-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110763
Комментариев: 6802
Написано: 119236


24 февраля родились...

Суббота, 24 Февраля 2024 г. 09:45 + в цитатник
Emperor_Toba (591x700, 607Kb)
1103
Тоба (японское имя — 鳥羽天皇, とばてんのう)
74-й Император Японии, синтоистское божество. Правил с 9 августа 1107 по 20 февраля 1123. Имя, данное при рождении, — Мунэхито (宗仁). Тоба взошёл на хризантемовый трон в 1107 году, сменив своего отца, императора Хорикава, однако действительной властью над страной обладал отрёкшийся император Сиракава — дед Тоба. Вскоре Тоба женят на императрице Сёси, которая рожает ему сына Акихито. Сиракава лелеял правнука, и двор полнился слухами, что именно он является отцом Акихито. Ситуация обострилась, когда в 1123 г. Сиракава вынудил Тоба отречься от престола в пользу Акихито, который принял имя Сутоку. После смерти Сиракава в 1129 году власть в свои руки взял Тоба, и это очень не нравилось действующему императору. Эта вражда между Тоба и Сутоку впоследствии выльется в вооружённый конфликт. Император правил под следующими девизами: Кадзё (1106—1108); Тэннин (1108—1110); Тэнъэй (1110—1113); Эйкю (1113—1118); Гэнъэй (1118—1120); Хоан (1120—1124). Умер 20 июля 1156 года. Литература: Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература РАН, 2010. — 806 с. — ISBN 978-5-02-036350-2; История Японии / Под редакцией А.Е.Жукова. — Москва: Институт востоковедения Российской Академии Наук, 1998. — Том 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 страниц. — ISBN 5-89282-107-2; Isaac Titsingh. Нихон одай итиран, или Обзор императорских правлений в Японии = Nipon o daï itsi ran, ou, Annales des empereurs du Japon. — Paris, 1834. — 460 p.

Wanyan_Digunai (525x700, 316Kb)
1122
Ваньянь Дигунай (китайское традиционное имя — 完顏 迪古乃; имя на пиньинь - Wányán Dígǔnǎi; китайское имя — Ваньянь Лян, 完顏 亮, Wányán Liàng)
четвёртый император чжурчжэньской династии Цзинь. Дигунай был вторым сыном Ваньянь Вобэня — старшего сына основателя династии Цзинь Ваньянь Агуда от жены из рода Пэймань. С детства под влиянием матери он близко познакомился с китайскими обычаями и культурой, писал стихи на китайском языке. В молодости служил под началом Ваньянь Учжу, достиг высокого положения, войска под его началом размещались в районе бывшей ляоской столицы Наньцзин. В 1147 году он был переведён в Верхнюю столицу Цзинь, и там стал замышлять захват трона. 9 декабря 1149 года Ваньянь Дигунай с сообщниками проникли во дворец и убили императора, после чего Дигунай провозгласил императором себя. Понимая, что после убийства императора найдутся желающие отомстить за его смерть, Дигунай начал резню. В результате были уничтожены все потомки Ваньянь Уцимая, Ваньянь Няньханя и других, и из императорского рода в живых остались лишь ближайшие родственники самого Дигуная. Придя к власти, Дигунай принялся за резкое реформирование системы управления страной. В соответствии с концепцией пяти столиц (центральной, северной, восточной, западной и южной) страна была разделена на пять «маршрутов» и четырнадцать управ. Была повышена эффективность государственного аппарата. Также Дигунай взялся за изменение образа жизни страны, приводя его к китайским образцам. Был отменён введённый ещё Уцимаем запрет на ношение китайской одежды, начались императорские жертвоприношения, были введены экзамены для занятия государственных должностей. На месте бывшей ляоской столицы Наньцзин была построена Центральная столица, куда в 1153 году официально переехал двор (в 1157 году дворцы в старой Верхней столице были разрушены). В 1161 году Дигунай решил напасть на китайскую империю Сун. Собранные под Бяньцзинем войска были разделены на четыре колонны, с восточной колонной двигался сам Дигунай. Однако когда войска достигли северного берега Янцзы, в Восточной столице Ваньянь Улу совершил государственный переворот и провозгласил императором себя. Дигунай рассчитывал на находившуюся в его руках армию, однако война шла не очень хорошо, и в войсках началось брожение, которое лишь усилилось, когда дошли известия о перевороте. В итоге военачальник Елюй Юаньи взбунтовался и убил Дигуная 15 декабря 1161 года. После смерти храмового имени Дигунаю присвоено не было. В исторических трудах он чаще всего именуется посмертным именем «Хайлин-ван». Источники: 黄斌 《走进东北古囯》 — 远方出版社,2006。(Хуан Бинь «Прогулка по древним государствам Северо-Востока» — Хух-Хото, издательство «Юаньфан», 2006) ISBN 7-80595-326-0; 米大伟 《黑龙江历史 (附哈尔滨城市史)》 — 黑龙江人民出版社,2012。(Ми Давэй «История Хэйлунцзяна (приложение: история Харбина)» — Харбин, Хэйлунцзянское народное издательство, 2012) ISBN 978-7-207-09403-2; «История династии Цзинь. Основные записи. Хайлин»; И.В.Можейко "1185 год" Часть I глава "Смерть тирана"

1360
Амадей VII Красный (итальянское имя — Amedeo VII di Savoia il Conte Rosso)
граф Савойский с 1383 года. Родился в Шамбери. Наследовал своему отцу Амадею VI. Отличился в качестве союзника Карла VI Французского при Иперне. Присоединил к своим владениям Кони и Ниццу. Умер в замке Рипай, Тонон-ле-Бен 1 ноября 1391 года. В 1377 году он женился на Бонне Беррийской, дочери Жана Валуа, герцога Беррийского, и Жанны д’Арманьяк. Она была внучкой короля Франции Иоанна II. В этом браке родились: Амадей VIII (1383—1439), граф Савойский; Бонна (1388—1432), в 1403 году вышла замуж за Людовика Савойского (1364—1418), сеньора Пьемонта; Жанна (1392—1460), в 1411 году вышла замуж за Жан-Жака Палеолога, маркиза де Монферра (1395—1445). Литература: Louis Charles Dezobry et Théodore Bachelet, Dictionnaire de Biographie et d’Histoire, Paris, 1863

 (531x698, 156Kb)
1463
Джованни Пико делла Мирандола (итальянское имя — Giovanni Pico della Mirandola)
итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Родился в Мирандоле, близ Модены. Происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, связан родственными узами со многими владетельными домами Италии. В 14 лет поступил в Болонский университет, где прослушал курс канонического права. В 1479 впервые побывал во Флоренции, где сблизился с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино. Однако первоначальное формирование философских интересов Пико шло помимо Платоновской академии. В 1480-1482 слушал лекции в Падуанском университете, где глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию. Особенно значительный интерес у него вызвали воззрения падуанских аверроистов — авторитетных толкователей Аверроэса (Ибн-Рушда) — Николетто Верниа и Элиа дель Медиго, познакомивших его с сочинениями арабских и еврейских мыслителей. Помимо освоения права, древней словесности, философии и богословия, изучал новые и древние языки (латинский, греческий, еврейский, арабский, халдейский). Поездка в Париж в 1485 позволила Пико приобщиться к дискуссиям поздней схоластики, особенно парижского и оксфордского номинализма. Не ограничиваясь этими традиционными познаниями, Пико углубился в изучение восточной философии, творений арабских и еврейских философов и астрономов, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале, стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. Усвоенные многообразные духовные влияния послужили отправной точкой для разработки собственной философской системы Пико делла Мирандолы. В декабре 1486 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались ученые всей Европы (проезд в оба конца брался оплатить им автор тезисов), должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. В 900 тезисах была заключена в сжатом виде вся программа философии Пико, которую ему так и не довелось полностью осуществить за оставшиеся ему неполные 8 лет жизни. Значительную часть тезисов составляли положения, заимствованные из творений «латинских докторов», учений арабов, греческих перипатетиков, Платона и неоплатоников, из герметического свода и Каббалы. В самом обилии источников заключался глубоко полемический смысл. Автор отказывался следовать некоей определенной школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей, находя в каждом из них нечто достойное изучения и использования, подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций. Последние 500 тезисов были составлены «согласно собственному мнению» диспутанта, и среди них особо выделены «парадоксальные тезисы, вводящие новые положения в философию» и «богословские тезисы, согласно собственному мнению, весьма отличные от принятого у богословов способа рассуждения». Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений Пико о магии, Каббале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа, назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила 13 выдвинутых положений как еретические (обвинение было снято только в 1492). Наскоро составленная Пико «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в одну из башен Венсенского замка. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего фактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи. В 1488 по просьбе Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции. Дух и среда флорентийской Платоновской академии оказались весьма благотворными приятными для творческих планов и религиозно-философских устремлений Пико. Однако в вилле Кареджи Пико выступал не столько в роли ученика, сколько в качестве полноправного собеседника. Ещё в 1486 он написал свой «Комментарий» к «Канцоне о любви» ученика Фичино Джироламо Бенивьени (издан в 1519), содержащий изложение платонической философии, гораздо более свободное от христианской ортодоксии, чем это было принято среди флорентийских неоплатоников. В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл Книги Бытия. В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (издан в 1496) — самостоятельная часть не осуществлённого программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля. Пантеистические тенденции неоплатонизма проявились у Пико гораздо сильнее, чем у Фичино. Уже в «Толковании» на «Канцону о любви» он говорит о вечном порождении мира богом. В «Гептапле» Пико, раскрывая (с помощью воспринятого из Каббалы иносказательного толкования Библии, противопоставляемого буквальному смыслу Священного писания, как «грубому» и «простонародному») «подлинный» смысл библейского рассказа о сотворении мира, дает ему не теологическое, а философское, в духе неоплатонизма, толкование. Он представляет мироздание в качестве иерархии «трех миров» — ангельского, небесного и элементарного. Чувственный мир возникает не непосредственно в результате божественного творения «из ничего», а от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено богом. Мир вещей возникает из «хаоса» — материи, но она не «почти ничто» и не «близка ничто» — это материя, исполненная всех форм, находящихся в её недрах в смешанном и несовершенном виде. Незадолго до смерти Пико завершил сочинение «Рассуждения против прорицающей астрологии» (издано в 1496), в котором он отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли. Главный пафос этого сочинения — призыв отказаться от поисков «отдаленных», «общих», ничего не объясняющих причин явлений природы и человеческой жизни в движении небесных светил и обратиться к исследованию того, что исходит «от собственной природы самих вещей и ближайших и связанных с ними причин». Важнейшей задачей познания Пико считал изучение действительных природных закономерностей. Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идет не о «математике торговцев», но и не о «суеверной математике» астрологов и некромантов. В качестве «завершающей» части науки о природе Пико рассматривал магию, которую противопоставлял как (принимаемым им в качестве внеприродных явлений) чудесам религии, так и «суеверной магии». Натуральная магия, по мысли Пико, есть наука, «посредством которой познаются силы и действия природы, их соотношения и приложения друг к другу». В качестве практической части «науки о природе» она учит «совершать удивительные вещи с помощью природных сил». Этот трактат оказал значительное влияние на последующую натурфилософию и, в частности, на Кеплера. Умер около Флоренции, по некоторым сведениям, в результате отравления ядом 17 ноября 1494 года. Он похоронен в доминиканском монастыре Святого Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. Пико дела Мирандола не завершил большинства замыслов и не привёл в систему вдохновлявшие его крайне разнородные философские мотивы. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. В отличие от своих предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, рассматривавших человека как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности «большого» мира, Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней. Бог не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой «Речи о достоинстве человека»: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима. Прославление человека и человеческой свободы служило в «Речи» Пико и в его философской системе в целом предпосылкой его программы всеобщего обновления философии, залог которого он видел в согласовании различных учений. Это всеобщее «согласие» идет дальше идеи Фичино о «всеобщей религии». Речь идет не об эклектическом согласовании противоречивых воззрений, но о выявлении заключенной в них и не исчерпываемой ни одним из них единой и всеобщей истины. Провозглашаемая Пико всеобщая философская мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством, весьма далеким от его ортодоксально-католического истолкования. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания. В конце своей краткой жизни пришёл к Каббале, с помощью которой хотел найти синтез неоплатонической и христианской, философской и религиозной мысли. Пико был одним из первых, кто принес каббалистическое знание в Гуманистическую республику ученых, центром которой сделалась Платоновская Академия во Флоренции, созданная богатым купцом Козимо Медичи (1389—1464) во второй половине XV в. Пико собрал небольшую библиотеку каббалистической литературы, которая состояла из переводов, сделанных еврейским мыслителем из Сицилии, принявшим христианство, — Флавием Митридатом (Flavius Mithridates), — для Папы Сикста IV, а затем, в 1486 г., для самого Пико. Та самая, настоящая трактовка Закона, которая раскрылась Моисею в Божественном откровении, называется «Каббала» (dicta est Cabala), что у иудеев означает «получение» (receptio). В общем, существует две науки… Одна из них называется комбинаторика (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках… Другая говорит о силах Высших Вещей… Обе они вместе называются у иудеев «каббалой».Его идеи нашли свое продолжение в Германии (Рейхлин, Риций, Тритгейм, Парацельс). Сочинения: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1-2, Firenze, 1946-52; русский перевод в книге: История эстетики, том 1, Москва, 1962, страницы 506-514; О Сущем и Едином. 1490—1491; Пико дела Мирандола Джованни Девятьсот тезисов. Тезисы 1-400: Четыреста суждений по учениям халдеев, арабов, евреев, греков, египтян и по мнениям латинян / Перевод с латинского Н.Н.Соколовой и Н.В.Миронова. Под редакцией Д.С.Курдыбайло. — Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2010. — 259 страниц. — (Серия «Начала»). — 800 экземпляров. — ISBN 978-5-88812-418-5. Литература: Бparина Л.М., Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола, в сборнике: Средние века, выпуск 28, Москва, 1965, Страницы 129-139; Monnerjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L"Opera e il pensiero di G. Pico della Mirandola nella storia dell"Umanesimo, v. -2, Modena, 1965; DiNapoIi G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть литература); Trinkaus Ch., our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. -2, Chi.- L., 1970; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — Москва: Высшая школа, 1980. — Страницы 91-99; Баткин Л.М. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы. // Из истории ренессансного искусства Запада. Москва, 1980.- Страницы 31-70; Акопян О.Л. Природные основания критики астрологии в трактате Джованни Пико делла Мирандола "Рассуждение против прорицательной астрологии" // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. № 1 (Том 2). Санкт-Петербург, 2012. Страницы 9-17; Dougherty, M. V., ed. Pico della Mirandola. New Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

 (405x698, 33Kb)
1500
Карл V Габсбург (испанское имя — Carlos I (V), латинское имя — Carolus V, нидерландское имя — Karel V, немецкое имя — Karl V., французское имя — Charles V)
король Германии (римский король) с 28 июня 1519 по 1520 годы, император Священной Римской империи с 1520 года (коронован 24 февраля 1530 в Болонье папой Римским Климентом VII), король Испании (Кастилии и Арагона) с 23 января 1516 года (под именем Карла I). Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V — последний человек, когда-либо формально провозглашенный римским императором, он же — последний человек, отпраздновавший в Риме триумф. Родился во владениях отца, в городе Генте. Карл был сыном герцога Бургундского Филиппа и испанской инфанты Хуаны. Отец, унаследовавший кастильскую корону от тещи, проводил много времени в испанских владениях. Карл оставался жить в Нидерландах. Вскоре Филипп умер, а Хуана сошла с ума. Карл до 17 лет жил под покровительством тетки, Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов. До самой смерти он поддерживал с ней нежные отношения. Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся: Нидерланды — от отца, Филиппа, наследника и сына Марии Бургундской; Брабант, Голландия, Зеландия, Бургундия; Испания — от матери, Хуаны Безумной, наследницы Изабеллы Кастильской и Фердинанда II Арагонского; Балеарские острова, Сардиния, Сицилия, Неаполь — от деда Фердинанда II Арагонского; территории Священной Римской империи — от деда по отцовской линии Максимилиана I. В возрасте 15 (1515 г.) лет Карл по настоянию бургундских штатов принял на себя звание герцога Бургундского в Нидерландах. Фактически Испания впервые объединилась именно под рукой Карла. Поколением раньше она была разделена на территории, принадлежащие двум правителям Изабелле (Кастилия) и Фердинанду II (Арагон). Брак этих двух монархов Испанию не объединил, каждая часть сохранила самостоятельность, и каждый государь управлял ею независимо. Изабелла Кастильская умерла в 1504 г. После её смерти Кастилия не отошла к мужу, а перешла к дочери — Хуане Безумной, матери Карла. Так как Хуана была недееспособной, за неё правил супруг Филипп, а после смерти Филиппа — отец, Фердинанд II в качестве регента. Фердинанд скончался в 1516 г. Карл унаследовал от деда и его арагонские владения, и опеку над кастильскими территориями (Хуана Безумная была все ещё жива. Она умрет в монастыре всего лишь на три года раньше Карла). Тем не менее, Карл не стал объявлять себя регентом Кастилии, а предпочел всю полноту власти. 14 марта 1516 он провозгласил себя королем Кастилии и Арагона. Попытка поставить страну перед свершившимся фактом вызвала бунт (т. н. восстание комунерос в Кастилии, 1520—1522). Собрание кастильских кортесов в Вальядолиде напомнило ему, что у матери, заточенной в монастыре, больше прав, чем у сына.
24 февраля 1500 года родился — Карл Vpost-13108-129852935471 (700x339, 208Kb)
В конце концов, Карл достиг согласия в переговорах с кортесами. Де-факто Карл был первым правителем единой Испании в 1516—1556 гг., хотя титул «король Испании» первым стал носить лишь его сын Филипп II. Сам Карл официально был королём Арагона (как Карл I, испанское имя — Carlos I, 1516—1556), а в Кастилии был регентом своей матери Хуаны Безумной, объявленной недееспособной после смерти отца Карла эрцгерцога Филиппа. (1516—1555) и затем один год королём (1555—1556). Он сам называл себя сложно: "Избранный император христианского мира и римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Хеннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Цютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая". 28 июня 1519 года коллегия германских курфюрстов во Франкфурте единогласно избрала императором Священной Римской империи Карла V. 23 октября 1520 года Карл коронован в Ахене. В период правления Карла V был составлен уголовный кодекс, впоследствии получивший название Constitutio Criminalis Carolina, сокращённо C.C.C., Peinliche Gerichtsordnung Karl’s V, сокращённо, P.G.O.). Constitutio Criminalis Carolina — один из самых полных кодексов уголовного законодательства XVI века. Был принят в 1532 году. Представляет собой процессуальный кодекс, 77 из 219 его статей посвящены материальному уголовному праву. По своему содержанию Каролина занимает середину между римским и германским правом. Кодекс отличался особой жестокостью мер наказания. Действовал до конца XVIII века. Сосредоточения огромных территорий в руках Карла опасалась Франция. Их противостояние вылилось в борьбу за влияние в Италии. Начало противостоянию положила Франция, выдвинувшая в 1522 году династические претензии на Милан и Неаполь. Притязания были подкреплены войсками. В 1524году императорские войска перешли через Альпы, вторглись в Прованс и осадили Марсель. В 1525 году при Павии (к югу от Милана) сошлись две 30-тысячные армии. Карл разбил французскую армию и даже взял в плен французского короля Франциска I. Карл принудил плененного короля подписать Мадридский договор (14 января 1526), по которому признавались притязания Карла на Италию, а также его права феодального сюзерена на Артуа и Фландрию. В заложниках оставались два сына Франциска. Однако, как только королю удалось получить свободу, он объявил договор недействительным и 22 мая 1526 года основал против Карла Коньякскую лигу (вошли Флоренция, Милан, Венеция, папа и Англия). Снова конфликт происходил в Италии. После побед Карла императорская армия разграбила Рим в мае 1527. В 1528 году Карл заключил мир с королем Англии Генрихом VIII, а в 1529 — с папой Климентом VII. По Камбрийскому мирному договору мая 1529 года сумма выкупа за двух французских принцев назначалась в размере 2 млн золотых экю, из которых 1,2 млн следовало выплатить немедленно. В образе защитника христианства (за что Карла прозвали «Божьим знаменосцем») он воевал с Турцией. В конце 1529 турки осадили Вену, уже имея за спиной покоренную Венгрию. Но наступившая зима заставила их отступить. В 1532 году так же ни с чем турки ушли из-под крепости Кёсег в западной Венгрии. Используя перерыв в войне, Карл в 1535 отправляет флот к берегам Туниса. Флот Карла взял город и освободил тысячи обращенных в рабство христиан. Здесь была возведена крепость и оставлен испанский гарнизон. Однако эта победа была сведена на нет исходом сражения при Превезе (Эпир) в 1538, когда христианам противостоял заново выстроенный султаном Сулейманом Великолепным турецкий флот.
24 февраля 1536 года родился — Климент VIIIpost-13108-129853244117 (700x341, 257Kb)
Теперь турки вновь контролировали движение судов по Средиземному морю (до битвы при Лепанто в 1571 г.). В 1541 году Карл пытался с помощью флота взять Алжир, но корабли разметало по морю внезапной бурей. Пользуясь турецко-персидским конфликтом, в 1545 году с Османской империей подписано перемирие, а затем и мир (1547) сроком на пять лет. Габсбургам пришлось даже выплачивать Сулейману дань, поскольку он постоянно угрожал владениям Карла в Испании и Италии, а также в Австрии. Пытаясь восстановить религиозное единство своей империи (Мартин Лютер высказал свои идеи ещё в 1517 году), Карл активно вмешивался во внутренние дела германских правителей. Признаками распада державы были т. н. Рыцарская война 1522—1523, когда союз лютеранских аристократов напал на земли, принадлежавшие трирскому архиепископу и курфюрсту, и Крестьянская война 1524—1525. Карл воевал с лютеранской Шмалькальденской лигой. 24 апреля 1547 г. (через год после смерти Лютера) при Мюльберге (на Эльбе) войска Карла, которыми командовал герцог Альба, одержали крупную победу. Разочаровавшись в идее строительства всеевропейской империи, после заключения Аугсбургского религиозного мира Карл 25 октября 1555 г. отказался от Нидерландов в пользу сына Филиппа. 16 января 1556 г. он, также в пользу Филиппа, сложил с себя испанскую корону, в том числе отдал владения Испании в Италии и Новом Свете. Хотя Карл изъявлял желание отказаться от императорской власти ещё в 1556 г., курфюрсты приняли его отречение и избрали императором Фердинанда лишь в феврале 1558 г. Бывший император удалился в монастырь. Умер в монастыре Юсте, (Эстремадура, Испания) 21 сентября 1558 года. Карл Пятый, под именем Дона Карло (Don Carlos), является одним из главных персонажей пьесы Эрнани. Цитаты: «Я говорю по-испански с Богом, по-итальянски с женщинами, по-французски с мужчинами и по-немецки со своим конем»; «Кровь винограда подходит мне гораздо меньше, чем дочь ячменя»; «Нужно быть хозяином себя, чтобы быть хозяином мира»; «Французский язык - государственный язык, единственный пригодный для больших дел». Современник сообщал: ... в еде он всегда прожорлив и капризен, в равной мере требователен и неумерен. Ему нравятся, прежде всего, пирожки с начинкой из угря, которых он заглатывает с детской поспешностью, доходя до пресыщения и опасного несварения желудка... Не гнушается солёными и сильно приправленными блюдами, пьёт огромное количество пива и среди десертов предпочитает все виды сладостей, конфитюров и варёного мёда. В 1526 г. Карл женился на Изабелле Португальской. Она приходилась ему двоюродной сестрой (их матери Хуана и Мария были сестрами). Это был один из первых инбридинговых браков в династии, в конце концов, приведший род Габсбургов к краху и вырождению. Их дети: Филипп II (король Испании); Мария Испанская — супруга императора Максимилиана II; Хуана Австрийская. В возрасте 36 лет Изабелла умерла. Карл больше не женился. Но имел много любовниц, две из которых родили ему детей: от Иоанны Марии ван дер Гейнст: Маргарита Пармская — правительница Нидерландов. от Барбары Бломберг: Хуан Австрийский

Johann_Gropper (527x700, 433Kb)
1503
Йоханнес Гроппер (немецкое имя — Johannes Gropper)
немецкий кардинал, богослов, гуманист, который возглавлял лагерь противников Реформации на территории Кёльнского курфюршества. Родился в Зосте, Вестфалия. Учился в Кёльнском университете, по окончании которого получил степень доктора философии в области гражданского права 7 ноября 1525 года. В 1530 году сопровождал кёльнского архиепископа Германа V фон Вида (1477—1552) в качестве помощника-советника на Аугсбургский сейм, где познакомился с Филиппом Меланхтоном. После сейма посвятил себя детальному изучению богословских вопросов, самостоятельно штудируя труды отцов церкви без помощи каких-либо наставников. В 1533 году он стал схоластиком в Ксантене, а в 1543 году деканом. Переписывался с Канизием. В качестве последователя Эразма Роттердамского на первых порах он поддерживал гуманистические реформы кёльнского архиепископа, но перешёл в лагерь его оппонентов, когда прелат вознамерился порвать все отношения с Римом. В своём «Руководстве» («Энхиридион») Гроппер пытается оправдать свои идеи о необходимости некоторого реформирования церкви, но его теория о церкви и деятельности священников в целом, семи таинствах, порядке церковной иерархии и примате папы полностью согласуется с католической доктриной. Гроппер стал врагом Мартина Буцера (1491—1551), когда Герман фон Вид в декабре 1542 года, планируя начать претворение своих реформ в жизнь, пригласил того и других евангелистов проводить служение в соборе Бонна. Он вступил с Буцером в активную полемику и интенсивно боролся против реформ. Гроппер вступил в контакт по сложившейся ситуации с папой Павлом III, вследствие чего 2 января 1546 года папа приостановил служение Германа фон Вида, который был отлучён от церкви 16 апреля 1546 года, а 3 июля был изгнан из Кёльна. Адольф фон Шаумбург (1511—1566), занявший пост архиепископа, назначил Гроппера пробстом в Бонне. Опираясь на иезуитов, приглашённых в Кёльн, Гроппер пытался вернуть курфюршество в лоно католической церкви. Герман фон Вид, однако, 26 января 1547 года пришёл к власти в Падерборне, а 25 февраля того же года вернул себе кафедру. Папа Павел IV, желая укрепить позиции Гроппера в Прирейнье, на консистории 20 декабря 1555 года предоставил ему кардинальскую шапку, от которой тот долго отказывался. Остаток жизни провёл в Риме под подозрением инквизиции. Умер в Риме в бедности 13 марта 1559 года. Его «Энхиридон» был включён в индекс запрещённых книг. Декоративная фигура Йоханнеса Гроппера установлена на фасаде (второй этаж) башни Кёльнской ратуши.

 (473x698, 112Kb)
1515
Иоганн Вейер (немецкое имя — Johannes Weyer; также Weier и Wier)
голландский врач и оккультист, ученик Агриппы Неттесгеймского. Родился и провёл большую часть жизни на границе Германии и Нидерландов; во 2-й пол. 1530-х гг. учился и работал во Франции. В 1550–1575 был придворным врачом герцога Клевского. Вейер в основном известен своим выступлением против охоты на ведьм в книге «De praestigiis daemonum» (первый том в 1563), где утверждается, что обвиняемые в религиозных процессах женщины являются только жертвами дьявола и сами по себе не заслуживают сурового наказания. В то же время Вейеру принадлежит подробная классификация демонов и инструкции для желающих вызывать их, разъясняющие, как добиться того, чтобы демон служил вызвавшему его человеку, а не наоборот (книга «Pseudomonarchia Daemonum», 1588). Среди медицинских трудов Вейера книга «Сборник редких медицинских наблюдений» (латинское название — Medicarum observationum rararum liber, 1577). На пересечении медицины и философии находится трактат Вейера «О страхе смерти» (латинское название — De ira morbo, eiusdem curatione Philosophica, Media & Theologica, 1577). Трактат «О кознях нечистой силы» был популярен у "черных" романтиков (Ч.Метьюрин, Э.По и др.), во многом на него опирался В.Брюсов при работе над историческим романом «Огненный ангел». Умер 24 февраля 1588 года.

Clem (553x699, 85 Kb)
1536
Климент VIII (латинское имя — Clemens PP. VIII; в миру - Ипполито Альдобрандини, итальянское имя — Ippolito Aldobrandini)
231-й папа римский с 30 января 1592 по 3 марта 1605 года. Ипполито Альдобрандини родился в Фано, около Флоренции. По примеру отца он получил юридическое образование, став аудиторомо (экспертом) Святого Престола. Он был рукоположен в сан священника лишь в возрасте 45 лет и за последующие 12 лет поднялся до папского престола. Он был эффективным, а иногда и безжалостным, администратором. В 1585 году Ипполито был назначен кардиналом и выполнял функции папского легата в Польше, где поддерживал кандидатуру Габсбургов после смерти Стефана Батория - эрцгерцога Максимилиана Австрийского - и даже добился его освобождения из-под ареста. После смерти папы Иннокентия IX (1591) последовал конклав. Избрание нового папы далось с трудом: оказавшиеся в меньшинстве итальянские кардиналы препятствовали избранию фаворитов короля Испании Филиппа II. В итоге они добились своего, и 30 января 1592 года Ипполито Альдобрандини был избран папой, взяв неполитизированное имя Климент VIII. Новый папа показал себя мудрым государственным деятелем, основной целью которого стало освобождение папства от испанской зависимости. В доктринальной области папа безуспешно пытался разрешить спор между теологами-иезуитами и доминиканцами, дискутировавшими о границах влияния милости божьей на волю человека грешного и спасённого. После длительных прений и столкновения разных точек зрения папа, познания которого в теологии были весьма ограниченными, решил не оглашать окончательного решения. Вопрос остался открытым. В 1600 году Климент VIII с огромной помпой открыл Юбилейный год, на который прибыло почти 3 миллиона паломников. Тогдашние хронисты отметили пышность празднеств. Климент VIII канонизировал святого Гиацинта (17 апреля 1594), Юлиан из Куэнки (18 октября 1594) и Раймонда Пеньяфортского (1601). Связи с Испанией несколько ослабли, и апостольская столица снова сблизилась с Францией. Шаги, предпринятые папой, позволили расширить территорию папского государства. Самым замечательным событием правления Климента VIII было его примирение с церковью Генриха IV Французского (1589-1610), после долгих переговоров, проведенных кардиналом Арно д'Оссатом. Генрих принял католицизм 25 июля 1593 года. После паузы, сделанной, чтобы оценить искренность Генриха IV, Климент VIII, невзирая на испанские протесты, осенью 1595 года торжественно благословил Генриха IV, положив тем самым конец тридцатилетней религиозной войне во Франции. Дружба с Генрихом IV помогла папству два года спустя, когда Альфонсо II, герцог Феррары, умер бездетным (27 октября 1597), и папа решил присоединить земли семьи Эсте к Папской области. Хотя Испания и император Рудольф II признали наследником Альфонсо его кузена Чезаре д'Эсте, они были вынуждены признать присоединение Феррары к Папской области, опасаясь конфликта с Генрихом IV. В 1598 году Клемент VIII также обеспечил заключение мирного договора между Испанией и Францией, что положило конец их долгому соперничеству. В 1595 году Клемент VIII инициировал альянс христианских держав для войны с Османской империей. Начавшаяся Тринадцатилетняя война в Венгрии ("Долгая война") продолжалась всю оставшуюся жизнь Климента. При содействии папы союзный договор подписали в Праге император Рудольф II и воевода Трансильвании Жигмонд Батори. Правители Молдавии и Валахии Арон Тиран и Михай Храбрый присоединились к альянсу позже. Сам Климент VIII оказал ценную помощь императору солдатами и деньгами. В 1596 году была заключена Брестская уния, которая привела к появлению на востоке Речи Посполитой католиков восточного обряда. Брестская уния лишь отчасти оправдала надежды, которые возлагал на неё папа, поскольку не привела к обращению в католичество всей Руси. Он сурово осуждал практику непотизма, но, став папой, назначил кардиналами четырёх своих родственников. Одним из них был Пьетро Альдобрандини, который получил пурпур в 22 года и замещал папу во всех важнейших делах. Папа и его непот осуществляли соуправление как в политических, так и в религиозных делах. Климент VIII проявил энергию в подавлении бандитизма в папских провинций Умбрия и Марке и наказании преступлений римской знати. В 1592 году несколько благородных преступников были казнены. Наиболее известны из них Тройо Савелли, отпрыск мощного римского рода, и молодая Беатриче Ченчи, убившая своего отца-сенатора. Последний случай привел к многочисленным просьбам о помиловании, но папа их отверг и присвоил себе конфискованное имущество Ченчи. В религиозной области господствовала инквизиция, гася любое проявление прогрессивной мысли и развитие свободной, не подчиненной теологии науки. В 1599 году папа отправил на костер пивовара Меноккио за утверждение, что Бог не вечен и сам был создан из первозданного хаоса. В 1600 году был сожжен на костре выдающийся итальянский философ Джордано Бруно (родился в 1548). Климент VIII ужесточил меры против евреев, проживавших на папских землях. В 1592 году папская булла "Cum saepe accidere" запретила еврейской общине Конта-Венессена, папского анклава, продавать товары. В 1593 году булла "Caeca et Obdurata" подтвердила решение папы Пия V 1569 года, которое запретило евреям проживать в Папской области за пределами городов Рим, Анкона и Авиньон. Целью было выселить евреев, которые вернулись в районы Папской области после их изгнания в 1569 году, и изгнать еврейские общины из городов, таких как Болонья. Булла также утверждала, что евреи в Папской области занимались ростовщичеством и злоупотребляли гостеприимством пап-предшественников Климента VIII. Булла "Cum Hebræorum malitia", опубликованная несколько дней спустя, запретила чтение Талмуда.
Clement_VIII_SM_Maggiore (461x700, 404Kb)
Статуя Клемента VIII в базилике Санта-Мария-Маджоре.
К 60 годам Климент VIII был сражен подагрой и был вынужден провести большую часть оставшейся жизни, прикованным к постели. Он умер в Риме 3 марта 1605 года, оставив о себе репутацию благоразумного, щедрого, но жесткого управленца. Климент был похоронен в базилике Святого Петра. Впоследствии папа Павел V (1605-1621) построил для него гробницу в часовне Санта-Мария-Маджоре, куда в 1646 году были перенесены его останки. Среди прочего Климент VIII оценил вкус кофе, привезенного из Османской империи, и вопреки советам окружения объявить напиток «нечистым» благословил его, чем в определенной мере способствовал распространению кофе в Европе. Попробовав напиток, он якобы сказал: "Этот дьявольский напиток такой вкусный... мы должны обмануть дьявола и благословить его". Впрочем, исторических доказательств этому нет. Климент VIII появляется в драме Перси Биши Шелли «Ченчи», где предстает в роли жестокого и продажного тирана. Он также один из персонажей в рок-опере Avantasia. Его роль исполнил Оливер Хартман из группы At Vance. В опере папа Климент — отрицательный персонаж, легковерный и суеверный фанатик, которым манипулирует демоническая сила под видом ангела. Литература: Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (552x699, 144Kb)
1547
Хуан Австрийский (испанское имя — Don Juan de Austria)
испанский полководец, незаконный сын Карла V и Варвары Блуменберг (или Бломберг), дочери регенсбургского бюргермейстера. Родился в Регенсбурге. Не признанный отцом, был воспитан в Испании вдали от света. Карл V в своём завещании признал дон Хуана своим сыном; Филипп II, относившийся к отцу с благоговением, призвал юного принца ко двору и относился к нему благосклонно. Время с 1561 по 1564 годы дон Хуан провёл в университете в Алкале вместе с дон Карлосом и Александром Пармским; с первым он был в дружеских отношениях. При дворе Хуан приобрёл всеобщее расположение, а король устроил для него отдельный дворец и дал ему те привилегии, которые обыкновенно давались инфантам. В 1568 году дон Хуан был назначен начальником эскадры, которая была снаряжена для наказания морских разбойников, опустошавших берега Средиземного моря. Он блестяще выполнил свою задачу, победив корсаров в ряде битв. Тяготясь бездельем, дон Хуан просил у Филиппа II назначить его командующим войсками для действий против восставших в Гранаде морисков. Король сначала отказал, но когда война приняла неблагоприятный для испанцев оборот (1569 год), вынужден был исполнить его желание. Он принял в войне самое деятельное личное участие, лично осадил крепость Галеру, где засели мориски, и взял её после нескольких кровопролитных приступов. Быстрые успехи вскружили молодому полководцу голову, развили в нём страшное самомнение, сделали его надменным и безмерно честолюбивым: он хотел быть победителем всегда и везде, даже в обыкновенных играх. Когда турки напали на Кипр, принадлежавший венецианцам, для защиты христиан на Востоке составилась «Священная лига» из Венеции, Святого Престола, Испании и Генуи. Тем временем турки успели взять Кипр (1571 год). Дон Хуан, предводительствуя флотом из 300 галер, нашёл турецкий флот в гавани Лепанто, напал на него и после ожесточённого и упорного боя разбил наголову. 130 турецких галер попало в руки христиан; 120 000 христианских рабов было освобождено из неволи (1571 г., 7 октября, см. битва при Лепанто).
24 февраля 1547 года родился — Дон Хуан Австрийскийpost-13108-129854488517 (700x350, 177Kb)
Победители вернулись в Мессину, не использовав результатов блестящей битвы, но для христиан уже было ясно, что турки не столь непобедимы. Между тем Филипп II, занятый другими делами, охладел к борьбе на Востоке; к тому же, ревнивый к своей власти, он подозрительно смотрел на своего брата, который искал влиятельного и самостоятельного положения. Когда дон Хуан взял Тунис (осенью 1573 года), Филипп приказал ему разрушить городские укрепления, не желая тратить средств на удержание этого плацдарма. Дон Хуан составил план здесь, в этой стране, некогда завоеванной его отцом, основать собственное царство, о чём он давно уж мечтал: ввиду этого он укрепил Тунис и окрестные города и обратился к Филиппу II с просьбой признать его королём Туниса, но получил отказ (Тунисская война). Когда дела отвлекли дона Хуана в Северную Италию, вице-короли Неаполя и Сицилии в соответствии с позицией Мадрида не воспрепятствовали занятию турками Туниса и даже Голетты, которой испанцы владели со времён походов Карла V. Дон Хуан стал с нетерпением ожидать другого случая, чтоб приобрести себе царство: «Кто не стремится вперёд, — говорил он, — тот идёт назад». Прежняя сердечность в отношениях короля и дон Хуана исчезла: нет письма его к Маргарите Пармской, в котором бы он не жаловался на Филиппа II. Он стыдился матери и её семьи, хотел быть только сыном императора, заманивал мать в Испанию, чтобы запереть её в монастырь, а её сына от законного брака приказал коварно куда-то запрятать. Бессердечно относился дон Хуан и к своим возлюбленным, и к своему многочисленному незаконному потомству. Будучи генерал-викарием Сицилии, Неаполя и Милана, он создал романтический план, за который с радостью ухватился папа: освободить заключённую в Англии Марию Стюарт и жениться на ней. В это время (1576 год) Филипп II призвал брата на очень трудный и важный пост правителя Нидерландов, и тот согласился принять предложение только на том условии, что ему позднее будет разрешено вторгнуться в Англию. Менее чем через год после прибытия в Нидерланды дон Хуан подписал с голландскими повстанцами «бессрочный эдикт», обещавший очистить страну от испанских войск в случае признания повстанцами губернаторских полномочий Хуана и возвращения в страну католической церкви. Эти условия оказались неприемлемыми для провинций Голландия и Зеландия, и в отместку дон Хуан вернулся на столь любимую им военную стезю, отвоевав у повстанцев Намюр. Положение дон Хуана в последние месяцы жизни сделалось чрезвычайно сложным. Филипп II не присылал ему ни военной, ни финансовой помощи, разочаровавшись в его верности. Особенную неприязнь короля вызывал его секретарь, Хуан де Эскобедо, который был вскоре умерщвлён по приказу из Мадрида. Внезапным выходом из патовой ситуации оказалась скоропостижная смерть дон Хуана от неизвестной заразной болезни, 1 октября 1578 года. На посту испанского наместника в Нидерландах его сменил племянник, Александр Фарнезе.

Matthias_-_Holy_Roman_Emperor_(Hans_von_Aachen,_1625) (556x700, 494Kb)
1557
Матиас (Маттиас, Матвей, Матяш; немецкое имя – Matthias; венгерское имя – Mátyás; чешское имя — Matyáš)
король Германии (римский король) с 1612 года, император Священной Римской империи, эрцгерцог Австрийский с 20 января 1612 года (замещал императора Рудольфа II с 1593 года), король Венгрии (под именем Матяш II), король Богемии (под именем Матиас II), из династии Габсбургов. Сын императора Максимилиана II и Марии Испанской (дочери императора Карла V и инфанты Изабеллы Португальской). 4 декабря 1611 года женился на эрцгерцогине Анне Тирольской (4 октября 1585 — 14 декабря 1618), дочери своего дяди австрийского эрцгерцога Фердинанда II. Выживших детей от этого брака не было. Воспитателем Матиаса был ученый дипломат Оги Жислен де Бусбек (Augler Ghislain de Busbecq). По приглашению католической, но враждебной испанцам партии южных нидерландских провинций, Матиас отправился туда тайно в 1577 году.
24 февраля 1557 года родился — Матвей post-13108-129854507054 (700x343, 323Kb)
В 1578 году получил, с большими ограничениями, звание штатгальтера, но, поняв, что ему не удастся добиться влияния в стране, в 1581 году сложил с себя власть. В 1593 году назначен наместником своего брата императора Рудольфа II. В Вене он сблизился с Мельхиором Клезелем, который позже стал кардиналом и главным советником Матиаса. Когда произвол императора вызвал войну с возмутившимися венграми и турками, Матиас взял на себя восстановление спокойствия. В 1606 году в Вене с князем Транисльвании Иштваном Бочкаи был заключен мир, который гарантировал религиозную свободу в Венгрии. Рудольф не согласился с его решениями, и Матиас вступил в междоусобную борьбу с душевнобольным императором, принудив брата уступить ему в 1608 году Австрию, Венгрию и Моравию, а в 1611 году Чехию, Силезию и Лужицу. После вступления на императорский престол на его политику существенное влияние оказывал Клезель, который надеялся добиться компромисса между католическими и протестантскими частями империи с целью усиления государства.
24 февраля 1557 года родился — Матвей post-13108-130378266133 (700x428, 304Kb)
Ещё во время борьбы с Рудольфом Матиас был вынужден пойти на уступки протестантам в Австрии, Моравии и Венгрии, чтобы привлечь их в качестве своих союзников. Из внешних врагов ему пришлось бороться с трансильванским князем Бетленом Габором. Примиренческой политике Матиаса противостояли другие представители дома Габсбургов, в том числе его брат эрцгерцог Максимилиан, который надеялся обеспечить переход престола к приверженцу католицизма эрцгерцогу Фердинанду Штирийскому, ставшему впоследствии императором Фердинандом II. По настоянию членов своей семьи бездетный Матиас короновал Фердинанда королем Чехии (1617) и Венгрии (1618). Попытки правительства уничтожить права, данные протестантам, и особенно «Грамоту Величества», дарованную Рудольфом II чехам в 1609 году, вызвали неудовольствие, которое перешло в Чешское восстание, положившее начало Тридцатилетней войне. Между тем как чехи организовали свое особое управление и сопротивлялись с оружием в руках, а жители Силезии и Моравии к ним примкнули, Фердинанд низверг Клезеля и вырвал бразды правления у больного и дряхлого Матиаса, который вскоре после того и умер в Вене 20 марта 1619 года. В 1633 году останки Матиаса были перенесены в Капуцинеркирхе; он был первым императором, погребённым в Императорском склепе. 4 декабря 1611 года женился на эрцгерцогине Анне Тирольской, дочери своего дяди австрийского эрцгерцога Фердинанда II. детей от этого брака не было. В фильме «Батори» (2008) роль императора Матвея исполнил Франко Неро. В фильме «Графиня» (2009) роль исполнил британский актёр Джесси Инман (Jesse Inman).

Jindřich Matyáš Thurn (497x700, 100Kb)
1567
Йиндржих Матиаш Турн-Вальсассина (немецкое имя — Heinrich Matthias Graf von Thurn und Valsassina; итальянское имя — Enrico Matteo Conte della Torre di Valsassina; чешское имя — Jindřich Matyáš Thurn)
чешский дворянин, один из лидеров протестантского движения в годы Тридцатилетней войны. Позже — датский фельдмаршал, затем военачальник и дипломат на шведской службе. Родителями Йиндржиха были Франц Напус фон Турн-Вальсассина (Франтишек Турн), граф Линцский, член Тайного совета при австрийском эрцгерцоге Фердинанде II (1508—1586), и его вторая жена графиня Барбара Шликская (1547—1581), чешка, дочь Иеронимуса Шлика, графа Бассано и Вайскирхена, и графини Катерины фон Гляйхен-Тонна. Франц Напус был представителем рода Турн-и-Таксис, происходившего из Милана. Сам Йиндржих Матиаш родился в замке Липница-над-Сазавоу, оба его родителя были протестантами, но после смерти отца в 1586 году Йиндржих Матиаш был отправлен к дяде Яну Амброжу, который был католиком. Дядя отправил племянника в Крайну, где тот освоил немецкий, итальянский и словенский языки, но в результате так и не научился хорошо говорить по-чешски. Несмотря на дядю-католика, Йиндржих Матиаш вырос ярым протестантом. Уже в молодости Йиндржих Матиаш стал дипломатом, и посетил Стамбул, Сирию, Египет и Иерусалим. С 1592 году служил в имперской армии, воевавшей в Венгрии против турок, и дослужился до полковника. Под его началом сражались будущий имперский генералиссимус Валленштейн и многолетний президент Гофкригсрата Генрих фон Шлик. На средства, полученные благодаря наследству и женитьбе, в 1605 году он приобрёл поместье Велиш в северо-восточной Чехии, и несмотря на то, что не говорил по-чешски, быстро занял ведущие позиции в среде местного дворянства. В 1609 году он оказался вовлечённым в борьбу за религиозную свободу, вылившуюся в подписание королём Рудольфом II «грамоты величества», уравнивавшей утраквистов и чешских братьев в правах с католиками. В 1611 году он был поставлен во главе войск, противостоящих Пассаускому вторжению. После смерти короля Рудольфа Йиндржих Матиаш стал служить королю Матвею и получил титул Карлштейнского бургграфа. За верную службу делу Реформации Йиндржих Матиаш стал одним из «дефенсоров» (в соответствии с выданной Рудольфом «грамотой величества», чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма). По настоянию других членов семьи Габсбургов, бездетный император Матвей в 1618 году был вынужден короновать королём Богемии штирийского герцога Фердинанда, активного проводника Контрреформации. Чешские дворяне, противясь этому, 23 мая 1618 года в Пражском Граде в ходе «Второй Пражской дефенестрации» выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна, и короновали королём Богемии лидера Евангелической Унии — пфальцского курфюрста Фридриха V. Это привело к началу Тридцатилетней войны. Йиндржих Матиаш Турн получил должность генерал-лейтенанта войск, собранных в Южной Чехии, действовал против имперских войск, руководимых фельдмаршалом Бюкуа. В 1620 году наименован «генерал-фельдмаршалом союзных стран», участвовал в несчастной битве на Белой горе 8 ноября 1620 года, после поражения императорским судом заочно приговорен к смерти. В 1621 году сражался против императора вместе с Бетленом Габором до заключения Никольсбургского мира, который одним из условий поставил выдачу Турна. В 1623 году инициировал новое вторжение Бетлена Габора при поддержке Османской империи, которое, однако, снова оказалось безуспешным. После нескольких попыток составить новый альянс против Габсбургов в 1627 году поступил на службу датскому королю, 22 августа получил патент датского фельдмаршала, однако не смог ничего противопоставить превосходящим силам Тилли и Валленштейна и вынужден был удалиться сначала в Нидерланды, затем в Швецию, на службе которой сражался его сын Бернгард фон Турн (умерший в 1628 году). В 1630 году встал под знамена шведского короля Густава II Адольфа в чине генерал-лейтенанта, исполнял дипломатические поручения, участвовал также в сражениях при Брейтенфельде (1631), Нюрнберге и Лютцене (1632), где погиб шведский король. В 1633 году вместе с саксонским фельдмаршалом Арнимом направлен в Силезию, потерпел поражение при Штайнау-ан-дер-Одер 11 октября, попал в плен, но получил свободу. Тщетно пытался склонить Валленштейна сменить сторону и провозгласить себя королём Богемии, после гибели генералиссимуса (1634) отошёл от активной деятельности, уехал в свои новые владения в Пярну (Шведская Эстляндия), и доживал свой век там. Умер в Пярну 26 января 1640 года. Похоронен в Таллине в Домском соборе.

 (521x698, 82Kb)
1595
Матей Казимир Сарбевский (латинизированное имя — Sarbievius, Сарбевий; польское имя — Maciej Kazimierz Sarbiewski; литовское имя — Motiejus Kazimieras Sarbievijus)
литовско-польский латиноязычный поэт и теоретик литературы. Родился в Сарбеве под Плоньском, Польша. Учился в школе иезуитов в Пултуске, в 1612 году вступил в новициат в Вильне и стал иезуитским монахом. В 1617—1619 годах преподавал поэтику в иезуитской коллегии в Крожах (ныне Кражяй в Литве). В 1620—1622 годах обучался на теологическом отделении в Виленской иезуитской академии (Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu). Для продолжения образования был послан в Рим. По возвращении преподавал в Виленской иезуитской академии философию и теологию (1627—1635). В 1635 году по приглашению польского короля Владислава IV Вазы переехал в Варшаву и стал его придворным проповедником (1635—1640). Писал на латинском языке. Сочинять стихотворные тексты начал в Крожах. Выпустил издания, прославляющие вельмож Великого княжества Литовского (Кишки, Ходкевичи, Сапеги) латинское название — Gratulatio Stanislao Kiszka, episcopo Samogitiae… (1618), Obsequium gratitudinis… Joanni Carolo Chodkiewicz… (1619), Hymenodora… Joanni Stanislao Sapieha… et Annae Chodkieviciae… (1620), в которых стремился поразить эрудицией, изощрёнными аллюзиями и обилием имён, почерпнутых из античной мифологии. Методично латинизировал местные названия (Kražiai — Crosi, Crosos; Kražantė — Crosenta) и реалии. В Риме создал сборник поэзии Lyricorum libri tres («Три книги лирических стихотворений», 1625), своеобразно подражая Горацию и сочетая мотивы горацианской поэзии с библейскими сюжетами. Будучи придворным проповедником Владислава IV Вазы, стихам мог уделять меньше времени, которое уходило на проповеди и сопровождение короля в поездках и охотах. По мотивам поездок написал небольшое произведение Silvi ludia («Лесные забавы»; напечатана в 1757 году), по-видимому, предназначавшееся для придворной сцены. На развитие теории литературы и эстетики эпохи Барокко оказала влияние поэтика Сарбевия в пяти частях, в которых обсуждаются основные жанры и роды поэзии — эпиграмма, элегия, лирика, эпос. В XVII веке наиболее популярной была первая часть De acuto et arguto («Об остром и язвительном стиле»). При жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы. Папа римский Урбан VIII увенчал его лавровым венком. При жизни Сарбевия вышло пять основных изданий его поэзии (Кёльн, 1625; Вильно, 1628; Антверпен, 1630; Антверпен, 1632 с титульным листом работы Рубенса; Антверпен, 1643. После смерти поэта до конца XVIII века эти издания повторно выходили более чем 50 раз. Именем Сарбевия назван двор в ансамбле Вильнюсского университета. Над воротами его установлена мраморная плита в память заслуг поэта с текстом на латинском языке. В костёле Святых Иоаннов находится его портрет работы художника Витаутаса Циплияускаса. Произведения: Lyricorum libri III (1625); Lyricorum libri IV (1634);Epodon liber unus alterque Epigrammatum (1634). Теория литературы: De perfecta poesi («О совершенной поэзии»); De acuto et arguto («Об остром и язвительном (стиле)»); Characteres lyrici («О родах лирики»); De virtutibus et vitiis carminis elegiaci («О достоинствах и недостатках элегии»). Литература:Mały słownik pisarzy polskich. Część pierwsza. Warszawa: Wiedza powszechna, 1966. S. 149.

 (575x699, 93Kb)
1597
Венсан Вуатюр (французское имя — Vincent Voiture)
французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Родился в Амьене, в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В 1605 г. его семья переезжает в Париж. Венсан получает хорошее образование в двух парижских коллежах. Тщедушный, меланхоличный и женственный, Вуатюр обладал глубоким умом. По окончании коллежа он изучал право в Орлеанском университете. С 1625 г. посещал салон мадам де Рамбуйе; с 1629 г. стал доверенным лицом Гастона Орлеанского, брата короля. Побывал с дипломатической миссией в Испании (1632); путешествовал по Северной Африке, Англии, Фландрии, Италии, Савойе. Один из первых членов Французской Академии (с 1634 г., кресло № 33). После заговора Сен-Мара стал королевским метрдотелем. Умер в Париже от подагры 26 мая 1648 года. В эту эпоху был знаменит салон маркизы де Рамбуйе, где Вуатюр стал постоянным посетителем. Там собирались аристократы, знаменитые писатели и поэты. Этот салон был центром «прециозной мысли» или «прециозного стиля» (французское название- precieux — драгоценный). Посетители салона именовали себя прециозниками (прециозницами), говорили на специфическом жаргоне, в котором вместо обычных слов преобладали метафоры, иносказания, перифразы. Поэзия здесь была развлечением. Основной темой такой поэзии были утонченные чувства и платоническая любовь, тогда как интерес к повседневной жизни отсутствовал вовсе. Характерные для маньеризма элегантность и изящество стихов Вуатюра, его умение чутко реагировать на запросы публики сделали кумира салона Рамбуйе популярнейшим на протяжении всего XVII века поэтом. Он писал стихи на французском, испанском, итальянском языках, а также на латыни. Для ряда стихотворений Вуатюра характерен налёт бурлескного эротизма, что сближает его с маринистами в Италии: «Стансы красавице, у которой рукава были засучены и грязны» (A une Demoiselle qui avait les manches de sa chemise retroussees et sales), «Стансы о даме, юбка которой задралась при падении кареты» (Stances sur une dame dont la juppe fut retroussée en versant dans un carrosse). Среди других сочинений Вуатюра: «Красавица, встающая спозаранку» (La Belle Matineuse, 1635), «Сонет к Урании» (Sonnet a Uranie, 1647), а также выдержанные в галантном духе письма, сыгравшие большую роль в формировании эпистолярного жанра во Франции (опубликованы посмертно в 1650 г.). Они были адресованы, как правило, гостям и обитателям салона, или же лицам, находящимся вдали от Парижа. Литература: Magne E. Voiture et les origines de l’Hotel de Rambouillet. 1597—1635. — Paris: 1929; Lathhulliere R. La Preciosite. — Geneve: 1969; Genetiot A. Les genres poetiques mondains (1630—1660). — P.: 1990.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку