-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110333
Комментариев: 6802
Написано: 118806


2 июля родились...

Вторник, 02 Июля 2024 г. 03:45 + в цитатник
 (568x699, 61Kb)
1724
Фридрих Готтлиб Клопшток (немецкое имя — Friedrich Gottlieb Klopstock)
один из важнейших немецких поэтов. Родился в Кведлинбурге, сын чиновника. Религиозное настроение было для него и отечественным, и семейным преданием: в Кведлинбурге была в то время сильная партия пиетистов, а об его отце рассказывают, что, находясь однажды в обществе людей, слишком вольно говоривших о религии, он ударил рукой по шпаге и сказал: «Господа, кто намерен говорить против Бога, тот будет иметь дело со мной». Он был также восторженным поклонником Фридриха II. Клопшток провел раннее детство в деревне. Будучи в школе, он зачитывался критическими и эстетическими статьями Бодмера и Брейтингера, и когда начались разногласия между «швейцарцами» и Готшедом, он вполне сознательно стал на сторону первых, в патриотически-религиозном настроении которых находил выражение собственных убеждений. Рано он задумал осуществить собой мечтания Бодмера о близком появлении великого немецкого эпика; сперва хотел остановиться на историческом лице — Генрихе Птицелове, потом стал разрабатывать план «Мессиады». В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом. Первые песни «Мессиады» он написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он сошелся с издателями журнала «Bremische Beiträge» и напечатал там в 1748 3 первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они возбудили большой интерес в публике и критике; Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштоке осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно. В том же 1748 Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 он, по приглашению Бодмера, поехал в Цюрих и пробыл там около полугода; но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их. Бодмер в это время был уже далеко не молод и довольно педантичен; он воображал, что Клопшток будет проводить все время с ним и умственно питаться его наставлениями, — а Клопшток был полон жизни, любил вино и женское общество. Они расстались очень недовольные друг другом, что, впрочем, не повлияло на их отношения, как поэта и критика. В 1751 Клопшток поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа, назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады». В Гамбурге он познакомился с даровитой девушкой Маргаритой (Метой) Моллер, которую он позднее воспевал под именем Сидли и на которой он женился в 1754 (она умерла в 1758, и Клопшток в 1759 издал её сочинения). «Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопшток: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (впрочем, с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 г. он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 женился на вдове фон Винтгем (Winthem). Умер в Гамбурге 14 марта 1803 года, не пережив своей известности, но пережив популярность. Последователи стиля Клопштока, «барды», воспевали прошлое Германии. Одним из них был известный поэт Карл Кречманн. «Мессиада» составляет славу Клопштока; но уже во времена Гёте и даже при жизни самого Клопштока справедливо говорили, что её больше хвалят, чем читают. Немецкая нация гордилась ей как великой эпопеей в новом роде, но уже в самом начале XIX в. более наслаждалась сознанием, что у неё есть такая эпопея, нежели чтением её. Проникнутая искренней религиозностью, блистающая многими глубоко поэтическими эпизодами, поэма Клопштока в общем — мертворождённое чадо, и главная причина этого в том, что Клопшток — по природе своего таланта, не эпик, а лирик, только приурочивший свой лиризм к эпическому сюжету. Принимаясь за свою поэму, он не изучал ни Палестины, ни людей вокруг себя, а черпал все из своего чувствительного сердца и связывал свои излияния воображением и вкусом, развитым посредством изучения Мильтона и др. эпиков. По справедливому замечанию В.Шерера: «Мессиада» более походит на ораторию из Нового Завета, нежели на поэму.
2 июля 1724  Фридрих Готлиб Клопшток (700x346, 292Kb)
Более непосредственное и сильное влияние оказал Клопшток своими небольшими поэтическими произведениями, которые поражали современников и формой, и содержанием. Язык Клопштока несравненно богаче и свободнее языка всех его предшественников; он — великий мастер одним существительным или эпитетом не только дать ясное и поэтическое представление о предмете, но и возбудить то же настроение, какое было в его душе. Далее, Клопшток почти совсем отказался от рифмы и допускал поразительную свободу размера, причем, однако, благодаря поэтичности, силе и благозвучию его языка, стихи его никогда не бывают похожи на прозу, напечатанную короткими строчками. В отношении содержания Клопшток — первый по времени национальный поэт новой Германии, глубоко преданный своей стране и гордый ею. Слепое поклонение древнему миру, не говоря уже о современной Франции или Италии, в его представлении — грех и позор для немца. Он своим примером положил конец рабской подражательности и пустозвонной риторике. Он изгнал из лирики классические божества и взамен их (совсем без богов и богинь обойтись тогда не считали возможным) ввел божества немецкого, вернее — скандинавского Олимпа, хотя сам недавно познакомился с ними, а читателей должен был наставлять посредством подстрочных примечаний. Если его патриотизм был напускным, эта новая мифология и восторженное «поклонение предкам» были бы смешны. Но Клопшток писал только тогда, когда был вдохновлен, и только о том, что вдохновляло его; на миссию поэта он смотрел с глубоким уважением и сумел внушить таковое же публике. С XIV в. и до Клопштока в Германии только в духовной песне находили себе выражение искренняя, сильно возбужденная чувствительность и идеализм, как возношение души над землей. Клопшток перевел их в разнообразные сферы душевной деятельности, в разнообразные формы поэтического творчества; вот почему в минуту полного духовного блаженства Вертер и Лотта выражают свое настроение его именем. В России в XVIII столетии и начале XIX произведения Клопштока охотно помещались в сборниках и журналах. В 1807 г. В.Филимонов перевел его трагедию «Смерть Адама» (Москва, отдельное издание). «Мессиаду» перевел прозой Алексей Кутузов (Москва, 1785—1787; 2-е издание, 1820—1821). Новый перевод этого произведения стихами был выполнен С.И.Писаревым (Санкт-Петербург, 1868). Сочинения: Werke, hrsg. von R.Hamel, Bd 1-4, Stuttg., 1884 (Deutsche Nationalliteratur, Bd 46-48); в русском переводе, в книге: Гербель Н.В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1877; в книге: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература XVIII в., Москва, 1938. Литература: Меринг Ф., Ф.Клопшток, в его книге: Литературно-критические статьи, том 1, Москва - Ленинград, 1934; Wiegand J., Zur lyrischen Kunst Walthers, Klopstocks und Goethes, Tübingen, 1956; Гербель Н.В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петербург, 1877; Klopstock und seine Freunde, hrsg. von Klamer-Schmidt, 2 Bde, 1810; Briefe von und an Klopstock, hrsg. von Lappenberg, 1867; Auswahl von Muncker, 4 Bde, 1887; Munker Fr., Klopstock, Geschichte seines Lebens und seiner Schriften, 1888 (2 Aufl., Berlin, 1900); Petri F., Kritische Beiträge zur Geschichte der Dichtersprache Klopstocks, Greifswald, 1894; Strich F., Die Mythologie in der deutschen Literatur von Klopstock bis Wagner, Halle, 1910; Wöhlert H., Das Weltbild in Klopstocks 'Messias', Halle, 1915; Pieper A., Klopstocks 'Deutsche Gelehrtenrepublik', Marburg, 1915; Vietor K., Geschichte der deutschen Ode, München, 1923; Schneider F., Die deutsche Dichtung vom Ausgang des Barock bis zum Beginn des Klassizismus, Stuttgart, 1924; Witzmann K., Klassizismus und Sturm und Drang in den Hermannsdramen Klopstocks, Jena, 1924; Jellinek M. N., Bemerkungen über Klopstocks Dichtersprache, 1924; Schuchard G. C. L., Studien zur Verskunst des jungen Klopstock, 1927.

Charles_pierre_claret_de_Fleurieu (632x700, 298Kb)
1738
Шарль Пьер, граф Кларе де Флёрьё (французское имя — Charles Pierre Claret, Comte de Fleurieu)
французский мореплаватель, адмирал, гидрограф и политик. Морской министр при Людовике XV. Дал название Берингову морю. Принимал участие в Семилетней войне. Помогал Ф.Берту в устройстве первого хронометра; много работал над усовершенствованием морского дела. Во время североамериканской войны за независимость руководил ходом военных дел на море. В 1790—1791 годах был морским министром и министром колоний, в 1791—1792 годах — воспитателем дофина; с началом террора был посажен в тюрьму, откуда выпущен 9 термидора. Был членом совета старейшин, президентом морского отдела в государственном совете, 4 раза, с небольшими промежутками, морским министром, во время Империи — сенатором и правителем Тюльерийского дворца. Умер 18 августа 1810 года.

АлябьевL (662x699, 111 Kb)
1746
Александр Васильевич Алябьев
действительный тайный советник, президент Берг-коллегии, губернатор, сенатор. Из Ярославских дворян (внесен в Родослословную книгу 7 января 1791 года). Представитель старинного дворянского рода, ведущего свое начало от Александра Алябьева, выехавшего в XVI веке из Польши в Россию и получившего от великого князя Василия Ивановича поместье в Муромском уезде. В 1761—1777 годах был на военной службе, начав службу кадетом в Преображенском полку. Полковник в отставке. С 1777 года служил в Мануфактур-Коллегии. В 1779 году — советник Вологодской казенной палаты, где ему было поручено также правление таможнями и учреждение пограничной таможенной цепи по всей Архангельской области. С 1783 года — Пермский вице-губернатор. Статский советник. Упорядочил дела Казённой палаты, содействовал развитию горной промышленности, провел ряд мероприятий по улучшению судоходства по реке Чусовой. С 1787 года — Тобольский губернатор. Благодаря его деятельности в Тобольске активно развивались промышленность, судоходство, была открыта первая в Сибири типография (1789), где стали печатать первые сибирские журналы. В 1794 году Алябьевым был построен в Тобольске первый в Сибири театр. Ему удалось без последствий собрать до 1 миллиона рублей недоимок, улучшить средства приказа общественного призрения, усилить благотворительную деятельность последнего и построить для него некоторые каменные здания. За эти дела он удостоился чина действительного статского советника и ордена Святого Владимира II степени . С 1796 года — губернатор Кавказской губернии. Кроме того на него были возложены особые поручения по губернии Астраханской, которая находилась в расстроенном состоянии, улучшил продовольственную часть, вследствие чего цена на муку в Астрахани сильно понизилась. Алябьева организовал снабжение провиантом русских войск, находившихся в Персии. В 1798 году Алябьев назначен сенатором. В 1798—1803 годах — президент Берг-коллегии, управляющий Монетным департаментом и Конторой разделения золота от серебра (1801), директор Горного Училища (1801—1803). Находясь на посту президента Берг-коллегии и директора ГУ много сделал для развития горного дела и горного образования. Принимал участие в упорядочении труда приписных крестьян на горных заводах, — выработке положения о «непременных работниках». По его предложению был построен на Каме Ижевский оружейный завод. При его директорстве дети горных чинов получили преимущества при определении в казенные воспитанники ГУ. В 1803—1818 годах числился только сенатором. Был в командировке в Олонецкой губернии по проверке доносов, поданных на чиновником губернии. В 1806 году отпустил своих вологодских крестьян «в вольные хлебопашцы». В 1810 году ревизовал московские присутственные места. В 1815 году вел расследование обнаруженных в Костромской гражданской палате беспорядков и упущений. Население Костромы в знак благодарности поднесло ему икону. В 1815 году — землевладелец, помещик имел имения в Волоколамском и Бронницком уездах — 62 души, в Ярославской губернии 340 душ. С 1818 года — главноуправляющий Межевой канцелярией, действительный тайный советник. В Межевом Корпусе, как, впрочем, и везде, где служил Алябьев, он оставил по себе самое теплое воспоминание, выразившееся в желании чинов этого корпуса поставить на свои средства памятник над его могилою. Умер в Москве 28 октября 1822 года. Жена, Новикова Анна Андреевна (?- май 1813, Казань), из дальних родственников просветителя Н.И.Новикова. Она была дочерью Андрея Ивановича Новикова и Авдотьи Ионовны Григоровой. Некоторые источники утверждают, что известный издатель Н.И.Новиков приходился ей родным дядей, однако это не так: он представлял другую родственную ветвь. У Анны Андреевны были братья Федор, Петр, Иван, Нил и сестра Наталья, вышедшая замуж за полковника Федора Григорьевича Стрекалова. Дети: Василий Александрович (1784—1857) — поэт, автор либретто и нескольких стихотворений, на которые и брат Александр писал оперы и романсы. В 1800 г. окончил горное училище, с 1801 — по горному ведомству в в Санкт-Петербурге и в Москве. В Московской губернии ему принадлежало село Семеновское Бронницкого уезда, доставшееся ему от матери (совместно с Новиковыми). Его письма в журнале «Русская старина», 1880, книга 10, страница 341. Помещик Вологодской и Владимирской губерний; Евдокия Александровна (1785—1849). Заботилась вместе с сестрами о судьбе брата. По ее ходатайству к Государю разрешено было композитору ехать на лечение в Пятигорск. Муж Соймонов Владимир Юрьевич (умер 1 сентября 1825). Имеются письма его к В.Ф.Алябьеву. Имение — село Тарычево Подольского уезда Московской губернии; Екатерина Александровна (1786-1850-е) — добрый гений композитора, приехала к нему в ссылку в Тобольск, вела хозяйство, хлопотала о смягчении его участи. В архиве ГЦММК — ее письмо совместно с Исленьевой к брату; Александр Александрович (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — композитор-романтик, автор более 200 романсов и песен, многих инструментальных произведений, в том числе к операм и водевилям. Начал службу в Горном ведомстве в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. Участник Отечественной войны 1812 года. Источники: Лоранский А.М. Исторический очерк Горного института. Санкт-Петербург, 1873; Перечень русских горных деятелей. (Из бумаг покойного горного инженера С.Н.Кулибина). — «Горный Журнал», 1900, том 3, книга 8; Русский биографический словарь; Заблоцкий Е.М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. Санкт-Петербург.: «Гуманистика», 2004; Соколов «Исторические и статистические описание горного кадетского корпуса», Санкт-Петербург, 1830, страница 23; «Научно-исторический сборник», изданный к 100-летнему юбилею Горного института, Санкт-Петербург, 1873, страница 35; Некролог Алябьева в «Благонамеренном» 1822 г., часть 20 и некоторые сведения в письме его сына к издателю «Отечественных Записок» (1822 г., часть 12); Соловьев « Вызов иностранных мастеров на Ижевский завод» («Горный Журнал», 1893 г., № 1); Конев А.Ю., Софронов В.Ю. Алябьев Александр Васильевич // Тобольский биографический словарь. А-И. Тобольск: Издательство ТГПИ имени Д.И.Менделеева, 2003.

1746
Харденак Отто Конрад Цинк (немецкое имя — Hardenack Otto Conrad Zinck)
немецкий композитор и музыкант. Родился в Хузуме. После занятий с C.P.E.Бахом в Гамбурге, он был придворным флейтистом в Людвигслусте в 1777-1787. Затем он отправился в Копенгаген, как аккомпаниатор придворной капеллы, работал органистом и учителем, а в 1800 основал Зингакадемию. Многое заимствовал у C.P.E. Баха, он творил немецкую и датскую духовную музыку, кантаты и лидеры, датский Зингшпиль (1790), шесть клавиатурных сонат (1783) и другие инструментальные пьесы. Его брат Bendix Фридрих (1743-1801) был скрипачом и клавишником, служил в Людвигслуст и гастролировал; он также учился у C.P.E.Баха и писал симфонии и духовную музыку. Умер в Копенгагене 15 февраля 1832 года.

Rose_Bertin_Trinquesse (581x700, 311Kb)
1747
Мари-Жанна Бертен (французское имя — Marie-Jeanne Bertin; более известная как Роза Бертен, Rose Bertin; прозванная «Министр Моды»)
модистка французской королевы Марии-Антуанетты. Считается одним из первых французских модельеров и дизайнеров; благодаря своему таланту пользовалась популярностью у высшей придворной знати Франции вплоть до Революции. Мари-Жанна Бертен родилась в пикардийском городке Абвиль на севере Франции, в небогатой семье служилого дворянина. Её мать была сиделкой и ухаживала за больными, отец служил в полиции. Мари и её брат Жан-Лоран получили скромное образование. Существует легенда, что в детстве некая цыганка предсказала, что Мари суждено попасть ко двору, «где за ней будут носить шлейф». В 16 лет девушку отправилась в Париж и стала ученицей модистки, известной как мадмуазель Паганель, и спустя время стала партнером в её предприятии. Бертен была в хороших отношениях с клиентками-аристократками - принцессой де Конти, герцогиней де Шартр и принцессой де Ламбаль, благодаря протекции которых произошла её судьбоносная встреча с Марией-Антуанеттой. В 1770 году Бертен открыла собственный магазин одежды, «Le Grand Mogol», на улице Сент-Оноре и быстро обзавелась клиентками среди влиятельных придворных дам. Многие из этих женщин были фрейлинами Марии-Антуанетты, тогда супруги дофина. Талант и деловая хватка Бертен позволили ей вскоре расширить своё предприятие до 30 сотрудников и около 120 поставщиков. Желая создать себе привлекательный образ, Мари-Жанна взяла себе имя Роза, созвучное с названием цветка. Роза Бертен была представлена будущей королеве в 1772 году. Два раза в неделю Роза показывала Марии-Антуанетте свои последние творения, и они часами обсуждали новые наряды и аксессуары. Королева, как и весь двор, была одержима своим гардеробом и тратила на него 258 тысяч ливров в год, вдвое больше выделенной ей фиксированной суммы. Этикет предписывал ей менять платья несколько раз в день и - в идеале - не надевать одно и то же дважды. Каждое из великолепных платьев Розы Бертен стоило в среднем от 1000, а иногда и до 6000 ливров. В богатом архиве автографов Жака Дусе, содержатся квитанции с точным указанием стоимости отдельных изделий: «Шляпа из тонкой соломки с лентами синей тафты, одна завязывается под подбородком…» — 48 ливров. «Шляпа из желтой соломки в виде тюрбана, отделанная голубым шелком и окаймленная голубыми перышками, сбоку султан из двух голубых перьев — 72 ливра». Если головные уборы отделаны кружевом, они естественно поднимаются в цене. Чепчик тонкого батиста, обшитый нитяным кружевом искусной работы, с исподу — косынка очень тонкой кисеи стоит 280 ливров. Но обычно шляпы, поставляемые Бертен, оцениваются менее чем в 100 ливров. Сделанный для королевы «убор в виде гирлянды роз, перемежаемых бантами из белого с полосками газа, с красивым белым пером сбоку» стоит 90 ливров.» — Жорж Ленорт, «Повседневная жизнь Версаля при королях», Москва, 2003. Бертен, прозванная «Министром моды», одевала Марию-Антуанетту с 1772 года до её свержения в 1792-м, и стала влиятельной фигурой при французском дворе. Она также изготавливала на заказ «модные куклы» разных размеров (в том числе, и в человеческий рост) и одетые в соответствие с последней модой. До появления модных журналов такие куклы, называемые Пандорами, путешествовали по странам и помогали дамам следить за новинками в мире моды. Французская революция ознаменовала перелом в блестящей придворной карьере Розы Бертен. Многие из её влиятельных клиентов-аристократов были казнены или эмигрировали, и она сама подвергалась опасности. Её обвиняли в потакании дорогим пристрастиям бывшей королевы. Тем не менее, Роза продолжала обшивать Марию-Антуанетту и после её свержения, но теперь это большей частью были лишь переделки старых платьев. Кроме того, Роза сшила для королевы простое траурное платье после казни Людовика XVI. Во время Террора Роза уничтожила все свои бухгалтерские книги и счета. В последний момент она успела перевести своё предприятие в Лондон. Какое-то время она продолжала обслуживать своих старых клиентов-эмигрантов, и её модные куклы все так же продолжали путешествовать по европейским столицам, добираясь даже до Санкт-Петербурга. В 1795 году она вернулась во Францию, где её клиенткой стала жена Наполеона Бонапарта Жозефина де Богарне, что позволило Розе восстановить все своё имущество, включая дом в местечке Эпине-сюр-Сен под Парижем. Однако на смену моде рококо уже пришел лаконичный стиль ампир, и эпоха сложных причесок, огромных корсетов и прочих роскошных излишеств закончилась. Роза Бертен вскоре удалилась от дел и передала своё предприятие племянникам. Роза Бертен умерла в своем доме в Эпине-сюр-Сен 22 сентября 1813 года. Литература: Скуратовская М.В. Роза Бертен // 100 великих творцов моды. — Москва: Вече, 2013. — Страницы 6—10. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-6423-2; Langlade, Émile. La marchande de modes de Marie-Antoinette : Rose Bertin : [Paris : A. Michel, 1911. — 428 страниц; Nouvion, Pierre. Un ministre des modes sous Louis XVI : mademoiselle Bertin, marchande de modes de la reine, 1747-1813 : Pierre Nouvion, Émile Liez. — Paris : Henri Leclerc, 1911. — 310 страниц; Sapori, Michelle. Rose Berthin, ministre des modes de Marie-Antoinette : Paris : Ed. de I'Institut frangais de la mode: Ed. du Regard, 2003. — 416 страниц.

Francois-huber-(1750-1831) (564x700, 223Kb)
1750
Франсуа Гюбер (Губер; французкое имя —. François Huber)
швейцарский натуралист. Членкор Академии Наук Франции (1813). Родился в Женеве, в в образованной и известной семье (его отец Жан Гюбер был известным в своё время художником (автором многочисленных портретов Вольтера и его другом), политиком и офицером, двоюродная бабушка — крупным богословским писателем). В возрасте 15 лет Гюбер тяжело заболел и почти полностью ослеп, но с помощью своей жены и слуги смог заниматься научными исследованиями. Основной областью его научных интересов было пчеловодство и всестороннее изучение медоносных пчёл. Гюбер первым предложил устройство разборного улья; автор сочинения «Nouvelles observations sur les abeilles» (1792, в 1806 году было переведено на английский язык). В 1814 году появился второй том этой работы. Другие известные сочинения: «Mém. sur l’influence de l’air, etc., dans la germination» (Женева, 1800), «Mém. sur l’origine de la cire», «Lettre a M. Pictet sur certains dangers que courent les abeilles», «Nouvelles Observ. rel. au sphinx Atropos». Умер в Лозанне 22 декабря 1831 года. В его честь назван род бразильских деревьев — Huberia burma.

1752
Григорий Аполлонович Хомутов
генерал-лейтенант, сенатор, тайный советник. Предки Хомутова, производя начало своего рода от графов Гамильтонов, выходцев из Шотландии, с давнишних времен числились в дворянстве и уже в 1627 году владели жалованными поместьями. В 1770 году был определен на службу солдатом в Семёновский лейб-гвардии полк и, произведённый в 1786 году в капитаны, в 1787 году был уволен от военной службы с чином бригадира. В 1792 году он был назначен в комиссариатский штат на должность обер-кригскомиссара и, состоя в этой должности, в 1797 году был произведён в генерал-майоры, а в1799 — в генерал-лейтенанты. В 1800 году был пожалован почётным командором ордена святого Иоанна Иерусалимского, а за деятельное участие в сооружении в Москве воспитательного дома награждён орденом Святой Анны I степени. Высочайшим указом 5 апреля 1804 года был назначен к присутствованию в 5-м департаменте Сената, в 1805 году перемещён в 6-й департамент, а 19 апреля 1808 года, по прошению, уволен от службы. Проживая последние годы в Москве, Г.А.Хомутов некоторое время состоял московским уездным предводителем дворянства. Имел в Москве дом, славившийся своим гостеприимством и хлебосольством, где принимал выдающихся современников: представителей московской знати, литераторов, поэтов. Умер в Лытарево (Романовский уезд, Ярославская губерния) [1 декабря 1836 года. Жена: Екатерина Михайловна Похвиснева (16 января 1763 — 18 февраля 1824). Дети: Анна (1787—1858); Екатерина (1790—1813); Сергей (1792—1852) — автор «Дневника свитского офицера. 1813-1814 гг.»; был женат на Наталье Александровне Энгельгардт (1803—1844); их сын Александр (1827—1890) женился на Елизавете Ивановне Шиповой (1839—1916), дочери И.П.Шипова; Михаил (1795—1864). Литература: Хомутов, Григорий Аполлонович // Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918.

1763
Петер Риттер (немецкое имя — Peter Ritter)
немецкий виолончелист и композитор. Родился в Мангейме. Играл в оркестре театре Мангейма, позже (1801) концертмейстер, выступал также в качестве солиста. Написал более 20 произведений (большинство для Мангейма) церковной музыки и разных инструментальных пьес. Умер в Мангейме 1 августа 1846 года.

Général_de_Vedel (422x700, 289Kb)
1771
Доминик Оноре Антуан Мари де Ведель (французское имя — Dominique Honoré Antoine Marie de Vedel)
французский военный деятель, дивизионный генерал (1807 год), граф (1808 год), участник революционных и наполеоновских войн. Доминик де Ведель происходил из старой дворянской семьи с Юга Франции, которая с XIII века до конца XIV века выполняла консульские функции в городе Ним. 6 марта 1784 года поступает на военную службу в полк Мэна, в котором служит его отец в звании капитана. 15 сентября 1791 года переводится в 83-й пехотный полк. 28 июля 1792 года в звании капитана получает назначение в 28-й пехотный полк, сражается в рядах Центральной и Северной армий. С 1793 года в составе Итальянской армии, 8 марта становится командиром 1-й свободной роты Приморских Альп. В кампании на Корсике участвует в осаде Кальви 9 февраля 1794 года и ранен при обороне форта Мотдзелло 2 сентября. 20 января 1795 года прикомандирован к штабу Итальянской армии. Получив звание командира батальона, отличился при переправах через По и Адидже, у Лонато 3 августа 1796 года и Череа 11 сентября соответственно. 21 декабря 1796 года вошёл в состав 17-й полубригады лёгкой пехоты, ранен при Риволи 14 января 1797 года. 26 марта 1799 года отличается у Буссоленго, где получает ранение, и прямо на поле боя назначен командиром 17-й полубригады лёгкой пехоты. Отличился в бою у Мон-Тоналя 31 декабря 1800 года. По окончании боевых действий служит в гарнизонах Блуа и Сент-Омер. В Австрийской кампании 1805 года действует со своим полком в составе 1-й бригады Клапареда дивизии Сюше. В ходе неудачного штурма Ульма 15 октября попадает в плен, после падения города, получает свободу. Великолепно провёл сражение при Аустерлице, по окончании боевых действий награждён званием бригадного генерала. В ходе Прусской кампании 1806 года командовал 3-й бригадой в дивизии Сюше. Умело действовал при Йене и Пултуске, в последнем сражении был ранен. 28 февраля 1807 года был назначен губернатором Мариенбурга. 5 мая получил должность командира 1-й бригады дивизии Вердье резервного корпуса Ланна. Как всегда был в самой гуще событий, последовательно был ранен при Гейльсберге и Фридланде. 3 ноября 1807 года стал дивизионным генералом, и возглавил 2-ю пехотную дивизию 2-го обсервационного корпуса Жиронды. Также получил от Императора майорат в Вестфалии, в округе Лихтенберг, который по договору 1814 года стал частью герцогства Брауншвейг. В ходе Байленской катастрофы оказался в лену, в ноябре 1808 года получил свободу. По возвращении во Францию был арестован и заключён в тюрьму. Осуждён Высоким имперским судом, лишён звания, вычеркнут из списков ордена Почётного легиона и посажен под домашний арест 1 марта 1812 года. Реабилитирован Императором 1 декабря 1813 года, восстановлен в своём звании и назначен 7 января 1814 года командиром 2-й пехотной дивизии резервной армии в Италии, затем сражался в армии Лиона. После отречения Наполеона, получил 20 июня 1814 года должность генерал-инспектора пехоты в 5-м военном округе, 7 января 1815 года назначен командующим 2-го субдивизиона 14-го военного коруга в Шербуре. Во время «Ста дней» продолжает выполнять те же функции, после второй реставрации остаётся без служебного задания. 17 декабря 1816 года восстановлен в ордене Почётного легиона, и 1 января 1825 года вышел в отставку. После Июльской революции помещён 15 ноября 1830 года в резерв. Умер в Париже 30 марта 1848 года, и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Воинские звания: Капрал (1 июня 1786 года); Сержант (17 мая 1787 года); Младший лейтенант (1 июня 1787 года); Лейтенант (29 апреля 1788 года); Капитан (12 июля 1792 года); Командир батальона (23 сентября 1795 года); Полковник (26 марта 1799 года, утверждён 25 декабря 1799 года); Бригадный генерал (24 декабря 1805 года); Дивизионный генерал (3 ноября 1807 года). Титулы: Граф Ведель и Империи (французское название — comte Vedel et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 29 июня 1808 года). Награды: Легионер ордена Почётного легиона (11 декабря 1803 года); Офицер ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Коммандан ордена Почётного легиона (14 мая 1807 года); Кавалер военного ордена Святого Людовика (16 августа 1814 года). Источники: Georges Six, Dictionnaire biographique des Généraux et Amiraux de la Révolution et de l’Empire (1792—1814), Librairie Historique et Nobiliaire, Paris, 1934; Domenico Gabrielli, Dictionnaire historique du cimetière du Père-Lachaise xviiie et xixe siècles, Paris, éd. de l’Amateur,‎ 2002, 334 p.

N.O.Puskina (506x700, 29Kb)
1775
Надежда Осиповна Пушкина (урождённая Ганнибал)
дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, мать А.С.Пушкина. До замужества жила в Санкт-Петербурге и в имении Кобрино, полученном её матерью по суду от мужа. Получила хорошее домашнее образование. 28 сентября 1796 года вышла замуж за С.Л.Пушкина. У супругов было семеро детей, из них выжили трое: Ольга, Александр, Лев. Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными. С детских лет Надежда Осиповна была строга с детьми, любимцем старших Пушкиных был сын Лев. Тем не менее и мать, и отец гордились талантом старшего сына. Во время последней болезни матери Пушкин сблизился с ней, а после её смерти тяжело переживал утрату. Умерла 29 марта 1836 года. Пушкин единственный из всей семьи сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя. Литература: Последний год жизни Пушкина / Составление, вступительные очерки и примечания В.В.Кунина. — Москва: Правда, 1988. — 704 страницы. — 400 000 экземпляров; Тынянов Ю. "Пушкин". Москва. 1936.

Karl_August_Christian_zu_Mecklenburg (556x700, 235Kb)
1782
Карл Август Христиан Мекленбург-Шверинский (немецкое имя —Carl August Christian zu Mecklenburg-Schwerin)
принц Мекленбургского дома, генерал-лейтенант русской службы во время наполеоновских войн. Родился в Людвигслюсте. Третий сын Фридриха Франца, герцога (позднее великого герцога) Мекленбург-Шверинского, и его супруги Луизы Саксен-Готской. Ещё в детстве, с 8 января 1789 года, записан каноником (domherr) Любека. Вскоре после женитьбы своего старшего брата Фридриха Людвига Мекленбург-Шверинского на русской великой княжне Елене Павловне поступил 30 сентября 1798 года на русскую службу с зачислением в лейб-гвардии Преображенский полк, получив звание капитана. Его продвижение по службе было достаточно быстрым: 16 января 1799 года он получил звание полковника, 8 июня 1805 года — генерал-майора, будучи назначен также шефом Московского гренадерского полка, находившегося в Смоленске. С 1806 по 1807 год принимал участие в сражениях с французскими войсками в Польше и Восточной Пруссии, служа под началом генерала Беннингсена. Участвовал в том числе в битве при Прейсиш-Эйлау и под Гейльсбергом, где в июне 1807 года был тяжело ранен картечью в левую руку и за которое получил 20 мая 1808 года орден Святого Георгия III класса . «в воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 29-го мая при Гейльсберге, где, находясь с Московским гренадерским полком в жестоком огне и под картечными выстрелами неприятеля, неустрашимо и мужественно подавал пример подчиненным, где и получил тяжелую контузию.» После подписания Тильзитского мира возвратился в Россию и вскоре принял участие в войне с Османской империей. В 1809 году участвовал в сражениях против турецких войск под Браиловым, Журжей и Татарицей, а в мае 1810 года — под Базарджиком, за успешное взятие которого 22 мая получил золотую шпагу с алмазами. Участвовал также в осаде Шумлы и штурме Никополя. В 1812 году был шефом Московского гренадерского полка и командовал 1-й бригадой 2-й гренадерской дивизии, участвовал в сражениях с французами при Дашкове, Шевардине. В Бородинском сражении проявил храбрость и получил ранение, за что 31 октября 1812 года был повышен в звании до генерал-лейтенанта. Сражался также под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. В 1813 году участвовал в битвах под Люценом, Бауценом, Дрезденом и Кульмом, а также в так называемой Битве народов под Лейпцигом. В 1814 году сражался при Бриенне, Ла-Ротьере, Бар-сюр-Обе, Лаоне; участвовал во взятии Парижа. После окончания войны вышел 6 мая 1814 года в отставку с русской службы, поселившись в Людвигслусте и прожив там до конца жизни. Умер в Людвигслюсте 22 мая 1833 года. Погребён в фамильном склепе герцогов Мекленбургских на территории Шверина. Награды и премии: Орден Святой Анны I степени; с алм.азами; Орден Святого Георгия III степениIII класса ; Орден Святого Владимира II степениII степени ; Крест «За взятие Базарджика»; Золотая шпага «За храбрость» с алмазами; Кульмский крест. В 1811 году взял на воспитание понравившегося ему 5-летнего сына погибшего турецкого солдата, окрестив его под именем Карл Густав Янус и дав ему образование. Янус позже стал лесничим в деревне Бакендорф. Литература: Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва, студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страницы 470-471; Friedrich Brüssow: Carl August Christian, Herzog zu Mecklenburg-Schwerin. In: Neuer Nekrolog der Deutschen. Band 11/1, Weimar 1835, S. 382f (Digitalisat)

Skobelev_Ivan (581x700, 318Kb)
1782
Иван Никитич Скобелев
русский генерал от инфантерии и писатель из рода Скобелевых. Отец генерала Дмитрия Скобелева, дед генерала Михаила Скобелева. Родился в деревне Новиковка Ставропольского уезда Оренбургской губернии (ныне Старомайнский район Ульяновской области). Сын сержанта-однодворца, Скобелев рано лишился отца и детские годы его протекли под присмотром матери, женщины религиозной, в Оренбургском крае, в обстановке крайне бедной. По одним сведениям мать его, Татьяна Михайловна, происходила из дворянского рода Коревых, по другим — была простой крестьянкой, даже не знавшей грамоты. В четырнадцать лет И.Н.Скобелев поступил солдатом в Оренбургский 1-й полевой батальон (впоследствии 66-й пехотный Бутырский полк) и скоро обратил на себя внимание начальства своими способностями и бойким характером: на 4-й год службы он получил чин сержанта и перевёлся в Оренбургский драгунский полк, а затем в Уфимский мушкетёрский; в последнем он дослужился до офицерского чина. Полковник И.М.Эриксон приблизил его к себе, и Иван Никитич принимал участие в формировании 26-го егерского полка, который в 1807 году начал военные действия в Пруссии против Наполеона. Скобелев зарекомендовал себя в первом же бою, отличившись особенно в битве при Петерсвальде. После заключения Тильзитского мира он участвовал в шведской кампании, за которую награждён был золотой шпагой с надписью «за храбрость» и орденом святого Владимира IV степени. В ходе кампании сначала находился под командованием Н.Н.Раевского, а затем с двумя ротами солдат был прикомандирован к полку гусар Я.П.Кульнёва. В битве при Кирке Коуртане Скобелеву оторвало два пальца правой руки, раздробило третий и кроме того он был сильно контужен в грудь. Полученные раны не помешали, однако, Скобелеву принять предложение Н.Н.Раевского отправиться в армию, действовавшую в Болгарии против турок. В этой кампании Скобелев отличился при занятии Силистрии и Шумлы и получил орден святой Анны III степени. Раны и последствия контузии беспокоили его, и в 1810 году Иван Никитич «был уволен по прошению от службы, за ранением и увечьем с мундиром и пенсионом полного жалованья» в чине капитана. Проживал в Санкт-Петербурге, где устроился полицейским приставом. Однако гражданская жизнь длилась недолго. В 1812 году Скобелев в чине капитана назначается состоять при генерал-фельдмаршале князе Кутузове, который скоро сделал его своим старшим адъютантом. По смерти своего начальника, проводил его останки в Санкт-Петербург, Скобелев вновь вернулся в действующую армию. Особенно он отличился отбив вылазку французского гарнизона из крепости Майнца и под Реймсом. В последнем деле Скобелеву удалось со своим Рязанским полком пробиться через неприятельскую кавалерию, отрезавшую его от остального войска, и вместе с тем спасти раненого Э.Ф.Сен-При, бывшего на руках рязанцев. За этот подвиг, а также другие Иван Никитич получил орден святого Георгия IV степени, затем Владимира III степени, и прусский «pour le mérite». В 1817 году Иван Никитич Скобелев был произведён в генерал-майоры. В 1820 году встал на защиту «бунтовщиков» Семёновского полка и на долгое время попал в опалу за своё мнение, что «полиция собственно в армии не надобна». В 1828 году был произведён в генерал-лейтенанты. За эти годы Скобелев был сначала командиром 3-й бригады 2-й гренадерской дивизии, затем генерал-полицмейстером первой армии. После был начальником 3-й пехотной дивизии. Но раны давали о себе знать, и Скобелев отправился на излечение в купленную незадолго деревню. С началом восстания в Польше, Иван Никитич был вызван в войска. В марте 1831 году, командуя 3-й бригадой гренадерской дивизии и резервными дивизиями 1-го, 2-го и 3-го корпусов, он вступил в пределы Царства Польского. Это был последний военный поход в жизни Скобелева. В сражении при Минске неприятельское ядро раздробило ему левую руку. Её пришлось ампутировать, и в то время, когда врачи производили ему операцию, Скобелев сидел на барабане и диктовал по полку свой прощальный приказ. Награждённый орденом святого Георгия III степени, Скобелев отправился в деревню, вернувшись откуда через полгода, получил назначение ответственным за военные поселения, затем членом Генерал-аудиториата, инспектором резервной пехоты в Нижнем-Новгороде, после комендантом Петропавловской крепости, директором Чесменской богадельни и членом Комитета о раненых. В 1842 году Скобелев получил орден святого Александра Невского, в следующем году был произведён в генералы от инфантерии, пожалован знаком беспорочной службы, майоратом в Царстве Польском, и назначен шефом Рязанского полка. Скобелев был известным в своё время писателем, выступавшим под псевдонимом «русский инвалид». Писал он исключительно на военные темы. Его произведения пользовались большой популярностью, особенно среди военных. Грамоту освоил поздно, по некоторым сведениям, лишь к 19 годам, из-за этого допускал много орфографических ошибок, которые исправлялись его литературными приятелями, например, Н.И.Гречем и другими. В 1822—1826 годах, будучи в некоторой немилости у начальства (Скобелев заступился за солдат Семёновского полка) и находясь на должности генерал-полицмейстера первой армии, написал несколько жалоб на А.С.Пушкина. В одной из них он называл поэта «вертопрахом» и предлагал «содрать с него несколько клочков шкуры». «Проштыкнулся» — так Скобелев охарактеризовал эти эпизоды позднее. Первое произведение было издано в 1833 году — «Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым». Книга не осталась незамеченной публикой и критикой. Поэт И. Веревкин даже написал по поводу выхода в свет «Подарка» стихи в честь его автора (в «Северной пчеле», 1833 г., № 207 и то же в «Русской старине», 1898 г., том XCVII). С 1834 года на страницах «Библиотеки для чтения» начали выходить рассказы «русского инвалида», которые, однако, в ту пору не были окончены из-за нового назначения Скобелева, но в дальнейшем издавались трижды (1838, 1841 и 1844 года). В 1838 были опубликован «Беседы русского инвалида или новый подарок товарищам». В 1839 году вышли «Письма из Бородина от безрукого к безногому инвалиду» и в том же году появились две пьесы: «Кремнев, русский солдат» и «Сцены в Москве в 1812 году», которые были поставлены на сцене Александринского театра, и ставились ещё многие годы, в том числе и в провинциальных театрах. Особенным успехом пользовалась первая. Произведения его отличались довольно низкими художественными достоинствами, так, Виссарион Белинский, несмотря на дружественное и сочувственное отношение к произведениям Скобелева, отмечал, что «творения „русского инвалида“ не подлежат критике в ученом смысле этого слова», однако были довольно популярны. Причиной популярности произведений было совершенное знание русского солдата, «как свои три пальца на последней руке». Отличались его книги оригинальной формой изложения, простотой и правдивостью. Иван Никитич писал живым простонародным языком, используя чисто солдатский юмор, пословицы. «Я люблю век своей молодости», — говорил Скобелев в одном из своих рассказов, — «помню хорошее, помню дурное, но, признаюсь, не помню ничего лучше русского солдата». Всё мировоззрение самого Скобелева, как он его выразил в своих сочинениях и общественной деятельности, наполнено развитым чувством религиозности и патриотизмом, доходившим до фанатизма.
И._Н._Скобелев (521x700, 221Kb)
Несмотря на занятость по военной службе, Скобелев встречался с многими литераторами: А.Ф.Войковым, Ф.В.Булгариным, П.А.Плетневым, С.Н.Глинкой, Н.В.Кукольником и другими. И.С.Тургенев после встречи с генералом-писателем оставил воспоминания: «Известный Скобелев, автор «Кремнева», всем тогдашним петербургским жителям памятна фигура с обрубленными пальцами, помятым, морщинистым, прямо солдатским лицом и солдатскими не совсем наивными ухватками — тёртый калач, одним словом.» Литературный дар и остроумие наложили отпечаток и на его деловую корреспонденцию, приказы и пр. Прекрасным образцом этому служит «Распоряжение о дезертирах» и «Приказы», изданные отдельной книгой в 1836 году. Умер 3 марта 1849 года. В конце 1810-х годов (около 1818) И.Н.Скобелев женился на Надежде Дмитриевне Дуровой (1793—1838), дочери владимирского помещика, в первом браке Исаевой. В своём имении Чернышено (ныне Думиничского района Калужской области) построил Успенскую церковь. По воспоминаниям современника, Скобелев «был видный, высокий, статный мужчина, приятный собеседник, и рассказы его из солдатской и походной жизни были увлекательны. Жена его была довольно дородной, высокой и все еще красивой женщиной, с довольно хорошим состоянием». В браке имели девять детей, но только двое из них выжили: Дмитрий Иванович (1821—1879), генерал; Вера Ивановна (1825—1897), фрейлина, с 1840 года замужем за К.Ф.Опочининым (1808—1848); их сын Фёдор, библиофил; дочь — Дарья была морганатической супругой Е.М.Лейхтенбергского; внучка — графиня Д.Е.Богарнэ. Награды Российской Империи: Орден Святой Анны IV степени (1807); Орден Святого Владимира IV степени (1808); Золотая шпага «За храбрость» (1808); Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святой Анны I степени (1826); Орден Святого Георгия III степени (1828); Знак отличия за военное достоинство II степени (1834); Орден Святого Владимира II степени (1834); Знак отличия за XXV лет беспорочной службы (1835); Орден Белого Орла (1835); Золотая табакерка, украшенная алмазами, с портретом Государя Императора (1836); Золотая табакерка, украшенная бриллиантами, с вензелем Его Императорского Величества (1837); Орден Святого Александра Невского (1842). Награды Иностранных государств: Прусский Орден «За заслуги» (1814); Итальянский Орден Святых Маврикия и Лазаря офицерский крест (1815). Литература: Скобелев, Иван Никитич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Скобелев И.Н. Распоряжения о дезертирах. 1840—1841 гг. / Сообщение А.Л-д // Русский архив, 1882. — Книга 2. — Выпуск 3. — Страницы 144—145; Скобелев, Иван Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; В.А.Овсянников. Ставрополь-Тольятти. Страницы истории. Часть II. Дела и люди. — Тольятти: «Современник», 1999. — С. 325-334. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 5-85234-100-2; Список генералам по старшинству. Санкт-Петербург, Военная типография, 1844; История Рязанского края: Иван Никитич Скобелев; Повесть «Однорукий комендант». Куприн А.И., 1923.

Leopoldo_Giovanni_Borbone_Salerno_1790_1851 (548x700, 353Kb)
1790
Леопольдо Джованни Джузеппе Микеле (итальянское имя — Leopoldo Giovanni Giuseppe Michele di Borbone, principe di Salerno)
принц Бурбон-Сицилийский и принц Салерно, младший сын короля Фердинанда I и Марии Каролины Австрийской. Принц Леопольд родился в неаполе, в семье короля Обеих Сицилий Фердинанда I и его супруги австрийской эрцгерцогини Марии Каролины. Его мать была дочерью императора Священной Римской империи Франца I и Марии Терезии. Приходился племянником казненной французской королеве Марии Антуанетте и двум австрийским императорам. 28 июля 1816 года во Дворце Шёнбрунн принц вступил в брак с австрийской эрцгерцогиней Клементиной, которая приходилась ему родной племянницей. Она была дочерью императора Священной Римской империи (позже Австрийского императора) Франца II и Марии Терезы Бурбон-Неаполитанской. В браке родилось четверо детей, из которых выжила лишь одна дочь, принцесса Мария Каролина (1822—1869) — будущая супруга принца Генриха Орлеанского, герцога Омальского, младшего сына французского короля Луи Филиппа I. Благодаря этому браку у принца и принцессы было четверо внуков, из которых до совершеннолетия дожили двое, но умерли рано и не оставили потомков. Принц скончался в Неаполе 10 марта 1851 года. Супруга пережила принца на 30 лет и умерла в доме их зятя принца Генриха, пережив единственную дочь. Титул: 2 июля 1790 — 10 марта 1851: Его Королевское Высочество Принц Бурбон-Сицилийский, Принц Салерно. Награды: Орден Святого Януария (1790); Священный военный орден Святого Георгия (1797); Орден Золотого руна (1802); Орден Святого Фердинанда за Заслуги; Орден Карлоса III; Высший орден Святого Благовещения; Орден Андрея Первозванного 23 сентября 1800.

Thomas Phillipps (441x700, 319Kb)
1792
Томас Филлипс (Thomas Phillipps)
английский библиофил, обладатель крупнейшей в XIX веке частной библиотеки рукописных материалов. Незаконнорожденный сын фабриканта тканей, Томас проявил интерес к книгам с раннего детства; уже в 6-летнем возрасте ему принадлежала библиотека в 110 книг, и он неоднократно заявлял, что хотел бы владеть каждой из книг, существующей в мире. В 1815 году окончил Университетский колледж Оксфорда, в студенческие годы продолжил серьёзное собирание библиотеки. После смерти отца в 1818 году получил ренту в 6000 фунтов в год, которую почти полностью тратил на книги. В 1819 году он женился Элизабет Генриетте Молино, дочери генерала; ему было нужно приданое для утоления библиофильской страсти. В 1820 году был избран действительным членом Королевского общества, в 1821 году удостоен титула баронета. В 1822—1829 годах путешествовал по Европе (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия, Швейцария), главным образом, для приобретения рукописей, приобрёл в Нидерландах собрание Меермана, несколько монастырских собраний в Бельгии, в Париже на аукционах приобрёл несколько сот рукописей, в Германии — библиотеку ван Эсса, включавшую около 1000 инкунабул. По оценкам, истратил на собирание библиотеки около 250 000 фунтов стерлингов (примерно 17 850 000 фунтов 2014 года). Его агенты постоянно дежурили на книжных аукционах, сам сэр Томас постоянно собирал каталоги книготорговцев. Со временем страсть к собиранию книг приобрела патологические формы: он мог купить всё содержимое книжного магазина, зайдя туда. В его загородном имении в Бродвее (Вурчестершир) под книги было занято 16 из 20 комнат, имевшихся в доме; типография располагалась в Бродвейской башне. В 1863 году он начал перевоз своего книжного собрания, поскольку опасался, что оно достанется зятю, которого он обвинил в краже первого издания «Гамлета» (1603). Для перевозки книг в Челтнем потребовалось 105 двуконных повозок и 8 месяцев по времени. После его кончины в библиотеке было примерно 50 000 печатных томов и 60 000 рукописей, оцененных в 74 779 фунтов (около 6 000 000 фунтов 2014 года). Его собрание включало большое число рукописей и редких документов на пергаменте, попавших в его руки преимущественно из Франции, где после революции массово распродавали монастырское имущество. С 1822 года сэр Т.Филлипс каталогизировал своё собрание, а также публиковал свои труды об английской генеалогии и топонимике, которые печатал в собственной типографии. Сэр Т.Филлипс пытался продать библиотеку британскому государству и безуспешно переписывался с Дизраэли. По завещанию, библиотека должна была сохраняться в целостном виде, к книгам не должны были допускаться лица католического вероисповедания и его зять. Умер в Челтнеме 6 февраля 1872 года. В 1885 году в судебном порядке завещание было оспорено и началась распродажа библиотечных фондов, которая растянулась почти на 100 лет. Континентальные рукописи и издания были приобретены библиотеками Германии, Бельгии и Нидерландов, частично — коллекционерами США. В 1946 году оставшаяся неразобранной часть книг была продана за 100 000 фунтов книготорговцам Робинсонам. Последние остатки его собрания были проданы в 2006 году на аукционе Сотбис.

Michael_Thonet (529x700, 250Kb)
1796
Михаэль Тонет (Михаил Тонет; немецкое имя — Michael Thonet)
австрийский мебельщик, пионер мебельного дизайна. Родился в Боппарде (Boppard-am-Rhein) в Пруссии (современная Германия) и жизнь его началась в век индустриальной революции. Таким образом, он стоял у самых истоков массового производства и частного предпринимательства. Сначала он стал учеником краснодеревщика, и после завершения обучения почти сразу начал экспериментировать с гнутой древесиной и фанерой в изготовлении мебели. В 1830 году он начал свои эксперименты. В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он переехал в Вену, где получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Так как патент был выдан в Вене, стулья, полученные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими. В 1843 году Михаэль Тонет создал стулья специально для Дворца Лихтенштейна, а в 1849 году он открыл в Вене мастерскую. В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне получил за свою венскую мебель первую бронзовую медаль. На Всемирной выставке 1878 года в Париже фирма «Братья Тонет» и её конкурент «Я. и I. Конъ» получили золотые медали. Фирма «Братья Тонет» была официальным Поставщиком Царского Двора России. В середине 19 века основал в Вене фабрику по массовому производству гнутой мебели. Запатентовал ряд промышленных технологий по созданию клееных композиций из дерева, выгибанию многослойных и массивных деталей, получению плоскорельефного орнамента. Возродил старинный метод и разработал промышленную технологию изготовления деталей небольшого сечения из гнутого под паром, в основном букового дерева. Процесс производства, придуманный Тонетом, открывал поистине уникальные возможности в дизайне гнутой мебели. Другие дизайнеры и производители его времени использовали плоские куски дерева, требующие многочисленных соединений, часто скрывая стыки при помощи резьбы или декоративных накладных элементов. Тонет сосредоточился в своей работе над тем, чтобы согнуть древесину. Тонета можно по праву назвать революционером мебельного производства, на много лет опередившим своё время. Недаром кушетки, кресла-качалки, столики и стулья от Тонета по сей день являются актуальными предметами интерьера и пользуются успехом во всём мире. Умер в Вене 3 марта 1871 года. Литература: Albrecht Bangert: Thonet Möbel. Bugholz-Klassiker von 1830—1930. Heyne, München 1997, ISBN 3-453-13047-2; Hans H. Buchwald: Form from Process. The Thonet chair. Carpenter Center for the Visual arts, Cambridge Mass. 1967; Danko, Peter. Thoughts on Thonet — «Fine Woodworking» January/February 1985: 112—114; Del Ducca, Giuseppe. Michael Thonet. 9 ноября 1999; «Galerie Thonet.» Galerie Thonet. 8 ноября 1999; Andrea Gleininger: Der Kaffeehausstuhl Nr. 14 von Michael Thonet. Birkhäuser, Frankfurt/M. 1998, ISBN 3-7643-6832-2; Heinz Kähne: Möbel aus gebogenem Holz. Ein Blick in die Sammlung der Stadt Boppard. Boppard 2000; Heinz Kähne: Thonet Bugholz-Klassiker. Eine Einführung in die Schönheit und Vielfalt der Thonet-Möbel. Rhein-Mosel Verlag, Briedel 1999, ISBN 3-929745-70-4; Labelart WebPage design. Thonet Vienna-Chair No. 14. 9 November 1999; Brigitte Schmutzler: Eine unglaubliche Geschichte. Michael Thonet und seine Stühle. Landesmuseum, Koblenz 1996, ISBN 3-925915-55-9; Reider, William. Antiques: Bentwood Furniture. Architectural Digest August 1996: 106—111; Thonet. American Craft December 1990: 42-45; Thonet. Gebrüder Thonet GmbH. 9 ноября 1999; Гацура, Генрих. «Мебель Тонета». Каталог мебели (Genrih Gatsura, THONET FURNITURE. “Brothers Thonet” on the furniture market of Imperial Russia). 2001, 2013; ISBN 5-7949-0088-1; Гацура, Генрих. «Венская мебель Якова и Іосифа Конъ». Каталог, 2008, ISBN 5-7071-0372-4.

1796
Франсуа Фюльжи Шевалье (французское - François Fulgis Chevallier)
французский ботаник, альголог, миколог и врач. Франсуа Фюльжи Шевалье родился в городе Париж во Франции. 26 мая 1821 года Шевалье была присвоена степень доктора по медицине в Парижском университете (Сорбонне). Его диссертация называлась Sur les ciguës indigènes, considérées comme poisons et comme médicaments. Шевалье принимал участие в создании работы Шарля д'Орбиньи Dictionnaire universel d'Histoire Naturelle, изданной в 1849 году. Франсуа Шевалье скончался в городе Фрайбург в Германии 24 декабря 1840 года. Гербарные образцы растений, собранные Шевалье, хранятся в гербарии Национального музея естественной истории в Париже (P). Образцы грибов и лишайников находятся в гербарии Ботанического института в Страсбурге (STR). Некоторые научные работы: Histoire des Graphidées (1824—1827) — 4 части из запланированных 20; Flora générale des environs des Paris (1826—1828) — 2 тома; Fungorum er Byssorum illustrationes (1837) — 2 тома; Род и некоторые виды, названные в честь Ф.Шевалье; Chevalieria Gaudich., 1856 [syn. Aechmea Ruiz & Pav., 1794]; Dactylium chevallieri Fr., 1832, nom. Nov; Opegrapha chevallieri Leight., 1854, nom. Nov; Orchis ×chevallieriana E.G.Camus, 1891 [syn. ×Dactylanthera chevallieriana (E.G.Camus) J.M.H.Shaw, 2005]. Литература: Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1976. — Vol. 1. — P. 494—495.

Antonij_(Zubko) (535x700, 181Kb)
1797
Антоний (в миру Антоний Григорьевич Зубко)
епископ Православной Российской Церкви; c 28 января 1840 года епископ Минский и Бобруйский, с 1841 года управлял епархией в сане архиепископа. Известен своей ролью в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края с православием. Являлся одним из видных представителей греко-католического духовенства. Был ближайшим помощником епископа Литовского Иосифа (Семашко) в деле воссоединения греко-католиков с православной Церковью. На Полоцком церковном Соборе 1839 года Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием. Проявил себя, по словам профессора М.О.Кояловича, как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». Антоний много занимался естествознанием, однако труды его в этой области остались неизданными. Оставил записки «О греко-униатской Церкви в Западном крае России». Родился в селе Белое Лепельского уезда Витебской губернии (ныне Полоцкий район), в семье белорусского униатского священника. Учился у местного органиста. В 1809 году поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитский академию, которую окончил в 1818 году со степенью кандидата философии. В 1822 году окончил Виленскую главную семинарию при Виленском университете со степенью кандидата богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 году был рукоположён целибатом в священника полоцкого кафедрального греко-католического собора и назначен членом Полоцкой греко-католической консистории. В 1825 году возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в Санкт-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 году командирован в Жировицы для открытия Литовской духовной семинарии. В 1828 году назначен её первым ректором. С 18 апреля 1832 года — старший соборный протоиерей. В 1834 году Антоний был хиротонисан в епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием. После воссоединении, 28 января 1840 года, был назначен на православную Минскую и Бобруйскую кафедру. В 1841 году был возведен в сан архиепископа. По болезни Антоний ходатайствовал об увольнении на покой. В 1848 году его прошение было удовлетворено. В 1848—1862 годах он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком монастыре, а последние 20 лет — в Пожайском монастыре в Ковенской губернии, где и умер 15 февраля 1884 года. Литература: Антоний (Зубко), архиепископ. О Греко-Униатской Церкви в Западном крае России // Сборник статей, изданных Святым Синодом по поводу 50-летия воссоединения с Православной Церковью западно-русских униатов. Санкт-Петербург, 1889. Страницы 38—76.

 (494x699, 56Kb)
1797
Хавьер Эчеверрия (Francisco Javier Echeverría)
президент Мексики (22 сентября 1841- 10 октября 1841). Умер 17 сентября 1852 года.

Michalowski_Autoportret (574x700, 124Kb)
1800
Пётр Михаловский (польское имя — Piotr Michałowski)
польский художник и общественный деятель; крупнейший представитель романтизма в польской живописи XIX века. Родился в Кракове. В 1815—1820 годы обучался в Ягеллонском университете в Кракове точным и естественным наукам, а также филологии, а в 1821—1823 годы изучал в Гёттингене естественные науки и юриспруденцию, готовясь поступить на государственную службу. Занятия живописью для него пока второстепенны; несмотря на это Михаловский берёт в 1817—1818 годы в Кракове уроки рисования. С 1823 года начал службу в Варшаве. За заслуги в области управления металлургической промышленностью был награждён орденом Святого Станислава (1828). Как политик многократно выезжал за границу, член Галицийского сейма до 1848 года. Принимал участие в Польском ноябрьском восстании 1830—1831 годов, после подавления которого эмигрировал в Париж. Здесь он начал всерьёз работать как художник, делать копии картин старых мастеров: Гойи, Веласкеса и «голландцев» XVII века, следя в то же время за всеми современными течениями в искусстве. После поездки в Лондон в 1835 году возвратился на родину, где и жил до самой смерти, лишь несколько раз выезжая кратковременно за рубеж. Частые мотивы конных скачек и сражений у Михаловского следует отнести к его увлечению французским романтизмом и, в особенности, Делакруа и Жерико. Кроме этого, в его творчестве представлены жанровые картины из польской народной жизни и великолепные портреты. Его художественные интересы стилистически простираются от романтического идеализма и до бескомпромиссного реализма. Умер в Кжижтопожице близ Кракова 9 июня 1855 года. Избранные полотна: «Сражение у Сомосьерры» (без даты; Париж, Лувр); «Портрет крестьянина в шляпе» (Варшава, Национальный музей); «Белый конь» (1846, Краков, Национальный музей). Литература: N.Wolf. Malerei der Romantik. Köln 1999; Zanoziński J., Piotr Michałowski, Wrocław — Warsz. — Kr., 1965.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку