1894
Жорж Леметр (французское имя —Georges Lemaître; полное имя — Жорж Анри Жозеф Эдуар Леметр, Georges Henri Joseph Édouard Lemaître);
бельгийский священник, астрофизик, космолог и математик, автор теории Большого взрыва. Один из наиболее влиятельных астрофизиков XX века. Родился в городе Шарлеруа, провинция Эно, Бельгия. В 1914 году окончил иезуитский колледж в Шарлеруа, после чего продолжил образование в Лёвенском университете по инженерной специальности. Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию, служил в артиллерии, был награждён Военным Крестом (французское название — Croix de guerre). После войны продолжил обучение в Лёвенском университете, где изучал математику, физику, астрономию и теологию. В 1923 году получил сан аббата, после чего направился в Кембриджский университет. В качестве студента-исследователя колледжа Святого Эдмунда Леметр под руководством А.С.Эддингтона выполнил ряд работ по космологии, звёздной астрономии и вычислительной математике. Занятия астрономией он продолжил в США — в Гарвардской обсерватории, где он работал с Харлоу Шепли в Массачусетском технологическом институте, где Леметр получил степень доктора наук. С 1925 года, вернувшись в Бельгию, работал профессором астрофизики, а позднее — прикладной математики Лёвенского университета. В 1936 году был избран членом Папской академии наук, а в марте 1960 года был назначен её президентом и занимал этот пост до своей смерти. В 1960 г. папой Иоанном XXIII был возведён в сан прелата. В конце работы Второго Ватиканского собора Леметр с удивлением узнал, что поставлен во главе комиссии по исследованию вопросов, связанных с контролем рождаемости, но отказался от этого назначения по причине слабого здоровья, мешающего ему совершать поездки в Рим (перенёс сердечный приступ в декабре 1964 года). Член Американского философского общества (1945). Умер в городе Лёвен, округ Лёвен, провинция Брабант, Бельгия, 20 июня 1966 года.
Вклад в науку
Основные труды Леметра в области математики посвящены представлениям группы Лоренца, связанным с релятивистскими волновыми уравнениями, и алгебре кватернионов. Основные труды в релятивистской астрофизике и космологии связаны с теорией «Большого взрыва». Является автором теории расширяющейся Вселенной, разработанной им независимо от А.А.Фридмана, первая статья которого по релятивистской космологии была опубликована в 1922 году. Ознакомившись во время пребывания в США с исследованиями Весто Слайфера, Эдвина Хаббла по красному смещению галактик, в 1927 году опубликовал своё объяснение этого явления: наблюдаемое спектроскопически разбегание галактик отождествил с расширением Вселенной. Леметр первым сформулировал зависимость между расстоянием и скоростью галактик и предложил в 1927 году первую оценку коэффициента этой зависимости, известную ныне как постоянная Хаббла. При опубликовании перевода работы в заметках Британского королевского астрономического общества отказался от публикации ряда результатов, в том числе закона Хаббла, из-за недостаточных наблюдательных данных. Эта величина была эмпирически установлена Э.Хабблом несколько лет спустя. Теорию Леметра об эволюции мира начиная с «первоначального атома» иронично назвал «Большим взрывом» Фред Хойл в 1949 году. Это название — Большой взрыв — исторически закрепилось в космологии.
Награды и премии: Великий офицер ордена Леопольда II; Военный крест великий офицер ордена Короны; командор ордена Леопольда I; медаль Эддингтона (1953); премия Жюля Жансена (1936); Премия Франки (1934); медаль Менделя (1934); Военный крест. В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1565.
Публикации: G. Lemaître, Discussion sur l'évolution de l’univers, 1933; G. Lemaître, L’Hypothèse de l’atome primitif, 1946; G. Lemaître, The Primeval Atom — an Essay on Cosmogony, D. Van Nostrand Co, 1950.
Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное — Киев : Наукова думка, 1986. — 512 страниц;. Пиблс П. Физическая космология. — Москва : Мир, 1975; Хеллер М.М., Чернин А.Д. У истоков космологии: Фридман и Леметр. — Москва : Знание: Новое в жизни, науке, технике (Космонавтика, астрономия), 1991; Dirac P.A.M. The scientific work of George Lemaître. — Commentarii Pontificia Acad. Sci.,2, № 11,1, 1969.
1894
Турсынбай Саурамбаев
заведующий конефермой колхоза имени Ленина Фрунзенского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Родился в ауле Сауран Туркестанского края, ныне - Южно-Казахстанской области Казахстана, в семье кочевника - животновода. Казах. С юных лет трудился по найму у зажиточных баев – батрачил, с началом коллективизации в 1929 году вступил в местный колхоз, работал кладовщиком, затем – мирабом, председателем колхоза до призыва в 1942 году в Красную Армию по мобилизации. В 1943 году Турсынбай Саурамбаев вернулся с военной службы на родину и продолжил работать в колхозе имени Ленина заведующим коневодческой фермой. Животноводы колхозной конефермы под его руководством уделяли большое внимание борьбе с яловостью конематок и полному сохранению молодняка. По итогам работы в 1947 году в колхозе было выращено при табунном содержании 70 жеребят от 70 кобыл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Саурамбаеву Турсынбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После реорганизации колхоза с 1957 года он продолжал заведовать конефермой в совхозе имени Куйбышева Туркестанского района до выхода на пенсию в 1962 году. Проживал в родном кишлаке Сауран. Умер в 1971 году. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.
1895
Сергей Ефимович Грибов
советский военный деятель, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, комкор (1935). Русский, из рабочих. В 11 лет остался сиротой. Окончил четырехклассное начальное училище. Работал дворником, подручным кузнеца, чернорабочим, слесарем в железнодорожных мастерских. В 1914 году мобилизован в Русскую императорскую армию. Окончил Киевскую школу прапорщиков в 1915 году. Участник Первой мировой войны. Сначала воевал в 743-м пехотном Тирульском полку командиром взвода и роты. Затем командовал батальоном в 180-м пехотном Виндавском полку на Северном фронте. За храбрость в боях награждён орденами и произведён в штабс-капитаны. После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти. В РККА с 1918 года. Был помощником командира полка, затем командиром полка и бригады. Участвовал в боях против петлюровцев на Украине (1919), белополяков на Западном фронте (1920), банд Булак-Балаховича в Белоруссии (1920). В годы гражданской войны был награждён тремя орденами Красного Знамени. За проявленный героизм в бою у деревни Гута награждён орденом Красного Знамени (1920); за инициативу и личную храбрость в боях с белополяками удостоен второго ордена Красного Знамени (1921); за мужество и умелое руководство действиями бригады в период её наступления от реки Березина к реке Висла получил третий орден Красного Знамени (1921). По тем временам троекратное награждение единственным советским орденом было исключительным событием, таких как Грибов троекратных кавалеров в РККА было немногим более десятка человек. Член ВКП(б) с 1926 года. После войны продолжил службу в РККА: временно исполняющий должность командира 65-го стрелкового полка, затем 2-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии, командир 23-й стрелковой бригады 8-й стрелковой дивизии, временно исполняющий должность командира начальника 8-й стрелковой дивизии. С 1923 — помощник начальника 2-й Тульской стрелковой дивизии Яна Фабрициуса. С 1928 года — командир 5-го стрелкового корпуса в Западном военном округе. С 1934 года — заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом. С сентября 1937 года — командующий Северо-Кавказским военным округом, член Военного Совета при народном комиссаре обороны СССР.
Арест и расстрел
Во время политических «чисток» в РККА арестован 28 января 1938 года. Внесен в Сталинские расстрельные списки от 26 июля 1938 года. Приговорён ВКВС СССР 29 июля 1938 к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Реабилитирован посмертно 21 апреля 1956.
Воинские чины и звания: Прапорщик — 1915; Подпоручик — 1916; Поручик — 27 января 1917; Штабс-капитан — 13 апреля 1917; Комкор — 20 ноября 1935.
Награды: Три ордена Красного Знамени (18 декабря 1920, 5 января 1921, 31 декабря 1921).
Литература: Селиванов П.А.Комкор Сергей Грибов. — Минск, 1972; Советская военная энциклопедия в 8-ми томах. Том 3; Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы I и II рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941. Биографический словарь. — М.: Кучково поле; Мегаполис, 2012. — Страницы 74—75. — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0217-8; Селиванов П. Комкор С.Е.Грибов (К 70-летию со дня рождения). // Военно-исторический журнал. — 1965. — № 7. — Страницы 126-126; Соловьев Д.Ю. Высший командный состав РККА. Комкоры 1935-1940 гг. — Москва: Литрес, 2018. — 90 страниц. ISBN 978-5-532-11303-9.
1896
Вернер Маркс (немецкое имя — Werner Marcks)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-лейтенант, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. Родился в городе Магдебург, Бранденбург, королевство Пруссия, Германская империя.
Первая мировая война
1 августа 1914 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в фузилерский полк. С июля 1915 — лейтенант. Командовал взводом, ротой, затем адъютант батальона, полка. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней. Был ранен.
Между мировыми войнами
Продолжил службу в рейхсвере, в кавалерии. К началу Второй мировой войны — командир противотанкового батальона, майор.
Вторая мировая война
В сентябре-октябре 1939 года участвовал в Польской кампании. Награждён планками к Железным крестам (повторное награждение). С января 1940 — подполковник. В мае-июне 1940 года участвовал во Французской кампании. С 22 июня 1941 года участвовал в германо-советской войне (командир стрелкового батальона). В декабре 1941 года награждён Золотым Немецким крестом. В январе 1942 года отправлен в Африку, командиром стрелкового полка. В феврале 1942 награждён Рыцарским крестом. С июня 1942 — полковник. В сентябре 1942 — тяжело ранен, эвакуирован в Германию. В 1943 году — инспектор в штабе танковых войск. С февраля 1944 года — командир 1-й танковой дивизии, участвует в боях на западной Украине. С апреля 1944 — генерал-майор. В сентябре 1944 награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.
С февраля 1945 года — командир 21-й танковой дивизии, участвует в боях на реке Одер. С 20 апреля 1945 — генерал-лейтенант. В мае 1945 взят в советский плен.
После войны
Отпущен из советского плена в октябре 1955 года. Умер в городе Ведель, Пиннеберг, Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ, 28 июля 1967 года.
Награды и премии: Железный крест II класса; Железный крест I класса; Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями.
Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5
1896
Иван Ильич Севастьянов
старший агроном подсобного хозяйства «Саханка» треста «Азовстальстрой» Министерства строительства СССР, Новоазовский район Сталинской области, Украинская ССР. Родился на территории современной Псковской области. Русский. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, в первый послевоенный период работал старшим агрономом подсобного хозяйства «Саханка» треста «Азовстальстрой», центральная усадьба которого размещалась в селе Саханка Новоазовского района Сталинской (с 1961 года – Донецкой) области Украинской ССР. Под руководством директора хозяйства А.А.Былбаса работникам совхоза удалось за короткий период полностью восстановить разрушенное войной хозяйство и добиться довоенного уровня производства различных видов продукции. В начальный период 4-й пятилетки (1946–1950) в хозяйстве были введены травопольные севообороты – полевой, овощной и кормовой, позволившие обеспечивать высокий урожай всех культур. К началу 1950-х годов «Саханка» стала высокоэффективным многопрофильным хозяйством: помимо культивирования картофеля на 250 гектарах, здесь выращивали капусту, помидоры и другие овощи и фрукты. Для обеспечения кормовой базы крупного рогатого скота (дойное стадо насчитывало более 200 голов), 1963 голов свиней и нескольких тысяч голов птицы засевалось 184 гектара многолетних и 87 гектаров однолетних трав, кормовой свёклы и силосных культур из расчёта более 4 тонн силоса на каждую дойную корову. В 1952 году хозяйство сдало ОРСу (отделу рабочего снабжения) для продажи населению 1,5 тысячи центнеров свинины, 321 центнера говядины, 14 центнеров мяса птицы, 3660 центнеров молока, 10 530 центнеров овощей и 2060 центнеров фруктов и винограда. Для посева озимой пшеницы сорта «Одесская-3» на каждый гектар вносилось до 5 центнеров минеральных удобрений. В 1952 году хлеборобы «Саханки» получили урожай зерновых культур в целом 28,1 центнера с гектара на площади 1036 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1953 года за получение высокого урожая зерновых культур в целом в 1952 году Севастьянову Ивану Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания был удостоен и директор подсобного хозяйства «Саханка» А.А.Былбас. Награды обоим вручил в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилов 4 ноября 1953 года. В последующие годы труженики совхоза «Саханка» продолжали получать высокие урожаи зерновых и других сельскохозяйственных культур. Проживал в Новоазовском районе Донецкой области (ныне – Донецкой Народной Республики). Скончался в 1959 году. Награждён орденом Ленина (19 октября 1953), медалями.
1898
Владимир Ильич Нейштадт
советский историк шахмат, шахматный композитор и журналист, поэт, переводчик, литературовед. Родился в городе Ярославль, Российская империя, в семье Ильи Федосеевича (Фишелевича) Нейштадта (1865—1916), уроженца местечка Ляды Горецкого уезда. Окончил Императорскую Московскую практическую академию коммерческих наук. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1915—1919). Работал поездным контролёром на Московско-Казанской железной дороге, матросом на рыбачьем бриге «Святой Андрей», приписанном к Ялтинскому порту, переболел туберкулёзом. После 1917 года — разъездной эмиссар Библиотечного отдела Наркомата просвещения, переводчик в штабе РККА, преподаватель в Особой Военной школе Красных командиров в Ленинграде, участник Кронштадтского сражения. Член Московского Лингвистического кружка. В 1920-х годах работал переводчиком и репортёром в различных изданиях, фельетонистом, литературным правщиком. В 1931 году работал на угольном руднике на Шпицбергене. В сентябре 1941 года был призван в действующую армию, служил инструктором-литератором в 7-м Отделе Политуправления, в войсках по моральному разложению противника, готовил листовки, тексты для окопной звуковой пропаганды, на переднем крае наблюдал за поведением фашистов, руководил заброской пленных. В 1946 году приглашён в Литературный институт для организации занятий по теории перевода. Ответственный секретарь журнала «64» (1927—1929), редактор шахматного отдела газеты «Вечерняя Москва» (1924—1930). Составитель единственного в СССР «Шахматно-шашечного альманаха» (1931). Поэт-переводчик, литературовед, член Союза писателей СССР. Опубликовал свыше семидесяти работ по истории и теории шахмат. Перевёл на русский язык ряд книг — «Моя шахматная карьера» Х.Р.Капабланка, «Зачатки шахматного знания» Эм.Ласкер, «Новые идеи в шахматной игре» Р.Рети. С 1925 года составил около пятидесяти этюдов (опубликовал 29), одиннадцать из которых отмечены отличиями. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 16 апреля 1959 года.
Похоронен на Введенском кладбище (19 участок).
Творчество
Переводил современных немецких поэтов (сборники «Чужая лира». Москва, 1923), И.Бехера («Избранные стихи». Москва, 1932; «Асфальт». Москва, 1936), Э.Мадараса («Стихи». Москва, 1932), И.Ласта («Купите Голландию. Стихи» Москва, 1933), Э.Вайнерта («Избранные стихи». Москва, 1935), («Идут другие времена». Москва, 1950), а также Гёте («Эгмонт», 1957), Гейне, Бодлера; румынских, греческих, литовских, чешских (С.Неймана, В.Незвала и др.), испанских поэтов; фольклор разных народов (в 1936 г. вышла подборка его переводов песен полярных эскимосов, один из первых опытов знакомства с поэтическим наследством народов Крайнего Севера); сборники Р.М.Рильке, Б.Брехта, А.Лихтенштейна, М.Бартеля, Э.Толлера, Б.Нушича. В 1934 году вышла книга «Пять шестых», в которую вошли собственные стихотворения и переводы. В 1937—1941 годах опубликовал работы о мировом значении русской литературы («Толстой в мировой литературе», «Пушкин в оценке западноевропейской критики», 1937, «Пушкин в мировой литературе», 1938; «Чехов за рубежом», «Лермонтов на Западе», 1939). Переводил и с русского на немецкий, в частности перевёл поэмы Маяковского «150 000 000» (1921) и Луи Арагона «Красный фронт» (1931), «Слово о полку Игореве» (с древнерусского на современный русский и немецкий), сочинения Пушкина и Лермонтова. В 1950 году подготовил издание на немецком языке сочинений А.С.Пушкина. Под его редакцией вышли переводы: Л.Фейхтвангера «Семья Оппенгейм» (1936), Э.Тегнера «Сага о Фритьофе» (1948).
Награды: Орден Красной Звезды (10 июля 1944); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6 августа 1945).
Семья
Дочь — Ирина Владимировна Фальк (1925—1988), сохранила архив стихотворных произведений отца, вошедших в посмертный сборник «Пейзаж с человеком: Стихи и воспоминания» (Москва: Водолей Publishers, 2008). Сестра — Валентина (во втором браке — Оболенская, 1895—?), была замужем за скрипачом Иосифом Васильевичем Рывкиндом (1884—1920), профессором Московской консерватории.
Сочинения: Чужая лира / [Обложка работы Г.Ечеистова; марка издательства работы Ю.Анненкова]. Москва — Петроград: «Круг», 1923. — 168 страниц, иллюстрации.— 3000 экземпляров; Дом наш шахматный. — Москва: Физкультура и спорт, 1986. — 80 стораниц. — (Библиотечка шахматиста) — 50 000 экземпляров; Пейзаж с человеком: Стихи и воспоминания. — Москва.: Водолей Publishers, 2008. — 128 страниц. — (Малый Серебряный век).
1898
Хати Сауранбаев
председатель колхоза «Бель-басар» Чуйского района Джамбулской области Казахской ССР. Родился в урочище Унгурлы Семиреченской области Туркестанского края, ныне – Шуского района Жамбылской области Казахстана, в семье крестьянина. Казах. С раннего детства пас байский скот – батрачил, затем работал учителем в родном селении Унгурлы. С началом коллективизации в 1929 году организовал сельхозартель, ставшую ядром будущего колхоза «Бель-басар», работал бригадиром полеводческой бригады. В 1933 году он был избран председателем колхоза. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. В период Великой Отечественной войны Хати Сауранбаев передал в фонд Красной Армии 100 тысяч рублей личных сбережений. По итогам работы в 1947 году колхоз «Бель-басар» увеличил поголовье лошадей на 104,2 процента, поголовье крупного рогатого скота – на 103 процента, поголовье овец и коз на 112,6 процента, поголовье верблюдов – на 109 процентов. В этом же году колхоз получил урожай сахарной свёклы по 807,5 центнера с гектара на площади 8 гектаров, а на остальной площади – по 337 центнеров вместо 202 центнеров по плану. Колхоз досрочно выполнил хлебопоставки и сверх плана сдал государству 1397 центнеров зерна. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, хлопка и сахарной свёклы в 1947 году Сауранбаеву Хати присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё четверо тружеников колхоза «Бель-басар». В 1960 году Х.Сауранбаев вышел на пенсию, проживал в родном посёлке Унгурлы. Скончался 16 октября 1976 года. После его кончины колхоз «Бельбасар», реорганизованный в совхоз, был назван его именем. Награждён орденами Ленина (28 марта 1948), Трудового Красного Знамени (9 апреля 1947), медалями, а также почётным знаком «15 лет Казахстана».
1898
Беренис Эббот (Berenice Abbott)
американский фотограф, получившая известность прежде всего благодаря фотографиям Нью-Йорка 1930-х годов. Эббот принято считать первой женщиной-фотографом, сумевшей добиться широкой известности в этой традиционно мужской профессии. Беренис Эббот родилась в городе Спрингфилд, штат Огайо, США. В раннем возрасте проявился независимый характер Эббот, в бунтарском порыве она сменила имя с Бернис на Беренис. В детстве она пережила развод родителей, осталась жить с матерью, а братья переехали к отцу, больше они не общались. Возможно, что из-за несчастливого брака родителей Беренис так и не вышла замуж и считала, что брак — это конец для женщины стремящейся работать. После окончания школы она училась в Университете штата Огайо на факультете журналистики. В 20 лет Эббот переехала в Нью-Йорк, поселилась в богемном квартале Гринвич-Виллидж, где занималась живописью и скульптурой, подрабатывала официанткой и актрисой на маленьких ролях, а также познакомилась с Марселем Дюшаном и Маном Рэем. В 1921 году Эббот отправилась в Париж, где прожила до 1929 года. Она начинала карьеру как ассистент Мана Рэя. До этого Эббот ничего не знала о работе фотографа, но вскоре нашла, что фотография ей гораздо интереснее скульптуры. Проработав три года у Рэя, Эббот завела собственную мастерскую и выработала правила для дальнейшей работы: она не искала клиентов, не использовала рекламу и никогда не снимала бесплатно. Эббот стала почти официальным портретистом интеллектуалов, у неё фотографировались знаменитости — Джойс, Кокто, Андре Жид. Вскоре она познакомилась с Эженом Атже, а после его смерти способствовала популяризации его работ, проводила выставки и управляла до 1968 года его архивом. В 1929 году Эббот вернулась в США. Она стала самостоятельно снимать Нью-Йорк, подражая своему наставнику Эжену Атже, который никогда не снимал по заказу. В 1930-е годы она получила широкую известность благодаря своим фотографиям Нью-Йорка. Выставка, которую Эббот подготовила в Музее Нью-Йорка в 1934 году, помогла ей найти серьёзных покровителей (проект начала финансировать Федеральная программа поддержки искусства) и соавтора — художественного критика Элизабет Маккосланд, которая стала близким другом Эббот. В 1940-е и 1950-е годы Эббот продолжала работать, но уже вдали от внимания широкой публики. Её основной работой стала съёмка физических и химических процессов. Для более глубокого понимания проходящего она посещала курсы химии. Однако Эббот столкнулась с весьма скептическим отношениям к её работам со стороны научного сообщества, сама она считала, что стала жертвой сексизма. Тем не менее, в 1958 году Эббот была включена в комиссию Массачусетского технологического института, созданную для улучшения школьной программы образования. В последние годы жизни Эббот фотографировала сельские ландшафты от Флориды до Мэна. Во время этого проекта она присмотрела себе тихий домик в штате Мэн, где и прожила до конца своих дней. В 1970-е годы в связи с ростом популярности искусства фотографии её дом стал местом паломничества для поклонников, начинающих фотографов и журналистов. Эббот много снимала, преподавала фотографию, писала книги, изобретала фотографическое оборудование и технику. Одной из первых ей удалось на равных соревноваться с мужчинами в получении заказов. Ей посвящено множество книг и выставок. Пожалуй, самым известным стал её проект «Меняющийся Нью-Йорк» — выставка в Музее города Нью-Йорка в 1937 году. Умерла в городе Монсон, округ Пискатакуис, штат Мэн, США, 9 декабря 1991 года.
Награды: Зал славы женщин Огайо (1991); Приз женского собрания за достижения в области искусства (1982).
Альбомы: «Меняющийся Нью-Йорк» (Changing New York) — 1939, в 1973 году переиздан под названием «Нью-Йорк тридцатых годов» (New York in the 30’s); «Гринвич-Виллидж сегодня и вчера» (Greenwich Village: Today and Yesterday) — 1949; «Фотографии» (Photographs) — 1970; «Мир Атже» (The World of Atget) — 1964, 1979.
1899
Леонид Александрович Бугарев
советский металлург, хозяйственный деятель в металлургической промышленности. Лауреат Сталинской премии 3-й степени (1942).
Родился в городе Астрахань, Российская империя. В 1942—1951 годах — директор Новокузнецкого алюминиевого завода. В 1951—1954 годах — начальник Главалюминия, заместитель министра цветной металлургии СССР. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1979 году.
Награды: Сталинская премия третьей степени (10 апреля 1942) — за разработку внедрение метода переработки уральских бокситов; Орден Ленина; Три ордена Трудового Красного Знамени; Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
.
1899
Андрей Яковлевич Кремс
главный геолог, заместитель начальника управления по науке Ухтинского территориального геологического управления, доктор геолого-минералогических наук. Родился в местечке Зюд-Остов-Култук, недалеко от Баку (Азербайджан), в семье рыбака. Окончил трехклассную церковно-приходскую школу, а затем шестиклассное училище в Баку. С 16 лет остался без родителей на попечении старших братьев и сестры. В юности переболел тифом, болезнь дала осложнение – он потерял слух. В 1915 году поступил в политехническое училище в Баку, по окончании которого получил квалификацию техника-нефтепромысловика. Работал на промыслах Азербайджана чертежником, коллектором, геологом, старшим районным геологом Балаханского геологического бюро. В 1921-1931 годы учился заочно в Азербайджанском нефтяном институте по специальности «нефтепромысловое дело», получил диплом инженера-геолога. Вскоре занял высокую должность главного геолога «Азнефти», был награжден орденом Ленина. В 1934 году Кремс был приглашен на работу в Москву, назначен главным геологом Главного управления нефтяной промышленности Наркомтяжпрома СССР (и одним из ближайших помощников по промышленным делам академика И.М.Губкина). В этот же период он заведовал кафедрой разработки нефтяных и газовых месторождений в Московском нефтяном институте. В 1936 году в составе группы специалистов нефтяной промышленности был в командировке в США с целью ознакомления там с поисками, разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений. В конце 1930-х годов, после двух пятилеток невыполнения взятых плановых обязательств по добыче нефти в целом по СССР, все ездившие в Америку были репрессированы, большинство расстреляны. В сентябре 1938 года А.Я.Кремс был арестован, в 1939 году осужден особым совещанием НКВД на 8 лет лагерей с формулировкой в приговоре «За участие в троцкистской организации». Для отбытия наказания был направлен в Коми, в поселок Чибья недалеко от города Ухты. Здесь заключенного Кремса определили коллектором только что организованного бюро по проектированию Ярегской нефтешахты № 1. «Тяжелую нефть» Ярегского месторождения можно было добывать только шахтным способом, ранее не применяемым в СССР. Он показал себя грамотным геологом, и вскоре ему поручили составить геологическую часть обоснования для проекта шахты, что он и сделал весьма основательно. Затем он сам выступал в Москве по обоснованию проекта. В июле 1940 года А.Я.Кремс был досрочно освобожден и направлен на должность заместителя начальнкиа лагеря и начальника геологоразведочного отдела. О досрочном освобождении Кремса ходатайствовал перед органами НКВД академик А.Е.Ферсман, который перед этим побывал в Ухте и там общался с Андреем Яковлевичем. По другой версии досрочному освобождению способствовал сам Л.П.Берия, школьный друг А.Я.Кремса. В 1942 году А.Я.Кремс уже назначается на должность главного геолога «Ухтижемстроя» (с 1943 года Ухтинского комбината НКВД СССР). В 1944 году судимость была снята, реабилитирован в 1956 году. В течение 34-х лет А.Я.Кремс руководил геолого-разведочными работами и научными исследованиями по подготовке сырьевой базы на северо-западе европейской части России. В этот период здесь открыты более тридцати месторождений нефти и газа, в том числе уникальные Западно-Тэбукское и Усинское нефтяные, Вуктыльское газоконденсатное и другие. Эти открытия позволили создать в Республике Коми крупную нефтегазодобывающую промышленность и осуществить строительство газо- и нефтепроводов в центр и на северо-запад. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1969 года за большие заслуги в развитии геологоразведочных работ на нефть и газ и в связи с семидесятилетием Кремсу Андрею Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. С вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Руководил отделом в филиале Всесоюзного научно-исследовательского института газа в Коми АССР, был профессором Ухтинского индустриального института, доктор геологических наук (1947). Удостоен званий «Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР» (1944) и «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1946). Автор и соавтор 250 печатных работ по геологии, по проблемам поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, по формированию залежей и происхождению нефти и газа, четырех книг, статей в журналах, множества выступлений на страницах газет, 70 неопубликованных отчетов и записок. В числе работ – монографии: «Вопросы формирования структур и залежей нефти и газа Южного Тимана» (1947); «Основы шахтной разработки нефтяных месторождений» (1955); «История советской геологии нефти и газа» (1964) и др. Лауреат Сталинской премии (1947 – за разработку и внедрение шахтного способа добычи нефти: 1951). В 1973 году ему присвоено звание почетного гражданина Ухты. Его имя занесено в Книгу Вечной Трудовой Славы Коми АССР (1966). Скоропостижно скончался 31 мая 1975 года, на 76-м году жизни. Похоронен в городе Ухте, на кладбище по улице Загородной. Награжден тремя орденами Ленина (1931, 1952,1969), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1966), двумя орденами Красной Звезды (1945, 1946), медалями. В 1975 году имя ученого было присвоено улице (бывшей Студенческой), он проживал в доме № 3 по этой улице с 1959 года. В 1983 году его рабочий кабинет стал музеем-квартирой А.Я.Кремса, на доме установлена мемориальная доска с ученого. Его именем назван вид из класса брахиопод в девоне Русской платформы. Посмертно присвоено звание «Ухтинец ХХ века». О нем был снят документальный фильм, написана книга.
1899
Джеймс Фрэнсис Кэгни-младший (James Francis Cagney, Jr.)
американский актёр театра и кино, артист водевилей и танцор. Американский институт киноискусства поместил его на 8-е место в списке «величайших американских актёров всех времён» (The 50 Greatest American Screen Legends). Принадлежал к числу наиболее востребованных актёров первых лет звукового кинематографа и «Золотого века Голливуда». Кэгни дебютировал на сцене театра в 1919 году, появившись в ревю «Every Sailor». Год спустя он впервые выступил на Бродвее в пьесе «Pitter Patter». В течение нескольких лет успешно выступал в роли артиста водевилей, комика и танцора. В 1930 году дебютировал в кино, сыграв роль Гарри Делано в криминальной драме «Праздник грешника» режиссёра Джона Адольфи. Получив положительные рецензии на свои роли в театральных постановках и фильмах, подписал контракт со студией «Warner Bros.». В 1930-х и 1940-х годах прославился ролями гангстеров и головорезов, внеся большой вклад в развитие жанра гангстерского фильма. В 1942 году получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль за образ Джорджа М.Кохана в биографическом мюзикле «Янки Дудл Денди». В общей сложности за время своей карьеры в кино был номинирован на эту премию трижды. В 1984 году был награждён Президентской медалью Свободы. Среди его самых известных фильмов: «Враг общества» (1931), «Парад в огнях рампы» (1933), «В дело вступает флот» (1934), «Ангелы с грязными лицами» (1938), «Судьба солдата в Америке» (1939), «Янки Дудл Денди» (1942), «Белое каление» (1949), «Люби меня или покинь меня» (1955) и «Человек с тысячью лиц» (1957). В общей сложности Кэгни снялся в 62 картинах.
Ранние годы
Джеймс Фрэнсис «Джимми» Кэгни родился в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене, город Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Биографы не согласны с точным местом рождения актёра: это либо угол Avenue D и 8th Street, либо квартира на верхнем этаже по адресу 391 East Eighth Street, которая указана в свидетельстве о рождении. Его отец Джеймс Фрэнсис Кэгни-старший (1875—1918) имел ирландские корни. На момент рождения сына он работал барменом и занимался любительским боксом, хотя в свидетельстве о рождении Кэгни младший занесён в качестве телеграфиста. Матерью актёра была Кэролин Элизабет (урождённая Нельсон, 1877—1945), чей отец был норвежским капитаном корабля, а мать ирландкой. Кэгни был вторым из семи детей, двое из которых умерли через несколько месяцев после рождения. В детстве он был настолько болезненным ребёнком, что его мать боялась, что он умрёт прежде, чем его крестят. В последующие годы актёр связывал эту ситуацию с бедностью, в которой жила его семья. Таинство миропомазания было совершено в католической церкви св. Франциска Сальского на Манхэттене. В 1918 году окончил Stuyvesant High School в Нью-Йорке и продолжил своё образование в Колледже Колумбия в Колумбийском университете, где намеревался учиться в области искусства. Он присоединился к «Student Army Training Corps» и начал учить немецкий язык, но после смерти отца, вызванной пандемией гриппа, бросил университет после семестра учёбы и вернулся домой. Чтобы обеспечить семью, брался за разную работу, зарабатывая деньги, среди прочего, младшим архитектором, посыльным в редакции «The Sun», разносчиком книг в Нью-Йоркской публичной библиотеке, швейцаром в отеле, чертёжником и ночным портье. Работая в Нью-Йоркской публичной библиотеке, встретил Флоренс Джеймс, которая помогла ему в развитии актёрской карьеры. В юном возрасте начал обучаться чечётке (навык, который способствовал получению премии «Оскар»). Он имел обыкновение танцевать на наклонных дверях в погреб, за что получил прозвище «cellar door Cagney». Слыл хорошим уличным бойцом, при необходимости защищал своего старшего брата Генри, студента-медика. Как и отец, занимался любительским боксом и занял второе место за титул чемпиона штата Нью-Йорк в лёгком весе. Тренеры рекомендовали ему профессионально заниматься спортом, однако его мать не согласилась. Он также играл в бейсбол в полупрофессиональной местной команде и мечтал играть в Главной лиге. Интерес Кэгни к кино появился в результате стечения обстоятельств. Посещая свою тётю, которая жила в Бруклине возле Vitagraph Studios, он перелезал через забор, чтобы посмотреть на съёмки фильмов Джона Банни. Затем стал участвовать в самодеятельном театре, играя мальчика в китайской пантомиме в «Lenox Hill Neighborhood House», одном из первых сетлемент-клубов в стране. Он выступал вместе со своим братом Гарри в пьесе, поставленной Флоренс Джеймс, будущей подругой актёра. Первоначально Кэгни работал за кулисами, не проявляя интереса к самим выступлениям. Изменение произошло, когда в результате болезни старшего брата он был вынужден заменить его на сцене. Хотя он не был дублёром, обладая фотографической памятью, он выполнил все действия без каких-либо предварительных репетиций. Позже он появился во многих различных ролях в ряде театральных коллективов.
1920-е годы. Сценические выступления
В 1919 году, работая в универмаге «Wanamaker’s», узнал от коллеги о предстоящем производстве «Every Sailor». Военное представление, в котором хор состоял из солдат, одетых как женщины, изначально называлось «Every Woman». Кэгни был простушан на роль одного из участников хора. Он знал только один шаг — пибоди, разновидность бальных танцев, который он освоил до совершенства. Этого было достаточно, чтобы убедить продюсеров. Он узнал об остальных шагах от остальных танцоров, ожидая дальнейших действий. В последующие годы он признался, что эта роль позволила ему преодолеть свою стеснительность. «Там, на сцене, я не я, я не парень Джимми Кэгни. Я потерял всё его осознание, когда надевал юбку, парик, высокие каблуки, я делал пудру и наносил пудру.» Несмотря на положительный приём искусства, мать предпочла, чтобы её сын продолжил учёбу и получил хорошее образование. Кэгни высоко оценил заработок в 35 долларов, который он получил за неделю, назвав его «гора денег для меня в эти смутные дни». Желая пощадить страхи своей матери, он был нанят в качестве посредника в брокерском доме. Это не помешало ему заняться сценической деятельностью. Он ходил на прослушивания с участием хора в мюзикле Pitter Patter Уильяма Б. Фридландера. Когда он получил работу, он зарабатывал 55 долларов в неделю, из которых 40 долларов он посылал своей матери. Из-за сильной привычки иметь больше чем одну работу, Кэгни в то время был также платяным шкафом для одного из главных актёров, багажом для оставшегося броска и героем главного героя. Среди участников хора была 19-летняя Фрэнсис Уиллард «Билли» Вернон, на которой он женился в 1922 году. Это выступление положило начало 10-летним отношениям Кэгни с водевилем и Бродвеем. Джеймс и «Билли» были одними из первых жителей Свободного Акра, социального эксперимента, созданного Болтоном Холлом в Беркли-Хайтс, штат Нью-Джерси. Искусство Pitter Patter не имело большого успеха, но оно все ещё показывалось в течение 32 недель, позволяя Кэгни присоединиться к театру путешествий водевиля. Он и Вернон в основном путешествовали раздельно как часть нескольких разных трупп. У них была возможность выступить вместе как танцевальный дуэт «Вернон и Най» с простыми комедийными и музыкальными номерами. Одной из труппы, к которой присоединился актёр, был «Паркер, Рэнд и Лич», занявший вакансию, когда Арчи Лич, который впоследствии сменил имя на Кэри Грант, покинул её. В 1925 году Кэгни получил свою первую важную позорную роль, сыграв молодого человека в трехактной пьесе «Вне дома» драматурга и лауреата Пулитцеровской премии Максвелла Андерсона. Благодаря выступлениям в спектакле он зарабатывал 200 долларов в неделю. Как и в случае с Pitter Patter, Кэгни пошёл на прослушивание с небольшой надеждой получить роль. Он также не имел опыта в драме. Он чувствовал, что получил его только потому, что его волосы были более грубыми, чем у Алана Банса — второго, рядом с Кэгни, рыжеволосым художником в Нью-Йорке. Актёр получил положительные отзывы прессы. Еженедельный журнал «Жизнь» писал: «Мистер Кэгни в менее захватывающей роли [чем другие главные исполнители] делает несколько минут своего молчания во время сцены смоделированного процесса — это то, что многие более признанные актёры могут увидеть с пользой». Театральный критик Burns Mantle признал, что «в пьесе содержалась самая заслуживающая доверия актёрская игра, которую в настоящее время можно увидеть в Нью-Йорке». В последующие годы он открыл танцевальную школу для профессионалов и в течение четырёх месяцев играл главную роль в женской драме «Go Go Forever», режиссёр Джон Кромвель. Как он подчеркнул, это было «значительным» для него из-за «талантливых режиссёров, с которыми он имел возможность встретиться». Кэгни получил мнение новаторского учителя, поэтому, когда он сыграл в бродвейском мюзикле «Grand Street Follies» 1928 года, он также был хореографом. Искусство получило положительные отзывы в прессе. Год спустя он появился в продолжении Гранд-стрит Фоллис 1929 года. Эти роли стали источником вдохновения для создания произведения «Мэгги Великолепная» драматурга Джорджа Келли. Хотя сама игра не получила признания среди критиков, роль Кэгни получила высокую оценку.
1930-е годы. «Warner Bros.»
В постановке «Maggie the Magnificent» он сыграл вместе с Джоан Блонделл, с которой он также появился в спектакле Penny Arcade. Критики льстили творениям главных героев. Эл Джолсон приобрёл права на спектакль за 20 тысяч долларов. Затем они были перепроданы «Warner Bros.» с оговоркой, что Блонделл и Кэгни будут сниматься в версии фильма. Премьера фильма под названием «Праздник грешника» (режиссёр Джон Г.Адольфи) состоялась 11 октября 1930 года. Кэгни получал 500 долларов в неделю в обмен на подписание трехнедельного контракта с лейблом. В картине Адольфи он создал фигуру Гарри Делано, крутого парня, который становится убийцей, но вызывает сострадание к своему несчастному детству. Роль симпатичного «злого» героя часто повторяется в его более поздних фильмах. На съёмочной площадке он также проявил большое упрямство и твердость, отказываясь, среди прочего, режиссёр произнес одно из предложений: "В фильме был вопрос, который мне пришлось постучать по груди моей матери … [Этот вопрос] звучал так: «Я твой ребёнок, не так ли?» Я отказался сказать это. Адольф ответил: «Я расскажу Зануку». Я ответил: «Я в заднице, что ты ему скажешь, я не скажу, дело». Наконец, предложение, являющееся предметом аргумента, было удалено из текста. Несмотря на этот инцидент, актёр пользовался доверием представителей студии, которые продлили контракт с ним за четыре недели до окончания производства, а затем представили семилетний контракт. Под ним Кэгни зарабатывал 400 долларов в неделю. Он поделился своей зарплатой со своей ближайшей семьёй. Он получил лестные отзывы о своём дебюте в кино. В том же году он снялся в месте преступления «Ворота в ад» (режиссёр Арчи Майо), вновь сыграв роль гангстера. Фильм оказался кассовым успехом и оказал значительное влияние на растущую репутацию Кэгни. На волне большого интереса к гангстерскому кинематографу, «Warner Bros.» реализовал в 1931 году картину «Маленький Цезарь» с Эдвардом Г.Робинсоном в главной роли, а затем приступил к работе над «Врагом общества» режиссёра Уильяма Уэллмана.
С Гейл Пейдж в фильме «Время твоей жизни» (1948)
«Враг общества»
Из-за лестных рецензий, собранных для двух предыдущих фильмов, Кэгни была дана роль «хорошего» героя Мэтта Дойла, а Эдварду Вудсу — «плохого» Тома Пауэра. После первых кадров роли обоих актёров были изменены. Бюджет имиджа составил 151 тыс. долларов, но это стало одним из первых малобюджетных производств с доходом, превышающим миллион долларов. За создание образа Пауэра Кэгни получил признание критиков. New York Herald Tribune пишет: «Самое беспощадное, бессмысленное описание зла маленького убийцы, когда-либо созданного». После премьеры картины Кэгни стал звездой. Хотя он осознавал важность этой роли для своей карьеры, он всегда сомневался в том, что она изменила способ, которым изображались герои и главные роли в фильме. Он вспомнил пример удара Барбари Стэнвик Кларком Гейблом в фильме «Nocna nurarka» (режиссёр Уильям А. Веллман), который он считал более важным. У многих критиков есть сцена, в которой герой, которого играет Кэгни, разбивает грейпфрут на лице Мэй Кларк, которого он считает одним из самых запоминающихся в истории фильма. Идея его реализации была предметом обсуждения. Сам Кэгни признался: «Мне жаль, что я согласился когда-нибудь разбить грейпфрут. Я никогда не ожидал, что это будет показано в фильме. Режиссёр Уильям Уэлман неожиданно придумал эту идею. Это даже не было написано в сценарии». Многие последующие постановки подражали знаменитой сцене, в том числе Ли Марвин брызгает горячий кофе на лицо Глории Грэйм в фильме «Баннион» (1953, режиссёр Фриц Ланг). После положительного приёма «Маленького Цезаря» и «Врага общества», лейбл «Warner Bros.» решил привлечь Кэгни и Робинсона к криминальной драме «Умные деньги» (режиссёр Альфред Э.Грин). Кэгни появился в роли второго плана, сыграв персонажа Джека. Подобно предыдущему рисунку, персонаж, созданный актёром, проявил физическую жестокость по отношению к женщине (в исполнении Эвалин Кнапп). С введением Кодекса Хейса, особенно указа о насилии на экране, Warner Bros. позволило Кэгни изменить свой имидж. Актёр сыграл вместе с Джоан Блонделл в романтической комедии «Безумная блондинка» (режиссёр Рой Дель Рут). Когда проект был закончен, «Враг общества» всё ещё заполнял кинотеатры во время вечерних показов. Кэгни начал сравнивать свою заработную плату с другими актёрами, убеждением, что его контракт позволяет ему корректировать свои доходы в зависимости от успеха фильмов, в которых он сыграл. Warner Bros. не согласился и отказался поднять. Студия настаивала на том, что актёр все равно будет продвигать свои фильмы, и даже те, в которых он не выступал. Находясь в Нью-Йорке, его брат исполнял обязанности агента, и он давил на представителей лейбла, чтобы увеличить свою зарплату и свободу выбора ролей. Успех публики «Врага общества» и «Безумной блондинки» вынудили «Warner Bros.» дать согласие на увеличение гонорара. Кэгни зарабатывал 1000 долларов в неделю согласно новому контракту. Его первым фильмом по возвращении из Нью-Йорка была картина «Такси!» (режиссёр Рой Дель Рут), где он выступал с Лореттой Янг. В фильме впервые на экране представлены его танцевальные навыки, а в последний раз он позволил себе снимать с настоящими боеприпасами, относительно частыми в то время в фильмах (ранее в него стреляли во «Враге общества», но в «Такси!» это было почти достаточно, чтобы быть поражённым). В начальной сцене этого фильма он бегло говорил на идише, который использовал в детстве в Нью-Йорке. Образ Рут получил благоприятные мнения. Несмотря на успех производства с его участием, Кэгни не был удовлетворен контрактом. Актёр хотел заработать больше денег в случае положительного приёма фильмов, но он также предложил более низкое вознаграждение в случае, если они окажутся неудачниками. Кэгни хотел заработать 4000 долларов в неделю, так же, как Эдвард Г.Робинсон, Дуглас Фэрбенкс-младший и Кэй Фрэнсис. Представители фабрики отказались и отстранили актёра. Кэгни объявил, что он сделает ещё три фильма бесплатно, если Warner Bros. оставит пять лет до выполнения контракта. Он также угрожал отказаться от Голливуда и вернуться в Колумбию, чтобы начать медицинские исследования, как его братья. После шести месяцев отстранения Франк Капра увеличил зарплату Кэгни примерно до 3000 тыс. долларов в неделю, гарантируя ему главные роли и участие не более чем в четырёх фильмах в год. Узнав о системе продажи кинотеатров, изучив несколько фильмов в одном пакете (блочное бронирование), что почти всегда гарантировало им большую прибыль, Кэгни регулярно отправлял деньги своим друзьям, хотя и старался не обнародовать этот факт. Его настойчивое желание сниматься не более чем в четырёх фильмах в год было связано со знаниями актёров, даже несовершеннолетних, которые часто работали по 100 часов в неделю, чтобы иметь возможность снимать больше фильмов. Этот опыт стал важной причиной участия Кэгни в создании Гильдии киноактёров в 1933 году. Кэгни с успехом воплотил в классическом Голливуде типаж «плохого парня». Его хрипловатый раскатистый голос выдавал неистощимые запасы взрывного темперамента. Всю свою жизнь он боролся с навязываемым ему типажом. Его актёрский диапазон простирался от ролей в экранизациях Шекспира («Сон в летнюю ночь» Макса Рейнхардта) до сатирических комедий («Один, два, три» Билли Уайлдера). Свой единственный «Оскар» он выиграл за мюзикл «Янки Дудл Денди» (1942), когда являлся президентом Гильдии киноактёров США (1942—1944). После неудачного режиссёрского опыта в 1957 году Кэгни стал сокращать свои появления в кино. В 1970-е годы из-за проблем со здоровьем он окончательно отошёл от работы в кино и написал книгу мемуаров. В 1981 году по приглашению Милоша Формана исполнил небольшую, но запоминающуюся роль в «Рэгтайме». Умер в городе Стэнфорд, округ Датчесс, штат Нью-Йорк, США, 30 марта 1986 года. На похоронах актёра на кладбище «Врата Небес» в пригороде Нью-Йорка с проникновенной речью выступил его старый товарищ, Рональд Рейган, назвавший его одним из лучших актёров Америки. За два года до этого Рейган вручил ему высшую гражданскую награду США — Президентскую медаль Свободы.
Семья
Братья: Эдвард Кэгни, Уильям Кэгни. Сестра: актриса Джинн Кэгни. Жена: Фрэнсис Кэгни. Дети: Джеймс Кэгни мл. и Кэтлин Кэгни.
Избранная фильмография
Литература: James, Florence. Fists Upon a Star: A Memoir of Love, Theater, and Escape from McCarthyism — University of Regina Press, 2013. — P. 44—46. — ISBN 9780889772601; Gallagher, Brian Some Historical Reflections on the Paradoxes of Stardom in the American Film Industry, 1910–1960: Part Six; McCabe, John[англ.]. Cagney — Paperback. — London: Aurum Press, 2002. — ISBN 1-85410-833-6; McGilligan, Patrick[англ.]. Cagney: The Actor as Auteur — New York: A. S. Barnes and Co., Inc., 1975. — ISBN 0-498-01462-2; Warren, Doug; Cagney, James. Cagney: The Authorized Biography — Mass Market. — New York: St. Martin's Press[англ.], 1986. — ISBN 0-312-90207-7.
1900
Франсиско Ахеа Эрмоса (испанское имя — Francisco Agea Hermosa)
мексиканский пианист и музыкальный педагог. Родился в Такубайя (рабочий район на западе центральной части Мехико). Начал учиться как пианист у Педро Луиса Огасона. Завершив своё музыкальное образование под руководством Мануэля Понсе и Карлоса Чавеса, многие годы входил в ближайшее окружение последнего. Был правой рукой Чавеса в Симфоническом оркестре Мексики, действовавшем в 1928—1949 гг., и по итогам работы этого коллектива выпустил подробную хронологию его деятельности (испанское название — 21 años de la Orquesta Sinfónica de México, 1928-1948). В 1944—1945 гг. возглавлял Национальную консерваторию; среди учеников Ахеа, в частности, Энрике Батис. Выступал как аккомпаниатор с ведущими мексиканскими солистами — в частности, со скрипачом Сильвестре Ревуэльтасом и сопрано Лупе Медина (начиная с их совместных гастролей по северу Мексики в 1926 году). С 1936 г. постоянно выступал как автор концертных программ. Умер 24 июля 1970 года.
1900
Емельян Иванович Просяник
стрелок 17-й гвардейской Краснознаменной, ордена Суворова механизированной бригады 6-го гвардейского Львовского Краснознаменного механизированного корпуса 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии красноармеец. Родился в селе Хотень ныне посёлок городского типа Сумского района Сумской области (Украина), в семье рабочего. Украинец. После окончания трех классов земской школы помогал родителям по хозяйству. С 1932 года и до начала войны работал кузнецом в МТС. С сентября 1941 по август 1943 года жил на оккупированной немцами территории. В Красной Армии с сентября 1943 года. Участник Великой Отечественной войны с октября 1943 года. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Освобождал города и села Правобережной Украины, Чехословакию, сражался в Берлине. Был дважды ранен. Стрелок 17-й гвардейской Краснознаменной, ордена Суворова механизированной бригады (6-й гвардейский Львовский Краснознаменный механизированный корпус, 4-я танковая армия, 1-й Украинский фронт) гвардии красноармеец Е.И.Просяник одним из первых в бригаде 25 января 1945 года форсировал Одер в районе города Кёбен (Хобеня, Польша), был ранен, но остался в строю. В бою за плацдарм гранатами и в рукопашной схватке уничтожил двенадцать гитлеровцев. 26 января 1945 года участвовал в бою за город Кёбен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях против фашистских захватчиков на Одере, гвардии красноармейцу Просянику Емельяну Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№6009). В августе 1945 года Е.И.Просяник был демобилизован. Жил в родном посёлке. Работал в государственном банке, затем в колхозе посёлка Хотень. Умер 23 июля 1990 года. Похоронен на кладбище в посёлке городского типа Хотень. Награжден орденами Ленина (10 апреля 1945), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), медалями. В городе Сумы, в начале улицы имени Героев Сталинграда, создана аллея Славы, где представлены портреты 39 Героев Советского Союза, чья судьба связана с городом Сумы и Сумским районом, среди которых портрет Е.И.Просяника.
В посёлке городского типа Хотень Сумского района Сумской области (Украина) в начале улицы Почтовая, на которой жил Герой, установлен памятный знак;
на здании школы, в которой он учился - мемориальная доска.
1901
Апполон Васильевич Каторгин
советский хормейстер, один из организаторов и первый художественный руководитель Удмуртского государственного ансамбля песни и танца "Италмас"
1901
Апбай Сарыев
старший чабан каракулеводческого совхоза «Сайван» Министерства внешней торговли СССР, Бахарденский район Ашхабадской области Туркменской ССР. Родился на территории Хивинского ханства, в советское время – Ашхабадской области Туркменской ССР, с 1992 года – Ахалский велаят Туркмении, в семье потомственного скотовода. По национальности туркмен. С юных лет помогал родителям в животноводстве. С образованием каракулеводческого совхоза «Сайван» Бахарденского района Апбай Сарыев работал чабаном по выращиванию тонкорунных овец, шкурки которых особо ценились и пользовались большим спросом на международном рынке. По итогам работы в 1947 году он получил 93,8 процента каракульских смушек первых сортов и 111 ягнят к отбивке, включая забитых на смушки каждые 100 каракульских маток от имевшихся на начало года 546 маток. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Сарыеву Апбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё семеро тружеников совхоза «Сайван» во главе с управляющим 3-й фермой Мамелеком Сараджаевым. Апбай Сарыев трудился в совхозе чабаном до своей кончины в июне 1976 года. Награждён орденом Ленина (15 сентября 1948), медалями.
1901
Бруно Ясенский (польское имя — Bruno Jasieński; настоящее имя — Виктор Яковлевич Зисман, Wiktor Zysman)
польский и русский советский писатель ("Человек меняет кожу", "Заговор равнодушных", "Я жгу Париж"). Родился в местечке Климентов Сандомирского уезда Радомской губернии (ныне Польша), в семье врача. Окончил Краковский университет (1922). Активно печататься его стихи стали после победы пролетарской революции, горячим сторонником которой Ясенский себя считал, то есть, с 1918. С 1918 пишет и печатает стихи. Примыкал к группе польских футуристов. С 1925 живёт в Париже, вступает в ряды Французской компартии. В 1929 переезжает в СССР. На закате двадцатых переехал в СССР, где и остался, начав писать на русском; его самым значимым произведением осталась эпопея, посвященная классовой борьбе в Таджикистане – "Человек меняет кожу". Избран секретарем Международного объединения рабочих писателей. Автор романа «Человек меняет кожу» (части 1-2, 1932—1933), книги «Я жгу Париж», новелл «Мужество» (1935), «Главный виновник» (1936), сатирической повести «Нос» (1936). Его последний роман "Заговор равнодушных" (незакончен, опубликован в 1956) имел эпиграф: "Не бойся врага - он может только убить; не бойся друга - он может только предать; бойся равнодушного - эти не убивают и не предают, но при их попустительстве совершаются все убийства и предательства". Роман остался неоконченным - автора расстреляли 17 сентября 1938 года. Посмертно реабилитирован.
Сочинения: Избранные произведения (Предисловие А.Берзинь), тома 1—2, Москва, 1957; Слово о Якубе Шеле. Поэмы и стихотворения. (Предисловие А.Гидаша), Москва, 1962; Человек меняет кожу. (Послесловие В.Оскоцкого), Москва, 1969.
Литература: Озеров В., Живые нити времени, "Знамя", 1956, № 10; Кардин В., Благодатное солнце, в его книге: Верность времени, Москва, 1962; Stern A., Bruno Jasienski, Warsz., 1969; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, том 7, часть 2, Москва, 1972.
1902
Алексей Александрович Мюрисеп
советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1926. Родился в деревня Вялта Кингисеппского района (ныне Эстонии), в семье матроса. Окончил Томский электромеханический институт железно-дорожного транспорта (1937). Трудовую деятельность начал в 1918 в Енисейском речном пароходстве. В 1924-1926 в Красной Армии. В 1926-1931 на советской и профсоюзной работе, с 1937 на железно-дорожном транспорте. В 1945-1949 в аппарате ЦК КП (б) Эстонии, в 1948-1949 секретарь ЦК. В 1949-1951 заместитель председателя, в 1951-1961 председатель Совета Министров Эстонской ССР. С 1961 председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР и заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. На 19-22-м съездах избирался кандидатом в члены ЦК КПСС, на 23-м членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4-7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Умер в Тарту 7 октября 1970 года.