-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111426
Комментариев: 6803
Написано: 119900


15 июня родились...

Суббота, 15 Июня 2024 г. 07:19 + в цитатник
Pospishil (501x700, 313Kb)
1851
Алексей Осипович Поспишиль
преподаватель Киевской 1-й гимназии и приват-доцент Киевского университета, автор популярных учебников и хрестоматий латинского языка. Родился в Богемии, в селе Боище близ города Кутна-Гора. Начальное образование получил в городском четырёхклассном училище. В 1863 году поступил в Кралове-Градецкую гимназию. Со второго класса стал изучать славянские языки, особенно русский. Всеславянский съезд, состоявшийся в 1867 году при участии чешских политических деятелей Фр.Палацкого и Фр.Ригера, вызвал среди чешской учащейся молодёжи патриотический подъём, который разрешился усиленным изучением русского языка и бегством нескольких учеников 7-го класса гимназии в Россию, где они были приняты, без аттестата зрелости, в Московский университет. Мечтая о подобном бегстве, гимназист Поспишиль завёл переписку со своими московскими друзьями и с председателем Славянского общества А.Ф.Гильфердингом, однако не успел привести в исполнение свой план: вся корреспонденция была конфискована, русские книги отобраны и приняты меры к прекращению всяких сношений с Россией. В 1871 году окончил курс гимназии первым учеником. По окончании гимназии поступил на философский факультет Пражского университета, откуда вновь завязал переписку с русскими друзьями в Москве и Санкт-Петербурге. Через год, по рекомендации А.И.Георгиевского, принял место гувернёра в доме Сазонова в Москве, предполагая продолжать свои научные занятия в Московском университете. Однако вследствие болезни Сазонова, заставившей всю семью уехать на продолжительное время за границу, Поспишиль отправился в Петербург, где, по ходатайству А.И.Георгиевского, был принят по экзамену в число славянских стипендиатов. Помимо специальных занятий по римской и греческой словесности, слушал лекции в Историко-филологическом институте по предметам классической филологии и в университете по русской словесности и истории. 16 января 1874 года выдержал экзамен при историко-филологическом факультете Петербургского университета на звание учителя древних языков в гимназиях. На следующий день принял крещение в Введенской церкви.28 января 1874 года был определён учителем греческого языка в 1-й Киевской гимназии, в которой прослужил до 1914 года. В 1882 году принял русское подданство. В 1909 году, по выслуге 35-летнего срока по учебной части, был оставлен на службе ещё на пять лет. До 1909 года преподавал оба древних языка, а по окончательном упразднении греческого языка — один латинский. Во время службы в гимназии около восьми лет исполнял также обязанности воспитателя пансиона (1879—1887).Кроме того, в разное время преподавал и в других учебных заведениях: немецкий язык в музыкальном училище Киевского отделения Русского музыкального общества (1878—1882), латинский язык в частной женской гимназии А.А.Бейтель (1898—1901), в частной гимназии В.И.Петра (1906—1908), на вечерних женских курсах профессора В.З.Завитневича (1907—1909) и на курсах латинского языка А.Я.Балицкой (1907—1909). В 1888—1892 годах состоял членом испытательного комитета по древним языкам при управлении Киевского учебного округа. Неоднократно удостаивался благодарностей от попечителя учебного округа. 15 января 1887 года был утверждён штатным приват-доцентом Киевского университета по историко-филологическому факультету, для практических занятий со студентами по древним языкам. С 13 сентября 1908 года состоял председателем педагогического совета частной женской гимназии А.В.Жекулиной, где в старших классах также преподавал латинский язык.Принимал деятельное участие в делах киевского отделения Общества классической филологии и педагогики, членом которого состоял беспрерывно со дня его открытия 2 апреля 1875 года. В заседаниях общества сообщил много рефератов и докладов по разным вопросам классической филологии, некоторые из которых впоследствии вышли отдельными статьями. В 1878 году входил в редакционную комиссию по изданию сочинения чешского учёного Франтишека Велишского «Быт греков и римлян». В 1881 году участвовал в составлении, редакции, корректуре и издании «Греческо-русского словаря». Редакция второго издания словаря (1890 г.), исправленного и значительно дополненного, была поручена уже всецело Алексею Осиповичу. За энергичное участие в делах общества и за свои научно-литературные труды, был избран его почётным членом. Его книги «Платон: Критон» и «Платон: Апология Сократа» вошли в «Иллюстрированное собрание греческих и римских классиков с объяснительными примечаниями» под редакцией Л.А.Георгиевского и С.А.Манштейна. Латинские грамматики и хрестоматии Поспишиля, вышедшие в 1908—1910 годах, учёным комитетом Министерства народного просвещения были удостоены малой премии императора Петра Великого. Опубликовал ряд статей в «Журнале Министерства народного просвещения».Помимо того, поместил ряд статей по истории чешских колоний в России, а также большую статью под заглавием «К истории чешско-русских сношений. I. Пребывание чешского поэта Зейера в России» в еженедельной газете «Русский чех», издававшейся в Киеве в 1906—1908 годах. Наконец, Поспишилю принадлежит русский перевод нескольких больших «школ» для смычковых инструментов, изданных на шести европейских языках Босвортом в Лейпциге.С 1908 года состоял действительным членом Киевского клуба русских националистов. В 1912 году входил в участковую избирательную комиссию по выборам в IV Государственную думу и подал особое мнение, протестуя против действий левого большинства.24 февраля 1914 года был назначен директором Дубенской мужской гимназии, а 1 января 1915 года награждён чином действительного статского советника. Продолжал службу в гимназии и после 1921 года, когда Ровенский уезд отошёл Польше. Вышел в отставку в 1923 году.Скончался в своём ровенском имении 27 декабря 1929 года. Семья: Был женат на Елизавете Ивановне Петр (родилась в1853), владевшей 50 десятинами земли в Волынской губернии. Их дети: Николай (родился в 1877) окончил Киевскую 1-ю гимназию (1896) и юридический факультет университета Святого Владимира (1901). На службе в Министерстве путей сообщения, затем в Министерстве финансов, член правления Союза русского сокольства; Иван (родился в1882), окончил Киевскую 1-ю гимназию (1900) и Киевский политехнический институт; Владимир (родился в1884), окончил Киевскую 1-ю гимназию (1902) и медицинский факультет университета Святого Владимира (1910). С 1911 года — младший врач 18-го пехотного Вологодского полка; Андрей (родился в1886) выпускник Киевской 1-й гимназии, студент историко-филологического факультета университета Святого Владимира; Ольга (1879—1960). Награды: Орден Святого Станислава III степени (1882); Орден Святой Анны III степени (1894); Орден Святого Станислава II степени (1898); Орден Святой Анны II степени (1903); Орден Святого Владимира IVстепени (1906); медаль «В память царствования императора Александра III»; нагрудный знак по случаю 100-летнего юбилея Киевской I гимназии (1911). Труды: Избранные сочинения Платона с примечаниями. Выпуски 1-2. — Киев, 1884—1880;Славянская библиография // Славянский ежегодник, издаваемый киевским славянским обществом. Выпуск VI, 1884;Учебник латинского языка для трех низших классов гимназий и прогимназий. Часть I. — Издание 3-е, Киев, 1891;Учебник латинского языка для трех низших классов гимназий и прогимназий. Часть II. — Издание 4-е, Киев, 1898;Греческо-русский словарь, изданный Киев. отдел. Общества классической филологии и педагогики. — Издание 2-е. Киев, 1890;Платон: Критон. С введением, примечаниями и 3 рисунками. — Издание 2-е. Санкт-Петербург, 1896;Платон: Апология Сократа. С введением, примечаниями и 5 рисунками. — Издание 4-е. Санкт-Петербург, 1897;Греческо-русский словарь, изданный Киев. отдел. Общества классической филологии и педагогики. — Издание 3-е. Киев, 1901;Греческие слова в русском языке. — Киев, 1901;Критические замечания к тексту Платоновой Апологии Сократа. — Киев, 1901;Учебник латинского языка для младших классов гимназий и прогимназий. — Издание 7-е. Киев, 1905;Латинская грамматика в объеме гимназического курса. — Издание 3-е, Киев, 1908. — Киев, 1916;Латинская хрестоматия с упражнениями. — Киев, 1908—1915;Краткая латинская грамматика для младших классов гимназий и прогимназий. — Киев, 1910. Источники: Столетие Киевской Первой гимназии: Том 1. — Киев, 1911. — Cтраница 151; Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 год. — Петроград, 1917. — Cтраница631; Кальченко, Т.В. Киевский клуб русских националистов: историческая энциклопедия. — Киев: Киевские ведомости, 2008. — Cтраница 207; Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 5. Н — П. Москва: «Пашков дом», 1999. — Cтраница632.

Daniel_Burley_Woolfall_1908_year (523x700, 284Kb)
1852
Дэниел Бёрли Вулфолл (Daniel Burley Woolfall)
второй президент ФИФА. Родился в Блэкберне, Ланкашир, Англия, Великобритания. Был во главе ФИФА в период с 1906 по 1918 годы. До того, как Вулфолла избрали президентом ФИФА он был членом Футбольной ассоциации Англии от Блэкберна, под его контролем находился английский футбол и часть французских клубов, входивших в ассоциацию.На посту президента ФИФА он занимался унификацией правил футбола, принимал участие в организации футбольных турниров Олимпийских игр 1908 и 1912 годов. Кроме международных правил футбола он также разработал основные положения о деятельности ФИФА, часть из которых применяется до сих пор. Международные соревнования были разделены на клубные и национальные. Участие членов ФИФА в других международных коммерческих турнирах было запрещено.Он активно занимался распространением влияния ФИФА и расширением её географии. До 1909 года в организации состояли только европейские страны. Усилиями Вулфолла к международной федерации присоединились ЮАР (1909), Чили (1912), Аргентина (1912) и США (1913). Умер 24 октября 1918 года.

1853
Александр Александрович Арсеньев
участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, земский деятель, статский советник, дворянин.Помещик Ефремовского уезда (сельцо Концово, деревня Дубровка) Тульской губернии. Воспитанник Пажеского корпуса. В 1872 году произведён из камер-пажей в прапорщики лейб-гвардии Семёновского полка, с 1877 года — поручик. Возглавлял полковую учебную команду (1876 год), был командиром роты в 1878 году.За храбрость и боевые заслуги получил награды: орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за переход через Балканы); орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (за отличие в боях с турками под Филиппополем 3—5 января 1878 года); румынский крест в память участия с румынским войском во взятии Плевны; Светло-бронзовая медаль за участие в войне с Турцией 1877—1878 годов. Уволен в отставку 3 ноября 1878 года с производством в штабс-капитаны.С 1881 года — участковый мировой судья Ефремовского уезда, с 1884 года — почётный мировой судья. В 1885-1886 годах — ефремовский уездный предводитель дворянства. С 1887 года — снова участковый мировой судья. 1 сентября 1890 года был назначен земским начальником Ефремовского уезда Тульской губернии. B 1901 году получил орден святого Станислава II степени и чин статского советника. Дальнейшая его судьба неизвестна. Литература: Чернотяпов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. — Москва, 1908. — Том 1 (10); Золотая книга Ефремова. — 1-е издание — Издательство «Неография», 2005. — 192 страницы; Чернотяпов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии. Родословец добавочный. — Москва, 1912. — Том 8 (18); Чернотяпов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии: Материалы культурно-бытовые и генеалогические. — Том 9 (18); Яблочков М.Т. Дворянское сословие Тульской губернии. — Тула, 1903. — Том 6.

Bardina (570x700, 148Kb)
1853
Софья Илларионовна Бардина
известная деятельница народнического движения 1870-х годов.Софья Илларионовна Бардина являлась дворянкой Тамбовской губернии, дочерью землевладельца, бывшего моршанского частного пристава. Родилась в селе Дьячьем (Шацкий уезд Тамбовская губерния). В 1871 году окончила с отличием Тамбовский институт и уехала в Цюрих, где слушала лекции на медицинском факультете Цюрихского университета. Там С.Бардина принимает активное участие в делах революционной эмиграции, работает в наборной газеты «Вперёд!», входит в женский революционный кружок «Фричи», где, будучи старшей по возрасту (в основном девушки 17—18 лет, в том числе Вера Фигнер, Ольга и Вера Любатович) и, соответственно, образованней, становится лидером. Позднее, в 1877 году, участницы кружка предстанут перед судом почти в полном составе во время так называемого московского «процесса 50-ти». В конце 1874 года Бардина возвращается в Россию и, поступив на фабрику в Москве, ведёт там революционную пропаганду. Арестованная 4 апреля 1875 года, она стала участником «процесса 50-ти», проходившем с 21 февраля по 14 марта 1877 года в суде Особого присутствия правительствующего Сената. 9 марта 1877 года Софья произнесла на суде свою знаменитую речь, в которой утверждала, что она «мирная пропагандистка», что такая пропаганда ведётся совершенно открыто во всем культурном мире, что она, Бардина, вовсе не враг семьи, собственности и государства, как в этом старается уверить судей прокуратура, а стремится лишь к тому, чтобы эти институты были реформированы на более справедливых основаниях: «Я не прошу у вас милосердия, я не желаю его, — я убеждена, что наступит день, когда даже и наше сонное и ленивое общество проснётся и стыдно ему станет, что оно так долго позволяло безнаказанно топтать себя ногами, вырывать у себя своих братьев, сестёр и дочерей и губить их за одну только свободную исповедь их убеждений. Преследуйте нас, за вами пока материальная сила, господа, но за нами сила нравственная, сила исторического прогресса, сила идеи, а идеи — увы! — на штыки не улавливаются». Была приговорена к десяти годам каторжных работ, но при конфирмации этот приговор был заменён поселением в Сибири; 9 января 1878 года водворена в Ишиме Тобольской губернии. 27 декабря 1880 года бежала из ссылки; появилась в России, но почувствовала, что её силы надломлены. Уехала за границу, но то же душевное состояние не оставляло её и там, и 14 апреля 1883 года застрелилась в Женеве.

Alwin Schroeder (486x700, 200Kb)
1855
Альвин Шрёдер (немецкое имя — Alwin Schroeder)
немецко-американский виолончелист. Родился в Нойхальденслебене,Саксония-Анхальт, Германская империя.Сын скрипача Карла Шрёдера (1816—1890), брат Карла и Германа Шрёдеров. Учился у своего отца и старшего брата Германа, затем в Берлинской Высшей школе музыки у Генриха де Аны и Вильгельма Таперта. В 1867—1873 гг. выступал в составе струнного квартета вместе с тремя братьями, исполняя партию альта (помимо Карла на виолончели и Германа-примариуса, вторую скрипку играл ещё один брат, Франц). В 1872 г. дебютировал в оркестре под управлением Карла Либиха как скрипач, с 1875 г. окончательно перешёл на виолончель, затем выступал в Гамбурге. С 1880 г. в Лейпциге, вице-концертмейстер группы виолончелей (концертмейстером был Юлиус Кленгель) в Гевандхаус-оркестре, в 1883—1889 гг. играл в квартете Генри Петри, затем также профессор Лейпцигской консерватории. С 1891 г. в США, первоначально как первая виолончель Бостонского симфонического оркестра. Одновременно с пультом в оркестре занял место виолончелиста в известном Квартете Кнайзеля, участник ряда заметных событий музыкальной жизни США, в том числе мировой премьеры Американского квартета Антонина Дворжака (1894). В 1907 г. Шрёдер покинул квартет и уехал в Германию, однако годом позже вернулся, отметив возвращение концертом в Карнеги-холле в сопровождении Нью-Йоркского симфонического оркестра; по мнению рецензента «New York Times», произведения Габриэля Форе и Леона Боэльмана были исполнены Шрёдером «с широтой, достоинством и уравновешенностью, красивым и благородным тоном, безошибочной интонацией, которые всем хорошо памятны как отличительные черты его искусства». Как ансамблист в 1908—1910 гг. играл в квартете Вилли Хесса, после 1915 г. выступал также в составе фортепианного трио Адели Маргулис.Шрёдер известен также как педагог, составитель сборника «170 фундаментальных упражнений для виолончели» (170 Foundation Studies for Violoncello, в трёх частях). Шрёдеру посвящены Маленькая сюита для виолончели и фортепиано Ферруччо Бузони (1885) и первый том «Высшей школы виолончельной игры» Давида Поппера (1901). Умер в городе Бостон, штат Массачусетс, США, 17 октября 1928 года.

МаріяПроскурівна (486x700, 221Kb)
1860
Мария Степановна Проскуривна (украинское имя — Марія Степанівна Проскурівна; в замужестве — Семенко)
украинская и советская писательница конца XIX — первой трети XX вв., мать поэта Михаила Семенко.Мария Проскуривна родилась в селе Кибинцы Полтавской губернии, в крестьянской семье. Информация о рождении противоречива: одни источники называют датой рождения писательницы 15 июня 1863 года, другие — 15 февраля того же года, третьи — 1860 год. Образование Мария Проскуривна получила дома и в начальной сельской школе. Под влиянием старшего брата Ивана, образованного унтер-офицера, Мария Степановна обнаружила большое стремление к украинскому слову. Она воспитывалась в довольно состоятельной семье, поэтому имела возможность ознакомиться с украинской и российской художественной литературой.Талант писательницы проснулся у Марии Степановны ещё в юности, однако длительное время её произведения не издавались. К 1914 году в свет вышло только три повести — «Влас», «Госпожа писарка» и «От сена к соломе», которые получили одобрительные критические отзывы. После поражения Украинской революции осталась жить в Украинской ССР. На страницах советских журналов «Родной край», «Красный путь», «Глобус», «Вселенная» было издано несколько рассказов писательницы.Умерла 19 октября 1945 года. Семья: Супруг — Василий Леонтьевич Семенко, волостной писарь в Кибинцах, в 1912—1913 годах писарь уездной земской управы в городе Хорол. Дети: Михаил (1892—1937), один из создателей нового литературного направления в украинской литературе — футуризма; Василий (1895—1915), художник, основоположник кубизма в украинском изобразительном искусстве. Погиб на фронте во время Первой мировой войны; Александр (родился около 1900 года), инженер.
Творчество
Творчеству Марии Проскуривны присущ бытовизм, писательница часто обращалась к изображению картин из жизни украинских крестьян (рассказ «Хлопотная речушка») и к автобиографическому материалу. Она не затрагивала политические проблемы и проблемы революционного движения. Писательница также обращалась к криминальным сюжетам, исследовала феномен человеческой жестокости (рассказы «Святой дух», «Опорок», «Маруся-Московка»).Сергей Ефремов дал такую характеристику её произведениям:«Спокойным тоном и в простенькой, напиветнографичной форме умеет Проскуривна изображать красивые картины из украинской жизни, представляя пластически вырисованные фигуры действующих лиц.»Произведения: «Уляся»; «От сена к соломе»; «Госпожа писарка»; «Хлопотная речушка»; «Маруся-Московка» (1912); «Святой дух» (1927); «Опорок» (1928).

tomson (590x700, 74Kb)
1860
Александр Иванович Томсон (Thomson)
российский и советский лингвист, последователь Ф.Ф.Фортунатова. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1910). Статский советник (1899).Родился близ Дерпта,Лифляндская губерния, в семье лютеранина Иоганна Томсон, который служил лесничим недалеко от Тарту (Эстония). Мать будущего ученого звали Эмилией. Она была эстонкой и по-русски вообще не говорила.Окончив факультет в Санкт-Петербурге факультет восточных языков курс по санскритско-персидскому разряду, в 1887 году Томсон защитил при Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра: "Лингвистические исследования", а четырьмя годами позже, уже в Москве – диссертацию на степень доктора: "Историческая грамматика современного армянского языка города Тифлиса". После стажировки в Париже в 1897 году Томсон переехал в Одессу, где впоследствии стал ординарным профессором, а затем заведующим кафедры сравнительного языковедения и санскрита Императорского университета. Он же создал при Новороссийском университете в Одессе кабинет экспериментальной фонетики. В период работы в Одесском университете Томсон обратился к изучению русского языка и сравнительной грамматики славянских языков. Особое место в его трудах отводилось вопросам исторического синтаксиса. Много времени ученый посвящал вопросам правописания. До сих пор известностью пользуется его учебник “Общее языковедение” (Одесса, 1909; Одесса, 1910, издание 2). Этот учебник оказал большое влияние на многих крупных лингвистов начала века. Он служил настольной книгой преподавателей высших учебных заведений дореволюционной России, был основой различных работ по популяризации учения о языке среди населения. Научную деятельность Александр Иванович совмещал с практикой преподавания. На его лекциях аудитория была всегда заполнена, а среди его слушателей особое место впоследствии занял Иосиф Моисеевич Тронский, который прослушал у А.И.Томсона курс сравнительной грамматики индоевропейских языков и санскрита. В дальнейшем Тронский стал одним из самых выдающихся историков античной литературы, переиздававшегося множество раз учебника по истории античной литературы. Существует версия, что среди учеников Томсона был и выдающийся теоретик литературы М.М.Бахтин, который поступил в 1911 году в Новороссийский университет. Одно известно, что два выдающихся филолога были знакомы, а о Томсоне Бахтин сказал следующее: «Я помню, замечательный был лингвист Томсон. Он был прекрасный лингвист, прекрасный лингвист. Мы учились и сдавали по его великолепному учебнику… „Введение в языкознание“». Сын лифляндского лесника, давший начало армяноведению, посвятивший множество работ русскому и сравнительному языкознанию, Александр Иванович был разносторонним ученым. В круг его интересов входили вопросы преподавания языков, общего и сравнительного языкознания, исторической фонетики, экспериментальной фонетике. За свои заслуги перед Отечеством Томсон был произведен в звание действительного тайного советника, что соответствовало генеральскому званию в царской России. А 4 декабря 1910 года Александр Иванович становится член-корреспондент Академии Наук, что для лингвистов было и остается большой редкостью. Шли годы, десятилетия. Одесский университет обрел два факультета, на которых изучаются теория и практика языков по более десятка специальностям. Умер в Одессе от воспаления легких27 ноября 1935 года.Похоронен на 2-м Христианском кладбище.Выступал против лингвистических построений Н.Я.Марра. Среди учеников А.И.Томсона особое место занимают создатель теории речевых жанров М.М.Бахтин и выдающийся филолог-классик И.М.Тронский. Награды: Орден Святой Анны IIIстепени; Орден Святого Станислава (Российская империя) II степени (26 мая 1896); Медаль «В память царствования императора Александра III». Сочинения: Лингвистические исследования, том 1, Санкт-Петербург, 1887; Историческая грамматика современного армянского языка города Тифлиса, Санкт-Петербург, 1890; Лингвистические исследования, Санкт-Петербург, 1897; К синтаксису и семасиологии русского языка, Одесса, 1903; Фонетические этюды, Варшава, 1905; К вопросу о возникновении родительно-винительного падежа в славянских языках, "Известия отделения русского языка и словесности", 1908, том 13, книга 3.). Литература: Алпатов В.М. Воспоминания П.С.Кузнецова о А.И.Томсоне // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1995. — № 2;Пеший А.И. Новатор. Памяти Александра Ивановича Томсона (1860—1935) // Вестник Одесского историко-краеведческого музея. — 2016. — Выпуск 15;Робинсон М.А. Судьбы академической элиты. Отечественное славяноведение (1917 — начало 1930-х годов). — Москва, 2004;Томсон Александр Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978;Томсон, Александр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1901. — Том XXXIIIa. — Страница 493.

Ernestine_Schumann-Heink_1916 (555x700, 159Kb)
1861
Эрнестина Шуман-Хайнк (немецкое имя — Ernestine Schumann-Heink)
австро-американская оперная певица, контральто. Прославилась благодаря невероятно красивому, богатому, гибкому голосу широчайшего диапазона. Родилась Эрнестин Рёсслер (Ernestine Rössler) в немецкоговорящей семье, в городке Либен, Богемия, Австрийская империя (Lieben, Bohemia, Austrian Empire) – ныне входящем в состав Чешской Республики. Отец девочки, Ганс Рёсслер (Hans Rössler), когда-то был офицером австрийской кавалерии; уже потом, встретившись с матерью Эрнестины, Шарлоттой Голдман (Charlotte Goldman), он решил осесть на месте и переквалифицировался в сапожники. В 1864-м Рёсслеры перебрались в Верону (Verona); еще через два года, из-за разгоревшейся не на шутку Австро-прусской войны, они переехали в Прагу (Prague). После окончания войны Ганс перевез семью в Краков (Kraków); окончательно, однако, Рёсслеры осели лишь в Граце (Graz). Именно в Граце Эрнестина и повстречала первую свою наставницу вокального искусства, бывшую оперную певицу Марриэтту фон ЛеКлэр (Marietta von LeClair). В 1877-м Рёсслер впервые вышла на сцену сама, исполнив в паре с сопрано Марией Вильт (Maria Wilt) 9-ю Симфонию Бетховена (Beethoven's Ninth Symphony); оперный дебют её произошел через год, 15-го октября 1878-го – на сцене Дрезденского королевского оперного театра Эрнестина пела партию Азучены (Azucena) в 'Трубадур' ('Il trovatore') Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). В 1882-м Рёсслер вышла замуж за Эрнеста Хайнка (Ernest Heink) из дрезденского Саксонского оперного театра– больше известного под названием Опера Земпера (Semperoper). У Эрнста и Эрнестины было четверо детей. К сожалению, их брак противоречил условиям их профессиональных контрактов; вскоре оба супруга лишились своих мест. Хайнк нашел себе работу на таможне и скоро переехал в Гамбург (Hamburg); Эрнестина некоторое время продолжала работать в Дрездене, однако в конечном итоге все же последовала за своим мужем.
schumann-heink_1 (486x700, 198Kb)
К сожалению, вскоре Хайнк вновь лишился работы – на сей раз пострадал он из-за своих саксонских корней. Эрнеста депортировали в Саксонию; Эрнестина – на тот момент беременная – за ним не последовала; в 1893-м они развелись. Позже певица вышла замуж второй раз, за актера Пола Шумана (Paul Schumann); этот брак разорвала лишь смерть Шумана в 1904-м. Первую действительно крупную роль Эрнестина получила в Гамбургском оперном театре – вскоре после того, как примадонна Мари Гётце (Marie Goetze) всерьез повздорила с режиссером. Предложенную ей роль Кармен (Carmen) Хайнк сумела блестяще исполнить без всяких репетиций; это еще больше разозлило Гётце, так что позже Эрнестине достались еще две её роли. Певица блестяще справилась и с ними, в награду за что и получила контракт на 10 лет. Постепенно Эрнестина сумела прославиться и на международном уровне. На сцене Королевского оперного театра Лондона (Royal Opera House, London) Шуман-Хайнк выступала вместе с самим Густавом Малером (Gustav Mahler). Позже – в период с 1896-го по 1914-й – Эрнестина работала в Байрейте (Bayreuth), в серии вагнеровских постановок. В 1898-м певица впервые выступила в Нью-Йорке (New York City), в Метрополитен Опера (Metropolitan Opera); позже она еще не раз вернется в этот легендарный оперный театр. В 1900-м Шуман-Хайнк впервые в жизни записала свое пение на фонограф; в дальнейшем ей не раз доводилось запечатлевать свой чудесный голос на искусственных носителях. Крах Уолл-Стрит (Wall Street) в 1929-м стоил Эрнестине почти всех её сбережений; 69-летняя Шуман-Хайнк была даже вынуждена вернуться на давно оставленную сцену. Последний раз в опере Эрнестина спела в 1931-м; в дальнейшем она ограничивалась радиопостановками. Скончалась певица в Голливуде, штат Калифорния, США, от лейкемии 17 ноября 1936 года. Её останки были погребены на Мемориальном кладбище Гринвуд в городе Сан-Диего.

otto_wiener1 (496x700, 113Kb)
1862
Отто Генрих Винер (немецкое имя — Otto Heinrich Wiener)
немецкий физик и педагог. Родился в Карлсруэ. Окончил Берлинский университет (1886), в 1887 г. получил степень доктора в Страсбургском университете. С 1891 г. – профессор высшей технической школы в Ахене, с 1895 г. – университета в Гиссене, с 1899 г. – Лейпцигского университета и директор Института физики при университете. Основные научные исследования в области оптики.
Otto_Wiener_(physicist) (539x700, 133Kb)
Отто Винер в лаборатории
В 1890 г. выполнил опыт со стоячими световыми волнами, показавший, что колебания электрического поля совершаются перпендикулярно к плоскости поляризации, а колебания магнитного поля – в самой плоскости (опыт Винера). Умер в Лейпциге 18 января 1927 года.
ottowienerгообл (700x525, 121Kb)
Похоронен на Южном кладбище в Лейпциге.

Колбасьев_Евгений_Вик_капитана_2-го_ранга._~1910-1915гг._e1 (517x700, 254Kb)
1862
Евгений Викторович Колбасьев
русский изобретатель в области военно-морского дела, преподаватель Кронштадтской водолазной школы, капитан 1-го ранга.Родился в Одессе, в семье дворян Таврической губернии Виктора и Лидии Колбасьевых. Кроме него в семье было ещё 4 ребенка.В 1883 году окончил петербургское Морское училище, после чего служил в Кронштадтском флотском экипаже, обучался водолазному делу. С 1886 года начал заниматься проблемами подводной телефонии.В 1889—1890 годах разработал систему телефонной связи с водолазом и способ подводного освещения. С 1891 года преподаватель Кронштадтской водолазной школы.В 1892 году совместно с А.С.Поповым учредил Кронштадтское отделение Русского Технического общества.В 1893 организовал в Кронштадте «Опытную механическую и водолазную мастерскую» по производству водолазного снаряжения и телефонных установок для кораблей. В конце 1890-х годов в его мастерской также изготавливались приборы для экспериментов Попова по беспроводной связи. Изготовленный в мастерской образец грозоотметчика Попова демонстрировался в действии летом 1900 года на Всемирной выставке в Париже. В 1899 году вместе с П.Н.Рыбкиным и Д.С.Троицким участвовал в экспериментах по беспроводной связи в Финском заливе с использованием приборов, изготовленных в его мастерской по схемам Попова и Рыбкина. В конце лета 1899 года вместе с Поповым и Рыбкиным участвовал в испытаниях трёх станций беспроводного телеграфа, приобретённых Морским ведомством у фирмы Дюкрете и установленных на кораблях Черноморского флота. Проверялись и «телефонные приёмники депеш» для приёма телеграфного сигнала на слух, изготовленные в его мастерской. Колбасьев понимал перспективность нового вида связи и предлагал свои услуги по изготовлению приборов в массовом количестве, но Морское ведомство не захотело пользоваться услугами частной мастерской, поэтому была организована специальная мастерская при Кронштадтском порте под руководством Е.Л.Коринфского. Россия. Подводная лодка «Пётр Кошка» изобретателя. Около 1901 г.
КолбасьевРоссия. Подводная лодка (700x419, 177Kb)
Россия. Подводная лодка «Пётр Кошка» изобретателя. Около 1901 г.
Автор оригинальной конструкции плавающей мины и нескольких проектов подводных лодок, в том числе первой российской электрической лодки «Матрос Пётр Кошка», созданной к 1901 году. В одном из проектов подводной лодки предусматривалась установка торпедных аппаратов системы Колбасьева, обеспечивавших залповую стрельбу. Колбасьев заметно опередил время, первыми создав секционный метод строительства подводных лодок. В разобранном виде подлодка помещалась в обычном железнодорожном вагоне, а процесс сборки занимал до 6 часов.Вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Выйдя в отставку, приобрёл в Севастополе один из устричных заводов вблизи Килен-балки. Убит бандитами при попытке ограбления 20 ноября 1918 года в городе Инкерман в Крыму.Похоронен на монастырском кладбище монастыря Святого Климента в Инкермане. Изобретения: Система телефонной связи с водолазом, 1889—1890; Способ подводного освещения, 1890; Конструкция корабельного телефонного аппарата, 1891—1894; Конструкция плавающей мины, 1890-е. Литература: Колбасьев, Евгений Викторович // Военный энциклопедический словарь. — Москва: Военное издательство Министерства обороны союза СССР, 1986. — Страница 339. — 863 страницы. — 150 000 экземпляров; Испытание телефонов Е.В.Колбасьева, "Военный связист", 1951, № 1; Позднев А., Творцы отечественного оружия, Москва, 1955, страницы 283-284; Головин Г.И., Эпштейн С.Л., Пионер телефонии в русском флоте, "Морской сборник", 1948, № 10, страницы 79-84.

Frantz_Funck-Brentano (549x700, 168Kb)
1862
Жак Кристиан Франц Серафикус Функ-Брентано (французское имя — Jacques Christian Frantz Seraphicus Funck-Brentano)
французский историк, архивист-палеограф и писатель. Родился в замке Мюнсбах, Люксембург. Сын философа и социолога Теофиля Функ-Брентано (1830—1906) и Софии Брентано де Ла Рош (1839—1917), племянницы Клеменса Брентано и Беттины фон Арним. Окончил лицей Людовика Великого, в 1883—1885 обучался в Школе хартий, и одновременно прошел курсы в Школе высших исследований и Сорбонне. Получив специальность архивиста-палеографа, с 1885 по 1928 работал хранителем в библиотеке Арсенала. В 1896 году стал доктором искусств. В 1900 году стал заместителем профессора в Коллеж де Франс, на кафедре Сравнительной истории законодательства. В 1904 году был назначен первым докладчиком объединения «Альянс Франсез» в США. Получил от Министерства просвещения задание изучить распространение французской литературы в Северной Америке. В 1904—1905 годах провел турне с лекциями по Соединенным Штатам и Канаде. 14 января 1905 года выступил в Белом доме перед президентом Теодором Рузвельтом, который дал Функу совет попробовать свои силы в беллетристике. Затем неоднократно ездил как докладчик «Альянс Франсез» в Англию, Австро-Венгрию, Бельгию, Голландию, скандинавские страны, Румынию и Россию. В начале 1914 года в Санкт-Петербурге, в зале на Малой Конюшенной читал лекции о Наполеоне и Жанне д’Арк. Как исследователь, писал работы по истории Парижа и Франции Средних веков и эпохи Старого режима, в чем ему помогало богатое собрание документов библиотеки Арсенала. В частности, занимался историей королевских lettres de cachet и узников Бастилии, в том числе самого знаменитого из них — Железной маски. Ввел в научный оборот документы архива Бастилии. В 1907 году Академия надписей и изящной словесности присудила ему премию Берже за совокупность работ по парижской истории.
Frantz_Funck-Brentanoв библиотеке Арсенала (625x700, 512Kb)
Франц Функ-Брентано в библиотеке Арсенала
В 1922 году стал вице-президентом общества литераторов, 25 февраля 1928-го был избран членом Академии моральных и политических наук. В 1923 году получил от Французской академии Большую премию Гобера за научно-популярную книгу «Средние века», изданную в серии «История Франции, рассказанная всем». В 1927 году в университете Гельгсингфорса, а в 1933-м в Будапеште и Сегеде читал лекции по истории французского искусства. В качестве литератора был соавтором нескольких пьес, поставленных в «Атенее» и «Одеоне», и участвовал в постановке четырех балетов в Опере. Последовав совету президента Рузвельта, написал несколько беллетристических произведений на исторические сюжеты. Как журналист и публицист сотрудничал в правых изданиях: в «Minerva» (исторический и литературно-критический журнал, издававшийся националистами и монархистами) и право-радикальных журналах Шарля Морраса «Revue d’Action française» и «L’Action française». Умер в городе Монфермей, департамент Сен-Сен-Дени, Франция, 13 июня 1947 года. Награды: Большая премия Гобера (1923); Кавалер ордена Почётного легиона. Произведения: La Mort de Philippe le Bel: étude historique. — P.: Picard, 1884; Philippe le Bel et la noblesse franc-comtoise. Nogent-le-Rotrou: Imprimerie de Daupeley-Gouverneur, 1888; Catalogue des manuscrits de la bibliothèque de l’Arsenal. T. 9. Archives de la Bastille. — P.: Plon, Nourrit et cie, 1892: Part 2; Part 3; L’Homme au masque de velours noir dit Le Masque de fer // Revue historique. T. 56, nov.-dec. 1894; Annales gandenses. — P.: Picard, 1896; Les origines de la guerre de cent ans: Philippe le Bel en Flandre. — P.: Champion, 1896; De exercituum commeatibus tertio decimo et quarto decimo saeculis post Chrisyum satum. — P.: Champion, 1896; Légendes et archives de la Bastille. 2e ed. — P.: Hachette, 1898; Le Drame des poisons, études sur la société du XVIIe siècle et plus particulièrement la cour de Louis XIV d’après les archives de la Bastille. — P.: Hachette, 1899; La Prise de la Bastille (1789, 14 juillet). — P.: Fontemoing, 1899; Chronique artésienne (1295—1304) nouvelle édition, et Chronique tournaisienne (1296—1314): publiée pour la première fois d’après le manuscrit de Bruxelles. — P.: Picard, 1899; L’Affaire du collier, d’après de nouveaux documents. — P.: Hachette, 1901; La Mort de la reine, les suites de l’affaire du collier. — P.: Hachette, 1901; Les Lettres de cachet à Paris : étude, suivie d’une liste des prisonniers de la Bastille (1659—1789). — P.: Imprimerie nationale, 1903; La Bastille des comédiens: le For l'Évêque. — P.: Fontemoing, 1903; Les Brigands. — P.: Hachette, 1904, rééd. P.: Tallandier, 1978; Les Nouvellistes (совместно с Полем д’Эстре). — P.: Hachette, 1905; Joliclerc, volontaire aux armées de la Révolution: ses lettres (1793—1796). — P.: Perrin; Mandrin, capitaine général des contrebandiers de France, d’après des documents nouveaux. — P.: Hachette, 1908; Figaro et ses devanciers (совместно с Полем д’Эстре). — P.: Hachette, 1909; L’Ancienne France — Le Roi. — P.: Hachette, 1912; L’ameublement français sous la renaissance. — P.: Les Arts Graphiques, 1913; Les Traditions Françaises dans le Grand-Duché de Luxembourg. — Chantenay Villedieu: imprimerie Cornuel, 1917; L'Île de la Tortue, La Renaissance du Livre. — P.: 1929, rééd. P.: Tallandier, 1979. — ISBN 978-223-500-7740; Le Moyen Age (dans la collection de l’Histoire de France racontée à tous). — P.: Hachette, 1923; Les origines de l’Histoire de France. — P.: Hachette, s. d. [1925] (dans la collection de l’Histoire de France racontée à tous); Retif de la Bretonne: Portraits et documents inedits. — P.: Albert Michel, 1928; L’Ancien Régime. — P.: Fayard; Lucrèce Borgia. — P.: éditions de la Nouvelle Revue Critique, 1932; Le Masque de fer. — P.: Flammarion 1933; Luther. — P.: Grasset, 1934; La société sous l’Ancien Régime. — P.: Flammarion, 1934; La Monarchie française. — P.: Flammarion, 1934; Cour du Roi-Soleil. — P.: Grasset, rééd. P.: Grasset, 2013. — ISBN 978-224-680-7223; Liselotte, duchesse d’Orléans, mère du régent. — P.: éditions de la Nouvelle Revue Critique, 1936; Scènes et tableaux de la Révolution, Gautier-Languereau, 1934; Ce qu'était un Roi de France. — P.: Hachette, 1940; Marat, ou le mensonge des mots. — P.: Bernard Grasset, 1941; Le Moyen Âge. — P.: Hachette, 1943; Féodalité et chevalerie. — P.: Éditions de Paris, 1946. Семья: Жена (29 июля 1885): Алис Регре (1862—1919), дочь Леона Бартелеми Регре (1833—1886), главного инженера Компании Восточных железных дорог, и Луизы Ламарль (1832—1919). Дети: Софи Функ-Брентано (1886—1922). Муж (27.7.1940): Пьер Шессон (1887—1971), инспектор финансов; Луиза Функ-Брентано (1888—1965). Муж 1) (7.10.1911): Жорж Жозеф Филипп Амьо (1886—1914), лейтенант артиллерии, погиб на фронте; 2): Морис Легран (1875—); Леон Функ-Брентано (1890—1916), майор медицинской службы, погиб на фронте; Теофиль Функ-Брентано (1892—1916), военный летчик, кавалер Военного креста. Сбит 15 февраля 1916 в районе Сен-Дьё (Вогезы); Кристиан Функ-Брентано (1894—1966), сооснователь газеты «Монд».

Фаусек, Юлия Ивановна (521x700, 140Kb)
1863
Юлия Ивановна Фаусек (Андрусова)
русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н.И.Андрусова, жена биолога профессора Московского университета В.А.Фаусека. Родилась в городе Керчь, в семье штурмана Российского Общества пароходства и торговли; рано лишилась отца. Училась в Керченской женской гимназии; в 1884 окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы. Преподавала биологию в средних женских учебных заведениях Петербурга, продолжая заниматься наукой. Позднее, отойдя от биологической науки, стала заниматься проблемами дошкольной педагогики. Посетила Италию для изучения педагогического метода Марии Монтессори и стала наиболее видным пропагандистом этого метода в России. В 1913 году в Частном 8-классном Коммерческом училище М.А.Шидловской Мин-ва торговли и промышленности открыла первый в России детский сад по системе Монтессори. В 1918 году возглавила детский сад при 25-й Советской школе, которая располагалась в здании бывшей Николаевской гимназии на ул. Офицерской (ныне Декабристов). Тогда же начала преподавать в Институте дошкольного воспитания и Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена. С июня 1920 года в здание института на Мойке 48 переехал и её детский сад по системе Монтесори. Его посещали 200 детей в возрасте от одного года до девяти лет. В 1926 году новые методы в педагогике были запрещены по идеологическим мотивам; тем не менее Ю.И.Фаусек продолжала разрабатывать идеи Монтессори. Умерла в блокадном Ленинграде в 1942 году. Оставила воспоминания, хранящиеся в Российской национальной библиотеке (частично опубликованы). Семья: Муж — Виктор Андреевич Фаусек (1861—1910) — профессор, директор Высших женских (бестужевских) курсов. Дети: Сын — Всеволод Викторович Фаусек (1889, Санкт-Петербург — 28 января 1910, Санкт-Петербург); Сын — Владимир Викторович Фаусек (1892, Санкт-Петербург — 14 июля 1915, Санкт-Петербург); Дочь — Наталия Викторовна Фаусек (1893 либо 1895, Санкт-Петербург — 1953) — актриса, заслуженная артистка РСФСР; Сын — Николай Викторович Фаусек (1894, Неаполь — 1938, Москва). Память: В городе Керчь, на улице Айвазовского, в ветхом состоянии сохранился дом, в котором Андрусовы провели детство. Избранные труды: Андрусова Ю.И. Инфузории Керченской бухты: Из работ зоологической. лаборатории Сибирского университета. — Санкт-Петербург: типография В.Демакова, 1886. — 24 страницы. — (Оттиск из // Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей / Труды – 1886. – Том 17, Выпуск 1); Геометрия в элементарной школе Монтессори / Перевод с итальянского: Ю.Фаусек. — [Петроград]: Начатки знаний, 1922. — 24 страницы; Таубман В. В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. — Петроград; Москва: Мысль, 1923. — 133 страницы; Фаусек Ю.И. Бумажное царство: Вырѣзывание изъ цвѣтной бумаги, какъ пособіе при веденіи «предметныхъ уроковъ»: Выпуск 1. — Санкт-Петербург: Я.Башмаков и К˚, 1912. — 31 страница; Фаусек Ю.И. Грамматика у маленьких детей по Монтессори. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928. — 76 страниц. — (Библиотека педагога). — 4000 экземпляров; Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори. — Берлин; Петроград; Москва: З.И.Гржебин, 1923. — 215 страниц. || Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. — 2-е издание, исправленное — Москва; Ленинград: Госиздат, 1926. — 224 страницы— (Библиотека педагога); Фаусек Ю.И. Значение рисования в школе Монтессори: Опыты и наблюдения. — Петроград: Время, 1923. — 62 страницы; Фаусек Ю.И. Как живёт Баба-Яга. — Санкт-Петербург: товарищество О.Н.Поповой, 1913. — 16 страниц; Фаусек Ю.И. Как жили Наташа и Коля: [Рассказы для детей]. — Москва: Посредник, 1928. — Тома 1–6. — 67 страниц. — (Книга 1. На улице; книга 2. Дома; книга 3. В гостях у бабушки; книга 4. В саду осенью; книга 5. В саду зимой; книга 6. Товарищи); Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. — Петроград : Время, 1924. — 82 страницы; Фаусек Ю.И. Мѣсяцъ в Римѣ в «Домахъ дѣтей» Маріи Монтессори. — Петроград: типография М.Волкова, 1915. — 189 страниц; Фаусек Ю.И. О внимании у маленьких детей (по Монтессори): Доклад, читанный в психолической лаборатории Педагогического музея. — Петроград : Начатки знаний, 1922. — 16 страниц — (Педагогическая библиотека, № 9); Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. — Москва: Государственное издательство, 1922. — 107 страниц || . — Ленинград, 1924. — 113 страниц; Фаусек Ю.И. Обучение счёту по системе Монтессори. — Ленинград: Государственное издательство, 1924. — 120 страниц. — (Учебники и учебные пособия для трудовых школ); Фаусек Ю.И. Похищенная принцесса: Драматическая сказка въ 4-хъ д. для дѣтск. театра. — Санкт-Петербург: типография акционерного общества Брокгаузъ-Ефронъ, 1909. — 36 страниц; Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори). — Петроград: Начатки знаний, 1922. — 23 страниц. — (Педагогическая библиотека, № 10; Фаусек Ю.И. Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов школы. — Ленинград, 1940. — 48 страниц — 1500 экземпляров; Фаусек Ю.И. Школьный материал Монтессори: Грамота и счёт. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1929. — 118 страниц. — (Библиотека педагога). — 4000 экземпляров; Фаусек Ю.И., Сидорова М.А. Как мы занимаемся. — Петроград : Огни, 1922. — 20 страниц; Школьный дидактический материал Монтессори в обработке Ю.И.Фаусек. — Москва: Государственное издательство, 1930. — 210 страниц. — 5000 экз.емпляров

Avilova (465x700, 133Kb)
1864
Лидия Алексеевна Авилова (урождённая Страхова)
русская писательница и мемуаристка. Её произведения печатались в «Живописном Обозрении», «Севере», «Новом Слове», «Русском Богатстве», «Вестник Европы», «Ниве» и других журналах, книги выходили в издательстве «Посредник». Родилась в небогатом дворянском имении Клекотки Епифанского уезда Тульской губернии (ныне Скопинский район Рязанской области). В 1882 окончила гимназию в Москве. В 1887 вступила в брак и перебралась из Москвы в Петербург, где и началась её литературная жизнь. В доме Сергея Николаевича Худекова, мужа сестры, редактора и издателя «Петербургской газеты», познакомилась со многими известными литераторами, в том числе знала А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, И.А.Бунина и других. В 1890 её рассказы начали выходить в петербургских газетах и журналах. В 1896 опубликован первый сборник: «Счастливец и другие рассказы». В 1898 журнал «Русское богатство» напечатал первую повесть Авиловой «Наследники». Ежемесячные литературные приложения к журналу "Нива" в №№3-4 за 1901 год напечатали повесть "Лишнее чувство". В 1906 году с семьёй вернулась в Москву, где продолжила плодотворно трудиться: В октябре 1896 года на сцене петербургского Александринского театра проходила премьера чеховской «Чайки». Успеха она не имела, зато в антрактах шло живое обсуждение, с кого «списан» тот или иной характер, кто именно из театральных кругов обеих столиц послужил прототипом для того или иного образа. Назывались конкретные фамилии, подчас довольно известные. И никто не подозревал, что среди зрителей «Чайки» находится еще одна участница событий, нашедших отражение в пьесе. Выяснилось это лишь много лет спустя, когда вышла в свет книга воспоминаний Лидии Алексеевны Авиловой.
«Власть и другие рассказы» (1906),
«Сын. Рассказ» (1910),
«Первое горе и другие рассказы» (1913),
«Образ человеческий» (1914),
«Пышная жизнь. Камардин» (1918).
В 1914 стала членом «Общества любителей российской словесности». В 1918 — принята в члены Всероссийского союза писателей. В 1922-1924 годах Л.А.Авилова жила в Чехословакии, ухаживая за больной дочерью. В 1924 году вместе с ней вернулась в СССР. В 1929 была избрана почётным членом «Общества А.П.Чехова и его эпохи». Умерла в Москве 27 сентября 1943 года. Похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище. Её могила потеряна, родственниками установлен памятный знак на участке 7А Ваганьковского кладбища
Авилова и А.П.Чехов
Наибольшую известность имеет последняя литературная работа писательницы — мемуары «А.П.Чехов в моей жизни», где она рассказывает о переписке и личных встречах с А.П.Чеховым, и всё произведение выстроено под девизом: «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет» (да и первоначальное название говорит само за себя — «Роман моей жизни»). Эти мемуары вызвали известные споры: некоторые сочли записки Авиловой полностью достоверными, другие подошли к ним критически, считая взгляд писательницы слишком субъективным, а некоторые эпизоды крайне сомнительными. Известно, что Лидия Алексеевна познакомилась с А.П.Чеховым в 1889 году, с 1892 года вела с ним переписку. Антон Павлович рецензировал её рукописи, содействовал в их публикации, давал профессиональные советы, отмечая излишнюю сентиментальность стиля Авиловой. Сочинения: Авилова Л.А. Счастливец и др. рассказы. Санкт-Петербург, 1896; Авилова Л.А. Общее дело. Санкт-Петербург, 1904; Авилова Л.А. Христос рождается. Отчего не поют ангелы. Телефон. Дитя. Рождественские рассказы. Москва, 1912; Авилова Л.А. Первое горе. Москва, 1913; Авилова Л.А. Образ человеческий. Москва, 1914; Авилова Л.А. Пышная жизнь. Камардин. Москва, 1918; Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. — Москва: Советская Россия, 1984. — 335 страниц; Авилова Л.А. Пышная жизнь: Рассказ // Только час: Проза русских писательниц конца XIX-начала XX века / Составитель В.Учёнова. — Москва, 1988. — Страницы 493—504. Литература: Авилова Л.А. [30.V.(11.VI)1864-23.IX.1943] // Краткая лит. энциклопедия. — Москва, 1962. — Том 1. — Страница 57; Авилова Л.А. [урождённая Страхова] // Русские писатели 1800—1917: Биографический словарь. — Москва, 1989. — Том 1. — Страницы 19—20; Невинская И.Н. Авилова Лидия Алексеевна // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — Москва: Флинта; Наука, 1997. — Страницы 7—8. — ISBN 5-02-011304-2; Сочинения Авиловой на сайте Lib.ru: Классика; Авилова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Мария_Александровна_Михайлова (483x700, 178Kb)
1864
Мария (Марья) Александровна Михайлова (в замужестве — Ван Путерен)
русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в Харькове. Училась пению в Санкт-Петербурге на музыкально-драматических курсах Е.П.Рапгофа (у профессора З.П.Гренинг-Вильде). Позднее в течение четырёх лет в летние месяцы совершенствовалась у С.Ронкони (Милан), у С.Бакса (французское имя — Saint-Yves Bax) и Де-Лаборде (Париж). С 1892 года, дебютировав в партии Маргариты Валуа («Гугеноты» Дж.Мейербера), — солистка Мариинского театра. Гастролировала в России (Орёл, Тамбов — 1896; Одесса; Москва — Большой театр, 1902; Владивосток, 1903; Крым, Харьков; Киев, 1903; города Сибири — 1909) и за рубежом: в Чехии (Прага, 1903), Болгарии, Сербии, Греции, Австрии (1903), Японии (1907). В 1912 году, выступив в партии Антониды («Жизнь за царя» М.И.Глинки), завершила театральную карьеру. Последние гастроли состоялись в 1914 году. В последующие годы давала уроки пения. Умерла 18 января 1943 года в Перми, куда была эвакуирована во время войны. Семья: Муж (с 15 февраля 1895) — Михаил Дмитриевич Ван Путерен (1853—1908), педиатр, приват-доцент Медико-хирургической академии; дочь — Ольга (14 октября 1899 — ?).
Творчество
Обладала гибким, лёгким голосом «серебристого» тембра и широкого диапазона, владела колоратурой. Партнёрами М.А.Михайловой на сцене были: М.И.Долина, И.В.Ершов, М.Д.Каменская, М.М.Корякин, В.И.Куза, А.М.Лабинский, М.И.Михайлов, М.А.Славина, Л.В.Собинов, Ф.И.Стравинский, Г.П.Угринович, Н.Фриде, Ф.И.Шаляпин, В.С.Шаронов, Л.Г.Яковлев. Пела под управлением Ф.М.Блуменфельда, Э.А.Крушевского, Э.Ф.Направника.
Её репертуар включал свыше 30 оперных партий, а также произведения Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ж.Массне, Ш.Гуно, Б.Годара, Б.Сметаны, А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.Т.Гречанинова, А.Г.Рубинштейна, С.С.Гулак-Артемовского, Н.В.Лысенко, А.В.Едлички, А.Г.Коципинского, русские и украинские народные песни. Избранные оперные партии: Антонида («Жизнь за царя» М.И.Глинки); Людмила («Руслан и Людмила» М.И.Глинки); Княгиня; Ольга; Наташа («Русалка» А.С.Даргомыжского); Тамара («Демон» А.Г.Рубинштейна); Снегурочка (одноимённая опера Н.А.Римского-Корсакова); Оксана («Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова); Волхова («Садко» Н.А.Римского-Корсакова); Иоланта (одноимённая опера П.И.Чайковского); Даша («Вражья сила» А.Н.Серова); Электра («Орестея» С.И.Танеева) — первая исполнительница (1895, в постановке И.И.Палечека); Наталка («Наталка Полтавка» Н.В.Лысенко); Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта) — первая исполнительница в Мариинском театре (1901); Церлина («Дон Жуан» В.А.Моцарта); Марцелина («Фиделио» Л.Бетховена) — первая исполнительница в Мариинском театре (1905); Розина («Севильский цирюльник» Дж.Россини); Амина («Сомнамбула» В.Беллини); Аннхен («Вольный стрелок» К.М.Вебера); Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно); Лакме (одноимённая опера Л.Делиба); Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж.Мейербера); Берта («Иоанн Лейденский» / «Пророк» Дж.Мейербера); Инесса («Африканка» Дж.Мейербера); Миссис Форд («Виндзорские кумушки» О.Николаи); Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д.Обера); Олимпия («Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха); Каролина («Тайный брак» Д. Чимарозы) — первая исполнительница в России (1895); Микаэла («Кармен» Ж.Бизе); Джильда («Риголетто» Дж.Верди); Наннетта («Фальстаф» Дж.Верди); Виолетта («Травиата» Дж.Верди); Мими; Мюзетта («Богема» Дж.Пуччини); Сантуцца («Сельская честь» П.Масканьи); Воглинда («Гибель богов» Р.Вагнера) — первая исполнительница в России (1903);
Герхильда; Ортлинда («Валькирия» Р.Вагнера).
Дискография
В 1902—1914 годах записала на грампластинки более 300 произведений — арии, романсы, дуэты («Граммофон», «Зонофон», «Пате», «Колумбия» / Columbia, «Лирофон», Музтрест). Некоторые записи хранятся в Центральном музее музыкальной культуры (Москва).
В музыке
А.К.Глазунов посвятил М.А.Михайловой застольную песню «Кубок янтарный» и дуэт «Эх ты, песня» (впервые исполнен ею вместе с М.И.Долиной 2 января 1900 года). Адреса в Санкт-Петербурге: Фонарный переулок, дом 1. Награды: Золотая медаль на Станиславской ленте (1902). Источники: Михайлова Мария Александровна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А.М. — Издание 2-е исправленное и дополненное — Москва, 2008; Патракова А.Л. Голландцы ван (фон) Путерены — династия русских врачей : доклад // Выходцы из Нидерландов и их российские потомки : 13-я ежегодная научная конференция — 2011.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку