1896
Майкл Элиас Бэлкон (Michael Elias Balcon)
английский кинопродюсер. За 40 лет карьеры спродюсировал более 260 фильмов. Майкл Бэлкон родился в городе Бирмингем, графство Уорикшир, Англия, Великобритания. В семье был младшим сыном и четвёртым из пятерых детей. Отец — Луис Бэлкон (около 1858 — 1946), польский еврей; мать — Лора Бэлкон (в девичестве — Гринберг; около 1863 — 1934), латвийская еврейка. Оба его родителя были эмигрантами из Восточной Европы, которые нашли друг друга в Британии. Майкл очень хорошо учился в школе, поэтому в 11-летнем возрасте получил грант на обучение в школе «Академия Джорджа Диксона», однако покинул её, немного недоучившись, в 1912 году в связи с финансовыми семейными трудностями. Майкл устроился на работу помощником ювелира. На войну призван не был в связи с плохим зрением. В 1915 году устроился на работу в компанию «Dunlop Rubber», где дослужился до должности «персональный помощник управляющего директора».
1918—1938
После окончания войны друг Майкла, Виктор Сэвилл, предложил создать компанию по дистрибуции фильмов. Предложение было принято, и уже в 1921 году «Victory Motion Pictures» имела офис в лондонском Сохо. В 1923 году вышел первый фильм, одним из продюсеров которого значился Майкл Бэлкон — «Женщина — женщине». После этого успеха Бэлкон и Сэвилл арендовали киностудию «Islington Studios» и на её основе создали новую — «Gainsborough Pictures». Студия, которую вывели из-под крыла «Famous Players-Lasky» в «самостоятельное плавание», была небольшой, но технически оснащённой и с хорошими кадрами, в частности, в ней работал молодой Альфред Хичкок, и поэтому быстро приобрела хорошую репутацию. В конце 1920-х годов Бэлкон решил, что минусов от независимости больше, чем плюсов, и «Gainsborough Pictures» стала подразделением французской киностудии «Gaumont». В 1934 году Бэлкон помог бежать из нацистской Германии известному актёру Конраду Фейдту: он послал ему официальное предложение сняться в фильме «Еврей Зюсс», актёр приехал, успешно сыграл в этой ленте главную роль и остался в Англии. В 1936 году Бэлкон на несколько месяцев уехал в США, где налаживал связи с крупнейшими киностудиями Голливуда, так как «Gaumont» приняла решение выйти на американский кинорынок. Вернувшись в Европу, Бэлкон застал «Gaumont» в глубочайшем финансовом кризисе, и поэтому в ноябре того же года его «Gainsborough Pictures» рассталась с этой студией и стала частью «MGM-British Studios». «Gainsborough Pictures» провела под крылом этой студии тяжёлые полтора года, так как Бэлкон не смог найти общего языка с главой «MGM-British Studios», Луисом Майером.
«Вестминстер. Сэр Майкл Бэлкон 1896—1977 Кинопроизводитель жил здесь 1927—1939». «Синяя табличка» на доме Бэлкона на Тафтон-стрит.
1938—1977
В конце 1938 года коллега Бэлкона, кинопродюсер Реджинальд Бейкер, пригласил того возглавить «Ealing Studios», на что Бэлкон с огромной радостью согласился. Под чутким руководством Бэлкона «Ealing Studios» быстро стала самой известной английской киностудией, хотя выпускала всего в среднем по шесть фильмов за год. В 1944 году «Ealing Studios» была поглощена конгломератом «Rank Organisation» и в 1955 году продана «Би-би-си». Поскольку всё это произошло против воли Бэлкона, он в 1956 году покинул «Rank Organisation» и основал новую студию с похожим названием — «Ealing Films», которая заключила взаимовыгодный договор с «MGM». В 1959 году Бэлкон стал основателем и председателем студии «Bryanston Films» (дочерняя компания «British Lion Films»), которая, правда, просуществовала всего четыре года. В 1963 году, после двухлетнего перерыва, Бэлкон стал продюсером своего последнего фильма: «Том Джонс», имевшего огромный успех. После этого 67-летний Майкл Бэлкон ушёл на покой, хотя продолжал поддержку молодых режиссёров и производства малобюджетных экспериментальных работ, а также служил председателем Производственного совета при Британском институте кино. В 1948 году Бэлкону был пожалован титул «рыцарь-бакалавр», и он стал «сэром». В 1969 году он опубликовал фото-иллюстрированную автобиографию под названием «Michael Balcon presents… A Lifetime of Films». Майкл Бэлкон скончался 17 октября 1977 года в своём особняке XV века Upper Parrock в деревне Хартфилд, графство Восточный Суссекс, Англия, Великобритания. Здесь он жил со своей женой и детьми с начала 1940-х годов. Тело Бэлкона было кремировано, прах развеян здесь же. В честь продюсера назван паб «Сэр Майкл Бэлкон» в Илинге.
«Английское наследие. Сэр Майкл Бэлкон 1896—1977 Кинопродюсер работал здесь 1938—1956». «Синяя табличка» на фасаде корпуса Уйат-лодж Ealing Studios в Илинге.
Семья
10 апреля 1924 года Майкл Бэлкон женился на девушке по имени Эйлин Фрида Летермен (1904—1988). Их брак бы счастливым и длился 53 года, до самой смерти продюсера. У пары было двое детей: Джилл (1925—2009), которая стала достаточно известной актрисой радио, театра, кино и телевидения; и Джонатан (1931—2012). Муж Джилл (зять Майкла Бэлкона) — известный поэт, писатель и переводчик Сесил Дэй-Льюис (1904—1972). Сын Джилл и Сесила (внук Майкла Бэлкона) — известный актёр Дэниел Дэй-Льюис (родился в 1957), а их дочь — теле-повари ресторанный критик Тамасин Дэй Льюис (родилась в 1953).
Избранная фильмография
За 40 лет карьеры (1923—1963) Майкл Бэлкон стал продюсером 264 фильмов, в том числе 53 из них были короткометражными, 4 документальными, а в 51 одном он не был указан в титрах. Позиция без уточнения — в данном полнометражном художественном фильме Бэлкон выступил продюсером, в отличающихся же случаях в скобках даются необходимые уточнения.
В титрах указан: 1923 — Женщина — женщине / Woman to Woman; 1924 — Белая тень/ The White Shadow; 1924 — Страстное приключение/ The Passionate Adventure; 1925 — Принцесса и скрипач/ The Blackguard; 1925 — Крыса/ The Rat; 1925 — Сад наслаждений / The Pleasure Garden; 1926 — Горный орёл / The Mountain Eagle; 1926 — Триумф Крысы/ The Triumph of the Rat; 1928 — Верная нимфа/ The Constant Nymph; 1931 — Звонящий/ The Ringer; 1931 — Собака Баскервилей / The Hound of the Baskervilles; 1932 — Испуганная леди/ The Frightened Lady; 1932 — Белое лицо/ White Face; 1933 — Хорошие компаньоны/ The Good Companions; 1933 — Упырь/ The Ghoul; 1933 — Я был шпионом/ I Was a Spy; 1933 — Верная нимфа/ The Constant Nymph; 1934 — Джек Эхой/ Jack Ahoy; 1934 — Человек с Аранских островов/ Man of Aran (доку-фикшн(этно-фикшн)); 1934 — Чу Чин Чоу/ Chu Chin Chow; 1934 — Красное знамя/ Red Ensign (исполнительный продюсер); 1934 — Моя песня для тебя/ My Song for You; 1934 — Еврей Зюсс / Jew Süss; 1934 — Леди в опасности/ Lady in Danger; 1934 — Железный герцог/ The Iron Duke; 1935 — Я и Мальборо/ Me and Marlborough; 1935 — Решимость Брауна/ Brown on Resolution; 1938 — Янки в Оксфорде/ A Yank at Oxford; 1938 — Мрачный незнакомец/ The Gaunt Stranger; 1938 — ? / The Ware Case; 1939 — Просто четверо мужчин/ The Four Just Men; 1939 — И нет правосудия…/ There Ain't No Justice; 1940 — Гордая долина / The Proud Valley; 1940 — Конвой/ Convoy; 1940 — Позволь Джорджу сделать это!/ Let George Do It!; 1940 — Пожалей полицейского/ Spare a Copper; 1940 — Три моряка/ Sailors Three; 1941 — Корабли с крыльями/ Ships with Wings; 1942 — Белая ворона из Уайтхолла/ The Black Sheep of Whitehall; 1942 — Большая блокада/ The Big Blockade; 1942 — Бригадир уехал во Францию/ The Foreman Went to France; 1942 — Гусь выходит/ The Goose Steps Out; 1942 — Как прошёл день?/ Went the Day Well?; 1943 — Девять мужчин/ Nine Men; 1943 — Колокола смолкли/ The Bells Go Down; 1943 — Под прикрытием/ Undercover; 1943 — Сан-Деметрио, Лондон/ San Demetrio London; 1944 — Для тех, кто в опасности/ For Those in Peril; 1944 — Дом на полпути/ The Halfway House; 1944 — Чарли «Шампанское»/ Champagne Charlie; 1944 — Три скрипача/ Fiddlers Three; 1945 — Раскрашенные лодки/ Painted Boats; 1945 — Глубокой ночью / Dead of Night; 1945 — Джонни Француз/ Johnny Frenchman; 1945 — Розовая нитка и сургуч/ Pink String and Sealing Wax; 1946 — Пленное сердце/ The Captive Heart; 1946 — Перегонщики скота/ The Overlanders; 1947 — Шум и крик / Hue and Cry; 1947 — Жизнь и приключения Николаса Никлби/ The Life and Adventures of Nicholas Nickleby; 1947 — Любови Джоанны Годден/ The Loves of Joanna Godden; 1947 — Фрида/ Frieda; 1947 — В воскресенье всегда идёт дождь / It Always Rains on Sunday; 1948 — Против ветра/ Against the Wind; 1948 — Сарабанда для мёртвых влюблённых/ Saraband for Dead Lovers; 1948 — Скотт из Антарктики/ Scott of the Antarctic; 1948 — Другой берег / Another Shore; 1949 — Эврикское восстание/ Eureka Stockade; 1949 — Пропуск в Пимлико/ Passport to Pimlico; 1949 — Виски в изобилии / Whisky Galore!; 1949 — Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets; 1949 — Цепь событий/ Train of Events; 1949 — Погоня за деньгами/ A Run for Your Money; 1950 — Синяя лампа / The Blue Lamp; 1950 — Танцевальный зал/ Dance Hall; 1950 — Горькие источники/ Bitter Springs; 1950 — Золотая клетка/ Cage of Gold; 1950 — Магнит/ The Magnet; 1951 — Лондонский Пул/ Pool of London; 1951 — Банда с Лавендер Хилл / The Lavender Hill Mob; 1951 — Человек в белом костюме / The Man in the White Suit; 1951 — Там, где не летают стервятники/ Where No Vultures Fly; 1952 — Мэнди/ Mandy; 1953 — Жестокое море/ The Cruel Sea (исполнительный продюсер); 1953 — Квадратный ринг/ The Square Ring (исполнительный продюсер); 1954 — Любовная лотерея/ The Love Lottery (исполнительный продюсер); 1954 — Мэгги/ The Maggie (исполнительный продюсер); 1954 — К западу от Занзибара/ West of Zanzibar; 1954 — Радужный костюм/ The Rainbow Jacket; 1954 — Жизнь взаймы/ Lease of Life; 1954 — Пленённое сердце/ The Divided Heart; 1955 — Ночь, в которую мне суждено погибнуть/ The Night My Number Came Up; 1955 — Корабль, который умер от стыда/ The Ship That Died of Shame; 1955 — Прикоснись и иди/ Touch and Go; 1955 — Замочить старушку / The Ladykillers; 1956 — Женский подход/ The Feminine Touch; 1956 — Длинная рука/ The Long Arm; 1957 — Человек в небе/ The Man in the Sky; 1957 — Ширали/ The Shiralee; 1957 — Билл — Морская уточка/ Barnacle Bill; 1958 — Дэви/ Davy; 1958 — Дюнкерк/ Dunkirk; 1958 — Некуда идти/ Nowhere to Go; 1959 — Четверо отчаянных мужчин/ The Siege of Pinchgut; 1959 — Козёл отпущения/ The Scapegoat; 1961 — Длинный, Короткий и Высокий/ The Long and the Short and the Tall.
В титрах не указан: 1927 — Жилец / The Lodger: A Story of the London Fog; 1927 — По наклонной / Downhill; 1928 — Лёгкое поведение / Easy Virtue; 1929 — Возвращение Крысы/ The Return of the Rat; 1929 — Женщина — женщине/ Woman to Woman; 1931 — Солнечная Сьюзи/ Sunshine Susie; 1932 — Римский экспресс/ Rome Express; 1933 — Солдаты короля/ Soldiers of the King; 1934 — Вечнозелёный/ Evergreen; 1934 — Человек, который слишком много знал / The Man Who Knew Too Much; 1935 — Тридцать девять ступеней / The 39 Steps; 1935 — Ясновидящий/ The Clairvoyant; 1935 — Мальчишки останутся мальчишками/ Boys Will Be Boys; 1935 — Призрачный свет/ The Phantom Light; 1935 — Бульдог Джек/ Bulldog Jack; 1935 — ? / The Passing of the Third Floor Back; 1935 — Губрнатр/ The Guv'nor; 1935 — Трансатлантический тоннель/ The Tunnel; 1936 — Роза Тюдоров/ Tudor Rose; 1936 — Секретный агент / Secret Agent; 1936 — Человек, изменивший свой разум / The Man Who Changed His Mind; 1936 — Саботаж / Sabotage; 1937 — Доктор Син/ Doctor Syn; 1938 — Взбираясь высоко/ Climbing High; 1953 — Молния Титфильда/ The Titfield Thunderbolt (исполнительный продюсер); 1953 — Встречайте мистера Люцифера/ Meet Mr. Lucifer (исполнительный продюсер); 1955 — Из-за облаков/ Out of the Clouds (исполнительный продюсер); 1956 — Кто это сделал? / Who Done It? (исполнительный продюсер); 1963 — Том Джонс / Tom Jones (исполнительный продюсер).
Библиография: Michael Balcon presents… A Lifetime of Films (фото-иллюстрированная автобиография) (1969) Лондон, Hutchinson & Co.
Литература: Джеймс Чапмен. Past and Present. National Identity and the British Historical Film (2005) издательство I.B.Tauris, Лондон — Нью-Йорк.
1896
Михаил Маркович Власов
командир 106-й Забайкальской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, полковник. Родился в селе Вторая Николаевка, ныне посёлок городского типа Николаевка Одесской области (Украина), в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. В 12-летнем возрасте начал самостоятельную трудовую жизнь - нанимался каменщиком в летнее время, а зимой батрачил у помещиков. В августе 1915 года призван в русскую армию. В чине младшего унтер-офицера участвовал в боях Первой мировой войны. В дни Февральской революции принимал участие в разоружении Екатеринославской полиции. В июле 1917 года в рукопашной схватке попал в плен к немцам, из которого в октябре 1918 года совершил побег. Прибыв в город Вознесенск ныне Николаевской области (Украина), организовал партизанский отряд по борьбе с петлюровцами, который вскоре разросся, окреп и был преобразован в регулярный полк Красной Армии. В Красной Армии с 1918 года. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Участник Гражданской войны, воевал на Юге Украины в должностях командира эскадрона, комиссара бронепоезда № 62, военного комиссара автомобильного отряда 51-й Перекопской дивизии. С мая 1922 года М.М.Власов - военный комиссар 2-го пограничного батальона, выделенного из 51-й Перекопской дивизии, - заступил на охрану государственной границы и последующие 20 лет служил в пограничных войсках Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД) СССР Украинского, Забайкальского и Приморского пограничных округов, пройдя путь от военного комиссара батальона до заместителя начальника Управления пограничных войск округа. В 1925 году окончил Высшую пограничную школу, в 1932 году - Военную академию имени М.В.Фрунзе. В боях Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Со 2 августа 1943 года по 1 сентября 1944 года командовал 106-й Забайкальской стрелковой дивизией, сформированной в октябре 1942 года, как Забайкальская стрелковая дивизия НКВД, а 23 ноября того же года переформированная в 106-ю Забайкальскую стрелковую дивизию. Командир 106-й Забайкальской стрелковой дивизии (65-я армия, Центральный фронт) полковник М.М.Власов проявил мужество и героизм при управлении частями дивизии в ходе форсирования реки Днепр 15 октября 1943 года и освобождении посёлка городского типа Лоев Лоевского района Гомельской области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за умелое и грамотное командование стрелковой дивизией, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, полковнику Власову Михаилу Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1706). 17 ноября 1943 года 106-й Забайкальской стрелковой дивизии присвоено почётное наименование «Днепровская», а 9 августа 1944 года за боевые заслуги в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции дивизия, вверенная полковнику М.М.Власову, награждена орденом Красного Знамени. На заключительном этапе Великой Отечественной войны М.М.Власов успешно командовал 140-й стрелковой Сибирской Новгород-Северской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизией (4-го формирования) 101-го стрелкового Львовского ордена Ленина Краснознамённого ордена Суворова корпуса 38-й армии (2-го формирования) 4-го Украинского фронта, воины которой отличились в ходе Моравска-Остравской наступательной операции, и в освобождении 30 апреля 1945 года чехословацкого (ныне чешского) города Моравска-Острава (с 1949 года и ныне – Острава). С 1945 года полковник М.М.Власов - в отставке по состоянию здоровья. Жил в городе Ужгород Закарпатской области Украины. Умер 28 января 1973 года. Похоронен на Холме Славы в Ужгороде. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова II и III степеней, медалями.
Плита с именами Героев Советского Союза, которые похоронены на Холме Славы в городе Ужгород Закарпатской области (Украина).
1896
Семён Фёдорович Кутепов
советский офицер, в годы Великой Отечественной войны участник обороны Могилёва, командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса, полковник. Один из прототипов собирательного образа комбрига Серпилина в романе К.Симонова «Живые и мёртвые». Родился в деревне Большие Калмыки, Куракинская волость, Богородицкий уезд, Тульская губерния, Российская империя, ныне Киреевского района Тульской области. Происходил из крестьян Тульской губернии. Рос и учился в деревенской школе (ныне средняя общеобразовательная школа села Большие Калмыки). В 1915 году окончил коммерческое училище, был призван в Российскую Императорскую армию, окончил Александровское военное училище, воевал в Первую мировую войну на Юго-Западном фронте в чине подпоручика. В 1917 году добровольцем вступил в Красную Армию, воевал с бело-поляками и разрозненными бандами на Украине, командовал взводом и ротой, был ранен. Окончил курсы усовершенствования штабных командиров и с отличием заочный факультет Военной академии имени М.В.Фрунзе. Изучил немецкий язык. Беспартийный. Четыре года прослужил начальником строевого отдела штаба дивизии, два года командиром батальона, три года начальником штаба полка, четыре года помощником командира полка и два года командиром 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса. В этой должности полковник С.Ф.Кутепов встретил Великую Отечественную войну. 388-й стрелковый полк под командованием полковника С.Ф.Кутепова отличился при обороне Могилёва. 11 июля в бою на Буйничском поле его полк за один день подбил 39 танков противника. 13—14 июля в частях полковника С.Ф.Кутепова находились корреспондент газеты «Известия» писатель К.Симонов и фотокорреспондент той же газеты П.Трошкин, который сфотографировал подбитые на Буйничском поле немецкие танки 20 июля 1941 года в газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк Константина Симонова «Горячий день» с фотографиями Павла Трошкина. По признанию Симонова, встреча с полковником Кутеповым произвела на него огромное впечатление, сам Кутепов запомнился на всю жизнь, и многими его чертами он наделил образ генерала Серпилина в романе «Живые и мёртвые».
Исчезновение
Пропал без вести при выходе из окружения.
Версии
По состоянию на 2009 год, судьба С.Ф.Кутепова точно неизвестна:
по одним данным он погиб вечером 25 июля 1941 года от рук немецких диверсантов,
вторая версия гласит, что полковник Кутепов был убит в бою при совместном прорыве остатков его 388-го стрелкового полка, 340-го легкого артиллерийского полка и других частей 172-й стрелковой дивизии из окружённого Могилева,
третья версия говорит о том, что раненый Кутепов в бессознательном состоянии попал в плен к противнику, после чего бежал и воевал в Белоруссии в партизанском отряде, где и погиб в конце декабря 1941 — начале января 1942 года.
Награды
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1941 года за оборонительные бои под Могилевом полковник Кутепов был награждён орденом Красного Знамени.
Семья
Жена — Зинаида Андреевна, проживала в городе Тула. Сын — В.С.Кутепов, доктор технических наук, профессор Тульского государственного университета, почётный гражданин Могилёва. Дочь — Т.С.Кутепова, проживала в городе Челябинск.
Память
Именем С.Ф.Кутепова названа улица в Могилёве, на доме № 9 установлена мемориальная доска. В 2016 году установлен бюст С.Ф.Кутепову в городе Могилёв. В честь защитников Могилёва на Буйничском поле установлен обелиск. Надпись на нём гласит: «Здесь в суровые дни 1941 года беспримерную стойкость проявили бойцы 388 стрелкового полка 172 стрелковой дивизии и ополченцы гор. Могилева, уничтожив только за один день боев 12 июля 1941 года 39 фашистских танков.»
В Могилёвском краеведческом музее представлена большая экспозиция. Районный Совет ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, педагогические и ученические коллективы МБОУ «Киреевская СОШ № 6» и МБОУ «Большекалмыкская СОШ» ходатайствуют об увековечении памяти С.Ф.Кутепова на территории Киреевского района.
В искусстве
Послужил прототипом для одного из героев трилогии Константина Симонова «Живые и Мертвые» комбрига Фёдора Фёдоровича Серпилина.
Изображён в фильме «Днепровский рубеж» (Беларусь, 2009).
Оценки и мнения
Писатель К.Симонов:
«После того как в землянке проверили наши документы, мы снова вышли на воздух. Сейчас полковник окончательно сменил гнев на милость и стал рассказывать нам о только что закончившемся бое, в котором он со своим полком уничтожил тридцать девять немецких танков. Он рассказывал об этом с мальчишеским задором:
— Вот говорят: танки, танки. А мы их бьём. Да! И будем бить. Это точно. Если пехота решила не уходить и закопалась, то никакие танки с ней ничего не смогут сделать…
…
В те дни я ничего не мог писать, пока не коснулся точки опоры — встретил часть, которая не отступала, а дралась. Тут я впервые увидел, что фашистов действительно бьют. Я увидел — есть люди, которые остановят врага…
…
В моей памяти Кутепов — человек, который, останься он жив там, под Могилевом, был бы способен потом на очень многое.»
Литература: Симонов К. М. [militera.lib.ru/db/simonov_km/1_09.html Глава девятая] // Разные дни войны. Дневник писателя. — Москва: Художественная литература, 1982. — Том 1. — 479 страниц — 300 000 экземпляров; Алтунина Л.Д. Солдат войны полковник Кутепов: историко-биографический очерк о нашем земляке, полковнике С.Ф.Кутепове, командире 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии, без вести пропавшем при героической обороне г. Могилева. — Тула: ТулГУ, 2004. — 107 страниц. — 300 экземпляров. — ISBN 5-7679-0495-2; Елькин А.А. Прообраз Серпилина // Коммунар, 1964, 12 марта.
1896
Керстин Торборг (шведское имя — Kerstin Thorborg)
шведская оперная певица (альт, меццо-сопрано). Имела звание Придворной певицы с 1944 года. Родилась в городе Мура, лен Коппарберг, Швеция, в семье Виктора Торборга и его жены Хильдур Бохман. Керстин родилась в Веньяне, но через несколько лет семья переехала в город Хедемора, где её отец работал редактором газеты. У отца был сильный басовый голос, и он некоторое время выступал в известном шведском хоре Orphei Drängar. После того, как Керстин в подростковом возрасте выступила солисткой на одном из концертов этого хора, артисты убедили её родителей, что девочку следует отдать в школу пения. Получив первоначально частные уроки пения, она поступила затем в оперную школу Королевской оперыв Стокгольме. По окончании обучения, Керстин дебютировала в 1923 году в Стокгольмской опере в партии Лолы оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». В 1924 году состоялся её главный оперный дебют в партии Ортруды в опере Вагнера «Лоэнгрин», и Торборг проработала в этом театре по 1930 год. В 1928 году Керстин Торборг вышла замуж за театрального сценариста и режиссёра Густава Бергмана, который сделал успешную карьеру тенора-героя в Европе и в Соединенных Штатах. Густав имел хорошие отношения с семьёй Вагнера и стал хорошим другом композитора Пуччини. В 1927 году Керстин успешно выступила на крупном концерте шведской музыки во Франкфурте-на-Майне и после женитьбы решила строить свою карьеру в Германии. Работала в Государственном театре Нюрнберга, затем в Берлинской опере. Торборг стала одной из лучших вагнеровских певиц своего времени, но с приходом к власти в Германии Гитлера, восхищавшегося операми Вагнера[5], она дистанцировалась от нацизма и в 1934 году не продлила свой контракт с Берлинской оперой. Переехала в Австрию и пела в Венской опере. Когда нацисты пришли к власти и в Австрии, она разорвала контракт с Венской оперой и уехала в Соединенные Штаты. Керстин Торборг была участником коллектива нью-йоркской Метрополитен-оперы, где проработала с 1938 по 1950 год и стала популярной певицей, также за свои роли в операх Вагнера, выступая и в операх других известных композиторов. В 1950 году Торборг завершил карьеру певца, вышла на пенсию и вернулась в Швецию, поселившись в собственном доме в городе Хедемора, лен Коппарберг, Швеция, где умерла 12 апреля 1970 года и была похоронена на его городском кладбище. В 1939 году певица была награждена медалью Litteris et Artibus.
1896
Петерис Упитис (латышское имя — Pēteris Upītis)
советский и латвийский селекционер. Окончил Приекульскую сельскохозяйственную школу. После войны он с коллегой Раймондом Бочем объездил на велосипеде всю Латвию, изучая плодовые деревья. Агрономы также отобрали сорта яблок, картофеля для наглядных пособий техникумам и вузам. Кандидат сельскохозяйственных наук. Заведующий селекционной лабораторией плодоводства Научно-исследовательского института земледелия Латвии. Создатель и руководитель Добельского питомника. Вывел более 80 тысяч генотипов.
Личность
Народный поэт Латвии Имант Зиедонис посвятил Упитису главу в книге «Курземите». «Очень хочется жить с такой же чертовской одержимостью, с какой живет этот старик и благодаря которой сады цветут, и люди замедляют шаг и удивляются: что же это за человек, создающий все это? Я проследил одну данную природой черту, которая доведена в этом человеке до гениальности, до такой самоотдачи, что многим это кажется ненормальным или курьезным. Как будто гениальность может и не быть чудной, как будто гениальность уже сама по себе не является отступлением от нормы. Я хочу сказать, что слишком мало мы помогаем тем людям, которые в силах создать нечто неповторимое, нечто такое, что могут создать только они». Зиедонис, как и многие, называл Упитиса «Маэстро». Друг Маэстро Раймонд Боч считал, что Упитис живет в другом измерении, работает по 18-20 часов в сутки и отмежевывается от ненужных встреч, поэтому слывет нелюдимым. Упитис и москвич Ерёмин были включены во всемирный список селекционеров лилий. Упитис районировал в средней полосе, на 57-м градусе северной широты, абрикосы, проведя эксперименты с 16 тысячами деревьев. Умер в городе Добеле, Добельский район, Латвийская ССР, СССР, ныне Латвия, 4 апреля 1976 года.
Награды: Государственная премия Лат ССР (1965); Орден Ленина; Заслуженный деятель науки и техники Латвийской ССР.
Селекционная деятельность
200 сортов сирени (в Королевской ассоциации сирени зарегистрировано 12 сортов сирени П.Упитиса). Первый выведенный сорт сирени — «Радость бытия» («Esības prieks»). Известные сорта лилий «Brūnupīte», «Dzintarlāse». Запатентованные сорта: сорт малины «Иварс» (соавтор С.Страутиня) — регистрационное удостоверение AVE3; сорт черешни «Айя» (соавтор С.Руйса) — регистрационное удостоверение KIR1; сорт яблонь «Илга» (соавтор Мара Скривеле) — регистрационное удостоверение ABE1; сорт яблонь «Аусма» (соавтор Л.Икасе) — регистрационное удостоверение ABE2; сорт груш «Юмурда» (соавтор М.Блукманис) — регистрационное удостоверение BUM1; сорт гибридных слив «Жёлтая ранняя» (соавтор Л. Икасе) — регистрационное удостоверение PLU3; сорт гибридных слив «Инесе» (соавтор Л.Икасе) — регистрационное удостоверение PLU4; сорт домашних слив «Миньон» (соавтор Эдите Кауфмане) — регистрационное удостоверение PLU2; сорт абрикосов «Дайга» (соавтор Эдите Кауфмане) — регистрационное удостоверение APR1; сорт абрикосов «Велта» (соавтор Эдите Кауфмане) — регистрационное удостоверение APR2; сорт абрикосов «Ласма» (соавтор Эдите Кауфмане) — регистрационное удостоверение APR3.
Член сообществ: Австралийское, Североамериканское, общество селекционеров лилий, аналогичные общества Северной Каролины, Онтарио, Висконсина-Иллинойса; Международное общество селекционеров сирени Канады; Aнглийское национальное и Французское общество селекционеров роз; Северное общество селекционеров ореха; Aмериканское общество селекционеров пионов; Aмериканское общество селекционеров ирисов.
Публикации: P. Upītis. LPSR Augļu koku un ogulāju šķirnes. — Rīga, 1948.-1951; P. Upītis. Augļkopības selekcijas mērķi un mans darbs. — Druva, 1958. Nr.18, 9.-11. Lpp; Упит, П.Я. Улучшение и расширение сортового состава плодовых культур Латвийской ССР: Доклад обобщающий;содержание работ, представленный к защите на соискание ученой степени кандидата сельско-хозяйственных наук / Латвийская сельско-хозяйственная академия, Елгава, 1964. — 32 страницы.
Память
В Добеле открыт «Музей и сад Петериса Упитиса».
Литература: Имантс Зиедонис. «Курземите»; L. Cirse. Pēteris Upītis. Rīga, 1996, 176 lpp.
Источники: Надир Сафиев, Журнал «Вокруг Света», Обыкновенный человек Петерис Упитис, № 9 (2564), Сентябрь 1972, Рубрика «К 50-летию СССР»; "Ригас Балсс",1976 (некролог) _
Infogans@mail.ru
1896
Федор Маркелович Чесноков
мордовский революционный писатель и драматург. Из семьи крестьянина-середняка Нижне-Волжского края. Писать начал с 1922. Наиболее значительные произведения Чеснокова "Тетяка и Левке" ("Весь в отца"); пьесы: "Кавто Киява" ("Два пути", переведена на русский язык), "Калдоргауть ташто кайтнэ" ("Расшатан старый быт", переведена на русский язык.) посвящены изображению быта пореволюционной мордовской деревни. Чесноков с мастерством показал пробуждение деревни первых лет революции, процесс ее классового расслоения, напряженную классовую борьбу. В сборнике рассказов "Васень толт" (Первые огни) Чесноков, рисуя жизнь современной деревни, особое внимание уделяет мордовской женщине — активной участнице в борьбе за социалистическую переделку сельского хозяйства и быта. Репрессирован, погиб в 1938 году, реабилитирован посмертно.
1896
Василий Григорьевич Шульгин (псевдоним — Шуль)
советский цирковой артист. Родился в деревне Дёмино Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя (ныне Вилегодского района Архангельской области) в многодетной семье (15 детей), в семье был пятым ребёнком. Работать начал с 10 лет — в поле, на огороде, пастухом. Окончил 3 класса церковно-приходской школы. Позднее говорил: «Я с детства чувствовал в себе некоторую силу. Когда я слушал сказки о богатырях, мною овладела мечта стать таким же сильным, как они». Когда семья переехала в Кушву (Свердловская область), Василий и его братья увлеклись поднятием тяжестей. Летом и зимой, даже в сорокаградусный мороз, Василий обливался холодной водой, и тогда он был уже замечательным силачом. В 1918 году Василий записался добровольцем в один из красногвардейских отрядов. В дивизии скоро все узнали о необыкновенной силе бойца, и многие приходили посмотреть на его тренировки и выступления. Вот некоторые номера. На грудь атлета ставили наковальню и ударяли по ней молотами, имитируя процесс ковки. В положении «французский мост» на грудь атлета несколько человек поднимали огромный камень, затем разбивали его кувалдами. Чуть позже Василий Шуль стал атлетом государственного цирка. Однажды Василий боролся со знаменитым Иваном Поддубным. Ему было 25 лет, а Поддубному около 50. Молодой атлет продержался только 5 минут. Звёздный час пришёл к нему на арене новосибирского цирка. Через дощатую тяжёлую платформу, положенную на грудь атлета, прошли две роты солдат, проскакали два эскадрона кавалерии, проехали 12 легковых автомашин и три трёхдюймовые пушки. В 1927 году Василий вернулся в родные места, жил в Котласе. На улице Орджоникидзе был построен дом, а Василий собственными руками изготовил всю мебель.
Почти за 30 лет артистической карьеры атлет дал более четырёх с половиной тысяч выступлений. Газеты называли его «Северный богатырь», «Северный Спартак», «Северный лев». Шуль за годы Великой Отечественной войны перечислил в Фонд обороны более 200 тысяч рублей, а сам всегда жил скромно. Умер он в городе Котлас, Архангельская область, РСФСР, СССР, 17 февраля 1958 года и похоронен на кладбище «Макариха», в нескольких метрах от остановки «Гвардейская». В Котласе и других городах у Василия Григорьевича остались ученики по спортивной атлетике.
Литература: Антропова С. Жива память о северном богатыре // Вечерний Котлас. — 2003. — № от 23 апреля; Красавцев В. Атлет — богатырь // Двинская правда. — 1966. — № от 18 октября. — Страница 3; Рассказ Юрия Шадрина (записал Олег Угрюмов) // Правда Севера (газета). — 2003, 21 июня; Трубин М.К. Родом с Виледи. — Архангельск : Правда Севера, 2002. — 87 страиц. — ISBN 5-85879-009-7; Шептяков Н. Василий Шуль достоин внимания земляков // Двинская правда. — 2007. — № 70 от 18 апреля; Яишницын А. Жил-был русский богатырь… : к 100-летию со дня рождения Василия Шуля) // Двинская правда. — 1996. — № от 24 мая. — Страница 1.
1897
Фрэнк Люк (Frank Luke)
американский пилот. Родился в штате Коннектикут. 25 сентября 1917 года поступил в авиашколу, которую закончил досрочно, за 9,5 недели. Следующей весной Фрэнка в составе очередной группы американских военных пилотов отправили в Европу. Обучившись искусству воздушного боя, лейтенант Ф.Люк в августе 1918 года прибыл на фронт. Мировая война близилась к развязке. Союзные войска теснили противника на всех направлениях. Но германские ВВС продолжали оказывать отчаянное сопротивление. В этих условиях молодые американские лётчики, попавшие на фронт позднее других (США вступили в войну летом 1917 года ), изо всех сил старались успеть "помериться славой" с более опытными французскими и английскими пилотами. Таких же честолюбивых планов был полон и Фрэнк Люк. Но начало его боевой службы, казалось, не оставляло надежд на их осуществление. За 2 недели он потерял 2-х ведомых и не сбил ни одного самолёта. Третьим ведомым стал его старый друг Джозеф Вехнер. С ним в паре Люк одержал 16 августа свою первую победу. С этого дня его боевой счёт стал быстро расти. Наиболее славной и одновременно трагичной датой для Фрэнка стало 18 сентября. Тогда он одержал 5 побед в одном бою, сбив 3 самолёта и 2 привязных аэростата. И в том же бою погиб Джозеф Вехнер... За неполных 2 месяца Люк одержал 18 бесспорных побед и ещё 3 победы не получили официального подтверждения.
28 сентября над деревней Мюрво его истребитель был подбит зенитным огнём. Фрэнку пришлось садиться на изрытой снарядами нейтральной полосе вблизи немецких окопов. Германские солдаты бросились к уткнувшейся в воронку машине, чтобы захватить пилота живьём. Люк залёг рядом с самолётом и стал отстреливаться из пистолета. В завязавшейся перестрелке он был убит.
1897
Энрико Майнарди
итальянский виолончелист, педагог и композитор. Выступал и как дирижер. Концертировал (в СССР в 1931). С 1945 г. играл в сонатном ансамбле с К.Цекки. В 1949 г. основал трио с Э.Фишером и В.Шнейдерханом. Автор концертов для виолончели с оркестром и других сочинений. В 1933-1968 гг. преподавал в Национальной академии "Санта-Чечилия" (Рим) и в ряде городов Европы.
1897
Виктор Леонтьевич Троицкий
литовский микробиолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (с 1960). Окончил медицинский факультет 2-го Московского университета (1922). Работал в Институте эпидемиологии и микробиологии Академии Медицинских Наук СССР. Основные научные работы относятся к различным областям микробиологии, иммунологии и радиобиологии. Провел сравнительные исследования типов менингококков. Изучал закономерности и механизм образования лекарственно-устойчивых форм бактерий. Занимался вопросами иммунологии и предохранительной вакцинации против кишечных инфекций. Разработал комбинированный метод химиоиммунотерапии дизентерии. Впервые сформулировал задачи, стоящие перед радиационной микробиологией и иммунологией. Вскрыл основные закономерности влияния ионизирующего излучения на инфекцию и иммунитет. Разработал пути химиотерапии инфекционных осложнений лучевой болезни. Изучал бактерицидное действие ионизирующего излучения и показал возможность его использования для получения бактериальных препаратов.
1898
Гусейн Ага Султан оглы Гаджибабеков
азербайджанский советский артист оперы (лирический тенор). Народный артист Азербайджанской ССР (1938). С 1910 пел в хоре общества "Ниджат" (Баку); с 1913 участвовал в спектаклях драматической труппы общества "Сафа". В 1917 поступил в азербайджанскую оперную труппу, гастролировал по городам Закавказья, Средней Азии, Ирана. С 1920 Гаджибабеков - солист Тнатра оперы и балета имени Ахундова (Баку). Одновременно занимался в азербайджанской консерватории (окончил в 1928, по классу Н.И.Сперанского). Партии: Керем, Аскер ("Асли и Керем", "Аршин мал алан" У.Гаджибекова), Гариб ("Ашик Гариб" 3.Гаджибекова), Шах-Исмаил ("Шах-Исмаил" Магомаева), Хосров ("Хосров и Ширин" Ниязи), Гариб ("Шахсенем" Глиэра), Ленский; Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. Обладая высоким голосом, Гаджибабеков исполнял также и женские партии.
1898
Георгий Николаевич Оболдуев
поэт, переводчик
1898
Юлиус Эвола (итальянское имя — Julius Evola; урождённый - Джулио Чезаре Андреа Эвола)
итальянский мыслитель, эзотерик и писатель. Родился в Риме, аристократической семье, имеющей далёкие испанские корни (родители: Франческо и Кончетта Франджипане). Более всего известен как ярчайший представитель традиционализма. Впрочем, сам Эвола, как и многие его единомышленники, проводили строгое различие между традиционализмом и Традицией, поэтому уместней говорить о нём, как о человеке Традиции, нежели как о традиционалисте. Версия германского происхождения Юлиуса Эволы (от некого барона Хевелар) была выдвинута первым переводчиком «Восстания против современного мира» на немецкий язык — перевода, которого Эвола не одобрил, в связи с чем обратился к Готфриду Бенну с просьбой сделать новый перевод. Эта версия является сомнительной. Эвола написал несколько книг, посвящённых расовой проблеме, в которых он исследовал точку зрения Традиции по этому вопросу. В них он жёстко критиковал расхожие в то время в Германии и Италии теории биологического расизма, провозглашая оригинальные идеи расизма духа, которые не отрицают кровь, но стоят над ней. Классическим в этой сфере стал приведённый им пример о скандинавских народах европейского Севера, которых вследствие деградации и забвения воинских ценностей менее всего можно назвать духовными арийцами, несмотря на то, что в чисто биологическом смысле они могут служить образцом белой расы. В работах «Синтез расового учения», «Замечания по поводу расового воспитания» и иных Эвола писал о трёх типах расы — о «расе тела», «расе души» и «расе духа». В связи с неоднократными попытками привлечения к уголовной ответственности в послевоенное время по статьям о разжигании межнациональной розни и пропаганде фашизма, Эвола заявил в автобиографии «Путь Киновари»: Наконец, следует однозначно заявить, что ни я, ни мои друзья в Германии не знали о тех эксцессах, которые совершили нацисты по отношению к евреям, а если бы мы знали об этом, то ни в коем случае не одобрили бы этого. Аналогично, в книге «Фашизм с точки зрения правых» Эвола высказывал критику по отношению к неразумно жестоким действиям национал-социалистов. Тем не менее он в большинстве своих сочинений совершенно чётко формулировал тезис о господстве евреев в современном мире, их связи с доминированием либерализма и необходимостью кардинального изменения данной ситуации. Умер 11 июня 1974 года.
Книги, изданные при жизни: «Абстрактное искусство» / Arte Astratta, Posizione Teoretica (1920); «Тёмные слова внутреннего пейзажа» / Le Parole Oscure du Paysage Interieur (1920); «Эссе о магическом идеализме» / Saggi sull’idealismo magico (1925); «Теория абсолютного индивидуума» / Teoria dell’Individuo Assoluto (1927); «Языческий империализм» / Imperialismo Pagano: Il Fascismo Dinanzi al Pericolo Euro-Cristiano, con una Appendice sulle Reazioni di parte Guelfa (1928); «Феноменология абсолютного индивидуума» / Fenomenologia dell’Individuo Assoluto (1930); «Герметическая традиция» / La tradizione ermetica (1931); «Личина и лик современного спиритуализма» / Maschera e volto dello Spiritualismo Contemporaneo: Analisi critica delle principali correnti moderne verso il sovrasensibile (1932); «Восстание против современного мира» / Rivolta contro il mondo moderno (1934); «Три аспекта еврейского вопроса» / Tre aspetti del problema ebraico (1936); «Мистерия Грааля» / Il mistero del Graal (1937); «Миф крови» / Il Mito del Sangue. Genesi del Razzismo (1937); «Синтез расовой доктрины» / Sintesi di Dottrina della Raza (1941); «Указания по расовому воспитанию» / Indirizzi per una educazione razziale (1941); «Арийское учение о борьбе и победе» / Die Arische Lehre von Kampf und Sieg (1941); Gli Ebrei hanno volute questa Guerra (1942); «Доктрина пробуждения: Очерки о буддистской аскезе» / La dottrina del risveglio (1943); «Йога могущества» / Lo Yoga della potenza (1949); «Ориентации» / Orientamenti (1950); «Люди и руины» / Gli uomini e le rovine (1953); «Метафизика пола» / Metafisica del sesso (1958); «Рабочий» в творчестве Эрнста Юнгера / L'«Operaio» nel pensiero di Ernst Jünger (1959); «Оседлать тигра» / Cavalcare la tigre (1961); «Путь киновари» / Il Cammino del cinabro (1963); «Фашизм с точки зрения правых» / Il Fascismo. Saggio di una Analisi Critica dal Punto di Vista della Destra (1964); «Лук и булава» / L’Arco e la Clava (1968); Raâga Blanda (1969); «Даосизм» / Il taoismo (1972); Ricognizioni. Uomini e problemi (1974).
Сборники, составленные и изданные после смерти: I saggi di «Bilychnis», Padova, Edizioni di Ar, 1970a.; I saggi della «Nuova Antologia», Padova, Edizioni di Ar, 1970b.; L’idea di Stato, Padova, Edizioni di Ar, 1970c.; Gerarchia e democrazia, Padova, Edizioni di Ar, 1970d.; Meditazioni delle vette, La Spezia, Edizioni del Tridente, 1971.; Diario 1943-44, Genova, Centro Studi Evoliani, 1975.; Etica aria, Genova, Centro Studi Evoliani, 1976a.; L’individuo e il divenire del mondo, Carmagnola, Edizioni Arktos, 1976b.; Simboli della Tradizione Occidentale, Carmagnola, Edizioni Arktos, 1977a.; La via della realizzazione di sé secondo i misteri di Mitra, Roma, Fondazione Julius Evola, 1977b.; Considerazioni sulla guerra occulta, Genova, Centro Studi Evoliani, 1977c.; Le razze e il mito delle origini di Roma, Monfalcone, Sentinella, 1977d.; Il problema della donna, Roma, Fondazione Julius Evola, 1977e.; Ultimi scritti, Napoli, Controcorrente, 1977f.; La Tradizione di Roma, Padova, Edizioni di Ar, 1977g.; Due imperatori, Padova, Edizioni di Ar, 1977h.; Cultura e politica, Roma, Fondazione Julius Evola, 1978a.; Citazioni sulla Monarchia, Palermo, Edizioni Thule, 1978b.; L’infezione psicanalitica, Roma, Fondazione Julius Evola, 1978c.; Il nichilismo attivo di Federico Nietzsche, Roma, Fondazione Julius Evola, 1978d.; Lo Stato, Roma, Fondazione Julius Evola, 1978e.; Europa una: forma e presupposti, Roma, Fondazione Julius Evola, 1979a.; La questione sociale, Roma, Fondazione Julius Evola, 1979b.; Saggi di dottrina politica, Sanremo, Mizar, 1979c.; La satira politica di Trilussa, Roma, Fondazione Julius Evola, 1980a.; Scienza ultima, Roma, Fondazione Julius Evola, 1980b.; Spengler e il «Tramonto dell’Occidente», Roma, Fondazione Julius Evola, 1981a.; Lo zen, Roma, Fondazione Julius Evola, 1981b.; I tempi e la storia, Roma, Fondazione Julius Evola, 1982a.; Civiltà americana, Roma, Fondazione Julius Evola, 1982b.; La forza rivoluzionaria di Roma, Roma, Fondazione Julius Evola, 1984a.; Scritti sulla massoneria, Roma, Edizioni Settimo Sigillo, 1984b.; Oriente e occidente, Milano, La Queste, 1984c.; Una maestro dei tempi moderni: René Guénon, Roma, Fondazione Julius Evola, 1984d.; Filosofia, etica e mistica del razzismo, Monfalcone, Sentinella d’Italia, 1985.; Monarchia, aristocrazia, tradizione, Sanremo, Casabianca, 1986a.; I placebo, Roma, Fondazione Julius Evola, 1986b.; Gli articoli de «La Vita Italiana» durante il periodo bellico, Treviso, Centro Studi Tradizionali, 1988.; Dal crepuscolo all’oscuramento della tradizione nipponica, Treviso, Centro Studi Tradizionali, 1989.; Il ciclo si chiude, americanismo e bolscevismo (1929—1969), Roma, Fondazione Julius Evola, 1991.; Il genio d’Israele, Catania, Il Cinabro, 1992a.; Il problema di oriente e occidente, Roma, Fondazione Julius Evola, 1992b.; Fenomenologia della sovversione in scritti politici del 1933-70, Borzano, SeaR, 1993.; Scritti sull’arte d’avanguardia, Roma, Fondazione Julius Evola, 1994a.; Esplorazioni e disamine, gli scritti di «Bibliografia fascista» (1934—1939), Parma, Edizioni all’insegna del veltro, 1994b.; Esplorazioni e disamine, gli scritti di «Bibliografia fascista» (1940—1943), Parma, Edizioni all’insegna del veltro, 1995a.; Lo Stato (1934—1943), Roma, Fondazione Julius Evola, 1995b.; La tragedia della Guardia di Ferro, Roma, Fondazione Julius Evola, 1996a.; Scritti per «Vie della Tradizione» (1971—1974), Palermo, Edizioni Vie della Tradizione, 1996b.; Carattere, Catania, Il Cinabro, 1996c.; L’idealismo realistico (1924—1928), Roma, Fondazione Julius Evola, 1997a.; Idee per una destra, Roma, Fondazione Julius Evola, 1997b.; Fascismo e Terzo Reich, Roma, Mediterranee, 2001.; Critica del costume, Catania, Il Cinabro, 2005.; Augustea (1941—1943). La Stampa (1942—1943), Roma, Fondazione Julius Evola, 2006.; Anticomunismo positivo. Scritti su bolscevismo e marxismo (1938—1968), Napoli, Controcorrente, 2008.; La scuola di mistica fascista. Scritti di mistica, ascesi e libertà (1940—1941), Napoli, Controcorrente, 2009. Юлиус Эвола опубликовал «Протоколы сионских мудрецов» на итальянском языке в 1937 году и написал к ним предисловие. Книги Юлиуса Эволы, изданные на русском языке: Языческий империализм. — Москва: Русское слово, 1992. — 116 страниц. — 600 экземпляров; Метафизика пола. — Москва: Беловодье, 1996. — 344 страницы. — 500 экземпляров. — ISBN 5-88901-006-9; Фашизм: критика справа. — Москва: Реванш, 2005. — 80 страниц. — 300 экземпляров; "Рабочий" в творчестве Эрнста Юнгера. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2005. — 192 страницы.. — 1500 экземпляров. — ISBN 5-93615-051-8; Оседлать тигра. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2005. — 512 страницы. — 2100 экземпляров. — ISBN 5-93615-040-3; Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа. — Москва: АСТ, 2005. — 445 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-17-039082-3; Традиция и раса. — Новгород: Толерантность, 2007. — 72 страницы. — 300 экземпляров; Метафизика войны. — Тамбов: 2008. — 168 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-88934-355-4; Лук и булава. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2009. — 384 страницы.— 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-93615-088-3; Традиция и Европа. — Тамбов: 2009. — 248 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-88934-426-1; Герметическая традиция. — Москва-Воронеж: Terra Foliata, 2010. — 288 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 987-5-87456-838-2; Тексты Эволы и критика Эволы в электронном виде; Юлиус Эвола на «Точке перехода»; Юлиус Эвола на «Арктогее»; Эвола на «fatuma.net»; Книга Эволы в электронном архиве дадаизма (на итальянском языке); Отрывок из книги Юлиуса Эволы "Герметическая традиция".
Литература: Х.Т.Хансен Политические устремления Юлиуса Эволы. — Москва-Воронеж: Terra Foliata, 2010. — 176 страниц. — ISBN 978-5-87456-321-4; Mark Sedgwick Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. — New York: Oxford University Press, 2004. (на английском языке); Виктория Ванюшкина. Юлиус Эвола — воин Традиции; Олладий Тудаев. Юлиус Эвола, «Маркузе правых»; Олег Молотов Рецензия на книгу «Метафизика войны» // Лимонка. — 2009. — № 339; Дмитрий Бурий Пространство Европы в системе взглядов «новых правых» // “Палітычная сфера”. — 2007. — № 8. — Страницы 65-72; Guido Stucco The Legacy of a European Traditionalist — Julius Evola in Perspective (на английском языке).
1899
Николай Фёдорович Пестонов
помощник командира саперного взвода 174-го гвардейского стрелкового полка (57-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старший сержант – на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в селе Аппаково ныне Алькеевского района Республики Татарстан, в семье крестьянина. Русский. С ранних лет батрачил на местного кулака. В 1919 году первым селе вступил в Красную Армию. Участвовал в боях Гражданской войны на Восточном фронте, против колчаковцев. В 1923 году вернулся домой, окончил школу, одним из первых вступил в колхоз. Через несколько лет переехал в город Самару, здесь в 1929 году окончил и школу техников навигационных работ. Работал техником-топографом в геодезической партии. В начале 1942 года был вновь призван в Красную Армию. В боях Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Воевал сапером, к весне 1944 года стал помощником командира саперного взвода 174-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии. 11-13 мая 1944 года при форсировании реки Днестр в районе села Шерпены (Новоанненский район, Молдавия) гвардии сержант Пестонов с группой саперов умело организовал переправу боеприпасов и продовольствия подразделениям, находящимся на правом берегу реки. Личным примером воодушевлял бойцов при отражении контратак противника. Приказом от 20 мая 1944 года гвардии сержант Пестонов Николай Фёдорович награжден орденом Славы III степени (№44783). В конце июля 1944 года гвардии старший сержант Пестонов с группой саперов произвел инженерную разведку левого берега реки Висла в районе города Магнушев (Польша), обезвредил много противотанковых и противопехотных мин, чем содействовал форсированию реки полком. Приказом от 7 сентября 1944 года гвардии старший сержант Пестонов Николай Фёдорович награжден орденом Славы II степени (№5397). 14 апреля 1945 года в бою за населенный пункт Альт-Тухебанд (8 км восточнее города Зелов, Германия) в группа саперов из четырех человек под командованием гвардии старшего сержанта Пестонова под огнем противника обезвредила свыше 630 мин, около 200 из них было на счету Пестонова. 17 апреля, когда был ранен командир взвода, взял командование на себя. В уличном бою в пригороде Кёпеник города Берлина разминировал улицу и баррикаду. В ночь на 30 апреля разведал мост через канал Тельтов и обезвредил 8 противотанковых мин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками гвардии старший сержант Пестонов Николай Фёдорович награждён орденом Славы I степени (№3760). Стал полным кавалером ордена Славы. В 1945 году был демобилизован. Жил в городе Куйбышев, ныне Самара. Член ВКП(б)/КПСС с 1949 года. Работал руководителем группы по снабжению, мастером на заводе. Скончался 7 декабря 1974 года. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалями, в том числе «За отвагу».
1899
Григорий Иванович Шелушков
один из организаторов и руководителей подпольного и партизанского движения на Украине, секретарь Житомирского подпольного обкома КП(б)У. Родился в селе Рудня-Бронская ныне Рогачевского района Гомельской области (Белоруссия), в крестьянской семье. Белорус. Член ВКП(б) с 1925 года. С малых лет батрачил, зарабатывая на хлеб. После революции в начале 1918 года Г.И.Шелушков добровольно пошёл в Красную Армию. Участник Гражданской войны. В 1926 году демобилизовался и работал сначала счетоводом в окружной страховой кассе города Полтава, а потом — на разных хозяйственных должностях Полтавского окружного строительного треста. В 1929 году Г.И.Шелушков был избран секретарём партийной организации этого треста, а в 1931 году — секретарём партийной организации железнодорожной станции Гребенка. С 1932 по 1937 год был на профсоюзной и хозяйственной работе. С 1937 года Г.И.Шелушков — секретарь парткома завода "Прогресс", инструктор Бердичевского райкома партии. В 1940 году его избрали первым секретарём Коростышевского райкома КП(б)У. Когда началась Великая Отечественная война, Житомирский обком КП(б)У занялся подбором кадров для работы в тылу врага. Секретарём подпольного обкома партии был утверждён Г.И.Шелушков. В начале июля 1941 года он прибыл в Житомир и устроился дворником на хлебзаводе. Знакомился с обстановкой, изучал людей и устанавливал связи. В начале 1942 года в Житомире Г.И.Шелушкову удалось создать около 20 подпольных групп. Он установил связи с подпольными группами в Коростышевском, Чудновском, Потиевском, Брусиловском, Житомирском районах. В марте 1942 года была создана руководящая тройка во главе с Г.И.Шелушковым. Тройка установила тесную связь с подпольными группами области и развернула активную подпольную борьбу против оккупантов. Штабом партизанского движения в области назвал Г.И.Шелушков это боевое ядро подполья на Житомирщине. Деятельность подпольных организаций и групп второй половины 1941 года и первой половины 1942 года характеризуется проведением агитационно-массовой работы среди населения, сбором оружия и боеприпасов для дальнейшей борьбы. Подпольные организации издавали антифашистские листовки и воззвания, которые с первых месяцев деятельности подполья переписывались от руки и распространялись среди населения. В марте 1942 года было создано две типографии в Житомире, а также по одной — в Чудновском и Коростышевском районах, приобретено 5 печатных машинок. Это дало возможность расширить выпуск листовок и усилить политическую работу среди населения. Созданный ранее штаб партизанского движения во главе с Г.И.Шелушковым, фактически выполнявший функции подпольного обкома партии, в августе 1942 года был переименован в областной подпольный комитет. Вскоре подпольный обком возглавил деятельность всех организаций и групп города, а затем и области. В конце 1942 года на Житомирщине уже действовало около 75 подпольных организаций и групп (в том числе 12 райкомов), объединявших почти 2,5 тысячи человек. В распоряжении подпольных организаций было 28 радиоприёмников, 5 типографий, 5 печатных машинок, которые использовались для размножения листовок и газет. Подпольными организациями Житомирщины в период немецко-фашистской оккупации было отпечатано 102500 экземпляров листовок. Большую помощь оказывали подпольщики области партизанским отрядам и соединениям. Они подготовили и отправили к партизанам 2364 бойца, доставили 1502 винтовки, 3243 гранаты, 11 станковых и 70 ручных пулемётов, 31 автомат, 56 пистолетов, около 200 тысяч патронов, 16 центнеров тола, 245 снарядов и мин. Подпольные организации области снабжали партизанские отряды продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами, помогали им разведкой. Было организовано 4 мастерские для ремонта оружия. Силами подпольных организаций пущено под откос 34 вражеских эшелона с живой силой и техникой врага, взорвано 18 мостов, уничтожено 19 автомашин. Подпольщики разрушали телефонную и телеграфную связь, громили гарнизоны немцев. Большую работу они провели по организации массового саботажа политических, экономических и военных мероприятий оккупантов. Для обсуждения задач дальнейшей борьбы с оккупантами 10 апреля 1943 года была созвана партийная конференция. В ней приняло участие 19 делегатов от районных и низовых организаций. Конференция решила усилить вооружённую борьбу с фашистами и их пособниками, создавать новые и новые партизанские отряды. На конференции был избран областной комитет партии. Секретарями обкома избрали Григория Ивановича Шелушкова и Алексея Демьяновича Бородия. В мае 1943 года подпольный обком партии готовил выход подпольщиков в партизанские отряды, чтобы развернуть массовую открытую борьбу с немецкими оккупантами. Но перед самым проведением этой операции, 25 мая 1943 года, провокаторы, которые проникли в комитет, выдали его руководителей. В это время и был арестован Г.И.Шелушков. 30 мая 1943 года после жестоких пыток в застенках гестапо Григорий Иванович Шелушков и Алексей Демьянович Бородий были расстреляны... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за особые заслуги в организации и руководстве Житомирским подпольным обкомом партии, мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны секретарю Житомирского подпольного обкома КП(б)У Шелушкову Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина (8 мая 1965; посмертно). В городе Житомире Герою установлен памятник, его именем названа улица. В лесу близ села Довжик, в трех километрах от Житомира, сооружён обелиск на месте расстрела Г.И.Шелушкова и А.Д.Бородия. В городе Коростышев Житомирской области на Аллее Героев Г.И.Шелушкову установлен бюст.
1900
Павел Игнатьевич Гречкин
бригадир каменщиков трубосварочного цеха Челябинского трубопрокатного завода Челябинского совнархоза. Родился в городе Уфа (ныне – Республики Башкортостан). Из семьи бедняка-крестьянина. Русский. Окончил начальную сельскую школу. С 9-летнего возраста, с 1909 года, работал пастухом по найму. С 1915 года – рабочий кирпичного завода. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. За отличия в боях против формирований Нестора Махно на Украине в январе-феврале 1921 года был награждён орденом Красного Знамени. В ноябре 1921 – январе 1922 года в составе особого отряда охраны советской военно-дипломатической миссии во главе с М.В. Фрунзе находился в Турции. Во время поездки осуществлял личную охрану Фрунзе. В 1922 году демобилизован. С 1922 года работал каменщиком в Ташкенте. С 1928 года жил в Мариуполе и работал каменщиком на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича. Стал знатным стахановцем. Летом – осенью 1941 года, после начала Великой Отечественной войны и при приближении немецко-фашистских войск к Донбассу, был эвакуирован с комбинатом на Урал. С конца 1941 года трудился на возведении Челябинского трубопрокатного завода. Стал бригадиром каменщиков на самом ответственном участке – по строительству металлургических печей. В начале 1944 года вошли в строй первые металлургические печи завода. С 1945 года – мастер каменщиков завода, специализировался на замене огнеупоров в печах. Один из крупнейших рационализаторов завода. Автор целой серии предложений, внедрение которых в производство позволило заменить дорогостоящие огнеупоры на более дешёвые, а срок работы печей между ремонтами огнеупоров – повысить в 2 раза. За выдающиеся успехи в деле развития чёрной металлургии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1958 года Гречкину Павлу Игнатьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1957 году вышел на пенсию. Член ВКП(б)/КПСС. Много лет был членом заводского комитета КПСС. Жил в Челябинске. Скончался 3 мая 1970 года.
Похоронен в Челябинске на Успенском кладбище. Награждён орденами Ленина (19 июля 1958), Красного Знамени (4 мая 1922), Трудового Красного Знамени (24 января 1950), медалями «За боевые заслуги» (28 октября 1967), «За трудовую доблесть» (5 мая 1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
1901
Юрий Александрович Билибин
советский геолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). В 1926 окончил Ленинградский горный институт. В 1926—1934 работал в тресте «Алданзолото», Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте; занимался исследованиями месторождений золота в северо-восточных районах страны; с 1934 — во Всесоюзном геологическом институте (ВСЕГЕИ), где с 1947 возглавлял сектор металлогении. С 1950 заведующий кафедрой полезных ископаемых геологического факультета ЛГУ. Основные труды посвящены выявлению закономерностей распределения месторождений полезных ископаемых в земной коре и установлению связи определённых типов рудных месторождений с этапами развития отдельных зон подвижных поясов земной коры, характеризующихся специфическими проявлениями интрузивного магматизма. Билибиным детально разработаны вопросы условия образования россыпных месторождений золота. Лауреат Сталинской премии (1946) за открытие золотоносных районов на северо-востоке СССР. Именем Билибина назван минерал билибинит, а также посёлок городского типа Билибино. Скончался 4 мая 1952 года.