-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112718
Комментариев: 6804
Написано: 121193


30 мая родились...

Четверг, 30 Мая 2024 г. 03:50 + в цитатник
Архипенко (525x700, 180Kb)
1887
Александр Порфирьевич Архипенко
российский и американский скульптор и художник украинского происхождения, один из основателей кубизма в скульптуре. Родился в Киеве. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905—1907 г. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве. В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры. В 1909 году переехал в Париж. В 1909—1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (французское имя — La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. Первая персональная выставка — в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине. В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподавал в Новом Баухаусе. Умер в Нью-Йорке (США) 25 февраля 1964 года. Похоронен на кладбище Вудлон. Работы Архипенко близки к кубизму, он активно использует в скульптуре «негативное пространство». Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже. В романе Хулио Кортасара «62. Модель для сборки» м-р Уитлоу говорит Маррасту о «коллеге, который когда-то продавал материалы Архипенко». Литература: Wiese E. Alexander Archipenko. —Leipzig: Klinkhardt & Biermann, 1923; Archipenko: fifty creative years, 1908—1958. —New York: TEKHNE, 1960; Eckhardt, Ferdinand (director). Alexander Archipenko. Exhibition. Winnipeg, MB, Canada Winnipeg Art Gallery. 1962; Karshan D.H. Archipenko: the sculpture and graphic art. —Boulder: Westview Press, 1975; Alexander Archipenko, 1887—1964: the late experimental years. —New York: Zabriskie Gallery, 1979; Nagy Ildiko. Archipenko. Corvina Kiado, 1980; Karshan D.H. Archipenko: sculpture, drawings, and prints, 1908—1964. —Danville: Centre College; Bloomington: Indiana UP, 1985; Alexander Archipenko, a centennial tribute. —Washington: National Gallery of Art; Tel Aviv: Tel Aviv Museum, 1986; Азизян И.А. Первая волна скульптурного авангарда: Архипенко, Цадкин, Липшиц // Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко. — Москва: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9 С.145—153; Азизян И.А. Коллаж в скульптурных картинах А.Архипенко // Русский авангард 1910—1920-х годов: проблема коллажа. —Москва: Наука, 2005. — ISBN 5-02-033902-4; Азизян И.А. Александр Архипенко: Предвоенные парижские годы (1908—1914) // Искусствознание. —2/08. —Страницы 211—253; Азизян И.А. Скульптурные картины и другие произведения Александра Архипенко военных лет // Искусствознание. —2010. —№ 1—2.

1887
Эйнар Вернер Саостейн (финское имя — Einar Werner Sahlstein)
финский гимнаст, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Куопио, Российская империя. На Играх 1908 года в Лондоне Саостейн участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла третье место. Умер в Хельсинки 6 марта 1936 года.

Gino Tagliapietra (700x554, 417Kb)
1887
Джино Тальяпьетра (итальянское имя — Gino Tagliapietra)
итальянский пианист, композитор и музыкальный педагог. Родился в Любляне. В 1899—1901 гг. учился в Вене у Юлиуса Эпштейна, в 1902—1907 гг. в Берлине у Ферруччо Бузони (исключительно как пианист). В 1907 г. был приглашён преподавать фортепиано в Венецианский музыкальный лицей и оставался на этой должности до 1949 г. К тому же 1907 году относится и первое сочинение Тальяпьетры — фортепианный ноктюрн. Во время Первой мировой войны, когда консерватория была временно закрыта, Тальяпьетра жил и работал в Риме, где сдружился со скрипачом Марио Корти — ему посвящена соната для скрипки и фортепиано Тальяпьетры (1937), единственное его сочинение для солирующей скрипки — и с Альфредо Казеллой, вместе с которым Тальяпьетра несколько раз выступал фортепианным дуэтом. В 1922 г. вышел первый значительный педагогический труд Тальяпьетры — сборник «40 этюдов для совершенствования» (итальянское название - 40 Studi di perfezionamento). В 1926 г. в театре Ла Фениче был с успехом поставлен его балет «Спящая красавица в лесу» (итальянское название - La bella addormentata nel bosco). Умер в Венеции 8 августа 1954 года. Среди других сочинений Тальяпьетры — Реквием (1923), фортепианные пьесы, песни, обработки и транскрипции. Он также составил Антологию старинной и современной музыки для фортепиано (1931—1932, Милан, 18 выпусков), включавшую 519 сочинений 157 авторов, от Фрескобальди и Фробергера до Сантоликвидо и Кастельнуово-Тедеско.

Maximo Martinez (700x634, 157Kb)
1888
Mаксимино Мартинес (испанское имя — Maximino Martínez)
мексиканский ботаник. Родился в штате Идальго, Мексика. В Национальном автономном университете Мексики он получил учёную степень лиценциата в области биологических наук. Мартинес был профессором в Escuela de Agricultura de Chapingo, ответственным за «Herbario Nacional de México» и «Sección de Botánica del Museo de Historia Natural». В 1941 году Mаксимино Мартинес стал соучредителем Ботанического общества Мексики, в котором он был президентом, а затем вечным секретарём. Mаксимино Мартинес умер в Мексике 2 июня 1964 года. Mаксимино Мартинес специализировался на семенных растениях. Эндемичный вид муниципалитета Хучипила, штат Сакатекас, носящий название Pinus maximartinezii Rzed. (1964), был назван в его честь. Литература: «Cambios de gobierno en la vida de un botánico mexicano: Maximino Martínez (1888—1964)». Por María del Consuelo Cuevas Cardona y Carmen López Ramírez en Historia Mexicana, Vol. LVIII, No. 3, 2009.

Сергей Иванович Мигай  (511x700, 274Kb)
1888
Сергей Иванович Мигай
русский советский певец (лирико-драматический баритон), педагог, народный артист РСФСР (1939). Родился в Могилёве, в семье священника. С шести лет пел в церковном хоре, затем в хоре Могилёв. гимназии (иногда сольные партии), увлекался игрой на флейте. В 1907—1909 годах, учился на юридическом факультете Петербургского университетата, одновременно занимался вокалом в Санкт-Петербургской консерватории (класс С.И.Габеля). За участие в студенческих волнениях был исключен из университета. Переехав в Одессу, поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Одновременно в 1909—1911 годах, обучался пению в Одесском музыкальном училище (класс Юлии А.Рейдер). Впервые выступил на концертной эстраде 4 декабря 1909 с исполнением арии Князя Игоря (из одноименной оперы А.Бородина). В 1911 году, по рекомендации А.Неждановой был принят в Большой театр, на сцене которого выступал до 1924 и в 1927—1930 годах, а также гастролировал здесь в 1935—1938 годах. 11 апреля 1912 дебютировал в партии Валентина — "Фауст" Ш.Гуно. С февраля 1912 года обучался пению (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М.Баттистини, под чьим руководством подготовил партии Дон Жуана и Фигаро из опер В.А.Моцарта, и Жермона "Травиата" Дж.Верди. С 1916 года совершенствовал сценическое искусство у К.Станиславского, подготовил под его руководством партии Евгения Онегина из оперы П.Чайковского и Грязного "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова (1917), Риголетто из оперы Дж.Верди 1919—1920 года. В 1921 году впервые с большим успехом выступил совместно с Л.Собиновым в концерте в Большом зале Петроградской консерватории. В 1924—1926 годах и 1929—1941 годах, солист ленинградского ГАТОБа (дебютировал в партии Дон Жуана — одноименной опера В.А.Моцарта). В 1926—1927 годах выступал в Московской оперной студии — театре имени К.С.Станиславского. В 1925—1935 годах гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Свердловске, Баку, Тбилиси (здесь выступал неоднократно; в спектакле "Кармен" Ж.Бизе, посвященном памяти певца В.П.Сараджишвили, исполнил партию Эскамилио на грузинском языке). Обладал сильным, ровным, гибким, красивым голосом чарующего "бархатного" тембра и широкого диапазона (свыше двух октав), виртуозной техникой, мастерством филировки, редкостным дыханием и умением петь на mezzo voce. В зависимости от стиля произв. и вокального характера партии певец менял манеру пения и окраску звука. В.Шкафер писал: "Безупречная кантилена, верхние ноты, в которых, казалось, он „купался“, были легкими, непринужденными, лишенными всякой фразировки, и, наконец, четкое, ясное слово при абсолютно чистой интонации. Голос был ему послушен на форте и пиано... Он пел на беспрерывно льющемся звуке. Да, это была кантилена в самом лучшем значении этого слова. Мягкость его голоса сливалась с прекрасным тембром, создавала пластичность, при которой речевые интонации были тесно связаны с музыкой, что в целом составляло характерную, живую, музыкальную речь". Благодаря виртуозному техническому мастерству с равным успехом выступал в лирических и драматических партиях. Критики отмечали, что певец не обладал яркими артистическими способностями, однако "исходил всецело из вокального интонирования, насыщая его как бы "изнутри" драматической выразительностью... Его всегда обуревало стремление докопаться до мельчайших литературных и музыкальных деталей и найти соответствующие им интонационные качества" (П.П.Гусев). С.Я.Лемешев вспоминал о певце: "Мигай увлекал широкой волной своего действительно „бархатного“ звука. Он мог спеть на одном дыхании десять-двенадцать тактов, иногда делая непростительные с точки зрения логики слова и действия ферматы, как, например, в заключительной фразе Грязного („Царская невеста“): „Страдалица невинная, прости“, — а у многих навертывались слезы, потому что неповторимое по красоте звучание голоса волновало само по себе, приобретая выразительное содержание. В фразе Онегина: „Ах, счастье было так возможно, так близко“, — где с точки зрения логической правды нужно подчеркнуть слово „так“, Мигай нередко задерживался на слове „счастье“, и мы упивались его звуковой красотой, одновременно представляя себе, какое же это действительно могло быть огромнейшее счастье! Заключительную фразу ариозо Онегина: „Мечтами, мечтами, легкие мечты“ — Сергей Иванович пел на одном дыхании, филировал верхнее „фа“ на широком crescendo, замирая потом на нежнейшем pianissimo, и повергал этим в бурный восторг зрительный зал. Он мог своим голосом делать все, что угодно, купаясь в широте и льющейся пластичности звука. Порой то, что он себе позволял, было с драматической точки зрения просто безграмотно, но это мало кто замечал: все искупало изумительное мастерство вокальной выразительности, неповторимая красота голоса. Интересно, что сам Сергей Иванович логически разбирал роль абсолютно правильно, но стоило ему выйти на сцену, как он поддавался обаянию музыки и стихии вокального порыва". Репертуар насчитывал. 65 партий (из них 43 ведущих). 1-й исполнитель партий: в московском Большом театре — 2-го корабельщика ("Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова, 1913), Де Бретиньи ("Манон" Ж.Массне, 1915), Ивана-королевича ("Кащей бессмертный" Н.Римского-Корсакова, 1917). Лучшие партии: Князь Игорь (одноим. опера А.Бородина, в этой роли, по мнению дирижёра Ю.Гамалея, "значительно уступал в качестве исполнения" П.З.Андрееву), Демон (одноим. опера А.Рубинштейна), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Мазепа (одноим. опера П.Чайковского), Роберт ("Иоланта" П.Чайковского), Евгений Онегин (одноимённая опера П.Чайковского), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П.Чайковского); Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто (одноим. опера Дж.Верди), Жермон ("Травиата" Дж.Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж.Верди), Граф ди Луна ("Трубадур" Дж.Верди), Эскамилио ("Кармен" Ж.Бизе), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Р.Вагнера). Другие партии: Веденецкий гость ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Тень Вергилия ("Франческа да Римини" С.В.Рахманинова, 1912); Амонасро ("Аида" Дж.Верди), Миллер ("Луиза Миллер" Дж.Верди), Фредерик ("Лакме" Л.Делиба). Партнёры: А.В.Богданович, Р.Г.Горская, Н.С.Ермоленко-Южина, П.М.Журавленко, С.Зорич, В.И.Касторский, Е.Катульская, К.Кузнецова, М.К.Максаков, А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, В.Петров, Ф.Петрова, Л.В.Собинов, Е.Степанова, Ф.И.Шаляпин. Пел под управлением Н.С.Голованова, Э.А.Купера, С.А.Самосуда, В.И.Сука, Н.Фёдорова. В 1912—1946 вёл концертную деятельность. Дуэты А.Даргомыжского и М.Глинки неоднократно исполнял с А.Неждановой и Л.В.Собиновым, часто выступал в ансамбле с Е.А.Степановой. С 1912 участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1912 исполнил кантату "Весна", в 1913 — "Колокола" С.В.Рахманинова под управлением автора (под его руководством подготовил также ряд романсов). После 1917 принимал активное участие в концертах для рабочих, с 1918 давал сольные концерты (в ансамбле с пианистом В.Ульрихом) в Москве, Ленинграде, Казани, Пензе, Смоленске. В годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях, госпиталях, у моряков Краснознаменного Балтийского флота. В камерном репертуаре насчитывалось свыше 500 произведений. Концертные программы составлялись из произведений одного-двух композиторов (М.Глинка и А.Даргомыжский, П.Чайковский и С.Рахманинов) или посвящались определенной теме. В феврале 1937 Мигай провёл в Большом зале Ленинградской филармонии концерт памяти А.Пушкина, в котором исполнил романсы А.Верстовского, Н.Титова, А.Гурилева, К.Кавоса, М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, Ц.Кюи, А.К.Глазунова, Ю.Шапорина ("Заклинание", 1-е исполнитель), Г.Свиридова ("Роняет лес багряный свой убор", "Подъезжая под Ижоры"; один из 1-х исполнителей его романсов); в сезоне 1937/1938 — "Вечер итальянских арий и неаполитанских серенад"; в июле 1941 концерт в зале Ленинградской академической капеллы, посвященный 100-летию со дня гибели М.Лермонтова, в котором исполнил романсы Н.Титова, А.Варламова, А.Гурилева, А.Даргомыжского, Ц.Кюи, М.Балакирева, А.Рубинштейна. В его камерном репертаре были также романсы К.Кавоса, В.Кажиньского, Э.Лангера, Конюса. Из зарубежной классики певец предпочитал произведения Ф.Шуберта (с пианистом К.Игумновым подготовил 12 песен), Э.Грига. С.Ю.Левик отмечал: "в классических романсах его звук был полон какого-то интимно-музыкального шарма. Умение петь на идеальном пиано, и всегда только вовремя, а не для эффекта, великолепная филировка иногда даже обманывали слушателя в ощущении силы, мощи этого голоса". В 1941—1949 солист, руководиль вокальной группы Всесоюзного радиокомитета и консультант вокально-хоровых передач. В 1946 гастролировал с концертами в Баку, Тбилиси, Ереване, Батуми, Сухуми, Кутаиси. В том же году состоялся прощальный концерт певца в Малом зале Московской консерватории. В 1948—1959 преподавал в Московской консерватории (с 1952 профессор). Среди его учеников: — В.Я.Агафонов, Л.Т.Геохланян, П.П.Гусев, Н.Дидученко, А.Лазарев, Ю.А.Мазурок (в 1955—1959), А.Савченко, А.Тихонов, И.П.Шапарь (в 1956—1959). Принимал активное участие в муз. жизни страны (был членом жюри ряда смотров и вокальных конкурсов, внештатным рецензентом и консультантом ЦГАЛИ по вопросам истории русского оперного искусства). Записывался на грампластинки, а также на радио (в том числе арии из опер в сопровождении симфонич. оркестра под управлением Н.С.Голованова в 1937, А.Орлова в 1939, О.Брона в 1951, 1952; романсы русских композиторов, а также дуэты с Г.М.Нэлеппом в 1947 и Н.Рождественской в 1948). В 1947 участвовал в грамзаписи оперы "Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова (партия Головы, Москва, оркестр и хор Московского радио. Дирижёр Н.С.Голованов). В 2006 М.В.Никифоров выпустил 3 диска с архивными записями певца в серии "Выдающиеся исполнители": "Арии из опер, песни", "Русский романс" и "Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов" (фирма "AQUARIUS"). Многие архивные записи Мигая — в ГЦММК, ГЦТМ, в фондах Радио. Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 8 декабря 1959 года.
migayмогила (463x700, 494Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В Могилёве переулок, где в юности жил певец, переименован в улицу имени Мигая. Жена: Валентина Абрамовна Иоффе (1910—1985) — доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией в Институте химии силикатов Академии Наук СССР, дочь академика А.Ф.Иоффе. Оперы: Евгений Онегин (опера); Снегурочка (опера); Царская невеста (опера); Демон (опера); Риголетто (опера); Трубадур (опера). Сочинения: Театр в провинции // Рабочий и театр. 1926. № 20; Смотр вокальных сил // Советское искусство. 1938. № 165; Творческие встречи // Известия. 1940. 16 мая; Елецкий и Онегин // Чайковский и театр: Статьи и материалы. — Москва; Ленинград, 1940; Методический доклад на конференции по вокальному образованию // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. — Москва; Ленинград, 1941. Страницы 178—182; Слушая Обухову // Советское искусство. 1947. 27 июня; Из воспоминаний (о А.Неждановой) // Советское искусство. 1951. 26 июня; Леонид Витальевич Собинов. Из воспоминаний о друге // Советская музыка. 1952. № 6. Страницы 68—72; Великий певец (о Л.В.Собинове) // Огонек. 1952. № 24. Страница 30; Живая традиция (о В.Петрове) // Советское искусство 1952. 24 сентября; Художник и народ (о Ф.И.Шаляпине) // Советское искусство. 1953. 11 апреля; Дыхание в пении: Методический очерк / Там же. 1953. 30 мая; Русская классика на болгарской сцене // Советская культура. 1953. № 50. 27 октября; Растущее мастерство // Советская культура. 1954. 11 марта; Жемчужина украинской оперной классики // Советская. культура. 1954. 11 мая; Талант и труд (о Л.В.Собинове) // Сов. культура. 1954. 16 окт.; Большой мастер (о певице из ФРГ Л.Зютхаузе) // Советская культура. 1955. 25 октября; Концерты для народа // Советская музыка. 1957. № 11; Памяти учителя и друга // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. — Воспоминания о Лосском. — Москва, 1959; Жизнеутверждающее искусство // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — Москва, 1967; Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 4. — Москва, 1969. Литература: Самойло К. Выдающийся певец // Вечерняя Москва. 1948. 2 июня; Памяти ушедших: С.И.Мигай // Советская музыка. 1960. № 2. Страница 207; Гусев П. С.И.Мигай. — Ленинград, 1975.

JAMES-FARLEY-AUTO-PHOTO (539x700, 288Kb)
1888
Джеймс Алоизиус Фарли (James "Jim" Aloysius Farley)
американский государственный и политический деятель в президентское правление Франклина Делано Рузвельта, 53-й генеральный почтмейстер США (1933—1940). Непосредственно причастен к одному из самых громких скандалов в американской филателии, который получил название «проделок Фарли» (Farley's Follies). Родился в местечке Грасси-Пойнт (Grassy Point), близ города Стоуни-Пойнт (Stony Point), в штате Нью-Йорк. Общественно-политическая карьера Фарли началась в 1918 году с должности клерка в городском управлении Стоуни-Пойнта. В 1919 году он был произведён губернатором штата Нью-Йорк Элом Смитом (Alfred Emanuel Smith, Jr.) в должность начальника порта. В 1920—1922 годах работал на посту контролёра Стоуни-Пойнта и в 1922 году был избран членом нижней палаты легислатуры Нью-Йорка. С 1924 года состоял членом Нью-Йоркской спортивной комиссии и в 1925—1933 годах был её председателем. В дальнейшем Дж.Фарли стал заметной фигурой в политике и государственном управлении США. В 1930—1944 годах он возглавлял Нью-Йоркское отделение Демократической партии и оказал существенную помощь Франклину Рузвельту в его президентской кампании 1932 года. Новоизбранный президент США назначил Джеймса Фарли 4 марта 1933 года на пост генерального почтмейстера. При этом Фарли одновременно стал председателем Национального комитета Демократической партии; это был первый случай в истории американской политики, когда действующий министр федерального правительства возглавлял одну из ведущих партий страны.
JamesAFarley1937 (499x700, 230Kb)
Фото, сделанное 14 сентября 1937 года.
С 10 сентября 1940 года покинул работу в правительстве, но не утратил своего влияния на политику США и приглашался на совещания в Белом доме. В 1944 году окончательно прекратил политическую деятельность и занялся бизнесом, став президентом Экспортной корпорации Кока-Кола (Coca-Cola Export Corporation). Фарли обладал феноменальной способностью запоминать имена и лица людей, что содействовало его политическому росту и влиянию. Джеймс Фарли умер в Нью-Йорке 9 июня 1976 года. Похоронен на Кладбище «Врата Небес» (Gate of Heaven Cemetery) — римско-католическом кладбище, примерно в 25 милях к северу от Нью-Йорка, США. Его имя присвоено в 1982 году зданию главного почтамта Нью-Йорка (James Farley Post Office). В историю американской филателии Джим Фарли вошёл, будучи во главе Почтовой службы США. Зная страстное увлечение Рузвельта коллекционированием марок, Фарли использовал своё служебное положение и выкупал в Бюро гравировки и печати целые марочные листы только что отпечатанных, но не прошедших перфорирование и гуммирование новых почтовых выпусков. Затем на этих листах он проставлял свои автографы и дарил их «боссу», как он любил называть президента. Среди выполненных таким образом «филателистических сувениров», включавших двадцать марок, оказался, к примеру, выпуск 1934 года, посвящённый национальным паркам США. Рузвельт благосклонно принимал подобные подарки, и впоследствии Фарли стал вручать незаконченные листы марок своим детям, а также некоторым влиятельным коллекционерам в правительстве, в том числе тогдашнему министру внутренних дел Гарольду Л.Икесу (Harold L.Ickes), которому как раз и были подконтрольны национальные парки. Однако вскоре один из этих листов всплыл на филателистическом рынке и был оценён в 20 000 долларов. История быстро стала достоянием общественности благодаря публикациям в прессе. Многие коллекционеры по всей стране пожелали иметь копию «сувениров» Фарли. Чтобы избежать угрозы расследования в Конгрессе, Фарли приказал в 1935 году переиздать все негуммированные и неперфорированные выпуски (Скотт #752—771), которые сразу же стали очень популярными среди филателистов. Репринтные новоделы Фарли не являются редкостью в настоящее время. Оригинальные листы легко определяемы по наличию подписи Джеймса Фарли. Пятнадцать таких листов экспонировались в 2009—2010 годах в Национальном почтовом музее США (Smithsonian's National Postal Museum). Кроме того, Дж.Фарли известен тем, что ввёл в практику издание памятных почтовых блоков, приуроченных к тем или иным событиям. На полях блоков указано имя Фарли как руководителя Почтовой службы, разрешившего их выпуск.
Souvenir_sheet_US_1936_TIPEX (700x485, 447Kb)
Памятный почтовый блок США по случаю III Международной филателистической выставки (TIPEX) в Нью-Йорке в 1936 году
Society_of_Philatelic_Americans_10c_1937_issue_U.S._souvenir_sheet (620x700, 477Kb)
Памятный почтовый блок США в честь 43-й ежегодной конвенции Общества американских филателистов в 1937 году
Литература: Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники СССР. — Москва: АСТ, Астрель, ВЗОИ, 2004. — 704 страницы — ISBN 5-17-025106-8, 5-271-09368-9, 5-9602-0484-3; Democrats: Portents & Prophecies // Time. — 1932. — Vol. 20. — No. 18. — Oct. 31; Farley J. A. Behind the Ballots: The Personal History of a Politician. — New York: Harcourt, Brace and Company, 1938. — 394 pp; Sloat R. L. Farley’s Follies. — Norristown: Bureau Issues Association, 1979. — 108 pp. — ISBN 0-930412-04-4; Sloat R. L. Farley’s Follies embarrassed Roosevelt // Linn’s Stamp News. — 1990. — P. 6. — Sept. 24; The Cabinet: PMG on Tour // Time. — 1934. — Vol. 24. — No. 5. — Jul. 30.

ST_ LEGER, FRANK FIG_ 2 (528x700, 475Kb)
1890
Дуглас Фрэнсис Сен-Леже (Douglas Francis St. Leger)
американский дирижёр британского происхождения. Родился в Мадрасе, Индия. Окончил Королевскую музыкальную академию в Лондоне как пианист и дирижёр. В 1912—1914 годах концертировал как пианист, затем служил в армии в Австралии. После демобилизации аккомпанировал как пианист и как дирижёр австралийской оперной диве Нелли Мельба в её гастрольных турах, в том числе в американском, где Сен-Леже и остался. Работал в различных оперных театрах, в 1932—1935 годах возглавлял Хьюстонский симфонический оркестр, в 1939—1950 годах занимал различные должности (ассистент дирижёра, дирижёр, заведующий музыкальной частью) в Метрополитен-опера. В 1953—1963 годах — профессор музыкальной школы Университета Индианы. Умер в Блумингтоне (штат Индиана, США) 26 декабря 1969 года.

Paul_Czinner (451x700, 177Kb)
1890
Поль Циннер (немецкое имя — Paul Czinner)
писатель, режиссёр и продюсер еврейского происхождения. Поль Циннер родился в Будапеште, Австро-Венгрия. Изучал литературу и философию в Венском университете. Некоторое время занимался журналистикой. С 1919 года начал работать в области киноиндустирии в качестве режиссёра, продюсера и сценариста. В 1924 году он предложил главную роль в своем фильме «Ню» Элизабет Бергнер. Они стали партнерами, а после начала преследования евреев в нацистской Германии, вместе бежали из Вены в Лондон, где поженились. Несмотря на подозрения Циннера в гомосексуализме, союз оказался удачным. В 1940 году пара эмигрировала в США, где Циннер работал на Бродвее. После окончания Второй мировой войны Циннер и супругой вернулся в в Англию, где Циннер снял ряд фильмов — опер. Поль Циннер умер в Лондоне 22 июня 1972 года. Фильмография: 1936 — Как вам это понравится.

Nayruzbaev_Ungarbay (493x700, 137Kb)
1891
Унгарбай Наурызбаев
старший чабан колхоза «Бостандык» Таласского района Джамбулской области, Казахская ССР. Родился на территории Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края (в советское время – Бостандыкского совхоза), ныне – Таласского района Жамбылской области Казахстана, в семье крестьянина. Казах. С раннего детства трудился по найму – пас байский скот (батрачил). С началом коллективизации сельского хозяйства Унгарбай Наурызбаев с 1930 года работал чабаном местного колхоза «Бостандык», а с 1934 года – старшим чабаном до призыва в Красную Армию в 1942 году по мобилизации. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации У. Наурызбаев в 1946 году вернулся в родной колхоз и продолжил работать старшим чабаном по выпасу овец на западной границе песчаной пустыни Муюн-Кум в низовьях рек Талас и Ассы. По итогам работы в 1947 году он вырастил от 400 курдючных овцематок 494 ягнёнка при среднем весе ягнят к отбивке 40 килограммов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Наурызбаеву Унгарбаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы продолжал плодотворно трудиться в своём колхозе, позже реорганизованном в Бостандыкский совхоз, до ухода на пенсию в 1960 году. Избирался депутатом Бостандыкского поселкового Совета депутатов трудящихся. Жил в Жамбылской области. Дата смерти не установлена. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.

Ширвиндт (468x700, 158Kb)
1891
Евсей Густавович Ширвиндт (первоначальное отчество Гдальевич)
советский государственный деятель, криминолог, учёный-правовед в сфере уголовно-исполнительного права, первый начальник Главного управления мест заключения НКВД РСФСР. Доктор юридических наук, профессор. Родился в Киеве, в еврейской семье врача Гдаля (Густава) Моисеевича Ширвиндта (1861—?), выпускника Виленской 1-й гимназии 1881 года. Семья переехала в Одессу, когда он был ребёнком. В 1910 году окончил гимназию в Одессе, а в 1914 году — юридический факультет Новороссийского университета там же. В 1915 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но в 1917 году бросил учёбу, приняв участие в революционной деятельности.
Революционная деятельность
В 1917—1918 г.г. — член партии левых эсеров. В 1917 году работал в юридическом отделе Петроградского Совета и Центрофлота, в октябре-ноябре 1917 г. — помощником для особых поручений при Петроградском военно-революционном комитете и верховном главнокомандующем Н.В. Крыленко, затем — заведующий секретариатом Учредительного собрания. 1919 г. — член РКП(б) (исключён в 1938 году).
В первые годы Советской власти
Секретарь Наркомюста РСФСР и член коллегии обвинителей при Верховном трибунале. В 1918 году разработал Инструкцию о порядке содержания заключённых в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. В 1919—1920 годах — военком Военно-топографического управления Всероглавштаба. В 1918—1921 годах — член коллегий Наркомюста РСФСР, затем Украинской ССР и Всеукраинской ЧК, член Малого Совнаркома УССР.
В органах Наркомюста и НКВД РСФСР
1922—1931 г.г. — начальник Главного управления мест заключения (ГУМЗ) ЦИТО Наркомюста РСФСР, а затем НКВД РСФСР, одновременно являясь членом коллегии НКВД РСФСР, начальником Главного управления конвойной стражи НКВД РСФСР(позже Центрального управления конвойной стражи (ЦУКС) при СНК СССР) и первым начальником войск конвойной стражи СССР (1925—1932).
В Наркомводе СССР
1931—1933 г.г.— начальник военизированной охраны Наркомата водного транспорта СССР, в 1932—1933 годах — член коллегии Наркомвода СССР. Подполковник внутренней службы.
В Прокуратуре Союза ССР
1933—1938 г.г. — в Прокуратуре Союза ССР — старший помощник Прокурора Союза ССР по надзору за тюрьмами и исправительно-трудовыми лагерями НКВД СССР. Полковник юстиции.
Научно-административная деятельность
1921 г. — профессор кафедры уголовного права 1-го Московского университета (МГУ). 1925—1931 г.г. — возглавлял организованный им Государственный институт по изучению преступности и преступника (ГИИП) . 1926 г. — руководил проектом новой редакции Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Арест. Заключение. Реабилитация
1938 г. — арестован, осужден по статье 58-8 и 58-11 к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Краслаге. Его жена и пасынок также были репрессированы. В 1947 году заключение было заменено на ссылку, руководил культбригадой и выступал её солистом-скрипачом. После освобождения в 1948 году работал скрипачом в Александрове Владимирской области. 1949 г — решением Особого совещания при МГБ СССР, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.1948 г. повторно арестован и направлен в ссылку в посёлок Абан Красноярского края, где играл на скрипке в районном доме культуры и работал юрисконсультом в леспромхозе и маслопроме.
Реабилитация. Смерть
1955 г. — возврат из ссылки и реабилитация. Работал старшим научным сотрудником Спецбюро (НИО ИТК) ГУЛАГ МВД СССР. Подполковник внутренней службы, профессор. 1958 г. — умер в Москве (по другим данным на отдыхе в Пятигорске).
Научные работы
Наше исправительно-трудовое законодательство (с Д.И.Курским). Москва: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1925; Что нужно знать заключённому: права и обязанности (с Б.С.Утевским). Государственный институт по изучению преступности и преступника. Москва: Издательство Народного комиссариата внутренних дел, 1927; В борьбе с детской преступностью: очерки жизни и быта Московского трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей (с Б.С. Утевским). Государственный институт по изучению преступности и преступника. Москва: Издательство Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР, 1927; Советское пенитенциарное право (с Б.С.Утевским). Государственный институт по изучению преступности и преступника. Москва: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1927; Les prisons en U.R.S.S. Париж: Bureau d'Éditions de Diffusion & de Publicité, 1927; Gefängnisse in der Sowjetunion (Emilian Schirwindt). Вена—Берлин: Verlag für Literatur und Politik, 1927; Russian Prisons. Лондон: International class war prisoners' aid, 1928.; Основы и задачи советской уголовной политики. Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, Институт советского строительства и права (Коммунистическая академия). Москва: Госиздат, 1929; Текущие вопросы административного строительства. Москва, 1930; Советское исправительно-трудовое право (с Б.С.Утевским). Москва: Госюриздат, 1931 и 1957; К 40-летию исправительно-трудовой политики Советского государства. Москва, 1957. Как руководитель авторского коллектива: Проблемы преступности. Выпуски 1, 2, 3 и 4. Государственный институт по изучению преступности и преступника. Москва: Госиздат, 1926, 1927, 1928 и 1929; Уголовный кодекс: редакция 1926 г. Москва : Издательство Народного комиссариата внутренних дел, 1927; Классовая борьба и преступность. Москва, 1930.
Семья
Братья: Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич) Ширвиндт (1896—1961) — скрипач и музыкальный педагог, отец актёра Александра Ширвиндта; Борис Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1896—1966) — педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук. Жена: Варвара Акимовна Мойрова (1890—1951) — деятель российского революционного движения, председатель Всероссийского общества Красного Креста и Полумесяца в 1935—1937 годах. Сын: Борис Евсеевич Ширвиндт — педагог-методист, директор детского интерната, доктор педагогических наук, автор пособий по организации пионерского движения, в том числе «Воспитание в пионерском отряде: вопросы содержания и методики работы» (1968), «Педагогический дневник Пионерской дружины имени А.С.Макаренко» (1969), «Пионерская работа в школе: сборник материалов в помощь классному руководителю» (1972), «Система деятельности пионерской дружины» (1975), «Лучший путь воспитать коммунаров» (1980), «Воспитательная деятельность пионерской организации: вопросы методики» (1982), «Взаимодействие школы, семьи, детских, молодёжных организаций и общественности в коммунистическом воспитании учащихся» (1985). Дочь: Майя Евсеевна Ширвиндт.

1892
Карл Густаф «Каарло» Вяхямяки (фин. Karl Gustaf "Kaarlo" Vähämäki)
финский гимнаст. Родился в городе Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер 1 января 1984 года.

Guido_M_141 (688x700, 220Kb)
1892
Гвидо Маджорино Гатти (итальянское имя — Guido Maggiorino Gatti)
итальянский музыкальный критик и музыковед. Муж арфистки Клелии Альдрованди. Родился в коммуне Кьети, Абруцци, Италия. В 1920 г. основал в Турине музыкальный журнал «Il pianoforte», в 1928 гг. преобразованный в «Rassegna musicale» и выходивший до 1962 г. В 1972 г. стоял у истоков журнала «Музыкальные исследования» (итал. Studi musicali), учреждённого Национальной академией Санта-Чечилия. Автор книг о Жорже Бизе (1915) и Ильдебрандо Пиццетти (1934). С 1914 по 1972 гг. переписывался с композитором Джан Франческо Малипьеро, переписка опубликована. Под редакцией Гатти вышла шеститомная итальянская музыкальная энциклопедия (1966—1971). В 1925—1931 гг. директор Туринского музыкального театра. В 1933 г. директор первого фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Умер в городе Гроттаферрата, Рим, Лацио, Италия, 10 мая 1973 года.

NikitinIvMois (502x700, 29Kb)
1892
Иван Моисеевич Никитин
стрелок 57-й мотострелковой бригады (3-й танковый Уманский ордена Суворова II степени корпус, 2-я танковая армия, 2-й Украинский фронт), красноармеец. Родился в деревне Чемодурово ныне Азнакаевского района Республики Татарстан, в крестьянской семье. Русский. Окончил III класса. Участник 1-й мировой и Гражданской войны, где сражался в рядах Красной Армии в 1919-1922 годах. Активно участвовал в организации колхоза, был его бригадиром, затем председателем. Призван в армию в декабре 1942 года Бугульминским райвоенкоматом. В действующей армии с 7 июня 1943 года. Сражался на Центральном, 1-м и 2-м Украинских фронтах в 57-й мотострелковой бригаде 3-го танкового корпуса 2-й танковой армии. Отличился в ходе Уманско-Ботошанской наступательной операции при форсировании реки Южный Буг. В группе из четырёх бойцов 13 марта 1944 года при форсировании реки Южный Буг в районе села Берёзки-Бершадские (Бершадский район Винницкой области, Украина) навёл лёгкий мост из подручных средств, переправился через реку и в течение ночи удерживал его до подхода подкрепления, отражая огнём из стрелкового оружия и гранатами контратаки противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Южный Буг, красноармейцу Никитину Ивану Моисеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7686). В апреле 1944 года на территории Румынии И.М.Никитин был тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. После излечения в том же 1944 году был демобилизован. Вернулся в Татарию. Жил и работал в Бугульме, с 1948 года жил и работал в городе Октябрьский (ныне – Республика Башкортостан) 13 лет, до ухода на заслуженный отдых, трудился в СМУ-2 треста «Туймазабурнефть» монтажником, бригадиром, мастером. Затем вернулся в Бугульму. Скончался 6 сентября 1972 года. Похоронен на Старом русском кладбище в Бугульме. Награждён орденом Ленина (13 сентября 1944), медалями. Бюст И.М.Никитина установлен в Бугульме на Аллее Героев. Его именем названы улицы в городах Бугульма и Азнакаево.

Островитянов (564x700, 128Kb)
1892
Константин Васильевич Островитянов
советский экономист и общественный деятель, академик Академии Наук СССР (1953), действительный член Чехословацкой Академии Наук (1957). С 1914 член РСДРП, большевик. Родился в селе Бычки, Тамбовский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя, в семье сельского священника. Окончил Московский коммерческий институт (1917). В 1916 член подпольного Московского комитета РСДРП. В период Октябрьской революции 1917 - секретарь Замоскворецкого военно-революционного комитета. В 1919-1921 на партийной работе. С 1922 на преподавательской и научно-исследовательской работе в вузах, Высшей партийной школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС, в институте экономики Академии Наук СССР. В 1947-1953 директор института экономики Академии Наук СССР. В 1948-1954 главный редактор журнала "Вопросы экономики". В 1949-1953 исполняющий обязанности академика-секретаря Отделения экономики, философии и права Академии Наук СССР. В 1953-1962 вице-президент Академии Наук СССР. На 19-м (1952) и 20-м (1956) съездах КПСС избирался кандидатом в член ЦК КПСС. Основные труды по политической экономии капитализма и социализма. В 1928 Островитянов совместно с советским учёным И.А.Лапидусом написал курс политической экономии ("Политическая экономия в связи с теорией советского хозяйства", части 1-2), выдержавший 7 изданий и переведённый на ряд иностранных языков. В 5-м издании курса (1930) особыми разделами выделены теория империализма и закономерности развития советского хозяйства. Теоретическое изложение экономических категорий социализма, по существу, способствовало превращению теории советского хозяйства в политическую экономию социализма. В начале 1930-х г.г. Островитянов выступил инициатором исследования экономических закономерностей возникновения и развития докапиталистических формаций. Островитянов одним из первых советских экономистов положил начало систематическому изучению ленинского теоретического наследия в области экономической теории и особенно политической экономии социализма. Под руководством Островитянова авторский коллектив подготовил учебник "Политическая экономия", ставший основой для экономической дискуссии, организованной ЦК ВКП (б) в 1951. Островитянов поддерживал идею содружества экономики и математики, при условии признания объективности требований экономических закономерностей. Значительные труды по проблемам общих принципов системного анализа действующих при социализме объективных экономических законов, по вопросам совершенствования логики политической экономии социализма и создания системы экономических наук. В своих работах Островитянов подверг аргументированной критике буржуазные и ревизионистские экономические теории. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался в Москве 9 февраля 1969 года.
Островитяновгроб (700x525, 523Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (6 участок 22 ряд).
В честь Островитянова в Москве и Тамбове названы улицы.
Труды
Книги: Политическая экономия в связи с теорией советского хозяйства (части 1—2, 1926; 7-е издание, 1932; совместно с И.А.Лапидусом); Очерк экономики докапиталистических формаций. Москва, 1945; Политическая экономия (1954, редактор); Думы о прошлом. Из истории первой русской революции, большевистского подполья и октябрьских боёв против контрреволюции в Москве. — Москва: Наука, 1967. — 315 страниц; Избранные произведения: Том 1. Политическая экономия досоциалистических формаций. — Москва, 1972; Том 2. Вопросы политической экономии социализма. — Москва, 1973. (список трудов Островитянова в томе 1). Статьи: Сталин — создатель политической экономии социализма // Иосифу Виссарионовичу Сталину Академия наук СССР. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1949.

Arányi_Jelly (514x700, 161Kb)
1893
Джелли д’Араньи (Jelly d'Arányi, венгерское имя — Arányi Jelly)
английская скрипачка венгерского происхождения. Родилась в городе Будапешт, Австро-Венгрия. Внучатая племянница Йозефа Иоахима. Училась в Будапеште у Енё Хубаи, занималась также у Белы Бартока, который, встретив скрипачку уже взрослой после перерыва в несколько лет, влюбился в неё и написал две ранние сонаты для скрипки и фортепиано, исполнив их впервые вместе с ней. В 1923 году д’Араньи обосновалась в Великобритании, где приобрела известность как исполнитель новейшей музыки. Ей посвящены «Цыганка» Мориса Равеля и концерт для скрипки с оркестром Ральфа Воан-Уильямса, среди других сочинений, которые д’Араньи исполнила впервые, — концерт для скрипки и валторны Этели Смит (1928, с Обри Брейном). Частыми партнёрами д’Араньи по выступлениям были пианистки Майра Хесс и Этель Хобдей, а также её сестра скрипачка Адила Факири — особенной популярностью пользовалось исполнение сёстрами концертов для двух скрипок с оркестром Иоганна Себастьяна Баха, кроме того, для них написал концерт для двух скрипок с оркестром Густав Холст. Джелли д’Араньи оставила ряд записей, наиболее ранние из которых, относящиеся к 1923 году, были с восторгом встречены критикой, называвшей её одним из наиболее заметных скрипачей Европы и наследницей великой традиции Иоахима и Брамса; более поздние записи — в частности, фортепианное трио Брамса с Майрой Хесс и Гаспаром Кассадо, — вызывали более неоднозначную реакцию. В 1931 году парфюмерный дом Буржуа выпустил духи "Printemps de Paris", которые для артистки создал русский эмигрант Константин Веригин. С именем Джелли д’Араньи связана особая судьба концерта для скрипки с оркестром Роберта Шумана, написанного для её двоюродного деда Иоахима. По соглашению Иоахима и жены Шумана Клары концерт, одно из последних произведений композитора, был сочтён не подлежащим обнародованию, и его рукопись после смерти Иоахима была отправлена в архив. В 1933 году, спустя 80 лет после создания концерта, д’Араньи заявила о том, что дух Шумана явился ей во время спиритического сеанса и потребовал отыскать концерт (о существовании которого она, по собственному утверждению, не знала) и исполнить его. Инициатива д’Араньи привела к розыскам в архиве, откуда партитура Шумана была извлечена. Власти Германии не могли допустить, чтобы заслуга воскрешения одного из творений национального классика принадлежала зарубежному исполнителю, и возможность впервые (после премьеры 1854 года) исполнить концерт получил в 1937 году Георг Куленкампф; Джелли д’Араньи сыграла концерт в Великобритании несколько месяцев спустя. Романтические отношения связывали Д’Араньи с музыкантом и спортсменом австралийского происхождения Фредериком Келли, с которым она познакомилась в 1909 году и иногда выступала вместе. Вступив в британскую армию с началом Первой мировой войны, Келли в часы отдыха от боевых действий сочинил для Д’Араньи сонату для скрипки и фортепиано, исполнив её вместе с ней в 1916 году во время побывки в Лондоне; вскоре Келли погиб, рукопись сонаты осталась в архиве скрипачки и была извлечена на свет в 2011 году, чтобы прозвучать на Международном музыкальном фестивале в Канберре. Умерла Джелли д’Араньив городе Флоренция, Италия, 30 марта 1966 года. Литература Todd Gordon Macleod. The sisters d’Arànyi. — London: Allen & Unwin, 1969. — 320 pp.

Chu_Chia-hua_朱家驊_ZhūJiāhuá_1935 (460x700, 171Kb)
1893
Чу Чиа-хуа (китайское имя — 朱家驊; имя на пиньинь — Zhū Jiāhuá)
китайский политик. С ноября 1930 по февраль 1932 был ректором Национального Центрального Университета. В первой половине 1930-х годов занимал пост министра коммуникаций и министра образования при Гоминьдане в Нанкине. Вице-премьер в 1949-1950-х годах. Умер на острове Тайвань 3 января 1963 года.

1893
Павел Фёдорович Сумароков (украинское имя — Павло Федорович Сумароків)
российский и украинский военный деятель, участник обеих мировых войн. Окончил Киевское офицерское училище. В Первую мировую войну служил в Российской императорской армии (чин поручика). Награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орденом Святой Анны от 2 до 4 степени и орденом Святого Станислава от 2 до 3 степени. В 1917 году награждён Георгиевским крестом с лавровой ветвью. В годы Гражданской войны воевал в армии УНР сначала в 4-й Киевской стрелковой дивизии[1], а затем в полку Чёрных запорожцев. Участвовал в обоих зимних походах Армии УНР. Награждён Железным крестом УНР. В межвоенные годы эмигрировал в Польшу. В 1943 году был призван в дивизию СС «Галичина», в составе которой командовал 6-й ротой 30-го полка. Участвовал в битве под Бродами. После войны не был выдан СССР, получив гражданство Польши. Последние 30 лет жизни провёл в Германии, был уполномоченным от Центрального представительства украинской эмиграции в Германии по Карлсруэ. Автор мемуаров о Втором зимнем походе и об участии дивизии СС «Галичина» в боях под Бродами. В конце жизни стал инициатором учреждения ордена «Базар». Умер 19 мая 1975 года. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святой Анны II степен; Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава III степени; Георгиевский крест с лавровой ветвью; Кавалеры ордена «Железный крест» (Украинская Народная Республика); Кавалеры Военного Креста (Украинская Народная Республика).
Литература
Книги: Тинченко Я.Ю. Офіцерський корпус Армії Української Народної Республіки (1917—1921).Книга I. — К. : Темпора, 2007. — ISBN 966-8201-26-4; Тинченко Я. Ю. Офіцерський корпус Армії Української Народної Республіки (1917—1921).Книга II. — К. : Темпора, 2011. — 355 с. — ISBN 978-617-569-041-3; Верига Василь. Листопадовий рейд 1921 року. — Київ: Видавництво «Стікс», 2011. Периодические издания: Вісті братсва вояків 1 УД УНА. — Мюнхен. — 1968. — Часть 129. — Страница 56; В оточенні під Бродами // Український Комбатант. — На чужині. — 1958. — Части 5-6. — Страницы 40-52. Источники: Старшини УНР та ГА в дивізії «Галичина»; Майор дивизии СС «Галичина» Евгений Побегущий: «Немцы разрешали нам ночевать только в хлевах»; Бої під Бродами; Фонд Центральне представництво української еміграції в Німеччині; До того, як командувати ротою в дивізії «Галичина», офіцер Сумароків отримав всі найвищі нагороди Російської імперії та УНР; В оточенні під Бродами. (Автор: Сумароків Павло).

1894
Филип Лазэр
румынский композитор и пианист. Жил в Париже. Среди сочинений: для оркестра – «Румынская сюита» (1921), дивертисмент (1924), кончерто гроссо (1937), скерцо – «Цыганы» (1925), «Ринг» (1928) и др.; камерный концерт (1934), концерт для фортепьяно с оркестром (1934); сонаты, сюиты для фортепьяно и другие инструментальные пьесы.

Simone Fernando Sacconi (561x700, 206Kb)
1895
Симон Фернандо Саккони (итальянское имя — Simone Fernando Sacconi)
итальянский мастер смычковых инструментов, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари. Родился в городе Рим, Королевство Италия. Саккони вложил много сил в изучение инструментов Страдивари, посвятив скрипичному мастеру труд под названием «I „Segretti“ di Stradivari…» (1972). В Нью-Йорке, где жил с 1936 года реставрировал старые инструменты для фирм «Герман» и «Вулитцер». Часто приезжал в Италию и проводил консультации для Международной школы мастеров смычковых инструментов в Кремоне. На инструментах Саккони, в большинстве своём покрытых лаком насыщенных оранжевого и жёлтого оттенков, играли Арриго Серато, Генрик Шеринг, Сальваторе Аккардо и др. Также Саккони считается одним из крупнейших реставраторов своего времени. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 26 июня 1973 года. В 2012 году были найдены девять золотых и серебряных медалей Саккони, в том числе медаль за участие в Первой мировой войне и медаль от его учеников.
Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия, 1978. — Том 4. — Страницы 819-820. — 975 страниц.

arno_saxen (539x700, 156Kb)
1895
Арно Саксен (финское имя — Arno Saxén)
финский патолог, профессор Университета в Хельсинки, один из врачей Международной Комиссии, собранной немецкими властями в 1943 году, которая проводила в Катыни эксгумацию убитых польских офицеров. Родился в городе Йювяскюля, Великое Княжество Финляндское, Российская империя, в семье Уно Альфонса Саксена (финское имя — Uno Alfons Saxén 1863—1948) и Анны Марии Песониус (финское имя — Anna Maria Pesonius 1868—1929). Работал в Институте судебной медицины в Хельсинки. Был также членом правления финского Красного Креста. По просьбе секретаря немецкого посольства в Хельсинки, барона Унгерн-Стэрнберга, принял участие в работе Международной Комиссии по Катыни. В Катыни находился в роли наблюдателя и лично трупы не вскрывал. По возвращении из Катыни немцы предложили доктору Саксену принять участие в докладе, однако финский врач отказался, не желая быть обвиненным в сотрудничестве с нацистской пропагандистской машиной. Единственное газетное интервью, которое он дал по возвращении из Катыни появилось в финской газете «Turun Sanomat».
arno_saxenПодпись (700x280, 68Kb)
Подпись доктора Саксена под заключительным протоколом Международной Комиссии по Катыни, 1943 г.
По окончании войны, из опасения перед советскими репрессиями, он уничтожил все имеющиеся у него документы касающиеся преступления в Катыни и отправился в эмиграцию в Швецию. По возвращении в Финляндию вызывался на частые допросы в Союзную Контрольную Комиссию в Финляндии, располагавшуюся в гостинице «Торни» в Хельсинки. Комиссия пыталась получить у него заявление с отказом от подписи под заключительным протоколом Международной Комиссии, возлагающем вину за убийства в Катыни на Советский Союз. Несмотря на давления и угрозы Саксен воспротивился советским требованиям. Обладающий превосходным здоровьем доктор Саксен неожиданно умер во время конференции в городе Цюрих, Швейцария, 19 ноября 1952 года в возрасте всего лишь 57 лет. В 2008 году был посмертно награждён польскими властями. Награду принял в здании посольства РП в Хельсинки его старший сын, Эрки Саксен.

Скрябин (522x700, 328Kb)
1896
Адам Васильевич Скрябин
советский хоровой дирижёр, фольклорист, самодеятельный композитор. Первый якутский мелодист, музыкальный деятель Адам Васильевич Скрябин родился в городе Якутск, Российская империя, в семье состоятельного якута, уроженца Немюгинского наслега Хангаласского улуса Василия Никоновича Скрябина. У мальчика рано появился интерес к музыке. Он с увлечением слушал олонхосутов, бытовые песни, игру любителей на различных музыкальных инструментах и даже самостоятельно выучился играть на многих инструментах. Его мать, Александра Игнатьевна, обладала прекрасным голосом и вдохновенно пела якутские народные песни. 1917 - организовал первый якутский любительский хор, затем духовой оркестр якутской национальной роты.1923 - подготовил художественную программу делегации Якутии для участия в первой Всесоюзной выставке показа достижений народного хозяйства СССР, руководил хором. Записал в Москве на фонограф якутские песни. 1923 - впервые в Москве на сцене Большого театра показал музыкальное искусство Якутии. 1924-1925 гг. - учитель пения в школах №3 и №4 г. Якутска и преподаватель в Якутском педтехникуме. В июне 1925 г. А.Скрябин был командирован Якутским Наркомпросом при ближайшей поддержке общества «Саха кэскилэ» в Москву для издания якутских мелодий в нотах и выпуска их с текстами в виде сборника. 1925 - Народным Комиссариатом просвещения ЯАССР командирован на учебу в Московскую консерваторию. После трех лет учебы А. Скрябин попал "под чистку от классовых врагов". 1927 - издан первый сборник нот якутских песен, который является началом развития профессиональной якутской музыки. В середине 1930-х гг. - хормейстер якутского пединститута и организатор оркестра народных инструментов. 1931 - при Якутском национальном театре организовал первый в Якутии хомусный ансамбль. В середине 30-х годов был хормейстером Якутского педагогического института. Занимался созданием оркестра народных инструментов. Умер в Москве в 1938 году.

Howard_Hawks (527x700, 190Kb)
1896
Говард Винчестер Хоукс (Howard Winchester Hawks)
американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Брат режиссёра Кеннета Хоукса и продюсера Уильяма Б. Хоукса, троюродный брат актрисы Кэрол Ломбард. Говард Винчестер Хоукс родился в городе Гошен, штат Индиана, США, в семье бумажного фабриканта Фрэнка Хоукса и его жены Элен. В 1906—1908 учится в средней школе, в 1908—1913 в университете Пасадены (Калифорния), в 1914 в академии Филлипса в Эксетере (Массачусетс), в 1915—1917 в Корнеллском университете (штат Нью-Йорк). Получает диплом инженера. В 1917—1919 служит в авиационной службе армии США; проходит курс военной подготовки в Техасе; получает звание лейтенанта. В 1920—1925 автогонщик, конструктор на авиационном заводе. В 1916—1917 во время каникул работает в сценарном отделе студии Феймоус Плейерс-Ласки (позднее Парамаунт). В 1919—1921 независимый продюсер двухчастевых фильмов Алана Дуэна, Маршалла Нейлана, Аллена Холубара. В 1922—1924 в сценарном отделе Парамаунт; участвует в работе над сценариями более 60 фильмов; покупает, в частности, права на рассказы Джозефа Конрада и Джека Лондона. В 1924 переходит на MGM, так как Ласки не даёт ему заниматься режиссурой. В 1925 переходит к Уильяму Фоксу, который предлагает ему режиссёрский контракт. (По другим источникам, между 1922 и 1924 Хоукс работает в качестве независимого продюсера, а с 1924 по 1926 в сценарном отделе Парамаунт.) В 1926 первый фильм в качестве режиссёра — «Путь к славе» по собственному сценарию. Подлинный успех пришёл к нему со звуковым кино, а в 1932 году он создает один из самых известных своих фильмов — «Лицо со шрамом», который Жан-Люк Годар назвал лучшим американским фильмом звуковой эры. В 1994 году лента была занесена в Национальный реестр наиболее значимых фильмов и она также входит в число лучших гангстерских фильмов по версии AFI.
 (448x700, 62Kb)
Хоукс легко переходил от одного жанра к другому. В 1926—1970 участвует в работе над сценариями всех своих фильмов.
Он также авиатор, автогонщик, яхтсмен, селекционер-конезаводчик, горный лыжник, рыболов, охотник, плотник, коллекционер старинного оружия, архитектор, собиратель западной живописи и гравюры, ювелир, конструктор гоночных авто и самолетов.
Сам Говард называл себя ремесленником от кино, добавляя при этом: «Я рассказчик — это главное качество для режиссера». В 1975 году получил почётный «Оскар» за вклад в киноискусство. Жак Риветт в статье «Гений Ховарда Хоукса» (1953) отмечая, амбивалентность творчества режиссёра, которое в равном соотношении можно поделить на комедии и драмы писал: «Ещё более примечательным является слияние этих двух элементов таким образом, что каждый из них, не повредив другому, подчеркивает взаимосвязь — один элемент обостряет другой и наоборот». В 1976 году в интервью журналу Interview Франсуа Трюффо говорил, что в Хоуксе привлекает разнообразие его работ: «Он снял лучший гангстерский фильм – «Человек со шрамом», лучший детективный фильм – «Глубокий сон», лучший фильм о военной авиации – «ВВС», лучший фильм о гражданской авиации – «Только у ангелов есть крылья», два лучших вестерна – «Красная река» и «Большое небо», ну и лучшую комедию – «Воспитание крошки». Говард Хоукс умер 26 декабря 1977 года в своем доме в городе Палм-Спрингс, Калифорния, США. Скончался от атеросклеротического сосудистого заболевания и инсульта. Был кремирован, а пепел развеян в пустыне возле Калимейса, Калифорния. В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Hawksian было включено в Оксфордский словарь английского языка. Фильмография: 1926 — Дорога к славе / The Road to Glory; 1926 — Фиговые листья / Fig Leaves; 1927 — Похитители младенцев / The Cradle Snatchers; 1927 — Любовь за плату / Paid to Love; 1928 — Девушка в каждом порту / A Girl in Every Port; 1928 — Фазиль / Fazil; 1928 — Цирк в воздухе / The Air Circus; 1929 — Последнее дело Трента / Trent’s Last Case; 1930 — Утренний патруль / The Dawn Patrol; 1931 — Уголовный кодекс / The Criminal Code; 1932 — Лицо со шрамом / Scarface; 1932 — Толпа ревёт / The Crowd Roars; 1932 — Толпа ревёт / La Foule Hurle (совместно с John Daumery) французская версия The Crowd Roars; 1932 — Тигровая акула / Tiger Shark; 1933 — Сегодня мы живём / Today We Live; 1933 — Боксёр и дама / The Prizefighter and the Lady (совместно с В.С. ван Дайком); 1934 — Вива Вилья! / Viva Villa!; 1934 — Двадцатый век / Twentieth Century; 1935 — Варварское побережье / Barbary Coast; 1936 — Высота ноль / Ceiling Zero; 1936 — Дорога к славе / The Road to Glory; 1936 — Приди и владей / Come and Get It; 1938 — Воспитание крошки / Bringing up Baby; 1939 — Только у ангелов есть крылья / Only Angels Have Wings; 1940 — Его девушка Пятница / His Girl Friday; 1941 — Сержант Йорк / Sergeant York; 1941 — С огоньком / Ball of Fire; 1943 — Военно-воздушные силы / Air Force; 1943 — Вне закона / The Outlaw; 1943 — Корвет K-225 / Corvette K-225; 1944 — Иметь и не иметь / To Have and Have Not; 1946 — Глубокий сон / The Big Sleep; 1948 — Красная река / Red River (совместно с А.Россоном); 1948 — Рождение песни / A Song Is Born; 1949 — Я был военной невестой / I Was a Male War Bride; 1951 — Нечто из иного мира / The Thing from Another World (совместно с К.Найби); 1952 — Большое небо / The Big Sky; 1952 — Мартышкин труд / Monkey Business; 1952 — Вождь краснокожих и другие… / O. Henry’s Full House (эпизод Вождь краснокожих); 1953 — Джентльмены предпочитают блондинок / Gentlemen Prefer Blondes; 1955 — Земля Фараонов / Land of the Pharaohs; 1959 — Рио Браво / Rio Bravo; 1962 — Хатари! / Hatari!; 1964 — Любимый спорт мужчин? / Man’s Favorite Sport?; 1965 — Красная линия 7000 / Red Line 7000; 1967 — Эльдорадо / El Dorado (ремейк фильма «Рио Браво»); 1970 — Рио Лобо / Rio Lobo. Литература: 100 великих режиссёров / Автор-составитель И.А.Мусский. — Москва : Вече, 2006. - 480 страниц; Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Тома I-II. — Санкт-Петербург-Москва: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3; Жак Риветт. Статьи и интервью (Электронная книга). Составитель А. Тютькин. — 2012.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку