-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112381
Комментариев: 6804
Написано: 120856


28 мая родились...

Вторник, 28 Мая 2024 г. 04:31 + в цитатник
 (496x698, 70Kb)
1779
Томас Мур (Thomas Moore)
ирландский поэт и экономист. Родился в Дублине, в семье ирландского мелкого торговца, католика. 19 лет окончил Дублинский университет. С 14 лет сотрудничал в разных дублинских журналах. В 1800 Мур издал свои «Оды Анакреона», а через год выпустил сборник «Poems by the late Thomas Little» (Поэмы покойного Томаса Маленького). Мур приобрёл широкую известность и получил приглашение на должность придворного поэта, но по настоянию друзей — либеральных буржуа — отказался. Затем уехал регистратором адмиралтейства на Бермудские острова. На обратном пути посетил Америку — Мекку тогдашних либералов. В 1806 издал сборник стихов, в которых отозвался крайне неодобрительно об Американской республике и её учреждениях. Из Соединённых штатов Мур вернулся реакционером. В 1807 вышел из печати первый сборник «Ирландских мелодий». «Мелодии» для романтиков явились вторым «Оссианом». За ними последовали «Национальные мотивы» и «Священные песни», пользовавшиеся меньшим успехом. В 1815 Мур начал самое крупное своё произведение «Лалла Рук» — «восточный» роман с четырьмя вставленными в него поэмами. «Местный колорит» здесь чрезвычайно условен, но очень ярок. По богатству экзотики и архиромантической трактовке сюжета она стоит в одном ряду с «Ватеком» Бекфорда и восточными поэмами Байрона, у к-рого Мур заимствовал композиционные приёмы. «Лалла Рук» переведена на персидский язык и пользуется в Персии популярностью как «великая национальная эпопея». Из прозаических произведений Мура наиболее известна его биография Байрона (русский перевод, Санкт-Петерьбург, 1865). Ирландия, её судьба, преобладает в тематике Мура. Даже в образах его восточного романа «Лалла Рук» не трудно узнать ирландских борцов за свободу, а в мотивах его вставных поэм — ирландские мотивы. Общий характер всего творчества Мура в целом сказался и на его художественных средствах. В его поэзии нет напряжённого действия, нет драматизма и пафоса борьбы, нет глубоких противоречий борющихся сил. Все контрасты у Мура сглаживаются и примиряются, зло стушёвывается. Изящное эстетски выдвигается на первый план. Изображение страсти ослабляется бесконечными уподоблениями; нагромождение пышных метафор и эпитетов делает его поэзию искусственной; правда, в лучших своих песнях Мура освобождается от этих недостатков. Экономические воззрения писателя представлены в его сборнике стихотворений «Наличные, зерно и католики» (Cash, Corn and Catholics, 1828). Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М.Блауга. Скончался в Слопертон-коттедже близ Бонвуда (графство Уилтшир) 25 февраля 1852 года. Библиография на русском языке: Поэзия английского романтизма. Москва, «Художественная литература», 1975. (БВЛ); Мур Т. Избранное. Москва, «Художественная литература», 1981; Мур Т. Избранное. Москва, «Радуга», 1986. (На английском языке с параллельным русским текстом). Критика: Утро славы Мура в России (по М.П.Алексееву); М.П.Алексеев о русской тематике текстов Мура; М.П.Алексеев: А.И.Тургенев и Т.Мур; Русские поэты и Т.Мур (М.П.Алексеев). Сочинения: The poetical works, L. — N.Y., 1910; The letters, v. 1—2, Oxf., 1964; в русском переводе, — [Стихотворения], в книге: Английские поэты в биографиях и образцах. Составитель Н.Гербель, Санкт-Петербург, 1875. Литература: История английской литературы, том 2, выпуск 1, Москва, 1953; Jones H.M., The harp that once — a chronicle of the life of Thomas Moore, N.Y., 1937; De Ford М.A., Thomas Moore, N.Y., [1967] (литература страницы 119—123).

Janos_Rombauer (503x700, 233Kb)
1782
Иоганн (Янош) Ромбауэр (Janos Rombauer)
словацкий портретист немецкого происхождения, работавший в первой четверти XIX века в Санкт-Петербурге. Родился в городе Левоча, Австро-Венгрия (ныне Словакия). По происхождению — немец. Сын резчика по дереву. Художественному мастерству обучался у голландского художника Яноша Штундера (1759—1811). В 1806 году по приглашению графа Августа Ивановича Илинского, с которым познакомился на курорте Бардеёве, прибыл в Россию. Сначала он недолго жил в его волынском поместье, а затем переехал в Петербург, где получил всеобщее признание. Ромбауэр был принят в кругах знати и выполнял заказы от высокопоставленных сановников. Преподал рисование и живопись в знаменитом пансионе Муральта. По особому разрешению занимался копированием картин в Эрмитаже. Принимал участие в художественных выставках в Санкт-Петербурге. В 1810 году на академической выставке были представлены портреты М.Ф.Уваровой, митрополита С.Богуша-Сестренцевича и графа А.И.Илинского. В 1824 году он решил вернуться на родину и поселился в городе Прешове, где жили два его брата — ювелир Матей и мясник Самуил. В 1829 году у него родилась единственная дочь, Матильда Регина. В 1835 году по заказу города создал серию портретов членов лютеранского колледжа. В 1840 году для городской мэрии написал портрет императора Фердинанда V. Умер в Прешове 12 февраля 1849 года. Работы Яноша Ромбауэра хранятся во многих музеях, в частности в России — в Государственном художественном музее Алтайского края и на Украине — в Днепропетровском художественном музее. В коллекции живописи Устюженского краеведческого музея имеется портрет Е.А.Аракчеевой, написанный Ромбауэром. С оригинала работы Яноша Ромбауэра художником Сальваторе Карделли был выполнен портрет графа Матвея Ивановича Платова, хранящийся в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Некоторые работы: Фёдор Уваров (1806); Мария Уварова (1806); Графиня Илинская (1808); Елизавета Аракчеева (1809); Прасковья Кутайсова (1820).

Johannes_van_Troostwijk_-_Zelfportret (542x700, 338Kb)
1782
Ваутер Йоханнес ван Троствийк (нидерландское имя — Wouter Johannes van Troostwijk)
нидерландский художник и гравёр; большинство его работ являются сельскими и городскими пейзажами с фигурами людей и животными. Ваутер Йоханнес ван Троствийк родился в Амстердаме, в зажиточной семье торговца тканями и домохозяйки. Отец его увлекался химией и физикой, поэтому в их доме частыми гостями были учёные, чей энтузиазм в исследовании окружающего мира, вдохновил будущего художника к изображению природы. Вскоре его талант заметили родители, и оплатили уроки рисования у Антония Андриссена и уроки живописи у Юриаана Андриссена. В 1803 году он поступил в Амстердамскую муниципальную академию рисования. В 1805 году присоединился к обществу «Феликс Меритис», в котором был удостоен двух медалей за свои картины. Стиль живописца сформировался под влиянием творчества Паулюса Поттера и Якоба ван Рёйсдала. Он никогда не занимался живописью профессионально. После 1805 года служил швейцаром в мэрии Амстердама, где жил и имел свою студию. Он писал картины до и после своего рабочего времени и в выходные дни, которые проводил на пленэре. Когда однажды художник обжёг ногу и не смог выходить на улицу, он стал создавать офорты. Работа на открытом воздухе в течение многих часов холодными осенними ночами привела к тому, что он слег с высокой температурой, и скоропостижно скончался в Амстердаме несколько дней спустя 20 сентября 1810 года. Сохранились только восемь из его картин и многочисленные рисунки, эскизы и офорты.

1785
Жозеф-Теодор Ришом (французское имя — Théodore Richomme)
французский художник, гравер на меди. Родился в Париже. Ученик живописца Реньо и гравера Ж.-Ж.Куана. В 1806 году был удостоен Римской премии Французской академии в Риме. Став лауреат Большой Римской премии получил возможность отправиться в Рим и жить там в течение года за счёт патрона премии. Совершенствовал мастерство в Риме. С 1826 — член академии в Риме. Педагог. Воспитал многих талантливых художников, среди них, П.Жиро, А.Олещинский и другие.
Theodore_Richomme_Bachus (500x700, 163Kb)
Бахус.
Отец художника Жюля Ришома (1818—1903). Гравировал работы знаменитых итальянских мастеров и портреты. Умер в Париже 22 сентября 1849 года. К числу лучших из его эстампов относятся: Лореттская Мадонна; Адам и Ева; Пять чувств; Триумф Галатеи; Мадонна с книгой; Сон Младенца-Иисуса (все шесть с произведений Рафаэля; Нептун и Амфитрита (с Дж.Романо); il Silenzio (с Аннибале Карраччи); Фетида (с Ж.Герена); Бахус; Андромаха; Дафнис и Хлоя (с Жерара), Генрих IV, забавляющий своих детей (с Энгра; портреты Людовика XVIII и герцогини Ангулемской.

LMcLane (583x700, 199Kb)
1786
Луис Маклэйн (Louis McLane)
американский юрист, дипломат, государственный деятель, 12-й государственный секретарь США, 10-й министр финансов США. Луис Маклейн родился в Смирне, штат Делавэр, в семье ветерана Войны за независимость США. Учился в частных школах. В 1798 году он поступил на службу в военно-морской флот, в звании мичмана год служил на фрегате USS. Philadelphia. В 1807 году Маклейн, окончив Ньюаркский колледж, открыл юридическую практику в Смирне. Во время войны 1812 года он служил в Вильмингтоне. С 1817 по 1827 годы Маклейн был членом Палаты представителей США, с 1827 по 1829 годы — членом Сената. В 1829 году президент Эндрю Джексон назначил Кэмпбелла чрезвычайным послом в Англии, с 1831 по 1833 годы — министром финансов, с 1833 по 1834 годы — государственным секретарём. В 1837 году Маклейн стал президентом железной дороги «Балтимор и Огайо», на этом посту он работал до 1847 года, в 1845—1846 годах он также исполнял обязанности посла США в Англии. Сын Луиса Маклейна, Роберт Миллиган Маклейн, также стал политиком, избирался членом Палаты представителей США и губернатором штата Мэриленд, был послом США в империи Цин. Умер в Балтиморе (штат Мэрилэнд, США) 7 октября 1857 года.

Ingemann (570x700, 535Kb)
1789
Бернхард Северин Ингеман (датское имя — Bernhard Severin Ingemann)
датский писатель, поэт и драматург. Бернхард Северин Ингеманн родился в Торкильструпе на острове Фальстер (Гульборгсунн, Зеландия, Дания, Королевство Дании). Сын пастора. Почти всю жизнь Бернхард провёл в городе Сорё; с 1822 года состоял профессором, а в 1843—1849 годах — директором академии, основанной Гольбергом. В первом периоде его литературной деятельности выделяется романтическая поэма «De sorte Riddere» (1814), рисующая, по словам самого автора, его «мировоззрение рядом символически-фантастических образов, более похожих на силуэты, появляющиеся на экране волшебного фонаря, нежели на объективные отражения человеческой жизни». Огромный успех, особенно среди женщин, имела трагедия «Бланка» (1815; Королевский театр). Успех этого произведения вызвал горячую полемику, которая заставила Ингеманна, получившего в это время королевскую стипендию, уехать за границу. Вернувшись, он издал свои «Сказки и рассказы», в которых, ещё не вполне отступая от ультраромантического направления, уже склонен к реалистичному изображению окружающей повседневной жизни. Через три года вышла в свет историческая поэма «Valdemar den Store og hans Maend» (1824), положившая начало циклу чрезвычайно любимых в Дании исторических романов Ингемана: «Вальдемар Победитель» («Valdemar Sejer», 1826), «Детство Эрика Менведа» («Erik Menveds Barndom», 1828), «Король Эрик» («Kong Erik og de Fredlose», 1833), «Принц Отто Датский» («Prinds Otto of Danmark», 1835) — заключающемуся поэмой: «Королева Маргрет» «Dronning Margrethe» (1836). Ингеманн оставил также немало образцов героической поэзии («Хольгер Датчанин» «Holger Danske», 1837) и религиозной («Ноimessepsalmer», 1825), проникнутых любовью и кротостью. Они доставили автору эпитет «Светлого Бальдура» датской поэзии. Бернхард Северин Ингеманн умер в Сорё 24 февраля 1862 года.
Soroe(11)Ingemans_gravsted (476x700, 426Kb)
Похоронен в аббатстве Сорё.
В ряду четырёх наиболее знаменитых датских авторов духовных песен (Томас Хансен Кинго, Ганс Адольф Брорсон, Николай Фредерик Северин Грундтвиг и Бернхард Северин Ингеманн) он, согласно ЭСБЕ, занимает весьма почётное место. Пьесы: трагедия «Митридат» (1812); трагеди «Турнус» (1813); трагедия «Мазаниелло» (1815; Королевский театр); сказочная драма «Рейнальд-Волшебник» (1815); трагедия «Пастух из Тулузы» (1821). Литература: Ганзен П.Г. Ингеман, Бернгард Северин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Samlede skrifter. Bd. l-XXX, Kbh., 1853-64 bd I—VI — Драматические произведения); Гозенпуд А., Датский театр в книге: История западноевропейского театра том 4, Москва, 1964: Langballe С., B. S. Ingemann et digterbillede i ny belysning, Kbh., 1949.

 (566x698, 83Kb)
1795
Жанетта Антоновна Грудзинская (польское имя — Joanna Grudzińska)
вторая (морганатическая) жена наследника российского престола Константина Павловича, после вступления в брак получившая титул Её Светлость княгиня Лович. Родилась в Познани. Старшая из трёх дочерей польского графа Антона Грудна-Грудзинского и Марианны Дорповской, известной в своё время красавицы. Семейная жизнь Грудзинских не была счастливой и закончилась разводом. Марианна Дорповская переехала с детьми в Варшаву, где отдала своих дочерей на воспитание в один из лучших французских пансионов. Вскоре она вышла замуж за графа Броница. До двадцати лет Жанетта Антоновна жила с матерью в Париже. В 1815 году они вернулись в Варшаву, где на балу у князя Зайончека её впервые увидел великий князь Константин Павлович. Князь П.А.Вяземский писал: «Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота. Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её.» 24 мая 1820 в Варшаве, без всякой торжественности, она вышла замуж за наследника российского престола Константина Павловича (который 1 апреля 1820 развёлся с первой женой, Анной Фёдоровной, дочерью Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского). Этот морганатический брак дал повод Константину отречься от престола в 1823 году, что впоследствии привело к внутриполитическому кризису и восстанию декабристов. После свадьбы Александр I предоставил Грудзинской во владение княжество Лович (księstwo łowickie). В 1831 году Грудзинская вместе с мужем выехали из объятого восстанием Царства Польского в Санкт-Петербург. По дороге, 14 июня в Витебске великий князь умер от холеры, а 29 ноября того же года в Царском Селе скончалась и Жанетта Антоновна. Фрейлина А.Д.Блудова писала: «После страданий, которые продолжались почти беспрестанно несколько лет и беспрестанно же усиливались в течение последних месяцев, ровно через год после Варшавского бунта, в Царском Селе скончалась княгиня Лович. Перевезти её в город, куда она несколько раз собиралась, было невозможно за совершенным изнеможением сил её. С сентября месяца, так сказать, она ежеминутно умирала.» Погребена в церкви Иоанна Крестителя в Царском Селе. Её жизнь была романтизирована в первом польском фильме на исторический сюжет — «Княгиня Лович» (1932).

1795
Ламберт Хичкок (Lambert Hitchcock)
американский бизнесмен, создатель первой в мире мебельной фабрики. Родился в Чешире, Коннектикут. Умер в 1852 году.

Joseph_Henry_Léveillé (476x700, 147Kb)
1796
Жозеф-Анри Левейе (французское имя — Joseph-Henri Léveillé или Joseph Henri Léveillé)
французский ботаник, миколог, врач, доктор медицины. Жозеф-Анри Левейе родился в Крю-ла-Вилль (центральная Франция). Он изучал медицину в Париже и получил степень доктора медицины в 1824 году. Левейе первым в своей статье Sur le hymenium des champignons в 1837 году представил обстоятельное описание базидий и цистид грибов и установил роль базидий в образовании спор. Он также показал важность базидий для предлагаемой таксономии и различие между аскомицетами и базидиомицетами. Жозеф-Анри Левейе умер 3 февраля 1870 года. Жозеф-Анри Левейе специализировался в микологии. Публикации: Mémoire sur l'ergot in Mém. Soc. Linn. Paris 5 (1827); Sur le hymenium des champignons in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 2nd series, 8 pp. 321–338 (1837); Notice sur le Genre Agari in Dictionnaire Universel d'Histoire Naturelle (1840); Observations médicinales et énumerations des plantes recueilliés en Tauride. In A. Demidoff [ed.], Voyage dans la Russie Méridionale et la Crimée, par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie 2 : 35—245. Paris; E. Bordin (1842); Mémoire sur le genre Sclerotium (Memorandum on the genus Sclerotium) in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 2nd series, 20 pp. 218–248 (1843); Champignons exotiques. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 2: 167—221 (1845); Champignons exotiques. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 3: 38—71 (1845); Considérations mycologiques, suivies d'une nouvelle classification des champignons (Mycological considerations regarding a new classification of fungi) 2nd ed. (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 111—167 (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris. Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 249—304 (1846); Descriptions des champignons de l’herbier du Muséum de Paris (Suite). Annales des Sciences Naturelles Botanique, Série 3 5: 249—305 (1846); Sur la disposition méthodique des Urédinées Annales de Sciences Naturelles Botanique, Série 3 8: 369—376 (1847); Sur quelques nouveaux genres dans la famille des Urédinées Société Philomatique. S. 88—89 (1847); Fragments mycologique Annales de Sciences Naturelles Botanique, Série 3 9: 119-144, 245—262 (1848); Sur une maladie qui attaque actuellement les vignes des environs de Paris. Société Philomatique S. 61—64 (1850); «Taxonomy of Erysiphe» in Annales des Sciences Naturelles. Botanique (Annals of Natural History. Botanical series.) 3rd series, 15 p. 109 (1851); Note sur une nouvelle distribution des Erysiphés. Société Philomatique S. 31—35 (1851); Iconographie des Champignons de Paulet (1855); Description d'un nouveau genre de champignons (Entomosporium). Société Philomatique. S. 30—32 (1856).

 (466x699, 45Kb)
1798
Йозеф Дессауэр (немецкое имя — Josef Dessauer)
австрийский композитор, музыкант, пианист. Родился в Праге, в семье крупного еврейского негоцианта. Обучался игре на пианино в Пражской консерватории у Бедржиха Дивиша Вебера и Вацлава Яна Томашека (композиция), который познакомил его с Франтишеком Палацким, ставшим впоследствии его близким другом. После смерти отца в 1825 году, переехал в Вену, и вскоре полностью посвятил себя музыке. В 1831 отправился в Париж, где быстро завоевал большую популярность в литературных и музыкальных кругах. Среди его близких друзей были Гектор Берлиоз , Джакомо Мейербер, Джоаккино Россини и Фроманталь Галеви. Ференц Лист сочинил фортепианную транскрипцию трёх его любимых песен, Фредерик Шопен посвятил ему два свои полонеза (Deux polonaises, op. 26). Много лет Йозеф Дессауэр переписывался с Жорж Санд. Для творчества композитора характерен широкий диапазон жанров. Он автор опер, камерной и симфонической музыки, многих вокальных и инструментальных сочинений и других оркестровых произведений, но наибольшего успеха достиг как автор песен. Сочинил более двадцати песенных циклов. Его по праву считают достойным преемником Франца Шуберта в песенной области. Его сочинения основаны на фольклорных песнях народов Европы. Кроме того, им написаны оперы: «Ein Besuch in Saint-Cyr», поставленная в Дрездене в 1838 г.; «Lidwinna», поставленная в Праге в 1840 г. (либретто Карла Эгона Эберта), «Paquita» и «Dominga oder Die Schmuggler in den Pyrenäen» (другое название «Dominga oder Die Freier von Oléron», Вена, 1860). Умер в Мёдлинге (Австро-Венгрия) 8 июля 1876 года.

Frederic_Dubois_de_Montpereux_3 (637x700, 256Kb)
1798
Фредерик Дюбуа де Монпере (французское имя — Frédéric Dubois de Montpéreux)
швейцарец французского происхождения, археолог, путешественник, этнограф, натуралист. В России известен главным образом благодаря предпринятому им в 1831—1834 годах путешествию в Крым и на Кавказ, результаты которого он изложил в шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму» с приложением атласа, содержащего множество рисунков, чертежей и схем, сделанных автором во время его исследований. Фредерик Дюбуа родился в Môtiers (Вал-де-Травер, Невшатель, Швейцария), в семье уроженцев горного региона Невшателя в Швейцарии. Происходил из обедневшего дворянского рода — его предки еще в XVI веке обосновались в поселке Монперэ, близ города Локль. Позднее это даст основание Фредерику Дюбуа присоединить к своему имени «де Монпере». Его отец — Шарль Дюбуа, занимался торговлей кружевами, мать — Мари-Анн Ларди д’Овернье. Детство будущего ученого прошло на берегу Невшательского озера. В его записях сохранились следующие строки: «Если мне и позволительно чем-то гордиться, то, конечно, мыслью о том, что я — уроженец Невшателя». Первоначальное образование Фредерик получил в Невшателе. Затем два года (1817—1819) преподавал французский язык в Санкт-Галлене. После этого он два года был гувернёром в Курляндии и еще несколько лет (1821—1829) работал управляющим. В 1829—1831 годах Фредерик Дюбуа получает образование в Берлинском университете, под руководством таких известных учёных как геолог Леопольд фон Бух, натуралист Александр фон Гумбольдт, географ Карл Риттер. По некоторым данным, именно последний из них оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу молодого ученого, порекомендовав ему совершить путешествие на Кавказ и в Крым. В 1831-1834 Фредерик Дюбуа предпринял самостоятельную экспедицию на Юг России, которую он впоследствии описал в своем шеститомном сочинении «Путешествие вокруг Кавказа…» (1839—1843). Особенный интерес представляет атлас иллюстраций, приложенный к этому произведению и содержащий большое количество рисунков и схем с описанием историко-архитектурных ценностей Крыма и Кавказа, многие из которых не дошли до наших дней. После открытия в 1838 году Академии Невшателя Фредерик Дюбуа де Монпере начинает преподавать в ней археологию. В 1843 году с появлением кафедры археологии он становится её руководителем в звании профессора. В 1848 году швейцарский учёный оставил преподавательскую деятельность и покинул академию, что бы целиком посвятить себя археологическим исследованиям Невшателя. В частности, в это время он произвел раскопки в Cressier и Colombier, где он открыл остатки римской виллы. Умер в Peseux (Невшатель, Швейцария) 7 мая 1850 года.
Frédéric_Dubois_de_Montpéreux_-_Atlas (540x700, 207Kb)
«Путешествие вокруг Кавказа…» Титульный лист Атласа иллюстраций.
Главное произведение Фредерика Дюбуа де Монпере до сих пор остается одним из самых уважаемых специалистами в области истории и археологии Причерноморья и Кавказа трудов, как первоисточник, зафиксировавший состояние ряда исчезнувших или полуразрушенных памятников в начале 1830-х годов. Финансовую помощь в издании атласа иллюстраций Фредерика Дюбуа де Монпере оказало русское правительство и лично император Николай I. На сегодняшний день атлас является библиографической редкостью. В России сохранилось всего три экземпляра этого издания: в Российской государственной библиотеке, Российском географическом обществе Санкт-Петербурга и в Геленджикском историко-краеведческом музее. Атлас состоит из 5 серий карт, планов, зарисовок, таблиц, расположенных по темам: I серия — География древняя и современная, содержит детальные карты различных частей Кавказа. Карты античной географии этого региона, планы достопримечательностей на 24 листах; II серия — Пейзажи и виды. Состоит из 75 рисунков; III серия — Архитектура. Иллюстрирует стилевое разнообразие памятников Кавказа и Крыма; IV серия — Археология. Содержит детальные зарисовки артефактов, гробниц, барельефов, подписей; V серия — Геология. Изображены карты, схемы, разрезы, виды, панорамы наиболее интересных в геологическом отношении мест, зарисовки окаменелостей. Материалы исследований Фредерика Дюбуа, относящиеся к России, были приобретены Императорской Академией наук в 1903 г. и по состоянию на 2013 год хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук. Основные Труды: Conchiologie fossile et aperçu géognostique des formations du plateau Wolhyni-Podotien. Schropp, Berlin 1831; Voyage autour du Caucase, chez les Tscherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée, 6 Bände, Librairie de Gide, Paris, 1839—1849, mit zusätzlichem Atlas, (Ссылка) = Reise um den Kaukasus zu den Tscherkessen und Abchasen, nach Kolchis, Georgien, Armenien und in die Krim. 3 Bände, Leske, Darmstadt 1842—1846; La bataille de Granson. Zürich 1844; Les monuments de Neuchâtel. Zürich 1852.

Феликс ПанцерMuzeum_Ziemi_Augustowskiej_July_2013_26 (540x700, 359Kb)
1798
Фелициан Феликс (Людовик Войцехович) Панцер (польское имя — Felicjan Feliks Pancer)
офицер Русской императорской армии, инженер и педагог польского происхождения. Фелициан Феликс Панцер родился в Бодзехуве; происходил из дворян. Первое образование получил в Вонхоцком и Краковском училищах; в последнем кончил с отличием полный курс наук в 1815 году. Для продолжения образования поступил в Краковский университет, где изучал науки философского факультета. После двухлетних занятий, получив отличный университетский диплом в 1818 году, он определился на службу кондуктором в Инженерный Корпус бывшего польского войска. В это время правительство поручило инженерам произвести съемку города Варшавы и ее окрестностей. Панцер, участвовавший в этой съемке, своей сметливостью, знанием дела и быстрым исполнением возложенных поручений, вскоре успел обратить на себя внимание начальства которое, оценивая эти труды и другие его технические занятия, произвело его в 1820 году в подпоручики. Одним из выдающихся проектов, составленных им в это время, представляется проект однопролётного железного моста через реку Вислу близ Варшавы. Подробности этого смелого проекта изложены в изданной значительно позже брошюре, написанной им на польском языке: «Новая система железных мостов значительного пролета» («Wiadomość о nowym rodzaju mostów żelaznych na wielką otwartość z zastosowaniem do rzeki Wisły pod Warszawą»; Варшава, 1830 год). Российский император Александр I после осмотра укреплений города Замостья пожаловал Панцера чином поручика, — и с тех пор с каждым годом росла его известность, как опытного и талантливого строителя.
Плита на Замковой площадиPłyta_Widukt_Pancera_Zamek_Królewski (700x525, 448Kb)
Плита на Замковой площади
Надпись гласит:
«Начато в 1844-м году. Окончено в 1846-м году. Строитель инспектор путей сообщения Феликс Панцер.»
В 1825 году ему было поручено было составить проект и произвести постройку деревянного моста с разводной частью для пропуска судов на pеке Нареве близ укрепления Новогеоргиевска. Успешное и весьма скорое окончание (в 1826 году) предпринятого сооружения стало возможным благодаря использованию приспособлений, изобретённых строителем (черпаков и всего механизма для водоотлива, механических копров, оказавшихся на практике весьма удобными и значительно облегчающими забивку свай). После окончания названного сооружения он с 1 января 1827 года получил место профессора в Военном приготовительном училище и несколько лет читал в этом высшем учебном заведении курс путей сообщения и гидротехнических сооружений. Как профессор, он не только устно излагал свои мысли в ясной и удобопонятной форме, но и составил для своих слушателей прекрасные письменные руководства. За труды по училищу в 1829 году он получил орден Святой Анны III степени. В 1830 году он оставил военную службу и тотчас же поступил в Правительственную комиссию финансов и казначейства, в которой по поручениям тогдашнего министра составил много проектов по части технических усовершенствований в подведомственных Комиссии горных заводах. В 1831 году, в декабре, за неимением соответственных занятий, он оставил занятия в Комиссии «с рекомендацией» — как сказано в формуляре — «тогдашнему временному правительству и Правительственной комиссии внутренних дел и полиции». В мае 1832 года он поступил инженер-референтом или инженер-делопроизводителем в Правительственную комиссию внутренних дел и вскоре — в ноябре 1832 года был назначен членом Строительного Совета Царства Польского. Кроме весьма важных технических занятий в Строительном совете, он принял на себя обязанность читать лекции строительной механики на приготовительных курсах, открытых в то время при Комиссии внутренних дел для готовящихся к техническим занятиям. В 1838 году он был назначен исполняющим обязанности инспектора путей сообщения и был утвержден в этой должности в 1841 году. В это время он построил деревянный мост на pеке Вепрже, близ крепости Ивангорода. Мост интересен по значительным размерам арки и по хорошо обдуманным деталям. В то время обыкновенные пролеты деревянных арок редко превышали 25 сажен, а вепржский мост состоит из одной арки пролетом в 36½ сажен. Местные обстоятельства, препятствовавшие значительному возвышению мостовой настилки, вынудили строителя избрать систему висячего моста, при которой было весьма затруднительно придать надлежащую устойчивость деревянным формам, но Панцер успешно преодолел эти трудности. Орден Святого Владимира IV степени стал наградой талантливому строителю за этот проект. При образовании в 1842 году Управления путей сообщения в Царстве Польском он был назначен его членом. В 1847 году он назначен был инспектором и членом Общего Присутствия Правления XIII (Варшавского) округа путей пообщения. За рассматриваемый период он произвел многочисленные работы: ему принадлежит сооружение мостов на Петербургском шоссе под Зегрже и Остроленкою; укрепление берегов Вислы от Варшавы до Новогеоргиевска и улучшение судоходства на этом пространстве тоже произведено при его участии; исполненными работами он положил предел разрушительному действию частых наводнений и упрочил весьма непостоянное русло pеки Вислы.
Эстакада ПанцераWarsaw_Mariensztat (700x498, 449Kb)
Эстакада Панцера (около 1890–1905)
Самым выдающимся сооружением, воздвигнутым Панцером, представляется Варшавский виадук (эстакада) Панцера, который по своей громадности и смелости проекта стал прекрасным памятником выдающихся способностей и обширных сведений в строительном деле Панцера. Спуск находился в столице Польши, около Кирилловского замка, и вёл на воздвигнутый (в 1864 году) постоянный Александровский мост через реку Вислу. При своей же постройке спуск способствовал передвижению грузов с береговой части Вислы в центральную часть города. В состав спуска входит семь больших арок, из которых четыре открыты для проезда. Вторая, наибольшая часть спуска состоит из высокой земляной насыпи, ограниченной откосами в 45 градусов. В точке соприкосновения с арками насыпь возвышается на 65 футов. Варшавский спуск сооружен в 1846 году. За труды по производству этой работы строитель был награждён двухгодовым окладом жалованья (около 3000 российских рублей). Во время Второй мировой войны (в 1944 году, после восстания поляков) отступающие войска вермахта взорвали этот архитектурный памятник, как и Александровский мост. В последующее время он составил проект снабжения водой города Варшавы и проект постоянного моста на pеке Висле под Варшавой; проекты были представлены на утверждение правительства, но осуществления не получили. Кроме того, он принимал участие в конкурсах, объявляемых за границей, в частности, составленный им проект Кельнского моста на Рейне, хотя и не был премирован, но показывает изобретательность автора. Фелициан Феликс Панцер скончался в городе Варшаве 16 марта 1851 года. Литература: «Журнал Министерства путей сообщения»: а) Краткий очерк жизни инженера Панцера, — Езеровского (1862 г., том 38), б) Деревянный висячий мост на р. Вепрже, — Ястржембского (1845 г., том 1), в) Описание работ, произведенных при сооружении Варшавского спуска, — Езеровского (1864 г., том 42). «Gazeta Warszawska», 1851 год; Encyklopedia Warszawy. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 1994, s. 554. ISBN 83-01-08836-2; Henryk Janczewski. Całe życie z Warszawą. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1986, s. 248. ISBN 83-06-01409-X. (польск.)

1799
Эрнст Кёлер (немецкое имя — Ernst Köhler)
немецкий органист и композитор. Родился в Лангенбилау. Ученик Фридриха Вильгельма Бернера. В 1827 г. сменил его на посту главного органиста церкви Святой Елизаветы в Бреслау. Наиболее известные сочинения — Вариации на тему из оперы Людвига Шпора «Фауст» (op. 33), Фантазия на тему Fantasie über «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes» из оратории Гайдна «Сотворение мира» (op. 70), Вариации на тему русского гимна «Боже, царя храни» (нем. Variationen über die alte Russische Volkshymne). Умер в Бреслау 26 мая 1847 года.

Ilio_voivoda (447x700, 223Kb)
1805
Ильо Воевода (болгарское имя — Ильо войвода; македонское имя — Иљо Војвода; настоящее имя — Илия Марков; болгарское имя — Илия Марков; македонское имя — Илија Марков; также известен как Дед Ильо Малешевский; македонское имя — Дедо Иљо Малешевски)
болгарский революционер, участвовавший в борьбе за независимость Болгарии от турецкого ига. Его родственником является революционер Димитр Попгеоргиев. (1840-1907). Ильо Воевода является национальным героем в Болгарии. Илия родился в деревне Берово, входившей в Румелийский эйялет Османской империи (ныне Республика Македония). Известно, что день его рождения — 28 мая, однако точный год не установлен — по самым ранним упоминаниям, Илия родился в 1805 году, хотя историк Васил Стоянов считает годом рождения 1822 год (в 1867 году Ильо было около 45 лет, со слов Стоянова), а Йован Хаджи-Василевич — 1815 год (по версии Хаджи-Василевича, в 1865 году Ильо было 50 лет). Отец — Марко Попгеоргиев, бедный крестьянин. Ильо с ранних лет состоял в движении гайдуков, будучи воеводой чет в Малешево, Риле и Пирине. Некоторое время он служил в Рильском монастыре хранителем ключей. В 1861 году Илия вступил в Болгарскую легию и в её составе участвовал в русско-турецкой войне как солдат болгарского ополчения. Ильо использовал любую возможность для оказания посильной помощи Родине в борьбе с турецким игом. Во время русско-турецкой войны он руководил отрядом из Ловеча и служил в Западном отряде русской армии Иосифа Владимировича Гурко. Участвовал в боях за Софию, Радомир и Кюстендил. Как представитель Болгарии присутствовал на подписании Сан-Стефанского мирного договора, признававшего независимость Болгарии. Награждён медалью за храбрость. Радость от освобождения Болгарии от турецкого ига оборвалась после того, как Берлинский трактат уменьшил границы Болгарии и разделил её на три части: собственно Княжество Болгария, автономная Восточная Румелия и возвращённая туркам Македония.
Ilyo-voyvoda-monument.Kyustendil (525x700, 477Kb)
Памятник в Кюстендиле
Это вылилось в Кресненско-Разложское восстание в Македонии, где Ильо участвовал. Восстание было вскоре подавлено. Вскоре Ильо, невзирая на преклонный возраст, участвовал в сербско-болгарской войне, командуя отрядом из Радомира и сражаясь при городах Брезник, Сливница и Вране. Ильо Воевода умер в Кюстендиле 17 апреля 1898 года. Он считается народным героем в Болгарии и Македонии, и его образ сильно окутан мистикой и загадочностью. Об Ильо Воеводе сложено много песен. Некоторые из его личных вещей хранятся в монастыре Архангела Михаила в Берово, который является и городским музеем. Дом, в котором Ильо жил с 1878 по 1898 годы, был отреставрирован к 100-летию независимости Болгарии и стал домом-музеем. В Кюстендиле захоронены и останки Ильо Воеводы. Также имя Ильо Воеводы носит мыс на острове Кларенс из архипелага Южные Шетландские острова.

Louis_Agassiz (560x700, 85Kb)
1807
Жан Луи Родольф Агассис (французское имя — Jean Louis Rodolphe Agassiz)
швейцарский натуралист и педагог, последователь Ж.Кювье. Один из основоположников гляциологии. Родился в городке Мотье (ныне в составе общины О-Вюйи кантона Фрибур); изучал медицину в Цюрихе, Хайдельберге и Мюнхене. В 1831 году был приглашён занять кафедру естественных наук в Невшателе, где поселился и прожил до 1846 года. Переселившись затем в США, он был профессором в Бостоне, Чарльстауне и, наконец, в Нью-Кембридже близ Бостона. Встретив здесь общий почёт и широкое материальное содействие для своих путешествий, он полностью посвятил себя науке и обогатил коллекциями великолепный нью-кембриджский музей — «Museum of Comparative Anatomy» (ныне — Музей сравнительной анатомии при Гарвардском университете). С 1835 года он был корреспондентом Парижской академии наук. С 5 декабря 1869 года — членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук. Агассис работал по нескольким отраслям естественных наук, совершил несколько путешествий по Европе, Северной Америке и Бразилии. В последние годы своей жизни он был ярым противником теории Дарвина, оставаясь верным школе Ж.Л.Кювье. Его важнейшие исследования касаются рыб, морских ежей и глетчеров.
28 мая 1807 года родился — Жан Луи Родольф Агассисpost-13108-130656192261 (700x329, 310Kb)
Капитальнейший из его трудов о рыбах: «Recherches sur les poissons fossiles» (5 томов, Невшатель, 1833—1842, с 311 литографическими таблицами in folio), и продолжение этого труда «Monographie des poissons fossiles du vieux grès rouge du système Dévonien des Iles Britanniques» (Золот., 1845; с 41 табл.). Исследование о пресноводных рыбах Средней Европы остановилось на одном выпуске таблиц, изданной К. Фохтом «Embryologie des Salmones» (1840) и обработанной тем же К. Фохтом в сотрудничестве с Агассисом «Anatomie des Salmones». Агассис совместно с Дезором написал несколько монографий о морских ежах — анатомию ежей разработал Габриэль Валентин. Агассис — один из основоположников гляциологии, результаты многочисленных и продолжительных наблюдений над ледниками (Аарскими) изложены им в его «Etudes sur les glaciers» (Невшатель, 1840, с 32 табл.) и «Sistème glaciaire» (P., 1847). Он был ревностным защитником теории Шарпантье о распространении ледников. В Америке занимался главным образом продолжением своих наблюдений над ледниками, исследованиями фауны, чтением популярных лекций и изданием популярных книг. Путешествие в Бразилию, предпринятое им в 1865 году, важных научных результатов не принесло, но зато им были привезены богатые коллекции. Такие же результаты дало и его путешествие с целью измерения глубин вокруг мыса Горн (1870). Умер Агассис в Кеймбридже (штат Массачусетс) 14 декабря 1873 года. Сын его, Александр Агассис, родился 17 декабря 1835 года в Невшателе, преемник отца в управлении музеем, один из выдающихся учёных своего времени. В 1923 году в честь Ж.Л.Агассиса названо древнее пресноводное приледниковое озеро в Северной Америке. Награды: Медаль Волластона (1836); медаль Копли (1861); Почётный член Венгерской Академии Наук (1863). Источники: Агассис, Луи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Агассис, Жан Луи Рудольф // Большая советская энциклопедия : в 66 томах (65 тома и 1 дополнительный) / главный редактор О.Ю.Шмидт. — Москва : Советская энциклопедия, 1926—1947.

1807
Константин Александрович Бахтурин
поэт, драматург. Служил по армейской кавалерии, в уланах и в гусарах, но неудачно, был однажды разжалован, в отставку вышел поручиком и занимался литературой. Бахтурин писал драмы по заказу актеров и стихи. Ему принадлежат драмы (1835 - 1839): "Кузьма Рощин" (единственная напечатанная), "Пятнадцать лет разлуки", "Староста", "Молдаванская цыганка", "Красное покрывало", "Ибрагим и Роксана", "Замок Нейгаузен", "Батый в Рязани"; они ставились в театре и первые три выдержали по несколько представлений. Бахтурин написал также историческую повесть в стихах, "Вступление на престол князя Александра Тверского" (Москва, 1833) и в 1837 году издал в Санкт-Петербурге первую (вторая не вышла) часть своих "Стихотворений", ранее печатавшихся в разных журналах и альманахах. О них С.А.Венгеров говорит: "Внутренним содержанием его поэзия была крайне бедна, и выдержанности, цельности в каком бы то ни было отношении в ней нет никакой". Стихом Бахтурин владел легко и обладал большой способностью к импровизации; множество его экспромтов, сатир и эпиграмм осталось в рукописях и в памяти современников. Общественно-литературное значение имела остроумная сатира "Барон Брамбеус", пародия на балладу Жуковского "Смальгольмский барон". Одна это эпиграмма, на Н.Полевого ("Отродие купечества"...), приписывалась Пушкину. Бахтурин был знаком великому поэту, которому в 1833 году писал о нем П.В.Нащокин. Имя его в некоторой степени связано с именем Пушкина, так как он написал для М.И.Глинки сценариум оперы "Руслан и Людмила", написал, по словам Глинки, "в четверть часа, под пьяную руку". Пьянство, унаследованное Бахтуриным от отца, и погубило его. Умер 31 января 1841 года.

Isaac_Van_Amburgh_(Nancy) (576x700, 405Kb)
1808
Исаак Ван Амбург (Isaac Van Amburgh)
американский прославившийся укротитель хищных животных. Родился в Фишкиле, США. Дед Исаака принадлежал к индейскому племени Тускарора, обитавшему в окрестностях города Люистоуна, и принял имя Ван Амбурга от одного земледельца из Кентукки, крестившись и женившись на христианке. Отец Исаака очень боялся диких зверей и умер, испугавшись кабана. Юный Исаак, напротив, начал укрощать разных зверей и прославился сначала как укротитель лошадей. Укрощал также лисиц, волков, кабанов и буйволов. Он уверял, что человек может и должен укрощать зверей силой своего взгляда, и что дикие звери только потому терзают человека, что он их боится и бежит от них. Уверял, что волк самое понятливое и кроткое из диких животных; что все хищные звери скорее лакомки, чем прожорливы. Никогда не укрощал пресмыкающихся, даже боялся змей. Он никогда не проливал кровь животных; вместо оружия носил железный прут и в случаях неповиновения только бил прутом зверя по одному месту позвоночного хребта, не нанося ран. Настолько сочувствовал зверям, что в досаде за убитого медведя, своего приятеля, положил замертво четырёх земледельцев и, уверенный, что убил их, бежал из Америки на первом корабле, отправлявшемся в Бомбей. По дороге корабль пристал к мысу Доброй Надежды. Там, сойдя на землю, Амбург вернулся на борт с огромным медведем, и занятие воспитанием этого зверя сокращало мореходам часы долгого плавания. Амбург приучил медведя бросаться в воду с борта и, поплавав вокруг корабля, влезать на корабль. Он также сделал ручными двух пойманных тюленей, они ловили для него рыбу; и попытался укротить акулу, но попытка едва не стоила ему жизни. Получив известие из Америки, что четыре его земляка остались живы, он вернулся домой. Поступил на службу к содержателю огромного зверинца, Титюсу, сменив умершего от ран, нанесённых львицей. Уже через три дня после своего поступления Амбург показывал публике невиданное зрелище: он вкладывал голову в пасть львицы. Демонстрировал другой опасный опыт: обмочив по локоть в свежей крови руку, всовывал её в пасть льва, впуская в то же время в клетку быка или овцу.
Landseer.amburgh (700x444, 364Kb)
«Исаак ван Амбург со своими животными», кисти британского художника Ландсира, 1839, королевская коллекция, Виндзорский замок
Это он демонстрировал и в Европе, куда прибыл в 1838 году с частью зверинца Титюса. Давал представления в цирке Астлея в Лондоне, получая по 300 фунтов стерлингов в неделю. В 1840 году отправился в Париж, где для него составляли пьесы для зверей, и с ними укротитель давал спектакли в театре у Сен-Мартенских ворот (Théâtre de la Porte-Saint-Martin), куда стекались огромные массы зрителей. Побывал и в других столицах Европы. Европейские газеты не раз сообщали о его смерти от ран, нанесённых взбешенным зверем. Но он умер от сердечного приступа, случившегося с ним в Филадельфии 29 ноября 1865 года. Литература: Амбургъ Исаакъ-фан // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. — Санкт-Петербург, 1862.

AlexandreCalame (499x700, 133Kb)
1810
Александр Калам (французское имя — Alexandre Calame)
швейцарский художник, представитель романтизма, мастер пейзажа. Родился в Веве, кантон Во, Швейцария, в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году, при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде. Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству. Начиная с 1835 года живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже, где они найдут большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен («Монблан», «Юнгфрау», «Бриенцкое озеро», «Монте Роза» и «Монт Сервен»). В 1844 художник совершает путешествие по Италии, посещает Рим и Неаполь, где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии. Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно четырёх времён года или суток. Большой популярностью пользовались также сделанные А.Каламом литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.
00Alexandre-calame (455x700, 109Kb)
Памятник Каламу в Женеве
Его эпические композиции – со снежными вершинами, глухими альпийскими лесами, утесами, водопадами, горными озерами – полны величавой, несколько театрализованной патетики. Среди типичных картин Калама – Буря на Хандеке (1839, Музей искусства и истории, Женева), Верхние Альпы в Вале, напротив хребта Монт-Роз, озаренные солнцем (1843–1844, Музей искусства и истории, Невшатель), Люцернское озеро (1857), Пейзаж с дубами (1859; оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Активно работал также как офортист и литограф. Завоевав славу «лучшего альпийского художника», пользовался немалым авторитетом и в России (где его картины входили в программу обязательного копирования в Академии художеств); оказал заметное влияние на И.И.Шишкина. Умер Калам во французской Ментоне (Лазурный берег) 17 марта 1864 года. Галерея: Вид на озеро Урнерзе, 1848; Фирвальдштеттское озеро, 1849; Фирвальдштеттское озеро, 1855; Фирвальдштеттское озеро, 1851; Фирвальдштеттское озеро в Ури, 1861; Швейцарский пейзаж, 1830; Опавшая листва, 1876. Литература: Alberto de Andrés. Alpine views: Alexandre Calame and the Swiss landscape. — Sterling and Francine Clark Art Institute, 2006. — ISBN 9780300121384; Schreiber-Favre A., A. Calame, Gen., 1934.

1810
Юлиус Мельхерт (немецкое имя — Julius Melchert)
немецкий композитор, хоровой дирижёр и музыкальный педагог. Родился в Альтоне. По профессии аптекарь. Участвуя в свободное от работы время в одном из певческих обществ Альтоны, постепенно превратил занятия музыкой в свою основную работу. Давал уроки (среди учеников Мельхерта, в частности, композитор Дидерих Круг). Автор множества хоров и песен. Возглавлял лидертафель в Альтоне, в 1845 году во главе лидертафеля принял участие в первом всегерманском хоровом празднике в Вюрцбурге, опубликовал отдельным изданием подробный отчёт об этой поездке под названием «Путешествие в Баварию в 1845 году» (немецкое название — Die Reise in Baiern im Jahre 1845; 1846, переиздание 1974). На городских певческих праздниках собирал под своим началом до 500 хористов. Умер в Гамбурге 12 сентября 1886 года.

Peter_Reichensperger_2 (547x700, 368Kb)
1810
Петер Рейхеншпергер (немецкое имя — Peter Reichensperger)
германский политический деятель, юрист и научный писатель, брат Августа Рейхеншпергера. Родился в кобленце, в семье судьи. Его отец умер в 1812 году, а матери пришлось одной содержать четверых детей, двум из которых она сумела дать образование. Молодость провёл в Боппарде, среднее образование получил в Королевской гимназии в Кройцнахе, с 1829 по 1832 год изучал в Бонне и Гейдельберге право, камералистику, физику и химию. На некоторое время прервал обучение и служил в армии в Трире, затем вернулся в университет, получил степень в области права и работал стажёром в районном суде в Трире. В 1837 году женился на дочери богатого землевладельца, с 1839 по 1841 год был асессором в Эльберфельде, затем до 1850 года судьёй в Кобленце, в 1859—1879 годах служил в прусском Обертрибунале. Писать статьи на политические темы начал ещё в 1840-х годах, до революции. В 1848 году, во время революционных событий, был членом прусского национального собрания, с 1858 года состоял членом прусской палаты депутатов, с 1867 года — северогерманского и германского рейхстага. В 1850-х годах он вместе с братом принадлежал к либеральной оппозиции, позднее вместе с ним сделался членом партии центра; подобно ему отличался умеренностью клерикальных воззрений и энергией в борьбе с реакционными стремлениями правительства; был горячим сторонником законности и одним из основателей так называемого политического католицизма. Умер в Берлине 1892 года. Главные работы: «Die Agrarfrage» (Трир, 1847), «Die freie Agrarverfassung» (Регенсбур, 1856), «Deutschlands nächste Aufgaben» (вместе с братом; Падерборн, 1860), «Gegen die Aufhebung der Zinswuchergesetze» (Берлин, 1861), «Kulturkampf oder Friede in Staat und Kirche» (Берлин, 1871), «Erlebnisse eines alten Parlamentariers. 1848» (Берлин, 1882). Ранние речи братьев Рейхеншпергеров вышли в 1858 году в Регенсбурге, под заглавием «Die Reden der Gebrüder August u. Peter-Franz Reichensperger».

Flandrin (509x700, 374Kb)
1811
Поль Жан Фландрен (французское имя — Paul Jean Flandrin)
французский художник религиозной живописи, портретист, карикатурист. Родился в Лионе. Младший брат художника Ипполита Фландрена, был женат на дочери художника Александра Дегоффа. Получил художественную подготовку в школе Сен-Пьер в Лионе, затем был учеником Энгра в Париже.
Hippolyte_and_Paul_Flandrin (548x700, 212Kb)
Двойной автопортрет — Ипполит и Поль Фландрен, 1835 год
Вначале писал исторические картины и пейзажи, но затем, после нескольких поездок по Франции и Италии, занялся исключительно ландшафтной живописью. Природа в его картинах почти всегда имеет идиллический характер, производит впечатление тишины и отрадности, хотя и является отступающей для этой цели от безусловной правды. К числу пейзажей Фландрена, встреченных похвалою художественной критики, принадлежат: «Вид в Сабинских горах»; «Группа дубов»; «Папский дворец в Авиньоне» (1870); «Воспоминание о Дофине»; «Долина в Бюжейских горах, в Энском департаменте»; «Сосновый лес»; «Нормандский хутор».
00Paul_Flandrin,_Mme_Bouchot (464x700, 59Kb)
Портрет Madam Bouchot née Camp de Pedros (1857)
В крестильной капелле парижской церкви святого Северина (Église Saint-Séverin) этим художником написаны две стенные картины: «Проповедь Иоанна Предтечи» и «Крещение Господне». Умер в Париже 8 марта 1902 года
Père-Lachaise_-_Division_57_-_Flandrin_3_01 (466x700, 458Kb)
Похоронен на кладбище Пер Лашез (участок 57) в Париже.
Источники: Фландрен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Georg_Fürst_Lubomirski_Litho (486x700, 190Kb)
1817
Ежи Генрик Любомирский (польское имя — Jerzy Henryk Lubomirski)
польский политический деятель, славянофил, литературный куратор, II ординат Пшеворский (1850—1872), член наследственной палаты лордов, член галицкого парламента, куратор Оссолинеума. Представитель польского княжеского рода Любомирских герба «Шренява». Родился в Вене. Сын князя Генриха Людвика Любомирского (1777—1850) и княжны Терезы Чарторыйской (1785—1868). Один из главных представителей славянофильства в Польше, состоял в хороших отношениях с ведущими деятелями возрождения чешского и хорватского народов. В 1848 году он принял участие в Пражском Славянском съезде, а затем стал посланником в австрийский парламент. Выдающиеся общественный деятель в Галиции с консервативными убеждениями, а затем — куратор Оссолинеума. В 1863 году его деятельность была связана с национальной организацией. В 1865-1872 годы он был почетным членом Познанского Общества друзей науки. Умер в Кракове 25 мая 1872 года. 15 июля 1853 года в Клеменсуве женился на графине Сесилии Замойской (10 мая 1831 — 23 июля 1904), дочери графа Анджея Артура Замойского (1800—1874) и графини Розы Потоцкой (1802—1862). их дети: Тереза (1857—1883), муж (с 1878 года): князь Кароль Радзивилл (1839—1907); Изабелла (1858—1859); Мария (1860—1942), муж (с 1885 года): граф Бенедикт Тышкевич (1849—1939); Анджей (1862—1953), женат (с 1885 года) на графине Элеоноре Гусаржевской (1866—1940); Казимир (1869—1930), женат (с 1902 года) на графине Терезе Водзицкой (1883—1848). Литература: Lubomirski, Jerzy Fürst. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815—1950 (ÖBL). Band 5, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1972, S. 338.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку