-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110730
Комментариев: 6802
Написано: 119203


3 марта родились...

Воскресенье, 03 Марта 2024 г. 09:29 + в цитатник
Shtcherba_L_V (570x700, 134Kb)
1880
Лев Владимирович Щерба
российский и советский языковед, академик Академии Наук СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам. Родился в городе Игумен Минской губернии (иногда указывается неверное место рождения Санкт-Петербург, откуда незадолго до его рождения переехали его родители), но вырос в Киеве, где окончил гимназию с золотой медалью. В 1898 году поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 году, после переезда родителей в Санкт-Петербург, перевёлся на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ. В 1903 году окончил Санкт-Петербургский университет с золотой медалью за сочинение «Психический элемент в фонетике». В 1906—1908 гг. жил в Европе, изучал грамматику, сравнительно-историческое языкознание и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге, исследовал тосканские и лужицкие (в частности, мужаковский) диалекты. В Париже, в числе прочего, работал в лаборатории экспериментальной фонетики Ж.-П.Руссло. С 1909 года — приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Преподавал, помимо него, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах для учителей глухонемых и учителей иностранных языков. Читал курсы по введению в языкознание, сравнительной грамматике, фонетике, русскому и старославянскому языкам, латыни, древнегреческому, преподавал произношение французского, английского, немецкого языков. В 1909 году создал в Санкт-Петербургском университете лабораторию экспериментальной фонетики, ныне — его имени. В 1912 году защитил магистерскую диссертацию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»), в 1915 году — докторскую диссертацию («Восточнолужицкое наречие»). С 1916 года — профессор кафедры сравнительного языкознания Петроградского университета. С 1924 года — член-корреспондент Российской академии наук, с 1943 года — академик Академии Наук СССР. С 1924 года — почётный член Международной ассоциации фонетистов. В Ленинградском университете преподавал до 1941 года. Последние годы жизни провёл в Москве, где и скончался 26 декабря 1944с года.
Shtcherbaгроб (525x700, 417Kb)
Похоронен на Ваганьковском кладбище (13 участок.).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (21 февраля 1944)
Сыновья: Дмитрий (1906—1948) — кандидат филологических наук и Михаил (1908—1963) — доктор медицинских наук. Правнук — литературовед Д.М.Буланин.
Научная деятельность
Развил концепцию фонемы, воспринятую им от Бодуэна де Куртенэ, придав термину «фонема» его современное значение. Основатель Ленинградской (Петербургской) фонологической школы. Среди его учеников — Л.Р.Зиндер и М.И.Матусевич. Среди его научных интересов, помимо уже названных, были синтаксис, грамматика, вопросы взаимодействия языков, вопросы преподавания русского и иностранных языков, вопросы языковой нормы, орфографии и орфоэпии. Подчёркивал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, создал научную типологию словарей. Поставил проблему построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим их формам (в противоположность традиционной, пассивной грамматике, идущей от форм к значениям). В работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» разграничил языковой материал, языковую систему и речевую деятельность, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи. Щерба ввёл понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента. При проведении эксперимента, полагал Щерба, важно не только использовать подтверждающие примеры (как можно говорить), но и систематически рассматривать отрицательный материал (как не говорят). В этой связи он писал: «особенно поучительны бывают отрицательные результаты: они указывают или на неверность постулированного правила, или на необходимость каких-то его ограничений, или на то, что правила уже больше нет, а есть только факты словаря, и т. п.» Л.В.Щерба — автор фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». В Ленинградском университете преподавал до 1941 года. Последние годы жизни провёл в Москве, где и скончался 26 декабря 1944 года. В 1944 году, готовясь к тяжёлой операции, изложил свои взгляды на многие научные проблемы в статье «Очередные проблемы языковедения» (или «языкознания»). Учёный не вынес операции, таким образом этот труд стал своего рода завещанием Льва Владимировича. В своей последней работе Щерба затронул такие вопросы, как: двуязычие чистое (два языка усваиваются независимо) и смешанное (второй язык усваивается через первый и «привязывается» к нему); неясность традиционных типологических классификаций и неопределённость понятия «слово» («Понятия „слово вообще“ не существует», — пишет Щерба); противопоставление языка и грамматики; различие активной и пассивной грамматики и другие.
Различие активной и пассивной грамматики
По мнению Щербы, один и тот же язык можно описать как с точки зрения говорящего (подбор языковых средств в зависимости от смысла, который нужно выразить), так и с точки зрения слушающего (разбор данных языковых средств с целью вычленения их смысла). Первое он предложил называть «активной», а второе — «пассивной» грамматиками языка. Активная грамматика очень удобна для изучения языка, но на практике составление такой грамматики очень сложно, так как исторически языки, изучаемые в первую очередь их носителями, описываются с точки зрения пассивной грамматики. Литература: Зиндер Л.Р., Маслов Ю.С. Л.В.Щерба — лингвист—теоретик и педагог. — Ленинград: Наука, 1982. — 104 страницы; Пищальникова В.А., Потапов В.В. Лев Владимирович Щерба // Отечественные лингвисты XX века: Сборник статей / Ответственный редактор Ф.М.Березин. Часть 3. — Москва: ИНИОН Российской Академии Наук, 2003. — Страницы 123—148.

Arthur Drewry (700x465, 170Kb)
1891
Артур Дрюри (Arthur Drewry)
пятый президент ФИФА. Родился в городн Гримсби, Северо-Восточный Линкольншир, Линкольншир, Англия. Занимал пост президента с 1955 по 1961 год. Помимо этого, в это же время являлся председателем Футбольной ассоциации Англии, совмещая эту должность с постом руководителя Английской Премьер-Лиги. Уже на протяжении последнего полугода нахождения у власти предыдущего президента ФИФА Рудольфа-Вильяма Селдрейерса, в связи с плохим его состоянием здоровья, Артур Друри номинально управлял организацией, официально же англичанин вступил в должность 9 июня 1956 года. В 1958 г. он открывал 6-й чемпионат мира в Швеции. Скончался 25 марта 1961 года. Награды и премии: Командор ордена Британской империи

Jukov_ErmSmn_gst48 (474x700, 96Kb)
1881
Ермолай Семёнович Жуков
крепильщик шахты №1–2 Смолянка комбината «Сталинуголь» Министерства угольной промышленности западных районов СССР, Сталинская область Украинской ССР. Родился в Калужской губернии (ныне – Калужской области). Русский. В 1900 году, в 19 лет, приехал в город Юзовку (ныне – Донецк, Украина). Поступил работать на шахту «Центральная» (позднее «Центральная-Заводскаям») Новороссийского общества, которая обеспечивала коксующимся углем Юзовский завод. Первое время трудился саночником, таскал вдоль забоя санки с углем. Через три года стал забойщиком. В 1905 году участвовал в забастовках и демонстрациях горняков. Проработал забойщиком 30 лет. Затем поменял профессию – стал крепильщиком горных выработок. Уже в годы предвоенных пятилеток считался лучшим крепильщиком донецкого бассейна. На шахте «Центральная-Заводская» проработал на начала Великой Отечественной войны. После освобождения Донбасса был направлен на восстановление шахты «Смолянка», которая была разрушена меньше по сравнению с другими шахтами и раньше других должна была начать давать уголь. Благодаря самоотверженному руду всего коллектива шахта «Смолянка» быстро была введена в строй, а уже в начале 1947 года первой в тресте «Куйбышевуголь» достигла довоенной производительной мощности. Большой вклад в это достижение внес и Ермолай Жуков. Из месяца в месяц он систематически перевыполнял нормы выработки. Так в 1947 году личное задание было выполнено на 131,6%, в 1948 году – на 74%. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1948 года за выдающиеся успехи в деле увеличения добычи угля, восстановления и строительства угольных шахт и внедрения передовых методов работы, обеспечивших значительный рост производительности труда, Жукову Ермолаю Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать на шахте, несмотря на пенсионный возраст, перевыполнял нормы выработок, так в первом полугодии 1949 года выполни личное задание на 195,6%.
Zhukov01h (492x700, 139Kb)
Герой Социалистического Труда Ермолай Семёнович Жуков, 1950 год.
Передавал свой опыт молодым шахтером, состоял внештатным преподавателем созданной при шахте школы фабрично-заводского обучения. Активно участвовал в общественной жизни: избирался депутатом Куйбышевского районо совета депутатов, был членом ЦК профсоюза рабочих каменноугольной промышленности СССР. Жил в городе Сталино (ныне – Донецк, Украина). Умер в 1953 году. Награждён 3 орденами Ленина (1 января 1948; 28 августа 1948; 28 октября 1949), медалями. Именем заслуженного шахтера названа улица в городе Донецк.

Муратов_Павел_Павлович (483x700, 140Kb)
1881
Павел Павлович Муратов
русский писатель и искусствовед, переводчик и издатель. Родился в городе Бобров, Воронежская губерния, Российская империя, в семье военного врача. Воспитывался в кадетском корпусе, окончил Институт путей сообщения в Петербурге, в 1904—1905 годах был артиллерийским офицером. После путешествия за границу (1905—1906) поступил на службу в Румянцевский музей, где до 1914 года был хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. Дружил с Борисом Зайцевым, Владиславом Ходасевичем, Ниной Берберовой, художником Николаем Ульяновым. С 1906 года печатался как критик в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы». Занимался русской живописью допетровского периода, сотрудничал с Игорем Грабарём в его многотомной «Истории русского искусства»: 6-й том был большей частью написан Муратовым. В 1913—1914 годах вместе с К.Ф.Некрасовым издавал художественный журнал «София». Участник Первой мировой войны, награждён орденами. В 1918—1922 годы работал в отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, вместе с И.Э.Грабарём участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода. Был инициатором создания Музея искусства Востока. В 1918 году, пытаясь поддержать литераторов, организовал вместе с Ходасевичем и Осоргиным «Книжную лавку писателей». Основал Общество итальянских исследований «Studio Italiano», здесь читали лекции писатели и историки культуры (Михаил Осоргин, Борис Грифцов, Алексей Дживелегов и др.), весной 1921 года здесь прошло последнее публичное выступление Александра Блока. Принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол). В 1921 году был арестован вместе с Борисом Зайцевым и другими членами Комитета. В 1922 год уехал из России в зарубежную командировку, из которой не вернулся; сначала жил в Германии, в 1923 году поселился в Риме. Там он устроил в своем доме по вторникам салон, в котором побывали практически все русские интеллектуалы, оказавшиеся тогда в итальянской столице. Он пытался заниматься антиквариатом, но не всегда удачно: так, в 1923 году переправленную из СССР картину Фрагонара «Игра в жмурки» клиент купить отказался из-за неудачно проведенной реставрации; положение спас художник Николай Николаевич Лохов, умело состаривший картину, в итоге приобретённую Лувром. В 1927 году Муратов переехал в Париж, где стал одним из учредителей общества «Икона». Его политическую публицистику того периода в газете «Возрождение» высоко ценил Иван Бунин. Начинает сотрудничать в журналах и газетах русской эмиграции в Париже, становится экспертом художественной галереи A la vieille Russie в Париже. В 1928-м Муратов участвует в организации фундаментальной выставки русского искусства в Брюсселе. В 1928—1931 гг. Муратов сотрудничает с Марио Брольо и его издательством Valori plastici в Риме. Публикует в этом издательстве монографии по византийской живописи (по-итальянски и по-французски), готической скульптуре (по-французски) и Фра Анжелико (по-итальянски, по-французски и по-английски).
В 1939-м переезжает в Англию, где помогает своему другу историку Уильяму Аллену подготовить монографию по истории Украины, вышедшую в свет в 1940-м. В 1940—1946 гг. живёт в Лондоне. В 1944—1946 гг. Муратов пишет первые в истории книги о ходе войны на русско-германском фронте, вышедшие как сочинение двух авторов – Аллена и Муратова. В 1946 переезжает в Whitechurch House, имение Алленов в Ирландии, где умирает от инфаркта 5 октября 1950 года. Похоронен на деревенском кладбище близ имения. 1953 – публикация в Кембридже фундаментального труда Аллена и Муратова по истории Кавказских войн. 1981 – празднование столетия со дня рождения П.П.Муратова в Союзе художников в Москве. 1993—1994 – первое новое переиздание «Образов Италии» в России после пятидесятилетнего перерыва. 2008 – выставка «Павел Муратов — человек Серебряного века» в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве. В 2012 году профессором Ксенией Михайловной Муратовой был основан Международный научно-исследовательский Центр «Павел Муратов» в Риме.
Творчество
Перевёл эссе Уолтера Патера, новеллы Проспера Мериме, прозу Жерара де Нерваля и др., организовал первое в России издание «Ватека» Уильяма Бекфорда. Выступал как публицист, литературный и художественный критик, историк русского и европейского искусства от иконописи до Сезанна. Писал рассказы, пьесы, оставил исторический роман «Эгерия» (1922). Наиболее известна книга его тонких и наблюдательных, отмеченных меланхолией очерков «Образы Италии» (посвящены Б.К.Зайцеву, том1 — 1911, том 2 — 1912, том 3 — 1924, издано в Берлине; переиздано в России в 1993, 1994, 2005).
«Муратов занимает в русской литературе очень необычное место. Его духовная родина не Россия, а Италия эпохи Возрождения. Хотя «Магические рассказы» и «Эгерия» создавались в страшные годы после захвата власти большевиками, советская действительность не нашла в них ни малейшего отклика. М. Алданов с восторгом говорил об «Эгерии» как об «очень утешительном симптоме для новейшей русской литературы»; В. Сечкарёв согласился с ним в статье (1967) об этом «стилизованном романе». «Эгерия» — исторический роман об эпохе конца XVIII века, но главным образом Муратов сосредоточен на связях людей, на любви и на зависимости внутренней и внешней жизни человека от рока. Действие развивается с захватывающей быстротой и напоминает приключенческий роман. Главный герой и рассказчик, художник, оглядывается после многих лет на страстную любовь своей молодости, вовлекшую его в политические интриги (шведский король Густав III и розенкрейцеры), значение которых он не понимал и потому едва избежал гибели. Магия и скептицизм, несмотря на противоречивость этих понятий, соединяются, как и в рассказах, Муратовым в одно убедительное целое. Отточенные афоризмы, необыкновенные метафоры, удачные сравнения и до последней детали точный, ясный язык характерны для этого замечательного произведения, принадлежащего к лучшим достижениям русского исторического романа.»
Австралийский писатель Клайв Джеймс (Clive James) привел Муратова в качестве примера «как замечательный человек может быть до сих пор забытым». Книга «Образы Италии» написана, по его мнению, в традициях путевых заметок об Италии, которые создали Гёте и Якоб Буркхардт, но превосходит их. Библиография: Образы Италии. — 1911—1912; Древнерусская иконопись в собрании И.С.Остроухова. — Москва, 1914. — 450 нумерованныъ экземпляров; Герои и героини. — 1918; Магические рассказы. — 1922; Эгерия. — Berlin, 1922; Рассказы // «Современные записки». — № 20, 1924; № 24, 1925; Приключения Дафниса и Хлои // «Современные записки». — № 28, 1926; Мавритания // «Современные записки». — № 33, 1927; Les icones russes. — Paris, 1927; The Russian Military Campaigns of 1941—1943 (by WED Allen and Paul Muratof, part 1, 1943); The Russian Campaigns of 1944-45. — New York, 1946 (by WED Allen and Paul Muratof); Caucasian Battlefields: A History of the Wars on the Turko-Caucasian Border 1828—1921 (by WED Allen and Paul Muratof, 1953). Новейшие публикации: Искусство и народ // Литература русского зарубежья: Антология. — Том1. Книга 1. — Москва,1990. — Страницы 377—390; Приключение Казановы, не рассказанное им самим // Новая Юность, 1995, № 1/2. — Страницы 58—64; Эгерия. Роман и новеллы из разных книг. — Москва: Терра, 1997; Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи 1923—1934. — Москва: Прогресс, 2000; Искусство прозы // Критика русского зарубежья: В 2 частях. — Часть 1. — Москва: Олимп; АСТ, 2002. — Страницы 184—206; Древнерусская живопись история открытия и исследования. — Москва:Айрис-Пресс; Лагуна-Арт, 2005; Русская живопись допетровской эпохи; Вокруг иконы Архивная копия от 27 августа 2016 на Wayback Machine // Московский журнал. — 1999. — № 2; Византийская живопись; Открытия древнерусского искусства; Образы Италии. — Москва: Арт-Родник, 2008; Статьи и очерки // «Наше наследие». — 2012. — № 104. (публикация и комментарии К.М.Муратовой); Образы Италии (с иллюстрациями Н. Кузнецовой). — Москва: КоЛибри, 2019.— 848 страниц — (серия "Города и люди) ISBN 978-5-389-15615-9. Литература: Иванова И.Г. П.П.Муратов и его вклад в развитие представлений о культурном ландшафте // Наследие и современность. — Выпуск № 1. — Москва, 1998; Ленчек Л.М. Венецианское зеркало: «Образы Италии» (1924) Павла Павловича Муратова и литература об искусстве = The Venetian Mirror: Pavel Pavlovich Muratov’s «Obrazy Italii» (1924) and the Literature of Art // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 1. — Страницы 344—358. — doi:10.17805/zpu.2015.1.35; Примочкина Н. М. Горький и Павел Муратов: История литературных отношений // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 61. — Страницы 273—287; Себежко Е.С. Муратов: образ Италии // Она же. Друг друга отражают зеркала… Уильям Бекфорд и его след в русской литературе. — Москва; Калуга: Полиграф-Информ, 2002. — Страницы 120—144; Степанов А.В. Образы России в «Образах Италии» Павла Муратова // Россия — Запад — Восток: Литературные и культурные связи. — Выпуск 2: Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме. — Санкт-Петербург.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — Страницы 187—191. — ISBN 978-5-87781-048-8; Толмачев В.М. Муратов, Павел Павлович// Культурология. XX век: Энциклопедия. — Том 2. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. — Страницы 67—68; Чертков Л.Н. Муратов, Павел Павлович // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978; Щемелёва Л.М. Муратов, Павел Павлович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. — Том 4. — Москва: Большая российская энциклопедия; Фианит, 1999. — Страницы 171—175 (подробная биография, иконография, обширная библиография); Beaune-Gray D. L’itinéraire intellectuel de Pavel Muratov // Colloque Les Premières Rencontres de l’Institut européen Est-Ouest. — Lyon, ENS LSH. — 2—4 décembre 2004; Deotto P. Mito e realta nelle «Immagini d’Italia» di Muratov // L’Est europeo e l’Italia: Immagini e rapporti culturali. Studi in onore di Piero Cazzola. — Genève: Slatkin, 1995. — P. 419—428; Deotto P. Pavel Muratov i ego vklad v Serebrjanyj vek: Dissertacija. Milanskij universitet. (Dottorato di ricerca in Lingue e Letterature Slave comparate, VI ciclo). — Milano, 1995; Deotto P. Pavel Muratov (1881—1950) // Twentieth-century Russian emigré writers / Ed. by Maria Rubins. — Detroit: Thomson Gale, 2005; Lettere di P. P. Muratov a B. A. Grifcov // Europa Orientalis. — 1994, XIII, № 1. — P. 189—206.

Kazimierz_Bartel (597x700, 188Kb)
1882
Казимеж Бартель (Казимеж Бартел; польское имя — Kazimierz Władysław Bartel)
польский математик, политический и государственный деятель, в период между 1926 и 1930 годами трижды возглавлял правительство Польши. Родился в Лемберге (ныне Львов), в то время принадлежавшем Астро-Венгрии. Закончив среднюю школу, поступил в Львовский политехнический институт на факультет машиностроения. В 1907 году после окончания учёбы остался в институте в качестве ассистента по начертательной геометрии. К 1914 году он уже занимал профессорскую должность. Во время Первой мировой войны был призван в австро-венгерскую армию, в 1918 году возвратился во Львов. В 1919 году в качестве командующего железнодорожными войсками участвовал в польско-украинской войне на стороне Польши. В том же году был назначен министром железных дорог. В 1922—1930 гг. избирался членом польского сейма.
Bartel01 (602x700, 287Kb)
Казимир Бартель (справа) Юзеф Пилсудский и Игнаций Мосцицкий после избрания последнего президентом Польши в Королевском дворце в Варшаве 4 июня 1926 года
После государственного переворота в мае 1926 года, осуществлённого Юзефом Пилсудским, был назначен премьер-министром и занимал этот пост трижды в течение четырёх лет с некоторыми перерывами, во время которых Пилсудский сам формально занимал эту должность. В эти периоды Бартель был заместителем премьер-министра, министром религии и общественного просвещения, но фактически выполнял работу премьера. В 1930 г. Бартель ушел из политики и вернулся к академической работе — стал ректором «Львовской политехники», а вскоре ему была присуждена почётная степень доктора наук и он был принят в члены Польской математической ассоциации.
Bartel02 (700x447, 245Kb)
Пятый кабинет Казимира Бартеля 29 декабря 1929 года
В этот период он опубликовал свои наиболее важные работы, в том числе серию лекций о перспективе в европейской живописи. В 1937 году Бартель был назначен сенатором Польши. После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года и последующего присоединения Западной Украины к СССР Бартель остался во Львове. Ему было разрешено продолжить чтение лекций в Львовском политехническом институте. В августе 1940 году группа преподавателей Политехники была приглашена в Москву с целью ознакомления с советской системой высшего образования. В том же году по приглашению Академии Наук СССР Казимеж Бартель уехал в Москву, где ему предложили перевести на русский язык и издать его учебник по начертательной геометрии.
Bartel03 (462x700, 249Kb)
Казимир Бартель (1929)
Вскоре после нападения Германии на СССР войска вермахта 30 июня 1941 заняли Львов. Казимир Бартель был арестован двумя днями позже. Первое время его содержали в относительно сносных условиях — разрешалось отправлять и принимать письма, а также обеды от жены. Однако примерно 21 июля его перевели в тюрьму гестапо на Лонцкого, где условия были гораздо более суровыми.
Bartel04 (700x525, 419Kb)
Вилла во Львове, где профессор Казимир Бартель проживал до ареста нацистами
Нацисты предложили Бартелю сформировать и возглавить польское марионеточное правительство. Тот отказался и по приказу Гиммлера был расстрелян 26 июля 1941 года вскоре после массовых казней его коллег. Место его погребения остаётся неизвестным. Страшные свидетельские показания об убийстве Казимира Бартеля и его коллег находятся в материалах Нюрнбергского процесса. Награды: Орден Белого орла; Virtuti Militari; Орден Почётного легиона; Крест Храбрых; Крест Независимости. Литература: Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности. — Москва: Юридическая литература, 1991. — Том 5. — ISBN 5-7260-0625-9 (том), ISBN 5-7260-0015-3 (всё издание).

Ito_Seu (502x700, 246Kb)
1882
Сэйу Ито (японское имя — 伊藤晴雨)
японский художник, считающийся «отцом современного кимбаку». Жизнь Ито послужила основой классического фильма в жанре романтического порно «Экзотический танец красавицы: Пытки!» 1977 года, этот фильм заключает «трилогию эпохи Сёва» режиссёра Нобору Танаки. Ито родился в Токио, в квартале Асакуса. Его настоящее имя — Ито Хадзимэ (японское имя — 伊藤). Отец художника был кузнецом, и помимо занятий живописью с 1890 года в школе Нодзавы Тэйу (японское название — 野沢堤雨) юный Ито занимался вырезанием по кости, а позже и скульптурой. В 10 лет Ито был очарован театральной постановкой, в которой фигурировала женская героиня в опасности, и пронёс интерес к этому жанру через всю свою жизнь. Он взял псевдоним «Сэйу» (совместив в нём иероглифы «чистый» и «дождь») в 13 лет (по другим данным, в 1918 году). Около 1907 года Ито начал работать в газетах, и к 1909 году получил достаточную известность как иллюстратор. В 1919 году Ито нанял юную натурщицу Кисэ Сахару (японское имя — 佐原キセ), которая вскоре стала его второй женой (первый брак продлился с 1902 года по лето 1919, и прерывался бурными романами, второй закончился летом 1925). В 1920—1921 годах она позировала Ито, будучи беременной. В 1930-х годах вокруг работ Ито разразился цензурный скандал, что привело к некоторому падению его популярности. Во время массированной бомбардировки Токио авиацией Союзников 10 марта 1945 года большинство работ Ито сгорело. После войны в условиях либерализации цензурных ограничений Ито вновь расширил свою деятельность по популяризации жанра «дева в беде». В это время, с 1946 по 1952 годы, в трёх томах выходит наиболее серьёзный его литературный труд «Иллюстрированная популярная история преступлений и наказаний в Японии» (японское название — 日本刑罰風俗図史), написанный в соавторстве с Фудзисавой Морихико (японское имя — 藤澤衛彦). Всего Ито был автором, соавтором или редактором более чем 20 книг. В 1960 году за вклад в живопись, в частности, за знаменитую серию картин в стиле укиё-э, Ито был награждён премией Союза художников Японии (японское название — 日本美術家連盟). Умер в родном городе 28 января 1961 года.
Галерея
Ito_Seu01 (437x700, 309Kb)
Ito_Seu02 (437x700, 168Kb)
Ito_Seu03 (435x700, 345Kb)
Ito_Seu04 (464x700, 250Kb)
Примеры работ Сэйу Ито из журнала 読切ロマンス (1952)
Стиль
Ito_SeuОдинокий дом на болоте (292x700, 283Kb)
«Одинокий дом на болоте Адати в провинции Митиноку[en]», Цукиока Ёситоси, 1885
Ito_SeuЗнаменитое фото (419x700, 373Kb)
Знаменитое фото Кисэ Сахары 1921 года
Как художник, Ито черпал вдохновение из кабуки и других искусств периода Эдо, и вскоре после Великого землетрясения Канто опубликовал книгу об этом периоде «История Эдо и нравов Токио» (японское название —江戸と東京風俗野史). Его техника воспроизведения пыток эпохи Эдо состояла в том, что он связывал своих моделей разнообразными способами, фотографировал их, а затем использовал фотоснимки как основу для вдохновения при создании картин. Самым знаменитым был опыт связывания его беременной жены Кисэ с подвешиванием вверх ногами для картины, воспроизводящей укиё-э «Одинокий дом на болоте Адати в провинции Митиноку» Ёситоси. Из записных книжек художника известно, что при внешнем повторении пыток он предпринимал специальные меры предосторожности, обеспечивая безопасность моделей, что задало общее направление современному развитию подобного искусства. Литература: The illusionary torture artist: Ito Seiu = Maboroshi no seme eshi: Ito Seiu // 芸術新潮 (Geijutsu Shincho). — Shinchosha, 1995. — 第46巻, 第4数. — 第3—67 頁.

Charles_Ponzi (561x700, 155Kb)
1882
Чарльз Понци (итальянское имя — Carlo Ponzi; имя при рождении —Карло Пьетро Джованни Гильермо Тебальдо Понци, Carlo Pietro Giovanni Guglielmo Tebaldo Ponzi)
итальянский «пирамидостроитель», основатель «схемы Понци». Родился в городе Луго, Италия. В юношестве эмигрировал в США, создав одну из самых хитроумных и оригинальных финансовых пирамид, которая потом была названа в его честь. О детстве и юношестве известно мало, и информация противоречива. В 1903 году Понци отправляется за океан, по пути проиграв (или утратив иным способом) все свои деньги. При въезде в Америку у него оставалось всего два с половиной доллара. Попытки заработать оставались без успеха вплоть до 1919 года, когда Понци на занятые у знакомого мебельного торговца Дэниелса 200 долларов создал фирму. Предприятие было зарегистрировано в Бостоне и названо «Компания по обмену ценных бумаг» («The Securities Exchange Company»). Оно занималось арбитражными сделками. Компания выдавала долговые расписки, в которых обязывалась выплатить на каждые полученные 1000 долларов 1500 долларов через 90 дней. Весной 1920 года Понци передал управление компанией 18-летней Люси Мартелли. Сам он, между тем, купил дорогой особняк в престижном квартале. Пирамида рухнула летом 1920 года вследствие иска одного из вкладчиков по имени Дэниелс, который потребовал 50 % прибыли от компании Понци. По законодательству того времени, такой иск разрешал заморозить средства Понци, которые находились на счетах в банках. 26 июля Понци объявил о временной приостановке приёма вкладов в связи с проверками налоговиков. Это было ошибкой, вкладчики побежали толпой забирать деньги. 12 августа 1920 года Понци был задержан в связи с результатами проверки, выявившей задолженность в 7 млн, а средств на счетах — 4 млн. 25 октября 1920 года фирму Понци признали банкротом, а 30 октября Чарльз Понци был осуждён на пять лет. Отсидев срок, Понци продолжил заниматься финансовыми махинациями, и в 1934 году его депортируют на родину. Там он стал переводчиком с английского. Позже, по протекции Муссолини, переехал в Рио-де-Жанейро работать представителем «Итальянских авиалиний». Умер Чарльз Понци в благотворительном отделении больницы в Рио-де-Жанейро от кровоизлияния в мозг 18 января 1949 года, оставив после себя 75 долларов, на которые и был похоронен.
Последователи
Известный аферист Бернард Мейдофф организовал финансовую пирамиду «Фонд Мейдоффа» («Madoff Securities») по так называемой «схеме Понци», то есть когда проценты по инвестициям выплачивались за счет притока новых клиентов.
В марте 2018 года была запущена пирамида на основе криптовалюты с наличием управляющего смарт-контракта. Последователи известного мошенника, открыто заявляющие о честности своей пирамиды, взяли себе название Ponzi Trust (Понци Траст).
Художественные фильмы: 2013 — телефильм «Схема Понци» / Le système de Ponzi — режиссёр Данте Дезарт (французское имя —Dante Desarthe); в главной роли Скали Дельпейра (французское имя — Scali Delpeyrat)

Cyril_Burt_1930s (409x700, 242Kb)
1883
Сирил Людовик Берт (Cyril Lodowic Burt)
английский психолог, профессор педагогики и психологии Лондонского университета, редактор Британского журнала статистической психологии. Специалист в области психологии интеллекта. Родился в городе Стратфорд-он-Эйвон. Получил степень бакалавра Оксфордского университета (1907). Окончил Оксфордский университет (1908). Магистр Оксфордского университета (1909), доктор наук (1923). Преподавал в Ливерпульском (1909—1913) и Кембриджском (1912- 1913) университетах. Член Муниципального совета Лондона по отделу образования (1913- 1932). Профессор педагогики Лондонского университета (1924-1931), профессор психологии Университетского колледжа (Лондон, 1931-1950). С 1950 г. - член Британской академии. Берт проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одарённости, темперамента, проф. ориентации, умственной отсталости, детской преступности и др. Широко использовал близнецовый метод и факторный анализ. Утверждал, что основные индивидуально-психологические особенности человека, в частности умственные способности, врождённы и неизменны. Главным методом их оценки считал тесты. Оказал значительное влияние на политику в области образования, способствовал введению 3 типов школ в английской системе образования (1944). В соответствии с его концепцией детей в возрасте 11 лет по результатам тестирования относили к одному из трёх образо-вательных уровней (признанные наиболее способными проходили обучение на более высоком уровне и получали доступ к высшему образованию, образовательные возможности остальных ограничивались). С 1950-х гг. эта концепция начала подвергаться критике, что привело в 1960-1970-х гг. к поэтапной отмене подразделения учащихся на потоки в соответствии со способностями. Умер в Лондоне 10 октября 1971 года. В 1972 американский психолог Л.Кэмин на основе анализа трудов Берта установил, что некоторые полученные им экспериментальные данные фальсифицированы, а ряд публикаций не отвечает требованиям научной корректности. Это послужило аргументом для критики теории врождённых способностей, которую, как выяснилось, сам Берт не мог достоверно доказать. На русском языке его работы с 1964 г. не переиздавались. Сочингения: The distribution and relations of educational abilities, L., 1917; The measure-ment of mental capacities, Edinburgh, 1927; The factors pf the mind. An introduction to factor-analysis in psychology. N. Y., 1941; The young delinquent, Kent, 1945'; The backward child, L., 1950". Литература: Саймон Б., Английская школа и интеллектуальные тесты. Москва, 1958; Л олер Дж., Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм, Москва,.1982; Каmin L. JThe science and politics of IQ. Potomac, N.Y. a. o.], 1974; Hearnshaw L.S., Cyril Burt, psychologist. L., 1979.

František_Drtikol (517x700, 339Kb)
1883
Франтишек Дртикол (чешское имя — František Drtikol)
чешский фотограф, творивший с 1901 до 1935. Особенно прославился своими портретами в стиле позднего модерна, а затем использованием фрагментов кубизма и футуризма. Считается одним из наиболее успешных классиков чешской фотографии. Известен также как последователь духовных учений, прежде всего буддизма. С 1945 года до своей смерти был активным членом Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). Родился в Пршибраме, в семье розничного торговца Франтишка Дртикола (чешское имя — Františk Drtikol) и его жены Марии, в девичестве Оппловой (чеш. Maria Opplova), и был младшим из трёх детей. После окончания местной гимназии выучился на фотографа в пршибрамской фотостудии Антонина Мальташа (чешское имя — Antonín Maltas). Важным шагом для его дальнейшего развития стало обучение в Научно-исследовательском институте фотографии в Мюнхене с 1901 по 1903 год. В то время столица Баварии переживала бум стиля «модерн», и это оказало влияние на учебную программу. После его окончания Дртикол получил практику в фотостудиях Германии, Швейцарии и Чехии. В 1907 году после трёхлетней службы в армии основал собственную фотостудию в Пршибраме, которую спустя три года закрыл по финансовым причинам. В 1912 году открыл собственную фотостудию в Праге на улице Водичкова, где занялся портретной съёмкой и вскоре достиг широкого признания. После своего переселения в Прагу занялся духовной практикой, йогой и прежде всего буддизмом. Практиковал медитацию и изучал древние тексты, которые впоследствии перевёл на чешский язык. Впервые перевёл на чешский язык не только множество классических произведений буддизма, ваджраяну и махаяну, но и тексты по даосизму, а также множество упанишад, произведения Шанкары и многое другое. Среди переведённых им работ были также «Строфы, основополагающие для учения о срединном пути» Нагарджуны, и «Тибетская Книга мёртвых». Он стал первым практикующим тибетский буддизм в Чехословакии, который при этом занимался переводами и преподаванием. Какое-то время он был членом чешского теософского общества, а также имел дружеские отношения с основателем антропософии Рудольфом Штайнером (немецкое имя — Rudolf Steiner). В 1911 году его партнёром стал Августин Шкарда (чешское имя — Augustin Škarda), с которым они совместно выпустили альбом «Дворы и дворики старой Праги». Их совместная фирма называлась «Дртикол и Ко» (чешское название — Drtikol a spol.) и просуществовала в неизменном виде до начала Первой мировой войны, на которую они были призваны на военную службу. В этот период Дртиколом в студии на пересечении Водичкова и Юнгманновой улицы №730 были сделаны портреты Т.Г.Масарика, Э.Бенеша, Леоша Яначека, Альфонса Мухи, Алоиса Йирасека, Максима Горького, Поля Валери и многих других. Эта фотостудия стала центром художественной жизни в Праге. В 1921 году Шкарда покинул фирму, которая годом ранее изменила название и стала называться «Дртикол». Между тем, Дртикол ухаживал за Элишкой Янской (чешское имя — Eliska Jánska), которая была на 12 лет моложе его, и которой, находясь на войне, он написал множество писем. Они были выпущены в 2001 году в виде отдельной книги «Дневники и письма 1914-1918 годов» (чешское название — Deníky a dopisy z let 1914–1918). Элишка многократно выступала в роли модели, например для цикла «Перед танцем». Во время первой мировой войны Дртикол был отправлен на фронт, и студия осталась под управлением Шкарды. Дртикол в это время не фотографировал, а занимался рисованием и писал. Искусствовед Анна Фарова (чешское имя — Anna Fárová) назвала эти тексты Дртикола эпистолярным романом. После войны Дртикол посвятил себя занятию фотографии. С ним в его студии работали ученики и помощники, из которых наиболее известным стал Ярослав Росслер (чешское имя — Jaroslav Rössler). Он учился в студии Дртикола в 1917-1921 годах, а после этого работал там до 1926 года и имел в ней сильное влияние. Также его учеником в первой половине 30-х годов был Иосеф Ветровский (чешское имя — Josef Větrovský). Дртикола в тот период вдохновляла к созиданию его первая жена Эрвина Купферова (чешское имя — Ervína Kupferová), выразительная танцовщица, которая выступала в Национальном и Виноградском театрах. Она была его моделью с 1919 года, и женой с 1921 по 1926 год. В эти годы у них родилась дочь Эрвина (чешское имя — Ervína). После пяти лет совместной жизни они развелись, Эрвина Kупфенова отправилась в Россию для работы в Харьковском театре и вернулась назад только в 1933 году. Дочь Эрвины со своим отцом встречалась только несколько раз уже в 1950-х годах. Уже с 1911 года фотографии Дртикола начали появляться на фотографических выставках в Чехии, а через несколько лет и за рубежом. В то же время начали появляться публикации его работ в основных чешских и мировых журналах. В 1920-х и 1930-х годах он был самым знаменитым чешским фотографом, известным и за рубежом. В 1922 году состоялась его первая персональная выставка в Музее прикладного искусства, а спустя три года он выиграл Гран-при на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Со второй половины 20-х годов Дртикол начал делать снимки под влиянием стиля «арт деко» в собственной интерпретации. Также в это время в Париже вышла его первая фотографическая серия «Обнаженная натура работы Дртикола» (французсское название — Les nus des Drtikol, 1929). В конце 1928 года Дртикол, якобы, достиг «нирваны». В одном из писем об этом событии он писал так: «Я был всем и жил всем, просто (потому) я был абсолютно ничем». Его ученик, Франц Хайн (чеш. František Hein), спросил его об этом через много лет: «Когда вы достигли этого состояния?» на что он ответил: «Думаю это произошло в двадцать девятом году, на Вацлавской площади, и уже не ушло...».
Несмотря на мировую славу, которую принесла его работа, его студия в условиях мирового экономического кризиса после 1930 года столкнулась с финансовыми проблемами, в ней даже проводили занятия для любителей. В это время появились записки для книги «Глаза широко открыты» (чешское название — Oči široce otevřené), которую он посвятил урокам фотографии. В 1935 году Дртикол окончил свою фотографическую деятельность. Он продал свою студию и, за исключением 1945—1946 годов, когда он преподавал фотографию в Государственной Графический школе в Праге, перестал заниматься фотографией. По менее известной версии, закрытие студии произошло из-за вмешательства властей, связанного с серией фотографий девочек-подростков в стиле «ню», а не только по экономическим причинам. Эти сведения всплыли на поверхность спустя многие годы благодаря председателю чешского отделения Теологического общества и друга Дртикола, профессора М.Лжички (чешское имя — M.Lžička). Лжичка с Дртиколом был хорошо знаком и часто ходил к нему в ателье.
Он переехал в арендованную виллу, снова вернулся к живописи и полностью посвятил себя духовным учениям, медитации, занялся изучением духовных наук, особенно переводами, а также своими учениками. По сей день считается патриархом чешского буддизма, хотя это утверждение является спорным в отношении убежденного члена Коммунистической партии Чехословакии. В 1942 году он женился во второй раз, на своей ученице Ярмиле Рамбоусковой (чеш. Jarmilou Rambouskovou). Вскоре после начала Второй мировой войны Дртикол, к удивлению своего окружения, начал участвовать в политической жизни. В 1945 году вступил в Компартию Чехословакии, даже участвовал в перевороте в феврале 1948 года и работал функционером в пятидесятые годы. В стране оставался до своей смерти в 1961 году. Он также вступил в Союз чехословацко-советской дружбы, а в 1948 году стал членом Союза чехословацких художников. Изучение философии, западной и восточной, а также занятия медитацией, по-прежнему оставались среди его основных интересов. В период с 1944 по 1961 год к нему пришел его ученик Евгений Стекл, которому, единственному из многих, удалось сохранить учение Дртикола и передать его другим ученикам. В 1959 году умерла жена Дртикола. Сам он был прикован к постели и не мог передвигаться без инвалидной коляски. После смерти жены заботиться о нём стала Анна Соукупова (чешское имя — Anna Soukupová), его последняя ученица. Окруженный своими учениками, он жил на вилле в Спорилове (чешское название — Spořilov) до своей смерти 13 января 1961 года.
«— Прежде всего забудьте о моей форме, но не забывайте того, чему я вас учил. Слова, которые я говорил, помогут вам переродиться. Не ищите меня — я везде — а также в вас — в учении.»
из завещания Франтишека Дртикола
Творчество
Дртикол известен прежде всего как портретист, а также работами в стиле «ню», однако его творчество гораздо шире. На этапе становления он находился под влиянием пикториализма. В своем творчестве в стиле позднего модерна он часто использовал ретушь и дорисовывал задний план. Позднее склонялся к так называемой «чистой фотографии» и для создания своих работ использовал только свет и реквизит в своей студии. В последнем периоде своего творчества отказался от съёмок живых моделей и использовал фигурки из картона, это позволяло ему лучше реализовывать своё видение конечного изображения. Важным элементом раннего Дртикола было использование фото-печати при помощи солей хрома, желатина и гуммиарабика (чешское название — ušlechtilých tisků), ретушь негатива, нарисованный задний план. Для достижения максимального визуального эффекта в дополнение к использованию резино-печати (чешское название — Gumotisk), карбоно-печати (чешское название — Uhlotisku) и масло-печати (чешское название — Olejotisk) Дртикол экспериментировал со многими другими методами, что привело к созданию собственной патентованной техники «полутоновой фотолитографии». Его модели изображали как мечтательных фей, символизирующих радость жизни и эротики, так и роковых женщин, в которых смешивались символика смерти и секса. В период с 1907 по 1909 год во время работы в Прибраме, помимо портретов и фотографий обнажённой натуры были сделаны пейзажи местности и серебро-добывающих рудников. Шахтёров, руду и штольни в то же время и при тех же условиях снимал его друг, художник и философ Пршибрамский (чешское имя —. Karel Hojden). В 1911 году Дртикол выпустил альбом из пятидесяти отдельных листов, выполненных в технике масло-печати (чешское название — Olejotisků) «Дворы и дворики старой Праги» (чешское название — Z dvorů a dvorečků staré Prahy) на которых он запечатлел исчезающую красоту пражских переулков. В середине двадцатых годов были сделаны десятки работ под названием «Студия, «Ню» и Композиция» (в том числе несколько фотографий с мужчинами). Под конец десятилетия появилась серия «Шаг», а также радикальная для той эпохи серия работ по изучению движения, не предназначенная для публичного просмотра и включавшая в себя попытку создания фрагментов эротического кинофильма. В это время в Париже вышла книга его фотографий «Обнаженная натура работы Дртикола» (французское название — Les nus des Drtikol, 1929). В конце двадцатых годов жизненные приоритеты Дртикола изменились, он интересуется личным духовном путём, устал от работы в студии и плохой экономической ситуации. Все это оказало влияние на его работы, в которых он все больше ориентируется на субъективное представление о том, что значит «жить Божьим помыслом». В этот период возникло собрание работ «Мир души» (чешское название — Svět duše). В тридцатые годы он отказался от использования живых моделей и посвятил себя символическим темам с использованием искусственных человеческих фигурок или вырезанных из фотографий фрагментов для съёмок с более изысканным использованием света. Это была полная противоположность предыдущей работе, которую сам он называл «фотопуризм». В последних фотоработах Дртикола нашёл отражение его интерес к буддизму: маленькие вырезанные фигурки удлинённых форм символически выражают различные темы учения. В 1935 году он продал свою студию в Праге и окончил деятельность фотографа. В 1938 году вышла его фотомонография «Женщина в свете» (чеш. Žena ve světle), которая состояла из 46 фотографий в стиле «ню». В то же время Дртикол начал постепенно передавать свои фотографии и рисунки (более 5000 штук) в музейные коллекции. Опубликованные при жизни работы: Z dvorů a dvorečků staré Prahy (Дворы и дворики старой Праги), Прага, 1911; Les nus des Drtikol. Libraire des arts décoratifs (Обнаженная натура работы Дртикола), Париж, 1929; Žena ve světle (Женщина в свете), Прага, 1938. Источники: Alessandro Bertolotti: «Books of nudes», 2007; Anna Fárová: «František Drtikol. Photograph des Art Deco», 1986; Frantisek Drtikol, édition Actes Sud, 2007; Vladimír Birgus and Jan Mlčoch: «Akt in Czech Photography», 2001;Vladimir Birgus, Drtikol. Modernist Nudes, 1997; Czech Vision. Avantgarde Photography in Czechoslovakia, 2007; Lehrjahre, Lichtjahre: die Münchner Fotoschule 1900—2000, 2000; Photographer František Drtikol, документальный фильм, режиссёр Jiri Holna, 2002; Frantisek Drtikol — Dreams of shadow and light.

Chakrabongse_Bhuvanadh (474x700, 271Kb)
1883
Чакрабон Пуванат, принц Питсанулок (тайское имя — สมเด็จพระอนุชาธิราช เจ้าฟ้าจักรพงษ์ภูวนาถ กรมหลวงพิษณุโลกประชานาถ)
тайский фельдмаршал, сын короля Таиланда Рамы V Чулалонгкорна, известен своими связями с Россией. Родился в городе Бангкок, Таиланд. Был любимым ребёнком родителей. После получения начального образования в Таиланде был отправлен в Великобританию (1896), где учился до 1898 года. С конца 1897 года изучал русский язык под руководством П.Н.Ардашева, бывшего тогда на стажировке в Англии. Чакрабон был одним из первых сиамцев, выучивших русский язык. Летом 1898 года отправлен в Санкт-Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Король Рама V Чулалонгкорн договорился об обучении сына в России во время своего визита в Петербург в 1897 году.
Chakrabongse_Bhuvanadhрусском средневековом костюме (354x700, 323Kb)
Принц Чакрабон в русском средневековом костюме, Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце
Он советовал Николаю II не давать сыну поблажек и воспитывать как настоящего офицера. Окончил Пажеский корпус 10 (23) августа 1902 года лучшим учеником, выпущен в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк корнетом. 9 (22) сентября 1908 года получил чин полковника Российской императорской армии. Был награждён российским орденом Святого Владимира IV степени. По некоторым источникам, окончил Академию генштаба. В России познакомился с Екатериной Десницкой и женился на ней (1907). В 1908 году у них родился сын Чула Чакрабон. По некоторым данным, перед браком с Десницкой, заключённым в Константинополе, Чакрабон крестился в православие, но впоследствии вернулся к буддизму. После возвращения в Сиам назначен начальником Генерального штаба тайской армии. Внёс большой вклад в развитие авиации в стране, основал сиамские королевские ВВС.
Chakrabongse_BhuvanadhЕкатерина Десницкая (700x501, 312Kb)
Чакрабон, Екатерина Десницкая и принц Чула
После смерти своего отца и вступления на престол бездетного старшего брата Вачиравуда (Рамы VI) Чакрабон стал наследным принцем (1910). Представлял свою страну во время многих зарубежных визитов, в частности, присутствовал на коронации Георга V в июне 1911 года, по пути в Англию посетил Россию, совершив путешествие через Дальний Восток и Сибирь. Умер в родном городе от пневмонии 13 июня 1920 года. Награды и премии: Кавалер ордена Королевского дома Чакри (Таиланд); Кавалер ордена Девяти камней (Таиланд); Рыцарь Большой ленты ордена Чула Чом Клао; Великий рыцарь-командор ордена Рамы; Кавалер Большой ленты ордена Белого слона; Кавалер Большой ленты ордена Короны Таиланда; Большой крест ордена Карлоса III; Кавалер ордена Серафимов; Кавалер ордена Слона; Орден Святого Владимира IV степени.
В искусстве
История любви принца Чакрабона и Екатерины Десницкой описана: в книге Паустовского «Далёкие годы» (1946); в романе Г.Востоковой «Нефритовый слонёнок» (1989); в книге их внучки, принцессы Таиланда Нарисы Чакрабон «Катя и принц Сиама». В 2011 году по этой книге в Екатеринбургском театре оперы и балета был поставлен одноимённый балет. Документалистика: Катя и принц. История одного вымысла. Документальный фильм. Сценарий: С.Алексеев. Режиссёр: Д.Марковцев. 2014 г. Россия-Культура. 25 февраля 2014. 39 минут.

Bohdan Pavlů (525x700, 135Kb)
1883
Богдан Павлу (чешское имя — Bohdan Pavlů)
чехословацкий журналист, политик и дипломат. Родился в Спешове (ныне округ Бланско, Чехия). Изучал право в университетах Праги, Вены и Будапешта, но учебу не окончил. Работал журналистом с 1903. Перед 1-й мировой войной он редактировал "Словенски тыжденник", "Пруды" и другие периодические издания. Во время 1-й мировой войны был одним из организаторов Чехословацкого легиона в России, редактировал журнал "Чехословак" в Петрограде. Редактор еженедельника «Čechoslovák» в Петрограде (1915), редактор газеты «Československý deník» в Киеве (1918). Член российского филиала Чехословацкого национального совета (май 1917 — ноябрь 1918). Дипломатический представитель Чехословацкой республики в России (1918—1919). В 1920—1922 годах — редактор газеты «Slovenský Denník» в Братиславе. Посланник Чехословацкой Республики в Болгарии (1922—1926), Дании (1927—1933). После установления в 1934 году дипломатических отношений между Чехословакией и СССР — первый посланник Чехословакии в Советском Союзе (1934—1937). Он сыграл видную роль в организации выступления Чехословацкого корпуса и затем в его эвакуации. После возвращения из Москвы работал в министерстве иностранных дел. Погиб в городе Нови-Град (ныне Босния и Герцеговина) в автокатастрофе 12 мая 1938 года.

Csortos Gyula (465x700, 284Kb)
1883
Дьюла Чортош (венгерское имя — Gyula Csortos)
венгерский актер. Родился в Мукачеве (ныне Украина). В 1904 г. окончил Институт театрального искусства (Будапешт). В 1904 - 1927 играл в драматических театрах Будапешта и других городов Венгрии. Был одним из активных театральных деятелей в период образования Венгерской советской республики (1919). В 1927-1945 гг. был актером Национального театра (Будапешт). С 1912 г. снимался в кино. Исполнял роли: Хельмер ("Дикая утка" Ибсена), Шейлок; Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Фальстаф и др. Успешно выступал в современной ему драме (Лилиом - о. п. Мольнара; Маттиас Клаузен - "Перед заходом солнца" Гауптмана). Одна из последних ролей Чортош - помещик Смирнов в комедии Чехова "Медведь". Чортош - остро характерный актёр; ему была близка психологическая школа актёрского исполнения, наиболее успешно играл роли в современной ему социальной комедии. Снимался также в фильмах: «Фрекен Юлия» (1919, по Й.А.Стриндбергу), «Марш Ракоци» (1933), «Витязь Янош» (1938, по поэме Шандора Петефи), «Женщина не оглядывается» (1941) и др. Умер в Будапеште 1 августа 1945 года. Источники: Театральная энциклопедия. Том 5/Главный редактор П.А.Марков - Москва: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 столбцов с иллюстрациями, 8 листов иллюстраций.

Kudashev_IB (518x700, 276Kb)
1884
Ильясбек Батыргареевич Кудашев-Ашказарский (татарское имя — Ильясбәк Батыргәрәй улы Кудашев-Ашказарский, İlyəsbək Batırgərəy uğlı Qodaşev-Aşqazarskiy)
татарский музыкант и театральный деятель, Герой Труда. Родился в Оренбурге. Родился я на железнодорожной станции Ново-Сергиевка Самаро-Оренбургской железной дороги, в семье машиниста Батыргарея Габдулсалямовича и жены его Мариамы Нигматулловны Кудашевых, происходящих из государственных крестьян, Уфимской губернии Белебеевского уезда Богадинской волости деревни Шланклыкуловой, ныне Башкирская Автономная Республика" (из автобиографии Ашказарского). Окончил средний разряд медресе «Хусаиния» (1899) и учительскую школу в Казани (1904). Первые попытки создания театральной труппы Кудашев-Ашказарский предпринял в 1905 в Оренбурге, где он организовал любительскую театральную труппу «Мусульманская драма и мелодрама» («Фаҗига вә мәсәкин исламия»). Его дебют состоялся в 1906 в Уфе спектаклем «Учёные и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по комедии А.Н.Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье» (в переводе и переделке Кудашева-Ашкадарского). Так появилась "Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И.Б.Кудашева-Ашказарского". Первыми артистами были Нурулла Гайнуллин, Ахмет Ишмуратов-Кулалаев, Нуретдин Хайретдинов-Ахундов, Валиулла Муртазин-Иманский. В мае 1907 г. труппа впервые выехала на гастроли по городам Поволжья. В августе в Нижнем Новгороде в труппу вступили С.Гиззатуллина-Волжская и Г.Кариев. В ноябре 1907 года труппа Ашказарского гастролировала в Москве. В связи с противоречиями, возникшими в труппе, в декабре 1907 года Кудашев-Ашказарский покидает труппу, которая продолжает выступления под именем Сайяр.
Kudashev (469x700, 143Kb)
В 1908 году заново собирает любительскую труппу под названием «Фажига вэ мосэккин исламия» («Мусульманская драма и мелодрама») — затем «Мусульманская драма», «Сайях» («Передвижная»). Ставит в основном музыкальные спектакли-водевили, а также концерты. Сам поёт, играет на пианино, скрипке, гармони, мандолине, читает стихи. После Октябрьской революции руководит красноармейскими концертными группами в различных подразделениях 1-й Революционной Армии, затем служит в органах культуры и искусства Татарской АССР. В 1928 – 1929 гг. работал в Татарском академическом театре. Затем ушёл на эстраду, занимался литературной деятельностью. В годы советской власти Кудашев-Ашказарский много концертировал с программами художественного чтения, а также в качестве скрипача. В его исполнении выпущены грамзаписи произведений русских и татарских писателей, татарских композиторов и народного музыкального творчества. Умер в Казани 31 декабря 1942 года. Награды: Звание Героя Труда присвоено постановлением в 1926 году. Литература: Татарская энциклопедия: в 5 томах. — Том 2.: К-Л. — Казань: Институт Татарской энциклопедии Академии Наук Республики Татарстан, 2006 — Страница 485; Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1906—1941) / М.Г.Арсланов. — Казань : Татарское книжное издательство, 1992. — 333; Арсланов М.Г. "Сәйяр"чы Кудашевлар // Гасырлар авазы=Эхо веков. — 2006. — № 2 — Б. 166—168; Арсланов М.Г. Тылсым. Татар театры: режиссёрлар һәм драматурглар / Гали Арсланов. — Казан : Мәгариф, 2008. — 287 страниц

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку