-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110094
Комментариев: 6802
Написано: 118567


29 мая родились...

Среда, 29 Мая 2024 г. 03:43 + в цитатник
Apponyi (470x700, 186Kb)
1846
Альберт Георг Аппоньи (венгерское имя — Albert Georg Apponyi)
венгерский политический деятель из рода Аппоньи, глава партии националистов, сторонник ускоренной мадьяризации национальных меньшинств. Аристократ, крупный землевладелец, тайный советник, министр по делам религии и просвещения в 1906—1910 и 1917—1918 годах. Член Венгерской академии наук, возглавлявший Академию святого Иштвана с 1921 по 1933 год. Руководил первой венгерской делегацией на парижской мирной конференции; между 1911 и 1932 годами пять раз был номинирован на Нобелевскую премию мира. Родился в Вене. Единственный сын графа Дьёрдя Аппоньи, канцлера Венгерского королевства. Получил юридическое образование, много путешествовал. В 1897 году, уже в солидном возрасте, вступил в брак с Клотильдой, 30-летней дочерью графа Александра фон Менсдорфа-Пули, который приходился двоюродным братом английской королеве Виктории.
ApponyiМолодой Аппоньи (585x700, 420Kb)
Молодой Аппоньи, портрет из газеты «Vasárnapi Ujság», 1878 год. Художник С.Поллак
Депутат
Состоял членом венгерской Палаты депутатов, в которой считался лучшим оратором и одним из влиятельнейших его членов. Сначала он принадлежал к Консервативной парии, но в 1878 году образовал особую Национальную партию, во главе которой стоял до 1899 года; оставаясь на почве австро-венгерского дуализма, она находила политику Тисы (отца) излишне уступчивой по отношению к Австрии. Таким образом, Аппоньи оказался во главе «соединённой оппозиции». Министерство Дьюлы Сапари (1890—1892) и в ещё большей степени радикальное министерство Шандора Векерле (1892—1894) Аппоньи поддерживал, защищая против клерикалов, между прочим, допущение гражданского брака, но восставая против его обязательности. Министерство Дежё Банфи нашло в Аппоньи ожесточенного врага. Министерство Кальмана Селля он поддерживал, и в 1899 году состоялось даже слияние Национальной партии с правительственной. В 1901 году Аппоньи был президентом палаты депутатов. После образования министерства Тисы-сына, Аппоньи вместе со своими сторонниками вышел из состава правительственной партии и в 1904 году присоединился к партии Кошута-младшего (Партия независимости и 48-го года), на правом фланге которой занял очень влиятельное место. В 1896 году в Будапеште вышли в свет «Речи» Аппоньи. В 1904—1924 гг. Аппоньи несколько раз посещал США, где читал лекции и установил контакты с президентами Теодором Рузвельтом и Вильямом Тафтом.
ApponyiФилип Де Ласло. Портрет Альберта Аппоньи. (515x700, 389Kb)
Филип Де Ласло. Портрет Альберта Аппоньи.
Министр
Был министром просвещения в 1906—1910 и 1917—1918 годах. В 1907 году был инициатором принятия шовинистического Школьного закона, запретившего употребление языков национальных меньшинств в учебных заведениях. Было закрыто множество словацких и румынских школ (к 1917 года количество закрытых румынских начальных школ достигло 2975); некоторые сёла остались вообще без доступа к школам. После смерти Ференца Кошута в 1914 году возглавил «партию Кошута». В правительстве Морица Эстерхази и третьем кабинете Векерле вновь занимал должность министра по делам культов. Временно удалился из политической жизни после Революции астр; во время Венгерской советской республики красноармейцы воспрепятствовали его попытке бегства из Будапешта на поезде, и Аппоньи скрывался на своих поместьях. Как монархист и легитимист возражал против недопуска Габсбургов к трону при регентстве Миклоша Хорти.
ApponyiАппоньи, представитель Венгрии в Лиге Наций (364x700, 157Kb)
Аппоньи, представитель Венгрии в Лиге Наций.
Дипломат
В январе-феврале 1920 года Аппоньи был главой венгерской делегации на парижской мирной конференции, участвуя в переговорах, предшествовавших подписанию Трианонского договора. В Париж на переговоры венгерская делегация во главе с графом Альбертом Аппоньи, включавшая семь официальных уполномоченных (среди которых были Пал Телеки, Иштван Бетлен и Шандор Попович) прибыла 7 января 1920 года. Аппоньи выступал за сохранение великодержавного венгерского государства, против передачи Румынии, Чехословакии, Королевству сербов, хорватов и словенцев (Югославии) владений Венгрии, населённых преимущественно соответственными народами (румынами, словаками и карпатскими русинами, сербами и хорватами). Однако державы Антанты резко возражали против дальнейшего существования «Великой Венгрии». Не имея возможности добиться изменения основных условий мирного договора, делегация Аппоньи в конце марта 1920 года вернулась домой. Был представителем Венгрии в Лиге Наций до своей смерти в 1933 году. Владевший шестью языками Аппоньи мог выступать там на английском, французском, немецком, итальянском. После его смерти в Женеве 7 февраля 1933 года на поминальной церемонии Швейцарию представлял экс-президент Джузеппе Мотта; его останки были отправлены в Венгрию, где и были захоронены. В браке с графиней Клотильдой фон Менсдорф-Пули (1867—1942) имел сына Георга Александра (1898—1970), оставившего потомство в браке с княжной Одескальки, и двух дочерей — Марию Александрину (1899—1967; замужем за принцем Роганом) и Юлиану (1903—1994; замужем за графом Пальффи). Литература: Аппоньи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

William.A.Poynter (469x700, 146Kb)
1848
Уильям Эмос Пойнтер (William Amos Poynter)
американский политик, 10-й губернатор Небраски. Уильям Пойнтер родился в городе Юрика (штат Иллинойс, США), где в 1867 году окончил местный колледж. В 1879 году он переехал в Албион, Небраска, где работал на ранчо и ферме. Пойнтер был одним из организаторов Фермерского альянса, в 1884 году его избрали в Палату представителей Небраски, а в 1890 году — в Сенат штата. Он был членом комитета по сельскому хозяйству и временным председателем Сената. В 1892 году Пойнтер неудачно баллотировался в Палату представителей США от фермерской Народной партии левопопулистского толка. В ноябре 1898 года Пойнтер был избран губернатором Небраски. Во время его пребывания в должности были улучшены железнодорожные нормативы, а также принят закон о проведении в Линкольне ярмарок штата. Пойнтер баллотировался на второй срок, однако потерпел поражение, и 3 января 1901 года вышел в отставку. Пойнтер продолжил заниматься коммерцией, а также был председателем ассоциации безопасности сбережений и кредитов (Security Savings and Loan Association). В 1909 году, в Линкольне, во время выступления в Сенате штата, у Пойнтера случился инсульт и он вскоре умер 5 апреля 1909 года. Пойнтер был похоронен на кладбище Wyuka Cemetery в Линкольне. В 1869 году Пойнтер женился на Марии Жозефине Маккоркл, у них было двое детей.

Lorenz Adlon (499x700, 171Kb)
1849
Лоренц Адлон (немецкое имя — Lorenz Adlon)
немецкий предприниматель, основатель берлинского отеля «Адлон» на Унтер-ден-Линден. Родился в Майнце. Лоренц был шестым из девяти детей в семье майнцского сапожника Якоба Адлона и его супруги, повитухи Анны Марии Елизаветы. Пройдя обучение на столяра в майнцской мебельной мастерской Bembé, Лоренц Адлон работал управляющим в загородном ресторане Raimundigarten на берегу Рейна и добился успеха в кейтеринге на различных праздничных мероприятиях и выставках. В 1880-е годы Адлон перебрался в Берлин, где со временем приобрёл несколько ресторанов. Под его управлением находился ресторан «Хиллер» на Унтер-ден-Линден, один из самых аристократических ресторанов Берлина. Взяв в аренду отель «Континенталь» на Кирхгассе, Адлон заявил о себе в гостиничном бизнесе. Впоследствии в управление Адлона перешли террасы в зоопарке, а в 1896 году по случаю Берлинской промышленной выставки Адлон вместе с Рудольфом Дресселем открыл «Главный ресторан Адлона и Дресселя» на Новом озере в Большом Тиргартене. Адлон также управлял крупным винным магазином на Вильгельмштрассе.
Lorenz AdlonBerlin,_Hotel_Adlon (700x462, 150Kb)
Отель «Адлон». 1926
В начале XX века Адлон основал в Берлине на Унтер-ден-Линден отель класса «люкс» «Адлон» на месте снесённого дворца Редерна. Постоянным клиентом отеля стал сам император Германии Вильгельм II, который присутствовал на торжественной церемонии его открытия 24 октября 1907 года и высоко оценил его техническую оснащённость. «Адлон» быстро превратился в центр общественной жизни Берлина. В мае 1913 года в «Адлоне» останавливалась вся европейская знать, съехавшаяся на торжества по случаю заключения брака между принцессой Викторией Луизой Прусской и Эрнстом Августом Брауншвейгским, в том числе русский царь Николай II и британский король Георг V. В 1918 году Лоренц Адлон пострадал в результате дорожного происшествия у Бранденбургских ворот, когда в зарезервированном для проезда императора среднем проезде ворот на него наехали восставшие солдаты. В 1921 году на том же месте Адлон ещё раз попал под колёса и через несколько дней 7 апреля 1921 года умер от последствий несчастного случая.
Lorenz AdlonМогила  (700x422, 475Kb)
Лоренца Адлона похоронили на Старом кафедральном кладбище Святого Гедвиги на Лизенштрассе. После смерти Лоренца Адлона отелем управлял его сын Луи. Правнук Лоренца Адлона Перси Адлон снял документальный фильм «В блистательном мире отеля „Адлон“» (немецкое название — In der glanzvollen Welt des Hotel Adlon). В современном отеле «Адлон» имя его основателя носит ресторан высокой кухни под управлением Хендрика Отто. Литература: Dietrich Nummert: Der Augapfel der Kaiserstadt. In: Berlinische Monatsschrift, Heft 5/1999, S. 70-75; Andreas Odenwald und Günter Schöneis: Lexikon der Lebensart. Stilvoll leben und genießen mit Geist und Geschmack. Mosaik bei Goldmann, 2006. ISBN 978-3-442-39091-5; Hedda Adlon: Hotel Adlon. Das Haus, in dem die Welt zu Gast war. Kindler, München 1955 (Nachdruck: Heyne, München 1978. ISBN 3-453-00926-6).

Anton_Bonaventura_Jeglič_(1) (592x700, 258Kb)
1850
Антон Бонавентура Еглич (словенское имя — Anton Bonaventura Jeglič)
католический прелат, епископ Любляны с 24 марта 1898 года по 17 мая 1930 год, словенский общественный деятель. После изучения теологии Антон Бонаветнура Еглич 27 июля 1873 года был рукоположён в священника, после чего продолжил своё обучение в Вене. После возвращения на родину Антон Бонавентура Еглич был капелланом в женской тюрьме. Позднее изучал теологию в Италии и Германии, после чего был преподавателем в люблянской семинарии. 13 августа 1897 года Римский папа Лев XIII назначил Антона Бонавентуру Еглича титулярным епископом Сиунии и вспомогательным епископом архиепархии Врхбосны. 12 сентября 1897 года состоялось рукоположение Антона Бонавентуры Елича в епископа, которое совершил архиепископ Врхбосны Йосип Стадлер. 24 марта 1898 года был назначен епископом Любляны. Антон Бонавентура Еглич активно занимался общественной и просветительской деятельностью среди словенцев в период с 1898 по 1930 год. По его инициативе была издана первая полная словенская грамматика. Он же содействовал учреждению первой полноценной словенской гимназии в люблянском предместье Шентвиде (Šentvid). В 1899 г., по приказу Еглича, был скуплен и сожжён почти весь тираж книги стихов Ивана Цанкара «Эротика». Еглич имел большой авторитет среди членов Католической народной партии (Katoliško narodno stranko, SLS). В годы Первой мировой войны Антон Бонавентура Еглич занял резко-антисербскую позицию. Выступая 11 августа 1914 года перед солдатами-словенцами, он восклицал: «Итак, вперед! С вами Бог, идите вперёд с вашими великими полководцами, к блестящей победе!» В марте 1917 года Еглич призвал к расширению автономии Словении и других национальных земель Австро-Венгрии; вскоре он поддержал Майскую декларацию Антона Корошеца. 17 мая 1930 года Антон Бонавентура Еглич вышел в отставку и был назначен Святым Престолом титулярным архиепископом Гареллы (Gornji Grad). В 1932 г. переведён в Стично (Stično). Скончался в Любляне 1 июля 1937 года. Незадолго до смерти, 29 июня 1937 г., Еглич произнёс речь против безбожия и коммунизма.

LГ©on Bourgeois (513x700, 51Kb)
1851
Леон Виктор Огюст Буржуа (французское имя — Léon Victor Auguste Bourgeois)
французский государственный деятель и юрист, лауреат Нобелевской премии мира за 1920 год. Премьер-министр Франции (1895—1896). Теоретик солидаризма. Родился в Париже, в семье часовщика. Его отец придерживался республиканских взглядов. Окончил лицей Карла Великого. Затем продолжил обучение на юридическом факультете Парижского университета, где получил степень доктора права, после чего непродолжительное время занимался адвокатской практикой. Увлекался философией, искусством и санскритом. Участник обороны Парижа во время его осады Пруссией (1870). В 1876 году он поступает на государственную службу в Департамент общественных работ в качестве заместителя начальника судебного отдела. После отставки кабинета Жюля Симона президент Мак-Магон назначает правое правительство во главе с Альбером де Брольи. Буржуа в числе многих других чиновников был уволен с должности за «республиканство». После возвращения республиканцев у власти работал генеральным секретарем префектуры в Шалон-сюр-Марне, затем был назначен субпрефектом Реймса. Летом 1882 г. он был посвящен в масонскую ложу «Искренность» (la Sincérité), был членом ложи «Великого Востока Франции». В 1882 году он был назначен префектом департамента Тарн, на этом посту он успешно участвовал в процессе прекращения забастовки шахтеров, выбрав путь диалога и компромисса, а не силового давления на протестующих. В 1885 году становится префектом Верхней Гаронны, затем — директором по персоналу и секретариату в министерстве внутренних дел в Париже; менее чем через месяц он занимает пост директора департамента. В январе 1887 года премьер-министр Рене Гобле назначает его своим помощником. В том же году он возглавил парижскую полицию. В феврале 1888 года он впервые был избран в состав Национального Собрания Франции. В 1902—1904 годах — председатель Национального Собрания Франции. В 1905 году вошел в состав руководства Республиканской партии радикалов и радикал-социалистов.
В правительстве Франции
Занимал должность заместителя министра внутренних дел (1888—1889). В 1890 году он занимал пост министра внутренних дел, а с 1890 по 1892 год был министром общественного образования. В период с 1892 по 1893 год занимал должность министра юстиции, ведя расследование Панамского скандала. В 1895 году он стал премьер-министром и сформировал собственный кабинет, состоящий из радикал-социалистов. Правительство Буржуа уделяло внимание преимущественно социальным вопросам и составило собственную социальную программу, финансировать которую предполагалось за счёт прогрессивного подоходного налога. Это предложение было встречено в штыки, и в апреле 1896 года он ушёл в отставку. В 1898 году занимал пост министра образования. В 1899 и в 1907 годах возглавил французскую делегацию на Гаагских конференциях, а в 1906 году, будучи министром иностранных дел, представлял Францию на конференции в Альхесирасе. В 1912 году занял пост министра труда и социального обеспечения, а в июне 1914 года перед началом Первой мировой войны в течение нескольких дней вновь возглавлял французский МИД. Позднее он был государственным министром (министром без портфеля) (1915), затем — вновь министром труда и социального обеспечения в кабинете Рибо (1917), в том же году стал государственным министром, на этот раз в качестве члена военного комитета, в правительстве Поля Пенлеве. Являлся членом комиссии по составлению устава Лиги Наций, а в 1920 году был избран председателем Совета Лиги. В том же году за усилия по утверждению мира средствами арбитража он был удостоен Нобелевской премии мира. С 1920 по 1923 год занимал пост председателя Сената. Умер в городе Эперне, департамент Марна, Франция, 29 сентября 1925 года.
В законодательных органах Франции
В феврале 1888 года он впервые был избран в состав Национального Собрания Франции. В 1902—1904 годах — председатель Национального Собрания Франции. В 1905 году вошел в состав руководства Республиканской партии радикалов и радикал-социалистов.
Избранный сенатором от Марны в 1905 году, он сыграл важную роль в принятии закона о пенсиях рабочих и крестьян (1910). В январе 1920 г. был избран председателем Сената Франции. В феврале 1922 года после очередного переизбрания на этот пост он принимает решение уйти в отставку по состоянию здоровья из-за серьёзных проблем со зрением.
Взгляды
Леон Буржуа считается одним из теоретиков радикализма, особенно его социальной доктрины. Его политическая программа «Солидарность» была задумана как «синтез» между либерализмом и социализмом, но которая была бы «выше» них. Его учение было противопоставлено как принципу невмешательства «laissez faire», пропагандируемому либералами, так и коллективизму социалистов, рост авторитета которых, особенно среди рабочих, беспокоил радикалов. В своей книге «Солидарность», впервые опубликованной в 1896 году, он представляет солидарность как главный принцип его учения; солидарность как между отдельными индивидами, так и между поколениями. Для него «изолированный человек не существует». Индивиды взаимозависимы, и у всех есть долг перед обществом, который позволил им процветать. Но поскольку они не имеют одинаковых преимуществ, этот долг не может быть одинаковым для всех. Для Леона Буржуа и солидарников «квазиконтракт» передается индивидам при рождении, из которых они наследуют права и обязанности, которые развиваются в соответствии с успехом. Этот договор — это признание долга перед обществом, которое обусловило нас, но и в отношении будущих поколений, которым мы обязаны задачей человеческого прогресса. Человек действительно свободен только тогда, когда он заплатил этот долг. Он раскрывает эту идею «социального долга». Философия солидарности, по мнению Буржуа, может в одиночку способствовать построению «Республики открытой руки», противопоставляемой «государству закрытого кулака». Таким образом, солидарность благоприятствует взаимности и социальному благосостоянию, которые государство должно поощрять. Именно во имя солидарности он защищал принцип налога на наследство, доход и установление выхода на пенсию для работников.
В межвоенный период «Солидарность» оказала большое влияние на политическую мысль. Например, французский социолог Селестин Бугле при переиздании «Солидарности» в 1924 году напомнил об оппозиции солидарников призывам уничтожения частной собственности и классовой борьбы, но при этом указывал на постулируемую ими необходимость вмешательства государства для решения социальных задач. Тем не менее после Второй мировой войны крах радикализма привел к исчезновению темы солидарности в общественном дискурсе.
Увлечения
С детства был страстным поклонником искусства. Сам занимался скульптурой и оставил несколько работ, включая бюст его дочери. Ему посвящена непостоянная комната Музея изящных искусств и археологии в Шалон-ан-Шампань. Сочинения: Bourgeois, Léon, Solidarité. Paris, Colin, 1896; Bourgeois, Léon, L'Oeuvre de la Société des Nations, 1920–1923. Paris, Payot, 1923; Bourgeois, Léon, Pour la Société des Nations. Paris, Charpentier, 1910; Солидарность / Перевёл с французского Б.Никитин. — Москва, 1899. — 91 страница; Воспитание Французской демократии : [Речи, произнесённые с 1890 до 1896 г.] / С приложением статьи Дюкло: Недостатки общественного образования; Перевела с французского А.Зарайская. — Москва, 1900. — 210 страниц; Основы государственного устройства Франции : (Декларация прав человека и гражданина) / Перевод с французского, под редакцией Л.Н.Рубакиной. — [Санкт-Петербург], 1905. — 64 страницы; Леон Буржуа, Селестен Бугле Солидаризм во Франции в период Третьей республики / Перевод с французского Е.Л.Ушковой. — Ответственный редактор Я.В.Евсеева, М.А.Ядова. — Редактор-составитель А.Б.Гофман. — Москва: «КДУ», «Университетская книга», 2017.

Джаншиев (501x700, 356Kb)
1851
Григорий Аветович Джаншиев
российский правовед, публицист, историк и армянский общественный деятель; один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Григорий Джаншиев родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье армянского мокалака (мещанина) Аветика Глахича, который занимался торговлей персидскими коврами. Учился сначала в местной реформатской приходской, потом армянской приходской школах, с 1861 года — в приготовительном классе тифлисской губернской гимназии; с 1864 года — в Лазаревском институте восточных языков как стипендиат фамилии Лазаревых, с 1866 года — «Александровский» стипендиат. Окончил полный гимназический курс в 1870 году вторым учеником, с серебряной медалью. В юности получил искривление позвоночника. Поступил на медицинский факультет Московского университета, но спустя 3 недели, увидев анатомический театр, ушёл и поступил на юридический факультет, который окончил в 1874 году. С 1878 г. состоял присяжным поверенным в Москве. В 1876—1878 годах работал судебным репортёром газеты «Московские ведомости», затем — газеты «Русские ведомости». В 1880—1884 годах был секретарём Московского юридического общества. В 1891 году посетил Константинополь, после чего стал заниматься армянским вопросом в Оттоманской империи. Первым начал изучение истории реформ 1860-х, в частности судебной реформы, посвятив вопросу несколько монографических исследований; также написал ряд биографических этюдов о ведущих деятелях крестьянской и судебной реформ (в частности о П.Н.Глебове). Автор двадцати пяти книг; его книга «Из эпохи великих реформ» (1892) выдержала ряд дополненных переизданий ещё при жизни автора; если 1-е издание книги содержало 263 страницы, то 2-е — 299, 3-е — 383 страницы; 4-издание (1893 г.) — 591, 5-е издание (1894 г.) — 716, 6-е издание (1896 г.) — 797, а 8-е издание (1900 г.) — 820 страниц. Умер в Москве 30 июля 1900 года
Библиография
Вопросы адвокатской дисциплины. — Москва : типография А.И.Мамонтова и К°, 1887. — 31 страница; В Европе: (Москва - Мюнхен - Кельн - Альпы - Биарриц): Впечатления и мысли туриста. Москва : типография Е.Гербек, 1888. — 419 страниц; С. И. Зарудный и судебная реформа. — Москва : типография Е.Гербек, 1889. — 170 страниц; Среди баловней и пасынков природы, 1889; Основы судебной реформы. — Москва : типография М.П.Щепкина, 1891. — 364, 52 страницы; Перл Кавказа: (Боржом; Абас-Туман; Зенар): Впечатления и мысли туриста. — 3-е издание, значительно дополненное. — Москва : типография Е.Гербек, 1890. — 184 страницы; Из эпохи великих реформ. — Москва : типография А.И.Мамонтова и К°, 1892. — 263 страниц; А. М. Унковский и освобождение крестьян . — Москва : товарищество типография А.И.Мамонтова, 1894; Положение армян в Турции, 1896; Армянский сборник, 1898; Эпоха великих реформ. — Санкт-Петербург, 1907; Сборник статей / Под редакцией В.П.Обнинского. - Москва: Задруга, 1914. — 520 страниц. — (К юбилею судебной реформы 1864—1914). Литература: А.Дживелегов Биографическая справка. — СтраницыV—XXVI; «Автобиографические данные о Г.А.Джаншиеве». — Страницы XXVII—XXX // Джаншиев Г. Эпоха великихъ реформъ». — 10-е посмертное издание, дополненное (2-е издание Литературного фонда). — Санкт-Петербург: типо-литография Б.М.Вольфа, 1907; Джаншиев, Григорий Аветович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Джаншиев, Григорий Аветович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Джаншиев Григорий Аветович // Большая советская энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Julius_Page0 (449x700, 158Kb)
1851
Юлий Леопольд Пагель (немецкое имя — Julius Leopold Pagel)
немецкий медик и историк медицины. Родился в Польнове (ныне Полянув, Кошалинский повят, Западно-Поморское воеводство, Польша). Юлий Пагель изучал медицину в Берлинском университете. Защитив докторскую диссертацию, работал в Берлине врачом. В 1891 году получил право преподавания истории медицины. В 1898 году был приглашён титулярным профессором в Берлинский университет. С 1901 года являлся экстраординарным профессором. Занимался изданием биографических лексиконов о выдающихся врачах XIX века. Умер в Берлине 30 января 1912 года. Сын Юлия Пагеля Вальтер также стал врачом и историком медицины. Труды: Die Areolae des Johannes de Sancto Amando. Ein Beitrag zur Literaturgeschichte der Arzneimittellehre im Mittelalter. Reimer, Berlin 1893; Neue litterarische Beiträge zur mittelalterlichen Medicin. Reimer, Berlin 1896; Die Entwickelung der Medicin in Berlin von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart: eine historische Skizze; Festgabe für die Mitglieder und Theilnehmer des 15. Congresses für Innere Medizin. Bergmann, Wiesbaden 1897; Geschichte der Medizin. Karger, Berlin 1898; Pagel. In: Biographisches Lexikon hervorragender Ärzte des neunzehnten Jahrhunderts. Urban & Schwarzenberg, Berlin/ Wien 1901; Handbuch der Geschichte der Medizin. Fischer, Jena 1902—1905; Zeittafeln zur Geschichte der Medizin. Hirschwald, Berlin 1908.

Jindrich_Kaan_z_Albestu (579x700, 225Kb)
1852
Индржих Каан фон Альбест (немецкое имя — Jindřich Kaan von Albest; чешское имя — Jindřich Kàan z Albest)
чешский композитор и музыкальный педагог. Родился в Тернополе, Австро-Венгрия (сейчас Украина). Сын музыканта-любителя, автора салонных фортепианных пьес. Учился в Праге в музыкальной школе, основанной Йозефом Прокшем, у пианиста Вилема Блодека, затем в 1873—1874 гг. в Пражской школе органистов у Франтишека Скугерского. С 1876 г. работал учителем музыки у князей Фюрстенберг в их чешском имении Ланы. В 1884 г. сопровождал Антонина Дворжака в его гастрольной поездке в Лондон. С 1889 года профессор Пражской консерватории, в 1907—1918 гг. её руководитель; среди учеников Каана, в частности, Эрвин Шульгоф. Автор опер «Беглец» (немецкое название — Der Flüchtling) и «Жерминаль» (французское название — Gérminal), сказочных балетов «Баяя» (чешское название — Bajaja; 1897) и «Олим» (чешское название — Olim; 1904), симфонической поэмы «Сакунтала», фортепианного концерта, камерной и вокальной музыки, а также многочисленных фортепианных обработок произведений чешских композиторов, которые способствовали популяризации чешской музыки, особенно сочинений Бедржиха Сметаны. В 1913 г. опубликовал учебник фортепианной игры (чешское название — Postup při vyučování hře klavírní), в 1921 г. — книгу воспоминаний. Умер в Роудне, ныне Южночешский край, Чехия, 7 марта 1926 года.

Ole-Gabriel (493x700, 201Kb)
1854
Оле Габриэль Габриэльсен Квернеланд (норвежское имя — Ole Gabriel Gabrielsen Kverneland)
норвежский предприниматель и фабрикант, Кавалер I класса Ордена Святого Олафа. Оле Квернеланд родился в селе Кверналанд в Тиме. Он стал вторым по счёту ребёнком среди двенадцати братьев и сестер в семье фермера и кузнеца Габриэля Олсена Квернеланда (21 марта 1807 — 14 июля 1889) и Марты Расмусдоттир (1811 — 9 июня 1904), поженившихся 2 декабря 1832 года в Боре-кирке. 11 апреля 1876 года в Тиме-кирке. Оле женился на Серине Ларсдаттер Скьельсет, но она умерла в 1879 году. У них родилась одна дочь. 19 октября 1880 года в той же кирке Оле взял себе в жёны Анну Малену Ааднесдаттер Осланд. У них было 13 детей.
Работа и карьера
После окончания начальной школы, в 1870 году Оле поступил в сельскохозяйственную школу Адольфа Будде в Аустротте и Хёйланде, где развил своё кузнечное мастерство. В 1874 году он получил грант и на эти средства посетил Данию и Швецию, в дополнение к поездкам по Норвегии. Особенное впечатление на него произвёл автоматический молот, установленный на заводе в Эскильстуне. В 1879 году Оле построил небольшую кузницу в родном селе Кверналанд, в 25 км от Ставангера. Позже она разрослась до завода под названием «Kverneland Fabrikk». Он был расположен во Фрёйланде (норв.)русск. рядом с озером Фрёйландсватнет, и использовал для работы водопад Фрёйландсон. Основными видами продукции были косы, серпы и плуги, причём Оле сконструировал собственный водяной рессорный молот, повзоливший увеличить объёмы производства до 8 тысяч кос в год, что дало ему преимущество по сравнению с другими фабрикантами, использовавшими традиционные ручные методы производства. За год до запуска завода, в 1878 году была открыта железнодорожная линия Лерен, и для того чтобы достичь станции Клепп, нужно было пересекать озеро на лодке. Помимо завода, Квернеланд также управлял местным почтовым отделением. В 1894 году Оле передал управление заводом своей семье, в результате чего была создана компания с ограниченной ответственностью. Около 1905 года компания постепенно начала расширяться, став в 1920-е годы крупнейшим производителем плугов в Норвегии, в 1928 году — выпустившей свой первый трактор. В итоге было создано объединение «Kverneland Group», позже вошедшее в число ведущих мировых компаний-производителей сельскохозяйственной техники. В то же время, Квернеланд активно участвовал в развитии района и местной политике. Он был избран в муниципальный совет Тиме, стал одним из основателей местного сберегательного банка — «Time sparebank», и был председателем строительного комитета местного электроснабжения «Jæderens Skogplantingsselskap». В 1938 году Оле Квернеланд стал Кавалером I класса Ордена Святого Олафа. Оле Квернеланд скончался во Фрёйланде, Тиме, Ругаланн, Норвегия 11 августа 1941 года.

Davidbruce (539x700, 232Kb)
1855
Дэвид Брюс (David Bruce)
английский бактериолог, паразитолог и эпидемиолог, член Лондонского королевского общества (с 1899 году). Родился в Мельбурне, Австралия. В 1881 году окончил Эдинбургский университет. С 1883 года принят на работу в военно-медицинскую службу. С 1884 по 1888 год работал на острове Мальта, в 1888 году — в лаборатории Роберта Коха в Берлине, с 1889 по 1894 год — в Госпитале королевы Виктории в Нетлей (англ.). В 1903 году возглавлял экспедицию в Уганду для изучения сонной болезни, в 1904 году возглавлял комиссию по изучению лихорадки на острове Мальта. С 1914 по 1918 год работал в Военно-медицинском колледже в Мильбанке, Лондон. С 1918 года — на пенсии по состоянию здоровья. Скончался в Лондоне 27 ноября 1931 года, через 4 дня после смерти своей жены во время её поминальной службы. Оба были кремированы в Лондоне, их пепел захоронен вместе недалеко от замка Стерлинг, под простым каменным крестом. У них не было детей. Научные работы: Основные научные работы посвящены изучению бруцеллёза и трипаносомозов;. 1884-1889 — открыл возбудителя бруцеллёза, который назвал бруцеллой, в результате чего на острове Мальта это заболевание было ликвидировано; Открыл возбудителей трипаносомозов человека и животных в Африке и установил, что переносчиками являются мухи це-це. Членство в организациях: Член Лондонского королевского общества (1889—1931); Член Парижской академии наук (1918-1931). Награды и премии: Королевская медаль; Медаль Левенгука; Медаль Альберта Королевского общества искусств; Медаль Мэнсона; Изображён на марке острова Мальты 1963 года. Литература: Биологи. Биографический справочник; Поль де Крайф (де Крюи). Охотники за микробами. Издательство: Молодая гвардия. Москва. 1957. Страниц :485.

CharlesRVanHise (499x700, 49Kb)
1857
Чарлз Ричард Ван Хайз (Charles Richard Van Hise)
американский геолог, член Национальной Академии Наук в Вашингтоне. Родился в городе Фултон, штат Висконсин. С 1879 работал в Висконсинском университете (с 1886 профессор, с 1903 президент). Профессор Чикагского университета и сотрудник геологической службы США (1883-1918). Основные работы связаны с изучением докембрийских толщ южной части Канадского щита (особенно района озера Верхнего). Ван Хайз различал две зоны метаморфизма горных пород: катаморфизм - поверхностные изменения (пояса выветривания и цементации) и анаморфизм - глубинные преобразования. Умер в Милуоки, штат Висконсин 19 ноября 1918 года. Сочинения: A treatise on metamorphism, Wash., 1904.

1855
Карл Янссен (немецкое имя — Karl Janssen)
немецкий скульптор, профессор. К.Янссен родился в Дюссельдорфе, в семье художников, его отец был гравёром по меди, брат Петер — художником. Первые уроки по искусству Карл брал у своего брата. В 1872—1880 годах он учится в Королевской прусской художественной академии в Дюссельдорфе, под руководством Августа Виттига. В 1878 Янссен получает Римскую стипендию, в 1881 году он выезжает в Италию и остаётся для учёбы там до 1884 года. Первым значительным произведением Янссена является бюст-памятник фабриканту Пёнсгену (1883). В 1884 он, вместе с Йозефом Тюзхаузом, с которым был знаком ещё по учёбе в Академии, получает заказ на создание скульптурной группы Отец Рейн и его дочери, приуроченной к приезду кайзера в Дюссельдорф. Это произведение так понравилось дюссельдорфцам, что через 12 лет они заказали обоим художникам её более крупную версию в бронзе — как фонтанную группу (1897). В 1896 году Янссен выполняет для Дюссельдорфа конную бронзовую статую кайзера Вильгельма. С 1893 года он занимался преподавательской деятельностью, стал профессором в Художественной академии Дюссельдорфа, заняв кафедру своего учителя А.Виттига. Среди учеников К.Янссена следует назвать таких мастеров, как Бернгард Хётгер, Вильгельм Лембрук, Тони Штокхейм. После окончания Первой мировой войны скульптор, по заказу семьи промышленников Henkel создаёт памятник павшим на полях сражений работникам их предприятий. Этот памятник установлен в промышленной зоне дюссельдорфского района Хольтхаузен. Последней крупной работой К.Янссена была статуя Скорбящей для семейного мавзолея Хенкель (1925) в Дюссельдорфе. Умер в родном городе 2 декабря 1927 года. Известные ученики: Бернгард Хётгер; Вильгельм Лембрук; Йозеф Палленберг; Тони Штокхайм.
Галерея
Karl Janssen01 (465x700, 422Kb)
Памятник Вильгельму I в Дюссельдорфе; Отец Рейн и его дочери, Дюссельдорф, Хофгартен, 1897;
Karl Janssen02 (465x700, 304Kb)
«Рабочая-каменотёс», 1910;
Karl Janssen03 (567x700, 223Kb)
Могила Людвига Холле на восточном кладбище, Дортмунд;
Karl Janssen04 (419x700, 485Kb)
Фамильный склеп Хенкелей, Дюссельдорф;
Karl Janssen05 (525x700, 528Kb)
Бюст Фридриха Робера, Северное кладбище Дюссельдорфа;
Karl Janssen06 (458x700, 406Kb)
Могила Эмиля и Лауры Олберманнов, Мелатенское кладбище, Кёльн;
Karl Janssen07 (700x525, 567Kb)
Скульптура «Наука», Дюссельдорф;
Karl Janssen08 (525x700, 519Kb)
Могила Андреаса Ахенбаха,
Karl Janssen09 (426x700, 328Kb)
Северное кладбище Дюссельдорфа;
Karl Janssen10 (568x700, 544Kb)
«Каменщица», Бранденбург, 1902.
Литература: Bernhard Maaz (издатель): Nationalgalerie Berlin. Das XIX. Jahrhundert; Bestandskatalog der Skulpturen (2 Bde.); Berlin 2006 — ISBN 978-3-86502-119-9; Rolf Purpar: Kunststadt Düsseldorf — Objekte und Denkmäler im Stadtbild, Grupello, Düsseldorf 2008, ISBN 3-89978-044-2

Крыжицкий_ (506x700, 150Kb)
1858
Константин Яковлевич Крыжицкий
русский живописец-пейзажист, академик и действительный член Императорской Академии Художеств. Из купеческой семьи. Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н.И.Мурашко (1875—1876). В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался в пейзажном классе под руководством профессора барона М.К.Клодта. Окончил академический курс в 1884 году со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен в степень академика (1889). Избран действительным членом Академии художеств (1900). С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте. С 1891 года – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставлялись в Мюнхене на Международной художественной выставке. Работал не только маслом, но и акварелью, и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно в природе Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках начиная с 1879 года, а акварелей — на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов (а с 1908 года — председателем) Общества художников имени А.И.Куинджи. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее. Путешествуя по родному краю, по Украине, он написал пейзажи: "Вид Подольской губернии", "Обрыв", "Речка Буг", "Украинские домики" и другие. Среди работ, посвященных Киеву и родному Днепру, известны следующие: "Киев", "В предместье Киева", "Разлив Днепра" и многие другие. В своих работах художник стремился передать различные эффекты освещения, что сближает его с импрессионистами. В то же время его пейзажи не лишены и некоторой декоративности, но в них всегда присутствует внутренняя жизнь природы во всём её богатстве. Мотивы его пейзажей просты и вместе с тем эмоционально насыщены, полны жизни и очарования. Лучшими из его многочисленных произведений считаются следующие: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886). Покончил жизнь самоубийством в Санкт-Петербурге 17 апреля 1911 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли его мемориальные выставки. За годы своей жизни художник написал более четырёхсот картин.
Смерть
4 апреля 1911 года Крыжицкий повесился в своём кабинете, оставив на столе предсмертную записку, в которой указал, что причина, побудившая его совершить самоубийство, — травля со стороны недоброжелателей. Крыжицкого обвиняли в плагиате: якобы он выставил картину, похожую на другую, ранее написанную художником Яковом Броваром. Всему виной стала фотография, использованная в процессе создания картины, которую Константин Яковлевич сам же и сделал в Беловежской пуще за двадцать три года до того. Ею же мог воспользоваться и Бровар, так как фотография была в свободной продаже. Идентичность картин заключалась только в том, что на них было изображено одно и то же дерево. История с обвинением в плагиате и поднявшаяся в прессе полемика страшно потрясли художника, что и привело к трагическому финалу.
Галерея
Крыжицкий01_ (700x382, 318Kb)
«Перед дождём» (1880)
Крыжицкий02_ (636x700, 714Kb)
«Дубы» (1884)
Крыжицкий03_ (700x401, 318Kb)
«Хутор в Малороссии» (1884)
Крыжицкий04_ (700x447, 306Kb)
«Озеро» (1896),
Крыжицкий05_ (700x437, 315Kb)
«Вечер на Украине» (1901)
Крыжицкий06_ (700x508, 381Kb)
«Деревня на берегу реки. Вечер» (1905). Сочинский художественный музей
Литература: Сомов А.И. Крыжицкий, Константин Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2. — Страницы 102—103. — 454 страницы.

1859
Конрад Бурдах (немецкое имя — Carl Ernst Konrad Burdach)
немецкий лингвист (германист) и литературовед. Конрад Бурдах родился в Кёнигсберге, в семье судьи. При жизни матери Конрад получал домашнее образование от неё, после её смерти — брал частные уроки, а позднее поступил в гимназию. В 1876 году Бурдах приступил к высшему образованию, поступив во Фридрихсколлегиум в Кёнигсберге, а также изучая немецкую филологию, философию и психологию в университетах Кенигсберга, Лейпцига и Бонна. Бурдах защитил диссертацию в Лейпциге в 1880 году. Признавалось, что талант Бурдаха дополнял господствующий в его работах биографически-хронологический способ рассмотрения, хорошо гармонирующий со стилевыми историческими и духовно-историческими анализами. Он углубил свои знания в университете Берлина, где он в особенности занимался Иоганном Вольфгангом фон Гете. В 1884 он защитил докторскую диссертацию по теме «Объединение нововерхненемецкого литературного языка». В 1887 он был назначен профессором немецкого языка и литературы. В 1894 — получил должность ординарного профессора. С 1897 по 1899 он предпринимал научные командировки в Богемию, Моравию, Силезию, Австрию, Италию, Швецию и Париж. В 1902 он получил премию только что созданного исследовательского отдела Прусской Академии Наук за немецкое языкознание, которое занималось сначала исследованиями нововерхненемецкого литературного языка. С 1893 создавался 7-томный сборник «От средневековья к реформации». В 1900 Конрад Бурдах опубликовал обширную монографию о Вольтере, в 1918 — книгу «Реформация. Ренессанс. Гуманизм.» (2-е издание в 1926) и в 1905 — исследование о Западно-восточном кружке Гете. Исследования о «Святом Граале». Конрад Бурдах, который также опубликовал итальянские источники, раскрывающие развитие немецкого Просвещения, дал исследованию германистики импульсы к работе над другими проектами издания братьев Гримм, Гёте, Лютера, Гумбольдта, Лейбница и Дильтея. Конрад Бурдах умер в Берлине 18 сентября 1936 года и был похоронен на Далемском лесном кладбище.

1859
Эрих Васманн (Erich Wasmann)
монах-иезуит и энтомолог, специализировавшийся на исследовании общественной жизни муравьёв и термитов, один из «отцов-основателей» мирмекологии, автор описания 933 новых видов мирмекофилов, главным образом жуков. Родился в Мерано, Южный Тироль (Северная Италия). Был сыном художника Фридриха Васмана. 29 августа 1875 года в Голландии Вассман вступил в Орден иезуитов. Описал Васманнову мимикрию у мирмекофилов. Собрал крупнейшую в мире коллекцию мирмекофилов из 2000 видов, из которых около тысячи он описал как новые для науки. Вассман был авторитетным лидером среди католиков своего времени в биологических вопросах, вел полемику с Эрнстом Геккелем, пытавшимся использовать науку для ниспровержения религии. Вассман состоял членом многих научных обществ, в том числе Institute Grand Ducal in Luxembourg, Societé Scientologique de Bruxelles, энтомологических обществ Бельгии, Лондона, Испании, Бразилии, Германии. Он был почётным доктором университета Фрайбурга, и других университетов. К 70-летию был издан юбилейный том Wasmann-Anniversary-Volume в его честь. Умер в Валкенбурге (Нидерланды) 27 февраля 1931 года. Важнейшие труды: Васман оставил больше чем 700 научных писем и опубликовал около 300 статей; Wasmann, E. 1888. Beiträge zur Lebensweise der Gattungen Atemeles und Lomechusa. Tijdschrift voor entomologie, XXXI, pp. 245–328; Wasmann, E. 1890. Vergleichende Studien über Ameisen- und Termitengäste. Tijdschrift voor entomologie, XXXIII, pp. 27–96, I pl; Wasmann, E. 1891: Ueber die verschiedenen Zwischenformen von Weibchen und Arbeiterinnen bei Ameisen. Stettiner Entomologische Zeitung, 51: 300—309; Wasmann, E. 1894: Kritisches Verzeichniss der myrmekophilen und termitophilen Arthropoden. Mit Angabe der Lebensweise und mit Beschreibung neuer Arten. Verlag von Felix L. Dames, Berlin. 231 pp; Wasmann, E. 1895: Die Ameisen- und Termitengäste von Brasilien. Verhandlungen der Zoologisch-Botanischen Gesellschaft in Wien, 45: 137—178; Wasmann, E. Vergleichende Studien über das Seelenleben der Ameisen und der höhern Thiere, Freiburg im Breisgau : Herder, 1898; Wasmann, E. 1899: Die psychischen Faehigkeiten der Ameisen. Zoologica, 26: 1-131; Wasmann, E. 1904: Neue Beiträge zur Kenntniss der Paussiden, mit biologischen und phylogenetischen Bemerkungen. Notes from the Leyden Museum, 25: 1-82; Wasmann, E. 1904: Zur Kenntniss der Gäste der Treiberameisen u. ihrer Wirthe am obern Congo nach den Sammlungen und Beobachtungen von P. Herm. Kohl C.S.S.C. bearbeitet. Zoologische Jahrbuecher, Supplement, 7: 611—682; Wasmann, E. Comparative studies in the psychology of ants and of higher animals. Authorized English version of the 2d German ed. of the preceding. St. Louis, Mo. Freiburg (Baden), B. Herder. 1905; Wasmann, E. 1917: Neue Anpassungstypen bei Dorylinengästen Afrikas (Col. Staphylinidae). (218. Beitrag zur Kenntnis der Myrmekophilen.). Zeitschrift für Wissenschaftliche Zoologie, 17: 257-360; Wasmann, E. 1925: Die Ameisenmimikry. Abh. Theor. Biol., 19: 1-164. Литература: Bost, B., 2009. Erich Wasmann S.J. (1859—1931), Vertreter eines «katholischen Darwinismus». In: Die Warte, 33/2275, 26. November 2009: 11-12; Stumper, R., 1931. Erich Wasmann S.J. † (1859—1931), Johannes Reinke † (1849—1931). Cahiers luxembourgeois 8 (6), S. 607—618; Stumper, R., 1954. Deux grandes figures de la science des insectes sociaux: E. Wasmann et A. Forel. Insectes Sociaux 1 (4), S. 345—369; Stumper, R., 1959. Erich Wasmann S.J. 1859—1931. Archives de l’Institut grand-ducal de Luxembourg, Section des sciences naturelles, physiques et mathématiques N.S. 26, S. 39-57.

1859
Валентина Иовна Дмитриева
писательница-народница, уроженка Саратовской губернии.

 (539x699, 78Kb)
1860
Исаак Мануэль Франсиско Альбенис-и-Паскуаль (испанское имя — Isaac Manuel Francisco Albéniz y Pascual)
испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Альбенис родился в Кампродоне, провинция Жирона, в семье Анжела Альбениса (сотрудника таможни) и его жены Долор Паскуаль. В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне, а уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Обучался в Барселоне (Э.Компта, Х.Пухоль — фортепиано), Брюсселе (Л.Брассен — фортепиано, Ф.Геварт — композиция), Будапеште (Ф.Лист — фортепиано в 1878-1879 гг.), Мадриде (Ф.Педрель — композиция). Концертировал во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Был близок к «поколению 98 года». В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С 1893 или 1894 жил в Париже. В 1897—1898 Исаак Альбенис занимался в «Схола канторум» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции — Венсана д’Энди, Габриэля Форе.
29 мая 1860 года родился — Исаак Альбенисpost-13108-130662710841 (700x345, 326Kb)
Знакомство с К.Дебюсси оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда ещё музыка не затрагивала столь различные впечатления, такие яркие, что от изобилия образов хочется закрыть глаза, как от яркого солнца». Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому фольклору — «золотым россыпям народного искусства», по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое Ренасимьенто. Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья, сортсико, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: «Испанская сюита» (1886), циклы пьес «Испания» (1890), «Два испанских танца», «Испанские напевы» (1892), «Иберия» (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком), симфоническая сюита «Каталония» (1899, завершена лишь первая часть). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид) и др.; оперы «Генри Клиффорд» (1895, театр «Лисео», Барселона), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); романсы и др. Умер в Камбо-ле-Бен, Атлантические Пиренеи, Франция от хронического нефрита (Bright's disease) 18 мая 1909 года.
Isaac_Albénizomba (700x525, 123Kb)
Похоронен на Монжуикском кладбище (каталонское имя. Cementiri de Montjuïc) в Барселоне.
Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Оперы: «Магический опал» (The Magic Opal) (1893); «Генри Клиффорд» (Henry Clifford) (1895); «Пепита Хименес» (Pepita Jiménez) (1896); Трилогия "Король Артур (Круглый стол) (Le roi Arthus (La table ronde)): «Мерлин» (Merlín) (1898—1902); «Ланселот» (Lancelot) (1902—1903, не завершена); «Гиневра» (Guenevere) (работа над оперой начата не была). Музыка для фортепиано: 3 «старинные сюиты» (Suites anciennes); Испанская сюита № 1 (Suite española no. 1, 1886). Включает 8 пьес, посвященных различным городам или регионам Испании: Гранада (Granada), Каталония (Cataluña), Севилья (Sevilla), Кадис (Cádiz), Астурия (Asturias) — использована группой «Дорз» (The Doors) в качестве вступления к композиции «Испанский Караван» (Spanish Caravan), Арагон (Aragón), Кастилия (Castilla) и Куба (Cuba) (остров в тот момент ещё принадлежал Испании); Испанская сюита № 2 (Suite española no. 2, 1889). Включает 2 пьесы: Сарагоса (Zaragoza) и Севилья (Sevilla); Иберия (Iberia). Сюита из 12 фортепианных пьес, сгрупированных в 4 тетради: 1-я (1906): 1.Evocación (Воспоминание), 2.El Puerto (Порт), 3.El Corpus Christi en Sevilla (Праздник Тела Христова в Севилье);. 2-я (1907): 1.Rondeña (Ронденья), 2.Almería (Альмерия), 3.Triana (Триана — цыганский квартал в Севилье); 3-я (1907): 1.El Albaicín (Альбайсин — цыганский квартал в Гранаде), 2.El Polo (Поло), 3.Lavapiés (Лавапьес — пригород Мадрида); 4-я (1908): 1.Málaga (Малага), 2.Jerez (Херес), 3.Eritaña (Эританья — название кабачка в Севилье); 12 характеристических пьес (12 piezas características, 1888); Характеристическая сюита (Suite característica, 1889?); Воспоминания о путешествии (Recuerdos de viaje, 1886—1887), сюита для фортепиано. Включает 7 пьес: На море (En el mar), Легенда (Leyenda), Альборада, или Утренняя серенада (Alborada), В Альгамбре (En la Alhambra), Пуэрта-де-Тьерра (Puerta de Tierra), Шорохи Ла Калеты (Rumores de la Caleta), На взморье (En la playa); 7 сонат (2-я утрачена целиком, 1-я и 7-я — частично); Наварра (Navarra, завершена Д. де Севераком и опубл. в 1912). Возможно, предназначалась для сюиты «Иберия». Сарсуэлы: Святой Антоний (San Antonio de la Florida) (1894); Сочинения для оркестра (в том числе с участием солистов): Испанская рапсодия для фортепиано с оркестром (Rapsodia española para piano y orquesta). Существуют авторские обработки для 2-х фортепиано и для фортепиано соло; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Concierto fantástico. Существует авторская обработка для 2-х фортепиано; Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Незавершен; Альгамбра (The Alhambra, 1896—1897), симфоническая поэма. Незавершена. Не сохранились: Христос (Cristo), оратория; ¡Cuanto más viejo …!, сарсуэла; Catalanes de Gracia, сарсуэла; El canto de salvación, сарсуэла.

101407728_large_lipaev (539x700, 30Kb)
1865
Иван Васильевич Липаев
русский тромбонист, музыкальный критик, музыкальный писатель, музыковед и общественный деятель. Родился в селе Спиридоновка, Самарской губернии. Сын сельского учителя. С 1882 года учился в Московской консерватории, затем в училище Московского Филармонического общества, которое окончил в 1887 году по классам тромбона и композиции (по классу П.И.Бларамберга). С 1880 года работал в различных оркестрах скрипачом, позднее тромбонистом. В начале 1890x годов организовал первый в России квартет медных духовых, в составе И.В.Липаев, А.Марквардт и Ф.Путкамер (трубы), (позже В.Брандт и М.Табаков (трубы)), Г.Кунст (альтгорн). Артисты часто выступали с концертами, современные композиторы написали ряд интересных камерных произведений для этого ансамбля. С 1903 по 1912 и с 1924 по 1931 – артист оркестра Большого театра (тромбон), с 1922 по 1926 гг. также Персимфанса. Выступал также как дирижер, драматический актер, лектор-музыковед, режиссер. В 1903 организовал и возглавил "Общество взаимопомощи оркестровых музыкантов". В 1912—1921 вел класс тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 профессор). В 1923—1934 преподавал историю музыки в московских музыкальных техникумах имени А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов и Музыкальном училище имени M.M.Ипполитова-Иванова. На литературном поприще выступил впервые в 1885 году, с тех пор (иногда под псевдонимами Самарова и Волгарева) регулярно выступал в газетах и журналах "Новости дня" (1885—1901), "Театр и жизнь" (1888—1890), Русский листок (1893—1904), "Театр, известия" (1893—1900), "Театрал" (1895—1897), "РМГ" (1896—1917), "Театр и искусство" (1897—1898), "Музыка и жизнь" (1908—1912), "Саратовский листок" (1913—1917), "Рабнс" (1927—1930) и других с историческими и публицистическими статьями, биографическими очерками. Издатель и редактор журнала "Музыкальный труженик" (1906—1910), "Оркестр" (1910—1912). Являлся постоянным московским корреспондентом «Русской Музыкальной Газеты».Заслуженный артист РСФСР (1925). Умер в Ташкенте 25 сентября 1942 года. И.В.Липаев – автор ряда исторических книг и очерков о музыке, в частности: Очерки быта оркестровых музыкантов (Москва, 1891, 2–е издание 1903); Артур Никиш, дирижер оркестра (Москва, 1903, 2-е издание. 1907); Музыка на Нижегородской Всемирной выставке (Санкт–Петербург, 1896); Вагнериана. Спутник опер и музыкальных драм. Рихарда Вагнера (Москва, 1904); Петр Ильич Чайковский. Биографический очерк. (Москва, 1905); Финская музыка (Санкт–Петербург, 1906); Чешская музыка (Санкт–Петербург, 1907); Музыкальная литература. Указатель книг, брошюр и статей по музыке (Москва, 1908, 2-е издание, 1915); Ф.И.Шаляпин. Певец. Художник (Москва, 1910); А.Н.Скрябин. (Саратов, 1913); С.В.Рахманинов. (Саратов, 1913); По Финляндии. Путевые очерки. (Москва, 1914); С.И.Танеев. (Саратов, 1915); История музыки. Курс лекций. (Саратов, 1915). Литература: Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Москва: Радуница, 1995. — Страница 157. — 4 000 экземпляров. — ISBN 5-88123-007-8; И.В.Липаев. ГЦЦМК имени Глинки, фонд 13; И.В.Липаев. РГАЛИ, фонд 795; Грановский Б. Об еврейской музыке в музыкально-литературном наследии И.В.Липаева (Вестник Еврейского Университета в Москве. Главный редактор М.Гринберг. № 2. Москва - Иерусалим, 1993. Страницы 80 - 88).

Alfred Rahlfs (499x700, 140Kb)
1865
Альфред Ральфс (немецкое имя — Alfred Rahlfs)
немецкий протестантский теолог, философ, учёный-востоковед, библеист. Педагог, профессор, доктор философии. Один из зачинателей историко-критического исследования Септуагинты, самого старого известного перевода Ветхого Завета на греческий язык. Родился в Линдене (ныне в составе Ганновера). Изучался протестантскую теологию, философию и восточные языки в университетах Галле и Геттингена, где получил научную степень доктора филосоФии. В 1881 году начал работать преподавателем в Гёттингенском университете, где был приват-доцентом (с 1891), экстраординарным профессором (с 1901), а с 1919 года — профессором по Ветхому Завету. Вышел в отставку в 1933 году и умер в Геттингене 8 апреля 1935 года.
Научная деятельность
Под влияние своего учителя Пауля де Лагарда, академический интерес сосредоточил на изучении на Септуагинты, известного, как «перевод семидесяти старцев» — собрания переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами). Поставил перед собой цель — реконструировать первоначальную формулировку Септуагинты. Ha основе изучения многих рукописей Септуагинты в течение ряда лет готовил её критическое издание. Над ним, под руководством А. Ральфса, работала специальная международная комиссия, в которую от Русской Православной Церкви входил Евсеев. Предварительные результаты издал в 3-х томах своих «Исследований по Септуагинте» (1904—1191). Первое критическое издание текста LXX вышло в 1935 году под эгидой Штутгартского Общества по изучению Септуагинты и с тех пор неоднократно перепечатывалось. Тексту автор предпослал краткий очерк истории LXX. Избранные издания: Alfred Rahlfs (редактор): Septuaginta, id est Vetus Testamentum Graece iuxta LXX interpretes; Stuttgart 1935; Alfred Rahlfs, Verzeichnis der griechischen Handschriften des Alten Testaments, für das Septuaginta-Unternehmen, Göttingen 1914; Göttinger Akademie der Wissenschaften (редактор): Vetus Testamentum Graecum auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum; Göttingen 1931; Alfred Rahlfs (редактор): Das Buch Ruth griechisch als Probe einer kritischen Handausgabe der Septuaginta. Privileg. Württ. Bibelanstalt, Stuttgart 1922.
Литература: «Библиологический словарь» священника Александра Меня. Санкт-Петербург, 2002

 (527x698, 51Kb)
1866
Акоп Мнацаканович Акопян (армянское имя — Հակոբ Հակոբյան Մնացականի)
армянский советский писатель, основоположник армянской пролетарской литературы. Член РСДРП с 1904 года, большевик. Член ЦИК Закавказской федерации. Народный поэт Армянской ССР и Грузинской ССР (1923). Родился в семье ремесленника, в городе Елисаветполь (ныне Гянджа). Образование получил в Гянджилской гимназии, был исключён с пятого класса. Работал в Баку на нефтепромыслах чернорабочим, потом рабочим, бухгалтером, позже переехал в Тифлис и работал служащим в Тифлисском банке. C 1901 года с перерывами работал в Тифлисском коммерческом банке. Получил образование в армянской учительской семинарии. С 1905 принимает участие в революционном рабочем движении Армении. Печататься начал с 1890-х гг., а после советизации Армении посвятил себя исключительно литературному творчеству, живя почти безвыездно в Тифлисе. В 1921 году после установления Советской власти в Грузии был комиссаром банков Грузии. Печатался в газете «Хоруртайн Хайастан» и в журнале «Норк» (Новь). Акопяну принадлежат два сборника стихов и пользующаяся особой известностью поэма «Новое утро» [1908]. Весь творческий путь Акопяна можно разделить на два периода. В первый период поэзия Акопяна проникнута моралистическими тенденциями; поэт славит «пленительную сладость труда», его заветом является «труд и совесть». Главное место в его стихах занимает не фабричный рабочий, а честный труженик-ремесленник. Но с развитием капитализма, поглощающего мелкое ремесленничество, основными темами творчества Акопяна становится завод, люди завода и как следствие классового характера производства — революционная борьба.
Akop_AkopianМарка (700x483, 79Kb)
В своей поэме «Новое утро» Акопян выступает как вполне определившийся пролетарский поэт. В противовес националистической и упадочнической поэзии Армении, расцветшей особенно пышно в годы реакции, стихи Акопяна проникнуты духом интернационального братства и боевой революционной готовности. Эстетствующая критика эпохи реакции не признавала поэзии Акопяна; стихи его или обходили молчанием, или подвергали резкой критике. Это однако не помешало ему стать любимейшим народным поэтом. В области формы Акопяну чужды новшества; его стих прост и звучен, в нем чувствуется влияние классиков русской поэзии и лирики народных певцов Армении — ашугов. После Октябрьской революции главное место в его творчестве занимает социалистическое строительство (поэма «Волхов-строй» и др.). Постановлением СНК Армении и Грузии Акопяну присвоено звание народного поэта. Скончался в Тбилиси 13 ноября 1937 года. Литература: Луначарский А.В., А.Акопян, в его книге: Статьи о советской литературе, Москва, 1958; Саркисян Г., А.Акопян, Ереван, 1956; История армянской советской литературы, Москва, 1966.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку