-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110677
Комментариев: 6802
Написано: 119150


4 декабря родились...

Понедельник, 04 Декабря 2023 г. 04:46 + в цитатник
 (503x699, 126Kb)
34
Авл Персий Флакк (латинское имя — Aulus Persius Flaccus, возможно, правильнее - Aules Persius Flaccus)
римский поэт, автор книги сатир. Всадник по происхождению. Родился в Волатерре в Этрурии, в состоятельной семье. На шестом году жизни потерял отца. В 12 лет переехал в Рим, где учился у грамматика Реммия Палемона, ритора Вергиния Флава и философа Аннея Корнута. Находился в дружбе с Луканом, Цезием Бассом и Тразеей Петом, общался с Сенекой Младшим. Умер «от болезни желудка на тридцатом году жизни». Согласно жизнеописанию, приписываемому то Светонию, то Валерию Пробу, его ранние произведения включали «претексту, книгу путевых записок и маленькое стихотворение о теще Тразеи, которая покончила самоубийством, опередив своего мужа» (имеется в виду Аррия Старшая, жена Цецины Пета, участника заговора Камилла Скрибониана при Клавдии). Эти тексты были уничтожены уже матерью Персия по совету Корнута. Корнут и Цезий Басс подготовили после смерти Персия к изданию неоконченную книгу сатир. Книга состоит из 6 гекзаметрических сатир и холиямбического пролога. Возможно, что в сатирах были и прямые выпады против Нерона: согласно тому же жизнеописанию, оригинальная фраза Персия из первой сатиры (119—121) «me muttire nefas? nec clam? nec cum scrobe? nusquam? / hic tamen infodiam. uidi, uidi ipse, libelle: / auriculas asini Mida rex habet» «Мне же нельзя и шептать? хоть тайком, хоть в ямку? Напрасно? / все же зарою я здесь. Я видел, я сам видел, книжка, / Что у Мидаса-царя ослиные уши» (перевод Ф.А.Петровского) была исправлена Корнутом в его издании на «… quis non habet?» «что у любого из нас ослиные уши». Схолии упорно приписывают с издевкой приводимые Персием цитаты из современной литературы Нерону. Персий Флакк был свидетелем прогрессирующей безнравственности, особенно в высших кругах римского общества и при императорском дворе. Сам будучи праведным, исповедуя принципы стоической этики, он, под влиянием чтения Луциллия, начал в своей поэзии борьбу с проявлениями этого зла. Но в строгом смысле слова только самая ранняя сатира I имеет все признаки данного жанра: в форме диалога с анонимным собеседником, тонким, ироничным словом он нападает на литературные направления, господствующие в современном ему Риме, приспособление писателей к запросам публики, искусственность их стиля, перегруженного риторическими фигурами. Остальные сатиры излагают избранные положения стоической философии. Отталкиваясь от них, Персий показывает красоту этики стоиков и клеймит тех, кто этих правил не придерживается. Сатира II в форме послания к Максиму в день его рождения направлена против лицемеров — их фальшивую набожность и неискренние молитвы. Сатира III говорит о ценности философии и порицает разгульную жизнь молодежи; сатира IV посвящена заповеди: «Познай самого себя»; сатира V выражает сердечную благодарность поэта Корнуту за его дружбу и наставничество, в то же время порицая его за слабость характера и потакание своим страстям; сатира VI обращена к Цезию Бассу и прославляет умеренность в повседневной жизни. Персий не может сравниться со своими предшественниками, Луциллием, или Горацием, влияние которых очевидно в его творчестве, особенно в языке и стиле сатир. Умер близ Рима «в своем имении на восьмой миле по Аппиевой дороге» 24 ноября 62 года. Поэт умер слишком молодым и плохо знал жизнь, он не успел научиться создавать законченные картины из деталей, которыми изобилуют его произведения. Не избежал он некоторой искусственности и пафоса, из-за чего порой он становится темным и трудно читаемым. Не хватало ему и юмора, а прежде всего — таланта Горация выхватывать из жизни «горячие» ситуации. Но облагораживающее содержание сатир, хотя и не новое, а повторяющее стоические принципы, искренний энтузиазм поэта и смелая борьба с пороком снискали Персий признание и славу у современников и потомков, особенно в средние века. Полностью переводили на русский язык сатиры Персия Н.М.Благовещенский (1870—1872 гг.), А А.Фет (1889 г.), Ф.А.Петровский (1957 г., переиздано в 1989 г.). Источники: Жизнеописание Персия / Перевод М.Л.Гаспарова // Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Москва, 1966. Страницы 243—244; Vita Persii // Die Satiren des Persius / Ed.O.Seel. München, 1974; Схолии к Персию: Издание Персия со схолиями (1843) (на латинском языке); Scholia vetera in Persium // A.Persii Flacci, D.Iunii Iuvenalis, Sulpiciae Saturae / Recognovit Otto Iahn; Tertiam curam egit Franciscus Buecheler. Berolini, 1893. Тексты и переводы: Сатиры в переводе Ф.А.Петровского; Латинский текст сатир на Bibliotheca Augustana: A. Persii Flacci saturae / Ed. W. V. Clausen. Oxford, 1956; Латинский текст на сайте «Latin library»; В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91; В серии «Collection Budé»: Perse. Satires. Texte établi et traduit par A.Cartault. 98 p. Русские переводы: Сатиры Персия. / Перевод и объяснения Н.М.Благовещенского. Санкт-Петербург, 1873. VIII, 362 страницы; Сатиры Персия. / Перевод А.А.Фета. Санкт-Петербург, 1889. 45 страниц; Персий. Сатиры. / Перевод Ф.А.Петровского. // Римская сатира. Москва, 1957; переиздание: Римская сатира. Москва, 1989. Страницы 97-116 с комментариями на страницах.450-458. Издания: Satirae, В., 1932; то же, Oxf., 1961; в русском переводе— Сатиры, перевод Ф.А.Петровского, в книге: Римская сатира, Москва, 1957. Литература: Marmorale Е.V., Persio 2 ed., Firenze, 1956.

 (642x699, 126Kb)
1474
Ван Тинсян (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань)
китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился в Ифэне (современный Ланькао, провинция Хэнань), в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа» (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530–1533) и глава цензората (1533–1541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. Умер 23 сентября 1544 года. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна – Шэнь янь (Осмотрительные слова), 13 цзюаней («свитков»), Я шy (Переложения классики), 2 цзюаня, и другие входят в состав двух собраний сочинений: Ван-ши цзя цзан цзи (Собрание [сочинений] из домашнего книгохранилища господина Вана) и Ван Цзюньчуань со чжу шу (Произведения, созданные Ван Тинсяном). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы и неофициального – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал «изначальную пневму» (юань ци1), существовавшую «до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)», являющуюся «наивысшей вещью (у3)», корнем и телесным субстратом (ти, см. ТИ – ЮН) «принципов» (ли1) и дао, содержащую в себе «семена» (чжун) всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» (ци1). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологическом смысле – как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются «формы» (син2) и «принципы» и полностью актуализируется дао. В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. «[Индивидуальная] природа» (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта «[индивидуальной] природы» изначально присуща только «совершенномудрым» (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до нашей эры) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4–3 вв. до нашей эры). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), «нумерологии» (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).

Jerónimo_Zurita (518x700, 470Kb)
1512
Херонимо Сурита-и-Кастро (испанское имя — Jerónimo Zurita y Castro)
арагонский историк. Родился в Сарагосе. Образование получил в Алкальской академии, где основательно изучал классические языки; занимал разные административные должности, в 1547 был командирован верховным советом Кастилии в Германию. По возвращении оттуда, он первый был облечён кортесами званием арагонского историографа. В царствование Филиппа II Сурита предпринял научное путешествие по Арагонии, Италии и Сицилии и собрал там в городских и монастырских архивах массу любопытного исторического материала. Позже был секретарём королевского кабинета и инквизиторского трибунала. Беспристрастие суждений, оценка событий с точки зрения философа и политика, основательное знакомство с архивным материалом, критическое отношение к известиям старых хроник, искусный язык — таковы достоинства Сурита, как историка. Его главный труд — «Anales de la corona de Aragon» (Сарагосса, 1562—1579), охватывающий историю Арагонии с древнейших времён до Фердинанда Католика. В нём Сурита ставит перед собой задачу показать, как возникла и развивалась национальная конституция Арагона. Сурита — приверженец старинных свободных учреждений своей родины; но, освещая республиканские принципы арагонских кортесов, он должен был быть очень осторожен в своих суждениях, чтобы не навлечь на себя гнева со стороны Филиппа II. В издании 1610 помещены защита анналов Сурита, написанная Амброзио Моралес против критики Альфонса де Сантакрус, и index, составленный сарагосскими иезуитами. Хроника Суриты доведена до 1516; его труд продолжали, в качестве официальных историографов, братья Арженсолы и Винсенте де Бласко Лануса (1622). В редком издании, озаглавленном: «Indices rerum ab Arag. regibus gestarum ab initiis regni ad annum 1410 etc.» (Сарагоса, 1578), помещены «Анналы» Суриты в сокращённом виде, переведённые им самим на латинский язык, и история завоевания Сицилии нормандскими князьями, перепечатанная с рукописи, открытой Суритой; ему же принадлежит честь открытия «Chronicon Alexandrinum» или «Chron. Paschale», опубликованной Rader’ом с латинским переводом, а потом Дюканжем, в коллекции «Byzantine». Другие многочисленные рукописи, найденные Суритой, хранятся частью в библиотеке сарагосских картезианцев, а частью в Эскуриале. Умер Сурита в Сарагосе 3 ноября 1580 года.

Nabeshima_Katsushige (600x700, 449Kb)
1580
Набэсима Кацусигэ (японское имя — 鍋島勝茂)
японский даймё периода Эдо, 2-й правитель Сага-хана (Хидзэн-хана) (1607—1657). Старший сын и наследник даймё Набэсима Наосигэ (1537—1619). Родился в замке Сага (провинция Хидзэн). Род Набэсима находился в вассальной зависимости от клана Рюдзодзи. Некоторое время Кацусигэ был приемным сыном Эгами Иэтанэ (ум. 1593), второго сына даймё Рюдзодзи Таканобу. В 1597-1598 годах Кацусигэ сопровождал своего отца Набэсима Наосигэ во время второй корейской кампании. В 1600 году Набэсима Кацусигэ был отправлен своим отцом во главе военного контингента на помощь Токугаве Иэясу в борьбе против Исида Мицунари. Однако сам Кацусигэ был склонен поддержать западную коалицию под руководством Исиды Мицунари. Узнав об этом, отец приказал ему прекратить поход и отозвал его домой. Тогда Кацусигэ перешел на сторону Токугава Иэясу и принял участие в операции против Татибана Мунэсигэ. В генеральной битве при Сэкигахара Набэсима Кацусигэ участия не принимал и был представлен Токугава Иэясу уже после его победы. В 1607 году после пресечения рода Рюдзодзи Набэсима Кацусигэ унаследовал их владение и стал 2-м даймё Сага-хана (1607—1657). В 1614-1615 годах во время осакской кампании Кацусигэ оставался в своем домене Сага, контролируя род Симадзу в Сацума-хане. В 1637-1638 годах Набэсима Кацусигэ и его сыновья участвовали в подавлении крестьянского восстания на полуострове Симабара. Умер 7 мая 1657 года. После смерти Кацусигэ его внук Мицусигэ (1632—1700), сын Таданао (1613—1635), унаследовал домен Сага-хан (1657—1695). Источники: Тернбулл С.Самураи. — Москва: «АСТ», 2008. — ISBN 978-5-17-040815-3.

Zygmunt_Karol_Radziwiłł (561x700, 280Kb)
1591
Жигимонт Кароль Радзивилл (польское имя — Zygmunt Karol Radziwiłł)
государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, меценат. Подкоморий столовицкий (с 1614 года) и познанский (с 1625 года), кравчий коронный (с 1617 года), кравчий великий литовский (1633—1638), 4-й ординат Несвижский (1636—1642), подчаший великий литовский (1638—1642), воевода новогрудский (1642). Родился в Несвиже. Представитель несвижской линии литовского магнатского рода Радзивиллов герба «Трубы». Третий сын воеводы трокского и виленского князя Николая Кшиштофа Радзивилла «Сиротки» (1549—1616) от брака с Эльжбетой Ефимией Вишневецкой (1569—1596). Братья — каштелян трокский Ян Ежи Радзивилл, каштелян виленский Альбрехт Владислав Радзивилл и воевода полоцкий Александр Людвик Радзивилл. Вначале учился в Несвижском иезуитском коллегиуме, затем в Болонском университете в Италии. В 1612 году выступил в Мальтийский рыцарский орден и воевал с турками в Средиземноморье. В 1614 году Жигимонт Кароль Радзивилл возглавил основанную отцом для него Столовицкую командорию ордена, в которую вошли местечки Столовичи и Потейко в Новогрудском воеводстве. В 1621 году участвовал в разгроме турецкой армии в битве под Хотином. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) с 1622 года в составе имперской армии воевал против немецких протестантских князей. С 1623 года командовал конными отрядами «лисовчиков» в австрийском армии. В 1625 году возглавил Познанскую командорию Мальтийского ордена. Во время войны Речи Посполитой со Швецией (1600—1629) в 1628 году выставил собственный военный полк. В 1632—1634 годах во время русско-польской войны участвовал в боях под Смоленском. В 1617 году Жигимонт Кароль Радзивилл был назначен кравчием при польской королеве, в 1633—1638 годах — кравчий великий литовский. В 1636 году после смерти своего старшего брата Альбрехта Владислава Радзивилла унаследовал Несвижскую ординацию. В 1638 году получил должность подчашего великого литовского. В 1642 году Жигимонт Кароль Радзивилл был назначен воеводой новогрудским. Избирался послом на сеймы в 1625, 1626, 1632, 1633, 1635, 1637 и 1639 годах. Построил в Столовичах костёл Иоанна Крестителя, в других своих владениях — четыре униатские церкви, костёл в Деревной, госпиталь в Столовичах и Крошине. В последние годы жизни поддерживал план организации в Речи Посполитой отдельного приората Мальтийского ордена, который должен был возглавить. Скончался в городе Ассизи (Италия) 5 ноября 1642 года. Ему принадлежали имения Деревной, Хатовы, Крошин, Колдычево и Березовец в Новогрудском воеводстве, а также город Шидловец в Польше. Литература: Шышыгіна-Патоцкая К. Нясвіж і Радзівілы. Мн.: «Беларусь», 2007. — 240 с.: іл. ІSBN 978-985-01-0740-4.

Jean_Chapelain (577x700, 477Kb)
1595
Жан Шаплен (французское имя — Jean Chapelain)
французский поэт и литературный критик XVII века. Родился в Париже. Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь и греческий, а затем испанский и итальянский языки. Приобрёл известность и расположение кардинала Ришельё благодаря своему предисловию к поэме Марино "Адонис" (L'Adone»), впервые опубликованной в Париже в 1623 г. В дальнейшем, твёрдо встав на классицистические позиции, от этого предисловия, где содержалось компромиссное решение проблемы "удовольствия" и "пользы" в искусстве, Шаплен стремился отречься. Посещал отель Рамбуйе, поддерживал дружеские отношения с Монтозье, Рецом, мадам де Севинье. После смерти кардинала был близок к Кольберу, которому доставлял списки французских и иностранных писателей, достойных королевской пенсии. Избранный в 1634 г. членом Французской академии (кресло № 7), он пришёл к идее о необходимости составить словарь французского языка и, по поручению кардинала, составил план академического словаря, исполнение которого прославило академию. Письмо-трактат Шаплена "Обоснование правила двадцати четырёх часов..." (Demostration de la Regle des Vingt-Quatre heures, 1630) стало важным этапом в формировании нормативной классицистической эстетики. В соавторстве с Валантеном Конраром Шаплен по поручению Ришельё составил отзыв академии о «Сиде» Корнеля (Sentiments de l'Academie Francoise sur la trage-comedie "Le Cid", 1637). В этом отзыве Шаплен стремился дать сбалансированную оценку трагикомедии, примирить критику пьесы (которой требовал Ришельё) с похвалами в адрес знаменитого драматурга. Шаплен является также автором трактата "О чтении старинных романов" (De la lecture des vieux romans, опубл. в 1870) и перевода на французский язык плутовского романа Матео Алемана "Гусман из Альфараче" (1619-1620). Стихотворения Шаплена — оды (в том числе «Ода к Ришельё», Ode a Richelieu, 1633), сонеты и мадригалы — возымели значительный успех. Непомерные похвалы (Шаплена сравнивали с Гомером и Вергилием) побудили поэта взяться за героическую эпопею, героиней которой он избрал Жанну д’Арк (La Pucelle ou la France delivree, первые 12 песен опубликованы в 1656, остальные — в 1882). В несколько месяцев разошлось шесть изданий, однако разочарование читателей было равно их первоначальному нетерпению, а ядовитая критика со стороны Буало, Расина, Лафонтена и Мольера довершила литературную гибель эпопеи. Пародией на Шаплена (с ироническим вступлением, обращённым к «певцу сей чудотворной девы») стала знаменитая фривольно-сатирическая «Орлеанская девственница» Вольтера. Пушкин упоминал имя Шаплена в нарицательном смысле, как символ скверной поэзии. Литературные мнения Шаплена сохранились в его письмах, в том числе к нидерландскому литератору и дипломату (побывавшему с миссией в Москве) Николасу Гейнзиусу. Библиография: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907); Collas J. Jean Chapelain, 1595-1674. Etude historique et littéraire d'après des documents inédits. - Paris: 1912; repr. Genève: 1970; Chapelain J. Les Lettres authentiques à Nicolas Heinsius, 1649-1672. - Paris: 2005; Шаплен Ж. Обоснование правила двадцати четырех часов и опровержение возражений. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид" // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - Москва: МГУ. - 1980. - Страницы 265-298; Collas J. Jean Chapelain, 1595—1674. Etude historique et littéraire d’après des documents inédits. — Paris: 1912; repr. Genève: 1970; Chapelain J. Les Lettres authentiques à Nicolas Heinsius, 1649—1672. — Paris: 2005.

André-Campra (579x700, 466Kb)
1660
Андре Кампра (французское имя — André Campra)
французский композитор эпохи барокко. Родился в Экс-ан-Провансе. Отец Кампра, медик и музыкант-любитель, был выходцем из Пьемонта, обосновавшимся в Экс-ан-Провансе. Будущий композитор получил духовное и музыкальное образование в кафедральном соборе города. Своё первое сочинение, «Deus noster refugium», написал в 17 лет, едва научившись читать и писать (грамоте в те времена, как правило, не учились до 16 лет). В 1678 году принял священнический сан. Преподавал музыку в Тулоне, Арле, Тулузе, Монпелье. В 1694—1700 годах был преподавателем музыки в Соборе Парижской Богоматери. В 1695 году опубликовал первый сборник своих мотетов. С 1697 года начал сочинять музыку к спектаклям — его основными жанрами были музыкальная трагедия, или трагедия с пением (итальянское название — drama per musica) и опера-балет (французское название — ballet en musique), сочетавшая в себе пение и танец. В 1700 году оставил свой пост в церкви и целиком занялся театром. С 1720 года вернулся к сочинению духовной музыки. Его занятиям покровительствовал принц Конти: в 1722 году он пригласил Кампра занять должность музыкального руководителя (мэтра музыки, французское название — maître de musique) при своём дворе. В 1723 году, после смерти регента, Кампра стал заместителем регента в Королевской капелле Версаля. В 1726 году он был посвящён в Орден Святого Лазаря. В 1730 году Кампра стал генеральным инспектором Королевской академии музыки. Умер в Версале в бедности 29 июня 1744 года.
Campra_L'Europe_Galante (700x553, 291Kb)
Партитура оперы-балета Кампра «Галантная Европа», 2-е издание, 1698.
После Люлли Кампра был единственным композитором, который смог до некоторой степени его заменить. Только появление Рамо несколько отодвинуло произведения Кампра на второй план. Огромным успехом пользовались оперы-балеты Кампра «Галантная Европа» (1697), «Венецианский карнавал» (1699), «Венецианские празднества» (1710), задавшие тон и стандарты этого нового и модного на рубеже веков жанра, а также пастиччо (произведения, составленные из фрагментов популярных опер разных композиторов) «Фрагменты из Люлли» (Fragments de Lulli), «Телемак». Из лирических трагедий композитора на сцене прочно утвердился «Танкред» на либретто Антуана Данше по мотивам поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1702), остававшийся в репертуаре до 1770-х годов. Всего для сцены Кампра написал 28 произведений; также он сочинял духовные кантаты и мотеты. У Кампра, как и у других композиторов его времени, преобладала описательность: «Не только оркестр, но и человеческие голоса начинают порой трактоваться инструментально. Но повествовательность и картинность убивают изображение характеров, эмоциональность музыки и драматическое выражение. Действие уходит из оперы». Светские произведения: 1697 — Галантная Европа, опера-балет; 1698 — Венера, галантное празднество; 1699 — Венецианский карнавал, опера-балет; 1700 — Гесиона, музыкальная трагедия; 1701 — Аретуза, опера-балет; 1702 — Танкред, музыкальная трагедия; 1703 — Музы, опера-балет; 1704 — Телемак, музыкальный пастиш; 1704 — Ифигения в Тавриде, музыкальная трагедия; 1705 — Альсина, музыкальная трагедия; 1708 — Гипподамия, музыкальная трагедия; 1710 — Венецианские празднества, опера-балет; 1712 — Идоменей, музыкальная трагедия; 1713 — Телеф, музыкальная трагедия; 1714 — Эней и Дидона, музыкальное празднество; 1715 — Радости мира; 1716 — Летние праздники; 1717 — Камилла, царица вольсков, музыкальная трагедия; 1718 — Три возраста, опера-балет; 1725 — Балет стихий; 1727 — Любовные похождения богов; 1729 — Дикари; 1732 — Балет чувств; 1735 — Ахилл и Дейдамия, музыкальная трагедия. Духовные сочинения: 1677 — Deus noster refugium; 1699 — Месса К вящей славе Божией; 1708, 1714 и 1728 — Три книги кантат; 1722 — Nisi Dominus; после 1723 — Реквием; 1723—1741 — Мотеты для Королевской капеллы. С конца 1960-х годов, в рамках движения к аутентичному исполнительству, произведения Кампра, как светские, так и духовные, стали исполнять барочные ансамбли Густава Леонхардта, Уильяма Кристи, Марка Минковского, Жана-Клода Мальгуара, Эрве Нике, к ним обратились театральные и оперные режиссёры (Хорхе Лавелли). Дебютная опера-балет Кампра дала название ансамблю Фабио Бьонди. Имя композитора носит коллеж в центре Экс-ан-Прованса.

Mathurin_Veyssière_de_La_Croze_(Pesne_workshop) (549x700, 264Kb)
1661
Матурен Вейсьер де Лакроз (Ла-Кроз; французское имя — Mathurin Veyssière de La Croze)
французский востоковед-арменовед, лингвист, бенедиктинец. Родился в Нанте. Был профессором французского коллежа в Берлине. Впервые составил словарь коптского языка, изданный в 1775 после его смерти. Владел латинским, немецким, армянским, рядом семитских и славянских языков. Переводил с армянского языка. Армянский перевод Библии назвал «королевой переводов». Умер в Берлине 21 мая 1739 года. Библиография: «Histoire du christianisme aux Indes», Гага, 1724; «Histoire du christianisme d’Ethiopie et d’Arménie», Гага, 1738; «Lexicon Aegyptiaco-Latinum ex veteribus illus linguae monumentis summo studio collectum et elaboratum. Quod in compendium redegit, ita ut nullae voces Aegyptiacae, nullae que earum significationes omitterentur, Christianus Scholtz», Оксфорд, 1775; Перевод с армянского поэмы Нерсеса Шнорали «Сын Иисус». Литература: Халатьянц Г. «Армянский эпос в „Истории Армении“ Моисея Хоренского: Опыт критики источников». Часть 1. Исследование. Часть 2. Материалы. Части 1-2 / — Москва: Типография В.Гатцук, 1896 — 448 страниц

Gotfryd_Lengnich (540x700, 430Kb)
1689
Готфрид Ленгних (немецкое имя — Gottfried Lengnich)
прусский историк, адвокат и политический деятель. Родился в в Данциге (ныне Гданьск, Поморское воеводство, Польша). В 1718 г. издал в Данциге «Польскую библиотеку», заключавшую в себе исследования по мало разработанным вопросам польской истории. В 1722 по 1755 г. по поручению совета города Данцига занимался продолжением прусской истории Лукаса Давида. Результатом работы была «Geschichte der preussischen Lande polnischen Antheils», доведенная до царствования Августа II. В Этом труде собрано огромное количество сырого материала из городского архива Данцига; нередко автор приводит целиком акты, письма и разного рода документы. Дополнением к этому капитальному труду Ленгниха являются его многочисленные мелкие исследования в области права и истории, написанные с большим знанием дела. Ему принадлежит ещё важное сочинение по государственному праву Польши: «Jus publicum regni Poloni». Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук c 23 марта 1737. Умер в Данциге 28 апреля 1774 года. Литература: Ленгних, Готтфрид // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Ленгних, Готфрид на официальном сайте Российской Академии Наук; Włodzimierz Zientara, Gottfried Lengnich. Ein Danziger Historiker in der Zeit der Aufklärung, Toruń 1995 (Diss.).

1692
Фердинанд Антон Леопольд Гогенцоллерн-Хайгерлох (немецкое имя — Ferdinand Anton Leopold von Hohenzollern-Haigerloch)
немецкий дворянин, первый министр Кёльнского курфюршества (с 1733 года), граф Гогенцоллерн-Хайгерлох (1702—1750). Родился в Зигмарингене, столице княжества Гогенцоллерн-Зигмаринген. Старший сын графа Франца Антона Гогенцоллерна-Хайгерлоха (1657—1702) и Марии Анны Эусебии (1670—1716), дочери графа Антона Еусебиуса фон Кёнигзегг-Аулендорфа. В 1702 году после гибели своего отца Фердинанд Антон Леопольд унаследовал титул графа Гогенцоллерн-Хайгерлоха. В 1706 году стал членом Кёльнского капитула. С 1714 по 1726 год — он был также каноником в Шпейере. В 1725 году он был назначен каноником в Страсбурге. С 1724 по 1727 год — хорепископ Кельнский. В 1727 году Фердинанд Антон Леопольд Гогенцоллерн-Хайгерлох стал заместителем декана, а в 1731 году — деканом Кёльнского кафедрального собора. В 1733 году граф Фердинанд Антон Леопольд Гогенцоллерн-Хайгерлох сменил Фердинанда фон Плеттенберга в должности первого министра Кёльнского курфюрста и архиепископа Клеменса Августа Баварского. Но он имел гораздо меньше политического влияния, чем его предшественник. В 1745 году он голосовал от имени Кёльна на выборах императора Франца I. Фердинанд Антон Леопольд Гогенцоллерн-Хайгерлох скончался во дворце Аугустусбург и Фалькенлуст в Брюле 23 июля 1750 года. Он был похоронен в Кёльнском соборе. Он был не женатым и бездетным. После его смерти титул графа Гогенцоллерн-Хайгерлоха унаследовал младший брат Франц Антон Кристоф. Источники: F. E. von Mering: Clemens August, Herzog von Baiern, Kurfürst und Erzbischof zu Köln. Biographischer Versuch, Heberle, Cologne, 1851, p. 87 Online; Rudolf Lill (ed.): Kurfürst Clemens August. Landesherr und Mäzen des 18. Jahrhunderts, DuMont Schauberg, Cologne, 1961, p. 169.

00Francisco_serrano_de_frias (662x700, 274Kb)
1695
Франциск Серрано (французское имя — Francis Serrano OP)
святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу (26 мая 1747 — 28 сентября 1748), миссионер, мученик. Родился в Гранаде, Испания. В 1725 году Франциск Серрано прибыл на Дальний Восток, чтобы там заниматься миссионерской деятельностью. Некоторое время он проработал на Филиппинах, потом был послан в провинцию Фучжоу, Китай, где был назначен титулярным епископом Типасы Мавретанской и ординарием епархии Фучжоу. В июне 1746 года был арестован за проповедь христианства и отправлен в тюрьму города Фучжоу, где был подвергнут жестоким пыткам. 28 октября 1748 года был задушен в тюремной камере. Франциск Серрано был беатифицирован 14 мая 1893 года Римским Папой Львом XIII и канонизирован 1 октября 2000 года Римским Папой Иоанном Павлом II вместе с группой 120 китайских мучеников. День памяти в Католической Церкви — 9 июля. Источники: George G. Christian OP, Augustine Zhao Rong and Companions, Martyrs of China, 2005, страница 15; Witnesses of the faith in the orient, страницы 155—157.

Maria_Barbara_de_Braganza (574x700, 378Kb)
1711
Барбара Браганса (полное имя — Мария Магдалена Барбара Хавьер Леонор Тереза Антония Жозефа де Браганса; португальское имя — María Magdalena Bárbara Xavier Leonor Teresa Antonia Josefa de Braganza)
португальская инфанта, вышедшая замуж за наследника испанского трона — будущего Фердинанда VI. Родилась в Лиссабоне. Барбара была старшим ребенком короля Португалии Жуана V и его жены, эрцгерцогини Марии Анны Австрийской, дочери императора Леопольда I. Она была двоюродной сестрой будущей императрицы Марии Терезии и Марии Жозефы Австрийской. Свадьба её родителей состоялась в 1708 году и около трех лет королева не могла зачать ребёнка. Тогда король дал обет построить дворец во славу Божию, в случае рождения наследника престола. В декабре 1711 года родилась первая дочь королевской четы и был заложен дворец Мафра. Новорожденная принцесса оставалась престолонаследницей в течение года, пока её мать не родила сына. В период, когда Барбара считалась наследницей, она носила титул принцессы Бразильской. Старший сын короля, Педру, умер в возрасте 2 лет, но ещё при его жизни на свет появился второй сын, Жозе, поэтому Барбара больше никогда не считалась наследницей престола, хотя была второй в очереди на корону большую часть своей жизни. При крещении принцесса получила имя Мария Магдалена Барбара Хавьер Леонор Тереза Антония Жозефа в честь множества святых и родственников, но чаще всего её имя сокращали до Барбара или Мария Барбара (в честь святой Барбары, чьё имя почитается в день рождения принцессы), имя, доселе не использовавшееся в португальской королевской семье. Барбара получила прекрасное образование, имела талант к музыке. В возрасте 9-14 лет брала уроки игры на клавесине у известного композитора Доменико Скарлатти. Португальские придворные прочили инфанту в жёны Людовику XV. Однако в 1729 году восемнадцатилетняя принцесса была выдана замуж за шестнадцатилетнего наследника испанского трона Фердинанда. Её брат, Жозе женился на сводной сестре её мужа Марианне Виктории Испанской, отвергнутой ранее Людовиком XV. Доменико Скарлатти последовал за инфантой в Мадрид и продолжал писать музыку в её честь уже при испанском дворе. Во времена правления её мужа королева Барбара устраивала пышные празднества и великолепные концерты во дворце Аранхуэс, ставшем её любимой резиденцией. Хотя Барбара никогда не считалась красавицей, её скромный образ с первого взгляда покорил будущего мужа, который оставался глубоко привязанным к жене до последнего дня. Большую часть жизни Барбара страдала астмой. Стройная и изящная в юности, к старости королева набрала избыточный вес. Умерла Барбара в своём любимом дворце Аранхуэс 27 августа 1758 года. Смерть королевы стала сильным ударом для Фердинанда, который так и не оправился от потери супруги; он скончался в следующем году. Официальные титулы: 4 декабря 1711 — 19 октября 1712 Её Королевское Высочество Принцесса Бразильская; 19 октября 1712 — 20 января 1729 Её Королевское Высочество Инфанта Донна Барбара Португальская; 20 января 1729 — 9 июля 1746 Её Королевское Высочество Принцесса Астурийская; 9 июля 1746 — 27 августа 1758 Её Величество Королева Испании. Источники: Коллекция неопубликованных документов об истории Испании, том. XVIII.

Gasparo_Gozz1i (581x700, 165Kb)
1713
Гаспаро Гоцци (итальянское имя — Gasparo Gozzi)
итальянский поэт и литературный критик, граф. Родился в Венеции. Происходил из старинной венецианской фамилии, брат Карло Гоцци. Пробуждению в нём любви к изящной литературе способствовало его знакомство с художницей и поэтессой Луизой Бергалли, на которой он впоследствии женился. В 1774 году он был приглашён в Падую для составления проекта реформы Падуанского университета. Последние годы жизни провёл в Падуе, где и умер 26 декабря 1786 года. Как критик Гоцци отличался глубиной суждения, беспристрастием и скромностью. Известен тем, что активно защищал предложенную Гольдони театральную реформу, выступая этим против взглядов своего брата. Считается одним из первых итальянских журналистов. Его полемическая работа «Суждение древних поэтов о современной критике Данте» (итальянское назвние - Giudizio degli antichi poeti sopra la moderna censura di Dante, 1758), написанная им в защиту Данте от нападок Беттинелли, может служить в этом отношении образцом. Большой успех имела издававшаяся им с 1760 по 1762 год «Gazzetta Veneta», почти вся сатирическая хроника которой составлялась им (переиздана во Флоренции в 1915 году). Согласно «ЭСБЕ», лучшим его произведением является «Observatore Veneto periodico» (1761—1768 годы; затем издано с биографией Гоцци, составленной Джованни Герардини, 1870, позже переиздано во Флоренции в 1897 году), в течение долгого времени популярное в Италии; представляет собой, подобно «Spectator’y» Аддисона, ряд публицистических и критических очерков, отличающихся красотой изложения и тонкостью сатиры. Сходно по характеру «Il mondo morale» (1760) — сборник небольших очерков, читанных Гоцци с 1740 года в Academia de Granelleschi; это — олицетворение человеческих страстей диалогами в духе Лукиана. Хороши также его «Семейные письма» (итальянское назвние - Lettere famigliari, 1755, последующее издание — 1808), которые показывают широкую картину венецианских нравов его времени. Из его стихотворений самые замечательные — «Sermoni», в манере Горация, и дидактическое «Il trionfo dell’ umilta». Собрания его «Opere» были изданы его другом Анджело Дальмистро (Венеция, 1794—1798); более полные издания явились в 1812 году (Венеция), в 1818—1826 годах (Падуя), в 1823 году (Милан). Дополнением служат «Alcuni scritti di G. Gozzi» и «Racconti di G. Gozzi» (Венеция, 1839). Собрание его стихотворений издано Гарджолли (Флоренция, 1863). Также писал стихотворные сатиры («Послания») и пародии (сборник «Приятные стихи современного автора», 1751). Его рассказы оказали определённое влияние на прозу немецкого романтизма. Жена Гоцци приобрела известность своими музыкальными драмами «Agide», «Redi», «Sparta», «La Bradamantei» и переводами комедий Теренция, трагедий Расина и так далее. Сочинения: Scritti scelti, Torino, 1960. Литература: Реизов Б.Г., Итальянская литература XVIII века, Ленинград, 1966.

 (520x699, 144Kb)
1717
Йозеф Карел Норберт Грюнд (чешское имя — Norbert Joseph Carl Grund)
чешский художник, писавший картины в стиле позднего барокко и рококо. Родился в Праге. Род Грундов происходил из северо-западной Чехии. Братья художника были музыкантами. Отец Норберта, Христиан Грунд, был его первым учителем рисования. Он служил в качестве придворного художника у Коловратов. В 1738 году Норберт написал свою первую картину. Затем он работал при дворах в Вене, Венеции и Вюрцбурге. Большое влияние на творчество художника оказало чешское барокко и творчество немецких художников-миниатюристов, венского художника Франца де Паулы Ферга и венецианских живописцев, писавших городские пейзажи, а позднее творчество живописцев французского рококо. В 1752 году он был принят в Праге в цех живописцев и признан мастером. В 1753 году Норберт присоединился к гильдии живописцев в Мала-Стране. Его творчество развивалось под влиянием забот о благополучии своей семьи. Поэтому он, как правило, писал картины малых форматов на популярные темы. Его произведения представляли собой небольшие кабинетные фотографии, часто жанровые работы, пейзажи и картины на библейские сюжеты. Грюнд считается главным представителем чешского рококо. Его творчество вдохновило многих чешских художников, таких как Ян Петер Брандль, Йозеф Манес и Миколаш Алеш. Умер в Праге 17 июля 1767 года. Галерея: Дама на качелях (1760); Кавалер и лютнистка (1767); Урожай (1750); Два студента (1760). Литература: Rudolf Müller: Grund, Norbert. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 10, Duncker & Humblot, Leipzig 1879, S. 34 f; Johanna Zick-Nissen: Grund, Norbert. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 7. Duncker & Humblot, Berlin 1966, S. 220 f; J.Neumann: Český barok, Prag 1974; Dějiny českého výtvarného umění II/2, Prag 1989.

Johann_Gottfried_Zinn (480x700, 235Kb)
1727
Иоганн Готтфрид Цинн (немецкое имя — Johann Gottfried Zinn)
немецкий врач и ботаник. Член Берлинской академии наук. Родился в Швабахе. В 1753 стал директором Ботанического сада Гёттингенского университета, а в 1755 стал там же профессором медицинского факультета. За свою короткую жизнь, Цинн внёс большой вклад в анатомию. Его главной работой явилось полное и всесторонее описание анатомии человеческого глаза, которое детально и систематически было дано в книге «Descriptio anatomica oculi humani». Умер в Гёттингене 6 апреля 1759 года. Его именем назвал растение цинния (Zinnia) L. Работы: A description of the flora around Göttingen. 1753; Catalogus plantarum horti academici et agri gottingensis…. 1757; Descriptio anatomica oculi humani iconibus illustrata. 1765.

1735
Йозеф Николаус Лауренти (латинское имя — Josephus Nicolaus Laurenti)
австрийский врач и натуралист итальянского происхождения. Биография Лауренти почти неизвестна. Согласно наиболее полному обзору К.Адлера, Лауренти родился в Вене, учился в школе при Венском университете, которую окончил в 1754 г., а затем долгое время практиковался в области медицины и герпетологии без продолжения образования, что было обычной практикой в то время. В 1768 г. он защитил докторскую диссертацию по медицине на медицинском факультете Венского университета. Эта работа была издана в двух вариантахː в виде диссертации (март 1768 г., репринтное издание 1966 г.) и в виде обычной книги тоже в 1768 г., но по-видимому, позже. Согласно К.Адлеру, других работ И.Н.Лауренти не опубликовал. С 1769 по 1805 г. он состоял на медицинском факультете Венского университета и в 1772 г. прошел там экзамен, позволивший ему заняться акушерской деятельностью. Скончался Лауренти в Вене 17 февраля 1805 года. Работы: Specimen Medicum, Exhibens Synopsin Reptilium Emendatam cum Experimentis circa Venena, 1768 («Образец медицины, представляющий сжатый и исправленный перечень пресмыкающихся, с опытами относительно ядов и противоядий австрийских пресмыкающихся»). Книга вышла на латинском языке и является библиографической редкостью. Эта книга — первая система земноводных и пресмыкающихся, предложенная после «Системы природы» К.Линнея (1758). В ней содержится описание 242 видов из 30 родов земноводных и пресмыкающихся Старого и Нового Света. Названия 39 видов и нескольких родов, предложенных Лауренти, считаются валидными до сих пор, а статус ряда описываемых им таксонов является предметом дискуссии в систематике. Литература: И.Н.Лауренти. Образец медицины, представляющий сжатый и исправленный перечень пресмыкающихся, с опытами относительно ядов и противоядий австрийских пресмыкающихся / Перевод с латинского и комментарии С.Л.Кузьмина. — Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2005. — 134 страницы — 200 экземпляров — ISBN 5-187317-153-X.

Charles_de_Villette (483x700, 223Kb)
1736
Шарль Мишель, маркиз де Виллет (французское имя — Charles Michel, Marquis de Villette)
французский писатель и политический деятель. Шарль Мишель, маркиз де Виллет родился в Париже, в семье финансиста, который оставил ему значительное состояние и благородный титул. Служил в кавалерии, но в 1763 году, по окончании Семилетней войны, вернулся домой и решил посвятить себя литературе, во-многом под влиянием и покровительством Вольтера, который был другом его матери. Вольтер чрезмерно превозносил очень посредственный талант Вилетта и называл его французским Тибуллом. Большое состояние маркиза де Вилетта помогло ему выдвинуться на литературном поприще. Он женился на воспитаннице Вольтера, купил после смерти своего покровителя замок в Фернэ и сохранил бальзамированное сердце философа. Тщеславие маркиза и его попытки увеличить свою известность, пристегивая своё имя к славе Вольтера, послужили поводом для насмешек и едких эпиграмм со стороны коллег по литературному цеху, как то: «Petit Villette, c’est en vain; Que vous prétendez à la gloire; Vous ne serez jamais qu’un nain; Qui montre un géant à la foire»; Первое собрание сочинений де Виллета было издано в 1784 году. Во время Великой французской революции, де Виллет писал революционные статьи в «Chronique» Парижа, и предлагал ограничить власть Людовика XVI, но оставить его в качестве главы государства. В 1792 году он был избран в Национальный конвент — высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики. Шарль Мишель, маркиз де Виллет умер в родном городе 7 июля 1793 года. Жена маркиза, урожденная Philiberte de Varicourt (умерла в 1822) была известна своей преданностью Вольтеру.

1738
Карл Фридрих Кречманн (немецкое имя — Karl Friedrich Kretschmann)
немецкий поэт. Родился в Циттау. Принадлежал к школе так называемых «бардов», под влиянием Клопштока воспевавших напыщенными фразами прошлое Германии. Стихотворения Кречманна, изданные под псевдонимом Rhungulph der Barde, пользовались в своё время большим успехом. Лучшее из них — «Die Jägerin», древнегерманская любовная идиллия. Его мелкие, чисто лирические стихотворения грациозны. Писал также повести и драмы. Полное собрание его сочинений появилось в 1784—1805. Умер в Циттау 15 января 1809 года.

Mikayel_Chamchian (525x700, 334Kb)
1738
Микаэл Чамчян (армянское имя — Միքայել Չամչյան)
армянский историк и языковед. Микаэл Чамчян родился к Стамбуле. С раннего детства он выказал незаурядные способности. В 23 года он приехал в Венецию и вступил в Конгрегацию мхитаристов. Вскоре после этого он в звании архимандрита (вардапета) отправился в качестве миссионера в Халеб, а затем в Басру. Вернувшись в 1774 г. в Венецию, Чамчян посвятил себя педагогической и научной деятельности. В 1796 г. Микаэл Чамчян был направлен Конгрегацией в Стамбул, где и оставался до конца жизни. Скончался он 30 ноября 1825 года. Перу М. Чамчяна принадлежит много работ, в основном религиозного характера. Среди них выделяется его десятитомный труд, посвящённый толкованиям псалмов Давида. В 1779 г. был издан его учебник грамматики армянского языка. Особое место в его творчестве занимает трехтомное сочинение «История Армении с начала мироздания до года Господня 1784», которое доктор исторических наук С.Погосян назвал «шедевром литературной и научной деятельности Микаэла Чамчяна и армянской историографии XVIII века». При написании своего труда М. Чамчян использовал не только греко-римские источники, но и многочисленные памятные записи — ишатакараны, имеющиеся в армянских средневековых рукописях. Первый том сочинения охватывает период от возникновения армянского народа до падения династии Аршакидов. Отметим, что, по мнению М.Чамчяна, ни один народ не имеет о своем происхождении и раннем периоде своей истории таких достоверных сведений, как армяне. Во втором томе освещается период господства сасанидского Ирана, арабского владычества и правления династии Багратидов. Большое место здесь уделяется восстановлению в Армении государственности. Третий том посвящён истории Киликийского государства, а также положению армянского народа, страдавшего в XVI - XVII вв. от владычества Османской империи и Ирана. В конце XVIII в. «История Армении» была издана в Венеции, в 1880-х годах сочинение М.Чамчяна было издано Ереванским государственным университетом.

Ernst_Heinrich_von_Schimmelmann (557x700, 480Kb)
1747
Эрнст Генрих фон Шиммельманн (датское имя — Ernst Heinrich von Schimmelmann)
немецко-датский политический деятель, предприниматель и покровитель искусств. Родился в Дрездене. Его отец был состоятельным землевладельцем. Эрнст изучал экономику в Европе и работал на своего отца. С 1782 стал ключевой фигурой в датской финансовой администрации. Из-за споров с государственным министром Хьоегом-Гульдбергом 1783 подал в отставку, однако в следующем году принял участие в восстании против того же Хьоега-Гульдберга, после чего получил пост министра финансов в новом правительстве. С 1824 до 1831 года занимал должность министра иностранных дел. В 1790 году был награжден орденом Слона, высшей датской наградой. Сделал свой вклад в ликвидацию работорговли в Дании. Впрочем, он как раз не был противником рабства: он обладал большой сахарной плантацией в Датской Вест-Индии (на острове Санта-Крус) и был акционером компании, которая транспортировала рабов из Золотого Берега. Запрет торговли людьми в Дании просто приносил его семье огромные прибыли. Раньше не было никаких ограничений на работорговлю, но Шиммельманн, будучи на посту министра финансов, запретил государственные кредиты на покупку рабов. Его семья стала самой богатой в Дании благодаря торговле сахаром из Вест-Индии. В 1775 году Шиммельманн женился на графине Эмилии Ранцау, которая умерла от туберкулеза через пять лет в 28-летнем возрасте. Во второй раз он женился в 1782 году и переехал со своей новой женой Шарлоттой в собственное имение в Клампенборге.
Ernst_Heinrich_von_Schimmelmann_1827 (546x700, 264Kb)
Эрнст Генрих фон Шиммельманн, 1817 г.
В том же году на его средства был возведен памятник в стиле классицизма, названный Емиликилд, в память о его первой жене. Умер в Копенгагене 9 февраля 1831 года.

 (457x698, 159Kb)
1750
Анри Грегуар (французское имя — Henri Gregoire; аббат Грегуар, abbé Grégoire)
французский католический священник, позже епископ, деятель Великой французской революции. Родился в Вео близ Люневиля, в крестьянской семье, воспитывался у иезуитов в Нанси. Священник по призванию, он заботился о распространении в своем приходе нравственности и просвещения, поучал крестьян гигиене, указывал им лучшие способы земледелия и т. п. В «Essai sur la régénération des juifs» (1789) он выступил защитником веротерпимости и эмансипации евреев. Избранный в Генеральные штаты депутатом от духовенства округа Нанси, он первый среди духовных заговорил о необходимости соединиться с третьим сословием и указал своим собратьям на пропасть, отделявшую бедное, приниженное сельское духовенство от высшего клира, примыкавшего к знати. В учредительном собрании он стоял за отмену привилегий дворянства, за эмансипацию евреев, за дарование гражданских прав свободнорожденным неграм и мулатам колоний в виде переходной ступени к совершенной отмене рабства. Особенно горячее участие принимал он в реорганизании церковного строя Франции. Когда в 1790 г. выработано было гражданское устройство духовенства, Грегуар первый принес ему присягу и стремился склонить к тому же остальное духовенство. Вскоре он был избран епископом блуаским, но большею частью жил в Париже. Во время бегства Людовика XVI он первый подал мысль о назначении суда над королем. Избранный в конвент, он в первом же заседании (21 сентября 1792) намеревался внести предложение о провозглашении республики; но, удержанный друзьями, был предупрежден Колло д'Эрбуа, которого поддержал в сильной речи, причем историю королей назвал мартирологом народов. 15 ноября 1792 г. он отстаивал право народа судить короля как своего первого слугу, но тогда же внес предложение об отмене смертной казни, в которой видел остаток варварства. После этой речи он избран был на обычный срок президентом конвента. Во время самого процесса Людовика XVI Грегуар, посланный в Савойю, был в отсутствии; вместе с тремя своими товарищами он письменно высказался за осуждение короля, но против смертной его казни. Во время террора Грегуар держался в стороне и всю свою деятельность сосредоточил в комитете народного просвещения.
4 декабря 1750 года родился — Анри Грегуар,post-13108-129142248331 (700x658, 412Kb)
Он выработал обширный план, который должен был покрыть Францию сетью библиотек, земледельческих училищ и проч.; по его инициативе учреждены были консерватория искусств и ремесел и Национальный институт. Популярности Грегуара нанесла сильный удар та твердость, с которою он отстаивал свои религиозные убеждения, свое достоинство христианского священника. Вместе с Огюстеном Клеманом он активно действовал в защиту религии. По его настоянию конвент издал декрет о свободе богослужения, существовавший, впрочем, только на бумаге. Грегуар был членом совета пятисот, потом членом и одно время президентом законодательного корпуса, наконец сенатором, но не играл уже выдающейся политической роли. В силу конкордата 1801 г. Грегуар вместе с другими так называемыми конституционными епископами должен был отказаться от своего звания, но никогда не переставал считать себя законным епископом и почти не носил графского титула, пожалованного ему в 1808 г. С целью опровергнуть мнение о неграх как о низшей расе он издал книги «De la littérature des nègres» (Париж, 1808), в которой собрал все когда-либо написанное негром или мулатом, и «De la traite et de l’esclavage des noirs et des blancs» (Париж, 1809 и 1815). После Реставрации Грегуар в сочинении «De la constitution française de l’an 1814» (Париж 1814, 4 издание, 1819) указал на недостатки хартии. Правительство Бурбонов отнеслось к нему с непримиримой враждой. При преобразовании института в академию он был исключен из этого учреждения. Когда город Гренобль избрал в 1819 г. Грегуара депутатом, в среде роялистов поднялось сильнейшее волнение. Человеколюбивого Грегуара клеймили именем цареубийцы, тогда как на самом деле он протестовал против смертной казни короля. Людовик XVIII, забывая, что сам незадолго перед тем сделал министром Фуше, увидел в избрании Грегуара угрозу Бурбонскому дому, и выборы эти были кассированы. Особой ненавистью преследовало Грегуара духовенство. Перед смертью Грегуара (28 мая 1831 года) оно потребовало от него отречения от присяги, принесенной им в 1790 г., и когда он отказался, его лишили причащения и христианского погребения. Из многочисленных сочинений Грегуара, кроме названных выше, более замечательны: «Histoire des sectes religieuses» (Париж, 1814-1845); «Essai historique sur les libertés de l'Église gallicane» (Париж, 1818, 2-е издание, 1826); «Histoire des confessions des empereurs, des rois etc.» (Париж, 1824). Его мемуары изданы Карно (Париж, 1831), с приложением биографии Грегуара. На русский язык Борис Врасский перевел сочинение Грегуара «О влиянии христианской религии на состояние женщин» (Санкт-Пнтнрбург, 1823). В 1814 г. Грегуар в числе 28 лиц, «отличившихся ученостью», избран был почетным членом Казанского университета; представил его к этому званию ориенталист Френ, а утвердил министр народного просвещения граф Разумовский. Но в 1821 г. совет Казанского университета по инициативе Магницкого нашел «противным не только справедливости, но и наружной благопристойности иметь в сословии университета лицо, участвовавшее в страшном злодеянии» (казнь короля). Постановление это было утверждено главным управлением училищ, и Грегуар лишен был звания почетного члена Казанского университета. Цитаты: «Недоверие служит свободному народу защитой: доверять не прикажешь». (Речь в Национальном собрании Франции 15 июля 1791 года). Литература: Грегуар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Giovanni Pindemonte (516x700, 181Kb)
1751
Джованни Пиндемонте (итальянское имя — Giovanni Pindemonte)
итальянский драматург и поэт. Родился в веронском патрицианском семействе; занимал довольно важные должности в Венеции и Виченце. Аристократ по происхождению, Пиндемонте рано отошел от мировоззрения своего класса, став идеологом поднимавшейся буржуазии. В одном из ранних своих стихотворений он нападал на венецианскую олигархию, приветствовал мятеж демократа Пизани и, заподозренный в связи с мятежниками, бежал во Францию, где принял участие в революционном движении. После занятия Италии войсками республиканской Франции и организации на севере Италии Цизальпинской республики Пиндемонте в 1802 вошел в состав временного правительства и посвятил в 1797 году республике сонет. Поддерживал деятельность Наполеона, считая его освободителем Италии. Последние годы жизни провёл в Вероне, где и умер 23 января 1812 года. Ученик философов-просветителей XVIII в., сторонник политической и религиозной свободы, Пиндемонте написал произведения, проникнутые идеями буржуазной революции («республиканскую» трагедию «Ipato Orso» и др.). Значительное место в творчестве Пиндемонте занимает популярная в передовых слоях итальянской буржуазии идея единой Италии, бывшая девизом в дальнейшей борьбе за освобождение страны от чужеземного гнета. Эта идея нашла яркое выражение в сонете Пиндемонте «La republica Cisalpina». В своей драматургической деятельности Пиндемонте не свободен от влияния Шекспира, французских драматургов и Альфиери. Наиболее выдающееся из произведений Пиндемонте — трагедия «tre baccanali di Borna»; сюжет её заимствован из Тита Ливия, но в ней много отголосков современной автору действительности — нападки в духе Вольтера на духовенство под видом жрецов и тому подобное. Тот же дух чувствуется и в другой — по мнению некоторых критиков, самой лучшей — трагедии Пиндемонте «Adelina e Roberto»: действие её происходит в Нидерландах, но она направлена вообще против инквизиции с её пытками, казнями и тюрьмами. Из остальных пьес Пиндемонте наиболее известна «Ginevra di Scozia» (1796). Он писал и стихи; в них есть порой воодушевление и идейное содержание, но форма их недостаточно обработана и красива. Пиндемонте сам издал собрание своих пьес (1804—1805). Его «Poesie e lettere» издано в Болонье (1883). Сочинения: Componimenti teatrali, v. 1—2, [2 ed.], Mil., 1827; Poesie e lettere, raccolte e illustrate da Giuseppe Biadego, Bolonga, 1883. Библиография: Poesie e lettere, Bologna, 1883; Componimenti teatrali, 4 vv., Milano, 1804—1805; Фриче В., Итальянская литература XIX в., часть 1, Москва, 1916; Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. I—III, Milano, 1928. Литература: Pugliesi С., G.Pindemonte, nella letteratura e nella storia del suo tempo, Roma, 1905: Petrucciani М., G.Pindemonte nella crisi della tragedia, Firenze, 1966.

Nicolas_Lupot (515x700, 287Kb)
1758
Никола Люпо (французское имя — Nicolas Lupot)
французский скрипичный мастер. Крупнейший после Антонио Страдивари скрипичный мастер. Родился в Штутгарте. Сын и ученик Франсуа Люпо (1725—1804). Детство провёл в Штутгарте, где его отец служил королевским придворным скрипичный мастером. В 1769 году с семьёй переселился в Орлеан. В 1766 году впервые стал самостоятельно делать скрипки. С 1794 года жил в Париже, работал у известного скрипичного мастера Франсуа Пикэ, оказавшего на него значительное влияние. В 1798 году открыл собственную мастерскую. В 1814 году Людовик XVIII назначил Николу Люпо гитарным и скрипичным мастером королевского двора и поставщиком королевской музыкальной школы. В честь этого на одной из своих скрипок Люпо с законной гордостью в 1815/1816 году поместил табличку: «Н. Lupot Luthier De La Musique Du Roi Et де l'École Royale де Musique». С 1815 был придворным мастером Королевской капеллы. Умер в Париже 14 августа 1824 года.
Luthier-Nicolas-Lupot (571x700, 432Kb)
Портрет Николы Люпо, работы художника Г.Лоримье. 1805 г.
Созданные им лучшие инструменты, которые ценятся очень высоко, относятся к 1805—1824 годам. Работая по модели Страдивари, Люпо в своих скрипках этого периода объединил характерные особенности внешней отделки и типа звучания, свойственные французской школе скрипичных мастеров. Отличительные внешние признаки скрипок Люпо — сравнительно большой патрон, эфы индивидуального очертания (поставленные выше, чем у итальянских мастеров), дно, обычно, из цельного куска (Люпо применял ель радиального распила, необыкновенно красивого и разнообразного рисунка), лак красного или красновато-оранжевого цвета. Скрипки Люпо обладают сильным, блестящим тоном, но не всегда разнообразным тембром и гибкостью звучания. Более ранние инструменты мастера несколько грубоваты по отделке, лак красный или красновато-коричневый. Немецкий скрипач, композитор, дирижёр Луи Шпор, в своей автобиографии (1860) писал что, впервые услышав звучание скрипок Люпо, сразу же сменил старинные немецкие инструменты на скрипки француза, и с тех пор играл во всех своих гастролях только на них. Кроме скрипок, Люпо изготовлял также превосходные виолончели и альты. Литература: Витачек E.P. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под редакцией Б.В.Доброхотова, Москва, 1964, страницы 150-154.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку