-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110730
Комментариев: 6802
Написано: 119203


3 декабря родились...

Воскресенье, 03 Декабря 2023 г. 10:10 + в цитатник
 (464x698, 150Kb)
1448
Баязид II (османское имя — بايزيد ثاني‎ — Bâyezîd-i sânî , турецкое имя — İkinci Bayezid)
султан Османской империи в 1481—1512. Сын и преемник Мехмеда II, завоевателя Константинополя, и Ситти Мюкриме Хатун. Баязид II укрепил Османскую империю и сорвал восстание Сефевидов незадолго до своего отречения в пользу сына, Селима I. Организатор эвакуации евреев из Испании после провозглашения Альгамбрского эдикта и их расселения по всей Османской империи. После смерти Мехмеда II Баязид вступил на престол в 1481 году. Считается, что Баязид отравил своего отца. В связи с этим в стране началась междоусобица: брат Баязида Джем заявил свои права на трон и получил серьезную поддержку, в том числе со стороны мамлюков Египта. Потерпев поражение от войск своего брата, Джем искал защиты у рыцарей Святого Иоанна на острове Родос. В конце концов рыцари передали Джема папе римскому Иннокентию VIII (1484-1492). Папа рассчитывал использовать Джема в качестве инструмента борьбы против турок, но, так как папский крестовый поход не удался, Джем был оставлен чахнуть и умирать в неаполитанской тюрьме (по другой версии, он был отравлен в феврале 1495 года в Риме по приказу Баязида). Кроме того, согласно согласно другой версии, Баязид II заплатил как госпитальерам, так и папе, чтобы держать брата в плену. Как и его отец, Баязид II был покровителем западной и восточной культур. В отличие от многих других султанов, он упорно трудился, чтобы обеспечить плавный ход своей внутренней политики, что принесло ему прозвище «Справедливый», а из-за своих аскетических наклонностей и мистических взглядов Баязид получил прозвище «Вели» («Святой»). Им построены и украшены многие мечети в Константинополе и Адрианополе. Царствование его представляло ряд войн с Венгрией, Польшей, Венецией, Египтом и Персией. Они велись с переменным успехом и не представляли особенно выдающихся моментов, но тем не менее содействовали усилению османского могущества. Баязид II провел несколько кампаний по покорению венецианских владений в Морее, определив эту область как ключ к будущему османскому господству на море в Восточном Средиземноморье. В результате четырехлетней войны (1499—1503) он одержал победу над венецианскими сухопутными и военно-морскими силами и захватил всю Морею (Южная Греция). Завоевание Баязидом последних венецианских владений в Далмации обеспечило сильные позиции его преемникам для последующего продвижения в Венгрию. На востоке Баязид установил контроль Османской империи над всем Чёрным морем, захватив в 1501 году его восточное побережье. Он унаследовал пограничные конфликты с империей мамлюков в Сирии и Египте, а также с династией Сефевидов, пришедшей к власти в Иране. В Анатолии султану пришлось вести борьбу с повстанцами, в одном из сражений даже был убит великий визирь Баязида II Али-паша. При этом Баязид никогда не доводил столкновения на восточных границах до открытых войн, что позволило ему укрепить империю, созданную его предшественниками. Это дало возможность младшему сыну и преемнику Баязида Селиму I сосредоточить усилия на завоевании арабских земель, а стратегические позиции, завоеванные им на Балканах, послужили основой для последующих завоеваний в Европе, осуществленных преемником Селима Сулейманом I Великолепным. В июле 1492 года испанская инквизиция изгнала из страны евреев и мусульман. Баязид II послал османский флот под командованием адмирала Кемаль-реиса в Испанию в 1492 году, чтобы эвакуировать их в безопасные османские земли. Он разослал прокламации по всей империи с приказом помогать беженцам. Султан предоставил разрешение беженцам поселиться в Османской империи и стать османскими подданными, а также высмеял поведение Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, которые пренебрегли людьми, очень полезными для государства. "Вы рискнете назвать Фердинанда мудрым правителем, - сказал он своим придворным, - но он тот, кто обедняет свою собственную страну и обогатил мою!». Баязид пригрозил смертью всех, кто откажет евреям во въезде в империю. Мусульмане и евреи Аль-Андалуса внесли свой вклад в растущую мощь Османской империи за счет внедрения новых идей, технологий и мастерства. Так, первая типография в Константинополе была открыта сефардскими евреями в 1493 году. 14 сентября 1509 года Константинополь был разрушен в результате землетрясения. Катаклизм совпал со смутой последних лет правления Баязида II. В этот период развернулась междоусобица между его сыновьями Селимом I и Ахметом за право наследования за отцом. Ахмет неожиданно захватил Караман и начал маршировать в Константинополь, чтобы занять престол. Опасаясь за свою безопасность, Селим устроил восстание во Фракии, но потерпел поражение от Баязида и был вынужден бежать в Крым. Баязида II терзали опасения, что Ахмет в свою очередь может убить его, чтобы получить трон, поэтому он отказал сыну в праве вступить в Константинополь. Между тем, поддержанный янычарами Селим вернулся из Крыма и заставил отца отречься от престола 25 апреля 1512 года. Баязид отправился в изгнание и умер 26 мая 1512 года в селении Бююкчекмедже, вблизи родового селения Дидимотика, недалеко от Адрианополя всего через месяц после отречения (возможно, он был отравлен).
Sultan_Bayezid_II_tomb_March_2008 (700x525, 281Kb)
Он был похоронен рядом с мечетью Баезид в Стамбуле. Детство Баязида II изображено в турецком фильме Завоевание 1453 (2012). Борьба Баязида II с сыном Селимом отражены в видеоигре Assassin's Creed: Revelations. Судьба Джема, брата и соперника Баязида, и его отношения с папой Иннокентием VIII и папой Александром VI нашли отражение в телесериале "Борджиа". Баязид II появляется как персонаж в телесериале "Демоны да Винчи". По сюжету, он ищет аудиенции у папы Сикста IV, полагая, что мир между Римом и Константинополем возможен, но был осмеян и унижен Сикстом, что впоследствии якобы стало поводом для турецкого нашествия на Отранто. Жёны: Нигяр Хатун; Ширин Хатун; Гюльрух Хатун; Бюльбюль Хатун; Хюснюшах Хатун; Гюльбахар Хатун; Ферахшад Хатун; Айше Хатун. Дети: Шехзаде Ахмет (1465-1513) - сын от Бюльбюль Хатун, губернатор Шарихана и Амасии в 1483-1513 годах; Шехзаде Коркут (1469-1512) - сын от Нигяр Хатун [5], губернатор Шарихана и Анатолии в 1502-1509 и 1510-1511 годах; Шехзаде Селим - сын от Гюльбахар Хатун, будущий султан Селим I Йавуз; Шехзаде Махмут (?-1505) - сын от Бюльбюль Хатун, губернатор Шарихана в 1502 году; Шехзаде Мехмет - сын Ферахшад Хатун, губернатор Кефе; Шехзаде Алемшах - сын от Гюльрух Хатун, губернатор Кастамону и Шарихана в 1504-1507 годах; Шехзаде Абдулла - сын от Ширин Хатун, губернатор Шарихана и Карамана в 1481-1483 годах; Шехзаде Шехеншах - сын от Хюснюшах Хатун, губернатор Шарихана и Карамана в 1483-1511 годах; Гевхер Мюлук Султан - дочь от Бюльбюль Хатун, жена Мехмет-паши Дукакиса; Сельчук Султан - жена Кара Мустафы-паши; Хатидже Султан - дочь от Бюльбюль Хатун, жена Файк-паши; Айше Султан - дочь от Нигяр Хатун, жена Гювейи Синан-паши; Хунди Султан - дочь от Бюльбюль Хатун, жена Херсекли Ахмед-паши; Айн-и Шах Султан - дочь от Ширин Хатун; Фатьма Султан - дочь от Нигяр Хатун, жена Гюзельче Хасан-бея; Хюма Султан - жена Анталялы Балы-паши; Камер Султан - дочь от Гюльрух Хатун, жена Мустафы-бея; Илальди Хатун - жена Гайн Ахмед-паши; Шехзаде Шах Хатун - дочь от Бюльбюль Хатун, жена Насух-бея; Султанзаде Хатун - дочь от Хюснюшах Хатун. Литература: Sidney Nettleton Fisher. The foreign relations of Turkey (1481–1512) (PDF). Utrecht University; M. Çağatay Uluçay. Padişahların kadınları ve kızları. — Türk Tarih Kurumu, 1985; Баязет II // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.В.Сытина, 1911—1915; Баязет II // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Amsdorf (572x700, 396Kb)
1483
Николаус Амсдорф (немецкое имя — Nicolaus von Amsdorf)
ближайший друг и сотрудник Мартина Лютера, лютеранский теолог и епископ, лидер партии гнесиолютеран. Родился по всей вероятности в Торгау. Происходя из древнего рода и состоя со стороны матери в родстве с Штаупицем, он рано был предназначен к духовному званию. Поступив в 1502 году в Виттенбергский университет, он уже в 1504 году магистр, в 1507 бакалавр, в 1511 лиценциат богословия. Ещё до обнародования Лютером его тезисов, Амсдорф подружился с ним, сопровождал его в 1519 в Лейпциг, в 1521 в Вормс и был посвящён в план похищения Лютера в Вартбургский замок (Тюрингия), где помогал Лютеру в переводе Ветхого Завета на немецкий. В 1524 году в качестве суперинтендента и проповедника распространил идеи Реформации в Магдебурге (церковь Святого Ульриха), точно так же в 1528 г. в Гослар, в 1534 в Айнбеке, в 1539 в Мейсене и Шмалькальдене 20 января 1542 г. он был посвящён Лютером в сан епископа Наумбург-Цайцского, но уже в 1546 г. во время Шмалькальденской войны был изгнан оттуда. Суровый, нетерпимый, прекрасный диалектик, он ещё при жизни Лютера всеми силами препятствовал соглашению с противниками; так, напр., в Шмалькальдене (1530), в Вормсе (1540), в Регенсбурге (1541). По смерти Лютера Амсдорф стал во главе строго-лютеранской партии; изгнанный из Наумбурга, он в течение двух лет жил в Веймаре и работал над основанием строго-лютеранского университета в Иене, который должен был служить противовесом Виттенбергскому университету как центру Меланхтоновой партии. Сильная оппозиция против интерима (1548) заставила его отправиться в Магдебург, где он вместе с Флацием стал во главе лютеранской ортодоксальной партии. С 1552 года, после взятия Магдебурга, Амсдорф нашёл приют в Эйзенахе, без определенной должности, но как высший советник во всех вопросах, касающихся церкви в эрнестинских владениях. На Вормсском диспуте 1557 года Амсдорф добился полного отделения строго-лютеранской партии, но остался тем не менее лично неприкосновенен, тогда как приверженцы Флация в 1561 г. были изгнаны. Умер 14 мая 1565 года в Эйзенахе и был погребён там же в городской церкви, причём ему оказаны были епископские почести. По своим убеждениям являлся сторонником гнесио-лютеранской партии в противовес филиппистам. Полагал, что добрые дела могут даже вредить спасению, так как из-за них человек начинает гордиться. Этот пункт являлся антитезой утверждения его оппонента Георга Майора о том, что мы спасаемся благодаря добрым делам (синергизм). Впоследствии крайности обоих оппонентов были сглажены и в Формуле Согласия (1577). Источники: Амсдорф Николаус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1544
Ги де Сен-Желе де Лузиньян, сеньор де Лансак (французское имя — Gui de Saint-Gelais de Lusignan, seigneur de Lansac)
французский государственный деятель и дипломат, участник религиозных войн. Сын Луи де Сен-Желе, сеньора де Лансак, и Жанны де Ларошандри. Сеньор де Корнефу, д'Амбр, де Сен-Савиньен, де Ларошандри. Штатный дворянин Палаты короля, капитан ордонансовой роты из 50 или 100 тяжеловооруженных всадников (1572). В начале карьеры упоминался как Лансак-младший, так как Екатерина Медичи, обратившая внимание на его дипломатические способности, пользовалась услугами Ги в то же время, когда и его отец находился на государственной службе. Весной 1565 года вместе с другими французскими дворянами отправился на помощь Мальте, осажденной турками. 1 августа 1567 избран мэром Бордо. Оставался на этом посту до 1571 года. Вместе с Жаном де Монлюком, епископом Валанса, был направлен послом в Польшу, на сейм, чтобы содействовать избранию королем герцога Анжуйского. На обратном пути был захвачен в плен королем Дании. В составе штата палатных дворян фигурирует в 1564—1569 и 1575. В 1568 году получил от двора пенсион в 1200 ливров, на расходы по содержанию роты жандармов, а Генрих III, придя к власти, добавил ему еще 5000. Был ранен в 1569 году в битве при Жарнаке. В качестве рыцаря ордена короля упоминается с 14 марта 1570. Был губернатором Блая в 1570—1581, сенешалем Ажене в 1571—1572, вице-адмиралом Сентонжа в 1576 и губернатором Бруажа в 1578. Во время гражданских войн был ревностным сторонником Католической лиги. За заслуги в борьбе с гугенотами был отмечен королем Филиппом II, при дворе которого Ги де Сен-Желе находился долгое время в качестве французского посланника. В правление Людовика XIII был назначен командующим морской армией для борьбы со средиземноморскими корсарами. Умер в 1622 году. Жена (контракт, 4 августа 1571): Антуанетта Рафен (около 1554—), дочь Франсуа Рафена, сеньора д'Азе-ле-Ридо, сенешаля Ажене и Гаскони, и Николь Леруа-Шавиньи. Принесла в приданое сеньорию Пюикальвари, близ Турнона в Ажене. Дети: Жанна де Сен-Желе. Не замужем; Александр де Сен-Желе (1574—1596). Убит при осаде Ла-Фера; Артюс де Сен-Желе, сеньор де Лансак, маркиз де Балон. Государственный советник. Жена (23 июня 1601, Тур): Франсуаза де Сувре, дочь Жиля де Сувре, маркиза де Куртенво, маршала Франции, и Франсуазы де Байёль. Литература: Autographes des personnages ayant marqueé dans l'histoire de Bordeaux et de la Guyenne // Archives historiques du département de la Gironde. T. XXX. — Bordeaux, 1895. — p. 85; Bourrousse de Laffore J. de. Les Lusignan du Poitou et de l'Agenois // Revue de l'Agenais. — Agen: P. Noubel, 1881. — pp. 510—511; Hozier J.-F.-L. d'. Les Chevaliers de Saint-Michel de la province du Poitou, depuis la fondation de l' ordre en 1468 jusqu'à l'ordonnance de 1665. — Vanne: Lafolye, 1896. — pp. 254—256.

Грегорио Пагани (545x700, 307Kb)
1559
Грегорио Пагани (итальянское имя — Gregorio Pagani)
итальянский художник позднего маньеризма, работавший в основном во Флоренции. Родился во Флоренции. Сын художника Франческо Пагани. Был учеником Мазо ди Сан Фиано и Санти ди Тито. Его первой творческой работой стало расписывание фресками стен монастыря Санта-Мария-Новелла в академическом стиле своего учителя. Затем поступил в мастерскую Людовико Карди (Чиголи) и, совершив вместе с ним поездку в Ареццо, изменил свой стиль в пользу натурализма; по некоторым данным, может считаться одним из пионеров барокко. В последние годы жизни тяжело болел, умер в родном городе 3 декабря 1605 года. В своих произведениях, согласно ЭСБЕ, «отличался прекрасной композицией, а также силой, благородством и глубиной выражения». Из картин этого художника наиболее известны собственный портрет (в галерее Рикарди, во Флоренции), «Рождество Христово» (в церкви Санта Мария Новелла, там же), «Воздвижение Креста», «Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми» в пинакотеке Читта-ди-Кастелла. Известно также, что он написал картину «Святая Елена и поиски истинного креста», размещавшуюся в церкви Санта-Мария дель Кармине и уничтоженную во время пожара 1771 года. Среди его учеников — Кристофано Аллори и Маттео Росселли.

1560
Ян Грутер (латинское имя — Janys Gruterus)
немецкий филолог и историк. Родился в Антверпене. Учился в университетах Кембриджа и Лейдена, был профессором истории в Ростоке, Виттенберге и Гейдельберге. Известен как публикатор произведений Сенеки и Цицерона, составитель ряда энциклопедических компендиумов. Умер в Гейдельберге 10 сентября 1627 года. Основные сочинения: Polyanthea vel Thesaurus criticus in quo infinitis locis Theologorum, Juresconsultorum, Medicorum, Philosophorum, Oratorum, Historicorum, Poetarum, Grammaticorum etc. scripta supplentur, corriguntur, illustrantur, et notantur, in 4 Bdn.; Florilegium Magnum ethico-politicum, 1610-1612 in 3 Bdn.; Bibliotheca exulum seu Enchiridion Divinae humanaeque prudentiae; Lampas sive fax artium, hoc est thesaurus criticus, quem ex otiosa bibliothecarum custodia eruit, Frankfurt 1602-1634 in 7 Bdn., Florenz 1737-1739 in 2 Bdn., 3. Bd. Lucca 1747, 4. Bd. Neapel 1751; Deliciae portarum Gallorum, Italorum, Belgicorum etc., Frankfurt 1603-1612; Corpus inscriptionum, Heidelberg 1603; Florilegium Magnum seu Polyanthea, Argentorati 1624.

Daniel_Seghers_(1590-1661) (587x700, 394Kb)
1590
Даниэль Зегерс (нидерландское имя — Daniel Seghers, Daniel Zegers)
фламандский художник, мастер цветочного натюрморта. Родился, жил и работал в Антверпене. Учился рисовать цветочные натюрморты в мастерской Яна Брейгеля Старшего. В 1611 году вступил в антверпенскую гильдию художников, а в 1614 году — в Орден иезуитов. Благодаря поддержке Ордена совершил поездку в Рим и достаточно длительное время там обучался мастерству живописи. В тот период пишет цветочные гирлянды вокруг мадонн и изображений святых на полотнах учеников Рубенса — Абрахама ван Дипенбека, Корнелиса Схюта, Эразма Квеллина Младшего и других. Изображал также цветочные натюрморты, цветы в вазах и букеты. Краски полотен Зегерса ясные и светлые, при этом художник не злоупотреблял пестротой и многоцветием, картины отличаются тщательностью проработки деталей. Умер в Антверпене 2 ноября 1661 года. Его произведения экспонируются во многих музеях Бельгии, а также в картинных галереях Лондона, Мадрида, Толедо, Вены, Мюнхена, Дрездена, Гааги и др. Галерея: Цветочное обрамление вокруг Святого семейства Симона де Воса; Мадонна в цветах; Картуш с бюстом Никола Пуссена в обрамлении цветов; Гирлянда цветов вокруг образа Крестителя.

NicolГІ_Amati_by_Jacques-Joseph_Lecurieux (439x700, 119Kb)
1596
Николо Амати (или Никола Амати; итальянское имя — Nicola Amati)
самый выдающийся представитель славной семьи итальянских мастеров смычковых инструментов в Кремони. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Якоб Штайнер, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Родился в Кремоне, Италия. Его отцом был Джироламо (Иероним) Амати — сын Андреа Амати, основателя скрипичной школы. Он, как и вся его семья, жил и работал в Кремоне. Николо является наиболее известным представителем семейства. Амати - старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник школы скрипичных мастеров в итальянском Кремоне Андреа Амати принадлежал к одной из старинных фамилий города. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен, ель или пихта, иногда груша и платан. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Николо Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364—365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-жёлтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных Николо Амати, сохранилось очень немного — чуть больше двадцати. Также одним из его учеников был его сын Джироламо Амати 2-й (1649—1740). Но он не оправдал надежд отца, и при нём знаменитая школа была закрыта. Николо Амати умер в Кремоне 12 апреля 1684 года.
Contrabbasso_fatta_da_Niccolò_Amati_a_Cremona_nel_1670 (471x700, 379Kb)
Контрабас работы Николо Амати (1670) в Музее музыки, расположенном в Церкви Святого Маврикия в Венеции.
Учеником Николо Амати был величайший мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари. Он очень рано начал изготавливать инструменты: сохранилась скрипка с этикетом, свидетельствующим, что она сделана Антонио Страдивари в возрасте 13 лет. Многие годы Страдивари работал в стиле своего учителя Николо Амати. Мастер отличался методичностью: десятилетиями всесторонне разрабатывал какой-либо тип модели, пока не переходил к другому. Отход от школы Амати произошел в 1690-м году, когда Страдивари создал тип так называемой удлиненной скрипки. Только около 1700-го года, в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель. С этого года и на протяжении 16-ти лет длился так называемый золотой период, когда Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В своих инструментах Страдивари более всех других мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты Страдивари пользовались огромной популярностью. Ему приписывается создание около 2500 инструментов, из которых сохранилось 732 бесспорно подлинных. Неблагоприятные экономические и политические обстоятельства затронули кремонских мастеров в начале 1730-х годов и явились началом спада в искусстве. Конец прекрасной эры итальянских скрипок наступил к концу XVIII века. В кино: 1987 — «Визит к Минотавру», Николо Амати — Ростислав Плятт. Литература: Васильевский, «Die Violine und ihre Meister» (Лейпциг, 1869).

John_Wallis_by_Sir_Godfrey_Kneller,_Bt (579x700, 353Kb)
1616
Джон Валлис (точнее — Уоллис; John Wallis)
английский математик, один из предшественников математического анализа. Валлис — сын священника из Кента. Уже в молодости вызывал восхищение как феноменальный счётчик: как-то в уме извлёк квадратный корень из 53-значного числа. Однако никакого математического образования он не получил, занимаясь самостоятельно. По окончании Кембриджского университета (1632—1640) стал священником англиканской церкви и получив степень магистра. После женитьбы (1645) вынужден был покинуть университет, так как от профессоров в те годы требовался обет безбрачия. В революцию прославился расшифровкой перехваченных писем сторонников короля. Однако он выступил против казни короля Карла I. Репутация выдающегося математика, заслуженная Валлисом к тому времени, привела к тому, что в 1649 году его пригласили в Оксфорд занять освободившуюся там (после изгнания нескольких роялистов) кафедру геометрии, которую Валлис занимал до кончины 8 ноября 1703 года. После реставрации монархии (1660) завоевал доверие нового короля, Карла II, который назначил его придворным священником. Валлис участвовал в создании (1660) Лондонского Королевского общества — британской Академии наук — и стал одним из первых его членов. В честь Валлиса назван астероид 31982 Джонваллис. Валлис получил значительные результаты в зарождавшемся тогда математическом анализе, геометрии, тригонометрии, теории чисел. В 1655 году Валлис издаёт большой трактат «Арифметика бесконечного» («Arithmetica infinilorum, sive nova methodus inquirendi curvilineorum quadratura»), где появляется придуманный им символ бесконечности: ∞. В книге он формулирует строгое определение предела переменной величины, продолжает многие идеи Декарта, впервые ввёл отрицательные абсциссы, вычисляет суммы бесконечных рядов — по существу интегральные суммы, хотя понятия интеграла тогда ещё не было. Там же приводится знаменитая «формула Валлиса»:
John WallisBez názvu (242x56, 9Kb)
В «Трактате о конических сечениях», приложении к «Арифметике бесконечного», Валлис развил «метод неделимых» Кавальери, перенеся его на с геометрической базы на алгебраическую. Здесь он также, в современной терминологии, вычисляет ряд определённых интегралов для степенной функции и близких к ней функций. Начиная с Валлиса, конические сечения рассматриваются как плоские кривые; при этом Валлис использует не только декартовы, но и косоугольные координаты. В математике Валлис всегда уделял особое внимание практически-вычислительным аспектам, зачастую пренебрегая строгими доказательствами. В 1685 году он опубликовал «Трактат по алгебре» с обстоятельной теорией логарифмов, разложения бинома и приближённых вычислений. Впервые появляются термины: мантисса, интерпретация, непрерывная дробь, интерполяция. Валлис вывел рекуррентные соотношения для подходящих дробей непрерывной дроби. Полную теорию этих дробей дал Эйлер в XVIII веке.
John_Wallis (680x700, 358Kb)
Джон Валлис.
Труды Валлиса произвели большое впечатление на молодого Ньютона. Не удивительно, что именно в письмах к Валлису Ньютон впервые открыто формулирует принципы своей версии дифференциального исчисления (1692). Валлис опубликовал эти письма в переиздании своего «Трактате по алгебре» (1693). Валлис первый дал современное определение логарифмирования — как операции, обратной возведению в степень. Непер, изобретатель логарифмов, определил их кинематически, затушевав их истинную природу. 1693 год: Валлис в своей работе воспроизводит перевод сочинения Насир ад-Дина ат-Туси о пятом постулате и предлагает эквивалентную, но более очевидную формулировку этой аксиомы: существуют подобные, но не равные фигуры. Одновременно с Гюйгенсом и Реном он решил вопрос об упругом соударении шаров, опираясь на закон сохранения количества движения. Из прочих работ Валлиса замечательны исследования по определению длины дуги некоторых кривых. Он сумел, на пари с Паскалем, найти длину дуги части циклоиды, её площадь и положение центра масс сегмента циклоиды. Валлис, кроме того, писал трактаты о логике, об английской грамматике, о способе обучения глухонемых разговору и множество сочинений богословского и философского содержания.
Wallis_-_Opera_mathematica,_1699_-_4760514_980122_3_00541.tif (402x700, 207Kb)
Opera mathematica, 1699.
Литература: История математики под редакцией А.П.Юшкевича в трёх томах, Москва: Наука. Том 2 Математика XVII столетия. (1970); Токарева Т.А. Об "Историческом и практическом трактате по алгебре" Джона Валлиса // Историко-математические исследования.1983.- Выпуск 27.- Страницы 146-163; Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 2. Валлис против Гоббса: Квадратура круга. = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — Москва: «Диалектика», 2007. — Страниц 320. — ISBN 0-471-35066-4.

Balbín (530x700, 326Kb)
1621
Богуслав Балбин (чешское имя — Bohuslav Balbín; латинское имя — Bohuslav Balbinus)
чешский писатель, историк, член монашеского ордена иезуитов. Родился в Градец-Кралове, ныне Чехия. Богуслав Балбин является автором многочисленных исторических сочинений, описаний чешских архитектурных, этнографических и других различных культурных памятников чешского народа. Богуслав Балбин боролся за более широкое употребление чешского языка в австрийской империи и выступал против германизации чешского народа. На протяжении многих лет Богуслав Балбин собирал информацию в архивах и библиотеках. Основным вдохновителем тщательной работы Богуслава Балбина был польский иезуит Николай Лэнчицкий. Результатом работы Богуслава Балбина стали его основные работы на латинском языке «Miscellanea historica regni Bohemiae» (Историческое разнообразие Богемского королевства) и «Dissertatio apologetica pro linqua Slavonica praecipue Bohemica» (Апологетическая защита славянского языка, особенно богемского). Умер в Праге 28 ноября 1688 года. Сочинения: Legatio Apollinis coelestis ad universitatem Pragensem; Epitome historica rerum Bohemicarum; Dissertatio apologetica pro lingua Slavonica, praecipue Bohemica; Diva Vartensis; Diva Turzanensis; Diva S. Monti; Origines Comit. de Guttenstein; Vita venerab. Aernesti; Miscellanea historica regni Bohemiae; Liber naturalis; Liber popularis; Liber chorographicus; Liber hagiographicus; Liber parochialis; Liber episcopalism; Liber regalis; Liber epistolaris; Bohemia docta; Liber curialis seu de magistratibus et officiis curialibus regem Boohemiae; Examen Mellisaeum. Литература: FORST, Vladimír, a kol. Lexikon české literatury : osobnosti, díla, instituce. 1. A-G.. Praha : Academia, 1985. 900 s. ISBN 80-200-0797-0; Komárek Stanislav, Jezovitova jiná tvář. Bohuslav Balbín jako biolog, ĎaS 2009, č. 12, s. 20-23.

Radz (525x700, 219Kb)
1645
Августин Михал Стефан Радзиевский (польское имя — Michał Stefan Radziejowski)
римско-католический и государственный деятель Речи Посполитой, Епископ Вармии (1680—1688), подканцлер коронный (1685—1689), кардинал с 1686 года, архиепископ Гнезно и примас Польши (1688—1705). Интеррекс (временный глава, «междукороль») Речи Посполитой (1696—1697, 1704—1705). Родился в Радзеёвице. Представитель польского магнатского рода Радзиевских герба «Юноша». Младший (второй) сын подканцлера коронного Иеронима Радзиевского (1612—1667) от первого брака с Эуфрозыной Тарновской (до 1615—1645). Его отец Иероним Радзиевский поссорился с польским королём Яном II Казимиром, был приговорен к баниции и бежал в Швецию. Приобретя доверие шведского короля Карла X Густава, он способствовал вторжению шведской армии на территорию Речи Посполитой в 1655 году. Его до отъезда отца из Польши Михал Стефан, лишившийся матери, вместе с братом и сестрой был отдан на воспитание на королевский двор, где он рос под присмотром королевы Людвики Марии, жены короля Владислава IV, затем его брата Яна II Казимира. Михал Стефан Радзиевский получил образование в иезуитской коллегии в Раве, а затем в Париже, Праге и Риме, где был рукоположен в священники. Родство и близость с гетманом великим коронным, затем королём Яном III Собеским (его бабушка была родной сестрой отца короля) способствовали его духовному и политическому росту. Был каноником варшавским и гнезненским, затем пробстом костёла Святого Николая в Кракове. В 1673 году он принимал участие в хотинской кампании, поддерживая политику Яна Собеского. 17 декабря 1677 года король Ян Собеский пожаловал Михаилу Стефану Радзиевскому сан епископа вармийского. Его формальное утверждение в сане состоялось 31 октября 1679 года, когда Радзиевский получил прусский индигенат и сан каноника вармийского. Только 23 сентября 1680 года папа римский утвердил Михала Радзиевского в должности епископа вармийского. Вступление в сан епископа состоялось 26 января 1681 года в коллегиате Святого Иоанна в Варшаве. В 1681 году Михал Стефан Радзиевский прибыл в Вармию, ингресс состоялся 29 сентября того же года в Фромборском соборе. На сейме 1683 года Радзиевский высказался за заключение альянса между Польшей и Австрией и был назначен комиссаром во время переговоров с курфюрстом Бранденбургским Фридрихом Вильгельмом. Вначале Михал Стефан Радзиевский был одним из ближайших соратником польского короля Яна III Собеского. Он был одним из сенаторов, которые вошли в комиссию, которая вела следствие по деле подскарбия великого коронного Яна Анджея Морштына и способствовал ликвидации антикоролевской оппозиции. В награду за свою преданность в 1685 году получил от короля должность подканцлера коронного. 2 сентября 1686 года Михал Стефан Радзиевский получил от папы римского Иннокентия XI сан кардинала. 21 мая 1687 года Михал Стефан Радзиевский получил от короля Речи Посполитой Яна Собеского назначение на должность архиепископа гнезненского и примаса Польши. Назначение было утверждено папой римским 17 мая 1688 года. В отличие от Вармии, он мало уделял времени Гнезненского архиепископства, активно занимаясь политической деятельностью. Несмотря на получение от короля высшей сенаторской должности, его отношения с монархом стали ухудшаться. Михал Стефан Радзиевский перешел в оппозицию к Яну Собескому. Он был одним из участником антикоролевского заговора в 1688 году. Едва не потеряв всё, он стал действовать осторожно. Вначале он даже притворно примирился с королём. Видя ослабление здоровья Яна Собеского, Михал Стефан Радзиевский начал подготовку с предстоящему бескоролевью. Он не выступал открыто против монарха и одобрял некоторые его политические мероприятия, например, возобновление сотрудничества Речи Посполитой со Священной Лигой в начале 1690-х годов, но до полного примирения с королём не произошло. Поражение королевской экспедиции в Молдавию в 1691 году утвердило Михала Радзиевского в свой позиции. Во время спора между гетманом великим литовским Казимиром Яном Сапегой и сторонником короля, епископом виленским Константином Бжостовским, Радзиевский перешел на сторону литовского гетмана. После смерти Яна Собеского 17 июня 1696 года примас Михал Стефан Радзиевский решил поддержать кандидатуру его старшего сына Якуба Собеского на польский королевский престол. Недоразумения в семье Собеских, особенно ссоры королевича Якуба с матерью, королевой Марией Казимирой, об отцовском наследстве способствовали падению популярности Собеских среди знати. По совету князей Любомирских и французского посла в Польше Мельхиора де Полиньяка Михал Стефан Радзиевский решил поддержать кандидатуру французского принца Франсуа Луи де Конти. Примас Радзиевский был предан Франции и быстро стал бесспорным лидером профранцузской партии. 27 июня 1697 года большая часть шляхты избрала принца Франсуа Луи Конти королём Речи Посполитой. Однако Михал Радзиевский недооценил других претендентов, а нерешительная позиция принца Конти, находившегося тогда ещё в Париже, способствовала победе на выборах саксонского курфюрста Августа Сильного, который в тот же день был объявлен королём Речи Посполитой. Быстрый приезд избранного монарха, его коронация в Кракове и вступление на трон под именем Августа II окончательно похоронили надежды принца Конти, прибывшего только 26 сентября в Гданьск, на польский престол. Михал Стефан Радзиевский долго не хотел признавать Августа Сильного королём Речи Посполитой.
Michał_Stefan_Radziejowski (532x700, 363Kb)
В сентябре 1697 года примас возглавил ловицкий рокош в поддержку принца Франсуа Луи де Конти. Только весной 1698 года Михал Радзиевский получил значительную денежную сумму от нового монарха и гарантию участия в управлении государством. Сотрудничество примаса с королём не сложилось. Август Сильный стремился с укреплению королевской власти и заключил союз с Россией и Данией для совместной борьбы против Швеции, чтобы отвоевать Инфлянты (для саксонской династии Веттинов). Это вызвало повторный конфликт между примасом и королём. Поражение саксонского войска в Инфлянты и вторжение шведского короля Карла XII в Польшу поставили Михала Радзиевского в трудное положение. Вначале он попытался стать посредником между обоими монархами, но затем выступил против Августа Сильного и на сейме в Люблине в 1703 году перешел на сторону Швеции. 16 февраля 1704 года примас Михал Стефан Радзиевский возглавил Варшавскую конфедерацию, направленную против Августа Сильного. Целью конфедерации было заключение мира со Швецией и избрание нового короля. Михал Радзиевский пытался повлиять на Карла XII, чтобы он согласился на избрание на польский престол принца Франсуа Луи де Конти или князя Трансильвании Ференца II Ракоци, пользовавшегося поддержкой Франции. После детронизации Августа Сильного стало известно, что Карл XII не собирается прислушиваться к советам примаса. Новым королём Речи Посполитой был избран воевода познанский Станислав Лещинский, послушный воле Карла XII. Тогда Радзиевский решил разорвать сотрудничество со шведским королём. Спасаясь от войск Августа Сильного, примас бежал из Варшавы в Гданьск. Он отказался от коронации Станислава Лещинского и вновь попытался заключить соглашение с Августом Сильным, но смерть помешала реализации его замысла. В конце жизни он стал свидетелем поражения своих политических планов и намерений, которые предполагали борьбу с усиливающейся Россией за потерянные земли на востоке. Михал Стефан Радзиевский был одним из крупнейших меценатов искусства эпохи польского барокко. Он построил величественный особняк и нанимал лучших художников, работающих в Польше. Среди них были архитектор Тильман ван Гамерен и художник Микеланджело Паллони. Он был основателем монастыря миссионеров с часовней Святого Карла Борромео в Ловиче, монастыря кармелитов в Варшаве, сооснователем костёла Святого Креста в Варшаве, костёла пиаристов в Ловиче и многих других объектов. Реставрировал и перестроил замки и дворцы в Ловиче, Унеюве, Скерневицах, Радзеёвицах и дворца примаса в Варшаве. Построил дворец в Неборуве и частную резиденцию в столице (в настоящее время Дворец Чапских). Его хвалил за щедрость на религиозные и культурны цели, вежливость и услужливость, ненавидели за жадность, алчность и жестокость. Он подвергался критике за потакание влиянию своей кузины Констанции Товяньской и покровительство её семье, особенно сыну Кшиштофу, который, по словам современников, был сыном примаса. Враги ценили его как человека влиятельного, наделенного харизмой и политическим чутьем. Он был знатоком искусства, увлекался музыкой, живописью и архитектурой. Ценил французское искусство. Выкупил и расширил своё имение Радзиеёвице, которое унаследовали трое его племянников, сыновья сестры Анны и Войцеха Ремигиана Пражмовского. 59-летний Михал Стефан Радзиевский скончался в Гданьске 3 октября 1705 года, он был похоронен в Базилике Святого Креста в Варшаве. Источники: Roman Kawecki, Kardynał Michał Stefan Radziejowski (1645—1705), Opole 2005; Krzysztof Rafał Prokop, Polscy kardynałowie, Kraków 2001; Kazimierz Śmigiel, Słownik biograficzny arcybiskupów gnieźnieńskich i prymasów Polski, Poznań 2002.

Martin_van_Meytens_-_Count_Thure_Gabriel_Bielke (536x700, 405Kb)
1684
Туре Габриель Бельке (шведское имя — Ture Gabriel Bielke)
шведский государственный деятель, граф, один из основателей и лидеров партии «колпаков». Родился в Стокгольме, в семье барона Нильса Бельке и Евы Горн аф Бьёрнборг, приходившейся дочерью риксмарску Густаву Горну. В юности совершил множество длительных поездок за границу. Обучался в Лейденском и Оксфордском университетах.
В 1704 году поступил на шведскую военную службу. В ходе Северной войны принимал участие в походах в Польшу, Саксонию и Россию. В 1711 году получил чин ротмистра. Во время осады Полтавы был ранен и после Полтавской битвы последовал за Карлом XII в Турцию, где принял участие в так называемом «калабалыке в Бендерах», после чего был вместе с королём был отправлен в Димотику. В 1714 году Бельке вернулся в принадлежавший Швеции Штральзунд, а год спустя принял участие в походе в Норвегию. После гибели короля был произведён в полковники Бохусленского драгунского полка. К этому времени он уже сделался одним из наиболее влиятельных офицеров в армии. В 1719 году он получил чин генерал-майора и некоторое время спустя был отправлен с посольством в Вену. В 1727 году Бельке занял место в риксроде, где присоединился к сторонникам Арвида Горна. После прихода к власти партии «шляп» его в марте 1739 года исключили из совета, но оставили за ним титул члена риксрода и часть жалования в качестве пенсии. После исключения Бельке продолжил борьбу со «шляпами», всеми силами стараясь помешать объявлению войны России. С этой целью он вступил в близкие сношения с русским послом в Стокгольме и всячески содействовал созданию партии «колпаков», выступившей затем в качестве политического соперника «шляп». После ареста в 1741 году Юлленшерны Бельке предстал перед специальной комиссией, обвинившей его в государственной измене. Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, он был лишён пенсии и сослан в свои имения. В последующие годы Бельке принимал активное участие в политической борьбе, в ходе которой одним из требований «колпаков» было его возвращение в состав риксрода. Ещё до окончания неудачной для «шляп» войны с Россией пенсия Бельке была восстановлена, однако все попытки «колпаков» вернуть его в риксрод не увенчались успехом. После решительного поражения «колпаков» на риксдаге 1747 года Бельке удалился из политической жизни. В 1751 году сословия выразили ему своё доверие, однако в риксрод введён он так и не был. Лишь в 1761 году, когда позиции «шляп» ослабли, Бельке вновь занял эту должность. Умер Бельке в родном городе 11 мая 1763 года. Был дважды женат: первым браком на дочери графа Карла Пипера Шарлотте Кристине (с 1715); вторым браком — на графине Анне Маргарете Оксеншерне (с 1731). Оставил после себя мемуары, написанные им по просьбе королевы Луизы Ульрики (Mémoires pour servir à 1’histoire de Charles XII), которые впоследствии были изданы под названием «Воспоминания Т.Г.Бельке о Карле XII». Источники: Nordisk familjebok. B. 3. Stockholm, 1905; Svenskt biografiskt handlexikon. Stockholm, 1906.

 (584x699, 117Kb)
1684
Людвиг Холберг (Ludvig Holberg)
норвежско-датский драматург и историк. Виднейший деятель скандинавского просвещения. . Родился в Бергене (ныне Норвегия, в то время часть Дании). Занимает уникальное положение основоположника литературы обеих стран. В 1704 окончил Копенгагенский университет, с 1714 профессор в нём. Норвежец по происхождению, Хольберг воспринял демократические традиции не знавшего крепостной зависимости норвежского крестьянства. Был сторонником "просвещённой монархии". В 1719-1720 опубликовал ироикомическую поэму "Педер Порс" (тома 1-4, под псевдонимом Ганс Миккельсен, пивовар из Калаундборга), образы которой использовал и в других сочинениях. Опираясь на традиции Мольера и итальянской комедии дель арте, Хольберг высмеивал подражание нравам французского дворянства ("Жан де Франс", 1722), дворянскую спесь ("Дон Ранудо де Колибрадос", 1723), стяжательство ("11-е июня", 1723), хвастливых вояк ("Якоб фон Тибое", 1723) и др. В остросатирической пьесе "Йеппе с горы" (1722) создан образ крестьянина - забитого, но сохранившего природный ум. Трагические интонации звучат в комедии "Эразм Монтанус" (1723, русский перевод 1902). Социально-политические взгляды Хольберга имели сословный характер ("Оловянщик-политик", около 1722, русский перевод 1830). Однако комедии Хольберга, деятельность основанного им в 1722 театра "Датская сцена" вызвали преследования со стороны реакционных кругов Дании: в 1730 были запрещены театральные представления; возобновились в 1748. Хольберг создал исторические и философские труды, в том числе "Историю датского государства" (тома 1-3, 1732-35, русский перевод части 1-2, 1765-66). Автор социально-политической сатиры на современную ему Европу "Подземное странствие Нильса Клима" (1741, на латинском языке, русский перевод 1762). Наследие Хольберга вызвало подражания во многих странах Европы. Он был хорошо известен и в России (его басни переводил Д.И.Фонвизин). Драматургия Хольберга, составляющая основу классического репертуара датского и норвежского театров поныне, оказала воздействие на формирование реалистической скандинавской литературы. Скончался в Копенгагене 28 января 1754 года. Сочинения: Samlede skrifter, bd 1-17, Kbh., 1913- 1940; в русском переводе. - Комедии. Вступительная статья А.Гозениуда, Ленинград- Москва, 1957. Литература: Брандес Г., Л.Гольберг, Собрание сочинений, 2-е издание, том 3, часть 3, Санкт-Петербург, (1906); Гозенпуд А., Датский театр, в книге: История западноевропейского театра, том 4, Москва, 1964; Mortensen К., L.Holberg, Kbh., 1925; Brix ., L.Holbergs komedier, Kbh., 1942; Topsøe-Jensen ., . . Andersen eg: Holberg, Kbh., 1956; OIrik . G., L. Holberg - undersøgelser og kroniker, (Kbh.), 1959; Ehrencron-Müller ., Bibliografi over Holbergs skrifter, bd 1-3, Kbh., 1933-35; Людвиг Х. Биобиблиографический указатель, Москва, 1970.

Persia,_scià_thamasp_II,_decuplo_afshari_d'oro,_1722-1732 (700x654, 554Kb)
1704
Тахмасп II (азербайджанское имя — II Şah Təhmasib)
один из последних шахов Сефевидской Персии (1729—1732). Тахмасп был третьим сыном иранского шаха Солтан Хусейна (1694—1722). Когда его отец Солтан Хусейн в октябре 1722 года был смещён с трона восставшими афганцами, принц Тахмасп бежал на север Персии и там провозгласил себя шахом. Его поддержали сунниты Закавказья, а также некоторые племена кызылбашей, признали Российская империя и Османская империя. Солтан Хусейн был взят в плен и отказался от престола в пользу афганского предводителям Мир Махмуда Хотаки, который объявил новым шахом Ирана (1722—1725). В феврале 1725 года по приказу Мир Махмуда Хотаки были казнены одиннадцать братьев Тахмаспа, а осенью 1726 года по распоряжению Мир Ашрафа, преемника Мир Махмуда, был казнен и сам пленный Солтан Хусейн, отец Тахмаспа. Вначале Тахмасп нашел поддержку у наместника Астрабада и Семнана Фатх Али-хана Каджара. В 1726 году на службу к Тахмаспу II поступил Надир из кызылбашского племени афшар, и был назначен наместником Мазандарана и Хорасана. Надир умертвил своего соперника Фатх Али-хана Каджара и принял титул Тахмасп-кули хан («Хан — раб Тахмаспа»), тем самым демонстрируя преданность сефевидскому шаху. Осенью 1729 года Надир нанёс решительное поражение Мир Ашрафу, несмотря на помощь последнему со стороны Османской империи. В ноябре афганцы оставили Исфахан и отступили в Шираз. Тахмасп вступил в столицу и был возведен на шахский престол. В начале 1730 года Мир Ашраф погиб во время бегства в Белуджистан. Несмотря на свою коронацию, Тахмасп не имел реальной власти в государстве, фактическим правителем которого стал крупный полководец Надир-шах.
В 1730 году Надир-хан двинулся на турок и изгнал из Керманшаха и Южного Азербайджана.
Tahmasib_II (700x691, 493Kb)
Монета Тахмаспа II.
В 1731 году Надир-шах отправлися в Хорасан на подавление восстания афганцев, шах Тахмасп II самолично начал военные действия против турок-османов. Тахмасп попытался захватить Ереван и Нахичевань, но потерпел полное поражение от турок и едва не попал в плен. Турки-османы оккупировали Хамадан, Керманшах, Тебриз и другие города, а на юге вторглись в Хузистан. 10 января 1732 года между Тахмаспом и турками-османами был заключен мир, по которому шах уступил Турции все территории к северу от реки Аракс. Когда об этом узнал Надир-хан, он выпустил воззвание против шаха Тахмаспа и заключенного им договора и отправил султану письмо с требованием возвратить все занятые территории, грозя в противном случае войной. В августе 1732 года Надир-хан с войском прибыл в Исфахан, где объявил шаха Тахмаспа низложенным. Тахмасп был отправлен в Хорасан, где его заключили в темницу. Надир провозгласил шахом его восьмимесячного сына Аббаса III. В 1740 году по приказу хорасанского наместника Риза-Кули-мирзы, старшего сына Надир-шаха, Тахмасп был убит в заключении в Себзеваре.

 (513x699, 116Kb)
1722
Григорий Саввич Сковорода
русский и украинский философ, поэт, педагог. Григорий Сковорода родился в селе Чернухи, в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.
GrigoriSkovoroda_filosof_sculptura (700x500, 206Kb)
Памятник Г.Сковороде в Харькове.
В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся. В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Умер в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области) 9 ноября 1794 года. В его честь названо село на севере Харьковской области (1732 — дата основания хутора Ивановка; 1795 — после постройки церкви хутор становится селом Пан-Ивановка; 1922 — в честь 200-летия со дня рождения великого украинского философа, писателя и просветителя Григория Сковороды, село переименовано в Сковородиновка). Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г.С.Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа». В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А.В.Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков». В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается. Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.
 (515x699, 174Kb)
Памятник Г.Сковороде на Подоле.
Сочинения: Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»); Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»); Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко; Диалог, или разглагол о древнем мире; Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире); Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире; Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776); Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780); Потоп змиин (конец 1780-х); Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775); Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783); Пря бесу со Варсавою; Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780); Икона Алкивиадская; Сад божественных песен. Басни: «Басни харьковские» (1774); «Благодарный Еродий»; «Убогий жаворонок»; «Басня Эзопова».
1972_CPA_4186 (509x700, 411Kb)
Почтовая марка СССР, посвящённая Г.С.Сковороде, 1972 год (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)
Библиография: Сковорода Г.С. Сочинения: В 12 томах. Москва, 1973; Багалей Д.И. Украинский странствующий философ Г.С.Сковорода. — Харьков, 1923; Барабаш Ю.Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. — Москва, 1989; Билыч Т.А. Г.С.Сковорода — выдающийся украинский философ XVIII века. — Киев, 1953; Лощиц Ю.М. Сковорода. — Москва, 1972. (Серия: Жизнь Жамечательных Людей); Малинов А.В. Философские взгляды Григория Сковороды. — Санкт-Петербург, 1998; Попович М.В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М.В.Попович. – К.: Майстерня Білецьких, 2007. – 256 страниц; Рабжаева М.В., Семенков В.Е. «Сон» Г.С.Сковороды как репрезентация творческой фрустрации // Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 5. РГГУ. - Москва, 2008, страницы 349-365; Софронова Л.А. Три мира Григория Сковороды. – Москва: Индрик, 2002. – 464 страницы; Табачников И.А. Григорий Сковорода. — Москва: Мысль, 1972. — 208 страниц. — (Мыслители прошлого); Тычина П.Г. Сковорода: симфония. — Москва, 1984; Ушкалов Л.В., Марченко О.В.Нариси з філософії Григорія Сковороди. — Харків: Основа, 1993. — 152 страницы; Ушкалов Л.В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. – 1999. – Том 8. – Страницы 23-44;
3 декабря 1722 года родился — Григорий Саввич Сковородаpost-13108-129133589521 (700x356, 133Kb)
Чернишов В.В. Релігійні основи світогляду Г.Сковороди; Чернишов В.В. Scientia divina: вчення Г.С.Сковороди про вищу науку // Практична філософія. – 2007. – №2. – Страницы 167-173; Чернишов В.В. Вчення Г.Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346-347. Філософія. – Страницы 136-141; Чернишов В.В. Г.Сковорода та філософія Просвітництва // Г.С.Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О.М.Кривуля. – Харків: Майдан, 2007. – Страницы 18-32; Чернышов В.В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О.М.Кривуля. – Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. – Страницы 230-242; Чернишов В.В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г.С.Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету – 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. – Часть ІІ. – 145 страниц. – Страницы 36-38; Чернышов В.В. Понятие «Materia Æterna» у Г.С.Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): в 5 томах. Том 2. – Москва.: Современные тетради, 2005. – 776 страниц. – Страницы 346-347; Чернышов В.В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. – Суми: Вид-во СумДУ, 2007. – Страницы 152-154; Чижевський Д.І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. – Том 1. – Киев: Смолоскип, 2005. – XXXVIII+402 страниц. – Страницы 1-162; Чижевський Д.І. Філософія Г.С.Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. – Том 1. – Киев: Смолоскип, 2005. – XXXVIII+402 страницы. – Страницы 163-388. Шабловский Е.С. Г.С.Сковорода. — Москва, 1972; Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г.Сковороды. - В: 35 години катедра „Обща и сравнителна литературна история” Великотърновски университет. Велико Търново, 2010; Шкуринов П.С. Мировоззрение Г.С.Сковороды. — Москва, 1962; Эрн В.Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — Москва, 1969.

1729
Карл Фридрих Флегель (немецкое имя — Karl Friedrich Flegel)
германский историк литературы (специализировался в первую очередь на истории комических жанров) и культуролог. Родился в Яворе, Силезия. В 1748—1752 годах учился в гимназии Марии Магдалины в Бреслау, затем изучал в университете Галле богословие под руководством Зигмунда Якоба Баумгартена и философию под руководством Христиана Вольфа; во время обучения входил в Общество друзей изящных искусств. С 1754 по 1760 года был домашним учителем в богатых семьях, с 1761 года преподавал в гимназии Марии Магдалины, в скором времени став проректором и в 1773 году ректором школы в Яворе. В 1774 году был назначен профессором философии в Лёгницкой «рыцарской академии», где преподавал до конца жизни. С 1772 года работал в качестве эксперта в Королевском обществе наук во Франкфурте-на-Одере. Умер в Лёгнице 7 марта 1788 года. Основные работы его авторства: «Geschichte der komischen Litteratur» (Лёгниц, 1784—1787); «Geschichte des Groteskkomischen» (там же, 1788; вновь переработано Эбелингом, 5 изданий, Лейпциг, 1888); «Geschichte der Hofnarren» (там же, 1789); «Geschichte des Burlesken» (там же, 1793).

 (596x699, 316Kb)
1729
Антонио Франсиско Хавьер Хосе Солер и Рамос (испанское имя — Antonio Francisco Javier José Soler y Ramos; часто просто Падре Солер)
испанский композитор, органист, хормейстер и музыкальный теоретик, посвятивший свою жизнь служению церкви. Родился в Олоте, Каталония. С 6-летнего возраста пел в хоре мальчиков монастыря Монтсеррат, в 15 лет (1744) назначен органистом в кафедральный собор города Сео-де-Уржель. В 23 года постригся в монахи ордена Святого Иеронима (Monasterio de San Lorenzo de El Escorial). Бо́льшая часть жизни Солера прошла в Эскориале в монашеском служении — включавшем, впрочем, и уроки музыки, в том числе и инфанту Габриэлю, сыну испанского короля Карла III. В Эскориале располагалась летняя резиденция испанской королевской четы (короля Фернандо VI и королевы Марии Барбары) и Антонио Солер стал музыкальным наставником инфанта - принца Габриэля. Одно время тесно общался с Доменико Скарлатти. Был известен и как знаток устройства органа. В творческом наследии Солера около 500 произведений — преимущественно небольших клавирных сонат; в этом жанре Солер воспринимается сегодня как главный соперник Доменико Скарлатти, у которого учился в Эскориале. Как и у Скарлатти, у Солера преобладает ранняя, одночастная форма сонаты, хотя встречаются и произведения в трёх и даже четырёх частях. В XX веке, когда Солер был заново открыт после почти 200 лет забвения, его клавирные сонаты исполняются на фортепиано, клавесине, органе и арфе. Солеру принадлежат также органные произведения, мессы, мотеты, камерная музыка. Умер в Эскориале20 декабря 1783 года.

Stefano_Borgia (488x700, 249Kb)
1731
Стефан Борджиа (итальянское имя — Stefano Borgia)
итальянский кардинал и антиквар, который прославился собирательством различных диковин, таких, как египетские древности и рукописи на древних языках. Родился в Веллетри, Италия. Происходил из относительно захудалой ветви рода Борджиа из итальянского городка Веллетри. Племянник кардинала Алессандро Борджиа, который славился учёностью и состоял в переписке с Муратори. На средства, полученные в том числе и от продажи наследства, приобретал редкие монеты и рукописи, преимущественно коптские. Привлёк к их изучению ведущих учёных своего времени, включая Вездина и Соэгу, который составил их каталог. В 1797-1798 Борджиа исполнял обязанности наместника папской столицы и на короткое время был взят под стражу французами. В конце жизни возглавлял Конгрегацию евангелизации народов. Во время поездки в Париж на коронацию Наполеона умер в Лионе 23 ноября 1804 года. Разбирая рукописи Борджиа после смерти кардинала, Александр Гумбольдт обнаружил месоамериканский кодекс, давший название группе Борджиа. Среди наиболее ценных библейских рукописей из собрания Борджиа — коптский манускрипт Нового завета и фрагмент коптской рукописи V века с изображением Иова с дочерьми. Значительная часть наследия кардинала была выставлена в музее Борджиа в Веллетри, пока он не был в XX веке объединен с Ватиканской библиотекой. Многие библейские рукописи кардинала отошли к конгрегации евангелизации. Остальная часть собрания была продана его наследницей графиней Аделаидой Борджиа неаполитанским монархам. По прибытии в Неаполь эта коллекция была поделена между археологическим музеем (египетские древности) и библиотекой Бурбонов (рукописи). Литература: Борджия, Стефано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку