-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 113416
Комментариев: 6804
Написано: 121891


25 октября родились...

Среда, 25 Октября 2023 г. 03:52 + в цитатник
Михаил_Николаевич (512x700, 452Kb)
1832
Михаил Николаевич Романов
четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны; военачальник и государственный деятель; генерал-фельдмаршал (1878), генерал-фельдцейхмейстер (1852). Председатель Государственного совета (1881—1905). Родился в Петергофе. Назван в честь младшего брата Николая I — великого князя Михаила Павловича. Получил образование под наблюдением родителей. В 1843 и 1844 годах Михаил Николаевич вместе со своими братьями Николаем и Константином проходил практику на люгере «Ораниенбаум», выходя в Финский залив. В службу Михаил Николаевич вступил в 1846 году; генерал-фельдцейхмейстер с 1852 года; с 8 декабря 1852 года по 1 июня 1855 года — командир гвардейской артиллерийской бригады. С началом Крымской войны Михаил находился при действующей армии. Отправляя своих сыновей — великих князей Николая и Михаила — в Крым, император сказал: «Если есть опасность, то не моим детям избегать ее!» Оба великих князя получили боевое крещение при Инкермане. Русский главнокомандующий А.С.Меншиков решил нанести главный удар по английскому корпусу на Инкерманских высотах и разрезать союзную армию пополам, введя затем в дело крупные конные силы и сняв тем самым блокаду Севастополя. 5 ноября 1854 года русские войска атаковали позиции союзников, но из-за густого тумана сражение разбилось на ряд отдельных схваток. Подоспевший 2-й французский корпус вынудил русские войска отступить, понеся серьёзные потери. За отличие в бою у Инкерманских высот великий князь Михаил 19 ноября был награждён орденом Святого Георгия IV степени. С 1 июня 1855 года по 7 сентября 1856 года Михаил Николаевич — командир артиллерии гвардейских пехотного и резервного кавалерийского корпусов; с 7 сентября 1856 года по 28 августа 1857 года — начальник 2-й лёгкой гвардейской кавалерийской дивизии; с 28 августа 1857 по 21 февраля 1860 года — начальник артиллерии Отдельного гвардейского корпуса; с 21 февраля 1860 года по 18 декабря 1862 года — главный начальник военно-учебных заведений Военного министерства.
Михаил_НиколаевичКресло наместника России  (700x466, 363Kb)
Кресло наместника России на Кавказе великого князя Михаила Николаевича. Хранится в Краеведческом музее имени Багратиона в Кизляре
18 декабря 1862 года Михаил Николаевич назначен наместником Его Императорского Величества на Кавказе и командующим Кавказской армией. В мае 1864 года великий князь участвует в походе против мятежных горцев на Черноморское побережье Кавказа в район Адлера и Сочи. Его войска нанесли противнику серию чувствительных поражений, что знаменовало собой полное покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. В феврале 1865 года августейший наместник поручил кавказским администраторам — дабы «сохранить для потомства по возможности полное и подробное повествование тех подвигов, которые совершены были частями войск и отдельными лицами в течение продолжавшейся шестьдесят лет непрерывной войны с горцами…» — сделать следующее. Все полки и батальоны (регулярные и казачьи) должны были представить историю их жизни на Кавказе и действий против горцев. Офицерам, избиравшимся для подобной миссии, давались льготы от исполнения служебных обязанностей и увольнения для поиска архивных материалов. Кроме того, предлагалось привлечь к проекту и «…всех военных и других званий лиц, у кого окажутся какие-либо записки и воспоминания, имеющие какое-либо отношение к событиям минувшей войны…» Уже через два года «Высочайшая инициатива» получила практическое исполнение. А в 1876 году в Тифлисе вышел I том посвящённого истории Кавказских войн «Кавказского сборника». Всего в продолжение 1876—1912 годов Военно-исторический отдел штаба Кавказского военного округа издал 32 тома «КС». Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Михаил Николаевич состоял главнокомандующим действующей армией на Кавказском ТВД. С его именем неразрывно связаны как успехи, так и неудачи той кампании. Неблагоприятный оборот дел встревожил великого князя; он лично прибыл на фронт со своим начальником штаба генералом Обручевым и взял на себя руководство операциями. 9 октября великий князь стал готовить армию для нанесения сокрушительного удара по турецким войскам. В сражении 14 и 15 октября на Аладжинских высотах турецкая армия была полностью уничтожена, потеряв только убитыми 15 тысяч человек. Остатки армии Мухтара-паши бежали к Карсу и Зивину. Вся бывшая у турок артиллерия досталась русским. 21 октября 1877 года Михаил Николаевич был удостоен ордена Святого Георгия I степени «…за разбитие наголову кавказскими войсками под личным предводительством Его Высочества армии Мухтара-паши в кровопролитном бою 3 октября 1877 года на Аладжинских высотах и принуждение большей части оной сложить оружие». 21 октября отряд генерала Лазарева подошел к крепости Карс и 25 числа начал осадные работы. Осадный корпус поступил под командование Лорис-Меликова. Великий князь отбыл в Тифлис к исполнению обязанностей наместника. Между тем, блистательный штурм в ночь на 18 ноября закончился взятием Карса и фактически завершил кампанию на Кавказе. 28 апреля 1878 года великий князь Михаил Николаевич за отличия в Русско-турецкой войне был произведён в генерал-фельдмаршалы. В 1879 году из отвоёванных у Турции земель были сформированы Карсская и Батумская области. 13 марта 1881, около 2 часов пополудни, Михаил Николаевич был на чае в Михайловском дворце в Петербурге, у великой княгини Екатерины Михайловны, где присутствовал также его брат император Александр II, который в тот же день был смертельно ранен при возвращении в Зимний дворец около 2 часов 25 минут пополудни. Михаил Николаевич прибыл на место покушения вскоре после второго взрыва (смертельного для императора), отдавал распоряжения и приказания на месте происшествия. Михаил Николаевич был назначен председателем Государственного совета 26 июля 1881 года. 4 августа 1881 года уволен от должности наместника и главнокомандующего Кавказской армией. Именным Высочайшим указом от 5 сентября 1905 года назначен почётным председателем Государственного совета. Чины и звания: Вступил в службу (14 июля 1846); Подпоручик (Высочайший приказ 14 июля 1846); Поручик (Высочайший приказ 25 октября 1847); Капитан (Высочайший приказ 11 сентября 1849); Назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству (Высочайший приказ 5 мая 1850); Полковник (Высочайший приказ 25 октября 1850); Свиты Его Величества генерал-майор (Высочайший приказ 8 декабря 1852); Назначен генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству (Высочайший приказ 6 февраля 1856); Генерал-лейтенант (Высочайший приказ 8 сентября 1856); Генерал от артиллерии (Высочайший приказ 11 сентября 1860); Генерал-фельдмаршал (Высочайший приказ 28 апреля 1878).
Семья
В 1857 году, в возрасте 25 лет, великий князь Михаил Николаевич женился на Цецилии Баденской (в православии Ольга Фёдоровна) — младшей дочери великого герцога Баденского Леопольда I и шведской принцессы Софии. Цецилия приходилась племянницей Императрице Елизавете Алексеевне (супруге Императора Александра I). В браке с ней имел шестерых сыновей и одну дочь: Николай Михайлович (26 апреля 1859—1919); Анастасия Михайловна (28 июля 1860—1922); Михаил Михайлович (16 октября 1861—1929);
Георгий Михайлович (23 августа 1863—1919); Александр Михайлович (Сандро) (1 апреля 1866—1933); Сергей Михайлович (7 октября 1869—1918); Алексей Михайлович (28 декабря 1875—1895).
Двор
В 1857—1863 годах, к свадьбе великого князя и принцессы, по проекту придворного архитектора Андрея Штакеншнейдера на Дворцовой набережной был возведён Ново-Михайловский дворец. Кроме того, в казну перешёл дом 6 (дом П.Ф.Балка) на Миллионной улице, который был перестроен под служебный корпус дворца великого князя Михаила Николаевича. В здании расположились запасный дом и Конюшенный двор великого князя. После кончины великого князя в городе Канны, Франция, 18 декабря 1909 года Конюшенный двор был упразднён.
Михаил_НиколаевичДворец великого князя (700x460, 244Kb)
Дворец великого князя Михаила Николаевича в Петергофе (Михайловка)
Михайловка (также «Михайловская дача» или «Михайловское имение») — дворцово-парковый ансамбль XIX века на Петергофской дороге, принадлежавший Михаилу Николаевичу и великокняжеской линии Михайловичей. Владел имением Дудергофское (184 десятин, наследовал у матери в 1861 г.) в Петергофском уезде, имением Ай-Тодор в Гаспре Ялтинского уезда (первоначально 69 десятин, затем увеличилось до 200 десятин), имением Грушевское в Екатеринославской, Херсонской и Таврической губернии (75066 десятин), имением Циглировка в Константиноградском уезде Полтавской губернии (14 тысяч 122 десятин), владением Вардане в Черноморской губернии (8000 десятин, пожаловано в 1871 году), имением Боржоми в Горийском уезде Тифлисской губ. (69 тысяч 513 десятин, пожаловано в 1872 году). Купил в рассрочку до 1923 г. у Общества восстановления христианства 1509 десятин (земли Караязского имения в Тифлисской губернии). Награды: При совершении святого таинства рещения получил имя Святого архистратига Божия Михаила и мператорские ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны I класса. Вместе с державным братом 20 ноября 1854 года он высочайше пожалован был военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия IV класса «В воздаяние за мужество, оказанное Им в сражении при Севастополе 24-го числа минувшего Октября, и за неустрашимость, коею Он отличился при посещении после того Севастопольских бастионов и батарей, под смертоносным неприятельским огнём». В 1862 году высочайше пожалован орденом Святого равноапостольного великого князя Владимира I класса — редкой наградой для членов императорской Фамилии. 27 июня 1864 года «За покорение Западного Кавказа» высочайшим манифестом государь Александр II Николаевич жалует великого князя Михаила орденом Святого великомученика и победоносца Георгия II класса . 21 октября 1877 года «За разбитие наголову Кавказскими войсками, под личным предводительством Его Высочества, армии Мухтара-Паши в кровопролитном бою, 3-го Октября 1877 года, на Аладжинских высотах и принуждение большей части оной сложить оружие» пожалован был орденом Святого Георгия I класса. Орден Святого Андрея Первозванного (25 октября 1832); Орден Святого Александра Невского (25 октября 1832); Орден Святой Анны I степени (25 октября 1832); Орден Святого Георгия IV степени за сражение при Инкермане (19 ноября 1854); Орден Святого Владимира I степени (13 января 1863); Золотая драгунская сабля с надписью «За храбрость» (31 марта 1863); Орден Святого Георгия II степени (14 июля 1864); Золотая шпага с бриллиантами и изумрудами с надписью «За окончательное покорение Кавказа» (14 июля 1864); Орден Белого орла (1865); Орден Святого Станислава I степени (23 июня 1865); Орден Святого Георгия I степени (212 октября 1877); Бухарский Орден Солнце Александра (май 1898); Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» (1 мая 1861); Знак отличия за XL лет беспорочной службы (1888); Портреты Николая I, Александра II, Александра III и Николая II с бриллиантами для ношения на груди (26 мая 1896); Знак отличия за LX лет беспорочной службы на Георгиевской ленте (21 ноября 1908); Серебряная медаль «За защиту Севастополя»; Бронзовая медаль «В память войны 1853—1856»; Серебряная медаль «За покорение Чечни и Дагестана»; Медаль «За покорение Западного Кавказа»; Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878»; Серебряная медаль «13 марта 1881 года»; Тёмно-бронзовая медаль «В память коронации императора Александра III»; Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «В память 50-летия защиты Севастополя» (18 октября 1904); Крест «За службу на Кавказе»; Знак, установленный в память успешного введения в действие крестьянских положений 3 марта 1861 года; Прусский Орден Чёрного орла (1838); Прусский Орден Красного орла (1838); Вюртембергский Орден Вюртембергской короны I степени (25 октября 1847); Нидерландский Орден Нидерландского льва (11 сентября 1849); Австрийский Орден Святого Стефана, большой крест (1 марта 1851); Саксонский Орден Рутовой Короны (10 марта 1852); Баварский Орден Святого Губерта (31 марта 1852); Неаполитанский Орден Святого Фердинанда и Заслуг (14 мая 1852); Пармский Константиновский орден Святого Георгия (22 мая 1852); Гессен-Дармштадтский Орден Людвига (9 июня 1852); Баденский Орден Верности (10 июня 1852); Баденский Орден Церингенского льва (10 июня 1852); Веймарский Орден Белого сокола (19 июня 1852); Сардинский Орден Аннунциаты (25 января 1857); Нассауский Орден Золотого льва Нассау (11 сентября 1860); Портрет персидского шаха (6 апреля 1865); Французский Орден Почётного легиона, большой крест (24 июня 1876); Мекленбургский-Шверенский Крест «За военные заслуги» 1-й и II степени (25 ноября 1877); Датский Орден Слона (22 сентября 1881); Шведский Орден Серафимов (27 февраля 1892); Прусский Орден «Pour le Mérite»; Румынский Орден Звезды Румынии I степени; Турецкий Орден Османие I степени; Прусский Орден Дома Гогенцоллернов с цепью; Румынская Медаль «Virtutea Militară».
Памятники
До революции великому князю Михаилу Николаевичу небольшие памятники были установлены в городах: Боржом. Бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте. Открыт 7 сентября 1913 г. в Реммертовском парке Боржома. Памятник был уничтожен после 1917; Петергоф. Бронзовая статуя великого князя на гранитном постаменте близ казарм Лейб- гвардии Конно-гренадерского полка. Открыт 10 июня 1914 г. Автор памятника — полковник П.А.Самонов. Памятник бы уничтожен после 1917; Бронзовый бюст великому князю Михаилу Николаевичу был торжественно открыт 19 сентября 2010 г. в Адыгее на территории Михайло-Афонской Закубанской пустыни, напротив храма Архангела Михаила (скульптор А.А.Аполлонов); Бронзовый бюст великому князю Михаилу Николаевичу был торжественно открыт 1 октября 2011 г. на территории Николо-Берлюковского мужского монастыря в селе Авдотьино, Московской области (скульптор А.А.Аполлонов); Бронзовый бюст великому князю Михаилу Николаевичу был торжественно открыт 19 ноября 2013 г. в Санкт-Петербурге, на территории Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (скульптор А.А.Аполлонов).
Память
В честь его рождения была построена церковь во имя Воскресения Христова и Святого Михаила Архангела в Коломне. Михайловская улица в Петергофе носит его имя. Посёлок Жилгородок до Великой Отечественной войны назывался Мишино в его честь.
Михаил_Николаевич01 (700x581, 300Kb)
Николай I и его сыновья. Михаил второй слева
Михаил_Николаевич02 (466x700, 188Kb)
В 1852 году
Михаил_Николаевич03 (479x700, 206Kb)
В 1865 году
Михаил_Николаевич04 (499x700, 424Kb)
В наряде запорожского атамана
Литература: Д.П.Струковъ. Августѣйшій генералъ-фельдцейхмейстеръ великій князь Михаил Николаевичъ. — Санкт-Петербург, 1906; Михаил Казовский Любить нельзя расстаться. — Москва : Амаркорд, 2011. (исторический роман, где Михаил Николаевич — один из главных героев)

Александрова-Кочетова  (460x700, 81Kb)
1833
Александра Дормидонтовна Александрова-Кочетова (урождённая - Соколова, по мужу - Кочетова, по сцене - Александрова)
русская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано), концертная певица и вокальный педагог. Мать З.Кочетовой и композитора Н.Кочетова. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье протоиерея русской миссии в Берлине, где провела детство и юность. Окончив берлинскую женскую гимназию, около 1850 начала обучаться музыке и пению у Г.Тешнера, а с 1853 продолжила вокальные занятия в Санкт-Петербурге у Феличе Ронкони и Л.Лаблаша, брала также уроки игры на фортепиано у А.Г.Рубинштейна и Т.Лешетицкого. В 1853—1856, являясь придворной певицей великой княжны Елены Павловны, выступала в концертах вместе с итальянскими певцами Э.Кальцолари, А.Бозио и Л.Лаблашем, постоянное общение с которыми оказало большое влияние на формирование художественного вкуса певицы. В 1865—1877 солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Антониды — "Жизнь за царя" М.Глинки). В то время, когда в России господствовала Итальянская опера, искусство Александровой-Кочетовой возродило интерес к операм русских композиторов. Специально для нее были возобновлены постановки опер "Аскольдова могила" А.Верстовского, "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" М.Глинки, "Русалка" А.Даргомыжского, "Громобой" А.Верстовского. В 1867 гастролировала в Праге (исполняла на чешском языке партии Людмилы — "Руслан и Людмила", Антониды — "Жизнь за царя" и Наташи — "Русалка" А.Даргомыжского). Обладала подвижным, уникально красивым голосом, отточенной колоратурой, редкой музыкальной памятью и чувством стиля. 1-я исполнительница партий: Кивы ("Карпатская роза" З.Саломана, 1867); в московском Большом тевтре — Марии ("Мазепа" Б.Фитингофа-Шеля, 1866); на русской сцене — Маргариты ("Фауст" Ш.Гуно, 1866), Марии ("Дети степей, или Украинские цыгане" А.Рубинштейна, 1867; писатель и критик В.Одоевский отмечал, что певица в этой роли была превосходна). Лучшие партии: Антонида ("Жизнь за царя", исполнила свыше 100 раз; в 1877 пела на чешском языке в Праге), Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Наташа ("Русалка" А.Даргомыжского), Надежда ("Аскольдова могила" А.Верстовского), Маргарита ("Фауст" Ш.Гуно), Норма (одноимённая опера В.Беллини), Агата ("Вольный стрелок" К.М.Вебера, 1871). Другие партии: Рогнеда ("Громобой" А.Верстовского), Горислава ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Юдифь ("Юдифь" А.Серова); Донна Анна ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Урбан ("Гугеноты" Дж.Мейербера). Партнёры: В.Л.Бианки, М.П.Владиславлев, К.Н.Де Лазари, С.В.Демидов, А.М.Додонов, И.И.Онноре, Д.А.Орлов, П.А.Радонежский, А.С.Раппорт, И.Я.Сетов, Л.Б.Финокки. Пела под управлением И.О.Шрамека и других дирижёров. Вела интенсивную концертную деятельность. 20 марта 1857 выступила в концерте Санкт-Петербургского филармонического общества в память М.Глинки. В 1865 успешно исполнила сольную партию в оратории "Илия"/"Elias" Ф.Мендельсона-Бартольди под управлением К.Рейнеке в трех концертах в "Гевандхаузе" (Лейпциг), после чего совершила концертную турне по Германии с исполнением произведениями русских композиторов, в том числе М.Глинки. Репертуар певицы включал также сольные партии в финале 9-й симфонии Л.Бетховена (с 1860), "Реквиеме" В.А.Моцарта (в ансамбле с В.Байковой, Дж.Гальвани, С.В.Демидовым, с 1873), романсы А.Даргомыжского, М.Балакирева, П.Чайковского (первая исполнительница романсов "И больно, и сладко" op. 6 № 3, 26 марта 1870, Москва; "Забыть так скоро", 28 марта 1871, Москва), А.Г.Рубинштейна, Ф.Шуберта, Р.Шумана, С.Монюшко. Часто выступала в концертах в ансамбле с А.Г.Рубинштейном, который посвятил певице 6 романсов (op. 8; 1856). П.Чайковский посвятил ей романс "И больно, и сладко" (op. 6 № 3, 1869). 16 марта 1871 исполнила в московском концерте с В.Байковой дуэт Марии и Олёны из второго акта "Воеводы" П. Чайковского. 26 марта 1874 выступила совместно с А.М.Додоновым в 9-м симфоническом концерте Русского Музыкального Общества под управлением Н.Рубинштейна, в котором они впервые исполнили дуэт Натальи и Андрея из "Опричника" П.Чайковского. Искусство певицы высоко ценили А.Чехов, И.К.Альтани, П.Шостаковский. Александрова-Кочетова была дружна с А.Даргомыжским, А. и Н.Рубинштейнами, А.Серовым, П.Чайковским. В 1866—1880 вела педагогическую деятельность в Московской консерватории (профессор), одновременно преподавала в Московском театральном училище. После ухода из консерватории до конца жизни занималась частной педагогической практикой. Среди её учеников — А.М.Абрамов, А.Амфитеатров, А.Н.Амфитеатрова-Левицкая, А.Аристова, В.Байкова, Л.Баженова, Ю.Беляева, М.Вигнере-Гринберга, И.К.Гончаров, М.Гурьева, М.Иванова, З.Иванова-Иваницкая, Е.П.Кадмина, В.Карелин, А.Книппер, М.Коровина, М.Корякин, З.Кочетова, Д.И.Лазарева, Н.Лопатин, Е.Львова, Е.А.Муравьёва, Э.Негрин-Шмидт, О.Пускова, М.Л.Рейнер, А.Е.Ростовцева, М.Ф.Салтыков, А.В.Святловская, Е.Слатина, О.Соколова-Фрёлих, Д.Тархов, П.А.Хохлов. Автор популярных в 1850-е гг. романсов, в том числе "Она моя", "Ночь тепла", "Ты помнишь ли, над морем мы сидели?" (слова Г.Клечанова), "Я долго стоял неподвижно", "Уж ночь ложится на поля". Романсы "Как ангел неба безмятежный", "Тебе всю жизнь отдать", "Давно-давно", "Я тебя никому не отдам" — в ЦГАЛИ, фонд 2037, опись 1, единиц хранения 1. Умерла в Москве 17 ноября 1902 года. Литература: Концерт госпожи Кочетовой // Сын отечества. 1864. 27 ноября.; Дмитриев А. Дебют госпожи Александровой // Антракт. 1865. № 177; Одоевский В. Новая певица на сцене Московской оперы // Московские ведомости. 1865. 24 ноября; Михайлов В. Г-жа Александрова на Санкт-Петербургской сцене // Литературное прибавление к Нувеллисту. 1867. Июнь; Одоевский В. Концерт госпожи Александровой // Московские ведомости. 1867. 28 марта; Александра Дормидонтовна Александрова // М.К. История оперы в лучших её представителях. — Москва, 1874. Страницы 258—261; [С.П.] Концерт А.Д.Александровой // Московские ведомости. 1879. 22 марта; А.Д.Александрова-Кочетова // Артист. 1891. № 13. Страница 154; А.Д.Александрова-Кочетова // Русская Музыкальная Газета. 1901. № 4. Столбцы 98—101; Кашкин Н. Александрова-Кочетова. (Некролог) // Московские ведомости. 1902. 6 ноября; Ежегодник императорских театров. Сезон 1903—1904. Приложение к выпуску XIV. 1904. Страницы 222—223; Биографии композиторов с IV—XX вв. с портретами. — Москва, 1904. Страницы 501—502; Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. — Москва, 1953. Страница 424; Чайковский П.И. Литературные произведения и переписка. — Москва, 1953. Том 2. Страницы 143—144, 146; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — Москва, 1956. Страницы 303—305; Московская консерватория. 1866—1966. — Москва, 1966. Страницы 69—71; Воспоминания о Московской консерватории / Составление и коментарии Е.Н.Алексеевой и Г.А.Прибегиной, общая редакция Н.В.Туманина. — Москва, 1966. Страницы 74—78; Ларош Г.А. Избранные статьи. — Ленинград, 1974. Выпуск 1. Страница 163; Балабанович Е.З. Чехов и Чайковский. — Москва, 1970. Страницы 44—46; Во имя высокой цели // В мире музыки. Календарь. 1981. — Москва, 1982. Страница 75; Зарубин В. Замечательная русская певица // Советский артист. 1983. 16 декабря; K.J.Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K.G.Saur Bern und München 1997. Страница 42.

Ivantsov-Platonov-AM (604x700, 337Kb)
1835
Александр Михайлович Иванцов-Платонов
протоиерей Русской православной церкви, богослов, церковный историк, проповедник, писатель. Родился в семье приходского священника города Щигры Курской губернии. После окончания Курского духовного училища (1846) и Курской духовной семинарии (1856), как лучший из воспитанников был направлен в Московскую духовную академию, где получил стипендию митрополита Платона (Левшина) и вместе с ней вторую фамилию — Платонов. Курс академии окончил в 1860 году по первому разряду и был направлен бакалавром по кафедре новой церковной истории в Санкт-Петербургскую духовную академию. Одновременно, с 1860 года, он был постоянным сотрудником и одним из авторов, основанного профессором Николаем Сергиевским журнала «Православное Обозрение». В 1863 году он возвратился в Москву, принял священство и был назначен законоучителем Александровского военного училища и настоятелем находящейся при нём церкви. Одновременно он преподавал Закон Божий в классической гимназии Л.И.Поливанова. Также в 1865 и 1866 годах Иванцов-Платонов читал публичные курсы по церковной истории. В 1869 году он выпустил первый в русской литературе «Очерк истории христианства у славян». В 1872 году по предложению Нила Попова и по инициативе Сергея Соловьёва он был избран экстраординарным профессором на кафедру церковной истории Московского университета. Среди университетских курсов Иванцова-Платонова одно из первых мест занимал курс историографии раннего христианства, издание которого, по словам современника, «сделало бы честь русской церковно-исторической науке». Его докторская диссертация «Ереси и расколы трёх первых веков христианства» (Часть 1. — Москва, 1876—1877; последующие части не выходили) стала первым в России подробным обзором литературы по истории гностицизма. После защиты диссертации, в июне 1878 года он был утверждён в степени доктора богословия. Он считал, что история ересей проливает свет на народные воззрения и обычаи, как проявление «двоеверия». Адольф Гарнак отмечал, что автор диссертации «обнаружил трезвый взгляд, любовь к истине, необычайные знания и критическую осторожность». В 1878 году он получил сан протоиерея; в мае 1879 года утверждён ординарным профессором; с 1894 года — Заслуженный профессор Московского университета. Иванцов-Платонов устраивал богословские чтения у себя на дому. Отстаивал идею единства науки и религии в поисках истины. Им были изданы письма Алексея Хомякова к Пальмеру и ряд духовно-публицистических трактатов о современных ему церковных вопросах, а также критических статей о новых произведениях иностранной и русской богословской литературы, большая часть которых напечатана в журнале «Православное обозрение». Иванцову-Платонову претил дух национальной исключительности и отрицание западноевропейской культуры славянофилов; он мечтал о соединении православной, католической и протестантской церквей. По оценке Владимира Соловьёва, это был человек необыкновенно впечатлительный к нравственным мотивам, с большим чувством собственного достоинства соединявший редкую внимательность к чужим потребностям и нуждам. Награждён орденом Святого Владимира IV степени. В последние 10 лет своей жизни он активно занимался вопросами частной и общественной благотворительности, писал об этом статьи; обширное собрание редких книг он передал московской Епархиальной библиотеке. Умер в Москве 24 ноября 1894 года. Библиография: О положительном и отрицательном изображении жизни в русской литературе // Русская беседа. — 1859. 1 № 1; Древняя церковная история: Курс лекций, читанных… в 1888/89 учеб. году. — Москва : Лит. Александровской, 1890. — 523, VII страниц; Древняя церковная история: Лекции. — Москва : Лит. Александровской, 1892. — 3, 439 страниц; Ереси и расколы первых трех веков христианства: Исследование— Москва: Университетская типография. 1877.; «Ереси и расколы первых трех веков христианства». — Часть 1. — Москва, 1877. Обозрение источников для истории древнейших сект. — 1877.— 351 страница; За двадцать лет священства (1863—1883): Слова и речи.… — Москва : Типография Снегирева, 1884. — III, 641 страница; За третье десятилетие священства (1883—1893): Слова, речи и некоторые статьи… — Сергиев Посад: 2-я типография. Снегиревой, 1894. — II, 238 страниц, 1 лист портрет; Заслуженный профессор Московского университета протопресвитер Московского Успенского собора Н.А.Сергиевский: (Умер 28-го июня 1892 г.). — Москва: Униврситетская типография, 1893. — 32 страницы — Из: Отчет Московского университета за 1893; Истинное понятие о чести и фальшивое представление о ней: Составлено в 1874 г. для вновь произведенных офицеров из воспитанников XI выпуска Александровского военного училища: Издание по согласованию с автором Московская комиссия Братства преподобного Сергия. — Москва: Ступин, 1894. — 32 страницы; То же. — 2-е издание. — 1909. — 32 страницы; История Церкви: Лекции, 1882/83 г. — Б.м.: Аммон, [1883]. — 259 страниц. — Литография; История Церкви: Лекции, 1885/86 г.— Б.м., [1886]. —272, 4 страницы. — Литография; История Церкви: Лекции. — Москва: Стельмахович, 1887. — 216. 8 страниц. — Литография; История Церкви — историография: Лекция. 1887/88. — Б.м., [1888]. — Литография; [Часть 1]: Церковная историография. — 180 страниц. [Часть 2]: История Древней Церкви. — 368 страниц; К исследованиям о Фотие, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его: Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12-го января 1892 г....: С приложением— Санкт-Петербург: Типография Балашова, 1892. — 31. 190 страниц. — Из: Журнал Министерства народного просвещения. — 1892; То же. — Москва: Университетская типография, 1892. — 43 страницы. — Из: Речи и отчет, читанные в торжественном собрании Императорского Московского университета 12-го янв. 1892 г. — Москва, 1892. — Страницы 1—43 (пагинация 2-я); Лекции по церковной историографии, читанные ординарным профессором А.Иванцовым-Платоновым в 1886/87 академическом году. — Москва: Стельмахович, [1887]. — 320 страниц — Программа. — 8 страниц; Литературная борьба язычества с христианством в первые века христианской истории: Из лекций, читанных в младших классах 3-го Военного Александровского училища. — [Москва]: Литография 3-го Военного Александровского училища, [1874]. — 24 страниц — Автор установлен по изданию Адрес-календарь на 1874 г. — В сигнатуре: Закон Божий: Младшие классы; Нация и религия. Б.Чичерина. Москва, 1879: [Рецензия|— Москва: Университетская типография, Цензура 1879. — 80 страниц. — (Нация и религия). — Из: Православное Обозрение; Несколько слов о богословских сочинениях А.С.Хомякова: (По поводу пражского их издания). — Москва: Университетская типография, 1869. — 23 страниц. — Из: Правословное обозрение. — 1869; О западных вероисповеданиях: Записки, составленные для юнкеров 3-го Военного Александровского училища. — Москва: Тип. Снегиревых, 1887.— IV, 100 страниц; То же. — 2-е издание — 1888; То же. — 3-е издание, значительно переработанное и пополненное. — Москва: Ступин, 1894.— IV, 164, IV страниц; То же. — 4-е издание — 1906. — 166, II страниц. То же. — 5-е издание — 1915; О наших нравственных отношениях и обязанностях к семье, школе, обществу, товарищам, начальникам, сослуживцам и подчиненным, к своему народу и государству, к целому человечеству и Святой Церкви. — Москва: Ступин. 1894. — 61 страница; То же. — 2-е издание. — 1906; О предубеждениях светских людей против богословских наук: — Из вступительной лекции. — Москва: Университетская типография, 1863. — 12 страниц. — Из: Православное обозрение. — № 9; О римском католицизме и его отношениях к православию: Очерк истории вероучения, богослужения, внутреннего устройства Римско-Католической Церкви и её отношении к православному Востоку. — Москва: Общество распространения полезной книги. 1869—1870. — Под- заголовком. часть 2: Очерк истории папства и рассмотрение римского учения о папской власти. Часть 1.— 1869.—VII, 288 страниц. Часть 2. — 1870.— 262 страницы; О русском церковном управлении: Двенадцать статей из № 1—16 газ. «Русь» 1882 г./ Предисловие Сергея Шарапова. — Санкт-Петербург: Типография Пороховщикова, 1898. — 86 страниц — Особое приложение к: «Русский труд» — 1898.—№27; Особенности римско-католического вероучения и богослужения: Зак[он] Бож[ий: Лекции, читанные в] старших классах 3-го Военного Александровского училища. — [M.J: Литография 3-го Военного Александровского училища, [1874]. — 33 страницы. — Автор установлен по изданию : Адрес-календарь на 1874 г. — Часть 1. — Страниц 139; Ответ г. профессору Лебедеву на новую его книгу «Из истории Вселенских Соборов IV и V веков». Москва, 1882 года — [Москва]: Университетская типография. Цензура 1882. — 39 страниц; Очерк истории христианства у славянских народов. — Москва: Университетская типография, 1870. — 54 страницы — Из: Правосл. обозрение. — 1869; Первые лекции по истории Христианской Церкви в Московском университете. — Москва: Православное обозрение, 1872. —80 страниц; Положения к исследованию «Об источниках для истории древнейших сект». — Москва: Университетская типография, Ценз. 1877. — 7 страниц; Поучение о благотворении. — Москва: Типография Снегирева, 1885.—48 страниц; Религиозно-нравственная, научно-богословская и церков-но-историческая библиотека для образованных людей, составляемая A.M. Иванцовым-Платоновым. — Москва: Типография Снегирева, 1891. — 26 страниц. — Оттиск из: Детская помощь. — 1891. — № 20—21; То же. — 1894. — 14 страниц — Приложение к журналу: Детская помощь. — 1894.— №22—24; Религиозно-нравственные беседы для образованных девиц и женщин / Профессор протоиерей A.M.Иванцова-Платонова, записанные его дочерью Анной Иванцовой (по мужу Добронравовой); Под редакцией священника Николая Добронравова: Посмертное издание — Москва: Печатня Снегиревой, 1901 (обложка 1902) — Выпуск 1: История апостольского времени. — 1901 (обложка 1902). — 132, II страниц, 1 лист портрет. —Оттиск из: Радость христианина. — 1900. — 1, 5,8—10, 12; 1901. —4, 7; Религиозные движения на Христианском Востоке в IV и V веках: Критико-исторические замечания: По поводу кн. проф. Лебедева «Вселенские Соборы IV и V веков». — Москва : Университетская типография. 1881. — 238 страниц. — Из: Православное Обозрение; Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища. — Москва: Типо-литография Кудрявцевой, 1873 (обложка 1874). — 205 страниц; Речь при отпевании о. протоиерея Спиридоновской церкви, почетного члена Православного миссионерского общества Николая Дмитриевича Лаврова. — [Москва]: Университетская типография. Цензура 1881. — Из: Православное Обозрение; Речь, произнесенная в частной классической гимназии Л.И.Поливанова 22 октября 1893 года пред молебствием по поводу совершившегося двадцатипятилетия со времени открытия этой гимназии. — Москва: Типография Снегиревой, Цензура 1893. — З страницы. — Оттиск из: Детская помощь. — 1893; Римско-католическое вероучение, богослужение и церковное устройство. Состояние Восточных Греческих Церквей под магометанским владычеством: Закон Божий. старшие классы. [3-го Военного Александровского училища]. — [Москва]: Литография 3-го Военного Александровского училища, [188—]. — 78, 78 страниц. — Автор установлен по изданию: Адрес-календарь на 1882 г. — Часть 1. —Столбец 146; То же. — [188—]. —72, 70 страниц. То же. — [188—]. — 76, 78 страниц. То же. — [188—]. — 78, 78 страниц. То же. — [ 188—[. — 74, 79 страниц; Слово в день первого годичного празднования Православного миссионерского общества в Москве: Произнесенное в Успенском соборе 11-го мая 1870 г. — Москва: Университетская типография, 1870. — 12 страниц. — Из: Православное Обозрение. — 1870; Слово в день тысячелетней памяти Святого Мефодия, просветителя славянского. — Москва: Журнал «Детская помощь», 1885. — 9 страниц: иллюстрации; Слово в память открытия Братства Святого Николая, произнесенное 12-го октября 1867 года в Московской Николо-Явленской на Арбате церкви. — Москва: Университетская типография, 1867. обозрение. — 1867. — № 10. 12 страниц. — Из: Православное Обозрение; Слово в сороковой день памяти С.М.Соловьева: Произнесено в Новодевичьем монастыре 12-го ноября 1879 г. — Москва, Ценз. 1879. — 7 страниц. — Из: Православное Обозрение; Слово при годичном поминовении С.М.Соловьева 4-го октября 1880 года: Говорено в Московском Новодевичьем монастыре.... — Москва: Университетская типография, 1880. — 11траниц. — Из: Православное Обозрение; Слово при освящении храма во имя Благовещения Божи-ей Матери в новоустроенном подворье Сербской митрополии в Москве, произнесенное 30 ноября 1874 года. — Москва: Славянская комиссия, 1874.— 13 страниц; Слово при освящении храма на подворье Сербской митрополии в Москве 5-го ноября 1878 года.... — Москва : Университетская типография, 1878. — 8траниц. — Из: Православное Обозрение; Слово при погребении И.С. Аксакова, сказанное в церкви Московского университета 31 января 1886 года. — [Москва]: Тип. Снегиревой, Цензура. 1886. — 13 траниц — Оттиск из : Русь. — № 32; Состояние Восточной Церкви под магометанским владычеством. — [Москва]: Литография 3-го Военного Александровского училища, [1875]. — 7траниц. — Авт. установлен по изд: Адрес-календарь на 1876 г. — Страница 143; Указатель чтений из Священных Книг Ветхого Завета для средних учебных заведений— [Москва : 1888]. — 8траниц. — Приложение к журналу: Детская помощь. — 1888. — № 5; Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических: На память… — Москва: Университетская типография, 1875. — 96 страниц; То же. — Москва: Типография Снегирева, 1884. — 90 страниц. То же. — 2-е издание — Москва : Ступин, 1906. — 90 страниц; Церковная историография: Лекции. — Москва : Литография Александровской. 1888. — 119 страниц; Что такое жизнь: На память воспитанникам 4-го выпуска Александровского военного училища — Москва : Университетская типография. 1867. — 70 страниц. — Из: Православное обозрение. — 1867. — № 7; Что такое жизнь: Посвящено молодым людям, по окончании курса воспитания вступающим в жизнь самостоятельную. — Москва : Типография Снегирева, 1884. — 64 страницы; Что такое жизнь: Религиозно-философское исследование...: Посвящено молодым людям, вступающим в жизнь самостоятельную. — Москва : Типография Гатцук, 1894. — И, 76 страниц; То же. — 2-е издание — 1899. — 80 страниц. Литература: Иванцов-Платонов // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Том XX. — Страницы 677—682. — 752 страниц — 39 000 экземпляров — ISBN 978-5-89572-036-3; Иванцов-Платонов, Александр Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — Страницы 106—108. — 300 страниц — 2000 экземпляров. — ISBN 5-8037-0164-5.

Georges_bizet (507x700, 319Kb)
1838
Жорж Бизе (французское имя — Georges Bizet; полное имя — Александр Сезар Леопольд Бизе, Alexandre-César-Léopold Bizet; при крещении получил имя Жорж, Georges)
французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен». Жорж Бизе родился в Париже, в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П.Циммерманом, а также с замещающим его Ш.Гуно (впоследствии другом Бизе). Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое!» В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш.Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло. За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». Гектор Берлиоз в статье, посвященной премьере оперы, подчёркивает, что Бизе не только композитор, но и редкого дарования пианист. Музыкальный писатель сожалел, что Бизе не концертирует, и отмечал его феноменальную способность чтения с листа неизвестных ему произведений любой трудности. О таланте Бизе как пианиста-виртуоза писал в своих воспоминаниях и его учитель, профессор и преподаватель Парижской консерватории по классу фортепиано Антуан Мармонтель: «Он владел исключительным искусством нюансировать силу звука, сообщать ему особую певучесть то осторожным, то интенсивным нажимом пальцев. Законченный виртуоз, он умел с разной рельефностью оттенять мелодию, смягчая и окутывая её гармониями прозрачного сопровождения, вуалированная или подчеркнутая ритмика которого подчинялась свободной фразировке мелодии. Невозможно было сопротивляться покоряющей прелести его пленительного, нежного и чёткого туше.» В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П.И.Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet „L’Arlesienne“. Это в своем роде шедевр». Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе. В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» — 3 марта 1875 года и закончилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П.И.Чайковский, который был большим поклонником этой оперы, писал: "…Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «…вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet — художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением». 25 октября 1891 года в Комической опере состоялся 500-й спектакль «Кармен» 24 декабря 1904 года — тысячный. Габриель Форе писал в газете «Фигаро» в этот же день по поводу юбилейного представления оперы: «...что новелла Мериме, перенесённая на сцену зала Фавар, могла в 1875 г. изумить и ошеломить завсегдатаев этого театра, что она могла показаться мало соответствующей традициям Комической оперы, это понятно. Но необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же появления; как могли не взволновать эту публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти.» К столетию со дня рождения Бизе (25 октября 1938 года) опера прошла в Комической опере 2276 раз.
Georges_bizetДом Бизе в Буживале (570x700, 342Kb)
Дом Бизе в Буживале (1900)
Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале. После временного погребения на Монмартрском кладбище прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез, где похоронены многие выдающиеся деятели искусства. После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания, их рукописи были розданы или утеряны, а опубликованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. Только спустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще, и лишь с XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов.
За свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки. Умер в Буживале (западный пригород Парижа) 3 июня 1875 года.
Georges_bizetМогила  (465x700, 414Kb)
Похоронен на кладбище Пер-Лашез
3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьевой Алеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви — создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.
Память
Муниципальная консерватория (французское название — Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet) в XX округе Парижа носит его имя. В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).
Творчество
Оперы: «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина; «Любовь-художница» (французское название — L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж.Б.Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована); «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862); «Искатели жемчуга» (французское название — Les Pecheurs de perles, 1862—1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж; Иван IV (опера) (1862—1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux; «Никола Фламель» (1866, фрагменты); «Пертская красавица» (французское название — La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж); «Кубок Фульского короля» (французское название — La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты); «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты); «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—1871, не окончена); «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж); «Дон Родриго» (1873, не окончена); «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э.Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875). Оперетты: Анастасия и Дмитрий; Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И.Э.Легуи, Э.Жонасу, Л.Делибу); Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па); Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857); Элоиза де Монфор (1855—1857); Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855—1857); Эрминия (1855—1857); Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857); Давид (1856); Кловис и Клотильда (1857); Доктор Миракль (1857); Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860); Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867).
Georges_bizetМемориальная доска (700x464, 356Kb)
Мемориальная доска на доме Бизе в Буживале
Оды-симфонии: Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859); Васко да Гама (1859—1860). Оратория: Женевьева Парижская (1874—1875). Произведения для хора и оркестра (или фортепиано) : Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855); Вальс (C-dur, 1855); Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858); Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано); Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867); Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др. Для хора без сопровождения: Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В.Гюго, 1866). Произведения для оркестра: Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе); Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866—1868, исполнена 1869); Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874); Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э.Гиро, 1885) Произведения для фортепиано соло: Большой концертный вальс (E-dur, 1854); Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865); Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865). Концертные хроматические вариации (1868). Фортепианные дуэты: Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871). Произведения для голоса и фортепиано: В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866); Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867). Музыка к драматическому спектаклю: Арлезианка (драма А.Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж). Литература: Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; составитель, перевод, вступительная статья и комментарии Г.Т.Филенко. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 528 страниц; 2-е издание. — Москва : Музыка, 1988. — 479 страниц; Друскин М.С. Бизе Жорж / М.С.Друскин // Музыкальная энциклопедия : в 6 томах / главный редактор Ю.В.Келдыш. — Том 1 : А — Гонг. — Москва : Сов. энциклопедия, 1973. — Столбцы 474—478; Савинов Н.Н. Жорж Бизе. — Москва: Молодая гвардия, 2001. — 356 страниц; Димитрин Ю. «Кармен» в первый раз. — Litres, 2017-09-05. — 303 страниц. — ISBN 9785457258563; Хохловкина А. Жорж Бизе / А.Хохловкина. — Москва : Музгиз, 1954. — 460 страниц; Paul Stefan. Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich: Atlantis, 1952.

Delivron_KK (545x700, 264Kb)

1838
Карл Карлович Деливрон (Де Ливрон)
российский адмирал (1909). Родился в семье морского офицера Карла Францевича Деливрона. 6 октября 1844 года зачислен кадетом в Александровский кадетский корпус, из которого 4 сентября 1849 года переведен в Морской кадетский корпус. 13 мая 1854 года произведен в чин гардемарина. С 22 мая по 24 сентября того же года на корабле «Бородино» участвует в обороне Кронштадта. В следующем году, с 20 мая по 21 июня на пароходо-фрегате «Смелый» и с 21 июня по 7 сентября на винтовой лодке «Зарница» участвовал в крейсерстве по Финскому заливу. В составе отряда контр-адмирала Мофета участвовал в перестрелке с кораблями неприятеля у Толбухина маяка 16 августа 1855 года. 26 мая 1856 года произведен в чин мичмана. В 1856—1859 годах исполнял обязанности вахтенного начальника винтовой лодки «Леший» и пароходофрегата «Гремящий», плавал в Финском заливе и на пароходо-фрегате «Гремящий» в заграничном плаванье. В 1859—1860 годах в должности вахтенного начальника совершил кругосветное плавание на 70-пушечном парусно-винтовом фрегате «Генерал-адмирал». 29 апреля 1862 года произведён в чин лейтенанта. В 1862—1864 годах в должности вахтенного начальника совершил плавания на 45-пушечном парусно-винтовом фрегате «Ослябя» под командованием капитана 1-го ранга И.И.Бутакова. 17 августа 1864 года награждён орденом Святого Станислава III степени. В 1865—1868 годах в должности вахтенного начальника совершает плавания на винтовом фрегате «Генерал-адмирал» под командованием капитана 1-го ранга И.И.Бутакова и на броненосной батарее «Не тронь меня». 13 января 1867 года награждён орденом Святой Анны III степени. 13 февраля 1869 года назначен старшим офицером монитора «Броненосец». Зимой того же года заведует школой морских минеров. 13 января 1870 года удостоился благодарности генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. В кампанию 1870 года исполнял должность флаг-офицера при начальнике 2-го отряда броненосной эскадры Свиты Его Императорского Величества контр-адмирала В.А.Стеценко. 13 января 1871 года награждён орденом Святого Станислава II степени. В 1871 году снова назначен старшим офицером монитора «Броненосец». 13 января 1872 года произведён в чин капитан-лейтенанта. 31 мая того же года назначен командиром парохода «Ильмень». 13 января 1874 года награждён императорской короной к ордену Святого Станислава II степени. 7 октября 1875 года назначен командиром [клипера «Джигит» и награждён шведским орденом Святого Олафа кавалерского креста. В феврале 1879 года пришёл в Гонолулу и поступил в распоряжение русского консула на Гавайях. 15 марта 1880 года награждён гавайским орденом Калакауа командорского креста. 4 октября 1880 года за выслугу 25 лет в офицерских чинах награждён орденом Святого Владимира IV степени с бантом. 13 января 1881 года произведён в чин капитана 1-го ранга. 13 января 1882 года награждён орденом Святой Анны II степени. 3 июня 1882 года отчислен от должности командира клипера и назначен временным членом кораблестроительного отделения МТК. Одновременно, с 31 октября 1882 года являлся делопроизводителем комиссии по пересмотру «Морского устава» под руководством адмирала С.С.Лесовского. 14 апреля 1884 года назначен командиром крейсера «Адмирал Нахимов», с отчислением с 22 мая того же года от должности временного члена кораблестроительного отделения МТК. 1 июня 1885 года за труды по пересмотру «Морского устава» де Ливрону объявлено Высочайшее благоволение и денежная награда в размере 1000 рублей. 18-20 октября 1886 года руководил испытаниями крейсера «Адмирал Нахимов» на мерной миле. Испытания прошли вполне успешно. 17 октября 1887 года, во время стоянки на якоре у острова Драгэ, крейсер, которым командовал де Ливрон, удостоился Высочайшего посещения императора Александра III с супругой императрицей Марией Фёдоровной и в сопровождении датского принца Вольдемара. 16 января 1888 года награждён японским орденом Восходящего солнца III степени. 13 января 1890 года отчислен от командования крейсером и назначен командиром броненосного корабля «Наварин». 21 июня того же года по совместительству назначен командиром 2-го флотского экипажа. Во время морской кампании 1890 года выполнял обязанности посредника в ходе манёвров флота. 13 января 1891 года произведен в чин контр-адмирала. 13 августа того же года награждён датским орденом Данеброга I степени со звездой. 13 января 1892 года награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1893 году в должности председателя комиссии морских артиллерийских опытов участвовал в испытаниях «Макаровских» наконечников для бронебойных снарядов. 3 февраля 1892 года назначен начальником отряда судов в Средиземном море, подняв флаг на броненосном крейсере «Дмитрий Донской». В 1892—1893 годах плавал по Средиземному морю на эскадренном броненосце «Император Александр II» и крейсере «Азия». 14 марта 1892 года награждён турецким орденом Меджидие I степени и в том же году награждён греческим орденом Спасителя II степени. 16 февраля 1894 года назначен начальником учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. С 3 апреля по 6 мая того же года находился в заграничной командировке по осмотру европейских сталелитейных заводов и выбору системы ковочного пресса. 23 апреля того же года назначен по совместительству младшим флагманом 2-й флотской дивизии. В июне-июле 1894 года, подняв флаг на броненосце «Первенец», руководит учебными плаваниями учебно-артиллерийского отряда. По окончании кампании, 29 сентября, назначен председателем комиссии для производства экзаменов слушателям Артиллерийского Офицерского класса. 18 ноября 1894 года награждён орденом Святого Станислава I степени. С 19 ноября 1894 года исправлял должность главного инспектора морской артиллерии, одновременно являясь совещательным членом артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления военного министерства. 27 августа 1895 года назначен младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря. Совершает практические плавания по Балтийскому морю, держа флаг на крейсере I ранга «Рюрик» и эскадренном броненосце «Наварин». В 1897 году назначен командиром Санкт-Петербургского порта с одновременным производством в чин вице-адмирала. В 1903 году отчислен от должности командира порта и назначен членом Адмиралтейств-совета. 28 января 1906 года назначен председателем Особого комитета по организации Амурской флотилии. 19 декабря 1906 года де Ливрон произведён в чин адмирала. 19 февраля 1907 года удостоился Высочайшей благодарности «за полезные труды в Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования». 19 декабря 1907 года награжден орденом Святого Александра Невского с пожалованием 7 февраля 1910 года алмазных знаков к нему. 10 сентября 1909 года по достижении предельного возраста уволен в отставку. Умер в 1918 году. Награды: Кавалер ордена Святого Владимира III степени; Кавалер ордена Святого Владимира IV степени с бантом за 25 лет выслуги; Кавалер ордена Святой Анны II степени; Кавалер ордена Святой Анны III степени; Кавалер ордена Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками; Кавалер ордена Святого Станислава I степени; Кавалер ордена Святого Станислава II степени с императорской короной; Кавалер ордена Святого Станислава III степени; Кавалер Большого креста ордена Данеброг; Кавалеры ордена Восходящего солнца III класса; Великий командор ордена Спасителя; Кавалер ордена Святого Олафа; Кавалер ордена Меджидие I степени; Командор ордена Калакауа I. Семья: В 1872 году Карл Карлович женился на дочери контр-адмирала Анне Густавовне Эрдман. Их сын Александр Карлович (5 марта 1886-31 июля 1906) в 1905 году окончил Морской корпус с производством в чин мичмана и в 1905—1906 годах служил ревизором на минном крейсере «Финн», убит во время мятежа в Свеаборге. Дочь Нина Карловна де Ливрон (Энвальд) — супруга генерал-майора Михаила Васильевича Энвальда (1868—1928).

1838
Аполлон Иванович Смирнов
философ и логик. Родился в Княгинине Нижегородской губернии, в семье священника. Учился в Нижегородской духовной семинарии (1852—1858). Как вспоминал А.Л.Катанский, Смирнов окончил курс «в числе последних студентов, 13-м (так низко он окончил отчасти потому, что мало занимался своим делом, отчасти за поведение). <…> Замеченный ещё в семинарии в нетрезвом поведении, он продолжал вести такую же жизнь и по окончании семинарского курса. <…> На его счастье, обратила на него внимание гувернантка одного помещика. <…> Рассказывали, что, встретившись как-то раз с А.И. С-м, она неожиданно вступила с ним в разговор и начала говорить на тему о том, как не стыдно ему, как она слышала, такому даровитому человеку, так вести себя. Её слова так подействовали на него, что он перестал пить, познакомился с ней, женился, поступил в Казанский университет». Блестяще окончив в 1870 году историко-филологический факультет Казанского университета, он был оставлен при нём на кафедре философии. Доцент (1873), ординарный профессор (1881), заслуженный профессор (1898), декан историко-филологического факультета (1897). Умер в Казани 2 мая) 1902 года.Научные интересы Смирнова лежали в области истории философии, этики и эстетики. В 1873 году в Варшавском университете он защитил диссертацию «Философия Беркли». Особо глубоко анализировал специфику английской философии и этики, начиная с Ф.Бэкона и Т.Гоббса. В Казанском университете читал годовой курс по философии Канта. Одним из первых философов России обратил пристальное внимание на развитие математической логики и настаивал на обязательности знакомства философов с работами Джорджа Буля, Уильяма С.Джевонса и других. Смирнов склонялся к эмпирическому истолкованию законов логики. Он считал задачей общей теории эстетики изучение того, «что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими». Излагая эстетическую теорию музыки, он указывал, что в действие на нас музыки входит, с одной стороны, чисто физиологический элемент — возбуждение нервной системы, а через неё и мускульной и сосудистой, а с другой — психологический элемент, как чисто чувственного характера, так и умственного и особенно эмоционального. Сочинения: Философия Беркли. Исторический и критический очерк. — Варшава: Типография варшавского учебного округа № 487, 1873; О сознании и бессознательных духовных явлениях. — Казань, 1875; Механическое мировоззрение и психическая жизнь. — Казань, 1877; Английские моралисты. — Казань, 1880; Об аксиомах геометрии, в связи с учением негеометров о пространстве разных форм и многих измерений. — Казань, 1884; Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства. — Казань, 1894; Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве. Физиологические и психологические основания красоты и их приложение к эстетической теории музыки и живописи. Выпуски1—2. — Казань, 1894—1900; Публичные лекции по философии наук. Основные понятия и методы наук физико-математических. — Казань, 1896; О воспитании чувств. — Казань, 1902. Литература: Смирнов, Аполлон Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Алексеев П.В. Философы России XIX—XX столетий (Биографии, Идеи, Труды), 4-е издание — Москва: Академический Проект, 2002.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку