-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 113288
Комментариев: 6804
Написано: 121763


24 мая родились...

Пятница, 24 Мая 2024 г. 03:40 + в цитатник
Мюллер (518x700, 229Kb)
1880
Владимир Карлович Мюллер
российский и советский лингвист, лексикограф, шекспировед, переводчик. Преподавал в Московском государственном университете, Ленинградском университете (Дмитрий Лихачёв позже называл Мюллера одним из своих учителей, наряду с Жирмунским и Шишмарёвым), а также во Втором Московском и Тверском государственном университете. Зачинатель театроведческого изучения Шекспира в Советском Союзе работой «Драма и театр эпохи Шекспира» (1925)». Получил известность как автор и составитель одного из наиболее популярных в СССР и современной России англо-русского словаря, выдержавшего в общей сложности более шестидесяти изданий. Несмотря на то, что его словарь многократно дополнялся и переиздавался, принципы его создания и использования остались прежними и почти все российские словари в конечном итоге вольно или невольно копируются с него. О жизни Мюллера до конца первой декады XXI века было известно немного. Первое систематизированное жизнеописание Мюллера было составлено санкт-петербургской переводчицей и лексикографом Л.А.Девель. Наиболее полный биографический очерк лингвиста на основе архивной работы написал доктор филологических наук Дмитрий Ермолович. По окончании Московского университета Мюллер был оставлен на кафедре истории западноевропейских литератур для подготовки к зачислению на должность преподавателя и подготовки к магистерским экзаменам. Был дважды (1904–1905 и 1908) командирован в Англию, в 1909 году стажировался в Германии. В 1918 году получил звание профессора. Его научно-педагогическая деятельность охватывала широкую сферу английской филологии и истории западноевропейских литератур, включая литературу и театр эпохи Шекспира. В.К.Мюллер фактически создал одну из школ отечественной англистики. Кроме МГУ, активно сотрудничал со многими другими учебными заведениями, в том числе с Высшими женскими курсами, на базе которых впоследствии был создан Московский государственный педагогический институт (ныне МПГУ). В 1925 году был приглашён в Ленинградский университет на кафедру английской филологии и в 1926 году переехал в Ленинград вместе с женой Александрой Петровной (в девичестве Гнеушевой), искусствоведом, в прошлом его студенткой, которая получила работу в Государственной публичной библиотеке. Работу в этом городе Владимир Карлович ещё в течение 4 лет совмещал с поездками в Москву. В Ленинграде супруги проживали по адресу: Лесной проспект, дом 50, квартира 5. Как предполагает Д.И.Ермолович, профессор и его жена скончались в первую же зиму блокады Ленинграда в 1941 году. С 1927 года Владимир Карлович активно включился в лексикографическую работу, в соавторстве с С.К.Боянусом работая над англо-русскими и русско-английскими словарями. Эти словари получили высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов. Спрос на словари был так высок, что почти сразу после выхода их стали ежегодно переиздавать, и каждое новое издание авторы правили и расширяли.
Филологические и исторические исследования
В.К.Мюллер относится к пионерам российских исследований драматургии Возрождения и, в частности, английского театра эпохи Шекспира. Во вступлении к своей книге «Драма и театр эпохи Шекспира» (1925)[3] он пишет, что пытается «охватить всю эпоху», подразумевая не только хронологические рамки, но и исторические особенности эпохи. Мюллер увязывает расцвет драматического театра с экономическим и политическим подъёмом в Англии XVI—XVII веков, а также с непреодолимой врождённой тягой англичан к разного рода увеселительным зрелищам, представлениям, процессиям, парадам и даже обыкновенным дракам. А сами пьесы драматургов, по мнению Мюллера, полны параллелей с жизнью англичан в эпоху Ренессанса. В своих рассуждениях о развитии английского театра периода правления Елизаветы I, Мюллер приходит к выводу о развитии двух ветвей театрального представления, которые содержательно повествуют о социальном расслоении общества и его идеологической направленности. Первая ветвь, согласно Мюллеру — это так называемая «народная школа», к которой и относятся Шекспир и Марло. Вторая — придворно-академическая, которая начала активно развиваться с середины XVI века, ведь Елизавета была большой поклонницей театральных представлений, пантомимы, живых картин и драматических спектаклей, которые сопровождали её в дороге, куда бы она ни отправилась. Кроме собственных исследований, Мюллер не забывал следить за работой молодых учёных. Так, под научным руководством Мюллера издавал свои труды другой известный шекспировед А.С.Булгаков. В.К.Мюллер являлся и глубоким пушкиноведом. В конце жизни он работал над научной монографией о влиянии Шекспира на творчество Пушкина – «Пушкин и Шекспир». Доведя рукопись этой работы до высокой степени готовности примерно к 1938 году, он не успел окончательно её отредактировать и подготовить к публикации: этот труд прервала сначала лексикографическая работа, а затем кончина автора. Монография осталась в архивах, и лишь спустя 70 лет её обнаружил и подготовил к публикации профессор Д.И.Ермолович. Монография была впервые издана лишь в 2015 г. в едином томе с переизданием его труда 1925 года «Драма и театр эпохи Шекспира». В жанре исторического очерка В.К.Мюллером написана книга «Пират королевы Елизаветы» (1925) об адмирале Фрэнсисе Дрейке.
Мюллер_Англо-русский_словарь (553x700, 490Kb)
English-Russian Dictionary. Moscow, 1990. Англо-русский словарь под редакцией профессора Мюллера. 23-е (посмертное) издание, полностью идентичное изданию 1990 года, 53 тысячи слов. Москва, "Русский язык", 1990, тираж 100 000, цена 10 рублей, 848 страниц., бумага книжно-журнальная, размер 270 на 212 мм.
Англо-русский словарь Мюллера
Работа над большим англо-русским словарём стала magnum opus Мюллера. До этого выходил средний англо-русский словарь в соавторстве с профессором Семёном Карловичем Боянусом в 1928 году в издательстве «Советская энциклопедия». В дальнейшем словарь был переработан и явился наиболее издаваемым и переиздаваемым англо-русским словарём на протяжении свыше полувека и превратился в своего рода бренд, воспринимаемый как образец качества. Л.А.Девель обращает внимание на точку зрения В.К.Мюллера на лексикографию как на научную дисциплину, высказанную до появления известной лексикографической статьи Л.В.Щербы в 1940 году. Она также выделяет показатели качественного англо-русского словаря для В.К.Мюллера: правильность определений и толкований на родном языке; чёткость организационной структуры словаря; «важность» слов (что позже назовётся статистической значимостью слов) как ведущий критерий для отбора вокабул в словник; точность, сжатость и выразительность формулировок в словаре; хорошее расположение материала и, самое главное, чтобы словарь было интересно читать. Профессор Д.И.Ермолович проанализировал принципы, из которых исходил В.К.Мюллер при составлении словаря, и показал, что им была создана новаторская в ряде отношений лексикографическая система. Примечателен тот факт, что словарь с дополнениями и исправлениями выдержал по меньшей мере 64 издания (не считая изданий на других языках республик СССР, помимо русского) и продолжает переиздаваться в наши дни.
История написания и публикации
В монографии Л.А.Девель «Секрет англо-русского словаря Мюллера» (2009) приводится оригинал общей инструкции в виде записки В.К.Мюллера «Основные принципы и методы составления англо-русского словаря», которая трактуется как первое теоретическое изложение составления двуязычного англо-родного словаря и квалифицируется как работа в определённом смысле основополагающая. Доведение до широкого читателя оригинальных взглядов В.К.Мюллера на составление англо-русского словаря имеет большое значение в связи с появлением псевдомюллеровских словарей. Работа лексикографа осложнялась посторонним вмешательством, связанным с попытками подчинить её неким идеологическим установкам. В историко-филологическом очерке Д.И.Ермоловича «Открывая Мюллера» рассказывается о сопротивлении Мюллера и Боянуса такому вмешательству. Дело дошло до конфликта авторов с редакцией, в который оказался вовлечён и главный редактор словарной секции издательства «Советская энциклопедия», коим в те годы являлся известный учёный Отто Шмидт. Он был одним из основателей и главным редактором Большой советской энциклопедии, а её выпускало то же самое Государственное словарно-энциклопедическое издательство, что и все советские словари. В архивах сохранилось письмо Отто Шмидта в редакцию иностранных словарей от 10 июня 1932 года, написанное в ответ на прямое обращение к нему Мюллера и Боянуса, пожаловавшихся, что редакция самовольно вносит дополнения в текст их «Русско-английского словаря», а что-то исключает из него, даже не спрашивая авторов. В частности, они протестовали против исключения из словаря слов «денщик», «незаконнорождённый» и некоторых фразеологизмов. Редакторами были вычеркнуты из словника идиомы, которые с точки зрения сегодняшнего обывателя «не имеют никакого отношения к политике, но в тех условиях они были исключены именно по политическим соображениям как якобы противоречащие облику советского человека». «Отто Юльевич, — справедливо замечает Д.И.Ермолович, — вероятно, понимал ограниченность своих познаний в области филологии, но должность и ситуация ставили его в положение высшего судьи в таких спорах». В ответе Шмидта на письмо Мюллера и Боянуса досталось и редакторам, и авторам. Лексикографы получили следующее большевистское предупреждение: «Под протестом авторов против несогласованного прибавления иных слов может скрываться нежелание их или недостаточное желание обновить словник. С этим необходима решительная борьба, без уступок».
Псевдо-Мюллер
Л.А.Девель отмечает, что словарь Мюллера превратился в узнаваемый бренд для многих пользователей. В среде профессиональных переводчиков ходит расхожая шутка, в которой проводится аналогия между Владимиром Мюллером и знаменитым персонажем «Семнадцати мгновений весны», всезнающим и всемогущим Генрихом Мюллером: «Все наши переводчики до сих пор „сидят под колпаком у Мюллера“». При этом современное поколение «словарей Мюллера» может иметь отдалённое отношение к оригиналу словаря и принципам его структурирования. Д.И.Ермолович подчёркивает, что многие современные издания словаря, составленного Мюллером, зачастую делаются простым сканированием старых изданий с добавлением каких-либо фрагментов из других, менее старых словарей. Об этом говорит хотя бы такой факт, что в них, как правило, отсутствует английская фонетическая транскрипция, знаки ударения над гласными в русских словах (OCR такие знаки не распознаёт). По той же причине нет точек над «ё», что противоречит всем правилам современной научной лексикографии. Источники: Лихачёв Д.С. Об интеллигенции. — СПб.: Институт русской литературы, 1997. — Страница 32. — 444 страницы — 1500 экземпляров. — ISBN 5-8600-7121-3; Шекспир // Краткая литературная энциклопедия / Под редакцией А.А.Суркова. — Москва: Советская энциклопедия, 1962. — Том 8. — Страница 675. — 1992 страницы. — 100 тысяч экземпляров; Мюллер В.К. Пушкин и Шекспир; Драма и театр эпохи Шекспира.. / Научная редакция, дополнения и предисловие профессора Д.И.Ермоловича. – Москва: Аудитория, 2015; Двуязычный словарь // Краткий словарь терминологии переводчика. Часть 3; Ермолович Д.И. Открывая Мюллера: О жизни и трудах знаменитого, но забытого лексикографа. — Москва: Р.Валент, 2011. — 71 страница — (Наследие); Девель Л.А. Профессор В.К.Мюллер // Фонтанка : Культурно-исторический альманах / ответственный редактор З.А.Рудая. — Санкт-Петербург: ЦГПБ имени В.В.Маяковского, 2010. — № 5. — Страницы 30—34; Зубик Н.О. Вітчизняна історіографія кінця XIX — початку XX ст. Про специфіку розвитку англійського театру епохи відродження (укр.) // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету : Фахове наукове видання ВАК України. — Запоріжжя: Запорізький національний університет, 2009. — Выпуск XXVII. — Страницы 336—338. — ISSN 2076-8982; Англо-русский словарь: 40.000 слов с указанием произношения в интернациональной фонетической транскрипции / составили профессор В.К.Мюллер и профессор С.К.Боянус. — Москва: Советская энциклопедия, 1928. — Том 2. — 1324 страницы — (Иностранные словари, под общей редакцией О.Ю.Шмидта); Девель Л.А. Секрет англо-русского словаря Мюллера. — Монография. — Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2009; Ермолович Д.И. Словарь группенфюрера Мюллера // О «Лонгмане» бедном замолвите слово. // Мосты № 2/22. — Москва: Р.Валент, 2009; Мюллер Владимир Карлович. Летопись Московского университета.

1880
Семён Кириллович Оськин
иерей Русской православной церкви, священномученик, местночтимый святой Украинской Православной Церкви. Родился в селе Песчаное Харьковской губернии. После революции 1917 года был рукоположен во священники. Около 1937 года проживал в Печенегах Харьковской области, не служил. 10 июня 1937 года был арестован и приговорен к расстрелу. Расстрелян в Харькове 5 сентября 1937 года.
Канонизация
22 июня 1993 года Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви принято решение о местной канонизации подвижника в Харьковской епархии, в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (день памяти —1 июня). Чин прославления подвижника состоялся во время визита в Харьков 3-4 июля 1993 года Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в кафедральном Благовещенском соборе города. Источники: Оськин Семен Кириллович // База «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» Литература: Митрополит Никодим (Руснак). Сборник служб и акафистов. — Хальков.: Издательство Харьковского Епархиального Управления Украинской Православной Церкви, 1999. — 688 с. — 10 000 экз. — ISBN 966-95366-3-4.

 (509x699, 36Kb)
1881
Александр Александрович Богомолец
советский патофизиолог, вице-президент Академии наук СССР, Президент Академии наук Украинской ССР, директор Института экспериментальной биологии и патологии Академии наук Украниской ССР, директор Института клинической физиологии Академии наук Украинской ССР, академик Академии медицинских наук СССР, академик Академий наук СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. Родился в Киеве, в Лукьяновской тюрьме. Там в то время находились в заключении его мать - политическая заключенная Софья Богомолец, приговоренная к 18 годам каторги, и отец, Александр Михайлович, земский врач, осужденный за участие в революционном движении к ссылке в Сибирь на 7 лет. До возвращения из ссылки отца мальчик воспитывался в родовом имении деда в городе Нежин (ныне Черниговская область). В 1900 году Александр Богомолец окончил с золотой медалью 1-ю Киевскую гимназию и поступил на юридический факультет Университета Святого Владимира (Киевский университет), но в том же году перевелся на медицинский факультет. По состоянию здоровья в январе 1901 года переехал в Одессу, где продолжил обучение на медицинском факультете Новороссийского университета. Во время учебы на втором курсе университета Богомолец опубликовал первую научную работу "К вопросу о строении и микрофизиологии бруннеровых желез" (1902). В феврале 1906 года окончил университет с отличием и был удостоен звания лекаря, в январе 1907 года назначен сверхштатным лаборантом при кафедре общей патологии Новороссийского университета, с 1910 года - приват-доцент этой кафедры. В мае 1909 года в Императорской Военно-медицинской академии с успехом защитил диссертацию на тему: "К вопросу о микроскопическом строении и физиологическом значении надпочечных желез в здоровом и больном организме". Одним из оппонентов при защите был великий русский физиолог академик И.П.Павлов, давший высокую оценку работе молодого ученого. В январе 1911 года Богомолец командирован за границу на один год для подготовки к профессорскому званию, работал в лучших клиниках и университетах Франции и Германии. По возвращении в том же году назначен экстраординарным профессором кафедры общей патологии и бактериологии медицинского факультета Императорского Николаевского университета (ныне Саратовский университет). Занимал эту должность до 1925 года. Именно в годы работе в Саратове Богомолец стал выдающимся ученым. Тогда он внёс наибольший вклад в науку, поскольку затем в его работе всё больше времени стала занимать общественная деятельность. Там же впервые проявились блестящие организаторские способности молодого профессора. Богомолец создал в Саратовском университете научную лабораторию и оснастил её лучшим оборудованием того времени. Часть приборов он привез из Парижа, часть сконструировал сам. Саратовская лаборатория А.А.Богомольца стала ведущим центром экспериментальной работы в области патологической физиологии в России. В научной деятельности Богомольца основное внимание уделялось проблемам иммунологии, изучению механизмов клеточного и гуморального иммунитета и анафилаксии. После Октябрьской революции профессор Богомолец стал старшим эпидемиологом Саратовского губернского отдела здравоохранения. В годы гражданской войны - научный консультант санитарного управления Юго-Западного фронта Красной армии и санитарного отдела Управления железных дорог Поволжья. В 1923 году А.А.Богомолец организовал первую в стране противомалярийную лабораторию, которая эффективно работала в Саратовском Заволжье. В 1921 году А.А.Богомолец подготовил и издал в Саратове учебник «Краткий курс патологической физиологии».В марте 1925 года А.А.Богомолец переехал в Москву, так как был избран профессором по кафедре патологической физиологии медицинского факультета 2-го Московского государственного университета. В Москве Богомолец вновь заявил о себе как о крупнейшем ученом. Там им написаны фундаментальные научные труды "Кризис эндокринологии" (1927), "Загадка смерти" (1927), "Введение в учение о конституциях и диатезах" (два издания, 1928), "О вегетативных центрах обмена" (1928), "Отек. Очерк патогенеза" (1928), "Артериальная гипертония. Очерк патогенеза" (1929), значительно переработанный и расширенный учебник "Патологическая физиология" (3-е издание, 1929). Одновременно в 1928-1931 годах А.А.Богомолец был директором Института гематологии и переливания крови Академии наук. Там под его руководством была впервые решена задача надежного консервирования крови.
24 мая 1881 года родился — Александр Богомолецpost-13108-130762705856 (700x351, 239Kb)
В 1930 году Богомолец в очередной раз круто изменил свою жизнь и переехал в Киев. Он был избран президентом Академии наук Украинской ССР. Одновременно с 1930 года директор Института экспериментальной биологии и патологии и Института клинической физиологии Академии Наук Украинской ССР (ныне оба института носят имя академика Богомольца). Труды Богомольца в киевский период жизни посвящены важнейшим вопросам патологической физиологии, эндокринологии, вегетативной нервной системы, учениям о конституциях и диатезах, онкологии, физиологии и патологии соединительной ткани и проблемам долголетия. Крупным и неоднозначным достижением ученого стал разработанный им метод воздействия на соединительную ткань антиретикулярной цитотоксической сывороткой (АЦС, или сыворотка Богомольца). Эту сыворотку Богомолец тщательно разрабатывал и стремился найти ей широкое применение в борьбе со старением, а также для лечения самых различных заболеваний. Безусловно, во-многом он переоценил значение АЦС. Но никогда нельзя забывать, что в годы Великой Отечественной войны АЦС по сути была единственным отечественным средством, применявшимся для ускорения процессов срастания переломов и заживления поврежденных мягких тканей. Не подлежит подсчету число жизней раненных бойцов, спасенных при помощи этой сыворотки. Кроме того, академик Богомолец разработал теорию, объясняющую механизм действия переливания крови коллоидокластическим шоком (шок от повреждения коллоидов). Всю войну успешно применялась его методика консервирования крови. Им создана крупная школа патофизиологов. А.А.Богомолец создал учение о взаимодействии опухоли и организма — это представление кардинально изменило существовавшие в то время представления об опухолевом росте. На посту президента Академии наук Украинской ССР Богомолец провел огромную работу по разработке и выполнению планов научных работ для решения задач индустриализации страны. Кроме того, он проявил себя и человеком большого гражданского мужества. Так, в годы массовых репрессий по его просьбам и под предложенное им личное поручительство были освобождены из мест заключения ряд крупных ученых. В 1932 году избран академиком Академии наук СССР, в 1929 - академиком академии наук Украинской ССР, в 1939 - академиком Академии наук Белорусской ССР. В начале войны вместе с Академией наук УССР был эвакуирован в Уфу, туда же были вывезены все крупные украинские институты. Провел массовую реорганизацию украинской науки для нужд военного времени, что позволило добиться выдающихся результатов, сыграло большую роль в развитии оборонной промышленности. Сам продолжал работы в области патофизиологии применительно к военной медицине. С 1942 года - вице-президент Академии наук СССР. Активный соратник академика Н.Н.Бурденко в деле создания Академии медицинских наук СССР, после её создания был избран действительным членом этой академии (1944). В 1944 году также избран почетным академиком Академии наук Грузинской ССР. За выдающийся вклад в укрепление обороноспособности страны в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1944 года Богомольцу Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот". Весной 1944 года вернулся в освобожденный Киев и возглавил работы по воссозданию Академии наук Украинской ССР и привлечению её к задаче восстановления народного хозяйства. Жил в Киеве.
 (523x698, 83Kb)
Скончался 19 июля 1946 года от туберкулеза, которым болел с юности. Похоронен в центре Киева, в парке у здания Института клинической физиологии. Заслуженный деятель науки РСФСР (1935). Лауреат Сталинской премии (1941). Награжден двумя орденами Ленина (1941, 1944), двумя другими орденами, медалями. Член ЦИК Украинской ССР и ЦИК СССР (1931-1937). Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов (с 1938 года). Выдающемуся учёному установлено два бюста в Киеве (перед морфологическим корпусом Киевского медицинского университета имени А.А.Богомольца и на станции метро «Университет»).
 (510x699, 108Kb)
Открыты мемориальные доски: в Киеве на доме, в котором жил, на здании Президиума Академии Наук Украины и на здании института физиологии Академии Наук Украины; в городе Нежине Черниговской области (Украина) на доме, в котором провел детские и юношеские годы. Именем Героя названы мемориальный парк в Киеве, улицы в Киеве, Харькове и Волгограде. На академической сессии 1952 года учение Богомольца было признано ошибочным и не соответствующим генеральной линии советской физиологии. Теория Богомольца о соединительной ткани была признана лженаучной. После этого основанные Богомольцем Институты экспериментальной биологии и медицины и клинической физиологии были закрыты, а члены семьи академика подверглись гонениям. Однако вскоре после смерти И.В.Сталина эти решения были признаны ошибочными, взгляды А.А.Богомольца вновь нашли широкое применение в нашей стране и за рубежом. Оба научных института, созданных А.А.Богомольцем, были восстановлены, продолжают работу по настоящее время, стали крупнейшими научными центрами в своих областях и получили широкое международное признание.

Dvoychenko (452x700, 213Kb)
1882
Владимир Аврамович (Аврамиевич) Двойченко
русский офицер, герой Первой мировой войны, участник Белого движения на Юге России. Православный. Сын потомственного почетного гражданина. Уроженец Таврической губернии. Общее образование получил в Московском университете. Добровольцем участвовал в русско-японской войне. В 1909 году окончил Елисаветградское кавалерийское училище по 1-му разряду, откуда выпущен был корнетом в Крымский конный полк. В 1912 году был произведен в поручики. В 1914 году — младший офицер в 6-м эскадроне Крымского конного полка, с которым и вступил в Первую мировую войну. Пожалован Георгиевским оружием «За то, что с 21 декабря 1914 года по 3 января 1915 года произвел ряд смелых, сопряженных с опасностью для жизни разведок, в районе Нейденбурга и Янова, которые дали возможность дивизиону, отрезанному от своих наступлением целой неприятельской кавалерийской дивизии, присоединиться к своим почти без потерь, а в ночь с 3 на 4 января 1915 года произвел внезапное нападение на дерквню Гржебек, откуда две роты и один эскадрон противника поспешно отступили.» Произведен в штабс-ротмистры 26 марта 1916 года со старшинством с 1 ноября 1915. 14 января 1917 года переведен в резерв чинов при штабе Одесского военного округа с зачислением по армейской кавалерии. С началом Гражданской войны, в феврале 1918 года вступил в отряд полковника Дроздовского, формирующийся на Румынском фронте. Участвовал в походе Яссы — Дон в должности командира 2-го эскадрона Конного дивизиона. Осенью 1919 года — командир Таврического конного дивизиона в Вооруженных силах Юга России, полковник. В ноябре 1920 года эвакуировался из Крыма в составе Русской армии Врангеля. Галлиполиец. С 1937 года участвовал добровольцем в Гражданской войне в Испании на стороне Франко. Служил в терсио Наварра (фронт Бадахос). Получил звание сержанта. За храбрость был произведен в альферес и награждён за выдающиеся боевые заслуги Военной медалью. По состоянию на 1941 год проживал в Сан-Себастьяне. С нападением Германии на СССР, принял участие в небольшой антисоветской демонстрации 25 июня, вместе со своим племянником Владимиром Ивановичем Ковалевским и соратником Александром Бибиковым. В солидном возрасте Двойченко оказался одним из трёх русских эмигрантов, которые не вступили в Голубую дивизию (вторым был генерал Николай Шинкаренко, третьим полковник Николай Болтин). Остался в Сан-Себастьяне и занимал антигитлеровскую позицию, хотя и соратников, поступивших в дивизию переводчиками, не осуждал. В годы войны занимался начальной военной подготовкой молодых испанцев. Однажды фалангистское начальство потребовало от него отдать нацистское приветствие, на что он ответил отказом, подчеркнув, что служит Испании и готов произносить её лозунги, а не гитлеровские; попытка давления окончилась ничем. Скончался в городе Сантандер, Кантабрия, Испаниия, от рака в 1939 году.
Семья
Жена — Ефросинья Михайловна Двойченко-Маркова (1901—1980), литературовед. Их сын Дмитрий (1921—2005), американский историк, переводчик на Нюрнбергском процессе. Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 13 апреля 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 3 июня 1915); Орден Святого Станислава IIстепени с мечами (Приказ по армии и Флоту 17 апреля 1917); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Приказ по армии и Флоту 26 июня 1917); серебряная медаль «За храбрость» (1905). Источники: В.И.Ковалевский. Испанская грусть: Голубая дивизия и поход в Россию, 1941–1942 гг.: воспоминания В.И.Ковалевского / под редакцией О.И.Бэйды, Ш.М.Нуньеса Сейшаса. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. — Страницы 37, 58. — 208 страниц. — ISBN 978-5-4469-1823-2; Высочайшие приказы по Военному ведомству к № 1280 // Разведчик. — Петроградг, 1915. — Страница 455; Русский Инвалид, № 19. Официальный отдел. — 20-го января 1917 г. — Страница 4; Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. — Санкт-Петербург: «Нева», 2002. — Страница 154; Григоров А.И. Крымская книга памяти Великой войны 1914—1918 годов. Том I. — Москва, 2014; Русские в Испании на стороне Франко. Краткие биографические данные о русских добровольцах.

Сивковphoto (574x700, 105Kb)
1882
Константин Васильевич Сивков
российский историк, теоретик краеведения, доктор исторических наук (1945), профессор (1947). Родился в Белгороде. Отец — член Курского окружного суда. В 1900 окончил Курскую гимназию. Окончил Московский университет (1906). В 1920-х гг. работал в Историческом музее в Москве, затем в Тверском педагогическом институте. В 1935-1959 гг. К.В.Сивков - сотрудник Института истории Академии Наук СССР, преподавал в московском Историко-архивном институте, Педагогическом институте имени В.И.Ленина и др. Один из ведущих исследователей крепостного хозяйства и крестьянских движений пореформенной России, выполненных в том числе и с использованием курских материалов. Опубликовал и прокомментировал много ценных архивных источников по социально-политической истории Отечества в Новое и Новейшее время. Основные труды по истории сельского хозяйства и крестьянства, политической истории и культуры России XVIII-XIX вв. Умер в Москве 12 декабря 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сочинения: Путешествия русских людей за границу в XVIII в., Санкт-Петербург, (1914); Русская история, части 1—2, Москва, 1917—1918; Подпольная политическая литература в России в последней трети XVIII в. // Исторические записки. 1946. Том 19; Очерки по истории крепостного хозяйства и крестьянского движения в России в первой половине XIX в. По материалам архива степных вотчин Юсупова. Москва, 1951; К вопросу об имущественном расслоении крестьянства в XVIII в. // Исторические записки. 1956. Том 41; Наказ жителей Москвы депутату Комиссии 1767 г. и законодательная деятельность Екатерины II в 60-80 гг. XVIII в. // Ученые записки МГПИ. 1960. Том 60. Литература: К.В.Сивков. (Некролог), "Вопросы истории", 1960, № 1; Список научных работ доктора исторических наук К.В.Сивкова, в книге: Материалы по истории сельского хозяйства крестьянства СССР, том 4, Москва, 1960; Е.К.Сивкова. Константин Васильевич Сивков (Биографический очерк)//Краеведы Москвы. Выпуск 2, Москва, 1995.

Stetsenko Kyrylo (1910s) (566x700, 99Kb)
1882
Кирилл Григорьевич Стеценко (украинское имя — Кири́ло Григо́рович Стеце́нко)
украинский композитор, хоровой дирижёр, музыкальный критик а также педагог и священник. Родился в селе Квитки на Киевщине, в многодетной семье маляра-самоучки. От отца будущему композитору передались способности художника, а от матери и сестер — любовь к музыке. Так народная песня и рисование с детства вошли в его жизнь, и до последних дней он остался верным этому выбору. С 1892 года учился в рисовальной школе М.Мурашко и Софийской духовной бурсе в Киеве. С 1899 года пел в хоре Николая Лысенко, в котором позже был помощником дирижёра. В 1903 году закончил Киевскую духовную семинарию и до 1907 года учился в Музыкально-драматической школе Николая Лысенко. В 1907 году был арестован за участие в общественной деятельности и выслан в Донецкую область. В 1908 году вернулся из ссылки и преподавал вокал в Белой Церкви и Тырнове. В 1911 году выучился на священника и получил парафию на Подолье. С 1917 года работал в Киеве в музыкальном отделе Министерства Образования. Организовал Первый киевский народный хор, две путешествующих капеллы, на основе которых впоследствии возникла капелла «Мысль», с которой он путешествовал по Украине. В 1921 году вновь на парафии в селе Веприке на Киевщине, где и умер. В своём творчестве и деятельности Стеценко был продолжателем национального направления украинской музыки, которое было начато Николаем Лысенко. Его искусство, адресованное простому народу, всегда было связано со словом: он отдавал преимущество хоровым, вокально-инструментальным, оперным жанрам, музыке к театральным представлениям и обработкам народных песен. Всю свою жизнь посвятил делу музыкального образования. Творчески одарённый человек, тонкого художественного мировоззрения, Кирилл Стеценко занял особенное место в истории украинской музыки как композитор, который суммировал достижение своих предшественников, но в то же время открыл новые пути развития музыкального искусства Украины послеоктябрьского периода. Своеобразная красота музыкального высказывания в сочетании с приёмами и техникой, присущими композиторам новой генерации XX века, заключалась в использовании народно-песенных мотивов, которые не «цитатно зафиксированы», а оригинально-авторски вплетались в канву его произведений. В первых обработках народных песен, изданых в репертуарном сборнике для семьи и школы «Эхо» вместе с высокохудожественными обработками Н.Лысенко, А.Кошица и Н.Леонтовича, уже ощутимо воплотили особенности индивидуального стиля Стеценко. Репертуар композитора в разные периоды его жизни пополнялся произведениями патриотически возвышенного характера с опорой на интонации революционных песен (хоры «Завещание» на слова Т.Шевченко, «Сон» на стихотворение П.Грабовского). Композитор стремился к воссозданию в кантатах и хоровых поэмах важных событий из народной жизни (кантата «Соединяемся» на стихотворение И.Франка, поэма «Рано утром новобранцы» на стихотворение Т.Шевченко). В его творчестве важное место занимают соло-пения (свыше 30) на слова Тараса Шевченко, Ивана Франка, Леси Украинки, Александра Олеся и других. Многогранна и хоровая музыка Стеценко: церковные произведения (две литургии, панихида), кантаты, хоры, а капеллы, обработки украинских народных песен. Музыка к пьесам («Сватанье на Гончаривци» Григория Квитки-Основьяненко, «О чём опилки шелестели» Спиридона Черкасенко, «Бывальщина» А.Велисовского), оперы (не законченные «Пленница», «Кармелюк»), драматическая сцена «Ифигения в Тавриде» по драме Леси Украинки, музыка к поэме Т.Шевченко «Гайдамаки», детские оперы («Ивасик-Телесик», «Лисичка, котик и петушок»). Стеценко — автор школьных песенников. Особенно нежно красота его музыки раскрывается в поэтических и лирических произведениях, связанных с воспеванием природы и изображением внутренних чувств человека. К.Стеценко был мастером прозрачных красок, светлой и лёгкой, будто «акварельной» зву́кописи (хоры «Всё жило», «Вёснушка-весна» и «То была тихая ночь» на текст Леси Украинки). Высокое общественное признание композитор снискал как автор церковной музыки. Наивысшими его достижениями считаются «Литургия Святого Иоанна Золотоуста», «Всенощная» и «Панихида», посвященная памяти Н.Лысенко. Кирилл Стеценко прошёл путь от учителя гимназии и регента хора духовной семинарии до священника. Он всегда нёс к людям понимание красоты и добра — того, которое даёт настоящее искусство. Умер в селе Веприк 29 апреля 1922 года. На родине композитора в селе Квитки и в селе Веприк, где он похоронен, существуют мемориальные музеи. В Киеве и Львове его именем названы улицы. Литература: Энциклопедия украиноведения. В десяти томах / Главный редактор Владимир Кубийович. — Париж; Нью-Йорк: Молодая Жизнь, 1954—1989; Козыцкий П. Кирилл Стеценко (попытка критично-биографичной характеристики) в ж. Музыка, часть 2 — 5. Киев, 1923; Гринченко М. Кирилл Стеценко — композитор (критично-жизнеописывающий очерк). Xарьков — Киев, 1930; Пархоменко Л. Кирилл Григорьевич Стеценко. Киев,1963; Лисецкий С. Черты стиля творчества К. Стеценка. Киев, 1977; Федотов Е. Кирилл Григорьевич Стеценко-педагог. Киев,1977.

Александр Васильевич Шевченко  (490x700, 286Kb)
1883
Александр Васильевич Шевченко
русский художник и теоретик искусства, мастер живописи и графики, представитель авангардизма. Родился в Харькове, в семье торгового служащего. В 1890–1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. После переезда семьи в Москву (1898) посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898–1908). Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р.Жюльена и Э.Каррьера (1905–1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1909), где в числе его наставников были А.Е.Архипов и К.А.Коровин. Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников». Призванный в 1915 в действующую армию, служил в Белоруссии и Литве и демобилизовался в 1917. Жил преимущественно в Москве. Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905–1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы» (Женщины у пруда, акварель, гуашь, 1908–1910, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Писал полотна в футуристическом духе (Музыканты, 1913, Русский музей). Испытав мощное воздействие М.Ф.Ларионова, примкнул к примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески (Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, Третьяковская галерея; Женщина у зеркала, Русский музей; обе работы – 1913). В 1913 издал брошюры Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности и Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. Первое из этих изданий представляет собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книжке, новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и «вечные» свойства авангардного формообразования. Подошел вплотную к беспредметности – Лучистая композиция «1914» (1914, Художественная галерея, Пермь), – где формы и буквы под ударами молний рассыпаются, обращаясь в первозданный хаос), но в итоге остался верен фигуративному творчеству. После революции 1917 заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918–1921), преподавал в Свободных художественных мастерских (Вхутемасе; 1918–1929), принимал активное участие в работе Российской академии художественных наук и создании Музея живописной культуры. В манифесте «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (подготовленном совместно с А.В.Грищенко и опубликованном в каталоге одноименной выставки; 1919) отверг «прикладничество всех родов и направлений» (т.е. чистый дизайн, которым занимались наиболее радикальные из новаторов типа В.Е.Татлина), отстаивая динамически-живописную станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества. В конце 1910-х – 1920-е годы этот «цветодинамос» Шевченко постепенно обретал все более традиционные свойства, сочетая острую авангардную чувствительность к живописной фактуре с поэтикой романтизма (простые по мотивам пейзажи и натюрморты; Гладильщица; Братья Сирано-жонглеры; обе работы – 1920, Русский музей). С годами в его искусстве вновь усилились черты символизма, но в новом, более обобщенно-монументальном облике. Таковы, в частности, приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию (Курдянки, 1932–1933, Русский музей; Колхозницы в ожидании поезда, 1933, Третьяковская галерея; Ночной порт, 1935, Русский музей). В поздние десятилетия не раз подвергался критическому остракизму как «формалист», однако стоически продолжал работать как живописец, создавая лирически-задумчивые пейзажи и жанры в духе «тихого искусства» (Зимка, 1942–1943, частное собрание, Москва). Не оставлял и преподавания – прежде всего, в Текстильном институте, где с 1941 руководил кафедрой живописи. Умер в Москве 28 августа 1948 года. Ученики: Иван Ахремчик, Ростислав Барто, Борис Голополосов, Андрей Гончаров, Валерий Каптерев (1900—1981) — русский художник XX века, Екатерина Классон, Василий Почиталов, Баки Урманче, Григорий Шегаль. Литература: Грищенко А, Лаврский И. А.Шевченко. Поиски и достижения в области станковой живописи. Москва, 1919; Каталог выставки произведений А.В.Шевченко. Москва, 1924; А.В.Шевченко. Сборник материалов. Москва, Советский ххудожник, 1980 - 280 страниц, 20 000 экземпляров; Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе. Москва, Советский художник, 1973 г.

Василий Васильевич Рождественский  (513x700, 358Kb)
1884
Василий Васильевич Рождественский
русский, советский живописец, график. Василий Рождественский родился в городе Туле, в семье священника. Первоначальные художественные навыки приобрел в Тульском духовном училище (1890-е). В 1900 приехал в Москву и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1911, с перерывом в 1905—1906) у В.А.Серова, К.А.Коровина, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака; курса не окончил. В годы учебы сблизился с П.П.Кончаловским, И.И.Машковым, А.В.Куприным, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком; в 1910 вместе с ними организовал объединение «Бубновый валет» (1910—1917, 1927). Жил в Москве. В 1910—1912 совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 был призван на военную службу, находился на фронте; в 1917 демобилизован. Много путешествовал по стране; бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае. Регулярно работал в Подмосковье. Писал пейзажи, портреты, натюрморты; в конце 1910-х — начале 1920-х занимался плакатом. Прошел через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом; в 1920-е обратился к реалистической манере. С 1907 — участник выставок. Экспонировал свои работы на выставках общества «Леонардо да Винчи», Московского товарищества художников, «Мира искусства» (1917, 1922), общества «Московские живописцы» (1925). Член и экспонент Общества московских художников (1928), АХРР — АХР (1926, 1928). Участвовал в V государственной выставке картин (1918—1919), выставках «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), «10 лет работы Малого театра» (1927), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Красная Армия в советском искусстве», произведений революционной и советской тематики (обе — 1930), «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» (1931) в Москве, 1-й государственной выставке искусства и науки (1920) в Казани, выставке новейших течений в искусстве (1927) в Ленинграде, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и Ленинграде (1932—1934).
V._Rozhdestvensky_by_P._Konchalovsky_(1912) (592x700, 471Kb)
Портрет Василия Рождественского работы П.Кончаловского.
Экспонент многих зарубежных выставок, в том числе, советского искусства в Берлине (1922, 1927, 1930), Японии (1926—1927), Вене (1927, 1930), Стокгольме (1927—1928, 1930) Праге, Осло, Копенгагене (1927—1928), Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте, Винтертуре (все — 1929), Данциге (1930), Цюрихе (1931), XIV, XVI и XVIII международных выставок искусств в Венеции (1924, 1928, 1932), современной живописи в Питтсбурге (1930) и других. Преподавал в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1918—1920). Выступил инициатором создания и руководителем (до 1922) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии. Умер в Москве 20 мая 1963 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 участок) Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном художественном музее, Каракалпакском государственном музее искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе и других.

Clark_Leonard_Hull (549x700, 248Kb)
1884
Кларк Леонард Халл (Clark Leonard Hull)
американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Йельского университета. К.Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века. Кларк Леонард Халл родился в семье бедного фермера, близ Экрона, деревни, расположенной в нескольких милях от Ньюстеда — небольшого профинциального городка штата Нью-Йорк. Впоследствии этот путь ему приходилось ежедневно проделывать, чтобы попасть в школу. Полноценного школьного образования он не получил, поскольку был очень слаб здоровьем, часто болел и постоянно из-за этого пропускал занятия. Однако способности и трудолюбие позволили ему освоить школьную программу настолько, что в возрасте 17 лет ему было предложено попробовать себя в роли учителя. К.Халл мечтал сделать карьеру и выбиться из нищеты, а малооплачиваемая учительская должность в провинциальной школе часто оказывалась вакантной, и он воспользовался представившейся возможностью.
Образование
В 1902 году К.Халл поступил в Мичиганский университет и получил специальность горного инженера. Но, приступив к новой работе в 1908 году, в возрасте 24-х лет он заболел полиомиелитом, что навсегда сделало его инвалидом. Всю последующую жизнь он страдал частичным параличом, сильно хромал и был вынужден постоянно носить металлический корсет, который сам для себя и сконструировал, к тому же продолжала неуклонно прогрессировать врожденная близорукость. В результате ему пришлось выбрать для себя профессию, не предполагающую особой физической нагрузки. Ещё в юношеские годы он познакомился с «Основами психологии» Уильяма Джеймса и проникся глубоким интересом к этой науке, поэтому его выбор пал на психологию. Проработав два года учителем в своей старой школе, К.Халл продолжил образование в Мичиганском университете в избранном им направлении и в 1913 году получил степень бакалавра. Там он впервые заинтересовался проблемами научения и мышления. Прослушал курс логики, К.Халл создал логический аппарат, способный выявлять ошибки в традиционных силлогизмах.
Clark_Leonard_Hull_(1884-1952);_and_James_Burt_Miner_(1873-1943)_(5493867643) (700x532, 206Kb)
Кларк Халл (в центре) и психолог Джеймс Берт Майнер (1873–1943) на заседании Американской психологической ассоциации (сентябрь 1937 года)
Карьера
По окончании университета, проработав школьным учителем ещё в течение года, К.Халл в 1918 году защитил докторскую диссертацию, посвящённую формированию понятий, в Висконсинском университете в Мадисоне. Там же после получения докторской степени он занимался исследованием влияния табакокурения на эффективность трудовой деятельности и вёл курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. С 1920 по 1922 год он проработал ассистент-профессором, а с 1922 по 1925 год — адьюнкт-профессором. В 1925 году К.Халл получил звание профессора. В 1929 году К.Халл был приглашен на должность профессора Йельского университета. С 1929 по 1947 год учёный возглавлял Институт человеческих отношений, созданный на базе Институт психологии при Йельском университете. Его семинары по теории бихевиоризма были чрезвычайно популярны не только у студентов, среди которых были Нил Миллер и Кеннет Спенс, но и учёных-психологов, в частности Уоррена Мак-Каллока, а также психоаналитиков, антропологов, философов. В 1947 году К.Халл был удостоен почётного звания Стерлингского профессора психологии Йельского университета.
Участие в научных организациях
В 1936 году К.Халл был избран президентом Американской психологической ассоциации. Он также являлся членом Американской ассоциации содействия развитию науки.
Последние годы жизни
В 1948 году у К.Халла случился инсульт. Он скончался в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США), четыре года спустя, 10 мая 1952 года. В своей последней работе «Система поведения» он выразил сожаление о том, что третьей книге, которую он собирался написать, так и не суждено увидеть свет.
Награды и премии За свои заслуги К. Халл в 1945 году получил Медаль Уоррена от Общества экспериментальных психологов. В награде значилось: «Присуждается Кларку Л. Халлу за его кропотливый труд по развитию систематической теории поведения. Эта теория явилась стимулом для проведения множества исследований и была разработана в точной и поддающейся измерению форме, дающей возможность прогнозирования поведения, которое затем можно было бы проверить опытным путём. Таким образом, теория содержит в себе ростки собственного окончательного подтверждения и своего собственного возможного заключительного опровержения. Воистину уникальное достижение в истории психологии на настоящий момент.»
Научная деятельность
К.Халл внимательно следил за достижениями мировой научной мысли. По его приглашению в 1924 году США посетил немецкий психолог Курт Коффка, который познакомил американских коллег с основами гештальтпсихологии. В 1927 году К.Халл познакомился с книгой И.П.Павлова «Условные рефлексы». Он называл эту работу великой и намеревался сам провести научные исследования в этом направлении, однако столкнулся с неожиданным препятствием. Дело в том, что опыты над животными вызывали у К.Халла отвращение. Он не выносил запаха, исходившего из вивария, где помещались подопытные крысы — универсальные испытуемые бихевиористов. Однако в Йельском университете, куда в 1929 году он был приглашен на должность профессора, оказалась отлично оснащенная и исключительно чистая лаборатория, и К.Халл согласился, что мог бы проводить здесь эксперименты. В 1930 году учёному попали в руки ньютоновские «Математические начала натуральной философии», и он с энтузиазмом принялся приводить свою психологию к гипотетико-дедуктивной форме, излюбленной физиками, чьи теории уже доказали свою научность. К.Халл привлек к своему проекту математиков и логиков и пытался разработать концепцию, которая будет опираться не только на поведение крыс в лабиринтах, но и охватит поведение всех животных и человека. Самое полное и уверенное изложение этой концепции было опубликовано в 1943 году в его книге «Принципы поведения». По мнению одного из его биографов А.Стилла «К.Халл представлял собой тип энергичного и многостороннего экспериментатора, который, казалось, был способен взяться за любую проблему и сделать из нее книгу.»
Основные этапы
В научной деятельности К.Халла можно отметить три основных этапа: Тестирование способностей; Научные изыскания в области гипноза; Исследование процесса научения. Тестирование способностей было одним из первых профессиональных интересов К.Халла. Он собирал материалы по этой теме, когда читал лекции по тестологии в Висконсинском университете. В 1928 году была опубликована его первая книга под названием «Тестирование способностей». Другой темой, сильно интересовавшей Халла, был гипноз, и после длительного изучения гипнотического процесса им была написана книга под названием «Гипноз и внушаемость», вышедшая в 1933 году. Однако, работой, благодаря которой К.Халл приобрел известность, явилось исследование процесса научения. Его первый большой труд под названием «Принципы поведения», опубликованный в 1943 году, радикально изменил подход к пониманию этой проблематики. Это было первая попытка применить научную теорию к изучению сложного психологического феномена. Теория К.Халла, в том виде, в котором она была представлена в 1943 году, была затем более полно раскрыта в 1952 году в его работе «Система поведения». К.Халл считал, что его теория является неполной. Тем не менее, она внесла огромный вклад и оказала глубокое влияние на развитие теории научения во всем мире. Так, Кеннет Спенс указывал на то, что 40 % всех экспериментальных работ в «Журнале экспериментальной психологии» (Journal of Experimental Psychology) и «Журнале сравнительной и физиологической психологии» (Journal of Comparative and Physiological Psychology), изданных в период между 1941 и 1950 годами ссылаются на различные аспекты работ К.Халла.
Теория научения
На К.Халла, как и на большинство теоретиков-функционалистов, изучающих процесс научения, заметное влияние оказали труды Чарльза Дарвина. Учёный стремился понять механизм адаптивного поведения и выявить факторы, оказывающие на него воздействие. Он опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые были разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. К.Халл, как и его современник Эдвард Толмен, исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма «стимул — реакция» определенных «промежуточных переменных», то есть условий, опосредующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная), в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель. Этот подход в исследовании процесса научения получил название необихевиоризма. Учёного интересовало развитие такой теории, которая объяснила бы, каким образом телесные потребности, окружающая среда и поведение вступают во взаимодействие для увеличения вероятности выживания организма. Пытаясь подойти строго математически к анализу поведения, К.Халл вместе с тем не придавал существенного значения познавательным факторам и нейрофизиологическим механизмам. К.Халл опирался в основном на учение И.П.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще потребность удовлетворяется (редуцируется), тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и её подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Используя понятие И.П.Павлова о подкреплении, К.Халл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. К.Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется только потребностью и больше ничем. К.Халл первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Учёный создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.
Гипотетико-дедуктивный метод
Подход К.Халла к построению своей теории заключался в следующем. В качестве первого шага он подверг рассмотрению то, что было известно о научении к настоящему времени. Затем учёный сделал попытку подвести итог этим изысканиям. И наконец, К.Халл попытался сделать выводы относительно эмпирически проверяемых результатов этих обобщенных положений. Такой метод построения теории впоследствии был назван гипотетико-дедуктивным, или логико-дедуктивным.
«Следуя естественно-научной модели, учёный-бихевиорист разрабатывает систему аксиом, или первичных принципов, и использует их в качестве исходного условия для выведения заключений, по законам формальной логики, в виде гипотез или теорем, касающихся феноменов поведения. <…>Эти аксиомы часто включают в себя гипотетические объекты (промежуточные переменные), введённые учёным для организации своих умозаключений относительно взаимодействия между экспериментальными действиями и измерениями (зависимыми и независимыми переменными), имеющими отношение к рассматриваемым феноменам поведения. Затем может быть дана оценка теории посредством переноса теоретических заключений и выводов в эксперимент, и можно увидеть, насколько успешной она является в стенах лаборатории.» — Rashotte M. E., Amsel A. Clark L. Hull’s Behaviorism // Handbook of Behaviorism. — San Diego: Academic Press, 1999. — p.126
Такое построения теории создает динамическую систему с открытым конечным результатом. Бесконечно появляются новые гипотезы, некоторые из которых подтверждаются результатами экспериментов, а некоторые — нет. Когда эксперимент проходит и заканчивается в соответствии с прогнозом, то вся теория, включая её аксиомы и теоремы, усиливается. Если эксперименты не проходят так, как предполагалось, теория теряет силу и должна быть пересмотрена. Теория, таким образом, должна постоянно обновляться в соответствии с результатами эмпирических исследований.
«Эмпирическое наблюдение в дополнение к точному предположению является основным источником первичных принципов или аксиом науки. Подобные формулировки при рассмотрении их всех вместе в различных комбинациях с соответствующими априорными условиями вызывают появление заключений или теорем, из них некоторые могут согласовываться с эмпирическими результатами данных условий, а некоторые — нет. Первичные предположения, вызывающие логические умозаключения, последовательно согласующиеся с наблюдаемыми эмпирическими результатами, сохраняются, а от тех, которые не согласуются, отказываются или подвергают изменениям. По мере внимательного изучения этого процесса проб и ошибок постепенно выявляется небольшое количество первичных принципов, чьи совместные выводы постепенно с большей вероятностью станут согласовываться с соответствующими наблюдениями. Выводы на основании этих оставшихся аксиом, несмотря на то что они никогда не являются абсолютно точными, со временем становятся высокодостоверными. Именно в этом и заключается существующее на настоящий момент положение первичных принципов основных естественных наук.» — Hull С. L. Principles of Behavior. — NY: Appleton-Century-Crofts, 1943. — p.382
Труды
Наиболее значительные работы К.Халла были опубликованы в 1930-1950-е годы. Самое полное изложение его теории бихевиоризма было опубликовано в книге «Принципы поведения» в 1943 году, обобщившей результаты многих экспериментальных исследований. Он продолжал развивать эту теорию вплоть до своей смерти. Последняя версия его системы представлена в книге «Система поведения», вышедшей в 1952 году. Hull C. L. Quantitative aspects of the evolution of concepts: An experimental study. — Psychological Review Company, 1920. — Psychological Monographs, 28, No. 123. — 85 p; Hull С. L. The influence of tobacco smoking on mental and motor efficiency. — Psychological Review Company, 1924. — Psychological Monographs, 33, No. 150. — 159 p; Hull C. L., Terman L. M. Aptitude Testing. — World Book Company, 1928. — 535 р; Hull С. L. A functional interpretation of the conditioned reflex. — Psychological Review Company, 1929. — 26, 498—511; Hull С. L. A mechanical parallel to the conditioned reflex. — Science, 1930. — 70, 14-15; Hull С. L. Knowledge and purpose as habit mechanisms. — Psychological Review Company, 1930. — 37, 511—525; Hull С. L. Goal attraction and directing ideas conceived as habit phenomena. — Psychological Review Company, 1931. — 38, 487—506; Hull С. L. Hypnosis and Suggestibility. — Appleton-Century-Crofts, 1933; Hull С. L. The conflicting psychologies of learning — a way out. — Psychological Review Company, 1935. — 42, 491—516; Hull С. L. Mind, mechanism, and adaptive behavior. — Psychological Review Company, 1937. — 44, 1-32; Hull С. L., Hovland C. I., Ross R. T., Hall M., Perkins D. T., Fitch F. B. Mathematico-Deductive Theory of Rote Learning. — Yale University Press, 1940; Hull С. L. Principles of Behavior. — NY: Appleton-Century-Crofts, 1943. — 422 р; Hull С. L. Essentials of Behavior. — Yale University Press, 1951; Hull С. L. A Behavior System. — Yale University Press, 1952. Литература: Халл Кларк Леонард // Большая советская энциклопедия: в 30 томах — Москва: Советская энциклопедия, 1969-1978; Халл Кларк Леонард // История психологии в лицах: персоналии / Под редакцией А.В.Петровского, Л.А.Карпенко.. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 784 страницы. — ISBN 5-9292-0136-6; Халл Кларк Леонард // Краткий психологический словарь / Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского; составитель Л.А.Карпенко. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998; Халл Кларк Леонард // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р.Корсини, А.Ауэрбаха.. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1896 страниц. — ISBN 5-272-00018-8; Халл Кларк Леонард // Психология. Иллюстрированный словарь / Под редакцией И.М.Кондакова.. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. — 783 страницы — ISBN 5-93878-262-7.

Pontus_Hanson (649x700, 524Kb)
1884
Понтус Хансон (шведское имя — Pontus Hanson)
шведский ватерполист и пловец, призёр летних Олимпийских игр. Родился в Кристинехамне, Вермланд, Швеция. Хансон трижды входил в состав Олимпийской сборной Швеции, которая стала серебряным призёром игр 1912 в Стокгольме и бронзовым 1908 в Лондоне и 1920 в Антверпене. Также, на своей первой Олимпиаде он получил бронзовую награду в плавании на 200 м брассом, а на следующей остановился на четвертьфинале этой дисциплины. Умер в Стокгольме, Швеция, 4 декабря 1962 года.

boris-aleksandrovich-grifcov-0ca8d (516x700, 156Kb)
1885
Борис Александрович Грифцов
российский, советский искусствовед, литературовед и переводчик. Родился в Москве, в семье чиновника. Окончил философское отделение историко-филологический факультета Московского университета. Начал публиковаться в 1906 году в общественно-политических и литературных периодических изданиях. В 1911 году издал сочинение о трёх выдающихся русских философах — Василии Розанове, Дмитрии Мережковском и Льве Шестове — «Три мыслителя». В 1923 году опубликовал монографию «Искусство Греции», в 1927 — фундаментальное исследование «Теория романа», охватывающее многовековую историю жанра от Античности до начала XX века. Также в 1923—1924 написал монографию «Психология писателя», опубликованную лишь в 1988 году. Основные литературоведческие работы советского времени посвящены Бальзаку. Профессор МГПИ, Тверского государственного университета. Основной составитель первого в России большого (около 60 000 слов) русско-итальянского словаря, изданного в 1934 году. Автор монографии «Как работал Бальзак», изданной в 1958 году. Грифцов переводил Вазари, Бальзака, Флобера, Пруста. Автор художественных произведений, в частности, повести «Бесполезные воспоминания» (1915, отдельное издание — 1923), отчасти автобиографической. Работы Грифцова: Эстетический канон Достоевского; Судьба Константина Леонтьева; Гений Бальзака. Умер в Москве 21 декабря 1950 года.
Могила_писателя_Бориса_Грифцова (525x700, 460Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку