-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111536
Комментариев: 6803
Написано: 120010


26 мая родились...

Воскресенье, 26 Мая 2024 г. 06:57 + в цитатник
1933Evgeshenkov_Aleksandr_Prokopyevich (500x700, 239Kb)
1933
Александр Прокопьевич Евгешенков
гранитчик Главного военно-строительного управления Министерства обороны СССР, город Москва. Родился в деревне Реханово (ныне – не существует) Холм-Жирковского района Западной (с 1937 года – Смоленской) области. Русский. Трудился гранитчиком в системе Главного военно-строительного управления Министерства обороны СССР. Принимал участие в строительстве космодрома Байконур, Звёздного городка в Московской области, олимпийских объектов, а так же зданий и строений на Красной площади в Москве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1975 года за высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии награждён орденом Трудовой Славы III степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1980 года за успехи, достигнутые при строительстве и реконструкции олимпийских объектов в городе Москве, награждён орденом Трудовой Славы II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1986 года за успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, Евгешенков Александр Прокопьевич награждён орденом Трудовой Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы. С 1988 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Москве, а в настоящее время живёт в селе Малое Жоково Рыбновского района Рязанской области. Награждён орденами Трудовой Славы I (16 июля 1986), II (16 июля 1980), III (25 апреля 1975) степени, медалями.

 (466x699, 128Kb)
1933
Джордж Билс Шаллер (George Beals Schaller)
американский учёный-этолог и писатель, активно занимающийся вопросами сохранения дикой природы. Во всем мире Шаллер многими признан выдающимся полевым исследователем, изучавшим дикую природу по всей Африке, Азии и Южной Америке. Джордж Шаллер является вице-президентом корпорации «Panthera» и председателем её Консультативного совета Cat. Шаллер также является старшим защитником природы в Зоопарке Бронкса Общества охраны дикой природы. Джордж Шаллер родился в Берлине, вырос в Германии, но подростком переехал в США в штат Миссури. В 1955 году в Университете Аляски Шаллер получил степень бакалавра наук, после чего перешёл в Висконсинский университет в Мадисоне, где в 1962 году получил учёную степень Доктора философии (Ph.D). С 1962 по 1963 год Шаллер работал научным сотрудником отдела поведенческих наук Стэнфордского университета, с 1963 по 1966 год был научным сотрудником кафедры патобиологии Университета Джонса Хопкинса, а с 1966 по 1972 год — научным сотрудником по изучению поведения животных Рокфеллеровского университета и Общества охраны дикой природы в рамках Института исследований поведения животных. С 1972 по 1979 год Шаллер был координатором Центра полевой биологии и охраны природы, на смену которому пришёл Институт исследований поведения животных. С 1979 до 1988 год работал директором Международной программы по сохранению дикой природы Нью-Йоркского Общества охраны дикой природы.
Исследования горных горилл
В 1959 году, когда Шаллеру было всего 26 лет, он отправился в Центральную Африку, чтобы изучать и жить с горными гориллами (Gorilla beringei beringei) в горах Вирунга. До публикации в 1963 году его работы о гориллах «The Mountain Gorilla: Ecology and Behavior» мало что было известно об их жизни в дикой природе. Он впервые описал насколько глубоко интеллектуальны и нежны гориллы на самом деле, вопреки тогдашним общим убеждениям. В 1964 году свои двухлетние исследования Шаллер описал в книге «The Year of the Gorilla» («Год под знаком гориллы»), которая также даёт более широкий взгляд на историю усилий, предпринятых по спасению от вымирания одного из самых близких родственников человека. Американский зоолог Дайан Фосси, при содействии Национального географического общества и Луиса Лики, продолжила новаторские исследования Шаллера горных горилл. Шаллер и Фосси сыграли важную роль в становлении восприятия людьми горилл не просто как животных, а как существ, близких по поведению к человеку.
Деятельность по охране природы
В 1966 году Шаллер вместе с женой отправились в заповедник Серенгети в Танзании, где они провели одно из первых исследований социального поведения и перемещений больших африканских кошек. Осенью 1973 года Шаллер отправился в удалённую область Гималаев, на 400 км вглубь Долпо в Непале, где изучал голубых баранов и где ему удалось увидеть неуловимого снежного барса, которого редко встречали в дикой природе. Шаллер является одним из всего лишь двух западных исследователей, видевшых снежного барса в Непале в период между 1950 и 1978 годами. Эта экспедиция впоследствии была подробно описана сопровождавшим Шаллера Питером Матьессеном в книге «The Snow Leopard», вышедшей в 1978 году и получившей две американские Национальные книжные премии. В конце 1970-х годов Шаллер изучал ягуаров, кайманов, капибар и других животных в Бразилии. В 1988 году Шаллер и его жена едут в Китай на плато Чантан для изучения больших панд, став первыми западными исследователями, которым разрешили посетить этот удалённый регион. Шаллер хотел опровергнуть мнение, что численность панд снижается из-за естественного уменьшения количества бамбука. Он установил, что наибольшую опасность для популяции этих животных представляет отлов для зоопарков из-за их популярности. Шаллеры также обнаружили доказательства того, что панды изначально были хищниками, но после эволюционных изменений приспособились к рациону из труднопереваримых листьев бамбука, что позволило им избежать конкуренции с другими плотоядными животными. Со времени исследований Шаллера популяция панд увеличилась в дикой природе на 45 %. Больше времени, чем в Китае, Шаллер провёл только в своём доме в Коннектикуте. В 1994 году Шаллер и доктор Алан Рабинович были первыми западными учёными, увидевшими саолу, редкое животное, живущее в лесах Лаоса. Позже в том же году Шаллер повторно открыл индокитайскую свинью (Sus bucculentus), которую считали вымершей, а в 1996 году обнаружил стадо тибетских оленей Cervus canadensis wallichi, также считавшихся вымершими.
Dr._George_Schallerлекция (700x700, 62Kb)
Д.Шаллер проводит лекцию в Национальном центре биологических наук в Бангалоре, Индия, 27 января 2017 года.
В 2003 году Шаллер снова вернулся в Чантан и увидел изменения, произошедшие в дикой природе со времени его первого визита в этот регион. Самым важным было то, что популяция диких яков, которая ранее насчитывала всего 13 особей, выросла до более чем 187. «Департамент лесного хозяйства Тибета, очевидно, провел успешные мероприятия в сфере защиты дикой природы» — написал Шаллер в письме Всемирному фонду дикой природы. Кроме того, в Тибете Шаллер также изучал редких копытных оронго, численность которых сократилась вследствие охоты на них из-за их экзотической шерсти. Работая с тибетскими властями и Фондом Лиз Клэйборн и Арта Ортенберга, Шаллер помог защитить места размножения оронго в горах Куньлунь провинции Синьцзянь. В 2007 году Шаллер работал в Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Китае над созданием нового заповедника под названием «Парк Мира», который позволил бы защитить 32 000 км² ареала памирских горных баранов (Ovis ammon polii). Их внушительные спиральнозакрученные рога, которые могут достигать до 1,8 м в длину, делали их хорошим трофеем для охотников со всего мира. Научная работа Шаллера в горах Памира будет играть важную роль в создании этого парка.
Результаты природоохранной деятельности
Работа Шаллера по охране природы помогла сделать заповедными значительные по размерам территории в бассейне Амазонки в Бразилии, в Гиндукуше в Пакистане, и в лесах в Юго-Восточной Азии. Благодаря в том числе работе Шаллера по всему миру было создано более 20 заповедников и национальных парков, в том числе Арктический национальный заповедник на Аляске, национальный парк Шей-Пхоксундо в Непале и Национальный заповедник Чантан в Китае, одна из наиболее значимых охраняемых территорий в мире. Охватывая 334 000 км² заповедник Чантан в три раза больше самого крупного американского заповедника и был назван одной из самых масштабных попыток остановить уничтожение природных экосистем.
О снежном человеке
Шаллер является одним из немногих известных учёных, которые считают, что сообщения о снежном человеке заслуживают серьёзного изучения. Он не одобряет мнение других учёных, которые, не изучив доказательств его существования, утверждают, что снежный человек — это мистификация или миф. В одном из интервью он рассказал, что его беспокоит то, что ни разу не были обнаружены останки либо фекалии снежного человека, позволившие бы сделать анализ его ДНК. Как отметил Шаллер, на протяжении многих лет было много наблюдений существ, похожих на снежного человека. Даже если отбросить 95 процентов из них, то для остальных должно существовать какое-то объяснение. Необходим абсолютно непредвзятый подход к этому вопросу.
Публикации
Шаллер написал более пятнадцати книг об африканских и азиатских млекопитающих, в том числе «Serengeti Lion: A Study of Predator-Prey Relations», «The Last Panda» и «Tibet’s Hidden Wilderness», основанных на его собственных исследованиях и длительных наблюдениях животных в их естественной среде обитания. Шаллер также написал сотни статей в журналах и десятки книг и научных статей о тиграх, ягуарах, гепардах и леопардах, а также диких баранах и козлах, носорогах и фламинго. За более чем пять десятилетий полевые исследования Шаллера помогли защитить различные виды диких животных по всему миру.
Награды
Шаллер получил почётную премию Lifetime Achievement National Geographic и стипендию Гуггенхайма, Золотую медаль Всемирного фонда дикой природы за «вклад в понимание и сохранение находящихся под угрозой исчезновения видов». Шаллер также был награждён Международной Космической премией, Премией Тайлера за достижения в охране окружающей среды и другими. Литературные награды Шаллера включают Национальную книжную премию США в области науки (за книгу «The Serengeti Lion» 1973 года). В 1988 году Шаллер получил премию «Золотая пластина» Американской академии достижений. А в сентябре 2008 года он получил в Индианаполисе премию за свою работу в области охраны животного мира. 1985 — National Conservation Achievement Award, National Wildlife Federation. 1995 — UNEP Global 500 Roll of Honor. 1997 — Премия Тайлера. 2005 — American Society of Mammalogists — Aldo Leopold Conservation Award. 2006 — National Geographic Society Adventure Magazine — Lifetime Achievement Award. 2007 — International Wildlife Film Festival — Lifetime Achievement Award. 2007 — Rabinowitz-Kaplan Prize — Lifetime Achievement in Wild Cat Conservation. 2008 — Indianapolis Prize. 2008 — China Environmental Protection Foundation — Baogang Environment Prize. 2009 — North American Nature Photography Association — Lifetime Achievement Award. 2011 — Sanctuary Asia Wildlife Awards — Lifetime Service Award. 2015 — Медаль Хаббарда. В 2017 году в честь Джорджа Шаллера был назван новый вид скорпионов Liocheles schalleri. Библиография: Schaller, George B. (1963). The Mountain Gorilla: Ecology and Behavior. University of Chicago Press. p. 431 pages. ASIN B0000CLSDI; Schaller, George B. (1964). The Year of the Gorilla. Chicago: University of Chicago Press. p. 304 pages. ISBN 0-226-73648-2; Шаллер Д. Б. Год под знаком гориллы. — Москва : Мысль, 1971. — 238 страниц; Schaller, George B. (1967). The Deer and the Tiger. Chicago: University of Chicago Press. p. 370 pages; Schaller, George B., Millicent E. Selsam (1969). The Tiger: Its Life in the Wild. HarperCollins Juvenile Books. ISBN 0-437-73270-3; Schaller, George B. (1972). Serengeti: a kingdom of predators. New York: Knopf. ISBN 0-394-47242-X; Schaller, George B. (1972). Mountain Monarchs: Wild Sheep and Goats of the Himalaya. Chicago: University of Chicago Press. p. 472 pages. ISBN 0-226-73641-5; Schaller, George B. (1972). The Serengeti Lion: A Study of Predator-Prey Relations. Chicago: University of Chicago Press. p. 494 pages. ISBN 0-226-73640-7; Schaller, George B. (1973). Golden Shadows, Flying Hooves. New York: Alfred A. Knopf. p. 287 pages. ISBN 0-394-47243-8; Schaller, George B.; Schaller, Kay (1977). Wonders of Lions. New York: Putnam Publishing Group Library. p. 304. ISBN 0-396-07409-X; Schaller, George B. (1980). Stones of Silence: Journeys in the Himalaya. Chicago: Univ of Chicago Press. p. 304. ISBN 0-226-73646-6; Schaller, George B. (1985). The Giant Pandas of Wolong. Chicago: University of Chicago Press. p. 318 pages. ISBN 0-226-73643-1; Schaller, George B. (1993). The Last Panda. Chicago: University of Chicago Press. p. 312 pages. ISBN 0-226-73629-6; Schaller, George B. (1997). Tibet’s Hidden Wilderness: Wildlife and Nomads of the Chang Tang Reserve. New York: Harry N. Abrams. p. 168 pages. ISBN 0-8109-3893-6; Schaller, George B. (1998). Wildlife of the Tibetan Steppe. Chicago: University of Chicago Press. p. 383 pages. ISBN 0-226-73653-9;
Schaller, George B. (1999). Gorilla: Struggle for Survival in the Virungas. Aperture. 112 pages. ISBN 0-89381-349-4; Schaller, George B.; Vrba, E. S. (Editors) (2000). Antelopes, deer, and relatives: fossil record, behavioral ecology, systematics, and conservation. New Haven, Conn: Yale University Press. p. 356 pages. ISBN 0-300-08142-1; Schaller, George B., Hu Jinchu, Pan Wenshi & Zhu Jing (2005). Giant Pandas in the Wild: Saving an Endangered Species. Aperture. 128 pages. ISBN 0-89381-997-2; Schaller, George B. (2007). A Naturalist and Other Beasts: Tales From a Life in the Field. San Francisco, Calif: Sierra Club Books. p. 272 pages. ISBN 1-57805-129-0; Schaller, George B. (2012). Tibet Wild: A Naturalist’s Journeys on the Roof of the World. Washington, DC: Island Books. 384 pages. ISBN 978-1-61091-172-6

1934
Владимир Васильевич Бондарук
российский актер, народный артист РСФСР (1984). В 1959-1964 гг., по окончании Харьковского театрального института, в Черниговском украинском музыкально-драматическом театре. С 1964 г. в Белгородском драматическом театре имени Щепкина. В своих лучших работах создает психологически убедительные, жизненные характеры. За внешними чертами умеет разглядеть сущность своего героя, выразительными и четкими штрихами нарисовать правдивый и яркий образ. Роли: Окаемов, Нароков («Красавец-мужчина», «Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Большинцов («Месяц в деревне» И.С.Тургенева), Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Тригорин («Чайка» А.П.Чехова), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э.Ростана), Мекки-Нож («Трехгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайля), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Э.Де Филиппе), Густаво Ферран («Три супруги-совершенства» А.Касоны), Леонидо Папагатто («Моя профессия - синьор из общества» Д.Скарначчи и Г. Тарабузи), Прохор Громов («Угрюм-река» по В.Я.Шишкову), Левинсон («Разгром» по А.А.Фадееву), Виктор («Варшавская мелодия» Л.Г.Зорина), Шаманов («Прошлым летом в Чулимске» А.В.Вампилова), сеньор Бальбоа («Деревья умирают стоя» Касоны), архиепископ Шаррон («Кабала святош» М.А.Булгакова) и др.

00Karashtin_VM (465x700, 118Kb)
1934
Владимир Михайлович Караштин
заместитель генерального конструктора научно-производственного объединения «Энергия» Министерства общего машиностроения СССР, Московская область. Родился в селе Хвощёвка Богородского района Горьковского края (ныне – Нижегородской области) области, в семье военнослужащего. Русский. До III класса учился в Хвощёвской сельской школе. В 1956 году окончил Таганрогский радиотехнический институт в городе Таганрог Ростовской области по специальности «инженер-электрик», По окончании института по распределению был направлен в город Калининград (с июля 1996 года – Королёв) Московской области, где начал работать инженером в Особом конструкторском бюро №1 (ОКБ-1) под руководством С.П.Королёва. В дальнейшем был назначен на должность старшего инженера ОКБ-1. В 1960-1966 годах – начальник группы, начальник лаборатории, заместитель начальника отдела ОКБ-1 Государственного комитета СССР по оборонной технике (ГКОТ). В 1965 году ОКБ-1 было передано в ведение вновь созданного Министерства общего машиностроения (МОМ, Минобщемаш) СССР, которое объединяло и координировало работу огромного количества предприятий и научных организаций, связанных с разработкой и производством оборудования для космоса и ракетно-ядерного вооружения. В 1966-1967 годах – начальник отдела Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) МОМ СССР. В 1967-1980 годах – заместитель руководителя комплекса ЦКБЭМ (с 1974 года – Научно-производственного объединения «Энергия») МОМ СССР по наземным комплексам, технической позиции и заправочному оборудованию. С 28 февраля 1980 по 1982 год – заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» МОМ СССР по стартовой позиции и наземному оборудованию. В 1982 году, оставаясь на прежней должности, временно исполнял обязанности руководителя комплекса №24. В 1982-1996 годах – заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» (с 1994 года – ОАО, а ныне – ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва») по наземному комплексу и автоматизации предстартовой подготовке. Занимался разработкой и внедрением ряда приборов для оценки теплоизоляционных покрытий головных частей ракет, созданием измерительных приборов повышенной точности на основе использования современных принципов преобразования неэлектрических физических величин в электрические. Разрабатывал автоматизированную систему подготовки старта ракеты Р-9, участвовал в её экспериментальной отработке и постановке на боевое дежурство. В 1960-х – 1970-х годах руководил разработкой систем управления и контроля для стендовой отработки ракеты-носителя Н-1, предназначавшейся для лунной экспедиции. В 1980-х годах являлся техническим руководителем испытаний и подготовки пусков ракеты-носителя «Энергия» с полезным грузом – экспериментальным аппаратом «Скиф-ДМ» (15 мая 1987 года. В открытой печати аппарат обозначен как «Полюс») и орбитальным кораблем «Буран» (15 ноября 1988 года). Руководил вводом в строй наземных комплексов. Теоретически обосновал, разработал и обеспечил реализацию принципов автоматизации предстартовой подготовки тяжёлых ракет. Это дало возможность существенно сократить затраты времени на осуществление технологического процесса подготовки, позволило получить существенный экономический эффект. Указом Президента СССР от 30 декабря 1990 года за большие заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой ракетно-космической системы «Энергия – Буран» Караштину Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
00Karashtin01 (528x700, 259Kb)
Внёс значительный вклад в развитие ракетно-космической техники. Автор 120 научных работ, в которых даны теоретические обоснования основных принципов построения и уровня автоматизации процессов предстартовой подготовки ракет-носителей различного класса и на основе этого выработаны технические требования к аппаратуре систем управления и контроля, изложены новые методики программирования технических процессов предстартовой подготовки, которые исключали возможные ошибки человека-программиста как посредника между вычислительной машиной и технологом. Были даны аналитические обобщения накопленного опыта создания аппаратуры для наземных систем управления и контроля ракетно-космических комплексов и сформулированы методологические положения, которые сегодня используются при создании систем нового поколения. В течение 12 лет преподавал проектирование систем управления и контроля предстартовой подготовки ракет на кафедре обеспечения и испытаний летательных аппаратов Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. С 1996 года возглавлял кафедру системного проектирования изделий приборостроения в Институте повышения квалификации руководящих работников «Машприбор». Как член Ученого совета РКК «Энергия», активно участвовал в работе ученых советов не только своего предприятия, но и Московского авиационного института и Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Умер 25 октября 2008 года.
00karashtiny-grave4 (600x416, 456Kb)
Урна с его прахом захоронена на Николо-Архангельском кладбище Москвы, рядом с захоронениями родителей, супруги, старшего и младшего сыновей.
Почётный гражданин города Королёв Московской области. Кандидат технических наук (1965). Доктор технических наук (1969). Профессор. Действительный член Академии космонавтики России. Академик Международной академии информатизации. Награждён орденами Ленина (30 декабря 1990), Трудового Красного Знамени (26 апреля 1971), медалями.

1934Naginay_Aleksandr_Petrovich (465x700, 254Kb)
1934
Александр Петрович Нагинай
бригадир монтажников Константиновского специализированного управления №260 «Механомонтаж» треста «Донбасспромхиммонтаж» Министерства монтажных и специальных строительных работ Украинской ССР, Донецкая область. Родился в селе Никифоровка Артёмовского района Сталинской области Украинской ССР, ныне – Донецкой Народной Республики. Украинец. После прохождения срочной службы в Советской армии вернулся на родину, работал на стройках Донбасса, в том числе с 1957 года – монтажником Константиновского специализированного управления «Донбасспромхиммонтаж» Сталинской (с 1961 года – Донецкой) области. За период работы на разных объектах он в совершенстве овладел приёмами и методами монтажа металлических конструкций и оборудования, как опытный работник и хороший организатор производства, в 1965 году был назначен бригадиром монтажников. Бригада под его руководством строила Южный горнообогатительный комбинат в Кривом Роге (Днепропетровская область), Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (Луганская область), тянула высоковольтную линию электропередачи (ЛЭП) через Харьков, а также трудилась на разных промышленных объектах в Славянске, Краматорске, Авдеевке, Константиновке, Дружковке (метизный завод) и других городах Донецкой области. Возглавляемый им коллектив неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании и признавался лучшей бригадой в тресте «Донбасспромхиммонтаж», а сам бригадир трижды награждался орденами, в том числе дважды – орденом Ленина. В период 11-й пятилетки (1981–1985) бригада обеспечила досрочный ввод в эксплуатацию ряда особо важных объектов химии, машиностроения, чёрной металлургии, в том числе в производственном объединении (ПО) «Новокраматорский машиностроительный завод», на заводах «Энергомашспецсталь», Константиновских химическом и металлургическом, Авдеевском коксохимическом. Только за четыре года пятилетки его бригада выполнила сверх плана строительно-монтажных работ на сумму 296 тысяч рублей, достигла среднемесячной выработки на одного рабочего 1680 рублей при плане 1400, задание пятилетки завершила к 10 декабря 1984 года. Особо отличились его строители на возведении комплекса по производству аммиака горловского ПО «Стирол», где они выполнили монтаж ответственных технологических трубопроводов высокого давления и тяжеловесного уникального оборудования с высоким качеством работ, сократив сроки монтажа на 30 дней, и достигли самой высокой выработки на одного рабочего в тресте. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1985 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении комплекса по выпуску аммиака в Горловском производственном объединении «Стирол» имени Серго Орджоникидзе, досрочное выполнение плановых заданий и социалистических обязательств одиннадцатой пятилетки, высокое качество выполняемых работ и проявленный трудовой героизм Нагинаю Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Все члены его бригады – кавалеры орденов и медалей: заместитель бригадира Николай Грунский, электросварщик Павел Кудин, монтажники Николай Визир, Василий Череп, Василий Юхта, Владимир Калиниченко и другие, всего 14 человек. Главный инженер Константиновского спецуправления №260 А.Т.Филимонов прежде работал в бригаде А.П.Нагиная. В 1994 году вышел на заслуженный отдых. Проживал в городе Часов Яр Артёмовского района Донецкой области (ныне – Донецкой Народной Республики). Награждён 3 орденами Ленина (17 марта 1976; 19 марта 1981; 12 июля 1985), орденом Трудового Красного Знамени (7 мая 1971), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (26 июля 1966).

Murtazaliev Suleyman (466x700, 208Kb)
1935
Сулейман Багандович Муртузалиев
старший чабан совхоза «Красный Маныч» Туркменского района Ставропольского края. Родился в селении Мекеги Левашинского района Дагестанской АССР (ныне Республики Дагестан), в многодетной крестьянской семье. В 1958 году с семьёй переселился на Ставрополье как участник государственной программы развития тонкорунного овцеводства в Ставропольском крае. С 1968 года до выхода на пенсию в 2009 году работал старшим чабаном в совхозе, позже реорганизованном в сельскохозяйственный производственный кооператив племрепродуктора (СПК) «Красный Маныч» Туркменского района Ставропольского края. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1975 года и 12 марта 1982 года за долголетний добросовестный труд в одной организации старший чабан Муртузалиев Сулейман Багандович награждён орденами Трудовой Славы соответственной III и II степени. Указом Президента СССР от 23 августа 1990 года за достижение высоких результатов в производстве, переработке и продаже государству сельскохозяйственной продукции на основе применения прогрессивных технологий и передовых методов организации труда Муртузалиев Сулейман Багандович награждён орденом Трудовой Славы I степени, стал полным кавалером. Проживает в посёлке Красный Маныч Ставропольского края. Награждён орденами Трудовой Славы I (23 августа 1990), II (12 марта 1982) и III (14 февраля 1975) степеней, медалями, а также медалями ВДНХ СССР. В Туркменском районе проводится межрегиональный футбольный турнир среди ветеранов на Кубок кавалера трёх орденов Трудовой Славы Сулеймана Муртузалиева.

1935
Анатолий Матвеевич Обухов
актёр. Родился в рабочей семье. Отец погиб в первые месяцы войны, на попечении матери остались двое детей. В 1954-1958 годах учился в Плехановском институте, но бросил институт. Он ничего не понимал в экономике, поэтому решил связать свою жизнь со сценой. В 1964 году закончил Театральное училище имени Щепкина и стал актёром Малого театра. С 1965 года – актёр Театра имени Гоголя.

1935
Аллан Владимирович Чумак
целитель, телевизионный журналист, экстрасенс, президент регионального общественного Фонда содействия исследований социальных и аномальных явлений. Получил журналистское образование (Факультет журналистики МГУ, ГЦОЛИФК), с 1965 года работал на телевидении — сначала спортивным комментатором. Также работал редактором в Главной редакции телеинформации АПН. В конце 1970-х годов во время подготовки разоблачительных статей по, как он считал, шарлатанам-целителям почувствовал в самом себе некие способности, насыщенность некоей энергией. С 1983 года — работа в НИИ общей педагогической психологии Академии Педагогических Наук СССР. В конце 1980-х и начале 1990-х годов стал одним из самых известных целителей в России благодаря телевизионным сеансам, во время которых «заряжал» с помощью пассов различные субстанции: воду, кремы, мази и т. д. После принятия Минздравом приказа, ограничивающего нетрадиционные методы лечения, деятельность Чумака попала под запрет и на территории России была приостановлена. В 2000 году баллотировался в Самарской области на выборах в Государственную Думу, однако набрал чуть больше 3 % голосов избирателей. Занимался велосипедным спортом профессионально. Создал спортивную секцию в университете и подготовил несколько мастеров спорта по своей методике. Во время телевизионных сеансов «заряжал» с помощью пассов различные субстанции: воду, кремы, мази и т. д., не только в студии, но и телезрителей. Во время сеансов не произносил ни слова — делал пассы и шевелил губами. Характерно, что во время одного из сеансов Чумак использовал простейшие методы внушения «неискушённой аудитории»: передавая публике («для проверки») образцы «заряженного косметического крема» он прямо указывал: «вот, смотрите — это — „заряженный крем“, — а вот это — незаряженный. Попробуйте и ощутите разницу». Разумеется, создание психологической установки предопределяло соответствующую ответную реакцию, особенно у внушаемых людей. Медицинские требования (доказательная медицина) к организации подобных испытаний совершенно отличны от методики А.Чумака. По сути дела А.Чумак широко использовал метод «вооружённое внушение», с применением плацебо-эффекта. Книги А.Чумака: Тем, кто верит в чудо. — Москва: ЭКСМО, 2007. 256страниц. ISBN 978-5-699-25981-6. Автобиографическая книга, раскрывающая собственное отношению к миру с попыткой в общих чертах описать его устройство; Книга-экстрасенс. Практические приемы по исцелению себя и своих близких. — Москва: ЭКСМО, 2008. 256 страниц. ISBN 978-5-699-29185-4. Книга логически продолжает первое автобиографическое издание, однако, в книге присутствуют вставки мыслительных упражнений помогающих, по мнению автора, обрести душевное равновесие и исцеляться; Исцеляющая сила внутри вас. — Москва: ЭКСМО, 2009. 272 страницы. ISBN 978-5-699-36644-6. Книга логически продолжает вторую и рассказывает о способах исправления окружающей действительности, а точнее о том, как изменить своё отношение к миру и к явлениям, происходящих в нём и через это: получить интересную работу, достигнуть свои мечты, интересно жить. Материал книги также опирается на набор мыслительных упражнений. Во время радиопередачи зимой 2008—2009 признался, что особым способностям его обучали голоса, говорившие в голове, «работавшие дикторами посменно», он же вёл конспект лекций которые ему диктовали. По ним он впоследствии и обучался. В своей первой книге он посвятил этому факту несколько глав, из которых можно узнать, что голоса учителей, которые ему помогали, лишь учили его пользоваться его способностями так, чтобы лечить людей и не наносить им при этом вреда. А также рассказывали о мироустройстве. Академик Э.П.Кругляков, председатель Комиссии Российской Академии Наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, назвал лженаучным «эффект Чумака» — обладание абсолютно неизвестной науке и самим целителям, почти волшебной лечебной силой. Он отметил, что серьёзными психотерапевтами не обнаружен хотя бы один случай реального исцеления тяжело больных людей, а также подчеркнул, что больные вредят себе, запуская болезнь, полагаясь на чудодейственные возможности целителей.

 (700x531, 62Kb)
1936
Джансуг Иванович Кахидзе (грузинское имя — ჯანსუღ ივანეს ძე კახიძე)
грузинский дирижер, композитор, певец. Родился в семье винодела. Окончил Тбилисскую консерваторию по классу дирижирования под руководством народного артиста СССР профессора Одиссея Димитриади, стажировку проходил во Франции, у известного дирижера Игоря Маркевича. Возглавлял Государственную капеллу Грузии, работал приглашенным дирижером в Лодзи, Польша. Джансуг Кахидзе увлекался фольклорным пением и основал вокальный ансамбль "Швидкаца" ("Семерка"), который в 1957-м году получил золотую медаль на Всемирном Московском молодежном фестивале. Через год ансамбль получил золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. В 1962—1971 годах был дирижером Тбилисского театра оперы и балета, а в 1965—1968 главным дирижером. В 1971—1973 Джансуг Кахидзе был приглашен в город Лодзь (Польша) дирижером местного театра. Там в 1972 по его инициативе была поставлена классическая грузинского опера Захария Палиашвили "Абесалом и Этери". С 1973 года Джансуг Кахидзе был бессменным художественным руководителем и главным дирижером государственного симфонического оркестра Грузии. Джансуг Кахидзе написал музыку для кинофильмов "Шерекилеби", "Первая ласточка", "Дата Туташхия". Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузии и премии имени Руставели. Много выступал за рубежом: дирижировал оркестрами Баварии, Лондонским симфоническим, Парижским радио-оркестром и Миланским оркестром Ла-Скала, Вашингтонским оркестром и Бостонским, Сиднейским и Мельбурнским оркестрами. Его дирижерская палочка хранится в доме-музее Верди в Буссето. Скончался 7 марта 2002 года.

Коротич (574x700, 110Kb)
1936
Виталий Алексеевич Коротич
русский и украинский поэт, прозаик, публицист, журналист, колумнист, сценарист. Член Академии искусства и литературы США. Депутат Верховной Рады УССР 11-го созыва. Достиг широкой известности в стране и за рубежом как главный редактор журнала «Огонёк» во время «перестройки»; его называли одним из «прорабов перестройки», «учитывая его роль на её идеологическом фронте».Родился в Киеве, где с золотой медалью закончил школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Отец: Алексей Степанович Коротич — профессор-микробиолог; мать: Зоя Леонидовна Коротич — патофизиолог. В 1953 году Виталий Коротич поступил в Киевский государственный медицинский институт имени академика А.А.Богомольца, который закончил с отличием в 1959 году. После ординатуры работал кардиологом в сельской больнице и в институте клинической медицины имени Стражеско, где вел научную работу. Закончил аспирантуру. В 1967 году вступил в ряды КПСС. Начал писать стихи ещё в институте. Впервые напечатался в 1954 году. В 1961 году вышел первый сборник стихов на украинском языке — «Золотые руки», и Коротича приняли в Союз писателей. Стихи были переведены на другие языки. О них одобрительно высказался в «Литературной газете» известный поэт Назым Хикмет. В 1966 году Коротича избрали в правление Союза Писателей СССР и секретарем Союза Писателей Украины. Работал главным редактором молодежного журнала «Ранок» (сходного с российским журналом «Смена») с 1966 по 1967 гг. Вёл радиопередачи, печатался в местной и центральной прессе, в том числе и во всесоюзном еженедельнике «Литературная газета». В 1969 году не был переизбран секретарем Союза Писателей Украины, а также был выведен из правления Союза Писателей СССР — по словам Коротича, за то, что он «сказал и написал что-то не то».Окончил Киевский институт иностранных языков. В 1978 году стал редактором журнала «Всесвит» (украинского аналога журнала «Иностранная литература»). Занимался переводами. В 1981 году снова был избран секретарем правления СП СССР, пробыв на этой должности до 1991 года. В мае 1986 года ЦК КПСС по предложению секретаря ЦК Егора Лигачева назначил В.Коротича главным редактором всесоюзного журнала «Огонек». В течение двух лет тираж журнала вырос с 1,5 млн. до 4,5 млн. экземпляров. Вместо партийного официоза появился журнал для массового читателя. На официальном сайте «Огонька» так оценивается работа В.Коротича в журнале: С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонёк» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонёк». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников — он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни. За эту редакторскую деятельность американский журнал «World Press Review» присвоил Коротичу в 1989 году звание «Зарубежный редактор года» (International Editor of the Year) за 1988 год — титул, ежегодно присуждаемый редакторам, живущим не в США, за смелость в деле углубления свободы и ответственности прессы, в утверждении прав человека и за отличную и правдивую журналистику. Однако несмотря на почётный статус главного редактора «культового» издания, после путча 1991 года Коротич уезжает в США, дав прощальное концептуальное интервью газете «Московский комсомолец» («Час жлоба»), которое было замечено коллегами и общественностью. В биографических справках по этому поводу отмечается: 19 августа 1991, находясь в США, сдал авиабилет в Москву, опасаясь репрессий со стороны ГКЧП. 26 августа 1991 по решению журналистского собрания «Огонька» освобожден за проявленную трусость от обязанностей главного редактора. Оценка этой принудительной отставки — неоднозначна в профессиональной среде. Рейтинг журнала так и не достиг впоследствии рекордов Коротича. Много лет спустя писатель признался: В какой-то степени переворот мне помог реализовать свое желание попробовать себя ещё и на преподавательском поприще в США. Мне интересно было. А вскоре СССР развалился, все мои сбережения здесь сгорели. И мне в США ещё на два года контракт продлили. Потом пожизненный. Потом я понял, что хватит. Получать американское гражданство? Зачем? Ведь я терял всё: дом, семью (сыновья после учебы в Бостонском университете вернулись в Москву), Киев… Я и так Киев потерял, ведь когда в 1991-м все развалилось, я был в Америке, к тому же уехал туда из Москвы, поэтому автоматически стал гражданином России. С 1991 по 1998 годы Виталий Коротич — профессор Бостонского университета. По собственному определению писателя, это была семилетка уединения: Один разговор у меня был с Горбачёвым. Я говорю: Михаил Сергеевич, для меня сейчас огромное счастье… я большую часть жизни был занят тем, что общался с людьми, с которыми в нормальных условиях я не хотел бы общаться. Я читал бумаги, которые я в нормальных условиях в руки бы не взял. А сейчас я могу послать кого угодно куда угодно и читать. Он на меня так испуганно поглядел и говорит: а я так не могу. Я на эту тему много говорил с нашим общим знакомым Иосифом Кобзоном. Я говорил: зачем тебе вот этот бизнес, вот это вечное участие во всех тусовках. «Ты не понимаешь: ты неделю не появишься, тебя забудут». Фиг с ними, если забудут, если я такой, что за неделю… Короче говоря, восемь лет работы в Бостонском университете натренировали меня на уединение. Помимо США, читал лекции в Австралии, Мексике и Канаде. Опубликовал на английском языке учебное пособие для студентов в Бостоне. В поле российских СМИ оставался ньюсмейкером в течение 1992—1995 годов, будучи бостонским обозревателем московской газеты «Новый Взгляд». После окончания периода «американского уединения» к редакторской работе в Москве не вернулся. Из письма Виталия Коротича Евгению Додолеву, опубликованному в газете Марины Леско «Новый Взгляд»: Как были мы страной ненависти, так и остались. В таком воздухе не отдышишься. Страну приучали к хамству десятки лет. Его называют мэтром современной украинской журналистики. В начале XXI века Коротич руководит киевским изданием на русском языке (возглавляет редакционный совет киевского журнала «Бульвар»), при этом прописан в Москве. Всё это постулирует особый взгляд на отношение между двумя странами, которое он сам отметил в беседе со Светланой Сорокиной 29 апреля 2006 года: Украина приращена к России совершенно неотрывно... Но вот поиск какой-то своей доминанты, национализм в его западно-украинском варианте, конечно, себя скомпрометировал. Стремление в Европу… все прекрасно понимают, что это было бы хорошо, но никому не нужно брать Украину на содержание в Европе. Такая Франция по населению, по размерам, ну кто же её возьмет на содержание? Какую-нибудь Грузию подкормить можно, но не Украину. Короче, Украина просто ждет того, что произойдёт дальше. Уровень жизни ниже, чем в России. Масса вещей ниже, дружелюбия больше. Добрая страна, которую не надо от себя отталкивать. Тем более, что она совершенно к этому не стремится. И вот даже то, что сейчас Янукович и Ющенко заключают какие-то деловые отношения… да и вообще, когда мы объявляем самым большим украинским националистом полу-армянку Тимошенко… всё настолько искусственно раздуто, настолько искусственно поднято… Нормальные, дружелюбные люди. Не надо провоцировать враждебность, не надо приезжать в Крым для того, чтобы сказать, когда мы его у вас заберём. Три сына: Андрей (1959—1971), Виталий (1971), Никита (1975). Младшие сыновья не пошли по стопам отца, оба выбрали специальность экономиста-международника. В.Коротич неоднократно издавал произведения социально-политического характера как об СССР, так и о зарубежных странах («О, Канада!», «Ленин, том 54», «Не стреляйте в пианиста!», «Кубатура яйца», «Mост», «Лицо ненависти» и др.). До перестройки их идеологическое содержание и направленность полностью соответствовали мировоззрению советского коммуниста, каковым тогда являлся Коротич: в них прославлялись достижения социализма в СССР и странах Восточной Европы, расписывались «ужасы капитализма» в США и других странах Запада, осуждалась «буржуазная мораль» и т. п. Его поэма «Ленин, том 54» проникнута восторженным пафосом по адресу вождя Октябрьской революции В.И.Ленина и предводимой им коммунистической партии:
<…>
И, всякого изведав на веку,
когда до капли силы истощались,
шли к Ленину мы,
словно к роднику,
и мудрой чистотою очищались.
<…>
<…>
Он рядом с нами -
другом и вождем.
Он учит нас — и учимся прилежно:
Так с Лениным
мы к Ленину идем.
И в этом — наша сила
и надежда!
<…>
<…>
Жизнь после Ильича
полна значенья
тогда лишь, если жить,
как жил Ильич.
Идти к нему.
Взойти.
Так на рассвете
восходят к солнцу
птица и росток.
<…>
Сходные мотивы присутствуют также в стихотворении «История» (1980 г.) и многих других поэтических произведениях автора. Публицистическая проза В.Коротича того времени также мало чем отличалась по своему политическому содержанию от произведений других виднейших советских публицистов-коммунистов — Ю.Жукова, В.Зорина, Г.Боровика и др., — так что основная идея её могла быть выражена словами самого Коротича: «Мы обязаны знать об этом и помнить: в Советском Союзе воплотились мечты всех трудящихся на земле», «…за шесть десятилетий своей истории мы очень предметно доказали, сколь справедливо может быть устроена жизнь общества, зачатого величайшей из революций — Октябрьской.», «Борьба за социальную и национальную справедливость на свете ведется все успешнее потому, что люди видят и предметно воспринимают советский пример, пример державы, где принципы такой справедливости не просто победили, но и закреплены в Конституции». В одной из своих самых известных книг того периода — «Лицо ненависти», — за которую автор был в 1985 г. удостоен Государственной премии СССР, В.Коротич сурово осуждал «капиталистические нравы» США, сопоставляя их с «социальным прогрессом» в Советском Союзе. Какую-либо критику в адрес СССР В.Коротич в этой и других своих книгах клеймил как «злостную клевету» и «антисоветчину»: «Наглая антисоветчина самых разных уровней кружится, насыщая воздух, как стая таежного гнуса. Так быть не должно, не может; и так оно продолжается практически без перерывов с конца 1917 года.» «Сегодня утром президент Рейган в очередной раз грозил нашей стране своим выразительным голливудским пальцем и всячески нас поносил. <…> следом за президентом, как правило, подключаются разные мелкие шавки…» Однако, после того, как в 1986 г. ЦК КПСС назначил В.Коротича главным редактором журнала «Огонек», содержание и тон его высказываний и работ, как и материалов редактируемого им журнала, радикально изменились: теперь суровой критике подвергалась жизнь в СССР — как современная, так и за все 70 лет правления коммунистов, — США же и другие «буржуазные» (по терминологии доперестроечных книг Коротича) страны стали представляться в основном с положительной стороны и даже ставились в пример для подражания. Фактически В.Коротич нередко писал прямо противоположное тому, что говорил за несколько лет перед этим, и публиковал в журнале те самые материалы, которые раньше клеймил как «антисоветские» и «клеветнические», причем нередко авторами их оказывались эмигранты из СССР, которых ранее В.Коротич иначе как «предателями», «дезертирами» и т. п. не именовал (например, А.Солженицын, которого в книге «Лицо ненависти» В.Коротич назвал «советским дезертиром» вопреки тому факту, что Солженицын не уехал со своей Родины добровольно, а был выслан насильственно). В то же время В.Коротич оставался членом КПСС вплоть до её запрета в 1991 г. После подавления августовского путча 1991 года (и последовавшего вслед за тем запрета коммунистической партии Советского Союза) высказывания В.Коротича сделались откровенно антикоммунистическими: «Петроградский переворот 1917 года был прежде всего катастрофой моральной. Именно аморальность системы привела к тому, что живем мы так плохо..» «Никто ведь, кроме нас, и не брался построить общество, где „человек человеку — друг, товарищ и брат“. Но, судя по всему, никто с таким успехом и не выстроил общества, где человек человеку — волк.» «Система была порочная, нежизнеспособная, бандитская. Надо было все это к чертям завалить.» (о доперестроечной системе в СССР) Одна из последних оценок В.Коротичем коммунистической партии, её идеологии и советского строя такова: «Сталин и его партия принесли народ в жертву своей бредятине, не дав ему ничего обещанного — ни мира, ни земли крестьянам, ни фабрик рабочим, ни еды досыта, ни жилья, ни одежды.»

1937
Надежда Ивановна Веселовская
монтажер.

1937
Дмитрий Иванович Витченко
актёр. Родился в Луганске. Окончил Московский ГИТИС имени А.Луначарского (заочное отделение) в 1965 году. С 1960 года по 1963 год — артист Донецкого областного русского драматического театра, город Мариуполь. С 1955 года по 1960 и с 1963 года - в труппе Луганского областного русского драматического театра. Заслуженный артист Украины (1972).

Logvanev_VM (585x700, 129Kb)
1937
Виктор Михайлович Логванев
модельщик Бежицкого сталелитейного завода, Брянская область. Родился в деревне Дубовец ныне Дубровского района Брянской области. Детство было не легким. Когда грянула Великая Отечественная война, отца призвали в Красную Армию. Мать, оставшаяся с тремя сыновьями на временно оккупированной немцами территории, ушла из жизни в 1942 году, вслед за младшим сыном. Старший Афанасий и Виктор, оставшиеся одни в страшные годы фашистского террора, все-таки выжили благодаря помощи добрых людей. А отец – старший сержант, командир орудийного расчета Логванев, пройдя всю войну от Москвы до Берлина, вернулся домой в победном 1945 году. Трудовую деятельность начал в 1954 году на Бежицком сталелитейном заводе в Брянске, где и проработал всю свою жизнь - сначала рабочим, а затем слесарем-модельщиком по металлическим деталям. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1975 года и от 31 марта 1981 года награжден орденами Трудовой Славы III и II степеней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1985 года Логванев Виктор Михайлович награжден орденом Трудовой Славы I степени. Стала полным кавалером ордена Трудовой Славы. Проработал на заводе 52 года. С 2006 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Брянске. Умер 6 мая 2022 года. Отличник физической культуры и спорта. Ежегодно проводятся соревнования по лыжным гонкам на приз Виктора Логванева. Факелоносец Эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014». Награжден орденами Трудовой Славы I (3 декабря 1985), II (31 марта 1981) и III (21 апреля 1975) степеней, медалями.

1938
Николай Иванович Аксенов
конструктор пусковых установок ракетных комплексов

1938
Уильям Болком
американский композитор и пианист.

1938
Иван Николаевич Вишневский
украинский физик-ядерщик, академик Национальной Академии Наук Украины (с 1995). Директор Института ядерных исследований, работы по атомной энергетике.

GritsayNikolayIvan_GST (466x700, 24Kb)
1938
Николай Иванович Грицай
звеньевой механизированного звена колхоза «Жовтнева революция» Коропского района Черниговской области Украинской ССР. Родился в селе Жовтневое ныне Коропского района Черниговской области (Украина), в крестьянской семье. Украинец. В 1953 году окончил 7 классов Жовтневой средней школы. В 1953-1955 годах работал рядовым колхозником колхоза «Жовтнева революция». С декабря 1955 по апрель 1956 года учился на курсах трактористов при Коропской машинно-тракторной станции (МТС). С апреля 1956 по ноябрь 1957 года работал трактористом в колхозе. С ноября 1957 по ноябрь 1960 года служил в Советской Армии. После демобилизации с ноября 1960 по сентябрь 1965 года работал трактористом в колхозе «Жовтнева революция». Член КПСС с июля 1963 года. В 1969 году окончил полный курс заочной средней школы. В 1965-1978 годах – звеньевой механизированной бригады колхоза «Жовтнева революция». В 1971 году за получение высокого урожая картофеля 253 центнера с гектара был награжден орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна, сахарной свеклы, маслинных культур и других продуктов земледелия в 1973 году, Грицаю Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1976 году окончил Майновский сельскохозяйственный техникум, в 1988 году – Белоцерковский сельскохозяйственный институт имени П.Л.Погребняка по специальности «агрономия». С 1978 по март 1985 года работал заведующим производственного участка механизации колхоза «Жовтнева революция». В марте 1985 года был избран председателем Жовтневого сельского совета народных депутатов. С 1990 года – инспектор Гостехнадзора Коропского района. Делегат 24-го съезда КПСС (1971), съезда колхозников УССР в Киеве (1969). Неоднократно избирался депутатом сельского, районного и областного совета народных депутатов. Жил в посёлке городского типа Короп. Умер 28 января 1992 года. Похоронен на Михайловском кладбище в Коропе. Награжден 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 8 декабря 1973), медалями; также золотой (9 августа 1975), серебряной (25 августа 1969) и 2 бронзовыми (15 ноября 1972; 12 сентября 1974) медалями ВДНХ. В музее села Жовтневое, расположенном в сельской школе, оборудован стенд с материалами о Н.И.Грицае.
GricajNikolIvan_pam-znak_Korop (525x700, 111Kb)
В поселке городского типа Короп Черниговской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный знак Н.И.Грицаю. Открыт в 2007 году.

1938
Вадим Николаевич Зобин
российский режиссер игрового кино. Родился в Москве. Окончил Московский станкоинструментальный институт (1977), режиссерское отделение ВКСР (1970). До 1970 года работал инженером на разных предприятиях, с 1970 - режиссер творческого объединения "Экран".

1938
Джаки Лайбест (Jackie Liebesit)
гитарист группы "Can".

 (461x699, 56Kb)
1938
Людмила Стефановна Петрушевская
русская писательница. Родилась в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, «История Клариссы», был опубликован в 1972. Пьеса «Уроки музыки» (1973) впервые была поставлена режиссером Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ. Первая постановка на профессиональной сцене – пьеса «Любовь» (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы «Чинзано» (1973) и «День рождения Смирновой» (1977), а также пьеса «Уроки музыки». В финале «Уроков музыки» происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми. Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М.Туровской, «современная бытовая речь... сгущена у нее до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность». Одна из самых известных пьес Петрушевской – «Три девушки в голубом». Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца. Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе «Анданте» (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи. В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом. Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами». Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова). Так, в рассказе «Бессмертная любовь» (1988) писательница подробно описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер. Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа «Свой круг» (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице «демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» (Борисова). Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения «Карамзин» (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев. В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Ее «Сказки для всей семьи» (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и «Алису в Стране Чудес» Л.Кэррола. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

 (569x698, 81Kb)
1938
Тереза Стратас (Teresa Stratas; настоящее имя — Анастасия Стратаки)
канадская певица (сопрано). Гречанка из Канады, родилась в Торонто. Там же закончила Королевскую консерваторию. На оперной сцене с 1958 (с 20 лет - исполнила партию Мими в "Богеме"). В 1959 дебютировала в Метрополитен - опера, в 1961 - в Ковент Гардене и годом позже - в Ла Скала. Выступала в Москве и Вене, Париже и Сан-Франциско, Берлине и Мюнхене. Пела и в Зальцбургском фестивале. Записала два альбома ("The Unknown Kurt Weill" и "Stratas Sings Weill") не исполнявшихся ранее песен Курта Вайля (в 1979 ей передала ноты вдова композитора Lotte Lenya). В течение 1980-1990-х Стратас активно помогала больным и сиротам (в Индии, Румынии). Тереза Стратас имеет много почётных званий, несколько наград, она трижды лауреат премии Грэмми (две из нах получила в 1981 и одну в 1984). Анастасию Стратаки запомнили по традиционным оперным спектаклям, ставшим классикой операм-фильмам режиссёра Франко Дзеффирелли ("Паяцам", "Травиате"), "Саломее" (поставленной Гётцем Фридрихом), телевизионной трансляции "Богемы" Пуччини из Метрополитен-опера и др. Её отличали необычайный артистизм и страстность.

1939
Максим Леонидович Александров
российский ученый в области научного приборостроения, член-корреспондент Российской Академии Наук. Автор трудов в области систем диагностики поверхности и автоматизации научных исследований.

1939
Борис Николаевич Панин
актёр. Окончил Театральное училище (ВУЗ) имени М.С.Щепкина, педагог - Царев М.И. Работает в Московском драматическом театре "Камерная сцена".

1939Savelyev_AK (507x700, 106Kb)
1939
Анатолий Кузьмич Савельев
сталевар Тихвинского филиала производственного объединения «Кировский завод» Министерства оборонной промышленности СССР, Ленинградская область.
Родился в деревне Павлово Всеволожского района Ленинградской области в рабочей семье. Русский. В 1946 году пошёл в первый класс школы №115 Выборгского района города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург), а после окончания семилетней школы устроился учеником шлифовщика на военный завод. В 1959-1963 годах служил в Военно-морском флоте. После увольнения из Вооружённых Сил в 1963 году вернулся на завод, где продолжил совершенствовать профессиональное мастерство шлифовщика. В 1964 году перешел учеником сталевара на новый завод литья и металлоконструкций Тихвинского филиала Машиностроительного и металлургического Кировского завода (с 1973 года – производственное объединение «Кировский завод»). 2 года проходил обучение плавильному делу в мартеновском цеху головного предприятия. В 1966 году переехал в город Тихвин Ленинградской области и стал работать сначала слесарем, а в 1967-1989 годах – сталеваром в мартеновском цехе. За высокие производственные достижения по итогам девятой пятилетки (1971-1975) награжден орденом Ленина. В годы десятой пятилетки (1976-1980) принимал активное участие в выпуске 200-тысячного трактора «Кировец».
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 27 октября 1980 года Савельеву Анатолию Кузьмичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Неоднократно избирался депутатом Тихвинского городского Совета, членом Ленинградского обкома КПСС. С 1989 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в городе Тихвин. Умер 7 февраля 2021 года. Награждён 2 орденами Ленина (29 марта 1976; 27 октября 1980), орденом «Знак Почёта» (5 апреля 1971), медалями.

1940
Темур Палавандашвили
грузинский режиссер.

1940
Александр Александрович Рябов
оператор. Окончил операторский факультет ВГИКа. Умер 13 апреля 2000 года.

1940
Лью Табакин
американский тенор-саксофонист, флейтист. Стал известен в 1970-е гг. как руководитель биг-бэнда (совместно с Тошико Акиеши). В 1958-1962 гг. учился в Филадельфийской консерватории по классу флейты. В 1965 г. приехал в Нью-Йорк, сотрудничал с Мейнардом Фергюсоном, Кэбом Кэллауэем, Дюком Пирсоном, Урби Грином, Элвином Джонсом, Кларком Тэрри, Джо Хендерсоном, работал в оркестре Тэда Джонса - Мела Льюиса. В 1968 г. организовал трио с Тошико Акиеши, в начале 1970-х гг. гастролировал с ней в Японии. В 1972 г. начал работать в студиях Лос-Анджелеса, помог Тошико Акиеши, ставшей через несколько лет его женой, собрать биг-бэнд. В дальнейшем был основным солистом в оркестре и время от времени собирал собственные ансамбли. В 1982 г. вернулся в Нью-Йорк, продолжал работать или с биг-бэндом или с трио. В 1990-е гг. организовал квартет, с которым в 1994 г. выступал на фестивале в Москве.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку