-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112293
Комментариев: 6804
Написано: 120768


16 июля родились...

Вторник, 16 Июля 2024 г. 03:59 + в цитатник
Rodenbach (522x700, 231Kb)
1855
Жорж Роденбах (французское имя — Georges Rodenbach)
бельгийский писатель, адвокат, писал на французском языке. Родился в Турне, Бельгия. Происходил из известной бельгийской семьи. Мать по происхождению была француженкой, отец — немцем. Учился в Генте, в коллеже подружился с Э.Верхарном. Закончил коллеж Сент-Барб в Генте — описание которого можно не раз встретить в произведениях Ж.Роденбаха. Часто поэт вспоминал и своих учителей, и товарищей, рассказывал о том строгом режиме, которому подвергались мальчики. Приехал в Париж в 1877 г. и решил остаться там после короткой стажировки в брюссельской коллегии адвокатов. В конечном счете он — парижанин в гораздо большей степени, чем поэт из Брюгге. Леви-Дюрмер оставил превосходный портрет поэта, выделив его тонкий профиль, голубые глаза, светлые тонкие волосы, элегантную и аристократическую внешность. Первую книгу стихов «Очаг и поле» выпустил в 1877 году. Работал юристом и журналистом. Литературная карьера Роденбаха длилась около двадцати лет и завершилась «Гладью родного неба» (1898). Его поэтическая активность была особенно интенсивной между 1881 и 1889 гг., когда он стал рупором журнала «Молодая Бельгия». Именно в это время он выпускает книги стихов «Элегантное море», «Светская зима» (1884) и «Чистая юность» (1886), в которых обретает творческую зрелость. Он уже продемонстрировал это в «Городе прошлого», где свит «запутанный клубок воспоминаний». После «Книги Иисуса» (1888) следуют сборники «Царство молчания» (1891), «Замкнутые жизни» (1896), «Отблески родного неба». С 1887 года жил в столице Франции, поддерживал отношения с Малларме, Роденом, Альфонсом Доде, М.Прустом. Жорж Роденбах умер в городе Париже от тифлита 25 декабря 1898 года.
RodenbachTombeau (674x700, 657Kb)
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Совет города Брюгге отказал в установке ему памятника (писал на французском языке, а совет города состоял почти целиком из представителей клерикальной и узко фламандской партии). Памятник был установлен в Генте, где протекали юные годы поэта, возле маленького бегинажа, где поэт проходил почти ежедневно в юности. Памятник Роденбаху — работы бельгийского скульптора Ж.Мина представляет из себя задумчивую фигуру, всю окутанную покрывалом. Торжество открытия памятника происходило 13 июля 1903 года и в этот день все парижские и бельгийские газеты поместили статьи о Роденбахе, подробные описания торжества, воспроизвели произнесенные речи и снимки с памятника.
RodenbachBegijnhofdries_Gent) (700x473, 462Kb)
Памятник в Генте
Творчество и признание
Известность Роденбаху принесла повесть «Мёртвый Брюгге» (1892), опубликованная в газете «Фигаро». Он полон воспоминаний о Фландрии, с ее башнями, старыми домами, хранящими тишину монастырями, дремлющими водами. Все это произведет сильное впечатление на Рильке. Но еще раньше Верхарн, друг и соотечественник Роденбаха, увидел в нем «поэта мечты и мастера изысканного стиля, что позволяет поставить его рядом с друзьями и учителями — Эдмоном де Гонкуром и Стефаном Малларме, которые любили Роденбаха так же, как и он их». Она была неоднократно экранизирован, в том числе, русским кинорежиссёром Евгением Бауэром — фильм «Грёзы» (1915). В 1920 Эрих Корнгольд написал по мотивам этого произведения оперу «Мёртвый город». Городу Брюгге также посвящён роман писателя «Звонарь» (1897). Опубликовал восемь сборников стихов, четыре романа и повести, несколько сборников рассказов, пьесы, литературную критику. На рубеже веков Роденбах считался крупнейшим, наряду с Метерлинком, франкоязычным писателем-символистом, его книги широко переводились в Европе, в том числе — в России. Сводные издания: Oeuvres en prose & oeuvres poétiques. Bruxelles: Le Cri, 2000. Публикации на русском языке: Собрание сочинений в 5-ти томах. Москва: Издательство В.М.Саблина, 1909; [Стихи]// Европейская поэзия XIX века. Москва: Художественная литература, 1977, страницы 134-136; Мертвый Брюгге. Томск: Водолей, 1999; [Стихи]// Умственный аквариум: Из поэзии и прозы бельгийского символизма. Санкт-Петербург: XXI век, 2003, страницы 8-57. Литература: Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Составил Ж.Кассу. Перевод с французского Н.В.Кисловой, Н.Т.Пахсарьян. Научный редактор и автор послесловия В.М.Толмачёв. Москва. Республика, 1998; Gourmont R. de. La Belgique littéraire. Paris: G. Crès, 1915; Mosley P. Georges Rodenbach: critical essays. Madison: Fairleigh Dickinson UP; London; Cranbury: Associated UP, 1996; Modenesi M. Il malinconico incantesimo: la narrativa di Georges Rodenbach. Milano: Vita e pensiero, 1996; Ziegler R. Beauty raises the dead: literature and loss in the fin de siècle. Newark: University of Delaware Press; London: Associated UP, 2002; Schoolfield G.C. A Baedeker of decadence: charting a literary fashion, 1884—1927. New Haven: Yale UP, 2003; Gorceix P. Georges Rodenbach: 1855—1898. Paris: Champion, 2006; Венгерова З.А. Роденбах, Жорж // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Веселовская М. Жорж Роденбах. Москва, 1917; Верхарн Э. Жорж Роденбах// Умственный аквариум, страницы 284-296.

Bojovic (511x700, 164Kb)
1858
Петар Бойович (сербское имя — Петар Бојовић)
сербский военачальник, воевода. Родился в деревне Мишевицы, близ Нова-Вароша. Образование получил в артиллерийской школе в Белграде (1883). Ещё будучи курсантом принял участие в сербско-турецкой войне 1876—1878, во время которой состоял при штабе. Во время сербско-болгарской войны 1885 принимал участие в бомбардировках Врабчи, Сливницы и др. городов. С декабря 1885 и до конца войны и. о. начальника штаба Шумадийской дивизии. В декабре 1887 командирован во Францию, где 2 месяца изучал военные науки. По возвращении в 1888-90 служил в Генштабе. С 1900 командовал бригадой, дивизионной областью, был помощником и заместителем начальника Генштаба, командовал дивизией. Во время Первой Балканской войны — начальник штаба 1-й армии, командующим которой номинально являлся наследный принц Александр Фактически руководил действиями армии. Одержал победу в Куманской и Битольской битвах. Принимал участие, в качестве военного эксперта, в мирных переговорах, предшествовавших окончанию войны, а затем был назначен командиром Приморского корпуса в Албании. Во время Второй Балканской войны вновь занимал пост начальник штаба 1-й армии. Разгромил болгарские войска в Брегалничском сражении. В начале Первой мировой войны назначен командующим 1-й армией (начальник штаба полковник Терзич), в состав которой вошли 1-я Тимокская, 2-я Тимокская и 2-я Моравская дивизии, а также Браничевский отряд полковника Милоша и кавалерийская дивизия полковника Йовановича. Провел ряд успешных боев при Шабаце. Под Евремовчей был тяжело ранен в ногу, но остался в строю и руководил форсированием р. Савы на участке Склеа — Подгорица, а затем занял армией рубеж Стара Пазова — Голубиничи — Ярак, отбросив части 2-й австро-венгерской армии. После падения Белграда (1915) возглавил группу войск, осуществлявшую оборону сербско-болгарской границы. Во время отступления сербских войск под натиском армий генерала Макензена Бойович 12 января 1916 принял на себя исполнение обязанностей заболевшего начальника штаба Верховного командования Радомира Путника.
Bojović_monument_(Belgrade) (525x700, 438Kb)
Памятник Петару Божовичу в Белграде (рынок Каленич)
Руководил эвакуацией сербской армии на остроф Корфу. 19 июня 1918 принял командование 1-й армией на Салоникском фронте. В сентябре 1918 в состав армии входили Дринская, Дунайская, Моравская пехотные дивизии и кавалерийская дивизия генерала Георгиевича. После поражения болгарских войск руководил наступление на германские позиции и 1 ноября 1918 освободил Белград. С марта 1921 по 1922 начальник Генштаба. В дальнейшем отошел от активной деятельности, но перед самым началом наступления на территорию Югославии войск нацистской Германии в 1941 Бойович был назначен помощником Верховного главнокомандующего, но уже не смог принять никаких мер по сопротивлению агрессору; впрочем, после капитуляции он поддержал четников Драже Михайловича. 19 января 1945 года в дом Бойовича ворвались партизаны, которые потребовали от генерала немедленно покинуть дом. В результате завязалась драка, от полученных травм генерал скончался. 20 января 1945 года он был тайно похоронен на Новом кладбище Белграда. Петар Бойович является автором многочисленных мемуаров и военно-теоретических трудов. Награды: Орден Святого Саввы III степени; Офицер ордена Таковского креста; Кавалер ордена Звезды Карагеоргия; Кавалер ордена Белого орла (Сербия); Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Великий командор ордена Спасителя; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Рыцарь-командор ордена Святых Михаила и Георгия; Кавалер ордена Данеброг; Большой офицерский крест ордена «За военные заслуги»; Орден «За гражданские заслуги» I степени (Болгария); Орден «Святой Александр» II степени; Орден Святого Георгия IV степени. Источники: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель).

Eugène_Ysaÿe (432x700, 180Kb)
1858
Эжен Изаи (французское имя — Eugène Ysaÿe)
бельгийский скрипач, дирижёр и композитор. Родился в Льеже. Получил первые уроки музыки у своего отца, скрипача и дирижёра. Затем учился в Льежской консерватории у Дезире Хейнберга, Леона и Родольфа Массаров. Окончив консерваторию в 1874 г., он ещё некоторое время занимался в Брюсселе под руководством Генрика Венявского и наконец в 1876—1879 гг. совершенствовал своё мастерство в Париже у Анри Вьётана. В 1880—1882 гг. Изаи занимал пост концертмейстера в берлинском оркестре Беньямина Бильзе (сменив на этой должности своего соотечественника Сезара Томсона); в этот же период он совершил концертную поездку по Скандинавии вместе с Антоном Рубинштейном. В 1883—1886 гг. Изаи жил и работал в Париже, где у него установились личные и творческие связи с ведущими французскими композиторами — в частности, Сезар Франк в качестве подарка по случаю свадьбы Изаи с Луизой Бурдо (сентябрь 1886 г.) посвятил ему свою Сонату для скрипки и фортепиано. С 1886 г. обосновался в Брюсселе. Стал в 1886 профессором Брюссельской консерватории. Создатель симфонического общества «Концерты Изаи» (1895). В Брюсселе Изаи является одним из участников художественного сообщества «Клуб двадцати». В 1894 впервые гастролировал в Америке и в 1918 стал дирижером городского оркестра в Цинциннати. По стилю игры Изаи принадлежал эпохе романтизма, но отличался сдержанностью; в отличие от многих виртуозов он был отличным ансамблистом. Среди его сочинений – одна опера, шесть скрипичных концертов и множество мелких пьес. Э.Изаи принадлежал к триаде великих скрипачей, царивших на концертной эстраде в конце XIX и начале XX вв. Наряду с классическим величием Й.Иоахима, потрясающей легкостью и чувствительностью П.Сарасате, искусство Э.Изаи несло дух свободной поэтической импровизации. Последний по времени скрипач романтического направления, он захватывал глубокой экспрессией игры, завораживающей силой ритма, выразительностью и блеском техники, яркостью создаваемых музыкальных образов. Его исполнение внесло свежую струю в скрипичное искусство и оказало сильное влияние на Ф.Крейслера, Ж.Тибо, Дж.Энеску. Э.Изаи был вдохновителей и первым исполнителем многих произведений современных ему французских и бельгийских композиторов, для него написаны и ему посвящены «Поэма» для скрипки и с оркестром и концерт Э.Шоссона, соната для скрипки и фортепьяно и струнный квартете С.Франка, струнный квартет К.Дебюсси. Но Э.Изаи и сам был талантливым композитором. Начав с подражания А.Вьётану, с годами он пришел к созданию собственного стиля, в котором весьма своеобразно претворил влияние С.Франка и французских импрессионистов. Большинство сочинений Э.Изаи программны и написаны в свободной «поэмной» форме, в них он применил ряд технических упрощений и разносторонне использовал звучание открытых струн, с необычайной полнотой и красочностью раскрыв звучание скрипки. Ему также принадлежит ряд транскрипций, редакций классических произведений, каденций к концертам Дж.Виотти, В.Моцарта…" «...Искусству заставить скрипку говорить научил меня отец». Жизненные условия Эжена были тяжелыми. Семья жила в нужде, и ему уже с семи лет приходилось совмещать учение с работой в оркестре. ...он не унывал и в музыкальных занятиях находил утешение. «Я чувствую себя счастливее всего, - говорил он, - когда я играю. Тогда я люблю все в мире. Я даю волю чувству и сердцу...» Его отличали большой певучий звук, артистизм, эмоциональность, щедрая сердечность, широкая и многогранная, поразительно богатая духовная культура. «Его исполнение, - вспоминал Карл Флеш, - говорило о нем как об импульсивном романтике, которого интересовали не нотные знаки, мертвые буквы, а их дух, непередаваемый графически. Изаи был мастером полного фантазии, живого рубато, интересным интерпретатором Вьетана... В нашей памяти он всегда остается рыцарем скрипки, последним виртуозом величайшего масштаба - вечная путеводная звезда в истории нашего искусства." "Выполнять обозначенные нюансы — это еще не все, — говорил Изаи, — надо уметь их хорошо выполнять. А иногда надо уметь и воздерживаться от их применения". Таким образом, в его понимании сочетались свобода и обусловленность исполнительского творчества. Вспоминаются слова замечательного французского скрипача Жака Тибо, хорошо знавшего Эжена Изаи. «Благодаря ему, скрипичное искусство возродил дух свободы, свободы не анархической, а основанной на самой глубокой любви к своему искусству, на самом широком его понимании». А вот что сказал большой друг музыканта Пабло Казальс: «Каким огромным художником был Изаи! Когда он появлялся на эстраде, казалось, что выходит какой-то король. Красивый и гордый, с гигантской фигурой и обликом молодого льва, с необычайным блеском глаз, яркими жестами и мимикой — он сам уже представлял собою зрелище. Я не разделял мнения некоторых коллег, упрекавших его в излишних вольностях в игре и в чрезмерной фантазии. Надо было учитывать тенденции и вкусы эпохи, в которую формировался Изаи. Но самое важное это то, что он сразу же покорял слушателей силой своего гения». После смерти Изаи на завещанный им капитал в Брюсселе были организованы конкурсы имени Изаи. Умер в Брюсселе 12 мая 1931 года.
Eugène_YsaÿeSépulture (525x700, 402Kb)
Похоронен на кладбище Икселя в пригороде Брюсселя.
Изображён на бельгийской почтовой марке 1958 года. Сочинения: Творческое наследие Изаи включает свыше пятидесяти сочинений самых разнообразных жанров. Написал 8 скрипичных концертов, вариации на тему Паганини и другие. Большое количество произведений для скрипки, среди которых 6 сонат-соло (1923). Каждая из шести сонат посвящена одному из известных скрипачей — современников автора: Первая — венгру Йожефу Сигети, Вторая — французу Жаку Тибо, Третья — румыну Джордже Энеску, Четвёртая — австрийцу Фрицу Крейслеру, Пятая — бельгийцу Матьё Крикбому, Шестая — испанцу Мануэлю Кироге. Также им написана опера «Шахтёр Пьер» (1931) — «лирическая драма на валлонском диалекте». Литература: Гинзбург Л., Эжен Изаи, Москва, Государственное музыкальное издательство, 1959. — 198 страниц; Гинзбург Л.С. Эжен Изаи. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1959. — 198 страниц; Раабен Л.Н. Эжен Изаи // Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград: Музыка, 1966. — Страницы 167—182. — 280 страниц; Мнацаканян Г.А. Эжен Изаи в Санкт-Петербурге // РГПУ имени Герцена. Методологические проблемы современного художественного образования. Часть первая: Проблемы теории и истории искусства. Материалы межвузовского научно-практического семинара (23 марта 2007). — Санкт-Петербург, Издательство политехнического университета, 2007. — Страницы 112—118; Мнацаканян Г.А. Интерпретация Шести сонат для скрипки соло Эжена Изаи // Opera musicologica. — 2012. — № 1 — Страницы — 90; Мнацаканян Г.А. О композиторском творчестве Эжена Изаи: опыт постановки вопроса // Музыковедение. — 2013. — № 1. — Страницы 14—17.

Russell_-_c_1888 (493x700, 267Kb)
1858
Джон Питер Расселл (John Peter Russell)
австралийский художник-импрессионист. Дж.П.Расселл родился в Сиднее, в состоятельной семье шотландского инженера Джона Расселла, мать его была уроженкой Лондона. Отец мальчика ещё ребёнком попал в Австралию и впоследствии стал совладельцем инженерной фирмы. Интерес к живописи появился у Расселла-младшего ещё в детстве. Дж.П.Расселл получил инженерное образование. После смерти отца в 1879 году, унаследовав большое состояние, Расселл решил посвятить себя искусству и в январе 1881 года поступил на курсы в лондонскую Школу изобразительного искусства Слейда, в которой проучился 7 лет. В Лондоне учителем Расселла был Альфонс Легрос, затем, в Париже — Фернан Кормон, в школе которого Расселл познакомился и подружился с Винсентом ван Гогом. В 1888 году австралийский художник женился на модели Огюста Родена — красавице-итальянке Марианне Антуанетте Маттиоччо. В том же году семья уехала в Бретань и Расселл построил на острове Бель-Иль себе усадьбу. В 1897 и в 1898 годах Расселла на Бель-Иль посещал Анри Матисс. Расселл познакомил своего гостя с импрессионистской живописью и с работами Ван Гога, который тогда ещё был малоизвестен. После знакомства с Расселлом Матисс признавался: Расселл был моим учителем. Он разъяснил мне теорию цвета. В свою очередь, Ван Гог высоко ценил талант Расселла и после своего первого летнего сезона в 1888 году в Арле отправил австралийцу для оценки 12 написанных тогда картин. С Расселлом часто вместе работал и Клод Моне. После смерти Марианны в 1908 году Расселл покинул Бель-Иль и приехал в Париж. В 1912 году он вторично женился — на американской певице Кэролайн де Витт Меррилл. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, художник уехал в Англию. После окончания войны Расселл с семьёй 2 года жил в Новой Зеландии, затем переехал в Сидней. Умер в родном городе 22 апреля 1930 года.
Russell_Autoportrait (571x700, 510Kb)
Джон Питер Рассел: автопортрет (около 1886, масло по дереву, Музей изобразительных искусств Морле)
Творчество
Первоначально художник занимался преимущественно портретной живописью. Затем писал пейзажи и морские ландшафты, а также семейные полотна. После возвращения в Австралию создаёт в основном акварели на темы портовой жизни. Творчество Дж.П.Расселла высоко оценивалось такими мастерами, как Винсент ван Гог, Клод Моне и Анри Матисс, среди друзей художника были крупнейшие скульпторы Франции — Огюст Роден и Эмманюэль Фремье. В то же время работы Расселла не были широко известны, в первую очередь потому, что он, являясь весьма состоятельным человеком, не выставлял свои картины для продажи и не участвовал в выставках. Расселл относится к числу так называемых «потерянных импрессионистов». Тем не менее, в последнее время проявляется всё больше интереса ко вновь открываемому художнику. Его дочь передала Лувру 21 полотно отца, и сейчас их можно видеть в музее Родена. Часть его произведений имеют австралийские музеи. В 2002 году Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее организовала выставку: Бель-Иль: Моне, Расселл и Матисс в Бретани. Созданный Расселлом в 1886 году портрет Ван Гога хранится в амстердамском Музее Ван Гога.
Галерея
Russell,_Vincent_van_Gogh,_1886 (503x700, 259Kb)
Дж.П.Расселл. Портрет Ван Гога, 1886 год
Russell,_Rauhe_See,_um_1900 (700x567, 413Kb)
Дж. П.Расселл. Бурное море, 1900 год
Литература: Galbally, Ann: The Art of John Peter Russell, Sun Books, Melbourne, 1977. ISBN 0-7251-0271-3; Onfray, Claude-Guy: Russell ou la lumière en héritage, Lorisse-Le livre d’histoire, Paris, 1995. ISBN 2-84178-019-8; Galbally, Ann: A Remarkable Friendship: Vincent van Gogh and John Peter Russell, Melbourne University Press, Melbourne, 2008. ISBN 978-0-522-85376-6.

Czyński (508x700, 318Kb)
1858
Чеслав Иосифович Чинский (польское имя — Czesław Czyński)
лен верховного совета Ордена мартинистов и генеральный делегат для России, основной создатель русского отделения Ордена мартинистов, издатель брошюр. Оккультист, парапсихолог, гипнотизёр и месмерист, хиромант, известный авантюрист и аферист. Был знатоком и пропагандистом языка волапюк. Один из трёх глав петербургских и московских мартинистов 1910—1912 годов, считая привлечённых им к мартинизму Г.О.Мебеса и П.М.Казначеева. Издал ряд брошюр серии «Библиотека мартинистов», и позже совместно с Антошевским И.К. журнал оккультных наук «Изида» — официальный печатный орган русских мартинистов. Родился в деревне Туржинек Варшавской губернии (Царство Польское). Во время революционной смуты, когда ему было 5 лет, его семья эмигрировала в Париж, где он с братьями учился в престижной польско-французской школе для иммигрантов, по другим данным они жили в Австрии. По оглашению амнистии австрийским правительством, его семья возвращается в Галицию, и его отец отдаёт сыновей в школу Кракова, но впоследствии кончает жизнь самоубийством. Затем Чеслав Чинский был учителем начальной школы, после изучал медицину в Ягеллонском университете Кракова, но бросил. Преподавал французский язык в гимназии города Стрый. В 1880-е годы гастролирует по Германии и Австрии с лекциями и сеансами месмеризма и гипноза.
Германия и суд о гипнотическом воздействии
После 1890 года оставляет Краков. В марте 1893 года был выслан из Пруссии, после чего поселился в Дрездене. Соблазнив баронессу фон Зейдлиц, близкую родственницу кайзера Вильгельма II, которая пришла к нему за лечением гипнозом, он вступил с ней в фиктивный брак, не разводясь со своей женой Людмилой (с которой не жил); его переодетый друг выступил в роли пастора. Однако, отец и брат баронессы подали на Чинского в суд по обвинению в гипнотическом воздействии на графиню и двоежёнстве, он был арестован 28 февраля 1894. Суд, начавшийся 29 декабря, широко освещался в Европе, по теме законности гипноза, о процессе врачами была написана книги. Чинский был приговорён к 3 годам тюрьмы Моабит и «потери чести» на 5 лет. Условия содержания в тюрьме довели Чеслава Чинского до депрессии и попытки самоубийства, но своевременное прибывший тюремный врач спас ему жизнь. В 1899 он написал о процессе эссе. Эти события кардинально меняют его моральный облик. После освобождения, в 1898 году обращается в гос.службу Варшавы с заявлением о получении гражданства Российской империи, и в 1904 году получает варшавский паспорт.
CzyńskiМед.бланк на франц.языке  (539x700, 177Kb)
Медицинский бланк на французском языке о консультации у гипнотерапевта Чинского.
Париж и знакомство с Папюсом
После отсидки Чеслав отправился в Париж на несколько лет. Обучаясь в университете Сорбонна, стажировался в клинической больнице, где получил свидетельство о окончании курсов гипноза. В этой клинике он и познакомился с Папюсом — главой Ордена мартинистов, работавшим там врачом. Погрузив одного пациента в глубокий гипнотический транс, в котором тот написал слова: «Сними вуаль с лица Исиды», он произвёл глубокое впечатление на Папюса, принявшего его сразу в «Академию герметизма».
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге Ч.И.Чинский появляется в 1906 году, возраст имел к этому времени 48 лет. Получает известность предсказаниями о разыскиваемом убийце А.Гилевиче. Публиковался в «Биржевых ведомостях», под псевдонимом «Punar Bhava» (санскр. «душа стремится к освобождению»). Занимался спиритизмом, оккультными науками, хиромантией и пр. За умеренную плату предсказывал будущее и подавал советы на все случаи жизни. Имел хорошую клиентуру, состоявшую преимущественно из среднего класса и иногда из состоятельных дам романтического умонастроения. Представлялся и подписывал брошюры как «австрийский граф», «доктор и профессор мед. и психофизиологии парижской Королевской медицинской академии», «доктор герметизма Парижской высшей школы». Однако по расследованию полиции эти звания оказались фальшивыми, и также обнаружилось, что он не граф (приставка «фон» в имени), и не австриец.
Генеральный делегат для России
15 мая 1910 года в Париже Папюс назначил Чинского членом Верховного совета Ордена мартинистов и генеральным делегатом для России. В том же месяце Чинский направил в правительство России прошение о признании его делегатом для России от Ордена мартинистов, но получил отказ за непредоставление необходимых документов. 22 июля Чинский с благословения доктора Папюса представил петербургскому градоначальнику заявление с просьбой о легализации ордена в России. Однако по 1911 год не предоставил в правительство на утверждение устав ордена мартинистов. Будучи уверен в успешности своего ходатайства, заранее рассылает циркуляры на бланках генерального делегата Ордена Мартинистов для России, и небольшую брошюру-воззвание «Орден мартинистов. Его происхождение, цели, значение и краткий. очерк истории», призывавшую, «истинных христиан» стать в ряды рыцарей ордена. Тон этого воззвания чрезвычайно характерен: смелость и уверенность, сквозящие через строчки брошюры, ясно показывают, что Чинский писал, чувствуя за собой какую-либо сильную поддержку. В брошюре этой совершенно категорически указывается, между прочим, что в настоящее время в России много мартинистов, как в столицах, так и в провинции. Опрошеный полицией в этом же году Антошевский, заявлял что численность мартинистов в Санкт-Петербурге составляет 10000 человек, и это только «избранные», явно сильно преувеличивая. Известна оживленная деятельность Чинского на издательском поприще, которое он вёл со своей секретарём и переводчицей Е.К.Лосской, вдовой присяжного поверенного, в её квартире он жил и, по сведениям Департамента полиции, видимо и сожительствовал. Они выпустили книги «Отец Иоанн Кронштадтский. Оккультистский этюд», «Страдание самоубийцы в потустороннем мире. Мистическое откровение», и ряд других брошюр. Его брошюра «Орден мартинистов. Его происхождение, цели, значение и крат. очерк истории» (в 1912 году переиздана И.К.Антошевским в журнале «Изида»), изучается полицией, наблюдавшей за оккультными и масонскими обществами в России. В столичном Петербурге публиковалась «Библиотека мартинистов», содержащая труды Чинского и Лосской, главным образом по вопросам оккультизма и спиритизма, попутно с пропагандой идей их ордена.
Выехал из России в Брюссель после его неудачного ходатайства о легализации Ордена. В это время полиция возбудила дело о нём, поставила под наблюдение, и пыталась «запретить ему въезд в пределы Империи как вредному иностранцу» и «распространителя, под видом мартинизма, масонства, крайне нежелательного в России».
CzyńskiПо решению Верховных Советов (700x525, 153Kb)
«По решению Верховных Советов Ордена мартинистов и Гностической Католической церкови, 25 апреля 1913 года Высокопросвещенный Брат Пунар Бхава (Чинский Чеслав), посвящён в 33 °, 90 °, 95 °. VII °. „Державный генеральный представитель Ордена мартинистов в России“, „Великий Смотритель и великий Генеральный представитель Испанского устава в России“, назначается „Посланником Гностической Католической церкви в России“ и представителем „Мартинистского устава“ и родственных последнему посвятительных орденов.» // журнал «Mysteria», июнь 1913 г.
Г.О.Мебес и аферы
В 1910 году Чинский вовлек в свою организацию выпускника физико-математического факультета Петербургского университета барона Г.О. фон Мебеса, А.К.Антошевского и других, начавших также переписку с Папюсом. Они непрестанно враждовали друг с другом из-за претензий на главенство среди приверженцев. Серьезное отношение Г.О.Мебеса к оккультизму и глубина его познаний в этой области произвели впечатление на Чинского, и, недолго думая, он предложил ему степень «S:::I:::» (полное мартинистское посвящение) и почетный диплом «доктора герметизма Высшей герметической школы в Париже», и тот вскоре открывает свою ложу «Орден Иоанна». Широкая известность Ч.И.Чинского привлекла внимание царя Николая II. Прибыв в октябре 1910 года по его приглашению в Царское Село, Чинский, как и его предшественник, аббат Филипп, стал вызывать дух Александра III. Облачившись в ритуальные одежды мага и заключив царя вместе с присутствующими в магический круг, с мечом в руке он силился вызвать потустороннюю силу, определяющую судьбу России. В конце концов ему это удалось, и дух предсказал Николаю II великую войну и невиданные потрясения империи. Когда же заинтригованный царь осведомился о собственной судьбе и стал настаивать на ответе, то, как вспоминал позднее Чинский, раздался страшный шум, потух свет и магический алтарь опрокинулся. Издательская деятельность вряд ли обеспечила предприимчивого мистика надлежащими средствами, и он решил заняться по совместительству практикой частного детектива по амурным делам и просто вымогателя. Одной из его жертв в феврале 1911 года оказался граф Орлов-Давыдов А.А., глава масонской ложи «Полярная звезда» (существовала с 1906 по 1909), у которого удалось выманить крупную сумму под видом защиты от некоего бельгийского шантажиста. На эту сумму денег Чинский съездил в Париж. Из-за подобной и прочих афер Чинского поставили под гласный надзор полиции, что отнюдь не вынудило его оставить прежнюю стезю.
CzyńskiMisteria» № 3 (465x700, 348Kb)
«Misteria» № 3, псевдонимы Папюса и Punar Bhava (Чинский)
«При спиритических сеансах пользовался содействием в качестве медиума мещанкой Маховской, платя ей за сеансы, на которых она делала и творила то, что ей было приказано заранее самим Чинским. Кроме того, Чинский принимает на себя исполнение за деньги всяких поручений, выбирая к себе в помощь третьих лиц. Так, муж названной Маховской, калишский мещанин Северин Николаевич Маховский, выслеживал, по поручению Чинского, графа Ивана Ивановича Грациадей-Кириллова с целью установить, с кем последний состоял в связи, каковые сведения были нужны княгине Щетининой: затем тот же Маховский, по поручению Чинского, наблюдал за военным судьей в Варшаве Григорием Григорьевичем Перетц, который проживал в Петербурге у какой-то дамы без прописки.» — О деятельности масона — афериста Ч.Чинского // Департамент полиции, апрель 1911 года
Полиция, наблюдая сообщения в газетах о деятельности масонов, отметила, что особенное внимание крайней правой прессы привлек дом в Кузнечном переулке (квартира Чинского), где якобы совершались тайные сатанинские мессы масонов. Все эти обстоятельства и скандальная слава афериста, привели к тому, что он был выслан в июне 1911 года под гласный надзор полиции в Белозерский уезд Новгородской губернии, где у него было имение «Кочево» (согласно автобиографии Казначеева — в Олонецкой губернии). По сведениям полиции февраля 1912 года, для вступления в члены ордена не требовалось особых денежных взносов, оплачивались лишь членские дипломы, а равно участие в сеансах, обрядовых вечерах и т. п. В августе 1912 года Мёбес постарался возглавить ложи русских мартинистов, и написал Папюсу с просьбой о назначении его великим мастером. Однако, его соратник, П.М.Казначеев, проявил властные амбиции, и послал Лидию Дмитриевну Рындину в Париж, для того, чтобы именно его Казначеева назначили великим мастером. В итоге управляющим российской верховной делегацией ордена был назначен П.М.Казначеев, который тут же выдал патент С.К.Маркотуну на учреждение ложи «Святого апостола Андрея» в Киеве. В декабре 1913 года Чинский продаёт своё имение за 40 тысяч рублей, и 14 декабря переезжает в Варшаву. Одной из причин называется бегство от преследований родственников обманутой фрейлины.
CzyńskiГазетная статья (591x700, 327Kb)
Газетная статья, с заголовками «Верховный жрец Сатаны», «от Парижа до Творки»
Организации в Польше и изгнание из Ордена Мартинистов
В Варшаве по-прежнему Чеслав Чинский практиковал гипноз и целительство, а также посвящал в оккультные тайны новых учеников. Однако родственники фрейлины добрались до него и там. В 1915 году Чинский лишается рассудка в Варшаве во время вступления туда немцев, и был помещен в лечебницу для душевнобольных в психиатр.клинике Творки, предположительно симулируя болезнь. Около 1918 года, по видимому считая ошибочным отвержение его французскими мартинистами, основал нелегитимный Орден мартинистов в Варшаве. После смерти Папюса в 1916 году, его эзотерическая деятельность резко спадает. В 1925 году один из мартинистов написал петицию (подписанную другими противниками Чинского) и в 1926-м отослал её в Лион, великому мастеру Брико. В результате Чинскому было велено сложить с себя полномочия и обязанности державного посланника и передать их полковнику Н.Чаплину. Полковник Чаплин, оставшийся руководить польскими мартинистами, не внёс никаких изменений и орден остался инертным, и в 1931 году деятельность всех польских лож ордена была временно приостановлена, а представительство — отозвано. Причиной этого, по-видимому, стали предъявленное польским мартинистам и Чаплину обвинение в практике сатанизма, соучастие в убийствах/самоубийствах и служении чёрной мессы, за которым последовали полицейские обыски на квартирах. Обыски начались 30 августа 1930 года и продолжались несколько недель, но до суда дело так и не дошло. Следующая далее информация почерпнута из популярных газет за сентябрь 1930 года и потому не слишком надежна, но позволяет составить хотя бы некоторое представление о характере деятельности мартинистов. В 1930-1931 году, по смутным данным и газет, Чинский был заподозрен, в организации на территории отпавшей от России Польши «изуверской секты поклонников сатаны, в результате деятельности которой погибло несколько молодых людей». Варшавский окружной суд назначил судебное следствие по этому делу. Газеты, следившие за ходом расследования, сообщали, что возглавляемая Чинским организация сатанистов состояла из мартинистов высших степеней посвящения. Сатанисты принимали наркотики и совершали свои «черные мессы» и оргии перед изображением козлиной головы в треугольнике — «Бафометом» (рисунок Элифаса Леви — учителя Папюса, изображённый также на карте Таро Дьявол, включая Таро Папюса, обращенном основанием вниз и украшенном именем Симона Волхва, которого сатанисты считали основоположником своего учения. Полицейские власти произвели обыск у Чинского и связанных с ним оккультистов, и обнаружили многочисленные оккультные предметы и бумаги. Чеслав Чинский умер в Варшаве 17 августа 1932 года. Библиография: Более 50 публикаций: эссе, предсказания и брошюры; Язык «Волапюк» в 12 лекциях = Nauka «Volapük’a» w 12-stu lekcjach. — Краков: Selbstverl, 1887; Чинский Ч.И. фон. Магические поиски Гилевича. (Астральный выход). — 19--?; Чинский Ч.И. фон. Графология. Краткое руководство для определения по почерку духов. мира человека: нравственных его качеств, наклонностей и умственного склада / С одной автотишей в тексте и приложением сравнительной таблицы о четырех листах : Обработка и дополнение применительно к русскому изданию Н. Д-Г / Доктор медицины и психофизиологии Парижской медицинской академии Чеслав Чинский. — Краткая энциклопедия тайных наук. Выпуск № 1. — Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1903; Чинский Ч.И. фон. Орден мартинистов. Его происхождение, цели, значение и крат. очерк истории. — Библиотека мартинистов. Выпуск № 1. — Санкт-Петербург: Коммерческая скоропечатня, 1910; Чинский Ч.И. фон. Магические сеансы с медиумом Яном Гузиком, под управлением Пунар Бхава (Чеслава Иосифовича фон Чинского), доктора герметизма Парижской высшей школы, профессора Парижской высшей школы медицинских наук. / Перевод с французского из журнала «Initiation» в Париже. — Библиотека мартинистов. Выпуск № 2. — Санкт-Петербург: Коммерческая скоропечатня, 1911; Чинский Ч.И. фон. Собрание предсказаний на 1910-1911-1912 год ответственный = напечатано в "Новом времени", "Биржевых ведомостях" и в польских газетах здесь и за границей). С предпосланием письма учителю Папюсу. С прибавлением заметки о чуме и её лечении в физическом, астральном и психическом планах. — Библиотека мартинистов. Выпуск № 3. — Санкт-Петербург: Коммерческая скоропечатня, 1911; Чинский Ч.И. фон. Отец Иоанн Кронштадтский. Оккультистический этюд Чеслава фон-Чинского (скан книги). — Санкт-Петербург: товарищество М.О.Вольф, 1910; Чинский Ч.И. фон. Страдания самоубийцы в потустороннем мире. Магическое откровение (Punar Bhava) Ч. фон-Чинского. — Санкт-Петербург: Коммерческая скоропечатня,1910; Чинский Чеслав. Карта о тайне жизни: история уголовного процесса в Мюнхене в 1894 году = Kartka z tajemnic życia : opowiadanie kryminalnego procesu odbytego w Monachium w roku 1894. — Варшава: L. Szkaradziński i S-ka, 1899; Czesław Czyński. Триумф оккультизма = Triomphe de l'Occultisme // Mysteria, № 3. — март 1913. Литература: Хуберт фон Грашей, Винцент Черни. Der Prozess Czynski: Thatbestand desselben und Gutachten über Willensbeschränkung durch hypnotisch-suggestiven Einfluss, abgegeben vor dem oberbayerischen Schwurgericht zu München. — Enke, 1895; Процесс Чинского: Подавление воли путём гипнотического внушения, с последующим фиктивным венчанием и подлогом брачного свидетельства / Перевод с немецкого. — Санкт-Петербург: К.Д.Кудрявцева, 1908; Петербургские мартинисты 1910—1925 гг. Публикации; П.Ухтубжский. Процесс Чинского // «Земщина», 24 октября 1910 г., страница 2; См. также: Процесс Чинского в истинном свете. — Санкт-Петербург, 1908; Департамент полиции, январь 1911 г. Записка по I отделению особого отдела об ордене мартинистов // Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731—1996. Издание 2-е. — Москва, 1996; Заведующий Особым отделом Департамента полиции; Секретно; В VI делопроизводство Департамента полиции; апрель 1911 г. О деятельности масона — афериста Ч.Чинского // Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731—1996. Издание 2-е. — Москва, 1996. — Страница 593; Департамент полиции, февраль 1912 г. Записка о масонстве // Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731—1996. Издание 2-е. — Москва, 1996. — Страница 593; Департамент полиции О распространении масонства в России, март 1912; О деятельности масона П. Казначеева. Директору Департамента полиции, 1912 г // Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731—1996. Издание 2-е. — Москва, 1996. — Страница 593; Департамент полиции Справка о масонско-оккультных кружках, 1913—1914; Ганкар М.А. О подмосковном каменноугольном бассейне. [Доложено в Инженерно-механическом отделении Политехнического общества 15 ноября 1913 г.]. [Выступления по докладу]: В.Д.Соколов, Р.Ст.Чинский, А.С.Сергеев [и другие.]. — 1914; Аркадьев А. Когда окончится война и что будет после войны. Составлен по предсказанию известного вещателя Ч.И.Чинского и пополнено мнениями дипломатов и военныъ обозревателей крупнейших периодических издательств мира. — Екатеринославская типография Л.Ю.Крупмана, 1915; ЦГАОР СССР, фонд 102, 00, 1905, дело 12, часть 2; «Что говорят звёзды о 1927 годе», газета, 3 января 1927 = Co mówią gwiazdy o roku 1927. Dziennik Białostocki, 3 stycznia 1927; Wotowski Stanisław Antoni. Секта дьявола = Sekta diabła. — 1930; Walicka Janina. Культ Сатаны = KULT SZATANA. — 1930; Szczepański L. Czesław Czyński // Польский биографический словарь: Chwalczewski Jerzy - Dabrowski Ignacy. — Польская академия знаний, 1938. — Tом IV. — S. 375; Рафаль Т. Принке. Сатанизм и сексуальная магия в Польше = Polish Satanism & Sexmagic // «The Lamp of Thoth" I / переводено Анной Блейз (2008, сайт OTO). — 1981. — Выпуск #5; Серков А.И. История русского масонства. 1845—1945 гг.. — Санкт-Петербург, 1997; Серков А.И. Указатель сочинений; Брачев В.С. Глава 17. Религиозно-мистические кружки и ордена в России (1900-1917 гг.) // Масоны в России — от Петра I до наших дней; Олег Соловьёв. глава 4. В оппозиции царизму // Русские масоны. От Романовых до Березовского; Асеев А.М. Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и розенкрейцерство / Публикации Н.А.Богомолова. — Литературное обозрение. — Москва, 1998. — Страница 36; Арон Аврех. Глава 5. Масоны выходят на связь // Масонство и революция; Никитин А.Л. Эзотерическое масонство в советской России. — Москва: Минувшее, 2005. — ISBN 5-902073-30-8, ISBN 5-902073-11-1; Zbigniew Łagosz. На краю религии и философии: Чеслав Чинский = Na obrzeżach religii i filozofii. Czesław Czyński // Nomos (польск.)русск. : религиозный журнал. — Краков: Институт религиоведения Ягеллонского университета, 2006. — Выпуски 53/54; Zbigniew Łagosz. Орден мартинистов в Польше, Религиозный обзор = Zakon Martynistów w Polsce, Przegląd Religioznawczy. — Warszawa, 2006. — Страницы 141 — 148. — (3/221); Czyński Czesław в Энциклопедии евреев польских националистов = Wielka Encyklopedia Żydów.

 (530x698, 90Kb)
1859
Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина (урождённая - Климова)
русская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1936). Одна из первых 13 человек, удостоенных этого звания . Родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, принадлежавшего помещику Кашину. После рождения Марии семья переезжает в столицу Российской империи — Санкт-Петербург, где будущая актриса оканчивает Мариинскую женскую гимназию, получив диплом домашней учительницы. С 1885 года М.М.Блюменталь-Тамарина увлекается театром — она впервые выходит на любительскую сцену с небольшой ролью. На большой сцене играла с 1887 года, в Москве с 1901 года. Первый выход в качестве профессиональной актрисы состоялся на сцене Летнего театра в Петровском парке Москвы (Китти в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» по пьесе Дюма-отца). До 1889 года М.М.Блюменталь-Тамарина выступала в «Театре мелодрам и разных представлений», возглавляемом М.Лентовским. До 1901 года М.М.Блюменталь много гастролирует, выступая в провинциальных театрах Тифлиса, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Харькова.
Maria_Blumenthal-Tamarina_(1935) (473x700, 114Kb)
Советская актриса театра и кино Мария Блюменталь-Тамарина в фильме «Крестьяне» (1935).
Вернувшись в Москву, актриса поступает в труппу антрепренёра Корша (Московский театр «Комедия»), где работает до 1915 года. Затем М.М.Блюменталь-Тамарина играет в Театре Суходольского, а через три года в Показательном государственном театре. В 1933 году актриса приходит в Малый театр, где и играет вплоть до своей смерти. Огромную роль в творчестве М.М.Блюменталь-Тамариной сыграл режиссёр Н.Н.Синельников, с которым она работала с 1894 по 1910 гг. Характерной особенностью сценической деятельности М.М.Блюменталь-Тамариной было то, что она играла возрастные роли. Среди них наиболее яркими были роли: из произведений А.Н.Островского — Галчиха в пьесе «Без вины виноватые», Домна Пантелеевна в комедии «Таланты и поклонники», Анфуса Тихоновна в комедийной пьесе «Волки и овцы», из произведений Л.Н.Толстого — Матрёна в пьесе «Власть тьмы», из произведений А.П.Чехова — в пьесе «Дядя Ваня». Дебют в кино состоялся в 1911 году (Лиза, «Живой труп»). Муж — актёр А.Э.Блюменталь-Тамарин, сын — Всеволод Блюменталь-Тамарин. М.М.Блюменталь-Тамарина умерла в Москве 16 октября 1938 года.
Могила_народной_артистки_СССР_Марии_Блюменталь-Тамариной (525x700, 427Kb)
Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Награды: Заслуженная артистка Республики (1925); Народная артистка Республики (1928); Народная артистка СССР (1936); Орден Ленина (23 сентября 1937); Орден Трудового Красного Знамени (23 февраля 1937).
Семья: Муж (с 1878) — Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (умер в 1911), актёр. Сын — Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (1881—1945), актёр. Заслуженный артист РСФСР (1926), во время Великой Отечественной войны перешёл на сторону немцев, сотрудничал с нацистским министерством пропаганды, которым руководил Геббельс.
ТВОРЧЕСТВО
Роли в театре: 1882 — «Женитьба» Н.В.Гоголя — Фёкла; 1891 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Галчиха; 1894 — «Гроза» А.Н.Островского — Феклуша; 1894 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Домна Пантелевна; 1896 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Анфуса; 1896 — «Власть тьмы» Л.Н.Толстого — Матрёна; 1896 — «Дядя Ваня» А.П.Чехова — няня Марина; 1896 — «Гроза» А.Н.Островского — Кабаниха; 1901 — «Дети Ванюшина (пьеса)» С.А.Найдёнова — Арина Ивановна; 1909 — «Дни нашей жизни» Л.Н.Андреева — Елизавета Антоновна; 1936 — «Слава» В.М.Гусева — Мотылькова; 1937 — «На берегу Невы» К.А.Тренёва — Князева; «Ревизор» Н.В.Гоголя — Пошлёпкина. Роли в кино: 1911 — Живой труп — Лиза; 1916 — Весёлый питомничек — Анна Марковна Казельская, начальница закрытого пансиона; 1916 — Звезда, блеснувшая вдали — мать артистки Элизы, старая сводня; 1923 — Комбриг Иванов — попадья; 1923 — На крыльях ввысь — жена Глаголева; 1924 — В дебрях быта (короткометражный) — бабушка; 1925 — Дорога к счастью — Арина; 1925 — Его призыв — бабушка Катя; 1925 — Кирпичики — Сидоровна; 1926 — Крепыш — мать Крепыша; 1926 — Машинист Ухтомский — Сапожникова; 1926 — Последний выстрел (среднеметражный) — бабка Лукерья; 1927 — Дон Диего и Пелагея — Пелагея Дёмина; 1928 — Василисина победа — бабушка Зайчиха; 1928 — Два соперника — мать Фирсова; 1929 — За ваше здоровье (короткометражный); 1929 — Матрос Иван Галай — мать; 1932 — Встречный — жена мастера Бабченко; 1933 — Интернационал (монтажный, короткометражный) — в используемых фрагментах; 1935 — Крестьяне — эпизод; 1935 — Подруги — Фёкла Петровна; 1936 — Искатели счастья — Двойра; 1937 — Дочь Родины — бабка Марфа; 1938 — Новая Москва — бабушка.

Otto_Jespersen_1860-1943 (499x700, 50Kb)
1860
Йенс Отто Харри Есперсен (датское имя — Jens Otto Harry Jespersen)
датский языковед, создатель философии грамматики. Родился в Рандерсе. Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 годах — профессор английского языка в Копенгагенском университете. Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен — автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо. Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих). В 1938 году опубликовал автобиографию «Жизнь одного лингвиста» (датское название — En sprogmands levned). Умер в Копенгагене 30 апреля 1943 года. Сочинения: Lehrbuch der Phonetik, Lpz.-В., 1904; Modern English grammar, v. 1-7, L., 1909-49; Language, its nature, development and origin, L., 1922; An international language, L., 1928; Linguistica, L., 1933; в русском переводе - философия грамматики, Москва, 1958. Литература: Лозовская Г.С., Отто Есперсен. Библиографический указатель, вступительная статья Е.С.Кубряковой, Москва, 1963.

Franz_von_Blon (700x691, 130Kb)
1861
Франц фон Блон (немецкое имя — Franz von Blon)
немецкий композитор и дирижёр. Родился в Берлине. С восьмилетнего возраста учился играть на скрипке, затем занимался в Консерватории Штерна и Берлинской Высшей школе музыки, где его способности высоко ценил Йозеф Иоахим. Играл первую скрипку в оркестре Гамбургской оперы. Затем вернулся в Берлин, где руководил различными оркестрами, исполнявшими лёгкую музыку; некоторое время также руководил оркестром в Варшаве. Фон Блон известен, прежде всего, как автор около 30 маршей, в числе которых марш «Виват, Санкт-Петербург!» (к 200-летию города), и других многочисленных сочинений для духового оркестра. Умер в Гранзе, Бранденбург, 21 октября 1945 года.

Ваде<br />
ншерна_Торстен_Карлович (490x700, 102Kb)
1861
Торстен Карлович Ваденшерна
российский генерал-лейтенант, участник Первой мировой войны и Белого движения. Лютеранин. Из шведской дворянской семьи Великого княжества Финляндского. Сын подполковника Карла-Вильгельма Карловича Ваденшерны. Окончил Финляндский кадетский корпус. В службу вступил в 1881 прапорщиком в лейб-гвардии 4-й стрелковый батальон. Подпоручик (1884), поручик (1887), штабс-капитан (1894), капитан (1899), полковник (1903). Командир 147-го пехотного Самарского полка (1908—1910), затем 12-го стрелкового полка (1910—1913). Генерал-майор (1913). Командир 2-й бригады 48-й пехотной дивизии (июль — август 1913). Командир 2-й бригады 5-й пехотной дивизии (с 30 августа 1913). Награждён Георгиевским оружием (22 марта 1915) за взятие занятой противником высоты в бою 30 августа 1914. Начальник 81-й пехотной дивизии (май — июль 1915). Генерал-лейтенант (1915). Начальник 37-й пехотной дивизии (с 30 июля 1915). В резерве чинов при штабе Одесского Военного Округа (30 октября 1917), затем Киевского Военного Округа (с 10 декабря 1917). Участник Белого движения на севере. Летом — осенью 1919 начальник Национального ополчения Северной области. Вместе с сыном захвачен в плен в феврале 1920 и расстрелян. Семья: Жена: Александра Николаевна Айгустова (1871 — ?), дочь генерал-лейтенанта Н.А.Айгустова. Дети: Наталья (11 августа 1892 —); Анатолий (17 августа 1895 — февраль 1920); Мария (7 декабря 1901 —). Жена и дети вероисповедания православного. Награды: Орден Святого Станислава III степени (11 сентября 1889); Орден Святой Анны III степени (11 сентября 1894); Орден Святого Станислава II степени (18 декабря 1898); Орден Святой Анны II степени (19 декабря .1901); Орден Святого Владимира IV степени (19 декабря 1905); Орден Святого Владимира III степени (23 мая 1912); Орден Святого Станислава I степени с мечами (декабрь 1914); Орден Святой Анны I степени (12 марта 1915); еоргиевское оружие (22 марта 1915); мечи к ордену Святого Владимира III степени (1 мая 1915); Орден Святого Владимира II степени с мечами (10 мая 1915). Литература: Дерябин А. Белая армия на Севере России. 1918—1920 гг. — Москва: ООО «Восточный горизонт», 2002. — ISBN 5-88879-029.

Emiliano_González_Navero,_presidente_de_la_República_del_Paraguay (525x700, 282Kb)
1861
Эмилиано Гонсалес Наверо (испанское имя — Emiliano González Navero)
парагвайский политик, трижды президент Парагвая и дважды вице-президент Парагвая. Эмилиано Гонсалес родился в Карагутае и в раннем детстве пережил тяжелейшее поражение Парагвая в Войне против Тройственного союза. Он поступил в начальную школу в родном Карагутае, а затем в Национальный колледж в Асунсьоне. Окончил юридический факультет Национального университета Асунсьона. В 1887 году Гонсалес стал практикующим юристом, а затем поступил на должность судьи в период правления Хуана Антонио Эскурры.
Президент Парагвая
Гонсалес трижды был Президентом Парагвая, а также вице-президентом в правление Бениньо Феррейры (1906-1908) и Хосе Патрисио Гуджари (1928-1932). Дон Эмилиано принадлежал к «радикальной» фракции Либеральной партии Парагвая. 28 ноября 1890 года он стал Председателем Верховного Суда. В феврале 1895 года Гонсалес присоединился к фракции Бениньо Феррейры. 19 декабря 1904 года он вошел в правительство Хуана Баутисты Гаона в качестве министра финансов и сохранил этот пост в правительстве Сесилио Баэса. 28 апреля 1906 года сменивший Баэса Феррейра пригласил Гонсалеса в своё правительство. 2 июля 1908 года Бениньо Феррейра был свергнут в результате переворота, и Гонсалес Наверо возглавил временное председательство 5 июля того же года. После того, как конституционной период деятельности временной администрации истек, он передал власть Мануэлю Гондра 25 ноября 1910 года. Однако менее чем через два месяца Гондра подал в отставку, и начался период анархии. 22 марта 1912 года Гонсалес вновь возглавил временное председательство, но 15 августа 1912 года передал власть избранному президенту Эдуардо Шереру. Позднее Гонсалес во второй раз занял пост вице-президента при Хосе Патрисио Гуджари (1928-1932), и в этом статусе исполнял обязанности главы страны с 26 октября 1931 по 28 января 1932 года, в период, когда Гуджари временно уходил в отставку, чтобы пройти процедуру импичмента после печальных событий 23 октября 1931 года. К достижениям периодов правления Гонсалеса можно отнести открытие военно-морского инженерного училища, амнистии за политические преступления, предоставление стипендий молодым художникам, реализацию свободного и обязательного начального образования, модернизацию железной дороги в Консепсьон и образование нескольких муниципалитетов по всей стране. Был открыт Банк Hipotecario, многие улицы столицы были выложены булыжником. Впервые города Вильяррика, Пилар, Энкарнасьон и Консепсьон получили собственных мэров; новый центральный рынок был построен на улице Пальма, а также открыт Музей изящных искусств. С другой стороны, его правление было отмечено суровыми политическими репрессиями и закрытием газет. Гонсалес был женат на Аделе Лима, которая умерла 7 сентября 1928 года. После этого Эмилиано ушел из политики и умер у себя дома, очень далеко от родины, в Соединенных Штатах, 18 октября 1934 года.

1862
Андрей Михайлович Пепин
полковник, герой Первой мировой войны. Начальное образование получил в Тифлисском реальном училище, по окончании которого 23 июня 1885 года был зачислен в Тифлисское пехотное юнкерское училище. Выпущен 29 ноября 1889 года подпоручиком в 260-й пехотный резервный Ардаганский полк. 29 ноября 1893 года произведён в поручики, 19 мая 1900 года — в штабс-капитаны, 17 ноября 1901 года — в капитаны и 26 марта 1907 года — в подполковники. За время службы в Ардаганском полку Пепин был награждён орденами Святого Станислава III степени (в 1905 году) и Святой Анны III степени (в 1910 году). 19 декабря 1912 года получил чин полковника и далее служил в 202-м пехотном Горийском полку. Пепин погиб в самом начале Первой мировой войны, 5 октбяря 1914 года. Высочайшим приказом от 4 июля 1915 года он посмертно был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что в ночь с 4-го на 5-е октября 1914 г., при атаке укреплённой неприятельской позиции в районе Огордзиско, увлекая за собою нижних чинов, первым бросился в атаку, первым ворвался в неприятельские траншеи, где и пал в общей штыковой свалке.» Источники: «Разведчик». — 18 июля 1916 г. — № 1339. — Страница 431; Список полковникам по старшинству. Составлен по 14 марта 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 1236; Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920; Биобиблиографический справочник. — Москва, 2004. — Страница 686. — ISBN 5-89577-059-2

Ida_B._Wells-Barnett (492x700, 274Kb)
1862
Ида Белл Уэллс-Барнетт (Ida Bell Wells-Barnett; более известная как Ида Б.Уэллс,. Ida B. Wells)
афроамериканская журналистка, редактор газеты, суфражистка, социолог, джорджист и ранний лидер движения за права человека. Родилась в Холли Спрингс, штат Миссисипи, США, в рабстве за несколько месяцев до знаменитой прокламации об эмансипации президента Линкольна. С 1884 года вела громкое дело против железнодорожной компании, проводник которой вышвырнул Иду из вагона первого класса. Она документировала линчевание в США, показывая, что оно часто используется для контроля и наказания чёрных, которые конкурируют с белыми, а не базируется на криминальных действиях, совершённых чёрными, как обычно утверждает белая толпа. Написала две книги о линчевании — Southern Horrors и The Red Record, привлекая общественность к борьбе с этим явлением. Была одной из учредителей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Она была активна в движении за права женщин и в движении суфражисток, основав несколько значимых женских организаций. Отстаивала совместную борьбу белых и чёрных американок за свои права, хотя некоторые белые суфражистки вроде Фрэнсис Уиллард вступали с ней в конфликт. Уэллс была опытным и убедительным оратором и путешествовала по миру с лекциями. Умерла в Чикаго, штат Иллинойс, США, 25 марта 1931 года. 16 июля 2015 дудл Гугла отмечает день рождения Иды Б.Уэллс. Избранные публикации: Wells, Ida B. The Red Record: Tabulated Statistics and Alleged Causes of Lynching in the United States, 1895; Wells, Ida B. Southern Horrors: Lynch Law in All Its Phases, 1892.

Zeisler (501x700, 187Kb)
1863
Фанни Блумфилд-Цейслер (Fannie Bloomfield Zeisler, настоящее немецкое имя — Фанни Блюменфельд, Fannie Blumenfeld)
американская пианистка австрийского происхождения. Родилась в Билице, Австро-Венгрия (ныне Бельско-Бяла, Польша). Сестра филолога Мориса Блумфилда, тётя лингвиста Леонарда Блумфилда. В четырёхлетнем возрасте вместе с семьёй эмигрировала в США. Семья Блюменфельдов обосновалась в Чикаго и вскоре американизировала свою фамилию. Фанни начала заниматься фортепиано в шестилетнем возрасте, её учителями в Чикаго были Карл Вольфсон и Бернард Цин. В 1875 г. она дебютировала на концертной эстраде. В 1877 г. игру Фанни Блумфилд услышала гастролировавшая в США Анна Есипова, порекомендовавшая юной пианистке продолжить обучение у Теодора Лешетицкого. Блумфилд последовала её совету и в следующем году отправилась к Лешетицкому в Вену, где провела пять лет. Вернувшись в Чикаго в 1883 году, она впервые выступила как взрослый, состоявшийся музыкант в январе 1884 года, а на следующий год дебютировала в Нью-Йорке и вышла замуж за своего троюродного брата Зигмунда Цейслера (1860—1931), также уроженца Билица, встреченного ею впервые в Вене (в дальнейшем — известного чикагского либерального адвоката). Уже в первые два года своей американской карьеры Фанни Блумфилд-Цейслер выступила с ведущими дирижёрами страны — Вальтером Дамрошем, Вильгельмом Герике, Франком ван дер Стукеном. В 1888 г., однако, она вновь отправилась в Вену, чтобы под руководством Лешетицкого совершенствовать своё мастерство. На рубеже столетий Блумфилд-Цейслер считалась крупнейшей американской пианисткой, пресса иногда именовала её Сарой Бернар фортепиано. Она широко концертировала в США, в 1898 г. гастролировала в Англии, трижды провела концертное турне по континентальной Европе. Среди дирижёров, с которыми ей довелось выступать, помимо американских звёздных фигур были Рихард Штраус и Камиль Шевийяр. Блумфилд-Цейслер оставила ряд записей. Её последнее выступление состоялось 25 февраля 1925 года и было приурочено к 50-летию её исполнительской карьеры. Умерла в Чикаго, штат Иллинойс, США, 20 августа 1927 года. Источники:Diana Hallman. Fannie Bloomfield Zeisler // Jewish Women: A Comprehensive Historical Encyclopedia. 20 March 2009.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку