-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110308
Комментариев: 6802
Написано: 118781


14 апреля родились...

Воскресенье, 14 Апреля 2024 г. 08:52 + в цитатник
Rumyantseva (539x700, 403Kb)
1699
Мария Андреевна Румянцева (Румянцова; урождённая - Матвеева)
мать полководца Румянцева-Задунайского, по слухам, рождённого ею от Петра Великого, статс-дама, гофмейстерина. Мария Румянцева происходила из древнего дворянского рода: была дочерью действительного тайного советника графа Андрея Матвеева (1666-1728) от первого брака с Анной Степановной Аничковой (1666-1699), и по отцовской линии приходилась внучкой боярину Артамону Матвееву. Получила европейское образование, первые годы своей жизни провела в Вене и Гааге, где её отец служил послом до 1710 года. Свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала красотой и живостью, которые привлекли внимание Петра I. «Петр І не только имел большое расположение к М.А.Матвеевой, но и ревновал её к другим до того, что однажды даже наказал её собственноручно за слишком смелое обращение с кем-то другим и пригрозил ей, что выдаст её замуж за человека, который сумеет держать её в строгости и не позволит ей иметь любовников, кроме него одного. Она занимала первое место среди любовниц великого императора, он любил Марию Андреевну до конца жизни и даже ревновал её, что случалось с ним нечасто. Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню “в ежовых рукавицах”, государь выдал 19-летнюю Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…». (Великий князь Николай Михайлович). В 19-летнем возрасте, 10 июля 1720 года, с богатым приданым, данным царем, выдана замуж за денщика царя Александра Ивановича Румянцева, получившим чин бригадира и недавно отличившегося в сыске по делу царевича Алексея. Царь пожаловал жениха «немалыми деревнями», конфискованными у казненного А.В.Кикина. Молодожены поселились в доме на Красном канале (участок дома № 3 по Марсову полю). Петр I подарил Румянцеву в 1724 большой участок на левом берегу Фонтанки, близ дороги в Царское Село. Там был выстроен загородный одноэтажный дом и разбит сад (ныне набережная реки Фонтанки, 116). В этом деревянном доме 18 февраля 1756 была освящена церковь Божьей Матери «Знамение». (Любопытно, что любовницей царя, но менее удачливой, была и другая родственница Артамона Матвеева — Мария Гамильтон, двоюродная племянница его жены Евдокии Григорьевны Гамильтон, иногда тоже ошибочно называемая его «внучкой»). Вслед за этим произвела на свет троих дочерей. В 1725 году её муж находился в Константинополе, а затем на Персидской границе для размежевания, Мария же оставалась в Москве, где произвела на свет четвёртого ребёнка, сына, крещенного в честь царя Петром Александровичем, которому суждено будет стать знаменитым полководцем. Великий князь Николай Михайлович сообщает, что отцом мальчика был не законный супруг, а сам Петр, с этой же легендой соглашается Валишевский. Трудно судить о достоверности этой легенды, однако И. И. Голиков в анекдотах о Петре Великом дает ему косвенное подтверждение. Мальчик оказался последним из крестников вскоре после этого скончавшегося императора. Крестной матерью стала императрица Екатерина. Румянцева имела влияние при дворе, благодаря подаркам оказала помощь французскому посланнику Кампредону, была в дружбе с цесаревной Елизаветой. При Анне Ивановне, за нерасположение к немцам и протест против роскоши при дворе (по некоторым указаниям — за отказ занять предложенную ему должность президента Камер-коллегии; или же за избиение Бирона, уличенного им в казнокрадстве), Румянцев был лишён чинов и сослан в казанскую деревню. Когда её муж подвергся опале и был лишён чинов, Мария Андреевна вместе с ним и детьми была отправлена на житьё в алатырскую деревню, где они провели около трёх лет. В 1735 Румянцев был восстановлен в чине генерал-лейтенанта и сделан астраханским, а потом казанским губернатором и назначен командующим войсками, отправленными против взбунтовавшихся башкир. В 1738 Румянцева назначили правителем Малороссии, и семья переехала в Киев, откуда при помощи Мавры Шуваловой Румянцева поддерживала связь с не менее опальной цесаревной Елизаветой. Скоро её супруга перевели в действующую армию, а в 1740 году назначили чрезвычайным и полномочным послом в Константинополь. В 1740 году Румянцев был назначен уполномоченным на конгресс в Або, при праздновании заключенного там мира Румянцева получила от новой императрицы Елизаветы звание статс-дамы, и, поскольку муж её был возведен в графское достоинство, стала графиней и приобрела очень большое влияние при дворе благодаря своему «уму и такту»: способствовала успеху поручения шведского генерала Дюринга, французский посланник Далион считал необходимым платить ей пенсию, английский посол Вейч безуспешно пытался склонить её на свою сторону (но Румянцева с мужем держались профранцузской партии Шуваловых). В 1744 императрица Елизавета поручила ей заведовать двором будущей Екатерины II, пока ещё принцессы Ангальт-Цербстской (в качестве доверенной особы Её Величества, для надзора и опеки над Принцессой, с обязательством отдавать Императрице подробный отчёт о всем замечаемом ею) — и Румянцеву на этом «малом дворе» очень боялись. Екатерина II вспоминает: «Во время этих маскарадов заметили, что у старой графини Румянцевой начались частые беседы с императрицей, и что последняя была очень холодна с матерью, и легко было догадаться, что Румянцева вооружала императрицу против матери и внушала ей ту злобу, которую сама питала с поездки в Украину ко всей повозке, о которой я говорила выше; если она не делала этого раньше, так потому, что была слишком занята крупной игрой, которая продолжалась до тех пор и которую она бросала всегда последней, но когда эта игра кончилась, её злость не знала удержу.» Она сопровождала императрицу Елизавету в поездке из Москвы к Разумовскому в Глухов в 1744 году, а затем в Петербург, была с нею на пиру у Разумовского в Гостилицах в день её именин 5 сентября 1745 года и т. д. После того, как принцессу и великого князя Петра Фёдоровича обвенчали, Румянцева была уволена от должности гофмейстерины и получила приказание вернуться к своему супругу. Считали, что причиной этому была неприязнь матери великой княгини Екатерины — Иоганны Гольштейн-Готторпской, а также канцлера Бестужева-Рюмина. Но своё положение особы, дружной с императрицей, Румянцева сохранила.

Румянцева! Она блистала
Умом, породой, красотой,
И в старости любовь снискала
У всех любезною душой;
Она со твердостью смежила
Супружний взор, друзей, детей;
Монархам семерым служила,
Носила знаки их честей.
Гаврила Державин

В 1749 году Румянцева овдовела, но осталась при дворе и продолжала жить расточительно, порой проигрывая в карты, из-за чего нередко обращалась за финансовой помощью к Елизавете, а потом и к Екатерине, при дворе которой, как старейшая придворная дама и современница Петра, а затем и мать фельдмаршала, пользовалась большим уважением. Граф Сегюр писал о хозяйке: «Разбитое параличом тело её одно обличало старость; голова её была полна жизни, ум блистал веселостью, воображение носило печать юности. Разговор её был так интересен и поучителен, как хорошо написанная история». Екатерина II, хотя и хорошо помнила, как Румянцева мучала её, будучи управляющей её двора, взойдя на престол, сделала её гофмейстериной (10 июня 1776), чему способствовали заслуги её сына-полководца. После заключения им Кючук-Кайнарджийского мира ей был пожалован орден Святой Екатерины (12 июня 1775). Графиня весьма часто присутствовала на разных обедах, свадьбах и торжествах при дворе; в день первого бракосочетания Великого Князя Павла Петровича (1773 г.) она, очень хорошо еще танцевавшая, просила Великого Князя оказать ей честь протанцевать с нею, так как она в своё время имела честь танцевать с его прадедушкою, дедушкою, и батюшкою, а затем, еще много лет спустя, на Придворном балу 24-го ноября 1781 г., в день именин Императрицы, прошлась в польском с одним из внуков Екатерины II — Великим Князем Александром Павловичем. По воспоминаниям современников, отличалась необыкновенной добротой и была готова всем помогать. Была в числе первых, кто в 1763 году стал принимать в своем доме подкидышей и беспризорных детей. Занималась делами в имении сына Павлино (современный Железнодорожный), полученным им в приданое за женой, в том числе следила и за строительством церкви архитектором Бланком. 22 сентября 1778 года была пожалована обер-гофмейстериною Высочайшего двора. Пережила одну дочь — графиню П.А.Брюс, затем умерла её другая дочь — Е.А.Леонтьева, жившая вместе с матерью. Скончалась 15 мая 1788 года; погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Г.Р.Державин посвятил ей одну из своих од — «На смерть графини Румянцевой», написанную для княгини Е.Р.Дашковой; Державин обращался к Дашковой, которая была в крайнем огорчении от женитьбы её сына без её благословения, — в противоположность Румянцевой, которая перенесла много горестей равнодушно. Дети: Екатерина Александровна (ноябрь 1721 — 3 апреля 1786), замужем за генерал-лейтенантом Н.М.Леонтьевым (1717—1769), брак не был счастливым. Она разъехалась с мужем и жила в доме матери; Дарья Александровна (конец 1723 или 1730 — 1809); 1-й муж — граф Франц Иосиф Вальдштейн (1719—1758), 2-й — князь Юрий Никитич Трубецкой (1736—1811), сын генерал-прокурора князя Никиты Юрьевича. Их дочь от второго брака — П.Ю.Гагарина; Прасковья Александровна (7 октября 1729 — 17 апреля 1786), подруга Екатерины II, с 1751 года замужем за графом Я.А.Брюсом.; Пётр Александрович (8 января 1725 — 1796)

FriedrichIIISaGoAlt (558x700, 289Kb)
1699
Фридрих III Саксен-Гота-Альтенбургский (немецкое имя — Friedrich III. von Sachsen-Gotha-Altenburg)
представитель побочной линии Саксен-Гота-Альтенбург эрнестинской линии Веттинов, герцог Саксен-Гота-Альтенбурга с 23 марта 1732 года. Родился в готе. Фридрих — старший сын герцога Саксен-Гота-Альтенбурга Фридриха II и его супруги Магдалены Августы Ангальт-Цербстской, дочери князя Карла Вильгельма Ангальт-Цербстского. Принц получил основательное образование и слыл добрым человеком, но без особых талантов. В 1718—1724 годах он отправился в образовательную поездку в Нидерланды, Францию, Англию и Италию. Под именем Фридрих III он наследовал своему отцу в Саксен-Гота-Альтенбурге в 1732 году. После вторжения французских войск с 1734 года Фридрих вёл успешную торговлю солдатами для имперской армии, с князем Вальдеком и королём Пруссии, что позволило ему ввести налог в собственной стране. Страна и прежде всего её альтенбургская часть сильно пострадала во время Семилетней войны, а Фридрих III сам вверг страну в войну с соседом, герцогом Антоном Ульрихом Саксен-Мейнингенским. В 1744 году Фридрих III добился, что император Священной Римской империи лишил права наследования детей Антона Ульриха от первого брака, что позволило бы ему унаследовать Саксен-Мейнинген. Он также конфликтовал с Антоном Ульрихом по поводу регентства над несовершеннолетним Эрнстом Августом II Саксен-Веймар-Эйзенахским, которое в конечном счёте досталось Фридриху III на период с 1748 по 1755 годы. В 1747 году Фридрих поручил веймарскому зодчему Готфриду Генриху Кроне строительство Готской оранжереи по французскому образцу. Он также издал несколько указом по церковным вопросам. При Фридрихе его герцогство было самым могущественным из тюрингенских малых государств, а его двор превратился в центр Просвещения, что в значительной части стало заслугой супруги герцога, намного превосходившей его в духовном плане. Умер в Готе 10 марта 1772 года. В отличие от своего отца и деда Фридрих III был похоронен не в княжеской усыпальнице замка Фридрихштайн, а в городской церкви Святой Маргариты, где также был захоронен его прадед Эрнст I Благочестивый. Фридрих III женился 17 сентября 1729 года в Готе на своей кузине, принцессе Луизе Доротее Саксен-Мейнингенской, дочери герцога Эрнста Людвига I Саксен-Мейнингенского и Доротеи Марии Саксен-Гота-Альтенбургской. У них родились: Фридрих Людвиг (1735—1756), наследный принц Саксен-Гота-Альтенбурга; Людвиг (1735); мертворождённый сын без имени (близнец Людвига, 1735); мертворождённые близнецы (1739); Фридерика Луиза (1741—1776); Эрнст II (1745—1804), герцог Саксен-Гота-Альтенбурга, женат на принцессе Шарлотте Саксен-Мейнингенской; София (1746—1746); Август (1747—1806). Литература: August Beck: Friedrich III. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 8, Duncker & Humblot, Leipzig 1878, S. 5 f; Wolfgang Huschke: Friedrich III. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 5, Duncker & Humblot, Berlin 1961, S. 578.

Charles_Collé (591x700, 293Kb)
1709
Шарль Колле (французское имя — Charles Collé)
французский поэт-песенник, драматург и завсегдатай парижских гогетт. Родился в Париже. Сын судейского чиновника, он имел возможность основательно изучить судейский мир, давший ему неистощимый источник для его юмористических произведений. По профессии коммерсант, он только под влиянием Кребийона-сына и других литературных друзей стал задаваться серьезными литературными целями; в 1747 г. он написал свою первую и лучшую комедию «Истина в вине» (французское название — La vérité dans le vin), в которой остроумно и зло обличал пороки общества и обнаружил большое мастерство диалога и смелость в сценических положениях. Колле сочинял комические оперы для театра герцога Орлеанского и выказал много оригинальности и свежего юмора. На той же сцене поставлена была комедия «Охота короля Генриха IV» (французское название — La partie de chasse de Henri IV), повторенная в Комеди Франсэз вместе с другой комедией Колле «Дюпюи и Дероне» (французское название — Dupuis et Desronais). Но очищенная от смелостей свободного юмора, эта комедия ниже других. Честолюбивое желание писать для «Комеди Франсэз» убило в Колле блеск и привлекательность его непосредственного юмора. Имел возможность быть принятым в академию, но, подобно Беранже, не счёл себя достойным этой чести. Песенки его отделаны очень тщательно. Шарль Колле вёл дневник — «Jourmal historique», передававший события от 1748—1772 г., и изданный в 1807 г. с предисловием Барбье. В 1764 г. издана была его «Correspondence inédite», a в 1767 г. «Théâtre de Société», в 3 томах. В 1807 г. собраны были его «Chansons». Умер в Париже 3 ноября 1783 года. Литература: Grimm, «Correspondence»; Palissot, «Mémoires m-elle de Meulan» («Le Publiciste», an. XIV); St. Beuve, «Nouveaux Lundis» (t. VII).

1715
Джон Хэнсон
президент "Континентального" Конгресса (1781-1782). Умер 22 ноября 1783 года.

Emanuele_Barbella_by_Joseph_Muller (595x700, 299Kb)
1718
Эмануэле Барбелла (итальянское имя — Emanuele Barbella)
итальянский композитор, скрипач и музыкальный педагог. Эмануэле Барбелла родился в Неаполе (Неаполетанское королевство), в семье музыкального педагога Франческо Барбеллы и Антонии Мушеттолы. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца. Затем продолжил обучение у Анджело Цага и Паскуале Бини и в консерватории Санта-Мария-ди-Лорето[it] у Николы Витоло. В этой же консерватории до 1740 года изучал теорию музыки и композицию у Микеле Кабаллоне, после смерти которого учился у Леонардо Лео с 1740 по 1744 год. В 1753 году Эмануэле Барбелла был принят на место первого скрипача в Новый театр в Неаполе. В том же году он сочинил несколько арий, дуэт и финал для оперы-буффа «Эльмира великодушная» (итал. Elmira generosa) по либретто Пьетро Тринкьеры[it], над которой работал вместе с Ноколой Бонифачо Логрошино. В 1756 году его приняли на место скрипача в Королевскую капеллу в Неаполе. С 1761 года и до конца жизни он играл в оркестре театра Сан-Карло. В октябре 1770 года музыку композитора на обеде в доме Уильяма Гамильтона, посла Великобритании в Неаполитанском королевстве услышал известный британский музыковед Чарльз Бёрни, который назвал Эмануэле Барбелу «лучшим скрипачом Неаполя». Между ними завязались дружеские отношения. Музыковед характеризовал музыканта, как «доброго человека» с характером «нежным, как звук его скрипки». Они переписывались до 1773 года, когда музыковеда ошибочно информировали о смерти музыканта. Кроме записей о нём в путевом дневнике, Чарльз Бёрни опубликовал в третьем томе своей «Всеобщей истории музыки с древнейших времён до наших дней» (A General History of Music from the earliest ages to the Present period), впервые изданном в Лондоне в 1789 году, ноты «Колыбельной» Эмануэле Барбелы. Существует предположение, что музыкант и композитор не только посетил Великобританию, но некоторое время даже жил в Лондоне, где впервые были изданы несколько его сочинений. Он никогда не был женат и не имел детей. Эмануэле Барбелла умер в Неаполе (Неаполетанское королевство) 1 января 1777 года. Творческое наследие композитора включает оперу-буффа «Великодушная Эльмира» (в соавторстве с Николой Бонифачо Логрошино) и многочисленные сочинения камерной музыки для струнных. Источники: Ulisse Prota-Giurleo. Barbella, Emanuele. Тreccani.it. — Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 6 (1964); Edward H. Donkin. Barbella, Emanuele. Еn.wikisource.org. — A Dictionary of Music and Musicians (1900) by George Grove; Jeff Matthews. Emanuele Barbella. Naplesldm.com. — Naples: Life, Death & Miracles — a personal encyclopedia.

John_Hanson_Portrait_1770 (612x700, 328Kb)
1721
Джон Хансон (John Hanson)
американский государственный деятель из Мэриленда во времена американской революции. Карьера Хансона на государственной службе началась в 1750 году, когда он был назначен шерифом округа.
14 апреля 1721 года родился — Джон Хансонpost-13108-130275409856 (700x350, 194Kb)
В 1757 году он был избран представителем от Чарльз Каунти в нижнюю палату Мэриленд Генеральной Ассамблеи, где служил в течение следующих двенадцати лет. В ноябре 1781 года, Хансон стал первым президентом Континентального Конгресса. С государственной службы Хансон ушел в отставку за год до смерти. Умер 22 ноября 1783 года.

Lamotte_Picquet-Saint_Aubin-Cochin_img_3098 (530x700, 125Kb)
1724
Габриель-Жак де Сент-Обен (французское имя — Gabriel Jacques de Saint-Aubin)
французский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Париже. Происходил из семьи художников: его отец, дядя и брат были придворными живописцами короля. Мать Габриэла-Жермена де Сент-Обен (1696—1756) служила вышивальщицей у короля Людовика XV. Кроме него, известными художниками стали его братья Шарль-Жермен, Огюстен и Луи-Мишель. Учился у Ж.Б.Сарразена, в 1747 обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже под руководством Этьена Жора, Франсуа Буше и Гиацинта Колена де Вермонта. Трижды в 1752—1754 безуспешно принимал участие в конкурсе на Большую (Римскую) премию по классу живописи. Разочарованный неудачей, становится приверженцем Академии Святого Луки: здесь преподает (до 1776 г.) и выставляет свои произведения. Вернувшись на родину, работал, в основном, в Париже. Работал в историческом, портретном, пейзажном жанрах. Создавал жанровые сцены. Был акварелистом, гравером, рисовальщиком, иллюстратором. Находился под влиянием творчества Франсуа Буше. Картины Сент-Обена отмечены тонкостью и свежестью наблюдений, легкой, виртуозной манерой исполнения. Живописец изображал сцены из жизни различных слоев столичного общества, уделяя особенное внимание миру искусства, театра, науки. Прекрасный рисовальщик. Создал большое количество рисунков и офортов, используя при этом карандаш, сангину, перо, тушь, гуашь, акварель, белила, часто в различных сочетаниях. Умер в Париже 14 февраля 1780 года. Избранные работы: Общество на прогулке (1760—1761, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); Представление балета «Армида» в зале Парижской оперы в 1747 году (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); Триумф Амура (1752, Художественный музей, Руан); Представление бродячих артистов (1760, Национальная галерея, Лондон); Уличная сценка с шарлатаном (около 1760); Общество на прогулке; Сельские танцы; Художник перед бюстом Людовика XV; Гравюра c портрета адмирала де ла Мота. Литература: Лазарев В.Н., Габриэль де Сент-Обэн. Старые европейские мастера, Москва, 1974, страницы 261—299.

 (553x699, 158Kb)
1738
Уильям Кавендиш-Бентинк, 3-й герцог Портлендский (William Cavendish-Bentinck, 3rd Duke of Portland)
15-й и 20-й премьер-министр Великобритании в 1783 и с 1807 по 1809 гг. Родился в Ноттингемшире, Англия. Представитель рода Бентинков. Отец индийского губернатора Уильяма Бентинка. Бентинк начинал карьеру как член верхней палаты, во время войны с американскими колониями постоянно находился в рядах оппозиции. В 1783 году он был назначен первым лордом казначейства, но в том же году принужден был уступить место министерству Питта и находился в оппозиции к нему до 1792 года, когда начал борьбу против Французской революции, а вместе с тем поддерживал и правительство.
William Henry Cavendish-Bentinck (500x700, 291Kb)
В 1794 году он занял место статс-секретаря внутренних дел и в 1807 году был еще раз назначен первым лордом казначейства и главою министерства. Умер в Бакингемшире 30 октября 1809 года. 8 ноября 1766 года Уильям Генри Кавендиш-Бентинк женился на леди Дороти Кавендиш, дочери Уильяма Кавендиша, 4-го герцога Девонширского и Шарлотты Элизабет Бойл, баронессы Клиффорд (1731—1754), дочери и наследнице Ричарда Бойла, 3 графа Бёрлингтона (известного архитектора). У пары родилось 6 детей: Уильям Бентинк, 4-1 герцог Портлендский (24 июня 1768 - 27 марта 1854); лорд Уильям Генри Кавендиш-Бентинк (14 сентября 1774 - 17 июня 1839); леди Шарлотта Кавендиш-Бентинк (3 октября 1775 - 28 июля 1862). Замужем за Чарльзом Гревиллем; леди Мэри Кавендиш-Бентинк (13 марта 1779 - 6 ноября 1843); лорд Чарльз Бентинк (3 октября 1780 - 28 апреля 1826) - дедушка по отцовской линии Сесиллии Боуз Лайон, графини Стратморской и Кингхорнской; лорд Фредерик Кавендиш-Бентинк (2 ноября 1781 - 11 февраля 1828), женат с 16 сентября 1820 года на леди Мэри Лоутер (ум. в 1863 г.), дочери Уильяма Лоутера, 1-го графа Лонсдейла. Их сын: Джордж Кавендиш-Бентинк. Уильям Кавендиш-Бентинк является пра-пра-пра-прадедушкой королевы Елизаветы II.

Emperor_Momozono (688x700, 726Kb)
1741
Тохито (японское имя — 遐仁), Император Момодзоно (японское имя — 桃園天皇)
116-й правитель в истории Японии, правил с 9 июня 1747 до смерти. Титул: сначала Яхо-но-мия (八穂宮), позже Сати-но-мия (茶地宮). Момодзоно — первенец Императора Сакурамати. Мать — фрейлина Анэкодзи Садако (японское имя -姉小路定子) (Вдова Каймэй, японское имя — 開明門院). Court lady Итидзё Томико (японское имя — 一条富子): Первый сын: Принц Хидэхито (японское имя — 英仁親) (Император Го-Момодзоно). Второй сын: Наследный Принц 'Семнадцатый' Фусими-но-мия Садамоти (японское имя — 伏見宮貞行親王). В 1747 становится крон-принцем, в том же году становится Императором после отречения от престола отца, Императора Сакурамати. Во время правления был замешан в Скандале Хорэки, во время которого пострадало большое количество молодых дворян от Сёгуната Токугавы в отместку за восстановление прямого императорского управления. Умер 31 августа 1762 года.

Johann_Gottlieb_Naumann (566x700, 362Kb)
1741
Иоганн Готлиб Науман (немецкое имя — Johann Gottlieb Naumann)
германский композитор (в том числе оперный композитор), дирижёр, капельмейстер. Родился в Блазевице, в семье землевладельца. Начальное музыкальное образование получил в сельской школе в Лошвице, научившись там играть на фортепиано и органе. В возрасте 13 лет некоторое время был вынужден учиться слесарному делу, но затем смог поступить в одну из латинских школ в Дрездене и там продолжить своё музыкальное образование. В 1757 году совместно с Гейгером Андерсом Весстрёмом отправился в поездку по Италии. С 1759 по 1763 год учился у Джузеппе Тартини в Падуе, Джованни Батиста Мартини в Болонье, а также Иоганна Адольфа Хассе в Венеции. В этот период жизни написал свои первые музыкальные произведения. Свою первую оперу, «Oper Il tesoro insidiato», написал к венецианскому карнавалу 1763 года. 1 августа 1764 года был по рекомендации Хассе и Мартини назначен придворным композитором церковной музыки в Дрездене, а в следующем году вновь отправился в поездку в Италию. В Дрезден был отозван весной 1768 года, где написал, в частности, оперу «La clemenza di Tito» на свадьбу короля Фридриха Августа I. С 1772 по 1774 год работал в Мюнхене, затем снова вернулся в Италию, в Падуе и Венеции написал пять опер, став вскоре известным оперным композитором и в 1776 году отказался от приглашения в Берлин, предпочтя стать придворным капельмейстером в Дрездене. В 1777 году принял приглашение шведского короля Густава III, где работал в Королевской опере в Стокгольме и реформировал структуру местного придворного оркестра. В 1786 году поставил в Швеции получившую большую популярность оперу «Gustav Wasa» и с того же года и до конца жизни работал в Дрездене, был приглашённым дирижёром оперным композитором в Копенгагене в 1785—1786 годах и в Берлине в 1788—1789 годах. Умер в Дрездене 23 октября 1801 года. В 1792 году женился на дочери датского вице-адмирала, в этот же период из-за усиливающейся глухоты был вынужден отойти от активной музыкальной деятельности. Был плодовитым композитором, написав за свою жизнь сотни произведений различных жанров, но более всего известен как оперный композитор. Для театра в Палермо написал оперу «Achille in Sciro»; в Венеции была поставлена другая его опера, «Alessandro nelle Indie». Позже на итальянских сценах с успехом шли его «Solimano», «Le Nozze disturbate», «Isola disabitata», «Armida». В период работы в Стокгольме написал свою первую оперу на шведском языке, «Amphion», имевшую большой успех; за ней последовали «Cora» и «Gustave Wasa», а в Копенгагене (на датском языке) — «Orphée». Последняя его опера, «Aci е Galatea», была поставлена в Дрездене в 1801 году. При жизни был достаточно известен, хотя в Швеции и Дании пользовался большей известностью, чем на родине. Писал также камерную музыку, церковную музыку на латинском и немецком языках (оратории, псалмы, месса, Pater Noster), элегии, песни. Источники: Науман, Иоганн Амадей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (518x699, 131Kb)
1745
Денис Иванович Фонвизин
драматург, публицист, переводчик. Родился в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис Фонвизин числился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком языках. В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И.Шувалову и «произвели в студенты». На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761–1762 (в том числе в журнале М.М.Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина – Павла); перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликованы в 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762–1768). В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В 1763 после коронационных торжеств в Москве вместе с двором переехал в Санкт-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина, который, являясь управляющим «придворной музыки и театра», покровительствовал начинающим литераторам. Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И.Лукин, Б.Е.Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). Лукин доказывал, что последнее необходимо, поскольку «многие зрители от комедий в чужих нравах не получают никакого поправления. Они мыслят, что не их, а чужестранцев осмеивают». Кроме того, в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» (иначе «серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д.Дидро, т.е. допускалось смешение «смешного» и «трогательного» в комедиях. В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион» (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Корион, однако, был лишь пробой пера Фонвизина-драматурга. Вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия «Бригадир» (1768–1769, постановка 1772, опубликована в 1786). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки («скупость», «бахвальство» и т.п.). В «Бригадире» пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словесных масок». За вычетом речевой характеристики не остается иных, индивидуальных человеческих черт» (Г.А.Гуковский). «Говорение» в комедии преобладает над «действием»: на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т.п. Герои постоянно «проговариваются» о себе. Объяснения в любви (Советника – Бригадирше, Бригадира – Советнице) не достигают свой цели в силу того, что говорят они, по существу, на разных языках, т.е. возникает «диалог глухих». Объединяет отрицательных персонажей комедии их «глупость», оттененная «благоразумием» положительных – Софьи и Добролюбова, участие которых, однако, сведено к минимуму (они практически ничего не говорят и лишь ругают всех прочих «скотами»). На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки (отмечалось влияние на замысел «Бригадира» комедии Гольберга Жан-Француз), с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина. В 1760-х, в эпоху Комиссии для составления «Нового Уложения (1767), Фонвизин высказывался и по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф.Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им компиляция из трудов немецкого юриста И.Г.Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» (конец 1760-х). В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М.Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А.Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой. Позднее Фонвизин с гордостью писал, что эта повесть «послужила мне самому к извлечению слез у людей чувствительных. Ибо я знаю многих, кои, читая Иосифа, мною переведенного, проливали слезы». В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, строившего планы досрочной передачи престола Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) – в Слове на выздоровление Павла Петровича (1771) и переводе Слова похвального Марку Аврелию А.Тома (1777). Письма Фонвизина, написанные во время поездки во Францию в 1777–1778 и адресованные П.И.Панину (брату канцлера), – замечательное по стилю и сатирической остроте описание нравов французского общества накануне революции. После опалы и отставки Н.И.Панина вышел в отставку и Фонвизин (в марте 1782). В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И.Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру Жизнь графа Н.И.Панина, вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском языке (1784), а затем и на русском (1786). Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия «Недоросль» (1779–1781, поставлена в сентябре 1782, опубликована 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Это «комедия нравов», живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями А.П.Сумарокова). Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии – идеологический и бытописательный – противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова».
1000_Fonvizin (432x700, 308Kb)
Д.И.Фонвизин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
В первом же номере появился его Опыт российского сословника. Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский Опыт… являлся прикровенной политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян. В том же журнале в 1783 без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И.Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов. Перевод сочинения И.Г.Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен. Греческая повесть», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (17887) были напечатаны анонимно. К 1788 он подготовил свое Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах: была объявлена подписка, однако издание не состоялось, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же 1788 он безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830). В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось (в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию) и вместе с тем возросли его религиозные и покаянные настроения. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» Исповеди Ж.-Ж.Руссо, – Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1791). Сохранившаяся неполностью последняя его комедия Выбор гувернера (между 1790 и 1792), посвящена, как во многом и Недоросль, вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении. Скончался Фонвизин 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив.
Надгробие_Фонвизина (700x525, 441Kb)
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сочинения: Первое полное собрание сочинений, как оригинальных, так и переводных, Санкт-Петербург–Москва, 1888; Собрание сочинений (Составитель и вступительная статья Г.П.Макогоненко), тома 1–2, Москва – Ленинград, 1959; Комедии, Ленинград, 1976. Литература: Вяземский П.А., Фонвизин, Санкт-Петербург, 1848; Благой Д.Д., Д.И.Фонвизин, Москва, 1945; Гуковский Г.А., Д.И.Фонвизин, в книге: История русской литературы, том 4, часть 2, Москва – Ленинград, 1947; Пигарев К.В., Творчество Фонвизина, Москва, 1954; Ключевский В.О., "Недоросль" Фонвизина, (Опыт исторического объяснения учебной пьесы), Сочинения , том 8, Москва, 1959; Макогоненко Г.П., Денис Фонвизин, Москва – Ленинград, 1961; его же, От Фонвизина до Пушкина, Москва, 1969; Кулакова Л.И., Д.И.Фонвизин, Москва – Ленинград, 1966.

 (430x699, 82Kb)
1754
Николай Петрович Румянцев
граф, государственный деятель Российской империи, в годы Наполеоновских войн с 1807 по 1814 министр иностранных дел России, меценат, коллекционер. Почётный член Императорской Российской академии (1819). Знаменитым его сделала собранная уникальная коллекция книг и рукописей. Огромная библиотека, собранная Румянцевым, легла в основу Румянцевской библиотеки в Москве, которая вошла в фонд Государственной библиотеки Российской Федерации. Родился в Санкт-Петербурге. Старший сын великого военачальника Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Не получив обстоятельного образования в юности, вращался в придворных кругах Екатерины II. Впоследствии слушал лекции в Лейпцигском университете, много путешествовал. В 1780 был назначен послом во Франкфурт-на-Майне. При Александре I Румянцев в 1802 занял пост министра коммерции и главного директора «водяных коммуникаций и комиссии об устроении в России дорог». К этим обязанностям в 1807 добавилось управление Министерством иностранных дел. Став в 1810 председателем Государственного Совета (с 1801 был его членом), он продолжал руководить обоими министерствами, передав в 1809 управление путями сообщения принцу Георгу Ольденбургскому. В том же году за деятельность по заключению Фридрихсгамского мира со Швецией и присоединению Финляндии Румянцев получил звание государственного канцлера. В 1812, при известии о выступлении Наполеона против России с Румянцевым случился апоплексический удар, и в 1814 он вышел в отставку. После 1814 в отставке. 30 января 1819 избран почётным членом Императорской Российской Академии. Скончался в Санкт-Петербурге 3 января 1826 года. Похоронен в Гомеле, в Петропавловском соборе. В Гомеле Н.П.Румянцеву установлен памятник. Именем Николая Петровича названа бабочка Papilio rumanzovia, открытая в ходе организованной им экспедиции известного русского путешественника О.Е.Коцебу.
14 апреля 1754 года родился — Николай Петрович Румянцевpost-13108-130275426967 (700x347, 178Kb)
Также именем графа назван один из атоллов в архипелаге Туамоту (современное название Тикеи), открытый тем же О.Е.Коцебу (повторно, после Я.Роггевена) в ходе кругосветного плавания. Залив Бодега в Калифорнии первоначально назывался «порт Румянцев». Имя графа носил основанный им Румянцевский музей. Его покровительство мореплаванию и торговле сказалось в снаряжении и финансировании дальних экспедиций. Так, на средства Румянцева в 1815 был отправлен в плавание вокруг света на три года корабль «Рюрик» для открытия северного морского прохода между Азией и Америкой. Румянцев помогал в подобной экспедиции в 1817 капитану Гагемейстеру, путешественнику по Крайнему Северу Корсаковскому и др. При Московском архиве иностранных дел Румянцев учредил «Комиссию печатания государственных грамот и договоров», которая издала целый ряд томов их «Собрания». Все свое богатое собрание печатных книг, рукописей, этнографического и нумизматического материалов он завещал государству. Эти коллекции легли в основу Румянцевского музея, созданного в 1861 в Москве, который помещался в т. н. Доме Пашкова (ныне — старое здание РГБ; в 1831—1861 был в Санкт-Петербурге). На его же средства в 1817—20 известный археограф П.М.Строев путешествовал и собирал древние рукописи; Румянцев субсидировал и деятельность кружка, куда входили такие исследователи старины, как Калайдович, Востоков, Арцыбашев, Григорович. Литература: Софинов П.Г., Из истории русской дореволюционной археографии, Москва, 1957.

Alexandr_Lvovich_Naryshkin_by_A.C.Ritt_(1790s,_Hermitage) (580x700, 368Kb)
1760
Александр Львович Нарышкин
острослов и царедворец из рода Нарышкиных. Обер-камергер, директор Императорских театров (1799—1819), кавалер ордена Андрея Первозванного. Несмотря на притеснения кредиторов, Нарышкин жил в своё удовольствие и давал блестящие праздники, благодаря чему запомнился как незлобивый человек, пользовавшийся общим расположением. Родился в семье Льва Александровича Нарышкина и Марины Осиповны Закревской, племянницы К.Г.Разумовского. По окончании домашнего воспитания долго путешествовал за границей. Затем поступил в молодом возрасте в лейб-гвардии Измайловский полк, где дослужился до чина капитан-поручика. В 1778 году пожалован в камер-юнкера и в дальнейшем строил свою карьеру при дворе. Сопровождал Екатерину II при её поездке в Могилёв. В 1785 году произведён в камергеры. В конце царствования Екатерины II завёл дружбу с наследником престола Павлом Петровичем, чем вызвал неудовольствие императрицы. После вступления на престол Павла I в 1797 году награждён орденом Святой Анны I степени, в 1798 году награждён орденом Александра Невского и пожалован в обер-гофмаршалы. В 1799 году назначен директором Императорских театров и награждён орденами Андрея Первозванного и Святого Иоанна Иерусалимского. Время нахождения Нарышкина в должности директора Императорских театров — одна из наиболее ярких страниц в истории русского театра, что, впрочем, не сколько заслуга А.Л.Нарышкина как администратора, сколько показатель общего внимания тогдашнего русского общества к театральному искусству. В 1812 году вошёл в состав особого комитета, отвечавшего за управление всеми петербургскими и московскими театрами. В 1815 году сопровождал императрицу Елизавету Алексеевну при поездке на Венский конгресс. После этого проживал долгое время за границей и в 1818 году во Флоренции назначен канцлером российских орденов и награждён бриллиантовыми знаками к ордену Андрея Первозванного, которые поспешил заложить в ломбарде. В 1819 году ушёл с поста директора Императорских театров. Состоял почётным членом Императорской Академии художеств и был Петербургским губернским предводителем дворянства. В 1820 году вновь уехал за границу и остаток жизни прожил в Париже, где скончался от водянки 21 января 1826 года. На смертном одре, как уверяют, воскликнул: «Вот первый долг, который я плачу природе». Похоронен при церкви Святого Духа в Александро-Невской лавре рядом с женой. Вслед за несколькими поколениями Нарышкиных Александр Львович слыл бонвиваном и эпикурейцем. На приморской мызе Бельвю он принимал всё петербургское общество, включая Александра I, который называл Нарышкина кузеном. В книге «Десять лет изгнания», описывая концерты роговой музыки на даче Нарышкина, мадам де Сталь характеризовала хозяина как «человека любезного, обходительного и учтивого», однако склонного искать развлечения не в книгах, а в шумной компании: в окружении 20 человек он воображает себя в «философическом уединении». Влечение к развлечениям соединялось в нём с крайней расточительностью. Несмотря на своё богатство, он вечно был без денег и обременён долгами. Унаследовал от отца способность к непринуждённой игре слов и колким замечаниям (по свидетельству современника, «острые слова сами вырывались из уст его, без напряжения ума»). Каламбуры, приписываемые Нарышкину, могли бы составить целый сборник острословия. Он острил даже тогда, когда другим было не до смеха: например, во время пожара Большого театра в 1811 году. От брака с Марией Алексеевной (дочерью адмирала А.Н.Сенявина) имел двоих сыновей: Лев Александрович (1785—1846), генерал-лейтенант, участник войны 1812 года, одесский знакомый А.С.Пушкина. Был женат на графине Ольге Потоцкой (1802—1861); Кирилл Александрович (1786—1838), обер-гофмейстер, действительный тайный советник. Был женат на княжне М.Я.Лобановой-Ростовской (1789—1854) и двух дочерей: Елена Александровна (1785—1855), в первом браке с 1800 года за А.А.Суворовым-Рымникским; во втором — за князем В.С.Голицыным (1792—1856), сын княгини В.В.Голицыной; Мария Александровна (умерла в 1800), девица.

Michał_Brzostowski (553x700, 223Kb)
1762
Михаил Иероним Бжостовский (в Российской империи — Михаил Иероним Станиславович Бржостовский; польское имя — Michał Hieronim Brzostowski)
граф, государственный деятель Речи Посполитой, позже Российской империи, староста минский, последний чашник великий литовский (с 1794), маршалок Завилейского повета (1795), предводитель дворянства Виленской губернии (1801—1805), драматург. Представитель знатного шляхетского рода Бжостовских герба «Стремя». Родился в Несвиже, Великое княжество Литовское. Сын Станислава Бжостовского, воеводы инфлянтского (ливонского) и Теофилы Радзивилл. Внук писаря великого литовского Юзефа Бжостовского. Обучался в коллегиуме пиаристов в Бресте. Избирался послом (делегатом) от трокского воеводства на Четырёхлетний сейм Речи Посполитой (1788—1792 года). В 1792 году присоединился к Тарговицким конфедератам, союзу польских магнатов, выступивших против реформ, принятых Четырёхлетним сеймом. Входил в число заговорщиков, готовивших восстание в Литве. Участник инсургенции Костюшко. Член Группы общественной безопасности Высшего правящего совета Литвы. В 1801 году был избран предводителем дворянства Виленской губернии и входил в состав делегации, отправленной в Санкт-Петербург для выражения благодарности императору Александру I. Михаил Бржостовский — автор нескольких драматических произведений, в том числе «Рыцари Лебедя — рыцарская драма в пяти актах, написанная оригинальными стихами» (пол. Rycerze Łabędzia-drama rycerska w pięciu aktach oryginalnie wierszem napisana). В браке с Евой Иоахимовной Хрептович, дочерью Иоахима Хрептовича, имел сына Кароля (1796—1854) и дочь Изабеллу. Умер в Вильне в 1806 году. Награды: Кавалер Мальтийского ордена; польский орден Белого орла (1790); Орден Белого орла (1791). Литература: Бжостовские // Биографический справочник — Мінск: «Белорусская советская энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1982. — Том 5. — Страница 57. — 737 страниц; Henryk Mościcki: Brzostowski Michał Hieronim. W: Polski Słownik Biograficzny. T. 3: Brożek Jan – Chwalczewski Franciszek. Kraków: Polska Akademia Umiejętności – Skład Główny w Księgarniach Gebethnera i Wolffa, 1937, s. 53. Reprint: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, Kraków 1989, ISBN 8304032910.

Dorohov1812 (610x700, 521Kb)
1762
Иван Семёнович Дорохов
генерал-лейтенант русской императорской армии, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в Туле. Из мелкопоместных дворян. Отец — секунд-майор, участник первой турецкой войны, вышедший в отставку по ранению. После смерти отца остался сиротой. С 1783 по 1787 гг. воспитывался в Петербургском Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. Учился в одном классе с будущими графом А.А.Аракчеевым и генералом С. В. Непейцыным. Произведён 15 октября 1787 в поручики Смоленского пехотного полка, воевал против турок с 1787 по 1791 гг. Отличился под Фокшанами, при Рымнике был ординарцем А.В.Суворова. За участие в этом сражении произведен в капитаны и переведён в Фанагорийский гренадерский полк. В донесении о победе при Рымнике А.В.Суворов особо отметил «поручика Смоленского полка Ивана Дорохова, который по знанию своему при обер-квартермистере особо нужен был», который был «ревностен к службе, проворен и неустрашим». Участвовал в Мачинской битве. 13 октября 1792 переведен в Черниговский пехотный полк. В 1794 находился в Варшаве, когда 18 апреля там вспыхнуло восстание. Во главе роты гренадер, пробился на соединение с батальоном Киевского гренадерского полка. Посланный затем с ротой и одним орудием против многочисленных мятежников, отразил четыре атаки, и, потеряв убитыми всех канониров, стрелял из пушки сам. Несмотря на две раны, удерживал свою позицию 36 часов, и только узнав об отступлении главных сил, пробился сквозь толпу поляков с оставшимися солдатами, и вышел из Варшавы. Оправившись от ран, действовал на аванпостах вышедшего из Варшавы корпуса и истребил 23 мая при Медведицах отряд польских улан. Участвовал в сражении при Мацеевицах 29 сентября. При штурме Праги в сопровождении только четырёх егерей первым ворвался на неприятельскую батарею. Произведен за этот подвиг в секунд-майоры, выразил желание служить в кавалерии и был переведен 21 апреля 1795 в Воронежский гусарский полк. 9 апреля 1797 переведен в Сумской гусарский полк. 12 сентября 1797 произведен в полковники с назначением в лейб-гвардии Гусарский полк, но вскоре после этого уволен в отставку с переименованием в коллежские советники (1798). После вступления на престол Александра I 13 марта 1802 снова поступил на службу, 20 мая 1802 был назначен командиром Сумского гусарского полка, а 4 августа 1803 произведен в генерал-майоры с назначением шефом Изюмского гусарского полка. Во главе этого полка участвовал в кампании 1806—1807 годов. Отличился при Чарнове и Пултуске, за последнее сражение получил орден Святого Георгия III класса . Участвовал в сражениях при Прейсиш-Эйлау и Фридланде. В одной из стычек с неприятелем (25 февраля 1807 при деревне Гоф) получил сильную контузию в ногу. После заключения Тильзитского мира изюмские гусары получили георгиевские трубы, а их шеф — орден Святого Владимира III степени. В самом начале войны 1812 года командовал авангардом 4-го пехотного корпуса 1-й армии, расположенным в Оранах, на полпути от Гродно к Вильне. При отступлении от Немана ему забыли передать приказ об отходе и он был отрезан неприятелем от главных сил. Решившись, по собственной инициативе, идти на соединение со 2-й армией, он девять дней (18—26 июля) маневрировал среди французских колонн, где — сражаясь, где — отступая, и присоединился к князю П.И.Багратиону, потеряв всего 60 человек. С августа начальник кавалерии арьергарда соединенных армий, отличился в бою при Валутиной горе, где был ранен в руку, затем прикрывал отход армий к Бородину. В день Бородинского сражения находился во 2-м кавалерийском корпусе барона Ф.К. фон Корфа, стоявшем в резерве за 4-м пехотным корпусом А.И.Остермана. Около 9 часов утра, когда атака французов на село Семеновское стала угрожать русской армии потерей позиции, был послан с четырьмя кавалерийскими полками на помощь Багратиону и успешно провёл контратаку на Багратионовых флешах, опрокинув колонны неприятеля. Во второй половине дня участвовал в боях кавалерии за батареей Раевского, где к вечеру удалось остановить продвижение противника. За проявленную отвагу был представлен Кутузовым к ордену Святого Владимира II степени, но император повелел наградить его производством в генерал-лейтенанты (31 октября 1812). «…Командовал лично в сей знаменитый день своею бригадою легкой кавалерии, атаковал и преследовал неприятельских кирасир… и после того в тот же день много поражал неприятеля» — М.И.Кутузов. Из характеристики И.С.Дорохова в рапорте с представлением списка генералов, отличившихся при Бородине. После оставления Москвы возглавлял кавалерию авангарда (2-й и 3-й резервные кавалерийские корпуса), 6—7 сентября разбил при селе Знаменском 4 полка французской кавалерии. С 9 сентября командовал партизанским отрядом (в составе Елисаветградского гусарского, драгунского и трех казачьих полков при двух конных орудиях) и, успешно действуя в районе Можайской дороги, причинил много вреда французам, истребляя их отдельные команды и захватывая обозы. 15 сентября уничтожил целый гвардейский неприятельский отряд полковника Мортье. Главной удачей партизанского отряда Дорохова стало взятие 29 сентября города Вереи, важнейшей точки коммуникаций противника. Дорохов ночью переправился со своим отрядом через Протву и в 4 часа утра подобрался к городу. Расположенная на холме вышиною около 5 саженей, Верея была обнесена неприятелями валом и палисадом; гарнизон её состоял из батальона вестфальских войск. Дорохов тихо, без единого выстрела, подвел свой отряд к укреплению и внезапно атаковал его штыками; русские сняли часовых и ворвались в город, захватив врасплох беспечно спавший гарнизон. После краткого сопротивления противник сдался. Донесение Дорохова Кутузову было кратко: «По предписанию Вашей светлости город Верея взят сего числа штурмом». Кутузов объявил об этом «отличном и храбром подвиге» в приказе по армии. Позднее Дорохов был награждён золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью: «За освобождение Вереи». Первым обнаружил и известил Кутузова о движении французов на Калугу. Поступив затем под команду Д.С.Дохтурова, участвовал в сражении при Малоярославце, где был ранен пулей навылет в ногу, из-за чего был вынужден покинуть армию. Умер в Туле 7 мая 1815 года. Похоронен, согласно его предсмертной воле, в освобождённой им от французов Верее, в Рождественском соборе. Награды: Крест «За взятие Праги» (1795); Орден Святого Георгия III класса (1807); Орден Святого Владимира III степени (1807); Орден Красного Орла (Пруссия, 1807); Орден Святой Анны I степени (1812); Золотая шпага с алмазами «За освобождение Вереи» (1812); Орден Святого Владимира II степени (1813). Был женат дважды и имел детей: 1-я жена Анастасия Александровна Шарапова. Александра Ивановна (умерла в 1875), замужем за Александром Ефремовичем Мухиным (умер в 1861), писателем и отставным штабс-капитаном, сыном известного врача Е.О.Мухина (1766—1850). 2-я жена Евдокия Яковлевна Маркова, урождённая Протасова (1781—1847), племянница первой жены Н.М.Карамзина. Дети: Руфин Иванович (1801—1852), выпускник Пажеского корпуса, участник кавказских войн, друг Пушкина и Лермонтова, известный бретер, прототип Долохова в «Войне и мире»; женат на Марии Александровне Плещеевой (1811—1867), дочери А.А.Плещеева; Елизавета Ивановна (1803—1836), замужем за капитаном князем Дмитрием Петровичем Кропоткиным (1800—1837). Екатерина Ивановна, в первом браке за капитаном Фёдором Герасимовичем Батуриным (1793—1825), во втором — за Михаилом Фёдоровичем Загряжским, известным в Москве карточным игроком, был человек состоятельный, но в старости, проиграв все состояние, оставил семью в нужде.
Dorohovstatue (700x408, 252Kb)
Памятник Дорохову в Верее.
В честь И.С.Дорохова назван посёлок Дорохово в Рузском районе Московской области, улицы в Москве и Подольске. Сабля И.С.Дорохова изображена на флаге сельского поселения Дороховское. В городе Верея, где он похоронен, к столетию Отечественной войны был поставлен памятник. Памятник был торжественно открыт в присутствии членов императорской семьи 29 сентября 1913 года (по старому стилю). Во время гражданской войны, 16 августа 1918 года, склеп «царского генерала» по решению митинга красноармейцев, убывающих на фронт, был вскрыт, разграблен, а потом засыпан. Останки И.С.Дорохова вынесли из подклета и выбросили с высокого откоса над Протвой. Местные жители ночью собрали разбросанные по откосу останки и тайно перезахоронили их. Памятник на валу тогда же, в 1918 году, был обстрелян, а затем снесен. До Великой Отечественной войны на постаменте была установлена голова Карла Маркса, которую разбило в 1941 взрывной волной авиабомбы или снаряда. После освобождения города на искусственной скале, оказавшейся очень прочной, установили небольшую пирамиду со звездой и надписью "В память Отечественной войны 1812 г. Генерал-лейтенанту И.С.Дорохову освободившему г.Верея от французов 11 октября 1812 г.". Вновь памятник И.С.Дорохову установлен по просьбам местных жителей в 1957 году. В 1999 году при реставрации собора останки прославленного генерала были обнаружены и торжественно заново захоронены в соборе Рождества Христова. Сын И.С.Дорохова, Руфин Дорохов (1801-1852), служил в учебном карабинерном, Нижегородском драгунском и других полках. Был другом М.Ю. Лермонтова. За участие в дуэлях и буйное поведение Руфина Дорохова неоднократно разжаловали в солдаты. Некоторые черты Руфина Дорохова воспроизведены Л.Н. Толстым в образе Долохова одного из центральных персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863—1869). Литература: Дорохов, Иван Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Военная энциклопедия Сытина. Том 9. Санкт-Петербург, 1912; Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва, студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страницы 530-531; Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Дорохов, Иван Семёнович // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е издание — Ленинград: Искусство, 1981. — Страницы 103-105; Дорохов И.С., генерал (родился в 1762, город Тула — 1815 гг.) // Энциклопедический словарь: в 58 томах / Товарищество «Братья А. и Н. Гранат и К». — 7-е издание, переработанное — Москва, 1913. — Том 18 : Дарвин — Дорохов. — Страница 640; Дорохов Иван Семёнович : (родился в 1762, Тула — 1815) // Русский биографический словарь: в 25 томах — Санкт-Петербург, 1905. — [Т.] : Дабелов — Дядьковский. — Страницы 598—600; Дорохов Иван Семёнович // Тульский биографический словарь: в 2-х томах — Тула, 1996. — Том 1 : (А — Л). — Страницы 187—188; «Ревностен к службе, проворен и неустрашим»: К 240-летию со дня рождения Ивана Дорохова (1762—1815) / В.И.Боть // Тула.- 2002.- 27 апреля- Страница 5; Колпакиди А., Север А. Спецназ ГРУ. — Москва: Яуза, Эксмо, 2008. — Страницы 75-76. — 864 страницы. — ISBN 978-5-699-28983-7.

Auguste_Wilhelmine_Maria_Hessen-Darmstadt (434x700, 289Kb)
1765
Августа Вильгельмина Мария Гессен-Дармштадтская (немецкое имя — Auguste Wilhelmine Marie von Hessen-Darmstadt)
принцесса Гессен-Дармштадтская, в замужестве герцогиня Пфальц-Цвейбрюккенская. Родилась в Дармштадте. Августа Вильгельмина — дочь принца Георга Вильгельма Гессен-Дармштадтского и его супруги Марии Луизы Альбертины Лейнинген-Дагсбург-Фалькенбургской, дочери графа Кристиана Карла Рейнхарда Лейнинген-Дагсбургского. Принцесса получила основательное образование, которым преимущественно занималась её мать, заботившаяся о том, чтобы привить дочери буржуазные добродетели. 30 сентября 1785 года в Дармштадте Августа Вильгельмина вышла замуж за пфальцграфа Максимилиана Иосифа Цвейбрюккенского. Супруги проживали преимущественно в Страсбурге. От Французской революции чета была вынуждена бежать сначала в Дармштадт, а затем в Мангейм, где они находились в очень стеснённых условиях. Курфюрст Баварии поначалу отказал приютить семью Максимилиана в Баварии. После смерти своего брата в 1795 году супруг Августы получил титул герцога Пфальц-Цвейбрюккена, но его владения были оккупированы французами. Когда волнения начались в Мангейме, Августа вместе с семьёй бежала в Ансбах. Герцогиня Августа умерла в Рорбахе от туберкулёза, ослабленная бегством и пятью родами 30 марта 1796 года. Потомки: Людвиг I (1786—1868), король Баварии, женат на Терезе Саксен-Гильдбурггаузенской (1792—1854); Августа (1788—1851), замужем за Евгением Богарне, вице-королём Италии, герцогом Лейхтенбергским и князем Эйхштетским (1781—1824); Амалия (1790—1794); Шарлотта (1792—1873), замужем за кронпринцем Вильгельмом Вюртембергским (1781—1864), затем за императором Австрии и королём Венгрии Францем II (1768—1835); Карл (1795—1875), женат на Марии Анне Софии де Петен (1796—1838), «баронессе фон Байрсторф», затем на Генриетте Шёллер (1815—1866), «баронессе фон Франкенбург». Литература: Martha Schad: Bayerns Königinnen, Piper 2005; Jakob Baroggio: Die Geschichte Mannheims von dessen Entstehung bis 1861 S. 254 f; Carl Friedrich Günther: Anekdoten, Charakterschilderungen und Denkwürdigkeiten aus der Hessischen … S. 172 f; Wolfgang Kunz, «Auguste Wilhelmine Marie von Hessen-Darmstadt (1765—1796)» in: Pfälzer Lebensbilder, 7. Band, 2007 (Bd. 100 der Veröffentlichungen der Pfälzischen Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaften, Speyer), S. 85-128.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку