-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110333
Комментариев: 6802
Написано: 118806


24 мая родились...

Пятница, 24 Мая 2024 г. 03:41 + в цитатник
Микушев,_Георгий_Николаевич (558x700, 141Kb)
1898
Георгий Николаевич Микушев
советский военачальник, командир дивизии в Великой Отечественной войне. Генерал-майор (1940). Родился в городе Кунгур, Пермская губерния, Российская империя. Его родители — зыряне, выходцы с территории современной Республики Коми. Отец — Николай Фалалеевич Микушев — был матросом. Мать — Парасковья Андреевна — выросла в Усть-Сысольске, работала прачкой.
Первая мировая и гражданская война
В июне 1916 года после окончания реального училища в Кунгуре зачислен добровольцем в Русскую императорскую армию, и стал юнкером Алексеевского военного училища в Москве. В декабре 1916 года окончил ускоренный курс училища. В начале 1917 года прапорщика направлен в 147-й запасной пехотный полк (Кузнецк). В августе того же года направлен в действующую армию, назначен командиром роты 499-го пехотного полка 125-й пехотной дивизии. За проявленную личную храбрость и командирские способности в 1917 году ему присвоен чин подпоручика. В январе 1918 года демобилизован. Вернулся в Кунгур. Работал ответственным секретарём городской газеты «Голос Кунгурского Совета». 3 августа 1918 года добровольно вступил в Красную Армию — назначен командиром отдельной роты в 1-м Кунгурском полку, а с января 1919 — начальником оперативной части 1-й Красноуфимской бригады 30-й стрелковой дивизии. Воевал на Восточном фронте против армий адмирала А.В.Колчака. Прошёл с боями от Приволжья до Забайкалья. Осенью 1920 года с бригадой переброшен на Южный фронт, участвовал в Перекопско-Чонгарской операции. С мая 1921 года — адъютант 88-й стрелковой бригады, воевал против отрядов Н.И.Махно. В 1921 году вступил в РКП(б).
Мирное время
После окончания гражданской войны служил в 88-м стрелковом полку 30-й Иркутской стрелковой дивизии помощником начальника штаба и начальником штаба полка. С июля 1924 года — начальник строевого отделения штаба 7-го стрелкового корпуса (Украинский военный округ). С ноября 1926 — помощник начальника отдела в штабе этого округа, при этом в 1928 году окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА имени III Коминтерна. С ноября 1931 года — помощник начальника штаба 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, с декабря 1932 — командир 75-го стрелкового полка этой дивизии (впоследствии — 263-го стрелкового полка). Вывел полк на первое место в дивизии. Заочно окончил Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. С мая 1939 года служил начальником отдела штаба Харьковского военного округа. В августе 1939 года комбриг Г.Н.Микушев назначен командиром 41-й стрелковой дивизии Киевского особого военного округа. Под его командованием дивизия в сентябре 1939 года участвовала в походе РККА в Западную Украину. В июне 1940 присвоено воинские звание генерал-майор. В июне 1941 года Микушев приказал командирам частей вернуть весь личный состав и технику со сборов и полигонов, со всех строительных работ и полностью сосредоточить дивизию в лагерях. В субботу 21 июня весь личный состав частей прибыл в лагерь. За несколько часов до войны дивизия была приведена в состояние боеготовности.
Великая Отечественная война
Против 41-й дивизии изготовились пять немецких пехотных дивизий группы «Юг», во втором эшелоне за ними — 14-й армейский моторизованный корпус, куда входили отборные соединения: бригада СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», дивизия СС «Викинг» и 9-я танковая дивизия. В результате действий генерала Микушева дивизия смогла в течение 5 дней оборонять Рава-Русский укрепрайон и отступила только при угрозе окружения (Рава-Русский укрепрайон был глубоко охвачен немецкими войсками с севера и северо-востока, где они к тому времени продвинулись местами до 200 км) по приказу штаба 6-й армии в ночь на 27 июня. Дивизия Микушева отошла с потерями (до трети личного состава и значительная часть артиллерии), но непобеждённой и в полном порядке. Впоследствии Маршал Советского Союза Ф.И.Голиков подвиг 41-й стрелковой дивизии по своей значимости сравнил с подвигом героев обороны Брестской крепости. При выходе к своим дивизия получила задачу прикрывать отход главных сил 6-й армии, несколько дней отбивала немецкие атаки, попала в окружение, вырвалась из него и с 9 по 16 июля находилась на доукомплектовании. Не окончив его, вновь была брошена в бой, отличилась в оборонительных боях под Киевом, в особенности под Белой Церковью. В одном из боёв под Козельцом генерал Микушев лично повёл бойцов в контратаку и был смертельно ранен. Умер 12 сентября 1941 года.
Микушевгроб  (525x700, 584Kb)
Был похоронен 12 сентября 1941 года в Киеве на территории Ботанического сада; в 1966 году со всеми почестями перезахоронен на Лукьяновском военном кладбище.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года генерал-майор Микушев Г.Н. за мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками был награждён орденом Отечественной войны I степени (посмертно). Воинские звания: Полковник (29 января 1936); Комбриг (4 ноября 1939); Генерал-майор (4 июня 1940).
МикушевМесто гибели  (466x700, 455Kb)
Место гибели Георгия Микушева в Козельце
Память:
10 сентября 1968 года его имя было присвоено одной из улиц Кунгура. На месте его гибели в Козельце установлен памятный знак. В городе Рава-Русская в память сражавшихся за него в июне 1941 года воинов был установлен обелиск с надписью: «Никто не забыт, ничто не забыто. Защитникам г. Рава-Русская: Воинам 41-й стрелковой дивизии, пограничникам 91-го погранотряда, бойцам 6-го Рава-Русского укрепрайона посвящается». Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий. (Ибянский — Печененко). — Москва: Кучково поле, 2015. — Том 4. — Страницы 810-811. — 330 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0602-2; Варзаков В. Н. Железный комдив. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1968. — 147 страниц. — (Замечательные люди Прикамья); Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 8. — Москва, 2019. — Страницы 23-24.

 (563x699, 71Kb)
1898
Элен Тауссиг (Helen Brooke Taussig)
американский врач, доктор наук, имеет дипломы трёх университетов: Калифорнийского, Бостонского и Гарвардского. 33 года была главой клиники сердечных заболеваний в Балтиморе. Всю жизнь занималась детьми с врождёнными пороками сердца, первой использовала флюороскопию и рентген для такой патологии. В 1940 г. вместе с хирургом Альфредом Бувалаком провела первые операции по устранению порока сердца на "синих" детях (имеющих недостаточное содержание кислорода в крови). В 1974 г. вышла её двухтомная книга. Она спасла детей США от поколения неполноценных детей, которые в большом количестве на свет в 60-гг. в Европе из-за того, что их матери принимали во время беременности транквилизатор талидамид. Она была главной в антиталидамидовой кампании в США и спасла детей США от врожденных уродств, вызванных талидамидом, в отличии от Европы, где матери принимали во время беременности транквилизатор талидамид. Умерла 20 мая 1986 года.

TkachenkoS (459x700, 110Kb)
1898
Семён Акимович Ткаченко
советский военачальник, генерал-майор (4 июня 1940). Командир 44-й Киевской Краснознамённой горнострелковой дивизии (1940—1941). Родился в деревне Плахтеевка, Екатеринославская губерния, Российская империя, ныне Тарамского района Днепропетровской области Украины, в семье крестьянина. Ещё ребёнком вместе с семьей переселился в деревню Николаевка Кротовской волости Тобольской губернии. Семья была бедной, поэтому работал с малых лет, пас скотину, батрачил.
Военная служба
В Первую мировую войну Ткаченко был мобилизован на военную службу 12 февраля 1917 года и зачислен рядовым в 36-й Сибирский запасной полк в город Омск. В июле с маршевой ротой направлен на Юго-Западный фронт, где воевал в составе 413-го пехотного Порховского полка 104-й бригады в Волынской губернии. В декабре того же года окончил двухнедельные гранатометные курсы при том же полку и в начале 1918 года отпущен в отпуск домой по болезни. По демобилизации с апреля работал батраком у кулака Винокурова в селе Скородное Кратовской волости Ишимского округа Тобольской губернии. В Гражданскую войну в июле 1919 года он был мобилизован в армию адмирала А.В.Колчака и направлен в отдельную саперную роту в город Омск. Затем с этой ротой убыл на фронт через Тюмень, Екатеринбург, станцию Чусовая и М.-Кудымкар. В августе того же года был отпущен в отпуск и в часть не вернулся.
В РККА
В сентябре при подходе частей 51-й стрелковой дивизии Красной армии к станции Голышманово Омской железной дороги Ткаченко добровольно вступил в 452-й стрелковый полк и был назначен пом. командира взвода. В составе этой дивизии воевал на Восточном фронте против войск адмирала А.В.Колчака под Тюменью и Тобольском, участвовал в Петропавловской операции 1919 года. В июле 1920 года дивизия была переброшена на Юго-Западный фронт. В августе — октябре командиром взвода и роты того же полка участвовал в боях с белогвардейскими войсками генерала П.Н.Врангеля на Каховском плацдарме, в наступлении в Северной Таврии и Перекопско-Чонгарской операции, штурмовал Турецкий вал на Перекопе и Ишуньские позиции. После разгрома врангелевских войск в Крыму Ткаченко в составе полка сражался с вооруженными формированиями Н.И.Махно на юге Украины. За мужество и героизм на фронтах Гражданской войны Ткаченко был награждён 2 орденами Красного Знамени (приказы РВСР № 201 от 12 июня 1921 и 783 от 1926 г.).
Межвоенный период
По окончании Гражданской войны, в 1921 году Ткаченко окончил 39-е Одесские пехотные командные курсы, после чего занимал различные должности от командира взвода до командира батальона (с 1 апреля 1929 года) 153-го стрелкового полка 51-й Перекопской стрелковой дивизии. В том же 1921 году в Тирасполе, где дислоцировался 152-й стрелковый полк 51-й Перекопской стрелковой дивизии, отличился в борьбе с местными бандформированиями, за что был награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени. В 1926 году был принят и в 1927 году окончил Киевскую высшую объединённую школу командиров РККА имени С.С.Каменева. 25 ноября 1929 года назначен командиром батальона 137-го Киевского стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии (УВО). С 10 апреля 1930 года слушатель подготовительного курса Военной Академии РККА имени М.В.Фрунзе, которую окончил 4 мая 1934 года. После окончания академии назначается помощником командира по строевой части 79-го стрелкового полка 27-й Омской Краснознаменной стрелковой дивизии им. Итальянского пролетариата (БВО). 16 декабря 1935 года он назначается командиром и военкомом 79-го стрелкового полка. 13 января 1937 года командир и военком 79-го стрелкового полка майор Ткаченко С.А. освобождается от занимаемой должности и зачисляется в распоряжение Управления по нач. составу РККА. 19 марта 1937 года назначается помощником командира по строевой части 53-го стрелкового полка 18-й Ярославской Краснознаменной стрелковой дивизии. 19 июня 1938 года назначается помощником командира 31-й Сталинградской стрелковой дивизии (город Астрахань, ЗакВО). 19 августа 1939 года назначается командиром 28-й Горской Краснознаменной горно-стрелковой дивизии имени В.М.Азина. 8 января 1940 года приказом НКО № 048 назначен командиром 44-й Киевской Краснознаменной стрелковой дивизии имени Н.А.Щорса. В составе дивизии участвовал в советско-финской войне.
Великая Отечественная война
С 22 июня 1941 года 44-я горнострелковая дивизия под командованием генерал-майора Ткаченко А.С. участвует в боях в составе 13 ск 12-й армии Юго-Западного фронта, а затем Южного фронта. За успехи дивизии в боях под г. Липовец генерал-майор Ткаченко А.С. представлен к награждению орденом Ленина.
Плен
7 августа 1941 года в ходе боя при прорыве из окружения в районе с. Подвысокое Кировоградской области был ранен в голову и правую руку, но продолжал командовать дивизией. После того, как поступил приказ выходить из окружения группами и в одиночку, выходил из кольца в составе группы офицеров управления дивизии. Захвачен в плен в районе Голованевска. Находясь в лагере военнопленных города Гайсин скрыл, что является генералом и командиром дивизии. Как украинец был «отпущен домой». Пробираясь к линии фронта в село Усино (Узин), что за Белой Церковью, 30 августа 1941 года был задержан местными полицейскими и передан в полевую фельджандармерию № 198 6-й полевой армии вермахта. Содержался в Житомирском лагере военнопленных, Владимир-Волынском лагере. 22 октября 1941 года доставлен в лагерь Офлаг-XIIID (Хаммельбург) из офицерского лагеря Офлаг XI-A (Остероде). В лагере Офлаг-XIIID (Хаммельбург) являлся активным участником группы сопротивления, был членом комитета подпольной организации. За участие в подпольной организации и подготовку побега летом — в начале осени 1942 года арестован и посажен в Нюрнбергскую тюрьму гестапо совместно с другими руководителями лагерного подполья. Зимой 1942 года переведен в штрафной концлагерь Флессенбург. Летом 1943 года был направлен в составе рабочей команды на работы, откуда пытался совершить побег. Зимой 1945 года переведён в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где также участвовал в работе подпольной организации (отвечал за подготовку боевых групп). Когда гестапо стало известно о готовящемся восстании, в ночь с 2 на 3 февраля более 200 подпольщиков-военнопленных были отобраны для уничтожения. По дороге в крематорий советские военнопленные по команде генерала Ткаченко С.А. набросились на конвой и в неравной схватке все погибли. Воинские звания: майор (17 февраля 1936); полковник (16 августа 1938); комбриг (29 апреля 1940); генерал-майор (4 июня 1940). Награды: два ордена Красного Знамени (12 июня 1921, 13 ноября .1926); медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (22 февраля 1938)

Ferreira_castro (515x700, 212Kb)
1898
Жозе Мария Феррейра ди Каштру (португальское имя — Jose Maria Ferreira de Castro)
португальский писатель, редактор и журналист. Президент Ассоциации журналистов Португалии (с 1926). Президент Союза писателей Португалии (с 1962). Родился в городе Оливейра-ди-Аземейш, округ Авейру, Португалия, в бедной семье. Отец его умер рано. В возрасте 12 лет он в поисках средств к существованию эмигрировал в Бразилию. Бродяжничал, испытал всю тяжесть четырёхлетней работы по добыванию каучука и хорошо изучил условия труда и социальные отношения на бразильских плантациях, что впоследствии нашло отражение в его романе «Сельва» (A selva, 1930), который рассказывает о жизни сборщиков каучука в амазонских джунглях и показывает борьбу тропической природы Бразилии и простого рабочего. Поэтические описания сельвы служат фоном, на котором развертываются трагические судьбы наёмных рабочих. Условия «Зелёного ада» приводят как батраков, так и их хозяев к духовной опустошенности и нравственному одичанию, вынуждают людей идти на сделку с совестью. Трагедия героя, поступившегося своими нравственными идеалами, является одним из центральных моментов романа. После Первой мировой войны в 1919 году вернулся в Португалию. Учился в Лиссабоне. Занялся там журналистской работой, а потом литературной деятельностью. Стал первым редактором ежедневной газеты «O Século» (в которой прославился своим эксклюзивным интервью с Имоном де Валера, а также тем, что намеренно сел в лиссабонскую тюрьму, чтобы описать жизнь заключённых). Также редактировал анархо-синдикалистское издание A Batalha и еженедельную газету «O Diabo». Был известным оппозиционером режиму А.Салазара, участвовал практически во всех ненасильственных акциях протеста против него, однако его мировая известность ограждала его от преследований. 75-летним с энтузиазмом приветствовал Революцию гвоздик и участвовал в последовавшей первомайской демонстрации.
Ferreira_castroBusto (393x700, 370Kb)
Бюст Феррейра ди Каштру в Манаусе
В 1926 году он стал президентом Ассоциации журналистов Португалии. В 1962 году избран президентом Союза писателей.
Феррейра ди Каштру умер в городе Порту, Португалия, после инсульта, 29 июня 1974 года. На родине писателя создан музей.
Творчество
Автор нескольких книг повестей и рассказов, романов. Написанный в 1928 роман «Эмигранты» (португальское название — Emigrantes) выдвинул его в первые ряды молодых писателей Португалии. Роман посвящён разоблачению рабских условий труда на кофейных плантациях Бразилии. Прекрасное знание всей описываемой обстановки позволило Феррейре ди Каштру нарисовать ряд картин значительной яркости и силы. Жестокий реализм в показе человеческого существования он сочетает с восторженным описанием тропического пейзажа. Следует также отметить мастерство Феррейры ди Каштру в живом и интенсивном развитии сюжета. Писателю также принадлежит авторство таких произведений, как роман «Поворот дороги» (1950), рассказывающий об освободительной войне испанцев в период 1936—1939 годов; роман «Высший инстинкт» (1968) — об амазонских индейцах и др. Также был известен своей туристической литературой, его книга «A Volta ao Mundo» рассказывает о путешествиях Феррейры ди Каштру по всему миру в начале Второй мировой войны. Избранные произведения: Criminoso por Ambição, 1916; Alma Lusitana, 1916; Rugas Sociais, 1917; Mas …, 1921; Carne Faminta, 1922; Êxito Fácil, 1923; Sangue Negro, 1923; A Boca da Esfinge, 1924; A Metamorfose, 1924; A Morte Redimida, 1925; Sendas de Lirismo e de Amor, 1925; A Epopeia do Trabalho, 1926; A Peregrina do Mundo Novo, 1926; Drama da Sombra, 1926; A Casa dos Móveis Dourados, 1926; voo nas Trevas, 1927; Emigrantes, Roman, 1928; A Selva, 1930; Eternidade, 1933; Terra Fria, Roman, 1934; Sim, uma Dúvida Basta, 1936; Intervalo, 1936; Pequenos Mundos, Velhas Civilizações, 1937; A Volta ao Mundo, 1940; A Tempestade, 1940; A Lã e a Neve, Roman, 1947; A Curva na Estrada, 1950; A Missão, 1954; As Maravilhas Artísticas do Mundo, Band I, 1959; As Maravilhas Artísticas do Mundo, Band II, 1963; Instinto Supremo, 1968; Os Fragmentos, 1974. . Литература: Linhares A., Ferreira de Castro, (Riode J.), 1959; Brasil J., Ferreira de Castro, (Lisboa, 1961).

Nazrul (520x700, 158Kb)
1899
Кази Назрул Ислам (бенгальское имя — কাজী নজরুল ইসলাম)
бенгальский поэт-новатор, основоположник бенгальской революционной поэзии, музыкант, революционер и философ. Один из первых бенгальских поэтов, кто во внушительном корпусе своих произведений (поэзия, музыка, проза, переписка) выступал против угнетения и ортодоксальности. Родился в округе Бурдван, Бенгалия. Он прошел школу у деревенского богослова, который научил его арабскому и персидскому языкам. В разгар Первый мировой войны вступил в бенгальский батальон английской армии и служил в течение двух лет. В это время он начал писать рассказы, стихи и песни. В 1921 г. вышла его поэма «Бунтарь», появление которой стало событием в жизни бенгальской литературы. В 1920-е гг. выступал на митингах и собраниях, занимался журналистикой. Его журнал «Дхумкету» был закрыт властями, а сам он арестован. Поэт оставил богатое литературное наследие. Интересна его художественная и публицистическая проза, драматургия, но прославился он как поэт – автор гражданских, революционных стихов и песен, близких к народным, философской и любовной лирики, стихов для детей. Он оставил более двадцати сборников стихов и песен. Вместе с Рабиндранатом Тагором оказал большое влияние на популярную бенгальскую музыку XX века. Известен как «Бидрохи Кави» (дословно: «поэт-бунтарь»), поскольку был напрямую связан с радикальными националистическими движениями (например, через журнал «Dhoomketu», редактором которого он был в 1922 году, что привело его к тюремному заключению по обвинению в мятеже). В 1922 г. вышел его первый сборник стихов «Пламенная вина», затем выходят книги стихов «Отравленная флейта» (1924), «Восточный ветер» (1925), «Соловей» (1928), «Вечер» (1929), «Лесные песни» (1932) и др. С 1926 г. он печатает свои стихи в журнале «Лангол». В этом журнале увидел свет бенгальский перевод «Интернационала», выполненный им в 1917 г. под названием «Голос народа». Несомненной творческой удачей явились его переводы газелей Хафиза и рубаи Омара Хайяма. Революционная, патриотическая поэзия поэта обозначила новый этап в истории бенгальской литературы. Его творчество представляет собой первое радикальное вмешательство в индуистскую и мусульманскую религиозную музыку и включает обращения к богине Кали, сборники газелей («Chokher Chatak», 1929) и исламские религиозные гимны («Zulfikar», 1932). Большая часть его музыки рассматривалась как радикально-романтическое использование «традиции». Один из первых композиторов-писателей, подписавших контракты с крупными звукозаписывающими компаниями Бенгалии («Megaphone» и «Senola», а затем с «HMV»), а также с Индийской радиовещательной корпорацией. Создал городскую вариацию племенной музыки джхумар для фильма «Pataal Puri» (1935) Сайладжананды Мукерджи и написал песни для кинолент «Nandini» (1941) и «Dikshul» (1943). Основал компанию «Bengal Tiger Pics» вместе с Аббасуддином Ахмедом. Их фильм по роману Ислама «Мадина» остался незавершённым. С 43-летнего возраста страдал от заболевания, приводившего к деменции и потере голоса. Умер в городе Дакка, Бангладеш, 29 августа 1976 года. Переводы на русский язык: Назрул Ислам. Избранное / Перевод с бенгали М.Курганцева. — Москва, 1963. — 82 страницы. Литература: Новикова В.А. Бенгальская литература // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962. — Том 1. Аарне — Гаврилов. — Страницы 542; Islam, Kazi Nazrul (1889-1976) // Encyclopedia of Indian Cinema / Edited by Ashish Rajadhyaksha, Paul Willemen. — L.: British Film Institute, 1994. — P. 103. — 568 p. — ISBN 978-0-85170-455-5; Priti Kumar Mitra. The Dissent of Nazrul Islam: Poetry and History. — New Delhi: OUP India, 2009; Karunamaya Goswami. Kazi Nazrul Islam: A Biography. — Dhaka: Nazrul Institute, 1996; Shantanu Ray Chaudhuri. Kazi Nazrul Islam: A look at the rebel poet’s interesting association with cinema // The Telegraph. — 2023. — 29 August.

Suzanne_Lenglen (525x700, 158Kb)
1899
Сюзанн Рашель Флора Ленглен (французское имя — Suzanne Rachel Flore Lenglen)
французская теннисистка, двукратная олимпийская чемпионка 1920 года, более чем тридцатикратная победительница турниров Большого шлема в одиночном, женском парном и смешанном парном разряде. Член Международного зала теннисной славы.
Детство и первые игровые успехи
Сюзанн Ленглен родилась в городе Компьен; департамент Уаза, Франция, позже её отец, Шарль, рантье со средним достатком, перевёз семью в Ниццу. Именно отец стал первым тренером Сюзанн, когда она впервые взяла в руки ракетку в возрасте 11 лет. Шарль, бывший секретарём теннисного клуба Ниццы, обеспечивал дочери бесплатные тренировки дважды в неделю и разминочные игры с клиентами клуба, в число которых в зимние месяцы входили многие из сильнейших теннисистов мира. Шарль внимательно изучал стиль игры ведущих теннисистов и впоследствии организовывал дочери спарринги с игроками-мужчинами, прививая ей навыки, позже сделавшие её недосягаемой для соперниц-женщин. Он также часами отрабатывал с Сюзанн точность удара, заставляя раз за разом попадать мячом в носовой платок, который он передвигал по корту. Впервые всерьёз Сюзанн заявила о себе накануне Первой мировой войны. В 1914 году она дошла до финала национального чемпионата Франции, где уступила Маргарит Брокди 6:2 6:1. Но Ленглен, проиграв одиночный титул, выиграла в миксте вместе с Максом Декюжи, а на проходившем в Париже чемпионате мира на твёрдых (грунтовых) кортах стала абсолютной чемпионкой, победив во всех трёх разрядах. Ожидалось, что 14-летняя Сюзанн летом примет участие в своём первом Уимблдонском турнире, но Шарль решил повременить с лондонским дебютом до следующего года, и в итоге начавшаяся война отложила появление Ленглен на Уимблдоне на пять лет.
На вершине любительского тенниса
Впервые приехав на Уимблдон в 1919 году, Ленглен должна была до матча за чемпионское звание пройти сито турнира претендентов, в котором она разгромила всех соперниц, отдав по пути к раунду вызова только 17 геймов и ни одного сета. В раунде вызова Ленглен встретилась с семикратной победительницей этого турнира — 40-летней англичанкой Доротеей Ламберт-Чамберс. Долгая и изнурительная борьба в первом сете приносит успех Ленглен — 10:8 (тай-брейков в то время не играли). Во втором сете опытнейшая англичанка берет верх 6:4. В решающей партии двадцатилетняя француженка сумела дожать хозяйку корта со счётом 9:7. Впоследствии она называла этот матч самым сложным, а победу — самой сладкой в своей карьере. Кроме того, Ленглен выиграла парный турнир вместе с американкой Элизабет Райан, причем и тут ей в финале противостояла Ламберт-Чамберс в паре с Этель Паркомб. На следующий год Ленглен уже стала абсолютной чемпионкой Уимблдона. В раунде вызова ей вновь противостояла Ламберт-Чамберс, но на этот раз победа француженки была убедительной — 6:3, 6:0. Кроме того, она победила в паре и в миксте (в паре с Джеральдом Паттерсоном). В 1920 году пришла и первая победа на чемпионате Франции, причём Ленглен выиграла его тоже сразу во всех трех разрядах: в одиночном, парном и миксте. Дополнением к триумфам в Лондоне и Париже стали три медали, завоёванных на олимпийском турнире в Антверпене — «золото» в одиночном разряде и женских парах и «бронза» в миксте. В 1921 году Ленглен, в очередной раз выигравшая Уимблдонский турнир в одиночном и парном разрядах и подтвердившая свой титул на чемпионате мира на твёрдых кортах в финальном матче с чемпионкой США Моллой Бьюрштедт-Маллори, впервые отправилась в Америку, чтобы принять участие в чемпионате США. Её отец возражал против этого шага, называя его большой ошибкой, и оказался прав: Сюзанн прибыла в США накануне турнира, без практики на борту лайнера, и узнала, что её соперница в первом круге, Элинор Госс, отказалась от игры. Между тем уже во втором круге ей предстоял матч с Моллой Маллори — система жеребьёвки, «разводящая» фаворитов по разным концам турнирной сетки, ещё не была введена в обиход, — и этот матч организаторы решили провести вместо игры первого круга, чтобы не разочаровывать зрителей, собравшихся на стадионе в Нью-Йорке посмотреть на Ленглен. Таким образом, Сюзанн вышла на игру с самой сильной из возможных соперниц после единственного дня отдыха и одной тренировки после долгого перерыва. Помимо всего прочего, она была сильно простужена, и в результате её ударам не хватало ни силы, ни точности, в то время как Маллори была на пике формы. Американка выиграла первый сет со счётом 6:2, а в начале второго Ленглен на своей подаче сделала двойную ошибку, после чего сдала матч, объявив, что слишком плохо себя чувствует, чтобы продолжать. Это поражение стало первым и последним за всё время выступлений Ленглен в любительских турнирах вплоть до 1926 года; она также ни разу больше не заявлялась на чемпионат США, все свои победы одерживая в Европе. Уже на следующий год после поражения в Нью-Йорке она расправилась с Маллори в финале Уимблдонского турнира, отдав ей за всю игру только два гейма. Ленглен продолжала безраздельно доминировать на европейских кортах вплоть до начала 1926 года. За это время она ещё трижды выиграла Уимблдонский турнир и по два раза — чемпионат мира на твёрдых кортах и чемпионат Франции, после 1924 года занявший в мировой табели о рангах место самого престижного международного грунтового турнира. Очередная болезнь заставила Сюзанн отказаться от борьбы в разгар Уимблдонского турнира 1924 года и пропустить следовавшую прямо за ним Олимпиаду в Париже, где она расценивалась как однозначный фаворит. В итоге в Париже победила юная американка Хелен Уиллз, обыграв в финале новую чемпионку Уимблдона — англичанку Китти Маккейн, вероятно, также обязанную своим титулом болезни Ленглен. Но уже на следующий год иерархия была восстановлена, и Ленглен в очередной раз стала абсолютной победительницей как Уимблдона, так и чемпионата Франции, где, в частности, дважды (в одиночном и женском парном разрядах) обыграла в финалах Маккейн. В одиночном разряде на Уимблдоне в этот год она отдала семи соперницам в общей сложности пять геймов, а на чемпионате Франции ограничилась четырьмя.
Suzanne_Lenglen01 (563x700, 257Kb)
Сюзанн Ленглен (слева) и Хелен Уиллз, 1926 год
В начале 1926 года олимпийская чемпионка, 20-летняя Хелен Уиллз, созрела для того, чтобы бросить вызов непобедимой Ленглен. Она приехала на Французскую Ривьеру в середине января, и в течение месяца они с Ленглен поочерёдно участвовали в местных турнирах, не встречаясь между собой: когда одна из них записывалась для участия в турнире, другая незамедлительно от него отказывалась. Друзья Сюзанн вспоминали, что вызов откровенно страшил её: на кон была поставлена её почти незапятнанная репутация лучшей теннисистки мира, семь лет побед, которые могло перечеркнуть единственное поражение. Наконец соперницы всё же встретились в финале турнира в Каннах в середине февраля. Шарль Ленглен был болен, и на матче присутствовала только мать Сюзанн, Анаис, от которой дочь не получала ожидаемой поддержки. Ленглен выиграла первый сет 6:3, однако было заметно, что её форма далека от оптимальной. Во втором сете шла равная борьба, Уиллз даже повела по ходу 4:3, но в дальнейшем игра складывалась в пользу Ленглен. При счёте 6:5 по геймам и 40-15 на подаче Сюзанн её соперница послала мощный мяч ей под правую руку, и кто-то крикнул: «Аут!» Ленглен уже направилась к сетке, чтобы пожать руку проигравшей американке, а зрители бросились на корт поздравлять победительницу, но тут выяснилось, что мяч был правильный, а выкрик раздался откуда-то с трибун. Счёт был изменён на 40:30, Сюзанн проиграла следующие три подачи и дала Уиллз сравнять счёт, но всё же выиграла следующие два гейма, а с ними и весь матч. После игры она была совершенно обессилена и на грани истерики. После этого она ещё выиграла очередной чемпионат Франции, но становилось ясно, что дни её господства на корте заканчиваются. На Уимблдонском турнире 1926 года произошёл эпизод, который, возможно, также повлиял на дальнейшие события карьеры Ленглен. На матч с её участием приехала королева Мария, но из-за технической накладки французская чемпионка неправильно поняла, в котором часу должна начаться игра. В результате оказалось, что она заставила королеву ждать своего появления. От волнения Ленглен потеряла сознание, сдала матч без игры и больше не появлялась на Уимблдоне.
Уход в профессионалы
Во второй половине 1926 года Ленглен предприняла неожиданный шаг: она подписала контракт с профессиональным импресарио Чарльзом Пайлом на показательное турне по разным континентам. Её партнёршей должна была стать Мэри Браун — капитан сборной США в Кубке Уайтмен и последняя соперница Сюзанн по финалу чемпионата Франции, а сумма гонорара, по слухам, составляла сто тысяч долларов (Браун должна была получить 30 тысяч). Другими участниками турне стали олимпийские чемпионы Парижской Олимпиады Винсент Ричардс и Говард Кинси, четвёртая ракетка Франции среди мужчин Поль Фере и профессиональный теннисный тренер Харви Снограсс. Переходя в разряд профессионалов, Ленглен выступила с резкими заявлениями в адрес организаторов любительских турниров, изыскивавших всевозможные способы обойти запрет на денежные призы игрокам. Первый матч профессионального тура Ленглен состоялся 9 октября 1926 года в Нью-Йорке, в «Madison Square Garden», в присутствии 13 тысяч зрителей (в их числе губернатор штата Нью-Йорк, мэр Нью-Йорка и сильнейший американский теннисист Билл Тилден), на глазах которых она разгромила Браун так же немилосердно, как и в Париже — окончательный счёт 6:1, 6:1. Турне проследовало по крупнейшим городам США и Канады, и почти везде имя Ленглен собирало полные залы. К концу американского турне в феврале она провела против Браун 38 матчей, во всех одержав победу. 15 февраля было объявлено об отмене запланированного турне по Европе: Пайл обвинил Ленглен в попытках договориться с другими антрепренёрами и заявил, что больше не будет устраивать теннисных туров. Винсент Ричардс продолжил дело развития профессионального тенниса, но Ленглен по окончании тура немедленно вернулась в Европу.
Последние годы жизни
Во Франции Сюзанн, исключённая из всех списков любительской федерацией тенниса Франции и не допускавшаяся к соревнованиям, была вынуждена продавать спортивную одежду в парижском бутике. Её отец умер в 1929 году, вилла в Ницце была продана, чтобы расплатиться с долгами. Когда в 1933 году федерация согласилась восстановить Фере в статусе любителя, ожидалось, что аналогичный шаг будет предпринят и в отношении Ленглен, но этого так и не случилось. В том же году она заняла должность директора государственной теннисной школы в Париже, окончательно зафиксировав свой статус теннисного профессионала, и занялась написанием учебников теннисной игры. Всего она написала три книги: «Теннис на траве», «Теннис на траве для девочек» и «Теннис путём простых упражнений».
Ленглен продолжала заведовать теннисной школой до 1938 года. В июне этого года у неё была диагностирована пернициозная анемия — болезнь, которая к тому моменту уже не считалась смертельной, но, наложившись на и без того не блестящее здоровье бывшей чемпионки, стала роковой. Сюзанн Ленглен скончалась 4 июля 1938 года. На её отпевании в парижской церкви Успения Богородицы присутствовали представители премьер-министра Франции Даладье и шведского короля Густава V, а также двое из «четырёх мушкетёров» французского мужского тенниса — Жан Боротра и Жак Брюньон. После этого похоронная процессия проследовала в предместье Сент-Уан, где Сюзанн была предана земле рядом со своим отцом.
Стиль
Игровой стиль Сюзанн Ленглен был плодом многолетних тренировок, в том числе с партнёрами-мужчинами. Её соперница по профессиональному туру, Мэри Браун, признавая, что её удары уступали по силе ударам Хелен Уиллз, в то же время говорила, что в любом другом компоненте игры никто не мог сравниться с Ленглен, хотя некоторые теннисистки и приближались к ней по природным способностям. Браун отмечала закрученные удары и рваный ритм игры Ленглен, объясняя, что её мячи, несмотря на кажущуюся «мягкость», было всегда трудно отбивать. Кроме того, среди особенностей игры Ленглен Браун называла её способность предвидеть действия соперниц и привычку изматывать их, посылая мячи поочерёдно в разные углы корта, то на задней линии, то вдруг заставляя идти к сетке укороченным ударом. Браун вспоминала, что по ходу турне не раз получала преимущество в сете 4:0, но ей никак не удавалось завершить сет победой — Ленглен заставляла её выложиться полностью для получения этого преимущества и затем переламывала ход игры, загоняя усталую соперницу убийственно точными ударами. Другая соперница Ленглен, Хелен Уиллз, вспоминала, что в их единственном матче в Каннах была удивлена тем, что удары Сюзанн оказались, вопреки ожиданиям, не особенно сильными и не особенно трудными для приёма, но её преимущество заключалось в настойчивости и способности нацеливать удар в самые неожиданные точки корта. Журналистка «Sports Illustrated» Сара Пилегги пишет, что на корте Ленглен была перфекционисткой. В определённом смысле это относится и к её стилю в жизни. Современники отмечают, что Ленглен и в юности, и позже была далеко не красавицей. Журналист Эл Лейни писал, что её лицо в лучшем случае можно было назвать заурядным — с длинным крючковатым носом, неровными зубами, желтоватой кожей и бесцветными глазами. Но в салонах она неизменно затмевала любых красавиц. Она задавала моду в теннисе и за его пределами, в любую жару являясь на матчи в шубках или отороченных мехом пальто с массивными воротниками. Под шубой скрывались плиссированные белые шёлковые юбки до колена и белые же шёлковые чулки, тоже закатанные до колена, а выше — свитера ярких цветов, неизменно гармонировавшие с её фирменной лентой вокруг головы, которая заменяла ей традиционные теннисные шляпки. Вслед за ней эти ленты стали носить миллионы женщин, в том числе и те, кто никогда не играл в теннис. Костюмы для Ленглен создавал знаменитый парижский кутюрье Жан Пату. На корте она предпочитала свободную, удобную одежду, подходившую для её стиля игры, полного прыжков и почти балетных па, и эти предпочтения сказались на теннисной моде, отправив в прошлое длинные юбки и сковывающие движение корсеты. Ещё одна соперница Ленглен, а по совместительству её постоянная партнёрша в женских парах Элизабет Райан говорила: «Все теннисистки должны на коленях благодарить Сюзанн за избавление от тирании корсетов». Шикарная, блестящая парижанка, остроумная собеседница и популярнейшая спортсменка мира, естественно, привлекала к себе внимание многих мужчин; у неё был своеобразный «двор», состоящий из ловящих каждое её слово поклонников. Но замуж Ленглен так и не вышла, хотя в конце 1926 года казалось, что намечается свадьба с калифорнийским плейбоем Болдуином М. Болдуином, внуком миллиардера Лаки Болдуина. Сюзанн даже возила мать в Калифорнию знакомиться с матерью ухажёра, но сперва тот должен был развестись. Этот развод так и не состоялся, хотя роман Ленглен и Болдуина продлился вплоть до 1930 года.
Достижения
Первая ракетка мира в 1925 и 1926 годах.
Олимпийская чемпионка 1920 года в Антверпене в одиночном разряде.
Олимпийская чемпионка 1920 года в Антверпене в парном разряде.
Бронзовый призёр в миксте на Олимпиаде 1920 года в Антверпене.
Победительница чемпионата Франции в одиночном разряде — 6 раз (1920—1923, 1925, 1926).
Победительница чемпионата Франции в женском парном разряде — 6 раз (1920—1923, 1925, 1926).
Победительница чемпионата Франции в миксте — 7 раз (1914, 1920—1923, 1925, 1926).
Победительница Уимблдонского турнира в одиночном разряде — 6 раз (1919—1923,1925).
Победительница Уимблдонского турнира в женском парном разряде — 6 раз (1919—1923,1925).
Победительница Уимблдонского турнира в миксте — 3 раза (1920, 1922, 1925).
Финалист чемпионата Франции в одиночном разряде — 1 раз (1914).
Победительница чемпионата мира на твёрдых кортах в одиночном разряде — 4 раза (1914, 1921—1923)
Победительница чемпионата мира на твёрдых кортах в женском парном разряде — 3 раза (1914, 1921, 1922)
Победительница чемпионата мира на твёрдых кортах в миксте — 4 раза (1914, 1921—1923)
В общей сложности за любительскую карьеру — 81 титул в одиночном разряде, 73 в женских парах и 8 в миксте.
Участие в финалах турниров Большого шлема и чемпионата мира на твёрдых кортах
Одиночный разряд (12-0)
Победы (12)
Suzanne_Lenglen02 (662x378, 259Kb)
Память
На следующий день после смерти Сюзанн Ленглен была удостоена высшей награды Франции — ордена Почетного легиона, а в 1978 году её имя было внесено в списки Международного зала теннисной славы. Её имя носит один из центральных кортов в Париже, на котором проходят матчи Открытого чемпионата Франции по теннису в наше время, а также кубок, с 1987 года вручаемый победительнице Открытого чемпионата Франции в женском одиночном разряде. Литература: Allison Danzig. Suzanne Lenglen // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). — Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. — P. 97—99. — ISBN 1-57859-000-0.

00Henri MichauxL (700x700, 170Kb)
1899
Анри Мишо (французское имя — Henri Michaux)
французский поэт и художник с валлонскими, немецкими, испанскими корнями. Родился в городе Намюр, Бельгия. Рос одиноким, крайне болезненным ребенком, не удовлетворенным собой и окружающими, переполненным духом сопротивления. После оккупации Бельгии немцами пытался учиться медицине, бросил курс, в 1920—1921 плавал матросом в Германию, Великобританию, Южную и Северную Америку. С 1924 жил в Париже, с 1955 — гражданин Франции.
Творчество
В 1925, после увиденной в Париже выставки сюрреалистов, начал заниматься живописью и графикой. В 1937 первая выставка живописных работ Мишо состоялась в галерее «Библиотеки Плеяды» в Париже. В 1954 в качестве эксперимента впервые пробует мескалин, в 1956 выпускает книгу очерков об эффектах наркотиков «Убогие чудеса» с сорока восемью собственными рисунками автора. После премии на венецианской Биеннале 1960 первая всемирная ретроспектива живописи и графики Мишо открылась в 1964 в амстердамском музее Стиделийк и женевской галерее Мотт. В дальнейшем ретроспективные выставки не раз проходили в крупнейших музеях и галереях Парижа и Брюсселя, Вены, Стокгольма и Лиссабона, Нью-Йорка, Монреаля и Токио. 17 июня 1997 такая выставка была организована Вадимом Козовым при поддержке посольства Франции во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в Москве. Мишо — автор книги записок о Востоке «Варвар в Азии» (1933, в 1941 Борхес перевел её на испанский), сборников галлюцинаторной лирики и гротескно-фантастических стихотворений в прозе «Внутреннее пространство» (1944), «Жизнь в щелях» (1949), «Лицом к засовам» (1954), «Великие испытания духа с приложением бесчисленных малых» (1966), эссе о живописи и художниках «Переходы» (1950), сборников афоризмов «Угловые опоры» (1971) и др., многие из которых сам иллюстрировал. От присужденной Мишо национальной премии Франции по литературе (1964) он отказался. Мишо-писатель никогда не соглашался считать себя равным собственной «паспортной личности», в том числе — писательской, и любыми словесными, изобразительными, музыкальными средствами (он сочинял ещё и музыку) боролся за умножение возможностей быть другим. Отсюда его постоянное выворачивание обыденного здравомыслия, которое на поверку не отличить от абсурда, отсюда стирание границ между реальностью и фантастикой в его литературе, между изображаемым и изображением в его живописи и графике.
Признание
«З стихотворения Анри Мишо» для смешанного хора и оркестра (1963) написал Витольд Лютославский, З сочинения для голоса — французский композитор Анри Соге (1965). Несколько текстов Мишо были использованы в концерте американской певицы и композитора Диаманды Галас «Defixiones, Will and Testament» (1999, диск 2003), на стихах Мишо построена вокально-симфоническая поэма российского композитора Валерия Грунера «Песни моря» (2000). Балет Mouvements по стихам и рисункам Мишо поставила в 2005 Мари Шуйнар. На Авиньонском фестивале 2006 был показан спектакль Жозефа Наджа «Асобу» по книге Мишо «Дикарь в Азии» (музыка В.Тарасова). Умер в Париже 19 октября 1984 года. Книги Мишо: Qui je fus/ Кем я был (1927); Ecuador/ Эквадор (1929); Un barbare en Asie/ Варвар в Азии (1933, несколько раз переиздавалась автором с исправлениями); La nuit remue/ Ночь шевелится (1935); Voyage en Grand Garabagne/ Путешествие в Великогарабанию (1936); Plume/ Некто Плюм (1938); Au pays de la Magi/В краю Магии (1941); L’Espace du dedans/ Внутреннее пространство (1944); La Vie dans les plis/ Жизнь в щелях (1949); Passages/ Переходы (1950); Face aux verrous/ Лицом к засовам (1954); L' Infini turbulent/ Взвихренный поток (1957); Connaissance par les gouffres/ Знакомство по безднам (1961); Poteaux d’angle/ Угловые опоры (1971); Les Ravagés/ Помраченные (1976); Une voie pour l’insubordination/Путем неподчинения (1980); Affrontements/ Стычки (1980); Par des traits/ Абрис образа (1984); À distance/ Со стороны (1996, посмертно). Сводные издания Oeuvres Complètes. Vol.I-III/ Ed. par par Raymond Bellour. Paris: Gallimard, 1999—2004 (la Bibliothèque de la Pléiade) /полное собрание сочинений/.
Переводчики
На русский язык Козовой, Вадим Маркович; Дубин, Борис Владимирович; Баскакова, Татьяна Александровна. На другие языки: Локенатх Бхаттачарья — бенгали; Хорхе Луис Борхес — испанский; Михайло Москаленко — украинский; Патрик Оуржедник — чешский; Катарина Фростенсон — шведский. Публикации на русском языке: Стихи] // Иностранная литература, 1967, № 9; [Стихи]// Раймон Кено. Анри Мишо. Жан Тардье. Рене Шар. Москва: Прогресс, 1973, страницы 129-208; [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. Москва: Художественная литература, 1977, страницы 621-622; Поэты путешествуют// Митин журнал, 1991, № 39 (то же — Звезда Востока, 1992, № 5); Пауль Целан на дороге жизни// Иностранная литература, 1996, № 12; «Рисовать, чтобы отбиваться» [эссе о живописи]// Иностранная литература, 1997, № 6; Поэзия. Живопись/ Составление и общая редакция В.Козового. Москва: Рудомино, 1997; [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах/ Составление Е.Витковского. Санкт-Петербург: Евразия, 1999, страницы 601-603; В стране магии// Иностранная литература, 2000, № 8; [Стихи]// Французская поэзия: Антология. Перевод с французского В.М.Козового. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001, страницы 225-229; Портрет А./ Составление О.Кустовой, А.Поповой. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2004; [Стихи]// Французская поэзия XX века. Москва: Эксмо, 2005, страницы 198-200; Помраченные// Козовой В. Выйти из повиновения. Москва: Прогресс-Традиция, 2005, страницы 333-363; [Эссе о живописи]// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2005, страницы 51-87. Литература: Bertelé R. Henri Michaux. Paris: Seghers, 1957; Bréchon R. Michaux. Paris: Gallimard, 1959; Jouffroy A. Henri Michaux. Paris: éd. Georges Fall, 1961; Bellour R. Henri Michaux ou Une mesure de l'être. Paris: Gallimard, 1965; Maulpoix J.M. Michaux, passager clandestin. Seyssel: Champ Vallon, 1984; Pacquement A. Henri Michaux: Peintures. P.: Gallimard, 1993; Schneider U. Der poetische Aphorismus bei Edmond Jabes, Henri Michaux und Rene Char: zu Grundfragen einer Poetik; Stuttgart: Steiner, 1998; Magazine littéraire, 1998, n°364 (спецвыпуск журнала); Verger R. Onirocosmos: Henri Michaux et le reve. Paris: Presses Sorbonne nouvelle, 2004; Martin J.-P. Henri Michaux. Paris: Gallimard, 2004 (фундаментальная биография); Margaret Rigaud-Drayton. Henri Michaux: Poetry, Painting, And The Universal Sign Oxford e.a.: Oxford UP, 2005; Козовой В. Анри Мишо близкий и далекий// Мишо А. Поэзия. Живопись…, страницы 3-20; Великовский С. Между сумерками и канунами (Мишо. Шар. Френо. Гильвик)// Он же. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998, страницы 556-590; Дубин Б. Неизвестная величина: Французский поэт и художник Анри Мишо в сегодняшней России// пушкин, 1998, № 4, страницы 26-27; Ролен О. Пейзажи детства. Москва: Независимая газета, 2001; Попова А. Анри Мишо — вечно в скверном настроении?// Мишо А. Портрет А…. страницы 373-4044; Дюпен Ж. Созерцатель за работой (Анри Мишо)// Пространство другими словами…, страницы 257-268.

Aleksandra_Panova0 (548x700, 129Kb)
1899
Александра Петровна Панова
советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР. Родилась в городе Москва, Российская империя. В 1917 году окончила Московскую театральную студию при театре Е.Суходольской. Играла в Московском театре Сатиры, Замоскворецком театре, в театрах миниатюр Москвы и Ленинграда, Театре обозрений Дома печати, в Театре ВЦСПС (Москва). В 1936—1945 годах — актриса Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, с 1945 года — в Театре-студии киноактёра в Москве. В 1940 году была удостоена зания Заслуженный артист РСФСР. Работала на дублировании фильмов и озвучанием мультфильмов. Умерла в родном городе 8 октября 1981 года.
Роли в театре
Большой драматический театр: 1939 — «Дачники» М.Горького; режиссёр: Б.А.Бабочкин — Ольга Алексеевна. Фильмография: 1936 — Цирк — кассирша; 1941 — Отец и сын; 1946 — Старинный водевиль — Евпраксия Аристарховна Фырсикова; 1948 — Молодая гвардия — Ефросинья Мироновна, мать Любови Шевцовой; 1948 — Три встречи — Соломониха;1950 — Далеко от Москвы — секретарь Батманова; 1950 — Кавалер Золотой Звезды — Марфа Любашёва; 1951 — Сельский врач — Софья Саввишна; 1954 — Тревожная молодость — Рогаль-Пионтковская; 1956 — Обыкновенный человек — Параша, прислуга Ладыгина; 1956 — Первые радости — Шубникова; 1957 — Повесть о первой любви — Антонина Ивановна Болтянская, директор школы; 1958 — Ночной гость — бабка Юля; 1959 — Сверстницы — тетя Светланы; 1960 — Серёжа — тётя Паша; 1960 — Воскресение (1 серия) — Аграфена Петровна; 1962 — Грешница — мать Ксении; 1964 — Сказка о потерянном времени — старушка с авоськой; 1965 — Сквозь ледяную мглу — Мать Смирнова; 1969 — Преступление и наказание — Амалия Ивановна; 1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Евгения Яковлевна Чехова, мать Чехова; 1970 — Кремлёвские куранты — нищая; 1971 — Руслан и Людмила — мать Рогдая; 1972 — Чиполлино — Графиня Вишня; 1973 — Возле этих окон... — Елена Ивановна, профессор; 1976 — Трын-трава — музейный работник; 1977 — Усатый нянь — эпизод; 1981 — Всем - спасибо! Озвучивание мультфильмов: 1950 — Волшебный клад — жена Галсана; 1951 — Лесные путешественники — Сойка; 1955 — Юля-капризуля — Ворона (нет в титрах); 1956 — Лесная история — Ворона (нет в титрах); 1960 — Машенька и медведь — Бабушка Маши; 1963 — Проверьте ваши часы — Единица; 1967 — Зеркальце — Ворона; 1967 — Песенка мышонка — Сорока; 1967 — Раз, два — дружно! — Сорока; 1968 — Чуня — Утка (нет в титрах).

Челпан (569x700, 50Kb)
1899
Константин Фёдорович Челпан
советский конструктор дизельных двигателей, начальник дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода, руководитель конструкторского коллектива по созданию танкового дизеля В-2, используемого, в частности, в танке Т-34. Главный конструктор по машиностроению (с 1935 г). Родился в селе Чердаклы Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния Российская империя (ныне село Кременевка, Никольский район, Донецкая область) в семье крестьянина-кулака, имевшего греческие корни и раскулаченного и расстрелянного в 1930 году. После окончания в 1919 году реального училища и участия в Гражданской войне, поступил в Харьковский технологический институт, который в 1924 году блестяще окончил. После окончания института работал на Харьковском паровозостроительном заводе конструктором, начальником дизельного отдела, главным конструктором, начальником конструкторского бюро. В 1928—1929 годах был направлен на стажировку в Германию, Швейцарию, Англию. В 1928—1937 годах — начальник конструкторского бюро и главный конструктор по дизельному двигателю Харьковского паровозостроительного завода.
Дизель В-2
Под руководством Челпана был создан алюминиевый танковый дизель В-2», который был установлен в танк Т-34 и в другие машины. За разработку двигателя инженер получил в 1935 году Орден Ленина и звание Главного конструктора. Арестован 15 декабря 1937 года по делу о «греческом заговоре». Осуждён Комиссией НКВД и прокурора СССР к расстрелу. 11 марта 1938 года расстрелян в харьковской тюрьме. Реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 июля 1956 года. Восстановлен в КПСС в 1988 году.

 (498x699, 71Kb)
1900
Эдуардо Де Филиппо (итальянское имя — Eduardo De Filippo)
итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. В Италии его зовут просто Эдуардо. Мир открыл его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь его в искусстве начался очень рано. Родился в Неаполе. Он, его сестра Титина и его брат Пеппино были внебрачными детьми великого неаполитанского актера Эдуардо Скарпетты. На сцену впервые вышел в четыре года. Его детство, отрочество и юность прошли в театре его отца, где он учился будущей профессии, мастерству актерской игры, умению сочинять сценарии и пьесы, а также навыкам руководства труппой. Театр стал его жизнью и, по существу, единственной школой. Регулярного законченного образования он не получил: учился только в школе и недолго в колледже. В четырнадцать лет заключил свой первый контракт и был зачислен актером в театр сводного брата Винченцо Скарпетты, ведущую в то время неаполитанскую труппу. Эта труппа оставалась для него главной и в дальнейшем, хотя время от времени он работал и в других театрах. В театре В.Скарпетты были исполнены и его первые комедии, лучшие из которых – Говорите ему всегда «да» (1927) и Человек и джентльмен (1922) – до сих пор остаются в репертуаре театров разных стран. Вместе с братом и сестрой много работал в кинотеатрах перед началом сеансов, а также в варьете, которое в те годы было очень популярно. Много сочинял для варьете, в основном одноактные пьесы. Огромный успех имел его фарс Сик-Сик – мастер чудес (1930) о бедном странствующем фокуснике – пьеса грустная и очень смешная. Его братья и сестра мечтали о создании своего театра, который они смогли открыть лишь в конце 1931. Они назвали его «Юмористический театр Де Филиппо»; художественным руководителем стал Эдуардо, Пеппино – администратором, Титина – первой актрисой. Они дебютировали двухактной пьесой Эдуардо Кто счастливее меня (1929) и одноактной комедией Пеппино Любовь и арбалеты. Основу репертуара театра составляли пьесы Эдуардо, исполняли они также комедии Пеппино, Титины де Филиппо и других неаполитанских авторов. Театр просуществовал 13 лет. В конце 1944 пути братьев разошлись, каждый из них возглавил свой театр. Сестра Титина осталась с Эдуардо. Для нее он написал много женских ролей в своих пьесах, в частности роль Филумены Мартурано. В марте 1945 в Неаполе открылся «Театр Эдуардо» – на оперной сцене театра Сан Карло была дана премьера его пьесы Неаполь-миллионер, в которой главные роли исполнили автор и его сестра. Спектакль имел огромный успех. С этой пьесы началась большая драматургия Филиппо и его театр. В 1954 купил в Неаполе театр Сан Фердинандо, разрушенный во время войны, и на собственные средства восстановил его. Здесь стала работать его вторая труппа «Скарпеттиана», где исполнялись комедии Э.Скарпетты и других неаполитанских драматургов. Его театр складывался под воздействием искусства психологической правды, с одной стороны, и традиции неаполитанского диалектального театра, с другой. Не избежал он и влияния Луиджи Пиранделло. Не будучи сам неореалистом, Эдуардо Де Филиппо был очень близок кругу идей этого направления. «Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни», – так определял он главную особенность своего искусства, суть которого в тесной связи с жизнью народа, с повседневным бытом неполитанцев. Вместе с тем (и именно этим он отличался от художников-неореалистов) его театр развивался в русле традиции неаполитанской сцены, уходящей корнями в комедию масок. Как художник он уникален тем, что является непосредственным продолжателем сценической культуры итальянской народной комедии, жизнь которой на юге страны, в Неаполе, не прерывалась никогда. Все его драматические сочинения посвящены родному Неаполю, все его герои – обыкновенные неаполитанцы: простые горожане, скромые служащие, мелкие буржуа, безработные или актеры, кочующие со своей труппой... Его пьесы показывают течение будничной жизни, воссозданнй с такой достоверностью, словно это сама жизнь. Вместе с тем его пьесы сценичны, их отличает острота сюжетных построений, в них живет народный дух площадного театра с актерскими импровизациями, буффонадой, лацци. В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии, фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание. Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его театра является главный герой. Эту роль он писал для себя и частично с себя и сам ее исполнял, поэтому персонаж обычно близок автору и внешне и внутренне. Этот персонаж имеет одну редкую особенность: он может восприниматься и как живое человеческое лицо, и как условый комический персонаж, поскольку имеет все свойства человека и наделен чертами театральной маски. И это не удивительно, так как свою родословную персонаж ведет от одной из самых популярных масок комедии дель арте – Пульчинеллы. Эдуардо Де Филиппо, по его словам, – автор 55 пьес для театра. Среди лучших его творений: Рождество в доме Купьелло (1931), Неаполь-миллионер (1945), Призраки (1946), Филумена Мартурано (1946), Моя семья (1956), Де Преторе Винченцо (1957; в России она шла под названием Никто или Вор в раю), Суббота, воскресенье, понедельник (1959), Искусство комедии (1965), Цилиндр (1966). Художник «необычайной чистоты и мудрости, пробуждающий волю к жизни и любовь к человечеству» (П.Марков), он всегда был очень любим в нашей стране. В послевоенные десятилетия был самым репертуарным зарубежным драматургом. Пьесы его не сходят со сцен русских театров и по настоящее время. В 1973 написал свою последнюю комедию Экзамены никогда не кончаются. Он много работал в кино, снимался у разных режиссеров, в частности у В.де Сика в фильме Золото Неаполя, снимал фильмы сам (одна из его лучших режиссерских работ в кино – Неаполь-миллионер, где он сыграл главную роль). Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере – Нос Шостаковича (1964). Последние годы жизни много работал на телевидении, снимал свои комедии, а также комедии своих предшественников в неаполитанском театре. В Римском университете вел курс по драматургии. В 1981 президентом Италии был назначен пожизненным сенатором. Был трижды женат. Во втором браке у него родилось двое детей – сын Лука и дочь Луизелла. Девочка внезапно умерла в возрасте 10 лет от кровоизлияния в мозг, эту трагедию он переживал очень тяжело. Сын Лука де Филиппо стал актером. Ему Эдуардо Де Филиппо передал свой театр. Умер в Риме 31 октября 1984 года. Награды: Каннский кинофестиваль, 1951 год , Номинация: Большой приз фестиваля («Неаполь, город миллионеров»); Венецианский кинофестиваль, 1981 год, Победитель: Приз имени Пьетро Бьянчи. Сочинения: Cantata dei giorni dispari, v. 1-2, (Torino, 1957-1958).
Библиография
Автор 55 пьес для театра, среди которых: 1931 — «Рождество в доме Купьелло»; 1932 — «Дженнариньелло», (Gennareniello) — одноактная пьеса. Опубликована в журнале «Современная драматургия», № 1, 2016 год (перевод В. Попова, 1980); 1933 — «Человек и джентльмен» (в СССР телевизионный спектакль Театра им. Ленсовета, 1973 г., в главной роли Анатолий Равикович); 1936 — «За девушками нужен глаз да глаз» (Occhio alle ragazze) — одноактная пьеса (перевод В.Попова, 2015); 1938 — «Опасно, но не смертельно» (Pericolosamente) — одноактная пьеса. Опубликована в журнале «Современная драматургия», № 1, 2016 год (перевод В.Попова, 2014); 1940 — «Не заплачу́!» (Non ti pago) — комедия в трёх действиях. Экранизирована на ЦТ СССР — «Не заплачу́!» (режиссёр Г.Зелинский, 1983 г.); 1945 — «Неаполь — город миллионеров»; 1945 — «Чёрные очки» (Occhiali neri) — одноактная пьеса (перевод В.Попова, 2015); 1946 — «Призраки»; 1946 — «Филумена Мартурано» (Filumena Marturano) — новая редакция (перевод с неаполитанского В.Попова. 2013); 1947 — «Ложь на длинных ногах». По этой пьесе в СССР в 1983 году был снят одноимённый художественный фильм, режиссёрами В.Андреевым и В.Храмовым.; 1948 — «Великая магия» (в СССР в 1980 году снят двухсерийный телеспектакль Театра имени Евг.Вахтангова, русский текст Сергея Михалкова, режиссёр М.Белович, в ролях: Ю.Яковлев, И.Купченко, В.Этуш, Л.Максакова); 1956 — «Моя семья»; 1957 — «Никто, или Вор в раю»; 1957 — «Де Преторе Винченцо»; 1959 — «Суббота, воскресенье, понедельник» (в СССР телеспектакль Театра им. Ермоловой,1971 г.,); 1961 — «Мэр района Санита»; 1965 — «Искусство комедии»; 1966 — «Цилиндр»; 1973 — «Экзамены никогда не кончаются»; 1981 — «Симпатия» — перевод В.Попова, 1995.
Фильмография
Режиссёр: 1939 — В полях упала звезда / In campagna è caduta una stella; 1943 — Маска, я тебя знаю! / Ti conosco, mascherina!; 1950 — Неаполь, город миллионеров / Napoli milionaria; 1951 — Филумена Мартурано / Filumena Marturano; 1952 — Семь смертных грехов (новелла «Алчность»); 1952 — Муж и жена / Marito e moglie; 1952 — Девушки на выданье / Ragazze da marito; 1953 — Неаполитанцы в Милане / Napoletani a Milano; 1958 — Фортунелла / Fortunella; 1959 — Сон в полупьяной ночи / Sogno di una notte di mezza sbornia; 1959 — La Fortuna Con L’effe Maiuscola; 1962 — Questi fantasmi; 1963 — Sabato, domenica e lunedì; 1964 — Il sindaco del Rione Sanità; 1964 — Bene mio core mio; 1965 — Сегодня, завтра, послезавтра / Ieri oggi domain; 1966 — Я не понимаю / Spara forte, più forte… non capisco!; 1975 — Na Santarella; 1975 — Uomo e galantuomo; 1975 — Li Nepute De Lu Sinneco; 1976 — L’arte della commedia; 1976 — De Pretore Vincenzo; 1978 — Quei figuri di tanti anni fa; 1978 — Le voci di dentro; 1981 — Колпак с бубенчиками / Il berretto a sonagli. Актёр (избранные роли) : 1954 — Золото Неаполя — дон Эрсилио Миччьо, «продавец мудрости» (новелла «Профессор»); 1957 — Человек в коротких штанишках — Дженнаро; 1958 — Холодный ветер в Эдеме — Урбано Варно. Литература: Бояджиев Г., Э. Де Филиппо и его герои, "Театр", 1957, № 2; Молодцова М., Эдуардо де Филиппо, Ленинград - Москва, 1965; De Sanctis G.В., E.De Filippo - commediografo neorealista, Perugia, 1959; MagIiulo G., E. De Filippo, Bologna, (1959).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку