-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111399
Комментариев: 6803
Написано: 119873


17 января родились...

Среда, 17 Января 2024 г. 05:08 + в цитатник
 (480x699, 114Kb)
1820
Анна Бронте (Anne Brontë)
английская писательница и поэтесса, младшая из трёх сестёр Бронте. Автор романов «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», а также ряда стихотворений. Родилась в Торнтоне графства Йоркшир. Энн Бронте была младшей дочерью бедного священника ирландского происхождения Патрика Бронте и его жены Марии Бренуэлл. Мать умерла, когда Энн не исполнилось и двух лет. Бо́льшую часть своей жизни Энн провела в деревне Хауорт (Западный Йоркшир). Проучившись два года в школе Роу Хэд, она начала работать гувернанткой и стала единственной из сестёр Бронте, добившейся успеха в этом деле: несмотря на неудачу при первом трудоустройстве в семье Ингэм, в дальнейшем девушка в течение пяти лет обучала и воспитывала детей семейства Робинсон. По завершении этого периода младшая Бронте, как и её сёстры, начинает литературную карьеру. В 1846 году вышел совместный сборник стихотворений Шарлотты, Эмили и Энн, в следующем году — роман Энн «Агнес Грей», основанный на её опыте работы гувернанткой. Успех пришёл к писательнице со вторым романом — «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Книга, опубликованная в 1848 году, критиковала положение женщины в семье, бросая вызов моральным устоям викторианской Англии. «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» считается одним из первых феминистских романов. Менее чем через год после издания книги 29-летняя Энн Бронте умерла от туберкулёза. По сравнению с известностью старших сестёр — Шарлотты, автора четырёх романов (включая «Джейн Эйр»), и Эмили, написавшей «Грозовой перевал», — литературная слава Энн Бронте невелика. Основной причиной этого принято считать то, что после смерти младшей сестры Шарлотта запретила к дальнейшей публикации «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла» — произведение, вызвавшее широкий резонанс в обществе. Обе книги Энн, которым присущи реализм и ирония, коренным образом отличаются от романтических произведений её сестёр — но так же, как романы Шарлотты и Эмили, стали классикой английской литературы. Отец Энн, Патрик Бронте (1777—1861), родился в коттедже из двух комнат в Эмдейле, неподалёку от деревни Лохбрикленд в графстве Даун (Ирландия). Он был старшим из десяти детей бедных ирландских фермеров Хью Бранти и Элеонор Мак-Клори. Ирландская фамилия Мак-Эй О’Прэнти (ирландское имя — Mac Aedh Ó Proinntigh) была англифицирована как Пранти (Prunty) или Бранти (Brunty). Не желая мириться с бедностью, Патрик научился читать и писать, а с 1798 года начал обучать этому других. В 1802 году, в возрасте 26 лет, он получил место на кафедре теологии кембриджского колледжа Святого Иоанна и сменил написание своей фамилии на более благозвучное — Бронте (Brontë). В 1807 году Патрик Бронте был рукоположен в священники англиканской церкви. Через несколько лет он опубликовал свои первые стихотворения, в том числе «Размышления зимним вечером» (Winter Evening Thoughts, 1810, в местной газете), а также сборник «Деревенские стихи» (Cottage Poems, 1811). В 1811 году Бронте стал приходским священником церкви Святого Петра в Хартсхеде (Йоркшир), а в следующем году был назначен экзаменатором знаний Библии в школе «Вудхаус Грув» методистской академии. Здесь, в возрасте тридцати пяти лет, он встретил свою будущую жену — племянницу директора школы Марию Бренуэлл. Мария Бренуэлл (1783—1821) родилась в семье Томаса Бренуэлла, успешного бакалейщика и торговца чаем из Пензанса, и Энн Крейн, дочери ювелира. Восьмая из одиннадцати детей, она росла в достатке и благополучии, а после того, как с разницей в год умерли её родители, уехала помогать своей тёте в школе «Вудхаус Гроув». Когда Патрик Бронте встретил Марию, ей исполнилось тридцать лет. Это была маленькая аккуратная леди, начитанная, интеллектуальная и приверженная методизму, что сразу же привлекло к ней внимание молодого человека. Социальное неравенство не помешало Марии и Патрику создать семью, 29 декабря 1812 года они вступили в брак. Мария (1814—1825), их первый ребёнок, родилась после переезда молодой семьи в Хартсхед. В 1815 году Патрик был назначен викарием при часовне в деревне Торнтон, неподалёку от Брэдфорда. В Торнтоне появились на свет другие дети: Элизабет (1815—1825), Шарлотта (1816—1855), Патрик Бренуэлл (1817—1848), Эмили Джейн (1818—1848) и Энн (1820—1849). Энн, младшая из шести детей Бронте, родилась в доме 74 на Маркет-стрит в Торнтоне, где её отец имел приход, и была крещена 25 марта того же года. Вскоре после этого Патрик Бронте получил постоянный приход в Хауорте, и в апреле 1820 года семья переехала на новое место жительства. Пасторат, состоящий из пяти комнат, стал домом для каждого из них до конца жизни. Энн едва исполнился год, когда здоровье её матери значительно ухудшилось. Мария Бренуэлл умерла 15 сентября 1821 года от рака матки. Не желая, чтобы дети росли без женского внимания, Патрик Бронте пытался найти новую супругу, но безуспешно. В Хауорте поселилась Элизабет Бренуэлл (1776—1842), которая изначально приехала сюда ухаживать за умирающей сестрой, а впоследствии, руководствуясь чувством долга, навсегда посвятила себя воспитанию её детей. Элизабет была строгой женщиной, ожидавшей от своих племянников уважения, а не любви. Между ней и старшими детьми не было почти никакой привязанности, но младшая, согласно традиции, была её любимицей. Энн спала с ней в одной комнате, и они стали очень близки. Возможно, это оказало влияние на характер и религиозные взгляды девочки. Согласно биографии Шарлотты, написанной её подругой Элизабет Гаскелл, Патрик Бронте вспоминал, что интеллект младшей дочери развился очень рано: однажды он спросил, чего бы она хотела больше всего, и та ответила: «Прожитых лет и жизненного опыта». На тот момент Энн было четыре года. Весной 1824 года Патрик отправил старших дочерей (Марию, Элизабет, Шарлотту и Эмили) в школу в Крофтон-Холле (Крофтон, Западный Йоркшир), а позднее в школу Clergy Daughters (Кован-Бридж, Ланкашир). После того, как Мария и Элизабет умерли от туберкулёза (6 мая и 15 июня соответственно), Шарлотта и Эмили были немедленно возвращены домой. Внезапная смерть старших детей так расстроила мистера Бронте, что он больше не желал куда-либо отпускать оставшихся. В последующие пять лет обучение сестёр и брата проходило дома, в основном под руководством отца и тёти. У детей не возникало желания общаться со своими сверстниками — они предпочитали компанию друг друга. Площадкой для детских игр стали вересковые пустоши около Хауорта. Домашнее обучение Энн включало в себя музыку и рисование. Бренуэлл, Эмили и Энн получали уроки игры на фортепиано на дому от органиста из церкви в Китли. Все дети развили хорошие навыки рисования благодаря урокам Джона Брэдли, который также проживал в Китли. Элизабет Бренуэлл пыталась обучить девочек ведению домашнего хозяйства, но они уделяли гораздо большее внимание литературе. Обширная библиотека отца служила для них источником знаний. Они читали Библию, а также Гомера, Вергилия, Мильтона, Байрона, Скотта, Шекспира и других авторов, статьи из журналов Blackwood’s Magazine, Fraser’s Magazine и The Edinburgh Review; а также изучали историю, географию и биографии. Чтение помогало развиваться детскому воображению, которое нашло выход в творчестве, когда в июне 1826 года отец подарил Бренуэллу набор игрушечных солдатиков. Всех их вместе дети называли «Двенадцать», а каждому в отдельности они придумали своё имя и характер. Далее последовало создание воображаемого мира, африканского королевства Ангрия, описания которого снабжались нарисованными картами и пейзажами. Дети писали повести о его обитателях, в частности, о жителях столицы — «Стеклянного Города», который позже стал называться Верреополис, а ещё позднее был переименован в Вердополис. Фантазийные миры и королевства постепенно приобретали черты реальности: в них присутствовали монархи, национальные герои, преступники, иммигранты, были армии, школы, гостиницы и издательства. Государства имели свои газеты, журналы и хроники, которые дети записывали в очень маленьких тетрадках таким мелким почерком, что прочесть написанное можно было лишь с помощью увеличительного стекла. В 1831 году Эмили и Энн отделились от Шарлотты и Бренуэлла, чтобы создать собственный мир — Гондал. Подобные увлечения детей Бронте помогли вырасти их литературным талантам, проявившим себя позднее. Энн была очень близка с Эмили, особенно после того, как в январе 1831 года Шарлотта уехала в школу Роу Хэд, возглавляемую мисс Маргарет Вулер. Когда Эллен Насси, школьная подруга Шарлотты, посетила Хауорт в 1833 году, она отметила, что Эмили и Энн были «как близнецы», «неразлучные подруги». Она описывает Энн: «Милая, нежная Энн была внешне не похожа ни на кого из её семьи. Она была любимицей своей тёти. Её волосы светло-каштанового цвета ниспадали на шею изящными кудрями. Глаза её были фиалково-синими, брови — тонко очерченными, а цвет кожи ясным и бледным. В ту пору она ещё не закончила своего обучения и уделяла особое внимание шитью под присмотром тёти.» Обучением Энн занималась также старшая сестра, приехавшая из Роу Хэд. Шарлотта вернулась туда в качестве учителя 29 июля 1835 года. Её сопровождала Эмили, как ученица, чьё образование финансировалось преподавательской деятельностью старшей сестры. Но спустя несколько месяцев тоска Эмили по дому отразилась на её здоровье, и ближе к октябрю она вернулась в Хауорт, а на её место взяли Энн. В пятнадцать лет Энн впервые уехала из дома в школу Роу Хэд, где завела нескольких друзей. Она прилежно занималась, желая получить образование, которое в дальнейшем помогло бы ей зарабатывать на жизнь. Энн проучилась два года, возвращаясь домой только на Рождество и летние каникулы. В декабре 1836 года пребывание в школе было отмечено медалью за примерное поведение. Не похоже, что Энн и Шарлотта были близки во время их нахождения в Роу Хэд. В письмах Шарлотта почти не упоминает о младшей сестре, однако беспокоится о её здоровье. К декабрю 1837 года у Энн развился острый гастрит. Помимо этого, она переживала религиозный кризис. Моравский священник несколько раз навещал её, предполагая, что её недомогание отчасти вызвано стрессом от конфликта с местным англиканским духовенством. Позднее Шарлотта попросила отца забрать Энн домой, пока та полностью не поправится. Будучи дочерью бедного священника, Энн была вынуждена изыскивать средства к существованию. Её отец не имел частного дохода, а пасторат после его смерти должен был отойти обратно церкви. И спустя год после окончания школы, в возрасте 19 лет, девушка приступила к поискам работы. Учительская деятельность или работа гувернанткой были одними из немногих профессий, доступных в то время для образованной, но бедной женщины. В апреле 1839 года Энн получила должность гувернантки в семье Ингэм, жившей в Блейк-Холле, неподалёку от Мирфилда. Дети, чьим образованием она занималась, оказались избалованными и непослушными, они издевались над своей гувернанткой. Ей стоило больших усилий контролировать поведение воспитанников и обучать их. Она не могла применить к ним никакого наказания, а когда жаловалась родителям на их непослушание, то получала выговор за отсутствие должного прилежания к труду. Семья Ингэм осталась недовольна работой Энн и вскоре уволила её. На Рождество 1839 года юная леди вернулась домой, к Шарлотте и Эмили, которые также оставили работу гувернантками, и Бренуэллу. Время, проведённое в Блейк-Холле, оказалось печальным опытом, который Энн детально воссоздала в своём автобиографическом романе «Агнес Грей». Само же поместье Блейк-Холл послужило прототипом Грассдейл-Мэнора — места жительства Артура Хантингдона из романа «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». По возвращении домой Энн повстречала Уильяма Уэйтмена (англ. William Weightman; 1814—1842). Молодой человек начал работать в приходе с августа 1839 года. Ему было 25 лет, и он получил двухлетний лиценциат по теологии в Даремском университете. Уэйтмен был тепло принят в приходе. В это время Энн писала стихи, из которых можно предположить, что она была в него влюблена. Однако по этому поводу мнения исследователей не совпадают. Единственной, кто высказал свои возможные подозрения о чувствах Энн, была Шарлотта. Однажды она сказала Эллен Насси, что её сестра и Уильям Уэйтмен «смотрятся вместе как картинка». В Хауорте Уильям, обладающий привлекательной внешностью и умением располагать к себе людей, вызвал неподдельный интерес. Его доброжелательность по отношению к сёстрам Бронте произвела на них впечатление. Характер Уильяма Уэйтмена схож с тем, которым Энн наделила Эдварда Уэстона, персонажа «Агнес Грей». Это младший священник, к которому испытывает симпатию Агнес; он побудил главную героиню романа вновь увлечься поэзией. Возможно, чувства Энн к Уэйтмену не были взаимными, и он обращал на неё не больше внимания, чем на старших сестёр Бронте или Эллен Насси. Неизвестно, считала ли Энн, что молодой человек заинтересовался ею. В любом случае, её стихи описывают внешне незаметные, но сильные эмоции, скрытые ото всех и не предполагающие ответа. Возможно и то, что привязанность к Уэйтмену, изначально слабая, со временем переросла в более глубокое чувство. Позднее Энн могла общаться с Уильямом во время своих отпусков, проводимых дома, особенно летом 1842 года, когда других сестёр не было в Хауорте. Уильям Уэйтмен умер от холеры в том же году. Энн выразила свою скорбь в стихотворении «I will not mourn thee, lovely one», назвав Уэйтмена «наш любимый». Во второй раз Энн устроилась работать гувернанткой в семью преподобного Эдмунда Робинсона и его жены Лидии, которые жили в поместье Торп-Грин, располагавшемся неподалёку от Йорка. Это было в 1840 году. Торп-Грин послужил прототипом поместья Хортон-Лодж, описанного в романе «Агнес Грей». У Энн было четверо учеников: пятнадцатилетняя Лидия, тринадцатилетняя Элизабет, двенадцатилетняя Мэри и восьмилетний Эдмунд. Вначале она столкнулась с трудностями, уже испытанными ею в Блейк-Холле. Записи в дневнике Энн говорят о том, что она скучала по дому и своим родным, желая оставить работу, которая ей не нравилась. Её спокойное и доброжелательное обращение с детьми не помогало в их обучении. Но несмотря на внешнее смирение, Энн была настроена решительно и, опираясь на опыт, полученный в Блейк-Холле, в конце концов смогла дисциплинировать своих подопечных. Её работодатели были очень довольны, а сёстры Элизабет и Мэри Робинсон стали её подругами на всю оставшуюся жизнь. В последующие пять лет Энн проводила со своими домашними не более полутора месяцев в году, приезжая в Хауорт в июне и на Рождество; всё остальное время занимала работа у Робинсонов. Энн была обязана сопровождать семью в ежегодных поездках в Скарборо. В летние месяцы 1840—1844 годов Энн проводила на курорте до пяти недель. Она очень любила это место, ставшее прообразом приморского городка в последних главах «Агнес Грей» и деревни Линден-Кар в «Незнакомке из Уайлдфелл-Холла». Несмотря на то, что Энн уже имела работу у Робинсонов, она вместе с Шарлоттой и Эмили подумывала об открытии собственной частной школы. В качестве одного из вероятных мест её размещения сёстры рассматривали пасторат. Но этим планам не суждено было осуществиться, и Энн вернулась в Торп-Грин. Она вновь оказалась дома в начале ноября 1842 года, на похоронах тёти. Шарлотта и Эмили были в это время в Брюсселе. Элизабет Бренуэлл оставила каждой из своих племянниц по 350 фунтов. В январе 1843 года Энн вернулась к Робинсонам и попросила их взять на работу своего брата, Бренуэлла. Его приняли обучать Эдмунда, который стал уже слишком взрослым для занятий с гувернанткой. Бренуэлл, в отличие от Энн, не жил в одном доме с Робинсонами. Внешнее спокойствие Энн было результатом внутренней борьбы, уравновешивавшей сильные эмоции и разум, чувство ответственности и решительные намерения. Каждая из трёх сестёр Бронте работала гувернанткой или учительницей, имея проблемы со своими подопечными и поддержкой работодателей, все они тосковали по дому, но только Энн оказалась достаточно упорной, чтобы добиться успеха в своей работе. В последующие три года Энн и Бренуэлл продолжали учительствовать в Торп-Грине. За это время Бренуэлл завёл роман с миссис Робинсон, женой своего работодателя. Летом 1845 года Энн оставила работу гувернантки, вернувшись домой вместе с братом. Она не указывала причин своего ухода, но принято считать, что поводом для этого послужила её осведомлённость об отношениях между Бренуэллом и миссис Робинсон. Брат Энн был уволен, когда мистер Робинсон узнал о его отношениях со своей супругой. Несмотря на поведение брата, Энн сохранила близкие отношения с Элизабет и Мэри Робинсон — они продолжали оживлённую переписку. Сёстры Робинсон приезжали навестить Энн в декабре 1848 года. Энн уже не была связана работой, и она увлекла Эмили в путешествие по тем местам, которые узнала и полюбила за пять лет. Первоначально сёстры намеревались посетить Скарборо, но вместо этого они отправились в Йорк, где Энн показала Эмили Йоркский собор. Летом 1845 года все четверо детей Бронте оказались дома с отцом. Ни у кого из них не было перспектив дальнейшей трудовой деятельности. Тогда же Шарлотта обнаружила стихотворения Эмили, о существовании которых ранее знала только Энн, соавтор сестры по «Хроникам Гондала». Старшая Бронте предложила опубликовать их. Когда Энн показала Шарлотте и свои стихи, та, приняв обычный покровительственный тон, отозвалась о них как о «тоже не лишённых своеобразного милого пафоса». В конце концов сёстры, всё же достигнув взаимопонимания, решили издать сборник стихотворений на деньги, оставленные им тётей. О своих намерениях они не стали говорить никому: ни Бренуэллу, ни отцу, ни своим друзьям. Эмили и Энн предложили к публикации по 21 стихотворению, Шарлотта — 19. Не желая, чтобы половая принадлежность авторов оказала влияние на мнение о сборнике, каждая из сестёр взяла себе «мужской» псевдоним, начальные буквы которого были такими же, как в её собственных имени и фамилии. «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов» (Шарлотты, Эмили и Энн Бронте) поступили в продажу в мае 1846 года. Стоимость издания составила примерно ¾ ежегодного жалованья Энн в Торп-Грине. 7 мая первые три копии сборника были доставлены сёстрам. Книга получила три одобрительных отзыва критиков, но продавалась плохо — в год публикации было куплено всего два экземпляра. Несмотря на это, Энн позднее издала и другие свои стихотворения: «Три ориентира» («The Three Guides»; Fraser’s Magazine, август 1847), «Не верь, коль говорят…» («Believe not those who say…»; Fraser’s Magazine, декабрь 1847), «Узкий путь» («The Narrow Way»; Leeds Intelligencer и Fraser’s Magazine, декабрь 1848). «Агнес Грей» Ещё до опубликования сборника стихотворений сёстры начали работу над новым проектом. Каждая из них готовила к публикации собственный роман: «Учитель» (Шарлотта), «Грозовой перевал» (Эмили), «Агнес Грей» (Энн). В июле 1846 года три готовых рукописи были отправлены лондонским издателям. После нескольких отказов «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн были приняты к публикации Томасом Коутли Ньюби (Лондон), тогда как «Учитель» был отвергнут всеми издателями, которым его посылали. Невзирая на неудачу, Шарлотта вскоре закончила свой второй роман, «Джейн Эйр», — и он был немедленно принят лондонским издательским домом Smith, Elder & Co и опубликован раньше, нежели произведения Эмили и Энн, которые «задержались в печати». Второй роман Шарлотты был отлично принят читателями сразу же после публикации. Тем временем Эмили и Энн были вынуждены выплатить 50 фунтов в качестве издержек на печать. В конце концов Ньюби, убеждённый успехом «Джейн Эйр», опубликовал «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». Произведения пользовались большим успехом, но гораздо более драматичный «Грозовой перевал» полностью затмил «Агнес Грей». Второй роман Энн, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», был опубликован в последнюю неделю июня 1848 года. Книга имела феноменальный успех — её первый тираж был полностью распродан всего за шесть недель. У британских издателей сложилось мнение, что под псевдонимами «Каррер Белл», «Эктон Белл» и «Эллис Белл» скрывается один и тот же человек. Предлагая американским издателям три рукописи: «Джейн Эйр», «Грозовой перевал» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла», именно последнюю они называли лучшей из трёх книг автора Белла. В США роман пользовался ещё большей популярностью, чем в Великобритании, американские критики отнеслись к обоим произведениям писательницы гораздо благосклоннее, нежели британские, — в журнале Literature World об «Эктоне Белле» отзывались как о литературном гении, чьи романы не уступают книгам Чарльза Диккенса: «Какими бы неприятными эти произведения [«Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»] ни находили незрелые умы, не способные отсеять мякину пошлости от ценного зерна гения, тяготящего их, очень многие будут радостно приветствовать их появление, наслаждаясь свежестью и мощью, дерзким и красноречивым развитием внешне скрытых страстей человеческого сердца, которое много интереснее прослеживать, нежели бродить беспокойными тропами и тёмными аллеями, которыми блуждающий огонёк гения Диккенса так долго водил умы общественности.» «Незнакомка», возможно, является самым шокирующим из произведений сестёр Бронте. Реалистичные описания проявлений алкоголизма и распущенности не могли оставить равнодушными читателей викторианской эпохи. Хелен Грэхем, незнакомка (в оригинале англ. The Tenant — арендатор) из Уайлдфелл-Холла, привлекает внимание Гилберта Маркхема, и тот постепенно раскрывает её загадочное прошлое: как она начала заниматься живописью, зарабатывая таким способом на жизнь, и почему убежала от своего распущенного мужа, Артура Хантингдона. В настоящее время сложно оценить, насколько дерзкий вызов бросила «Незнакомка» социальным устоям и закону. В 1913 году Мэй Синклер сказала, что волна от грохота двери, которую захлопнула Хелен Хантингдон перед лицом своего мужа, прокатилась по всей Англии. Героиня Энн в конечном счёте покидает супруга, чтобы спасти их общего сына от дурного влияния отца. Она пишет картины, чтобы прокормить себя и ребёнка, живёт под вымышленным именем и старается держаться подальше от общества, опасаясь разоблачения. Совершив подобное, она нарушает не только обычаи общества, но и государственный закон. Вплоть до конца XIX века замужняя женщина не имела никаких юридических прав: не могла владеть частной собственностью, подавать на развод и контролировать воспитание своих детей. Если жена пыталась жить отдельно от мужа, то он имел полное право потребовать её возвращения. Если она забирала своих детей, это считалось похищением. Наконец, самостоятельное зарабатывание денег юридически расценивалось как кража, поскольку все средства замужней женщины по закону принадлежали её супругу. Среди критиков распространено мнение, что одним из основных поводов для изображения в романе распущенности, проявлений алкогольной зависимости и употребления опиума был печальный опыт морального падения брата Энн — Бренуэлла. Тема последствий алкоголизма для викторианской Англии была непроста — о ней предпочитали умалчивать. Современные критики также признают «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла» одним из первых феминистских романов. В июле 1848 года, желая развеять слух о том, что три «брата Белла» были одним человеком, Шарлотта и Энн отправились в Лондон, к издателю Джорджу Смиту, в обществе которого провели несколько дней. Много лет спустя после смерти Энн он изложил свои впечатления о ней в журнале «Корнхилл». По его словам, она была «нежная, тихая, смиренная, отнюдь не красотка, но приятной наружности. Её манеры странным образом выражали просьбу о защите и поддержке, и подобное вызывало симпатию». В своём предисловии ко второму изданию «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла», которое вышло в августе 1848 года, Энн разъяснила цели, с которыми она написала роман. Это был ответ на обвинения критиков (в числе которых была и её сестра Шарлотта), считавших изображение Артура Хантингдона чересчур натуралистичным и шокирующим: «Когда мы имеем дело с порочными и безнравственными персонажами, я считаю, что лучше изображать их такими, какими они являются на самом деле, нежели такими, какими нам бы хотелось их видеть. Следуя правилу показывать нечто плохое в наименее отвратительном свете, писатель, несомненно, имеет наилучшие намерения; но является ли этот путь самым честным и верным? Что лучше: выявить все западни и ловушки на пути молодого и безрассудного путешественника или прикрыть их ветками и цветами? О читатель! Если бы было поменьше всех этих красивых сокрытий фактов, поменьше шёпота: «Мир! Мир!» — когда мира нет, то тогда меньше бы греха и страданий выпадало на долю молодых людей обоих полов, которые вынуждены получать знание жизни из собственного горького опыта.» Помимо этого, Энн резко осудила тех критиков, чьё мнение о литературном произведении и суждения о том, что следует или не следует писать, зависели от половой принадлежности автора. Её слова разрушают стереотипный образ Энн, «кроткой и нежной»: «Я полагаю, что хорошая книга является таковой, вне зависимости от пола её автора. Все романы существуют или должны быть написаны для чтения и мужчинами, и женщинами; и я никак не могу уяснить, почему мужчина может позволить себе написать нечто такое, что будет позорным для женщины, а женщине нельзя писать о том, что будет правильным и подобающим для мужчины.» Растущая популярность романов «братьев Беллов» возродила интерес к «Стихотворениям Каррера, Эллиса и Эктона Беллов», впервые опубликованным издательским домом «Эйлотт и Джонс» (Aylott and Jones). Оставшийся тираж был выкуплен издательством «Смит, Элдер и Ко» (Smith, Elder & Company) и выпущен в новой обложке в ноябре 1848 года. Продавался сборник по-прежнему плохо. Только на пороге тридцатилетия сестёр Бронте успешная литературная карьера стала для них реальностью. Однако семью ожидал период несчастий: уже через десять месяцев с момента публикации «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла» троих из детей Патрика Бронте, включая саму Энн, не будет в живых. Здоровье Бренуэлла ухудшалось в течение последних двух лет, но регулярное употребление спиртного пациентом не давало обратить на это должного внимания. Он умер утром 24 сентября 1848 года, в возрасте тридцати одного года. Эта внезапная потеря стала потрясением для всей семьи. Среди причин смерти указывались хронический бронхит и общая атрофия, но в наши дни, исходя из симптомов недомогания, принято считать, что он болел ещё и туберкулёзом. Зимой 1848 года вся семья страдала от простуд и кашля. Больше всего опасений вызывало состояние здоровья Эмили. Она стремительно угасала в течение последующих двух месяцев, отказываясь от любой медицинской помощи вплоть до утра 19 декабря, когда, чувствуя сильную слабость, проговорила: «Если вы пошлёте за доктором, то я поговорю с ним». Но было слишком поздно — и в два часа дня, после короткой отчаянной попытки уцепиться за жизнь, Эмили умерла; ей было тридцать лет. Энн тяжело перенесла смерть сестры, и горе подорвало её здоровье. После Рождества она заболела гриппом. Симптомы болезни всё усиливались, и в январе отец вызвал для неё врача из Лидса, который диагностировал прогрессирующий туберкулёз, сказав, что шансы на выздоровление крайне малы. Энн восприняла новость с присущими ей решимостью и самообладанием. В отличие от Эмили, она принимала все необходимые лекарства и следовала советам врачей. В том же месяце она написала своё последнее стихотворение «A dreadful darkness closes in…», в котором рассматривает своё осознание смертельной болезни. Состояние здоровья Энн колебалось в течение нескольких последующих месяцев, постепенно ухудшаясь. В феврале 1849 года самочувствие Энн немного улучшилось, и она приняла решение вновь посетить Скарборо — в надежде, что смена обстановки и свежий морской воздух помогут ей справиться с болезнью. 24 мая 1849 года Энн, попрощавшись с отцом и прислугой в Хауорте, отправилась вместе с Шарлоттой и её подругой Эллен Насси в Скарборо. По дороге они на сутки остановились в Йорке, где Шарлотта и Эллен, катая Энн в инвалидном кресле, совершили несколько покупок и по её просьбе посетили Йоркский собор. Несмотря на лечение и заботу близких, силы Энн быстро истощались; ко времени прибытия в Скарборо было ясно, что ей осталось жить считанные дни. В воскресенье 27 мая больная спросила у сестры, не лучше ли ей, Энн, вернуться в Хауорт и умереть в родных стенах. Врач, посетивший Энн в тот же день, сообщил ей, что она находится при смерти. Младшая Бронте спокойно восприняла его слова. Она выразила любовь и благодарность Шарлотте и Эллен и, чувствуя горе сестры, прошептала ей: «Мужайся». Энн умерла, оставаясь в сознании, в понедельник 28 мая 1849 года в два часа пополудни. В последующие дни Шарлотта приняла решение «оставить цветок там же, где он упал». Энн была похоронена не в Хауорте, как вся её семья, а в Скарборо. Погребение состоялось в среду, 30 мая, поэтому Патрик Бронте не смог приехать — при всём желании он не успел бы преодолеть расстояние в 70 миль (110 км), отделяющее Хауорт от Скарборо. Бывший директор школы Роу Хэд, Маргарет Вулер, будучи в то время в Скарборо, присутствовала на траурной церемонии вместе с Шарлоттой и Эллен Насси.
 (523x698, 211Kb)
Могила писательницы находится на кладбище при церкви Святой Марии — там, где открывается вид на бухту. На надгробии написано: «Здесь покоятся останки Энн Бронте, дочери преподобного Патрика Бронте, имеющего приход в Хауорте, Йоркшир. Она умерла 28 мая 1849 года, в возрасте 28 лет». В действительности Энн было 29 лет. Спустя год после смерти Энн, когда её романы потребовали дальнейшего переиздания, Шарлотта запретила к повторной публикации «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла». В 1850 году она писала: «Уайлдфелл-Холл» едва ли представляется мне желанным для сохранения. Выбор темы в романе был ошибкой; она была так мало схожа с характером, вкусами и идеями нежного, застенчивого и неопытного автора. Поступок Шарлотты стал главной причиной того, что Энн осталась в тени славы своих сестёр. Роман Энн, с его описаниями сцен физического и психологического насилия, указывающий на необходимость разрешения разводов, был слишком смелым для викторианской эпохи. Впоследствии романы Шарлотты и «Грозовой перевал» Эмили продолжали издаваться, закрепив за старшими сёстрами писательскую славу, в то время как Энн была забыта. Долгое время считалось, что в сравнении со своими сёстрами — Шарлоттой, наиболее продуктивной как писательница, и Эмили, признанным гением — младшая Бронте была совершенно незначительным автором. Причина этого кроется ещё и в том, что Энн резко отличалась от своих сестёр — и как личность, и как писатель. Сдержанная, рассудительная, реалистическая манера автора «Агнес Грей» гораздо ближе к «Доводам рассудка» Джейн Остин, чем к «Джейн Эйр» Шарлотты. Педантичный реализм и социальная критика «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла» не имеют ничего общего с романтизированной жестокостью «Грозового перевала» Эмили. Религиозные взгляды универсалистки Энн, отражённые в её романах и напрямую высказанные в её стихотворениях, не разделялись её старшими сёстрами. Проницательная проза Энн Бронте имеет иронический оттенок, свидетельствующий об авторской бескомпромиссности в выявлении и описании общественных проблем. Шарлотта Бронте традиционно считается первым в истории литературы автором, представившим в качестве главной героини романа бедную некрасивую гувернантку. Тем не менее, ещё за девять месяцев до того, как Шарлотта приступила к работе над «Джейн Эйр», Энн в своей книге «Агнес Грей» описала жизнь внешне неприметной девушки, вынужденной устроиться на должность домашней учительницы. Элизабет Лэнгленд называет Энн в числе первых писательниц, ведущих повествование от лица женщины. Она же указывает на беспрецедентность самого́ выбора героинь обоих романов младшей Бронте. Агнес Грей — обычная, ничем не примечательная девушка, не обладающая ни красотой, ни достатком; ей нечем привлечь внимание читателей или мужчин — персонажей романа. Но Энн делает Агнес Грей повествователем — и вот обыкновенная девушка начинает возбуждать интерес и любопытство. В произведениях Энн события, частично или полностью, излагаются из женских уст. В романе «Агнес Грей» главная героиня использует доверительное обращение — «Читатель». Возможно, всё это стало примером для старшей сестры: очевидно, история гувернантки, рассказанная в «Агнес Грей», оказала значительное влияние на последующее творчество Шарлотты, в особенности на её романы «Джейн Эйр» и «Городок». До «Джейн Эйр» старшая Бронте никогда — даже в своих ранних произведениях — не описывала события от лица женщины. Книга «Агнес Грей» после выхода из печати почти не привлекла внимания критиков, тогда как публикация «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла» вызвала в литературных кругах настоящий скандал. Несмотря на то, что многие признавали за романом неоспоримые литературные достоинства, такие как «мощь» и «эффектность», почти все отзывы о книге сводились к тому, что это — неподходящий выбор для женской читательской аудитории. Утверждалось, что роман изобилует отвратительными сценами распущенности, не несущими никакого предостережения или наставления, но лишь «портящими» произведение. В предисловии к сокращённому изданию «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла», выпущенному в 1900 году, писательница Мэри Уорд, известная своими антифеминистскими убеждениями, критиковала автора за «узость взглядов» и «отсутствие воображения», заявляя, что Энн Бронте все помнят не как автора этого романа, а всего лишь как младшую сестру Шарлотты и Эмили. Несмотря на то, что к началу XX века об Энн Бронте сформировалось мнение как о писательнице совершенно незначительной в сравнении со своими сёстрами, у неё по-прежнему находились поклонники в литературной среде. Так, ирландский писатель Джордж Мур утверждал, что Энн Бронте «обладала всеми качествами, которые были у Джейн Остин, а также многими другими» и что «поживи она хотя бы на десять лет дольше, она бы заняла в литературном мире место рядом с ней, возможно, даже выше. Он же считал «Агнес Грей» «самой совершенной прозой в английской литературе», полагая её повествовательную манеру «простой и прекрасной, как муслиновое платье». Хотя Мур отдавал предпочтение дебютному роману Энн, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», по его мнению, обладала редчайшим литературным качеством «неистовства». В 1959 году вышли из печати сразу две биографии Энн Бронте, в которых были предприняты попытки переоценить масштаб её творчества. Несмотря на это, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» не добилась признания большинства критиков даже после своей первой экранизации в 1968 году. В своём эссе о романе «Грозовой перевал» Дерек Трэверси вскользь упоминает о втором романе Энн как о «книге, которой нечего предоставить кроме того, что гораздо более высоко ценимо в романах её сестёр». Лишь к концу XX века критики начали постепенно признавать самостоятельную литературную значимость младшей Бронте. Так, Элизабет Лэнгленд в своей биографии Энн Бронте писала: «Стоит поразмыслить, что́ было бы, если бы «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» публиковалась бы и далее, как «Агнес Грей», чтобы критики имели возможность вновь ознакомиться с более значительным романом Энн и измерить существенный рост в художественном плане между двумя этими произведениями. Сама Шарлотта никогда не достигла широты воображения Энн. Более того, Энн было всего двадцать восемь лет, когда она закончила «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла»; в том же возрасте Шарлотта написала только «Учителя». Барбара и Гарет Ллойд Эванс в своей книге «Общедоступный путеводитель по [семье] Бронте» (Everyman’s Companion to the Brontës) утверждали: «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте заставляет большинство писательниц нашего времени устыдиться, однако она до сих пор не получила должного признания как роман, который по структуре, стилю, ясности тематики соответствует лучшим произведениям её сестёр. Кроме того, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» провозглашает и утверждает женскую независимость не менее смело, чем любой из романов Шарлотты. Она отличается от творений сегодняшних крикливых «прозелиток» здравомыслием, проницательностью и отсутствием слезливости по отношению к женщинам.» В настоящее время, когда интерес к женскому литературному творчеству возрастает, оценки жизни и произведений Энн Бронте активно пересматриваются. Процесс переосмысления значения работ писательницы приводит к признанию того факта, что она — не только младшая сестра Шарлотты и Эмили Бронте, но вполне самодостаточная и значимая литературная фигура. В деревне Хауорт, ставшей второй родиной для сестёр Бронте, установлен памятник — скульптурное изваяние фигур трёх писательниц. В честь сестёр Бронте назван кратер на Меркурии. Первой экранизацией «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла» стал четырёхсерийный телевизионный сериал (1968) британского режиссёра Питера Сэсди. Главные роли в сериале исполнили Джанет Манро, Корин Редгрейв и Брайан Маршалл. В 1996 году британский режиссёр Майк Баркер снял по тому же роману одноимённый телесериал, в котором играли Тара Фицджеральд, Руперт Грейвс, Тоби Стивенс и другие актёры.

Bartoszewicz,_Julian_(1821-1870) (612x700, 464Kb)
1821
Юлиан Бартошевич (польское имя — Julian Bartoszewicz)
польский историк и педагог. Родился в Бяла-Подляска, Царства Польского, Российской империи. С 1839 года Юлиан Бартошевич являлся стипендиатом Царства Польского, обучаясь на историко-филологическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. После его окончания с 1842 по 1863 год работал учителем гимназий, сперва в Варшаве (где одновременно занимал должность главного библиотекаря Публичной Варшавской библиотеки), а в 1847 году был переведён учительствовать в провинцию. Причиной этого послужила напечатанная в «Библиотеке Варшавы» статья о Елене Ивановне, дочери Ивана III, жене польского короля Александра Ягеллончика. Цензурой статья была признана отрицательно затрагивающей русские национальные интересы, весь тираж «Библиотеки Варшавы» был конфискован и уничтожен. С 1863 назначен куратором Главной польской библиотеки. Сотрудничал с нелегальным изданием «Dzwon Duchowy» (1863). В 1863—1866 — преподаватель истории Польши в мужской гимназии Варшавы. Среди его учеников был будущий писатель Генрик Сенкевич. В начале 1868 году Юлиан Бартошевич был уволен с государственной службы на пенсию. Умер в Варшаве 5 ноября 1870 года. Его сын Казимир (род. 1852) также стал литератором; он оставил после некоторые труды по истории литературы и издал все сочинения своего отца. Также Казимир Бартошевич был редактором нескольких газет, в частности «Kurjer Krakowski». Бартошевич считал, что главным заданием историка является сбор исторических данных, что он и делал всю свою жизнь. На основе собранных им исторических источников, опубликовал во «Всеобщей энциклопедии» С.Оргельбранда 1291 статью. Занимался исследованием польского средневековья, позже историей XVIII века. Помещал свои научные статьи и публикации в: «Библиотеке Варшавы», «Niezabudce», «Księdze Świata», «Przeglądzie Naukowym» и «Tygodniku Ilustrowanym». Избранные работы: Arcybiskupi gnieźnieńscy i prymasi, 1858—1865; Hetmani polni koronni i Wielkiego Księstwa Litewskiego, 1860—1865; Kościoły warszawskie rzymskokatolickie opisane pod względem historycznym, 1855; Królewicze biskupi. Żywoty czterech kapłanów, 1851; Nowa epoka literatury historycznej polskiej; pomysłach historycznych Augusta Bielowskiego,1852; Panowie niemieccy na dworze Stanisława Augusta. Wizerunki osób historycznych, 1852; Poglądy na stosunki Polski z Turcją i Tatarami,1860; Zamek Bialski (dzieje miasteczka, obrazy z życia magnatów,Akademia Bialska); Znakomici mężowie polscy w wieku XVIII. Wizerunki historyczne, t. 1-3, 1856; Pamiętniki Krzysztofa Zawiszy, Wojewody Mińskiego, 1862; Nowa epoka literatury historycznej polskiej и др. Большая часть его работ посвящена биографическим исследованиям. Литература: Бартошевич, Юлиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Бартошевич, Юлиан // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург.—Москва, 1896—1918; Pamiętniki Krzysztofa Zawiszy, Wojewody Mińskiego.

1821
Маркиз Джузеппе Кампори (итальянское имя — Giuseppe Campori)
итальянский историк. Брат Чезаре Кампори. Особенно важен изданный им сборник писем к Галилею: «Cartaggio Galileiano inedito» (1881). Автор многочисленных исследований по истории искусства, преимущественно его родины Модены, основанных на изучении первоисточников. Опубликованные труды: «Delle opere di pittori modenesi» (1844—1845); «Gli artisti italiani e stranieri negli stati Estensi» (1855); «Della vita e delie avventure del Marchese Alessandro Malaspina» (2-е издание, 1868); «Notizie perla vita di Ludovico Ariosto» (2-е издание, 1871); «Lettere artistiché inedite»(1866); «Una vittima della storia» (1866); «Memorie biografiche degli scultori, architetti, pittori nativi di Carrara etc.» (1873); «Centotre lettere inedite di Sommi Pontefici» (1878); «Cartaggio Galileiano inedito» (1881); «Torquato Tasso e gli Estensi» (1883). Умер в городе Модена (Эмилия-Романья, Королевство Италия) 19 июля 1887 года. Литература: Кампори, Джузеппе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1823
Жан Фогт (французское имя — Jean немецкое имя — Vogt; настоящее имя Иоганн Фогт; иногда Фохт)
немецкий пианист, музыкальный педагог и композитор. Родился в Гросс-Тинце, ныне Легницкий повят, Польша. Учился в Берлине у Августа Вильгельма Баха и Эдуарда Августа Грелля, затем изучал игру на органе в Бреслау у Иоганна Юлиуса Зайделя и Адольфа Фридриха Хессе. В 1850—1855 гг. жил и работал в Санкт-Петербурге как органист и учитель фортепиано, затем некоторое время работал в Дрездене. В 1865—1871 гг. преподавал в Берлине в Консерватории Штерна, затем на протяжении двух сезонов работал в Нью-Йорке, после чего вернулся в Берлин. Среди композиций Фогта выделялась оратория «Лазарь»; ему принадлежит также фортепианное трио и многочисленные пьесы для своего инструмента. Умер в Эберсвальде 31 июля 1888 года.

Gustav_Hermann (548x700, 267Kb)
1827
Густав Герман фон Альвенслебен (немецкое имя — Gustav Hermann von Alvensleben)
прусский кавалерийский генерал. Густав Герман фон Альвенслебен родился в Ратенове, второй сын генерала от кавалерии Гебхарта Карла Людольфа фон Альвенслебена. Образование получил в Берлинском и Потсдамском кадетских корпусах. В качестве офицера генерального штаба принимал участие в войнах Пруссии с Данией в 1864 году, в которой отличился при штурме Дюппельских укреплений, с Австрией в 1866 году и с Францией в 1870—1871 годах. Последнюю кампанию он сделал во главе 15-го уланского полка, участвуя с ним с большим успехом в делах под Мецом, где был ранен. За эту кампанию Густав Герман фон Альвенслебен был награждён орденом «Pour le Mérite».
Затем, последовательно командуя кавалерийскими бригадой и дивизией, Альвенслебен в 1886 году получил в командование 5-й армейский корпус. В 1874 году он был произведён в генерал-майоры и в 1880 году — в генерал-лейтенанты. В 1886 году он получил чин генерала от кавалерии и возглавил 13-й (Вюртембергский) армейский корпус.
В 1890 году Альвенслебен вышел в отставку и был пожалован орденом Чёрного орла. Густав Герман фон Альвенслебен умер в замке Мёкмюль (Хайльбронн, Баден-Вюртемберг) 1 февраля 1905 года.
Gustav Hermann von AlvenslebenBerlichingen-grabmal13 (525x700, 522Kb)
Похоронен на кладбище в Ягстхаузене.
Источники: Альвенслебены, фон // Алжирские экспедиции — Аракчеев, граф, Алексей Андреевич. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911. — Страницы 355—356. — (Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие] ; 1911—1915, том 2). Литература: Hellmut Kretzschmar. Geschichtliche Nachrichten von dem Geschlechte von Alvensleben seit 1800. Burg/Magdeburg 1930. S. 26–29; Kurt von Priesdorff. Soldatisches Führertum. Band 9, Hanseatische Verlagsanstalt Hamburg, ohne Jahr, S. 120–124.

usov (451x700, 172Kb)
1827
Сергей Алексеевич Усов
русский зоолог, археолог, искусствовед. Родился в Москве. Дворянин Саратовской губернии. Окончил курс в Московском дворянском институте и поступил в Московский университет на 2-е физико-математическое отделение философского факультета, откуда, не окончив курса, был уволен из-за какого-то дисциплинарного проступка, с правом поступить на государственную службу. С 1849 года по 1852 год служил в Московской казённой палате канцелярским служителем 1-го разряда, коллежским регистратором, губернским секретарём. В 1858 году Усов экстерном сдал экзамены в Московском университете и был утверждён в степени кандидата естественных наук. 29 декабря 1861 года Усов был допущен к преподаванию зоологии позвоночных на время командирования, читавшего этот курс профессора за границу, а с 1864 года продолжил чтение курса в качестве стороннего преподавателя. В 1865 году он защитил диссертацию «Зубр» и был утвержден магистром зоологии; в 1866 году он — доцент кафедры зоологии. В 1868 году Усов, после защиты докторской диссертации «Таксономические единицы и группы», утверждён экстраординарным профессором; с 1871 года он — ординарный профессор. В 1881—1886 годы Усов преподавал историю искусств в гимназии Поливанова. В 1886 году по выслуге 25 лет по учебной части С.А.Усов был оставлен в университете ещё на пять лет. Усов был одним из главнейших деятелей и инициаторов основания Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений и зоологического сада в Москве (ныне Московский зоопарк), а после смерти К.Ф.Рулье редактором «Вестника естественных наук», издававшегося Московским обществом испытателей природы. Вместе с Л.П.Сабанеевым Усов основал журнал «Природа». Впоследствии когда количество подписчиков на серьёзный научный журнал стало уменьшаться Сабанеев объединил его с «Журналом охоты» кан научно-популярный «Природа и охота». Известен как энергичный защитник Университетского устава 1863 года. С именем С.А.Усова связаны знаменитые «усовские четверги», на которых по воспоминаниям А.Н.Северцова бывали и историк В. О. Ключевский, и литераторы С.А.Юрьев, Н.И.Стороженко, и А.Н.Веселовский, и талантливый математик (и философ) Н.В.Бугаев, и М.Н.Лопатин со своими философами-сыновьями, и профессор Я.А.Борзёнков, и Л.И.Поливанов, и, наконец, даже „сам“ Л.Н.Толстой. С.А.Усов скончался в Москве 8 ноября 1886 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Кроме диссертации, напечатал ряд популярных статей в «Вестнике естественных наук». Кроме того, занимался археологией и напечатал в изданиях археологического общества «Объяснение керченских фресок»; «Мозаика в церкви Преображения в монастыре святой Екатерины на Синае»; «Миниатюры к греческому тексту евангелия VI века, открытому в России»; «Заметка о древних русских деньгах по Русской Правде»; «Замечательный ковер в Героне»; «К истории московского Успенского собора». Благодаря Усову появилась (1865) первая книга, целиком посвященная изложению дарвинизма в научно-популярной форме: перевод книги Ролле с изложением учения Дарвина. В 1909 г. наследники преподнесли в дар Московскому университету личную библиотеку С.А.Усова, всего 3103 томов книг по зоологии и биологии. В настоящий момент личная библиотека С.А.Усова хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова. Сочинения: Сочинения, том 1 – Статьи зоологические, под редакцией М.А.Мензбира, Москва, 1888. Литература: Мензбир М., Сергей Алексеевич Усов, Москва, 1887; Райков Б.Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, том 4, Москва – Ленинград, 1959.

Brodowski (525x700, 157Kb)
1828
Юзеф Бродовский (встречается, как Юзеф Бродовский-младший) (польское имя — Józef Brodowski)
польский художник. Представитель шляхетского рода герба Лада. Родился в Варшаве, в семье с богатыми художественными традициями. Сын художника, педагога, крупнейшего представителя классицизма в польской живописи Антония Бродовского. Младший брат художника Тадеуша Бродовского. Первые уроки живописи получил у отца. Позже в 1844—1851 обучался в Школе изящных искусств в Варшаве под руководством Рафала Хадзевича.
Brodowski_Napoleon_Elbe (700x458, 361Kb)
Переправа Наполеона через Эльбу (1895)
Большое влияние на творчество художника оказал профессор рисунка и живописи, пейзажист Ян Пиварский. В 1853 в качестве стипендиата вместе с Войцехом Герсоном, отправился в Санкт-Петербург для продолжения учебы в Императорской Академии художеств. До 1856 его педагогом был академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств Б.П.Виллевальде. После окончания петербургской академии Ю. Бродовский уехал во Францию, где в Париже, совершенствовал мастерство под руководством «короля баталистов» Ораса Верне. В 1858 совершил поездку в Италию, через год вернулся на родину. Умер в родном городе 4 сентября 1900 году и похоронен на варшавском кладбище Старые Повонзки. Ю.Бродовский известен, благодаря своим картинам батального и исторического жанров. Писал также жанровые полотна и пейзажи. Активно сотрудничал в качестве иллюстратора с еженедельником «Tygodnik Ilustrowany», в котором также было напечатано много репродукций его картин (1860—1898). Среди любимых тем его произведений были кони.
Brodowski-jozef-na-polu (700x455, 331Kb)
На поле битвы
Избранные картины: Ян II Казимир во время битвы под Берестечком (совместно с Ю.Коссаком, 1854); Переправа через трясину (цикл «Старые дороги», 1874); На поле битвы; Стадо (1885); Битва с крестоносцами (1887); Переправа Наполеона через Эльбу (1895); Гусары на отдыхе; Благородные кони у крыльца; Пожарная бригада Краковского предместья едет на пожар (1871). Литература: Feliks Kopera: Brodowski Józef (II). W: Polski Słownik Biograficzny. T. 2: Beyzym Jan — Brownsford Marja. Kraków: Polska Akademia Umiejętności — Skład Główny w Księgarniach Gebethnera i Wolffa, 1936, s. 448. Reprint: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, Kraków 1989, ISBN 8304032910

 (595x699, 75Kb)
1828
Эде Ременьи (Ede Remenyi; настоящее венгерскре имя — Эдуард Гофман, Eduard Hoffmann)
венгерский скрипач и композитор. Родился в Мишкольце. Музыкальное образование получил в Будапештской консерватории. Участвовал в революционном движении 1848г. и был вынужден эмигрировать в США. С начала 1850-х гг. концертировал в европейских странах; в 1852-53гг. совершил концертную поездку вместе с И.Брамсом. С 1854г. служил придворным солистом в Лондоне. В 1860 г. был амнистирован австро-венгерским правительством и поселился в Вене, где стал профессором консерватории, по классу скрипки. Одновременно продолжал гастролировать; в 1865г. выступал в России. С 1875г. в основном жил в Париже. Ременьи писал виртуозные пьесы для скрипки; многие из них построены на темах венгерских народных мотивов. Умер в Нью-Йорке 15 мая 1898 года. Сочинения: скрипичный концерт; пьесы для скрипки, скрипичные транскрипции ноктюрнов Дж.Филда, вальсов, полонезов и мазурок Шопена, пьес Баха, Шуберта и др. Литература: Sas E., Remenyi, Budapest, 1934.

1830
Блез Александр Дегофф (французское имя — Blaise Alexandre Desgoffe)
французский художник, племянник художника Александра Дегоффа. Родился в Париже. Художественное образование получил в Парижском училище изящных искусств, потом работал под руководством И.Фландрена и Бугеро. Посвятил себя живописи исключительно неодушевленных предметов — различных металлических и деревянных предметов, ювелирных изделий, стеклянных сосудов, ковров, всякого рода тканей и т. п. В отношении красивой группировки подобных предметов, а еще больше в отношении рельефности и правдивости их воспроизведения он почти не имеет соперника между современными живописцами «мёртвой природы» не только во Франции, но и во всей Европе.
Особенно восторженные похвалы художественных критиков заслужили его картины: «Аметистовая ваза XVI столетия»; «Старое грушевое дерево»; «Чай в мастерской художника»; «Шлем и щит Карла IX»; «Корона французских королей». Умер в родном городе 2 мая 1901 года. Литература: Сомов А. И. Дегофф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Derunov_Savva (514x700, 197Kb)
1830
Савва Яковлевич Дерунов
русский поэт, прозаик, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Савва Яковлевич Дерунов родился в деревне Большие Ветхи, Ериловская волость, Пошехонский уезд, Ярославская губерния (ныне Пошехонский район, Ярославская область), в семье крепостного крестьянина. Пошехонского уезда Ярославской губернии (ныне Пошехонского района Ярославской области). В 7 лет Савва остался без отца и был вынужден работать батраком. Самостоятельно овладел грамотой; большую роль в его развитии сыграла бабушка, познакомив с фольклором. В 9 лет отправился работать прислугой в принадлежавший земляку кабак в городе Устюжна Новгородской губернии. В 1844 году сбежал оттуда в московскую пивную, которую содержал муж его двоюродной сестры Дуни. В Москве положительно повлиял на его развитие родственник мужа Дуни старообрядец и начетчик Андриан. За пристрастие к книгам посетители пивной прозвали Савву «буфетчиком с книжкой». Вскоре он начал слагать песни. Благодаря собственному труду и помощи родных Савве удалось откупиться за 300 рублей от рекрутского набора, после этого он женился на девушке из родных мест. В 1855 году Дерунов с семьёй вернулся в деревню, где занялся сельским хозяйством, купив участок земли в селе Козьмодемьянское на берегу реки Шексны. С 1862 года в печати появляются стихи Саввы Яковлевича — в «Грамотее», «Мирском вестнике», «Иллюстрированной газете». В 1865 году выдвинут гласным от Ефимовской волости, в 1868 году избран в члены Пошехонского земского собрания. Защищал крестьянские интересы, что привело к установлению за ним тайной полицейской слежки. В июле 1873 года заключён в Пошехонскую тюрьму за неодобрительные отзывы об императоре Александре II, через год освобождён на поруки общественности. Как земский деятель Дерунов являлся поборником народного просвещения: добивался удлинения учебного года и срока обучения, устройства общежитий при школах, расширения женского образования, увеличение доли естественнонаучных предметов; по его предложению в земских школах Ярославской губернии стал применяться звуковой метод обучения грамоте. В 1880-е годы печатается в газетах «Рыбинский листок», «Ярославские губернские ведомости», «Северный край», журналах «Воскресный досуг», «Нива» и др. В эти же годы издавал для народа «розовые книжки», подобно «красным книжкам» Николая Некрасова. Отдельными изданиями сочинения Дерунова не выходили. В 1857 году Дерунов познакомился с поэтом Иваном Суриковым, с которым поддерживал переписку до смерти последнего, участвовал во всех изданиях его литературного кружка самоучек из крестьян. Находился в хороших отношениях с оказавшим на него немалое влияние поэтом Леонидом Трефолевым. Переписывался с писателями-самоучками Матвеем Козыревым, Алексеем Разорёновым, Спиридоном Дрожжиным, Иваном Белоусовым, Максимом Леоновым. В старости внезапно ослеп, но продолжал творческую деятельность — за ним записывала его дочь. Умер 24 августа 1909 года. Как поэт С.Я.Дерунов является последователем Алексея Кольцова, Ивана Сурикова и Николая Некрасова. Природа у Дерунова изображена в светлых, ясных тонах. Основная тема его гражданской лирики — бедственное положение народа. Помимо стихов и поэм («Морозко» на основе народной сказки «Два мороза», «Бобыль», незаконченная «На Волге») Савва Яковлевич писал драматические произведения (сцены «У кабака», народные драмы «Кулак» и «Через золото льются слёзы») и прозу (рассказы, повесть «Ельник»). Дерунов — автор статей по этнографии и вопросам устного народного творчества; в различных изданиях он публиковал материалы о традициях и обрядах, сказки и песни Пошехонского уезда. Литература: Астафьев А.В., Астафьева Н.А. С.Я.Дерунов // Писатели Ярославского края. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — Страницы 150-158. — 248 страниц. — 5000 экземпляров; Дерунов С.Я. Жизнь одного ярославца (автобиографическая повесть) // Родная речь, 1897, № 14-24.

William_Wright_orientalist_bust (510x700, 124Kb)
1830
Уильям Райт (William Wright)
британский семитолог. Родился в Малайя (Бенгалия). Учился в Сент-Эндрюсском университете, Университете Галле и Лейденском университете. В 1855—1856 годах — профессор арабского языка в Университетском колледже Лондона, в 1856—1861 годах — в Дублине. В 1861—1870 годах — сотрудник отдела рукописей Британского музея. С 1870 года — Адамсовский профессор арабского языка в Кембридже. С 1876 года — член-корреспондент Петербургской Академии Наук. В обучении арабскому языку продолжает использоваться его «Грамматика». Многие его работы по сирийской литературе сохраняют свою научною ценность, особенно каталоги Британской библиотеки и Кембриджской университетской библиотеки. Умер в Кембридж 22 мая 1889 года. Труды: The book of Jonah in four semitic versions: Chaldee, Syriac, Aethiopic and Arabic. London, 1857; A Grammar of the Arabic Language. 2 vols. London, 1859—1862; Contributions to the apocryphal literature of the New Testament / collected and edited from Syriac manuscripts in the British Museum, with an English translation and notes, by W. Wright. (1865); The departure of my Lady Mary from this world / edited from two Syriac MSS. in the British Museum, and translated by W. Wright. (1865) (Journal of sacred literature and Biblical record for January and April, 1865); The homilies of Aphraates, the Persian sage / [by] Aphraates, the Persian sage. (1869); Catalogue of Syriac Manuscripts in The British Museum acquired since the year 1838. 3 vols. (1870); Apocryphal Acts of the Apostles / edited from Syriac manuscripts in the British Museum and other libraries by William Wright. 2 vols. (1871); Fragments of the Turras mamlla nahraya or Syriac grammar / of Jacob of Edessa : edited from mss. in the British Museum and the Bodleian Library by W. Wright. (1871); Fragments of the Curetonian Gospels [in Syriac] / ed. by W. Wright. (1872); Fragments of the Homilies of Cyril of Alexandria on the Gospel of S. Luke. (1874); The chronicle of Joshua the stylite: composed in Syriac A.D. 507. With a translation into English and notes by W. Wright. (1882); The book of Kalilah and Dimnah / translated from Arabic into Syriac. (1884); S. Ignatius. Revised texts with introductions, notes, dissertations, and translations. Gr., Lat., Eng.-Syriac remains of S. Ignatius. (1885).; Some apocryphal Psalms in Syriac. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, June 1887; Lectures on the Comparative Grammar of the Semitic Languages. Cambridge, 1890; A short history of Syriac literature. (1894); Epistolae Pilati et Herodis graece. (W. Wright’s translation of the Syriac version.) Gr. & Eng. (1897); Ecclesiastical history of Eusebius in Syriac / edited from the manuscripts by William Wright and Norman McLean, with a collation of the ancient Armenian version by Adalbert Merx; translated from the Greek by C.-F. Crusé. (1898); A Catalogue of the Syriac manuscripts preserved in the library of the University of Cambridge. By William Wright & Stanley Arthur Cook. (1901). Литература: Fück J. Die arabischen Studien in Europe. — Leipzig, 1955. — S. 172, 183, 185, 198, 200, 206, 215, 278, 280, 282; Bernhard Maier. Semitic Studies in Victorian Britain. A portrait of William Wright and his world through his letters. Würzburg, 2011

Баганц_ф.ф. (574x700, 232Kb)
1834
Фёдор Фёдорович Баганц (немецкое имя — Friedrich Heinrich Bagantz)
художник—маринист, профессор Морского кадетского корпуса, единственный из русских художников совершивший кругосветное плавание, и удостоенный за свои акварели звания художник I класса. Родился в Санкт-Петербурге, в семье часового мастера, Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы, и приехавшему в Петербург при императоре Александре I. В 1846 году Баганц поступает в знаменитое Главное немецкое училище Святого Петра и заканчивает его в 1850 году. Затем в этом же году он поступает в Императорскую Академию Художеств на класс исторической живописи профессора А.Т.Маркова. Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, он получает серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года на соискание Большой серебряной медали и звания художника он выставляет сразу три пейзажа и по решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года удостаивается звания «свободного художника». Это даёт возможность Баганцу выйти из цехового общества Митавы, куда он был приписан по рождению. После окончания Академии Художеств в 1860 Баганц плодотворно работает над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С.А.Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Дальнейшая судьба Баганца оказалась тесно связанной с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А.П.Боголюбова, в мае 1862 года Баганц получил место учителя рисования при Морском кадетском корпусе и назначение на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря».
Село_Пермское,_1866 (700x463, 297Kb)
Вид села Пермское, в настоящее время Комсомольск-на-Амуре. Рисунок Ф.Ф.Баганца
В 1864—1865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Баганц вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесённый императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф.Ф.Баганц был награждён званием художника I степени и бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах. Желая отвлечься от своего горя, Баганц отправился в новое морское путешествие, ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставили в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот, и проволочек удалось доставить больного сына в Санкт-Петербург, где он вскоре умер — 21 февраля 1873 года. Литература: Павелкина А.М. Петербург неузнаваемый в акварелях Ф.Ф.Баганца. — Санкт-Петербург: Крига, 2005. — 96 страниц — 1000 экземпляров. — ISBN 5-901805-21-6; Верховская И.Б., Цветкова Н.А. Художник-путешественник Ф.Ф.Баганц. // Тр. ГМИ. Санкт-Петербург, 1998. Выпуск 3. Страницы 81–91; Врангель Н. Двенадцатый год и иностранные художники XX века в России // Старые годы. Санкт-Петербург, 1912. Июль–сентябрь. Страница 23; Окладников А.П., Крушанов А.И. Незаслуженно забытые картины художника Ф.Баганца о Дальнем Востоке // Труды Академии Наук СССР (Дальневосточный филиал). Серия историческая. Благовещенск, 1963. Том 5. Страницы 154–161; Баганц Ф. Вокруг света / перевод и предисловие К.А.Стожаровой. Санкт-Петербург, 2004.


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку