-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110730
Комментариев: 6802
Написано: 119203


16 июня родились...

Воскресенье, 16 Июня 2024 г. 07:36 + в цитатник
Михаил Владимирович Иванов-Борецкий  (574x700, 210Kb)
1874
Михаил Владимирович Иванов-Борецкий
русский советский музыковед, педагог, историк и теоретик музыки; общественный деятель. Родился в Москве. В 1896 году окончил юридический факультет Московского университета. Одновременно, получал музыкальное образование; изучал теорию композиции: в 1894—1896 годах в Москве у Н.С.Кленовского и в 1898—1900 годах в Санкт-Петербурге у Н.А.Римского-Корсакова; в 1901—1905 годах изучал историю музыки во Флоренции у Альфонсо Фалькони. По возвращении в Москву участвовал в деятельности различных музыкальных общественно-просветительских организаций, в том числе Кружка комической оперы, где была поставлена его опера «Адольфина» (1908). В 1913 году написал оперу «Колдунья» по одноимённой сказке Е.Н.Чирикова. Был одним из основателей и действительнымй членом общества «Музыкально-теоретическая библиотека»; участвовал в работе Московской симфонической капеллы, преподавал на Пречистенских курсах. После 1917 года работал в общественных организациях, научных институтах (в частности, был учёным секретарём ГИМН), читал лекции. Сотрудничал в энциклопедиях (словарь Гранат, БСЭ, Малая советская энциклопедия, 11-е издание Музыкального словаря Римана и других). С 1921 года преподавал (с 1922 года — профессор) историю зарубежной музыки в Московской консерватории. В 1924 основал и возглавил так называемое музыкально-научно-исследовательское отделение (МУНАИС). В 1924—1926 был директором консерваторской библиотеки. В 1929—1930 годах — проректор по учебной части. В 1932—1934 годах руководил историко-теоретической кафедрой и аспирантурой консерватории. Среди учеников Иванова-Борецкого: Ю.В.Келдыш, Т.Н.Ливанова, А.Соловцов, Д.В.Житомирский, Л.А.Мазель, В.Э.Ферман. Преподавал также в музыкальном техникуме им. Гнесиных. Один из создателей советской школы исторического музыкознания в области зарубежной музыки, крупнейший специалист по истории музыки эпохи Возрождения и XVII—XVIII вв. Умер в родном городе 1 апреля 1936 года. Урна с прахом захоронена в закрытом колумбарии № 2 Донского кладбища.
Научная деятельность
В 1929 году Иванов-Борецкий издал «Музыкально-историческую хрестоматию», в которой (в трёх выпусках) были представлены нотные образцы музыки до XVIII в.; 2-е переработанное издание, вышедшее в двух томах (1933 и 1936), содержит обширную вступительную статью и охватывает историю западноевропейской музыки от античности до XVII в. В 1934 году под редакцией Иванова-Борецкого вышли «Материалы и документы по истории музыки», в которых собрано множество литературных памятников, связанных с историей западноевропейского театра XVIII века. В 1935 году в редакции Иванова-Борецкого вышел сборник «Музыкальное наследство» с материалами по истории русской и зарубежной оперы, включавший также ряд отдельных статей об оперных композиторах. Иванов-Борецкий славился энциклопедическими знаниями, читал на нескольких иностранных языках (итальянский, французский, немецкий, английский, латынь).
Ivanov-boretsky (434x700, 154Kb)
Фото музыковеда М.Иванова-Борецкого
Он написал ряд статей в энциклопедический словарь Гранат, первое издание Большой советской энциклопедии (в том числе статьи «Гармония» и «Тональность»), Малую советскую энциклопедию, в немецкий Музыкальный словарь Римана (11-е издание). Иванов-Борецкий также занимался теорией музыки. Он выступил редактором и комментатором книги Люсьена Шевалье «История учений о гармонии» (Москва, 1932), к которой добавил аналитический очерк о теоретических учениях, созданных на Западе (А.Шёнберг, Альберто Джентили) и в России (Ю.К.Арнольд, Б.Л.Яворский, Н.А.Гарбузов) в конце XIX и в XX веках. Многие труды Иванова-Борецкого остались неопубликованными в архивах. Переводы (фрагментарные) средневековых и ренессансных музыкальных трактатов, выполненные Ивановым-Борецким, включил в антологию (разных переводов) «Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» (Москва, 1966) эстетик В.П.Шестаков. Монографии: Палестрина: Биографический очерк. Москва, 1909; Шуман: Биографический очерк. Москва: 1910 (репринт 2001); Мендельсон: Биографический очерк. Москва:1910; Очерк истории мессы. — Москва: Издательство Московской симфонической капеллы, 1910; Таблицы по общей истории музыки. Москва:1924; Музыкально-историческая хрестоматия. Москва: 1929 (1-е издание), 1933-36 (2-е перрабатанное издание); Материалы и документы по истории музыки. Москва: 1934. Публикации: Забытый музыкант (Э.Т.А.Гофман), «Русская музыкальная газета», 1911; Страничка прошлого (Две оперы эпохи Великой французской революции). «Музыкальная новь», 1924, выпуски 6-7; Джоакино Россини. «Пролетарский музыкант», 1930, № 7; От оперы к оратории (Г.Ф.Гендель). «Советская музыка», 1935, № 3. Оперы: Адольфина (1908); Колдунья (1913), по сказке Е.Н.Чирикова. Литература: Иванов-Борецкий Д., Искрин М. Выдающийся музыкант. // «Советская музыка», 1961, № 8; Ливанова Т., М.В.Иванов-Борецкий // «Советская музыка», 1934, № 9

ArthurMeighen (533x700, 141Kb)
1874
Артур Мейген (Arthur Meighen)
канадский политик, премьер-министр Канады в 1920—1921 и 1926 годах, представлявший Консервативную партию. Родился в Андерсоне (провинция Онтарио, Канада). Артур Мейен, достигший больших успехов ещё в школе и бывший секретарём школьного Литературного общества, получил математическое образование в Университете Торонто, законченный им в 1896 году, после чего стажировался в юриспруденции в школе Осгуд-Холл и работал юристом и учителем, занимался также предпринимательской деятельностью. В 1904 он женился на Изабель Кокс, с которой имел троих детей. В 1908 Мейен был впервые избран в канадскую Палату общин от одного из округов в Манитобе, а в 1913 стал Генеральным прокурором в правительстве Роберта Лэрда Бордена. В 1917 он стал государственным секретарём и министром горных дел и в том же году был одним из основным сторонников идеи введения всеобщего воинского призыва в период Первой мировой войны и дачи права голоса солдатам для усиления позиций правительства на предстоящих выборах, незадолго до которых Мейен стал министром внутренних дел и по делам индейцев. На этом посту Мейен, с 1919 вновь занявший и кресло министра горных дел, руководил созданием компании Канадских железных дорог и подавлением всеобщей забастовки в Виннипеге. В 1920 после отставки Бордена Мейен возглавил правительство, став первым и на данный момент единственным премьер-министром Канады из Манитобы. Мейен стремился сохранить созданную Борденом в период войны юнионистскую коалицию с частью либералов, однако ему, непопулярному на западе страны за подавление стачки и на востоке за участие в введении воинской повинности, это не удалось. На выборах 1921 года большинство мест получили либералы под руководством Уильяма Лайона Макензи Кинга, одногодка Мейгена и его соперника ещё во время учёбы в университете. Либералы даже уступили второе место фермерской Прогрессивной партии, а Мейген потерял кресло в парламенте, хотя уже в следующем 1922 году вновь прошёл в парламент от одного из округов Онтарио на довыборах и стал лидером оппозиции. В этот период Мейен выступал за участие канадских войск на стороне Великобритании в наметившемся конфликте с Турцией после атаки войск последней на базу в Чанаке в 1922, против чего резко выступил премьер-министр Макензи Кинг. В 1925 Кингу, сформировав правительство меньшинства при поддержке Прогрессивной партии, удалось удержаться на посту премьер-министра, хотя консерваторы получили наибольшее количество мест. Однако в следующем году после коррупционного скандала правительству Кинга был вынесен вотум недоверия, после чего генерал-губернатор Канады Джулиан Бинг отклонил его просьбу о досрочных выборах и поручил Мейену сформировать новое правительство, которое, однако, не получило парламентской поддержки и уже через два месяца было повержено либералами на досрочных выборах, давших им абсолютное большинство, причём Мейен вновь потерял кресло в парламенте, после чего оставил пост лидера Консервативной партии в пользу Хью Гатри. В 1932 по рекомендации консервативного премьер-министра Ричарда Бэдфорда Беннета Мейен был назначен в Сенат Канады от Онтарио, где стал лидером фракции консерваторов. В 1941 он был вновь избран лидером консерваторов после отставки Роберта Мэниона, выступившего против всеобщей воинской повинности с началом Второй мировой войны. Мейен стремился к созданию правительства национального единства с либералами, но Кинг предпочёл сотрудничество с социалистической Кооперативной федерацией Содружества, а ушедший из Сената Мейен не смог получить место в Палате общин и ушёл в отставку с поста лидера консерваторов, переименовавшихся после этого в Прогрессивно-Консервативную партию. Мейен скончался в Торонто 5 августа 1960 года, прожив после ухода с поста премьер-министра 33 года и 10 месяцев, что делает его наиболее долго живущим бывшим премьер-министром. Помимо этого Мейген был первым премьер-министром Канады, родившимся после получения статуса доминиона в 1867 году.

František Neumann  (521x700, 150Kb)
1874
Франтишек Нойман (чешское имя — František Neumann)
чешский дирижер и композитор. Родился в городе Пржеров, ныне Чехия. Музыкальное образование получил в Лейпциге. Дирижировал в различных городах Германии и Австро-Венгрии. С 1919 дирижер и с 1925 директор оперного театра в Брно. В числе наиболее известных произведений Ноймана опера "Флирт" по пьесе А.Шницлера и "Моравская рапсодия" для оркестра. Умер в Брно 25 февраля 1929 года. Сочинения: оперы (даты постановок): «Сватовство» (1901), «Флирт» (1910), «Осенняя буря» (1919), «Беатриче Карачи» (1922); 2 балета; для оркестр: сюита «Звон», «Моравская рапсодия» и др.; камерные произведения; хоры, песни. Литература: Československý hudební slovník II (M–Ž), 1965, SHV, Praha; Bohumil Štědroň: Leoš Janáček a František Neumann (переписка); Vladimír Helfert. František Neumann, Prostejov 1936.

Otto Rung (516x700, 124Kb)
1874
Отто Рунг (датское имя — Otto Rung)
датский писатель. Родился в Копенгагене. По образованию юрист, служил чиновником в суде. Влияние Г.Брандеса и Ф.Ницше сказалось в ранних романах «Неотвратимое» («Det uafvendelige», 1902) и «Последняя битва» («Sidste kamp», 1904), проповедующих «аристократизм духа». Позднее Рунг был связан дружескими отношениями с М.Андерсеном-Нексё. Автор романов, новелл и пьес преим. из жизни бурж. кругов Копенгагена. Для книг Рунга характерен увлекательный сюжет, нередко с элементами детектива — например, роман «Украденные маски» («Stjaalne masker», 1923). Точное описание быта сочетается с психологической характеристикой персонажей и поэтическими картинами старого города. Наиболее значительный роман этого типа — «Райская птица» («Paradisfuglen», 1919), из жизни Копенгагена в период экономического бума перед 1-й мировой войной, и «Когда вода спала» («Da vandene sank», 1922) — о последовавшем затем экономическом кризисе. Для сборника новелл «Шествие теней» («Skyggernes tog», 1909), романа «Великий караван» («Den store karavane», 1914) характерна экзотическая окраска. В воспоминаниях «Мои 90-е годы» («Fra min klunketid», 1942) Рунг дает окрашенную юмором характеристику культурной жизни датской столицы в конце 19 в. Умер в Копенгагене 19 октября 1945 года. Сочинения: Fra min klunketid, 3 udg., Kbh., 1965; Paradisfuglen, [Kbh.], 1967; в русском переводе — Полное собрание сочинений, том 1, Москва, 1912. Литература: Rimestad Chr., Otto Rung, Kbh., 1924.

Konstantinas Galkauskas (567x700, 231Kb)
1875
Константин Михайлович Галкаускас (настоящая фамилия – Галковский; литовское имя — Kostantinas Galkauskas)
советский литовский музыкант: композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Народный артист Литовской ССР (1955). Автор опер, балета для детей, музыкальных комедий, произведений для симфонического оркестра, а также хоров и музыки к драматическим спектаклям. Родился в городе Вильна, Виленская губерния, Российская империя (ныне Вильнюс, Литва). В Санкт-Петербург приехал в 1902 году и первоначально обучался в Санкт-Петербургской консерватории по классу пения у профессора С.И.Габеля. В 1908 году окончил её по классу композиции, учился у Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Глазунова, А.К.Лядова. В 1909 году организовал в Вильне симфонический оркестр, с которым выступал в качестве дирижёра. Преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище Виленского отделения Императорского Русского музыкального общества, где среди его учеников был, в частности, юный Яша Хейфец.
Galkauskas_plaque (700x605, 433Kb)
Памятная доска в Вильнюсе
После Октябрьской революции, в 1919 году, участвовал в работе музыкальной коллегии при Народном комиссариате просвещения Временного революционного правительства Литвы. Занимался педагогической деятельностью, преподавал с 1945 года в Вильнюсской консерватории (с 1947 года — профессор). Умер вродном городе 20 февраля 1963 года. Награды: Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта» — 1954. В Музее истории Санкт-Петербургской консерватории имеются материалы о К.М.Галковском. В Вильнюсе ему установлена памятная доска.

Bill-Struth (465x700, 164Kb)
1876
Билл Струт (Bill Struth)
шотландский футбольный тренер. На протяжении 34 лет был главным тренером клуба «Рейнджерс». Билл Струт родился в Абердине, Шотландия, Великобритания. По профессии был каменщиком, профессионально занимался спортом. Работал в качестве тренера в футбольных клубах «Клайд» и «Харт оф Мидлотиан». В 1914 году стал помощником Уильяма Уилтона в «Рейнджерс». После гибели Уилтона в 1920 году Струт стал главным тренером команды и оставался на своём посту 34 года, выиграв с командой три десятка трофеев.
Bill-Struth_trophy_room (700x464, 472Kb)
Портрет Билла Струта в зале трофеев стадиона «Айброкс»
Под руководством Струта клуб из Глазго выиграл 18 чемпионских титулов и 10 Кубков Шотландии, в сезоне 1927/28 впервые в своей истории сделал «золотой дубль» и повторил этот успех ещё 6 раз. В сезоне 1946/47 Струт привёл «Рейнджерс» к победе в первом розыгрыше Кубка лиги, а два сезона спустя выиграл этот трофей ещё раз. С 1947 года Струт был директором клуба, а после ухода с поста главного тренера в 1954 году стал вице-президентом «Рейнджерс». Скончался в Глазго, Шотландия, 21 сентября 1956 года.
Достижения
«Рейнджерс»: Чемпион Шотландии (18): 1920/1921, 1922/1923, 1923/1924, 1924/1925, 1926/1927, 1927/1928, 1928/1929, 1929/1930, 1930/1931, 1932/1933, 1933/1934, 1934/1935, 1936/1937, 1938/1939, 1946/1947, 1948/1949, 1949/1950, 1952/1953; Обладатель Кубка Шотландии (10): 1927/1928, 1929/1930, 1931/1932, 1933/1934, 1934/1935, 1935/1936, 1947/1948, 1948/1949, 1949/1950, 1952/1953; Обладатель Кубка шотландской лиги (2): 1947, 1949.

1876
Густав Шуфт (немецкое имя — Gustav Schuft)
немецкий гимнаст, дважды чемпион летних Олимпийских игр 1896. Родился в Берлине. Шуфт стал победителем вместе со своей немецкой сборной по гимнастике в соревнованиях на брусьях и перекладине. Он также участвовал в индивидуальных упражнениях по опорному прыжку, коню, перекладине и параллельных брусьях, но не занял ни одного призового места. Умер в городе Котбус 8 февраля 1948 года.

Karel_absolon (465x700, 148Kb)
1877
Карел Абсолон (чешское имя — Karel Absolon)
чешский учёный-историк, спелеолог и геолог. Родился в городе Босковице, Мораия(ныне Чехия). Внук выдающегося чешского учёного Йиндржиха Ванкеля. Во время своего обучения в пражском Карловом университете К.Абсолон проводил геолого-спелеологические исследования в районах Моравского Карста. В 1907 году получил степень доктора наук по физической геологии и с 1908 года являлся управляющим зоологическим собранием Моравского музея в Брно. В 1926 году К.Абсолон стал внештатным профессором, а с 1927 — профессором палеоантропологии и зоогеографии в Карловом университете. Профессор К.Абсолон вёл научные изыскания по зоологии, спелеологии, геоморфологии, палеонтологии и археологии. По окончании университета продолжал геологические изыскания в районах Моравского карста. Этот регион учёный систематически изучал и картографировал. Он также исследует ряд моравских пещер: Пекарна, Мацоха и другие. Совместно с археологом Богуславом Климой К.Абсолон занимается раскопками неподалёку от городка Пршедмости, возле города Пршеров, в одноимённом районе, где были обнаружены древнейшие стоянки первобытного человека на территории Моравии, а также в Ондратице, Отаславице и Дольни-Вестонице. К.Абсолон работал также в карстовых районах Англии, Франции и на Балканах. В общей сложности исследователь осмотрел и изучил более 2000 пещер; он является автором нескольких сотен научных статей в специализированных журналах, а также ряда монографий. Умер в городе Брно, Чехословакия, 6 октября 1960 года.
Karel_Absolon_hrob (622x700, 580Kb)
Похоронен на Центральном кладбище города Брно, Чехия.

Барадийн,_Базар_Барадиевич (515x700, 92Kb)
1878
Базар Барадиевич Барадийн (Барадин; литературный псевдоним — Самандабадра)
российский и советский учёный-востоковед, государственный, общественный и литературный деятель, один из создателей бурятской письменности. Родился в семье кочевника-скотовода старшим из 11 детей. В 1891 году окончил Агинскую четырёхклассную приходскую школу. Обучался в Читинской городской школе, в 1895 году выехал в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге учился в частной гимназии П.А.Бадмаева. После её окончания в 1898 году вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. Заметное влияние на него оказала трёхмесячная поездка в 1900 году в Германию, Швейцарию и Италию в качестве переводчика бурятского купца из Аги. В 1901 году Б.Барадийн поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре оставил его ради востоковедения. В 1902 году перешёл на Восточный факультет, где вместе с Ц.Жамцарано под руководством С.Ф.Ольденбурга и Ф.И.Щербатского занимался изучением санскрита, тибетского и монгольского языков, готовился к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии. Базар Барадийн ещё студентом включился в общественно-политическую деятельность: принимал участие в национальном движении бурятского народа, выступая за предоставление бурятам национального самоуправления, за развитие самобытной бурятской культуры.
Барадийн,_Базар01jpg (700x538, 423Kb)
Базар Барадийн и Лыксык Жабэ в кругу родственников и гостей из Монголии. Фотография сделана в улусе Догой, Агинского аймака, Читинского уезда.
Научная деятельность
В 1905—1907 годах был командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению средней и Восточной Азии сопровождать Далай-ламу XIII, возвращавшегося из Урги на родину, в Тибет, для изучения культуры, языка и быта тибетцев. Там Б. Б. Барадийн провёл 8 месяцев в монастыре Лавран на северо-востоке Тибета. Результатом путешествия стало множество научных материалов — дневников, очерков, несколько сотен фотоснимков и т. п. За это путешествие Русским географическим обществом ему была присуждена премия имени Пржевальского. С 1908 по 1917 год преподавал монгольский язык на Факультете восточных языков Петербургского университета. Тогда же Б.Б.Барадийн начал свою литературную деятельность: в 1910 году он перевёл на бурятский язык несколько произведений Л.Н.Толстого, издал свой первый рассказ в созданном в Санкт-Петербурге А.Доржиевым издательстве «Наран».
В Сибири
После победы Февральской революции он вернулся в Сибирь и стал принимать активное участие в общественно-политической и культурной деятельности, войдя в состав Бурнацкома. Состоявшийся 23—25 апреля 1917 года в Чите первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальной культуры, прежде всего просвещения. Базар Барадийн был единогласно избран председателем съезда. За время существования Бурнацкома (до сентября 1918 года), Б.Барадийн принимал активное участие в его работе, являясь некоторое время его председателем. С образованием Дальневосточной республики и Бурят-Монгольской автономной области в её составе, Б.Барадийн вместе с Б-Д.Гомбоевым и Г Ринчино создал в Агинском аймаке общество национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт). Он являлся одним из энтузиастов «обновленческого» движения в буддизме, ставившего задачу синтезировать философско-психологические и этические учения буддизма с теорией социализма (буддийский социализм) и тесно увязать их с достижениями европейской культуры. Для достижения грамотности бурятского населения Б.Барадин организовывает учительские курсы. В он 1917—1918 годах составил «Букварь бурят-монгольского языка» и книгу для чтения «Улаан сэсэг». Они впервые были тиражированы только в 1922 году в Чите.
Литературная деятельность
В этот же период Б.Б.Барадийн занимался литературной деятельностью и драматургией: его художественные произведения входят в число первых бурятских произведений письменной художественной литературы. В 1917—1918 в Агинске силами Б.Барадийна, Д.Намжилона, Ч-Л.Базарона, Л.Линховоина был создан народный театр. В 1918 году Б.Барадин написал для него комедию «Урданай ноёд» (Господа прошлого, Старые нойны), которая затем была объединена с работой Д-Р.Намжилона и получила известность как комедия «Жэгдэн». В 1920 году Б.Барадин написал драму «Чойжид хатан» о середине XIX века. Написанная в 1921 году трагедия «Ехэ удаган-абжаа» (Сестрица — великая шаманка) основывалась на подлинных исторических фактах, связанных с поездкой хоринских бурят к Петру I. Написанный под псевдонимом Самандабадра в 1920 году и изданный в 1927 году большой рассказ «Сэнгэ баабай» (Отец Сэнгэ) оказал влияние на повесть Х.Намсараева «Цыремпил».
Нарком просвещения
В 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. Б.Барадин стал первым наркомом просвещения республики, а в 1925 году — первым председателем Бурят-Монгольского учёного комитета. Вся полнота власти в БМАССР впредь до созыва первого съезда республики передавалась Революционному комитету в составе М.Н.Ербанова (председатель), М.И.Амагаева, М.Д.Бермана, Б.Б.Барадина и В.И.Трубачеева. На первом съезде Советов Бурят-Монгольской АССР, состоявшемся 4—9 декабря 1923 года в Верхнеудинске, в числе 35 членов ЦИК, избранных съездом, был и Б. Б. Барадин. При формировании правительства БМАССР он был назначен наркомом просвещения республики. За время, которое он провёл в должности, грамотность населения республики поднялась с 21,7 %, в том числе бурят — 15,3 % в 1920 году до 34 % и 27 % соответственно в 1926 году. Наряду с организаторской, общественно-политической деятельностью Барадийн продолжал научную работу. В 1923—1929 годах он был председателем Бурятского ученого комитета, заместителем директора Бурятского института культуры, в 1923—1935 годах он также был заведующим кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского педагогического института.
В Ленинграде
В 1935 году Барадийн был командирован Институтом культуры в Институт востоковедения Академии наук СССР в Ленинграде, откуда переведён в институт истории, философии и лингвистики преподавателем монгольского языка. В период массовых сталинских репрессий 20 февраля 1937 года Б.Б.Барадийн был арестован НКВД, как «участник контрреволюционной шпионской организации», проводящий «активную шпионско-повстанческую работу». Его дело вели Н.А.Голуб, А.Б.Калецкий и Г.Г.Мирзоев. В справке 3-го отдела УНКВД Ленинградской области было указано, что «следственным путём вскрыта контрреволюционная повстанческо-шпионская организация, возглавляемая представителем Тибета в СССР Агваном Доржиевым и подданным МНР проф. Жамсарано Цыбеном». 24 августа 1937 года в Ленинграде Б.Барадийн был осуждён по статьям 58-1а, 58-7, 58-8, 58-9 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и приговорён к расстрелу, который был приведён в исполнение в тот же день. Решением Верховного суда СССР от 27 марта 1958 года дело Б.Б.Барадийна было пересмотрено. Военная коллегия постановила «Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 24 августа 1937 года в отношении Барадина Базара Барадиевича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления».
Барадийн,_БазарБюст-памятник (700x525, 308Kb)
19 сентября 2012 года в Улан-Удэ открылся памятник Барадийну.
Библиография: Буддийские монастыри // Orient. Санкт-Петербург, 1992; Беседы буддийских монахов // Сборник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Академии наук Союза Советских Социалистических республик. Том V : Ко дню 80-летия академика Василия Васильевича Радлова (1837—1917). Выпуск 2. Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1925. — Том 5, выпуск 2. — Страницы 631—656; Путешествие в Лавран: буддийский монастырь в северо-восточной окраине Тибета в 1905—1807 гг. // Известия / ИРГО. – Санкт-Петербург, 1908. — Tом 19, выпуск 4. − Страницы 183—232; Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Петроград, 1924; Краткое руководство по грамматике и графетике нового бурят-монгольского литературного языка: (с 8-ю таблицами) / Бурят-Монгольский государственный институт культуры. − Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931. − 76 страниц; Русско-бурятский терминологический словарь по языку и литературе: с крат. объяснениями / Бурят-Монгольский государственный институт культуры. — Улан-Удэ: Бурят-Монгольское книжное издательство, 1935. — 195 страниц; Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника (1906—1907 гг.). — Улан-Удэ: Бурятский Научный Центр Сибирского Отделения Российской Академии Наук, 2002; Бурят-монгольская национальная школа и её задачи // Материалы к первому культурно-национальному совещанию БМАССР. — Верхнеудинск, 1926. — Страницы 15—24; Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности: оттиск / Бурят-Монгольское научное общество имени Д.Банзарова. — Верхнеудинск, 1927; Бурятский язык и литература / Б.Барадин, В.Котвич // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1912. — Том 8. — Страницы 681—682; Вопросы повышения бурят-монгольской языковой культуры / Всесоюзная центральная комиссия нового тюркского алфавита. − Баку, 1929; Вопросы сценического искусства бурят-монголов: оттиск. − Верхнеудинск, 1825; Грамматика нового бурят-монгольского литературного языка: Фонетика. Графетика. Морфетика. Фразетика / Бурят-Монгольский институт культуры. Сектор языка и литературы − Верхнеудинск: Бургосиздат, 1933. — 96 страниц. — Латинский шрифт; Рассказ бурятского монаха Гепела про Амдосскую местность // Живая старина. — 1910. — Выпуск 4. − Страницы 319—325; Цам Миларайбы: (из жизни в Лавране) // Записки Императорского Русского Географического Общества по отделу этнографии: Сборник в честь 70-летия Г.Н.Потанина. — 1909. — Том 39. — Страницы 135—147. Литература: Дмитриев В.А., Н.М.Калашникова. Путешественник Б.Б.Барадийн как этнограф // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям. Всесоюз. науч. конф. Этногр. наука и пропаганда этногр. знаний, посвящ. 70-летию Великого Октября: тезисы докл. / Академия Наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая, Омский государственный университет; редактор Н.А.Томилов [и другие.]. Омск: ОмГУ, 1987; Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). Санкт-Петербург: Наука, 1998. — 344 страницы; Алексеева Л.Ц. О талантливом представителе бурятской культуры // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века: материалы V международного научного симпозиума, 28-30 сентября 2005 г. город Улан-Удэ — озеро Байкал: Байкал. встречи V / М-во культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации [и др.]; научный редактор Р.И.Пшеничникова. — Улан-Удэ, 2005. — Том 2. — Страницы 38—41; Барадин Базар Барадиевич // Ученые — исследователи Бурятского института общественных наук Сибирского Отделения Российской Академии Наук: (к 75-летию ин-та): биобиблиогр. справочник / Российская Академия Наук. Сибирское отделение. Бурятский научный центр. Институт общественных наук; редколлегтя: В.Ц.Найдаков (ответственный редактор) [и другие]. — Улан-Удэ, 1997. — Страницы 37—38; Балданмаксарова Е.Е. Б.Барадин и его роль в общественно-политическом и культурном развитии региона // Высшая школа: история, современность, перспективы: материалы к межрегион. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М.П.Хабаева, 10-11 октября 2003 г. / Министерство образования Российской Федерации. Правительство Республики Бурятия. Бурятский государственный университет, Бурятская государственная сельско-хозяйственная академия имени В.Р.Филиппова; редколлегия: К.Б-М. Митупов (ответственный редактор) [и другие]. — Улан-Удэ, 2003; Батуев Б.Б. Б.Барадин: штрихи к политической биографии // Неизвестные страницы истории Бурятии: из архивов КГБ / Востосно-Сибирский государственный институт культуры Бурятской ССР. Общественно-научный центр «Сибирь»; редколления: Б.В.Базаров (главный редактор) [и другие.]. − Улан-Удэ, 1991. — Выпуск 1. — Страницы 6—22; Гармаев Ж.А. Б.Б.Барадин в среде буддийских монахов монастыря Лавран // Монголоведные исследования: сборник научных статей / Сибирское отделение Российской Академии Наук. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии; редколлегия: Ш.Б.Чимитдоржиев (ответственный редактор) [и другие]. — Улан-Удэ, 2000. — Выпуск 3. — Страницы 118—125; Дугаров Р. Путешественник и исследователь Центральной Азии (Алашань) Б. Б. Барадин (1905—1907 гг.): (путь в монастырь Лавран) // Байкал. — 1997. — № 2. — Страницы 139—160; Заятуев Г.Н. Базар Барадин (1878—1938) / Г.Н.Заятуев, С.А.Максанов // Выдающиеся бурятские деятели (XVII в. — начало XX в.) / Министерство образования Российской Федерации. Бурятский государственный университет, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения Российской Академии Наук; составители Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М.Михайлов, Д.Б.Улымжиев. − Улан-Удэ, 2001. — Часть 2, выпуск 1; Заятуев Г.Н. Базар Барадин (1878—1938) / Г.Н.Заятуев, С.А.Максанов // Выдающиеся бурятские деятели — выходцы из хори-бурят: (очерки) / Ком. по делам национальностей и связям с обществ., религиоз. об-ниями Администрации Президента и Правительства Бурятии, Конгресс бурятского народа; составитель Ш.Б.Чимитдоржиев. — Улан-Удэ, 2002. — Страницы 63—66; Максанов С.А. Барадин Б.Б. // Национально-освободительное движение бурятского народа: тез. и материалы докл. и сообщ. / Академия Наук СССР. Сибирское отделение. Институт общественных наук; редколлегия: Н.В.Ким [и другие]. — Улан-Удэ, 1989. − Страницы 76—80; Найдаков В.Ц. Базар Барадин (1878—1937) / В.Ц.Найдаков, М.К.Миткинов // Биобиблиографический словарь репрессированных писателей Бурятии / Российская Академия Наук. Сибирское отделение. Институт общественных наук. ОНЦ «Сибирь»; ответственный редактор М.И.Тулохонов. − Улан-Удэ, 1996. − Страницы 12—20; Найдаков В.Ц. О творчестве Б.Барадина // Банзаровские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Д. Банзарова: тезисы докладов научной конференции. / Российская Академия Наук. Сибирское отделение. Бурятский институт общественных наук. — Улан-Удэ, 1992. — Страницы 92—106; Цибиков Б.Д. О так называемых «ошибках» Б.Барадина // Цибиков Б.Д. Бурятские ученые национал-демократы / Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения Российской Академии Наук. — Улан-Удэ, 2003. — Страницы 219—234; Чимитдоржиев Ш.Б. Базар Барадин // Чимитдоржиев Ш.Б. Российские монголоведы (XVIII в. — начало XX вв.) / Российская Академия Наук. Сибирское отделение. Бурятский научный центр. Институт общественных наук. — Улан-Удэ, 1977. — Страницы 117—121; Шерхунаев Р.А. Профессор Базар Барадин // Шерхунаев Р.А. Сыны славные Бурятии: статьи и заметки / Бурятский культурный центр Иркутской области. — Иркутск, 1999. — Страницы 19—35.

Тома_Альбер (590x700, 179Kb)
1878
Альбер Тома (французское имя — Albert Thomas)
французский политический деятель, министр-социалист, историк. Почётный гражданин Москвы. Родился в Шампиньи-сюр-Марн. Окончил Высшую нормальную школу. С 1904 г. сотрудничал в социалистической печати. В 1904 был избран в муниципальный совет Шампиньи. С 1910 г. - депутат парламента от социалистической партии (СФИО), один из лидеров реформизма, переизбран в 1914. Был членом комиссий по общественным работам, железным дорогам и финансам. После начала первой мировой войны Тома в октябре 1914 было поручена организация производства боеприпасов. В мае 1915 он был назначен заместителем государственного секретаря по боеприпасам и военному снаряжению, а в 1916 занял специально созданную должность министра вооружений. В 1915-1916 гг. - госсекретарь, а в 1916-1917 гг. - министр вооружения. В мае 1916 г. и в апреле - июне 1917 г. посетил Россию, где вёл переговоры с Временным правительством и Петроградским советом с целью активизировать её действия в империалистической войне. С 1919 года — председатель Международной организации труда. Занимал этот пост до своей смерти в 1932 году. Один из создателей и в 1920-1932 гг. председатель Международной организации труда при Лиге Наций. Автор ряда исторических трудов. Наиболее значительный - "Вторая империя. 1852-1870" (1907, русский перевод 1908). Умер в Париже 8 мая 1932 года. Арменофил. В парламенте отстаивал вопросы, касавшиеся судьбы армян. В 1920 г. написал предисловие к книге Жана Лорис-Меликова «La Révolution russe et les Nouvelles Républiques Transcaucasiennes». «Bolchévisme et Antibolchévisme» («Русская Революция и новые Республики Закавказья. Большевизм и Антибольшевизм»). В этом предисловии Альбер Тома написал: «Участник всех событий, о которых он рассказывает, Лорис-Меликов сам был «свидетелем воочию». Его книга не просто изложение или рассказ, она само свидетельство». Библиография: От иллюзии к трагедии: Французская общественность об армянском вопросе: От Абдул-Гамидовских погромов до младотурецкой революции (1894-1908) / М.Харазян; Перевод: М.Харазян.-Ереван: Авторское издание, 2011 ISBN 978-9939-0-0143-2.

Frederick Maurice Powicke (495x700, 69Kb)
1879
Фредерик Морис Поуик (Frederick Maurice Powicke)
английский медиевист. Королевский профессор Оксфорда (1928—1947), член Британской академии (1927). Родился в городке Алник, графство Нортамберленд, Англия, Великобритания. Окончил колледж в Манчестере и оксфордский Баллиол-колледж с почётной первоклассной степенью. В 1905—1906 гг. ассистент-лектор в Ливерпуле, а в 1906—1908 гг. — в Манчестере. С 1907 г. лектор в Лидсе, а в 1908—1915 гг. науч. сотрудник оксфордского Мертон-колледжа. С 1909 г. профессор современной истории в Университете Квинс в Белфасте, а с 1919 г. профессор средневековой истории Манчестерского университета Виктории (по 1928 г.). В 1927 г. лектор им. Форда английской истории в Оксфорде, где в 1928—1947 гг. королевский профессор современной истории. В 1933—1937 гг. президент Королевского исторического общества. Отрицал объективность исторического познания. С 1946 г. рыцарь. Членкор Американской академии Средневековья (1929), почётный член Королевской ирландской академии (1949). Почётный член оксфордских Баллиол- и Ориэл-колледжей (1939, 1947 соотв.). Почётный доктор университетов Кембриджа, Дарема, Святого Эндрю, Глазго, Манчестера, Ливерпуля, Квинс в Белфасте, Лондона, Гарварда (США), Кан Нижняя Нормандия (Франция). С 1909 г. женат, две дочери. Умер в городе Оксфорд, Англия, Великобритания, 19 мая 1963 года.

Алиса_Анна_Бейли (546x700, 221Kb)
1880
Алиса Анна Бейли (Alice Ann Bailey)
теософ, писательница, основательница организации «Люцис Траст» и Школы Арканов (Arcane School), распространяющей духовные учения, преподаватель. Является автором книг по духовной, оккультной, астрологической и религиозной тематике. Книги и идеи Алисы Бейли являются одним из источников движения нью-эйдж, и считается, что она ввела сам термин New Age (Новая Эра). Работы Алисы Бейли, созданные между 1919 и 1949 годами, описывают обширную систему эзотерической мысли и охватывают такие темы как связь между духовностью и солнечной системой, медитацией, исцелением, психологией, судьбы наций и рекомендации для общества в целом. Она утверждала, что большая часть её книг была телепатически надиктована ей её учителем, которого она в своих работах именовала «Тибетцем». Алиса Бейли писала на религиозные темы, включая христианство, хотя её труды сильно отличаются от многих аспектов христианства и других традиционных религий. Её видение объединённого общества включает новую мировую религию, отличную от традиционных религиозных форм и включающую концепцию Эры Водолея, то есть той эпохи, которую Алиса Бейли назвала Нью Эйдж. Противоречия возникли вокруг некоторых заявлений Алисы Бейли относительно национализма, американского изоляционизма, советского тоталитаризма, фашизма, сионизма, нацизма, расовых отношений, людей африканского происхождения, еврейского народа, иудаизма и христианства. Некоторые рассматривали её произведения как расистские и антисемитские. Согласно Роберту С.Элвуду, философия Алисы Бейли и её труды до сих пор применяются группами и организациями, которые она основала, такими как Школа Арканов и «Новая группа мировых служителей». Родилась в Манчестере, Англия, при рождении получила имя Алиса Ла-Троуб Бейтмэн (Alice LaTrobe Bateman). Её родители принадлежали к старинным знатным родам. Она рано осиротела. Мать и отец один за другим скончались от туберкулёза, и Алиса воспитывалась у своих бабушки и дедушки. В юности, когда ей ещё не было пятнадцати, несколько раз пыталась покончить с собой. Первое видение, как она сама потом уверяла, состоялось 30 июня 1895 года. В доме не было никого, кроме слуг. Алиса читала в гостиной книгу. Вдруг отворилась дверь и появился высокий человек — в европейском костюме, но с тюрбаном на голове. Незнакомец молча подошёл к ней и сел рядом. Алиса была так ошеломлена, что не могла произнести ни звука. А Незнакомец сказал, что имеется важная запланированная работа, которую она могла бы выполнить для людей, но что эта работа потребует от неё глубокого изменения характера. Однако, сперва ей следует достичь полного самоконтроля, и только тогда можно будет начать. Он сказал, что ей придётся много путешествовать по всему миру, посетить множество стран, выполняя работу, порученную ей Учителем. Он подчеркнул, что всё зависит от неё самой, от того, насколько она сумеет изменить свой характер и что она должна немедленно начать это делать. Незнакомец добавил, что будет вступать с ней в контакт один раз в несколько лет. Затем встал и вышел. Алиса получила классическое образование, была обучена хорошим манерам и стала религиозным человеком. Её учили заботиться о бедняках и больных людях, воспитывая в ней понимание того, что собственное благополучие накладывает на человека определённые обязательства и ответственность по отношению к другим.
Миссионерская работа, теософия и вступление в брак
Первый раз жизнь Алисы резко изменилась в 22 года: она оставила беззаботную материально обеспеченную жизнь, решив стать проповедником среди солдат Британской армии. В течение шести лет Алиса вела трудную миссионерскую работу среди солдат. Она проводила евангельские собрания, вела занятия по изучению Библии; работала в Ирландии, в Индии, в Гималаях. Она проводила в среднем пятнадцать собраний в неделю. Часто посещала госпитали, ухаживая за больными и ранеными, её хорошо знали в госпиталях. В Индии в 1907 году она встретила Уолтера Эванса (Walter Evans), за которого вышла замуж. В том же году они переехали в США, где Эванс получил пост священника протестантской церкви. Но их брак оказался неудачным: отношения Алисы и Эванса стали ухудшаться, и в конце концов, через 7 лет они разошлись, и Алиса осталась одна с тремя дочерьми. Она пережила период бедности, ей пришлось много работать, чтобы прокормить и воспитать детей. В январе 1919 года она встретила теософа Фостера Бейли, с которым позже, когда ей удалось официально получить развод с Эвансом, они поженились. Они погрузились в теософскую работу. В конце 1919 года Фостер Бейли стал руководить национальной секцией Теософского общества. Несколько лет А.Бейли вместе с Фостером работала в различных отделениях Теософского общества США, включая эзотерические секции, встречалась с учениками Е.П.Блаватской. «Тайная доктрина» Е.Блаватской стала для А.Бейли большим вдохновляющим импульсом. Алиса Бейли утверждала, что узнала Учителя Кут-Хуми, который, по её словам, посещал её в детстве, на портрете в одной из комнат Теософского общества. Алиса Бейли много писала в своих книгах о тех, кого она называла «Учителями Мудрости», которые составляют Братство просветлённых мудрецов, работающих под руководством Христа. Она отмечала, что её работы были попыткой ясно рассказать об Учителях и их работе.
AliceBailey-1 (499x700, 260Kb)
Алиса Анна Бейли
Учитель Тибетец
В ноябре 1919 года, как утверждается, произошёл телепатический контакт Алисы Бейли с тем, кто впоследствии фигурирует в её трудах под именем Тибетец. Голос, который она услышала, сказал ей: «Есть некоторые книги, которые желательно написать для людей. Их можете написать Вы. Вы сделаете это?» Так началась работа, которая продолжалась 30 лет, в результате чего были написаны более двадцати книг, которые, как она сама заявляла, в основном написаны под диктовку Тибетца. В различных источниках Тибетец отождествляется с Джуал Кхулом. Однако сама Алиса Бейли в своих работах, в частности в автобиографии, написанной в последние годы жизни, своего учителя называет только Тибетцем, не называя его ни Д.К., ни Джуал Кхул. Сам Тибетец заявлял: «Как я, так и Aлиса A. Бейли ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении данных книг вдохновенными писаниями или в том, чтобы о них говорили (затаив дыхание), как о работе одного из Учителей». В 1922 году Алиса и Фостер Бейли основали в штате Нью-Йорк некоммерческую организацию «Люцис Траст» (Lucis Trust) с целью издания и распространения эзотерического учения, изложенного в книгах Алисы Бейли. В 1922 году «Люцис Траст» начали издавать ежеквартальный журнал «Маяк» (Beacon) об эзотерической философии. Журнал издаётся по сей день. В 1923 году Фостер и Алиса Бейли основали Школу Арканов (Arcane School), с целью сформировать школу учеников наступающей Новой Эры (New Age — Нью-эйдж). Миссией школы было объявлено обучение учеников тому, как правильно построить свою жизнь, чтобы она была в соответствии с Великим Вселенским Планом, проводимым в жизнь внутренней иерархией духовных учителей, начиная с Христа. На сайте «Люцис Траст» и в автобиографии Алисы Бейли отмечается, что совместно с Фостером Бейли она основала организацию «Мировая Добрая Воля» (World Goodwill) с целью способствовать тому, что Алиса Бейли называла «Любовью в Действии». Основной целью «Мировой Доброй Воли» является использование энергии доброй воли для установления правильных человеческих отношений. Переводом и финансированием издания книг Алисы Бейли в России занимается РКПОО «Московские Служители Доброй Воли».
Последние годы жизни
Во время Второй мировой войны (Алиса Бейли рассматривала Вторую и Первую мировые войны как единую мировую войну 1914—1945 годов) в своих лекциях она часто уделяла внимание проблеме геноцида евреев нацистами; о нацистах она высказывалась как о существах, прошедших недостаточно долгий путь духовной эволюции и поэтому совершающих столь ужасные ошибки. Эти высказывания привели к тому, что она была внесена в «Чёрный список» Гитлера. Несмотря на попытки защитить евреев, она утверждала, что текущее (на то время) печальное положение евреев во многом вызвано их прошлой кармой, за которую им теперь приходится расплачиваться. Это дало повод противникам Бейли предполагать, что она считает правильным производящееся массовое насилие над евреями, и обвинить её в расизме и антисемитизме. Незадолго до конца своей жизни — в 1947 году — Алиса Бейли написала по просьбе её учеников и последователей автобиографию. Несмотря на нежелание уделять внимание собственной персоне и возвеличивать себя, она решила написать книгу, чтобы вдохновить каждого человека следовать его собственным духовным путём, проследив по книге «как теологически мыслящая особа, изучающая Библию, пришла к твёрдому убеждению: для того, чтобы на Земле могла появиться подлинно универсальная религия — которую ждёт мир, — учения Востока и Запада должны быть слиты и сплавлены воедино. Важно узнать, что любовь к Богу старше христианства и не признаёт никаких границ. Вот первый, наиболее трудный урок, который мне пришлось усвоить, и это заняло у меня много времени. Фундаменталистам требуется много времени, чтобы усвоить, что Бог есть любовь. Они твердят об этом, но не верят в это на практике, — я имею в виду божественную практику». Автобиография осталась незавершённой. Умерла Алиса Бейли в Нью-Йорке 15 декабря 1949 года.
УЧЕНИЕ А.БЕЙЛИ
Общее описание
Книги Алисы Бейли посвящены таким предметам, как: Путь духовной эволюции; Духовная Иерархия; Новое ученичество; Медитация как форма служения людям; Эзотерическая астрология; Эзотерическое целительство. Первой из её книг была опубликована книга «Посвящение Человеческое и Солнечное», где описываются взаимоотношения и взаимодействия между различными царствами нашей планеты — минеральным, растительным, животным, человеческим и духовным. Каждое царство рассматривается как определённая ступень развития сознания. В следующих книгах, написанных под общим заголовком «Трактат о семи Лучах» (A Treatise on the Seven Rays), речь идёт о предназначении человека. Интеграция человечества в мир духовный — вот ближайшая задача, стоящая перед человечеством. Решить её возможно только при расширении сознания. Пять кульминационных переживаний Иисуса Христа во время его жизни в Палестине: Рождение, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение — предстают в книгах А. Бейли как пять этапов Пути расширения сознания. Если человеку становится известно обо всём этом, если он знает о предстоящем всем людям духовном продвижении от одного этапа к другому по Пути Посвящения, ему открывается поле конкретного служения. Все её книги, особенно «Трактат о Семи Лучах», написаны по схеме, которая предполагает духовный путь, которым надо следовать, чтобы расширить горизонт своего разума и приобщиться к новой мудрости и знанию о мире и людях. Читателю предлагается глубоко поразмышлять о излагаемой в её книгах теориях, и с помощью интуиции пробудить у себя более высший разум и научиться воспринимать мир, не делая поспешных умозаключений. Своё учение она предлагала как знание, ценность или незначимость которого не должна восприниматься априорно, но должна быть проверена каким-либо образом на собственом опыте. Некоторые последователи и сторонники учения Бейли утверждают, что книги Бейли являются скорее источником вдохновления, чем источником знания, и что их содержание скорее оказывает некий определенный эффект на сознание того, кто их читает, чем даёт какую-либо информацию о духовном пути.
Шамбала
Алиса Бейли описывала Шамбалу как существующую в духовной реальности на эфирном плане, где находится наивысший аватар Планетарного Логоса, Санат Кумара, Господь Мира, Ветхий Днями, выражение Воли Бога. Также она указывает, что Центр Шамбала «существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьёт эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана» В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и центрами Планетарного Логоса (Земли), выявляя следующее соотношение:
1. Шамбала — Планетарный Головной Центр (соответствует у человека Сахасрара-чакре) — выражает Цель и Божественную Волю; 2. Иерархия (Великое Белое Братство) — Планетарный Сердечный Центр (соответствует у человека Анахата-чакре) — выражает Любовь-Мудрость и групповое единство;
3. Человечество — Планетарный Горловой Центр (соответствует у человека Вишуддха-чакре) — выражает Интеллектуальную Активность и Творчество. Алиса Бейли указывала, что основная деятельность Шамбалы: «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа.» В книгах Алисы Бейли утверждается (например, «Лучи и Посвящения»), что сила Шамбалы впервые оказала своё влияние на человечество в начале XX века. Результатом этого воздействия стало образование Организации Объединённых Наций. Следующее воздействие Шамбалы на человечество ожидалось в 1975-м и 2000-м годах.
О новой мировой религии
Алиса Бейли пророчествовала о новой мировой религии, в которой каждый человек, вне зависимости от расы, религии, пола, мог быть свободным в поиске истины, находясь в окружении всеобщего мира и братства. Она пишет о всемирной тенденции к объединению и сотрудничеству всех людей на Земле на основе высокой духовности. Человечество находится на пути к всеобщему Братству. И эта тенденция будет господствовать ближайшие несколько тысяч лет. Она говорила: «Для того, чтобы на Земле могла появиться подлинная и всеобщая религия, которую ждёт мир, учения Востока и Запада должны быть объединены и синтезированы». Алиса Бейли в своих книгах приводит четыре пункта, на которых, по её мнению, должна быть основана новая мировая религия: Факт существования Бога — признание Бога Трансцендентного и Бога Имманентного (Атма), объединённые в заявлении Шри Кришны в «Бхагавад-гите»: «Утвердив этот мир, целостно стоящий, частицей себя, Я остаюсь неизменным»; Сущностная связь человека с Богом, выражаемая в Новом Завете как «Все вы сыны Божии» (Гал. 3.26), «Христос в нас, упование славы» (Кол. 1.27); Факт бессмертия духа в человеке и Закона Возрождения (реинкарнации) на Пути Эволюции; Непрерывность Духовного Откровения и Божественные приходы (Аватар).
Об эзотерических школах
Алиса Бейли провела анализ существующих эзотерических школ, разделение их по уровням влияния и значения в эволюционном процессе. Эзотерические школы она условно разделяла на несколько видов, в зависимости от уровня развития наставника:
1. Эзотерические школы, учреждённые стремящимися. Основателей этих школ толкает на их деятельность любовь к преподаванию, некоторое личное честолюбие. Их методы являются экзотерическими: они дают тренировку, основанную на том, что уже известно, в их преподавании мало нового. Они пользуются стандартными книгами по оккультизму или компилируют старые пособия. Они требуют подчинения и относятся с неодобрением и критикой к другим школам, уча исключительно приверженности лидеру и лояльности к той интерпретации истины, которую даёт этот лидер. Это не эзотерические школы, и их лидеры не являются учениками. Эти лидеры — лишь стремящиеся на Пути Испытания, причём не очень продвинутые.
2. Школы, учреждённые людьми, которые учатся преподавать и служить. Эти школы довольно малочисленны. Глава школы пытается преподавать смиренно и без всяких претензий. Он понимает, что его контакт с высшими силами ещё не частый. Его влияние и излучение не очень могущественны. Обычно он учится на своих ошибках. Но он даёт более правильную тренировку и знакомит начинающих с основами Вечной мудрости.
3. Эзотерические школы нового типа. Это те, которые учреждены более продвинутыми учениками. Задача у них намного более трудная, им необходимо дать людям новые истины и новые интерпретации старых. Это новое и более продвинутое изложение будет основано на старых истинах и этим возбудит антагонизм со стороны старых школ. У руководителей этих школ — гораздо более сильное влияние, и их работа станет всемирной по своему охвату. Они обладают более сильным духовным зовом, который слышат многие. Этим ученикам вверена трудная работа основания новых школ. Их влияние распространяется во все стороны, притягивая тех, кто готов к новым учениям. Они оказывают влияние на сознание людей повсюду, расширяя кругозор широкой публики и знакомя человечество с новыми концепциями.» Кроме того, она особо выделяла существование определённых школ, которые маскируются под истинные и привлекают неразумных и любопытных. К счастью, влияние их невелико. Они временно причиняют много вреда, так как искажают учение и дают ложные представления, но они практически не имеют никакой реальной силы.
Великий Призыв
Великий Призыв это мантра, переданная Алисе Бейли в 1937 году Джуал Кхулом. С того времени текст Великого Призыва предваряет начало каждой издаваемой книги Алисы Бейли. Он начинается со слов «Из точки Света, что в Уме Бога, Пусть Свет струится в умы людей. Да сойдёт Свет на Землю» и далее по тексту усиливает идею взаимодействия людей с Божественным Планом. Этот призыв хорошо известен последователям нью-эйджа, где он является частью медитации, в особенности групповой. Сама Алиса Бейли говорила о нём, как о Молитве, принадлежащей всему человечеству, излагающей определенные главные истины о Боге, Христе, Любви и человечестве. В своих книгах Алиса Бейли поясняла, кого она понимала под Христом: «Десятилетиями новое явление Христа, Аватара, ожидалось верующими в обоих полушариях — не только христианами, но и теми, кто ожидает Майтрею, Бодхисаттву, так же как и теми, кто ждёт Имама Махди.»
Финансирование Духовной Иерархии согласно учению Тибетца
По мнению последователей Алисы Бейли, «ни один вид духовной деятельности, ни один аспект всемирного служения не может существовать без денег». Со ссылкой на Тибетца (учителя Алисы Бейли, передавшей ей учение) утверждается, что последователи Алисы Бейли, так называемая Новая Группа Мировых Служителей «Нуждается в больших суммах денег». Проблему финансов последователи Алисы Бейли считают одной из основных трудностей в своей деятельности, поскольку для подготовки «человеческого сознания к грядущему воплощению Духовной Иерархии, требуются миллионные суммы». Для решения этой проблемы практикуется так называемая «Медитация-размышление для привлечения денег на цели Иерархии» В ходе этой медитации предлагается представлять «Великий поток золотой субстанции, переходящей из-под контроля Сил Материализма под контроль Сил Света». Подобную медитацию рекомендуется выполнять каждое воскресенье.
Медитации при полной Луне
Алиса Бейли считала полнолуние наиболее благоприятным временем для приближения к духовной иерархии и получения духовного потока, который с помощью медитации предлагалось направлять в умы и сердца всех людей. Утверждается, что «Цикл полнолуния состоит из пяти дней приближения, два из которых отведены на подготовку, один является собственно полнолунием и известен как день бдений, и два оставшихся дня посвящены распределению, когда принятые энергии изливаются в человеческое сознание». Такие медитации проводятся ежемесячно. Считается, что во время этих медитаций «… укореняются семена будущей Новой Всемирной религии. В будущем все духовно ориентированные люди будут проводить эту работу в одни и те же дни.» На сайтах последователей Алисы Бейли приводятся даты полнолуний для проведения соответствующих медитаций.
Посвящение
Посвящение — ключевой элемент учения А.Бейли, грандиозное расширение сознания, благодаря полученному опыту. В соответствии с книгами Алисы Бейли, система посвящений действует на планете Земля уже очень давно, и была введена для того, чтобы ускорить эволюционное развитие человечества. Приобретение опыта происходит из жизни в жизнь, и при достаточном количестве приводит к посвящению. По мнению А.Бейли, человек «обязан» получить четыре посвящения. Возможны ещё три необязательных. «После того, как он получит наивысшее посвящение, возможное на этой планете, он становится отзывчивым к энергии, исходящей из внешнего космического Центра. Эта последняя стадия расширения, на самом деле, довольно редко случается, и только сто одиннадцать человеческих существ за всё время нашей планетарной истории, достигли этого состояния осознания». Есть и более высокие посвящения, но о них почти ничего не известно. Основные характеристики посвящений: Посвящения являются сугубо оккультным процессом (скрытым, внутренним), но ведут к кардинальным переменам во внешней жизни посвященного; Получение посвящения — продолжительный процесс, состоящий из более мелких посвящений (расширений сознания, откровений); Полученный опыт «закрепляется» непосредственно в момент ритуала посвящения. В книге «От Вифлеема до Голгофы. Посвящения Иисуса» Алиса Бейли рассказывает о жизни Иисуса как о ряде символов, данных человечеству. Автор подробно разбирает каждое посвящение: 1-е посвящение — Рождение в Вифлееме; 2-е посвящение — Крещение в Иордане; 3-е посвящение — Преображение; 4-е посвящение — Распятие; 5-е посвящение — Воскресение и Вознесение.
КРИТИКА
Обвинения в расизме и антисемитизме
Часть книг Алисы Бейли подверглась обвинению в расизме и антисемитизме. Например: она писала, что зверства нацистов против евреев возникли из-за того, что «Еврейская раса, которая любила различные способы обладания миром больше, чем она любила служение Свету, присоединилась к мятежникам против Бога», и следовательно, поскольку «закон расовой кармы действует, евреи расплачиваются, фактически и символически, за то, что они сделали в прошлом». «Евреи есть реинкарнация духовных ошибок, или осадок с другой планеты» «слово „любовь“ в значении — „любовь к другим“ — отсутствует в иудаизме… Евреи никогда не вкушали любви Бога» «когда эгоизм в деловых отношениях и известные манипулятивные тенденции еврейского народа изменятся на более неэгоистичные и честные формы деятельности», тогда прекратится антисемитизм «проблема евреев будет решена их браками с другими народами; но проблема негров — нет». Последователи Бейли указывают в защиту следующие моменты:
В её книгах отношения между многими разными расовыми / культурными группами обсуждаются с разных точек зрения, и ни евреи, ни негры, как и другие народы и социальные группы, не отмечены каким-то отдельным приговором, выходящим за пределы их места в историческом и эволюционном процессе.
Фразы «духовные ошибки» и «расплата», когда они вырваны из контекста её книг, скорее вводят в заблуждение, чем излагают её картину мира. В её системе духовной эволюции страдание в любой жизни не рассматривается как «наказание», но скорее как необходимая отработка кармы, ведущая всегда к духовному продвижению (в перспективе).
Есть похожие её высказыванию по отношению к некоторым другим культурным / расовым группам, которые указывают их особые слабости, силы, и вызовы во вселенской схеме.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку