-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111399
Комментариев: 6803
Написано: 119873


26 декабря родились...

Вторник, 26 Декабря 2023 г. 10:06 + в цитатник
Gombos_Gyula (508x700, 264Kb)
1886
Дьюла Гёмбёш, граф Якфа (венгерское имя — Gyula Gömbös)
венгерский крайне правый политик и военный, один из лидеров антикоммунистического «Сегедского движения», активный участник свержения Советской республики. Близкий соратник Миклоша Хорти. Премьер-министр Королевства Венгрия в 1932—1936 годах. Ориентировался на итальянский фашизм и германский национал-социализм. Родился в Мурга, медье Тольна, Австро-Венгрия, в семье сельского учителя, дунайского шваба. Семья Гёмбёш принадлежала к венгерской Евангелическо-Лютеранской Церкви. В 1897—1901 учился в Евангелическом лицее Шопрона. В 1901 поступил в военное училище Печа, окончил в 1905 в звании энсина. Был определён на службу в пехотный полк австро-венгерской армии, дислоцированный в Загребе. В составе австро-венгерских войск Дьюла Гёмбёш участвовал в Первой мировой войне. Окончил войну в звании капитана. Политически Гёмбёш был правым популистом, сторонником Независимой партии мелких хозяев. Несмотря на своё немецкое происхождение, он стоял на позициях венгерского национализма, резко критиковал Габсбургскую империю, выступал за отделении от Австрии и независимость Венгрии. В ноябре 1918 года Дьюла Гёмбёш решительно поддержал Революцию астр. При этом его политические взгляды эволюционировали в направлении правого радикализма. 19 января 1919 года Гёмбёш возглавил Венгерскую ассоциацию национальной обороны (MOVE) — ультраправую военизированную организацию, типологически сходную со фашистским Союзом борьбы (но возникшую раньше итальянского аналога). Провозглашение Венгерской советской республики привело к консолидации венгерских антикоммунистических сил. Антисоветский военно-политический центр сложился в Сегеде под руководством Миклоша Хорти. Дьюла Гёмбёш вошёл в ближайшее окружение Хорти и занял пост военного министра в правительстве венгерских «белых». Вооружённые формирования под командованием Гёмбёша сыграли важную роль в свержении советской республики и послужили основой для воссоздания венгерской национальной армии. Гёмбёш также пытался разложить изнутри Венгерскую Красную армию. После разгрома Венгерской советской республики силами чехословацко-румынской интервенции и сегедских отрядов Гёмбёш активно участвовал в белом терроре и преследовании венгерских евреев. С другой стороны, в 1921 году Гёмбёш сыграл решающую роль в вооружённом отпоре монархистам и пресечении попытки возвращения на венгерский престол Карла Габсбурга. Дьюла Гёмбёш выступал как идеолог и политический лидер «Сегедского движения» — венгерской разновидности фашизма. Он призывал к установлению в Венгрии режима по образцу фашистской Италии. Вокруг Гёмбёша группировались правые радикалы, иногда с криминальным уклоном, типа Миклоша Козмы и Пала Пронаи. Эта группировка, объединяла в основном «джентрийские» элементы и выдвигала радикальные популистские установки. Данная тенденция вызывала серьёзные опасения у традиционной элиты, интересы которой выражало консервативное правительство графа Бетлена. На этой почве у Гёмбёша возникли осложнения с Хорти, опиравшимся на консервативные круги. Хорти через Козму передал Гёмбёшу угрозу «расстрелять с болью в сердце», после чего Гёмбёш временно ограничил политическую активность. По некоторым сведениям, он переориентировался на контакты с изготовителями фальшивых фунтов стерлингов.
GyulaGombosByTiborPolya (413x700, 330Kb)
Во второй половине 1920-х годов Дьла Гёмбёш возобновил активную политическую деятельность. Покинув консервативно-хортистскую Партию национального единства, он учредил в 1924 году Партию защиты расы, впоследствии переименованную в Венгерскую партию национальной независимости. Партия занимала ультраправые позиции, выступала под лозунгами крайнего национализма, расизма, антикоммунизма, антилиберализма и антисемитизма. Во внешней политике объявлялась программа реванша и возвращения территорий, утраченных по Трианонскому договору. В социально-экономической сфере Гёмбёш требовал общественного контроля над капиталом и проведения «последовательно христианского курса». В 1928 году произошло политическое примирение Гёмбёша с Хорти и Бетленом. Гёмбёш взял назад прежние радикальные призывы, в том числе погромно-антисемитские, и вернулся в Партию единства. На следующий год он получил воинское звание генерал-майора и пост министра обороны в правительстве Бетлена. Великая депрессия начала 1930-х тяжело отразилась на венгерской экономике и дестабилизировала политическую ситуацию. В 1931, после десятилетнего премьерства, ушёл в отставку Иштван Бетлен. В сентябре 1932 за ним последовал кабинет Дьюлы Каройи. Безработица в Венгрии достигла 60 %. Активизировались крайние радикалы слева и справа. В такой обстановке 1 октября 1932 года регент Хорти назначил главой правительства Дьюлу Гёмбёша. Своё правительство Гёмбёш характеризовал как «христианско-национальное и авторитарное». На посту премьер-министра он объявил программу социальных реформ. В политической сфере она сводилась к резкому ужесточению режима и усилению репрессий. В идеологии и культуре шла массированная пропаганда националистических «духовных скреп». Велась подготовка к запрету Социал-демократической партии и подчинению профсоюзов государству. Гёмбёш провозглашал откровенную ставку на насилие как «приемлемый метод управления государством, позволяющий направлять ход истории в интересах не узкой клики, а всей нации». Социально-экономическая политика была направлена на стимулирование национального производства за счёт государственной поддержки и развития общественных работ. Этот курс принёс определённые результаты: в 1935 году объём промышленного производства достиг докризисного уровня. Важнейшей внешнеполитической целью Гёмбёша была ревизия Трианонского договора. Гёмбёш был сторонником т. н. «Белого интернационала Рим-Вена-Будапешт»: альянса правоавторитарных государств — хортистской Венгрии, муссолиниевской Италии и австрофашистского режима. Активизировались дружественные контакты с Польшей Юзефа Пилсудского, Гёмбёш был удостоен высшей польской награды. Гёмбёш ориентировался также на тесный союз с Третьим рейхом. В 1933 году он стал первым главой иностранного правительства, совершившим визит в гитлеровскую Германию. Германия предоставила Венгрии крупный кредит. В 1935 году Венгрия и Германия заключили секретное соглашение о сотрудничестве, в котором был также затронут вопрос о разделе Чехословакии по этническому принципу. По ряду признаков, Гёмбёш планировал кардинальную трансформацию венгерского режима в подобие германского национал-социализма (высказывания такого характера отмечались в его контактах с Германом Герингом). Эти планы вновь вызвали недовольство консервативных кругов во главе с Хорти, встал вопрос об отстранении Гёмбёша с премьерского поста. Однако 6 октября 1936 года Дьюла Гёмбёш скончался в Мюнхене от почечной недостаточности.
Gömbös_Gyulasir (525x700, 491Kb)
Похоронен на кладбище Керепеши в Будапеште.
Награды: Кавалер орденской цепи Заслуг Венгрии; Орден Белого орла. В современной Венгрии Дьюла Гёмбёш является авторитетной фигурой для правого крыла партии Фидес — Венгерский гражданский союз, крайне правых националистов из партии Йоббик и созданной в 2007 году организации MOVE. В то же время к нему негативно относятся либералы и социалисты. Эти разногласия в оценках исторической фигуры привели к серьёзному конфликту в городском собрании Сегеда по вопросу о статусе Гёмбёша как почётного гражданина города.

Александр Федорович Дорн  (528x700, 159Kb)
1886
Александр Федорович Дорн
российский фотограф, кинооператор. Один из ведущих московских хроникеров-летописцев революционных событий 1917. Им были сфотографированы разрушения, произвед. артобстрелом в Кремле и в центральных районах города в период октябрьских боев, сделаны фотопортреты ряда революционных деятелей. Работая в московском филиале Скобелевского просветительского комитета, регулярно вел в 1918 съемки для журнала «Кинонеделя», одновременно снабжая московские газеты фотоиллюстрациями на актуальные темы столичной жизни. С 1919 участник агитрейдов в районы боевых действий Красной Армии. После Гражданской войны служил во Всероссийском фотокиноотделении, осуществляя ответственные съемки (например, похороны В.И.Ленина). В 1923–1925 специализировался на выпуске научно-производственных сюжетов для рабоче-крестьянской аудитории (ленты «Камвольный трест», «В угаре НЭПа» (о кооперации), «Из подполья к диктатуре» (о Госиздате), «Советские игрушки» и др.). В 1925 по поручению акционерного общества «Культкино» снимал заграничное плавание советских военных кораблей («Итальянский поход миноносцев»). Как новатор кинотехники первоначально начал применять в отечественной практике длиннофокусные телеобъективы и бинокулярные трубки, позволяющие получать увеличённые изображения отдаленных предметов. В 1920-х жил на Новослободской улице, 25. Снял художественные фильмы: «В угаре нэпа», «Правда жизни», «Шпундик-кинооператор» (все в 1925), «Шакалы Равата» (1927), «Из-под сводов мечети» (1928), «Торговцы славой» (1929, совместно с В. Туровцевым). В конце 1930-х гг. работал в Наркомтяжпроме, снимал учебно-конструкторские фильмы, возглавлял кинофоторадиоцентр Наркомзема, затем перешел в «Сельхозфильм». Умер в Москве 11 июня 1956 года. Похоронен на Введенском кладбище.

Arthur_Percival (485x700, 140Kb)
1887
Артур Эрнест Персиваль (Arthur Ernest Percival)
британский военачальник. Артур Эрнест Персиваль родился в деревне Эспенден возле Бантингфорда в Хартфордшире, Англия. Он был вторым сыном Альфреда Реджинальда и Эдит Персиваль (урождённая Миллер). По окончании школы Артур Персиваль пошёл работать клерком в лондонскую компанию «Naylor, Benzon & Company Limite», торговавшую железом. В первый же день Первой мировой войны он записался на курсы по подготовке офицеров, и пять недель спустя получил временное звание младшего лейтенанта. К ноябрю его повысили до капитана. В следующем году он был отправлен во Францию вместе со свежесформированным 7-м батальоном Бедфордширского полка, который в феврале 1915 года стал частью 54-й бригады 18-й (Восточной) дивизии. Во время битвы на Сомме он в сентябре 1916 года был тяжело ранен шрапнелью в четырёх местах, когда вёл свою роту в атаку на редут «Швабен». За этот бой он был награждён Военным крестом. Будучи в госпитале, Персиваль в октябре 1916 года получил постоянную должность капитана Эссекского полка, в то же время заняв временную должность майора в своём прежнем полку. В 1917 году он стал командиром батальона с временным званием подполковника. Во время германского Весеннего наступления 1918 года Артур Персиваль возглавил контратаку, спасшую от захвата подразделение французской артиллерии, за что был удостоен французской награды «Croix de guerre». В мае 1918 года он короткое время был командиром 54-й бригады. Артур Персиваль закончил войну, получив орден «За выдающиеся заслуги» и рекомендацию в Штабной колледж. Учёба Персиваля была прервана в 1919 году, когда он отправился добровольцем для службы в Архангельском командовании Британской военной миссии в ходе иностранной интервенции во время Гражданской войны в России. Будучи вторым в вертикали командования 45-го полка Королевских Фузилёров, в начале августа 1919 года он заработал планку к своему ордену «За выдающиеся заслуги», когда во время операции в районе Северной Двины взял в плен около 400 красноармейцев. В 1920 году Артур Персиваль служил в Ирландии, сражаясь против ИРА во время англо-ирландской войны сначала в качестве командира роты, а потом — как начальник разведотдела 1-го батальона Эссекского полка. За поимку нескольких руководителей ИРА он стал Офицером Ордена Британской империи. ИРА объявила за его голову награду в 1.000 фунтов стерлингов, и на его жизнь состоялось несколько безуспешных покушений. С 1923 по 1924 год Артур Персиваль учился в Штабном колледже в Камберли, графство Суррей, которым в то время руководил генерал Эдмунд Айронсайд. Персиваль произвёл хорошее впечатление на инструкторов, которые внесли его в список восьми выпускников, рекомендованных для скорейшего продвижения по службе. Став майором в Чеширском полку, он затем прослужил четыре года в качестве офицера штаба в Нигерийском полку, входившем в Королевские Западноафриканские пограничные силы. В 1929 году он получил временное звание подполковника. В 1930 году Артур Персиваль поступил в Королевский военно-морской колледж в Гринвиче, после годичной учёбы в котором стал Офицером Генерального штаба 2-го разряда. С 1931 по 1932 год он работал инструктором в Штабном колледже. Комендант Колледжа, генерал сэр Джон Дилл стал его покровителем на следующие десять лет, и помогал продвижению Персиваля по службе. С помощью Дилла Персиваль получил назначение во 2-й батальон Чеширского полка, где служил с 1932 по 1936 годы. В 1935 году он поступил в Имперский Колледж обороны. В марте 1936 года Артур Персиваль стал полковником, и до 1938 года в качестве Офицера Генерального штаба 1-го разряда работал начальником штаба генерала сэра Вильяма Добби, возглавлявшего Малайское командование. Во время службы в Малайе Персиваль пришёл к выводу, что Сингапур не является изолированной крепостью, и рассмотрел возможность высадки японцев в Таиланде («чтобы войти в Малайю через заднюю дверь»). Он поддержал так и оставшийся нереализованным план генерала Добби по строительству оборонительных сооружений в Южном Джохоре. В марте 1938 года Персиваль вернулся в Великобританию и был временно произведён в бригадиры Генерального штаба. После начала Второй мировой войны Персиваль служил с 1939 по 1940 годы в качестве бригадира Генерального штаба при I-м корпусе Британского экспедиционного корпуса во Франции, которым командовал генерал Дилл. Он был произведён в генерал-майоры, а в феврале 1940-го на короткое время стал командующим 43-й (Уэссекской) дивизией. В 1940 году он стал ассистентом Начальника Имперского генерального штаба, но после катастрофы под Дюнкерком его попросили вернуться к службе в войсках. Получив под командование 44-ю дивизию (территориального ополчения), он провёл 9 месяцев, занимаясь подготовкой выделенных ему 100 километров побережья к обороне от потенциального германского вторжения. В 1941 году, по случаю Дня рождения Короля, Персиваль был произведён в Кавалеры Ордена Бани. В апреле 1941 года Персиваль был произведён в генерал-лейтенанты и назначен главнокомандующим Малайского командования. Он покинул Британию на самолёте-амфибии Short Sunderland, и отправился в двухнедельное путешествие через Гибралтар, Мальту, Александрию (где ему пришлось задержаться из-за Англо-иракской войны), Басру, Карачи до Рангуна, где пересел на транспорт КВВС. По прибытии в Сингапур Персиваль занялся обучением индийских войск, которые состояли во многом из зелёных новобранцев; большинство опытных офицеров из-за расширения Индийской армии были отозваны для формирования новых подразделений. Облетев Малайский полуостров на коммерческом самолёте, входившем в состав Добровольческих ВВС (Королевских ВВС не хватало), он наметил строительство укреплений в районе Джитры. 8 декабря 1941 года японская 25-я армия под командованием Томоюки Ямаситы начала высадку на побережье Малайского полуострова. За полтора месяца японцы заняли всю Малайю, и Персиваль был вынужден 27 января 1942 года скомандовать отступление через Джохорский пролив на остров Сингапур. Узкая полоска воды не остановила японцев, и 6 февраля они высадились в северо-западной части острова. После недели боёв Персиваль согласился на капитуляцию, так как запасы боеприпасов подходили к концу, и не хватало воды; Персиваль не знал, что у японцев боеприпасы тоже были на исходе. Японцы настояли, чтобы Персиваль лично вышел с белым флагом для переговоров. После переговоров Персиваля и Ямаситы, 15 февраля 1942 года все силы Британского Содружества в Сингапуре капитулировали. Некоторое время Персиваль провёл в качестве заключённого в сингапурской тюрьме Чанги, а в августе 1942 года, вместе с другими британскими пленными в ранге от полковника и выше, Персиваль был вывезен на Формозу, а затем помещён в лагерь в Маньчжурии. Вместе с ним в одном лагере оказался американский генерал Джонатан Уэйнрайт, капитулировавший на Филиппинах.
Douglas_MacArthur_signs_formal_surrender (700x500, 210Kb)
Подписание Акта о капитуляции Японии генералом Макартуром. За его спиной стоят Персиваль и Уэйнрайт.
В августе 1945 года Персиваль вместе с прочими заключёнными был освобождён наступающими советскими войсками. После присутствия при церемонии подписания капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года, он вместе с Уэйнрайтом вылетел на Филиппины, чтобы принять капитуляцию местных японских войск у генерал-лейтенанта Ямасита Томоюки, которому когда-то сдал Сингапур. В сентябре 1945 года Персиваль вернулся в Великобританию; написанный им для министерства обороны отчёт был опубликован лишь в 1948 году. В 1946 году он ушёл в отставку с почётным званием генерал-лейтенанта, однако пенсию получал генерал-майорскую. Дальнейшая его деятельность была связана с графством Хартфордшир, где он жил, и Чеширским полком. В 1949 году он опубликовал мемуары, озаглавленные «Война в Малайе». В отличие от прочих британских генерал-лейтенантов, Персиваль не был произведён в рыцарское звание. Артур Персиваль был пожизненным президентом Ассоциации дальневосточных военнопленных. В этой должности он возглавил организацию протестов против вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай», добившись, чтобы в фильм было добавлено упоминание о том, что сюжет является вымышленным и не основан на реальных событиях. Умер в офицерском госпиталь Короля Эдуарда VII, Вестминстер, Лондон 31 января 1966 года.

Сергей Александрович Дианин y (430x700, 289Kb)
1888
Сергей Александрович Дианин
советский музыковед, математик и педагог, чье имя тесно связано с Владимирским краем. Родился в Санкт-Петербурге, в семье профессора химии Александра Павловича Дианина и Елизаветы Гавриловны Баланевой - приемной дочери композитора и ученого-химика А.П.Бородина. Александр Павлович Дианин был любимым учеником, другом и преемником Александра Порфирьевича Бородина, что во многом определило судьбу его сына. Сергей Александрович Дианин в 1915 году закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В молодости он очень походил на Александра Блока, и ему посчастливилось не раз слышать выступления великого поэта. Свою научную деятельность С.А.Дианин сочетал с педагогической, которой отдал много лет, преподавая физику и математику сначала в средних учебных заведениях, а затем - вузах Ленинграда и Горького, став кандидатом технических наук, профессором. После смерти отца в 1918 году к Сергею Александровичу перешел архив А.П.Бородина, насчитывающий около тысячи документов. В 1920—1930 преподаватель, с 1934 доцент математики и физики в техникумах. В 1924—1928 научный сотрудник Института истории искусств в Ленинграде. В 1926—1929 руководитель группы экспериментальной электротехнич. лаборатории, работавшей над теорией электромагнитного струнного инструмента переменного тембра. В 1930—1942 преподаватель математики и теоретической механики, консультант научно-исследовательских институтов Ленинграда и Горького. Покинув в 1942 году вместе с семьей блокадный Ленинград, он приехал в село Давыдового Камешковского района Владимирской области и поселился с женой и сыном в старом доме деда и отца. Здесь он окончательно решил посвятить всю оставшуюся жизнь изучению биографии А.П.Бородина, его творчества и эпистолярного наследия. Капитальным трудом С.А.Дианина стали четыре тома «Писем Бородина».
Сергей Александрович Дианин (570x700, 208Kb)
Над последними двумя томами он трудился в Давыдове, где написал еще и книгу, ставшую одной из лучших о композиторе - «Бородин. Жизнеописание. Материалы и документы». Москва, 1955, 2-е издание. 1960. Эта книга была не раз издана в нашей стране и за рубежом. Еще в 1958 году он основал в Давыдове детскую музыкальную школу, в которой на общественных началах обучал 26 сельских ребят игре на фортепиано, один преподавал все положенные предметы в соответствии с программой и учебным планом. Для фортепиано Сергей Александрович сочинял небольшие пьесы, которые потом исполняли его ученики. Любовно хранил он массу интересных материалов, связанных с пребыванием Бородина в доме отца. Сутуловатый, худой, с густой шевелюрой седых волос, спадавших на плечи, Сергей Александрович чем-то напоминал народников, о которых мы знаем из истории и литературы. Одет он был сверхбедно, старомодно, но очень опрятно и вполне довольствовался тем немногим, что имел. К моменту нашего знакомства уже не было в живых его сына и жены. Видимо, одиночество очень тяготило его. Многие односельчане считали Дианина этаким чудаком, человеком не от мира сего, иногда посмеивались над ним, так как он был слаб в житейских проблемах, а кое-кому даже казался большим ребенком. И как тут не вспомнить слова Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Недожив ровно двух месяцев до своего восьмидесятилетия, Сергей Александрович Дианин умер в Давыдове 26 октября 1968 года, где и был похоронен у церковной стены сельского кладбища. В октябре 1980 года в Давыдове открыли народный музей композитора А.П.Бородина. Это было давней мечтой С.А.Дианина, чье имя, как и имя Бородина, вписано во Владимирскую энциклопедию. В музее, рассказывая его посетителям о жизни и творчестве великого композитора, всегда добрыми словами вспоминают и Сергея Александровича Дианина - истинного интеллигента и замечательного человека, оставившего яркий след на нашей земле.

Kan_Kikuchi_smoking (467x700, 209Kb)
1888
Кикути Кан (японское имя — 菊池 寛; настоящее имя — Кикути Хироси, 菊池寛).
писатель, сценарист, издатель. Родился в Такамацу, в семье небогатого школьного канцеляриста. Окончив среднюю школу, он поступил в Токийское педучилище, откуда, правда, вскоре был исключен. Кикути Кан примыкает к журналу «Синситё». Его сотоварищами становятся Акутагава Рюноскэ и другие представители неореализма. С перерывами он учился в разных учебных заведениях, а также в университетах Мэйдзи и Васэда, но по-прежнему главным источником получения знаний для него было самообразование. Последним местом учебы был Киотоский университет, который он оканчивает в 1916 г. Известность к Кикути Кану приходит в 1918 г., когда он опубликовал «Дневник безвестного литератора» и «Летопись подвига князя Таданао». Однако еще раньше вышли в свет новеллы «Спасительница утопленников» (1916), «Осмеяние мертвых» (1918), «Поручик Жерар» (1918), пьеса «Возвращение отца» (1917). Умер в Токио 6 марта 1948 года. Творчество Кикути Кана принято делить на два периода — произведения в жанре «чистой» литературы и произведения в жанре «массовой» литературы. Для первого периода творчества писателя характерна критика догматов феодальной морали. Этим, вероятно, может объясняться неоднократное обращение писателя к темам кровной мести и самоубийства. Часть «просветительских» новелл Кикути, написанных в первый период творчества, близка по характеру к историческим произведениям. Пьеса «Любовь Тодзюро» посвящена истории театра Кабуки.
ChichiKaeruОтец (700x525, 430Kb)
Статуи «Возвращение отца».
Характерен рассказ «Начало голландской учености» (1921), который посвящён деятельности двух видных ученых эпохи Эдо — Сугита Гэмпаку (1733—1817) и Маэно Рётаку (1723—1803). Роман «Портрет дамы с жемчугами» (1921) — одно из лучших произведений Кикути. Роман поднимает проблему эмансипированной женщины в 1920-е гг. В 1923 г. Кикути Кан стал издавать собственный журнал «Бунгэй сюндзю», на страницах которого яростно выступал против пролетарской литературы, может быть, это отчасти и обусловило необыкновенную популярность журнала в те годы. Кикути Кан завоевывает репутацию не как писатель, а как комментатор и критик, арбитр литературных споров, спонсор и ментор начинающих литераторов, наконец, как издатель и предприниматель. Этот период творчества характеризовался созданием произведений в жанре «массовой» литературы. Цель и задачи Кикути Кана и других представителей литературных кругов в те годы заключались в том, чтобы расширить рамки «чистой» литературы, сделав её достоянием широких масс. Кикути Кан явился инициатором учреждения двух литературных премий — имени Акутагавы и имени Наоки в 1935 г., лауреатами которых становятся писатели и по сей день. Произведения: Портрет дамы с жемчугами; Спасительница утопленников; Осмеяние мёртвых; Поручик Жерар; пьеса «Возвращение отца»; пьеса «Любовь Тодзюро»;Дневник безвестного литератора; Летопись подвига князя Таданао.

1888
Войтех Яреш (чешское имя — Vojtěch Jareš)
чешский техник. Родился в общине Храсте близ города Пльзен, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Занимался материаловедением и металлографией. Профессор Чешского технического университета, академик Академии Наук (с 1952 года). Он работал в области материаловедения. Он занимался металлографией сплавов железа, позже цветных и несущих металлов. Умер в городе Прага, ЧССР, 28 января 1965 года. Труды: Сталь. Государственное издательство технической литературы, 1962. 112 страниц., 17,5х2405 см; Металлография цветных металлов. Издательство Академии Наук, Прага, 1955.

Jan Dembowski (409x700, 328Kb)
1889
Ян Богдан Дембовский (польское имя — Jan Bohdan Dembowski)
польский зоолог, общественный и государственный деятель, иностранный член Академии Наук СССР (1958). Родился в Санкт-Петербурге. В 1912 г. окончил Санкт-Петербургский университет. Также обучался в Венском университете. С 1922 г. — заведующий кафедрой биологии института имени М.Ненцкого в Варшаве (в 1933—1934 гг. — директор этого института); в 1934—1939 гг. — профессор университета имени Стефана Батория в Вильнюсе, в 1940—1941 гг. преподавал в университете марксизма-ленинизма в Вильнюсе. В 1944—1947 гг., будучи атташе посольства ПНР в Москве, работал в Институте экспериментальной биологии Академии Медицинских Наук СССР. В 1947—1952 гг. — профессор Лодзинского университета, в 1952—1960 гг. — директор Института экспериментальной биологии в Варшаве. В 1952—1960 гг. — профессор Варшавского университета, в 1948—1952 гг. — председатель Польского комитета защиты мира, в 1952—1956 гг. — президент Польской Академии Наук, в 1952—1957 гг. — маршал сейма ПНР, в 1952—1957 гг. — заместитель председателя Государственного Совета. В 1951—1953 гг. — председатель Комитета по присуждению государственных премий ПНР, в 1952—1956 гг. — заместитель председателя Национального комитета Национального фронта. Умер в Варшаве 22 сентября 1963 года.
Nagrobek_jan_dembowski (525x700, 436Kb)
Могила Яна Богдана Дембовского и его жены на воинском кладбище Повонзки в Варшаве.
Основные работы посвящены поведению и зоопсихологии различных групп животных, в частности явлениям «памяти», ритму деления, тропизмам у инфузорий; в опытах на крабах исследовал некоторые инстинкты. Иностранный член Академии наук СССР (1958), Венгерской академии наук, Национальной академии наук в Нью-Йорке. Научные труды: Psychologia zwierzat, [Warsz.], 1946; Nauka radziecka, Warsz., 1947, 4 wyd., Warsz., 1949; Psychologia małp, 2 wyd., Warsz., 1951. Награды и звания: Дважды лауреат Государственной научной премии ПНР (1949, 1955). Награждён орденом Строителей Народной Польши, Командор со звездой ордена Возрождения Польши (1951) и офицер ордена Возрождения Польши.

1889
Наталья Алексеевна Десятова-Шостенко ( также известная как Натали Руссин; французское имя — Nathalie Roussine)
русская и советская учёная-ботаник (геоботаник и флорист-систематик), эмигрировавшая во Францию. Родилась в городе Волчанске, в семье владельца предприятия по консервации соков. Начальное образование получала в местной гимназии, в 1906 году поступила в Женевский университет. Окончила его в 1909 году по специальности ботаника. С 1909 по 1911 продолжала обучение на Высших женских курсах в Москве. В 1911 году Наталья Алексеевна устроилась на работу научным сотрудником в Главный ботанический сад в Петербурге. В 1912—1913 путешествовала по Средней Азии. Затем некоторое время была сестрой милосердия в Харькове, в конце 1917 года стала преподавать в Ново-Алексеевском сельскохозяйственном институте. Во время гражданской войны находилась в Краснодаре и Сочи, в 1923 году вернулась в Харьков, где работала ассистентом на кафедре ботаники Харьковского фармацевтического техникума. В 1932 году получила звание профессора. С 1925 года Н.А.Десятова-Шостенко возглавляла ботанический отдел заповедника Аскания-Нова. С 1919 по 1931 и в 1934 Наталья Алексеевна являлась членом Комитета охраны памятников природы. С 1930 года руководила отделом географии Украинского института прикладной ботаники и была действительным членом Института растениеводства. В 1936 году защитила докторскую диссертацию. Во время Великой Отечественной войны находилась на оккупированной территории, работала вместе с Ю.Д.Клеоповым в Киеве. После войны, опасаясь преследований, эмигрировала в Германию, оттуда — во Францию, где жила у своего брата. В 1946 году Наталья Десятова-Шостенко стала сотрудником Университета Монпелье, где сблизилась с Жозиасом Браун-Бланке. В 1952 году приняла фамилию Руссин. Наталья Алексеевна скончалась в Кормей-ан-Паризи под Парижем 23 ноября 1968 года. Растения, названные в честь Н.А.Десятовой-Шостенко: Nathaliella B.Fedtsch., 1932; Thymus desjatovae Ronniger, 1932. Некоторые научные публикации: Мищенко П.И., Десятова-Шостенко Н.А. Определитель растений равнин и предгорий Кубани и части Черноморья. — Краснодар, 1924. — 471 страница; Braun-Blanquet, J.; Roussine, N.; Nègre, R. Les Groupements végétaux de la France méditerranéenne. — Paris, 1952. — 297 p. Литература: Безлуцькая Е.П. Н.А.Десятова-Шостенко (1889—1968). Судьба и жизнь в науке // Zbiór raportów naukowych. „Science - od teorii do praktyki”. — 2013. — P. 56—58. — 128 p. — ISBN 978-83-63620-96-7.

Vladimir_Sokoloff (630x700, 205Kb)
1889
Владимир Николаевич Соколов (Vladimir Sokoloff)
русский актёр, известный по множеству ролей второго плана в немецких и американских художественных фильмах. Владимир Соколов родился в Москве. Учился в Московском университете, из которого затем перешёл в Московскую академию драматических искусств. По окончании академии Соколов в 1913 году был принят в труппу Художественного театра. В начале 1920-х годов Соколов служил в Камерном театре, в 1923 году гастролировал вместе с театром в Германии, был приглашён Максом Рейнхардтом и остался в Германии. До 1932 года Соколов выступал на сценах немецких и австрийских театров, снимался в кино. Первую кинороль сыграл в немом фильме «Приключения банкноты в десять марок» (немецкое название — Die Abenteuer eines Zehnmarkscheines, 1926), снялся в нескольких фильмах Георга Вильгельма Пабста «Любовь Жанны Ней» (Die Liebe der Jeanne Ney, 1927), «Западный фронт, 1918» (Westfront 1918, 1930) и «Трёхгрошовая опера» (немецкое название — Die 3groschenoper, 1931). Наибольшую известность Владимиру Соколову принесла роль Еврея из России (как он обозначен в титрах) в фильме Виктора Триваса «Нейтральная полоса» (Niemandland, 1931). В 1932 году Соколов поселился во Франции, где снимался, в частности, у Жана Ренуара в фильме «На дне» (французское название — Les bas-fonds, 1936), экранизации пьесы Максима Горького. В 1937 году Соколов переехал в США, где оказался чрезвычайно востребован на вспомогательных киноролях разнообразных «иностранцев» — он играл русских, итальянцев, мексиканцев и даже китайцев. Среди его ролей примечательны Поль Сезанн в «Жизни Эмиля Золя» (англ. The Life of Emile Zola, 1937), Ансельмо в экранизации романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (For Whom the Bell Tolls, 1943), Старик в «Великолепной семёрке» (The Magnificent Seven, 1960), Александр Мешков («Песнь о России», 1944) и даже М.И.Калинин в фильме «Миссия в Москву» (1943). Всего фильмография Владимира Соколова насчитывает 116 художественных фильмов. Владимир Соколов умер в Голливуде от сердечного приступа 15 февраля 1962 года. Избранная фильмография: 1927 — «Любовь Жанны Ней» (оригинальное название – «Die Liebe der Jeanne Ney»), роль — Захаркевич; 1929 — «Катарина Кни» (оригинальное название – «Katharina Knie»), роль — клоун Юлиус; 1930 — «Любимец богов» (оригинальное название – «Liebling der Götter»), роль — Борис Юсупов; 1931 — «Трёхгрошовая опера» (оригинальное название – «L’opéra de quat’sous / Die 3 Groschen-Oper»), роль — Смит; 1931 — «Нейтральная полоса» (оригинальное название – «Niemandland»), роль — Еврей из России; 1933 — «Дон Кихот» (оригинальное название – «Don Quichotte»), роль — Цыганский король; 1935 — «Le secret des Woronzeff (Франция) » (оригинальное название – «Fürst Woronzeff» (Германия), роль — Петров; 1936 — «На дне» (оригинальное название – «Les bas-fonds»), роль — Костылев; 1936 —«Майерлинг» (оригинальное название – «Mayerling»), роль — шеф полиции; 1937 — «Товарищ» (оригинальное название – «Tovarich»), роль — Бит Парт; 1937 — «Beg, Borrow or Steal»), роль — Саша; 1937 — «К западу от Шанхая» (оригинальное название – «West of Shanghai»), роль — генерал Чоу Фу-Шан; 1937 — «Остров Алькатрас» (оригинальное название – «Alcatraz Island»), роль — Датч Дучман; 1937 — «Жизнь Эмиля Золя» (оригинальное название – «The Life of Emile Zola»), роль — Поль Сезанн; 1938 — «Spawn of the North»), роль — Дмитрий; 1938 — «Арсен Люпен возвращается» (оригинальное название – «Arsène Lupin Returns»), роль — Иван Павлов; 1940 — «Товарищ Икс» (оригинальное название – «Comrade X»), роль — Михаил Бастаков; 1942 — «Дорога в Марокко» (оригинальное название – «Road to Morocco»), роль — Хайдер Хан; 1942 — «Перекрёсток» (оригинальное название – «Crossroads»), роль — Карлос Ле Дюк; 1943 — «По ком звонит колокол» (оригинальное название – «For Whom the Bell Tolls»), роль — Ансельмо; 1943 — «Миссия в Москву» (оригинальное название – «Mission to Moscow»), роль — Калинин; 1944 — «Песнь о России» (оригинальное название – «Song of Russia»), роль — Александр Мешков; 1944 — «Конспираторы» (оригинальное название – «The Conspirators»), роль — Мигель; 1945 — «Королевский скандал» (оригинальное название – «A Royal Scandal»), роль — Малаков; 1946 — «Скандал в Париже» (оригинальное название – «A Scandal in Paris»), роль — дядя Хьюго; 1948 — «To the Ends of the Earth»), роль — Лум Ши Чоу; 1950 — «Барон Аризоны» (оригинальное название – «The Baron of Arizona»), роль — Пепито Альварес; 1952 — «Макао / Macao»), роль — Кван Сум Танг; 1956 — «While the City Sleeps»), роль — Георг Пильский; 1957 — «Монстр из Грин-хилл» (оригинальное название – «Monster from Green Hell»), роль — доктор Лоренц; 1957 — «Wire Service» (телесериал), роль — Премьер-министр; 1957 — «Стамбул» (оригинальное название – «Istanbul»), роль — Азиз Раким; 1958 — «Twilight for the Gods»), роль — Федор Моррис; 1959 — «Петер Ганн» (оригинальное название – «Peter Gunn»), роль — Виктор Маеский; 1960 — «Cimarron», роль — Якоб Крубецков; 1960 — «Великолепная семёрка» (оригинальное название – «The Magnificent Seven»), роль — Старик; 1960 — «Пять пальцев» (оригинальное название – «Five Fingers»), роль — Петер Вестос; 1960 —« За пределами временного барьера» (оригинальное название – «Beyond the Time Barrier»), роль — Суприм; 1961 — «Checkmate» (телесериал), роль — Педро Морено; 1961 — «Мистер Сардоникус» (оригинальное название – «Mr. Sardonicus»), роль — Хенрик Толеславский; 1961 — «Харриган и сын» (оригинальное название – «Harrigan and Son»), роль — Ковальский; 1961 — «Приключения в раю» (оригинальное название – «Adventures in Paradise»), роль — Сада; 1961 — «Maverick», роль — Педро Рубио; 1961 — «Hennesey», роль — Папа Бронский; 1962 — «Тарас Бульба», роль — старик Степан; 1962 — «Hawaiian Eye» (телесериал), роль — доктор Антон Миклош. В титрах немецких фильмов имя Владимира Соколова писали «Wladimir Sokoloff», «Wladimir Sokolow», «Waldemar Sokoloff». В титрах всех американских постановок его имя писали «Vladimir Sokoloff».

 (515x699, 188Kb)
1889
Иоган Шель (норвежское имя — Johan Scheel)
норвежский шахматный композитор, представитель ортодоксальной чешской школы в задаче, международный арбитр по шахматной композиции (1956). Родился в городе Кристиания (ныне Осло), Норвегия. С 1909 опубликовал 750 задач, преимущественно трёхходовки. Умер в родном городе 4 декабря 1958 года.
Задачи
Screenshot 2023-12-12 at 18-14-17 Шель Иоган — Википедия (254x322, 16Kb)
1.Фh1! с угрозой 2.Лa1 Кр:c2 3.Фb1#
1...b6 2.Лb1+ Кр:c2 3.Фe4#
1...c3 2.Фd5 Кр:c2 3.d3#
1...Кр:c2 2.Фf3 Kpb2 3.d4#

Книги: 200 Schakopgaver, Kristiania, 1924. Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 493. — 621 страница — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.

Rainer_von_Fieandt (465x700, 213Kb)
1890
Берндт Райнер фон Фиандт (финское имя — Berndt Rainer von Fieandt)
политический и государственный деятель Финляндии. Родился в Турку, Великое княжество Финляндское, Российская Империя. По образованию юрист, магистр права (1916), работал юристом, членом правления ряда промышленных компаний и банков, в 1955 стал преемником Сакари Туомиоя на посту председателя Банка Финляндии и занимал это пост до 1957. В 1939−1940 входил в кабинеты Аймо Каяндера и Ристо Рюти в качестве министра. С ноября 1957 по апрель 1958 был премьер-министром Финляндии, по результатам голосования в парламенте Финляндии из-за роста цен на хлеб кабинет фон Фиандта был отправлен в отставку.Умер в Хельсинки 28 апреля 1972 года.

Percy_Hodge_1920d (388x700, 155Kb)
1890
Перси Ходж (Percy Hodge)
британский легкоатлет. Родился на острове Херм (Гернси, Великобритания). На олимпийских играх 1920 года выиграл золотую медаль на дистанции 3000 метров с препятствиями с олимпийским рекордом — 10.00,4. Также на Олимпиаде 1920 года участвовал в командном беге на 3000 метров, однако не принёс очков своей команде. Чемпион Великобритании в беге на 2 мили с препятствиями в 1919, 1920, 1921 и 1923 годах. Родился в семье сапожника Уильяма Джона Ходжа и его жены Гермионы Ходж. Также у него был старший брат Уильям. Обладал исключительной техникой бега и преодоления препятствий. В качестве шоу он демонстрировал прохождение барьеров следующим образом. С подносом в руках, на котором были бутылка и стаканы с водой, он пробегал дистанцию с полным преодолением барьером и ямы с водой, при этом мог не пролить ни капли воды. Умер в Бексхилле (Англия) 27 декабря 1967 года.

1891
Хейкки Кяхкёнен (финcкое имя — Heikki Kähkönen; 26 декабря 1891 — 30 июня 1962) —
финский борец греко-римского стиля, призёр Олимпийских игр. Хейкки Кяхкёнен родился в общине Ряаккюля, Российская империя. В 1917 году занял пятое место на чемпионате Финляндии по греко-римской борьбе. После обретения Финляндией независимости Хейкки Кяхкёнен в 1920 году принял участие в Олимпийских играх в Антверпене где завоевал серебряную медаль. Умер в городе Иматра, Финляндия, 30 июня 1962 года.

Henry_Miller_1940 (525x700, 168Kb)
1891
Генри Валентайн Миллер (Henry Valentine Miller)
американский писатель и художник. Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о мире после Первой мировой и о судьбе писателя в этом мире. Самыми известными работами Миллера являются романы «Тропик Рака», «Чёрная весна» и «Тропик Козерога», составившие автобиографическую трилогию. «Сексус» (1949), «Плексус» (1953) и «Нексус» (1960) — это вторая трилогия Генри Миллера, названная «Благостное распятие» (в некоторых изданиях «Роза распятия»). Писатель родился в Нью-Йорке, в Йорквилльском округе Манхэттена, в семье немецких эмигрантов Генри Миллера и Луизы Нитинг. Его отец был владельцем ателье мужского платья, поэтому семья писателя жила в достатке. Младшая сестра Генри — Лоретта — страдала врождённым слабоумием, и после смерти родителей Генри-младший взял все заботы о ней на себя.
Henry_Millerс родителями и сестрой (612x700, 157Kb)
Молодой Миллер с родителями и сестрой
Детство писателя прошло в пёстром эмигрантском Бруклине. После школы Генри пытался поступить в университет, но провалился. Он прошёл лишь неполный курс истории искусств в Нью-Йоркском городском колледже. В Нью-Йорке Генри Миллер познакомился и начал жить с женщиной на пятнадцать лет старше его. Это был первый опыт совместной жизни, который закончился побегом в Калифорнию, где будущий писатель работал на цитрусовых плантациях. В Калифорнии Миллер попал на лекцию Эммы Гольдман, которая открыла ему идеализм Петра Кропоткина, Ницше, о котором Генри написал своё первое (неопубликованное) эссе. После лекций Генри Миллер возвращается в Нью-Йорк и начинает работать подмастерьем в мастерской отца. В то время Миллер питал смутные надежды стать пианистом, но литература и философия начинали играть всё большую роль в его жизни. Генри посещает лекции Джона Каупера Пауиса о русской литературе и открывает для себя «русскую душу».
Первый брак
Летом 1917 года, спасаясь от военной службы, двадцатипятилетний Миллер вступает в свой первый брак — с Беатрисой Сильвас Уикенз. В 1919 году у них родилась дочь Барбара. Беатриса была профессиональной пианисткой, но её карьера не удалась: ей приходилось давать уроки музыки, этим же вскоре начал заниматься и Генри, однако необходимость содержать семью вынуждала его искать постоянную работу. Вскоре он получил место управляющего по найму в телеграфной компании Western Union (в его произведениях — «Космодемоническая компания»), где он проработал до осени 1924 года.
Джун Эдит Смит
Между тем брак Миллера распадался. В конце лета 1924 года Генри познакомился с Джун Эдит Смит, которая позже стала его второй женой и «энергетическим соавтором» всего, что он написал. Джун совершенно изменила его жизнь. Она настояла на том, чтобы Миллер бросил работу «от звонка до звонка» и всецело посвятил себя литературе. В 1924 году Миллер покинул Western Union, чтобы полностью посвятить себя писательской деятельности. Генри и Джун были частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе и сексуальной свободе. В 1926 году у Джун начался роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара поселилась у Миллеров. Генри подозревал пару в лесбийских отношениях и, будучи консервативен в вопросах секса, с трудом переносил происходившее. В итоге Мара и Джун тайком уехали в Париж, а Генри, ранее бравший у Мары уроки живописи, остался один и начал писать картины. В Париже Мара и Джун не поладили между собой, и спустя несколько месяцев Джун вернулась в Нью-Йорк без Мары. У Джун появился богатый поклонник Роланд Фридман, согласившийся финансировать книги Миллера, которые Джун выдавала за свои. Генри написал свою первую книгу «Молох», отдав соавторство Джун. На заработанные деньги супруги уехали в Квебек и Монреаль. По возвращении в Нью-Йорк в 1929 году Миллер начал писать роман «Одуревший петух» и по настоянию Джун отправился дописывать его в Париж. Мара покончила жизнь самоубийством около 1930 года.
Henry_MillerДжун Эдит Смит (700x613, 177Kb)
Вторая жена Миллера — Джун Эдит Смит
Парижский период
Первое время в Париже Миллер жил в дорогих отелях. Однако деньги быстро тратились, писатель пытался найти источник дохода, но тщетно. Когда Миллеру стало нечем платить за отели, он был вынужден провести несколько ночей в офисе директора одного из кинотеатров в обществе торговца жемчугом Нанавати (Нонентити в «Тропике Рака»). Постепенно Генри начал обрастать знакомыми. Австрийский писатель Альфред Перле стал одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Летом 1931 года Генри приютил у себя на Вилле Сера писатель Майкл Френкель. Ненадолго приезжала Джун, но в то время она тоже была без денег. Миллер каждый день подолгу гуляет по Парижу. В дальнейшем эти прогулки превратятся в великолепные зарисовки Парижа, которыми так богат «Тропик Рака». С отъездом Джун Миллер получил возможность погрузиться в написание новой вещи — будущего «Тропика рака», первой книги предполагавшейся трилогии, куда должны были войти «Тропик Козерога» и «Чёрная весна», первоначально имевшая название «Бог». В ходе работы над романом, Миллер использует материал из ранее неизданных работ «Одуревший петух» и «Молох». «Тропик Рака» публикуется в 1934 году.
Анаис Нин
Через год после сорокалетнего юбилея писателя происходит событие, положившее начало разрыву между Миллером и Джун, — его знакомство с экзотической Анаис Нин, дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельяноса и датской певицы Розы Кульмель. Своим знакомством Миллер и Анаис обязаны их общему приятелю Ричарду Осборну, показавшему Анаис готовые части «Тропика Рака».
Henry_MillerАнаис Нин (491x700, 173Kb)
Анаис Нин
Джун курсировала между Нью-Йорком и Парижем и пыталась убедить Миллера вернуться в Америку. Но Генри отказывался. В это время Миллеру приходилось работать репетитором в лицее в Дижоне. Вместо платы он получал право на бесплатное проживание в пансионе. Началом романа Генри и Анаис стала их переписка в дижонский период. В ней обнаружилась их общая тяга к «духовному эксгибиционизму». Миллер жаловался Нин на вульгарность Джун, которая всегда оставалась для него девушкой «пролетарского происхождения». Анаис знакомит его с произведениями Дэвида Лоуренса (не путать с другим английским писателем Лоренсом Дарреллом, с которым Миллер также знакомится в Париже и становится его другом до конца жизни), знакомит его с психоанализом в целом и с известными психоаналитиками. Она издаёт миллеровский роман «Тропик Рака» на деньги известного австрийского психоаналитика Отто Ранка. Под её влиянием Миллер стал постоянно делать записи того, что он мог вспомнить о своем детстве. Всё это легло в основу его литературного автопортрета — «Чёрной весны». Объединял их также и общий интерес к астрологии. К концу года Миллер окончательно прекратил отношения с Джун, что стало для неё настоящей трагедией. Состояние Анаис избавило Генри от материальных проблем, и в 1932 году он полностью посвятил себя работе над «Тропиком Рака». Роман вышел в свет в 1934 году с предисловием Анаис Нин. Его работы содержат подробные описания сексуального опыта. Его первая опубликованная книга «Тропик рака» (1934) была опубликована издательством «Обелиск-пресс» в Париже и запрещена в Соединенных Штатах за непристойность. Книга была завернута в суперобложку с предупреждением: «Не следует ввозить в США или Великобританию». Миллер свободно говорил по-французски во время своего десятилетнего пребывания в Париже и жил во Франции до июня 1939 года. В 1939 году Лоренс Даррелл, который жил на Керкире, пригласил Миллера в Грецию. Миллер описал визит в книге «Колосс Маруссийский» (1941), который он считал своей лучшей работой.
Биг-Сур
В 1940 году Миллер вернулся в США. В 1944 году он поселился в живописном, тогда ещё не успевшем обрести популярность среди туристов местечке под названием Биг-Сур. Когда я впервые узрел этот край, я сказал себе: «Здесь я обрету покой. Здесь обрету силы для того, что мне ещё предстоит сделать». За горным хребтом, высящимся над нами, раскинулась девственная земля, куда едва ли ступала нога человека. Непроходимые леса и заповедник, намеренные вечно оставаться недоступными. Ночью кожей ощущаешь безмолвие, затопляющее все вокруг, безмолвие, которое рождается далеко за хребтом и проникает со стелющимся туманом, звездами и тёплым ветром из долины, неся в своих складках тайну, древнюю, как тайна самой земли. Завораживающая, исцеляющая атмосфера Биг-Сура. И как абсолютный диссонанс — нашествие городского люда с его заботами и тревогами. Подобно прокажённым в древние времена, они приходят со своими язвами. Каждый, кто поселяется здесь, думает, что он станет последним захватчиком. Самый вид этой земли заставляет человека долгое время не посягать на неё — духовный заповедник для немногих светлых личностей. Здесь Миллер написал много картин, а также автобиографический роман «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» (1957), где подробно рассказал о своём пребывании в Биг-Суре и встречах с творческими людьми, населявшими или посещавшими это место. Сейчас в Биг-Суре расположен дом-музей писателя. В 1942 году, незадолго до переезда в Калифорнию, Миллер начал писать первый роман в трилогии «Благостное распятие» «Сексус». Это был выдуманный рассказ, документирующий шестилетний период его жизни в Бруклине, когда влюблённый в Джун, он и изо всех сил пытался стать писателем. Трилогия была завершена в 1959 году. Как и некоторые другие его работы, она была первоначально запрещена в Соединенных Штатах, а опубликована только во Франции и Японии. В других работах, написанных во время его пребывания в Калифорнии, Миллер широко критиковал потребительство США, что отражено в «Воскресенье после войны» (Sunday after the War; 1944) и в «Аэрокондиционированном кошмаре» (The Air-Conditioned Nightmare; 1945). Его «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» (Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch, 1957) представляет собой сборник рассказов о его жизни и друзьях в Биг-Суре. В 1944 году Миллер познакомился со своей третьей женой, Яниной Мартой Лепской, студенткой философии, которая была на тридцать лет младше него. У них было двое детей: сын Тони и дочь Валентина. Они развелись в 1952 году. В следующем году он женился на художнице Еве МакКлюр, которая была на тридцать семь лет младше него. Они развелись в 1960 году[19], и она умерла в 1966 году, вероятно, в результате алкоголизма. В 1961 году Миллер воссоединился в Нью-Йорке со своей бывшей женой и главной темой трилогии «Благостное распятие» Джун. Они не виделись почти три десятилетия. В письме к Еве он описал свой шок от «ужасной» внешности Джун, поскольку она к тому времени изменилась в худшую сторону как физически, так и психически. В 1959 году Миллер написал произведение под названием «Улыбка у подножия лестницы» — короткую историю, которую он назвал своей «самой необычной историей». В феврале 1963 года Миллер переехал в Пасифик Палисейдс в Лос-Анджелесе, где он провёл последние семнадцать лет жизни. В 1967 году он женился на певице японского происхождения Хоки Токуда, ставшей его пятой женой.
 (677x699, 99Kb)
В 1968 году Миллер подписал «Военный налоговый протест писателей и редакторов», пообещав отказаться от уплаты налогов в знак протеста против войны во Вьетнаме. После переезда в Окампо-Драйв он устраивал званые обеды для артистов и литераторов. Его поваром и смотрителем была модель молодого художника по имени Твинка Тибо, которая позже написала книгу о своих вечерних беседах с писателем. Её воспоминания были опубликованы (переизданы в 2011 году). Миллер и Токуда развелись в 1977 году. В конце 1970-х Миллер снялся с Уорреном Битти в фильме «Красные». Фильм был выпущен в 1981 году, через восемнадцать месяцев после смерти Миллера. В течение последних четырёх лет своей жизни Миллер вёл обширную переписку (объём её составил более полутора тысяч писем) с Брендой Венерой, молодой моделью и обозревателем журнала «Playboy», актрисой и танцовщицей. Книга об их переписке была опубликована в 1986 году. Миллер умер от осложнений болезни органов кровообращения в своем доме в Пасифик Палисейдс 7 июня 1980 года, в возрасте 88 лет. Его тело кремировали, а прах был разделён между его сыном Тони и дочерью Валентиной. Тони заявил о своём посмертном желании: после кремации его прах должен быть смешан с пеплом отца и развеян по Биг-Суру. Творчество: Moloch or, This Gentile World, написан в 1927, не публиковался до 1992 (by the Estate of Henry Miller). ISBN 0-8021-3372-X; Crazy Cock, написан 1928—1930, не публиковался до 1960. ISBN 0-8021-1412-1; Тропик Рака (Tropic of Cancer), Париж: Obelisk Press, 1934; What Are You Going to Do about Alf?, Париж: Издан на средства автора, 1935; Aller Retour New York, Париж: Obelisk Press, 1935; Чёрная весна (Black Spring), Париж: Obelisk Press, 1936. ISBN 0-8021-3182-4; Max and the White Phagocytes, Париж: Obelisk Press, 1938; Тропик Козерога (Tropic of Capricorn), Париж: Obelisk Press, 1939. ISBN 0-8021-5182-5; Henry Miller’s Hamlet Letters, Vol. I, with Michael Fraenkel, Santurce, Puerto Rico: Carrefour, 1939. ISBN 0-8095-4058-4; Vol. II, with Michael Fraenkel, New York: Carrefour, 1941; Vol. I complete New York: Carrefour, 1943; The Cosmological Eye, Нью-Йорк: New Directions, 1939. ISBN 0-8112-0110-4; The World of Sex, Чикаго: Ben Abramson, Argus Book Shop, 1940; Oneworld Classics 2007 ISBN 978-1-84749-035-3; Под крышами Парижа (Under the Roofs of Paris) (изначально опубликован как Opus Pistorum), Нью-Йорк: Grove Press, 1941; Колосс Маруссийский (The Colossus of Maroussi), Сан-Франциско: Colt Press, 1941. ISBN 0-8112-0109-0; Мудрость сердца (The Wisdom of the Heart), Нью-Йорк: New Directions, 1941. ISBN 0-8112-0116-3; Sunday after the War, Нью-Йорк: New Directions, 1944; Semblance of a Devoted Past, Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1944; The Plight of the Creative Artist in the United States of America, Houlton, Me.: Bern Porter, 1944; Echolalia, Berkeley, Calif.: Bern Porter, 1945; Henry Miller Miscellanea, San Mateo, Calif.: Bern Porter, 1945; Why Abstract?, with Hilaire Hiller and William Saroyan, New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8383-1837-1; Аэрокондиционированный кошмар (The Air-Conditioned Nightmare), New York: New Directions, 1945. ISBN 0-8112-0106-6; Maurizius Forever, San Francisco: Colt Press, 1946; Вспоминать, чтобы помнить (Remember to Remember), Нью-Йорк: New Directions, 1947. ISBN 0-8112-0321-2; Into the Night Life, неофициальная публикация, 1947; Улыбка у подножия лестницы (The Smile at the Foot of the Ladder), Нью-Йорк: Duell, Sloan and Pearce, 1948; Сексус (Sexus) (Book One of The Rosy Crucifixion), Париж: Obelisk Press, 1949. ISBN 0-87529-173-2; The Waters Reglitterized, San Jose, Calif.: John Kidis, 1950. ISBN 0-912264-71-3; Книги в моей жизни (The Books in My Life), Нью-Йорк: New Directions, 1952. ISBN 0-8112-0108-2; Плексус (Plexus) (Book Two of The Rosy Crucifixion), Париж: Olympia Press, 1953. ISBN 0-8021-5179-5; Тихие дни в Клиши (Quiet Days in Clichy), Париж: Olympia Press, 1956. ISBN 0-8021-3016-X; Лондон: Oneworld Classics, 2007. ISBN 978-1-84749-036-0; Recalls and Reflects, Нью-Йорк: Riverside LP RLP 7002/3, 1956; Время убийц (The Time of the Assassins: A Study of Rimbaud), Нью-Йорк: New Directions, 1956. ISBN 0-8112-0115-5; Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха (Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch), Нью-Йорк: New Directions, 1957. ISBN 0-8112-0107-4; The Red Notebook, Highlands, N.C.: Jonathan Williams, 1958; Reunion in Barcelona, Northwood, England: Scorpion Press, 1959; Нексус (Nexus) (Book Three of The Rosy Crucifixion), Париж: Obelisk Press, 1960. ISBN 0-8021-5178-7; To Paint Is to Love Again, Alhambra, Calif.: Cambria Books, 1960; Watercolors, Drawings, and His Essay "The Angel Is My Watermark, " Abrams, 1962; Stand Still Like the Hummingbird, Нью-Йорк: New Directions, 1962. ISBN 0-8112-0322-0; Just Wild about Harry, Нью-Йорк: New Directions, 1963. ISBN 0-8112-0724-2; Greece (with drawings by Anne Poor), Нью-Йорк: Viking Press, 1964; Insomnia or The Devil at Large, Нью-Йорк: Doubleday and Company, 1974. ISBN 0-385-9037-4; Opus Pistorum, Нью-Йорк: Grove Press, 1983. ISBN 0-394-53374-7; Dear, Dear Brenda: The Love Letters of Henry Miller to Brenda Venus, 1997. ISBN 0-688-02816-0 Литература: Ливергант, Александр Яковлевич. Генри Миллер; Аствацатуров, Андрей Алексеевич. Генри Миллер и его "парижская трилогия"; Перле, Альфред. Мой друг Генри Миллер; George Orwell. Inside The Whale. — 1940; Norman Mailer. Genius and Lust: a journey through the major writings of Henry Miller.

Romer Wilson0 (522x700, 140Kb)
1891
Ромер Уилсон (Romer Wilson)
британская романистка. Родилась в городе Шеффилд, Великобритания. Дочь шеффилдского юриста Арнольда Муира Уилсона (Arnold Muir Wilson) и Эми Летиции Диарден (Amy Letitia Dearden). Настоящее имя — Флоренс Рома Муир Уилсон (Florence Roma Muir Wilson), училась в школе для девочек Уэст Хит (West Heath School) в Тэймс Вэлли, изучала право в женском колледже Гиртон Кембриджского университета, в 1923 году вышла замуж за американца Эдварда О’Брайена (Edward Joseph H. O’Brien). В 1920-е годы стала известна как автор романов, новелл, пьесы, а также биографии Эмили Бронте. Составила сборник волшебных сказок народов мира, наиболее популярным стало их издание под названием «Red Magic» (1930). В 1921 году получила Готорнденскую премию за роман «The Death of Society» («Смерть общества»). С 1928 года жила с мужем в Локарно, умерла в Лозанне.от туберкулёза 11 января 1930 года.
Библиография
Романы: Martin Schüler (1919); If All These Young Men (1919); The Death of Society (1921); The Grand Tour of Alphonse Marichaud (1923); Dragon’s Blood (pre-1926); Greenlow (1927); Latterday Symphony (1927); The Hill of Cloves (1929). Пьеса: The Social Climbers (1927). Биографии: All Alone: The Life and Private History of Emily Jane Brontë (1928). Источники: Romer Wilson Orlando: Women's writing in the British Isles from the Beginnings to the Present. Cambridge University Press; Romer Wilson everything2.com; Romer Wilson Biography. Dictionary of Literary Biography.

Emil_Krotky (463x700, 140Kb)
1892
Эмиль Кроткий (настоящее имя — Эммануил Яковлевич Герман)
русский советский писатель, прозаик и поэт, сатирик, фельетонист, редактор, корреспондент. Сатирические произведения печатал под псевдонимом Э.Кроткий, лирические стихи — под своей настоящей фамилией. Является автором многих афоризмов. Родился в селе Зиньковцы, Подольская губерния, Российская империя (ныне Каменец-Подольский район, Хмельницкая область Украины), в семье адвоката. В молодости жил и учился в Каменце. В 1911 году одесский журнал «Крокодил» опубликовал первые поэтические опыты юного Эммануила. Также он работал в то время в газете «Южная мысль». Через два года его стихи были отмечены премией на литературном конкурсе памяти Семёна Надсона, в состав жюри которого входили такие известные писатели, как Валерий Брюсов, Иван Бунин, Викентий Вересаев. В 1917 году в Одессе была опубликована его «Сказка о том, как царь места лишился». В том же году вместе с женой — одесской поэтессой Ликой Стырской — переехал в Петроград. Сотрудничал с журналами «Летопись», «Новый Сатирикон» и по — приглашению Максима Горького — с газетой «Новая жизнь». Издал тогда стихотворный сборник «Растопленный полюс», написал «Повесть об Иванушке-Дурачке (Русская история в стихах)». В 1918—1920 годах Эмиль Кроткий работал в Харькове, где издал поэму «Разговор с Вильсоном» и сборник лирических стихов «Скифский берег». В 1922 году его сборник «Стихи о Москве» был издан в Екатеринбурге. В 1920-е годы переехал в Москву. В 1925 году в качестве корреспондента газеты «Труд» побывал в Германии, Франции, Чехословакии. С 1931 года — постоянный автор московского журнала «Крокодил». В 1933 году был он был арестован и выслан на три года в город Камень-на-Оби. Следствие по делу вёл Н Х.Шиваров. По отбытии ссылки в 1936 году ему не разрешили вернуться в Москву, но разрешили поселиться в Можайске, где он и прожил до 1941 года. В 1941—1944 годах в Астрахани редактировал сатирический отдел «Прямой наводкой» в областной газете «Коммунист». После войны вновь стал постоянным автором «Крокодила». В «Библиотеке „Крокодила“» вышли в свет его книги «Портрет и зеркало» (1956), «Сатирик в космосе» (1959), «В беспорядке дискуссии» (1964, посмертно). В 1959 году был принят в Союз писателей СССР. Его афоризмы под заголовком «Отрывки из ненаписанного» публиковались в «Крокодиле», частично вошли в его книги, а в 1966—1967 годах вышли в свет отдельным изданием с предисловием Александра Безыменского и иллюстрациями Бориса Ефимова. Илья Ильф и Евгений Петров вывели Кроткого в романе «Золотой телёнок» под именем фельетониста Гаргантюа. Умер в Москве 10 февраля 1963 года.
Emil_Krotkyгроб (448x700, 366Kb)
Похоронен на Введенском кладбище (8 участок).
Сочинения: Сказка о том, как царь места лишился. Одесса, 1917; Повесть об Иванушке-дурачке. Петроград, 1918; Растопленный полюс. Петроград, 1918; Разговор с Вильсоном. Харьков, 1919; Шиворот-навыворот. Харьков,1920; Герман Э. Скифский берег. Харьков, 1920; Герман Э. Стихи о Москве. Екатеринбург, 1922; Шиворот-навыворот. Москва- Петроград, 1923; Растопленный полюс. Москва, Огонек, 1929; Портрет и зеркало. Москва, Правда. 1956; Сатирик в космосе. Москва, Правда, 1959. Литература: Краткая литературная энциклопедия. — Том 3. — Москва, 1966. — Страница 839; Мацуев Н. Русские советские писатели. — Москва, 1981. — Страница 121.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку