-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111736
Комментариев: 6803
Написано: 120210


5 мая родились...

Воскресенье, 05 Мая 2024 г. 08:09 + в цитатник
Kierkegaard (472x700, 119Kb)
1813
Серен Обюе Кьеркегор (Киркегор; датское имя — Søren Aabye Kierkegaard)
датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта. Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: «Или – Или» (Enten-Eller), «Повторение» (Gjentagelsen), «Страх и трепет» (Frygt og Baeven) и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных «Поучительные беседы» (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В 1844 вышли «Философские крохи» (Philosophiske Smuler) и «Понятие страха» (Begrebet Angest), а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга «Стадии жизненного пути» (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название «Мысли по поводу критических ситуаций» (Tre Taler ved tønkte Leiligheder). Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – «Заключительное ненаучное послесловие» (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) – вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному.
 (472x699, 181Kb)
В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии. Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились Два века (To Tidsaldre) с анализом духа современности. В 1846–1848 он опубликовал несколько специфически религиозных сочинений: «Деяния любви» (Kjerlighedens Gjerninger), «Христианские беседы» (Christelige Taler), «Поучительные беседы различного толка» (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 были написаны «Болезнь к смерти» (Sygdommen til Doden), «Упражнения в христианстве» (Indøvelse i Christendom), «К самопроверке» (Til Selvprovelse), «Судья себе самому» (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа «Точка зрения» (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных во имя христианства против «христианского мира» (Hvad Christus dømmer om officiel Christendom). В сентябре 1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер в Копенгагене 11 ноября 1855 года. Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.
Søren-Kirkegaard-Statue (406x700, 291Kb)
Памятник Кьеркегору в Копенгагене.
Избранные работы: 1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates); 1843 — Или-или (Enten-Eller; включает части Диапсалмата, Несчастнейший, Дневник обольстителя, Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно); 1843 — Две назидательные беседы; 1843 — Страх и трепет (Frygt og Bæven); 1843 — Повторение (Gjentagelsen); 1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler); 1844 — Понятие страха (Begrebet Angest); 1845 — Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei); 1846 — Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift); 1847 — Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand); 1847 — Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные; 1847 — Дело любви (Kjerlighedens Gjerninger); 1848 — Христианские речи (Christelige Taler); 1848 — «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»; 1849 — Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden); 1849 — Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы; 1850 — Введение в христианство (Indøvelse i Christendom). Издания сочинений: Samlede værker, Bd 1—20. København, 1962—1964; Papirer, Bd 1— 16. København, 1968—1978. На русском языке: Или-или. — Санкт-Петербург: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 страницы. — ISBN 978-5-367-02005-2; Наслаждение и долг. — Санкт-Петербург, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998; Несчастнейший. — Санкт-Петербург., 1908; 1914; Москва, 2002; Страх и трепет. — Москва, 1993, 1998; Дневник обольстителя. — Калуга, 1993; — Москва, 1999; — Санкт-Петербург, 2000; — Санкт-Петербург, 2007; — Санкт-Петербург, 2011; Повторение. — Москва, 1997; Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — Минск, 2005; Санкт-Петербург, 2005; Беседы. — Москва, 2009; Евангелие страданий. — Москва, 2011; Болезнь к смерти. — Москва: Академический Проект, 2012. — 157 страниц. — (Философские технологии). — 1000 экземпляров, ISBN 978-5-8291-1357-5; Понятие страха. — Москва: Академический Проект, 2012. — 217 страниц. — (Философские технологии). — 1000 экземпляров, ISBN 978-5-8291-1344-5; Кьеркегор С. Критика и кризис в жизни актрисы // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — Страницы 51-65. (Опубликована на датском в журнале Отечество (Fædreland) как серия из четырёх газетных статей, за 24, 25, 26 и 27 июля 1984 г.). Литература: KIERKEGAARD Den første Kærlighed og andre tekster om drama, ved Jens Staubrand [Kierkegaard The first Love, and other texts on drama — the book is in Danish], Copenhagen 2010. ISBN 978-87-92510-00-6;44; Jens Staubrand: Søren Kierkegaard’s Illness and Death / Søren Kierkegaards Sygdom og Død, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-04-4; Jens Staubrand: KIERKEGAARD — International Bibliography Music Works and Plays, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-05-1; Шестов Л.И.Киркегард и экзистенциальная философия. — Париж, 1939; Москва, 1992; Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. — Москва, 1970; Быховский Б.Э. Кьеркегор. (1813—1855). — Москва: Мысль, 1972. — 240 страниц. — (Мыслители прошлого). — 44 000 экземпляров; Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. — Москва, 1991; Мир Кьеркегора. Сборник статей. — Москва, 1994; Беллесков Я.Ф. Й.Сёрен Киркегор. Жизнь и творчество. — København, 1994; Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции. — Минск, 1996; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. — Москва, 1997; Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Составитель и перевод с английского И.Басс. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 страницы. — ISBN 5-86007-402-6; Wahl J. Etudes kierkegaardiennes. — Р., 1949; Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. — Tub., 1956; Grimault M. Kierkegaard par luimeme. — R., 1962; Lowrie W. Kierkegaard, v. 1—2. — N.Y., 1962; Price G. The Narrow Pass. — N.Y., 1963; Adorno Th. W. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen. — Fr./M., 1966; Brikschmidt. Saren Kierkegaard und Karl Barth. — Neukirchen-Vluyn, 1971; Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. — Hamb., 1975; Korff F. Der komische Kierkegaard. — Stuttg , 1982; Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und danischen Philosophie und Theologie. Cph. — Munch., 1983.

Balassa_János (646x700, 279Kb)
1814
Янош Баласса или Балашша (венгерское имя — János Balassa)
известный венгерский врач, хирург, профессор Пештского университета (1843), почëтный член Венгерской академии наук. Один из ведущих деятелей венгерской медицины середины XIX века. Родился в городе Шарсентлёринц (ныне медье Тольна, Венгрия). Изучал медицину в Вене, позже преподавал курс хирургии в университете Пешта. Международно признанный авторитет в области пластической хирургии. Пионер сердечно-лёгочной реанимации (СЛР). Одним из первых осуществил наружный (непрямой) массаж сердца. В 1858 году успешно выполнил операцию крикотиреотомии с последующей компрессией грудной клетки при случае асфиксии от ларингита.
Balassa_János_sírja (700x525, 382Kb)
Памятник на могиле Баласса в Будапеште
Провëл целый ряд успешных операции на мочевом пузыре. Умер в Пеште (ныне Будапешт) 9 декабря 1868 года. Янош Баласса составил документ, согласно которому было рекомендовано направить И.Ф.Земмельвайса (венгерский врач-акушер, профессор, один из основоположников асептики) в психиатрическую лечебницу. 30 июля 1865 года Фердинанд Риттер фон Гебра обманом завлëк его посетить сумасшедший дом в Дёблинге под Веной. Когда Земмельвайс всë понял и попытался бежать, сотрудники лечебницы избили его, одели в смирительную рубашку и поместили в темную комнату. В качестве лечения ему прописали слабительное и обливания холодной водой. Через две недели Земмельвайс скончался. Избранные научные труды: Gyakorlati sebészet. — Pest, 1844; A hassérvekről. — Pest, 1853; Új műtét módozata az orrképzés körül. — Pest, 1863; Képző műtétek. — Pest, 1867; B. J. összegyűjtött kisebb művei. — Budapest: Összeállította Fanny Gyula, 1875.

