1871
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (французское имя — Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust)
французский писатель, новеллист и поэт, романист, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени» (французское название — À la recherche du temps perdu), одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века. Кавалер Ордена Почётного легиона (1920). Марсель Пруст родился в Париже, в районе Отёй (французское название — Auteuil, пригород Парижа; ныне его XVI округ) 10 июля 1871 года в доме двоюродного дяди Луи Вейля, через два месяца после окончания франко-прусской войны. Его отец, Адриан Пруст — выдающийся врач-эпидемиолог и патолог, профессор медицинского факультета, занимался поисками средств предотвращения распространения холеры в Европе и Азии; был советником французского правительства по борьбе с эпидемией; автором многочисленных статей и книг по медицине и гигиене. Мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера. Весной 1880 года, в возрасте 9 лет Пруст испытал первый приступ астмы, с которой боролся на протяжении всей жизни.
Жан Беро, «Выход из Лицея Кондорсе»
В 1882 году Пруст поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал. Выпускные экзамены на звание бакалавра сдал в июле 1889 года и был особо отмечен за сочинение по французскому. В лицее Пруст познакомился с Жаком Бизе, сыном композитора, Люсьеном Доде, сыном романиста, с будущим художником-модернистом Морисом Дени и с будущим поэтом Фернаном Грегом (1873—1960). Вскоре Пруст стал посещать модные литературные и художественные салоны. Учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». Из парижских салонов особую роль в жизни Пруста сыграли три: салон госпожи Штраус (Женевьева Галеви, 1849—1926), вдовы Бизе; салон госпожи де Кайаве, возлюбленной Анатоля Франса; салон Мадам Лемер. С ноября 1889 года в течение года проходил военную службу в Орлеане. В начале 1892 года Пруст с друзьями основал журнал «Пир». В 1894 году опубликовал книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга осталась почти незамеченной, а Пруст обрёл репутацию светского человека и дилетанта. В июне 1895 года поступил на работу в библиотеку Мазарини, но тут же взял отпуск «за свой счёт», который непрерывно продлевал до 1900 года. В 1895 году Пруст начал писать большой роман, многие сюжетные линии которого были повторены в «Поисках…». Это был «Жан Сантёй», работа над которым прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена. В 1896 году Пруст издал сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса и иллюстрациями госпожи Лемер). Поэт и романист Жан Лоррен встретил книгу разгромной рецензией, ставшей причиной дуэли между писателем и критиком. Дуэль состоялась в феврале 1897 года в юго-западном пригороде Парижа, Мёдоне. Секундантом со стороны Пруста был его друг, художник-импрессионист Жан Беро.
Бюст Марселя Пруста в Кельце, Польша
Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса». Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса также подписать этот текст. В феврале Пруст присутствовал на процессе Золя.
Фотография, шокировавшая мать Пруста: Марсель Пруст (сидит), Роберт де Флер (слева) и Люсьен Доде (справа), ок. 1894 года.
Пруст был англофилом, что нашло отражение в его произведениях. Переводил литературные произведения с английского на французский. В 1904—1906 годах Пруст выпустил переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии». В 1903 году умер отец, а в сентябре 1905-го — горячо его любившая мать. Пруст получил богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынудила его вести с 1906 года затворнический образ жизни. В самом конце 1906 года Пруст переселился с улицы Курсель (где семья жила с 1900 года) на Бульвар Осман, в квартиру только что умершего дяди Жоржа. В годы Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалов. По мнению многих биографов, Марсель Пруст сам являлся гомосексуалом. Около 1907 года начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 года первая версия «Поисков…» была завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время»), книга должна была уместиться в двух объёмистых томах. В 1912 году она называлась «Перебоями чувства». Пруст не мог найти издателя, который согласился бы опубликовать её. В конце года отказы прислали издательства «Фаскель» и «Нувель ревю франсез» («Галлимар»), а в начале следующего пришёл отказ от «Оллендорфа». Издателем стал Бернар Грассе. Он выпустил книгу (за счёт автора), но потребовал сократить рукопись. Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был встречен прохладно и читателями, и критикой. Начавшаяся война, уход Грассе на фронт и закрытие издательства (хотя уже набирался второй том) вынудили Пруста продолжить работу. Три части превратились в пять — «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» (которая распалась на собственно «Содом и Гоморру», в двух частях, «Пленницу» и «Беглянку») и «Обретённое время». В 1919—1927 годах издательство «Галлимар» выпустило все остальные тома. Хотя Пруст считал, что в 1918 году завершил книгу, он продолжал усиленно работать и править её до последнего дня своей жизни. За роман «Под сенью девушек в цвету» 10 декабря 1919 года Прусту была присуждена Гонкуровская премия. На исходе лета 1922 Пруст сильно простудился; практически отказавшись от еды, он пил холодное пиво в качестве средства против астмы. В ноябре бронхит перешёл в воспаление лёгких. Марсель Пруст скончался в Париже , ближе к вечеру 18 ноября 1922 года.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Три части главного труда его жизни, просмотренные им лишь частично, были опубликованы посмертно: Пленница (La Prisonnière) – самое глубокое изображение ревности во всей мировой литературе; Беглянка (Albertine disparue) – слабейшая часть романа; и Обретенное время (Le Temps retrouvé) – эстетическое завещание Пруста, величественное и печальное откровение, проясняющее психологическую основу романа и творческое кредо автора. Сочинения в русском переводе: Собрание сочинений. В поисках за утраченным временем. Предисловие А.В.Луначарского, (том 1). Вступительная статья Н.Рыковой (том 3), тома 1-4, Ленинград, 1934-38; По направлению к Свану. (Перевод Н.Любимова. Предисловие Б.Сучкова), Москва, 1973.
Творчество
Раннее творчество
Бульвар Осман, 102. Париж. Здесь Пруст жил с 1907 по 1919 год
Пруст рано начал писать и публиковаться. Ещё в школе он публиковался в литературных журналах La Revue verte и La Revue lilas. С 1890 по 1891 Пруст вёл колонку салонной хроники в журнале Le Mensuel. С 1892 печатался в Le Banquet (Пир), который он создал вместе с друзьями, а также в престижном журнале «La Revue Blanche». В 1896 вышел сборник рассказов и стихов «Утехи и дни», созданный на основе этих ранних публикаций. Предисловие к книге написал Анатоль Франс, рисунки сделала Мадлен Лемер, в салоне которой Пруст был частым гостем. Книга была так роскошно оформлена, что обошлась в два раза дороже, чем другие подобные книги. В том же году Пруст начал работать над романом, который был издан только в 1952 году под названием «Жан Сантёй». Многие из тем, затронутых в этом незаконченном романе, Пруст позже развил в своём цикле «В поисках утраченного времени», включая тему таинственности времени и необходимости размышлений. Портрет родителей в «Жане Сантёе» довольно жёсткий, резко контрастирующий с тем обожанием, с которым он описал родителей в своём главном произведении. Из-за того, что «Утехи и дни» получили плохой приём, а также из-за трудностей с построением сюжета, Пруст в 1897 году постепенно забрасывает работу над романом, а в 1899-м полностью прекращает над ним работать. С 1895 года Пруст провёл несколько лет за чтением Томаса Карлейля, Ральфа Эмерсона и Джона Рёскина. Благодаря этому чтению Пруст начал оттачивать собственные теории искусства и роли художника в обществе. Пруст принял принцип «верности природе» Рёскина. Работы Рёскина были так важны для Пруста, что он утверждал, что знает наизусть некоторые из них, включая «Семь светочей архитектуры», «Библия Амьена» и «Praeterita».
госпожа де Кайаве, прототип Госпожи Вердюрен
Пруст собирался перевести два труда Рёскина на французский, но его знание английского было несовершенным. Поэтому он сделал этот перевод коллективным: наброски были сделаны его матерью, проверены Прустом, затем Мари Нордлингер, английской кузиной его друга Рейнальдо Ана, и затем опять Прустом. На недовольство редактора таким методом Пруст ответил: «Я не утверждаю, что знаю английский, я утверждаю, что знаю Рёскина». «Библия Амьена» с обширным вступлением Пруста была издана на французском в 1904 году. Анри Бергсон назвал вступление Пруста «важным вкладом в психологию Рёскина» а также похвалил качество перевода. К тому времени Пруст уже переводил «Сезам и лилии», который он закончил в июле 1905 года, перед самой смертью матери, и опубликовал в 1906. Критики и историки литературы считают, что кроме Рёскина на Пруста повлияло творчество Сен-Симона, Монтеня, Стендаля, Флобера, Джорджа Элиота, Достоевского и Толстого.
Робер де Монтескью, прототип Барона де Шарлю
1908 год был важным для формирования Пруста как писателя. В первой половине года он опубликовал в различных журналах пародии на других писателей. Эти упражнения в подражании позволили Прусту отточить свой собственный стиль. Также весной и летом этого года Пруст работает над несколькими отрывками, которые он позже объединил в сборник «Против Сент-Бёва». Пруст описал свою работу в письме к другу: «У меня в работе: исследование о дворянстве, Парижском романе, эссе о Сент-Бёве и Флобере, эссе о женщинах, эссе о гомосексуальности (которое будет непросто опубликовать), исследование о витражах, о надгробиях, исследование о романе». Из этих разрозненных фрагментов Пруст начал создавать роман. Грубые наброски сосредоточились на главном герое, который, страдая бессонницей, вспоминает детство, и то, как он ждал прихода матери по утрам. Роман должен был заканчиваться критикой Сент-Бёва и опровержением его теории о том, что биография автора является самым важным инструментом для понимания его творчества. Проблемы с поиском издателя, а также изменение замысла романа вынудили Пруста переключиться на другой проект, и в 1910 году он начал работу над своим главным трудом, «В поисках утраченного времени».
В поисках утраченного времени
Начатый в 1909 году цикл «В поисках утраченного времени» состоит из семи романов, в которых участвует около 2 500 персонажей. Грэм Грин назвал Пруста лучшим романистом XX века, а Сомерсет Моэм назвал роман «лучшим художественным произведением на сегодняшний день». Пруст умер, не успев отредактировать последние тома произведения, три из них вышли посмертно и были отредактированы его братом Робером. В СССР в 30-е годы вышли первые четыре тома цикла в переводе Адриана Франковского. В 90-е годы в России была опубликована вся эпопея — первые шесть томов в переводе Николая Любимова, (первый том — «По направлению к Свану» в его переводе вышел ещё в 1973 г.), последний том — в переводе А.И.Кондратьева, затем — в переводе А.Смирновой. В 2000-х годах опубликованы переводы первых трёх томов цикла в переводе Елены Баевской.
Ревейон: усадьба Мадам Лемер, где Пруст провёл лето 1894 года и месяц в 1895 году, описываемая в «Жан Сантёй» и у Мадам Вердюрен во «В поисках утраченного времени»
Основные произведения: 1896 — Утехи и дни (французское название — Les Plaisirs et les Jours); 1896 — 1899 — Жан Сантёй (французское название — Jean Santeuil); 1908 — 1909 — Против Сент-Бёва (французское название — Contre Sainte-Beuve); Цикл «В поисках утраченного времени» (французское название — À la recherche du temps perdu); ноябрь 1913 — По направлению к Свану (французское название — Du côté de chez Swann); 1918 — Под сенью девушек в цвету (французское название — À l’ombre des jeunes filles en fleurs); 1920 — 1921 — У Германтов (французское название — Le côté de Guermantes I et II); 1921—1922 — Содом и Гоморра (французское название — Sodome et Gomorrhe I et II); 1923 — Пленница (французское название — La prisonnière); 1925 — Беглянка (французское название — Albertine disparue); 1927 — Обретённое время (французское название — Le Temps retrouvé).
Экранизации: 1981: Селеста, режиссёр Перси, Адлон; 1984: Любовь Свана, режиссёр Фолькер Шлёндорф; 1999: Обретённое время, режиссёр Рауль Руис; 2000: Пленница, режиссёр Шанталь Акерман; 2011: В поисках утраченного времени, режиссёр Нина Компанеец.
Гранки «По направлению к Свану» с правкой автора
Факты
Гранки первого издания романа «По направлению к Свану» с правкой автора на аукционе Кристи были проданы в июле 2000 за 663 750 фунтов стерлингов (1 008 900 долларов), что является рекордной суммой для рукописи французской литературы[15].
В 1999 году две крупнейшие сети книжных магазинов Франции провели среди своих покупателей опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX века. Под номером 2 в этом списке фигурировал роман «В поисках утраченного времени» (на первом же месте расположился роман «Посторонний» Альбера Камю). В честь Пруста назван кратер на Меркурии. Существует так называемый «опросник Марселя Пруста». Во второй половине XX века на телевидении многих стран мира телеведущие, приглашающие в свои программы известных людей, в конце встреч задавали им вопросы из этого опросника. В России Владимир Познер продолжает эту традицию в программе «Познер». Писатель был тонким ценителем музыки. 1 июля 1907 года Марсель Пруст организовал званый ужин и концерт. Он сам выбрал музыкальную программу из своих любимых миниатюр для фортепиано (и скрипки и фортепиано), в которую вошли произведения композиторов эпохи романтизма и классицизма: Форе, Шопена, Бетховена, Франца Листа, Роберта Шумана и Эммануэль Шабрие. Единственным сочинением в стиле барокко стали «Таинственные баррикады» Франсуа Куперена.
Литература: Рейх Б., Марсель Пруст, "Печать и революция", 1927, № 8; Воронский А., Марсель Пруст, в книге: Перевал, Москва - Ленинград, 1928, сборник 6; Толмачев М.В., Марсель Пруст, "В поисках утраченного времени", "ВИМК", 1961, (№)6 (30); Андреев Л.Г., М.Пруст, Москва, 1968; Днепров В., Искусство М.Пруста, "Иностранная литература", 1973, № 4; Bonnet Н., Le progrès spirituel dans l'oeuvre de M.Proust, [t. 1—2], P., 1946—1949 (литература); Picon G., Lecture de Proust, [P., 1968]; Корр R.L., M. Proust as a social critic, Rutherford, [1971]; Marcel Proust. 1871—1922. A centennial vol. Ed. by P. Quennel, N. Y., [1971]; Tadie J.-Y., Proust et le roman, [P., 1971]; Vial A., Proust, P., 1971; Вorel J., M.Proust, [P., 1972] (литература); Marcel Proust. A critical panorama, Urbana, [1973]. Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. Allen Lane The Penguin Press, 1973; Батай Ж. Пруст (недоступная ссылка с 14-05-2013 (419 дней) — история) // Батай Ж. Литература и Зло [: Сборник эссе:]. Москва: МГУ, 1994. — ISBN 5-211-03159-8; Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М.Пруст «В поисках утраченного времени» [: лекции 1984—1985 гг. ] / Редактор И.К.Мамардашвили. Санкт-Петербург: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. — 571 страница — ISBN 5-88812-049-9; Жера́р Жене́тт. Фигуры. М.: «Издательство имени Сабашниковых», 1998. — ISBN 5-8242-0065-3; R. M. Bales. The Cambridge Companion to Proust — Cambridge University Press, 2001. — 266 p; Хосе Ортега-и-Гассет Время, расстояние и форма в искусстве Пруста; Таганов А.Н. Русская тема в творчестве Пруста // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (Санкт-Петербург, 2-3 июля 2001 г.)/ответственный редактор С.Л.Фокин. Москва: Наука, 2005. Страницы 24-35; Николаева Т.М. О чём на самом деле писал Марсель Пруст? — Москва: Языки славянской культуры, 2012. — 128 страниц. — (Studia philological/ Series minor). — 600 экземпляров, ISBN 978-5-9551-0519-2; Михайлов А.Д. Поэтика Пруста / Издание подготовлено Т.М.Яиколаевой. Москва: Языки славянской культуры, 2012. — 504 страницы, 300 экземпляров, ISBN 978-5-9551-0610-6; F.C.Green, The Mind Of Proust (1949); Aciman, André (2004) The Proust Project. New York: Farrar, Straus and Giroux; Теодор Адорно (1967) Prisms. Cambridge, Mass.: MIT Press; Теодор Адорно "Short Commentaries on Proust, " Notes to Literature, trans. S. Weber-Nicholsen (New York: Columbia University Press, 1991); Albaret, Céleste (2003) Monsieur Proust. New York: The New York Review of Books (Мемуары домоправителя Пруста); Вальтер Беньямин К портрету Пруста; Bernard, Anne-Marie (2002) The World of Proust, as seen by Paul Nadar. Cambridge, Mass.: MIT Press; D.Capetanakis, 'A Lecture on Proust', in Demetrios Capetanakis A Greek Poet In England (1947); Carter, William C. (2002) Marcel Proust: a life. New Haven: Yale University Press; Chardin, Philippe (2006) Proust ou le bonheur du petit personnage qui compare. Paris: Honoré Champion; Chardin, Philippe et alii (2010) Originalités proustiennes. Paris: Kimé; Davenport-Hines, Richard (2006) A Night at the Majestic. London: Faber and Faber ISBN 978-0-571-22009-0; De Botton, Alain (1998) How Proust Can Change Your Life. New York: Vintage Books; Жиль Делёз (2004) Пруст и знаки (Marsel Proust et les signes) / Перевод с французского Е.Г.Соколова. — Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований при Философском факультете СПбГУ: Алетейя, 1999; Поль де Ман Allegories of Reading: Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke, and Proust, (ISBN 0-300-02845-8) 1979; Жюльен Грак, «Proust Considered as An End Point» in Reading Writing (New York: Turtle Point Press,), 113—130; Karlin, Daniel (2005) Proust’s English. Oxford: Oxford University Press ISBN 978-0-19-925688-4; Юлия Кристева Time and Sense. Proust and the Experience of Literature. New York: Columbia U. Press, 1996; George Painter (1959) Marcel Proust: a biography; Vols. 1 & 2. London: Chatto & Windus; Shattuck, Roger (1963) Proust’s Binoculars: a study of memory, time, and recognition in «À la recherche du temps perdu». New York: Random House; Spitzer, Leo "Proust’s Style, " [1928] in Essays in Stylistics (Princeton, Princeton U. P., 1948); Shattuck, Roger (2000) Proust’s Way: a field guide to «In Search of Lost Time». New York: W. W. Norton; Tadié, Jean-Yves (2000) Marcel Proust: a life. New York: Viking; Эдмунд Уайт (1998) Marcel Proust. New York: Viking Books.
Книги современных художников о Прусте: Serge Chamchinov, Marcel Proust. Incipit, Dives-sur-mer, 2008. Книга художника, в основу которой положен текстологический анализ первой фразы романа В поисках утраченного времени, шести рукописных вариантов. Оригинал, формат 270×345 мм, тушь, пастель; Anne Arc, Marcel Proust, Dives-sur-mer, 2009. Format carré 305×305 mm, collection «Laboratoire du livre d’artiste», section «Temps», conception «minimalisme», 12 linogravures d’Anne Arc, titre imprimé sur couverture, Canson noir 160g/m2, 12 exemplaires lettrés; Daniel Hees, Lindenblüten, Köln, 1984. Radierschnipsel. 43x57cm. Hahnemühle-Büttenkarton 300g/m², 80 exemplaren; Marja Scholtens, A la recherche, Rotterdam, 2009. 18,5x19,5 cm. Japon-simili 80g/m². Bilingue (français/néerlandais) 75 exemplaires.
1872
Николай Александрович Шилов
русский и советский физико-химик, специалист в области теории адсорбции и реакций окисления. Магистр химии, профессор Императорское Московское техническое училище, ИМТУ (с 1911), Московского коммерческого института (с 1912), Московского университета (с 1917). В годы Первой мировой войны совместно с Н.Д.Зелинским и другими химиками работал над созданием средств противохимической защиты. Внёс огромный вклад в создание отечественной системы противогазовой защиты армии и гражданской обороны, разработав первую теорию действия противогаза и заложив основы специального обучения и противохимической защиты войск. Родился в Москве, в московской купеческой семье потомственного почётного гражданина. с золотой медалью окончил в 1890 году 5-ю Московскую гимназию, где увлёкся химией; в 1891 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил с дипломом I степени четыре года спустя. Был «оставлен при кафедре химии для подготовки к профессорскому званию». В 1896—1897 годах работал в лейпцигской физико-химической лаборатории В.Ф.Оствальда. Весной 1898 года успешно сдал магистерские экзамены и в1899 году утверждён сверхштатным лаборантом по органической и аналитической химии Московского университета. В 1901—1904 годах работал в Германии, в основном — в лаборатории В.Ф.Оствальда, а также в Гейдельберге, где располагалась физико-химическая лаборатория Юлиуса Лотара Мейера. Работал главным образом над вопросами катализа и сопряжённых реакций окисления. Вернувшись в Россию, в феврале 1906 года он защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра химии «О сопряженных реакциях окисления» и стал приват-доцентом.
Начало XX века
До 1907 года Шилов состоял в Московском университете лекционным ассистентом по органической химии. В 1907 году он также начал преподавательскую деятельность по совместительству в Московском инженерном училище, где проработал два года; 14 января 1908 года получил орден Святого Станислава III степени. Весной 1910 года Шилов получил внеочередной чин коллежского советника. С осени 1910 года начал читать эпизодические курсы химии в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ) и Московском коммерческом институте (МКИ). С весны 1911 года — адъюнкт-профессора ИМТУ. В том же году Шилов уволился из Московского университета в связи с так называемым «Делом Кассо» и перешёл на основную работу в Императорское Московское техническое училище, где вёл курсы по неорганической химии. В феврале 1915 года он был утверждён профессором Московского технического института. Одновременно, он продолжал работать в Московском коммерческом институте, читая им же разработанные курсы по общей и неорганической химии, при этом в качестве учебной литературы использовались труды Вильгельма Оствальда «Введение в изучение химии» (Москва: Космос, 1910. — 280 страниц), «Основы теоретической химии» и «Основы неорганической химии», лично переведённые Шиловым с немецкого. В эти же годы он вёл активную просветительскую работу, делал многочисленные научные доклады в различных научных обществах, а также постоянно читал отдельные научно-популярные лекции и курсы по различным отделам химии в Москве (в частности, в лектории Политехнического музея) и провинции. В начале 1912 года Шилов получил предложение директора Московского коммерческого института П.И.Новгородцева создать там кафедру физической химии, возглавить её и заняться оборудованием лабораторий, используя свои связи в Европе. В сентябре 1912 года он был избран сверхштатным экстраординарным профессором МКИ, сохраняя при этом ИМТУ своим официальным местом работы. Осенью того же года, занимаясь вопросами оснащения рентгенологической лаборатории института, Шилов ездил в лабораторию Марии Склодовской-Кюри, где провёл несколько месяцев. В феврале 1913 года оборудование, главным элементом которого был рентгеновский аппарат, уже было на пути ехало в Россию. Работая в МКИ, Шилов активно участвовал в административных процессах института — в частности, летом 1913 года был назначен, по согласованию с Учебным отделом Министерства торговли и промышленности, заместителем директора «на случай кратковременных отлучек из Москвы директора и отсутствия деканов в летнее вакационное время»; 22 октября 1913 года Н.А.Шилов был избран на должность сверхштатного ординарного профессора МКИ; 17 января 1914 года награждён орденом Святой Анны III степени, 6 июня того же года получил чин статского советника. В начале 1914 года Шилов вернулся к оснащению лаборатории по физической химии, и, используя свои связи в Германии и Франции, в конце концов связался с Эрнестом Резерфордом. В результате последовавших переговоров, была достигнута договорённость о создании для московского коммерческого института полной копии лаборатории Резерфорда в Манчестере. На реализацию проекта Шилов получил финансирование в объёме 10 тысяч рублей. В мае 1914 года, Шилов с семьёй отправился в Англию, где его и застала Первая мировая война.
Первая мировая война
Семьи Шилова и Великого князя, используя дипломатические каналы, смогли вернуться на родину. Гораздо менее удачно сложилась судьба оборудования для лаборатории Коммерческого института, которое так и не прибыло в Россию, по всей видимости, погибнув вместе с перевозившим его судном. Первая мировая война стала первой масштабной химической войной. Это не было неожиданным. Политические и дипломатические средства защиты от применения варварского оружия были предложены Россией ещё на Гаагской мирной конференции 1899 года. Однако, надежные индивидуальные средства защиты, тем более для массового использования, сделаны ещё не были. Не явилось ещё само слово — противогаз. Военная необходимость принудила к ускоренным действиям по их разработке, созданию, производству и внедрению. Профессор Н.Д.Зелинский, исследуя методы абсорбции и открытый им способ получения активированного древесного угля с повышенными абсорбционными характеристиками, предложил (1915 г.) его использование в качестве средства индивидуальной защиты от отравляющих газов в виде противогаза: сперва в респираторах, затем со специальной маской, конструкция которой была разработана технологом М.И.Куммантом. Это и стали именовать, как противогаз Зелинского-Кумманта. Преодоление бюрократических трудностей продолжалось более года. Испытания и внедрение проводились в боевых условиях. Этим заведовал ученик Зелинского, Н.А.Шилов. Фронтовая работа, изначально поставленная им на твёрдую научную основу, приносила полезные рекомендации и практические плоды. Из сотрудников этой лаборатории надо отметить Л.К.Лепинь, Н.И.Гаврилова, Н.А.Церевитинова, С.А.Вознесенского, М.А.Грановского. Важнейшим достижением школы, руководившейся Шиловым, нужно считать разработку теории послойной работы угольного фильтра, лежащей в основе расчета противогаза. Большую роль при подготовке военных химиков сыграли брошюры Л.А.Чутаева «Химические основы газового и противогазового дела», Н.А.Шилова «Газовая борьба с точки зрения химика» и ряд других брошюр. Разрабатывались системы обучения личного состава и методы привыкания работы в противогазах—палатки окуривания и полевые окуривания. Создан учебный фильм «Полевое окуривание». Будучи хорошим фотографом, составил наборы стереодиапозитивов.
Н.А.Шилов в ходе командировки на фронт Первой мировой войны, 1916 год.
Помимо научно-преподавательской деятельности, Шилов неоднократно выступал в Московском коммерческом институте с благотворительными публичными лекциями, сбор с которых шёл в пользу раненых и больных воинов в госпитале института. Также он занимался организацией использования рентгенологической лаборатории Коммерческого института институтским госпиталем, а также другими московскими госпиталями и клиниками Москвы. В 1915—1917 годах работал на фронте по части испытаний и внедрений противогаза Зелинского-Кумманта. Под его руководством было организовано до 7 передвижных (на базе железнодорожных составов) лабораторий по проверке противогазов, изучению особенностей их эксплуатации, а также обучению личного состава. Им также была разработана система обучения солдат приёмам противохимической защиты, в том числе метод окуривания в палатках и окуривания в полевых условиях. Работе Н.А.Шилова по противогазному делу предшествовала иная, так сказать противоположная, а именно по созданию аппарата для удобного и равномерного распыления удушающих газов. Такой аппарат был создан в 1915 году и в том же году проведены два полигонных испытания: 14 октября на авиационном поле близ Бронниц (позднее там был аэродром сельхозавиации), и 6 ноября за Невой у села Ивановское под Петроградом.
Послереволюционное время
В мае-июле 1918 года Шилов возглавлял первые опыты по промышленному уничтожению взрывчатых веществ и химического оружия на полигоне близ ст. Лианозово Московской железной дороги. Когда в 1918 году был создан Иваново-Вознесенский политехнический институт, Н.А.Шилов вместе с другими профессорами-химиками — Н.Д.Зелинским и И.А.Каблуковым — согласились приезжать в Иваново-Вознесенск для чтения лекций. По воспоминаниям П.П.Будникова: «…приглашаемые из Москвы профессора-консультанты Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков и Н.А.Шилов останавливались у меня. Это были приятные встречи и интересные, незабываемые беседы». С 1924 года был профессором Московской горной академии. С 1928 года заведовал кафедрой противогазного дела в МВТУ. Умер скоропостижно 17 августа 1930 года в Гаграх от приступа стенокардии во время отпуска.
Научные работы
Научные работы Николая Александровича Шилова в основном посвящены теории адсорбции и окислительно-восстановительным реакциям, кинетике сопряжённых реакций, изучению взаимодействия веществ, находящихся в реакционной системе. В своей магистерской диссертации «О сопряженных реакциях окисления», защищённой в 1901 году, Шилов систематизировал огромный экспериментальный материал по сопряжённым реакциям, построил основы их теории и разработал терминологию, применяемую до сих пор. Он ввёл в научный оборот представления о химической индукции и самоиндукции, связал их с понятиями катализа и аутокатализа. Кроме того, на основании теории о «сопряжении» реакций Шилов подошёл к обобщающим представлениям о природе гомогенного катализа.
Наиболее заметные публикации: Записки по объемному анализу. Пособие при первоначальном изучении методов титрования / Составитель Н.А.Шилов, магистр химии, приват-доцент Московского университета и преподаватель Московского инженерного училища.. — Москва: Склад издания у автора, 1908. — 131 страница. В 1929 году создал препарат гиперсол для лечения гипертонии и атеросклероза и объяснил механизм его действия на организм человека.
Ученики: М.М.Дубинин; А.В.Киселёв; К.В.Чмутов; С.А.Вознесенский; Л.К.Лепинь.
Личная жизнь
27 апреля 1897 года 25-летний Шилов женился на Вере Николаевне Абрикосовой, с которой познакомился годом ранее. Отец Веры, Николай Абрикосов, представитель известной торгово-промышленной семьи, совладелец кондитерской фабрикой «Товарищество А.И.Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), являлся также членом и бессменным казначеем Психологического общества при Университете, а также членом редколлегии и издателем журнала «Вопросы философии и психологии» — первого в России издания данной тематики. Вера Николаевна Шилова (Абрикосова) училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, женой Великого князя Михаила Александровича (в замужестве получила титул «княгиня Брасова»). Так как морганатический брак Великого князя с дважды разведённой дочерью адвоката при дворе не одобрялся, супругам воспрещалось возвращение в Россию, и с осени 1913 года они жили в Англии, в поместье-замке Небуорт-хаус (англ. Knebworth House), графство Хартфордшир, невдалеке от Лондона. Летом 1914 года супруги Шиловы гостили в Небуорт-хаусе по приглашению Натальи Сергеевны и Михаила Александровича, и после начала Первой мировой войны возвращались в Россию вместе с семьёй Великого князя через «северный коридор» (Голландию, Норвегию, Швецию и Финляндию). Дети Николая Александровича и Веры Николаевны Шиловых: Ирина (1898—1958). Вышла замуж в 1918 году за Бориса Сергеевича Стечкина, впоследствии — выдающегося учёного и конструктора тепловых и авиационных двигателей, академика Академии Наук СССР; Александр (1899—1909); Марина (1908—1930). Детей не имела. С середины 1910-х годов Шиловы жили в Мыльниковом переулке, дом 9, квартира 10 (в доме напротив жил Н.Е.Жуковский). Николай Александрович Шилов был большим фотолюбителем, имел внушительную коллекцию фототехники и занимался исследованиями в области фотографических процессов. Оставил после себя обширную коллекцию фотоснимков, в том числе стереографических.
Литература: Бакин А.Н., Горошинкин М.В., Чугунов Е.А. «…Он отдаёт себя служению Родине, служению Русский армии». К 150-летию со дня рождения профессора Н.А.Шилова. // Военно-исторический журнал. — 2022. — № 6. — Страницы108—116; Гришин А.И. Николай Шилов. В отравленном дыму // Человеческий капитал и профессиональное образование : журнал. — 2014. — № 3. — Страницы 54—69. — ISSN 2226-9177; Семянников Б. От марлевой повязки — к противогазу // Гражданская защита : альманах. — 2008. — № 4. — Страницы 36—38. — ISSN 0869-5881; Стечкин Б.С. «Подходит крейсер — неизвестно какой» (из фотографической семейной хроники) // Природа. — Наука, 2009. — № 7; Стечкин Б.С. Первая химическая // Первая мировая война: Исследования. Документы / Составитель И.Л.Журавская; Редация: А.Д.Яновский, И.Л.Журавская. — Москва: ГИМ, 2014. — 320 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-89076-244-3; Ушакова Н.Н. Николай Александрович Шилов. 1872—1930 / Академия Наук СССР. — Москва: Наука, 1966. — 136 страниц. — (Научно-биографическая серия); Фигуровский Н.А. Очерк развития русского противогаза во время империалистической войны 1914—1918 гг.. — Москва; Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1942. — 97 страниц; Чуев Ф.И. Стечкин. — Москва: Молодая гвардия, 1978. — 256 страниц. — (Жизнь замечательных людей). — 100 000 экземпляров; Шилов Николай Александрович // Гражданская защита. Энциклопедия / Под редакцией В.А.Пучкова. — Москва, 2015. — Том 4: Т—Я. — Страница 370. — 496 страниц. — ISBN 978-5-93790-130-3; Гражданская защита: Энциклопедический словарь / Ю.Л.Воробьёв и др.; Под общей редакцией С.К.Шойгу. — Москва: ДЭКС-Пресс, 2005. — 568 страниц — 1000 экземпляров. — ISBN 5-9517-0024-8; Московский коммерческий институт. Обзор преподавания на 1914/1915 учебный год. I. Экономическое отделение; II. Коммерческо-техническое отделение.. — Москва: Типография Г.Лисснера и Д. Собко, 1914;. Де Лазари А.Н. Химическое оружие на фронтах Мировой войны 1914—1918 гг.: Краткий исторический очерк / А.Н. Де Лазари; Науч. ред. и коммент. М.В.Супотницкого. — Москва: Вузовская книга, 2008. — 268 страниц — 300 экземпляров — ISBN 978-5-9502-0314-5; Супотницкий М.В., Петров С.В., Ковтун В.А., Борисов Ю.И. О приоритете российских ученых в создании современного фильтрующего противогаза: К 100-летию противогаза Зелинского—Кумманта // Российский химический журнал. — 2016. — № 2. — Страницы 95-112; Волков В.А. и др. Шилов Николай Александрович (10 июля 1872—17 августа 1930) // Выдающиеся химики мира: Биографический справочник / В.А.Волков, Е.В.Вонский, Г.И.Кузнецова; Под редакцией профессора В.И.Кузнецова; Рецензент: Ю.А.Жданов, А.М.Кутепов. — Москва: Высшая школа, 1991. — Страница 504. — 656 страниц — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-06-001568-8; Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — Москва: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — Страницы 274—275. — 2000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0164—5; Вознесенский С., Николай Александрович Шилов, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1930, том 62, выпуски 8—9 (имеется библиография опубликованных научных работ Шилова); Крупный русский ученый Николай Александрович Шилов, "Успехи химии", 1946, том 15, выпуск 2; Беркенгейм Б.М., Семенов H.H., Серпинский В.В., Николай Александрович Шилов (К 25-летию со дня смерти), "Журнал физической химии", 1955, том 29, выпуск 9; Шилов Е.А., Об отношении идей Н.А.Шилова к современным представлениям о механизме гомогенного катализа, "Журнал физической химии", 1957, 31, выпуск 1, страница 266; Старосельский П.И., Научное творчество Н.А.Шилова (1872— 1930), в книге: Труды Института истории естествознания и техники (Академия Наук СССР), том 12, Москва, 1956; Ушакова Н.Н., Николай Александрович Шилов, Москва, 1966 (литература).
Архивные материалы: РГВИА. Фонд 2000. — Опись 2. — Дело 2037. — Страницы 67—74; РГВИА. Фонд 2000. — Опись 2. — Дело 2038. — Страницы 160—180.
1873
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, доктор исторических наук, этнограф, писатель. Один из ближайших соратников Ленина. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича. Владимир Бонч-Бруевич родился в Москве, в семье землемера, выходца из белорусско-литовских дворян Могилёвской губернии. В 1883 году поступил в подготовительные классы Константиновского межевого института в Москве; в 1884—1889 годах учился в этом институте; за организацию выступления студентов был исключён и сослан под надзор полиции в Курск; там окончил землемерное училище. Вернулся в 1892 году в Москву, вошёл в «Московский рабочий союз». Настроил печать на гектографе и распространение нелегальной литературы. С 1894 года работал в издательстве П.К.Прянишникова «Народная библиотека». С 1895 года участвовал в работе социал-демократического кружка, позже вошедшего в «Московский рабочий союз». В 1896 году эмигрировал в Швейцарию, организовывал пересылку в Россию революционной литературы и полиграфического оборудования. После знакомства с В.И.Ульяновым (Лениным) стал активным сотрудником «Искры». Учился на естественном факультете Цюрихского университета. Осенью 1898 года выехал в Англию, где участвовал в организации переселения духоборов с Кавказа в Америку. В 1899 году сопровождал в Канаду последнюю партию духоборов, затем помогал им устроиться на новых местах. Изучал жизнь и верования разнообразных сектантов, в том числе на предмет возможности рассылать сектантам «Искру». Вернувшись из Канады, издавал в издательстве Чертковых «Материалы к истории и изучению русского сектантства» (с 1908 г. возобновил их в России под названием «Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России»). В 1909 году опубликовал собранные им в Канаде псалмы духоборов («Животная книга духоборцев»). В 1903—1905 годах — заведующий экспедицией ЦК РСДРП (Женева), один из создателей архива ЦК. В 1904 году издавал специальный социал-демократический журнал для сектантов «Рассвет». В 1905 году вернулся в Россию, работал в газете «Новая жизнь». В 1905 году участвовал в подготовке вооружённого восстания в Санкт-Петербурге, организовывал подпольные склады с оружием. В 1906—1907 годах секретарь и член редколлегии журнала «Наша мысль». В 1908—1918 гг. руководил большевистским издательством «Жизнь и знание» (издательством «им. В.Бонч-Бруевича и Н.Ленина»). С 1912 года член редколлегии газеты «Правда». Неоднократно арестовывался, но серьёзным преследованиям не подвергался. В 1917 член исполкома Петроградского совета, временный редактор газеты «Рабочий и солдат» (одно из названий «Вечерний Санкт-Петербург»). В 1917 возглавлял комендатуру района Смольный — Таврический дворец. Был управляющим делами Совета Народных Комиссаров до октября 1920. Одновременно в декабре 1917 — марте 1918 года был председателем Комитета по борьбе с погромами, в феврале — марте 1918 — членом Комитета революционной обороны Петрограда. С 1918 г. — управляющий делами СНК РСФСР. Ближайший помощник и фактический секретарь Ленина. Принимал активное участие в национализации банков, в подготовке переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года. Завизировал Постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 «О красном терроре». С марта 1918 — заместитель председателя Совета врачебных коллегий. В 1919 году — председатель Комитета по сооружению санитарно-пропускных пунктов на московских вокзалах и Особого комитета по восстановлению водопровода и канализации Москвы. В 1918—1919 гг. — руководитель издательства ЦК РКП(б) «Коммунист». В 1918 избран действительным членом Социалистической академии общественных наук, в 1918—1920 гг. издал ряд книг: «Кровавый навет на христиан», «Волнения в войсках и военные тюрьмы» и др. После смерти Ленина перешёл к научной работе. Автор сочинений по истории революционного движения в России, истории религии и атеизма, сектантству, этнографии и литературе. В 1920—1929 был организатором и руководителем опытного совхоза «Лесные Поляны» под Москвой, продукция которого прежде всего направлялась руководителям партии и правительства. Инициатор создания и первый директор (1933—1945) Государственного литературного музея в Москве. В 1945—1955 гг. — директор Музея истории религии и атеизма Академии Наук СССР в Ленинграде. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич скончался в Москве 14 июля 1955 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Литературные псевдонимы: Б-ч, Бонч-Бр., В. Б., В. Б. Б., В. Г., В. О., В. Оль—ский, Влад. Оль—ский, Влад. Ольховский, А. Григорьев, Ив.Гаврилов, Н.Волгин, Николай Волгин, Ив.Горленко, Семен Гвоздь, Антон Кругликов, Г.Колосов, Д.Петренко, Ник.Петренко, Петрович, Северянин, Романенко, Москвич, Старожил, Дядя Том (также партийный псевдоним), Читатель, Один из провожавших, Один из публики, Товарищ, Старый товарищ.
Семья: Отец — Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич (8 ноября 1840 — после 1904), землемер; мать — Мария Сергеевна. Жена — Вера Михайловна Величкина (1868—1918), врач, революционер; дочь — Елена (1904—1985), травматолог Института скорой помощи имени Склифосовского, кандидат медицинских наук; замужем за Леопольдом Леонидовичем Авербахом (1903 — 14 августа 1937); арестованная 14 июня 1937, была осуждена к 7-летнему заключению в лагере (с 1941 г. работала там врачом); внук — Виктор Леопольдович Бонч-Бруевич (8 января 1923 — 1987), участник Великой Отечественной войны, доктор физико-математических наук, профессор МГУ; лауреат Ломоносовской премии (1980). Жена (после 1918 г.) — Анна Семёновна Тинкер (1886—1956); в первом браке была за С.И.Черномордиком (1880—1943), основателем и первым директором Музея Революции.
Награды: Орден Ленина (9 ноября 1954) — за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством.
Дань памяти: В честь В.Д.Бонч-Бруевича назван ряд улиц в странах бывшего СССР, в том числе: в Могилёве и Костюковичах (Белоруссия); улица в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде (Россия); в Киеве (Украина). Дом № 5 в Большом Кисловском переулке в Москве, где в 1928—1955 гг. жил В.Д.Бонч-Бруевич, отмечен памятной доской.
Избранная библиография: Бонч-Бруевич В.Д. Назарены в Венгрии и Сербии. — 1901; Бонч-Бруевич В.Д. Знамение времени (о процессе Бейлиса). — 1914; Бонч-Бруевич В.Д. Убийство германского посла Мирбаха и восстание левых эсеров: (По личным воспоминаниям). — Москва: Гудок, 1927. — 64 страницы; Бонч-Бруевич В.Д. На боевых постах Февральской и Октябрьской революций. — Москва: Федерация, 1930; Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. — Москва: Художественная литература, 1968.- 206 страниц; Бонч-Бруевич В.Д. Ленин и дети. — Москва:, Детская литература, 1975; Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения в трёх томах. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1959—1963.
1873
Эдмунд Дене Морель (имя при рождении — Жорж Эдмон Пьер Ахилл Морель де Виль; Edmund Dene Morel (born Georges Edmond Pierre Achille Morel Deville)
британский журналист, писатель-публицист, активист в защиту мира и политик. Родился в Париже. Его отец был французским гражданским служащим, мать — англичанкой-квакеркой. Когда ему было четыре года, его отец умер, а мать рассорилась с семьёй покойного и растила сына сама. Первоначально она отправила его в Англию для обучения в школе-интернате, но в 1888 году заболела и не смогла более оплачивать его обучение. Морелю пришлось вернуться в Париж и устроиться на работу банковским клерком; к 1891 году он накопил достаточно денег, чтобы перевезти свою мать в Великобританию, и тогда же сам получил должность клерка в ливерпульской фирме, занимавшейся морскими перевозками. В 1896 году он сумел получить британское гражданство и официально изменил своё имя на англизированное. С 1893 года начал писать публицистические статьи, в которых осуждал французскую колониальную политику и выступал в защиту прав народов Африки. Совместно с Роджером Кейсментом Морель основал Общество по проведению реформ в Конго — организацию, деятельность которой была направлена против жестокой эксплуатации коренного населения так называемого Свободного государства Конго, объявленного личным владением бельгийского короля Леопольда II. Кейсмент ранее стал членом особой комиссии, созданной британским правительством для расследования ситуации в Конго, результаты которой были опубликованы в 1904 году под названием «Доклад по Конго». Морель основал собственную газету — «West African Mail», на страницах которой обнародовалась информация о ситуации в Конго. В 1906 году в печати появилась его книга «Красный каучук», вызвавшая волну возмущения в Бельгии и Европе. После разразившегося скандала (возникшего не только после публикации книги, но и по целому ряду иных публикаций и обстоятельств) Леопольд II был вынужден продать в 1908 году Конго бельгийскому правительству. Во время Первой мировой войны Морель участвовал в британском пацифистском движении, был одним из основателей и секретарём «Союза демократического контроля» и членом Либеральной партии. Морель — как и Кейсмент — впоследствии был дискредитирован обвинениями в германофильстве. После окончания войны вступил в Независимую рабочую партию. Умер в городке Бови-Трейси, графство Девон, Англия, 12 ноября 1924 года. Похоронен на лондонском кладбище Голдерз-Грин.
Библиография: Catherine Ann Cline: E. D. Morel, 1873—1924. The strategies of protest. Blackstaff, Belfast 1980, ISBN 0-85640-213-3; Reinders, Robert C.: Racialism on the Left. E. D. Morel and The «Black Horror on the Rhine». In: International Review of Social History 13 (1968). P. 1-28.
1874
Сергей Тимофеевич Конёнков
советский скульптор, народный художник СССР. Родился в деревне Верхние Караковичи Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, ныне Рославльский район Смоленской области, в семье зажиточной крестьянина. Белорус. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Первоначальное образование получил в местной начальной школе, затем учился прогимназии в городе Рославль. Там впервые и проявились способности Конёнкова к живописи. В 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества при Академии художеств, был зачислен на скульптурное отделение. Одновременно с учёбой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова на Мясницкой улице в городе Москва. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова. В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Конёнков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. По возвращении на родину, в 1898 году, Конёнков переводит в бронзу свою первую значительную работу — «Камнебоец». Сразу по возвращении приехал в город Санкт-Петербург и поступил училище Императорской академии художеств в класс скульптуры, которым руководил известный скульптор Владимир Беклемишев. Дипломная работа Конёнкова Самсон, разрывающий узы показалась чиновникам академии слишком революционной и была уничтожена по их распоряжению. Окончив Академию, возвратился в Москву, где очень скоро его произведения заняли заметное место на выставках Союза русских художников и Московского товарищества художников. Среди его работ особой известностью пользуются «Нике», «Лада», портреты Баха, Паганини, Чехова, Кривополеновой, а также деревянные скульптуры. Принимал участие в революции 1905-1907 годов в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» и др.). В этот период Сергей Тимофеевич оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910). В 1912 году посетил Грецию и Египет. Среди других известных дореволюционных работ Конёнкова - барельеф Пиршество (1910), лесная серия, в которую входят Старенький старичок (1909), Стрибог (1910), Вещая старушка (1916), Дядя Григорий (1916). В этих работах он переосмысливал образы старинных преданий и применял приёмы народной резьбы.
Параллельно с лесной серией Конёнков работал и над греческой серией. Именно он первым из русских скульпторов конца XIX - начала XX века обратился к изображению обнажённого женского тела. Конёнкова ещё до революции называли русским Роденом. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Поиски новых форм отразились в работах 1918—1919 годов - барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин», установленный на Красной площади в 1919 году (в настоящее время - в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге). В 1923 году Конёнков участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В декабре 1923 года, сопровождая выставку советского и русского искусства, выехал в США. Изначально предполагалось, что поездка продлится всего несколько месяцев, но возвращение в СССР состоялось лишь спустя 22 года. В этот период с основном проживал в Нью-Йорке. В 1928-1929 году он совершил поездку в Италию, познакомился с Максимом Горьким, создал его портрет. В те же годы его персональная выставка прошла в Риме. В 1935 году по заказу администрации Принстонского университета Конёнков создаёт бюст выдающегося учёного Альберта Эйнштейна, который был хорошим знакомым супругов Конёнковых. В годы Второй Мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. В 1945 году по личному указанию Иосифа Сталина был зафрахтован пароход Смольный, на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Он получил мастерскую на улице Горького (ныне - Тверской) в Москве. В годы своей послевоенной работы в СССР Конёнков был автором скульптурных портретов многим выдающимся людям, в том числе Ивана Тургенева, Владимира Маяковского, Константина Циолковского, Николая Зелинского. Конёнков был автором памятников Александру Пушкину, Льву Толстому, Василию Сурикову, надгробного памятника Михаилу Пришвину. Особое место в портфолио Конёнкова занимают изображения композиторов, в том числе Иоганна Себастьяна Баха и Николо Паганини. В 1965 году в здании Московского Дома Художника состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1964 года за выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства и в связи с девяностолетием со дня рождения Конёнкову Сергею Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1971 года в возрасте 97 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 8).
Награды и звания: Герой Социалистического Труда (1964); Народный художник РСФСР (1955); Народный художник СССР (1958); Ленинская премия (1957) — за скульптуру «Автопортрет»; Сталинская премия третьей степени (1951) — за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»; Награждён двумя орденами Ленина (17 января 1956, 10 июля 1964); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы»; Действительный член Академии Художеств СССР (1954); Почётный гражданин Смоленска (1964). В честь Конёнкова названы улицы в городах Москва, Смоленск, Рославль, Донецк.
В городе Смоленск на пересечении улиц Пржевальского и Козлова так же установлен бюст Конёнкова,
в городе Москва на пересечении улиц Коненкова и Лескова - памятник. В 1973 году открыт Музей скульптуры С.Т.Коненкова в Смоленске, в 1974 году – Музей-мастерская С.Т.Коненкова на ул. Горького (ныне - Тверской) в Москве. Конёнков лично передал в дар Смоленску 41 своё произведение, за последующие годы количество экспонатов музея удвоилось.
В Москве на фасаде здания по улице Тверской, дом 8, корпус 1, со стороны Тверского переулка установлена мемориальная доска.
В Москве на улице Коненкова.установлена аннотационная доска.
Анотационная доска установлена в городе Смоленск, на доме № 2/1 по улице Ленина, на перекрестке с улицей Коненкова.
Мемориальная доска установлена в городе Рославль, по адресу улица Советская, дом 94а, на заднии, где располагалась гимназия, в которой учился будущий скульптор. К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт дом-музей Конёнкова.
Сочинения: Слово к молодым, (Москва), 1958.
Литература: Каменский А., Коненков, (Москва, 1962); Кравченко К., С.Т.Коненков, Москва, 1967.
1875
Отто Вюрцбург (Otto B.Wurzburg)
американский шахматный композитор-проблемист. Родился в городе Гранд-Рапидс, штат Мичиган, США. Тесно сотрудничал с С. Лойдом и У. Шинкманом. Опубликовал около 1200 задач — двух-, трёх- и многоходовок, отличающихся оригинальностью замысла при экономичном построении, остропуантированными вступительными ходами, блестящими жертвами, эффектными матовыми позициями. Среди его задач немало миниатюр. Впервые (1909) представил тему Плахутты без жертвы белой фигуры на поле пересечения (см. Вюрцбурга — Плахутты тема). Цскп в родном городе 19 октября 1951 года.
Задачи
1.Ch3! Kpc7 2.Фg4 Kpb8 (Kpd8) 3.Фс8 (Фd7)# — Тертона тема,
1. ... а5 2.Фа6+! Кр:а6 4.Сс8#
Книги: The Golden Argosy, Stroud, 1929 (соавтор).
Литература: Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страницы 73—74. — 621 страница — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.
1876
Иван Иванович Садовский
украинский советский актёр. Народный артист Украинской ССР (1947). В 1896 начал выступать как хорист в Итальянской опере в Одессе. Сценическую деятельность как драматический актёр начал в "Товариществе русско-малорусских артистов" под руководством П.К.Саксаганекого (1897-1900). Играл в труппах: О.Суслова (1900-1901), М.Ярошенко (1901-1902), Ф.Костенко (1903-1910), В.Яворского (1910-1918). После Октябрьской революции работал в театрах Киева - Первом государственном драматическом театре УССР имени Т.Шевченко (1918-1921), ТЮЗе (1935-1941), в Одесском театре имени Октябрьской революции (1929-1931), Харьковском театре Революции (1931-1935), Винницком театре (1945-1948). Умер в Виннице 1 апреля 1948 года. Роли в кино: 1940 Макар Нечай :: Иван Иванович Головин; 1929 Шкурник | Цыбала.