коммунистам
С 1945 г. — главный секретарь БЗНС, редактор газеты «Народно земеделско знаме». После отставки с поста министра и выхода из Отечественного фронта стал лидером Объединённой оппозиции, выступавшей против коммунистов, был сторонником переноса парламентских выборов 1945 на более поздний срок с тем, чтобы оппозиционные силы получили более широкие возможности для своей деятельности. Писал в одном из предсмертных писем, что «ушёл в оппозицию не для того, чтобы бороться против ОФ, не с целью свержения ОФ, а с целью борьбы против отклонений от его программы от 17 сентября 1944 г., против некоторых ошибок и уклонов». После раскола БЗНС возглавил БЗНС «Никола Петков». Перед выборами осени 1946 г. стал одним из лидеров оппозиционного блока «Федерация сельского и городского труда», выступавшего за демократическую, независимую республику, основанную на свободе, равенстве, праве собственности и социальной справедливости, за добровольное и свободное кооперирование на основе частной собственности. Блок получил на выборах около 28 % голосов избирателей, что было явным успехом в условиях запугивания избирателей и фальсификации выборов, проводившихся коммунистами. С 26 октября 1946 — депутат 6-го Великого народного собрания. Петков активно выступал в поддержку парламентской демократии, являлся сторонником расширения связей Болгарии с западными странам, противником однозначной ориентации на СССР. При обсуждении декларации нового правительства заявил, что оппозиция «не признает декларацию правительства, являющегося результатом выборов, проведённых в обстановке угроз, беззаконий, избиений, арестов и убийств, а не свободного волеизъявления болгарского народа». В апреле 1947 газета «Народно земеделско знаме» была закрыта. За несколько дней до этого Петков писал, что редко в истории человечества свобода прессы и право человека свободно выражать своё мнение имели столько фанатичных противников, открыто и тайно стремящихся их уничтожить, как это происходит сегодня. Никогда раньше тоталитарная идея о диктатуре не была столь тесно связана с насилием над человеческой мыслью и совестью. Был обвинён коммунистами в контрреволюционной деятельности, организации заговоров против республики. 5 июня 1947 лишён депутатской неприкосновенности и арестован в зале парламента, где он выступал с речью, отвергая выдвинутые против него обвинения и резко критикуя коммунистический режим. Попытка оппозиционных депутатов защитить своего лидера завершилась их избиением вооружёнными сотрудниками милиции. Вскоре 23 депутата также были лишены полномочий.
Суд и казнь
5 августа Петков предстал перед судом, решительно отверг все обвинения в свой адрес. Заявил в своём последнем слове, обращаясь к судьям-коммунистам: «Переворота я не готовил, но боролся против вас!». 16 августа суд приговорил его к смертной казни по обвинению в шпионаже. 26 августа БЗНС «Никола Петков» был распущен. Западная общественность, представители правительств США и Великобритании требовали от болгарских властей отмены смертного приговора. Однако кампания в защиту Петкова привела к противоположному результату — если до неё лидеры болгарских коммунистов рассматривали вопрос о замене смертной казни пожизненным заключением, то затем они изменили позицию. Лидер компартии и премьер-министр Георгий Димитров писал своим коллегам:
«После того, как англо-американцы вмешались и предъявили категоричное требование отменить смертный приговор, данный вопрос приобретает для нас уже особое внутри- и внешнеполитическое значение и вызывает необходимость изменить наше первоначальное намерение. Затрагивается непосредственно суверенитет Болгарии и представляется возможность для нового поощрения реакции в стране. Если приговор не будет исполнен, это будет расценено в стране и за рубежом как капитуляция перед вмешательством извне и поощрит интервентов к новому вмешательству… Приговор следует привести в исполнение, независимо от того, какие заявления сделал бы осуждённый. Таково мнение и наших друзей.»
(Под «друзьями» Димитров имел в виду советских руководителей).
В период между вынесением приговора и приведением его в исполнение власти пытались добиться от Петкова раскаяния, однако его первые письма были негативно восприняты членами политбюро ЦК компартии Болгарии, которое на своём заседании 13 сентября приняло политическое решение о казни лидера оппозиции. Лишь перед казнью, 22 сентября Петков упал духом и под сильнейшим давлением написал письмо, в котором признал свою политическую деятельность в последние два года «полностью ошибочной», «обслуживавшей внутреннюю и международную реакцию». 23 сентября приговор был приведён в исполнение, место захоронения неизвестно. 15 января 1990 г. Петков был посмертно реабилитирован. Награды: Орден «Стара планина» I степени
Память о Николе Петкове
В 1990—1992 гг., после краха коммунистического режима в Болгарии, существовала партия БЗНС «Никола Петков» (преемница запрещённой в 1947), которая в 1992 вошла в состав объединённого БЗНС. В 2005 г. была создана Народная земледельческая партия «Никола Петков». Имя Петкова пользуется большим уважением в среде современных «земледельческих» политиков Болгарии. В его честь в Софии назван бульвар, также в болгарской столице установлен памятник трём лидерам БЗНС, находившимся в оппозиции коммунистам — Николе Петкову, доктору Г.М.Димитрову, скончавшемуся в эмиграции, и Димитру Гичеву, многие годы проведшему в заключении.
Семья
Отец — Димитр Петков (1858—1907) — болгарский политический деятель, лидер Народно-либеральной партии, премьер-министр (1906—1907), убит политическим противником. Мать — Екатерина Ризова (1869—1937). Брат — Петко (1891—1924) — болгарский политический деятель, член БЗНС, дипломат. Депутат парламента и лидер левого крыла БЗНС (1923—1924). Убит на улице агентом общественной безопасности (спецслужбы). Сестра — Радка (1887-?). Сестра — София (1890—1952). Библиография: Гунев, Г. Към брега на свободата или за Никола Петков и неговото време. София, 1989; 2 издание. 1992; Семерджиев, П. Съдебният процес срещу Никола Петков. София, 1990; Силянов, И. Никола Петков след 1942. София, 1990; Стоянов, В. Предсмъртни писма на Никола Петков до Георги Димитров и Васил Коларов. София, 1992; Димова, Виктория А. Никола Д.Петков. Символ и поука. София, 1994; Процесът и зад процеса Трайчо Костов. София, 1998; Йосифов, К. Тоталитарното насилие в българското село (1944-1951) и последиците за България. София, 2003; Попов, Ж. Убитите заради идеите си. Политическият възход и житейското крушение на фамилия Петкови. София, 2004.

 (526x698, 71Kb)
1893
Ганс (Ханс) Фаллада (немецкое имя — Hans Fallada; настоящее имя — Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен, Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen)
немецкий писатель, автор романов в духе критического реализма («новой вещественности»). Рудольф Дитцен родился в Грайфсвальде, в бюргерской семье. В 1899 году семья переехала в Берлин, в 1909 г. — в Лейпциг. Его отец, юрист по профессии, отличался своенравностью, поэтому отношения с сыном у него не складывались. В берлинской гимназии Рудольф считался аутсайдером и стал всё больше уходить в себя. В молодости он недолго состоял в обществе «Перелётная птица» (немецкое название — Wandervogel), но и там не смог наладить отношения с ровесниками. После того как Рудольф стал преследовать едва знакомую девушку и забрасывать её любовными посланиями, родители отправили его в гимназию в Рудольштадт. Вместе с другом Хансом Дитрихом фон Неккером Рудольф задумал совершить двойное самоубийство, замаскированное под дуэль на пистолетах. Фон Неккер погиб; Рудольфа, получившего тяжёлое ранение, обвинили в убийстве и поместили в психиатрическую клинику. Впоследствии он был признан невменяемым и не предстал перед судом. Он бросил гимназию и не получил аттестата зрелости. Когда началась Первая мировая война, Рудольф Дитцен пожелал пойти на фронт добровольцем, но был признан негодным к строевой службе. В 1917—1919 годы Дитцен лечился от пристрастия к алкоголю и морфию. К этому времени относится его первый литературный опыт. Два романа, опубликованные тогда в издательстве «Ровольт ферлаг», не привлекли внимания читателей; издатель счел их настоящим провалом. Также проект по переводу сочинений Ромена Роллана не увенчался успехом. После этого Рудольф Дитцен поступил в Постерштейне в сельскохозяйственное училище. Закончив его, он надеялся найти место управляющего имением; на самом деле пришлось быть подсобным рабочим в Штеттине, а позже служащим на картофельном складе в Берлине. Таким образом ему приходилось «держаться на плаву». Позже был дважды приговорен к тюремному заключению за совершение мошенничества и растрат: требовались деньги на алкоголь и наркотики. После выхода из тюрьмы (1928) познакомился в Гамбурге с Анной Иссель и в 1929 году женился на ней. Из четверых рожденных у них детей трое умерли в детстве или младенчестве. В 1931 г. к нему приходит писательский успех — опубликован его роман «Крестьяне, бонзы и бомбы» (немецкое название — Bauern, Bonzen und Bomben). Международную известность писателю принёс его следующий роман «Маленький человек, что же дальше?» (немецкое название — Kleiner Mann – was nun?) 1932 г. Псевдоним Ганс Фаллада взял из двух сказок братьев Гримм: Ганс из сказки «Счастливый Ганс», а Фаллада из сказки «Гусятница» — так там звали говорящего коня. Некоторые произведения были запрещены в Третьем Рейхе. В 1944 г. брак Дитцена стал рушиться. Во время ссоры писатель стреляет в жену, и его обвиняют в попытке убийства, после чего помещен на принудительное лечение. В годы Второй мировой войны служил Зондерфюрером (Б) в Имперской службе труда в оккупированной Франции. После падения нацистского режима сотрудничал в Культурбунде. Умер в Берлине 5 февраля 1947 года. Похоронен на Третьем Панковском кладбище. В 1981 г. перезахоронен в Карвице на старом кладбище, на месте которого ныне находится Фаллада-парк. Сочинения: Der junge Goedeschal 1920; «Антон и Герда» (Anton und Gerda) 1923; «Крестьяне, бонзы и бомбы» (Bauern, Bonzen und Bomben) 1931; «Что же дальше, маленький человек?» (Kleiner Mann — was nun?) 1932; «Кто однажды отведал тюремной похлебки» (Wer einmal aus dem Blechnapf frißt) 1932; «У нас когда-то был ребёнок» (Wir hatten mal ein Kind) 1934; Märchen vom Stadtschreiber, der aufs Land flog 1935; «Старое сердце отправляется в путешествие» (Altes Herz geht auf die Reise) 1936; Hoppelpoppel — wo bist du?, Kindergeschichten, 1936; «Волк среди волков» (Wolf unter Wölfen) 1937; Geschichten aus der Murkelei, Märchen 1938; «Железный Густав» (Der eiserne Gustav) 1938; Kleiner Mann — großer Mann, alles vertauscht 1939; Süßmilch spricht. Ein Abenteuer von Murr und Maxe, Erzählung 1939; Der ungeliebte Mann 1940; «Приключение Вернера Квабса» (Das Abenteuer des Werner Quabs) 1941; «У нас дома в далекие времена» (Damals bei uns daheim), воспоминания 1942; «Сегодня у нас дома» (Heute bei uns zu Haus), воспоминания 1943; «Каждый умирает в одиночку» (Jeder stirbt für sich allein) 1947; «Кошмар» (Der Alpdruck) 1947; «Пьяница» (Der Trinker) 1950; «Человек хочет наверх» (Ein Mann will nach oben) 1953; «За час перед сном» (Die Stunde, eh´du schlafen gehst) 1954; Junger Herr — ganz groß 1965. Библиография: Ганс Фаллада. Что же дальше? — Ленинград: Время, 1934; Ганс Фаллада. Кто однажды отведал тюремной похлёбки. Москва, Гослитиздат, 1935; Ганс Фаллада. Каждый умирает в одиночку. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1948; Ганс Фаллада. Волк среди волков.. — Москва: «Гослитиздат», 1957, 1959; Ганс Фаллада. Сказки. — Москва, Детгиз, 1959; Ганс Фаллада. Что же дальше, маленький человек?. — Москва: «Художественная литература», 1964; Ганс Фаллада. Железный Густав.. — Москва: «Художественная литература», 1969; Ганс Фаллада. Каждый умирает в одиночку.. — Москва: «Прогресс», 1971; Ганс Фаллада. У нас дома в далекие времена. — Москва, Художественная литература, 1975; Ганс Фаллада. Крестьяне, бонзы и бомбы. — Москва, Художественная литература, 1984; Ганс Фаллада. Собрание сочинений в четырех томах.. — Москва: «Художественная литература», 1990-2001; Ганс Фаллада. Фридолин, нахальный барсучок.. — Москва: «Детская литература», 1972. — 128 страниц; Ганс Фаллада. Истории из Бедокурии. — Ленинград: Детская литература, 1988; Ганс Фаллада. Верный ёжик. — Санкт-Петербург: Северо-запад, 1994; Ганс Фаллада. Томас и его папа. — Москва: ЭНАС-КНИГА, 2019. Литература: Лукач Г. Фаллада // Литературная энциклопедия : в 11 томах. — [Москва], 1929—1939; Фрадкин И., Литература новой Германии, 2-е издание, Москва, 1961; Сучков Б., Лики времени, том 1, Москва, 1976; История немецкой литературы, том 5, Москва, 1976; Fallada, Hans // Wer war wer in der DDR? : ein biographisches Lexikon / Helmut Müller-Enbergs (Hg.). Unter Mitarb. von Olaf W. Reimann und Bernd-Rainer Barth — Überab. und erw. Neuausg.. — Berlin: Links, 2000. — S. 198199—. — 1037 S. — ISBN 3-86153-201-8; Jürgen Manthey. Hans Fallada. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1993. — ISBN 3 499 50078 7.

Eugen schufftan0 (700x583, 245Kb)
1893
Эжен Шюфтан, также Евгений Шюфтан, Ойген Шюфтан (немецкое имя — Eugen Schüfftan)
французский и американский кинооператор, выходец из Германии. Родился в городе Бреслау, Силезия, королевство Пруссия, Германская империя, ныне Вроцлав, Польша, в еврейской семье. Закончил Вроцлавскую художественную академию. Начинал в Берлине как художник-импрессионист, позднее — экспрессионист. В кино — с 1920-х годов, экспериментировал со спецэффектами, работал с Фрицем Лангом, Абелем Гансом и др. В 1924 изобрел и запатентовал метод комбинированных съемок с использованием зеркал, получивший название метод Шюфтана. Эффект широко использовался в первой половине 20-го века. Как считается, процесс был впервые применен именно для съемок «Метрополиса», хотя есть свидетельства, что другие кинематографисты использовали подобные методы и раньше. Фриц Ланг хотел встроить реальные съемки актеров в миниатюрный макет стадиона. Чтобы создать эту иллюзию Шюфтан использовал специально изготовленное изогнутое зеркало с частично прозрачным стеклом. Он установил стекло под углом 45 градусов между камерой и миниатюрными зданиями, а актеров разместил в нескольких метрах от него. Так миниатюрные здания была показана на отражающей части зеркала, а актеры были сняты через прозрачную его часть. В качестве главного оператора впервые выступил в фильмах Роберта Сьодмака Люди по воскресеньям и Прощание (оба 1930), сразу же принесших ему известность. В 1933 через Австрию перебрался во Францию, в 1941 переехал в США. В 1947 получил американское гражданство. Дружил и переписывался с Зигфридом Кракауэром (их переписка опубликована в 2003). Снял свыше 70 фильмов. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 6 сентября 1977 года. Награды: «Оскар» (1962). Избранная фильмография: 1930: Четверо бродяг (Лупу Пик); 1932: Атлантида (Пабст по роману Пьера Бенуа); 1933: Голос без лица (Лео Миттлер);1933: Сверху вниз (Пабст); 1934: Скандал (Марсель Л’Эрбье); 1934: Кризис закончился (Роберт Сьодмак); 1936: Нежный враг (Макс Офюльс); 1937: Ёсивара (Макс Офюльс); 1937: Странная драма (Марсель Карне); 1938: Набережная туманов (Марсель Карне); 1943: Это случилось завтра (Рене Клер); 1944: Летний шторм (Дуглас Сирк); 1950: Стрелок на улицах города (Фрэнк Таттл); 1952: Багряный занавес (Александр Астрюк); 1959: Головой о стену (Жорж Франжю); 1960: Глаза без лица (Жорж Франжю); 1961: Something Wild (Джек Гарфейн); 1961: Мошенник (Роберт Россен, премия «Оскар» за лучшую операторскую работу); 1963: Капитан Синдбад (Байрон Хэскин); 1964: Лилит (Роберт Россен); 1965: Три комнаты на Манхэттене (Марсель Карне).
Признание
Почетная премия немецкого кино (1964). Об операторе снято несколько документальных фильмов. Литература: Бастер Ллойд. Миниатюра в большом кино // «MediaVision» : журнал. — 2010. — № 8. — Страницы 26—30.

Крумин (581x700, 342Kb)
1894
Гаральд Иванович Крумин (также Харальдс Круминьш (латышское имя — Haralds Krūmiņš)
латышский, советский партийный деятель, журналист. Родился в деревне Сунцельн, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя, в семье сельского учителя. В 1905 году окончил приходскую школу и поступил в рижскую гимназию. Большое воздействие на Крумина оказывали старший брат Альфред и сестра Гермина, которые к тому времени уже были членами Латышской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП). В 1909 годы Гаральд Крумин также вступил в ЛСДРП (ЛСД). В 1910 году при обыске у него была найдена нелегальная марксистская литература, его исключили из гимназии и выслали под надзор местного священника на остров Эзель, где он продолжил учиться в местной гимназии. Однако в 1912 году его исключили и из этой гимназии за «неблагонадежность». В 1913 году ему удалось окончить гимназию в Пернове. После чего он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Там он один из активных членов партийной организации латышского большевистского района «Прометей» в Петербурге. Публикует в «Правде» статьи, заметки, корреспонденции. В 1916 году после окончания историко-филологического факультета Петроградского университета вновь подвергался преследованиям, нелегально проживал в Пскове. В 1916 году в Москве он работал в подпольном латышском районе (Северная группа) Московского комитета и Пресненского комитета РСДРП(б). После Февральской революции совместно с группой известных латышских революционеров организовал издание органа латышских большевиков газеты «Социал-демократ» и вошёл в состав её редакции. Во время Октябрьской революции работал в ВРК городского района и Латышском революционном центре, возглавлял коллектив редакции «Известий военно-революционного комитета городского района» Москвы, сотрудничал в «Деревенской правде». С 1918 руководитель редакционно-издательского отдела ВСНХ, редактировал журнал «Народное хозяйство». В 1919—1928 редактор газеты «Экономика и жизнь». В 1929—1930 — руководит работой газеты «Правда» в составе Бюро редакционной коллегии (Крумин, Попов, Ярославский), до 23 апреля 1931 года ответственный редактор газеты «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» Делегат XIV—XVII съездов ВКП(б). В 1930 году на XVI съезде избран членом Центральной ревизионной комиссии ВКП(б), оставался в ней до 1934 года. Автор ряда работ по социалистической экономике.
С мая по декабрь 1931 заместитель председателя областной контрольной комиссии и РКИ в Свердловске. С декабря 1931 заместитель председателя облисполкома Свердловской области. В 1932—1933 годах председатель Уралплана. В начале 1934 года переведён на работу в Челябинск, где был членом пленума Челябинского обкома ВКП(б), с февраля 1934 — заместитель председателя оргкомитета обкома партии, заведующий Челябинским облпланом. Участвовал в разработке документации по экономическому обоснованию строительства ЧГРЭС, базовых показателей развития промышленности, строительства и хозяйства области на 1934, а также в разработке основных плановых направлений развития Урала и Челябинской области на 2-ю пятилетку. 26 января—10 февраля 1934 года делегат XVII съезда ВКП(б) с совещательным голосом. В 1935—1937 заместитель главного редактора 1-го издания Большой советской энциклопедии и ответственный редактор журнала «Проблемы экономики». Лектор Высшей школы партийных организаторов и института заочного обучения при ЦК ВКП(б). В январе 1938 арестован. Незадолго до ареста исключен из ВКП(б) за связь с врагами народа Я.Э.Рудзутаком и Р.И.Эйхе, уволен с работы. За отказ признать обвинения был помещен в одиночную камеру в Таганской тюрьме. Приговорён к 10 годам заключения. Отбывал наказание Котласском лагере в Коми АССР, где его навещала сестра. Погиб в лагере 17 мая 1943 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году.
Семья
Сестра — Гермина Ивановна Крумина, партийный работник, пыталась помочь брату, встречалась с В.М.Молотовым, ездила к нему в лагерь, привезла от него письмо Сталину. Арестована в первые дни войны, психически заболела и умерла в Саратовской тюрьме в 1955 году за несколько месяцев до реабилитации. Жена — Анна Николаевна Унксова (1887—1956), из дворянской семьи, врач, член ВКП(б) с 1918 года, работала в женотделе ЦК КПСС, в 1938 секретарь Воскресенского райкома. Её первый муж М.М.Паушкин (1881—?), арестован в 1941, реабилитирован посмертно. Второй муж — Крумин, разведена и с ним. Арестована одновременно с Круминым. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 4, ряд 20, № 8). Падчерица — Марьяна Михайловна, урождённая Паушкина (1908—1994), была женой Д.Т.Шепилова похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 4, ряд 20, № 8). Падчерица — Галина Михайловна Паушкина (1910—1997?), работала в Госплане. Её муж — Эммануил Наумович Ратнер, консультант отдела районного планирования Госплана СССР. 10 ноября 1937 года Эммануил Ратнер был арестован, осуждён 8 января 1938 года военной коллегией Верховного суда СССР, расстрелян на Коммунарке. Реабилитирован в апреле 1956 года военной коллегией Верховного суда СССР. 20 января 1938 года была арестована Галина Паушкина как член семьи «врага народа», приговорена к пяти годам, срок отбывала в Темниковском лагере, освобождена в 1939 году. Дочь — ? Сын — ? Сочинения: Организация и управление производством, [Москва, 1920]; Новая экономическая политика в промышленности, Москва, 1922; Пути хозяйственной политики, Москва, 1924; В борьбе за социализм, Москва, 1926; Основные вопросы хозяйства и оппозиция, Москва, 1927; Итоги и проблемы социалистического строительства, Москва— Ленинград, 1927; О НЭПе, Москва— Ленинград, 1929; Борьба за индустриализацию и задачи партии, Москва— Ленинград, 1929. Рекомендуемые источники: Паушикна Г.М. Трагедия невиновных: Воспоминания. Москва : 1965—1988. Машинопись 289 страниц. Архив Общества «Мемориал» Фонд 2, Опись 1, Дело 92.

Adam_Papee (542x700, 208Kb)
1895
Адам Станислав Папе (польское имя — Adam Stanisław Papée)
польский фехтовальщик, призёр Олимпийских игр и чемпионатов мира. Его предки эмигрировали в начале XIX века из Франции, и сохранили французское написание фамилии; его отец Фридерик Папе был известным историком, а в 1907 году был избран членом-корреспондентом Академии знаний. Сам он родился в городе Лемберг, Австро-Венгрия, Королевство Галиции и Лодомерии, ныне Львов, Украина. Во время Первой мировой войны вступил в Польские легионы, был ранен в бою, имел боевые награды. После образования независимой Польши изучал экономику в Ягеллонском университете, затем работал в банковской сфере. Был одним из основателей Польского союза фехтования, а в 1926—1930 годах был его президентом; состязался на всех видах фехтовального оружия, но наибольших успехов добился в фехтовании на саблях. В 1924 году принял участие в Олимпийских играх в Париже, но не завоевал наград.
Adam_Papee,_Władysław_Segda_1934 (700x664, 335Kb)
Адам Папе (1895-1990) (слева) и Владислав Сега (1895-1994) - чемпионы Польши по фехтованию
В 1928 году стал бронзовым призёром Олимпийских игр в Амстердаме. В 1930 году завоевал бронзовую медаль Международного первенства по фехтованию в Льеже (в 1937 году Международная федерация фехтования задним числом признала все проходившие ранее Международные первенства по фехтованию чемпионатами мира). В 1932 году стал бронзовым призёром Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. В 1936 году принял участие в Олимпийских играх в Берлине, но там польская команда саблистов заняла лишь 4-е место. Во время Второй мировой войны участвовал вместе с двумя дочерьми в Варшавском восстании. После Второй мировой войны продолжил тренерскую деятельность. В 1987 году опубликовал мемуары под названием «Na białą broń» («С холодным оружием»). Умер в городе Быдгощ, ПНР, ныне Польша, 6 марта 1990 года.

1895Tugushi_Vladimir_Gigoevic (511x700, 151Kb)
1895
Владимир Гигоевич Тугуши
агроном колхоза имени Чарквиани Махарадзевского района Грузинской ССР. Родился на территории Озургетского уезда Кутаисской губернии, ныне – Озургетский муниципалитет края Гурия Грузии. Грузин. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, на послевоенный период 1940-х годов работал агрономом колхоза имени Чарквиани (село Кончкати) Махарадзевского (до 1934 года – Озургетского) района. Труженики колхоза успешно культивировали на больших площадях зелёный чай и другие виды сельскохозяйственных культур. За высокий урожай чайного листа в 1948 году агроном В.Г.Тугуши был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году чаеводы колхоза имени Чаркиани получили урожай сортового зелёного чайного листа 5023 килограмма на площади 51 гектар. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1951 года за получение в 1950 году высоких урожаев сортового зелёного чайного листа Тугуши Владимиру Гигоевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены и председатель колхоза Владимир Костава и передовая сборщица чая Циала Готуа. В последующие годы чаеводы махарадзевского колхоза имени Чарквиани продолжали собирать высокие урожаи чайного листа – основной сельскохозяйственной культуры Махарадзевского района. Проживал в селе Кончкати. Дата его кончины не установлена. Награждён орденами Ленина (5 июля 1951), Трудового Красного Знамени (29 августа 1949), медалями.

1896
Жан Ривье
французский композитор.

00sokolovsky1 (495x700, 121Kb)
1897
Василий Данилович Соколовский
заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта, генерал армии. Родился в деревне Козлики Белостокского уезда Гродненской губернии (ныне территория Польши), в крестьянской семье. Русский. Окончил учительскую семинарию в начале 1918 года. В Красной Армии с февраля 1918 года. Окончил 1-е Московские военно-инструкторские курсы в мае 1918 года. Во время Гражданской войны с июня 1918 года воевал на Восточном, Южном и Кавказском фронтах. Занимал должности: командира роты, старшего адъютанта батальона, адъютанта полка, помощника командира полка. С июня 1919 года - старший помощник начальника штаба 39-й стрелковой дивизии, в июле-августе 1919 - начальник Сводной кавалерийской дивизии в 5-й армии Восточного фронта. С октября 1919 - начальник 13-й кавалерийской дивизии. С августа по октябрь 1920 - помощник начальника штаба и начальник штаба 32-й стрелковой дивизии. С 1919 года учился в Военной академии РККА, из-за частой отправки на фронт учёба протекала урывками. Вернулся в академию только в октябре 1920 года и в 1921 году окончил её. Он был направлен в Туркестан и в ноябре 1921 года назначен помощником начальника оперативного управления штаба Туркестанского фронта. С апреля 1922 года - начальник штаба, с мая 1924 - исполняющий должность командира 2-й Туркестанский стрелковой дивизии, командующий группой войск Ферганской и Самаркандской областей. Активно участвовал в борьбе с басмачеством. За успешное руководство войсками награждён орденом Красного Знамени. С ноября 1924 года - начальник штаба 14-й Московской стрелковой дивизии в Московском военном округе. С октября 1926 года - начальник штаба 9-го стрелкового корпуса. Служил в Северо-Кавказском и в Белорусском военных округах. В 1928 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. С января 1929 года - начальник штаба 5-го стрелкового корпуса. С июля 1930 года - командир 43-й стрелковой дивизии. С января 1935 года - заместитель начальника штаба Приволжского военного округа. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. С мая 1935 года Соколовский В.Д. - начальник штаба Уральского военного округа. С апреля 1938 года - начальник штаба Московского военного округа. С февраля 1941 года - заместитель начальника Генерального штаба РККА по организационно-мобилизационным вопросам. В Великую Отечественную войну генерал Соколовский В.Д. - начальник штаба Западного фронта (21 июля 1941-25 января 1942 и 5 мая 1942-28 февраля 1943); начальник штаба Западного направления (30 июля 1941-10 сентября 1941 и 1 февраля 1942-5 мая 1942); командующий войсками Западного фронта (28 февраля 1943-15 апреля 1944); начальник штаба 1-го Украинского фронта (15 апреля 1944-9 апреля 1945); заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом (9 апреля .1945-10 июня 1945). Соколовский В.Д. активно участвовал в планировании и осуществлении операций войск в Смоленском оборонительном сражении, битвы за Москву, Ржевско-Сычевской операции и операции "Марс" 1942 года. В начале 1943 года войска Западного фронта под его командованием, во взаимодействии с Калининским фронтом, провели Ржевско-Вяземскую операцию по ликвидации ржевско-вяземского плацдарма гитлеровцев, а летом и осенью участвовали в Орловской и Смоленской наступательных операциях, в ходе которых прорвали мощную оборону врага. Был снят с должности командующего Западным фронтом после неудачных попыток наступления на витебском и оршанском направлениях осенью и зимой 1943-1944 года, сопровождавшихся большими потерями войск фронта. В дальнейшем, на постах начальника штаба фронта и заместителя командующего фронтом - участник подготовки и проведения Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской и Берлинской наступательных операций. За умелое руководство боевыми действиями войск в Берлинской операции и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года генералу армии Соколовскому Василию Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После войны В.Д.Соколовский - заместитель, а с марта 1946 года - Главнокомандующий Группой советских войск в Германии и Главноначальствующий советской военной администрации в Германии, одновременно член Контрольного Совета от СССР по управлению Германией. С марта 1949 года Маршал Советского Союза Соколовский В.Д. - первый заместитель Министра Вооружённых Сил (с февраля 1950 года - Военного министра СССР). С июня 1952 года по апрель 1960 года - начальник Генерального штаба - первый заместитель военного министра (с марта 1953 года - Министра обороны СССР). В.Д.Соколовский - автор и руководитель разработки военно-теоретических и военно-исторических трудов: "Военная стратегия" (Издание 3-е. Москва, 1968), "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (Москва, 1964). С 1960 года Маршал Советского Союза Соколовский В.Д. - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Член ЦК КПСС (14 октября 1952-17 октября 1961), кандидат в члены ЦК КПСС (31 октября 1961-10 мая 1968); депутат Верховного Совета СССР 2-7-го созывов (1946 - 1968). Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 мая 1968 года.
SokolovskyVasilDanil_mogila (700x700, 131Kb)
Его прах захоронен в Москве на Красной площади в Кремлёвской стене. Воинские звания: комдив (20 ноября 1935), комкор (31 декабря 1939), генерал-лейтенант (4 июня 1940), генерал-полковник (13 июня 1942), генерал армии (27 августа 1943), Маршал Советского Союза (3 июля 1943). Награждён 8 орденами Ленина (22 февраля 1941, 2 января 1942, 21 февраля 1945, 29 мая 1945, 20 июля 1947, 24 июня 1948, 20 июля 1957, 20 июля 1967), орденом Октябрьской Революции (22 февраля 1968), 3 орденами Красного Знамени (28 февраля 1928, 3 ноября 1944, 20 июня 1949), 3 орденами Суворова I степени (9 апреля 1943, 28 сентября 1943, 6 апреля 1945), 3 орденами Кутузова I степени (27 августа 1943, 25 августа 1944, 18 декабря 1956), медалями СССР. Награждён Почётным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР (22 февраля 1968). В.Д. Соколовский награждён многочисленными иностранными орденами: орденом Республики (Тувинская Народная Республика, 31 марта 1942), двумя орденами "За заслуги перед Отечеством" в золоте (Германская Демократическая Республика), орденом Партизанской звезды (Югославия), орденом "За воинскаю доблесть" ("Virtuti Militari", Польша), орденом "Крест Грюнвальда" III класса (Польша), орденом Белого Льва I степени (ЧССР), орденом "Легион Почёта" степени командующего (США), Великий офицер ордена Почётного Легиона (Франция), кавалер Большого Креста ордена Британской Империи (Великобритания), медалью "За Варшаву" (Польша), медалью "За Одру, Ниссу и Балтику" (Польша), медалью Словацкого национального восстания (Чехословакия). Имя В.Д.Соколовского было присвоено Новочеркасскому высшему военному командному Краснознамённому училищу связи, судну Министерства рыбного хозяйства, в городе Гродно (Белоруссия) установлен его бюст, а на бывшем здании штаба Уральского военного округа (город Екатеринбург) и на доме в Москве, где жил Герой - мемориальные доски. Почётный гражданин города-героя Смоленска. Имя маршала носят улицы в Москве и Смоленске.
00Sokolovskiy_bust_Grodno (525x700, 334Kb)
Бюст Герою установлен в городе Гродно.
00Sokolovsky_md_Smolensk (700x410, 226Kb)
Аннотационная доска В.Д.Соколовскому (город Смоленск, улица Маршала Соколовского, дом 1).
Сочинения: Освобождение западных земель Украины. - В книге: В боях за Львовщину. Львов, 1965; Славный боевой путь. - В книге: От Москвы до Берлина. Москва, 1966; Великая битва под Москвой и ее историческое значение. - В книге: Беспримерный подвиг. Москва, 1968.

 (427x699, 121Kb)
1897
Эдмунд Хейнес (немецкое имя — Edmund Heines)
один из высших руководителей штурмовых отрядов СА. Был офицером во время 1-й мировой войны, после окончания которой вступил в одно из многочисленных подразделений "Добровольческого корпуса" - группу Герхарда Россбаха в качестве его адъютанта. Принимал активное участие в уличных сражениях с коммунистами. Вступив в нацистскую партию, Хейнес стал ближайшим соратником Эрнста Рёма. В мае 1927 он был исключен из НСДАП под предлогом "утраты нравственных качеств", на самом же деле за то, что назвал Гитлера "кухонной тряпкой" и пытался объединить вокруг себя офицеров СА, недовольных единовластием фюрера. Вмешательство Рёма избавило Хейнеса от более серьезных последствий. В 1929 Хейнес был приговорен к 5 годам заключения за соучастие в убийстве, но вскоре освобожден по амнистии. В 1933 он был произведен в чин обергруппенфюрера СА (генерал) и назначен комиссаром полиции Бреслау. 30 июня 1934, во время событий "Ночи длинных ножей", эсэсовцы обнаружили Хейнеса в гостиничном номере в Бад-Висзее в постели с его молодым помощником. По приказу Гитлера, потребовавшего "безжалостно уничтожить эту разлагающую заразу", Хейнес был расстрелян на месте в числе других руководителей СА.

 (551x698, 70Kb)
1898
Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия — Шульц)
русская актриса. Народная артистка СССР (1948). Родилась в Москве, в семье юриста. Училась на Высших юридических курсах в Москве, выступала на сцене как любительница. Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 под руководством Н.M.Радина в театре Корша, одновременно участвовала в Шаляпинской студии. С 1919 – во 2-й Студии Художественного театра. Первая крупная роль – Исабель в Даме-невидимке Кальдерона (1924). После слияния студии с Художественным театром этот спектакль был перенесен на филиальную сцену МХАТа. В 1925 в возобновлении Горя от ума Андровская сыграла Лизу, в 1927 – Сюзанну в Женитьбе Фигаро. Во время репетиций спектакля Станиславский предостерегал Андровскую от изображения «театральной субретки», от кокетничания, просил изображения «простонародной души». Даже в полном актерских удач спектакле МХАТа пара Сюзанна – Андровская и Фигаро – Баталов отличалась особой стремительностью исполнения, увлекательной легкостью диалога. После Сюзанны актриса с успехом играет Рокси в Рекламе М.Уоткинс (1930), Смельскую в Талантах и поклонниках (1933) и Варвару в Грозе (1934). В 1936 Андровская сыграла в пьесе К.Тренева Любовь Яровая истрепанную перипетиями гражданской войны красавицу-машинистку Панову. Шедевром актрисы стала роль леди Тизл в Школе злословия Р.Б.Шеридана (1940). Специально для этой роли она выучилась играть на арфе, как ее партнер М.Яншин – на флейте. Андровская и Яншин вели свои роли с комедийной серьезностью, мудрой наивностью и тонким чувством стиля. В 1952 она сыграла леди Тизл в фильме-спектакле Школа злословия. В конце 1930-х годов много снималась в кино. С большим изяществом и тонкой иронией сыграла в экранизациях чеховских рассказов и водевилей – Попова (Медведь, 1938); Варенька (Человек в футляре, 1939), Татьяна Алексеевна (Юбилей, 1944) и др. Грация, юмор, вкус к сценическому дуэту отличали роли миссис Чивли в Идеальном муже Уайльда (1945), Лебедкиной в Поздней любви Островского (1949), Веры Филипповны в Дачниках Горького (1953), Роз Григгс в Осеннем саду Л.Хелман (1956) и др. В 1957 с большим успехом сыграла роль жены профессора Полежаева в Беспокойной старости Рахманова. Последней ролью Андровской стала пани Конти в Соло для часов с боем Заградника (1973). Умерла в Москве 31 марта 1975 года.

00Соболев_Леонид_Сергеевич (519x700, 135Kb)
1898
Леонид Сергеевич Соболев
писатель, первый секретарь Союза писателей РСФСР. Родился в Иркутске. Русский. Из дворян, сын отставного офицера. Беспартийный. С 1911 года воспитывался в 3-м Александровском кадетском корпусе (Санкт-Петербург, затем Петроград). С мая 1916 года учился в Морском корпусе. С мая 1917 года проходил морскую практику сигнальщиком на эсминце "Стройный" (Балтийский флот). В октябре 1917 года участвовал в Моонзундской оборонительной операции, исполняя должность командира носового орудия на эсминце "Забайкалец". В феврале 1918 года участвовал в ледовом походе Балтийского флота, ревизор эсминца "Орёл". В 1918 году в связи с закрытием Морского корпуса переведён в соединённые классы Курсов командного состава при Морской академии, которые окончил в том же году. С марта 1918 года - в Рабоче-Крестьянском Красном флоте. Служил на Балтийском флоте (затем - Морские силы Балтийского моря): штурман миноносца, штурман тральщика, штурман линейного корабля "Андрей Первозванный", флаг-штурман отряда сторожевых кораблей Морской пограничной охраны ОГПУ. В августе 1921 года подвергался аресту органами ОГПУ, вскоре освобождён. С 1921 года - штурман эсминца "Самсон". С мая 1922 года - флагманский штурман дивизиона эсминцев. В 1923 году окончил гироскопические курсы при Морской академии. С 1924 года - флагманский штурман дивизиона траления и заграждения. С октября 1925 года - старший штурман линейного корабля "Октябрьская Революция". С февраля 1930 года служил в оперативном отделе штаба Морских сил Балтийского моря. В январе 1931 года демобилизован с флота. Начал писать и публиковаться в 1926 году. С 1928 года являлся внештатным сотрудником редакции журнала "Краснофлотец". После увольнения с флота в 1931 году - секретарь редакции журнала "Залп". В 1932 году было опубликовано первое крупное произведение Л.С. Соболева - роман "Капитальный ремонт", посвящёный жизни офицеров и матросов Российского императорского флота. Этот роман стал значительным событием в литературной жизни, вызвал бурную критику, споры и дискуссии. Роман много раз переиздавался в СССР, переводился и печатался в Великобритании, США, Франции, Финляндии, Польше и Чехословакии. Только до 1940 года роман был издан в СССР и за рубежом 16 раз. Практически сразу после выхода романа Л.С.Соболев переключился на литературно-организаторскую работу, став одним из создателей Ленинградско-Балтийского литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), игравшего большую роль в литературной жизни того времени, был ответственным секретарём Ленинградского отделения ЛОКАФ. Один из активных создателей Союза писателей СССР в 1934 году. Жил и работал в Ленинграде, с 1938 года - в Москве. Выезжал в длительную творческую командировку в Среднюю Азию, работал совместно с Мухтаром Ауэзовым, оказал ему значительную помощь в работе над романом-эпопеей "Путь Абая" и в переводе его на русский язык. Литературное наследие того времени ограничивается публицистикой, критикой и фельетонами в прессе. В декабре 1939 года направлен на фронт советско-финской войны в качестве военного корреспондента при Особой стрелковой бригаде береговой обороны Балтийского флота. На основе военных публикаций в 1940 году издал сборник рассказов "Краснознамённая Балтика". Капитан 3-го ранга (1940). В 1940-1941 годах в соавторстве с М.Ауэзовым написал трагедию "Абай". С первого дня Великой Отечественной войны - военный корреспондент "Правды" и Совинформбюро, капитан 2-го ранга (1942). Участвовал в боевых действиях на Балтике в июле 1941 года, с сентября 1941 года - на Черном море, выезжал в осаждённую Одессу, затем долго работал в осажденном Севастополе. Участник обороны Кавказа, в том числе обороны Туапсе осенью 1942 года. В 1944 году - участник Одесской и Ясско-Кишиневской наступательных операций, в 1945 году - участник боевых действий в Польше и Германии. Война вызвала новый творческий подъем Л.С.Соболева. Он много печатался и в "Правде" и практически во всех флотских газетах. Огромную популярность имел его сборник рассказов "Морская душа" (1942). Также он был автором киносценария "Черноморцы" (1942), сборников "Дорогами войны" (1944 и 1945). Уже после войны написал военную повесть "Зелёный луч" (1954), издал сборники публикаций и рассказов военных лет "Ночь летнего солнцестояния" (1948), "Свет Победы" (1968). Передал Сталинскую премию за сборник "Морская душа" на строительство сторожевого катера Черноморского флота. После войны вновь много работал над переводом второй части романа "Путь Абая". Написал несколько новых глав к роману "Капитальный ремонт" (полное издание впервые опубликовано в 1962 году). Затем писал и издавал только критику и публицистику (изданы сборники "На главном курсе" в 1969 и "Ветер времени" в 1970 годах). С начала 1950-х годов общественная работа вновь стала преобладать над творческой. В период "оттепели" он первым поднял вопрос о необходимости создания Союза писателей РСФСР (все иные союзные республики уже имели такие союзы). Добившись положительного решения вопроса, в 1957 году стал председателем Оргкомитета по созданию союза, на 1-м съезде Союза писателей РСФСР в 1958 году избран первым секретарем Правления Союза писателей РСФСР и работал на этом посту до 1970 года. Проявил себя выдающимся организатором: за короткий срок его усилиями были созданы новые издательства "Советская Россия" и "Современник", появились литературные журналы "Москва" (1957), "Урал" (1958), "Волга" (1966) и другие. За ввыдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1968 года Соболеву Сергею Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Депутат Верховного Совета СССР 5-8 созывов (1958-1971). Член Президиума Верховного Совета СССР 8-го созыва (с 1970). Жил в городе-герое Москве. Будучи тяжело и неизлечимо болен, покончил с собой (застрелился) 17 февраля 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Капитан 3-го ранга (1940). Капитан 2-го ранга (1942). Капитан 1-го ранга (1943). Награждён 3 орденами Ленина (19 июля 1958; 28 октября 1967; 19 июля 1968), орденом Красного Знамени (28 октября 1967), 2 орденами Отечественной войны I степени (22 февраля 1943; 23 сентября 1945), орденом "Знак Почёта" (31 января 1939), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17 февраля 1939), "За оборону Одессы" (22 декабря 1942), "За оборону Севастополя" (22 декабря 1942), "За оборону Кавказа" (1 мая 1944), а также Почётной грамотой Верховного Совета Белорусской ССР (17 августа 1961).Сталинская премия (1942). Мемориальные доски установлены на домах, в которых он жил, в Москве и в Санкт-Петербурге. Его именем было названо океанографическое судно ВМФ СССР и России (в строю в 1974-1996 годах), речной теплоход в Нижнем Новгороде, базовый тральщик ВМФ России. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—6, Москва, 1972—1974. Литература: Сурганов В., Леонид Соболев, Москва, 1962; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель.) том 4, Москва, 1966.

 (699x696, 47Kb)
1898
Эдмунд Лэнгли Хест (Эдмунд Лэнгли Херст; Edmud Lagley Hirst)
английский химик-органик, член Лондонского королевского общества (с 1934). Окончил Сент-Эндрюский университет в Шотландии (доктор философии, 1921). Преподавал в университетах Манчестера (1923-1924 и 1944-1947), Дарема (1924-1926), Бирмингема (1927-1936). В 1936-1944 гг. – профессор бристольского университета, с 1947 г. – Эдинбургского университета. Научные исследования относятся к химии углеводов. Многие работы проводил совместно с У.Н.Хеуорсом. Доказал существование пиранозной формы для всех метилгликозидов. Провел фундаментальные исследования структуры олиго- и полисахаридов. По предложению А.Сент-Дьердьи, выделившего из тканей животных и растений витамин С, совместно с Хеуорсом изучал структуру этого соединения и осуществил (1933, одновременно с Т.Рейхштейном) его первый химический анализ. Исследовал дисперсию оптического вращения углеводов, структуру полисахаридов, содержащихся в траве и морских водорослях. Президент Лондонского химического общества (1956-1958). Умер в Эдинбурге 29 октября 1975 года.

1899
Евгения Николаевна Бирукова
русская писательница, автор сказок "Мика, Мака и Микуха", "Молнейка", переводчица произведений Г.Дж.Уэллса, У.Шекспира.

1899
Харт Крейн
американский поэт. Близок футуризму. Автор сборника «Белые здания» (1926). В поэме «Мост» (1930), полной видений и аллегорий, воплощен «миф» современного американского города. Его перу принадлежит «Сборник стихотворений» (1933).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку