-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112407
Комментариев: 6804
Написано: 120882


15 июня родились...

Суббота, 15 Июня 2024 г. 07:17 + в цитатник
Jan_A_Lipski (548x700, 424Kb)
1690
Ян Александер Липский (польское имя — Jan Aleksander Lipski)
польский католический священнослужитель, аббат могильский, кардинал, епископ луцкий (1732) и краковский (1732—1746). Дипломатический и государственный деятель Речи Посполитой. Князь Севежский (1732—1746). Родился в Ольштыне. Представитель знатного рода герба Грабе. Образование получил в Сорбонне и Риме. В 1717 году получил степень «доктора обоих прав». В апреле 1719 года был посвящён в сан священника. Служил канцлером архиепископа гнезненского, с 1724 — подканцлер коронный и президент Трибунала Королевства Польского. Пользовался особым доверием и был духовником короля Августа II Сильного. Владея пятью языками, принимал участие во многих дипломатических миссиях между саксонским (Дрезден) и польским дворами (Варшава). В 1732 году стал епископом луцким, затем через несколько месяцев — краковским. В 1734 году им был торжественно коронован на краковском Вавеле король польский и великий князь литовский Август III и его супруга Мария Жозефа Австрийская. Благодаря расположению короля 20 декабря 1737 года, получил кардинальский сан, однако не получил кардинальскую шапку. Из-за этого не принимал участие в конклаве 1740 года, избравшего папой римским Бенедикта XIV. Когда следующий папа Климент XII предложил Я.Липскому занять место архиепископа гнезнинского и примаса Польши, он отказался от предложения. Ян Липским был покровителем искусств, опекал архитекторов. При нём была проведена реконструкция королевского дворца в Кракове и украшен кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава Краковской архиепархии католической церкви Польши, где он позднее был похоронен. Умер Кельце 20 февраля 1746 года. в Был награждëн орденом Белого орла.

Corfitz_anton_ulfeldt (561x700, 355Kb)
1699
Антон Корфиц фон Ульфельдт (немецкое имя — Anton Corfiz von Ulfeldt)
граф, австрийский политический, государственный и дипломатический деятель, канцлер и министр иностранных дел Габсбургской монархии. Из дворян, выходцев из Дании. С 1738 был австрийским послом в Гааге и Константинополе. В 1742—1753 годах носил титул канцлера (Staatskanzler) Священной Римской империи, отвечал за внешнюю политику Австрии и был ближайшим соратником Иоганна Кристофа фон Бартенштейна. Однако, практически никакого влияния на судьбу Австрии не имел, так как эти вопросы контролировал Бартенштейн. На посту канцлера и министра иностранных дел Габсбургской монархии сменил Кауниц. В 1741 году награждён орденом Золотого Руна, высшим орденом Габсбургской монархии, одним из самых древних и почётных в Европе. УмервВене 5 января 1770 года.

Johann Joachim Kändler (700x555, 143Kb)
1706
Иоганн Иоахим Кендлер (немецкое имя — Johann Joachim Kändler)
немецкий скульптор-миниатюрист, наиболее известный своими работами в области мейсенской фарфоровой скульптуры. Известен тем, что создал целый ряд типов декора и приёмов моделировки, которые оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора. Родился в Фишбахе близ Арнсдорфа, рядом с Дрезденом, получил классическое образование, учился у скульптора И.Б.Томе, затем работал Иоганна Якоба Киршнера, а в 1731 году сменил его на посту главного модельера Мейсенской фарфоровой мануфактуры, принадлежавшей Августу II Сильному, которую возглавлял на протяжении 44 лет и которая получила мировую известность именно в этот период. Был финансово успешным, обзавёлся собственным виноградником, но умер в долгах в Мейсене 18 мая 1775 года. Его учениками были несколько впоследствии известных скульпторов Германии. Работал в стиле рококо, создавал столовые сервизы и различные по размерам и жанрам статуэтки, объектами которых становились в основном персонажи итальянских комедий, актёры, служанки, ремесленники, а также библейские события и сцены природы с фигурами птиц и зверей; кроме этого, создал несколько портретных бюстов. Большинство работ Кендлера богато декорированы, для них характерны живое восприятие натуры, яркость красок, динамика и свобода форм. Одно из наиболее известных его произведений — сделанный для Генриха фон Брюля и состоящий из более чем 2200 отдельных произведений сервиз «Лебединый», над которым скульптор работал с 1737 по 1741 год, и созданные в период с 1738 по 1740 год статуэтки птиц для Японского дворца в Дрездене. Работы Кендлера ещё при жизни мастера имелись почти при каждом европейском дворе, а ныне представлены во многих европейских художественных музеях. Литература: Gröger Н., J. J. Kändler, Dresden, 1956.

Louis_de_Bourbon-Conde-Clermont (590x700, 408Kb)
1709
Луи де Бурбон-Конде (французское имя — Louis de Bourbon-Condé)
французский принц крови, военачальник и государственный деятель. Третий, младший сын Луи III де Бурбона-Конде (1668—1710) и мадемуазели де Нант (1673—1743) — узаконенной дочери короля Франции Людовика XIV и его официальной фаворитки Франсуазы де Монтеспан. Таким образом, он приходился правнуком Луи II Великого Конде (1621—1686) и младшим братом Луи IV Бурбон-Конде (1692—1740), главе дома Конде в 1710—1740 гг. и премьер-министру в 1723—1726 гг. Луи, граф Клермон воспитывал своего племянника, Луи-Жозефа, оставшегося круглым сиротой в 1741 г. Он был посвящён в духовный сан, получил от короля аббатства Бек, Сен-Клу, Мармонтье, Шали, впоследствии, Сен-Жермен-де-Пре. Однако, имея склонность к военной службе, с разрешения короля участвовал в войне за польское наследств (1733—1735). В 1735 г. получил чин генерал-лейтенанта. Во время войны за австрийское наследство (1740—1748) командовал отдельным корпусом и отличился многими счастливыми осадами. В 1745 г. отстранен от командования войсками в Нидерландах; счел себя обиженным и удалился в своё поместье Берни. В 1746 г. вернулся в армию, участвовал в сражении при Року (11 октября 1746 года). Командовал французскими войсками в Германии во время Семилетней войны с 1758 г. Докладывал королю: «Я нашел армию вашего величества разделенной на три совершенно различные части. Первая из них находится на земле и состоит из грабителей и мародеров, вторая — в земле, а третья — в госпиталях.» — барон Иоганн Вильгельм фон Архенгольц. История семилетней войны = v.Archenholz J.W. Geschihte des siebenjahrigen krieges in Deutschland von 1756 bis 1763. — Manheim, 1788. — Текст печатается по изданию: Архенгольц И.В. История семилетней войны. — Киев—Санкт-Петербург—Харьков: Южно-Русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1901. — Москва: ООО «Издательство ACT», 2001. — Том 5. — Страница 177. — (Военно-историческая библиотека). — 7000 экземпляров — ISBN 5-17-010009-4. Потерпел поражение в битве при Крефельде и был смещён. Также был губернатором Шампани. Умер в Париже 16 июня 1771 года. Граф де Клермон известен в истории масонства как пятый великий мастер первой Великой ложи Франции, которая была учреждена в 1728 году и переименована в Великий восток Франции в 1773 году. Женатнебыл, потомстванеоставил.

Maria_Franziska_of_the_Palatinate-Sulzabch,_countess_of_Zweibrücken-Birkenfeld (545x700, 341Kb)
1724
Мария Франциска Доротея Кристина фон Пфальц-Зульцбах (немецкое имя — Maria Franziska Dorothea Christina von Pfalz-Sulzbach)
пфальцграфиня Зульцбахская из рода Виттельсбахов, в браке — герцогиня и пфальцграфиня Пфальц-Биркенфельда. Мария Франциска родилась в Шветцингене (Рейн-Неккар, Административный округ Карлсруэ, Баден-Вюртемберг), в семье курпфальцского наследного принца Иосифа Карла (1694—1729) и его супруги Елизаветы (1696—1728). Её отец был наследник и зять курфюрста Пфальца Карла III Филиппа, однако вследствие своей ранней смерти (в 1729 году) в права наследства так и не вступил. Старшая сестра Марии Франциски, Елизавета Августа была супругой курфюрств Баварии и Пфальца Карла Теодора (1724—1799). Обе девочки воспитывались в Зульцбахе у деда, Теодора Эсташа. После смерти Карла Теодора в феврале 1799 года в ветви Пфальц-Зальцбахской род Виттельсбахов наследников в мужском колене более не имел. В связи с этим родившийся в 1756 году младший сын Марии Франциски, курфюрст Максимилиан IV (будущий король Баварии Максимилиан I) унаследовал объединённое в 1777 году курфюршество Баварии и Пфальца. Таким образом, Мария Франциска оказалась «праматерью» всех баварских королей вплоть до 1918 года и всех ныне живущих Виттельсбахов. Семейная жизнь герцогини, однако, оказалась неудачной.
Maria_Franziska_of_Sulzbach (560x700, 362Kb)
С 1760 года её добрые взаимоотношения с мужем были разрушены. По собственным словам Марии Франциски, «распущенные нравы герцогского двора, который она презирала, развратили» её настолько, что она завела себе в Мангейме любовника-актёра, от которого забеременела. Когда история стала известна, герцог удалил Марию Франциску от двора. В Страсбурге она родила сына, и затем была отправлена в монастырь урсулинок в Мец, а оттуда — в августинский монастырь в Бонневуа в Люксембурге. После смерти мужа в 1767 году герцогине было разрешено вернуться в свой замок Зульцбах, где она и жила до своей смерти 15 ноября 1794 года. Погребена в церкви Святой Марии в Зульцбахе. В 1746 году Мария выходит замуж за герцога Пфальц-Биркенфельда Фридриха Михаэля (1724—1767). В этом браке у них родились дети: Карл II Август Кристиан (1746—1795), князь Пфальц-Цвейбрюккена, женат на принцессе Марии Амалии Саксонской; Клеменс Август Йозеф Фридрих (1749—1750), принц Пфальц-Цвейбрюккенский; Мария Амалия Августа (1752—1828), принцесса Пфальц-Цвейбрюккенская — замужем за Фридрихом Августом I, королём Саксонии; Мария Анна (1753—1824), принцесса Пфальц-Цвейбрюккенская; Максимилиан I Йозеф (1756—1825), король Баварии. Литература: Die Familienzweige der pfälzischen Wittelsbacher" herausgegeben vom staatlichen Liegenschaftsamt Heidelberg 1995, verfasst von Oskar Klausner; Karl Weich SJ, Mannheim — das neue Jerusalem ISBN 3-920671-17-1, S. 142, 151.

Ali_Gauhar_of_India (507x700, 466Kb)
1728
Джалал эд-Дин Абул Музаффар Мухаммед Али Гаухар ( известный как Шах Алам II)
падишах Империи Великих Моголов в Индии с 1759 по 1806 год. Родился в Шахджаханабаде, Империя Великих Моголов. Шах Алам II был старшим сыном Великого Могола Аламгира II. В 1758 году, во время усобицы, вызванной борьбой за власть двух министров его отца (одного из которых поддерживали маратхи, а другого — афганская держава Дуррани), Шах Алам бежал в Бихар. После того, как Аламгир II был 29 ноября 1759 года убит в Дели, на престол падишаха взошёл другой правнук Аурангзеба — Шах Джахан III. Этот последний правил недолго и был свергнут.
Silver_rupee_coin_of_Shah_Alam_II (700x360, 304Kb)
Серебряная рупия Шах Алама II
24 декабря 1759 года — ещё во время правления Шах Джахана III — Шах Алам II провозгласил себя падишахом государства Великих Моголов. После поражения, понесённого им в битве при Буксаре в ноябре 1764 года, Шах Алам II уступил Британской Ост-Индской компании Бенгалию, Бихар и Ориссу. Будучи сосланным англичанами в Аллахабад, падишах, при посредничестве сефевидского принца Мирзы Наджаф Хана, 15 февраля 1771 года заключил договор с маратхами, которые за 4 миллиона рупий согласились вернуть ему власть в Дели. 6 января 1772 года, при помощи маратхского войска, Шах Алам II вновь занял трон Великих Моголов. При поддержке Мирзы Наджаф Хана, возглавившего армию падишаха, ему удалось сдержать натиск сикхов, удерживая их в пределах Пенджаба. В то же время власть падишаха Великих Моголов была столь слаба, что едва распространялась за пределы Делийского округа. В 1788 году Дели захватила афганская армия под командованием Гулям Кадир-хана. Шах Алам II был вновь свергнут с трона, заключён под стражу и через несколько дней ослеплён. Вместо него падишахом был провозглашён Бидар Бахт. После изгнания маратхами из Дели афганцев и Байдар Бакта в том же году падишахом опять стал слепой Шах Алам II. После разгрома маратхов во Второй англо-маратхской войне, Шах Алам II был вынужден в августе 1803 года признать «покровительство» британской Ост-Индской компании. Принадлежавшие ему территории были конфискованы и поставлены под управление специально назначенного для этого английского резидента. В то же время Шах Алам II мог по-прежнему титуловаться падишах; резиденцией его оставался делийский Красный форт. От английского правительства ему выплачивалась пенсия. Умер в Дели 19 ноября 1806 года. Литература: Бартольд В. В., —. Шах-Аалем // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Hans-GeorgBehr: DieMoguln. Macht und Pracht der indischen Kaiser von 1369—1857. Econ Verlag, Wien-Düsseldorf 1979.

1734
Иоганн Эрнст Альтенбург
немецкий трубач. Родился в Вайсенфельсе. Умер в Биттерфельде 14 мая 1801 года.

DF_Loos (436x700, 342Kb)
1735
Даниель-Фридрих Лоос (немецкое имя — Daniel Friedrich Loos)
немецкий медальер и резчик монетных штемпелей. Родился в Альтенбурге. Учился у придворного медальера Фр.Штилера. С 1754 года работал на монетных дворах, первоначально — в Лейпциге, в 1756—1767 — в Магдебурге, затем в Берлине, главным гравёром монет и медальером. С 1768 года — придворный медальер, с 1787 года — член сената Прусской академии искусств. С 1776 года изготавливал собственные медали и продавал их. В 1819 году основал медальерную мастерскую «Berliner Medaillen-Münzanstalt», которую после его смерти возглавил его сын Готфрид-Бернхард Лоос. В 1820 году, после протеста Генерального монетного управления, мастерская была переименована в «D. Loos Medaillen-Prägeanstalt». Создал большое количество медалей, посвящённых правителям, выдающимся деятелям и историческим событиям, в том числе: на заключение Тешенского договора (1779), на казнь короля Людовика XVI (1793), в честь битв под Лейпцигом (1813) и при Ватерлоо (1815), на заключение второго Парижского мира (1815) и др. Свои работы подписывал «D.L.», «D.LOOS», «D.F.LOOS». У медалей с подписью «LOOS» не всегда можно определить, кем они изготовлены — Даниелем-Фридрихом или его сыном, медальером Фридрихом-Вильгельмом. Умер в Берлине 1 октября 1819 года. Литература: Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата / перевод с немецкого М.Г.Арсеньевой; ответственный редактор В.М.Потин. — 2-е издание, переработанное и дополненное — Москва: Радио и связь, 1993. — Страница 161. — 50 000 экземпляров — ISBN 5-256-00317-8; ForrerL. Biographicaldictionaryofmedallists, coin-, gem-, andseal-engravers, mint-masters, etc. ancientandmodern. Bd. 3, Spink&Son, London 1907, S. 461—466.

1746
Шарль Луи Леритье де Брютель (французское имя — Charles Louis L'Héritier de Brutelle)
французский ботаник и судья. Шарль Луи Леритье де Брютель родился в Париже, в богатой семье, принадлежавшей к высшему сословию. В 26 лет он получил должность смотрителя вод и лесов в регионе Парижа, что было сравнительно высокой административной должностью. В 1775 году Шарль Луи Леритье де Брютель получил новую правительственную должность: он был назначен судьёй в Париже.
Cornus_rugosa_HdB (621x700, 284Kb)
Cornus rugosa. Иллюстрация из работы «Cornus: specimen botanicum sistens descriptiones et icones specierum corni minus cognitarum», 1788
Шарль Луи Леритье де Брютель проводил различные исследования деревьев и кустарников своей страны. Леритье де Брютель интересовался также экзотической флорой. Карл Людвиг Вильденов (1765—1812) и Огюстен Пирам Декандоль (1778—1841) признали и оценили его ботанические работы. Шарль Луи Леритье де Брютель внёс значительный вклад в ботанику, описав множество видов растений. Он специализировался на папоротниковидных и на семенных растениях. С 1795 года Шарль Луи Леритье де Брютель был членом Французской академии наук. После своей смерти 16 августа 1800 года Шарль Луи Леритье де Брютель оставил гербарий из приблизительно 8000 видов растений и большую ботаническую библиотеку. Шарль Луи Леритье де Брютель был убит неизвестным около своего дома 16 августа 1800 года. Это преступление никогда не было раскрыто. После смерти учёного его гербарий из 8000 видов растений был продан швейцарскому ботанику Огюстену Пираму Декандолю и теперь находится в Женеве. Научныеработы: Stirpes Novae aut minus cognitae, quas descriptionibus et iconibus illustravit... Paris, ex typographia Philippi-Dionysii Pierres (1784); Sertum anglicum; Geraniologia, seu Erodii, Pelargonii, Geranii, Monsoniae et Grieli, Historia iconibus illustrata, Parisii, Typo Petri-Francisci Didot (1787—1788); Cornus: specimen botanicum sistens descriptiones et icones specierum corni minus cognitarum, Parisiis, Typis Petri-Francisci Didot, (1788); "Mémoire sur un nouveau genre de plants appelé Cadia", Magasin encyclopédique, (1795). РодрастенийHeritieraAit. семействаМальвовыебылназванвегочесть. В его честь были также названы следующие виды растений: Monsonia lheritieri DC., Sarcocaulon lheritieri Sweet и Eugenia lheritieriana DC. Литература: James Britten and B. B. Woodward, 1905, "L’Héritier’s Botanical Works". The Journal of Botany, v. 43: 266—273; 325—329; Günther Buchheim, "A bibliographical account of L’Héritier’s ‘Stirpes novae’." Huntia, v. 2: 29—58. 1965; Frans A. Stafleu, 1963, L’Héritier de Brutelle: the man and his work, Sertum Anglicum, facs. ed. xiii-xliii; Robert Zander; Fritz Encke, Günther Buchheim, Siegmund Seybold (Hrsg.): Handwörterbuch der Pflanzennamen. 13. Auflage. Ulmer Verlag, Stuttgart 1984, ISBN 3-8001-5042-5; ЖоржЛеопольдКювье, 1819, Recueil des Éloges Historiques, v. 1: 109—133.

Georg_Joseph_Vogler (700x700, 371Kb)
1749
Георг Йозеф Фоглер (немецкое имя — Georg Joseph Vogler; или аббат Фоглер, Abbé Vogler)
немецкий композитор, органист, теоретик музыки, педагог. Родился в Вюрцбурге. Сын скрипичного мастера, учился в иезуитской школе, уже в десятилетнем возрасте хорошо играл на органе, скрипке и других инструментах. С 1774 года брал уроки у Дж.Б.Мартини в Болонье, затем у Ф.А.Валлотти в Падуе. Принял в Риме сан священника, вступил в Аркадскую академию — содружество писателей и музыкантов, основанное в 1690 году. В 1775 году обосновался в Маннгейме, был назначен священником и вторым капельмейстером при дворе баварского курфюрста Карла Теодора, открыл музыкальную школу. Изобрел новую систему постановки пальцев при игре на клавесине, новую форму органа — переносной орган оркестрион, развивал музыкальную теорию. После переезда двора в Мюнхен последовал за курфюрстом в 1780, но, недовольный приемом его музыкально-драматических сочинений, вскоре оставил место. Переехал в Париж, пропагандировал свои теоретические взгляды, с успехом давал органные концерты в церкви Сен-Сюльпис, его опера была представлена в Версале. Много путешествовал (Испания, Греция, Армения, Азия, Африка, Гренландия), посетил Санкт-Петербург (1788), собирал музыкальный фольклор. В 1786 году был назначен придворным капельмейстером шведского короля Густава III, вновь открыл музыкальную школу, давал концерты на оркестрионе. В 1790 давал такие же концерты в Лондоне, в театре Пантеон, имел огромный успех. Впоследствии выступал в Роттердаме, Франкфурте, Стокгольме, Берлине, Вене, Мюнхене и др. В 1807 году получил место капельмейстера при дворе ландграфа великого герцогства Гессен Людвига I. В Дармштадте открыл свою третью, ставшую наиболее известной музыкальную школу, среди его многочисленных учеников были Вебер и Мейербер, боготворившие учителя, а также Франц Ксавер Гебель. Георг Йозеф Фоглер скончался в городе Дармштадте от апоплексического удара 6 мая 1814 года.
 (568x699, 156Kb)
Остался в истории музыки как блестящий исполнитель и замечательный педагог. Его собственная музыка (произведения для клавесина, фортепиано, скрипки, флейты, валторны, Реквием, музыка к шекспировскому Гамлету и др.) почти не исполняется, хотя фирма Чандос выпустила диск с его сочинениями (Chan 10504) в исполнении London Mozart Players под управлением Маттиаса Бамерта. Теоретические подходы Фоглера развивали Готфрид Вебер и Симон Зехтер. Образ композитора представлен в стихотворении Роберта Браунинга «Аббат Фоглер». Крайне отрицательно о Фоглере отзывался В.А.Моцарт, называя его «жалким музыкальным паяцем, человеком, который слишком много о себе мнит и немногое может» (Письмо отцу 4 ноября 1777 г.). Композитор подвёрг резкой критике творчество, теоретические взгляды и личность аббата Фоглера. Русский критик А.Д.Улыбышев писал о музыканте также в негативном ключе: «Везде мы видим его стремящимся к эффекту противному хорошим принципам, могущему ослепить и поразить только невежд. Как церковный композитор, он модулирует вкось и вкривь, и бросает свои идеи одну за другою, не развивая их. Как органист, он своим вычурным исполнением искажает характер самого величественного и торжественного инструмента. Как толкователь чужих сочинений он их произвольно изменяет, дополняет, путает и передаёт совсем не так, как хочет автор. Как учитель композиции, он даёт общие правила, делающие сочинение невозможным». Литература: SchafhäutlK.E. von. AbtGeorgJosephVogler. Hildesheim; New York: Georg Olms, 1979; Grave F.K., Grave M.G. In praise of harmony: the teachings of Abbé Georg Joseph Vogler. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987; Abbé Vogler — ein Mannheimer im europäischen Kontext. Internationales Colloquium Heidelberg 1999/ Thomas Betzwieser, Silke Leopold (Hrsg.). Frankfurt/Main u. a.: Lang, 2003. ISBN 3-631-50095-5.

 (531x698, 67Kb)
1754
Хуан Хосе Д'Элуяр (испанское имя — Juan José D'Elhuyar de Suvisa)
испанский химик. В 1783 братья д'Эльгуйяр (Juan Jose и Fausto D'Elhuyar) при помощи азотной кислоты выделили из этого минерала «кислую землю» – желтый осадок оксида неизвестного металла, растворимый в аммиачной воде. В минерале также были обнаружены оксиды железа и марганца. Хуан и Фаусто прокалили «землю» с древесным углем и получили металл, который они предложили называть «вольфрамом», а сам минерал – «вольфрамитом». Таким образом, испанские химики д'Эльгуйяр первыми опубликовали сведения об обнаружении нового элемента. Скончался 20 сентября 1796 года.

 (571x698, 58Kb)
1755
Наталья Алексеевна
русская великая княгиня, первая супруга цесаревича Павла Петровича. Родилась в Дармштадте. Дочь ландграфа Людвига Гессен-Дармштадского и его жены Генриетты-Каролины, урожденной принцессы Цвейбрюкенской. Наметив одну из дочерей ландграфа в супруги великому князю Павлу Петровичу, Екатерина II пригласила в 1773 г. ланграфиню приехать с дочерьми в Санкт-Петербург, чтобы великий князь сам мог выбрать себе невесту. Выбор его остановился на Вильгельмине и был одобрен Екатериной II. «Вторая принцесса обладает всем тем, что нам подходит, - писала императрица, - ее физиономия прелестна, черты лица правильны, она ласкова, умна; я ею очень довольна, а мой сын влюблен». Непременным условием бракосочетания было принятие принцессой православия; наставление Вильгельмины проходило под руководством архиепископа Московского Платона. 15 августа совершилось миропомазание принцессы Вильгельмины, принявшей имя Натальи Алексеевны. Обручение состоялось 16 августа, а бракосочетание - 20 сентября 1773 г. В день миропомазания Натальи Алексеевны гофмейстериной к ней была назначена графиня Екатерина Михайловна Румянцева, супруга фельдмаршала, в тот же день пожалованная статс-дамой. Фрейлинами были княжна Евдокия Михайловна Белосельская и Прасковья Ивановна Леонтьева. Первое время после женитьбы императрица была в восторге от Натальи Алексеевны. Однако вскоре отношение императрицы меняется. «Она всех честолюбивее», - говорила Екатерина. Не чувствуя любви к мужу, Наталья Алексеевна одновременно пользовалась заметным влиянием на него. Благодаря влиянию графа Андрея Разумовского, лучшего друга Павла Петровича, Наталья Алексеевна, вероятно, оказалась вовлеченной в интриги при «малом дворе». Екатерина II дала понять Павлу Петровичу, что недовольна поведением его супруги и ее близостью с графом Разумовским. Одновременно императрицу беспокоило состояние здоровья великой княгини. В 1774 г. она пишет: «Великая княгиня постоянно больна, и как же ей не быть больной! Все у этой дамы доведено до крайности». Екатерина II опасалась развития чахотки, но постепенно здоровье великой княгини улучшилось, ожидали рождения первого ребенка. Однако, несмотря на усилия врачей, спасти Наталью Алексеевну не удалось: она умерла в Санкт-Петербурге во время родов15 апреля 1776 года. Екатерина II предъявила сыну найденные среди бумаг великой княгини неопровержимые доказательства, компрометировавшие поведение его супруги.

 (619x699, 319Kb)
1755
Антуан Франсуа де Фуркруа ((французское имя — Antoine François de Fourcroy)
французский химик и государственный деятель, Антуан Франсуа де Фуркруа родился в Париже; в юности учился письмоводству и был переписчиком. После случайной встречи с Ф.Вик д'Авиром – непременным секретарем Королевского медицинского общества Фуркруа получил возможность изучать медицину. В 1780 г. он получил степень доктора медицины и был избран членом Медицинского общества. В студенческие годы Фуркруа проявил большой интерес к химии, которую изучал под руководством профессора Ж.Б.Бюкe. Бюке был передовым химиком того времени и получил известность своими опытами по действию газов на животных; по свидетельству Фуркруа, он был одним из первых химиков, выступивших против теории флогистона. По предложению Бюке Фуркруа с 1778 г. начал читать курс химии и естественной истории на Медицинском факультете Парижского университета. В 1784 г. он стал профессором Ботанического сада. С 1785 г. – член Парижской академии наук. С началом революции Фуркруа включился в активную политическую деятельность. В 1792 г. он стал членом Якобинского клуба, в 1793 г. был депутатом национального Конвента. Принимал участие в различных правительственных и учёных комитетах и Медицинском обществе, где занимал руководящее положение. С 1801 г. – главный управляющий народным образованием Франции. Принимал участие в восстановлении обновленного Парижского университета и в организации сети начальных и средних школ Франции, занимался реорганизацией горного дела во Франции. В апреле 1809 г. Фуркруа получил от Наполеона титул графа империи. Основные работы посвящены систематизации и классификации химических соединений. Фуркруа был одним из ближайших соратников А.Л.Лавуазье, хотя и не сразу признал антифлогистическую химию. Ещё в 1786 г. Фуркруа выступает как сторонник теории флогистона; правда, он излагает в своей книге основы обеих теорий – флогистонной и кислородной, но при объяснении, например, явлений горения и кальцинации металлов он, следуя Макёру, говорит, что одновременно с присоединением к горящему телу «жизненного воздуха» (кислорода) из этого тела удаляется содержащийся в нем флогистон. Однако в 1786 г. Фуркруа полностью отказался от теории флогистона и широко пропагандировал кислородную теорию, содействуя ее быстрому распространению и признанию. Совместно с Л.Б.Гитоном де Морво, А.Л.Лавуазье и К.Л.Бертолле разработал в 1786-1787 гг. новую химическую номенклатуру. В 1799 г. совместно с Л.Н.Вокленом выяснил химическую природу мочевины. Первым наблюдал (1800) тепловое действие электрического тока, включив в гальваническую цепь плохо проводящую проволоку. Фуркруа был широко известен как автор учебников и монографий по химии. В особенности широкое распространение получило его сочинение «Элементы естественной истории и химии» в четырех томах (1786), представляющее собой переработку его же книги «Элементарные лекции по естественной истории и химии» в двух томах (1782). Принимал участие в издании «Методической энциклопедии по химии, фармации и металлургии» (1786-1789). Эти сочинения многократно переиздавалось на различных языках. Выступал как популяризатор науки. Написал работы «Химическая философия» (1792, русские переводы 1799 и 1812) и «Система химических знаний» (тома 1-2, 1801-1802). Иностранный почётный член Санкт-Петербургской академии наук (с 1802). Умер в Париже 16 декабря 1809 года. Сочинения: Système des connaissances chimiques, et de leurs applications aux phénoménes de la nature et de l"art, v. 1—10, ., (1800—1802); философия или основательные истины новейшей химии, по новому образцу расположенные, перевод с французского, Москва, 1812. Литература: Smeaton W.A., Fourcroy. Chemist and revolutionary, 1755—1809, Camb., [1962] (литература).

1758
Альбрехт фон Галлер-младший (немецкое имя — Albrecht von Haller)
швейцарский ботаник, сын Альбрехта фон Галлера (1708—1777). Альбрехт фон Галлер-младший родился в Берне, в семье Альбрехта фон Галлера и Софии Амалии Кристины Тайхмайер. Учился в Женевской академии, затем стал работать в администрации города Берн. В 1789 году Галлер принял участие в основании Бернского ботанического сада. В 1798 году он стал профессором ботаники в Бернском медицинском институте. С 1806 года он был директором Ботанического сада. Также Альбрехт был одним из первых членов Швейцарского общества естествознания. В 1808 году Галлер женился на Елизавете Катарине Фишер. Альбрехт фон Галлер скончался в Берне 1 марта 1823 года. Основной гербарий Галлера, включающий образцы из Центральной Европы, хранится в Женевском ботаническом саду (G). Другой гербарий хранится в Ботаническом институте Бернского университета (BERN). Литература: Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. TaxonomicLiterature. — Ed. 2. — Utrecht, TheHague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 29. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7;Briquet, J. Biographies des botanistes à Genève de 1500 à 1931. — 1940. — P. 248—258.

 (549x699, 155Kb)
1763
Гергей Берзевицы (венгерское имя — Gergely Berzeviczy)
венгерский экономист. В 1783 г. получил диплом адвоката. Поддерживал связи с венгерским дворянским движением за независимость страны и венгерскими якобинцами. С 1795 г. занимался экономическими проблемами. В 1802 г. избран членом Геттингенского научного общества. Резко критиковал феодальные порядки в Венгрии. Отстаивая свободу внешней торговли, выступал против экономической политики Австрии, направленной на порабощение Венгрии. Умер в Какашломнице 23 февраля 1822 года. Сочинения: De commercio et industria Hungariae, Leutschoviae, 1797: Die Erweiterung des nordischen Handels, W., 1814; De Öconomia — Publico Politica, [s. 1.], 1819; на венгерском языке.—1 [Közgazdaságtan], [s. 1.], 1902. Литература: Balázs E. H., Berzeviczy Gergely, a reformpolitikus (1763—1795), Bdpst, 1967.

Franz_Danzi (565x700, 301Kb)
1763
ФранцДанци (немецкое имя — Franz Ignaz Danzi)
немецкий композитор, виолончелист и дирижёр. Родился в Шветцингене. Сын Инноценца Данци, брат Антона Данци и Франчески Лебрен, муж Маргареты Данци. Был вице-капельмейстером в Мюнхене (с 1798), капельмейстером в Штутгарте (1807—1812), где подружился с Вебером. Руководил капеллой в Карлсруэ (1812—1826). Воспитанник Мангеймской школы, учился у аббата Фоглера. Один из важнейших, прежде всего в области оперы, немецких композиторов-современников Моцарта, творчество которых знаменует переход от классицизма к романтизму. Принадлежит к числу так называемых «малых мастеров» (Kleinmeister), долгое время остававшихся в тени. С середины XX века появился всё увеличивающийся интерес к нему. Композиторское наследие Данци очень велико, но в настоящее время известны прежде всего сочинения для духовых инструментов: концерты и камерные ансамбли. Франц Данци был сыном мангеймского виолончелиста Инноценца Данци (итальянского происхождения) и Барбары Тоэски (сестры скрипача и композитора Карла Йозефа Тоэски). Его старший брат Иоганн Баптист был скрипачом в мангеймском оркестре, младший Антон — певцом, а сестра Франческа (известна под фамилией мужа Лебрен) стала певицей и композитором. Данци учился у отца игре на виолончели и клавире, пел в придворной капелле. В пятнадцать лет вступил в мангеймский оркестр. В том же году (1778) оркестр вместе с двором курфюрста Карла Теодора переехал в Мюнхен. Игравший первую виолончель Инноценц Данци отправился туда же, а Франц остался в Мангейме, в оркестре недавно созданного Народного театраrude. Он изучал композицию с аббатом Фоглером и ещё в Мангейме написал дуодраму «Клеопатра», зингшпиль «Азакия» и музыку к по меньшей мере восьми пьесам. В 1784 году Данци заменил ушедшего на пенсию отца в качестве первого виолончелиста придворного оркестра в Мюнхене. Несмотря на неоднократно высказывавшееся им желание сочинять оперы, такую возможность он получил лишь в 1789 году (зингшпиль «Триумф верности»). В 1790 году женился на певице Маргарете Маршан, дочери Теобальда Маршана (первого директора мангеймского Народного театра), которой за несколько лет до этого давал частные уроки композиции. Они выступали в Гамбурге, Лейпциге, Венеции, Флоренции, два года провели с труппой Доменико Гвардасони в Праге, где Маргарета была примадонной. В 1796 году пара вернулась в Мюнхен. В 1798 году состоялась премьера комической оперы «Полночный час» (за ней укрепилась репутация лучшей оперы Данци). После этого, 18 мая 1798 года, он был назначен заместителем капельмейстера (вице-капельмейстером) с обязанностью руководить исполнением немецких опер и духовной музыки. В том же году (17 апреля) умер отец Данци, а через два года (11 июня 1800), после продолжительной болезни, — жена. В 1799 году (16 февраля) скончался курфюрст Карл Теодор. Его преемник Максимилиан Иосиф имел меньше интереса к немецкой опере и существенно ограничил театральные затраты. Данци не ладил со вновь назначенным начальством: директором Жозефом Бабо и капельмейстером Петером Винтером. В 1807 году наконец была поставлена его серьёзная опера «Ифигения в Авлиде», но премьера не была должным образом подготовлена, и опера шла всего два раза. В октябре 1807 года король Вюртемберга Фридрих I предложил Данци стать капельмейстером в Штутгарте (место, которое занимал четырьмя годами ранее Иоганн Рудольф Цумштег). Там он познакомился с молодым Вебером, работавшим над «Сильваной». В 1811 году король учредил музыкальный институт и назначил Данци его директором, с тем чтобы он преподавал композицию и руководил обучением игре на духовых инструментах. В Штутгарте у Данци совершенно не оставалось времени на собственные сочинения: за пять лет он поставил лишь одну мелодраму («Дидона») и один зингшпиль («Камилла и Евгений»); других произведений появилось также немного. В 1812 году он уехал из Штутгарта и стал капельмейстером в Карлсруэ. Доставшаяся ему в управление Баденская придворная капелла была слабым оркестром, и он прикладывал большие усилия, чтобы улучшить её игру. Данци продолжал активно переписываться с Вебером до самой смерти и ставил его оперы вскоре после их премьеры. Ни одна из его собственных опер, написанных в этот период, не имела большого успеха, зато в последнее десятилетие он нашёл удачного издателя своих сочинений для камерных ансамблей в лице Иоганна Антона Андре, для которого написал многое из того, на чём держится сегодня его известность (в том числе девять духовых квинтетов P. 277, 281 и 282). Данци умер в Карлсруэ 13 апреля 1826 года. В мае умер его коллега вице-капельмейстер Фридрих Эрнст Феска, а в начале июня в Лондоне скончался Вебер. В сентябре во «Всеобщей музыкальной газете» был помещен большой анонимный некролог с обозрением как биографии Данци, так и его творчества. Жена — Маргарета Данци (1868—1800), певица и композитор. В браке родилось двое детей, выжила одна дочь: Карл (родился в июле 1794);Маргарета Данци (1799 — 23 октября 1866), замужем за актёром Людвигом Брандтом (умерла в 1865), пела в мангеймском Придворном театре; Каролина Брандт (1829—1895), театральная актриса. Данци — один из важнейших представителей переходного от классицизма к романтизму поколения в немецкой музыке. Он сочинял во всех известных в то время жанрах. Сохранилось около двух десятков произведений для сцены, преимущественно оперы. Бо́льшая часть их — комические, в традиции зингшпиля (разговорные диалоги с музыкальными номерами). Есть также одна мелодрама («Дидона») и одна серьёзная опера («Ифигения в Авлиде»). Все они писались на немецкий текст (единственное исключение — французская опера «Девкалион и Пирра»). Данци принадлежит одна из первых романтических опер — «Горный дух, или Судьба и верность» (поставлена в Карлсруэ в 1813 году). Его лучшей оперой в XIX веке считался «Полночный час». Столь же значительно его наследие в области вокальной музыки, как духовной (не менее восьми месс, реквием, Te Deum, всего более сотни сочинений), так и светской. Особенно долго оставались в употреблении упражнения в пении, несмотря на то что его многочисленные песни вскоре были забыты. Данци принадлежат шесть симфоний (две первые опубликованы не были, поэтому две последние были изданы как № 3 и № 4), несколько концертных симфоний (в том числе утраченных), а также множество инструментальных концертов: для духовых инструментов, для виолончели и фортепиано. Концерты для скрипки и гобоя утрачены. Его любовь к необычным сочетаниям тембров проявляется прежде всего в камерно-инструментальных ансамблях: дуэтах, трио, квартетах, квинтетах и секстетах для разных составов исполнителей. Фортепианных сонаты Данци оставил всего три. Кроме того, есть ещё три сонаты для фортепиано в четыре руки. Некоторые сочинения: Оперы «Полночный час», «Поцелуй», «Ифигения в Авлиде», «Камилла и Евгений», «Горный дух, или Судьба и верность»; Шесть симфоний: D-dur (P. 218), Es-dur (P. 219), d-moll (P. 220), C-dur (P. 221), B-dur (P. 222), D-dur (P. 223); Концертные симфонии: для флейты и кларнета (P. 226), для кларнета и фагота (P. 227); Концерты: фортепианный Es-dur (P. 229), 4 для флейты, 5 для фагота (C-dur P. 234; F-dur P. 235, 236, 237; g-moll P. 238), 2 для валторны (E-dur P. 239; F-dur P. 240), 4 для виолончели (A-dur P. 241; B-dur P. 242; e-moll P. 243; концертино D-dur P. 244); Соната B-dur для фортепиано и кларнета, P. 256; Соната для фортепиано и валторны № 1 Es-dur, P. 252 (1804); Соната для фортепиано и валторны № 2 e-moll, P. 255 (1813); Соната F-dur для фортепиано и бассетгорна (или виолончели), P. 258 (1818); 3 квартета для фагота со струнными (P. 271); 3 квинтета для фортепиано с духовыми (d-moll P. 269, F-dur P. 278; D-dur P. 279); 9 духовых квинтетов (P. 277, 281 и 282); 2 секстета (Es-dur P. 283 и E-dur 284). Сочинения Данци полны интересных мелодий и выказывают большое мастерство, однако отличаются жёстким подходом к форме. Его гармонии были довольно смелыми для конца XVIII века, часто произведения начинаются не в основной тональности. Всё это — признаки перехода к романтизму, для развития которого в самом начале XIX века Данци имел определённое значение. Из отрицательных сторон его стиля стоит указать на отсутствие большого интереса к разработке материала: репризы сонатных форм у него в точности повторяют экспозицию. Целые части произведений могут быть построены из регулярных двух-, четырёх- или восьмитактовых фраз. К концу его жизни подобные композиционные приёмы ощущались как старомодные, и его произведения могли заинтересовать только любителей. Данци предвосхитил романтический идеал многостороннего художника (вроде Гофмана): он много писал, постоянно публиковался во «Всеобщей музыкальной газете» и в других изданиях. Его стихи были известны в Мюнхене, и некоторые из них он сам положил на музыку. Он написал по меньшей мере одно оперное либретто, комическую «Репетицию оперы» (Die Opernprobe) в двух актах; оно было использовано Иоганном Непомуком фон Пойсслем). Возможно, Данци также принадлежит немецкий текст его собственного зингшпиля «Турандот» по пьесе Гоцци. Данци поздно, только на рубеже веков, начал публиковать свои сочинения. Это стало причиной утраты большинства ранних произведений. Но даже из написанного в последние тридцать лет жизни он опубликовал лишь часть. Это также привело к утратам. Сложность в его наследии (решённую теперь каталогом фон Пехштедта) представляло и то, что он выставлял номера сочинений (опусы) нерегулярно, давал разным произведениям один и тот же номер, а часто публиковал их вовсе без него. Музыка Данци уже в последние годы его жизни была старомодной и теряла популярность. К концу XIX века он был совершенно забыт. Это было также связано с тем, что он, не будучи пианистом, мало писал для фортепиано — главного инструмента времён расцвета романтизма. Уже к 1830-м годам былой интерес к виртуозам-духовикам прошёл, и написанные для них сочинения перестали исполняться. Возрождение этого интереса в XX веке привело к новому открытию богатого репертуара, созданного в эпоху позднего классицизма и раннего романтизма. Кроме того, набирающее силу движение за историческое исполнительство позволило вновь услышать сочинения на тех инструментах, для которых они и были написаны. Для музыки Данци это имело огромное значение, потому что его композиторское мастерство во многом опиралось на игру тембрами. Первыми стали пользоваться популярностью духовые квинтеты (P. 277, 281 и 282). Ещё в конце 1930-х — начале 1940-х гг. в Мюнхене появляются переиздания некоторых из них под редакцией Гюнтера Вейгельта (Günther Weigelt). В 1950-е — 1960-е гг. их издаёт в Базеле Фриц Кнейсслин (Fritz Kneusslin). В конце 1970-х — начале 1980-х гг. все девять квинтетов издал в Лейпциге Клаус Бурмейстер (Klaus Burmeister). Новая редакция Рейнхарда Гролля (Reinhard Groll) была напечатана в Касселе в 2007—2008 годах. Параллельно появлялись новые издания других сочинений для духовых инструментов: концертных симфоний, концертов и камерной музыки. В 1963 году Роберт Мюнстер опубликовал «второй» фа-мажорный концерт для фагота (P. 237), ставший одним из самых известных концертов Данци. В 1965 году была впервые издана оригинальная версия первого секстета (P. 283). Уильям Уотерхаус (William Waterhouse) издал в 1960-х квартеты с фаготом (P. 271), Дитер Фёрстер (Dieter H. Förster) в 1970-х — начале 1980-х гг. — сочинения для флейты. Тогда же были заново опубликованы сонаты для фортепиано с духовым инструментом (кларнетом, валторной, бассетгорном). К концу XX века бо́льшая часть камерной музыки (кроме струнных квартетов) была издана и вошла в репертуар многих музыкантов, прежде всего духовиков. Стали появляться аудиозаписи. За Данци прочно укрепилась слава композитора, писавшего для духовых инструментов. Вышедший в 1996 году тематический каталог его сочинений, составленный Фолькмаром фон Пехштедтом (Volkmar von Pechstaedt), позволил по-новому взглянуть на наследие Данци: первые двести номеров в нём (произведения для сцены, вокальная музыка, симфонические сочинения) оставались совершенно не известными. В 1997 году фон Пехштедт издал переписку Данци, снабдив её комментарием. В конце 1990-х годов он основал в Гёттингене издательство «Hainholz» и Архив Франца Данци, который должен был способствовать изданию важнейших его сочинений. Однако под эгидой архива было выпущено (также в конце 1990-х гг.) лишь четыре концерта, действительно до того не издававшиеся: третий фа-мажорный (P. 235) и соль-минорный (P. 238) концерты для фагота, фа-мажорный концерт для валторны (P. 240) и ми-минорный для виолончели (P. 243).Ещё в 1994 и 1995 годах Пауль Висскирхен (Paul Wisskirchen) издал две мессы (P. 57 и 59). В 2003 году появилось издание двух латинских псалмов (P. 127 и 135). Важнейшим событием для укрепления репутации Данци как многостороннего автора стало издание всех его симфоний, предпринятое в 2006—2007 годах Бертом Хагельсом (Bert Hagels). Их немедленно записал Ховард Гриффитс (запись поступила в продажу в 2010 году). В 2012 году в Штутгарте под руководством Фридера Берниуса была записана опера «Горный дух, или Судьба и верность». Выход записи в 2013 году был приурочен к 250-летию со дня рождения композитора. Концертный зал в Шветцингене с 2005 года носит имя композитора. Литература: Тематический каталог сочинений: Volkmar von Pechstaedt. Thematisches Verzeichnis der Kompositionen von Franz Danzi (1763—1826). Mit einem Anhang der literarischen Arbeiten Danzis. — Tutzing: Hans Schneider, 1996. — ISBN 3795208408; Переписка: Franz Danzi: Briefwechsel (1785—1826) / Herausgegeben und kommentiert von Volkmar von Pechstaedt. — Tutzing: Hans Schneider, 1997. — ISBN 3795208718; Harald Strebelrude. Franz Danzi. Marginalien zu Leben und Werk eines vergessenen Mozartverehrers, seinen „Marchandischen“ Anverwandten und den Beziehungen zu Mozart // In signo Wolfgang Amadé Mozart, Mitteilungen der Mozart-Gesellschaft Zürich, 14. Jg. (2004), Nr. 23. — Страницы 16—61; АнонимныйнекрологДанци: Franz Danzi // Allgemeine Musikalische Zeitung. — 1826. — Том 28. — Страницы (399), 581—587; (англ.) Paul Corneilson, Peter M. Alexander. Franz (Ignaz) Danzi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

КобаясиИсса  (700x668, 438Kb)
1763
Кобаяси Исса (японское имя — 小林一茶; также известен как Ятаро, 弥太郎)
японский поэт, мастер хайку. Родился в деревне Касивабара провинции Синано (ныне провинция Синаномати, префектура Нагано), получив имя Кобаяси Нобуюки. Его отец, овдовевший фермер, женился повторно, однако брак был несчастливым. На фоне неблагоприятной обстановки в семье, в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. Там, не оправдав ожиданий отца, надеявшегося увидеть сына преуспевающим торговцем или ремесленником, в возрасте 25 лет он начал изучать поэзию под руководством Мидзогути Сомару и Нирокуана Кобаяси Тику-а в школе Кацусика. Исса сделался профессиональным поэтом и, подобно другим своим собратьям, бродил по разным провинциям, зарабатывая на жизнь сочинением хайку. Со временем он получил покровительство Сэйби Нацумэ. В тридцать девять лет он вернулся в родную деревню, где застал тяжело больного отца, вскоре скончавшегося на его руках. Началась мучительная и долгая тяжба с мачехой и младшим братом из-за наследства. Только через двенадцать лет, получив наконец свою долю, Исса (к тому времени ему было за пятьдесят) смог обзавестись семьей. Оставив Эдо, он поселился в деревне, обрабатывал небольшое поле и давал уроки хайку. У него родились дети – четыре сына и дочь, но все они умерли в малолетстве, а вскоре за ними последовала и любимая жена Кику. Исса никогда не забывал ее, хотя женился еще дважды. Он скончался в 1828 году. Дочь Ята – единственный ребенок, продолживший его род, - родилась уже после его смерти. Поэзия Исса отличается использованием личных мотивов, детской простотой, употреблением местных диалектов и диалоговых форм. Из-под пера Кобаяси Исса появилось на свет более 20000 стихотворений и огромное количество рисунков хайга. Наиболее известными опубликованными сборниками его произведений являются «Дневник смерти моего отца» и «Моя весна». Умер 5 января 1828 года.
В_доме_музее_Кобаяси_Исса_в_Нагано (661x700, 389Kb)
かたつむりそろそろ登れ富士の山
«Ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот»
(Хайку Исса)
Знаменитое хайку «Улитка» дало название повести братьев Стругацких «Улитка на склоне». «Ползи, улитка!» — название одного из стихотворных сборников (2004) русского поэта Вечеслава Казакевича, живущего в Японии.

Zygmunt_Vogel (483x700, 299Kb)
1764
Зигмунт Фогель (известный как Пташек; польское имя — Zygmunt Vogel)
польский художник, график, пейзажист, педагог. Родился в Волчине (ныне Каменецкий район Белоруссии), в семье кухмистра князя Фредерика Михала Чарторыйского. В связи с тем, что Зигмунт Фогель рано лишился родителей, опеку над ним взял на себя князь, занявшийся его образованием и устройством. По протекции графа Станислава Костки Потоцкого З. Фогель в 1780 году был принят в королевскую школу живописи в Варшаве. Во время учëбы на него оказало сильное влияние творчество мастера городского пейзажа, художника Б. Беллотто. Именно с этого времени, основной темой его работ стало изображение архитектурных сооружений, городских видов и пейзажей. При создании своих полотен Фогель почти не пользовался масляными красками, работая акварелью, тушью и карандашом. С 1787 года по заданию короля Станислава Августа Понятовского, он совершил ряд поездок по стране, собирая исторические данные и выполняя зарисовки руин замков, видов городов, дворцов и жилых домов. За время этих поездок художник подготовил альбом из 63 акварелей и рисунков. В настоящее время написанные им картины обладают не только художественной, но и большой документально-исторической ценностью. Часть работ Зигмунта Фогеля была опубликованы в виде офортов Я.З.Фреем. В 1808—1826 г. Фогель жил во дворце Красиньских на Краковском предместье Варшавы рядом с Варшавским университетом и Академией изящных искусств. Пользуясь популярностью и будучи земляком, был приближен к королю Понятовскому. Посещал устраиваемые королëм еженедельные четверговые обеды столичных интеллектуалов. После отъезда короля Понятовского в Санкт-Петербург, работал преподавателем Варшавского лицея, а с 1817 г. возглавил кафедру перспективы Департамента изящных искусств Варшавского университета. Умер в Варшаве 20 апреля 1826 года. Похоронен на лютеранском кладбище Варшавы. Литература: Krystyna Sroczyńska, Zygmunt Vogel. RysownikgabinetowyStanisławaAugusta, Ossolineum, Wrocław, 1969; HenrykKondziela, VogelZygmunt , Polskisłownikbiograficznykonserwatorówzabytków, z. 1, Poznań, StowarzyszenieKonserwatorówZabytków, 2000, ISBN 83-900862-7-1.

Colebrooke (430x700, 122Kb)
1765
Генри Томас Колбрук (Henry Thomas Colebrooke)
английский востоковед. Генри Колбрук родился в Лондоне, третий сын сэра Джорджа Колбрука, второго баронета. Получил домашнее образование, и в результате уже в пятнадцать лет он делал существенные успехи в классических науках и математике. В возрасте от двенадцати до шестнадцати лет он находился во Франции. В 1782 году Генри Колбрук был назначен на должность писца в Индию. Спустя год после своего прибытия он был переведён в финансовое управление в Калькутте, а уже три года спустя Колбрук перешёл на место в финансовый департамент в Тирхуте. В 1789 году он переехал в Пурниа, где изучал ресурсы этой части Индии, и опубликовал свои «Заметки по земледелию и торговле Бенгалии», неофициально напечатанные в 1795 году, в которых он пропагандировал свободную торговлю (фритредерство) между Великобританией и Индией. За время своего пребывания в Тирхуте и Пурниа Колбрук сильно увлёкся спортом. После одиннадцатилетнего пребывания в Индии Генри Колбрук начал изучение санскрита, и именно ему был вверен перевод великого «Собрания индуистских законов» (Digest of Hindu Laws), монументального исследования индуистского права, которое было оставлено незаконченным сэром Уильямом Джонсом. Он перевёл два трактата: «Митакшару» Виджнянешвары и «Даябхагу» Джимутаваханы, под заголовком «Право собственности» (Law of Inheritance). Он был послан в Нагпур в 1799 году со специальной миссией и по возвращении был назначен судьёй нового апелляционного суда, который впоследствии лично возглавил. В 1805 году лордом Ричардом Уэлсли Генри Колбрук был назначен профессором санскрита и индуистского права в колледже Форт-Уильяма. Во время своего пребывания в Калькутте он написал «Санскритскую грамматику» (1805), несколько работ по религиозным церемониям индусов и свой «Очерк по Ведам» (Essay on the Vedas) (1805), долгое время считавшийся в Англии стандартом для работ по данной теме. Он стал членом Верховного совета в Форт-Уильяме в 1807 году и спустя семь лет вернулся на родину. В 1822 году Колбрук был избран вторым президентом Королевского астрономического общества. Он был директором Королевского азиатского общества, и много ценных работ в «Трудах» общества связано с его именем. Умер в Лондоне 10 марта 1837 года. Избранная библиография: Henry Thomas Colebrooke, ed. (1807). Kosha, Or Dictionary of the Sanscrit Language by Umura Singha with an English Interpretation and Annotations by H.T.Colebrooke. (3rd edition, 1891). Calcutta: Haragobinda Rakshit: Henry Thomas Colebrooke. (1837). Miscellaneous Essays. London: W.H. Allen & Company: Henry Thomas Colebrooke. (1858). On the Religion and Philosophy of the Hindus. London: Williams & Norgate. Литература: Бурмистров С.Л. Востоковедное наследие Генри Томаса Колбрука // Розенберговский сборник: востоковедные исследования и материалы / Редактор-составитель Т.В.Ермакова. — Санкт-Петербург.: Издательство А.Голода, 2014. — 524 страницы.

Rachel_Donelson_Jackson_by_Ralph_E._W._Earl1823 (567x700, 421Kb)
1767
Рэйчел Донельсон Робардс Джексон (Rachel Donelson Robards Jackson)
жена президента США Эндрю Джексона. Рэйчел Донельсон родилась в Нэшвилле, округ Галифакс, Виргиния. В детстве её считали довольно красивой и непоседливой. До встречи с Эндрю Джексоном состояла в браке с капитаном Льюисом Робардсом, который обладал ревнивым характером и иррациональным умом. Джексон прибыл в Нэшвилл в 1788 году, а делая предложение Рэйчел полагал, что она разведена. В 1794 году состоялась свадьба Донельсон и Джексона. Во время выборов 1828 года Джексон была обвинена Джоном Куинси Адамсом в полиандрии. В том же году она умерла. Эндрю Джексон обвинил оппозицию в её смерти. Сегодня, выборы 1828 года, по мнению некоторых историков, могут быть одними из подлых в американской истории. На могиле жены Джексон написал эпитафию: «Здесь лежат останки госпожи Рэйчел Джексон, жены президента Джексона, которая умерла 22 декабря 1828 года в возрасте 61 года. Лицо её было справедливым, приятным и сердечным, а характер любезным. Она рада за освобождение своих близких, и горда за свои либеральные и непритязательные методы. Для бедных она была благотворителем, для богатых примером, несчастному была утешителем, к преуспевающему украшением. Её жалость шла рука об руку с благосклонностью. Она благодарила Творца за возможность делать хорошее. Она была столь нежной и благосклонной, что клевета могла её ранить, но не опозорить. Даже смерть, оторвавшая её от рук мужа, пересадила её на лоно Бога». По словам внучки Рэйчел, Рэйчел Джексон Лоуренс, Джексон посещал могилу жены каждую ночь на закате. С 1829 по 1836 год обязанности Первой леди исполняла племянница Рэйчел Джексон, Эмили Донельсон.

1767
Анн-Кристиан де Монморанси (французское имя — Anne-Christian de Montmorency)
французский военный и государственный деятель, герцог де Бомон, принц де Тенгри, пэр Франции. Родился в Париже. Сын Шарля-Франсуа-Кристиана де Монморанси-Люксембурга и Элеонор-Жозефин-Пюлькери де Лоран. Поначалу был известен как принц де Люксембург. 1 марта 1780 произведен в бригадиры кавалерии, 5 декабря 1781 в лагерные маршалы. В 1787 году назначен капитаном третьей французской роты телохранителей короля. По причине проблем со здоровьем долгое время жил как частное лицо, но при Первой Реставрации был назначен лейтенант-генералом, а 4 июня 1814 пэром Франции. В составе Палаты пэров ничем не отметился; голосовал за казнь маршала Нея. Умер в Париже 14 марта 1821 года. Жена (21 января 1787): графиня Анна-Луиза-Мари де Бек-де-Льевр де Кани (20 июля 1769—26 июля 1832). Дети: Анн-Альбертин-Жозефин-Мари де Монморанси-Люксембург (21 декабря 1789—3 апреля 1863). Муж (1 июня 1808): Мари-Луи-Эжен-Жозеф де Планк, граф де Бетюн (1771—1812); Анн-Элиан-Орели-Мари де Монморанси-Люксембург (17 февраля 1791—25 июня 1848); Анн-Эдуар-Луи-Жозеф де Монморанси-Люксембург (9 сентября 1802—14 чнварч 1878), герцог де Бомон. Жена (13 мая 1837): Леонтина-Эрнестина-Мари-Жозефа де Круа де Дадизеель; Анн-Шарль-Морис-Эрве-Рене де Монморанси-Люксембург (9 апреля 1804—3 июля 1870), граф де Монморанси-Люксембург. Литература: L'artdevérifierlesdatesdesfaitshistoriques, deschartes, deschroniques, etautresanciensmonuments, depuislanaissancedeNotre-Seigneur. T. XII. — P.: C. F. Patris, 1818., p. 77; Courcelle J.-B.-P., de. Montmorency, p. 27 // Histoire généalogique et héraldique des pairs de France. T. II. — P.: Arthus Bertrand, 1822; Courcelle J.-B.-P., de. Pairs de France, p. 38 // Histoire généalogique et héraldique des pairs de France. T. VIII. — P.: Arthus Bertrand, 1827; Dictionnaire des parlementaires français. T. IV. — P.: Bourloton, 1891, p. 421; Nobiliaire universel de France, ou Recueil général des généalogies historiques des maisons nobles de ce royaume. T. III, première partie. — P.: Librairie Bachelin-Deflorenne, 1873, p. 297.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку