-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109982
Комментариев: 6802
Написано: 118455


23 января родились...

Вторник, 23 Января 2024 г. 05:17 + в цитатник
Yunis_Nuri (493x700, 352Kb)
1878
Юнис Нури (азербайджанское имя — Yunis Nuri; псевдоним Юниса Гаджи Сулейман оглы Сулейманова)
азербайджанский и армянский советский актёр. Заслуженный артист Армянской ССР (1935). Один из основателей Ереванского азербайджанского театра. Юнис Гаджи Сулейман оглы Сулейманов родился в Эривани (ныне Ереван, Армения). Начал играть в театре в 1896 году в Эривани и до конца жизни работал в Ереванском азербайджанском театре. Сыграл такие роли как Гаджи Гара («Гаджи Гара», Мирза Фатали Ахундов), Солтан-бек («Аршин мал алан», Узеир Гаджибеков), врач («Врач поневоле» Жан Батист Мольер), Атакиши, Аллахверди («Севиль», «1905 год», Джафар Джаббарлы), Гико («Пепо», Габриел Сундукян), Шейх Насруллах («Мёртвые», Джалил Мамедкулизаде) и др. Юнис Нури также играл в кино. Снимался в таких фильмах как "Хас-пуш", «Зангезур», «Рыбаки Севана», «Анаит» и др. Скончался актёр в Ереване 5 января 1950 года.

Bauersfeld (521x700, 173Kb)
1879
Вальтер Бауэрсфельд (немецкое имя — Walther Wilhelm Johannes Bauersfeld)
немецкий инженер и архитектор. Родился в Берлине. Он проводил первые опыты строительства сводов-оболочек, с помощью которых можно создавать объёмные нерасчленённые пространства (на основе икосаэдра), создал первый так называемый геодезический купол - знаменитый планетарий в Йене в 1926 (медаль Эллиота Крессона в 1933). Умер в городе Хайденхайм-на-Бренце, Баден-Вюртемберг, 28 октября 1959 года. Награды и премии: Большой офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; Медаль Вернера фон Сименса (1941); Медаль Эллиота Крессона (1933); Международная инженерная медаль Джеймса Уатта (1957); Памятная медаль Грасгофа (1952).

Glagolin (446x700, 312Kb)
1879
Борис Сергеевич Глаголин
русский, американский драматург, режиссёр и артист-новатор, один из первых кинематографистов России, теоретик театра. Настоящая фамилия — Гусев (литературные псевдонимы: Бедный Йорик и Б.Г. и др.). Заслуженный артист Украинской ССР (1922). Родился в Саратове. Отец артиста, Сергей Сергеевич Гусев (1854—1922), потомственный дворянин, талантливый журналист, сатирик «щедринской» традиции, был знатоком и тонким наблюдателем провинциального быта, — публиковался под псевдонимами Слово-Глаголь, Nota bene и др. (более сорока). Начал он творческую деятельность в саратовской прессе, подолгу жил в Санкт-Петербурге, впоследствии — в Самаре, Одессе, затем, снова и до конца своих дней — в Санкт-Петербурге. На протяжении своей почти 40-летней творческой жизни С.С.Гусев печатал фельетоны, очерки, бытописательные заметки более чем в 40 газетах и др. периодических изданиях. Его перу принадлежит и ряд драматургических опытов. Он был автором, хорошо известным в русской литературной среде, и его талант высоко ценил, в числе других литераторов и журналистов, Н.С.Лесков. Без сомнения, писатель оказал очень большое влияние на развитие, культурный облик и мировоззрение сына.
Glagolin01 (700x434, 283Kb)
Саратов. Открытая сцена и зимний театр Очкина. 1901
1894 — выпущен из 9-го трёхлетнего саратовского народного училища. 1896 — окончил 1-е Санкт-Петербургское реальное училище. 1896 — осенью поступил вольнослушателем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре бросил его и поступил на Императорские драматические курсы.
Россия. Начало театральной карьеры
Сценическую деятельность Б.С.Глаголин начал в 1894 году в Очкинском театре Саратова — города с большой и богатой театральной традицией. А уже в 1896 году уже в Санкт-Петербурге Б.С.Глаголин выступает в Народном театре за Невской заставой, руководимом Е.П.Карповым, именно Евтихий Павлович рекомендовал Б.Глаголину пойти на Императорские драматические курсы, учеником которых в следующем году он и стал — по классу В.Н.Давыдова, м. п. также саратовца. Лето 1898 — Псковский народный театр. Среди учеников Петербургских драматических курсов, принимавших участие в Пушкинских торжествах 1899 года в Святых Горах, привлек к себе внимание студент I курса Императорских драматических курсов Борис Гусев. 4 июня в Пскове при открытии сезона в Народном театре в Сергиевском саду он готовился произнести речь после освящения, но поскольку таковое не состоялось — не состоялось и это выступление молодого артиста, однако в следующем году текст был опубликован. В то лето он играл в отрывках из «Евгения Онегина» (Евгений Онегин), в «Борисе Годунове» (Самозванец).
«Всем нам ясно громадное значение Народного театра, который может быть народным университетом, храмом, где служат Истине. В славные времена Эсхила и Софокла театр был истинно алтарем богов. Конечно, теперь времена не те, на смену эллинизму явилась христианская цивилизация, но принцип искусства должен оставаться тот же. Современный театр должен поклоняться христианской красоте, должен быть её храмом, с высоты сценических подмостков должны раздаваться заветы Божественного Учителя, о любви к ближнему, о братстве и равенстве всех людей. Пусть в театр пойдут все униженные, оскорбленные в себе, согрешившие в своей совести, и мы успокоим их. Пусть придут к нам и баловни судьбы — мы покажем им страдания окружающих людей, будем взывать к их состраданию, мы скажем им словами Гамлета: «Страшитесь яд бесчувствия считать отрадой!» Театр — высшая школа человечества, школа жизненного опыта… Драматическое искусство — высшее из искусств, так как в нём соединяются все прочие.» — «Опыт театральной рецензии» — «Театр и Искусство» № 34. 1899.
Лето 1899 — Павловский театр (на сцене Михайловского театра) — Эдмон Ростан «Романтики». Перед Павловским сезоном — благотворительный спектакль в зале Дервиза — эврипидовский «Ипполит». Эртелев переулок — Литературно-артистический кружок. 1901 — экстерном закончил Драматические курсы при Театральной школе.
1902—1903 — заглавная роль в драме А.С.Суворина «Дмитрий самозванец». 1903—1904 — в драме С.А.Найдёнов «Дети Ванюшина»: Алексей — Б.Глаголин
Glagolin02 (700x566, 452Kb)
Б.С.Глаголин в роли царя Фёдора Иоанновича. 1901 год
Театр А.С.Суворина
Скандально начал Борис Глаголин карьеру в Суворинском театре (в сезон 1900—1901), вознамерившись превзойти блиставшего тогда П.Н.Орленева: 31 декабря 1900 года он дебютировал в роли царя Фёдора Иоанновича, на что пресса отреагировала весьма язвительно, но менее чем через год — вынуждена была уже в отношении его употреблять самые лестные эпитеты. Борис Глаголин нашёл такие выразительные средства, которые приблизили образ к «оригиналу» А.К.Толстого, то есть дарование его без сомнения сыграло в этом премьерном успехе немалую роль, что было особенно сложно при закрепившейся за предшественником славой, — признанием удачным созданного П.Н.Орленевым образа, пользовавшегося успехом у зрителей, и что немаловажно для благополучного существования театра как такового… А 15 октября 1900 года на сцене Суворинского театра уже идёт «Том Сойер» — комедия в 2-х действиях Б.С.Глаголина, поставленная им по роману М.Твена. Но не все театральные критики разделяли такое мнение о способностях Б.С.Глаголина. 1904 — летом Б.С.Глаголин выступил как режиссёр, сняв в Луге театр, и дав выдвинуться многим актёрам, в числе которых был и В.П.Лачинов, впоследствии — один из ближайших друзей Б.С.Глаголина. 1904 — В доме торговой фирмы «Братья Елисеевы» открылся новый театральный зал. Труппа Б.С.Глаголина исполнила «Гамлета». Впоследствии здесь играли театры фарса и оперетты. Ныне тут помещается Театр комедии имени Н.П.Акимова. 1904—1905 — зима; литература о театрах миниатюр и кабаре, пользовавшихся огромным успехом начиная с 1910-х, обходит молчанием имя Б.С.Глаголина, между тем, он был одним из первых, кому принадлежала идея реализации этой формы на русской сцене: ещё «зимой он организовал „Домашний театр“ (в помещении редакции „Нового времени“), прообраз всех теперешних кабаре и театров миниатюр». Критика отмечала, что при огромной популярности артиста, она в немалой степени обусловлена инициировавшимися им закулисными конфликтами и сценическими нововведениями, порой — эпатажными. Так, во время гастролей в Саратове в финале пьесы «Борьба за счастье» он провозгласил со сцены: «Рабочие всех стран, соединяйтесь!», чем привёл в шок администрацию города…
Glagolin03 (477x700, 433Kb)
Глаголин Б.С.Почему я играю роль Орлеанской девы. — Санкт-Петербург, 1905.
Ажиотаж вызвало исполнение Глаголиным роли Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (1908, Суворинский театр, реконструктивная постановка Н.Н.Евреинова), однако впоследствии именно оно относилось к наиболее удачным. Глаголинское исполнение пользовалось неизменным успехом как в столице, так и во время провинциальных гастролей. Свои постановочные решения Евреинов толковал в духе Старинного театра — как попытку восстановить характер спектаклей времён И.К.Ф.Шиллера. В спектакле эти решения выглядели так: «По сцене пробегают три человека в красных костюмах — и полководец удручённо сообщает, что вот бежало всё английское войско. На втором плане пять—шесть статистов проносят разных цветов знамёна и затем лязгают рапирами. Оказывается перед нами решающая битва двух армий». Театр Литературно-художественного общества (сезон 1905/1906) — Б.С.Глаголин вышел из него в числе других актёров, «оскорблённых несправедливо грубым отношением А.С.Суворина к труппе», правда, впоследствии, «покаянно» вернувшись (сезон 1906/07), заставил публику «неистовствовать от восторга», играя в спектакле «Шерлок Холмс», выдержавшем более пятидесяти представлений («хлебная» пьеса Суворинского театра того сезона, переведённая Протопоповым с немецкого, инсценировка рассказов Конан Дойля. Она бы прошла и больше, но М.А.Суворин и Б.С.Глаголин захотели удвоить её успех, сочинив её продолжение (пьеса Б.С.Глаголина и М.А.Суворина «Новые приключения Шерлока Холмса», 1906); внимание публики разделилось и иссякло раньше, чем следовало ожидать. Вернувшись к Суворину Борис Глаголин, играя Холмса, «преображался из стариков в молодых и обратно, действуя ловко, быстро и чётко», и был особенно хорош, по мнению отдельных критиков, в тех сценах, где прикидывался простаком. Критика считала, что Холмс воспринят публикой, как «гений полиции-вседержительницы, разумной, справедливой, неподкупной», что успех спектакля определён «тоской буржуазного общества по порядку», но Глаголин видел в Холмсе не защитника полицейской реакции, а добродушного добровольного борца за порядок и справедливость. Однажды, играя Холмса, он позволил себе антиполицейскую отсебятину: «Знаю я вашу чрезвычайную и усиленную охрану», за что был привлечён к ответственности. Чуть раньше он в печати отстаивал право актёра на подобные поступки: «За отсутствием у нас фактической свободы слова и сходок театр неминуемо должен обратиться в место отсебятин и народных собраний».
Glagolin04 (444x700, 176Kb)
Б.С.Глаголин в роли Шерлока Холмса. 1907
1906/1907 — в конце сезона появился «Перелом» Н.Н.Муратова, пьеса, утверждавшая, что новую жизнь должны строить чиновники, миру которых был противопоставлен член Государственной думы — выходец из крестьян, он подбивал деревню на погром усадьбы, во время которой первой погибала княжна, отдавшая крестьянам своё состояние. Гримируясь одним из деятелей 1-й Думы, Б. Глаголин обращал пьесу в пасквиль.
1909/1910 — гвоздь сезона — «Шантеклер» Ростана, окружённый шумом всеевропейской рекламы, поставленный в декорациях, напоминавших «увеличенные копии с рисунков плохих ботанических атласов», и сыгранный с желанием «слишком подлинно реалистически копировать фигуры птиц и животных». Тем не менее, Глаголин в роли Шантеклера, …нашёл «и манеру держаться, и некоторый пафос с петушиным звукоподражанием, задор, лирику».
1909 — артист выступает на французской сцене, он избран почётным членом Драматической ассоциации Ниццы.
1910/11 — самый заметный спектакль сезона — его бенефис, для которого он выбрал «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца (перевод В.П.Лачинова и А.И.Светлова /А.И.Дубровского/). «Всё же во всём этом есть какой-то наивный романтизм… Притом Глаголин играет, право, недурно, с весёлой грацией нося своё звание юного, доброго и великодушного короля», — как бы нехотя признавал С.А.Ауслендер, сообщая, что на сцене были представлены «и зал Венсеннского дворца и охота, и живые лошади, на которых с опасностью для жизни скачут амазоны и амазонки». Гонорар Б.С.Глаголина за 12 лет поднялся от 60 рублей до 17 тысяч рублей. В 1911 году он уже имел официальное звание режиссёра. Весной в Суворинском театре под знаком «новых исканий» под руководством Глаголина были устроены «майские спектакли», а осенью того же года «искания» продолжил «глаголинский сезон» с необычным репертуаром и приглашением гастролёров. Первой премьерой, вызвав огромный наплыв зрителей, явилась оперетта-сказка М. Кузмина «Забавы дев», снабжённая, «с одной стороны, всевозможными орнаментами Востока, с другой стороны — намёками на так называемую современность». Используя приёмы театра миниатюр, Глаголин поставил комедию О.Уайльда «Что иногда нужно женщине» (перевод В.П.Лачинова). Он упразднил бутафорию и реквизит (артисты «делали вид, что едят тартинки, поднося ко рту пальцы»), но ввёл в спектакль чучело полосатого тигра на колёсиках и катался на нём верхом. Два спектакля «глаголинского сезона» вызвали серьёзный интерес. Н.А.Попов в декорациях Евсеева показал свою инсценировку сказок Андерсена («Оле—Лук—Ойе»), осуществлённую «при помощи средств негрубых и приёмов лёгких и грациозных». Среди участвовавшей в спектакле молодёжи выделялся М.А.Чехов (по стопам своего наставника — он исполнил травестийную роль горничной Палаши в водевиле Б.С.Глаголина «На автомобиле»). И.Ф.Шмидт по рейнгардтовскому образцу поставил «Усмирение строптивой», выдержав стиль подчёркнутой клоунады. М.Чехов признаётся, что воздействие «необыкновенной свободы и оригинальности», с которой Глаголин играл Хлестакова, были так велики, что впоследствии, уже сам исполняя эту роль, он «узнал в себе влияние Глаголина». Очень удачным было признано исполнение им роли Петра Верховенского в инсценировке романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (постановка В.П.Буренина и М.А.Суворина). Н.Долгов пишет: «Массу характерных черт внёс в передачу Петра Верховенского г. Глаголин, и его интересный рисунок был единодушно отмечен печатью». Суворинский театр переживал кризис. Не спасали и «глаголинские сезоны». Между фаворитами А.С.Суворина вспыхнул конфликт. Б.Глаголин был уволен (он вернулся в 1913 году, уже после смерти А.С.Суворина). Была предпринята попытка возвратить театр на былые позиции, но старые средства были уже недейственны, неактуальны. Всё чаще мелькали пьесы из военного быта, суворинская публика приучилась любить блеск мундира и позвякиванье шпор… 1912 — имя Б.С.Глаголина включено в английскую театральную энциклопедию, которая удостоила в то время такой чести только тринадцать деятелей русского театра. 1913 — Миронова и Глаголин играли «Царевну-лягушку» Беляева, построенную на противопоставлении великосветской среды «с её налётом современного ухарства» и «казачьей чернозёмной силы». 1916/1917 — Б.Глаголин играет Треплева в «Чайке» (постановка С.М.Надеждина, консультант В.Э.Мейерхольд, в роли Заречной — Е.М.Мунт).
Россия. Кинематограф
В марте 1914 года было организовано товарищество «Русская лента». Б.С.Глаголин, режиссёр Малого (Суворинского) театра стал во главе нового предприятия. Кроме того, он наметил ряд собственных постановок по своим же сценариям. Заслуженный артист императорских театров В.Н.Давыдов принял звание «почётного пайщика». Павильон для работы ещё не был готов, поэтому производились только наружные съёмки. 10 марта в Белоостров выезжали артисты императорских театров Уралов и Тиме для участия в съёмках финальной сцены готовящейся драмы. Новая фирма готовилась к съемкам серии картин под общим названием «Галерея современных деятелей». 1914 — 14 мая вышла первая картина «Русской ленты» «Трус». Это первая режиссёрская работа Б.С.Глаголина в кино (в соавторстве с бароном Р.Унгерном), и одна из первых сценарных работ А.И.Куприна (впоследствии писатель от своего сценария отказался). 1914 — фильм «Пётр Хлебник» (по посмертной пьесе Л.Н.Толстого «Петр Мытарь»). «Русская лента». Режиссёр Б.Глаголин. Оператор А.Печковский. В ролях: Б.Глаголин, Е.Валерская, И.Уралов. Фильм не был выпущен на экран цензурой. 1914 — фильм «Дочь Альбиона». По рассказам А.П.Чехова, к десятилетию со дня его смерти. 1914 — «Беззаконие». По рассказам А.П.Чехова, к десятилетию со дня его смерти. В главной роли Кондрат Яковлев. 1914 — 19 октября товарищество «Русская лента» выпустило драму Б.С.Глаголина «Алёша-доброволец» — фильм о мальчике, отправившемся добровольцем на фронт. 1914 — фильм «Русской ленты» по роману П. дю Террайля «Молодость Генриха IV». Режиссёр Б.С.Глаголин. 1915 — фильм «История одной девушки» («Трагедия женских переживаний», «Ты мне больше не дочь») — мелодрама, киноверсия рассказа Андреева «В подвале» (1912) товарищество «Русская лента», режиссёр Б.Глаголин. 1915 — фильм «В лапах профессора-афериста» 1916 — 18 марта «Русской лентой» Б.С.Глаголина выпущен фильм «На что государству нужны деньги» («Патриотический журнал „Русской ленты“»; съёмки А. Печковского под руководством Б.С.Глаголина). 1916 — в марте года фирмой «Русская лента Б.С.Глаголин и К°» по заказу Министерства финансов были отсняты две «кинематографические пьесы» пропагандистского характера — «Заветная кубышка» и «Все для войны». Директор Департамента полиции генерал-майор Е.К.Климович предписывал губернаторам и градоначальникам лично содействовать организации широкого показа этих кинолент, особо подчеркивая, что ввиду «исключительных целей» Святейший Синод дал разрешение на их «повсеместное демонстрирование» даже в последнюю неделю Великого поста. Позже, к концу года, число подобных кинолент значительно возросло. 1917 — «Омытые кровью» (по мотивам повести М.Горького «Коновалов»). Фильм был запрещён цензурой. После Февральской революции 1917 года картина была выпущена на экран с подзаголовком «Драма из жизни Григория Распутина». 1927 — «Кира Киралина», режиссёр Борис Глаголин сценарий — Панаит Истрати.
Новая страна — новый театр
Смелые, экспериментальные и зрелищные постановки, насыщенные яркими находками, выразительными приёмами, зачастую — провокационными, пробуждавшими сознание зрителей к видению и пониманию новой реальности через непривычные формы — таков был язык нового искусства, в чём-то — рефлексивный, в чём-то — соответствующий деструктивности происходящего. Сложные композиционные построения, эффекты, далеко не всегда находят понимание у зрителей, и это конъюнктурно используется противниками новатора для вытеснения его из творческой ниши или вообще — из цеха… Борис Глаголин не был исключением, хоть он и «продержался» дольше других…
Между тем, у артистов, действительно, искренне живущих театром, даже крайне дерзкий в своих экспериментах режиссёр, но также искренне верящий в необходимость этого нового языка, такое понимание всегда находит… О постановках Б. Глаголина в первые годы после революции известно очень мало. Исключение составляет довольно подробно изученная история театральных постановок украинского периода, рассказ о которой пребывает в полном соответствии с воспоминаниями одной из тех, кто вместе с режиссёром перешагнул временной рубеж, разделявший «театр до» и «театр после» — кто был вместе с ним в постановках богемных подвалов Санкт-Петербурга, и кто был участником выживание в новых условиях, тем не менее, продолжавшим верить ему, и продолжавшим участвовать в слагаемом им действе…
«В конце своей жизни, в Париже Ольга (Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина), как правило, не говорила о себе как об актрисе, однако любила рассказывать о своем танцевальном прошлом. Одно из воспоминаний долго её преследовало: во время гастролей в провинции, организованных Глаголиным, — это происходило в начале революции — её каждый вечер спускали на сцену на канате в пятнадцать метров длиной. Этот „нырок“ навсегда остался для неё сущим кошмаром» — Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина: «Две жизни, две эпохи, два портрета».
1917—1920 — играл в Харьковском драматическом театре. 1919 — с приходом Добровольческой армии был предан военно-полевому суду по обвинению в «красной агитации». 1921—1922 — играл в Одессе, Тифлисе.
Украина
Б.С.Глаголин гастролировал на Украине в начале 1910-х годов как артист и режиссёр Суворинского театра. В 1915 работал в Харькове в театре Н.Н.Синельникова. После 1917-го он находился здесь в качестве члена Всеукраинского театрального комитета, играл в Харькове в поставленных им самим спектаклях, — в Киеве с 1917 по 1920 год, издавал здесь свои книги, а в 1920—1921 годах — в Одессе, Одесской губернии и причерноморье с небольшой агит-труппой. 1924 — Лопе де Вега «Собака на сене» (под названием «Собака садовника»). Театр имени И.Франко Харьков. Поставил в 1924—1927 на Украине более десятка спектаклей, многие из них повторил. На сцене Одесской госдрамы он дублировал то, что ставил в Харьковском театре имени И.Франко и наоборот. Роман Э.Синклера «Христос из Уэстерн-сити» ставился им дважды под названием «Моб»: сначала — в театре «Красный факел», который тогда дислоцировался на Украине, а затем — в театре имени И.Франко. 1924, ноябрь — «Святая Иоанна» Бернарда Шоу в театре имени И.Франко. 1924 — «Поджигатели» А. В. Луначарского, театр имени И.Франко. Сценография Матвея Драка (по воспоминаниям участников постановки оформление придумывал сам Борис Глаголин). Высоко над сценой, на четырёх тросах подвешена небольшая площадка, на неё в начале спектакля вскарабкивался подвыпивший жандарм с пьяным арестантом. Держась за тросы, актёры вели пространные диалоги. Действие переносилось на освещенный прожекторами планшет сцены, где появлялась главная героиня Диана, известная кокотка Диана де Сегенкур, содержанка барона Ромодара Соловья из Лужи, которая, согласно советской авантюрной мелодраме, влюбляется в революционера Руделико — Романа Борисовича Агабекова и гибнет от ножа контрреволюционера. При её первом выходе над сценой высвечивалась вывеска «Кафе-ресторан» и огромная бутылка шампанского сама собой откупориваясь, стреляла прямо в зрителя, распространяя аромат настоящего вина — не столько театральные, сколько кабаретно-цирковые приёмы Глаголина заставляли зрителя ощутить вкус буржуазной жизни. …Чтобы вызвать тревогу, зрителей пугали внезапным грохотом в двери. В финале действие мгновенно переносилось с экрана на сцену, на зрителей надвигалась дымовая завеса, в зале между рядами бегали, «воспламеняя» публику, актёры с факелами. Своеобразный «революционный финал» — фейерия мощных мелькающих прожекторов. 1924 — в декабре в Харькове в Первом государственном Театре для детей идёт «Хобо» по роману Э.Синклера «Самуэль-искатель» (музыка Б.К.Яновского). Б.С.Глаголин спектакль подготовил с художником А.В.Хвостенко-Хвостовым. Инсценировку романа режиссёр сделал сам, кардинально его переработав. Спектакль состоял из 20 эпизодов, во многом Глаголин совершенно отошёл от оригинала, изменив характер главного героя Самуэля, ввел дополнительный персонаж из другого романа Синклера «Джунгли» — Юргиса (главный герой «Джунглей» — эмигрант из бывшей Российской империи, из Белоруссии — Б.Глаголин словно соединял два мира: американский индустриальный мир капитала и мир пролетарского Харькова. Как и позднее в «Мобе», в постановочном решении Б.С.Глаголин, использовал принцип монтажа эпизодов и кинематограф, он буквально разрезал сюжет на части. Спектакль нравился детям. А.В.Хвостенко-Хвостов, использовал фотомонтаж — огромные подвижные панно "с изображением фотографий небоскребов, нарисованных на гранях станков кубической формы. Не следует забывать, что фотография в то время была эквивалентом достоверности. Различные по величине щиты с фотомонтажом, соответствовавшие эпизодам, поднимались и опускались. Смена их вместе с изменением надписей на экране указывала на то, куда переносились события. Установка позволяла разворачивать действие одновременно и попеременно в двух плоскостях: верхней и нижней.
Glagolin05 (499x700, 233Kb)
П.С.Галаджев. Мизансцена спектакля «Озеро Люль». Рисунок для журнала «Зрелища». Сцена из спектакля «Озеро Люль» (по пьесе А.М.Файко): Б.Глаголин — Антон Прим, М.Терешкович — Натан Крон. Постановка Вс.Мейерхольда. Театр Революции. Москва. 1923. ГЦТМ имени А.А.Бахрушина.
1925 — «Мандат» Н.Р.Эрдмана в Одессе в госдраме (художники Н.И.Данилова и О.Д.Эксельбирт). «Живописная конструкция в своем основании вращающейся установки имеет целью с одной стороны дать фон мещанской, провинциальной, „карусельной“, церковной, „голубиной“ Руси, с другой — явиться механизированным символом коловращения все возрождающегося мещанства. С третьей — быть удобной площадкой для смены быстро чередующихся картин». 1925, 20 февраля — премьера спектакля «Моб» («Христос в Уэстерн-Сити») по роману Э.Синклера «Меня зовут плотником», театр имени И.Франко (художник А.В.Хвостенко-Хвостова). Эта постановка имела большой резонанс. 1925, октябрь — «Воздушный пирог» Б.С.Ромашова в театре имени И.Франко. 1926 — январь, повтор «Мандата» — Харьков. Театр имени И.Франко (оформление А.Г.Петрицкого). 1927 — февраль «Много шума из ничего» В.Шекспира в Одесской русской драме (1927).
Москва
1923—1924 — работает в Москве в Театре Революции и в Замоскворецком театре. Поставил: «Поджигатели» А.В.Луначарского, «Святая Иоанна» Б.Шоу, и др. 1923, 8 ноября — Москва. Театр Революции: Б.Глаголин играет Антона Прима в детективной мелодраме А.М.Файко «Озеро Люль». Постановка Вс. Мейерхольда, художник В.Шестаков. 1927 премьера 24 апреля — «Матрац» Б.С.Ромашова в Московском театре Революции (сорежиссёр Борис Ромашов, художник В.А.Шестаков). Во внешнем порядке постановки Бориса Глаголина этого времени (тенденции были и раньше, ещё в Суворинском) воспринимаются в большей степени как масштабный хеппенинг, мистерия в духе несколько запоздалого дада, нежели как театр футуристической направленности, точнее — это скорее театр эклектики, чем театр синтеза (конструктивистская сценография при пластике представления далёкой от строгого ритмического построения, «инкрустация» традиционных театральных приёмов в контексте экстатической зрелищности, притча в сочетании с эпатажем и т. п.), отсюда — сюрреалистические и экспрессионистские приёмы, но и зачатки театра абсурда, театра парадокса, элементы концепта, перформанса. О синтезе можно говорить только по части уже практиковавшегося слияния в одном представлении разных зрелищных жанров (буффонада, цирк, обереммергау, уличный театр и т. д.), дающих, тем не менее, целостное действо… Вердикт официоза ожидаем: «…В этот период в искусстве театра намечаются серьёзные противоречия. Ряд его спектаклей, осуществлённых режиссёром Б.Глаголиным („Поджигатели“, „Собака на сене“; „Святая Иоанна“ Шоу и др.), содержат формалистические ошибки, противоречащие основной направленности искусства театра…»
Glagolin06 (430x700, 109Kb)
Схема из американского патента Бориса Глаголина на изобретение «Вращающаяся сценическая установка». 1932
США
В 1927 году уехал на театральную выставку в Германию, оттуда — в США «для повышения творческой квалификации». Ставил в Нью-Йорке спектакли на русском языке. Б.С.Глаголин, преподававший курс драматического искусства в Технологическом институте Карнеги 10 мая 1928 года был арестован в Нью-Йорке иммиграционной службой «за незаконное проживание в Соединенных Штатах по истечении срока визы», и отправлен в тюрьму острова Эллис-Айленд. После освобождения под залог безуспешно пытался утвердиться в американском театре и кино, но вынужден был работать в студии по вышивке бархата. Эпизодически публиковал заметки о кино в русскоязычных изданиях Нью-Йорка. Нетрадиционные глаголинские постановки Шекспира на сцене Еврейского театра в Нью-Йорке вызывали раздражение и скептицизм. 1939 — фильм «Балалайка»; режиссёр Рейнгольд Шанцель, операторы Джозеф Руттенберг и Карл Фэанд, продюсер Лоурес Рейнгартен. В основу сценария Леона Гордона, Чарльза Беннетта и Жаке Деваля положена английская оперетта по книге и лирике Эрика Машвица на музыку Джорджа Посфорда и Бернарда Грюна. В Лондоне оперетта «Балалайка» пользуясь большой популярностью, шла 446 раз. Борис Глаголин в фильме исполняет эпизодическую роль. Только в последнее десятилетие XX века имя Б.Глаголина стало снова привлекать внимание исследователей. Как и Н.Н.Евреинов, он мало интересовал западных литературо- и театроведов (советских — тем более), крайне редко встречаются упоминания его даже в специальной литературе, да и то, разве что — как преподавателя сценического искусства, или — по воспоминаниям Михаила Чехова, — по нескольким фильмам, а ещё — его травести в «Орлеанской деве»… В случае с Б.С.Глаголиным неудавшееся продолжение карьеры на чужбине и, как следствие того — забвение, обусловлены в основном тем, что прибыл он в Америку в ту пору, когда бурные эксцентрически-эпатажные представления, смелые эксперименты были уже не в чести́ — зритель пресытился дадаистскими демаршами, на дворе стояла Великая депрессия, наблюдалась тенденция отката к «классическому», умиротворяющему, «успокоительному» зрелищу, эталоном «правильного театра» была система К.С.Станиславского, в самом неукоснительно строгом её понимании… Среди учеников Б.Глаголина в США самой заметной фигурой, конечно, был Юджин Лоринг (1911—1982) — прирождённый танцовщик, один из основателей современного американского балета и специфической хореографии американской тематики. Ю.Лоринг работал с Джорджем Баланчиным, Михаилом Фокиным. Он был известным балетмейстером кино, пионером среди поборников включения профессионального танца в университетские образовательные программы. Для его творческого мировоззрения характерно замечательное сочетание мастерства, стиля и сильной драматургии танца, в понимании роли которой об был признателен в первую очередь именно Борису Глаголину, что сам танцовщик неоднократно отмечал. Деятельность Ю.Лоринга (Eugene Loring) способствовала обретению самосознания американской хореографией и наиболее продуктивного пути развития. Умер в Голливуде, штат Калифорния, США, 13 декабря 1948,
Библиография
Борис Сергеевич Глаголин в России был сотрудником изданий: «Журнал Театра», «Заря», «Новое Время», «Новости», «Рампа и Жизнь» и др. Настоящий перечень включает небольшую часть его публикаций на родине, и лишь несколько — в Америке. Пьесы. Сценарии. Переводы: 1898 — «Во сне и наяву». Оригинальная комедия для детей в 3 картинах. Сочинение Б.Гусева — Санкт-Петербург.: Детский театр № 4. Типография П.П.Сойкина. 1898; 1901 — «Том Сойер», комедия в 1 действии по роману Марка Твена; 1902 — «Сказка» в 1 действии по А.Немоевскому; 1902 — «Сказка» в 1 действии отдельное издание; 1902 — «Пьесы из детской жизни». Переделки и вольные переводы: «Том Сойер», комедия в 3 картинах из романа М. Твэна «Приключения Тома»; «Во сне и наяву», комедия в 3-х картинах. «Рыцарь без страха и упрека», героический эпизод в 2-х картинах их биографии Бертрана дю-Гесклена. — 2-е издание, дополненное. — Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина; 1906 — «Новые приключения Шерлока Холмся» (с М.А.Сувориным); 1907 — «Новые приключения Шерлока Холмся». Пьеса в 4 действиях по Конан-Дойлю. В соавторстве с М.А.Сувориным. Санкт-Петербург; 1909 — «Музей восковых фигур» (с Ю.Беляевым) — постановка; 1909 — «Генрих Наваррский» перевод драмы А.Деверже (в соавторстве с Е.А.Била — постановка). Историческая пьеса в 5 действиях. Москва: С.Ф.Рассохин; 1910 — «Генрих Наваррский» — отдельное издание. Москва; 1910 — «На автомобиле. Voyage de noce» комедия в 1 действии: Из репертуара Театра Литературно-художественного кружка в Санкт-Петербурге. — Москва: С.Ф.Рассохин. 1911; 1910 — «Музей восковых фигур» драматический эскиз в 2—х картинах (с Г.Бегеэс и С.П.Спиро) — отдельное издание; 1914 — «За кулисами войны», сцены современной жизни в 4 действиях и 5 картинах; 1914 — «За кулисами войны» — отдельное издание. Петроград; 1914 — «Алеша-доброволец» драма—сценарий. Рецензии. Статьи. Очерки: С 1898 — театральный рецензент газеты «Жизнь театра», журнала «Рампа и жизнь», «Театр и искусство»; 1899 — «Опыт театральной рецензии» («Театр и искусство», № 34); 1900 — «Новое в сценическом искусстве». Санкт-Петербург; 1905 — «О свободе театра». Реферат, прочитанный в Литературно-художественном обществе 1 января 1905 год; Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина; 1905 — «Несколько слов о детском театре» 2—е издание. Саратов; 1905 — «Речь, произнесённая со сцены Саратовского Городского театра 18 октября 1905 г.» Саратов; 1906—1907 — редактор журнала «Театр Литературно—художественного общества»; 1908 — О рецензентах. Санкт-Петербург; 1911 — редактор—издатель единичного нумерованного выпуска листка Малого театра А.С.Суворина «„Веер“. Не более, как театральный журнал. Санкт-Петербург» (имеет фому раскрытого веера с текстом на обеих сторонах); 1911 — «За кулисами моего театра. Театральные эпизоды». Санкт-Петербург; 1913 — Театральные эпизоды. Санкт-Петербург. Сириус; 1914 — «Образ императора Павла». Санкт-Петербург; 1914 — Современный театр и кинематограф. Кино—курьер (Санкт-Петербург); 1917 — «Творческие пути театра». Харьков; 1917—1918 — издаёт в Одессе журнал «Театруда»; 1918 — «Образ императора Павла». «Колосья». № 17. Харьков; 1919 — «Люди труда» «Пути творчества». № Харьков; 1919 — Харьковский театр «Пути творчества». № Харьков; 1921 — «Детский театр»; 1928 — Жизнетворчество театра // Русский голос.— Нью-Йорк, 1928.— 1 декабря.— Страница 5; 1929 — К постановке «Мандат» // Русский голос.— Нью-Йорк, 1929.— 6 января.— Страница 4; 1929 — Творческий путь русского кино: 1. По американской дороге; 2. По дороге к коллективной личности // Русский голос.— Нью-Йорк, 1929.— 14 апреля.— Страница 4; 21 апреля.— Страница 3; 1929 — Письмо в редакцию, Нью-Йорк, 1929 // Известия.— Москва, 1929.— 21 ноября (№ 271).— Страница 5; Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1929.— 6 декабря (№ 6158).— Страница 1 (Глаголина «оклеветали»); 1935 — «Грим каждый день». Издательская компания Гутенберг. Мильвоки. 1935 (Every Day Make-Up. Glagolin, Boris S. Gutenberg Publishing Company, Milwaukee, 1935); 1944 — «Слово за Распутина». Из воспоминаний о себе, о постановке пьесы «Заговор Императрицы» в России 1925 года и о «Сказе на смерть Ленина». Послесловие от издателя. Издание Мэри О’Двайер. Сан-Франциско. 61 страница. 4 илллюстрации. 50 экземпляров; 1944 — «На пути ко святой Руси» — текст доклада 7 декабря на Религиозно—философском собрании «Русского центра» в Сан-Франциско. — Изд. Мэри О’Двайер. Сан—Франциско. 1944. 82 страницы. На правах рукописи. 50 экземпляров; 1946 — Путешествие через Шекспира. 1926—1946. На правах рукописи. Издание Мэри О’Двайер. 50 экземпляров; Голливуд. 1946 (Boris Serge Glagolin, 1879— . Journey Through Shakespeare, 1926—1946. Printed, as a manuscript, by Mary O’Dwyer. Limited to 50 copies. Hollywood, 1946). Литература: Лачинов В.П., Брянский А.М.Глаголин и его роли. Отзывы и портреты.— Санкт-Петербург, 1912.—44 страницы, 9 листов портретов; Ежегодник Императорских театров. 1913. № 15. В.V. Страницы 26, 32, 42; Долгов Н.Н. Двадцатилетие Театра имени А.С.Суворина: (Бывший театр Литературног-художественного общества).— Петроград, 1915.— Страницы 72, 81, 83, 106; Бурлюк Д. О Борисе Сергеевиче Глаголине // Русский голос.— Нью-Йорк, 1927.— 14 августа (№ 4288).— Страница 5; Арестован режиссер Б.С.Глаголин // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1928.— 9 мая (№ 5582).— Страница 1; Б. С. Глаголин освобожден // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1928.— 10 мая (№ 5583).— Страница 1; «Отелло» — с П.Г Баратовым в Еврейском художественном театре Шварца // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1929.— 29 января (№ 5847).— Страница 3; Камышников Л. Театральные этюды: ...«Отелло» в постановке Б. Глаголина // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1929.— 9 февраля (№ 5858).— Страница 3; Слово о Глаголине // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1929.— 7 декабря (№ 6159).— Страница 2; Б.С.Глаголин высылается из Соед. Штатов // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1930.— 6 марта (№ 6248).— Страница 1; Волошин А. Черного кобеля — не отмоешь до бела // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1939.— 24 декабря (№ 9818).— Страница 3; Протестуют... Миша Ауэр и Алексей Черкасский против письма Б.Глаголина [в газете «Холливуд Ситизен Ньюс»] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1939.— 28 декабря (№ 9822).— Страница 4; Болезнь Бориса Глаголина // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1942.— 28 октября (№ 10841).— Страница 1; Сазонова Ю. О Борисе Глаголине: (По поводу издания о нем книги) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 27 февраля (№ 11328).— Страница 3; Сазонова Ю. Книга о Глаголине [А.Мазуровой «Revelation of Russian actor»] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 11 июня (№ 11733).— Страница 8; Скончался Борис Глаголин // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1948.— 14 декабря (№ 13381).— Страница 2; Библиография периодических изданий России, 1901—1916. Л. [ГПБ]. Том 1. А—З. 1958. Страница 150 (709), Страница 584 (2885); Библиография периодических изданий России, 1901—1916. Л. [ГПБ]. Том 2. Т. 1959. Страница 352 (8233); Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 томах — Том 4. Москва. 1960; Камышников Л. Накануне «великой и бескровной»: 2. Одесские репортеры // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1961.— 23 марта (№ 17545).— Страница 2; Гатова Л. Путь актрисы // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 23 января (№ 18581).— Страница 3; Левинсон И. Во власти пленительных чар Мельпомены // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 14 июня (№ 22342).— Страница 4; История русского драматического театра. Том 7. 1808—1914. Москва: «Искусство», 1987. Страницы 304, 335, 348, 374—377, 402; «Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь.» Том 1. «С. Э.». Москва. 1989; «Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь.» Том 2. «Большая Российская Энциклопедия». М. 1992; Борис Гусев. «Уготованная судьба» // Новый Мир. 1994, № 3; Иванов В.В. Борис Глаголин: бунтарь и конформист // Театр. 2005. № 2. Страницы 96–109; Веселовская А.И. Эстетика коллажа в украинских спектаклях Бориса Глаголина 1920—х годов // Русский авангард. 1910—1920-х годов: проблема коллажа. Москва: Наука, 2005. Страницы 387-409 ISBN 5-02-033902-4; Иванов В.В. Три жизни Бориса Глаголина. Жизнь вторая // Авангард и театр 1910–1920-х годов / Ответственный редактор Г.Ф.Коваленко. Москва: Наука, 2008. Страницы 3–38; Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. — Москва: НИИ киноискусства, 2009. — Страницы 128—131. — 430 страниц. ISBN 978-5-91524-008-6; Русский Протей. Письма Б.С.Глаголина А.С.Суворину (1900—1911) и Вс.Э.Мейерхольду (1909—1928) / Публикация, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2009. Страницы 10-179; Ivanov Vladislav, Kovalova Anna. Boris Glagolin and the cinema // Studies in Russian and Soviet Cinema. , 2013. Vol. 7. № 3. P. 265–293.

Leopolda_Dostalová_-_Lady_Macbeth_1916_1 (443x700, 208Kb)
1879
Леопольда Досталова (чешское имя — Leopolda Dostalová)
чехословацкая актриса, народная артистка ЧССР (1947 г.). Родилась в Велеславине, близ Праги, в актёрской семье. Ученица Г.Квапиловой. В 1901 г. дебютировала в Национальном театре в Праге. В 1920-1924 г. выступала в пражском Городском театре на Виноградах, с 1924 г. вновь в Национальном театре. Среди лучших ролей: леди Макбет ("Макбет" Шекспира), Антигона ("Антигона" Софокла), Медея ("Медея" Еврипида), Балладина ("Балладина" Словацкого) и др. В 1950-е гг. играла роли: Мурзавецкая ("Волки и овцы" Островского), Людмила ("Драгомиры" Тыла) и др. Государственная премия ЧССР (1946 г.). Награждена Орденом Труда (ЧССР). Умерла в Праге 17 июня 1972 года. Похоронена на Ольшанском кладбище в Праге. Сочинения: Herečka vzpominá, 2 vyd., Praha, 1964. Литература: Svatopluk Beneš: Být hercem, Melantrich, Praha, 1992, str. 13, 23; B. Bezouška, V. Pivcová, J. Švehla: Thespidova kára Jana Pivce, Odeon, Praha, 1985, str. 81, 85, 97–8, 116, 120, 127, 132, 156, 168, 174, 237–8, 252–4, 260, 262, 296; František Černý: Hana Kvapilová, Orbis, Praha, 1960, str. 212, 232, 245, 248, 256, 259, 264, 288, 312, 321–2, 324–8, 331; František Černý: Kapitoly z dějin českého divadla, Academia, Praha, 2000, str. 190, 232, 284, 287, 315–6, 363, ISBN 80-200-0782-2; František Černý: Theater – Divadlo, Praha : Orbis, 1965, str. 13–4, 28, 167–8, 357, 381, 412; Jindřich Černý: Osudy českého divadla po druhé světové válce – Divadlo a společnost 1945 – 1955, Academia, Praha, 2007, str. 48, ISBN 978-80-200-1502-0; Leopolda Dostalová: Herečka vzpomíná, Praha : Orbis, 1960; Karel Engelmüller: Leopolda Dostalová, Praha : Alois Srdce, 1929; Joža Götzová: Profily českých herců, Praha : S. V. U. Mánes, nedat. (okolo 1931), str. 35, 37–41; Karel Höger: Z hercova zápisníku, Melantrich, Praha, 1979, str. 81, 345, 352, 357–9, 362, 371, 384, 412, 427, 433–4; Eva Högerová, Ljuba Klosová, Vladimír Justl: Faustovské srdce Karla Högera, Mladá fronta, Praha, 1994, str. 76–7, 133, 136, ISBN 80-204-0493-7; Eduard Kohout: DIVADLO aneb SNÁŘ, Odeon, Praha, 1975, str. 53–5, 59, 63, 71, 81, 90, 98, 116, 120, 131, 155, 163, 179; Kolektiv autorů: Dějiny českého divadla/IV., Praha : Academia, 1983, str. 18, 22, 29, 63, 67, 70, 117, 122, 127–9, 139, 241, 245–6, 248, 335, 340, 357, 361, 463, 499, 502, 522, 588, 590, 597, 601, 609, 628, 643, 645–6, 651, 658, 664; Kolektiv autorů: Národní divadlo a jeho předchůdci, Praha : Academia, 1988, str. 81–3; František Kovářík: Kudy všudy za divadlem, Odeon, Praha, 1982, str. 190, 196, 204, 230–1, 233–4, 236, 238, 248–9; Jaroslav Kvapil: O čem vím, Orbis, Praha, 1932, str. 261, 345; V. Müller a kol.: Padesát let Městských divadel pražských 1907 – 1957, Praha : Ústřední národní výbor hl. m. Prahy, 1958, str. 44, 59, 63, 85, 94, 131, 179, 182, foto 157; Osobnosti – Česko : Ottův slovník. Praha : Ottovo nakladatelství, 2008. 823 s. ISBN 978-80-7360-796-8. S.129; Karel Petrů: Národní umělkyně Leopolda Dostálová : Soupis dramatických postav, Praha : vlastní náklad, 1963; Miroslav Rutte: Žena ve vichřici, In: Žena v českém umění dramatickém, vyd. Topičova edice, Praha, 1940, str. 95–109; Z. Sílová, R. Hrdinová, A. Kožíková, V. Mohylová : Divadlo na Vinohradech 1907–2007 – Vinohradský ansámbl, Praha : Divadlo na Vinohradech, 2007, str. 25, 29, 31, 192, ISBN 978-80-239-9604-3; Miloš Smetana: Jan Tříska, nakl. XYZ, Praha, 2004, str. 59, ISBN 80-903399-5-6; Tomeš, Josef, a kol. Český biografický slovník XX. století : I. díl : A-J. Praha ; Litomyšl : Paseka ; Petr Meissner, 1999. 634 s. ISBN 80-7185-245-7. S. 252; Josef Träger: Snímky Leopoldy Dostalové na československých gramofonových deskách, Praha : Gramofonové závody, 1959; Ladislav Tunys: Hodně si pamatuju...Perličky v duši Raoula Schránila, Ametyst, Praha, 1998, str. 36–7, ISBN 80-85837-35-8; Vošahlíková, Pavla, a kol. Biografický slovník českých zemí : 13. sešit : Dig-Doš. Praha : Libri, 2010. 216-338 s. ISBN 978-80-7277-416-6. S. 337; Jiří Žák a kol.: Divadlo na Vinohradech 1907–2007 – Vinohradský příběh, Praha : Divadlo na Vinohradech, 2007, str. 179, 186, ISBN 978-80-239-9603-6.

Petar_Zivkovic (488x700, 346Kb)
1879
Петар Живкович
сербский и югославский государственный и военный деятель, премьер-министр Королевства Югославия с 7 января 1929 года по 4 апреля 1932 года. Родился в Неготине, Княжество Сербия. Выбрал военную карьеру: окончил военную академию в Белграде, затем служил в дворцовой гвардии. Участвовал в майском перевороте 1903 года, в ходе которого был убит король Александр Обренович и свергнут дом Обреновичей. Позже присоединился к движению «Белая рука», противостоявшему сербским националистам-членам «Чёрной руки». В 1921 году был назначен королём Александром I командиром дворцовой стражи югославского короля, в 1929 году — премьер-министром. Был членом Югославской радикальной крестьянской партии, которая вскоре стала единственной легальной партией в стране вследствие его реформ, направленных на подавление местного самоуправления и распространения коммунистических идей. В 1930 году получил звание генерала армии. Добровольно ушёл в отставку с поста премьер-министра в 1932 году, основав Югославскую национальную партию, став её лидером в 1936 году; в правительствах Узуновича и Жевтича был министром армии и флота, окончательно покинув правительство в 1936 году. В 1941 году, незадолго до вторжения в страну войск нацистской Германии, оставил Югославию, в 1943 году стал членом югославского королевского правительства в изгнании, будучи министром без портфеля и заместителем главнокомандующего вооружёнными силами страны. В 1946 году был заочно приговорён коммунистическими властями страны к смертной казни, ввиду чего остался до конца жизни в изгнании в Париже. Умер в Париже 3 февраля 1947 года.

Morozov_Mih-Akim (511x700, 102Kb)
1879
Михаил Акимович Морозов
советский учёный-вирусолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (1945). Работы Морозова посвящены изучению оспы людей и животных, он был автором более 150 научных работ, в том числе фундаментального труда «Атлас морфологии вирусов» (1951). Родился в Воронеже. В 1898 году окончил воронежскую гимназию, а в 1904 году — Московский университет. Был участником русско-японской и Первой мировой войн — военный врач. В 1904—1914 годах заведовал Воронежским губернским земским оспенным телятником, в 1914—1923 годах руководил организованной им в губернии пастеровской станцией (одна из первых в России), в 1923—1930 годах — Центральным государственным оспенным институтом Наркомздрава СССР. Принимал участие в разработке первых программ по борьбе с оспой в СССР. Был одним из разработчиков системы профилактики оспы в СССР, благодаря которой эта болезнь была полностью искоренена в стране в 1936 году.
Морозов Михаил Акимович (556x700, 225Kb)
С 1931 года — профессор медицины, впоследствии (1936) стал заведующим оспенным отделом Института эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи Академии Медицинских Наук СССР. М.А.Морозов путём селекции получил новые штаммы осповакцины — азинин и азининоовин, которые были приняты в производство в СССР и ГДР. 15 января 1960 года во время вспышки натуральной оспы в Москве академик выявил в биоматериале, полученном в Боткинской больнице, тельца Пашена, что позволило подтвердить диагноз и начать противоэпидемические мероприятия, направленные на ликвидацию вспышки и предупреждение эпидемии оспы. Умер в Москве в 1964 году. Награды: Орден Ленина; Орден Трудового Красного Знамени; Заслуженный деятель науки РСФСР (1943); Лауреат Сталинской премии (1952). Сын — В.М.Морозов (1907—1996) — психиатр, профессор, член-корреспондент Академии Медицинских Наук СССР. Морозовым открыт и идентифицирован вирус Strongyloplasma paravaccine вызывающая паравакцину (узелки доильщиц) у людей, также им подтверждена этиологическая роль телец Липшютца (ветряная оспа) и Пашена (натуральная оспа). Литература: Морозов Михаил Акимович / Безденежных И.С. // Большая медицинская энциклопедия : в 30 томах / главный редактор Б.В.Петровский. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — Том 15 : Меланома — Мудров. — 576 страниц. : иллюстрации; Морозова метод // Большая медицинская энциклопедия : в 30 томах / главный редактор Б.В.Петровский. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — Том 15 : Меланома — Мудров. — 576 страниц. : иллюстрации; Паравакцина / Астафьева H.В. // Большая медицинская энциклопедия : в 30 томах / главный редактор Б.В.Петровский. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1982. — Том 18 : Остеопатия — Переломы. — 528 страниц. : иллюстрации.

Evan Baillie Noel (480x700, 157Kb)
1879
Эван Бэйлли Ноэл (Evan Baillie Noel)
британский игрок в рэкетс и жё-де-пом, чемпион и призёр летних Олимпийских игр. Родился в Харроу, Большой Лондон, Англия, Великобритания. Ноэл участвовал в летних Олимпийских играх 1908 в Лондоне в соревнованиях по рэкетсу в обоих разрядах: одиночном и парном. В первом турнире он, пройдя три предварительных раунда, вышел в финал, однако его соперник Генри Лиф повредил руку в полуфинале и не стал с ним играть, и чемпионом автоматически стал Ноэл. Затем они вместе соревновались в парном разряде, но проиграли в полуфинале будущим чемпионам и заняли в итоге третье место. Через некоторое время Ноэль участвовал в одиночном турнире по жё-де-пому. Он вышел в четвертьфинал, но там проиграл будущему серебряному призёру Юстасу Майлсу. Помимо спорта, Ноэл работал спортивным журналистом в «The Times» и менеджером в теннисном клубе «Queen’s Club». Умер в Лондоне 22 декабря 1928 года.

Яковлев,_Александр_Александрович_1879-1951 (539x700, 237Kb)
1879
Александр Александрович Яковлев (старший)
русский и советский архитектор, работавший в Санкт-Петербурге (Петрограде) и окрестностях, а затем в Нижнем Новгороде (Горьком). Родился в Санкт-Петербурге. В 1903 году окончил архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (мастерская А.Н.Померанцева). После окончания учёбы отбывал в течение года воинскую повинность. С 1904 по 1912 год работал в Болгарии в городе Софии с академиком А.Померанцевым над строительством храма-памятника Александра Невского. В 1912 году получил заказ на постройку пятиэтажного приюта для детей в Санкт-Петербурге. В годы Первой мировой работал в Артиллерийском Ведомстве архитектором на Охтинском заводе взрывчатых веществ. В 1917—1920 годах работал на Кулебакском горном заводе, заведующим хозяйственно-строительным отделом. Спроектировал для завода рабочий посёлок и ряд хозяйственных построек. В 1920 году перешёл на Выксунский завод. В 1924 году переехал в Нижний Новгород, где был нанят на должность заведующего техническо-строительного отдела при Губкоммунотделе. С апреля 1929 года исполнял обязанности технического директора треста «Нижкомстрой». 1 января 1932 года назначен главным архитектором горсовета города Горького, заместителем председателя городского экспертного совета и председателем бюро по архитектурно-художественному оформлению города. С 1933 года является членом Союза архитекторов СССР. Скончалсяв городе Горький (ныне Нижний Новгород) 4 октября 1951 года. Похоронен на Бугровском кладбище.
Работы
В Софии: Церковь при Российском посольстве; Доходный дом и здание городского детского приюта. В Санкт-Петербурге: Бывшее здание приюта для детей-идиотов и эпилептиков Братства во имя Царицы Небесной с примыкающей часовней при домовой церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в неорусском стиле, завершённое А. А. Яковлевым в 1914—1915 годах, находится в Санкт-Петербурге на ул. Воскова, 1; Земледельческая колония на 200 воспитанников в Изварах (близ Гатчины): шесть корпусов-общежитий, здание школы с мастерскими, три завода — кирпичный, известковый и деревообделочный, церковь. В Нижнем Новгороде: По его проектам в Горьком построено большое количество жилых и общественных зданий и сооружений. В том числе: Чернопрудский «небоскрёб» (1927); памятник В.И.Ленину в Сормовском районе (1927); Здание школы им. 10-летия Октября на Верхне-Волжской набережной (НИИ травматологии и ортопедии) (1927—1928); жилой квартал на ул. Грузинской и Дзержинской (ныне Алексеевской) (1928); монумент героям и мученикам революции 1905 года на пл. Свободы (1930); Гостиница в Сормове (1933—1934); Жилой дом ГИИВТа на Трудовой улице (1933—1934); Комплекс жилых домов в квартале улиц Коминтерна — 50 лет Победы — Страж Революции — Гвардейцев (1937—1940); Станция «Родина» детской железной дороги; Общежитие института инженеров водного транспорта с кинотеатром «Рекорд» (1934—1938); Жилой дом горьковского архитектора А.А.Яковлева (1936—1938); Жилой дом на Ошарской улице (1935—1941); Жилые дома №№ 14, 15, 17 по Верхне-Волжской набережной (1935—1941); Здание школы советского строительства по проспекту Гагарина, 10 (1935—1941); Жилой дом завода имени М.А.Воробьёва на улице Октябрьской революции (1935—1941);
Чкаловская лестница (1943—1948, соавторы Л.В.Руднев, В.О.Мунц).
Яковлев01 (700x525, 474Kb)
Дом студента с кинотеатром «Рекорд» (ул. Пискунова, 11)
Яковлев02 (553x700, 529Kb)
Чернопрудский «небоскрёб» (улица Пискунова, 15/8)
Яковлев03 (700x528, 455Kb)
Памятник героям и жертвам революции 1905 года
Яковлев04 (700x445, 360Kb)
Чкаловская лестница
Литература: Ольга Орельская, Ирина Яковлева. Архитектор Александр Александрович Яковлев (старший). — Нижний Новгород: Кварц, 2018. — 240 страниц. — ISBN 978-5-906698-89-6; Татьяна Кучерова. Преобразователь городской среды: архитектор Александр Александрович Яковлев (1879—1951); Ирина Михайловна Яковлева. Автобиография и некоторые творения А.А.Яковлева, нашего деда. К юбилею "130 лет с дня рождения архитектора-художника" (23 января 1879 года). // sundry.wmsite.ru; Татьяна Кучерова, Ирина Яковлева. Архитектор-художник А.А.Яковлев // sundry.wmsite.ru

Ernest-Poole-B (554x700, 172Kb)
1880
Эрнест Пул (Ernest Poole)
американский журналист и писатель. Работал корреспондентом в России в 1905 и в 1917—1918. Близко стоял к рабочему движению; помогал Э.Синклеру собирать материал для «Джунглей». Наиболее социально-значительное его произведение — роман «The harbour» (Гавань, 1915) — дает картину развития нью-йоркского порта в различные периоды капитализма. В этом же романе ставится проблема положения писателя в буржуазном обществе — выбор между легким успехом и поисками социальной правды. Сам Пул в послевоенный период пошел по первому пути. Место пролетарской революции заняла послевоенная «революция» в буржуазной морали, проблема «отцов и детей», брачные неурядицы миллионеров и т. п. («Silent storms» — «Немые бури», 1927, и др.). Социальные проблемы трактуются им в плане буржуазной филантропии («Nurses on horseback», 1932). Революцию 1917 Пул встретил как поклонник «демократического развития» русской деревни под знаком кулацкой «американизации» («Village: Russian impressions» — «Деревня — русские впечатления», 1918). Манера Пула характеризуется добросовестным, несколько бесцветным реализмом. Умер 10 января 1950 года.
Сочинения: The Voice of the Street, N.Y., (1906); The Harbor (1915); His Family, N.Y., (1917); The Village; Russian Impressions, N.Y., (1918); His Second Wife, N.Y., (1918); The Dark People: Russia’s Crisis, N.Y., (1919); Blind; a story of these times , N.Y., (1920); Beggar’s Gold , N.Y., (1921); Millions, N.Y., (1922); Danger, N.Y., (1923); The Avalanche (1924); The Little dark man: and other Russian sketches (1925); The Hunter’s Moon, N.Y., (1925); With Eastern Eyes (1926); Silent Storms, N.Y., (1927); Car of Croesus (1930); Destroyer, N.Y., (1931); Nurses on horseback (1932); Great winds (1933); One of us (1934); Bridge; my own story (1940); Giants gone; men who made Chicago (1943); Great White hills of New Hampshire (1946); Nancy Flyer, a stagecoach epic (1949). Библиография: Гавань, Роман, перевод Л.Я.Круковской, издательство «Сеятель», Ленинград, 1924 (и в других издательствах: «Прибой», Ленинград, 1924; ВЦСПС, Москва, 1924); То же, сокращённый перевод Э.К.Пименовой, Гиз, Москва—Ленинград, 1926; Опасность, Роман, Под редакцией В.Азова, издательство «Петроград», Ленинград—Москва, 1925; Baldwin С.С., Men who make our novels, 3-rd. ed., N.Y., 1924; Mencken H. L., Prejudices, First series, N.Y., 1919 (резко отрицательная характеристика); van Doren С.С., Contemporary American novelists, 1900—1920, N.Y., 1923. Отзывы о романах Пула: Благой Д., «Книгоноша», 1924, № 33(64) (о «Гавани»); Динамов С., «Книгоноша», 1925, № 25 (об «Опасности»).

Vladimir_Rahr (524x700, 126Kb)
1880
Владимир (Эрвин) Фёдорович Рар (немецкое имя — Erwin Rahr)
полковник русской армии, участник Русско-японской войны и Белого движения. Двоюродный дядя деятелей эмиграции Л.А.Рара и Г.А.Рара. Родился в городе Аренсбурге (ныне — Курессааре) на острове Эзель (ныне — Сааремаа) , Лифляндская губерния, Российская империя, в лютеранской немецко-балтийской семье скандинавского происхождения, относящейся к купеческому сословию. Сын Теодора Рара (14 октября 1844—?) и его жены Луизы Каролины Юлии (28 сентября 1847—22 апреля 1909). Был пятым из десяти детей (всего в семье было 6 сыновей и 4 дочери). При лютеранском крещении, состоявшемся в местном приходе 8 марта того же года, получил имя Эрвин (позже, во время Первой мировой войны, он перешёл в православие, приняв имя Владимир). Э.Ф.Рар окончил гимназию в Аренсбурге в 1899 году, затем Алексеевское военное училище в Москве. 13 августа 1901 вышел подпоручиком в 114-й пехотный Новоторжский полк, расположенный в Митаве.
Военная деятельность
В начале Русско-японской войны в 1904 году он добровольно перевёлся в Великолуцкий 12-й пехотный полк, в рядах которого участвовал в боях в Маньчжурии. В сражении под Мукденом был ранен, но скоро опять вернулся в строй. Был награждён рядом боевых орденов. После войны, в 1905 году, он стал воспитателем в 1-м Московском Императрицы Екатерины II кадетском корпусе. Преподавал в нём и в Алексеевском военном училище также и немецкий язык. В 1905 году он женился на Юлии Хом (1877—1957), которая родила ему трёх детей — Карин (1906—1993), Владимира (1908) и Льва (1910—1935). К началу Первой мировой войны был в чине полковника. Перейдя в православие, чтобы быть одной веры со своими солдатами, приняв имя Владимир, он в 1915 году вернулся в строй на должность командира батальона 4-го гренадерского Несвижского полка. Был тяжело ранен при атаке германских позиций под Барановичами в мае 1916 года. Находясь на излечении в Москве, В.Ф.Рар был назначен временным заместителем директора 1-го Московского кадетского корпуса генерала Римского-Корсакова. После октябрьского переворота в 1917 году В.Ф.Рар во время боёв за Москву организовал оборону корпуса, обороняв казармы в Лефортово силами кадетов старших классов несколько дней против большевиков. Находясь под артиллерийским обстрелом и не получив никаких указаний от командующего округом полковника Рябцева, полковник В.Ф.Рар распустил кадет по домам в гражданской одежде, а сам присоединился к юнкерам, защищающим Кремль. Накануне сдачи Кремля скрылся, сбрил бороду и вместе с семьей в 1918 году сумел с эшелоном немцев-балтийцев и латышей перебраться в находящуюся тогда под германской оккупацией Ригу. В январе 1919 года, накануне захвата Риги Красной армией, отправил семью в Германию, а сам принял командование 3-й ротой вновь созданного Балтийского Ландесвера. После отступления из Риги, перешёл в Либаве (ныне — Лиепая, Латвия) в русский добровольческий отряд светлейшего князя А.П.Ливена, заместителем которого он был назначен. 18 марта 1919 года русский Либавский добровольческий отряд совместно с Балтийским Ландесвером взял Митаву (ныне — Елгава, Латвия). Проводя инспекцию городской тюрьмы, В.Ф.Рар заразился сыпным тифом и скончался в Митаве 16 апреля 1919 года. Он был похоронен с воинскими почестями на русском городском кладбище Митавы.
Семья
Родной брат В.Ф.Рара, Оскар Рар (11 декабря 1876—16 февраля 1919), был убит в поселке Куйвасту на острове Муху в ходе Сааремааского восстания. Другой его брат, Эрих Рар (1875—1934), работал детским врачом в Москве. Двоюродный брат В.Ф.Рара, поручик Александр Александрович Рар (1885—1952), как офицер, был интернирован большевиками в первом московском концлагере в Андрониковом монастыре. Выйдя на свободу, он принадлежал к группе офицеров, державших связь с Белой армией и готовых поддержать её в случае её приближения к Москве в 1919 году. А.А.Рар эмигрировал в 1924 году. Его сыновья Лев и Глеб стали видными деятелями русской эмиграции в Германии. Литература: Памятка Ливенца — 1919—1929. Рига 1929; Белое Дело. Летопись белой борьбы. Материалы, собранные и разработанные бароном П. Н. Врангелем, герцогом Г.Н.Лейхтенбергским и светлейшим князем Ливеном. Изд. «Медный Всадник». Книга IV. Берлин 1927; Служба Связи Ливенцев и Северозападников, № 4. Апрель 1931; Kurt v. Braatz: Fürst Anatol Pawlowitsch Lieven. Im Kampfe gegen den Baltischen Separatismus, Russischen Bolschewismus und die Awaloff-Bermondt-Affäre. Штутгарт 1926; Г.А.Рар: ...И будет наше поколенье давать истории отчет. Воспоминания. Изд-во "Русский Путь", Москва 2011 г.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку