-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109982
Комментариев: 6802
Написано: 118455


26 мая родились...

Воскресенье, 26 Мая 2024 г. 06:56 + в цитатник
ФлавианBez názvu (505x700, 318Kb)
1889
Флавиан (в миру — Владимир Леонидович Иванов)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Ростовский и Новочеркасский. В 1913 году окончил Ставропольскую духовную семинарию со званием студента, рукоположён в сан диакона. В 1915 году рукоположён в сан священника. Прослушал 3 курса Казанской духовной академии. По-видимому, недоучился из за закрытия академии в 1917—1918 годы. Вдовый протоиерей, в начале обновленческого движения присоединился к обновленцам и пробыл более двадцати лет в расколе. С 1923 по 1934 год — член обновленческого Кубанского Епархиального управления. 27 июня 1934 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Кубанского и Краснодарского. В декабре 1935 года возведён обновленцами в сан архиепископа. При нём обновленчество в его епархии стало приходить в упадок, за что подвергался суровой критике со стороны обновленческого митрополита Василия Кожина. Во время Великой отечественной войны территория его епархии была оккупирована нацистской Германией. Как следует из архивных источников, встретил немцев «гостеприимно», что позволило ему расширить православное присутствие в регионе. 23 сентября 1944 году обновленческий епископ Владимир Иванов докладывал уполномоченному о вкладе его епархии в дело Победы: о переводах денег, заготовке продуктов для госпиталей и др. Все это позволяло ему выставлять свои требования в торге с Патриархией. К октябрю 1944 года наибольшее количество обновленческих приходов сохранялось в Краснодарской епархии (73), в них служили 85 священников, 3 диакона и 41 псаломщик. Кроме того, архиепископ Фотий (Топиро), возглавлявший Краснодарскую епархию Русской Православной Церкви, не был популярен у верующих. Владимир Иванов сумел добиться своего: он остался главой Краснодарской епархии, фактически сместив архиепископа Фотия. 21 ноября 1944 года обратился к Патриарху Алексию I с просьбой принять его в лоно Русской Православной Церкви. 29 декабря в Патриархию было направлено письмо от духовенства обновленческой Краснодарской епархии с покаянием и просьбой принять всю паству вместе с пастырем в каноническое общение с Русской Православной Церковью. 28 декабря 1944 года Синод принял постановление о принятии обновленческого епископа Владимира Иванова от раскола в сане священника и по пострижении его в монашество с именем Флавиан назначил епископом Краснодарским и Кубанским. 3 января 1945 года с благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополит Алексия (Симанского) в Крестовой Патриаршей церкви Епископом Можайским Макарием (Даевым) был пострижен в монашество с наречением имени Флавиан. 5 января в зале заседания Священного Синода при Московской Патриархии было совершено наречение иеромонаха Флавиана (Иванова) во Епископа Краснодарского и Кубанского. Чин наречения совершали: митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский и Белевский Виталий (Введенский) и епископ Кишинёвский и Молдавский Иероним (Захаров). 8 января 1945 года рукоположён в Преображенской церкви в Москве во епископа Краснодарского и Кубанского. Хиротонию совершили: совершали: митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский и Белевский Виталий (Введенский) и епископ Кишинёвский и Молдавский Иероним (Захаров). С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей. С 19 октября 1949 года — епископ Орловский и Брянский. 25 февраля 1955 года возведён в сан саном архиепископа. С 28 ноября 1955 года архиепископ Ростовский и Каменский. С 26 декабря 1957 года титул изменён на «Ростовский и Новочеркасский». Скончался 7 октября 1958 года. Похоронен в ограде Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Литература: Архипастырские труды [архиепископ Ростовский и Каменский Флавиан (Иванов)] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1957. № 12; Летопись церковной жизни: архипастырские труды [архиепископ Ростовский и Каменский Флавиан (Иванов)] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1956. № 7; Покровский А., протоиерей, настоятель Ростовского кафедрального собора. Высокопреосвященный Флавиан, архиепископ Ростовский и Новочеркасский (некролог) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1958. № 12.

1890Nerovny_Davod_Vasilyevich (499x700, 263Kb)
1890
Давид Васильевич Неровный
председатель колхоза «Большевик» Валковского района Харьковской области, Украинская ССР. Родился в селе Снежков Валковского уезда Харьковской губернии, ныне – Валковского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с началом коллективизации – в местном колхозе «Большевик» (село Снежков) Валковского района, где в 1934 году односельчане избрали его председателем. После неурожайного из-за засухи 1946 года в следующем году труженики «Большевика» получили урожай ржи 31 центнер с гектара на площади 42 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, кукурузы и сахарной свёклы в 1947 году Неровному Давиду Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания был удостоен передовой бригадир Пётр Макаренко. По итогам работы в следующем, 1948 году председатель колхоза и передовая звеньевая Екатерина Твердохлеб были награждены вторым орденом Ленина, а последняя позже стала Героем Социалистического Труда. Продолжал возглавлять колхоз «Большевик» до своей кончины в 1956 году. Похоронен на Снежковском сельском кладбище. Награждён 2 орденами Ленина (16 февраля 1948; 18 мюня 1949), медалями.

Samuel_Evgenievich_Feinberg (604x700, 278Kb)
1890
Самуил Евгеньевич Фейнберг
советский пианист, музыкальный педагог и композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Родился в Одессе. В 1894 году вместе с семьёй переехал в Москву. Начал учиться музыке у А.Ф.Йенсена, в дальнейшем ученик А.Б.Гольденвейзера (фортепиано) и Н.С.Жиляева (композиция). Окончил Московскую консерваторию в 1911 году, подготовив к исполнению все 48 прелюдий и фуг из цикла И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир» (спустя полвека Фейнберг целиком записал это произведение). После объявления Первой мировой войны был призван в армию, однако заболел брюшным тифом и в 1915 году был демобилизован, вернувшись к концертной деятельности. В 1920-х годах гастролировал в Италии и Германии — по отзыву Е.М.Браудо, «блестящая беглость Фейнберга и очень высокая музыкальность произвели на немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму, впечатление чего-то небывало свежего».С 1922 года профессор МГК имени П.И.Чайковского, с 1936 года заведовал кафедрой. Умер в Москве 22 октября 1962 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище. Фейнберг был близок к А.Н.Скрябину и стал заметным исполнителем его музыки. В его исполнении впервые прозвучал ряд сочинений С.С.Прокофьева, Н.Я.Мясковского и других отечественных авторов. Кроме того, в репертуар Фейнберга входили произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана. Фейнберг сочинял музыку с 11 лет.
 (700x609, 116Kb)
Наиболее значительные его произведения — три концерта для фортепиано с оркестром (1931, 1944, 1947) и 12 фортепианных сонат, датированных с 1915 по 1962 год. Концерт № 3 записан пианистом В.В.Буниным, соната для скрипки и фортепиано — И.Тен-Берг и М.Шефером. Фейнбергу принадлежит монография «Пианизм как искусство» (Москва: Музыка, 1965, второе издание 1969) и ряд статей, собранных в книгу «Судьба музыкальной формы» (Москва: Советский композитор, 1984). Воспитанниками Фейнберга в Московской консерватории были Виктор Мержанов, Владимир Натансон, Нина Емельянова, Виктор Бунин, Леонид Зюзин, Татьяна Евтодьева, Людмила Рощина, Зинаида Игнатьева, и многие другие. Премии и достижения: заслуженный деятель искусств РСФСР (1937); Сталинская премия второй степени (1946) — за концерт для фортепиано с оркестром; орден Ленина; два ордена Трудового Красного Знамени; медали. Сочинения: Пианизм как искусство, 2-е издание. Москва, 1969. Литература: Алексеев Л., О пианистических принципах С.Е.Фейнберга, в книге: Мастера советской пианистической школы. Очерки, Москва, 1954; Rimm R. The composer-pianists: Hamelin and The Eight. — Portland: Amadeus Press, 2002; О.Черников. Скромный гений и его житие // «Музыка и время», 2003, № 8; О.Черников. Рояль и голоса великих. — Ростов-н/Д: Феникс, 2011. (Серия: Музыкальная библиотека) ISBN 978-5-222-17864-5.

Лебедев (587x700, 195Kb)
1891
Владимир Васильевич Лебедев
русский и советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967). Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А.И.Титова (1909) и мастерской батальной живописи Ф.А.Рубо (1910—1911). В 1912—1914 годах учился в частной художественной школе М.Д.Бернштейна. С 1910 года — участник художественных выставок. В 1918—1921 годах преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913 года), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922—1923 годах), «Четыре искусства» (с 1928 года); принимал участие в их выставках. В 1917—1918 годах работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур. В 1918—1921 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Петрограде. В 1919—1920 годах вместе с В.И.Козлинским работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского Телеграфного Агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах. На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В.В.Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. Работал в книжной графике с 1918 по 1967 год. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга». В 1924—1933 годах В.В.Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. В 1936 году в прессе появились статьи о творчестве Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома. В 1941—1950 годах Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с «Окнами ТАСС». В 1950 году вернулся в Ленинград. Продолжил работу в книжной графике. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С.Я.Маршака, «Три медведя» Л.Н.Толстого (1948). В 1950—1960-е годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично. Умер 21 ноября 1967 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Награды и звания: Серебряная медаль на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге (1959); Большая серебряная медаль ВДНХ (1960); Народный художник РСФСР (1966). На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 года — улица Белинского), на доме № 11, где жил Лебедев с 1922 г. по 1967 г., в настоящее время помещена мемориальная доска.
Детская книга
Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, О.В.Розанова, П.Н.Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок. Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня»., с которой сотрудничали художники В.М.Ермолаева и Н.Ф.Лапшин. Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому известным в своё время журналистом Л.М.Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К.И.Чуковского и С.Я.Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством «Радуга» сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»: С.Чехонин, Н.Кузьмин, Ю.Анненков, М.Добужинский, В.Конашевич, Б.Кустодиев, Е.Кругликова, М.Цехановский. Именно в издательстве «Радуга» вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В.В.Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным. В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в доме компании «Зингер» на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С.Я.Маршак и В.В.Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство ДЕТГИЗ, (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С.Я.Маршак и В.В.Лебедев. С.Я.Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л.Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц, Виталий Бианки, Елена Данько-Олексанко, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие.
Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.
Художники детской книги
Уникальной особенностью эпохи конца 1920—1930-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж». Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы», — утверждал Лебедев. Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П.Н.Филонова, художники, учившиеся у К.С.Малевича, художники «свободного рисунка», группировавшиеся вокруг Петра Соколова. В Детгизе над иллюстрациями трудились Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов, Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Александра Якобсон и Миней Кукс, Сергей Мочалов, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев, Евгения Эвенбах. Из художников прежнего круга, близким к «Миру искусства» в его исторической эволюции, Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным. Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.
Школа Лебедева
В 1920—1930-е годы В.В.Лебедев, к тому времени уже высоко профессиональный художник, создал собственную, «лебедевскую школу». У него начинали работу в книжной графике многие молодые художники, среди них — такие талантливые живописцы как Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, талантливые графики Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали художницы Евгения Эвенбах, Мария Бутрова, Татьяна Шишмарёва. В.В.Лебедев привносил немало своего в работы своих учеников, иной раз переделывая их рисунки.
«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы и Н.Ф.Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата». — В.И.Курдов
Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.
Творчество
Для большинства книг Лебедева его плакаты для «Окон РОСТА» были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция». Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»
«Книги Лебедева — «одна из вершин „Детгиза“», высшее выражение ясности художественного мышления, пластической строгости и немногословности, приводящей к максимальной образной выразительности". — Евгений Ковтун
«Стиль Лебедева был преемственным, он опирался на супрематические работы К.С.Малевича. «Малевич сыграл огромную роль в творчестве Лебедева. Потому что и лебедевские „окна“ РОСТА, и, главное, лебедевская книга находились под огромным влиянием Малевича. Он внёс только своё очень острое рисование. До того, как он увидел малевичевские рисунки — схематичные вещи — Лебедев был просто хорошим рисовальщиком-карикатуристом. Но никакой плоскости у него не было…Шрифт в книге, по сути, всегда плоский. Взятая у Малевича идея, что можно сделать и плоский рисунок, Лебедева навсегда восхитила. Свою первую книжечку „Слонёнок“ он так и сделал. В сочетании с острым рисованием это получилось у него здорово…и Лебедев начал работу в книге, сначала в издательстве „Радуга“, потом в „Детгизе“. Лебедев целиком использовал приём Малевича, его творческую выдумку. От себя он внёс тонкий цвет. Но без Малевича, сам, он не мог бы никогда сделать того, что он сделал в книге.» — Валерий Траугот.
Живопись и графика
В 1920-1930-е годы Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени. Серии на «бытовые» темы: «Прачки» (1920—1925, гуаши, аппликации), серия из 23 рисунков «Панель революции» (1922, тушь), называемая также «Улица революции», и серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов). Серии рисунков карандашом и тушью: «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки». Живописные работы: ранний период — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920—1921), серия «Контррельефы» (1920—1921), в том числе «Подбор материалов: железо, дерево, картон» (1921). Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже — дружбой с Н.Ф.Лапшиным и Н.А.Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен Сёра, Пикассо, позже Ренуаром и Мане. В начале 1930-х годов написаны серии «Натюрморты с гитарой» (1930—1932), в том числе «Красная гитара и палитра» (1930) и «Фрукты в корзине» (1930—1931). «Каждый из этих натюрмортов — маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния — ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева). С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал много женских портретов, в том числе «Портрет артистки Н.С.Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко). На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева «Женщина с гитарой» (1930) изображена натурщица Елена (Лёля) Николаева. Е.Г.Николаева долгое время была предметом увлечения В.В.Лебедева, как и художница О.Н.Гильдебрандт-Арбенина. В 1933 году написана серия «иронических» портретов, называемая «Физкультурницы» или «Девушки с букетами». В числе других работ Лебедева 1930-х годов — портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), «Краснофлотец» (1937), «Турецкие борцы» (1937), портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке (1957).
Семья
Первая жена — Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб — 7 марта 1967, Москва), выдающийся советский скульптор и портретист, работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В.В.Лебедевым в 1912—1914 годах в частной художественной школе М.Д.Бернштейна. После развода с В.В.Лебедевым в 1925 году продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни. Вторая жена — Надежда Сергеевна Надеждина (урожд. Бруштейн; 1904, Вильно — 1979, Москва). Дочь писательницы А.Я.Бруштейн. Балерина, ученица А.Я.Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстер, народная артистка СССР, награждена орденом Ленина. В 1948 году создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль «Берёзка», с 2000 года носящий её имя. Н.С.Надеждина послужила моделью для графической серии В.В.Лебедева «Танцовщица» (1927). В 1940 году Лебедев женился в третий и последний раз на Аде Сергеевне Лазо (1919, Владивосток — 1993, Москва). Филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С.Г.Лазо. Подготовила книгу о своём отце: «Лазо С. Дневники и письма» (Владивосток, 1959.). Книжные иллюстрации (избранные издания: «Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок». Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М.Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. — Петроград: «Парус», 1918;. «Лев и бык: Арабская сказка» / Перевод С.С.Кондрушкина. — Петроград : «Огни». 1918; «Новые русские сказки». «Народная библиотека». Облржка Д.Митрохина, иллюстрации В.Замирайло и В.Лебедева. — Петроград: Государственное издательство, 1919; Лебедев В.В. «Приключения Чуч-ло». — Петроград : «Эпоха». 1921; Киплинг Р. «Слонёнок». Перевод К.Чуковского. — Петроград :«Эпоха». 1922; Лебедев В. «Медведь. Русская сказка». — Петроград :«Мысль». 1923; Лебедев В. «Три козла. Русская сказка». — Москва : «Мысль». 1923; Лебедев В. «Золотое яичко: Сказка». — Петроград :«Мысль». 1923; Лебедев В. «Заяц, петух и лиса: Сказка». — Петроград :«Мысль». 1924; Лебедев В. «Охота». — Москва; Ленинград : «Радуга». 1925; Маршак С. «Пудель». — Москва; Ленинград : «Радуга», 1925, 1927; Маршак С. «Мороженое». — Москва; Ленинград : «Радуга». 1925; Маршак С. «Мороженое». — Ленинград .Азбука. 1925; Маршак С. «Вчера и сегодня». — Ленинград :«Радуга». 1925; Маршак С. «О глупом мышонке». — Ленинград; Москва: «Радуга». 1925; Маршак С. «Цирк». — Ленинград; Москва: «Радуга» 1925; Лебедев В. «Азбука». — Ленинград :ГИЗ. 1925; Маршак С. «Багаж». — Ленинград :«Радуга». 1926; Лебедев В. «Кто сильней». — Москва; Ленинград : ГИЗ. 1927; Маршак С. «Как рубанок сделал рубанок». — Ленинград : «Радуга». 1927; Лебедев В. «Верхом». — Москва; Ленинград : ГИЗ. 19284 Маршак С. «Веселый час: Приложение к журналу „Ёж“». — Ленинград : ГИЗ. 1929; Киплинг Р. «Сказки». Перевод К.Чуковского. Стихи в переводе С.Маршака. Рисунки Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. — Москва; Ленинград : ГИЗ, 1929; Маршак С. «Усатый-полосатый». — Москва : ГИЗ. 1930; Берггольц О. «Зима — лето — попугай». — Москва; Ленинград : ГИЗ. 1930, 1933; Маршак С. «Прогулка на осле». — Москва; Ленинград : ГИЗ. 1930; Орлова Н. «Крась и рисуй». Выпуски 1-й и 2-й. — Ленинград :ОГИЗ: «Молодая гвардия». 1932; «Первое мая». — Рисунки бригады художников: Ю.Васнецов, Ю.Мезерницкий, В.Лебедев, В.Ермолаева, В.Курдова. — Москва : ОГИЗ: «Молодая гвардия». 1932; Маршак С. «Мистер Твистер». — Ленинград; Москва: «Молодая гвардия». 1933; Маршак С. «Вот какой рассеянный». — Ленинград :Детгиз. 1934; Маршак С. «Сказки, песни, загадки». — Москва : «Academia». 1935; Маршак С. «Петрушка-иностранец». — Ленинград : Детгиз. 1935; Маршак С. «Мы военные». — Москва; Ленинград : Детиздат. 1938; Маршак С. «Сказки, песни, загадки». Рисунки В.Конашевича, В.Лебедева, А.Пахомова. — Москва; Ленинград : Детиздат. 1938; Лебедев В. «Игрушки и зверушки». — Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939; Маршак С. «Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел». — Москва; Ленинград : Детиздат. 1939; Маршак С. «Веселый день. Стихи и сказки». Рисунки В.Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А.Пахомова, К.Рудакова, Г.Шевякова. — Москва; Ленинград : Детиздат, 1939; Маршак С. «Живые буквы». — Москва; Ленинград : Детиздат. 1940; Маршак С. «Английские баллады и песни». — Москва : «Советский писатель». 1941; Маршак С. «Раз, два, три, четыре». — Москва : Детиздат. 19414 «Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии». Рисунки В.В.Лебедева и других. — Москва; Ленинград : Детгиз. 1942; Короленко В.Г. «Без языка». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1942; Куприн А.И. «Белый пудель». — Киров: Детгиз. 1942; Маршак С. «Двенадцать месяцев: Славянская сказка». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1943; Маршак С. «Голуби: Сказки». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1946; Маршак С. «Откуда стол пришел?» — Москва; Ленинград : Детгиз. 1946; Маршак С. «Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1947; Маршак С. «Разноцветная книга». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1947; Маршак С. «Стихи для детей». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1947; Маршак С. «Детки в клетке». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1948; Толстой Л.Н. «Три медведя». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1948; Маршак С. «Великан». — Москва : Детгиз. 1949, 1950; Михалков С. «Котята». — Москва : Детгиз. 1949; Маршак С. «Круглый год». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1949; Маршак С. «Лесная книга». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1950; Маршак С. «Курочка ряба и десять утят». — Москва : Детгиз. 1953, 1954; Маяковский В. «Что ни страница — то слон, то львица». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1954; Маршак С. «Чего боялся Петя?» — Москва : Детгиз. 1955; Маршак С. «Сказка об умном мышонке». — Москва : Детгиз. 1956, 1959; Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей». — Москва; Ленинград : Детгиз. 1956; Маршак С. «Тихая сказка». — Москва : Детгиз. 1958, 1961; Маршак С «О чем говорили лошади, хомяки и куры». — Москва : Детгиз. 1962; Маршак С. «Кто колечко найдет?: Сказка-игра». — Москва : Детгиз. 1962, 1965; Маршак С. «Цирк». — Москва : «Детская литература». 1964; Маршак С. «Детям». — Москва : «Детская литература». 1967. Выставки: 2013 — «Книжно-журнальная и станковая графика», открытый клуб, Москва; 2017 — "Женский образ. Право на личное" Шоу-пространство «Ленинград-Центр», Санкт-Петербург. Источники: Пунин Н. «Слоненок» // «Жизнь искусства». 1922. № 15; Пунин Н. «Русский плакат. 1917—1922. Выпуск 1. В.В.Лебедев». Петроград :«Стрелец», 1922; Пунин Н. «Значение кубизма в творчестве В. Лебедева». / «В. Лебедев. Каталог произведений 1920—1928». Ленинград.: Издательство. Государственного Русского музея, 1928; Пунин Н. «В.В.Лебедев». // «Красная газета». 13 июля 1928. № 161; Воинов В.В. «В. Лебедев». // «Красная панорама». 1928. № 20. Денисов В. «Выставка В. Лебедева». // «Жизнь искусства». 1928. № 21; Воинов В. «Выставка В.В.Лебедева». — Ленинград, 1928; «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не место в детской книге» // «Комсомольская правда». 15 февраля 1936. № 37. «О художниках-пачкунах»// Правда. 1 марта 1936. № 60.; Лебедев В. «Работа художника в книге для дошкольника». // «Книга для детей». Бюллетень Госкдарственного издательства Наркомпроса РСФСР, 10 марта 1946 года; Сушанская В. «Владимир Лебедев как художник детской книги». — В сборнике: «О литературе для детей». Выпуск 3. Ленинград, 1958; Петров В. «Портреты В. Лебедева» // «Творчество». 1961. № 6; Петров В. «Из истории детской иллюстрирован¬ной книги 1920-х годов» // «Искусство книги». Выпуск 3. — Москва: «Искусство», 1962; Лебедев В. «Натурщицы: Каталог». Вступительная статья Е.Левитина. — Москва, 1967; Конашевич В. «О себе и своем деле». — Москва, 1968; Ковтун Е. «Петроградские „Окна РОСТА“» // «Творчество». — 1968. № 2; Герчук Ю. «Рисунки Владимира Лебедева» // «Творчество». — 1968. — № 3; «Альбом автолитографий В.В.Лебедева „Охота“» / Вступительная статья В.Н.Петрова. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1968; «Петроградские „Окна РОСТА“: Каталог выставки» / Вступительная статья Е.Ковтуна и А.Чистяковой. — Лениннград: Издательство ГРМ, 1968; Кузнецов Э.Д. «В.В.Лебедев» // «Искусство книги». 1967. Выпуск 7. — Москва: «Книга», 1971; Ганкина Э.3. «Русские художники детской книги». Москва, 1963; «В.В.Лебедев. Каталог выставки». Ленинград., 1972; Петров В.Н. «Владимир Васильевич Лебедев. 1891—1967». — Ленинград: «Художник РСФСР», 1972; «Владимир Васильевич Лебедев: Каталог выставки» / Вступительная статья Н.И.Поповой. — Ленинград: Государственный Русский Музей, 1972; «В.В.Лебедев. Рисунки». Альбом. Вступительная статья В. Пушкарева. Ленинград, 1974; Глоцер В. «Художник и детская книга. Лебедев, Альтман, Васнецов» // «Искусство книги». 1968—1969. Выпуск 8. — Москва, 1975. Страницы 126—127; «Художники детской книги о себе и своём искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления» / Составление, запись, комментарии В.Глоцера. — Москва : «Книга», 1987; Верейский О. «Встречи с В.В.Лебедевым» // Верейский О. «Встречи в пути». — Москва : «Искусство», 1988. Страницы 36-54; Курдов В.И. «Памятные дни и годы. Записки художника». — Санкт-Петербург: «Арсис», 1994. Страницы 56-67; Блинов В. «Русская детская книжка-картинка». — Москва, 2009. Страницы 102—113; Кудрявцева Л. «Собеседники поэзии и сказки». — Москва, 2008. Страницы 23-26, 33-36; Траугот В. «Лебедев». // «Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры». № 16: «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда». В 2 частях LA (USA), 2010. Часть 2. Страницы 138-144; Шишмарёва Т.В. «…Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие и примечания З. Курбатовой. Журнал «Наше наследие», № 90-91. Москва : 2009. Страницы 106—121. Литература: Набор открыток «В.Лебедев. Иллюстрации к произведениям С. Маршака»; Пунин Н. В.В.Лебедев. Ленинград, 1928; Сушанская В.В.В.Лебедев как художник детской книги. — В сборнике: О литературе для детей. Выпуск 3. Ленинград, 1958; Ганкина Э.3. Русские художники детской книги. Москва, 1963; В.В.Лебедев. Каталог выставки. Ленинград, 1972; Петров В.Н. В.В.Лебедев. 1891—1967. Ленинград, 1972; В.В.Лебедев. Рисунки. Альбом. Вступительная статья В.Пушкарева. Ленинград, 1974

Juan_D._Nelson_-_El_Gráfico_1220 (513x700, 341Kb)
1891
Хуан Диего Нельсон-и-Дугган (испанскле имя — Juan Diego «Jack» Nelson y Duggan)
известен также под прозвищем Джек Нельсон) — аргентинский игрок в поло. Родился в городе Буэнос-Айрес, Аргентина. На олимпиаде 1924 года в Париже завоевал золотую медаль в составе аргентинской команды по поло. Участвовал во всех четырёх матчах — против сборных США, Испании, Великобритании и Франции, забил всего 8 голов. Эта золотая медаль была единственной золотой медалью сборной Аргентины на этих Олимпийских играх. Умер в родном городе 7 августа 1985 года.

1892
Сахибджамал Гизатуллина-Волжская
татарская советская актриса, режиссёр, театральный деятель. заслуженная артистка Татарской АССР (1926). В 1907 вступила в первую татарскую профессиональную труппу, названную впоследствии "Сайяр". Была первой татарской актрисой. Играла в пьесах: Г.Камала (Гайни- "Несчастный юноша", Сэрби-"Распутство" , Шафика - "Жалкое дитя"), Н.Везирова (Сагодат- "Горе Фахретдина"), Вели (Магрифа"Стыд"). В 1912 организовала в Уфе вторую татарскую профессиональную труппу - "Hyp" (впоследствии на основе этой труппы создан советский Башкирский драматический театр). Здесь Гизатуллина-Волжская играла роли: Луизы ("Коварство и любовь"), Катерины ("Гроза"). Поставила ряд спектаклей, воспитала группу актёров татарского театра (Ш.Шамильский, Г.Казанский, М.Миннибаева). В годы гражданской войны организовала 6-ю фронтовую труппу при 2-й Армии Восточного фронта и выступала с этой труппой на фронтах. В 1920 руководила Татарским драматическим театром в Ижевске. До 1924 работала в Театре имени Красного Октября в Казани. Литература: Кашшаф Г., Беренче артистка. Казан, 1958.

Eugene_Goossens_LCCN2014711609 (480x700, 157Kb)
1893
Юджин Гуссенс (полное имя — Юджин Эйнсли Гуссенс, Eugène Aynsley Goossens)
британский дирижёр и композитор фламандского происхождения, сын Эжена Гооссенса, брат Леона Гуссенса. Родился в районе Камден-Таун, Камден, Большой Лондон. Учился музыке в Брюгге, затем в Ливерпуле и наконец в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Чарльза Вильерса Стэнфорда и Акилле Риварде. В 1912—1915 гг. играл на скрипке в оркестре Томаса Бичема, затем стал помощником дирижёра, в 1916 г. привлёк к себе первое внимание, когда под его руководством состоялась премьера оперы Стэнфорда «Критик». Одновременно с 1915 г. играл на скрипке в Филармоническом квартете (вместе с виолончелистом Седриком Шарпом). В 1921 г. ушёл от Бичема и создал собственный оркестр, в частности, исполнивший впервые в Великобритании музыку балета Стравинского «Весна священная» (7 июня 1921 г. в присутствии композитора). В 1923 г. Гуссенс был приглашён в Рочестер (США) в качестве дирижёра вновь созданного местного филармонического оркестра, которым руководил (в 1923-1925 гг. совместно с Альбертом Коутсом) до 1931 года. Одновременно преподавал в Истменовской школе музыки. В 1931—1946 гг. он руководил Симфоническим оркестром Цинциннати. В 1947 гг. Гуссенс переехал в Австралию и возглавил Сиднейский симфонический оркестр и Консерваторию Нового Южного Уэльса. В 1955 г. он был возведён в рыцарский чин, однако уже в 1956 г. был вынужден оставить все посты из-за публичного скандала в связи с обнаруженными у него порнографическими фотографиями. Гуссенс вернулся в Англию и до конца жизни практически не концертировал, однако оставил несколько поздних записей, в частности, впечатляющую запись «Празднеств Рима» Отторино Респиги. Композиторское наследие Гуссенса включает оперу «Дон Жуан из Манары», ораторию «Апокалипсис», две симфонии (1940 и 1945), концерт для гобоя с оркестром (1927, предназначен для его брата Леона), два струнных квартета, две скрипичные сонаты, другую камерную музыку. Как дирижёр Гуссенс особенно известен тем, что в 1942 г. от имени оркестра Цинциннати заказал целому ряду американских композиторов торжественные пьесы в честь героизма солдат Второй мировой войны — среди восемнадцати пьес, исполненных оркестром в сезоне 1942-1943 гг., были и знаменитые «Фанфары простому человеку» Аарона Копленда. Скандальный роман Гуссенса с адептом эротического оккультизма Розалин Нортон, приведший к завершению его карьеры, нашёл отражение в нескольких художественных произведениях, в том числе в опере австралийского композитора Дрю Кроуфорда «Юджин и Роя» (Eugène & Roie; 2004). Умер в боро Хиллингдон, Аксбридж, Мидлсекс, Англия, Великобритания 13 июня 1962 года.

Karel Klapálek (700x672, 288Kb)
1893
Карел Клапалек (чешское имя — Karel Klapálek)
чехословацкий военачальник, генерал армии, Герой Чехословацкой Социалистической Республики. Родился в районе Нове-Место, Прага, Австро-Венгрия, ныне Чехия. По национальности чех. Из семьи мелкого чиновника. После смерти отца и окончания гимназии в 1911 году содержал всю семью — мать и троих младших братьев и сестёр. После начала первой мировой войны в июне 1915 года призван в австро-венгерскую армию, в 8-й пехотный полк и отправлен на Восточный фронт. Ещё в Праге Клапалек попал под сильное антиавстрийское влияние, поэтому, не имея желания воевать за чужие интересы, поступил, как делали многие призванные в армию чехи — при первом удобном случае сдался в русский плен. Это произошло уже в сентябре 1915 года.
В России
В марте 1916 года был зачислен в Чехословацкий легион, прошёл военное обучение в офицерской школе и в марте 1917 года получил первый офицерский чин. Летом 1917 года участвовал в боях на Юго-Западном фронте командиром стрелкового взвода и отличился в успешном для чешских частей Зборовском сражении летом 1917 года. После Октябрьской революции командовал ротой в составе Чехословацкого корпуса, участвовал в походе через Сибирь во Владивосток, командовал ротой и батальоном в легионе. Участвовал в событиях гражданской войны в России.
В Чехословакии
В 1920 году вернулся в Чехословакию и был принят в чехословацкую армию. Служил в 35-м пехотном полку в Пльзене, с 1922 года — в 36-м пехотном полку в Ужгороде, командовал пехотными ротой и батальоном. С 1931 года — преподаватель школы командиров пехотных рот в Миловице. Окончил Военную академию, с 1932 по 1937 годы преподавал тактику в ней. С сентября 1937 года — заместитель командира пехотного полка имени Яна Гуса в Будейовицах. С сентября 1938 года — командир 51-го пехотного полка в Южной Чехии. Имел воинское звание подполковника. После оккупации Чехословакии войсками нацистской Германии в июле 1939 года был уволен из армии. Жил в Будейовицах, работал в частной фирме коммерческим директором, вступил в подпольную офицерскую организацию «Народная оборона». Из-за угрозы ареста немцами в начале 1940 года бежал из страны и через Венгрию, Югославию и Турцию добрался в Палестину, где в ожидании отправки во Францию для вступления в чехословацкие добровольческие части находилось несколько сотен чехов и словаков.
Вторая мировая война
Эти планы не осуществились, поскольку в мае-июне 1940 года Франция была разгромлена. Тогда формированием чехословацких частей занялись англичане. Клапалек был назначен заместителем командира 4-го пехотного полка, а с ноября 1940 года командовал батальоном в 11-м пехотном чехословацком полку. В мае 1941 года полк принимает боевое крещение в ходе Сирийско-Ливанской операции, затем перебрасывается в Северную Африку и доблестно сражается во всех основных сражениях Североафриканской кампании. Особенно чехословацкий полк прославился при обороне Тобрука. С 1942 года — командир 200-го зенитного артиллерийского полка в Северной Африке. В мае 1943 года Клапалек был отозван в Великобританию и в сентябре того же года назначен заместителем командира чехословацкой отдельной бронетанковой бригады. Там быстро вступил в конфликты с влиятельными членами чехословацкого правительства в изгнании. Поскольку настаивал на активном участии чехословацких частей в боевых действиях, в том числе на территории СССР, приобрёл репутацию коммуниста, хотя таковым не являлся.
Великая Отечественная война
В конце концов Клапалеку предоставили возможность самому принять участие в боях, и в августе 1944 года он был направлен в распоряжение командования 1-го Чехословацкого армейского корпуса, сформированного и сражавшегося на территории СССР. Сразу был назначен командиром 3-й пехотной бригады и произведён в бригадные генералы. До конца войны воевал в составе корпуса, участвовал в освобождении западных районов Украины, в Восточно-Карпатской операции и штурме Дукельского перевала, в зимне-весенних операциях 1945 года по освобождению Чехословакии от немецко-фашистских войск. Дважды был ранен в боях. Стал боевым соратником и личным другом командира корпуса генерала Людвика Свободы. После перевода последнего на повышение, 5 апреля 1945 года генерал Клапалек был назначен командиром Чехословацкого армейского корпуса, во главе его принимал участие в завершающих боевых действиях, которые в Чехословакии отличались ожесточённостью.
Karel Klapálekбюст (520x700, 408Kb)
Бюст генерала армии Карела Клапалека на Мемориальном кладбище I Чехословацкого армейского корпуса на перевале Дукла (Прешовская область, Словакия).
В социалистической Чехословакии
После войны оставлен на службе в Чехословацкой Народной армии, летом 1945 года произведён в дивизионные генералы. Президент Бенеш предложил кандидатуру Клапалека на пост начальника Генерального штаба, но это предложение было отвергнуто Клементом Готвальдом. Тогда Клапалек был назначен командующим войсками 1-го военного округа (включал Прагу и прилегающие важнейшие промышленные районы страны). Генерал армии Чехословакии (звание присвоено декретом от 25 октября 1946 года с старшинством в звании от 28 октября 1944). Во время февральского переворота 1948 года поддержал коммунистов и организовал выдачу их «рабочим отрядам» оружия с военных складов. В 1950 году был снят с поста командующего, а в феврале 1951 года уволен из армии. Поводом стала переписка Клапалека с бывшими фронтовыми товарищами по службе в Северной Африке, оставшимися жить после войны в Великобритании. В ноябре 1952 года он был арестован, а в ноябре 1954 года приговорен к 6 годам тюрьмы за «саботаж Кошицкой программы» и «антигосударственную пропаганду». После отстранения от власти близких к Клементу Готвальду руководителей в апреле 1956 года Клапалек был освобождён, а через некоторое время — реабилитирован. В армию не вернулся. Жил в Праге. Во время Пражской весны 1968 года имя Клапалека было очень популярно, как пострадавшего от коммунистического режима героя войны. В 1968 году были опубликованы его мемуары «Эхо сражений». Указом Президента Чехословакии от 24 мая 1968 года генералу армии Карелу Клапалеку было присвоено звание Герой Чехословацкой Социалистической Республики. Скончался в городе Праге, ЧССР, 18 ноября 1984 года.
Отзывы
«По предложению министра национальной обороны генерала Людвика Свободы 5 апреля командование корпусом принял генерал Карел Клапалек, бывший ранее командиром 3-й бригады. Раненный в начале боев за Липтовски-Микулаш и едва поправившись, он возвратился в корпус в первых числах апреля, догнав его у Ружомберока. Клапалек со своим аскетически бледным лицом, на котором светились живые спокойные глаза, был человеком холодной воли. Отличаясь осторожным складом характера, как командир, Клапалек хорошо знал свое дело, быстро оценивал ситуацию и перспективы. Это был командир расчетливой смелости. Исключительное, закаленное в испытаниях спокойствие, напускная холодность, под оболочкой которой скрывалась тонкая натура, прямой немного ироничный взгляд - эти качества особенно нравились в нем солдатам.» — Рессел А. По дорогам войны: Воспоминания / Перевод с чешского Ф.Петрова и С.Соколова. — Москва: Воениздат, 1978. — 352 страницы. Тираж 65 000 экземпляров. // Ressel Alfréd. Mi Cesiy Valkou. — Praha: Mladá fronta, 1975. Воинские звания: Прапорщик — 1917; Капитан — 1919; Штабс-капитан — 1922; Майор — 1 декабря 1929; Подполковник — 30 сентября 1933; Полковник — 24 апреля 1942; Бригадный генерал — 7 марта 1944; Дивизионный генерал — 1 июня 1945; Генерал армии — 25 октября 1946.
Награды
ЧССР: Герой ЧССР (24 мая 1968); Орден Клемента Готвальда (1968); Военный орден Белого Льва «За Победу» I степени с звездой; Орден 25 февраля 1948 года; Орден Красного Знамени; Орден Красной Звезды; Орден Словацкого национального восстания I степени; Военный крест 1918 года; 5 Военных крестов 1939 года; Воинская медаль «За храбрость перед врагом»; Военная памятная медаль; Военная медаль «За заслуги» I степени; Зборовская памятная медаль; 6 памятных медалей различных полко; Чехословакия (1920—1939); Орден Сокола с мечами; Орден Стефанека; Чехословацкая революционная медаль; Чехословацкая медаль Победы; Памятный знак чехословацких добровольцев 1918—1919; Крест «За храбрость» (1919). СССР: Орден Кутузова II степени (10 августа 1945 года); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); медаль «За освобождение Праги» (1945). Польша: Орден «За воинскую доблесть»; Орден «Крест Грюнвальда» II степени (1948); Крест Храбрых. Югославия: орден Партизанской звезды I степени; орден «За храбрость». Франция: Орден Почётного легиона; Военный крест 1914—1918; Военный крест 1939—1945. Великобритания: Командор ордена Британской империи: Орден «За выдающиеся заслуги»; Африканская звезда; Звезда «1939—1945»; Медаль Обороны. Румыния: Рыцарский Крест ордена Короны Румынии. США: Медаль Свободы. Литература: Залесский К. А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники СССР. — 2004. — Том 1. — Страница 254. — ISBN 5-17-025106-8; HRABICA, Pavel; HRABICA, Zdeněk. Zapomenutý generál Karel Klapálek. Praha: Mladá fronta, 2006. 334 s. ISBN 80-204-1408-8; Hrabica, Pavel. Muž, který velel mužům: životní příbĕh armádního generála Karla Klapálka. Praha: Mladá fronta, 1988. 197 s; Karel Klapálek. In: KUX, Jan: Pomníky zůstávají, Fragmenty z výstavy k 60. výročí osvobození. Onufrius Brno, 2005, ISBN 80-903432-2-8; Karel Klapálek. Ozvěny bojů - vzpomínky z druhé světové války, Naše vojsko 1966, 15000 výtisků; RSDr. plk. Václav Pejřil - Sborník fotografií a textů k 90-tému výročí narození arm. gen. Karla Klapálka; ZBOROV - TOBRUK - DUKLA 1893 - 1984 Sborník k 100. výročí narození armádního generála Karla Klapálka příslušníka československých legií v Rusku a hrdiny od Zborova, Tobruku a Dukly, květen 1993, s využitím dlouholeté badatelské práce Dr. Václava Pejřila k tzv. západním - zahraničním bojovníkům a bojům na Středním Východě, zejména historie bojové cesty arm. gen. Karla Klapálka. U této příležitosti byla zásluhou Vladimíra Pejřila - jednatele nadace pro odkaz boje proti fašismu, odhalena na novoměstském nádraží v rodišti gen. Klapálka pamětní deska; Armádní generál Karel Klapálek 1893 - 2013 120-té výročí narození. Pamětní sborník návštěv gen. Klapálka v Novém Městě nad Metují - s využitím materiálů a 40-ti leté badatelské práce RSDr. plk. Václava Pejřila; Československý biografický slovník. 1.vyd. Praha: Academia, 1992, s. 315; Špecinger, Otakar. Výročí generála K.Klapálka. Mělnicko, 1993.

Сигаев (466x700, 104Kb)
1893
Александр Иванович Сигаев
советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942). С 1924 года фотограф-художник студии «Госкино», затем студии «Совкино» (с 1929 года — главный оператор), затем «Ленфильм». Операторская работа мастера отмечена мастерством, новаторскими тенденциями, особенно в съёмках батальных сцен. В 1948—1963 годах работал на киностудии «Леннаучфильм». Член ВКП(б) с 1940 года. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 28 июня 1971 года. Похоронен на Серафимовском кладбище (19 участок) в Санкт-Петербурге. Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1942) — за 1-ю серию фильма «Оборона Царицына» (1942); заслуженный деятель искусств РСФСР (1959); орден Трудового Красного Знамени (1 февраля 1939) — за фильмы «Чапаев» и «Волочаевские дни» (1937). Фильмография: 1925 — Вздувайте горны (совместно с А.А.Рылло); 1928 — Золотой клюв (совместно с С.А.Беляевым); 1930 — Города и годы (совместно с С.А.Беляевым); Разгром; 1932 — Родная кровь; 1933 — Анненковщина; 1934 — Чапаев (совместно с А.С.Ксенофонтовым); 1936 — Дубровский; 1937 — Волочаевские дни (совместно с А.И.Дудко); Юность поэта (совместно с А.И.Дудко); 1939 — Доктор Калюжный (совместно с А.И.Погорелым); Танкисты (совместно с М.Ш.Магидом); 1942 — Оборона Царицына (совместно с А.И.Дудко и С.В.Ивановым); 1944 — Родные поля (совместно с Т.П.Лебешевым); 1945 — Небесный тихоход; 1947 — Алмазы; 1950 — Пушкин на юге; 1952 — Кора головного мозга; Учение Павлова об условных рефлексах; 1954 — Защитим урожай пшеницы от вредителей и её болезней; 1956 — Выращивание капусты; 1957 — Чья это двойка?; 1963 — Мы увидим весь мир.

vakar (465x700, 123Kb)
1894
Николай Платонович Вакар
русский политический и общественный деятель, учёный по русской филологии, советологии и истории, журналист, переводчик, писатель и художник, публицист. Доктор филологии, магистр Гарвардского университета, профессор Бостонского и Парижского университетов.
Участник Первой мировой и Гражданской войн. Член ЦК кадетской партии, заместитель П.Н.Милюкова по газете «Последние новости». Организатор антибольшевистского подполья в Киеве. Вместе с И.П.Демидовым во Франции входил в руководство подрывной антисоветской организации «Всероссийский национальный центр». Член Бюро по связям прессы с Президиумом Российского Зарубежного съезда в Париже. Член Союза русских писателей и журналистов в Париже. Председатель ревизионной комиссии Ассоциации иностранной печати во Франции. Один из организаторов Общества изучения народов России. Один из инициаторов возобновления масонских лож в эмиграции. Родился в семье действительного статского советника Платона Модестовича Вакара и Евгении Давыдовны Лагутиной. С 1910 года обучался на юридических факультетах Московского и Киевского университетах. В 1914 году в начале Первой мировой войны был мобилизован в Русскую императорскую армию.
Участие в Первой мировой войне
С 20 сентября 1914 года вольноопределяющимся 5-й батареи 1-й Запасной артиллерийской бригады. В 1915 году произведён в прапорщики. В 1917 году приказом по Армии и флоту произведён в подпоручики — «За отличие в делах против неприятеля». С 1917 года служил в артиллерийских частях, дослужился до поручика. За героизм, проявленный на фронте, был награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны 3 степени с мечами и бантом и Георгиевскими крестами III и IV степеней.
Участие в Белом движении
С конца 1917 года участник Гражданской войны, служил в Добровольческой армии в разведывательном отделе. Курьер «Азбуки». С 1919 года он становится членом Всероссийского национального центра и организатором антибольшевистского подполья в Киеве. В декабре 1919 года Вакар и бывший член Государственной Думы Игорь Платонович Демидов выехали в качестве общественной делегации от имени главнокомандующего Вооружёнными Силами Юга России генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина в Польшу. В 1920 году эмигрировал во Францию, жил в Париже. Был одним из инициаторов возобновления масонских лож в эмиграции. Работал на механическом заводе. Одновременно посещал лекции юридического факультета Сорбонны. Помогал Союзу Великой ложи Франции отправлять вещевые посылки братьям в Россию. С 1920 года входил в руководство подрывной антисоветской организации «Центр действия», редактировал журнал «Новь», предназначавшийся для переправки в СССР. В апреле 1922 года перешёл польско-советскую границу и пробрался в Киев, где развернул деятельность по подготовке новой, «национальной революции», приступив к созданию сети подпольных вооружённых ячеек. Летом 1923 года парижский «Центр действия» распался, а киевская организация была раскрыта органами Государственного политического управления НКВД СССР и ликвидирована. С 1924 по 1940 годы постоянный сотрудник «Последних новостей», Павла Николаевича Милюкова, заведовал отделом информации, был секретарём редакции, регулярно публиковал судебные отчёты, в частности по делу похищения генералов РОВС Евгения Карловича Миллера и Александра Павловича Кутепова. Перевёл на русский язык более 50 романов французских и английских авторов. С 1926 года избирался членом Бюро по связям прессы с Президиумом Российского Зарубежного съезда в Париже, членом Союза русских писателей и журналистов в Париже, председателем ревизионной комиссии Ассоциации иностранной печати во Франции. В 1937 году выступил с докладом на собрании Республиканско-демократического объединения. С 1938 года являлся одним из организаторов Общества изучения народов России.
Научная деятельность
В 1940 году после поражения Франции во Второй мировой войне Вакар эмигрировал в США, преподавал в Бостонском университете. В 1945 году окончил Гарвардский университет, защитил там докторскую диссертацию по отделу славянской филологии. Преподавал русский и белорусский языки в Гарвардском и Бостонском университетах. Сотрудничал с американскими русскими изданиями — журналом «Новоселье», «Новым журналом», газетами «Новое русское слово» и «Новая заря». Опубликовал книги по русской филологии, советологии и истории Белоруссии. После выхода в отставку в 1960 году стал профессиональным художником. Вот как о Вакаре писал в своей книге М.В.Вишняк:
«Из «белого воина» он превратился в постоянного сотрудника газеты Милюкова, а вынужденный с приходом Гитлера покинуть Францию, он проделал в Америке ряд новых превращений. Перейдя к преподаванию и научным занятиям, он стал профессором университета и автором учёных трудов о Белоруссии и русском языке. Его последняя книга о вошедших в советскую речь и литературу изменениях вызвала положительную оценку не только в эмиграции: «Известия» Академии наук СССР тоже одобрили труд бывшего «белогвардейца». Этим не исчерпывается жизнедеятельность Вакара. Очутившись, как профессор, в отставке по возрасту, и закончив свой 2-й том о языке, Н.П. стал профессиональным художником, — за его картинами гонялись воры, продавцы, музеи и устроители художественных выставок.» — Марк Вишняк «Годы эмиграции 1919—1969 гг. (воспоминания)». — Страница 247.
Умер в городе Сарасота, штат Флорида, США, после непродолжительной болезни 18 июля 1970 года. Похоронен на кладбище Маунт Ауберн в Кембридже, штат Массачусетс, США. Награды:Георгиевская медаль IV степени за № 544661 (1915 год); Георгиевский крест IV степени за № 442977 (1915 год); Георгиевский крест III степени за № 112644 (1915 год); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1916 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1917 год). Труды: Вакар Н.П. Милюков в изгнании // Новый журнал. 1943. Книга 6; Вакар Н.П. Игорь Платонович Демидов (Жизнь и смерть) // НЖ. 1947. Книга 16; Vakar N.P. Belorussia: The Making of a Nation. Cambridge, Mass: Harvard University Press. 1956 г.; «Частотный словарь русской разговорной речи».
Семья
Был женат на переводчице Гертруде Павловне Вакар, урождённой Клафтон (1904—1973). Две их дочери в 1940 году были эвакуированы из Франции в США. Старшая дочь, Екатерина, стала крупным лингвистом-русистом и известна под фамилией мужа как Кэтрин Чвани. Младшая дочь, Анна Вакар, обосновалась в Канаде и стала одним из ведущих канадских хайдзинов. Источники: Вакар Николай Платонович. // Российское зарубежье во Франции 1919—2000 годы. Биографический словарь в 3-х томах. / М.Авриль, Т.Гладкова, В.Лосская. — 2008; Вакар Николай Платонович. // Русские в Северной Америке. Биографический словарь. / Е.А.Александров. — 2005. — 599 страниц; Николай Вакар. Мемуары; Нина Берберова «Люди и ложи. Русские масоны 20 столетия», Биографический словарь; Автограф Милюкова — Вакару; Участники Белого движения, «В».

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку