1938
Николай Михайлович Шейко
советский и российский режиссёр театра и кино, заведующий литературной частью МХТ имени Чехова. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1999). Родился в городе Харьков, Украинская ССР, СССР. Родом из театральной семьи: бабушка, Анна Николаевна Галицкая, была известной актрисой. Окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института, где педагогами Н.М.Шейко по режиссуре были А.Б.Глаголин и Б.Н.Норд. Ещё будучи студентом, в 1961 году Николай Шейко организовал в Москве в Студенческом театре МГУ первый вечер, посвящённый памяти Вс.Э.Мейерхольда, а затем — в 1962 году в Харькове — первый вечер, посвящённый памяти Леся Курбаса. До этого имена двух выдающихся репрессированных режиссёров старались публично не упоминать. Сценическую деятельность начал в 1962 году в Киевском театре имени И.Франко. С первых же спектаклей, поставленных Шейко на сцене Киевского Академического театра драмы имени Франко, выявились главные мотивы режиссерского почерка («В степях Украины» А.Корнейчука, 1965). В 1960-е годы работал режиссёром-постановщиком в Рижском театре юного зрителя с А.Шапиро – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского (1965), «Приключения Буратино» А.Толстого и «Обыкновенная история» по В.Розову (1966). В 1973—1982 ставил спектакли на сцене Ленинградского Академического театра драмы имени А.С.Пушкина (ныне Александринка). Особенно значимым и для самого режиссера, и для актеров, с ним работавших, в этот период стал спектакль Похождения Чичикова. Оформлял постановку художник М.Китаев. Играли артисты В.Меркурьев, Ю.Толубеев, Б.Фрейндлих, А.Борисов, К.Адашевский, А.Соколов, В.Эренберг. На сцене Ленинградского театра имени Пушкина им были поставлены «Беседы с Сократом» Э.Радзинского (1976), «Унтиловск» Л.Леонова (1979), «Высшая мера» В.Арро. Индивидуальность и яркость этих постановок подчеркивало художественное оформление М.Китаева. В 1980-е годы Шейко работал главным режиссёром в Минском Республиканском молодёжном театре (1972—1973) и Русском театре Эстонии (Таллинн) (1982—1988). В Государственном русском драматическом театре ЭССР режиссер в первый раз в своем творчестве обратился к произведениям М.Кулиша. Шейко не только учитывает особенности всякой сценической площадки, но и атмосферу, окружающую определенный театр. С 1987 года жил в Москве. Работал в театре «Эрмитаж» (1988—1992), одновременно ставил в театре имени Пушкина. В этом сценическом варианте работали актеры В.Невинный, Н.Гуляева и др. «Народный малахий» (1987) М.Кулиша – один из самых удачных спектаклей Шейко 1980-х годов, поставленный на сцене Московского драматического театра имени А.С.Пушкина. В этот период он создает спектакли по пьесам А.Володина «Дневники королевы» в театре «Эрмитаж» и «С любимыми не расставайтесь» в Минском ТЮЗе (1988). С 1990-х годах Шейко работает в МХАТе имени А.Чехова, где ставит «Маскарад» М.Лермонтова. В процессе постановки этого произведения Шейко довелось работать с И.Смоктуновским, которому предназначалась роль Арбенина. Но завершить эту работу Смоктуновский не успел, и роль была передана А.Феклистову. Одной из последних работ Шейко был спектакль «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира (1998), над которым он работал, будучи главным режиссером Русского драматического театра в Таллине. Всего поставил около 100 спектаклей по произведениям М.Лермонтова, Н.Гоголя, А.Островского, И.Гончарова, А.Чехова, А.Толстого, Л.Леонова… Обращался к драматургии современных авторов: А.Арбузова («Вечерний свет», «Ночная исповедь»), А.Гладкова («Молодость театра»), А.Володина («С любимыми не расставайтесь», «Дневники королевы», «Назначение», «Ящерица»), Э. Радзинского («Беседы с Сократом», «А существует ли любовь? — спрашивают пожарные»). Его основной театральный интерес был связан с классической драматургией: Шекспиром, Мольером, Мариво и в первую очередь с итальянским театром. Неоднократно ставил пьесы К.Гоцци («Зелёная птичка» и «Счастливые нищие»), К.Гольдони («Самодуры», «Венецианский антиквар»). Автор статей об итальянском и русском театре, о творчестве Вс.Мейерхольда. В МХТ имени Чехова пришёл в 1992 году. Скончался 9 сентября 2023 года. Похоронен на Митинском кладбище.
Награды: Орден Дружбы (5 апреля 2009 года).
Театральные работы
Театр драмы имени И.Франко: 1962 — Мещанин во дворянстве. Ж.-Б.Мольер; 1965 — В степях Украины. А.Корнейчук.
Рижский театр юного зрителя: 1965 — На всякого мудреца довольно простоты. А.Островский; 1966 — Приключения Буратино. А.Толстой; 1966 — Варшавский набат. Вадим Коростылёв; 1969 — Обыкновенная история. В. Розов (по И. Гончарову); 1970 — Зелёная птичка. К. Гоцци (в латышской труппе театра); 1971 — Зелёная птичка. К. Гоцци (в русской труппе театра).
Ленинградский театр драмы имени А.С.Пушкина: 1974 — Похождения Чичикова или Мертвые души. Н.Гоголь; 1976 — Беседы с Сократом. Э.Радзинский; 1976 — Зелёная птичка. К.Гоцци; 1978 — Унтиловск. Л.Леонов; 1980 — Высшая мера. В.Арро; 1982 — А существует ли любовь? — спрашивают пожарные. Э.Радзинский; 1982 — Юбилей или Театральный разъезд спустя 225 лет. (Творческий вечер Александринского театра).
Минский республиканский театр юного зрителя: 1966 — Приключения Буратино. А.Толстой; 1972 — Зелёная птичка. К.Гоцци; 1972 — С любимыми не расставайтесь. А.Володин; 1973 — Новые приключения Карлсона. А.Линдгрен; 1997 — Счастливые нищие. К.Гоцци; 2006 — Бесплодные усилия любви. У.Шекспир. Театр «Лю Сорнер» (в Париже) : 1991 — Пропавший сюжет. Л. Зорин.
Таллиннский русский драматический театр (Эстония) : 1982 — Блаженный остров. М.Кулиш; 1985 — Сон в летнюю ночь. У.Шекспир; 1985 — Ночная исповедь. А.Арбузов; 1985 — Маскарад. М.Лермонтов (сценография Александра Орлова).
МХТ имени Чехова: 1993 — Блаженный остров. М.Кулиш; 1995 — Маскарад. М.Лермонтов; 1998 — Сон в летнюю ночь. У.Шекспир; 2000 — «Венецианский антиквар» К.Гольдони; 2003 — Учитель словесности. В.Семеновский (сочинение на темы Ф.Сологуба).
Театр «Эрмитаж»: 1991 — Путешествие Вениамина Третьего в Святую землю (автор пьесы и режиссёр). М.Мойхер-Сфорим; 2005 — Последнее письмо (композиция и постановка). По роману В.Гроссмана «Жизнь и судьба».
Фильмография
Режиссёрские работы: 1963 — Рыбки захотелось… Киностудия имени Довженко; 1999 — Счастливые нищие. Телеверсия спектакля Минского республиканского молодёжного театра по пьесе Карло Гоцци.
Актёрские работы: 2004 — «Долгое прощание». Экранизация повести Юрия Трифонова. Режиссёр: Сергей Урсуляк.
Статьи: Нам не страшен мелкий бес? Ирина Алпатова, Планета Красота, 4 октября 2003; Неча на зеркало плевать… Елена Ямпольская, Русский курьер, 3 июня 2003; Неподражаемо противный спектакль. Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22 мая 2003; Поэзия и проза «Эрмитажа». Наталья Казьмина. Первое сентября, 3 сентября 2005; Смотреть в глаза невыносимо. Григорий Заславский, Независимая газета, 27 мая 2005; Кто в доме хозяин? Наталья Казьмина. Планета Красота, № 7-8, 2008; Режиссёр на пенсии. Григорий Заславский, Независимая газета, 23 мая 2008; Николай Шейко стал заведующим. Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27 мая 2008; Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий. Петербургский театральный журнал, № 2, 1999.
1939
Людмила Петровна Давыдова (Шляхтур)
актриса. Исполнительница характерных ролей и ролей героинь. Верка-модистка из "Места встречи изменить нельзя" и Наталья из "Тени исчезают в полдень". В 1957 году поступила на актёрский факультет ВГИКа на курс Г.М.Козинцева и С.К.Скворцова, который окончила в 1962 году. Весь этот курс стал основой, созданного в 1962 году Александром Александровичем Румневым, московского экспериментального театра пантомимы "Эктемим", который просуществовал до 1964 года. Скончалась 25 декабря 1996 года.
1939
Владимир Златоустовский
российский актер и режиссер. Родился в Москве. В 1960 окончил театральное училище имени Б.Щукина (класс В.Львовой), в 1968 — режиссерские курсы при ЦТ. До 1966 работал в Центральном детском театре у А.Эфроса. В 1969 на телевидении в только-что организованном ТО «Экран»
1939
Борис Анатольевич Постников
российский живописец (город Ижевск), профессор кафедры рисунка и скульптуры Удмуртского государственного университета, заслуженный художник Российской Федерации (2003), заслуженный деятель искусств Удмуртии. Автор полотен "Ижевск вечерний", "Ижевский мотокросс", "Ночной патруль", "Ижевск строится" и др. Лауреат Государственной премии Удмуртской АССР
1939
Николай Михайлович Рышков
режиссер документального кино, оператор.
1940
Маудуд Ахмед
премьер-министр республики Бангладеш (1988-1989).
1940
Гарри Баргофф
американский актер.
1940
Иосиф Александрович Бродский
русский поэт, переводчик, прозаик, драматург. Бродский родился в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии». В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост... На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…». Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути – творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично. Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., – Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха.
С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы – т.н. «кончетти» (от итал. – «понятие») – особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры – в основе большинства произведений Бродского. Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт – «нацеленность на „нисходящую метафору"». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы – я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно... Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность». Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века. В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А.А.Ахматовой из города Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи..., Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982). Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата». 29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесь было достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создал наиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Два часа в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке и др. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашему рыжему!» – воскликнула А.Ахматова в разгар кампании против Бродского, предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическим ореолом. В 1965, на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книга Бродского – Стихотворения и поэмы. В его творчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции дает все более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в. облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром. Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения Бродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опыту двухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по технике упражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы – к примеру, Остановка в пустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 в США. Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма – афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан. В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия. В 1972 Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, где до конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах. Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» – поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычных читателей уравновешен международным признанием. Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу:
«Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал».
Однако его просьба осталась без ответа. Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х. В США Бродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, в первую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, On grief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродского складывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиям сочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М.Цветаева, У.Оден, К.Кавафис и т.д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3 статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США. В 1977 в издательстве «Ardis» были опубликованы два сборника стихотворений Бродского «Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964–1971» и «Часть речи. Стихотворения 1972–1976». В этих книгах запечатлелся новый этап творческой зрелости поэта. «Биография поэта – в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию его лирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическими конструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли, продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границ предложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желании поэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала. Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность. Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и «судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько... сколько» в его поэтическом языке. Опыт «зрелого» Бродского – это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке. Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет в бессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический герой Бродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных к человеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающим собой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», – сказано поэтом в одном из интервью. Но в то же время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория, которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятая годовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственной возможностью преодоления Времени, а значит – смерти, формой победы над смертью. Строки продлевают жизнь: ...не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипи перо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт – инструмент языка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которому остается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструмент спасителен, и до конца свободен. Оставаясь один на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякие эмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почти безвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, он продолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира. Многословие Бродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать Языком Время. В 1978 Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которой он, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко. В 1983 в «Ардисе» опубликован еще один сборник лирики Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б., 1962–1982; в 1984 выходит пьеса Бродского Мрамор. В 1986 сборник Less than one признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В декабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета. Нобелевская премия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский много времени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России. С мая 1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США. С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Иосиф Бродский умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, во сне от инфаркта, в ночь на 28 января 1996 года. Похоронен в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле в Венеции.
1941
Николай Иванович Вавилов
генеральный директор ФГУП "Завод имени Я.М.Свердлова" до 2004 года. Окончил Дзержинский химический техникум (ДХТ), а в 1971 году вечернее отделение Горьковского политехнического института. Свое восхождение по служебной лестнице он начал с должности рабочего. Творческий подход к любому делу, целеустремленность, любовь к заводу и его коллективу, быстро вывели Н.И.Вавилова в число руководителей завода. И в 1987 году, после ухода на пенсию М.Ф.Сухаренко, Н.И.Вавилов становится директором предприятия. За активную творческую работу и значительный вклад в развитие новой техники и успешное вхождение в эпоху конверсии Н.И.Вавилов награжден орденом "Знак Почета". В 1995 году указом президента ему присвоено почетное звание "Заслуженный химик" Российской Федерации, а в 1999 году он награжден премией Правительства Российской Федерации.
1941
Боб Дилан (Bob Dylan; настоящее имя — Роберт Аллен Циммерман)
американский певец, композитор и поэт-песенник. Обладатель нескольких премий «Грэмми». Раздвинул границы рок-музыки, воспользовавшись ее формой как актуальным средством выражения чувств и переживаний молодого человека своего времени, по-настоящему обеспокоенного как личными, так и общечеловеческими проблемами. Родился и вырос в шахтерском районе – в городе Дулут (штат Миннесота). Поступив в Миннесотский университет, увлекся фолк-музыкой Вуди Гатри и придумал себе псевдоним в честь любимого английского поэта Дилана Томаса. В конце 1950-х переехал в Нью-Йорк, где его случайно услышал менеджер студии «Коламбия» и предложил записать пластинку. Три альбома «Боб Дилан» (Bob Dylan, 1962), «Вольный Боб Дилан» (Freewheelin' Bob Dylan, 1963) и «Времена меняются» (The Times They Are A-Changin', 1964) мгновенно стали бестселлерами. Дебютный альбом включал лишь две песни собственного сочинения. Альбом состоял из блюзов и традиционных баллад, среди которых была и «Дом Восходящего Солнца» (House Of The Rising Sun). Одновременно Дилан начал выступать в молодежных клубах Нью-Йорка и на гребне бума фолк-рока завоевал популярность у студенческой аудитории. Ряд его песен стал визитной карточкой фолк-рок-групп – например, «Ответ знает ветер» (Blowin' in the Wind) для трио «Питер, Пол энд Мэри» / Peter, Paul and Mary, и «Мистер тамбуринщик» (Mr.Tambourine Man) для группы «Бердз». В середине 1960-х эксперименты Дилана в области соединения фолк- и рок-традиций оказывают большое влияние на современников. Крупнейшие хиты этого периода – «Как катящийся камень» (Like a Rolling Stone), «Словно женщина» (Just Like a Woman). В 1966 попал в серьезную автокатастрофу, после чего полтора года не появлялся перед публикой. Конец 1960-х ознаменовался новыми экспериментами: на этот раз Дилан соединяет кантри и рок-н-ролл в альбомах «Джон Уэсли Хардинг» (John Wesley Harding, 1967) и «Нашвиллский горизонт» (Nashville Skyline, 1969). Последний альбом записывался в Нэшвилле, столице кантри-энд-вестерн. Первую песню он исполнил дуэтом с Джонни Кэшем. Песни этого диска лиричны и весьма лаконичны по форме, что так отличает их от длинных композиций середины 1960-х. Дилан даже изменил тембр своего голоса, сделав его более мягким и глубоким, практически неузнаваемым по сравнению с «носовым» и «дребезжащим» голосом середины 1960-х. Диск, как и предыдущий, был с восторгом принят публикой. Критики упрекали певца в отходе от отчетливо выраженной социальной проблематики, характерной для его раннего творчества, он же ссылался на эволюцию своих пристрастий. Неодобрение части старых поклонников, особенно радикально настроенной молодежи, закрепившей за Диланом ярлык певца протеста, вызвало также обращение Дилана к электрическому звуку (начиная с альбома «Возвращая все обратно» / Bringing It All Back Home, 1965). Тем не менее, это позволило ему многократно увеличить свою аудиторию. Двойной альбом «Автопортрет» (Selfportrait, 1970) был выдержан в том же кантри-балладном ключе. Он только наполовину состоял из песен Дилана, и в целом был не очень выразительной работой. В манере исполнения некоторых песен ощущалось влияние Элвиса Пресли. Следующий альбом «Новое утро» (New Morning, 1970) оказался впечатляюще сильной работой, – это один из самых удачных его дисков. Он проявил себя как очень разноплановый композитор. Дилан снова изменил звучание своего голоса – он стал еще более хриплым.
Отход от злобы дня не помешал ему принять участие в знаменитом концерте в пользу голодающих Бангладеш, организованном Джорджем Харрисоном в 1971, и в ряде аналогичных акций в середине 1970-х. В успешном гастрольном турне по США в 1974 Дилан выступал вместе с рок-группой «Бэнд» («The Band»). По итогам турне был выпущен альбом «Перед потопом» (Before the Flood), за которым последовал двойной альбом «Подвальные записи» (Basement Tapes), включавший материал восьмилетней давности. В это же время Дилан увлекся кинематографом: в 1973 дебютировал как актер в вестерне Пэт Гаррет и Малыш-Билли у режиссера Сэма Пекинпа. Выпустил пластинку с музыкой к этой картине, в которую вошла знаменитая песня «Стучась в дверь Небес» (Knockin' On Heaven's Door). Затем сам занялся кинорежиссурой, но без особого успеха. В альбомах конца 1970-х проявилось очередное увлечение музыканта: рэгги и латиноамериканские ритмы. В 1978 Дилан заявил о своей приверженности христианской вере. Записал две пластинки религиозного характера – «Медленный поезд приближается» (Slow Train Coming, 1979) и «Спасенные» (Saved, 1980), ставшие результатом яркого христианского прозрения. Многие песни этих альбомов сделаны в традиции госпел, духовных песнопений черного городского населения США. За песню «Ты должен служить кому-нибудь» (You Gotta Serve Somebody) из альбома 1979 года Дилан получил награду «Грэмми». Но и это обращение к христианской вере оказалось недолговечным: в 1983 певец объявил о возвращении в лоно иудаизма. В середине 1980-х принял участие в нескольких крупных благотворительных рок-акциях: «Мы – мир» (We are the World) и «Живая помощь» (Live Aid) в пользу голодающих Африки. В эти годы много гастролировал по миру и по США, всякий раз меняя партнеров: в 1986 выступал с рок группой «Томм Петти энд Хартбрейкерс» (Tom Petty and the Heartbreakers), в 1987 – с «Грейтфул Дэд» (Grateful Dead). С Дэйвом Стюартом/Dave Stuart из «Юритмикс»/ Eurhythmics записал альбом «В полной отключке» (Knocked Out Loaded или другая версия перевода: «Совершенно пьяный», 1986). В 1988 вошел в супер-группу «Трэвеллин Уилбуриз»/ Traveling Wilburys, в составе которой были такие известные музыканты, как Рой Орбисон, Джордж Харрисон, Джефф Линн из «ЭЛО» и Том Петти. Дилан заметно повлиял на русский рок, особенно на творчество таких основополагающих фигур, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Многие их композиции содержат прямые цитаты из Боба Дилана, не говоря уже об общем подходе к стилю и звучанию. Поскольку многие российские музыканты последующих поколений вдохновлялись примерами творчества Гребенщикова, Наумеко, Макаревича, то опосредованно можно говорить о влиянии Дилана на музыкантов русского рока. В 1988 был избран в «Зал славы рок-н-ролла». В 1985 гастролировал в СССР.
1941
Ольга Михайловна Красина
актриса ("Укрощение строптивой", "Зайчик"). Родилась в Москве. Окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского.
1941
Геннадий Иванович Правоторов
российский скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Aкадемии Xудожеств.
1942
Алишер Хамдамов
узбекский режиссёр
1944
Светлана Михайловна Брагарник
русская актриса. Народная артистка Российской Федерации (1992). Родилась в Риге. В 1967 окончила ГИТИС имени А.В.Луначарского (курс И.М.Раевского). С того же года актриса Московского областного драматического театра имени А.Н.Островского. Роли: Ириша («Проездом» Ю.Элдиса), Инга («Я люблю тебя, Инга!» (по «Вызову» богам А.Демидика) и др. С 1971 в Московском драматическом театре имени Н.В.Гоголя. Среди ролей – Юлия Тугина («Последняя жертва» А.Н.Островского), Лизавета («Дом» по Ф.Абрамову), 4 роли в Декамероне по Дж.Боккаччо, Ханума («Проделки Ханумы» А.Цагарели), Вишневская («Доходное место» Островского), Эмма Герберт («Берег» по Ю.Бондареву), Полина («Солдатская вдова» Н.П.Анкилова), Лизика («Мебель и страсть» Т.Мазилу), Сюзи Куртуа («Мсье Топаз» по М.Пайолю), Крысчед («…А этот выпал из гнезда» Д.Вассермана по роману К.Кизи «Над гнездом кукушки», Голубовского), Алиса Флоринская («Плюшевая обезьяна в детской кроватке» М.Яблонской), Рут Дени («Наци» А.Мишарина), Королева Елизавета («При жизни Шекспира» А.Ремеза), Эби («Мышьяк и старинные кружева» Дж.Кессельринга), Хельга («После грехопадения» А.Миллера), Зельда («Костюм для летнего отеля» Т.Уильямса), Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю.О'Нила), Лола («Вернись, малютка Шеба» У.Инджа), Огудалова («Бесприданница» Островского), Сарра («Иванов» А.П.Чехова), Констанс («Верная жена» С.Моэма), Аркадина («Записная книжка» Тригорина Уильямса). Снималась в фильмах: «Следствием установлено…» (режиссёр А.Неретниеце, 1981), «Порох» (режиссёр В.Аристов, 1985), «Трагедия в стиле рок» (режиссёр С.Кулиш, 1988), «Сатана» (режиссёр Аристов, 1990), «Как хорошо, когда...» (режиссёр Н.Якушева, 1991) и др. Работает на ТВ, на радио («Мегрэ и долговязая» по Ж.Сименону, и др.). С 1999 ведет курс на актерском факультете Института современного искусства.
1944
Рустам Усманович Хамдамов
российский режиссёр, сценарист, художник. Родился в Ташкенте. В 1969 закончил ВГИК (мастерская Григория Чухрая). Входит в Гильдию кинорежиссёров России. Лауреат премии «Триумф» (1996). В 2003 удостоен гран-при «Культурное достояние нации». В 2003 впервые в истории стал российским художником, работы которого при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа. Работы Хамдамова — в собрании Государственной Третьяковской галереи, Зиммерли музея Роткерс Юниверсити (США), Национальной галереи города Ровенна (Италия), а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.
1944
Патти ЛаБель (Patti LaBelle, по метрике Патрисия Холт, Patricica Holt)
американская поп-певица, ветеранша и лауреат множества профессиональных наград.
1945
Дрисс Джетту
марокканский политик, премьер-министр Марокко (с 2002 г.).
1945
Терри Каллье (Terry Callier)
популярный американский исполнитель, работающий на стыке соул, джаза и фолка.
1945
Евгений Арсеньевич Киндинов
российский артист театра и кино. Родился в Москве. В 1967 г. окончил Школу-студию МХАТ, работал в труппе этого театра (с 1989 г. - во МХАТе имени Чехова). В кино дебютировал в главной роли греческого солдата в фильме «Каратель» (1968). Известность актеру принесли роли молодых современников в фильмах «Городской романс» (1970), «Молодые» (1971), «Старые стены» (1973) и особенно «Романс о влюбленных» (1974). Снимался также в фильмах: «Пой песню, поэт» (1971), «Золотая мина» (1977), «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Приключение принца Флоризеля» (1979), «Возвращение резидента» (1982), «Конец операции «Резидент» (1986).
1945
Сергей Константинович Коровин
российский ученый в области управления, заведующий кафедрой МГУ имени М.В.Ломоносова, академик Российской Академии Наук.
1945
Присцилла Пресли (урождённая – Присцилла Вагнер; по отчиму – Присцилла Энн Боле)
американская актриса. В 1967 г. вышла замуж за певца Элвиса Пресли с которым познакомилась в Германии, когда ей было 14 лет. В 1968 г. родила дочь Пресли Лизу Марию (Presley Lisa Marie), нынешнюю владелицу авторских прав отца. С угасанием отношений с мужем стала работать на телевидении и в кино. Значительного успеха она добилась, играя в популярном телесериале «Даллас» и комедийной трилогии «Голый пистолет». После смерти Пресли написала книгу «Элвис и я», переведенную на многие языки мира.
1946
Стив Аптон (Steve Upton)
баpабанщик известной британской гpуппы «Wishbone Ash» (1969-1990).
1946
Жозе Де Абреу
актер ("История Любви" (даниэль), "Лето Нашей Тайны" (ренато)).
1946
Ирена Киршенштейн-Шевиньская
польская спортсменка, трехкратная олимпийская чемпиона по легкой атлетике (1964—1976), неоднократная рекордсменка мира, первой из женщин пробежала 400 метров быстрее 50 секунд.
1946
Геннадий Васильевич Матвеев
актёр. Заслуженный артист России.
1946
Тансу Чиллер
турецкая государственная и политическая деятельница, премьер-министр Турции (1993-1997) и генеральный председатель Партии верного пути (с 1993). В 1991-1993 гг. была министром по вопросам экономики.
1947
Рубен Микаэлович Агаронян
российский скрипач, педагог, первая скрипка Государственного квартета имени А.П.Бородина (с 1995 г.), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Армении, профессор. Лауреат международных конкурсов имени П.И.Чайковского (1966,1974), имени Дж.Энеску в Бухаресте (1970), в Монреале (1972). Художественный руководитель Государственного камерного оркестра Армении (1982-1996). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001)
1947
Альберт Бухард (Albert Bouchard)
участник «Blue Oyster Cult» (барабанщик, автор песен, вокалист)
1947
Борис Александрович Конунов
режиссер. Родился в Ташкенте. В 1972 окончил киноведческий факультет ВГИКа (заочно). С 1969 режиссер киностудии «Молдова-филм».
1947
Майк де Леон
филиппинский режиссер.
1948
Михаил Николаевич Чигирь
премьер-министр Белоруссии (1994-1996).
1949
Кафиль Фахразеевич Амиров
российский юрист, бывший прокурор (2000 — сентябрь 2013) Республики Татарстан, государственный советник юстиции второго класса. Родился в деревне Нариман Теньковского района (ныне Верхнеуслонский район) Татарской АССР. Окончил Харьковский юридический институт в 1972 году. С 1966 по 1968 годы работал корреспондентом районной газеты в Удмуртии. После окончания ХЮрИ с 1972 года работал в органах прокуратуры: с 1972 по 1973 годы — следователь прокуратуры Сармановского района, с 1973 по 1980 годы — старший следователь прокуратуры ТАССР, с 1980 по 1989 годы — прокурор Вахитовского района Казани, с 1989 по 1992 годы — первый заместитель прокурора Казани. С 1992 года — заместитель прокурора Республики Татарстан, начальник следственного управления прокуратуры. С 1997 по 2000 годы — первый заместитель прокурора Республики Татарстан. 29 июня 2000 года назначен прокурором Республики Татарстан после назначения предыдущего прокурора Сайфихана Нафиева на должность Председателя Конституционного суда Республики Татарстан. 21 сентября 2013 года объявил о своей отставке «в связи с выходом на пенсию за выслугу лет». В то же время в связи с непосредственным участием Амирова в вынесении предупреждения Р.Р.Сулейманову «о недопустимости экстремистской деятельности» после «анализа и проверки достоверности информации, приведенной в размещенных в СМИ публикациях», с которым у него были сложные отношения, высказывались мнения, что именно по этой причине произошёл преждевременный выход в отставку за восемь месяцев до официального достижения пенсионного возраста. Женат. Имеет дочь. Награды и звания: Заслуженный юрист Татарстана. Председатель Совета общественной организации Казанского правозащитного центра И.Н.Шолохов считает, что «Амиров был единственным из руководителей региональных прокуратур, столь тесно работавшим с правозащитниками. В 2002 году между прокуратурой и нашим центром был подписан договор о совместной работе, в соответствии с которым нам никто не будет препятствовать, если действия сотрудников прокуратуры либо их решения не соответствуют закону. У нас были абсолютно развязаны руки, чтобы обжаловать действия прокурорских в суде, чего мы неоднократно и добивались. Мы взаимодействовали и тогда, когда прокуратура несла функции по ведению следствия, сотрудничали в рамках уголовного делопроизводства. Кроме того, прокуратура поддерживала гособвинение по делам, которые курировал Казанский правозащитный центр. Мы много и тесно сотрудничали и по делу „Дальнего“. [...] Столь открытый, интеллигентный и простой в общении чиновник такого ранга – по нашим временам большая редкость». Доктор политических наук, профессор и заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ имени А.Н.Туполева В.А.Беляев считает, что в то время, когда Амиров возглавлял прокуратуру Татарстана «Силовики без преувеличения проморгали развитие ваххабизма в Татарстане. Его очаги надо было душить еще в зародыше, причем самыми жесткими методами. А вместо этого мы постоянно наблюдали, как качается маятник — то в сторону лояльного отношения к ваххабитам, то в сторону усиления борьбы с ними. Да и сегодня, вместо того чтобы признать проблему и начать бороться с ней, прокуратура часто занимается лакировкой действительности. Последний и самый наглядный тому пример – вынесение предупреждения со стороны прокуратуры Раису Сулейманову, который является одним из немногих, кто открыто говорит об опасности распространения ваххабизма». А также критикует Амирова за плохую деятельность по устранению противоречий между республиканским и федеральным законодательствами в 2000-е годы: «В Конституции Республики Татарстан до сих пор есть положения, которые противоречат не только федеральному законодательству, но и здравому смыслу. Так, в одной из её статей фигурирует формулировка границы между Татарстаном и субъектами Российской Федерации, как будто Республики Татарстан не такой же субъект Российской Федерации, как и другие регионы. А в преамбуле последней редакции Конституции Республики Татарстан, принятой в 2002 году, значится, что власть в регионе осуществляется от имени отдельного этноса, а именно татар, а не всего населения. Тем самым на уровне основного закона вводится неравноправие между гражданами». Кроме того по мнению Беляева руководство Амирова было направлено на то, чтобы прокуратура Татарстана вместо сосредоточения усилий по надзорной деятельности за предприятиями ЖКХ предприняла борьбу с гражданскими активистами, которые начали свою деятельность по причине невыносимых условий жизни вызванных среди прочего систематическими нарушениями законодательства в области ЖКХ.
Литература: Колчина Т. Прокурор достиг предела // Газета.ру. — 23 сентября 2013; Сулейманов Р.Р. Вопросы без ответов // Ислам и общество — новости об исламе и мусульманах. — Москва: ИАЦ «Ислам и общество», 14 ноября 2012; Хабутдинов А.Ю. Религиозное и социально-экономическое развитие Татарстана в августе 2013-июле 2014 гг.: между двумя Рамаданами // Ислам в современном мире. — 2014. — № 2. — Страницы 84-99.