Fürst_Friedrich_Karl_zu_Hohenlohe_Waldenburg (544x700, 389Kb)
1814
Фридрих Карл I Иосиф цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст (немецкое имя — Friedrich Karl I. Joseph, Fürst zu Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfürst)
член княжеского рода Гогенлоэ, генерал-лейтенант русской службы, автор книг по геральдике. Родился в городе Штутгарт, Королевство Вюртемберг, Рейнский Союз. Фридрих Карл Иосиф был сыном князя Карла Альбрехта III и его второй супруги Леопольдины, урождённой принцессы Фюрстенберг. После увольнения отца из вюртембергской армии Фридрих вместе с родителями находился при дворе своего дяди, князя Карла Эгона II Фюрстенберга. В 1823 по 1828 годы принц получил здесь среднее образование. В 1829 году он начал учиться Университете Женевы, а, начиная с 1831 года, обучался в Гейдельбергском и Тюбингенском университетах. в 1833 году Фридрих поступил лейтенантом на австрийскую службу. 28 августа 1837 года определён на русскую службу поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк с назначением флигель-адъютантом. Долли Фикельмон писала в своём дневнике: «Фриц Гогенлоэ-Вальденбург, прибывший в начале декабря в качестве адъютанта, красивый и любезный малый. Ему 21 год, он умен от природы, тактичен, умеет вести себя, но вместе с тем совершает тысячи ребяческих выходок; милый и добрый в домашнем кругу. Как офицер Австрийского гусарского Императора Николая полка пользовался его исключительным расположением.» В 1838 году принц Фридрих отправился на Кавказ и принимал участие в экспедициях против горцев, за отличие в которых награждён золотой саблей. 26 декабря 1839 года принц Фридрих стал главой княжеского дома Гогенлоэ-Вальденбург из-за отречения отца. 1 июля 1840 года произведён в штабс-ротмистры, с назначением состоять по кавалерии майором, 1 июля 1846 года — из подполковников в полковники, 1 июля 1850 года — в генерал-майоры с назначением в Свиту Его Величества, 26 августа 1856 года назначен генерал-адъютантом, 8 июня 1864 года произведён в генерал-лейтенанты. Числясь по армейской кавалерии и получая ежегодно 7614 рублей, большую часть времени проводил за границей. Князь Гогенлоэ написал несколько трудов по геральдике и сфрагистике: «Das Hohenlohische Wappen» (1859), «Mittelalterliche Frauen-siegel», «Der sachsische Rautenkranz» (2 изд. 1863), «Zur Geschichte des heraldischen Doppeladlers» (1871), «Die Linde in der Heraldik, in der Sphragistik und als Ornament» (1878), «Dreihundert mittelalterliche Siegel» (1882) и др. Им было инициировано издание «Archivs für Hohenlohische Geschichte», первый том которого появился в 1857—1860, второй — в 1870 году. За свою деятельность он был удостоен звания почётного доктора. Князь Фридрих Карл активно занимался социальной политикой. В 1848 году он основал нем. Bezirkswohltätigkeitsverein для населения, которое из-за неурожаев находилось на грани нищеты. Князь оставался президентом союза до своей смерти. По его инициативе были созданы и другие благотворительные общества, в том числе для детей и жертв франко-прусской войны. Князь Фридрих Карл скончался в общине Купферцелль Королевство Вюртемберг, Германская империя, после продолжительной болезни, 26 декабря 1884 года.
Семья
26 ноября 1840 года в Лангенбурге Фридрих Карл I Иосиф женился на кузине принцессе Терезе Амалии (1816—1891), дочери князя Франца Иосифа цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрст и Каролины Фредерики Констанцы Гогенлоэ-Лангенбургской. Невеста приходилась сестрой одному из создателей Германской империи князю Хлодвигу Гогенлоэ. В браке родились: Николай (1841—1886), князь цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст, в 1869 году женился на Саре Марии Эстерхази-Галанта; Виктор (1842—1885), граф фон Вальденбург, в 1870 году женился на баронессе Марии Кристине Neukirchen dit Nyvenheim; Александра (1844—1844); Фридрих (1845—1845); Фридрих Карл II (1846—1924), князь цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст, женился в 1889 году на графине Терезе Эрбах-Фюрстенау; Хлодвиг (1848—1929), женился дважды: в 1877 году на Франциске Эстерхази-Галанта; в 1890 году графине Шаролте Mailáth de Székhely; Карл Эгон (1849—1910); Тереза (1851—1923), в 1870 году вышла замуж за графа Отто фон Рехберг-унд-Ротенлёвен цу Гогенрехберг (1833—1918); Людвиг Густав (1856—1877). Награды: Золотая сабля «За храбрость» (1838); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1838); единовременно 500 червонцев (1838); Орден Святой Анны I степени (1866); Орден Белого Орла (1874); баденский Орден Церингенского льва; прусский Орден Красного орла (большой крест); саксонский Орден Альбрехта (большой крест); саксонский Орден Эрнестинского дома (большой крест); Орден Вюртембергской короны (большой крест).

Eugene_Labiche_par_Desboutin (480x700, 266Kb)
1815
Эжен Марен Лабиш (французское имя — Eugène-Marin Labiche же)
французский романист и драматург. Родился в Париже. Начал литературную карьеру, опубликовав первые новеллы с небольших парижских литературных журналах, в редакции которых познакомился с другими начинающими литераторами, в том числе с Огюстом Лефранком (или Лефран // Auguste Lefranc) и Марк-Мишелем (Marc-Michel, настоящее имя Marc-Antoine-Amédée Michel). Молодые писатели решили объединиться под одним псевдонимом и стать драматургами. Что и было сделано в 1838 году. Был придуман звучный псевдоним Поль Дандре, под которым написано несколько водевилей, имевших успех на французской сцене. Однако долго эта литературная ассоциация не просуществовала, вскоре каждый из троих её членов стал работать самостоятельно, и даже когда они вновь объединялись для написания новых работ, они уже подписывались своими настоящими именами. Эжен Лабиш — член Французской академии, дебютировал романом «La Clef des Champs» (1838). Написал около сотни пьес, сыгранных с большим успехом на бульварных сценах. Большинство комедий, фарсов и водевилей Лабиша были написаны в сотрудничестве с другими драматургами — Т. Баррьером, Клервилем, Гондинэ, Эм. Ожье и др.; их полное собрание было издано в 1878—1879. Умер в родном городе 23 января 1888 года.
Ringel-Labiche (700x689, 445Kb)
Общий характер пьес Лабиша — внешний комизм положений, а не характеров, неправдоподобность сюжетов, основанных на нескончаемых qui-pro-quo, но вместе с тем большая живость действия и остроумие диалога. Самая известная пьеса Лабиша, не сходившая со сцены французских театров вплоть до начала XX века, — «Chapeau de paille d’Italie» (Соломенная шляпка). В своё время были широко известны «Voyage de M. Perrichon», «La Cagnotte», «Le plus heureux des trois», «Choix d’un gendre», «Deux papas très bien» и т. д.
Многие водевили Лабиша с успехом шли на русской сцене. В пьесе «Путешествие господина Перришона» («Voyage de M.Perrichon») Эжен Лабиш, французский автор XIX века, описывает на первый взгляд необъяснимое и в то же время удивительно распространённое поведение человека по отношению к другим. Это — неблагодарность. Господин Перришон со своим слугой отправляется на Монблан, чтобы предаться радостям альпинизма. Его дочь ждёт его в маленьком шале. Возвратившись, господин Перришон представляет ей молодых людей, которых он повстречал в горах. Один из них — замечательный юноша. Он, Перришон, спас ему жизнь, когда тот едва не сорвался в пропасть. Молодой человек с жаром подтверждает, что его не было бы в живых, если бы не господин Перришон. Слуга напоминает хозяину, что нужно представить и второго гостя, который спас самого Перришона, когда тот сорвался в расщелину. Господин Перришон пожимает плечами и заявляет, что опасность, ему угрожавшая, была не так уж велика, и выставляет своего спасителя наглецом и выскочкой. Он преуменьшает достоинства второго молодого человека и побуждает свою дочь оказать внимание первому — очаровательному юноше. Чем дальше, тем Перришону всё больше кажется, что помощь второго юноши была ему совершенно не нужна.
Eugène_Labicheстатуя (465x700, 449Kb)
Памятник в посёлке Сувиньи-ан-Солонь, девартамент Луар и Шер, Франция.
В конце концов он даже начинает сомневаться, а срывался ли он в пропасть на самом деле? Эжен Лабиш наглядно показывает, как странно ведёт себя человек, который мало того, что не чувствует благодарности и признательности, но и презирает тех, кто пришёл ему на помощь. Возможно, это происходит из-за нежелания быть кому-то обязанным. И, наоборот, мы любим тех, кому сами помогли, гордимся своими хорошими поступками и убеждены, что те, кого мы облагодетельствовали, обязаны испытывать вечную благодарность. (Материал подготовлен с использованием источника Эдмонд Уэллс «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том V.). Пьесы Лабиша переводили на русский язык Т.Л.Щепкина-Куперник, А.С.Эфрон и др.
5 мая 1815 года родился — Эжен Марен Лабишpost-13108-130455192824 (700x347, 295Kb)
Публикации на русском языке: Пьесы. Москва: Искусство, 1959 (Библиотека драматурга) Список произведений Эжена Лабиша: «Канава воды» — La Cuvette d’eau; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; первая пьеса Лабиша, увидевшая свет рампы в театре Люксембурга, 1837; опубликована не была; «Месье де Куален, или Человек необычайной вежливости» — Monsieur de Coyllin ou l’Homme infiniment poli; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; Театр Пале-Рояль, 2 июля 1838; «Капитан д’Аркур…» — Le Capitaine d’Arcourt ou la Fée du château; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем, пьеса не была опубликована; «Адвокат Любэ» — L’Avocat Loubet; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем; Théâtre du Panthéon, 28 августа 1838; La Clé des champs, роман; опубликован в издательстве Gabriel Roux в 1839 году; «Кузница каштанов» — La Forge des châtaigniers; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; théâtre Saint-Marcel 4 апреля 1839; «Наказание в виде возмездия» — La Peine du talion; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; Théâtre du Luxembourg в июне 1839, пьеса не была опубликована; «Статья 960, или Пожертвование» — L’Article 960 ou la Donation; с соавторами Поль Дандре и Ж.-Ф.Ансело; Théâtre du Vaudeville le 20 августа 1839; «Последнее слово» — Le Fin Mot; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 21 июля 1840; «Отец и сыновья Боке, или Самый длинный путь» — Bocquet père et fils ou le Chemin le plus long; совместно с Марк-Мишелем и Лоренсенoм; Théâtre du Gymnase, 17 августа 1840; пьеса ставилась в Москве: 16 января 1842 года в бенефис Д.Т.Ленского под названием «Приключение на искусственных водах, или Что у кого болит, тот о том и говорит», переделка с французского П.А.Каратыгина; в помещении Большого театра); «Плющ и морская раковина» — Le Lierre et l’Ormeau; совместно с О.Лефраном и А.Монье; театр Пале-Рояль, 25 декабря 1840; «Особые обстоятельства» — Les Circonstances atténuantes; совместно с Мельвилем и О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 26 февраля 1842; «Человек из соломы» — L’Homme de paille; с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 12 мая 1843; «Майор Кравашон» — Le Major Cravachon; в соавтосртве с О.Лефраном и П.Жессе (Paul Jessé); театр Пале-Рояль, 15 февраля 1844; «Два отца хорошо, или Грамматика…» — Deux papas très bien ou la Grammaire de Chicard; совместно с О.Лефраном; театр Палэ-Рояль, 16 ноября 1844; Le Roi des Frontins; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 28 марта 1845; L'École buissonnière; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 23 июля 1845; «Домашний ребенок» — L’Enfant de la maison; совместно с Ш.Вареном и Э.Найоном; théâtre du Gymnase, 21 ноября 1845; «Мадмуазель моя жена» — Mademoiselle ma femme с О.Лефраном; театр Пале-Рояль (Théâtre du Palais-Royal), 9 апреля 1846; пьеса была поставлена в Москве: 15 сентября 1854 в бенефис М.П.Соколова под названием: «Небывалый брак, или Муж холостяк, а жена девица», перевод с французского П.А.Каратыгина.; Rocambolle le bateleur; совместно с О.Лефраном; Théâtre des Folies-Dramatiques, 22 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel Lévy frères; Frisette; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 28 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel Lévy frères; пьеса была поставлена в Москве: 18 мая 1853 в бенефис К.П.Колосова под названием «Жилец и жилица в одной квартире», переделка на русскую сцену С.О.Бойкова, Малый театр; L’Inventeur de la poudre; совместно с О.Лефраном и Э.Найоном; театр Пале-Рояль, 17 июня 1846; L’Avocat pédicure; совместно с Г.Альбитом (Gustave Albitte) и О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 24 апреля 1847; La Chasse aux jobards; с О.Лефраном; Théâtre des Folies-Dramatiques, 18 мая 1847; Un homme sanguin; с О.Лефраном; théâtre du Gymnase, 15 августа 1847; L’Art de ne pas donner d'étrennes; с О.Лефраном; théâtre du Gymnase, 29 декабря 1847; Un jeune homme pressé; первая пьеса без соавторства; театр Пале-Рояль, 4 марта 1848; Le Club champenois; с О.Лефраном; théâtre du Gymnase, 8 июня 1848; Oscar XXVIII; в соавторстве с А.Декурселем (Adrien Decourcelle) и Ж.Барби (Jules Barbie); Théâtre des Variétés, 29 июля 1848; «Барометр на любую погоду» — Le Baromètre ou la Pluie et le Beau Temps; совместно с Марк-Мишелем;Théâtre du Vaudeville, 1 августа 1848; пьеса не была опубликована; Une chaîne anglaise; «На полпути» — À moitié chemin; совместно с Марк-Мишелем и О.Лефраном; Théâtre Beaumarchais, 12 августа 1848; пьеса не была опубликована; «История смеха» — L’Histoire de rire; в соавторстве с Сен-Ивом (Saint-Yves); théâtre du Gymnase, 13 августа 1848; Agénor le dangereux; с А.Декурселем и Карлом (Karl); Théâtre du Palais-Royal, 16 сентября 1848; Une tragédie chez M. Grassot; с О.Лефраном; Théâtre du Palais-Royal, 12 декабря 1848; À bas la famille ou les Banquets; с О.Лефраном; le Théâtre du Gymnase, 12 декабря 1848; Madame veuve Larifla; совместно с А.Шолером (Adolphe Choler); Théâtre des Variétés, 25 января 1849; Les Manchettes d’un vilain; с О.Лефраном и Сент-Ивом; Théâtre du Palais-Royal le 3 février 1849; Un monsieur qui pose; с О.Лефраном и Ф.де Марвилем (Philippe de Marville); Théâtre des Folies-Dramatiques, 6 февраля 1849; Une dent sous Louis XV; совместно с О.Лефраном; Théâtre du Palais-Royal, 15 февраля 1849; Mon ours; совместно с А.Шолером; Théâtre des Variétés le 17 février 1849; Trompe-la-balle; с О.Лефраном; Théâtre du Palais-Royal, 8 апреля 1849; Exposition des produits de la République; совместно с Думануаром и Л.Клервиллем; Théâtre du Palais-Royal, 20 июня 1849; Rue de l’Homme-Armé, numéro 8 bis; с Э.Найоном; Théâtre des Variétés, 24 сентября 1849; «За кого голосовать?» — Pour qui voterai-je ?; совместно с А.Шолером; théâtre des Variétés, 1 декабря 1849; «Обнимемся, Фольвиль!» — Embrassons-nous, Folleville !; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 6 марта 1850; Traversin et Couverture; совместно с Ш.Вареном; театр Пале-Рояль, 26 апреля 1850; Un garçon de chez Véry; театр Пале-Рояль, 10 мая 1850; Le Sopha; совместно с Мелесвилем (Mélesville) и Ш.Денуае (Charles Desnoyer); театр Пале-Рояль, 18 июля 1850; «Хорошо охраняемая дочь» — La Fille bien gardée (название является парафразом – есть известный балет Жана Доберваля La Fille mal gardée (Плохо присмотренная/охраняемая дочь, в России известный как «Тщетная предосторожность»); совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 6 сентября 1850; «Бал в халате» — Un bal en robe de chambre; совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 12 октября 1850; Les Petits Moyens; совместно с Г.Лемуаном (Gustave Lemoine) и А.Декурселлем (Adrien Decourcelle); théâtre du Gymnase, 6 ноября 1850; «Претенденты Жимблетты» — Les Prétendus de Gimblette; совместно с М.Мишелем, Сенеифом (фр. Senneif, наст.имя Мартерель де Фиенес) и О.Лефраном; Théâtre de la Gaîté, 24 ноября 1850; «Пропавший кларнет» — Une clarinette qui passé; с Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 4 января 1851; пьеса была поставлена в Москве: 10 января 1855 в бенефис М.С.Щепкина под названием «Странствующий кларнет», перевод с французского К.П.Барсова, Малый театр; «Женщина, потерявшая подвязки» — La Femme qui perd ses jarretières; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 8 февраля 1851; «Требуются портные по пошиву штанов» — On demande des culottières; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 2 марта 1851; «Мамзель делает зубы» — Mam’zelle fait ses dents; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 9 апреля 1851; En manches de chemise; совместно с О.де Вильбишо (Auguste de Villebichot); театр Пале-Рояль, 8 августа 1851; «Соломенная шляпка» — Un chapeau de paille d’Italie; в соавторстве с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 августа 1851; водевиль признан мировым шедевром, обошел многие мировые театральные сцены, неоднократно экранизировался для кинематографа и телевидения. На русский язык водевиль был переведен П.С.Федоровым; «Мамаша Сабулё» — Maman Sabouleux; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 13 марта 1852; «Господин, который берет на мушку» — Un monsieur qui prend la mouche; с Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 25 марта 1852; пьеса ставилась в Москве: 10 декабря 1854 в бенефис М.Д.Львовой-Синецкой под названием «Беда быть таким», перевод с французского П.Н.Баташева и В. И. Родиславского, Малый театр; «Смотри мне в глаза» — Soufflez-moi dans l'œil; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 1 мая 1852; «Продолжения после первого замужества» — Les Suites d’un premier lit; с Марк-Мишелем; Théâtre du Vaudeville, 8 мая 1852; пьеса ставилась в Москве: 9 декабря 1853 в бенефис М.Д.Львовой-Синецкой под названием «Следствие первого брака», перевод с французского А.Эттингера, Малый театр; Le Misanthrope et l’Auvergnat; совместно с Любизом (Lubize) и П.Сироденом (Paul Siraudin); театр Пале-Рояль, 10 августа 1852; пьеса ставилась в Москве: 20 сентября 1854 в бенефис И.М.Немчинова под названием «Коломенский Диоген, или Добрая ложь лучше худой правды», перевод с французского П.А.Каратыгина, Малый театр; «Два глотка воды» — Deux gouttes d’eau; совместно с О. Анисе-Буржуа; Théâtre des Variétés, 22 сентября 1852; пьеса ставилась в Москве: 26 ноября 1854 в бенефис В.И.Живокини под названием «Две капли воды» в переводе Ф.М.Руднева, Малый театр; Piccolet; совместно с О.Лефраном и Монжуа; театр Пале-Рояль, 30 сентября 1852; пьеса была поставлена в Москве: 2 ноября 1853 в бенефис П.М.Садовского под названием «Живчик» в переделке К.А.Тарновского и Ф.М.Руднева, Малый театр; «Эдгар и его служанка» — Edgar et sa bonne; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 октября 1852; пьеса ставилась в Москве: 8 января 1854 в бенефис М.С.Щепкина под названием «Госпожа-служанка», перевод с французского Ф.А.Бурдина, Малый театр; «Кавалер дам» — Le Chevalier des Dames; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 14 декабря 1853 в бенефис Д.Т.Ленского под названием «Все для женщин, или Из огня да в полымя», перевод с французского К.А.Тарновского, Малый театр; «Мой Исмени» — Mon Isménie; с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 17 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 23 ноября 1853 в бенефис танцовщицы Е.А.Санковской под названием «Мотя» (Мon Ismenie), перевод с французского К.А.Тарновского, Малый театр; Une charge de cavalerie; совместно с Э.Моро и Делакуром; театр Пале-Рояль, 31 декабря 1852; «Затравленный друг» — Un ami acharné; совместно с А.Жолли; Théâtre des Variétés, 19 января 1853; «Наговорят глупостей» — On dira des bêtises; совместно с Delacour и Raymond Deslandes; Théâtre des Variétés, 11 февраля 1853; «Нотариус по женитьбам» — Un notaire à marier; с Марк-Мишелем и дe Бопланом; Théâtre des Variétés, 19 марта 1853; Un ut de poitrine; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 2 мая 1853; «Охота за воронами» — La Chasse aux corbeaux; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 25 июня 1853; Un feu de cheminée; с А.Бопланом; театр Пале-Рояль, 31 июля 1853; Le Pompadour des Percherons; Deux profonds scélérats; совместно с Ш.Вареном; театр Пале-Рояль, 24 февраля 1854; «Муж с животом» — Un mari qui prend du ventre; с Марк-Мишелем; Théâtre des Variétés, 8 апреля 1854; «Испанцы и боярдинцы» — Espagnolas et Boyardinos; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 7 июня 1854; Les Marquises de la Fourchette; совместно с А.Шолером; Théâtre du Vaudeville, 31 августа 1854; Ôtez votre fille, s’il vous plaît; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 24 ноября 1854; «Жемчужина Канабьеры» — La Perle de la Canebière; с Марк-Мишелем; Театр Пале-Рояль, 10 février 1855; публикация Editions Michel Lévy frères; «Месье, ваша дочь» — Monsieur votre fille; с Марк-Мишелем; Théâtre du Vaudeville, 2 марта 1855; публикация Editions Michel Lévy frères;«Драгоценности» — Les Précieux; с Марк-Мишелем и Лефраном; театр Пале-Рояль, 7 августа 1855; «Волосы моей жены» — Les Cheveux de ma femme; совместно с Léon-Battu, театр «Варьете», 19 января 1856; «Терпение со слугой» — En pension chez son groom; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 2 февраля 1856; «Месьё дё Сен-Кадена» — Monsieur de Saint-Cadenas; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 20 февраля 1856; публикация Editions Michel Lévy frères; La Fiancée du bon coin; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 апреля 1856; «Если я к тебе прижмусь!..» Si jamais je te pince !…; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 9 мая 1856; «Дамы из Монтефриша» — Mesdames de Montenfriche; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 ноября 1856; Un monsieur qui a brûlé une dame; совместно с Анисе-Буржуа; театр Пале-Рояль, 29 ноября 1856; публикация Editions Michel Lévy frères; Le Bras d’Ernest; совместно с И.Леру (Hippolyte Leroux); театр Пале-Рояль, 26 января 1857; публикация Editions Michel Lévy frères; «Дело на улице Лурсин» — L’Affaire de la rue de Lourcine; совместно с Альбером Моннье (Albert Monnier) и Эдуаром Мартеном (Édouard Martin); театр Пале-Рояль, 26 марта 1857; публикация éditions Michel Lévy frères. Пьеса неоднократно ставилась на разных сценах: «Убийство на улице Лурсин», Театр имени Вахтангова, «Кошмар на улице Лурсин», Театр Сатиры; «Дама с лазурными ногами» — La Dame aux jambes d’azur; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 28 декабря 1871; публикация éditions Michel Lévy frères; Les Noces de Bouchencœur; совместно с А.Моннье (Albert Monnier) и Э.Мартеном (Édouard Martin); театр Пале-Рояль, 10 июня 1857; «Секретарь дамы» — Le Secrétaire de Madame; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 5 октября 1857; «Смотрины зятя» — Un gendre en surveillance; с Марк-Мишелем; théâtre du Gymnase, 11 декабря 1857; «Я кусаю мою тетю» — Je croque ma tante; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 февраля 1858; Le Clou aux maris; совместно с Э.Моро; театр Пале-Рояль, 1 апреля 1858; L’Avare en gants jaunes; совместно с Анисе-Буржуа; театр Пале-Рояль, 1 мая 1858; Deux merles blancs; совместно с Делакуром, Théâtre des Variétés, 12 мая 1858; Madame est aux eaux; совместно с Вильмаром (Vilmar); театр Пале-Рояль, 30 июня 1858; «Кофейное зернышко» — Le Grain de café; с Марк-Мишелем; Théâtre du Palais-Royal le 3 novembre 1858; «Халиф с улицы Сен-Бон» — Le Calife de la rue Saint-Bon; с Марк-Мишелем; Théâtre du Palais-Royal le 7 décembre 1858; публикация Editions Charlieu; En avant les Chinois !; совместно с Делакуром, Théâtre du Palais-Royal le 24 décembre 1858; публикация Editions Librairie Nouvelle; L’Avocat d’un grec; совместно с О.Лефраном; Théâtre du Palais-Royal le 9 января 1859; публикация Editions Librairie Nouvelle; L’Amour, un fort volume, prix 3 °F 50 c; совместно с Э.Мартеном; Théâtre du Palais-Royal le 16 марта 1859; публикация Editions Librairie Nouvelle; L'École des Arthur; совместно с Анисе-Буржуа; Théâtre des Variétés, 30 апреля 1859; публикация Editions Michel Lévy frères; «Омлет в Фоллембуше» — L’Omelette à la Follembuche, оперетта-буфф; с Марк-Мишелем; композитор Лео Делиб; Théâtre des Bouffes-Parisiens, 8 июня 1859; Le Baron de Fourchevif; совместно с А.Жолли; théâtre du Gymnase, 15 июня 1859; публикация éditions Tresse; Les Petites Mains; совместно с Э.Мартеном; Théâtre du Vaudeville, 28 ноября 1859; публикация Editions Librairie Nouvelle; Voyage autour de ma marmite; совместно с Делакуром, Théâtre du Palais-Royal, 29 ноября 1859; публикация éditions Michel Lévy frères; Le Rouge-Gorge; совместно с А.Шолером, Théâtre du Vaudeville le 9 декабря 1859; публикация Editions Librairie Théâtrale; «Я приглашаю полковника!» — J’invite le colonel!; с Марк-Мишелем; Théâtre du Palais-Royal le 16 января 1860; публикация éditions Michel Lévy frères; La Sensitive; совместно с Делакуром, Théâtre du Palais-Royal, 10 марта 1860; публикация Editions Librairie Théâtrale; «Двое застенчивых» — Les Deux Timides; с Марк-Мишелем; théâtre du Gymnase le 16 марта 1860; публикация Editions Michel Lévy frères; пьеса была экранизирована: «Двое робких» (Les Deux Timides), режиссёр Рене Клер, 1928; Le Voyage de monsieur Perrichon; совместно с Э.Мартеном; премьера: théâtre du Gymnase, 10 сентября 1860; пьеса неоднократно ставилась на разных сценах; была поставлена в Москве: 1 декабря 1872 в бенефис С.П.Акимовой под названием «Тетеревам не летать по деревам» в переводе Семена Райского (К.А.Тарновского), Малый театр; La Famille de l’horloger; совместно с Raimond Deslandes; Théâtre du Palais-Royal le 29 сентября 1860; Un gros mot; совместно с Dumoustier; Théâtre du Palais-Royal le 29 сентября 1860; «Я компрометирую собственную жену» — J’ai compromis ma femme; совместно с Делакуром, théâtre du Gymnase le 13 февраля 1861; публикация Editions Michel Lévy frères; Les Vivacités du capitaine Tic; совместно с Э.Мартеном; Théâtre du Vaudeville le 16 mars 1861; публикация éditions Michel Lévy frères; L’Amour en sabots; совместно с Делакуром, Théâtre des Variétés le 3 апреля 1861; «Тайна улицы Русселе» — Le Mystère de la rue Rousselet; с Марк-Мишелем; Théâtre du Vaudeville le 6 мая 1861; публикация Editions Librairie Nouvelle; La Poudre aux yeux; совместно с Э.Мартеном; Théâtre du Gymnase, 19 октября 1861; публикация éditions Michel Lévy frères; «Станция Шамбоде» — La Station Champbaudet; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 7 марта 1862; публикация éditions Michel Lévy frères; «Маленькие птички» — Les Petits Oiseaux; совместно с Делакуром, Théâtre du Vaudeville, 1 апреля 1862; публикация Editions Dentu; пьеса была поставлена в России: 15 декабря 1867 в бенефис Л.П.Никулиной-Косицкой под названием «Воробушки» в переделке К.А.Нарского (К.А.Тарновского), Малый театр; Le Premier Pas; совместно с Делакуром, théâtre du Gymnase le 15 mai 1862; публикация Editions Dentu; Les 37 Sous de M. Montaudoin; совместно с Э.Мартеном; театр Пале-Рояль, 30 декабря 1862; публикация Editions Dentu; «Дама с маленькой собачкой» — La Dame au petit chien; совместно с Дюмустьером (Dumoustier); Théâtre du Palais-Royal le 6 февраля 1863; публикация Editions Dentu; «Позвольте, мадам!» — Permettez, Madame !…; совместно с Делакуром; théâtre du Gymnase le 21 февраля 1863; публикация Éditions Dentu; Célimare le bien-aimé; совместно с Делакуром; театр Пале-Рояль, 27 февраля 1863; публикация Éditions Dentu; La Commode de Victorine; совместно с Э.Мартеном; театр Пале-Рояль, 23 декабря 1863; публикация Éditions Dentu; La Cagnotte; совместно с Делакуром; театр Пале-Рояль, 22 février 1864; публикация Éditions Dentu; «Я» — Moi; совместно с Э.Мартеном; Комеди Франсэз, 21 марта 1864; публикация Éditions Dentu; Un mari qui lance sa femme; совместно с Raimond Deslandes; théâtre du Gymnase le 23 avril 1864; публикация Éditions Dentu; Le Point de mire; совместно с Делакуром; théâtre du Gymnase, 12 декабря 1864; публикация Éditions Dentu; Premier Prix de piano; совместно с Делакуром; Théâtre du Palais-Royal, 8 мая 1865; публикация Éditions Dentu; L’Homme qui manque le coche; совместно с Делакуром; Théâtre des Variétés le 31 octobre 1865; публикация Éditions Dentu; La Bergère de la rue Monthabor; совместно с Делакуром; Théâtre du Palais-Royal, 1 декабря 1865; публикация Éditions Dentu; Le Voyage en Chine (комическая опера); совместно с Делакуром; композитор Базен; Опера-Комик, 9 декабря 1865; Un pied dans le crime; совместно А.Шолером; Théâtre du Palais-Royal, 21 августа 1866; публикация Editions Dentu; Le Fils du brigadier (комическая опера); совместно А.Делакуром; композитор В.Массе; Опера-Комик, 25 февраля 1867; La Grammaire; совместно с А.Жолли; театр Пале-Рояль, 26 июля 1867; La Main leste; совместно с Э.Мартеном; héâtre des Bouffes-Parisiens le 6 septembre 1867; Les Chemins de fer; совместно с А.Делакуром и А.Шолером; héâtre du Palais-Royal le 25 novembre 1867; Le Papa du Prix d’Honneur; совместно с Т.Баррьером; Théâtre du Palais-Royal le 6 février 1868; Le Corricolo (комическая опера); совместно с А.Делакуром; композитор Ф.Пуаз; Опера Комик, 27 ноября 1868; Le Roi d’Amatibou; совместно с Э.Котине; композитор Ф.Эрве; Théâtre du Palais-Royal le 27 novembre 1868; пьеса не издавалась; Le Petit Voyage; Théâtre du Vaudeville, 1 декабря 1868; Le Dossier de Rosafol; совместно с Дулакуром, Théâtre du Palais-Royal le 20 mars 1869; Le Choix d’un gendre; совместно с Дулакуром, Théâtre du Vaudeville, 22 апреля 1869; публикация Editions Dentu; En manches de chemise (оперетта по одноименной пьесе 1851 г.); совместно с О.Лефран и Э.Найоном; музыка О.Вильбишо; Le Plus Heureux des trois; совместно с Гондине; Théâtre du Palais-Royal le 11 janvier 1870; Le Cachemire X.B.T.; совместно с Э.Ню; Théâtre du Vaudeville le 24 février 1870; Le Livre bleu; совместно с Э.Блюмом (Ernest Blum); Théâtre du Palais-Royal le 15 juillet 1871; «Недруг» — L’Ennemie; совместно с Делакуром; Théâtre du Vaudeville le 17 octobre 1871; Il est de la police; совместно с Л.Леруа (Louis Leroy); Théâtre du Palais-Royal le 7 mai 1872; La Mémoire d’Hortense; совместно с Делакуром; Théâtre du Vaudeville le 15 ноября 1872; Doit-on le dire ? ; совместно с А.Дюрю (Alfred Duru); Théâtre du Palais-Royal, 20 décembre 1872; 29 degrés à l’ombre; театр Пале-Рояль, 9 апреля 1873; Garanti dix ans; совместно с Ф.Жилем; Théâtre des Variétés, 12 февраля 1874; Brûlons Voltaire !; совместно Л.Леруа; Théâtre du Gymnase le 7 mars 1874; Madame est trop belle; совместно А.Дюрю; Théâtre du Gymnase, 30 марта 1874; La Pièce de Chambertin; совместно с Ж. Дюфренуа (Jules Dufresnois); театр Пале-Рояль, 1 апреля 1874; «Дамские субботы» — Les Samedis de Madame; совместно А.Дюрю; театр Пале-Рояль, 15 сентября 1874; Les Trente Millions de Gladiator; с Ф.Жилем; théâtre des Variétés le 22 janvier 1875; Un mouton à l’entresol; совместно с А.Скондом (Albéric Second); Théâtre du Palais-Royal le 30 avril 1875; La Guigne; совместно с Э.Летерье (Engène Leterrier) и А.Ванло (Albert Vanloo); театр Пале-Рояль, 27 августа 1875; пьеса не была опубликована; Le Prix Martin; совместно с Э.Ожье; театр Пале-Рояль, 5 февраля 1876; Le roi dort; совместно с Делакуром; Théâtre des Variétés le 31 марта 1876; «Цикада у муравьев» — La Cigale chez les fourmis; совместно с Э.Легуве; Комеди Франсэз, 23 мая 1875; публикация Éditions Dentu; La Clé; совместно А.Дюрю; Théâtre du Palais-Royal le 5 janvier 1877; публикация Éditions Dentu; «Обнимемся, Фольвиль!» — Embrassons-nous, Folleville !; оперетта по одноименной пьесе 1850 года; Неустановленные даты: La Lettre chargée; публикация Éditions Ollendorf, 1877; «Любовь к искусству» — L’Amour de l’art; публикация Éditions Ollendorf, 1877; «Порез бритвой» — Un coup de rasoir; театр Пале-Рояль, 1852, под названием «Английская бритва» (Un rasoir anglais); публикация 1881 г. Экранизации: Соломенная шляпка (1927) — французский художественный фильм Рене Клера; Двое робких (1928) — французский художественный фильм Рене Клера; Соломенная шляпка (1974) — художественный музыкальный фильм режиссёра Леонида Квинихидзе, сценаристы Л.Квинихидзе и Б.Окуджава; Копилка (1980 год) - художественный фильм. Режиссёры: Михаил Григорьев и Владимир Савельев; Путешествие мсье Перришона (1986) — художественный музыкальный фильм режиссёра Маргариты Микаэлян.

1815
Джон Джордж Чэ́мпион (John George Champion)
британский ботаник и военный деятель. Джон Джордж Чэмпион родился в Эдинбурге, в семье майора Джона Кэри Чэмпиона. После гибели отца поступил в Сандхёрст, затем был записан в 95-й пехотный полк. В 1838 году Чэмпион был отправлен на Ионические острова, затем — на Цейлон. За это время он собрал гербарий растений, который по возвращении из-за болезни в Англию в 1839 году передал Британскому музею. В 1841 году Чэмпион женился на Фрэнсес Карнеги. Вместе они отправились на Цейлон, затем переехали в Гонг-Конг. В 1850 году Чэмпион вновь вернулся в Англию, привезя с собой гербарий, впоследствии переданный Джорджу Бентаму. В 1854 году Джон Чэмпион отправился в Крым. В сентябре он участвовал в сражении на Альме, в ноябре был тяжело ранен в Инкерманском сражении. 30 ноября 1854 года от полученных ран он скончался. Незадолго до смерти Чэмпион был награждён орденом Бани и возведён в подполковники. Роды, названные в честь Дж. Чэмпиона: Championia Gardner, 1846. Литература: Troyer, J.R. (1979). «The natural history publications of John George Champion (1815–1854), soldier and botanist». Journal of the Society for the Bibliography of Natural History 9 (2): 125—131. DOI:10.3366/jsbnh.1979.9.2.125; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, 1976. — Vol. I: A—G. — P. 484. — 1136 p. — ISBN 90-313-0225-2. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

1815
Михаэль Пиус Эрдль (Michael Pius Erdl)
немецкий анатом, гистолог и эмбриолог. Родился в Мюнхене Михаэль Пиус Эрдль изучал медицину в городе Мюнхене. Был профессором физиологии и сравнительной анатомии в Мюнхенском университете. В 1836—1837 годах он сопровождал Готтхильфа Генриха фон Шуберта в его поездке на Восток и обнаружил благодаря своими измерениям барометром, что Мёртвое море расположено ниже уровня Средиземного моря. В 1840 году он защитил докторскую диссертацию в Мюнхене как приват-доцент по физиологии, эмбриологии и сравнительной анатомии и в 1844 году стал ординарным профессором. Он работал в том числе над развитием яйца омара, над скелетом Gymnarchus niloticus. Умер в родном городе 25 февраля 1848 года. Труды: «Vergleichende Darstellung des inneren Baues der Haare» (Мюнхен, 1841); «Untersuchungen über d. Bau der Zähne bei den Wirbelthieren etc.» (ib., 1841); «Die Entwickelung des Menschen und des Hühnchens im Eie» (1-я часть, Лейпциг, 1845); «Ueber eine neue Form elektrischen Apparates bei Gymnarchus niloticus» («Bull. Ak. München», 1846). Литература: Эрдль, Михаил Пий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

General_Farre (546x700, 236Kb)
1816
Жан Жозеф Фредерик Альбер Фарр (французское имя — Jean Joseph Frédéric Albert Farre)
французский генерал, военный министр Франции, сенатор. Родился в городе Валанс, департамент Дром, Франция. Образование получил в Парижской политехнической школе и Мецской инженерной школе. Выпущен в армию в 1839 году. В 1843 году произведён в капитаны. В 1853—1859 годах служил в Алжире, 12 июня 1856 года за отличия против арабов награждён орденом Почётного легиона. После Итальянской кампании 1859 года Фарр в течение пяти лет командовал инженерами во французском оккупационном корпусе в Папской области. В 1868 году произведён в полковники. С началом франко-прусской войны Фарр находился в Меце, после капитуляции маршала Базена он сумел не попасть в плен, бежать и пробиться к французской Северной армии. В Лилле он занимался спешным формированием пополнения для терпящей поражения французской армии. 31 октября он получил в командование новосформированный корпус и в сражении при Амьене 27 ноября потерпел поражение. По окончании войны с Германией Фарр вновь оказался в Алжире, где командовал всеми инженерными войсками. 31 декабря 1872 года награждён командорским крестом ордена Почётного легиона. В 1875 году произведён в дивизионные генералы. 29 декабря 1879 года Фарр, при формировании кабинета Фрейсине, был назначен военным министром. После ухода Фрейсине Фарр был одним из немногих министров, сохранивших свой пост. В 1881 году Фарр крайне неудачно занимался приготовлениями к Тунисской экспедиции, и 13 сентября 1881 года он вынужден был выйти в отставку. Он стал заседать в Сенате, в который он был назначен ещё 25 ноября 1880 года. Скончался в Париже 24 марта 1887 года. Награды: Орден Почётного легиона: Великий офицер (14 июля 1880); Командор (31 декабря 1872); Офицер (12 марта 1862); Кавалер (12 июня 1856). Источники: Энциклопедия военных и морских наук / Составлена под главной редакцией генерал-лейтенанта Г.А.Леера, заслуженного профессора Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург: типография В. Безобразова и К°, 1897. — Том VIII. — Страница 81; Robert et Cougny. Dictionnaire des parlementaires français, 1789—1889, 1891.

В._А._Кокорев (664x700, 298Kb)
1817
Василий Александрович Кокорев
русский предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств (1889). Родился в Солигаличе. Из старообрядческой семьи. Семья его владела небольшой солеварней на севере Костромской губернии. После смерти родителей, вместе со своими дядьями Василий стал совладельцем семейного бизнеса. Однако в 1839 году, из-за поспешного введения правительством в обращение серебряного рубля, жизнь пришлось начинать заново. Юноша отправился в Санкт-Петербург и устроился помощником к одному из многочисленной братии винных откупщиков. Не будь у Кокорева смекалки, деловой хватки и энергии, никакие связи не помогли бы ему к началу 60-х годов сколотить состояние в 8 миллионов рублей (да и то кое-кто поговаривал, будто Кокорев нарочно уменьшил общую сумму своего богатства). А в среде русских купцов он получил титул «Откупщицкого царя». Разбогател на винных откупах («кокоревская водка» в русской литературе XIX в. обозначает водку дешёвую, крепкую и весьма недоброкачественную). Не забывал о Солигаличе. В 1841 г., убедившись в том, что новые соляные скважины дают раствор, экономически не выгодный для выпаривания соли в промышленных масштабах, приспособил эти скважины для медицинских целей, открыв в городе водолечебницу, существующую и поныне. Химический анализ Солигаличской минеральной воды проводил специально прибывший по просьбе Кокорева врач и химик А.П.Бородин, более известный нам сегодня как талантливый композитор. Стоял у истоков нефтяной промышленности в России. Создав «Закаспийское торговое товарищество», он развернул обширную торговлю со Средней Азией и Персией. В Персии с 1850 года работал созданный Кокоревым Московский торговый дом, получивший право приобретать казенное железо и медь с уральских заводов по себестоимости. В 1859 году по проекту Либиха построил в Сураханах под Баку первый в России керосиновый завод. Пригласил для работ Д.И.Менделеева. Впоследствии Дмитрий Иванович вспоминал: "… В 1863 г. известный тогда деятель В.А.Кокорев пригласил меня съездить в Баку, где у него тогда велось дело с переделкой нефти и в год убытков менее 200 тысяч не бывало. «Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод», — говорил он и дал мне при всем готовом проезде целую тысячу рублей за то, чтобы выяснить ему дело и, если можно, в короткий срок, у меня бывший в распоряжении, поправить его. Охотно взялся не потому только, что тысяча рублей тогда мне уже семейному, получавшему всего 1,5 тысячи жалованья, была очень на руку, но особенно потому, что самое дело меня очень интересовало. На месте, что можно было, старался поправить и направить, и вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тысяч рублей. Приезжает ко мне тогда В.А.Кокорев и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тысяч рублей, до 5 % с чистого дохода, разочтенного как в этот год. Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец. Стал меня умница В.А.Кокорев допрашивать о причинах отказа, опроверг все мои доводы (о пенсии, о возможности работать для науки и т. п.) или отговорки и очень верно заключил, что все это барские затеи, от которых России очень плохо двигаться вперед.» Менделеев предложил ввести круглосуточную перегонку нефти, освоить производство эмалированных бочек, организовать нефтеналивную морскую перевозку и проложить нефтепровод от завода к берегу моря. То есть, по сути, сформулировал в виде идей (а Кокорев тут же реализовал их на практике) модель современной нефтяной промышленности. Да, многие до сих пор считают, что первое машинное бурение было осуществлено в Америке в штате Оклахома полковником Дрейком в 1859 году, и что первая нефть была получена из его скважины «Эмпайр» в 1861-м. Полно, господа! В это время завод Кокорева уже несколько лет вовсю перегонял добываемое из скважин чёрное золото! Более того, на все ключевые посты в своем новом бизнесе он назначил (а до этого обучил нефтяному делу) рабочих-мастеров только из России. Вскоре Кокоревым было учреждено акционерное общество — Волжско-Каспийское пароходство «Кавказ и Меркурий». В 1870 году стал инициатором создания нового Волжско-Камского коммерческого банка, который до 1917 года оставался крупнейшим по размерам капитала банком в России. В 1883 году Кокорев писал о своих заслугах императору Александру III: «В настоящее время существует в Баку более 200 заводов, ежегодно по Каспийскому морю и Волге развозится 35 миллионов пудов нефти, почти каждая изба крестьянская пользуется более удобным освещением, и множество волжских пароходов, вместо лесоистребления, отапливается нефтью, а снижение цен на нефть дало ежегодную многомиллионную экономию промышленности и казне» Вместе с П.И.Губониным построил уральскую горнозаводскую дорогу. Принимал участие в создании Русского общества пароходства и торговли (1856); Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874). А в 1862-1865 годах Кокорев построил в Москве крупный гостинично-складской комплекс, получивший в народе название «Кокоревское подворье». Комплекс, в который было вложено 2,5 миллиона рублей, был новшеством не только для Москвы, но и для Европы, поскольку предвосхитил появление «гранд-отелей». Тут тебе и торговые склады, и шикарные апартаменты с русским убранством, и трактир-ресторан с разнообразной русской кухней, а с 1883 года — электрический свет! Купцы заключали здесь сделки, а в соседнюю Софийскую церковь ходили молиться за успех дела. Это место привлекало и представителей русской культуры, таких как художники Крамской, Верещагин, Репин, Поленов, Васнецов, композиторы — Чайковский, Аренский, писатели — Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк. После революции на гостинице Кокоревского подворья было надстроено несколько этажей, и её передали под общежитие военнослужащим. В 1862 г. на средства Кокорева был разбит липово-вязовый бульвар. Бульвар тянулся от Лубочного переулка до Болотной площади. Скромный и тихий, он украшал всю Болотную набережную. Салтыков-Щедрин писал: «в недавнее время устроен бульвар в таком месте, где со времен Олега сваливался навоз («куда же мы теперича навоз валить будем?» — спрашивают друг друга смущённые обыватели — не литераторы); там имеет быть выстроен, стараниями откупщика, каменный театр, и носятся даже слухи об устройстве водопровода…» Это был один из немногих общественных бульваров и скверов Москвы, устроенных за частный счет. Бульвар носил имя своего устроителя вплоть до ликвидации в 1930-е гг., а ныне — тут автостоянка. Кокоревское подворье простояло в Москве более 100 лет и было разрушено совсем недавно — на Софийской набережной на месте подворья находился разобранный ныне недостроенный бизнес-центр «Царёв сад». Учредил «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» и сумел довести начатое дело до конца. В 1870-х годах создал Северное телеграфное агентство, став, таким образом, первым «медиамагнатом» в России.
Картинная_галерея_В.А._Кокорева._1864._А._Гребнев (700x518, 470Kb)
А.Н.Гребнев. «Внутренний вид картинной галереи господина Кокорева». (Зал № 7. 1864 год).
Он стал главным инициатором проведения конки — конно-железной дороги, связавшей центр через Мясницкую с тремя вокзалами на Каланчёвской площади. В 1867 году во время голода, постигшего Россию, Кокорев стал членом образованного под председательством наследника престола (будущего императора Александра III) Комитета по оказанию помощи голодающим. Перед русско-турецкой войной 1877—1878 годов Кокорев вместе с текстильными фабрикантами братьями Хлудовыми сыграл решающую роль в финансировании и экипировке военной миссии генерала Черняева на Балканах. Он потряс Россию размером своего участия в «военном займе» (организован правительством для нужд действующей армии), который составил 45 миллионов рублей — фантастическая по тем временам сумма. Он отправил 100 саней с провизией из Москвы в Севастополь. В Москву обоз привез раненых. По окончании Крымской войны он обратил на себя внимание торжественной встречей организованной черноморским морякам, приехавшим в Москву. Представители московского купечества в ноги кланялись защитникам Севастополя, а откуп разрешил героям три дня пить безданно и беспошлинно. От имени московского купечества Кокоревым был устроен торжественный обед, на котором русский историк М.П.Погодин в своей речи так сказал о купечестве: «…наши купцы не охотники до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за только нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа». Кокорев вообще славился устройством банкетов и разного рода чествований. Это он стал во главе лиц, оказавших в Москве гомерическое по размеру гостеприимство американскому посольству Фокса. Общее оживление и пробуждение общественного мнения после Крымской войны встретили в нём горячего сторонника. Над его либерализмом подсмеивались и в шутку называли его «русским Лафитом». Поэт Н.Ф.Щербина находил, что на Кокорева нет и рифмы на русском языке, чтобы достойно воспеть его деяния. На рождественском банкете 27 декабря 1857 г. Кокорев своей зажигательной речью против крепостнического рабства — «тормоза прогресса» столь напугал московского генерал-губернатора Закревского, что тот, по циркулирующим слухам, заставил новоявленного Цицерона дать расписку, что более крамольных речей произносить не будет. Но та знаменитая рождественская речь долго ходила в списках, дошла и до крестьян. Когда освобождение от крепостной зависимости свершилось, в крестьянской среде ходили слухи, что император Александр II тут ни при чём, а выкупили их у царя и дворян Кокорев с друзьями — купцами Алексеевыми, Солдатенковым и другими. В своих публицистических работах, печатавшихся, главным образом, в «Русском Вестнике» 1850-х и 1860-х гг., а позднее в «Русском Архиве» 1880-х гг., настаивал на губительности для России механического заимствования западноевропейских финансовых и хозяйственных форм. Кокорев печатает в периодической прессе множество статей, где выдвигает свои проекты реформ. В самой известной из них, она называлась «Миллиард в тумане», он предложил план выкупа крестьян на волю с помощью капитала специально созданного частного банка. Проект Кокорева был схож с проектом его друга — историка К.Д.Кавелина. Кокорев предложил освободить крестьян с землей, а помещикам выплатить за это деньги посредством уплачиваемого крестьянами кредита в течение 37 лет. Идеи Кокорева вызвали колоссальный интерес. Знаменитый историк Константин Кавелин писал о Кокореве: «Вот человек рождённый оратором! У него есть мысли, от которых не отказались бы и древние. И сколько свежести, глубины и силы!». Михаил Погодин: «Русский купец Василий Кокорев, которого имя сделалось у нас народным, и пронеслось теперь с его речью по всей стране». Поэт Александр Струговщиков: «Кокорев — величайший гений русской земли». Сергей Аксаков: «Это русское чудо!». В народе про него сложили такое четверостишие: Кокорев! Вот имя славное. С дней откупов известно оно у нас, весь край в свидетели зову; в те дни и петухи кричали повсеместно: «Ко-ко-ре-ву!!!» Все чаще и чаще Кокорев высказывался о государственном социализме, о политике гласности, о перестройке государственного аппарата. И сильнее всего эти речи досаждали московской администрации. Закревский отсылал в Санкт-Петербург депешу за депешей — с просьбой «унять вредного честолюбца», устраивающего «митинги» и вмешивающегося «в дела, его сословию не подлежащие».
Dvorets_kokorevyh (700x375, 178Kb)
Дворец Кокорева в Мухалатке.
Послания генерал-губернатора начинались, как детектив. «В Москве завелось осиное гнездо… — писал он. — Гнездо это есть откупщик Кокорев». Предупреждения московского градоначальника не остались без внимания. Василия Александровича Кокорева стали постепенно оттирать от государственной кормушки. Сначала осторожно, а когда убедились, что купец «не понимает», то и явно. В 1863 году у него отняли все откупы, потом два года мурыжили с утверждением устава Купеческого банка, в 1870 году не дали права монопольно распоряжаться пермской солью, запретили судам созданного им пароходства ходить за границу. В результате уже к середине 1860-х годов расходы Кокорева начали превышать его доходы. К началу 1870-х ему пришлось распродать всю художественную коллекцию и бол́ьшую часть своих акций. В 1876 году его сместили с поста председателя совета директоров Волжско-Камского банка. К известным трудам В.А.Кокорева относятся: «Нужды и желания промышленности» (1858), «Нужды и потребности» (1882), «Мысли русского, порожденные речью Князя Бисмарка»(1888). В последней Кокорев касается политических и экономических аспектов отношений России и Германии. Он утверждает, что России важен и необходим союз с Германией, что она — ее единственная надежная союзница на Европейском континенте. В «Нуждах и желаниях промышленности» В.А.Кокорев рассуждает о перспективах создания в России компании для обработки пеньки и торговли ею, а также о возможностях развития хлебной торговли на Тоболе. Работа «Нужды и потребности» посвящена подробному анализу необходимости введения в России винной монополии. Как известно, впоследствии монополия на винно-водочную продукцию была введена в начале XX в. реформатором С.Ю.Витте. Однако идейное первенство данному экономическому мероприятию принадлежит, похоже, именно Кокореву. Кокорев полагал, что для улучшения экономики России необходимы три условия: народный кредит, сельское хозяйство и денежный курс. Главным здесь он ставит благоустройство сельского хозяйства. Сельское хозяйство, в свою очередь, должно быть согласовано с «винокурением» и введением «питейного сбора». Только после этих мер, по мнению Кокорева, возможно «утверждение дешевого народного кредита», средства для которого предполагается извлечь из акциза на винокурение. Далее он говорит, что пока существует кабак, никакие мероприятия экономического плана, никакие дешевые кредиты не принесут желаемого. а обратятся в «наживу кабатчиков». Пожалуй, самая известная работа Василия Александровича, написанная им уже на закате жизни, в 1887 году, — «Экономические провалы», в которой даёт оценку экономическим событиям за полвека.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку