-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111426
Комментариев: 6803
Написано: 119900


21 июня родились...

Пятница, 21 Июня 2024 г. 03:46 + в цитатник
Machado_de_Assis_real_negro (477x700, 240Kb)
1839
Жуакин Мария Машаду де Ассис (Машадо де Ассиз; португальское имя — Joaquim Maria Machado de Assis)
бразильский писатель (прозаик и поэт), один из наиболее влиятельных классиков бразильской литературы, переводчик. Благодаря своему частично негритянскому происхождению также важен для самосознания цветного и негритянского населения — в Бразилии его относят к группе парду, то есть бразильцам смешанного происхождения, с примесью негритянской крови. Один из наиболее значимых в мировом контексте бразильских писателей, чьё творчество оказало большое влияние на формирование бразильской литературной школы на рубеже веков. Родился в семье маляра-мулата Хосе Франсиско де Ассиса и португальской прачки Марии Леопольдины да Камара Машаду, в пригороде Рио-де-Жанейро. Мальчика нарекли имена его крёстных родителей — состоятельных владельцев земли, на которой было позволено жить семейству. Машаду де Ассис провёл детство в нищете, рано пережил смерть матери и сестры, страдал эпилепсией. Он плохо учился в государственной школе, не поступил в университет, что сподвигло будущего писателя к собственному интеллектуальному развитию для преодоления социального неравенства. При этом, он любил книги, которые читал на родном португальском и французском языках. По его воспоминаниям, писать он выучился сам, а в дальнейшем освоил также английский и греческий для ознакомления с трудами Платона и Сократа.
21 июля 1839 года родился Жоаким Мария МАШАДУ де АССИСpost-154-127970194228 (700x432, 66Kb)
Начало творческого пути
Когда Машаду было 15 лет, его знакомый, владевший книжным магазином, типографией и газетой, напечатал одно из его стихотворений. В поисках лучшей жизни 17-летний Машаду де Ассис стремился в большой город, где устроился корректором и наборщиком в издательство Imprensa Nacional. Уже заслужив некоторую литературную известность своими стихотворениями Машаду получил приглашения поработать журналистом в крупную газету Correio Mercantil. Так он вошёл в писательские и театральные круги, публиковал свои произведения и к 21 году заслужил себе имя. В 1864 году умер его отец, и Машаду посвятил ему и матери сборник стихов. В 1865 году Машаду де Ассис основал литературное общество «Arcádia Fluminense», где читал свои стихи и отрывки произведений. Когда к власти пришла Либеральная партия, Машаду подумал, что может получить какой-нибудь пост, который позволит ему улучшить условия своей жизни, но помощь, к его удивлению, пришла с неожиданной стороны — в 1867 году император дон Педру II назначил его директором издания 'Diário Oficial', а в 1888 году он удостоил Ордена Розы.
Machado_de_AssisСупруга писателя (497x700, 195Kb)
Супруга писателя Каролина Августа Ксавье де Новаис (1835—1904)
Женитьба
В это же время произошла судьбоносная встреча с Каролиной Августой Ксавье де Новаис. Девушка прибыла из Португалии, чтобы заботиться о больном брате — поэте Фаостино Ксавье де Новаисе, который приходился другом де Ассису. «Карола» была старше жениха на 5 лет, её родители не одобряли этот брак, но, тем не менее, их свадьба состоялась 12 ноября 1869 года. Из сохранившейся переписки следует, что в начале их отношения складывались не совсем гладко, девушка не испытывала чувств к внешне непривлекательному, заикающемуся, но образованному Машаду. Детей у них не было.
Последние годы
Женитьба на женщине из знатной семьи позволила Машаду де Ассису получить чиновничий пост в Департаменте сельского хозяйства и освободить больше времени для писательского труда. Смерть супруги в 1904 году сильно повлияла на Машаду, который отошёл от активной творческой деятельности, посвятив любимой стихотворение «Каролина», страдал депрессией, ощущая одиночество. Его всегда слабое здоровье ухудшалось, начиналась слепота. Машаду опубликовал три поэтических сборника, но холодный приём читателей заставил его искать себя в других литературных жанрах. Он приступил к большим по объёму произведениям. Начав с тех, которые были рассчитаны на моментальный успех, с годами он перешёл к более саркастичным, ироничным и критически осмысляющим человеческую природу произведениям, которые и создали ему длящееся по сей день признание. В 1897 году Машаду де Ассис вместе с другими писателями основал Бразильскую академию литературы, и был её президентом до своей смерти в родном городе 29 сентября 1908 года.
Machado_de_AssisЛичные вещи (700x464, 306Kb)
Личные вещи Машаду де Ассиса. Книга «Дневник Айреса» (1908) с автографом писателя.
Литературное наследие
За свою жизнь Машаду де Ассис создал 9 пьес, 9 романов, 200 рассказов, 5 поэтических сборников. Наиболее известен его первый роман в этой стилистике, написанный в год отмены рабства в Бразилии «Посмертные мемуары Браза Кубаса» (1881). Роман повествует о жестоком мире и о духовной нищете героя, у которого даже его слуга раб-вольноотпущенник копирует хозяина: купив себе раба, он зверски мучает его, мстя за перенесённые страдания. Первый роман писателя «Воскресение» (1872) стал его первой попыткой создать национальный роман. Пять романов-шедевров «позднего периода»: «Посмертные записки…», «Кинкас Борба», «Дон Касмурро», «Исав и Иаков» (1904) и «Дневник Айреса» (1908) были уже настоящими психологическими исследованиями, без которых сегодня трудно представить латиноамериканскую прозу. Герои Машаду в тисках социального неравенства не могут жить «нормальной» жизнью: они рано или поздно начинают ненавидеть весь мир. Машаду де Ассис также много переводил, в том числе произведения Шекспира с английского на португальский. Ещё один его роман, «Дон Касмурро», входит в бразильскую школьную программу. Он посвящён тому, как ревность разрушает брак, и представляет перенесённое на бразильскую почву авторское прочтение темы ревности в шекспировкого «Отелло» и других произведениях мировой классики.
Machado_de_AssisФотография 1890 года (519x700, 198Kb)
Фотография 1890 года работы Марка Ферреза
Сочинения: Obras completas, 5 ed., v. 1—31, Rio de J., 1944; (Рассказы), в книге: Бразильские рассказы, Москва, 1959; (Рассказы), в книге: Под небом Южного креста, Москва, 1968. Романы: Ressurreição (в русском переводе — «Воскресение» ), 1872; Memórias Póstumas de Brás Cubas «Посмертные записки Браза Кубаса» / «Записки с того света»), 1881; Casa Velha (в русском переводе — «Старый дом»), 1885; Quincas Borba (в русском переводе — «Кинкас Борба»), 1891; Dom Casmurro (в русском переводе — «Дон Касмурро»), 1899; Esaú e Jacó (в русском переводе — «Исав и Иаков»), 1904; Memorial de Aires (в русском переводе — «Дневник Айреса»),1908. Сборники стихов: Crisálidas, (1864); Falenas, (1870); Americanas, (1875); Ocidentais, (1880); Poesias Completas, (1901). Пьесы: Hoje Avental, Amanhã Luva, (1860): Desencantos, (1861): Caminho da Porta, (1863): Protocolo, (1863): Teatro, (1863): Quase Ministro, (1864): Os Deuses de Casaca, (1866): Tu, só tu, puro amor, (1880): Não Consultes Médico, (1896): Lição de Botânica, (1906).
Machado_de_AssisПочтовая марка  (493x700, 346Kb)
Почтовая марка Бразилии, посвящённая Машаду де Ассису. 1958 год
Адаптации
В 1968 году по произведению «Дон Касмурро» снят фильм «Капиту», названный по имени главной героини романа. Позже под таким же названием вышел ещё ряд фильмов и телесериалов в 1999, 2002, 2008 годах. Также роман представлен на театральной и оперной сценах. В 2013 году произведение адаптировано в комикс, заслуживший несколько престижных наград.
Интересные факты: Машаду де Ассис был страстным любителем игры в шахматы. Он выписывал журналы по теме, строил собственные комбинации и участвовал в первом бразильском чемпионате по шахматам в 1880 году. Он занял третье место. Премия Машаду де Ассиза является самой почётной премией, ежегодно присуждаемой Бразильской Академией за цикл литературных произведений.В Москве во дворе Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино в 2007 году установлен бюст Машаду де Ассиса скульптора Жана Магру. Одна из героинь теленовеллы «Семейные узы» (2000 год) носит прозвище Капиту в честь героини романа Машаду де Ассиса «Дон Касмурро».
Литература: Miguel Pereira L., Machado de Assis, 5 ed., Rio de J., 1955; Sousa J. Galante de, Fontes para о estudo de Machado de Assis, Rio de J., 1958; Pereira A., Machado de Assis, Rio de J., (1959); Massa J.-M., Bibliographie descriptive, analytique et critique de Machado de Assis, t. 4, Rio de J., (1965); Griego A., Viagem em tôrno a M. de Assis, Sao`Paulo, (1969).

Lieven (562x700, 143Kb)
1839
Андрей Александрович Ливен
действительный тайный советник, московский губернатор (1870—1872), министр государственных имуществ Российской империи (1879—1881). Старший сын князя Александра Карловича Ливена и Екатерины Никитичны Панкратьевой родился в Симферополе. Окончил 4-ю Московскую гимназию и естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1859). Служил по ведомству министерства внутренних дел — при канцелярии Лифляндского, Эстляндского и Курляндского генерал-губернатора. С 1865 года — курский, с 1867 — черниговский, в 1869—1870 годах — московский вице-губернатор. В 1870—1872 годах — московский губернатор. С 1862 года — в звании камер-юнкера; с 1874 года — статс-секретарь. Произведен в действительные статские советники 13 января 1871 года. Со следующего года состоял при графе Валуеве товарищем министра государственных имуществ, с 6 января 1880 года возглавлял Министерство государственных имуществ. В 1874 году был назначен статс-секретарём; с 1876 года — сенатор; с 6 января 1880 состоял также членом Государственного совета. С 13 января 1876 года — тайный советник. Министерством государственных имуществ Ливен руководил до 6 апреля 1881 года. Отставка была связана со скандалом, вызванным расхищением башкиркских казённых земель: в 1870-е годы многие высшие чиновники, в том числе сам Ливен и другие сотрудники министерства, почти даром получили крупные имения в Уфимской губернии. По распоряжению императора Александра III ему было приказано подать прошение об отставке с поста управляющего министерством, а затем и члена Государственного совета. От своего имения в Уфимской губернии он был вынужден отказаться. Поселился в своём имении Спасское Московской губернии; в нём устроил обсерваторию. В.Ф.Джунковский писал о нём: «Это был широко образованный человек, настойчивый в преследуемых им целях, властный… он увлекался и астрономией, устроив в имении обсерваторию и занимаясь наблюдениями. Тут его постигло несчастие. Наблюдая солнце в зените, он не принял необходимых мер предосторожности и ослеп на правый глаз, благодаря чему должен был прекратить эти занятия.» В январе 1910 года вновь был назначен членом Государственного совета. С 1912 года до конца жизни состоял главноуправляющим Собственной Его императорского Величества канцелярией по учреждениям императрицы Марии. Умер 15 марта 1913 года. Награды: Орден Святого Станислава I степени (1872); Орден Святой Анны I степени (1877); Орден Святого Александра Невского; австрийский орден Франца Иосифа I степени (1874).
LievenВарвара Сергеевна (406x700, 145Kb)
Варвара Сергеевна
Семья: Первая жена (с 1859) — Наталья Степановна Стрекалова (1839—1866), дочь известной московской благотворительницы Александры Стрекаловой и внучка сенатора С.С.Стрекалова. Дети: Александр (1860—1901), окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1888 году был избран почетным мировым судьей Бронницкого уезда Московской губернии, а в 1890 — бронницким уездным предводителем дворянства, после чего был назначен управляющим Дворянским земельным и Крестьянским поземельным банками; имел придворное звание гофмейстера. По словам графа С.Ю.Витте, он был «замечательной нравственной чистоты человек, весьма дельный и владелец больших поместий»; его жена — Александра Петровна Васильчикова (1861—1929), по воспоминаниям современника, «женщина, хотя и красивая, но невероятно большого роста, значительно выше мужа, она была добра и радушна». У них сыновья: Андрей (1884—1949), протоиерей; Пётр (1887—1943), деятель масонского движения, основатель ложи «Северное Сияние», участник тайного общества Братство русской правды; Александра (1862—1914), девица; Вторая жена (с 8 ноября 1867 года) — Варвара Сергеевна Муханова (20 декабря 1838—29 апреля 1897), фрейлина двора, дочь князя С.П.Голицына, вдова А.С.Муханова и мать политика А.А.Муханова. По словам К.Головина, не отличаясь особенной сердечной добротою, княгиня была умна необыкновенно; «она не только отгадывала любую недосказанную мысль, она умела будить и мысль ещё не проснувшуюся». Похоронена в семейном склепе на территории усадьбы Троицкое-Кайнарджи, в сооруженной ею Воскресенской церкви. Литература:Ливен Андрей Александрович / Кузьмин Ю. А. // Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С Осипов. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Heinrich_Brunner (524x700, 180Kb)
1840
Генрих Бруннер (немецкое имя — Heinrich Brunner)
немецкий историк-медиевист, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1908). Специалист по истории государства и права раннего средневековья. Родился в Вельсе (Верхняя Австрия). В 1865 г. начал читать в Вене историю германского права, в 1868 г. выбран ординарным профессором в Лемберге, в 1870 г. в Праге. С 1873 - профессор истории германского права в Берлинском университете (широкую известность получил руководимый Бруннером семинар); с 1884 - член Прусской Академии Наук. Блестящий знаток источников (особенно варварских правд), Брунненр в своих исследованиях юридических институтов руководствовался представлениями о качественном своеобразии общественного и политического строя германских племен по сравнению со строем как поздней Римской империи, так и развитого срелневекового обзества. Развивая многие идеи создателей общинной теории (Г.Маурера и др.), Бруннер считал, что в начале срелних веков вся система правоотношений у большинства германских племен определялась преобладанием свободных крестьян, живших общинами-марками и лишь постепенно утрачивавших личную свободу и землю. Возникновение вотчины, а затем ее победа над свободной общиной-маркой привела, по Бруннеру, не только к заимствованию германцами в переработанном виде ряда норм позднеримского права и к изменению содержания и формы древне-германского обычного права, но и к коренной перестройке всего политического строя. "Народное" государство, основанное на существовании "сословия рядовых свободных людей", превратилось в феодальное государство, в котором главное значение принадлежало вотчинникам; старое "народное" право было вытеснено ленным правом, характерным для развитого средневекового общества. Бруннер подверг убедительной критике методику использования исторических источников немецкими историками В.Виттихом и Ф.Гекком, которые пытались доказать исконность господства вотчины. Несмотря на реакционность политических взглядов, которые, в частности, проявлялись в деятельности Бруннера как члена верхней палаты прусского ландтага, целый ряд конкретно-исторических наблюдений Бруннера, касающихся развития средневекового права, сохранил свое научное значение. В 1863—1864 гг. Бруннер выступал и на политическом поприще, и устно и письменно защищал главенство Пруссии в Германии. Основная работа Бруннера "История германского права" ("Deutsche Rechtsgeschichte", Bd 1-2, Lpz., 1887-92, 2 Aufl., Bd 1, Lpz., 1906, Bd 2, Münch., 1928) - необходимое пособие при изучении истории раннего средневековья. Умер в Киссингене 11 августа 1915 года. Сочинения: Forschungen zur Geschichte des deutschen und französischen Rechts, Stuttg., 1894; Abhandlungen zur Rechtsgeschichte. Gesammelte Aufsätze, hrsg. von K. Rauch, Bd 1-2, Weimar - Böhlau, 1931; "Zeugen und Inquisitionsbeweis im deutschen Gerichtsverfahren Karolingischer Zeit" (Вена, 1851); "Das anglo-normännische Erbfolgesystem" (Лейпциг, 1863); "Das Gerichtszeugniss und die fränkische Königsurkunde" (в "Festgaben für Heffter", Берлин, 1873); "Zur Geschichte der röm. und germanischen Urkunde" (том I, Берлин, 1880); главный его труд: "Deutsche Rechtsgeschichte" (том I, Лейпциг, 1887 г.) входит в состав издаваемого Биндингом "Systematisches Handbuch der deutschen Rechtswissenschaft". Литература: Данилов А.И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии, Москва, 1958; Stutz U., Heinrich Brunner, "Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte", Germ. Abt., 1915, Bd 28 (Sonderabdruck).

Akaki_Tsereteli,_c._early_1900s_in_Tbilisi,_full_image (488x700, 372Kb)
1840
Акакий Ростомович Церетели (грузинское имя — აკაკი წერეთელი)
видный грузинский поэт, писатель, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии, мыслитель-просветитель и национальная общественная фигура. Родился в Имерети, в селе Схвитори (ныне Сачхерский район Грузии), в известной грузинской княжеской фамилии Церетели. Отец — князь Ростом Церетели. В соответствии со старой традицией Акакий до шести лет воспитывался в деревне Саване, в крестьянской семье; это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество и сделало знатоком крестьянской жизни. Впоследствии он с гордостью вспоминал: «Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго, то этим главным образам я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян». С 1850 года Акакий Церетели учился в Кутаисской гимназии. Из этого училища, где царил дух деспотизма, он вместо аттестата вынес жгучую ненависть к угнетателям и горячую любовь к угнетенным. В 1859—1862 гг. Церетели был вольным слушателем факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В стенах университета юношеские патриотические увлечения А.Церетели превратились в стройное гуманистическое, патриотическое мировоззрение. Еще в студенческие годы он начал бороться против либерального патриотизма и царизма. На протяжении почти 60-летней деятельности заветной мечтой великого поэта и мыслителя являлся идеальный человек без сословных отличий, «человечный человек». Возвратившись из Санкт-Петербурга на родину в 1862 году, А.Церетели не примыкает формально ни к одной из тогдашних общественных группировок. Он становится профессиональным писателем и до конца своей жизни в борьбе против царизма. До 1870-х годов Церетели продолжал защищать своеобразную национальную программу в журнале «Цискари», потом сотрудничал в газетах «Дроэба» и «Тифлисском вестнике», не во всем соглашаясь, однако, с руководившими этими органами радикал-демократами. В 1880-х годах он продолжал борьбу за национальное и социальное освобождение «низшего сословия» путем его просвещения на страницах гуманистической («Иверия») и народнической («Шрома» — «Труд» и «Имеди» — «Надежда») прессы. В 1890-х годах А.Церетели критиковал отрыв интеллигентов-руководителей от простого народа в радикально-демократической газете «Квали» («Борозда»), а надежду на освобождение всей нации, и в частности «низшего сословия», путем низвержения царизма возлагал на революционную деятельность социал-демократов и социал-федералистов. На протяжении многих десятилетий он неустанно боролся за возрождение грузинской прессы, театра, всей грузинской культуры. Великий грузинский просветитель Акакий Церетели последовательно и до конца выступал непримиримым врагом царизма и крепостничества. С восхищением встретил он освобождение крестьян в Грузии в 1864 года, но, противник крепостного права, защищавший крестьянство, Церетели остался неудовлетворенным царской реформой, которая, по его словам, «была хорошей только по форме, а по содержанию — негодной». «Крепостническая зависимость пала, — писал А.Церетели, — но не так, как надобно было. Помещики уже не владели душами крепостных как животных, но крестьянство осталось без земли». Он был сторонником полного уничтожения остатков крепостничества и действительного освобождения крестьян. И хотя в годы, последовавшие за крестьянской реформой, это не осуществилось, он считал «приятным то обстоятельство», что «земля от высшего сословия постепенно переходила в руки трудящихся».
Tschawtschawadse_-_Zereteli_Monument_Tbilissi (469x700, 97Kb)
Памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели в Тбилиси
Художественные произведения Акакия Церетели являются классическими образцами идейности и народности. Его «Песня рабочих», «Имеретинская колыбельная», «Кинжал», «Желание», «Цицинатела», «Сулико», «Рассвет», «Чонгури», «Тарнике Эристави», «Натэла», «Баграт Великий», «Воспитатель», «Маленький Кахи», «Баши-Ачуки» и др. воспитывали и утверждали в грузинском народе патриотические идеалы. Как логическое следствие мировоззрения великого грузинского поэта-просветителя и вообще просветительской идеологии национально-освободительного движения Грузии было идейное участие Акакия Церетели в революции 1905 года на стороне восставшего против самодержавия народа. Патриотическо-националистическое мировоззрение Акакия Церетели идейно подготавливало борцов за свободу, за что царские власти постоянно преследовали, а иногда даже заключали в тюрьму великого поэта-просветителя. Акакий Церетели был не только поэтом, но и мыслителем. Его гуманистическая философия, реалистическая эстетика и социология сильными и оригинальными потоками вливаются в просветительскую мысль освободительного движения Грузии. Его гуманистическая точка зрения об единстве духовного и светского, небесного и земного, о преимуществе национального и человеческого по сравнению с групповыми и классовыми явлениями была его мерилом ценности общественных явлений. По его мнению, проявлением нераздельного единства небесного и земного является, в частности, художественное творчество, «сильнейшее и вернейшее оружие, которое должно натачиваться правдой жизни и неослаблено утверждаться и употребляться на благо родины», помогать угнетенным в борьбе против угнетателей. С его именем нераздельно связана полувековая история национально-освободительного движения грузинского народа. Церетели был близким другом князя Ильи Чавчавадзе, грузинского интеллектуала и молодёжного лидера. Поколение 1860-х последовало за Чавчавадзе и Церетели в просвещении и возрождении грузинского народа, а также самоидентификации грузин. Он автор сотен патриотических, исторических, лирических и сатирических поэм, юмористических рассказов и биографических романов. Акакий Церетели также проявил себя на образовательном, журналистском и театральном поприще. Известная грузинская народная песня Сулико написана на слова Акакия Церетели.
Zereteligrave1 (418x700, 390Kb)
Он умер 8 февраля 1915 года и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.
Сын: знаменитый русский антрепренер Алексей Церетели. В 1947 году снят художественный фильм «Колыбель поэта», режиссёр Константин Пипинашвили. В основу фильма положена биографическая повесть Акакия Церетели "Пережитое".
Stamp_of_USSR_2509 (489x700, 239Kb)
В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Церетели.
Akaki_Tsereteli10_lari._Georgia,e (700x353, 278Kb)
Церетели на банкноте 10 грузинских лари
Память: В селе Схвитори открыт музей Церетели (1939); В 1947 году снят художественный фильм «Колыбель поэта», режиссёр Константин Пипинашвили. В основу фильма положена биографическая повесть Акакия Церетели «Пережитое»; В 1956 году снят художественный фильм «Баши-Ачук» по одноименной повести, режиссёр Лео Эсакия; В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Церетели; В память о поэте назван один из центральных проспектов Тбилиси; Одна из центральных улиц Батуми названа в честь Акакия Ростомовича; Имя было присвоено Чиатурскому государственному драматическому театру.

Jean-François_Auguste_(1841-1926)_CIPN21576 (610x700, 373Kb)
1841
Огюст Ле Дантю (французское имя — Jean François Auguste Le Dentu)
французский медик. Родился в городе Бас-Тер. Сын многолетнего мэра Бас-Тера Шарля Ле Дантю (1801—1885). Практиковал в Париже как хирург с 1872 года, с 1877 года — профессор хирургии в Больнице Неккер. В 1875 году осуществил первую во Франции успешную операцию по удалению почки. Действительный член Академии медицины (1889). Наиболее фундаментальный труд Ле Дантю — 10-томный «Очерк клинической и оперативной хирургии» (французское название — Traité de Chirurgie clinique et opératoire; 1901—1911, основной соавтор Пьер Дельбе. Кроме того, Ле Дантю опубликовал монографии «Хирургические патологии почек, мочеточников и надпочечников» (французское название — Affections chirurgicales des reins, des uretères et des capsules surrénales; 1889) и «Гистологическая диагностика соскобов матки» (французское название — Diagnostic histologique des curettages uterins; 1901). Умер в Париже 26 октября 1926 года.

Auguste_Vermorel (409x700, 58Kb)
1841
Огюст Жан Мари Верморель (французское имя — Auguste Jean Marie Vermorel)
французский публицист, деятель Парижской Коммуны 1871, левый прудонист. Родился в городе Денисе. В годы Второй империи (1852-1870) издавал газеты "Курье франсе" ("Le Courrier français") и "Реформ" ("La Réforme"), в которых резко критиковал бонапартистский режим и разоблачал умеренную буржуазно-республиканскую оппозицию к империи. После свержения Второй империи (4 сентября 1870) вёл борьбу против предательской политики правительства "национальной обороны". Избран 26 марта членом Парижской Коммуны 1871. Примыкал к "меньшинству" Коммуны. Входил в Комиссию юстиции, в Исполнительную комиссию и в Комиссию общественной безопасности; издавал газеты "Жюстис" ("La Justice") и "Ами дю пёпль" ("L'Ami du Peuple"). В дни "майской недели" был тяжело ранен и взят в плен версальцами. Умер в Версале, в больнице, 20 июня 1871 года.

1843
Карл Штеппес (немецкое имя — Karl Steppes)
немецкий геодезист. Отец художника Эдмунда Штеппеса. Родился в Вертхайме. Поступил на военную службу, затем вышел в отставку и занялся геодезией. Прокладывал железную дорогу Нюрнберг—Регенсбург—Мюнхен. С 1878 г. соредактор периодического издания по геодезии «Zeitschrift für Vermessungswesen». Опубликовал также монографию «Немецкая геодезия» (немецкое название- Das deutsche Vermessungswesen; Штутгарт, 1880, совместно с В.Йорданом). Умер в Мюнхене 26 сентября 1913 года.

Ernest_cambier_1887 (416x700, 111Kb)
1844
Эрнест Франсуа Камбье (французское имя — Ernest François Cambier)
бельгийский путешественник. Родился в коммуне Ат, провинция Эно, Бельлгия. Принял участие в 1877 году в первой экспедиции Международной африканской ассоциации в Центральную Африку (территория нынешнего Конго). После смерти начальника экспедиции, капитана Креспеля (24 января 1878), Камбье встал в её главе и с большими трудностями достиг Уньямвези и оттуда, через Уньямьембе, левого берега озера Танганьика, где в 1879 году основал первую научную станцию Международной ассоциации, приобретя у местных князьков территорию около 20 квадратных километров. Возглавляя эту станцию в 1880—1881 годах, Камбье вёл сбор денег для строительства первой в Конго железной дороги, боролся с работорговлей. В 1882 году Камбье вернулся в Европу. Опубликовал «Rapports sur les marches de la première expédition de l’Association internationale» (1879). Умер в Схарбеке (Брюссель-Столица, Брюссельский столичный регион, Бельгия) 23 июля 1909 года.
Ernest_CambierTombe d'Ernest Cambier au cimetière de Schaerbeek (parcelle n°16 chemin n°3) à Evere (Bruxelles).-01 (525x700, 381Kb)
Похоронен на кладбище Схарбек (участок № 16 дорожка № 3) в Эвере (Брюссель).
Литература: Камбье, Эрнст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Luciano_Cordeiro (518x700, 176Kb)
1844
Лусиану Кордейру (португальское имя — Luciano Cordeiro)
португальский писатель. Родился в Мирандела, Браганса, Португалия. Опубликовал: «Livro de crítica» (Порту, 1869), «Segundo Livro de crítica» (1871), «De la part prise par les Portugais dans la découverte de l’Amérique» 1875), «L’Hydrographie africaine» (1879), «Dos Bancos portuguezes» (Лиссабон, 1873), «Viagens» (1874—1875), «Estros e palcos» (1874), «Soror Marianna» (1888) и др. Умер в Лиссабоне 24 декабря 1900 года. Источники: Кордеиро, Люциано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Ludwig_von_Löfftz (528x700, 175Kb)
1845
Людвиг фон Лёффц (немецкое имя — Ludwig von Löfftz)
немецкий художник и график. Родился в Дармштадте. Людвиг Лёффц юношей с 1862 года изучает ремесло обойщика и в течение последующих шести лет занимается этой профессией. Затем изучает живопись в местной художественной школе, в 1870 году продолжает учёбу в Академии изящных искусств Нюрнберга, а с 1871 — в Художественной академии в Мюнхене. Здесь его преподавателем был мастер живописи Вильгельм Диц, сумевший развить дарование Людвига. Уже в 1873 году одна из жанровых картин Л.Лёффца, «Прогулка», была представлена публике на Всемирной выставке в Вене. В 1874 году Лёффц назначается помощником преподавателя Академии, позднее ему присваивается звание профессора живописи. После того, как В.Диц оставляет преподавательскую деятельность, Л.Лёффц принимает вместо него руководство классом рисунка. Среди его учеников следует назвать таких художников, как Ловис Коринт, Николаус Дэвис, Анджело Янк, Спиридон Викатос, Людек Марольд, Пауль Рит, Ганс Ольде, Джон Твахтман, Чарльз Ульрих, Эрнст Опплер, Георгиос Яковидис, Полихронис Лембесис, Вальтер Фирле. Работы художника отличались чистотой и чёткостью рисунка, мастерским отражением игры света и тени, чувством глубокого сопереживания изображаемым событиям. Созданной им в 1883 году картине «Пьета» была присуждена золотая медаль на международной мюнхенской художественной выставке (ныне - в мюнхенском музее Новая пинакотека). Свои произведения Л.Лёффц создавал в стиле, близком к произведения немецких и нидерландских живописцев XVI—XVII веков. Среди наиболее известных его работ следует отметить такие: «Кардинал, играющий на органе» (1876); «Скаредность и любовь» (1879); «Эразм и его школа»; «Старушка»; «Эвридика» (1898). Умер в Мюнхене 3 декабря 1910 года.
Галерея
Ludwig_von_LöfftzПьета (700x430, 221Kb)
«Пьета» (1883)
Ludwig_von_LöfftzВознесение Марии (481x700, 380Kb)
«Вознесение Марии» (1888)
Ludwig_von_Löfftz_У крестьянского дома (700x571, 311Kb)
«У крестьянского дома» (1892)
Литература: Gilman, D.C.; Thurston, H.T.; Moore, F., eds. (1905). «Löfftz, Ludwig». New International Encyclopedia (1st ed.). New York: Dodd, Mead; Wikisource-logo.svg Rines, George Edwin, ed. (1920). «Lofftz, Ludwig». Encyclopedia Americana.

German_A._Tobisen (525x700, 297Kb)
1845
Герман Августович фон-Тобизен
российский государственный деятель, Томский и Харьковский губернатор, сенатор, действительный тайный советник. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Императорское училище правоведения с чином IX класса (1865) и поступил на службу в Министерство юстиции. В 1868 году был товарищем прокурора Калужского окружного суда. Камер-юнкер (1871), камергер (1881), действительный статский советник (1883), тайный советник (1893), гофмейстер (1894), действительный тайный советник (1910). Перейдя в Министерство внутренних дел, 28 апреля 1878 года был назначен Лифляндским вице-губернатором и оставался им вплоть до 15 марта 1890 года, когда был назначен Томским губернатором. За время работы в Риге дважды исполнял обязанности Лифляндского губернатора: с 1 декабря 1882 года по 18 января 1883 года и с 13 мая по 21 июня 1885 года.
Федецкий_Николай_II_в_Борках_Спасов_скит_1900 (700x489, 443Kb)
1900 год. С императорской четой в Борках на месте крушения Императорского поезда.
Перейдя на работу в Томск, Тобизен столкнулся с желанием проектировщиков будущей Транссибирской магистрали проложить её в обход Томска. Осенью 1891 года он обратился к министру внутренних дел с просьбой предоставить государю объяснительную записку томичей, в которой они настаивали на варианте трассы магистрали через Томск. Также принимал участие в комиссии по составлению сметы расходов по сооружению Великого Сибирского пути и связанных с этим вспомогательных предприятий (1893 год), равно как в комиссии по определению общих положений для земельного устройства крестьян на казенных землях в Сибири. При Германе Тобизене в Томске появился ипподром, а во время эпидемии холеры губернатор приложил массу усилий, чтобы организовать полноценную медицинскую помощь. Был избран почётным гражданином Томска. Тобизен разновременно призывался к обсуждению проблем поземельного устройства крестьян Алтайского горного округа на землях Кабинета Его Величества, упорядочения переселенческого движения и прочих. Был инициатором прекращения ссылки в Западную Сибирь и отмены телесных наказаний для женщин-бродяг. В декабре 1895 года Тобизен представил в министерство внутренних дел ходатайство жителей поселка Александровский Томской губернии о переименовании в поселок Новониколаевский «в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя императора» Николая II (ныне — Новосибирск). Впоследствии в Новониколаевске в честь губернатора была названа одна из центральных улиц — Тобизеновская (в 1920 году переименована в улицу Максима Горького). 2 января 1902 года назначен сенатором, присутствующим в первом общем собрании Сената. Умер в Смоленске 9 января 1917 года. После его смерти журналисты писали, что в Харькове, где он также был губернатором, Православная церковь воспротивилась намерению общественности отслужить панихиду по почившему Тобизену. По официальной версии, это произошло по причине лютеранского исповедания усопшего сановника. Почётный гражданин города Харькова. Награды: Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава II степени ; Орден Святой Анны II степени ; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Станислава I степени (1886); Орден Святой Анны I степени (1890); Орден Святого Владимира II степени (1896); Орден Белого орла (1899); Высочайшее благоволение (1900); Высочайшая благодарность (1906); Орден Святого Александра Невского (1913); Бриллиантовые знаки к ордену Святого Александра Невского (1913). Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «В память коронации Императора Николая II»; Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897); Знак отличия беспорочной службы за XL лет; Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); прусский Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1887); бухарский орден Золотой звезды I степени (1897); персидский орден Льва и Солнца I степени (1900). Источники: Правительствующий Сенат. Санкт-Петербург. Типо-литография Санкт-Петербургской Одиночной Тюрьмы. 1912. Страницы 111—112; Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1 сентября 1914 года. — Петроград, 1914. — Страницы 73-74; А.В.Яковенко, В.Д.Гахов Томские губернаторы. Томск, 2012.

Giuseppe Carle (532x700, 141Kb)
1845
Джузеппе Карле (итальянское имя — Giuseppe Carle)
итальянский публицист. Родился в Кьюза-ди-Пезио, Кунео, Пьемонт, Италия. Профессор философии права в Турине, написал: «Dell' autoritá delle leggi peuali in ordine ai luoghi e alle persone» (Турин, 1867); «la Dottrina giuridica del fallimento nel dirito privato internazionale» (Турин, 1873); «La vita del diritto nei suoi rapporti colla vita sociale» (Турин, 1880); «le Origine del dirito romano» (Турин, 1888). Умер в Турине 17 ноября 1917 года. Литература: Карле, Джузеппе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Медем_Оттон_Людвигович (499x700, 104Kb)
1847
Оттон Людвигович Медем (немецкое имя — Arthur Otto Graf von Medem)
государственный деятель Российской империи, новгородский губернатор, член Государственного совета. Представитель графской ветви рода Медем; внук И.Ф.Медема (1763—1838). Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата, 27 января 1873 года вступил в службу в министерство юстиции. Был направлен в I-е отделение III-го департамента Правительствующего Сената. Оставил службу в 1875 году, но уже в 1877 году вновь определился на службу и в следующем году был избран почётным мировым судьей Хвалынского округа Саратовской губернии. Пожалован в 1882 году в звание камер-юнкера Высочайшего Двора. В 1883 году избран председателем съезда мировых судей Хвалынского округа. В 1887 году избран кандидатом в предводители дворянства. В 1889 году назначен председателем Хвалынской уездной земской управы и уездным предводителем дворянства. В 1893 году был назначен вице-губернатором Воронежской губернии, а в 1896 году назначен на должность губернатора Новгородской губернии. Он содействовал проектированию и строительству нового моста с железными фермами через Волхов. При нём завершилась реставрация Новгородского Софийского собора — одного из главных духовных символов России. Должность новгородского губернатора граф Медем оставил в 1907 году. В 1910 году по Высочайшему повелению графу Медему было поручено произвести ревизию материальной службы и хозяйства Сибирской железной дороги. «Всеподданнейший отчёт» о ревизии, проходившей с 30 мая 1910 года по 29 февраля 1912 года в Омском военном округе, занял 253 страницы. По представленным сведениям были возбуждены 36 уголовных дел против офицеров и чиновников Сибирского казачьего войска; были выявлены хищения и экономия за счёт оплаты труда мелким служащим, проблемы с поставками воды и угля и прочее. В 1914 году Оттон Людвигович Медем стал членом Государственного Совета. Октябрьская революция застала его в Петрограде, откуда он эмигрировал в Германию. Поселившись в Мюнхене, у сестры, он зарабатывал уроками русского и французского языков и переводами. Медем был членом Баварского русского монархического объединения. Под конец жизни, переехал в имение сестры — Кронвинкль, где и скончался 29 июня 1925 года. Награды: Орден Святого Александра Невского. Жена (с 1873) — Александра Дмитриевна Нарышкина (1847—1914), дочь полковника Д.И.Нарышкина и племянница княгини З.И.Юсуповой. Дети: Мария (1873—1934, в замужестве Нецветаева. Дети: Александр (1877—1931); Дмитрий (1882—1943); Георгий (1885—1918). Источники: Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страница 695.

1848
Уго Анджело Канелло (итальянское имя — Ugo Angelo Canello)
итальянский филолог. Родился в Тревизо, Венеция, Италия. Учился в Германии у Фридриха Дица, о котором напечатал брошюру «Профессор Ф.Диц и романская филология нашего столетия» (итальянское название — «Il professore F. Diez e la filologia romanza nel nostro secolo»; Флоренция, 1872). Написал «Историю итальянской литературы XVI века» (итальянское название — «Storia della litteratura italiana nel secolo XVI»; 1880), подготовил антологию провансальской лирики «Fiorita di liriche provenzali» (Болонья, 1881, с предисловием Джозуэ Кардуччи). Важнейшие статьи Канелло собраны в «Saggi di critica letteraria» (Болонья, 1877). Умер в Падуе 12 июня 1883 года. Литература: Канелло, Уго-Анджелло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

christian-ernst-stahl-21-june-1848-3-december-1919-was-a (560x700, 217Kb)
1848
Кристиан Эрнст Шталь (немецкое имя — Christian Ernst Stahl или Ernst Stahl)
немецкий ботаник. Кристиан Эрнст Шталь родился в Эльзасе. Он изучал ботанику в Страсбургском университете, в Университете Галле и с 1872 года снова в Страсбурге. В 1874 году Шталь получил степень доктора философии. После Кристиан Эрнст был научным сотрудником у Юлиуса фона Сакса в Вюрцбургском университете, где он защищал диссертацию по ботанике в 1877 году. В Вюрцбурге возникли его работы об образовании лишайников. В 1877 году он был приват-доцентом, а в 1880 году адъюнкт-профессором в Страсбурге. В 1881 году Шталь получил приглашение на кафедру ботаники в Йенском университете имени Фридриха Шиллера, где он стал также директором Ботанического сада. Зимой 1889—1890 годов Кристиан Эрнст совершил научную экспедицию на Цейлон и Яву. Он также совершил научную экспедицию в Мексику. Кристиан Эрнст Шталь умер в городе Йена 3 декабря 1919 года. Кристиан Эрнст Шталь специализировался на водорослях и на семенных растениях. Он также посвятил свою деятельность изучению вопросов развития грибов и лишайников. Избранные научные работы: Entwickelung und Anatomie der Lenticellen. Leipzig 1873; Beiträge zur Entwickelungsgeschichte der Flechten. Leipzig 1877; Über den Einfluß von Richtung und Stärke der Beleuchtung auf einige Bewegungserscheinungen im Pflanzenreich. Leipzig 1880; Über sogenannte Kompaßpflanzen. Jena 1883; Über den Einfluß des sonnigen oder schattigen Standortes auf die Ausbildung der Laubblätter. Jena 1883; Einfluß des Lichtes auf den Geotropismus einiger Pflanzenorgane. Berlin 1884; Zur Biologie der Myxomyceten. Leipzig 1884; Pflanzen und Schnecken. Eine biologische Studie über die Schutzmittel der Pflanzen gegen Schneckenfraß. Jena 1888. Литература: Mägdefrau, Karl (1992) Geschichte der Botanik: Leben und Leistung grosser Forscher. Stuttgart: Gustav Fischer Verlag.

Иван_Кузьмич_Кондратьев (518x700, 37Kb)
1849
Иван Кузьмич (настоящее отчество - Казимирович) Кондратьев
русский историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик. Родился Кондратьев в Виленской губернии, в совершенно бедной семье. Его сдали в военные кантонисты. Потом начальство перевело Кондратьева в фельдшерскую школу при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, но вскоре её бросил. Он поступил в основанный выдающимся артистом Санкт-Петербургского Императорского Александринского театра Павлом Васильевым Виленский театр актёром, а потом стал писать пьесы. Так вошла в русскую литературу еще одна нелегкая судьба. Жил и работал в Вильно, затем в Москве. С 1870-х гг. состоял секретарём московских периодических изданий, свои стихи, рассказы, романы помещал в «Ремесленной газете», «Русской газете», «Новостях дня», в журналах «Московское обозрение», «Спутник», «Россия» и многих других. Отдельными изданиями в Москве выходили пьесы-шутки, драмы из народной жизни, исторические повести и драмы, поэмы. В песенный фольклор вошли романс «Эти очи – темны ночи», «Очаровательные глазки» и другие его песни и романсы. Предполагается, что ему принадлежит исходный текст русской народной песни «По диким степям Забайкалья». На тексты Кондратьева музыку писали Василий Андреевич Золотарёв и другие композиторы. В 1872 году, будучи актёром труппы Народного театра А.Ф.Федотова, на устроенной в честь 200-летия со дня рождения Петра I Политехнической выставке в Москве получил за свою историческую драму «На Поволжье» Большую золотую медаль. Кондратьев печатал романы («Салтычиха»), повести, драматические картины в стихах («Смерть Аттилы», «Пушкин у цыган», «Пир Стеньки Разина»), исторические очерки («Седая старина Москвы», стихи, переводы. В литературных энциклопедиях о Кондратьеве ничего не говорится. Правда, все это романы-однодневки на потребу Никольского рынка в Москве. Издатели Никольского рынка выпускали книги буквально за несколько дней, но платили авторам очень мало. Бывало, рукопись романа покупалась за пять рублей. Знаменитый издатель И.Д.Сытин в воспоминаниях «Жизнь для книги» писал: «Каторжный труд этих литературных нищих никак не оплачивается: это скорее подаяние, чем литературный гонорар». Был дружен с А.К.Саврасовым, Н.В.Успенским, В.А.Гиляровским, А.П.Чеховым, начинающим Левитаном, другими известными людьми того времени. Иван Белоусов вспоминает: «С Иваном Кузьмичом Кондратьевым я был лично знаком. Он представлял собой тип тогдашней богемы... Мне несколько раз приходилось бывать у него на квартире, которая представляла настоящую мансарду: низенькая комната в чердачном помещении с очень скудной обстановкой — стол, кровать и несколько стульев — больше ничего. Особенность этого помещения заключалась в том, что все стены были в эскизах и набросках углем, сделанных художником-академиком живописи Алексеем Кондратьевичем Cаврасовым... » Иван Евдокимов пишет: «Кондратьев жил "в конце Каланчевской улицы, недалеко от вокзалов, в мансарде"». Левитан почти ежедневно поднимался в мансарду Ивана Кузьмича Кондратьева. На хлипкой двери висел огромный замок, какими запирают хлебные амбары. Небольшая связка румяных баранок на мочале прикрывала замок, а на земле возле двери стояла нераскупоренная, красноголовая сотка водки. Кто-то явился сюда с выпивкой и закуской, не застал хозяина и оставил свои пожитки. Может быть, это был сам Алексей Кондратьевич. Левитан снова и снова осторожно ступал по темной лестнице к мансарде. Баранки сохли и чернели от пыли — никто не трогал, никого не было. В конце второй недели замок сняли. Иван Кузьмич не удивился появлению Левитана и понял, кого тот искал. — А Пуссен, плюс Шишкин, плюс Саврасов, — пошутил Кондратьев. — Маэстро разыскиваете? Тю-тю, не найти. Гуляки праздные, мы попили довольно - пятнадцать дней зарю встречали шумно... — Иван Кузьмич забыл стихи и выругался. — А, черт, какая стала скверная память! Впрочем, она мне и не нужна... Я могу читать по тетради... Поэт Никольского рынка еще не совсем вытрезвился, находился в игривом настроении и рад был случаю побалагурить с неожиданным гостем. Весной 1904 года Кондратьев был жестоко избит в пьяной драке и через несколько дней скончался на больничной койке 1 июня 1904 года. Похоронен в Москве на Лазаревском кладбище. Труды и произведения: Кондратьев И.К. Волостной писарь, или где хвост начало, там голова мочало. Русский водевиль в одном действии. — Вильна, 1869; Кондратьев И.К. Думы и были. — Москва, 1884; Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. — Москва, 1893; Кондратьев И.К. Под шум дубрав. Песни. Думы. Былины. Народные сказания. — Москва, 1898; Кондратьев И.К. Драма на Лубянке. Божье знаменье (3 часть).-- Москва: Профиздат; Товарищество "Возрождение", 1992. - (Историческая библиотека альманаха "Русская старина"); Кондратьев И.К. Бич Божий: Исторический роман. Божье знаменье (1 часть): Повесть.-- Москва: Панорама, 1994; Кондратьев И.К. Бич Божий: Исторический роман. Божье знаменье (2 часть): Повесть.-- Москва: Панорама, 1994. Переиздания: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей. — Москва: Воениздат, 1996. — 528 страниц. — (Редкая книга). — 25 000 экземпляров. — ISBN 5-203-01664-X; Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей. — Москва: ООО Фирма СТД, 2006. — 640 страниц. — ISBN 978-5-89808-057-0; Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. — Москва: Вече, 2006. — 704 страницы. — (Московский хронограф). — 5 000 экземпляров. — ISBN 5-7657-0271-6, ISBN 5-9533-1285-7; Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. — Москва: АСТ, Хранитель, 2008. — 764 страницы. — ISBN 978-5-1703-7381-9. Литература: А.И.Рейтблат. Кондратьев Иван Кузьмич // Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. Том 3: К—М. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Страницы 48—50; Павел Лавринец. Русская литература Литвы (XIX – первая половина XX века). — Vilnius: Vilniaus universitetas, 1999. — Страницы 45—49.

Daniel_Beard_cph.3a02553 (520x700, 203Kb)
1850
Дэниел Картер «дядя Дэн» Бирд (Daniel Carter "Uncle Dan" Beard)
американский иллюстратор, литератор, молодёжный лидер, социальный реформатор, один из основателей организации бойскаутов Boy Scouts of America (BSA). Дэниел Бирд родился в Цинциннати, штат Огайо, в семье художников. Он любил делать зарисовки леса, природы. Его отец, Джеймс Генри Бирд, был художником, мать - Мария Каролина (Картер) Бирд. Его дядя, Уильям Холбрук Бирд, был также художником. По его рассказам Бирд многое узнал о жизни молодежи. Бирд начал карьеру в качестве инженера и маркшейдера. Потом учился в художественной школе в Нью-Йорке. Написал серию статей для журнала «St. Nicholas Magazine», которые позже легли в основу его книги Полезная книга для американского мальчика (The American Boy's Handy Book). Он был также членом студенческой художественной Лиги, где встретился и подружился с Эрнест Сетон-Томпсоном в 1883 году. Бирд проиллюстрировал множество книг Марка Твена и других авторов, таких как Эрнест Кросби. В 1908 году, живя в Реддинге, штат Коннектикут, Бирд был среди тех, кто приветствовал Марка Твена по прибытии его в виллу Stormfield. Бирд был редактором журнала Отдых и писал там ежемесячную колонку для молодежи. Позже он переехал со своей колонкой в журнал "Woman's Home Companion". После конфликтов с новым редактором, он перешел в журнал "Pictorial Review". Поскольку журнал "Woman's Home Companion" сохранил права на название его колонки, то Бирд переименовал ее в "Boy Pioneers of America"..
Daniel_BeardБирд (справа) с одним из основателей (645x700, 259Kb)
Бирд (справа) с одним из основателей Скаутинга Робертом Баден-Пауэллом (сидит) и Эрнестом Сетон-Томпсоном (слева)
Скаутинг
Бирд был одним из организаторов организации Бойскаутов Америки, основанной в 1910 году. Позже он стал редактором журнала "Boys' Life", официального журнала Бой скаутов, писал ежемесячную колонку для молодежи.
Daniel_BeardДаниил Бирд в жизни (700x562, 290Kb)
Даниил Бирд в жизни, с Бойскаутами
Дэн Бирд также в течение многих лет был вовлечен в программу "Culver Academies" - программы летних лагерей для молодежи. Эта программа существует до сих пор.
15 февраля 1915 Бирд получил звание Eagle Scout (почётное звание Бойскаута) в возрасте 64 лет. Бирд умер 11 июня 1941, незадолго до своего 91-го дня рождения в его доме Бруклендс в городе Сафферн, Нью-Йорк. Он был похоронен неподалеку от своего дома в кирпичной кладбищенской Церкви в Спринг-Вэлли, Нью-Йорк. Около 2000 человек выстроились вдоль маршрута похоронной процессии Бирда на кладбище в Монси, Нью-Йорк, а 127 Бойскаутов сформировали почетный караул.
Daniel_BeardКапитан Джинкс, 1902 (417x700, 185Kb)
Капитан Джинкс, 1902 Книга по одноименной повести Эрнеста Кросби, иллюстрируется Бирдом
Почести и наследство
В городе Ковингтон, штат Кентукки установлена в натуральную величину бронзовая статуя Даниэля Картера Бирда с Бойскаутом. Автор скульптуры - всемирно известный скульптор Кеннет Брэдфорд. Многих Скаутские лагеря носят имя Бирда. В честь Бирда названа горная вершина Аляскинского хребта возле Денали. В Национальном парке Денали заповедник назван в честь Бирда. В честь Дэниеля Картер Бирда назван мост, пересекающий реку Огайо в Цинциннати.
Daniel_BeardФронтиспис Бирда (700x446, 296Kb)
Фронтиспис Бирда для книги М. Твена Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
Работы: The American Boy's Handy Book (1882) (1903); М.Твен "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (A Connecticut Yankee in King Arthur's Court by Mark Twain) (1889), иллюстрации; The American Boy's Book of Sport (1890) The American Claimant by Mark Twain, (1892); Moonblight and Six Feet of Romance (1892); The Outdoor Handy Book (1896) still in print Following the Equator (1897) contributing illustrator; Jack of All Trades (1900); Field and Forest Handy Book (1906); Handicraft for Outdoor Boys (1906); Animal Book and Campfire Stories (1907); Boy Pioneers and Sons of Daniel Boonec (1909); Boat Building, and Boating (1912); Shelters, shacks, and shanties. C. Scribner's Sons. 1920; Retrieved August 24, 2012. still in print The American Boy's Book of Bugs, Butterflies and Beetles (1916); The American Boy's Book of Signs, Signals and Symbols (1918); The American Boy's Book of Camp-Lore and Woodcraft (1920); The American Boy's Book of Wild Animals (1921) The Black Wolf-Pack (1922); American Boy's Book of Birds and Brownies of the Woods (1923); Do It Yourself (1925); Wisdom of the Woods (1926); Buckskin Book For Buckskin Men and Boys (1929); Hardly A Man is Now Alive (1939).

Enrico_Cecchetti (700x691, 245Kb)
1850
Энрико Чеккетти (Чекетти) (итальянское имя — Enrico Cecchetti)
итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Известен как автор методики обучения искусству танца. Энрико Чекетти родился в Риме, в семье артистов балета Ч.Чеккетти и С.Казальи в костюмерной римского театра Тординона (Teatro Tordinona). С 1864 года обучался во Флоренции в Академии танца Дж. Лепри. Дебютировал на сцене театра Ла Скала в 1870 году. В 1877—82 годах выступал в России. С 1885 — первый танцовщик театра «Ла Скала». В 1887 году вернулся в Россию, в том же году с большим успехом выступил в балете «Эксцельсиор» на сцене петербургского театра «Аркадия», после чего был приглашен директором Императорских театров Иваном Всеволожским, видевшим его выступление, в труппу Мариинского театра на должность солиста. В 1890 году участвовал в премьере балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», исполнив две контрастные партии — гротескную роль феи Карабосс, дававшую возможность проявить мимическое мастерство, и виртуозное па де де Голубой птицы и принцессы Флорины (с Варварой Никитиной), где мог блеснуть блестящей техникой своих заносок. В 1892 году Чекетти был назначен вторым балетмейстером и репетитором балета. С 1893 года начал преподавать в Петербургском театральном училище: сначала мимику, а начиная с 1896 года — классический танец в классе старших воспитанниц. Среди первого выпуска Чекетти (1898 г.) — балерины Любовь Егорова и Юлия Седова. В 1902 году у Чекетти возник конфликт с Дирекцией императорских театров, в результате которого он был переведён в Варшаву на должность балетмейстера Варшавской оперы и руководителя театральной школы. В 1905 он на короткое время уехал в Италию, затем вновь вернулся в Петербург, где продолжил занятия с учениками и артистами Мариинского театра в собственной танцевальной студии (Чекетти давал частные уроки начиная с 1896 года, после отъезда в Варшаву он продолжал заниматься с преданными ему ученицами во время летних отпусков). В 1907—1909 годах у него занималась Анна Павлова. В 1910 году Сергей Дягилев пригласил его стать педагогом «Русского балета». Чекетти был главным педагогом антрепризы Дягилева до 1921 года. Он также выходил на сцену, исполняя мимические роли в некоторых балетах. В 1918 году Чекетти открыл балетную школу в Лондоне, в 1923 году вернулся на родину, где с 1924 года руководил балетной школой театра «Ла Скала». В последний раз вышел на сцену в Милане. Преподавал до самого конца своей жизни — он упал на уроке и умер на следующий день, 12 ноября 1926 года.
Метод Чекетти
Среди учеников Чекетти — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Любовь Егорова, Юлия Седова, Лидия Кякшт, Вацлав Нижинский, Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Нинетт де Валуа, Мари Рамбер, Аурел Миллош, Ференц Надаши (Ferenc Nadasi), Чиа Форнароли (Cia Fornaroli) и другие. Чекетти-педагогу удалось выработать чёткую систему подготовки танцовщиков, учитывающую их индивидуальные особенности. Английский балетный критик Сирил Бомонт, заинтересовавшись его методом, совместно с танцовщиком Станиславом Идзиковским написал «Учебник классического театрального танца». Книга была издана в Лондоне в 1922 году, тогда же для пропагандирования педагогического метода Чекетти было создано общество его имени.
Репертуар
В балетах Мариуса Петипа: 1889 — бог ветра Ураган (первый исполнитель партии), «Талисман» Р.Дриго; 3 января 1890 — фея Карабос (первый исполнитель партии) (первый исполнитель партии); Голубая птица(первый исполнитель партии); «Спящая красавица» П.И.Чайковского (принцесса Флорина — Варвара Никитина); 25 сентября 1894 — Марцелина(первый исполнитель партии), «Тщетная предосторожность» П.Гертеля (возобновление балета Львом Ивановым). В балетах Михаила Фокина: июнь 1910 — Евнух, «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, Гранд-Опера; июнь 1910 — Кащей, «Жар-Птица» И.Ф.Стравинского, Гранд-Опера; 13 июня 1910 — Фокусник (первый исполнитель партии) «Петрушка» И.Ф.Стравинского, театр Шатле; 24 мая 1914 — Звездочёт, опера-балет «Золотой петушок», Гранд-Опера (первый исполнитель партии). Источники: Театральная энциклопедия в 6 томах. Главный редактор П.А.Марков. — Москва: Советская энциклопедия.

VEIR_Eduard2 (571x700, 64Kb)
1852
Эдуард Вейр (чешское имя — Eduard Weyr)
чешский математик. Родился в Праге. Брат Эмиля Вейра. Профессор Высшей технической школы в Праге. Работы относятся к проективной и дифференциальной геометриям, а также к теории матриц и анализу. Умер в Забори, Богемия, 23 июля 1903 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку