-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110333
Комментариев: 6802
Написано: 118806


3 июля родились...

Среда, 03 Июля 2024 г. 03:45 + в цитатник
Goncharova (514x700, 147Kb)
1881
Наталья Сергеевна Гончарова
русская художница-авангардист, график, сценограф. Представительница лучизма. Жена Михаила Ларионова. Принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (потомков калужского купца Афанасия Абрамовича — основателя Полотняного Завода). Родилась в селе Ладыжино, Тульская губерния, Российская империя, в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862—1935) и его жены Екатерины Ильиничны (урождённой Беляевой), дочери профессора Московской духовной академии. Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Натальи Гончаровой-Пушкиной. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урождённая Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П.Л.Чебышёва. Детство Гончаровой прошло в Тульской губернии, где её отцу принадлежали несколько сёл и усадеб: Ладыжино, Нагаево, село Лужны. Прожив первые десять лет в имениях отца, Гончарова в дальнейшем сожалела о том, что вынуждена жить и работать в крупных городах, в то время как предпочла бы сельский быт. Путешествуя по России, она также проявляла больший интерес к исследованию деревень, нежели городов. В 1891 году (по другим данным в 1892 году) вместе с семьёй переезжает в Москву. В 1898 году окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. В 1900 году пробует себя на медицинских курсах, но бросает их через три дня. Позднее, по разговорам с Гончаровой М.Цветаева запишет: «Не вынесла мужеподобного вида студенток-медичек». В том же году, вслед за близкой подругой, в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов.
Natalia_GoncharovaМолодая (535x700, 242Kb)
Молодая Наталия Гончарова
В 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П.П.Трубецкого. Другим её учителем становится С.М.Волнухин. По одной из версий в этом же году знакомится со своим будущим мужем М.Ф.Ларионовым. Однако по другой версии их знакомство могло случиться годом ранее: в списках работ Ларионова упоминаются его портреты, написанные Гончаровой в 1900-м году. В 1903 году совершает поездку в Крым и Тирасполь. В Тирасполе Гончарова рисует плакаты для сельскохозяйственной выставки, которая проходит в здании, построенном её отцом. Из поездки Гончарова возвращается с акварелями и пастелями, выполненными в импрессионистской технике, которой она увлекается под влиянием Ларионова. Привезённые картины приобретают коллекционеры современного искусства И.А.Морозов, Н.П.Рябушинский. В том же году прерывает учёбу из-за состояния здоровья. Возвращается в училище в 1904 году и переходит в мастерскую живописи, где её учителем становится К.А.Коровин. Предпочтение живописи скульптуре часто связывают с влиянием Ларионова. В разговорах с М.Цветаевой Гончарова упоминает его слова, сказанные в годы обучения:
«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!»
Впрочем, Гончарова продолжает заниматься скульптурой. Дважды её работы отмечаются медалями: в 1904 году получает малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, второй медалью за скульптуры она награждается в 1907 году.
В 1909 году Гончарова прекращает вносить оплату за обучение, и её отчисляют из училища.
GoncharovaАвтопортрет с жёлтыми лилиями (520x700, 602Kb)
Наталия Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907 год
Творческая деятельность
С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. В Париже она посещает ретроспективу Поля Гогена и увлекается фовизмом, отдаляясь от импрессионизма. Вскоре она пробует себя во многих других направлениях живописи: увлекается кубизмом и примитивизмом. Одновременно Гончарова активно выставляет свои работы, принимая участие во всех значительных выставках современного искусства в России, а также в некоторых европейских выставках:
Выставках Московского товарищества художников (1905, 1907),
Осеннем салоне в Париже (1906),
«Русской художественной выставке», организованной С.П. Дягилевым,
«Стефанос (Венок)» (1907—1908, Москва; 1908 Петербург; 1910, Екатеринослав),
«Звено» (1908, Киев),
Выставках группы «Золотое руно» (1908—1910, Москва),
Интернациональных «Салонах» Издебского (1909—1911, Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига, Николаев, Херсон).
C 1908 года Гончарова живёт в доме, построенном по проекту её отца (Трёхпрудный переулок, 2а). С 1908 по 1911 год даёт частные уроки в Студии живописи и рисунка И.И. Машкова. К 1909 году относится первый опыт театральной работы: Гончарова подготавливает эскизы декораций и костюмов для постановки «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя, осуществлённой в частной студии Константина Крахта. Также пробует себя в декоративно-прикладном искусстве, оформив скульптурные фризы некоторых московских особняков и разрабатывая рисунки обоев. 24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует свою первую персональную выставку, на которой представлено 22 картины. Выставка продолжалась лишь один день: из-за представленной картины «Натурщица (на синем фоне)» Гончарова обвиняется в порнографии, несколько работ конфискуется. Вскоре суд оправдывает художницу. В 1912 году участвует в организованных Ларионовым футуристических прогулках с раскрашенными лицами по Москве. Начинает заниматься иллюстрированием книг футуристов:
А.Кручёных и В.Хлебников — «Мирсконца», «Игра в аду» (1912 год),
А. Кручёных — «Взорваль», «Две поэмы. Пустынники. Пустынница» (1913 год),
Сборник «Садок судей» № 2 (1913 год),
К.Большаков — «Le futur», «Сердце в перчатках» (1913 год) и др.
По инициативе А.Кручёных издаются литографированные открытки с рисунками Гончаровой.
Goncharovaи Михаил Ларионов (700x700, 439Kb)
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. Москва, 1913 г.
Совместно с Ларионовым организует и участвует в выставках «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1914), «№ 4». Входит в мюнхенское объединение «Синий всадник» и участвует в одноимённой выставке в 1912 году. Принимает участие в выставках «Мира искусства» (1911—1913, Москва, Санкт-Петербург), «Союза молодёжи», «Московском салоне», выставках футуристов в Риме, постимпрессионистов в Лондоне (1912), галереи «Штурм» в Берлине, Первом немецком осеннем салоне (1913, Берлин), выставке современной живописи (1912, Екатеринодар). Крупнейшие персональные выставки Гончаровой состоялись в Москве, на Большой Дмитровке (осень 1913 года), и в Петербурге (весна 1914 года), на них были представлены более 700 работ, созданных с 1900 по 1913 год. Московская выставка завершается выпуском первого каталога-монографии, посвящённой Гончаровой и Ларионову под редакцией И.М.Зданевича. Предисловие каталога содержит часто цитируемое высказывание, приписываемое Гончаровой:
«Мною пройдено всё, что мог дать Запад до настоящего времени, — а также всё, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем всё, что я знаю на Западе.»
Среди историков искусства идёт спор о настоящем авторстве этих слов. Существует предположение, что автором был сам И.Зданевич. Однако высказывание схожих тезисов в более ранних текстах Гончаровой и Ларионова позволяет другим исследователям утверждать, что цитата соответствовала представлениям Гончаровой и её близкого окружения. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции в Париже, Гончарова говорила: «Хотела на Восток, а попала на Запад». В 1913 году участвует в съёмках фильма «Драма в кабаре футуристов № 13». На единственном сохранившемся кадре этого фильма запечатлена полуобнажённая Гончарова на руках Ларионова. Премьера состоялась в январе 1914 года, когда группа «Ослиный хвост» уже распалась. В 1914 году, по рекомендации Александра Бенуа, Дягилев приглашает Гончарову в Париж для работы над «Золотым петушком». В Париже, помимо театральной работы, Гончарова и Ларионов устраивают весной 1914 года персональную экспозицию в галерее Поля Гийома, получившую одобрительные отзывы во французской прессе.
GoncharovaСвятой Георгий Победоносец (535x700, 464Kb)
Святой Георгий Победоносец
С началом Первой мировой войны Ларионов и Гончарова возвращаются в Россию. В 1914 году Гончарова выпускает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему. В 1915 году работает над сценографией для театральной постановки «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А.Я.Таирова. Эта работа Гончаровой заслужила высокую оценку В. Мейерхольда. Выходит книга Т.Чурилина «Весна после смерти» с литографиями Гончаровой. В апреле 1915 года состоялась последняя прижизненная выставка Гончаровой в России («Выставка живописи 1915 год»). В июне 1915 года Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах», они покидают Россию.
Цензура
После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт». Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»). Те же обвинения выдвигают против организаторов выставки: В.Я.Брюсова, И.И.Трояновского, В.О.Гиршмана, К.И.Игуменова, В.А.Серова, и даже Андрея Белого, не имевшего отношения к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на ней. Историки называют нетипичным этот случай преследования художника в дореволюционной России. Само преследование художников, не занимающих политическую позицию, нельзя назвать распространённым в тот период, а до Гончаровой статья о порнографии не применялась по отношению к работам, имеющим художественную ценность. Внимание полиции к выставке может объясняться реформой законодательства, которое с 1906 года расширяло возможности цензуры. Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина. До начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнажённой натурой была существенно ограничена. Таким образом, жанр обнажённой натуры в исполнении художницы был непривычен и провокативен для московской публики. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова — именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы». Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Основным вопросом, который стоял перед судом, был вопрос о публичности представленной выставки. Гончарова, её адвокат М. Ходасевич и свидетели защиты указывали на то, что однодневная выставка была закрытым мероприятием, не предназначенным для широкой публики. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием. Традиционно, картины, написанные с обнажённой натуры, демонстрировались в салонах для ещё более ограниченного числа зрителей. Согласно каталогу выставки 1913 года Гончарова писала картины с обнажённой натуры с 1906 года по 1910 год, но после суда остановила свои занятия в этом жанре. Но столкновения с цензурой на этом не закончились. В 1911 году с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия». В 1912 году церковь выступила против показа четырёхчастного цикла «Евангелисты» на выставке «Ослиный хвост»: религиозный сюжет картины противоречил, по мнению цензора, названию и духу выставки.
В 1914 году по санкции обер-прокурора Синода арестовывается 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной — несмотря на то, что картины были предварительно допущены духовным цензором. Аресту предшествует публикация в прессе, критикующая использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов:
«Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени.»
За Гончарову заступаются бывший министр народного просвещения граф И.И.Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. Под их давлением картины были возвращены. Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своём творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями». Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии, смешивающим христианские и языческие образы. В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях. Известно также о предложении А.Щусева Гончаровой расписать спроектированный им Троицкий храм, возведённый в 1916 году в селе Кугурешты (Бессарабия). Гражданская война и отделение Бессарабии не дали замыслу осуществиться, однако сохранились эскизы, выполненные Гончаровой для храма. Встречается оценка Гончаровой как «наименее радикального художника русского авангарда», для которого провоцирование публики не имело того значения, как для ряда других авангардистов. Сама Гончарова видела особую ценность в объединении художественных, религиозных и патриотических сюжетов в живописи:
«Религиозное искусство, которое может прославить государство, — прекрасная и магическая манифестация самого искусства.»
Свои столкновения с цензурой она комментировала таким образом:
«Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан.»
Goncharovaи Михаила Ларионова (700x528, 380Kb)
Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова
Французские годы
В 1914 году, приняв приглашение Сергея Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию. Первой работой в труппе Дягилева стала сценография оперы-балета «Золотой петушок», после успеха первых показов которой в Париже и Лондоне Дягилев продолжил сотрудничество с художницей. Сначала супруги жили в Швейцарии, в 1916 году — в Париже, зиму и весну 1917 провели в Риме. Окончательно поселились в Париже в мае 1919 года.
В письме поэту Сергею Боброву Наталья Гончарова писала о тяжести разлуки с родиной:
«Как мне дорога каждая весть из Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из дому, горсть земли в подошвы туфель, чтобы всегда ходить по своей земле.»
Летом 1916 года Гончарова и Ларионов оказались в Испании, куда труппа «Русских балетов» отправилась на гастроли. По окончании выступлений они вместе с Дягилевым и Леонидом Мясиным совершили большое путешествие по стране. Гончарова много рисовала; она не оставляла испанскую тему и в последующие годы, воплощая свои впечатления в декоративных панно, станковых работах, сценографии.
В начале 1920-х годов Гончарова с Ларионовым активно сотрудничали с Дягилевым, регулярно выставлялись в парижских галереях «Осенний салон» и «Салон независимых». Гончарова продолжила заниматься книжной иллюстрацией, живописью, преподаванием, оформляла парижские балы, но её известность постепенно сошла на нет. Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство. В 1956 году Гончарова и Ларионов наконец официально зарегистрировали свой брак. В 1940-х и 1950-х годах супруги жили в относительной бедности и невостребованности, но во второй половине 1950-х годов их искусство вновь привлекло к себе внимание. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой. Скончалась в Париже 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен в Париже. После её смерти Музей современного искусства (Париж) посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.
Галерея
Goncharova01 (603x700, 471Kb)
«Стрижка овец», 1907
Goncharova02 (597x700, 523Kb)
«Бабы с граблями», 1907
Goncharova03 (700x533, 446Kb)
«Хоровод», 1910
Goncharova04 (566x700, 322Kb)
«Архангел Михаил», 1910
Goncharova05 (700x662, 690Kb)
«Голубая корова», 1911
Goncharova06 (700x626, 612Kb)
«Павлин под ярким солнцем», 1911
Goncharova07 (598x700, 422Kb)
«Еврейские женщины (Еврейская лавочка)», 1912
Goncharova08 (496x700, 406Kb)
«Ткацкий станок и женщина», 1913
Goncharova09 (700x525, 432Kb)
«Велосипедист», 1913
Книжные иллюстрации
Наталия Гончарова известна как художник книги. Среди её работ: Gontcharova, N. 14 portraits de Théâtre 1915—1916: Lausanne, St. Sebastian /reproduits aux pochoirs d’après les aquarelles originales et signés par l’auteur. — Paris: La Cible, 1916; Парнах, В. Самум / 3 рисунка Наталии Гончаровой. — Париж: Книгоиздательство «Нах» (транскрипция с санскрита), 1919; Gončarova, N. S., Larionow, M. L’art décoratif théâtral moderne. — Paris: La Cible, 1919; Блок, А. Двенадцать. Скифы / с 14-ю иллюстрациями Н. Гончаровой и М. Ларионова. — Париж: Мишень, 1920; Парнах, В. Словодвиг = Motdinamo: Стихи / 8 иллюстраций с рисунков Н. Гончаровой; обложка и 7 иллюстраций с рисунков Ларионова. — Париж: Мишень, 1920; Цетлин, М. (Амари). Прозрачные тени. Образы: 4-я книга стихов. — Париж; Москва: Зёрна, 1920; Рубакин, А. Город: Стихи / обложка, иллюстрации и виньетки по рисункам Н. Гончаровой; шрифт исполнен автором. — Париж: 1920; Эскизы оформления издания «Откровение Иоанна Богослова». 1922. (Не осуществлено); Эскизы иллюстраций к книге К.Бальмонта «Фейные сказки». 1922. (Не осуществлено); Эскизы иллюстраций к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» по заказу «Orchis Verlag». 1922—1923. (Не осуществлено); «Слово о полку Игореве» (1923); Pouchkine, A. S. Conte de tsar Saltan et de son fi ls le glorieux et puissant prince Guidon Saltanovitch et de sa belle princesse Cygne / mis en francais par Claude Anet; illustré et orné par Natalia Gontcharova. — Paris: Éditions de la Siréne, 1921; Isarlov, G. L’Annonciation: Roman / ill. par E. Chimot, A. Dignimont, N. Gontcharova et M. Larionov. — Paris: H. Reynaud, 1925; Kessel, J. Le thé du capitaine Sogoub / nouvelle illustré d’images hors-texte gravées par Nathalie Gontcharova. — Paris: Au Sans Pareil, 1926; Michel, M.-G. Les Montparnos: Roman / illustré par les Montparnos … — Paris: Fasquelle, 1929. (Иллюстрации художников парижской школы, в том числе Ларионова и Гончаровой.); Эскизы иллюстраций к эпосу «Калевала». 1932. (Не осуществлено.); Гофман, М.Л., Лифарь, С. Письма Пушкина к Н.Н.Гончаровой: Юбилейное издание (второе). 1837—1937. — Париж: [Издание Сержа Лифаря, 1936]; Кодрянская, Н.В. Сказки. — Париж: [бумага известковая], 1950; Larionov, M., Vorms, P. Les Ballets russes / Serge de Diaghilew et la décoration théâtrale, par Nathalie Gontcharova, Michel Larionov, Pierre Vorms … Nouvelle édition revue et augmentée / [illustrations de Michel Larionov et de Nathalie Gontcharova]. — Belvès: P. Vorms, 1955. Часть книг с иллюстрациями Н.Гончаровой переизданы в серии «Возвращение книги».
Рекорды
18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie's в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4 млн 948 тысяч фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин. 2 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
Подделки
В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300 подделках Наталии Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью». Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Наталии Гончаровой. После стилистической и технологической экспертизы все члены экспертной группы заведующей научно-экспертным отделом Мильды Виктуриной пришли к заключению, что к Гончаровой работа не имеет отношения. С целью получения положительного заключения экспертизы Виктуриной была предложена взятка в 500 долларов, и после её отказа была назначена повторная экспертиза, от которой были отстранены все члены экспертной группы Виктуриной. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию.
Выставки
16 октября 2013 года в Третьяковской галерее открылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом». На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, а также работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений. Библиография: Стихотворения Наталии Гончаровой // Наше наследие. — 2014. — № 109. — Страницы 23—24.
Литература
Альбомы: Наталия Гончарова [Альбом живописи] / Текст Л.Н.Бобровской. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2013. — 40 с.: ил. — (Художник в Третьяковской галерее). — ISBN 978-5-89850-231-7. Книги: Н.Гончарова, М.Ларионов: Исследования и публикации. Сборник статей / Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х гг.. — Москва: Наука, 2001. — 252 страницы. — ISBN 5-02-022615-7; Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов: Исследования и публикации / Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2003. — 252 страницы. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-032673-9; Цветы и гончарня: Письма М.Цветаевой к Н. Гончаровой. 1928—1932. М. Цветаева. Наталья Гончарова: Жизнь и творчество / Предисловие, подготовка текста писем и примечания к ним Н.А.Громовой. — Москва: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006. — 168 страниц. — ISBN 5-93015-086-9. Статьи: Баснер Е.В. Наталия Гончарова: о «сознательной непростоте» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 149—154. — ISBN 5-02-010251-2; Вакар Ирина. О ранних портретах Н. С. Гончаровой // Авангард и остальное: Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. — Москва: Три квадрата, 2013. — Страницы 658—690. — ISBN 978-5-94607-172-7; Дуксина И. Н. Гончарова и Татлин (1913—1915) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 111—124. — ISBN 5-02-010251-2; Иньшаков А.Н. Наталия Гончарова среди художников «Ослиного хвоста» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — Страницы 133—148. — ISBN 5-02-010251-2; Луканова А.Г. Гончарова и Евреинов // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 125—132. — ISBN 5-02-010251-2; Овсянникова Е.Б. Ранние работы Н.С.Гончаровой в архиве Н.Д.Виноградова // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 155—174. — ISBN 5-02-010251-2; Рабинович В.Л. «Игра в аду» Гончаровой и Розановой с двумя чертями и одним ягуаром // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 175—183. — ISBN 5-02-010251-2; Расовская Д.Е. Эскизы Н.С.Гончаровой «Святой Борис» и «Святой Феодор» в собрании Одесского художественного музея // «Вестник Одесского художественного музея» №1; Рылёва А. Н. «Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 105—110. — ISBN 5-02-010251-2; Семендяева Мария. Обнаружены сотни подозрительных работ Натальи Гончаровой // Коммерсантъ. — 26 апреля 2011 года.

Wojciech Alojzy Świętosławski (543x700, 141Kb)
1881
Войцех Алоизий Свентославский (польское имя — Wojciech Alojzy Świętosławski)
польский физикохимик. Родился в деревне Кириевка, ныне Житомирская область Украины. Окончил Киевский политехнический институт в 1906 г. Работал с 1908 г. там же, затем в Московском университете (1910-1918). После переезда в Польшу был профессором Варшавского политехнического института (1918-1939, 1946-1951) и Варшавского университета (1918-1929, 1947-1960), министром высшего образования (1935-1939). В 1940-1946 гг. работал в США. В 1955-1961 гг. директор Института физической химии Польской Академии Наук. В 1928-1932 и в 1934-1940 гг. вице-президент Международного союза теоретической и прикладной химии. Основные исследования относятся к термохимии органических соединений, в частности азотсодержащих (нитро-, азо- и диазосоединений). Разработал точнейшую методику калориметрических измерений, в частности микрокалориметрию. Разработал теорию процессов коксования и переработки каменноугольной смолы. Автор работ по термохимии, обобщенных в диссертации «Диазосоединения. Термохимические исследования» (1917). Предложил (1913) бензойную кислоту в качестве эталонного вещества для определения постоянной калориметрической системы. Сконструировал адиабатический калориметр (1913) и прибор для быстрого эбулиоскопического определения молекулярной массы растворённого вещества – эбулиометр Свентославского (1924). Развил теорию процессов коксования и переработки каменноугольной смолы. Создатель научной школы термохимиков. В 1911 г. награждён Медалью имени Д.И.Менделеева Русского физико-химического общества за термохимические исследования. Воспитал большую научную школу. Лауреат Государственных научных премий ПНР (1951, 1953). Умер в Варшаве 29 апреля 1968 года.
Kijow-Swietoslawski (505x700, 493Kb)
30 августа 2013 года в городе Киеве возле четвертого учебного корпуса (химический факультет) Киевского политехнического института был установлен памятник В.А.Свентославскому. Памятник представляет собой бронзовый бюст на гранитном пьедестале. Его автором является скульптор Н.А.Олейник. Сочинения: Ghemja fizyczna, t. 1-4, Warsz., 1923-1931; Microcalorimetry, N. Y., 1946; Fizykochemia smoly weglowej, Warsz., 1956; Azeotropia i poliazeotropia, t. 1, Warsz., 1957; в русском переводе. - Физическая химия каменноугольной смолы, Москва, 1958. Литература: Соловьев Ю.И., Старосельский П.И., Научная деятельность В.В.Свентославского в России, в книге: Очерки по истории химии, Москва, 1963, страницы 292-312; Brzostowski W., W. Świętosławski, 1881-1968. "Nauka Polska", 1968, rok. 16, № 4 (76).

Bogdanovich (559x700, 173Kb)
1882
Анатолий Максимович Богданович
украинский писатель, журналист. Псевдонимы — Богдан-Сокольский А.М., Сокольский Богдан. Родился в селе Сокол, ныне Каменец-Подольского района Хмельницкой области, в семье псаломщика. Учился в духовной школе, далее в Подольской духовной семинарии в Каменец-Подольском. Был отчислен с пятого курса за украинофильские убеждения. Поступил в военную школу в Вильно (ныне Вильнюс), где получил офицерское звание. Находился на военной службе. 1914 окончил Киевский коммерческий институт. Погиб во время Первой мировой войны. Был тяжело ранен на поле под селом Черновцы, пролежал там сутки и, подобранный санитарами, умер 12 августа 1914 года. За месяц до того Богдановичу исполнилось 32 года. В сообщении о смерти писателя не было уточнено, какие именно Черновцы (город на Буковине или село на Подолье) стали местом его гибели. Юрий Пьядик, проанализировав линию фронта середины августа 1914 года, пришел к выводу, что это могло быть только село на Подолье.
Творчество
Писал на украинском и русском языках. Печатался с 1909 года в газете «Рада». Автор статей по вопросам экономики, культуры, медицинской помощи, статистики, страхования. Автор книги «Новый хлеб России» (1913) о торгово-экономической пользе и производстве кукурузы в Российской империи (с предисловием профессора Константина Воблы). Тяжёлой судьбе простых людей посвящены рассказ «Ангелы поют», опубликованный в газете «Рада», повесть «Несчастная» (Каменец-Подольский, 1909). В повести «Всесильная» (Киев, 1910), обозначенной элементами натурализма, Богданович изобразил духовную ограниченность армейских чинов. Сборник «всесильным» Никита Шаповал обозначил как «бытовые очерки» из военной жизни, определенного водкой, и оценил благосклонно, мол, автор дал много метких характеристик своим героям, но советовал автору не терять объективности в картинке, чтобы не стать жертвой сенсуализму. В публицистическом произведении «Эскизы современности» (Киев, 1909) писатель критиковал угнетательскую национальную политику самодержавия, поддерживал деятельность «Просвиты». Распоряжением временного комитета по делам прессы в Киеве на брошюру был наложен арест. Далее это распоряжение утвердил окружной суд. Богданович издал несколько книг прозы, историческую драму на пять действий «Гайдамаки» (Свободно, 1904). В прессе упоминалось и о другие художественные произведения Богдановича — «Испуг» и «Рисунки жизни». Издание произведений: Богдан-Сокольский А.М. Несчастная: Повесть из жизни 1990-х гг. — Каменец-Подольск: Типография Л.Койфмана, 1908. — 63 страницы; Богдан-Сокольский А.М. Эскизы современности: [Очерк национального возрождения и жизни последних 4 лет на Украине, в Польше, Литве и в евреев]. — Москва: Типография П. Барского, 1909. Цена 25 копеек; Богдан-Сокольский А.М. Всесильная. — Москва: Типография АО «Петр Барский», 1910. — 73 страницы; Богдан-Сокольский А.М. Под маской: [Сборник]. — Москва: Типография АО «Петр Барский в Киеве», 1911; Похоронные обычаи и обряды в селе Соколе Каменецкого уезда Подольской губернии / Записал 1911 А. Богдан Сокольский / / Этнографический сборник. — Тома 31-32. — Москва: Тиражом Научного общества имени Шевченко, 1912. — Страницы 397—389; Богдан-Сокольский А.М. Новый хлеб России: В двух частях / Труды экономического семинария профессора К.Г.Воблого при Киевским коммерческом институте. Выпуск 2-й. — Москва: Типография «Товарищество Е.А Синькевич», 1913. — 288 страниц. Часть 1: Культура нового хлеба: сельскохозяйственный очерк с обзором литературных источников. Часть 2: Использование нового хлеба: Торгово-экономический очерк с таблицами, диаграммам и рисунками. Приложение-вклейка «Сравнительный экономический анализ России, Австро-Венгрии и Соединенных Штатов» (Размер 54 х 68 см). Богданович Анатолий. Всесильна: Повесть из гарнизонного жизни солдат и офицеров в дореволюционный период. — Городок: Бедрихов Край, 2007. — 64 страницы. Литература: Богданович Анатоль / / Енциклопедія українознавства (укр.) / В. Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989. — Том 1. — Страница 143; Богдан-Сокольский Анатоль / / Романенчук Богдан. Азбуковники: Энциклопедия украинской литературы. — Том 1. — Филадельфия: Киев, 1969. — Страницы 381—382; Пьядик Ю.В. Богданович Анатолий Максимович / / Українська літературна енциклопедія. — Том 1. — К., 1988. — Страница 200; Подолинный А.М. Богданович Анатолий Максимович / / Енциклопедія сучасної України / Нац. акад. наук України, Наук. т-во ім. Шевченка, Координац. бюро енциклопедії сучасної України НАН України. — Ред. І. М. Дзюба (співгол.). — К.: [б. в.], 2004. — Том 3: Біо — Бя. — 696 страниц. — 10000 прим. — ISBN 966-02-2682-9.. — Страница 133; Сидоренко Н. Богданович Анатолий Максимович / / Украинская журналистика в именах. — Выпуск 9. — Львов, 2002. — Страницы25-26; Подолинный А.М. Богданович Анатолий Максимович / / Из-над Божьей реки: Литературный словарь Винниччини / Составление и общая редакция А.М.Подолинного. — Винница, 2001. — Страница 27; Мацко Виталий. Литературное Подолье. — Хмельницкий, 1991. — Страница 11; Дей О. Словарь украинских псевдонимов и криптонимов (XVI—XX вв.) — Киев., 1969. — Страницы 72, 351; [Некролог] / / Сияние. — 1914. — № 7-8; Развлечение: Календарь в годы 1916 и 1917 пленных украинский. — Фрайштадт, 1917; Шаповал М. Богдан-Сокольский А.М. Всесильная / / Литературно-научный вестник. — Том 51. — 1910. — Страницы 377—379.

Pahlen_E_A (534x700, 265Kb)
1882
Эмануэль Анатольевич (фон дер) Пален (немецкое имя — Emanuel von der Pahlen)
русско-немецкий астроном из остзейского рода Паленов. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Немецко-сербского происхождения, сын егермейстера и тайного советника Анатолия Владимировича фон дер Пален (1854—1904) и его жены художницы Марии Ивановны Вуич (1850—1940), дочери профессора И.В.Вуича. Крещен 3 июля 1882 года в церкви Петергофского дворца при восприемстве дяди Эммануила Ивановича Вуич и бабушки Полины Николаевны Вуич. Учился, как и старший брат, Владимир, в Александровском лицее; оба брата окончили его, получив большие золотые медали: Владимир — в 1900 году, Эммануил — в 1902 году. В 1909 году женился на своей кузине Марии Ивановне Вуич. В 1910—1914 годах служил при канцелярии Государственного совета в чине коллежского асессора. В период до первой мировой войны участвовал в наблюдениях солнечных затмений в 1905, 1912 и 1914 годах. В 1916 году в Киеве проводил астрономические наблюдения с Александром Фридманом. Уехал в Германию после революции 1917 года. Учился в Гёттингенском университете, где ему была присуждена степень доктора математических наук. В период между мировыми войнами, работал в обсерватории в Потсдаме. Преподавал в Базельском университете. От исследования солнца он перешёл к изучению звёзд и галактик. Ряд работ по астрономии солнца были написаны им совместно с Н.Н.Доничем. В 1937 году появился написанный им: Lehrbuch der Stellar statistik (учебник по звёздной статистике). В 1947 году он опубликовал работу по галактикам: Einführung in die Dynamik von Sternsystemen. Умер в городе Базель, Швейцария, 18 июля 1952 года. В честь Палена назван кратер на Луне. Литература: E. von der Pahlen Einführung in die Dynamik von Sternsystemen Birkhäuser Basel 1947 ISBN 3-7643-0291-7 ISBN 978-3-7643-0291-7; Baikov, A. A.; Gaina, A. The Astronomer—N. N. Donitch // Serbian Astronomical Journal[англ.] : journal. — 2003. — Vol. 166. — P. 71—77. — doi:10.2298/SAJ0366071B; Luminet, J.-P. L'Invention du Big Bang L'Observatoire de Paris.

 (440x699, 41Kb)
1883
Франц Кафка (немецкое имя — Franz Kafka)
австрийский писатель. Родился в Праге. В 1906 окончил юридический факультет Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности по отношению к отцу, в письме которому (неотправленном) признавался: «Это [литературное творчество] было намеренно оттягиваемое прощание с тобой». Еврейство изолировало Кафку от немецкоязычного сообщества; поскольку же родным языком для него был немецкий, чешское население Праги также не принимало его, и эта объективная безысходность вкупе с трудным характером препятствовало его общению с другими людьми. Сравнительно малая часть произведений Кафки завершена, и сравнительно немногое опубликовано при жизни. Бóльшая часть прижизненных публикаций вошла в том «Рассказы» (Erzählungen), в том числе новеллы «Кочегар» (Der Heizer, 1913), «Приговор» (Das Urteil, 1913), «Превращение» (Die Verwandlung, 1915) и «В исправительной колонии» (In der Strafkolonie, 1919). Другие произведения, опубликованные при жизни, вошли в сборники «Описание одной борьбы» (Beschreibung eines Kampfes, отрывки опубл. в 1909), «Созерцание» (Betrachtung, 1913), «Сельский врач» (Ein Landarzt, 1919) и «Голодарь» (Ein Hungerkünstler, 1924).
3 июля 1883 Кафка, Франц (700x360, 299Kb)
Остальные произведения Кафки посмертно опубликовал его биограф М.Брод вопреки желанию автора уничтожить их: два незавершенных романа – «Процесс» (Der Prozess, 1925) и «Замок» (Das Schloss, 1926), незавершенный роман «Америка» (Amerika, 1927), еще два незавершенных романа, ряд рассказов и фрагментов, а также «Письмо отцу» (опубликован в 1966), раскрывающее сокровенные стороны его жизни и искусства. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление. Стиль прозрачен, непритязателен; повествование необычайно плотно, целостно. Однако пассажи-просветы рассеивают мрак пугающего лабиринта и на миг приоткрывают замысел автора. Безусловно, можно с легкостью абстрагироваться от позитивного финала таких рассказов, как «Приговор» или «Превращение», хотя последний заканчивается утверждением доброты жизни, которая контрастирует с муками центрального персонажа.
3 июля 1883 Франц Кафка (700x397, 285Kb)
Процесс завершается утверждением, что самоубийство – единственный возможный конец человеческой жизни, который по-настоящему радует Бога. Однако в «Замке», пожалуй, ярче всего проглядывает «струящееся солнце». Существуют и совершенно иные трактовки этого произведения. Даже те, кто допускает религиозную идею, рассматривали роман как отчет о поисках, ошибочных с самого начала. Большей частью это история повторных разочарований человека, домогающегося того, чтобы некая высшая инстанция дала ему подтверждение его веры в себя и собственное призвание; поскольку же до этой инстанции ему не докричаться, роман вполне пессимистичен. С другой стороны, дискутировался вопрос о том, что капитуляция героя означает не только смирение перед неудачей: она дает ключ к более милосердному исходу, обещанному в последних главах.
3 июля  1883 года родился Франц КАФКА (700x339, 125Kb)
Перестав желать верховного подтверждения, герой черпает поддержку в глубинах собственного «я». Умер Кафка в Кирлинге близ Вены 3 июня 1924 года. Сочинения: Gesammelte Werke, Bd 1-8, Fr./M., 1951-1958; Tagebücher, (Fr./M., 1967); Briefe, Fr./M., 1958; Briefe an Milena, Fr./M., 1952; в русском переводе - Роман. Новеллы. Притчи. (Предисловие Б.Сучкова), Москва, 1965; Из дневников, "Вопросы литературы", 1968, № 2; Письмо к отцу, "Звезда", 1968, № 8. Литература: Затонский Д.В., Франц Кафка и проблемы модернизма, Москва, 1965; Книпович Е., Ф.Кафка, в ее книге: Сила правды, Москва, 1965; Днепров В., Черты романа XX в., Москва - Ленинград, 1965, страницы 117-171, 199-207; Сучков Б., Ф.Кафка, в его книге: Лики времени, Москва, 1969; Janouch G., Gespräche mit Kafka, Fr./M., 1951; Richter H., F.Kafka, B., 1962; Brod M., Über Franz Kafka..., (Fr./M. - Hainb., 1966).

Poppius (447x700, 332Kb)
1883
Минна Поппиус (шведское имя — Minna Poppius)
шведская художница. Минна Поппиус родилась в городе Стокгольм, Швеция, в семье финансиста Эрика Габриэла Поппиуса (1840-1907) и его жены Дженни Сесилии Поппиус (1842-1916), урождённой Хазелиус. Мать девочки была сестрой известного учёного и фольклориста Артура Хазелиуса, основателя первого музея под открытым небом. Кроме Минны в семье было шестеро детей. Её братьями были будущий основатель журналистской школы Поппиуса Сет Поппиус и агроном Даниэль Поппиус. Минна училась живописи в Стокгольме, Лондоне и Париже. В основном, рисовала миниатюры. Выставки художницы проводились в Риме, Париже и Стокгольме. В 1909 году Минна Поппиус вышла замуж за барона Карла Седестрёма. Для обоих это был второй брак. Седестрём впоследствии стал пионером авиации и первым шведским лётчиком. До свадьбы занимался автомобильным бизнесом. У супругов родилась дочь Улла-Метта Сесилия (Маша) Седестрём. В июне 1918 года Седестрём погиб неподалёку от Аландских островов. После его смерти Минна жила в Риме. В 1980 году вернулась в Стокгольм. Умерла Минна Поппиус в родном городе 23 апреля 1984 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище церкви Ингарё.

Abdul_Muis (469x700, 173Kb)
1883
Абдул Муис (индонезийское имя — Abdoel Moeis)
национальный герой Индонезии, индонезийский писатель, журналист и переводчик, зачинатель современной индонезийской реалистической прозы. Один из участников движения за независимость Индонезии от Нидерландов. Родился в Сунгаи-Пуар в Западной Суматре. В течение трёх лет изучал медицину в Джакарте, пока не был вынужден бросить учёбу из-за болезни. Первая работа была связана с государственной службой, позже Абдул Муис стал журналистом, критиковавшим голландские колониальные власти в Индонезии. В 1928 году опубликовал роман «Неправильное воспитание». Перевел на индонезийский язык произведения западных авторов: «Дон Кихот» Сервантеса (1923), «Приключения Тома Сойера» Марка Твена (1928), «Без семьи» Гектора Мало (1932). Надеясь на более активное участие в политической жизни Индонезии, Муис вступил в освободительное движение «Sarekat Islam» (русское название — Исламский союз). Убедившись в бесполезности мирного решения вопроса о независимости Индонезии, выступал за насильственное освобождение страны от колониальных властей. Тем не менее, позже стал членом Народного совета — представительного органа, созданного голландскими властями. В 1922 году Муис принял участие в забастовке в городе Джокьякарта, за что был арестован и направлен отбывать наказание в город Гарут в Западной Яве. Умер в Бандунге 17 июня 1959 года. Похоронен в городе Бандунг. Романы: «Неправильное воспитание» (индонезийское название — Salah Asuhan, 1928; русский перевод, 1960); «Встреча суженых» (индонезийское название — Pertemuan Jodoh, 1933); «Сурапати» (индонезийское название — Surapati, 1950; русский перевод, 1956); «Роберт, сын Сурапати» (индонезийское название — Robert, anak Surapati, 1953).

 (530x698, 35Kb)
1884
Арнольд Томас Эйкен (немецкое имя — Arnold Thomas Eucken)
немецкий физикохимик. Родился в Йене. Учился в университетах Киля и Йены. С 1905 работал в Берлинском университете под руководством В.Ф.Нернста. С 119 в Высшей технической школе в Бреслау. С 1930 директор Института физической химии при Геттингенском университете. Основные работы посвящены определению строения и свойств органических соединений физическими методами. В начальный период научной деятельности (1905-1910) в сотрудничестве с В.Ф.Нернстом разрабатывал методы определения удельных теплоемкостей газов в экстремальных температурных условиях, установил диапазоны применения тепловой теоремы Нернста. Сконструировал (1909) вакуумный калориметр для измерения теплоемкостей при низких температурах. Обосновал явление заторможенного колебания ядер во многих органических молекулах при отсутствии плоского расположения углеродных атомов. В 1940-х исследовал энергию активации ряда органических каталитических реакций. Автор одного из первых учебников по химической физике. Ввел (1930) термин "химическая физика". Умер в Зеебруке 16 июня 1950 года. Литература: F.Patat. Arnold Eucken zum 60. Geburtstag. Die Naturwiss. 32(14/26):101 - 102, 1944; R.Plank. Arnold Eucken und die Verfahrenstechnik. Die Naturwiss. 32(14/26):103 - 104, 1944; R.Suhrmann. Arnold Eucken zum 60. Geburtstag. Z. Elektrochem. 50(8):169 - 170, 1944; H.Sachsse. Arnold Eucken 65 Jahre. Z. Elektrochem. 53(4):181 - 182, 1949; R.E.Oesper. Arnold Eucken. J. Chem. Educ. 27:540 - 541, 1950; E.Bartholomé. Arnold Eucken. Die Naturwiss. 37(21):481 - 483, 1950; K.Schäfer. Arnold Eucken. Z. Elektrochem. 54(6):391 - 392, 1950; E. Wicke. Prof. Dr. phil. Dr.-Ing. e. h. Arnold Eucken. Umschau 1950, Heft 17, p. 544; Margot Becke-Goehring und Margaret Eucken. Arnold Eucken. Chemiker - Physiker - Hochschullehrer. Glanzvolle Wissenschaft in zerbrechender Zeit. Ber. Heidelberger Akad. Wiss., Sitzung 1995-04-29. Springer-Verlag, 1995, 106 pp.

Busmaniuk1952 (525x700, 332Kb)
1885
Юлиан Лукич Буцманюк (украинское имя — Юліан Буцманюк)
украинский художник-монументалист, педагог, профессор. Родился в селе Сморжов, Галиция, Австро-Венгрия (ныне Червоноградский район Львовской области Украины), в семье сельского учителя Луки Буцманюка. В детстве посещал художественную школу. Затем работал, совершенствуя художественные навыки, пока настоятель храма в с. Конюхи на Бережанщине, в 1907 году не попросил молодого художника расписать свою церковь. Росписями настоятель был поражен, и рассказал о талантливом юном художника своему родственнику — художнику Модесту Сосенко, выпускнику Краковской Школы Искусств. Сосенко взял Буцманюка в ученики и начал поручать ему расписывать церкви: в Рыкове, Славском, позже Ю.Буцманюк участвовал в росписи кафедрального собора во Львове. В 1910 году на молодого художника обратили внимание жолковские василиане и сделали заказ расписать маленькую часовню при храме монастыря Рождества Христова.
Busmaniuk01 (700x620, 717Kb)
Проповедь Ивана Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жолкве
25-летний художник с энтузиазмом выполнил свой первый заказ и создал настоящий шедевр. Выполненная Буцманюком работа убедила всех в его художественных талантах, и через два года его учитель М.Сосенко отправляет художника в Академию изящных искусств в Краков. Спонсором выступил митрополит Андрей (Шептицкий). Буцманюк окончил Краковскую академию (1908—1914), затем — путешествовал по Италии (без знакомства с произведениями итальянского ренессанса не мыслил себя ни один уважающий себя художник). Однако началась первая мировая война.
Busmaniuk02 (700x468, 443Kb)
Фрагмент росписи в часовне церкви Сердца Христового.
В 1914 году Буцманюк вступил в легион Украинских сечевых стрельцов, в котором провел всю войну, а позже — в Украинскую галицкую армию (до 1919 г.), несколько раз был ранен. В 1920—1923 годах находился в лагерях для интернированных в Чехословакии. В 1923 поступил на учебу в пражскую академию изобразительных искусств (1923—1927), затем вернулся на родину. С 1927 года преподавал рисование в Львове в обществе «Рідна Школа», занимался живописью. В середине 1930-х гг. расписал большую церковь Рождества Христова в Жолкве. В 1939 году выехал в Краков, где во время второй мировой войны работал редактором украинского издательства и создал учебник по рисованию. Далее переехал в Вену и Мюнхен.
Busmaniuk03 (700x621, 555Kb)
Фрагмент росписи в часовне церкви Сердца Христового.
В 1950 году греко-католический епископ Нил Саварин пригласил его в Канаду — расписывать украинский кафедральный собор Св. Иосафата в Эдмонтоне. Буцманюк принял предложение епископа и вместе с семьей перебрался в Канаду. Там он продолжал свои работы монументальном сакральном искусстве, писал картины, основал художественную студию, которой руководил до самой смерти в городе Эдмонтон, Канада, 30 декабря 1967 года. Участник различных выставок изобразительного искусства. Произведения Буцманюка хранились во Львовском музее, созданном А.Шептицким. Но в 1952 году их вместе с тысячей других произведений украинских художников, в ходе борьбы с проявлениями «национализма» и «сепаратизма» по указанию партийных властей сожгли во дворе музея. В мае 2019 в Славском во время ремонта в храме УГКЦ под руководством настоятеля Андрея Петрышина были уничтожены все аутентичные росписи начала XX века, в том числе и работы Буцманюка.

Сара_Каган (561x700, 132Kb)
1885
Сара Рувимовна Каган (имя на идиш — Сорэ Кахан, ‏שׂרה קאַהאַן‎‏‎)
белорусская еврейская поэтесса, прозаик. Писала на идише. Сара Каган родилась в селе Максимовичи, Игуменский уезд, Минская губерния, Российская империя (в настоящее время — село Старые Максимовичи Кличевского района Могилевской области), в семье служащего. Работала в Бобруйске и заведовала городской библиотекой. В 1935 году по предложению партийной организации еврейской секции Союза писателей БССР (в которой она была единственной женщиной) вместе со всей семьёй переехала в Минск. В Минске поступила на вечернее отделение филологического факультета педагогического института. В литературу пришла после Октябрьской революции, первой публикацией стали стихи в газете «Октябэр». Основные публикации на идише состоялись в 1930-е годы: сборники стихов и рассказов «В пути», «Моей родине»>, «Наши люди», «Первая премия», роман «Скрипач». Благодаря Змитроку Бядуле произведения Каган были переведены на белорусский язык и опубликованы перед Великой Отечественной войной. Член редколлегии литературного журнала «Штэрн» (Звезда). После оккупации Белоруссии немецкими войсками в 1941 году, Сара Каган, её муж и младший сын оказались в Минском гетто, где в том же году погибли. Старший сын погиб под Ленинградом. В 2005 году стихи и проза Сары Каган были опубликованы в сборнике «Скрыжалі памяці». Публикации: Каган С. אין װעג (У дарозе) : [вершы і паэмы] / С.Каган. — Мінск : Дзяржвыд Беларусі, 1934. — 43 страницы; Каган С. מײַן הײמלאַנד (Маёй Радзіме) : : [вершы і паэмы] / С. Каган. — Мінск : Дзяржвыд БССР, 1938. — 96 страниц; Каган С. Першая прэмія : [вершы і паэмы] / С. Каган. — Мінск : Дзяржвы БССР, 1938. — 15 страниц; Каган С. Скрыпач :: [аповесць] / Сара Каган. — Мінск : Дзяржвыд БССР, 1941. — 174 страницы; Каган С. Апавяданні : [белор.] / С. Каган ; пераклад з яўрэйскай мовы З. Бядулі. — Мінск : Дзяржвыд СНК, 1940. — 38 страниц. — (Масавая бібліятэка). Литература: Релес Г. Еврейские советские писатели Белоруссии: Воспоминания / перевод с идиша М.Я.Аккермана, С.Л.Лиокумовича. — Минск: Колас, 2006. — Страницы 69-71. — 320 страниц. — 500 экземпляров — ISBN 985-6783-11-9; Беларускія пісьменнікі: 1917—1990. Менск: Мастацкая літаратура, 1994. ISBN 5-340-00709-X

1886
Эббе Гёртц (датское имя — Ebbe Gørtz)
датский военный, генерал-лейтенант. В 1937—1941 командовал штабом датской армии. Родился в Хельсингёре. В 1941 году — командир Ютландской дивизии, главнокомандующий Центрального командования. После расформирования датской армии в 1943 году уволен. После войны занимал высшие посты в датской армии: директор Военного министерства (1945—1946), главнокомандующий вооружёнными силами (1950—1951). Умер 30 апреля 1976 года. Литература: Jørgensen A.R.Generalløjtnant Ebbe Gørtz: En militær biografi. — ISBN 87-88214-24-9.

1886
Александр Александрович Громов
русский живописец и график (офортист и ксилограф), педагог. Родился в деревне Барханово, Ярославская губерния. Александр Громов учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств и Академии художеств (окончил с двумя Серебряными медалями), дополнительно занимался в Петербургском университете. Служил в действующей армии, на фронтах Первой мировой войны. Участник выставок в России и за рубежом, экспонент Общества акварелистов, объединений: Мир искусства, Община художников, Жар-Цвет, Нового общества художников. С 1934 года член секции графики ЛОССХСоюза художников СССР. Во второй половине 1940-х годов, после освобождения Павловска, Громов занимался реставрацией архитектурного ансамбля Павловска. Участвовал в живописных реставрационных работах в Великом Новгороде. Выполнил много работ для Государственного Фарфорового завода имени М.В.Ломоносова. Некоторые из них были отмечены почётным дипломом на Миланской выставке. Преподавал в Школе народного искусства и в "Школе Рериха". Работал сотрудником Отдела искусств и памятников старины. Умер 6 февраля 1956 года. Работы находятся в собраниях: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург); Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина(Москва); Государственный Литературный музей (Москва); Государственный музей-заповедник «Павловск» (Санкт-Петербург). Литература: Александр Громов. Живопись и графика. Альбом / Автор-составитель В.Л.Мельников, М.А.Мельникова. – Санкт-Петербург: Рериховский центр СПбГУ. – 2008. – 128 страниц: 180 иллюстраций.

GIANNI01 (525x700, 356Kb)
1886
Джованни Батиста Капрони (итальянское имя — Giovanni Battista Caproni, также известен как Джанни Капрони, Gianni Caproni)
итальянский авиаконструктор и промышленник. Основатель авиастроительной компании «Caproni». Родился в Трентино, регионе, который в то время принадлежал Австро-Венгрии. Окончил политехнический институт в Мюнхене (Германия, 1907), изучал электротехнику в институте Монтефиори в Льеже (Бельгия). Там же он познакомился с Анри Коанда, с которым впоследствии сотрудничал. В 1908 Капрони построил свой первый биплан, в 1910 основал в Милане самолётостроительную фирму («Капрони»). В 1910 году он построил «Caproni» «Ca.1», который стал первым итальянским самолётом.
GiovanniBattistaCaproniLefteBrother_png (556x700, 240Kb)
Джованни Капрони (слева) со своим братом. Начало XX века.
В 1914 году Капрони построил первый в Италии многомоторный самолёт. После вступления Италии в Первую мировую войну Капрони сосредоточился на производстве тяжёлых бомбардировщиков с двумя и тремя поршневыми двигателями. После войны Капрони перешел к разработке пассажирских самолётов.
Caproni_Ca60_2 (700x485, 204Kb)
В 1921 году Капрони построил гигантскую летающую лодку «Caproni» «Ca.60». В 1920—1930-е гг. разрабатывались в основном самолёты военного назначения (разведчики, истребители, бомбардировщики), а также был создан ряд опытных самолётов с рекордными характеристиками. В межвоенный период занимался постройкой бомбардировщиков и транспортных самолётов.
Gianni Caproni (550x700, 376Kb)
Его компания выросла в крупный конгломерат, купив несколько других производств. 27 августа 1940 состоялся первый полёт экспериментального самолёта Капрони-Кампини №1, одного из первых реактивных самолётов. В годы Второй мировой войны под руководством Капрони велось массовое производство военных самолетов. В начале 1940-х гг. Капрони принадлежали или находились под его контролем около 20 фирм; его основная фирма существовала до 1950. Умер в Риме 27 октября 1957 года. Именем Капрони названы аэропорт и музей авиации в Тренто, улица в Милане. Капрони изображён в качестве одного из персонажей в анимационном фильме «Ветер крепчает».

Francis Carco (546x700, 157Kb)
1886
Франсис Карко (французское имя — Francis Carco; настоящее имя — Франсуа Каркопино-Тюзоли, François Carcopino-Tusoli)
французский писатель. Родился в семье чиновника. Основные черты творчества Карко - нервность и острота переживаний, ирония и импрессионистичность языка. Тема романов Карко - жизнь подонков современного Парижа, проституток, апашей и др.; в романе "Артель" (L’equipe, 1921) Карко мастерски использует воровской жаргон. Филантропическое отношение автора к изображаемой им социальной среде иногда переходит в своеобразный протест против социальных условий, порождающих представителей "дна". Такого рода беспочвенный протест без всяких положительных социально-политических идеалов чрезвычайно характерен для богемы, типичным выразителем которой является Карко, начиная с первых сборников стихов; и неслучайно писатель с наибольшим пафосом изобразил певца богемы средневековья Франсуа Вийона - в романе-биографии "Le Roman de Francois Villon" (1926) - самом популярном произведении Карко, переведенном на многие языки (русский перевод - "Горестная жизнь Франсуа Вийона", Б.Д.Левина, 1927). Для Карко характерен патологический психологизм и в описании его героев. Скончался 26 мая 1958 года.

1887
Карл Клет (норвежское имя — Carl Klæth)
норвежский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Стейнхер. На Играх 1908 в Лондоне Клет участвовал в командном первенстве, в котором его сборная заняла второе место. Он также соревновался в индивидуальном состязании, но его точное место и результат не известны. Умер в родном городе 16 августа 1966 года.

Arias Madrid Harmodio (700x465, 147Kb)
1886
Армодио Ариас Мадрид (испанское имя — Harmodio Arias Madrid)
панамский государственный и политический деятель, глава государства Панама. Родился в Пенономе, Панама. Находился на посту исполняющего обязанности президента Панамы с января 1931 г. и снова с 5 июня 1932 г. до в 1 октября 1936 г., после победы на президентских выборах. Умер в США 23 декабря 1962 года.

Ray_Spruance (560x700, 176Kb)
1886
Рэймонд Эймс Спрюэнс (Raymond Ames Spruance)
американский адмирал периода Второй мировой войны, выпускник Военно-морской академии США 1906 года. В битве у атолла Мидуэй заместил заболевшего Уильяма Хэлси на посту командующего 16-м оперативным отрядом (англ. Task Force 16), состоявшим из авианосцев Enterprise и Hornet, тяжёлых крейсеров New Orleans, Minneapolis, Vincennes, Northampton, Pensacola, лёгкого крейсера Atlanta, 11 эсминцев и 2 танкеров. В битве за Окинаву Спрюэнс в звании адмирала возглавлял 5-й флот, командование которым принял в апреле 1944 года. После войны Спрюэнс командовал Тихоокеанским флотом США, а в 1946 году стал президентом Военно-морского училища США, где служил до увольнения из флота в июле 1948 года. В 1952-55 годах служил послом США в Республике Филиппины. Умер в Пеббл Бич, штат Калифорния, 13 декабря 1969 года. В битве у атолла Мидуэй во время посадки одного из пикирующих бомбардировщиков с авианосца Yorktown на Enterprise пилот ударил машину о палубу с такой силой, что самолёт разбился. Сотрясение привело в действие его автоматическое оружие; посыпавшиеся по помосту пули убили несколько человек, в числе которых оказался сын контр-адмирала Спрюэнса. В 1969 году в ДТП погиб второй его сын. Умер в Пеббл Бич (штат Калифорния, США) 13 декабря 1969 года. В честь Рэймонда Спрюэнса были названы два эскадренных миноносца ВМС США: один типа «Спрюэнс» (USS Spruance (DD-963), спущен на воду в 1973 году) и один типа «Арли Бёрк» (USS Spruance (DDG-111), строится).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку